Тутанхамон: загадка гробницы. Секрет Тутанхамона. За что фараона приговорили к забвению

7 лет назад я писал о сфальсифицированной гробнице Тутанхамона, но с тех пор появилось много интересного материала, который не был включён в работу. Эта статья полностью переработана и практически написана заново

Как это было

Одним из первых, кто высказал сомнение в достоверности знаменитой гробницы, был Константин Смирнов, опубликовавший в журнале "Техника молодежи" статью "Не придётся ли закрывать открытие гробницы Тутанхамона?" (№ 4, апрель 1998 г.). Эта статья доступна в Сети , есть также её "скан" в формате PDF. Той же теме посвящена . В данной работе будет в основном уделено внимание тем фактам, которые не были отмечены ранее либо недостаточно раскрыты.

Рассмотрим под критическим углом имеющуюся информацию об истории этой находки и её дальнейшего исследования. За основу возьмём раздел книги В.Бацалева и А.Варакина ("Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий") .

К началу Первой мировой войны практически вся Долина царей была перекопана вдоль и поперёк, но Говард Картер, движимый необъяснимым желанием найти гробницу Тутанхамона (ГТ) во что бы то ни стало, уговорил лорда Карнарвона спонсировать новые раскопки, невзирая на заверения известных археологов Т.Дэвиса и Г.Масперо о тщетности подобных попыток.

"Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трёх находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он оказался не очень большим и находился между тремя могилами - Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришёлся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет - вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня".

Чудесное совпадение Картер объяснял следующим образом:

"Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно гробницу фараона Тутанхамона".

Таким образом, Картер, ткнув пальцем в первую попавшуюся груду щебня, нашёл то, что искал – практически иголку в стоге сена. Это первая уникальная особенность ГТ, которым впоследствии несть числа. Картер понимал, что такого быть не может, но его объяснение - не более чем демагогия. Надо иметь в виду, что до Картера о Тутанхамоне ничего не было известно. Фараона с таким именем нет ни в одном царском списке, т.е. древние египтяне не считали нужным сохранить память о его правлении.

Вскрытие гробницы, однако, под всякими предлогами тормозилось:

"Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнёт извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца".

В результате вскрытие небольшой гробницы растянулось на 6 лет - уникальный случай в мировой практике.

Одновременно с раскопками прокладывается железная дорога непосредственно к ГТ, а в Каире к Египетскому музею стали пристраивать отдельное крыло для хранения новой экспозиции. Весьма ценная предусмотрительность, особенно если учесть, что объём экспонатов как бы ещё не известен.

"Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в "Золотой Чертог". Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент "Таймс" был допущен внутрь".

Картер заключил договор на эксклюзивное освещение хода раскопок с газетой “The Times”, поэтому исследование гробницы мелодраматично изображалось шаг за шагом, хотя без репортёров Картер и Карнарвон обследовали её за один заход. Тем временем исследование ГТ продолжало затягиваться:

"Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с ещё не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвёртом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год.

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним ".

Картер и здесь не оригинален – тянул время, лукаво оправдываясь "пропавшим желанием" и "гнетущим чувством". Исследование гробницы в который раз откладывалось.

Мнение Алана Гардинера о значении находки Говарда Картера:

"Это открытие прибавило немного к нашим знаниям о данном историческом периоде. Филологов гробница разочаровала, ибо в ней не оказалось [новых - авт.] письменных свидетельств. О самом Тутанхамоне мы ничего не знаем, кроме того, что он унаследовал трон после смерти своего отчима Эхнатона, что он правил всего несколько лет и умер в юном возрасте".

Довольно любопытное заключение. ГТ по многим параметрам не имеет себе равных, а египтологи не обнаруживают в ней ничего, что привлекло бы их внимание. Поэтому коллекция предметов из ГТ в последующие годы практически не изучается, а весь исторический фон, сопровождающий Тутанхамона и обстоятельства его захоронения, целиком и полностью вымышлен самим Картером. Если отделить фактологический материал, связанный с ГТ, от картеровского мифотворчества, то мы получим сплошной набор из подозрительных случайностей и нелепостей. Так, например, египтологам известно, что 80% артефактов ГТ никакого отношения к Тутанхамону не имеют, включая один из саркофагов, который по всем признакам предназначался женщине.

Британский археолог Николас Ривс - один из немногих, кто заинтересовался содержимым ГТ, - пишет :

"Мы обнаружили доказательства, свидетельствующие об изменении надписей на картушах саркофагов и многих других предметах. На внешнем саркофаге Тутанхамона, например, нарисовано лицо очень похожее на изображение Эхнатона на его огромной статуе в Карнаке; а средний гроб саркофага декорирован рисунками типичными для женского погребения.

…Я заглянул вовнутрь [маски Тутанхамона] и не поверил тому, что увидел там! На внутренней стороне маски оказался тонкий шов, словно изображение лица было припаяно к головному убору маски, а подобная техника была исключительно редкой…".

Ривс поражён уникальной пайкой, но сотни килограммов золота в гробнице никому не известного юного фараона - не менее уникальный факт! Недавно случайно выяснилось , что к маске также была припаяна борода, которую в Древнем Египте традиционно крепили с помощью штифтов:

Место пайки бороды к маске.

Пайку можно обнаружить и в других местах:

Паяные швы на внутреннем саркофаге, выполненном из золота толщиной 2,5-3 см.

И вновь уникальная технология изготовления маски и саркофага Тутанхамона не получила должного объяснения! Остановимся подробней на других беспрецедентных особенностях ГТ.

Фараон Тутанхамон обладал уникальной женской атрибутикой богини-матери

Если мы обратим внимание на головные уборы масок Тутанхамона, то на них обнаружим по две протомы - кобры и стервятника:

Стервятник - это тотем богини Мут (Нехбет), олицетворявшей богиню-мать. Один из примеров её применения в качестве головного убора:

Фрагмент росписи в гробнице Нефертари: слева - богиня Хатхор (мать бога Хора), справа - царица Нефертари с подношениями богине Хатхор.

Кобра (урей) на головном уборе фараонов символизирует принадлежность к царскому Дому солнцеподобных богов, каковыми считали правителей Древнего Египта, поэтому урей не несёт гендерных признаков - его носили на головных уборах как цари, так и царицы:

Уреи на головных уборах царицы XVIII династии и царей XXI династии.

Однако царицы имели более богатый выбор символики, выражая таким образом статусы царственности и материнства:

Голова статуи царицы Тии, супруги Аменхотепа III, XVIII династия.

К одной из прекрасных иллюстраций различия царственной символики относится зарисовка, сделанная французскими художниками в Фивах в ходе Египетского похода Наполеона. На ней слева изображена царица-мать Яхмос-Нефертари, а справа - её сын Аменхотеп I:

Головной убор Яхмос-Нефертари включает богиню-мать Мут-Нехбет в виде стервятника, закрывающего голову царицы, на нём стоит модиус, на котором снова изображена Мут-Нехбет с двумя уреями. Головной убор Аменхотепа I более лаконичный: корона хепреш с уреем в качестве солярного символа.

Единственный фараон, который имел на голове женскую символику в виде стервятника - Тутанхамон:

Бюст из гробницы Тутанхамона.

Гробница Тутанхамона обладает уникальной планировкой

В книге "Древнеегипетские мастера" В.С. Богословский так описал порядок строительства гробниц фараонов:

"Дошедшие до нас и тщательно изученные планы и результаты обмеров царских гробниц показывают, что до начала работ детальнейшим образом продумывались и закреплялись в плане:

1) общий размер гробницы в целом, размеры помещений и связывающих их коридоров;
2) назначение отдельных помещений и коридоров, их название и в соответствии с этим форма помещений;
3) сюжеты изображений и, следовательно, их композиции.

Коридоры: "Первый божий переход", "второй божий переход" (вариант "Божий переход Солнца"), третий божий переход (с нишами под названием "святилища, в котором боги Востока", и "святилища, в котором боги Запада"), "четвёртый божий переход" (в конце две ниши привратников). Последний коридор вёл в погребальную камеру.
Залы: первый зал - "зал ожидания", второй зал - "зал колесницы" (вариант "зал теснения врагов, в котором 4 колонны"), третий зал - "дом золота" (погребальное "помещение, в котором покоятся").
Малые переходы: "божий переход, который в месте ушебти" (там же "Место покоя богов", т.е. статуэток божеств); по сторонам этого перехода - "сокровищницы"; "второй божий переход, который позади дома золота".
Элементы архитектурного убранства: "перемычка", "дверной косяк", "портал", "толща портала", "деревянная дверь"."

Таким образом, план гробницы составлялся заранее - без какой-либо спешки, которой Говард Картер объясняет все несуразности ГТ (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"...многие признаки указывают на большую поспешность в сооружении и внутреннем оформлении его [Тутатнхамона - авт.] гробницы."

Причём гробницу начинали строить сразу же в начале правления фараона, а не после его смерти, включая скоропостижную. Тутанхамон, согласно разным оценкам, правил от 9 до 10 лет (1332-1323 годах до н. э.), за это время, по утверждению Г.Картера, он успел построить миниатюрную гробницу:

План гробницы Тутанхамона. Её длина - 30.79 м, площадь - 109.83 м², объём - 277.01 м³

Чтобы увидеть, насколько она несовершенна, сравним её с гробницами правителей Древнего Египта той же эпохи, принимая во внимание слова Картера:

"...однако в эпоху XVIII династии стали украшать только погребальную комнату, покрывая стены текстами, считавшимися особенно необходимыми для покойника [М. - т.е. в точности так, как в гробнице Тутанхамона]".

Тутмос III (1479-1425 гг. до н.э.). Общая длина гробницы - 76.11 м, площадь - 310.92 м², объём - 792.71 м³. Расписана не только погребальная камера, но и остальные помещения:

Аменхотеп II (1427-1400 гг. до н.э.) - планировка как у Тутмоса III. Стены расписаны иератическими текстами из "Книги Амдуат". Общая длина гробницы - 91.87 м, площадь - 362.85 м², объём - 852.21 м³.

Богато декорирован зал и прилегающие комнаты:

Тутмос IV (1400-1390 гг. до н.э.) - правил столько же, сколько и Тутанхамон, что не помешало ему построить гробницу длиной 105.73 метров, площадью 407.7 м² и объёмом 1062.36 м³. Своей планировкой гробница подобна гробницам предшественников, но отличается от них новшествами в отделке. Вместо приглушённых оттенков и подражания иератике входной колодец и передняя камера украшены изображениями фараона и божеств загробного мира. Погребальная камера не декорирована! Вероятно, собирались, но не успели.

Аменхотеп III (1390-1336 гг. до н.э.) - с именем этого фараона связаны одни из самых грандиозных сооружений Древнего Египта: храмы, дворцы, колоссы Мемнона и грандиозная гробница длиной 126.68 метров, площадью 554.92 м² и объёмом 1485.88 м³. Гробница, включая погребальную камеру, декорирована сценами из "Книги Амдуат" и фресками, изображающих Аменхотепа с богами:

Фрагмент росписи гробницы Аменхотепа III.

Эйе (1327-1323 гг. до н.э.) - несмотря на то, что правил всего 4 года после Тутанхамона, успел соорудить себе большую гробницу, протяжённостью 60.16 метров, площадью 212.22 м² и объёмом 618.26 м³. Открыта Бельцони в 1816 году, но почему-то не расчищалась вплоть до 1972 года. Особенность текстов гробницы - в них продолжают почитать бога Атона, однако наиболее известна тем, что росписью погребальной камеры удивительным образом похожа на ГТ. Причём время не пощадило фрески гробницы Эйе, а якобы более старшие в ГТ не имеют механических повреждений:

Неповреждённые фрески в ГТ - слева, справа - осыпавшиеся фрески гробницы Эйе.

Уникальная сохранность росписей ГТ не имеет аналогов.

Хоремхеб (1323-1295 гг. до н.э.). Гробница Хоремхеба поражает своими размерами: общая длина - 127.88 м, площадь - 472.61 м², объём - 1328.17 м³. Фрески гробницы считаются одной из жемчужин древнеегипетского искусства:

Фрески в колодце (в начале) гробницы Хоремхеба.

Однако, погребальная камера не закончена и оставлена как есть на момент смерти фараона:

Погребальная камера Хоремхеба.

Примеры гробниц фараонов, живших до и после Тутанхамона, демонстрируют, что ГТ ни в коей мере не вписывается в древнеегипетские погребальные стандарты - ни размерами, ни планировкой. Обязательные коридоры не только не прорублены, они даже не планировались: вместо сакрального подземного мира, куда должен был отправиться усопший фараон, построены обычные складские помещения. Кроме того, декорирование гробниц идёт вразрез с утверждением Картера об украшении только погребальной комнаты - судя по всему, её вообще расписывали в последнюю очередь, т.к. в ряде случаев оставлена частично или полностью без декора и текстов "Книги мёртвых" (Амдуат).

Гробница Тутанхамона поражена уникальными грибками, нигде более не встречающимися

Первым заговорил о таинственных грибках, разумеется, сам Говард Картер (Г.Картер, "Гробница Тутанхамона"):

"Поверхность стен покрыта маленькими коричневыми грибообразными наростами, зародыши которых, возможно, были занесены вместе со штукатуркой или с краской. Питательную среду для них создавала господствовавшая здесь сырость, выделявшаяся из штукатурки после того, как комната была запечатана."

О грибках сокрушались без малого сотню лет: в 2009 году Захи Хавасс снова жаловался в СМИ :

"Каждый раз, когда я смотрю на гробницу фараона, удивляюсь этим пятнам, происхождение которых не может объяснить ни один учёный."

Фрагмент фрески гробницы Тутанхамона, где отчётливо видны пятна.

В том же году ГТ закрыли на реставрацию, главной целью которой было выяснение природы происхождения пятен. Подрядчиком выступил Институт консервации Пола Гетти. Примерно через 2 года :

Вопросы были переадресованы микробиологу Ральфу Митчеллу из Гарвардского университета, и тот, наконец, разобрался с пятнами. Исследователи его группы взяли образцы штукатурки и краски со стен гробницы и провели их микробиологический и химический анализ. Выяснилось, что коричневый цвет пятнам придают меланины, продукты метаболизма грибков и некоторых бактерий, однако живых бактерий в образцах обнаружено не было. Как утверждают учёные, все они мертвы или, говоря по-научному, неактивны.

Больше того, изучив фотографии стен, сделанные 89 лет назад, исследователи увидели, что пятна с тех пор не изменились в размере. И хотя идентифицировать древние микроорганизмы ученым не удалось, они убедились в том, что пятна со временем не меняются и появились вскоре после захоронения знаменитого фараона-мальчика.

Эти пятна свидетельствуют о том, - говорит Митчелл, - что захоронение производилось в большой спешке.

Живых организмов в пятнах найти не удалось, следовательно пятна не росли, не было и грибковых наростов, о которых рассказывал Картер. Но каким образом появились сами пятна?

До недавнего времени цветные снимки фресок ГТ с высоким разрешением отсутствовали или были недоступны, а фотографии из каталога Говарда Картера для целей исследования непригодны. Но вышедший в 2008 году прекрасно исполненный фотоальбом "Treasures of the Pharaohs" (Delia Pemberton) разрешил эту проблему - его высококачественные снимки позволяют детально изучать фрески ГТ. Их увеличенные фрагменты выявили характерные дефекты: чёрная краска во многих местах расползлась:

Фрагменты фресок гробницы Тутанхамона. На профиле слева чёрная краска поплыла по контуру лица и вокруг глаз.

Это произошло из-за неверного подбора красок. Египтяне, тысячелетиями отрабатывавшие технологию изготовления фресок, таких промахов не допускали - разводы встречаются в единственном месте, в ГТ. И Говард Картер, рассказывая про грибковые наросты, которых в действительности не было, таким образом проговорился: "зародыши занесли вместе с краской". Такая краска известна - это экстракт гриба чаги, представляющий собой густую тёмно-коричневую жидкость. Картер надеялся, что в экстракте находятся грибковые зародыши, но их там не оказалось, о чём стало известно лишь после исследования Института Пола Гетти. Основной компонент экстракта, придающий ему характерный цвет, - меланин . Он понадобился, чтобы скрыть дефекты расползания чёрной краски на росписях ГТ - экстракт чаги попросту разбрызгали по стенам. И этот приём действительно сработал - учёные до сих пор оправдывают все встречающиеся несуразности в ГТ, включая пятна меланина на стенах, необыкновенной спешкой, выдуманной Картером. Кроме того, пятна создают видимость старения, без которого фрески выглядели бы как новые.

Мумия Тутанхамона в своём роде уникальна и не имеет аналогов среди мумий египетских царей

Два уровня смолы в черепе означают, что мумия дважды подвергалась бальзамированию. Это, безусловно, даёт ответ на вопрос о способе появления "мумии Тутанхамона": она была изготовлена из другой мумии простого смертного (не царского происхождения), которую нафаршировали сокровищами и поместили в золотой саркофаг, одев на неё золотую маску. Затем саркофаг с мумией наполнили бальзамирующей смолой и нагрели до высокой температуры, чтобы смола затвердела, создав видимость старения. Говард Картер в своей книге снова проговаривается:

"В своё время на золотой саркофаг было вылито около двух полных вёдер благовонной жидкости и столько же - на лежащее внутри его мёртвое тело."

Как можно узнать о консистенции бальзамирующего состава, его вязкости, количестве испарившихся фракций, если только не он собственноручно вылил 4 полных ведра благовоний?! При этом Картер перестарался с нагревом - возможно, спешил - и мумию сжёг, поэтому в книге ему пришлось жаловался на неумелых египтян:

"Чем больше продвигалась вперёд наша работа, тем очевиднее становилось, что и покров и сама мумия находятся в плачевном состоянии. Они полностью обуглились в результате воздействия жирных кислот, содержащихся в благовониях, которыми их пропитали."

Вид мумии, сожжённой Говардом Картером.

Обугливание "мумии Тутанхамона" следует добавить в вышеприведённый список аномалий под №7. Удивительно, однако, что версию Картера египтологи приняли за чистую монету и даже впоследствии развили до фантасмагоричной теории спонтанного самовозгорания . Их нисколько не смущает уникальность этого явления:

"Удивительное - почти сверхъестественное - открытие сделали британские учёные: антрополог Роберт Коннолли (Dr Robert Connolly) из Университете Ливерпуля (Liverpool University) - тот самый, который в 1968 году первым сделал рентген мумии Тутанхамона, и его коллега доктор Мэтью Понтинг (Dr Matthew Ponting). Они изучили образец, извлечённый из тела фараона, и пришли к выводу, что оно - тело, находясь уже в саркофаге, подверглось воздействию высокой температуры. Более 200 градусов . ... Откуда в саркофаге взялась высокая температура? Вряд ли, что его нагрели специально. С подобной практикой учёные ещё не сталкивались. Скорее всего, по их мнению, "кулинарный" жар был порождён химической реакцией, в которую вступили бальзамирующие вещества, матерчатые покровы и жировые ткани самого тела - при жизни фараон был весьма упитанным юношей. ... Коннолли и Понтинг полагают, что химическая реакция стала следствием некой ошибки при бальзамировании. Но какой? На этот счёт нет даже предположений. Учёные, кстати, не исключают, что фараон стал жертвой так называемого спонтанного самовозгорания человека (Spontaneous Human Combustion - SHC) или дьявольского пламени - загадочного явления, причины которого даже сегодня не до конца ясны." (выделено мной).

В связи с трагическими событиями, постигшими "мумию Тутанхамона" по воле Г.Картера, в частности термической карбонизацией, следует отметить, что в ней не может быть генетического материала, т.к. денатурация ДНК начинается при температуре около 70°C, а при температуре около 90°C ДНК полностью диссоциирует, не говоря уже о температуре свыше 200°C, до которой нагревался саркофаг вместе с мумией. Поэтому ДНК-анализы заведомо обречены либо на ошибочный результат, либо его отсутствие. Так, группа генетиков из швейцарского исследовательского центра iGENEA , изучив образцы ДНК, извлечённые из мумифицированных останков Тутанхамона, выяснила, что он якобы принадлежал к гаплогруппе R1b1a2 - наиболее типичной для Западной Европы. На самом же деле генетики обнаружили на мумии генетический материал, занесённый самими европейцами. Подобная контаминация образцов наиболее типична для такого рода исследований: получены результаты по генетическому материалу загрязнений, а ДНК "мумии Тутанхамона" обнаружить не удалось, следовательно популярные ныне рассказы о генетическом родстве кого-либо с Тутанхамоном лишены всяких оснований.

У гробницы Тутанхамона есть уникальная гробница-спутник, служившая в качестве подсобного помещения

В 2005 году группа американских археологов под руководством Отто Шадена сделала неожиданное открытие : в пяти метрах от ГТ находится шахта, уходящая в скальный массив. В феврале 2006 года выяснилось, что она ведёт к помещению, находящемуся на глубине 10 метров, которое сразу назвали гробницей и присвоили ей номер KV63, следующий за ГТ.

Отто Шаден перед проходом в KV63.

Однако при первом же осмотре стало понятно, что камера, имеющая размеры 4 на 5 метров, не предназначалась для захоронения, а использовалась в качестве хранилища и мастерской. В ней беспорядочно были сложены 7 саркофагов, набитых льняными бинтами и подушками, рядом были расставлены сосуды с натроном, смолами, битой керамикой, останками животных и людей. Учёные сделали вывод, что в этой камере производилось бальзамирование лишь одной мумии, при этом прямо указывают на мумию в ГТ:

"Учитывая расположение камеры, а также тот факт, что её вход был запечатан тем же аллювием, что и ГТ, кажется наиболее вероятным, что KV63 была основным тайником при бальзамировании Тутанхамона." (ibid.).

Одним из свидетельств такой связи послужил саркофаг №1 с изображением молодой женщины:

Попробуем отретушировать лицо и сравнить его с условным Тутанхамоном:

Слева - лицо на саркофаге №1 из KV63, справа - "маска Тутанхамона".

Разительное сходство не ускользнуло от глаз исследователей, но ему сразу придумали объяснение: это якобы Анхесенамон, сестра и одновременно жена Тутанхамона, т.е. царица-мать. Однако тому, что на женском саркофаге №1 отсутствовали символы принадлежности к царскому Дому, объяснения не нашлось. Как мы теперь понимаем, этот феномен находится в тесной связи с указанными ранее уникальными особенностями условного Тутанхамона: его мумия также имела не царское происхождение, соответственно царская символика, обнаруженная в ГТ, относилась не к фараону, а богине-матери.

Говоря о KV63, как о тайнике, в котором сохранились остатки бальзамирования Тутанхамона, учёные забывают, с чего началась эпопея с поисками Тутанхамона. Говард Картер подробно рассказывает об этом:

"Незадолго до окончания своих работ в Долине он [Теодор Дэвис - авт.] обнаружил в тайнике под скалой фаянсовый кубок, на котором было начертано имя Тутанхамона. Неподалёку от этого места он наткнулся на небольшое шахтовое погребение, где оказалась безымянная алебастровая статуэтка, ... а также сломанная деревянная шкатулка, в которой лежали обломки золотой пластинки с изображением и именами фараона Тутанхамона и его жены. На основании этих кусочков золотой пластинки Дэвис объявил, что им обнаружено погребение Тутанхамона . ... Немного восточнее этой могилы в первые годы своей работы Девис нашёл в неправильном по форме углублении, вырубленном в скале, склад запечатанных глиняных сосудов с иератическими надписями на плечиках. Когда их содержимое было наскоро осмотрено, оказалось, что оно в основном состоит из черепков посуды, полосок льняной ткани и прочих отбросов. ... Здесь были глиняные печати, некоторые с именем Тутанхамона, а другие - оттисками печати царского некрополя; обломки глиняных ваз с великолепной росписью; льняные головные повязки, на одной из которых начертана наиболее поздняя из известных дат правления Тутанхамона; цветочный венок из тех, что плакальщики надевали себе на шею во время похорон, и масса других самых разнообразных предметов. Все эти предметы, по-видимому, остались от похорон Тутанхамона: когда погребальная церемония окончилась, их собрали, уложили в сосуды и спрятали. " (выделено мной).

Из тайника, найденного Дэвисом.

Таким образом, тайник с предметами, оставшимися после похорон Тутанхамона, был найден Теодором Дэвисом ещё в начале 20-го века, следовательно KV63, обнаруженная спустя 100 лет, не может считаться хранилищем погребальной утвари Тутанхамона - там, очевидно, изготавливалась мумия, которую Картер выдал за царскую мумию Тутанхамона, сделав из неё самого знаменитого фараона.

К интересным особенностям KV63 можно отнести находившийся там 42-сантиметровый саркофаг из красного золота (золота с большим содержанием меди - свыше 50%):

Скрещённые на груди руки говорят о царском происхождении девочки-младенца, которой, тем не менее, внутри не оказалось. Очевидно, она была положена в ГТ и названа дочерью Тутанхамона.

(всего их было две).

Заключение

Если подсчитать, сколько раз в данной работе употреблялись слова "уникальный", "беспрецедентный" и "аномальный", то можно сделать вывод, что гробница Тутанхамона - это одно сплошное недоразумение. В действительности они являются эвфемизмами, прикрывающими сфальсифицированную Говардом Картером гробницу в Долине царей. Единственная его палочка-выручалочка, оказывающая на учёных гипнотическое действие - Тутанхамона хоронили в спешке - придумана им самим. Картер, безусловно, не мог действовать в одиночку - свой преступный промысел он вершил под эгидой египетских властей, у которых на волне повышенного интереса к Египту в мире разгорелся аппетит. Им удалось сотворить яркое, кричащее пошлостью шоу, привлекающее миллионы невзыскательных обывателей магическим сиянием золота и блеском драгоценных камней.

Но рано или поздно кто-то должен назвать вещи своими именами, ибо все перечисленные несуразности ГТ есть ничто иное, как доказательство самой грандиозной фальсификации за всю историю человечества.

По общему обычаю в древности покойному клали в могилу все, что считалось наиболее ценным для него в жизни: царям и вельможам — знаки их достоинства, воину — его оружие и т. д. Но все они «забирали» с собой почти все собранное в жизни золото и другие предметы, не поддающиеся гниению.

Были такие цари и правители, которые уносили с собой в гробницы всю государственную казну, и народ, оплакивая царя, оплакивал и потерю всего своего достояния. Так что древние гробницы были сокровищницами, скрывавшими несметные богатства. Чтобы защитить их от расхищения, строители сооружали недоступные для посторонних входы; устраивали двери с таинственными запорами, которые закрывались и открывались с помощью магического талисмана.

Как ни старались фараоны уберечь свои гробницы от разграбления, как ни изощрялись в попытках противостоять всеразрушающему времени, все их усилия оказались тщетными. Гений их зодчих не мог победить злую волю человека, его жадность и равнодушие к древним цивилизациям. Бесчисленные сокровища, которыми снабжали в загробный мир усопших владык, членов их семей и важных сановников, издавна привлекали к себе алчных грабителей. Против них не помогали ни страшные заклятья, ни тщательная охрана, ни хитроумные уловки архитекторов (замаскированные ловушки, замурованные камеры, ложные ходы, потайные лестницы и т. д.). Благодаря счастливому стечению обстоятельств только гробница фараона Тутанхамона осталась единственной, сохранившейся почти в полной неприкосновенности, хотя и она в древности дважды подвергалась разграблению. Открытие ее связано с именами английского лорда Карнарвона и археолога Говарда Картера.

Лорд Карнарвон, наследник огромного состояния, был к тому же и одним из первых автомобилистов. В одной из автокатастроф он едва уцелел, и с тех пор мечты о спорте пришлось оставить. Для укрепления здоровья скучающий лорд побывал в Египте и заинтересовался великим прошлым этой страны. Для собственного развлечения он решил и сам заняться раскопками, но его самостоятельные попытки на этом поприще оказались безуспешными. Одних только денег для этого было мало, а знаний и опыта у лорда Карнарвона не хватало. И тогда ему посоветовали обратиться за помощью к археологу Говарду Картеру.

В 1914 году лорд Карнарвон увидел на одном из фаянсовых кубков, найденных при раскопках в Долине царей, имя Тутанхамона. То же самое имя встретилось ему и на золотой пластинке из маленького тайника. Эти находки побудили лорда выхлопотать у египетского правительства разрешение на поиски гробницы фараона. Эти же вещественные доказательства поддерживали и Г. Картера, когда его охватывало уныние от длительных, но безуспешных поисков.

Гробницу фараона Тутанхамона археологи искали долгих 7 лет, но в конце концов им улыбнулось счастье. Сенсационная новость облетела мир в начале 1923 года. В те дни в небольшой и обычно тихий городок Луксор устремились толпы репортеров, фотографов и радиокомментаторов. Из Долины царей ежечасно неслись по телефону и телеграфу сводки, сообщения, заметки, очерки, репортажи, отчеты, статьи…

Больше 80 дней добирались археологи до золотого гроба Тутанхамона — через 4 наружных ковчега, каменный саркофаг и 3 внутренних гроба, пока наконец не увидели того, кто долгое время был для историков лишь призрачным именем. Но сначала археологи и рабочие обнаружили ступеньки, которые уводили в глубь скалы и заканчивались у замурованного входа. Когда вход освободили, за ним оказался понижающийся коридор, засыпанный обломками известняка, а в конце коридора — другой вход, который тоже был замурован. Этот вход вел в переднюю камеру с боковой кладовой, погребальную камеру и сокровищницу.

Проделав в кладке дыру, Г. Картер просунул туда руку со свечой и прильнул к отверстию. «Сначала я ничего не увидел, — писал он потом в своей книге. — Теплый воздух устремился из камеры наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото».

Гробница Тутанхамона действительно была одной из самых богатых. Когда лорд Карнарвон и Г. Картер вошли в первую комнату, их ошеломило количество и разнообразие наполнявших ее предметов. Здесь были обитые золотом колесницы, луки, колчаны со стрелами и перчатки для стрельбы; кровати, тоже обитые золотом; кресла, покрытые мельчайшими вставками из слоновой кости, золота, серебра и самоцветов; великолепные каменные сосуды, богато декорированные ларцы с одеждой и украшениями. Были также ящики с пищей и сосуды с давно высохшим вином. За первой комнатой последовали другие, и обнаруженное в гробнице Тутанхамона превзошло самые смелые ожидания участников экспедиции.

То, что гробница вообще была обнаружена, уже само по себе было ни с чем не сравнимой удачей. Но судьба улыбнулась Г. Картеру еще раз, и в те дни он писал: «Мы увидели то, чего не был удостоен ни один человек нашего времени». Только из передней камеры гробницы английская экспедиция вывезла 34 контейнера, полных бесценных украшений, золота, драгоценных камней и великолепных произведений древнеегипетского искусства. А когда члены экспедиции проникли в погребальные покои фараона, то нашли здесь деревянный позолоченный ковчег, в нем другой — дубовый ковчег, во втором — третий позолоченный ковчег, а затем и четвертый. В последнем находился саркофаг из цельного куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нем еще два саркофага.

Северная стена зала саркофагов в гробнице Тутанхамона расписана тремя сценами. Справа изображено отверзание уст мумии фараона его преемником Эйе. До момента отверзания уст умерший фараон изображался в виде мумии, а после этого обряда он уже представал в своем обычном земном образе. Центральную часть росписи занимает сцена встречи ожившего фараона с богиней Нут: Тутанхамон изображен в одеянии и головном уборе земного царя, в руках у него булава и посох. В последней сцене фараона обнимает Осирис, за Тутанхамоном стоит его «ка».

Как отмечалось в предыдущих главах, древние египтяне верили в существование у человека нескольких душ. Тутанхамон имел две статуи «ка», которые во время траурной процессии несли в почетном ряду. В погребальных покоях фараона эти статуи встали по сторонам запечатанной двери, ведущей к золотому саркофагу. У «ка» Тутанхамона юношески красивое лицо с широко расставленными глазами, глядящими с бесстрастной неподвижностью смерти. Древние скульпторы и художники много раз повторили его на ларях, сундуках и ковчегах. Размеры статуи духа-двойника помогли ученым установить рост самого фараона, так как по погребальной традиции древних египтян эти размеры соответствовали росту умершего.

«Ба» Тутанхамона охраняла деревянную скульптуру, изображавшую фараона на погребальном ложе, а с другой стороны священную мумию осенял своим крылом сокол. На фигурке Тутанхамона археологи увидели вырезанные слова, с которыми фараон обратился к богине неба: «Снизойди, матерь Нут, склонись надо мной и преврати меня в одну из бессмертных звезд, которые все в тебе!» Эта скульптурка была в числе тех жертвоприношений, которые придворные преподнесли уже мертвому фараону как обещание служить ему и в загробной жизни.

Чтобы добраться до священной мумии фараона, археологам пришлось открыть несколько саркофагов. «Мумия лежала в гробу, — пишет Г. Картер, — к которому она плотно приклеилась, так как, опустив в гроб, ее залили ароматическими маслами. Голову и плечи, вплоть до грудной клетки, покрывала прекрасная золотая маска, воспроизводящая черты царского лица, с головной повязкой и ожерельем. Ее невозможно было снять, так как она тоже приклеилась к гробу слоем смолы, который сгустился в твердую, как камень, массу».

Гроб, в котором лежала мумия Тутанхамона, изображенного в образе Осириса, целиком был сделан из массивного золотого листа толщиной от 2,5 до 3,5 миллиметра. По своей форме он повторял два предыдущих, но его декор был более сложным. Тело фараона защищали своими крыльями богини Исида и Нефтида; грудь и плечи — коршун и кобра (богини — покровительницы Севера и Юга). Эти статуэтки были наложены поверх гроба, причем каждое перышко коршуна было заполнено кусочками самоцветов или разноцветного стекла.

Лежащая в гробу мумия была завернута во множество пелен. На верхнюю из них были нашиты кисти рук, державшие плеть и жезл; под ними тоже было золотое изображение «ба» в виде птицы с человеческой головой. На местах перевязей находились продольные и поперечные полосы с текстами молитв. Когда Г. Картер развернул мумию, то нашел еще немало драгоценных украшений, опись которых делится у него на 101 группу. Так, например, на теле фараона ученые нашли два кинжала — бронзовый и серебряный. Рукоятка одного из них украшена золотой зернью и оправлена переплетающимися лентами из перегородчатой эмали. Внизу украшения заканчиваются цепочкой завитков из золотой проволоки и веревочным орнаментом. Клинок из закаленного золота имеет посередине два продольных желобка, увенчанных пальметкой, над которым узким фризом расположен геометрический узор.

Кованая маска, закрывавшая лицо Тутанхамона, была сделана из толстого листа золота и богато украшена: полосы платка, брови и веки — из темно-синего стекла, широкое ожерелье блистало многочисленными вставками из самоцветов. Трон фараона был сделан из дерева, обшитого листовым золотом и богато украшенного инкрустациями из разноцветного фаянса, самоцветов и стекла. Ножки трона в форме львиных лап увенчаны львиными головами из чеканного золота; ручки представляют собой крылатых, свившихся в кольцо змей, поддерживающих крыльями картуши фараона. Между подпорками за спинкой трона расположились шесть уреев в коронах и с солнечными дисками. Все они сделаны из позолоченного дерева и инкрустированы: головы уреев — из фиолетового фаянса, короны — из золота и серебра, а солнечные диски — из позолоченного дерева.

Сзади на спинке трона находится рельефное изображение папирусов и водяных птиц, спереди — единственное в своем роде инкрустированное изображение фараона и его жены. Утраченные золотые украшения, которые соединяли сидение с нижней рамой, представляли собой орнамент из лотоса и папируса, объединенный центральным изображением — иероглифом «сема», символизировавшим единение Верхнего и Нижнего Египта.

В Древнем Египте существовал и обычай украшать тела усопших венками из цветов. Венки, найденные в гробнице Тутанхамона, дошли до нас не в очень хорошем состоянии, а два-три цветка при первом же прикосновении вообще рассыпались в порошок. Листья тоже оказались очень ломкими, и ученые, прежде чем приступить к исследованиям, несколько часов держали их в тепловатой воде. Найденное на крышке третьего гроба ожерелье было составлено из листьев, цветов, ягод и плодов, различных растений, перемешанных с синими стеклянными бусами. Растения располагались девятью рядами, подвязанными к полукруглым полоскам, вырезанным из сердцевины папируса. В результате анализа цветов и плодов ученым удалось установить приблизительное время захоронения фараона Тутанхамона — случилось это между серединой марта и концом апреля. Именно тогда в Египте цвели васильки, созревали плоды мандрагоры и паслена, вплетенные в венок.

В великолепных сосудах из камня ученые нашли и душистые мази, которыми фараон должен был умащиваться в загробном мире, как он делал это при жизни. Духи эти и по прошествии 3000 лет издавали крепкий аромат…

Сейчас сокровища из гробницы Тутанхамона выставлены в Египетском музее в Каире и занимают там 10 залов, площадь которых равняется футбольному полю. По разрешению Египетской службы древностей были произведены исследования мумий знаменитых фараонов. При проведении работ была использована самая современная техника, к делу подключили судебных медиков и даже экспертов из Скотланд-Ярда, которые занялись рентгеновскими снимками черепа Тутанхамона и обнаружили на затылке следы глубокой раны. И английские сыщики пришли к выводу, что дело тут криминальное, и 3000 лет назад 18-летний правитель Египта стал жертвой дворцового переворота и погиб мгновенно от сильного удара.

Говард Картер, английский археолог и египтолог, начал принимать участие в археологических экспедициях в Египте еще в конце XIX века. В 1906 году Картер познакомился с археологом-любителем и коллекционером древностей лордом Карнарвоном, щедро выделившим средства на археологические изыскания. В последующие годы они вели раскопки в разных частях фиванского некрополя, но только в июне 1914 года получили концессию на раскопки в Долине Царей.

Хотя многие исследователи были убеждены, что в Долине уже все перекопано, и найти ничего нового там невозможно, Говард Картер был уверен, что гробница Тутанхамона еще не обнаружена и что она должна находиться неподалеку от центра Долины Царей. На зимний сезон 1914/15 года было намечено начало раскопок, но разразилась Первая мировая война и на время спутала планы.

Настоящая работа в Долине началась осенью 1917 года. Горы щебня, выброшенного во время предыдущих раскопок, загромождали всю поверхность Долины Царей. Картер приступил к расчистке треугольника, образуемого гробницами Рамсеса II, Мернептаха и Рамсеса VI. За один сезон археологи сняли значительную часть верхних слоев на этом участке и добрались до входа в гробницу Рамсеса VI, где натолкнулись на рабочие хижины, стоявшие на основании из массы кремневых обломков, что в Долине обычно указывает на близость гробницы. Они хотели продолжать раскопки в том же направлении, но тогда доступ к гробнице Рамсеса — одной из самых популярных среди посетителей гробниц в Долине — оказался бы закрытым. Поэтому решено было подождать более благоприятной возможности.

Работа на этом участке была возобновлена осенью 1919 года. В том сезоне было запланировано полностью очистить весь треугольник от щебня. Для этого была нанята значительная партия рабочих. Когда леди и лорд Карнарвон приехали в марте 1920 года в Долину, весь щебень верхних наслоений был уже убран и можно было углубиться в почву, нетронутую раскопками. Вскоре был найден небольшой тайник с тринадцатью алебастровыми сосудами, на которых стояли имена фараонов Рамсеса II и Мернептаха.

За исключением небольшого участка под рабочими хижинами, археологами был исследован весь расчищенный треугольник, однако гробницу так и не удалось обнаружить. Это место было временно оставлено. В следующие два сезона Картер был занят раскопками в маленькой прилегающей долине, где расположена гробница Тутмоса III.

2 Обнаружение входа в гробницу

Наконец, Говард Картер решил приступить к загроможденному гранитными обломками и рабочими хижинами участку у подножья гробницы Рамсеса VI. Было решено начать раскопки пораньше, с тем чтобы, если понадобится закрыть доступ к гробнице Рамсеса VI, сделать это в такое время, когда посетителей в Долине еще не так много.

Картер приехал в Луксор 28 октября 1922 года. К 1 ноября были собраны все рабочие, можно было приступить к работе. Предыдущие раскопки были приостановлены у северо-восточного угла гробницы Рамсеса VI. Отсюда рабочие и начали копать траншею в южном направлении. Несколько дней ушло на то, чтобы убрать с участка древние хижины рабочих. К вечеру 3 ноября работа по их уборке была закончена.

Утром 4 ноября, прибыв на место раскопок, Говард Картер был поражен необычайной тишиной. Работа была приостановлена. «Я понял, что случилось нечто необыкновенное, и вскоре с радостью услышал: под первой же снятой хижиной обнаружена высеченная в скале ступенька. Это известие было слишком хорошим, чтобы я мог в него поверить. Однако быстро проведенная дополнительная расчистка убедила меня в том, что мы действительно обнаружили начало высеченного в скальном грунте спуска, который находился на каких-нибудь четыре метра ниже входа в гробницу Рамсеса VI и на такой же глубине от теперешней поверхности Долины», — писал Картер в своем дневнике.

Раскопки продолжались весь день и все следующее утро. Однако лишь после полудня 5 ноября была удалена груда щебня, завалившая вход. Ступенька обнажалась за ступенькой, и, когда была расчищена двенадцатая по счету, показалась верхняя часть дверного прохода, заложенного камнями, замурованного и запечатанного. «Запечатанная дверь! Значит, это верно! Наконец-то мы были вознаграждены за все годы терпеливого труда. Насколько я помню, первым моим побуждением было возблагодарить судьбу за то, что моя работа в Долине не осталась бесплодной. С лихорадочно возрастающим возбуждением я начал осматривать оттиски печатей на замурованной двери, чтобы установить, кто покоится в этой гробнице. Но я не нашел имени ее владельца. Единственными разборчивыми оттисками были хорошо известные оттиски печати царского некрополя: шакал и девять пленных», — вспоминал Картер.

Археолог проделал под притолокой маленькое отверстие, чтобы в него можно было просунуть электрический фонарик. За дверью вся галерея до самого потолка оказалась завалена камнями и щебнем. Время было уже позднее. Картер приказал засыпать дверь, выбрал самых честных рабочих и поручил им охранять гробницу в течение всей ночи.

Лорд Карнарвон находился в это время в Англии, дальнейшая работа была отложена до его приезда. 23 ноября Карнарвон со своей дочерью леди Эвелиной Хэрберт, верной его помощницей во всех работах в Египте, прибыл в Луксор. 24 ноября после полудня лестница была полностью очищена — все шестнадцать ступенек. Теперь можно было тщательно осмотреть всю дверь. На нижней ее части оттиски печатей оказались гораздо яснее, среди них многократно повторялось имя Тутанхамон. Теперь, когда всю дверь можно было тщательно осмотреть, стало очевидно, что часть замурованного прохода оказалась дважды последовательно вскрытой, а затем вновь заделанной. Ранее обнаруженные печати с шакалом и девятью пленниками стояли на вновь замурованной части стены, в то время как нетронутую нижнюю часть покрывали оттиски печати Тутанхамона, которой и была первоначально запечатана гробница. Следовательно, грабители все-таки побывали здесь. Но судя по выстроенным над гробницей хижинам, это были грабители, жившие не позднее правления Рамсеса VI.

Утром двадцать пятого ноября все оттиски печатей на стене были тщательно зарисованы и сфотографированы. Затем начали разбирать дверь. Она состояла из неотесанных камней, закрывавших весь проход от пола до потолка. Дальше начиналась уходящая вниз, но уже без ступенек, галерея высотой около 2,5 м. Началась ее расчистка от камней и щебня.

26 ноября с утра продолжалась расчистка галереи. Работа шла медленно. Во второй половине дня на расстоянии 10 метров от внешнего входа был обнаружен второй замурованный и запечатанный вход. «Дрожащими руками я проделал небольшое отверстие в левом верхнем углу замурованной стены. Темнота и пустота, в которую щуп свободно уходил на всю длину, говорили о том, что за этой стеной уже не было завала, как в только что очищенной нами галерее. Опасаясь скопления газа, мы сначала зажгли свечу. Затем, расширив немного отверстие, я просунул в него свечку и заглянул внутрь. Лорд Карнарвон, леди Эвелина и Коллендер, стоя позади меня, с тревогой ожидали приговора. Сначала я ничего не увидел. Теплый воздух устремился из комнаты наружу, и пламя свечи замигало. Но постепенно, когда глаза освоились с полумраком, детали комнаты начали медленно выплывать из темноты. Здесь были странные фигуры зверей, статуи и золото — всюду мерцало золото! На какой-то миг — этот миг показался, наверное, вечностью тем, кто стоял позади меня, — я буквально онемел от изумления. Не в силах более сдерживаться, лорд Карнарвон с волнением спросил меня: «Вы что-нибудь видите?» Единственно, что я мог ему ответить, было: «Да, чудесные вещи!» Затем, расширив отверстие настолько, чтобы в него можно было заглянуть вдвоем, мы просунули внутрь электрический фонарь», — так описывал Картер это важнейшее событие в его жизни.

27 ноября 1922 года гробница была подключена к осветительной сети Долины. Лорд Карнарвон, леди Эвелина, Коллендер и Картер вошли в обнаруженное помещение и приступили к его подробному осмотру. В дальнейшем этот зал называли передней комнатой.

В зале стояли три больших позолоченных ложа. Боковыми сторонами каждого ложа служили скульптурные фигуры чудовищных зверей. Их тела поэтому были неестественно вытянуты во всю длину ложа, а головы вырезаны с потрясающим реализмом. Справа у стены стояли две статуи — черные скульптуры фараона в полный рост. В золотых передниках и золотых сандалиях, с булавами и посохами в руках, со священными уреями-хранителями на лбу — они стояли друг против друга. Между ними обнаружился замурованный проход.

Также в комнате громоздилось множество других вещей: сундуки с тончайшей росписью и инкрустацией, алебастровые сосуды, черные ковчеги, красивые резные кресла, инкрустированный золотом трон, трости и посохи всевозможных форм и рисунков, колесницы, сверкающие золотом и инкрустациями, портретная статуя фараона и т. д.

В середине декабря в передней комнате закипела работа. Необходимо было провести детальную фотосъемку помещения. Затем предстояла кропотливая работа по разбору артефактов, которые очень скученно лежали в помещении. Часть из них находилась в прекрасном состоянии, но очень многие ценности требовали немедленной реставрации. Некоторые же вещи без предварительной обработки просто нельзя было взять в руки — они тут же рассыпались. Разборка предметов в передней комнате заняла в общей сложности семь недель. К середине февраля все вещи были перенесены в лабораторию, за исключением двух сторожевых изваяний, оставленных специально, каждый сантиметр пола был выметен и пыль просеяна, чтобы в ней не осталось ни одной бусинки, ни одного кусочка инкрустаций.

На 17 февраля 1923 года была назначена операция по открытию запечатанной двери. К двум часам дня приглашенные — всего около двадцати человек — собрались у гробницы. В передней комнате все было подготовлено заранее. Чтобы предохранить статуи от возможных повреждений, их обшили досками, а между статуями воздвигли небольшой помост, чтобы с него можно было легко дотянуться до верхнего края дверного прохода. Вскрытие двери решили начать сверху, так как такой порядок работы был самым безопасным. Разборка замурованного прохода заняла два часа. Еще во время разборки стало понятно, что это ни что иное, как вход в усыпальницу фараона.

В погребальном покое высился огромный позолоченный ковчег, сооруженный для защиты и сохранения саркофага, внутри которого покоился сам фараон. Размеры этого ковчега были так велики (5×3,3 метра при высоте 2,73 метра), что он заполнял почти всю кубатуру усыпальницы. Со всех четырех сторон от стен его отделяло узкое пространство — около 0,65 метра, а его крыша с коньком и лепным карнизом почти касалась потолка. Весь ковчег сверху донизу был покрыт золотом, по бокам были вделаны пластинки из сверкающего синего фаянса, а на них без конца повторялись изображения одних и тех же магических символов, которые должны были сохранить и укрепить последнее обиталище фараона. Вокруг ковчега прямо на полу лежало множество погребальных эмблем, а в северном конце усыпальницы — семь магических весел; они должны были понадобиться фараону в его переправе через воды загробного царства.

Стены усыпальницы, в отличие от передней комнаты, были украшены пестрыми изображениями и надписями. Исполнение их отличалось некоторой поспешностью. В восточной стене усыпальницы оказалась низкая дверь, а за ней — еще одна небольшая комната. Вход в эту комнату не был ни замурован, ни запечатан, но при этом в ней хранились ценнейшие сокровища гробницы.

В сезоне 1923/24 годов началась работа по вскрытию саркофагов. В усыпальнице находились четыре наружных саркофага и еще один внутренний (кварцитовый). Исследователи поочередно вскрывали саркофаги, работа эта была непростой и небыстрой. Наконец был вскрыт кварцитовый саркофаг. Выполненное с исключительным мастерством золотое изображение юного царя заполняло всю внутренность саркофага. Это была крышка чудесного антропоидного гроба около 2,25 метра в длину, покоящегося на низких носилках, украшенных изображениями львиных голов. Это был наружный гроб, заключавший в себе еще несколько. Крылатые богини — Исида и Нейт заключали гроб в свои объятия. Они были сделаны техникой низкого рельефа, в то время как голова и руки царя представляли собой чрезвычайно тонко и изящно выполненные из массивного золота произведения круглой скульптуры.

В последующие сезоны велась работа по вскрытие гробов. Их оказалось три. Третий гроб длиной 1,85 метра был сделан из массивного золота. Маске этого золотого гроба было придано портретное сходство с царем, но черты его, хотя и условные, так как они символизировали Осириса, были более юными, чем на других гробах. Гроб украшал орнамент «риши» и фигуры Исиды и Нефтиды — сюжеты первого гроба. Их дополняли крылатые фигуры Нехебт и Буто. Эти фигуры богинь-хранительниц — эмблемы Верхнего и Нижнего Египта — резко выделялись на гравированном орнаменте, щедро украшавшем гроб, так как представляли собой пышные массивные накладки из перегородчатой эмали. Изображения богинь были инкрустированы полудрагоценными камнями. Под крышкой этого гроба покоилась мумия фараона.

Надпись на стене гробницы Тутанхамона гласила: «Смерть скоро настигнет того, кто осмелится нарушить покой мёртвого правителя!» Интересно, что на протяжении следующих десяти лет, смерть тринадцати участников археологических раскопок и девяти близко общающихся с ними людей не могла не привлечь внимания общественности, особенно – журналистов, которые смогли сделать из этого события настоящую сенсацию.

Их не волновал тот факт, что возраст большинства умерших учёных значительно превышал семьдесят лет, а один из организаторов экспедиции, лорд Карнарвон, болел астмой, и воздух затхлой гробницы на пользу ему не пошёл. А вот на то, что присутствовавшая при вскрытии усыпальницы и саркофага дочь Карнарвона, леди Эвелин, прожила не один десяток лет, умерев в восьмидесятилетнем возрасте, пресса особого внимания не обратила.

Одно из самых известных захоронений мира, гробница Тутанхамона или как её обозначают археологи, KV 62, находится в центре долины Царей на западном побережье Нила, недалеко от современного города Луксор (в древности – Фива). На географической карте эту территорию можно обнаружить по следующим координатам: 25° 44′ 27″ с. ш., 32° 36′ 7″ в. д.

На территории было обнаружено более шестидесяти могил, усопших правителей Египта и высокопоставленных чиновников, и состоит она из двух долин – восточной, где расположена большая часть гробниц, и западной. Долину Царей археологи — вот уже на протяжении двух веков прочесывают туда-сюда, перебирая каждый камешек и, казалось бы, новых находок на её территории обнаружено быть не должно.

Тем не менее в 2006 году удалось найти очередную нетронутую гробницу с пятью мумиями. Эта находка стала первой с 1922 года, когда Картером была обнаружена гробница Тутанхамона, наполненная золотом, драгоценными камнями, посудой, статуэтками и другими уникальными произведениями искусства, созданными в XIV ст. до н.э.

Тутанхамон, правитель Египта

До того момента, как была обнаружена гробница Тутанхамона, фараона, который правил с 1332 по 1323 год до нашей эры, в самом существовании этого правителя многие египтологи сомневались – слишком уж незначительный след в истории своей страны он оставил. Что, впрочем, не удивляет: Египтом он начал править в возрасте девяти лет, а умер, не дожив до двадцати. Он только успел возобновить культ бога Амона, который его отец, фараон Эхнатон, заменил Атоном.

В том, кто именно был его отец, учёные к единому мнению не пришли. Большинство египтологов, учитывая данные недавно проведённых анализов ДНК и радиологического исследования остатков фараона, сходятся на том, что родителями фараона были Эхнатон и его сестра. Среди правителей древнего Египта близкородственные браки были не редкость, поэтому не удивительно, что женой Тутанхамона также оказалась его сестра, Анхесенамон, от которой он имел двух мертворожденных детей (их остатки были обнаружены в его усыпальнице).

Одной из самых интригующих тайн Тутанхамона является вопрос: почему правитель умер, не дожив даже до двадцати лет (даже по тем временам смерть в девятнадцатилетнем возрасте считалась ранней). На этот счёт существует несколько версий:

  1. Тутанхамон умер из-за внезапной болезни;
  2. Юноша имел неизлечимые наследственные заболевания, которые бывают от близкородственных браков;
  3. Молодого правителя убили;
  4. Фараон умер, упав с колесницы и получив травмы, несовместимые с жизнью.

Современные исследования показали, что наследственными болезнями молодой фараон не страдал, поэтому никаких генетических заболеваний, тяжёлой формы сколиоза или болезни, которая придала его скелету женоподобную фигуру и т.п., у него не было. Единственными болезнями, которые выявили учёные, была так называемая «волчья пасть» и косолапость. Также ими была опровергнута гипотеза о том, что он скончался из-за несовместимой с жизнью травмы, поскольку подобных переломов у фараона обнаружено не было (трещина в черепе, судя по всему, появилась, когда жрецы бальзамировали тело).


Последние исследования показали, что смерть Тутанхамона вызвала тяжёлая форма малярии, чему свидетельствуют найденные в усыпальнице лекарства для лечения этого заболевания. Поскольку в саркофаге были обнаружены венки из цветущих васильков и ромашек, удалось установить, что похоронен он был в первой половине весны. На мумификацию уходит около семидесяти дней, следовательно молодой правитель должен был умереть в начале зимы (в это время в Древнем Египте был как раз разгар сезона охоты, из-за которого и появилось предположение, что он упал с колесницы).

Поиски потерянной гробницы

Искать усыпальницу Татанхамона археолог Картер и лорд Карнавон начали в 1916 году. Идея изначально казалась утопичной, поскольку в те годы эта территория была перерыта вдоль и поперёк и считалось, что здесь невозможно найти никаких значительных находок.

На поиски гробницы археологи потратили более шести лет, а обнаружили ее там, где ожидали найти меньше всего: перекопав все окрестности, они не тронули лишь небольшой участок, на котором находились хижины древних строителей усыпальниц (интересно, что именно отсюда они и начинали раскопки).

Уводящая вниз ступенька была обнаружена египтологами под первой же лачугой. Расчистив лестницу, археологи увидели внизу замурованную дверь – открытие гробницы Тутанхамона состоялось! Случилось это 3 ноября 1922 года. На этом этапе работы в гробнице фараона Тутанхамона были приостановлены: как раз в это время лорд Карнарвон находился в Лондоне. Картер, решив дождаться его, отправив телеграмму, что он нашел искомое, терпеливо ожидал друга в течение трёх недель. Тот приехал с дочерью, леди Эвелин – и 25 ноября 1922 года археологи спустились к гробнице.

Первая комната

Ещё не дойдя до двери, египтологи поняли, что грабители гробниц здесь уже побывали (вход не только вскрывали, но и обратно замуровывали и запечатывали). Это подтвердило и тот факт, что размуровав дверь, в коридоре были обнаруженные разбитые черепки, целые и битые кувшины, вазы и прочие осколки предметов – грабители явно уже уносили добычу, когда были остановлены, возможно, стражей.

Почему сокровища гробницы Тутанхамона оказались неразграбленными – одна из тайн, которая вот уже около столетия не даёт покоя учёным. Интересно, что в результате исследований египтологами было точно установлено, что грабежом усыпальниц занимались не только профессиональные расхитители гробниц, но и близкие к трону люди. Когда Египет переживал кризисные времена, пополнять казну за счёт вскрытия гробниц давно почивших фараонов не гнушались. То, что первая обнаруженная печать, которой запечатали усыпальницу молодого фараона, являлась лишь обыкновенной царской печаткой, а имя Тутанхамона находилось на печати, находящейся на нетронутой части двери, говорит само за себя.

Удивлению археологов не было пределов. После многочисленных работ им удалось добраться до комнаты, заставленной разнообразными предметами: здесь находился золотой трон, вазы, ларцы, светильники, письменные принадлежности, золотая колесница. А друг напротив друга стояли две чёрные скульптуры фараона, в золотых передниках и сандалиях, с булавами, жезлами и со священной коброй на лбу.

Также была обнаружена дыра, сделанная грабителями и ведущая в боковую комнату, которая была полностью забита золотыми украшениями, драгоценными камнями, предметами быта и даже находилось несколько распиленных кораблей, на одном из которых правитель после смерти должен был отправиться в загробный мир.

Придя в себя от увиденного обилия сокровищ, археологи поняли, что саркофаг в этих помещениях отсутствует, следовательно, должна быть ещё одна погребальная комната. Третье запечатанное помещение было обнаружено между двумя скульптурами. И вот тут исследования были остановлены: Картер решил закрыть гробницу и уехал в Каир для организационной работы (увидев такое количество драгоценностей и ценных экспонатов, он принял решение провести с египетским правительством переговоры).

Вернулся он в середине декабря, после чего к причалу была проведена железная дорога. А возле берега находился пароход, специально арендованный для того, чтобы вывезти сокровища гробницы Тутанхамона. Первая находка была извлечена из усыпальницы 27 декабря, а первую партию драгоценностей на судно доставили в середине марта (как раз в это время заболевает и умирает от воспаления лёгких лорд Карнарвон).


Вытаскивать наружу находки было непросто, тогда как часть вещей находилась в идеальном состоянии, другая часть — почти истлела (это относится к тканным, кожаным и деревянным предметам). В качестве примера Картер наводит пару найденных вышитых бисером сандалий: одна сандалия буквально рассыпалась при малейшем прикосновении, и чтобы её кое-как собрать, пришлось приложить немалые усилия, а вот вторая оказалась довольно крепкой. Такая ситуация возникла из-за проникающей через известняковую стену влаги, из-за которой многие предметы в комнате покрылись желтоватым налётом, а кожаные вещи сильно размякли.

Усыпальница

Погребальную комнату, в которой был установлен обитый пластинами из золота и украшенный синей мозаикой огромный футляр, вскрыли в середине февраля. То, что воры сюда не забрались, стало понятно, когда Картер обнаружил, что печати на саркофаге оказались нетронуты. Размеры футляра, где находился саркофаг, поражали:

  • Длина – 5,11 м;
  • Ширина – 3,35 м;
  • Высота – 2,74 м.

Футляр занимал практически всю усыпальницу (интересно, что из этой комнаты можно было попасть в ещё одну, которая была наполнена сокровищами). На одной из сторон футляра были установлены закрытые на засов створчатые двери без печати. За ними находился ещё один футляр, поменьше, без мозаики, но с печатью Тутанхамона. Над ним нависал прикреплённый к деревянным карнизам расшитый блёстками покров из льняной ткани (к сожалению, время его не пощадило: он стал бурым и во многих местах порвался из-за находящихся на нём позолоченных бронзовых маргариток).


Работы в очередной раз были остановлены. Нужно было убрать стену, которая отделяла усыпальницу от первой комнаты и разобрать четыре позолоченных погребальных футляра, между которыми были обнаружены булавы, стрелы, луки, золотые и серебряные жезлы, украшенные фигурками Тутанхамона. На эти работы у археологов ушло около 84 дней.

Разобрав последний футляр, перед египтологами оказалась крышка огромного саркофага из жёлтого кварцита, длина которого превышала 2,5 метра, а крышка весила более тонны. Открыв саркофаг, учёные обнаружили огромный позолоченный рельефный портрет Тутанхамона, который на деле оказался крышкой двухметрового гроба, повторяющей контуры мужской фигуры. На лбу крышки-портрета находились обвитые гирляндой из высохших цветов символы Нижнего и Верхнего Египта – Кобра и Ястреб.

В первом саркофаге размещался второй, где и был установлен основной золотой гроб и находилась окаменевшая и потемневшая от времени мумия Тутанхамона, лицо и грудь которого покрывала золотая маска (толщина стенки саркофага составляла около 3,5 мм).

Интересно, что статуи египетского правителя, найденные в первой комнате, как и золотые маски, обнаруженные на мумии и лицах на трех гробах, оказались точными копиями молодого правителя. Это дало возможность установить, что некоторые статуи Тутанхамона были присвоены некоторыми фараонами, например, Хоремхеб стёр на скульптуре его имя и написал своё.

Проклятье гробницы

Раскопки и исследования усыпальницы молодого фараона длились около пяти лет, а уже через год словосочетание «Тутанхамон проклятие гробницы» стали практически неотделимы друг от друга. Всё началось после того как через год после вскрытия гробницы от воспаления лёгких скончался лорд Карнарвон, далее, на протяжении нескольких лет ушли из жизни ещё около десяти участников раскопок.

Одной из самых популярных идей поклонников теории «Тутанхамон проклятие гробницы» (среди них был и Артур Конан Дойл) были гипотезы о вредном грибке, радиоактивных элементах или положенных в гробницу ядов. Сама картина смертей выглядит следующим образом:

  • Карнарвон умирает в марте 1923 года (говорят, что в момент его смерти в Каире неожиданно исчезло электричество);
  • Второй жертвой проклятья становится Дуглас-Рейд, который делал рентген мумии;
  • Погибает А.К. Мейс. Он вскрывал с Картером погребальную комнату;
  • В этом же году из-за заражения крови умирает брат Карнарвона, полковник Обри Герберт;
  • Египетского принца, который был на раскопках при вскрытии гробницы, убивает собственная супруга;
  • На следующий год в столице Египта от выстрела убийцы погибает генерал-губернатор Судана сэр Ли Стек;
  • В 1928 г. внезапно умирает Ричард Бартель, секретарь Картера, а его отец два года спустя выпрыгивает из окна;
  • В 1930 г. заканчивает жизнь самоубийством сводный брат лорда Карнарвона.


В прессе появились сообщения о смерти таких известных участников экспедиции, как Брэстеда, Гардинера, Дейвиса (они действительно умерли в это время, но на момент смерти их возраст превышал 70 лет, а Гардинеру было 84). К истории «Тутанхамон проклятие гробницы» относили и супругу Карнарвона, Альмины, о которой говорили, что она якобы скончалась на 61 году жизни от укуса насекомого, но слухи оказались ложными, она умерла значительно позже, в возрасте 93 лет.

А вот смерть главного участника экспедиции, Картера, к загадочным смертям, как не старались журналисты, приписать не смогли: он умер шестнадцать лет спустя после вскрытия гробницы – слишком уж велик оказался срок для того, чтобы его можно было привязать к столь популярной теме как «Тутанхамон проклятие гробницы».

В Долине Царей в Египте среди песчаных гор есть одно место. Расположенная недалеко от древнего города Фивы (современного Луксора). Засушливая долина не имеет никакой растительности. Найти защиту и тень от неутомимого солнца в этих краях путнику невозможно. Местность представляет собой смесь песка и мелких камней. Температура воздуха в этой части страны в зимние месяцы стойко держится на отметке +40-45С. В летний сезон достигает +60С.

Именно это место с пустынным ничем не примечательным пейзажем около 3000 лет назад фараоны Древнего Египта выбрали для обретения другой жизни в потустороннем мире. Окруженные после смерти несметными сокровищами они надеялись на то, что расхитителям гробниц не удастся обнаружить их. Их усилия не увенчались успехом: практически все склепы царственных особ династии фараонов в были разграблены. За исключением одной – гробницы царя Тутанхамона, который умер в возрасте 18 лет в 1346 до н.э.

Египетские жрецы и гробница Тутанхамона

Существуют исторические доказательства того, что злоумышленники неоднократно пытались найти место упокоения египетского фараона. Однако священники, охранявшие гробницу в , перезахоронили Тутанхамона. Местонахождение его останков оставалось тайной на протяжении более, чем 3000 лет. Заключенный в массивный саркофаг из чистого золота, египетский царь находился в полной темноте и непостижимой тишине. Все это время он пребывал в привычном для него мире роскоши дворцов фараонов. Золотые колесницы, статуи из драгоценного металла и черного дерева, деревянные лодки для совершения путешествия в потусторонний мир. Его золотой трон, игрушки царя, благоухающие масла, драгоценные ювелирные изделия и другие предметы, сопровождающие царственную особу при жизни. Каждый уголок, каждая ниша этой гробницы фараона Египта была наполнена бесценными объектами для культуры и истории древнейшей цивилизации на земле.


Значение открытия гробницы Тутанхамона

Английский египтолог, Говард Картер, предполагал, что гробница Тутанхамона находилась в Долине Мертвых в . Однако археологи заявляли о том, что все районы этого некрополя уже изучены и среди них не было найдено склепа египетского царя.

В 1914 году, при финансовой и организационной поддержке британца по происхождению лорда Карнарвона, Картер начал проведение собственных раскопок. В течение семи лет его труды не приносили какого-либо результата. Спонсоры грозили прекратить выделение денег на поиски. В итоге в ноябре 1922 года лорд Карнарвон заявил о том, что он больше не может поддерживать проект по поиску гробницы и считает, что удача изменила Картеру. В это же время египетские рабочие находились всего в шаге от одной из важнейших в истории человечества находке: они обнаружили путь, ведущий к запечатанной двери гробницы сына Солнца.


Сокровища гробницы Тутанхамона. 1924 год

Гробница Тутанхамона: история открытия

Открыв эту дверь экспедиция Картера обнаружила коридор, заполненный камнями и щебнем. После прохода перед археологами возникло еще одно препятствие, но на этот раз вход был отмечен символикой царя Тутанхамона. Картер был уверен, что нашел гробницу царя. Но он боялся, что возможно она была разграблена и внутри не осталось ни одной регалии фараона.

26 ноября Картер и лорд Карнарвон начали ломать вторую дверь. Позже Картер заявил на весь мир, что это был:

«День из дней, самый замечательный из тех, которые я когда-либо переживал. Мне казалось, что время застыло. Мы наблюдали, как рабочие расчищают проход и удаляют нижнюю часть дверного проема. Решающий момент настал. Дрожащими руками я сделал шаг во тьму. Накануне мы тестировали железоискателем пространство за дверью.

Он показал, что за стеной полная пустота. Рассмотреть было ничего невозможно, так как мы не применяли свечи при ведении работ из-за возможных вредных газов под землей. Все же я достал свечу, зажег ее и продвинулся внутрь только то обнаруженного помещения. Лорд Карнарвон, леди Эвелин, дочь Карнарвона и помощник Каллендер встали рядом со мной в тревожном ожидании «приговора».

Сначала я ничего не видел. Горячий воздух, выходящий из камеры гасил мерцание свечи. Мои глаза стали привыкать к свету. В тумане начали проясняться детали вещей, находящихся в склепе. Там находились неизвестные мне по виду животные, статуи, предметы – все светилось золотом. Я онемел от изумления. Лорд Карнарвон не выдержав ожидания спросил меня: «Ты видишь что-нибудь?». Все, что я мог сделать, это сказать: «Да, чудесные вещи. Расширьте проход немного больше, тогда мы оба сможем увидеть, что находится внутри». Комната осветилась электрическим фонариком.


Древний Египет. Гробница Тутанхамона

Говард Картер: открытие гробницы Тутанхамона

«Замечательные вещи», которые увидел Картер в этом зале, оказались самой большой коллекцией артефактов эпохи фараонов Древнего Египта из когда-либо обнаруженных. Но это была лишь верхушка айсберга. В рядом расположенной с ней комнатой, меньшей по размеру, находились великолепные сокровища. Археологический экспедиции потребовалось около 2,5 месяцев, чтобы тщательно очистить входы и составить инвентаризацию наследия правителя Египта .

Чуть позже Картер открыл четвертую запечатанную дверь, где считал и находится гробница фараона Тутанхамона. Здесь и был найден его богато украшенный золотой саркофаг.

«Моей первой задачей было обнаружить деревянные перемычки над дверью. Я осторожно снял сколы от штукатурки и убрал несколько камней, которые покрывали верхний слой надписи. Искушение узнать, что находится за дверью, было невообразимо. После 10-минутной работы я сделал достаточно большое отверстие в стене и вставил в него фонарь. Удивительное зрелище представилось мне. Ибо там, всего в полуметре от двери, блокирующей вход в камеру, стояла, судя по всему, сплошная стена из золота. Я принялся расчищать проем».

«Открытие гробницы Тутанхамона»: документальный фильм был снят каналом BBC о событиях этого великого дня в египтологии.

По мере удаления камней из прохода вырисовывалась реальная картина: мы находились у входа в камеру, где был захоронен царь. Стена, заграждающая наш путь, была покрыта чистым золотом и служила защитой для саркофага. Камень за камнем, мы чувствовали дрожь подобную электрическому шоку. Это была вне всякого сомнения могила . И мы находились в ней!


Саркофаг был огромным, 17 фунтов на 11 футов. И в 9 футов высотой. Он занимал почти всю площадь камеры. Пространство в два шага отделяли его от стен с четырех сторон. В высоту он почти достигал потолка. Сверху до низу он был обложен золотом. По его краям были выложены инкрустированные панели блестящим синим фаянсом. В них повторялись снова и снова магические символы, которые служили обеспечению его прочности и безопасности. Вокруг царственных останков был выложен ряд погребальных эмблем. В северной части были изображены семь весел лодки, служившие для того, чтобы переправить фараона через воды, ведущие к подземному миру. Стены камеры в отличие от коридора были украшены сценами и надписями в окружении блестящих цветов.

Открытие гробницы Тутанхамона: видео