Толкования на Мф. Ключевые стихи из библии


Отвечает Василий Юнак, 11.06.2007


466. Николай (jah69@???.donpac.ru) пишет: "Сегодня прочитал Вашу рассылку 122 от 2003-02-18, в которой был задан вопрос: "Откуда "приходит" душа при рождении человека и куда она "уходит" после его смерти?". Помогите разобраться. А как Вы понимаете
1) (Евангелие от Матфея глава 22 ст.31-32)
2) (Евангелие от Луки глава 23 ст.43)
Как понимать "Бог живых"? Если посмотреть в Ветхий завет (Исх 3, 6), то (Авраам Исаак Иаков) были мертвы к тому моменту когда Бог говорил с Моисеем, а Иисус сказал - "... Бог не есть Бог мертвых, но живых." Ведь у нас есть уже сложившееся представление что значит быть живым - это чувствовать. А люди жившие тогда в определении жизни ни чем от нас не отличались. Значит из выше сказанного следует по словам Иисуса, (а кому как ни ему лучше знать) что (Авраам, Исаак, Иаков) были живы к моменту когда Бог говорил с Моисеем. Или выходит, что после смерти человек превращается в прах (т.е. разложившись на простейшие элементы в следствии гниения плоти становится землей или пищей растениям итд) которому Бог естественно не нужен. Но тогда получается противоречие, преступник ныне будет в раю а (Авраам, Исаак, Иаков) превратились в прах. И во втором случае как понимать "...ныне же будешь со Мною в раю." И если сопоставить 1 и 2 то после смерти какая-то субстанция (не важно какая) попадает на небеса где она находится в живом состоянии.
В общем получилось запутанно, но вроде старался ясно излагать мысли. Вовсе не собираюсь вступать с Вами в теологический спор, да и для веры выше сказанное не имеет особого значения. Но все таки было бы интересно услышать Ваше мнение."

Дорогой Брат Николай, во первых, хочу напомнить один весьма важный момент, который упускают из виду очень многие читатели Библии. В священном Писании есть множество текстов, так или иначе затрагивающих интересующую нас тему. Но далеко не все эти тексты отвечают на заданный вопрос прямо. Потому, один важный принцип исследования Писаний - собрать воедино все тектсы Священного Писания, говорящие на интересующую нас тему, и из них, как из мозаики, собирать цельную картину. Да, всегда мы сможем находить нечто "неудобовразумительное", как это обозначил апостол Петр (), но это совершенно не значит, что мы не можем знать полноты истины.

Итак, давайте посмотрим на предложенные Вами тексты. Иногда нам нужно читать немного шире, чтобы понять контекст.

Обратите внимание, что Господь через апостола Павла утверждает об Аврааме, Исааке и Иакове, равно как и о других героях веры, упомянутых в этой главе, что хотя они все и стремились достичь обещанного им города небесного, но они умерли не получив обетования, ЧТОБЫ ОНИ НЕ БЕЗ НАС достигли этого города. Что значит "не без нас"? Это значит, что они попадут в небесный город ТОЛЬКО ВМЕСТЕ с нами, живущими в последнее время. В другом месте апостол Павел описывает это так, говоря о том же воскресении:

"Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами" ().

Этот текст также четко показывает, что все верные дети Божьи будут воскресены вместе во время второго пришествия Христа в конце земной истории. Никто не будет идти раньше других (за исключением тех троих, которые особо отмечены в Библии - Енох, Моисей, Илия) в царство небесное, но все попадут туда одновременно. Есть и другие тексты в Писании, которые свидетельствуют о том же, но мы не будем здесь перечислять всех их.

Приведу только еще один текст по сути вопроса: "(как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее" (). Заметьте, что апостол Павел говорит о способности Бога животворить, то есть воскрешать, и потому он связывает это качество Бога с Его действием, при котором Бог называет НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ, то есть в нашем случае Авраама, Исаака и Иакова, как СУЩЕСТВУЮЩЕЕ, потому что Он планирует животворить, то есть воскресить их в будущем.

Эти три текста показывают, что Христос на кресте умер в тот же вечер, причем, сознательно зная, что Он умирает сразу же после произнесения этого обещания распятому разбойнику (ср ). Такая скорая смерть Христа удивила Пилата и воинов, перебивавших голени распятым. Почему? Потому что распятые обычно мучились на кресте по нескольку дней. Это знали все, в том числе и разбойник, и сам Христос. Итак, мог ли Иисус ИСТИННО ГОВОРИТЬ, что разбойник НЫНЕ ЖЕ, то есть В ТОТ ЖЕ САМЫЙ ДЕНЬ будет с Ним в раю? Нет, конечно же. Ни логика вещей, ни текст Священного Писания этого не подразумевают. И даже традиционные верования христиан расходятся в этом, так как многие полагают, что душа после смерти еще некоторое время якобы ходит где-то поблизости. Правда, эти традиционные верования настолько запутанны, что в них есть гораздо больше противоречий, чем в ясном учении Священного Писания о смертности души и о бессознательном состоянии умерших.

Полагаю, что эти исследования укрепят Вашу уверенность в истинности учения Священного Писания.

Читайте еще по теме "Смерть, рай и ад, душа и дух":

22 Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.
(Матф.8:22)

6 Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом.
(1Пет.4:6)

Мы, конечно же, прекрасно знаем, что мертвые не могут хоронить или слушать, когда им говорят (благовествуют). В духовном мире (в библейском понимании) жизнь и смерть имеют другое значение, нежели мы привыкли слышать в реальной жизни. Библейская жизнь – это приближение к Богу, возможность общаться с Ним и бывать в Его присутствии, а смерть – это, наоборот, отдаление от Бога, когда мы не можем быть рядом с Ним.

Такое значение жизни и смерти справедливо для всех существ, живущих в реальном и духовном мирах.

Библия однозначно указывает на своеобразное естество человека:

23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
(1Фесс.5:23)

Мы живем временно в материальном теле, имеем душу (воля, разум, желания, эмоции, что составляет наше «Я») и дух (интуиция, совесть, или, так называемое многими, «шестое чувство» или «подсознание», вряд ли кто осознает, что это признаки существования у нас духа).

Духовный мир – это основная среда нашего обитания, а реальный мир – только этап развития души и духа человека. И сотворены мы, прежде всего, духовными существами.

В этом состоит один из многих пунктов нашего подобия Богу:

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
(Быт.1:26)

Сущность Бога:

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:24)

Мы видим, что поклоняться, а следовательно, и общаться с Богом можно только в «духе», т. е. через наш дух.

! Дух человека – это связь с духовным миром и с Самим Богом.

При внимательном рассмотрении описания сотворения мира в Библии видно, что человек создан из «праха земного»:

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
(Быт.2:7)

Это описание сотворения тела человека.

Аналогично создано все на земле, т. е. в реальном мире:

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
(Быт.2:19)

Земля и прах земли – это элементарные частицы (электроны, протоны, нейтроны, микроэлементы и т. д., словом конструктор), из которых по конкретной закономерности (таблица Менделеева) собраны атомы, молекулы и все остальное в трехмерном пространстве реального мира.

Как иначе можно было объяснить людям в двух словах о целом научном направлении в физике элементарных частиц, которое возникло лишь в двадцатом веке?

! Библия – это клад сокрытых тайн и открытий!

Далее Бог «вдунул в лице его дыхание жизни» и только после этого человек стал «душою живою». Так появилась наша душа, которая не состоит из элементарных частиц, т. е. имеет нематериальное происхождение, и ее нельзя увидеть или потрогать руками. Она стала живой после того, как Бог «вдунул» в человеческое тело жизнь. Чтобы человек мог общаться с Богом-Духом и видеть духовный мир, Бог поместил душу в духовное тело-дух, так было закончено образование человеческого духа и души – истинного существа человека.

Теперь человек (душа) обрел способность жить в материальном теле и одновременно через первозданный дух естественным образом общаться с Богом и быть приближенным к Нему. Человек явно видел, как реальный, так и духовный миры и мог общаться с духовными существами:

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме (в реальном мире, прим. автора) на востоке, и поместил там человека, которого создал.
(Быт.2:8)

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря (Адам явно слышал Бога через свой дух и общался с Ним, прим. автора): от всякого дерева в саду ты будешь есть,
(Быт.2:16)

! Едем – это духовный мир высших измерений.

Как в реальном мире есть несколько измерений: одномерное, двумерное и трехмерное, так и в духовном их много.

Библия разграничивает их на «небеса» и более низкие «поднебесья» и земля (как реальный мир):

6 Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их (в духовном мире, прим. автора), землю и все, что на ней, моря и все, что в них (реальный мир, прим. автора), и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются.
(Неем.9:6)

12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего , против духов злобы поднебесной.
(Еф.6:12)

Бог обитает в высших измерениях:

15 призри от святого жилища Твоего, с небес, и благослови народ Твой, Израиля, и землю, которую Ты дал нам — так как Ты клялся отцам нашим [дать нам] землю, в которой течет молоко и мед.
(Втор.26:15)

16 единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь.
(1Тим.6:16)

Он и Его «воинство небесное» — ангелы могут без препятствий переходить в нижние измерения: поднебесье и реальный мир. А существа из нижних измерений не могут перейти в более высшие.

Так силы тьмы обитают в поднебесье (Еф. 6:12) и не могут проникнуть в небесные сферы, но могут влиять, производить действия и переходить в реальный мир – среду обитания людей.

Бог и ангелы Божьи могут находиться во всех измерениях, видеть и слышать все. Современные люди же не могут самостоятельно (без помощи Бога или сил тьмы) переходить в высшие измерения. А человек с первозданным духом, как и ангелы, мог быть везде, и потому, без проблем, общаться и видеть Бога (духом находился одновременно и в «духовном Едеме»).

Таким образом, совершенно точно и простым языком, доступным для всех людей разных эпох развития, в Библии изложено материальное происхождение тела и нематериальное (принадлежащее духовному миру) происхождение души и духа.

Так человек получил удивительную способность получать информацию в свой разум (наша душа) параллельно из двух источников: из реального мира через материальные уши, глаза, тело и из духовного мира через наш дух (многие называют это «шестым чувством» или «из космоса»).

На самом деле эта информация идет не от какого-то неясного и туманного источника (энергетическое поле, космос и т. п.), а непосредственно из духовного мира через наш дух.

Другими словами, трехмерный реальный мир находится внутри многомерного духовного мира, что с триумфом доказали ученые-физики и математики. Это не секрет в наше время и об этом знает любой образованный человек.

Заметьте, что мысли в нашей голове (в разуме, имеющем нематериальное духовное происхождение) не все мысли принадлежат нашей душе, не все мысли родились в нашем разуме. Из-за этого очень часто человек (точнее его душа) просто ужасается: откуда у него возникают порою непристойные и неприсущие ему мысли. Ответ простой: из духовного мира, о котором многие даже и не подозревают, часто по неведению попадая в сложные ситуации.

Многие считают, что все мысли в их головах принадлежит им, но Библия дает однозначный ответ, что не все:

3 Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
(Деян.5:3)

В Библии «сердце» — сущность нашего «Я», т. е. – душа и дух. В данном случае источником из духовного мира являлись силы тьмы, из-за которых мы часто страдаем.

Всего источников в духовном мире два: от Бога (послушавшись этой мысли, как бы невзначай возникшей в нашем разуме, мы получаем что-то очень хорошее; так было сделано большинство позитивных открытий) и от сил зла или тьмы (от сатаны):

30 Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.
(Матф.12:30)

В духовном мире нет середины: кто не с Богом, тот однозначно против Него (силы тьмы). Т. е. источника всего два.

Сейчас мы не можем явно видеть духовный мир, т. к. Бог отделил нашу душу от духа:

12 Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
(Евр.4:12)

Это сделано для того, чтобы человек не наделал массу грехов в духовном мире, за которые приходят очень тяжелые последствия, и чтобы мы верою и под управлением Бога могли обрести спасение в духовном мире, когда туда попадем после гибели нашего тела.

! Что же делать? Как обрести святость и возможность духовного общения с Богом?

Выход уже давно с непостижимой любовью приготовил Бог, послав на землю Своего Сына Иисуса Христа, Своею Кровью искупившего всех нас. И выбор только за нами.

Для каждого человека есть путь, который описан в Библии:




(Иоан.3:3-7)

Абсолютно ясно и понятно, что можно стать живым для Бога только в одном случае: если родиться свыше (или родиться в духовный мир для общения и жизни с Богом). Здесь говориться о духовном воскресении из духовно мертвых.

Идет конкретное разделение рождения тела человека (…рожденное от плоти есть плоть…) от рождения или преобразования нашего духа (…рожденное от Духа есть дух…).

Как это происходит?

Заметьте, что такое изменение нашего духа производит непосредственно Бог в духовной сфере: мы «рождаемся» от Духа («Дух» с большой буквы – это говорится о Духе Святом, «дух» — с маленькой буквы, подразумевается дух человека).

Дух Святой преобразует наш человеческий дух в соответствии со стандартами Бога:

1 Пророческое слово Господа об Израиле. Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него, говорит:
(Зах.12:1)

14 и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь.
(Иез.37:14)

Значит, теперь человеческий дух может находиться рядом с Богом, становится «чистым» по Божьим меркам и, следовательно, святым в духовном мире!

Святым (или рожденным от Бога) не в реальном мире, а в духовном. Поэтому в Библии (в Новом Завете) всех рожденных свыше (только истинно рожденных) называют святыми:

32 Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.
(Деян.9:32)

3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
(Тит.2:3)

Павел говорит это Титу потому, что сразу многие еще продолжают беспорядочно жить, клеветать, пьянствовать, т. е. грешат, но их дух в духовном мире остается святым (или приспособленным для жизни с Богом).

Так же и Петр наставляет, чтобы в реальном мире верующие тоже научились жить достойно святым (не грешить, а если это произойдет, то покаянием через Иисуса Христа очиститься от греха):

16 Ибо написано: будьте святы, потому что Я (Бог – прим. автора) свят.
(1Пет.1:16)

Из-за того, что мы не можем ощущать духовный мир своими телесными органами чувств, это преобразование духа для человека проходит неявно (незаметно) для нас. Духовный мир в этом случае остается еще закрытым (чтобы рожденные свыше не превозносились над другими людьми, получив огромные преимущества и власть в духовном мире от Бога; чтобы не наделали массу грехов еще и в духовном мире, использовав явный доступ туда и не зная как там себя вести).

Но зато рожденные свыше начинают отчетливее воспринимать и различать всевозможные действия из духовного мира:

3 Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия.
4 Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
6 Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.
(Иоан.3:3-7)

Так дух всех пророков Ветхого Завета был изменен свыше:

11 Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего,
(Ис.63:11)

11 Есть в царстве твоем муж, в котором дух святаго Бога; во дни отца твоего найдены были в нем свет, разум и мудрость, подобная мудрости богов, и царь Навуходоносор, отец твой, поставил его главою тайноведцев, обаятелей, Халдеев и гадателей, — сам отец твой, царь,
(Дан.5:11)

Т. е. дух этого человека изменен и соответствует стандартам Бога.

Пророки имели возрожденный дух, слышали Бога и передавали Его слова народу (эта способность в Библии называется пророчеством):

12 И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа.
(Зах.7:12)

21 И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века.
(Ис.59:21)

Таким образом, рожденные свыше, живя на земле, вынуждены двигаться в духовном мире «в полуслепую», надеяться только на Бога и полностью зависеть от Него, т. е. жить верою — это уверенность в невидимом

1 Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.
(Евр.11:1)

Как различать духов и двигаться в духовном мире верою, согласно стандартам Бога, подробно описано в Новом Завете и это отдельная большая тема для изучения в церкви, которую мы сейчас не затрагиваем.

Остановимся на главном: как родиться свыше

В ключевом месте Писания по нашей теме сказано:

5 Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.
(Иоан.3:5)

Что такое рождение от воды? Это не водное крещение, а рождение. Посмотрим внимательно, какое значение имеет слово «вода» в Библии:

1 И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца.
(Откр.22:1)

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
(Иоан.7:38)

13 Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой».
(Иер.17:13)

6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
(Откр.21:6)

17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
(Откр.22:17)

! Что же это за вода, которую любой, кто пожелает, может брать даром, которая течет и от Престола Божьего и из чрева людей, но только тех, кто верит в Бога?

Вода – это символ Слова Божьего, Его Слово – от Престола и Его истинные служители на земле будут говорить Его Слово, подтвержденное Библией (написанным Словом Бога) – это из их «чрева потекут реки воды живой», из духа верующих людей, рожденных от Бога с измененным духом и знающих Его. И самое главное эта «вода-Слово» дает жизнь.

Что дает жизнь по Писанию:

17 В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.
(Рим.1:17)

6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
(Рим.10:6)

! Мы видим, что жизнь дает вера в Бога!

Человек становится живым или оживает для Бога только через веру!

Человек в Новом Завете становится праведником через веру (…А праведность от веры…)! И после своего «оживления» он живет также благодаря вере (В нем открывается правда Божия от веры в веру) и исполняя Его Слово

21 Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.
(Лук.8:21)

Итак, рождение от воды – это когда человек слышит Слово Божье, благодаря которому в нем рождается вера

17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
(Рим.10:17)

Вера в Бога, именно настоящая вера, хоть на мгновение, она захватывает человека и в нем происходит «озарение» истины, что Бог реален. Происходит рождение от воды, т.е. первое условие рождения свыше, но не достаточное. Необходимо еще рождение от Духа Святого. Как его получить? Очень просто: нужно еще вслух сказать слова, которыми мы спасемся от ада и смерти, перейдя от смерти в жизнь

14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти.
(1Иоан.3:14)

14 он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
(Деян.11:14)

Это второе условие рождения свыше. Вчитайтесь внимательно в другие места Писания:

9 Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
(Рим.10:9)

Для рождения от Духа Святого необходимо наше устное согласие, что мы избираем своим Наставником и Руководителем в этой жизни и следующей Иисуса Христа не по принуждению, а по искреннему желанию своего сердца (это и есть «слова, которыми спасетесь» — примечание автора) и сердцем твоим веровать (первое условие – рождение от воды, прим. автора), что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься

10 потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.
(Рим.10:10)

10 потому что сердцем веруют к праведности (первое условие – рождение от воды), а устами исповедуют ко спасению (второе условие для рождения от Духа Святого)

11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
(Рим.10:11-13)

Обратите внимание, что в этих словах должен быть призыв Господа Иисуса Христа в нашу жизнь (кто призовет имя Господне), мы должны лично попросить Его быть нашим руководителем и наставником: и в этой и в духовной жизни.

…исповедовать Иисуса Господом…, Господом — значит господином или руководителем

И кто произносит такие слова, тот принимает Иисуса, и тогда Дух Святой (при выполнении вышеизложенных двух условий) преобразует наш человеческий дух по стандартам Бога Отца и только тогда мы сможем находиться возле Самого Бога!

13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
(Еф.1:13)

30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.
(Еф.4:30)

Таким образом на Небесах заключается Договор между человеком и Богом, где с одной стороны своими устами (словами «которыми спасется» и желает жить в Небесном государстве, где правит Бог) человек ставит свою «духовную» – его слова слышат свидетели-люди и невидимые нами духовные существа, с другой стороны при выполнении всех условий рождения свыше – Дух Святой «запечатлевает», ставит печать и заносит имя человека в Книгу Жизни или Книгу Агнца (книга Небесного гражданства).

Т.е. оформляются «метрики», в которых прописывается, что Всемогущий Бог не просто дает нам Небесное гражданство, без которого ни одна душа умирающего на земле человека не может пересечь «границу» Небесного царства и отправляется в «камеру предварительного заключения до Суда Божьего» — это ад, но усыновляет человека, делая его родным Себе, принимает его в Свою царскую семью, а значит, дарует звание царевичей в Его семье!

! Он дарит нам высочайшую привилегию не просто перейти от смерти в жизнь, не просто войти в Царство Бога и быть Его подданным еще при жизни на земле, но самое главное – быть сыном или дочерью Самого Бога!


(Иоан.1:12)

т.е. рожденные от Бога-Духа Святого становятся усыновленными детьми Бога Всевышнего — примечание автора.

2 Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
(1Иоан.3:2)

16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии.
(Рим.8:16)

И даже не просто усыновленные дети Бога, но наследники , т.е. становимся детьми Царя Небес и наследуем царскую власть от Бога вершить Его дела на земле и на Небе:

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
(Иоан.1:12)

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.
(Матф.9:8)

1 И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь.
(Матф.10:1)

19 се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам;
(Лук.10:19)

8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
(2Кор.10:8)

10 и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.
(Откр.5:10)

статус царевичей Бога для выполнения Его поручений на земле во всех сферах жизни людей, для этого дана власть.

12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
(2Тим.2:12)

12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
(1Пет.2:12)

т.е. для определенной работы на земле дана царская власть от Бога

36 Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.
(Иоан.18:36)

рожденные свыше, имеющие царскую власть в духовном мире при жизни на земле – как имел Иисус.

Поэтому рожденные свыше получают не только Небесное гражданство и, живя на земле, уже принадлежат Небесам и имеют там дома и прописку:

2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
(Иоан.14:2,3)

Но и получают царскую власть в соответствии своему уровню и положению в духовном мире на основании усыновления и приема в Божью семью.

Все это дается человеку бесплатно, т.к. Иисус заплатил за наше будущее Своей Кровью на Голгофе и только по Его милости — эти привилегии даются всем, кто пожелает быть подданным Иисуса Христа в Его Небесном Царстве совершенно бесплатно

Чтобы никто не мог похвалиться, что он попал на Небеса не из-за милости Бога, а заслужил своими делами, деньгами (индульгенции) или властью на земле:

4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, —
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:4-9)

Поэтому спасение человека не зависит не от его положения, грехов, расы, преступлений, богатства, власти, любых религиозных дел и т.д. А только от желания и веры самого человека, от его выбора – решать человеку, пока он живет на земле.

! Бог со Своей стороны уже давно все решил и сделал через Бога Сына Иисуса Христа, пришедшего на землю во плоти человека, т.е. с Его стороны лично Ваш Договор уже подписан Кровью Христа, выбор – за вами, торопитесь, пока находитесь в земном теле.

Вот оно полноценное рождение свыше, которое включает в себя рождение от «воды» и от Духа Святого.

Без этого рождения ни один человек не войдет в Царство Бога и не сможет находиться в Его присутствии, как бы люди ни хотели, чтобы они не придумывали (как: отпевания мертвых в церкви или питье рюмочки водки «за упокой» с традиционными словами: «Царство ему Небесное…»).

Еще раз обратите, пожалуйста, свое внимание на то, что, никакие другие действия или молитвы не «пошлют» душу человека в Царство Бога, потому что никто кроме Самого Бога не знает путь в Царство Бога!

А Бог через свое Слово-Библию и через своих истинных служителей указывает на единственный путь на небеса – это рождение свыше!

Не упустите свой шанс!

Найдите людей, которые помогут вам сказать эти слова, которыми спасетесь! Иначе ничто и никто не спасет вас, когда вы покинете свое земное тело и перейдете в духовный мир. Это можно сделать только при жизни на земле и исключительно по воле самого человека!

Тем более Бог уже все приготовил для спасения любого человека ценою пролитой Крови Иисуса Христа.

! Иисус был распят за вас и вместо вас!

Бог Отец заплатил огромную цену за ваше спасение Кровью Своего Единственного Сына

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Иоан.3:16)

Бог уже заплатил за вас Кровью Иисуса. Вам нужно всего лишь поверить и принять Иисуса вместе с вечной жизнью абсолютно даром и бесплатно!

Не важно, что вы делали до рождения, какие были ваши дела, плохие они или хорошие, или что о вас думают люди. Важно, что о вас думает Бог!

Бог начнет открывать вам сначала через своих служителей, а затем непосредственно вам, как уже не просто людям, а рожденным от Него детям Божьим! Поэтому вы должны найти церковь, исповедующую Иисуса своим Господом. В ней обитает любовь христиан, за нее умер Иисус

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
(Еф.5:25-27)

Только там вам помогут познать истины Слова Божьего и не только войти в Небесное Царство, но и жить под Его покровительством на земле!

епископ Диоклийский Каллист (Уэр)

В Символе веры не сказано: «Верую, что Бог существует», но сказано: «Верую во единого Бога». «Вера, что» и «вера в» отличаются между собой решающим образом. Я могу верить, что кто-то или что-то существует, однако эта вера не имеет никакого практического значения для моей жизни. Я могу открыть телефонный справочник на фамилию Уиган и просмотреть все имена, указанные на данной странице; и по прочтении я готов поверить, что некоторые (или даже большинство) из этих людей действительно существуют. Но лично никого из них я не знаю, с Уиганом никогда даже не встречался, и поэтому моя вера в то, что они существуют, не имеет для меня никакого особого значения.

С другой стороны, когда я говорю горячо любимому другу: «Я верю в тебя»,- то совершаю гораздо больше, нежели просто выражаю убежденность в том, что этот человек существует. «Я верю в тебя» означает: я обращен к тебе, я полагаюсь на тебя, я полностью доверяю тебе и я надеюсь на тебя. Именно это мы говорим Богу в Символе веры.

Вера в Бога, таким образом, абсолютно не похожа на то, что называется логической очевидностью, с которой мы воспринимаем евклидову геометрию. Бог не есть вывод по результатам мыслительного процесса, не решение математических задачи. Верить в Бога не принимать возможность Его существования на основании того, что некий теоретический довод «доказал» нам, но это значит верить в Того, которого мы знаем и любим. Вера не есть предположение, что что-то, возможно, истинно, но уверенность, что кто-то существует.

Поскольку вера не есть логическая очевидность, а личное отношение, и поскольку это личное отношение настолько несовершенно в каждом из нас и нуждается в постоянном развитии, вера никоим образом не может существовать об руку с сомнением. Но два эти понятия не являются взаимоисключающими. Вероятно, есть такие люди, Божьей милостью сохраняющие всю свою жизнь младенческую веру, которая позволяет им безропотно принимать все, чему их научили. Однако для большинства живущих сегодня на Западе такое отношение просто невозможно. Мы должны сами кричать: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Для многих из нас это напомнит молитву, постоянно возносимую нами вплоть до врат смерти. И в то же время сомнение само по себе не есть недостаток веры. Оно может означать обратное: то, что наша вера жива и непрестанно растет. Поскольку вера значит не пресыщение, а риск, не бег от незнания, а уверенное продвижение на встречу ему. Касательно этого вопроса каждый православный христианин с готовностью примет как свои слова епископа Д. Робинсона: «Акт веры есть постоянный диалог с сомнением». И как правильно говорит Томас Мертон: «Вера - это источник вопрошания и борьбы, пока она не станет источником уверенности и мира».

Таким, образом, вера означает личное отношение с Богом, отношение несовершенное и неуверенное, однако не менее реальное. Бога познавать надо не как теорию или отвлеченный принцип, но как Личность. Знать личность - гораздо больше, чем знать факты об этой личности. Знать личность - это, по сути, любить ее. Не может быть истинного осознания другой личности без взаимной любви. Мы ничего по-настоящему не знаем о тех, кого ненавидим. Вот два наименее обманчивых пути свидетельствования о Боге, Который превосходит наше понимание: Он есть Личность, и Он есть Любовь. И это два основных пути говорения о Боге. Именно через личную любовь мы входим в тайну Бога. Как сказано в сборнике «Облако незнания»: «Его можно возлюбить, но не помыслить. Любовью Его можно поймать и удержать, но мыслью - никогда».

Быт 17:18 ...И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!..
Быт 20:7 ...ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив ;..
Быт 31:32 ...[И сказал Иаков:] у кого найдешь богов твоих, тот не будет жив ;..
Быт 43:7 ...говоря: жив ли еще отец ваш? есть ли у вас брат?..
Быт 43:27 ...жив ли еще он?..
Быт 43:28 ...еще жив ...
Быт 45:3 ...жив ли еще отец мой?..
Быт 45:26 ...и известили его, сказав: Иосиф [сын твой] жив ...
Быт 45:28 ...и сказал Израиль: довольно [сего для меня], еще жив сын мой Иосиф;..
Быт 46:30 ...ибо ты еще жив ...
Лев 18:5 ...которые исполняя, человек будет жив ...
Чис 14:21 ...но жив Я, [и всегда живет имя Мое,]...
Чис 21:8 ...ужаленный, взглянув на него, останется жив ...
Чис 21:9 ...он, взглянув на медного змея, оставался жив ...
Втор 4:25 ...и, долго жив на земле, вы развратитесь...
Втор 4:33 ...и остался жив , как слышал ты?..
Втор 4:42 ...и чтоб, убежав в один из этих городов, остался жив :..
Втор 5:24 ...и сей остается жив ;..
Втор 16:20 ...дабы ты был жив и овладел землею,..
Втор 19:4 ...И вот какой убийца может убегать туда и остаться жив :..
Суд 8:19 ...Жив Господь!..
Руфь 3:13 ...жив Господь! Спи до утра...
1Цар 14:39 ...ибо, – жив Господь, спасший Израиля, –..
1Цар 14:45 ...Жив Господь, и волос не упадет с головы его на землю,..
1Цар 19:6 ...и поклялся Саул: жив Господь, Давид не умрет...
1Цар 20:3 ...но жив Господь и жива душа твоя!..
1Цар 20:12 ...И сказал Ионафан Давиду: жив Господь Бог Израилев!..
1Цар 20:14 ...Но и ты, если я буду еще жив , окажи мне милость Господню...
1Цар 20:21 ...и, жив Господь, ничего тебе не будет ...
1Цар 25:26 ...И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя,..
1Цар 25:34 ...Но, – жив Господь Бог Израилев,..
1Цар 26:10 ...И сказал Давид: жив Господь!..
1Цар 26:16 ...жив Господь! вы достойны смерти...
1Цар 28:10 ...говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело...
1Цар 29:6 ...И призвал Анхус Давида и сказал ему: жив Господь!..
2Цар 1:10 ...ибо знал, что он не будет жив после своего падения;..
2Цар 2:27 ...И сказал Иоав: жив Бог!..
2Цар 4:9 ...и сказал им: жив Господь, избавивший душу мою от всякой скорби!..
2Цар 12:5 ...и сказал Нафану: жив Господь!..
2Цар 14:11 ...И сказал царь жив Господь!..
2Цар 15:21 ...и сказал: жив Господь, и да живет господин мой царь:..
2Цар 18:14 ...который был еще жив на дубе...
2Цар 19:6 ...что если бы Авессалом остался жив , а мы все умерли,..
2Цар 22:47 ...Жив
3Цар 1:29 ...и сказал: жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды!..
3Цар 2:24 ...ныне же, – жив Господь, укрепивший меня...
3Цар 17:1 ...Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!..
3Цар 17:12 ...Она сказала: жив Господь Бог твой!..
3Цар 17:23 ...и сказал Илия: смотри, сын твой жив ...
3Цар 18:10 ...Жив Господь Бог твой!..
3Цар 18:15 ...И сказал Илия: жив
3Цар 20:32 ...Тот сказал: разве он жив ?..
3Цар 22:14 ...И сказал Михей: жив Господь!..
4Цар 2:2 ...Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 2:4 ...И сказал он: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 2:6 ...И сказал он: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 3:14 ...И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою!..
4Цар 4:30 ...И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 5:16 ...И сказал он: жив Господь, пред лицем Которого стою!..
4Цар 5:20 ...Жив Господь! Побегу я за ним, и возьму у него что-нибудь...
4Цар 10:19 ...А всякий, кто не явится, не останется жив ...
2Пар 18:13 ...И сказал Михей: жив Господь, –..
Есф 4:11 ...останется жив ...
Иов 19:25 ...А я знаю, Искупитель мой жив , и Он в последний день...
Иов 27:2 ...жив Бог, лишивший меня суда,..
Пс 17:47 ...Жив Господь и благословен защитник мой!..
Пс 145:2 ...Буду восхвалять Господа, доколе жив ;..
Иер 4:2 ...И будешь клясться: жив Господь!>...
Иер 5:2 ...Хотя и говорят они: жив Господь!>,..
Иер 12:16 ...чтобы клясться именем Моим: жив Господь!>,..
Иер 16:14 ...когда не будут уже говорить: жив Господь,..
Иер 16:15 ...но: жив Господь,..
Иер 21:9 ...тот будет жив , и душа его будет ему вместо добычи;..
Иер 23:7 ...когда уже не будут говорить: жив Господь,..
Иер 23:8 ...но: жив Господь,..
Иер 38:2 ...а кто выйдет к Халдеям, будет жив ,..
Иер 38:2 ...и он останется жив ...
Иер 38:16 ...говоря: жив Господь, Который сотворил нам душу сию,..
Иер 38:17 ...и ты будешь жив , и дом твой;..
Иер 44:26 ...говорящего: жив Господь Бог!>...
Иез 3:18 ...чтобы он жив был,..
Иез 3:21 ...то и он жив будет, потому что был вразумлен,..
Иез 18:9 ...то он праведник, он непременно будет жив , говорит Господь Бог...
Иез 18:13 ...то будет ли он жив ?..
Иез 18:13 ...Нет он не будет жив ...
Иез 18:17 ...он будет жив ...
Иез 18:19 ...он будет жив ...
Иез 18:21 ...жив будет, не умрет...
Иез 18:22 ...в правде своей, которую будет делать, он жив будет...
Иез 18:23 ...Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив ?..
Иез 18:24 ...будет ли он жив ?..
Иез 18:28 ...он будет жив , не умрет...
Иез 20:11 ...исполняя которые человек жив был бы через них;..
Иез 20:13 ...исполняя которые человек жив был бы через них,..
Иез 20:21 ...не исполняли того, что исполняя, человек был бы жив ,..
Иез 33:11 ...но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был...
Иез 33:13 ...Когда Я скажу праведнику, что он будет жив ,..
Иез 33:15 ...то он будет жив , не умрет...
Иез 33:16 ...он будет жив ...
Иез 33:19 ...и стал творить суд и правду, он будет за то жив ...
Ос 4:15 ...и не клянитесь: жив Господь!>...
Ам 8:14 ...и говорят: жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!> –..
Ам 8:14 ...и говорят: жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!> –..
Авв 2:4 ...а праведный своею верою жив будет...

Мк 16:11 ...но они, услышав, что Он жив и она видела Его, –..
Лк 24:23 ...которые говорят, что Он жив ...
Деян 25:19 ...о Котором Павел утверждал, что Он жив ...
Рим 1:17 ...как написано: праведный верою жив будет...
Рим 7:1 ...что закон имеет власть над человеком, пока он жив ?..
Рим 8:10 ...но дух жив для праведности...
Рим 10:5 ...исполнивший его человек жив будет им...
1Кор 7:39 ...Жена связана законом, доколе жив муж ее;..
2Кор 13:4 ...Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею;..
Гал 3:11 ...потому что праведный верою жив будет...
Гал 3:12 ...но кто исполняет его, тот жив будет им...
Евр 7:25 ...будучи всегда жив , чтобы ходатайствовать за них...
Евр 9:17 ...оно не имеет силы, когда завещатель жив ...
Евр 10:38 ...Праведный верою жив будет;..
Откр 1:18 ...и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь;..
Откр 2:8 ...Который был мертв, и се, жив :..
Откр 3:1 ...ты носишь имя, будто жив , но ты мертв...
Откр 13:14 ...который имеет рану от меча и жив ...

Иудф 2:12 ...Ибо жив я, – и крепко царство мое:..
Иудф 13:16 ...Жив Господь, сохранивший меня в пути, которым я шла!..
Сир 33:21 ...Доколе ты жив и дыхание в тебе, не заменяй себя никем;..
Тов 5:3 ...я дам ему плату, пока еще жив , и ступайте за серебром...
Тов 7:4 ...Они отвечали: жив и здоров...
Тов 8:12 ...пошли одну из служанок посмотреть, жив ли он;..
Тов 8:14 ...И выйдя объявила им, что он жив .


Сделайте доброе дело, помогите вашим друзьям узнать о данной симфонии. Оставьте ссылку на эту страницу в соц.сетях или на вашем сайте.

Свт. Иоанн Златоуст

Прп. Иустин (Попович)

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 31-33 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»? Бог не есть Бог мертвых, но живых. И, слыша, народ дивился учению Его

Для доказательства истины воскресения Он мог воспользоваться другими более ясными примерами, из которых один такой: Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела (Ис. 26:19) ; и в другом месте [говорится]: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12:2) . Потому спрашивается, по какой причине Господь захотел предпочесть это свидетельство, которое кажется сомнительным, или недостаточно относящимся к истине воскресения: Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх. 3:6) , и, произнеся это, Он как бы подтвердил то, что хотел, и прибавил непосредственно вслед за тем: Он не есть Бог мертвых, но живых. Даже окружавшие его толпы, познавая тайну этого места (rei), удивились учению Его и ответам. Мы сказали выше, что саддукеи, не исповедуя веры ни в ангела, ни в духа, ни в воскресение мертвых, проповедовали также погибель души. Они принимали только пять книг Моисеевых, отвергая учения пророков. Поэтому было неразумно приводить свидетельства из тех (inde) книг, обязательного значения которые они не признавали. Затем для доказательства вечности душ [то есть бессмертия] Он приводит место из Моисея: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бога Иакова , и непосредственно прибавляет: Он не есть Бог мертвых, но живых с той целью, чтобы после доказательства продолжения жизни душ по смерти (ибо невозможно, чтобы Бог был Богом несуществующих), последовательно привести и к воскресению тел, которые вместе с душами делали доброе или злое. Апостол Павел более подробно исследует это место в последней части первого послания к Коринфянам (1 Кор. 15:12-56) .

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Ст 31-32: О воскресении же мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Несть Бог Бог мертвых, но (Бог) живых

О воскресении же мертвых несте ли чли реченнаго вам Богом, глаголющим: Аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль

Так как они ссылались на Моисея, то и Он заставляет их молчать Писанием Моисеевым. Вышеприведенные слова написаны в книге Исход (3:6). Вникни только в смысл: «Я Бог Авраама, Исаака и Бог Иакова», – не совершенно умерших, если бы они совершенно умерли, то сказал бы: «Я был Богом», – а так как сказал: Аз есмь Бог Авраамов и т. д., то показал, что Он Бог имеющих воскреснуть. Как Адам, хотя и жив был после вкушения от известного дерева, но в тот день, в который вкусил, умер вследствие осуждения на смерть, – так и они, хотя умерли, однако живы были вследствие обещания воскресения.

Несть Бог Бог мертвых, но (Бог) живых

потому что Бог существует и живет, а мертвый не существует и не живет. Но и в другом месте написано: да и мертвыми и живыми обладает (Рим. 14:9); и там под мертвыми разумей имеющих воскреснуть. Лука же (20:38) присоединил: еси бо Тому , т.е. у Него, живи суть .

Толкование на Евангелие от Матфея.

Анонимный комментарий

А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом

Зачем бы Он, говоря о постах, милостыне и других добродетелях духа, привел в пример сходство с ангелами, если бы в словах Его речь шла только о соитии мужа и жены: Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии на небесах (Мф. 22:30) ? Затем, что как все плотские деяния суть деяния животных, а в особенности таковы действия половые, так и все духовные добродетели суть дела ангельские, в особенности же таково целомудрие. Только через это люди обретают подобие с ангелами.

Лопухин А.П.

Ст. 31-32 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых

(Мк. 12:26-27; Лк. 20:37-38) . В Ветхом Завете есть места, где содержится более ясное учение о воскресении, чем в приведенной Христом цитате из Исх. 3:6. См. Иов. 19:25; Ис. 26:19; 66:14; Иез. 27:1-14; Дан. 12:12; 2 Мак. 7:9, 12, 14 и др. Почему же Спаситель не ссылается на эти, более ясные, места, а предпочитает не столь ясное Исх. 3:6 ? Объясняя это, Иероним предполагал, что они (саддукеи) принимали только книги Моисея, отвергая пророчества. Следовательно, неразумно было заимствовать свидетельства из таких источников, авторитета которых саддукеи не признавали. Новейшие же экзегеты, однако, признают, что саддукеи не отвергали пророков, но только Пятикнижие считали каноническим в собственном смысле. Если так, то вполне ясно, почему Спаситель для доказательства воскресения обратился к Пятикнижию Моисея. Он выбрал цитату (Исх. 3:6) , которая, конечно, саддукеям была хорошо известна, но которой они не понимали. Слова “Бог не есть Бог мертвых, но живых” не заимствованы из Исх. 3:6 , а суть только толкование слов закона Самим Спасителем. У Луки еврейская цитата передается в перифразе (своими словами), у Матфея и Марка приводится самый ее текст, но с незначительными отступлениями как от еврейского, так и от LXX. Смысл слов Христа вполне ясен. Если в законе Моисеевом сказано, что Бог называл Себя Богом прежде живших, но потом умерших людей, то это значит, что они и теперь живы, потому что истинный и живой Бог не может быть Богом мертвых и несуществующих лиц. Таким образом, истина загробного и продолжающегося бытия людей основывается на признании истины бытия Бога, как живого и вечного. Тот только отрицает бессмертие человека, кто отрицает бытие Бога. Против цитаты из закона (ст. 24) Спаситель приводит другую цитату из закона же, и этим оружием опровергает Своих врагов.

Толковая Библия.