Требования к качественным характеристикам объекта закупки. Инструкция: описываем объект закупки. Неуказание конкретных требований к техническим характеристикам объектов закупки

Описание объекта нужно, чтобы зафиксировать качественные и количественные характеристики (стандарт), которые позволяют идентифицировать то, что требуется госзаказчику. Указываются как фиксированные показатели, так и допустимый диапазон.

В закупочной документации описание объекта закупки должно содержать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены действующими техническими регламентами и стандартами, или обосновывать в документации необходимость использования других показателей и терминологии.

Нельзя описывать, используя:

  • указание на конкретные товарные знаки, фирменные наименования, патенты, полезные модели, знаки обслуживания, промышленные образцы;
  • наименование места происхождения или наименование производителя;
  • требования, которые ограничивают количества участников.

Эти правила описания объекта закупки по 44-ФЗ прописаны в статье 33.

Запрещено устанавливать требования к производителю, к деловой репутации участника, к наличию у него производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для производства, выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта. Исключение — случаи, которые предусмотрены в 44-ФЗ.

Вот пример основных характеристики объекта закупки по 44-ФЗ из ЕИС.

Пример описания предмета торгов

Составили пример описания объекта закупки по 44 ФЗ для заказа компьютерного стола.

Исключения из правил

В документациях о госзакупке встречается указание на товарные знаки, если:

  • нет другого способа более точно описать характеристики предмета госзакупки;
  • при выполнении закупаемых работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта.

Обязательное условие при описании объекта торгов— сопровождать ссылку на товарный знак словами «или эквивалент», кроме случаев, когда:

  • товары, на которых размещаются другие товарные знаки, несовместимы с теми, что уже использует госзаказчик, и обеспечивается взаимодействие уже имеющихся и вновь закупаемых товаров;
  • закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, уже используемым заказчиком, по технической документации на эти машины и оборудование.

Пример для исключения из правил

Например, заказываем расходные материалы для принтера — картридж. В описании товара по 44 ФЗ указываем:

  1. Товар — Картридж Canon PGI - 450XL (6434B001) для принтера Canon PIXMA ix6840 черный пигмент.
  2. Ресурс печати — не менее 500 страниц.
  3. Гарантийный срок — не менее 12 мес.

Пример качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки.

В этом случае описания объекта госзакупки ссылку на товарные знаки не сопровождаем словами «или эквивалент», т. к. не поставить другие расходные материалы. Поставляются только оригинальные расходные материалы (картриджи, контейнеры с тонером), которые изготовлены производителем оборудования, для которых они предназначены (принтеры находятся на гарантийном обслуживании).

Статья 33. Правила описания объекта закупки

  • проверено сегодня
  • закон от 01.04.2020
  • вступила в силу 01.01.2014

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.07.2018 11.01.2018 01.01.2017 01.07.2016 01.01.2014

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

  • 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
  • 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
  • 3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
  • 4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
  • 5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
  • 6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьёй 111.4 настоящего Федерального закона;
  • 7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
  • 8) документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".


1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

(п. 2 в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со .4 настоящего Федерального закона;

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N "О государственном оборонном заказе".

Указанная статья в последней редакции также претерпела изменения. Положения ст характеризуют особенности исполнения договорных обязательств по государственным закупкам. При последнем изменении закона, в эту статью внесли дополнение — ссылка на положения пункта 50 ч 1 93 статьи.

33 статья Федерального Закона указывает на правила описания объекта закупки. При внесении последних изменений в июне 2017 года, данная статья не претерпела поправок. Последний раз она подверглась изменению 3 июля 2016.

Правила описания объекта закупки по ст 33

Все заказчики, желающие приобрести товары, услуги, работы, обязаны соблюдать положения 33 статьи ФЗ о госзакупках. Эта статья регламентирует описание объекта закупки. Согласно положениям этой статьи — все заявки, выставляемые по единой информационной системе, должны соответствовать описанию:

  • описание сделки должно носить объективный характер;
  • при описании объекта обязательно указываются его характеристики;
  • при описании заказа, документы должны содержать требования к товару и его изображение;
  • документы о предстоящей сделке должны содержать описание — информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра образцов товара;
  • бумаги о закупке должны описывать сведения, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуг с установленными заказчиком требованиями;
  • статья 33 п 3 об описании объекта заказа, свидетельствует, что в документации не указываются требования — к качеству, к техническим характеристикам, к участнику сделки, к производителю;
  • описание 33 ст указывает, что заказчик вправе устанавливать требования к сроку товара (работы, услуг), к объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию и т. д.;
  • характерные черты описания каких-либо видов закупок вправе устанавливать Правительство Российской Федерации;
  • методы и способы описания характерных черт объектов закупки также могут регулироваться Федеральным Законом № 275 «О государственном оборонном заказе».

Ст 33 ч 1

Участник сделки, желающий приобрести товар (работу, услугу) должен знать, как правильно описывать объект закупки. Все критерии, которые необходимо упомянуть в документации, указаны в 33 статье в первой части. Требуемые правила описания объекта закупки:

  • При описании обязательно нужно указать характеристики — функциональные, технические, качественные, эксплуатационные;
  • При описании нельзя указывать условия, касающиеся товарных знаков, патентов, промышленных образцов, знаков обслуживания и т. д.;
  • При составлении заявки на приобретение товара, работы или услуги, заказчик обязан использовать условные обозначения и терминологию относительно технических характеристик закупки, которые регламентированы постановлениями и законодательством России;
  • При наличии спецификации в заказе нужно указать — чертежи, планы работ, фотографии, результаты работ и т. д.;
  • Заказчик должен обязательно указать требования поставляемого товара в соответствии с образцом или макетом;
  • Если планируется проведение сделки на закупку лекарственных средств, то бумаги о предстоящей закупке должны отражать международные не патентованные наименования лекарств;
  • Предоставляемый предмет закупки должен быть новым, т. е. ранее он не был использован, не ремонтирован, не восстановлен.

Ст 33 ч 2

Вторая часть 33 статьи Федерального Закона о госзакупках указывает на правильность оформления документации при составлении заказа. Все бумаги о закупке оформляются в соответствии с требованиями, указанными в первой части 33 статьи, а также необходимо указать на показатели, по которым определяется соответствие закупаемых товаров (работ, услуг). Все показатели устанавливаются заказчиком.

В документации обязательно указывается такое описание, как максимальное и минимальное значение всех показателей. Также заказчик обязан внести данные о показателях, которые не могут измениться.

Скачать

По Федеральному Закону о госзакупках, все заказчики обязаны размещать свои заказы в соответствии с законодательными нормами. Чтобы участнику единой информационной системы знать все правила проведения подобной торговли, необходимо изучить весь ФЗ №44.

Изучить статью 33 44 ФЗ в новой редакции можно, скачав законопроект. Федеральный Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно скачать по

Разъяснения и комментарии

Опытные юристы пишут разъяснения и комментарии к различным законодательным актам. Необходимы они для более ясного изъяснения законодательных норм. Чтобы заказчику правильно описывать объект закупки, следует изучить не только закон в целом, но также и статью 33 44 ФЗ с комментариями.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ является необходимой частью документации о закупке, в какой форме она не проводилась бы. Это основная часть документации о закупке и самая трудоёмкая в отношении её подготовки. Описание объекта закупки, техническое задание по 44-ФЗ включает в себя указание на объект закупки, требования к его характеристикам. Рассмотрим требования к описанию объекта закупки, техническому заданию по 44-ФЗ, основные нарушения и недочёты при составлении технического задания.

1. Основные требования к описанию объекта закупки по 44-ФЗ


Описание объекта закупки (ООЗ) основывается на правилах ст. 33 44-ФЗ, а именно:


— Описание объекта закупки должно быть объективным и не допускать двоякого толкования. Нужно описать требования к техническим, а при необходимости и к характеристикам эксплуатационным.
- После наименований товарных знаков материалов, не являющихся предметом контракта, во избежание ограничения конкуренции, необходимо добавить "или эквивалент". Требования к товарному знаку могут быть вызваны только необходимостью применения товаров, совместимых с уже эксплуатируемыми заказчиком. Например, закупка оригинальных запчастей.
- Описание объекта закупки по 44-ФЗ должно использовать термины, прописанные в технических регламентах. Применение иных категорий при определении соответствия товаров нуждам заказчика необходимо будет дополнительно обосновать.


— Когда техническое задание по 44-ФЗ предусматривает изготовление вещи в соответствии с её изображением, макетом, образцом, то в описании объекта закупки следует разместить визуальное изображение, а документация должна предусматривать условия ознакомления с макетом, образцом.
Заказчик определяет требования к предмету закупки, исходя из собственных нужд самостоятельно.



2. Описание объекта закупки по 44-ФЗ: типичные нарушения


Для начала, из описания объекта закупки должно быть однозначно ясно, что же заказчик собирается закупить. Требования к показателям характеристик (min, max или точные значения) следует указывать недвусмысленно, предельно понятно и доступно. Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 33 документация должна содержать требования, которые позволяют установить подходят ли предлагаемые товары, (работы или услуги) заказчику. Не следует использовать термины наподобие «не хуже», «не слабее» и тому подобные, это не объективное описание. Что для заказчика лучше, а что хуже, поставщик не обязан знать или угадывать.

Бывает, что заказчики ошибаются при указании требований диапазонными значениями, например: «ширина более 120 мм и менее 114 мм». Иногда при описании объекта закупки не учитываются собственные инструкции по подготовке заявок: «В случае, если присутствует слово «диапазон», «в пределах», то поставщику необходимо предоставить диапазон значений ниже установленного заказчиком.» Каким образом это понимать в случае температурного диапазона непонятно.


Достаточно часто заказчики переписывают с государственных стандартов все подряд характеристики, при этом товар не может обладать всеми требуемыми характеристиками одновременно. Например, что касается подвижности и жесткости бетона. Бетон может быть либо жестким (Ж), либо подвижным (П). Это взаимоисключающие характеристики.

Поэтому одновременно указанные требования к бетону: жесткость Ж1-Ж4; подвижность П1-П4 не будут указывать на конкретный бетон. Материала с такими характеристиками нет. Всё это является нарушением ч. 2 ст. 33 44-ФЗ.


Должны быть обязательно указаны правильно единицы измерения показателей характеристик. Был реальный случай из практики, когда вместо единицы измерения "мм." при установлении требований к размерам пожарного прибора была использована единица измерения "м.".

Термины характеристик, их единицы измерения должны соответствовать техническим регламентам. В противном случае, заказчику придётся обосновать применение иных терминов и единиц измерения.


Очень распространённое нарушение это перечисление в техническом задании ГОСТ, без привязки к конкретным товарам. Позиция ФАС России такова, что подобное описание объекта закупки не позволяет идентифицировать каждый товар, и не позволяет потенциальному поставщику подготовить заявку должным образом.


Ещё одним нарушением является одновременное указание ГОСТа или ТУ, которому должен соответствовать товар и не соответствующих данному ГОСТу характеристик. Например, в одной закупке заказчик указал, что характеристики грунтовки должны соответствовать ГОСТ 25129-82 для грунтовки ГФ-021, при этом указал следующие требования к характеристикам: время высыхания до степени 3 при температуре 20грС не более 12 часов, что соответствует грунтовке ГФ-019, а значение данного показателя не менее 24 часов для грунтовки ГФ-021.


Распространённой ошибкой также является указание в описании объекта закупки требования к товарному знаку без ссылки на возможность применения эквивалента, что может привести к ограничению конкуренции.


Установление излишне детализированных требований к материалам, из которых изготавливается товар также будет нарушением закона (Письмо ФАС России от 14.04.2015 N АК-18070-15). Решение ФАС России от 6 июля 2015 г. по делу К-802-15 также говорит об этом: в техническом задании ДОА требования к используемым при капремонте материалам изложены избыточно.


3. Как составить техническое задание грамотно?


Грамотно подготовить описание объекта закупки, техническое задание по 44-ФЗ, без наличия специальных знаний в конкретной области довольно непросто. Однако, если точно следовать правилам описания объекта закупки по 44-ФЗ, то серьёзных ошибок можно избежать. С образцом технического задания по 44-ФЗ можно ознакомится тут.


Независимо от способа осуществления закупки, требования к техническому заданию определяются ст. 33 44-ФЗ. Что же ещё потребуется учесть при разработке технического задания?


При разработке технического задания по 44-ФЗ следует учесть все необходимые требования к материалам. Нужно иметь в виду, что в маркировке изделий зашифрованы некоторые характеристики. К примеру, техническим заданием предусмотрен материал «плитка тротуарная» с маркировкой Антик 3А.6, техзаданием никаких требований к толщине плитки не предъявлено. Согласно расшифровке маркировки плитки, её толщина составляет 6 см. (последняя цифра маркировки указывает на толщину в см.). Однако, при исполнении контакта выясняется, что требовалась плитка толщиной 8 см. От толщины плитки зависит нагрузка, которую она может выдержать. Неграмотно составленное техзадание привело к закупке материала, который не удовлетворяет необходимым требованиям. Поэтому нужно тщательно проверить маркировку всех материалов в техническом задании и указать все основные, важные требования к материалам.

Желательно не копировать описание товаров с различных сайтов. Во-первых, информация в описании может не быть достоверной и окажется, что заявленным требованиям не соответствует ни один товар.

Во-вторых, существует большая вероятность, что под данное описание подходит единственный товар. Это может расцениваться как ограничение конкуренции. При наличии государственных стандартов на товары, рекомендуется придерживаться предусмотренными этими стандартами требованиями.


Все требования к характеристикам не должны иметь двусмысленное толкование. Иначе будет очень много запросов на разъяснение. Зачастую бывает так, что при множестве запросов, заказчик не может успеть в установленные сроки ответить на них по существу и времени на корректировку технического задания может не оказаться. На основании этого, иногда заказчик в разъяснении указывает, что достаточно подачи одного лишь согласия, без указания на материалы. В свою очередь, это снижает шансы закупить именно то, что необходимо, так из заявки не видно какие материалы будут использованы при исполнении работ.


Инструкцию по подготовке заявки лучше составлять уже после описания требований к техническим характеристикам. Инструкция должна не запутывать участника, а конкретизировать требования технического задания, во избежание множества запросов от участников. Несоответствие технического задания инструкции, создающее препятствие для подготовки заявки, может спровоцировать направление жалоб в УФАС потенциальными участниками закупки.

При составлении технического задания также нужно корректно указывать коды ОКДП. Если закупаются продукты питания, не лишним будет указать ГОСТ и СанПиН. При закупке на строительный подряд необходимо также приложить дефектную ведомость, смету, а в случае капитального строительства (реконструкции, капитального ремонта) также необходимо приложить и проектную документацию.