Убийца священника обиделся - ему не дали выпить и закусить

И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.
(Откр. 6: 11)
Сегодня исполняется два года со дня убиения игумена Даниила (Соколова; † 7 июля 2016) – наместника Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского.
То, что случилось в древнем православном Переславле-Залесском 7 июля, повергло в шок весь город.
Достаточно скромная, если не сказать бедная, обитель мгновенно стала «звездой» телеэкрана, предметом досужих разговоров всей страны, что, безусловно, только усугубляло скорбь православных переславцев, не знающих, чем избыть свое безмерное горе.
– Что вы скажете об игумене Данииле? – спросил репортер одного из центральных каналов телевидения послушника обители… Тот долго с ужасом и удивлением смотрел в равнодушно-мертвый «глаз» объектива телекамеры, а потом, когда осознал, что весь этот безумный ужас не сон, простодушно по-детски расплакался…
– А вот все хорошее, светлое, доброе, чистое, что только может быть в человеке, в нем и было…
Отец Даниил пришел подвизаться в монашеском делании в Свято-Троицкую обитель в 1997 году. Спустя два года его постригли в монашество. Монашеский постриг он принял от архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в храме Всех святых Свято-Троицкого Данилова монастыря.

В этом же году был рукоположен в сан диакона и в сан священника. С тех пор в течение 17 лет отец Даниил служил у Престола Божия. Сначала служение отца Даниила проходило в Троицком Даниловом монастыре. В течение 10 лет, до 2009 года, иеромонах Даниил был штатным клириком обители, вместе с наместником монастыря игуменом Иоанном (Коваленко), ныне епископом Калачевским и Палласовским, и братией восстанавливал монастырь, окормлял прихожан и нес различные послушания в обители. Вместе с тем отец Даниил получал духовное образование – в 2005 году он завершил обучение в Московской духовной семинарии.

С марта 2009 по январь 2012 года отец Даниил вместе с игуменом Иоанном и некоторыми монахами из числа братии обители стали восстанавливать Успенский Адрианово-Пошехонский монастырь на севере Ярославской области.
Из Успенского Пошехонского монастыря отец Даниил был призван на новое служение. В 2012 году отец Даниил был назначен исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря. Решением Священного Синода на заседании от 19 марта 2014 года иеромонах Даниил (Соколов) был назначен игуменом Свято-Троицкой обители.
За время служения в Ярославской и Переславской епархиях игумен Даниил снискал любовь и уважение духовенства, монашествующих и мирян, активно участвовал в окормлении молодежи и военнослужащих.
Ниже мы помещаем воспоминания об игумене Данииле хорошо знавших его сподвижников.
***
«У него было все для того,
чтобы иметь успех в мирской жизни»
, в прошлом – наместник Свято-Троицкого Данилова монастыря:

– Я познакомился с игуменом Даниилом в стенах Троице-Сергиевой Лавры в 1997 году. Отец Даниил принадлежит к тому поколению, которое пришло к вере в начале 1990-х. Для многих они были «лихими девяностыми», но для Церкви они были благословенными годами. Это годы восстановления Церкви, годы, когда многие молодые люди от неверия пришли к вере, и отец Даниил был одним из тех людей, про которых сказано: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16). Вот тут много стоит людей, близко знавших отца Даниила: родственники, друзья… Но игуменом среди них он стал один…

Он был спортсменом , у него было все для того, чтобы иметь успех в мирской жизни. Сначала он поступил в военное училище, но понял, что это не его стезя; второй год прослужил на срочной службе. Потом в светском вузе, в МАИ поучился, тоже понял, что не его, и ушел на непрестижную работу, казалось бы, но это была работа спасателя: пошел в пожарную охрану. Он об этом говорил немного небрежно. Но это те, кто всегда готовы прийти на помощь, спасти людей. Туда набирают сильных, ловких, спортсменов. И, имея свободное время от одного случая до другого, он прочитал всего Ф. Достоевского . Это был путь к святым отцам, потому что это писатель, который наиболее проникновенно говорит о душе человеческой, о пути человека к Богу, о покаянии: он знал это по себе и мог хорошо описать этот путь покаяния.


Мы познакомились с отцом Даниилом, когда я сдавал сессию в Троице-Сергиевой Лавре – я заочно учился. Подходит ко мне высокий, крепкий, широкоплечий, улыбающийся молодой человек – Максим Соколов – и говорит: «Знаете, я к старцу попал, к духовнику Лавры, спросил насчет монастыря. Он мне сказал с вами поговорить». Я сказал: «Хорошо», написал записку, чтобы его приняли, – тут в мое отсутствие иеромонах Никита служил. Сказал: если вам понравится – оставайтесь. Он приехал в нашу обитель. Видимо, понравилось. Рассчитался на работе, уволился, вернулся сюда в ноябре 1997 года и остался здесь уже послушником.

Никто не может упрекнуть это поколение в том, что люди искали в Церкви каких-то благ, выгоды для себя. В 1990-е как выглядели монастыри? – Кругом была разруха, руины. У нас был такой принцип: все делать своими руками и научиться делать своими руками. Благочинный, игумен сами могли поехать за песком. Отец Даниил освоил трактор, занимался сельским хозяйством. В монастыре продукты практически все были свои.

Потом в Адриано-Пошехонском монастыре он занялся пчелами. Пчеловодство было новым направлением, здесь он его развил. Человек всегда учился, своими руками делал ульи. Не знаю, есть ли сейчас такие игумены?
И его смерть – нам пример. Мне, во всяком случае. Пусть кровь игумена Даниила станет семенем для возрождения монашеской жизни, в том числе и в стенах этой древней обители…
«Есть монастыри настоящие,
где люди молятся, трудятся, своим трудом пропитание ищут»
, настоятель храма Сретения Господня в Переславле-Залесском:

– С отцом Даниилом мы познакомились в 1997 году. Я был на сессии – обучался на заочном секторе семинарии в Троице-Сергиевой Лавре. Ко мне подошел молодой человек, он искал иеромонаха Иоанна, я ему показал его. Они встретились, переговорили. Это был Максим Соколов, будущий игумен Даниил. Видимо, духовник направил его, чтобы пойти в монастырь. Это было где-то в ноябре 1997 года, а через месяц он уже приехал в монастырь и с этого времени подвизался здесь, в Даниловом.

Монастырь был открыт в 1994 году, отец Иоанн был старшим. Они трудились, молились, подвизались. Что можно сказать о монастыре? – Монастырь был настоящим! Есть монастыри настоящие, где, как по житиям святых, люди молятся, трудятся, все своим трудом себе пропитание ищут, правила стараются соблюдать монашеские – молитвенные, келейные. Они тогда службу в 4 утра начинали: братский молебен, полунощница, потом служили Литургию. А с 8 часов утра – уже послушания.

Их было немного. Тогда была разруха всяческая в монастыре. Стен не было, были только храмы – их к 1980 году, к Олимпиаде, внешне – кресты, купола – подправили. До последнего времени, даже когда был монастырь, в храме Похвалы Матери Божией был склад гражданской обороны: снизу доверху много рядов – на весь город противогазы; и не сразу это все было вывезено. Отцы трудились: сами осваивали работы, сами были землекопами, каменщиками, электриками, водопроводчиками. Осваивали сельскохозяйственные труды, техника у них потихоньку заводилась. Дрова заготавливали, печи топили.

В монастыре каждый день была Литургия. И они еще при нужде своей и мне помогали: отец Даниил и в этом храме служил. Когда прежний настоятель отец Василий Чуев умер, поручили этот храм окормлять Данилову монастырю – в 2003 году, и отец Даниил здесь служил какое-то время.

У нас дружба была. Меня всегда с радостью встречали в монастыре, и я всегда был рад видеть насельников. Когда мне нужна была физическая помощь, я братию позову – и даже сам игумен приходил помочь и отец Даниил – благочинный. Надо что-то привезти для храма – я к ним прибегаю, они дела оставляют, заводят машину, садится отец Даниил и рулит – за досками или если еще по нужде надо что-то привезти. А когда надо было им мощи переносить из летнего храма в зимний, меня всегда звали.


Отец Даниил освоил многие профессии. Он и каменщик, сам вычинку делал, штукатурил, замечательно все у него получалось. На тракторе работал, сеял, пахал…

В 2009 году случилось так, что владыку Иоанна, тогдашнего наместника, перевели в Адрианов Пошехонский монастырь, и вся братия ушла за ним. Тут нестроения всякие были, был конфликт с благодетелем, и они все ушли в Пошехонский монастырь, а те, кто были в Пошехонском, игумен и братия, пришли сюда. А в 2012 году поставили отца Даниила опять в Данилов монастырь. Он здесь был один, потому что прошлая братия разошлась кто куда. И начало все возрастать по тому же принципу, как было при игумене Иоанне, но все было труднее. Когда отец Даниил изнемогал, Никитская братия ему помогала. Старались, чтобы службы были каждый день.

Так он трудился, занимался пчеловодством – пасеку и здесь завел, вникал во все и, надо сказать, достиг больших высот в этом деле. Все у него налажено было. Завел и столярку небольшую – тут мы с ним друг другу помогали. Ульи сам делал, рамки сам делал. Последнее его детище – воскотопка.
Вот так трудился, молился действительно истинный подвижник. Вникал во все духовное, чадами занимался. Специально приезжали к нему люди.
«Господь узрел в Своем вертограде достойный духовный плод»
, штатный священник Владимирского кафедрального собора г. Переславль-Залесский:

– С 1999 по 2009 годы отец Даниил служил штатным иеромонахом Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря. В тот период наместником монастыря был игумен Иоанн (Коваленко), ныне епископ Калачевский и Палласовский. Отца Даниила мы все помним его верным помощником, «правой рукой». Нужно сказать, что именно в этот период Даниловский монастырь, пожалуй, за все 1990-е – годы возрождения Православия на нашей земле – ближе всего был к идеалам монашества основателя обители – преподобного Даниила. Несмотря на каждодневную утреннюю и вечернюю службу в храме и монашеское неспешное правило, братия несла тяжелые и, казалось бы, даже непосильные труды в монастыре, на подворье. Все ремонтные работы с техникой, строительство, сельскохозяйственные труды – все делалось своими руками. И отец Даниил ни в чем не уступал наместнику отцу Иоанну (а в чем-то и превосходил его, со слов отца Иоанна) и также являл собой пример для подражания.

Когда в марте 2009 года отец Иоанн был переведен в Пошехонский Свято-Успенский Адрианов мужской монастырь, отец Даниил пошел туда вместе с отцом Иоанном (впрочем, как почти и вся братия), где их ждали еще большие испытания, еще более суровые условия. Адрианов монастырь фактически был отрезанным от мира скитом. Иногда не было денег на свечи, лампадное масло, нечем было кормить братию. Положение спасали ревностные паломники из Переславля, не оставлявшие своих духовных наставников, родственники кого-то из насельников обители, которые нередко на свои деньги приобретали продукты, все необходимое для обители. В довершении всех испытаний в обители случился пожар. Отец Даниил вместе с отцом Иоанном и всей братией тушил его. Интересно, что по одной из своих гражданских специальностей он был пожарником. Ведомыми только Ему одному путями Господь вел отца Даниила. А в основание судьбы батюшки докладывается еще один камень – преподобный Адриан, зверски убиенный от разбойников…

16 января 2012 года митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон назначает иеромонаха Даниила исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря города Переславля-Залесского. 19 марта 2014 года он назначается игуменом этой обители. Духовно окрепший отец Даниил становится на самостоятельный путь, который в силах преодолеть сам. Он несет свой собственный крест, переходя из меры в меру на стезях Господа нашего Иисуса Христа. И остается только догадываться, каким могло бы быть его будущее. Возможно, в лице игумена Даниила Церковь потеряла одного из перспективных и ревностных своих архипастырей. Но у Господа Свои планы. Он узрел в Своем вертограде достойный духовный плод. Нож убийцы срезал его. И, казалось, сонный, но древний Переславль встрепенулся. Наверное, не было в городе ни одного человека, кто не обсуждал бы эту страшную и взывающую к совести каждого христианина новость…


После заупокойной службы и панихиды девятого дня на свежей могиле новопреставленного игумена Даниила, погребенного за алтарем Троицкого собора Свято-Троицкого Данилова монастыря, преосвященнейший Феодор, епископ Переславский и Угличский, в своем слове сказал, что «теперь мы должны предаваться не скорби уныния, столь свойственной миру сему при подобных обстоятельствах, а скорби деятельной, молитвенной, которая будет нашим лучшим ходатайством перед Всевышним за отца Даниила. Теперь, находящемуся в любви Божией, отцу Даниилу открыто то, чего он не мог знать раньше, чего не знаем мы, но можем только догадываться. Наверное, он встретился и с основателем этой обители преподобным Даниилом и молится вместе с ним за наш древний город, за нас…»

Очевидно, что с нашей переславской земной Руси (в чем-то, конечно, «убогой и бессильной») в Русь Небесную («могучую и обильную») отправился насельник «Небесного призыва», чтобы в белых одеждах у Престола Божия предстательствовать за нас, грешных, – он займет там достойное место: в неделю всех святых, в земле Российской просиявших, после

Свято-Троицкий монастырь на окраине Переславля , почти на выезде в сторону Москвы , сейчас замер в оцепенении. Трудники и монахи хмуры и неразговорчивы.

Каждый из нас под подозрением, - говорят. И переживают – что же теперь с ними будет, не разгонят ли.

Все переживают из-за трагической гибели настоятеля монастыря – игумена Даниила.

Напомним, тело батюшки нашли ранним утром в четверг, еще до службы. Священнику перерезали горло , и вся келья была залита кровью.

Основной подозреваемый сейчас в бегах – это трудник Александр Шулешов. Он сбежал в тот самый день, когда нашли тело батюшки. Говорят, между ними и вспыхнула ссора.

Могло ли такое быть?

Про игумена Даниила в монастыре говорят – ходячая икона. Тихий, смиренный батюшка. Накануне 7 июля, перед светлым праздником Рождества Иоанна Крестителя отец Даниил собрал монастырских.

Он был так весел, в таком хорошем настроении, всех миром мазал, ждал праздника, - говорит дежурная по монастырю Валентина Петрова .

Она же рассказала и про Александра. Мужчина с темным прошлым (у него за плечами несколько судимостей) появился в монастыре два месяца назад, приехал из Нижнего Новгорода . Двери монастыря открыты для всех – пришедшего взяли трудником. Александр попросился работать в трапезную. И тут согласились. Только до стряпни не допускали – плохо готовил. А вот за продуктами сходить – пожалуйста. Ему доверяли – сдачу он исправно приносил.

Основной версией убийства стал конфликт – мол, Александр отпросился, а игумен его не пустил и паспорт не дал . Но эта версия пока шаткая.

Вообще у нас принято сдавать паспорта, когда приходишь в монастырь, - рассказал трудник Петр. – Но у Александра паспорт был на руках. Он говорил, что ему надоело в монастыре, и собрался уходить насовсем. Пошел к батюшке отпроситься до дома – он. И игумен Даниил его отпустил. И паспорт отдал, видимо.

Что же стало причиной гнева трудника? Есть предположение, что Александр попросил у священника деньги. Трудники работают за еду, а билет до Нижнего надо на что-то покупать. Возможно, батюшка отказал. Монастырь считается самым бедным в округе, еле живет огородом и курятником, но в келье у настоятеля могли быть крупные суммы – на оплату коммунальных платежей.

Кроме того, в монастыре говорят, что накануне батюшка продал мед. Александр, работник кухни, не мог не знать об этом, как, соответственно, и о том, что за мед игумен получил деньги.

Остается еще вопрос – почему убийство произошло ранним утром? Как рассказали в монастыре, на ночь батюшка весгда запирал келью, а утром открыл – готовился к службе. Этот-то момент и улучил тот, кто совершил это жестокое убийство.

Сейчас по факту убийства возбуждено уголовное дело.

ПОДРОБНОСТИ

Появилось фото подозреваемого в жестоком убийстве священника в Переславле

Похороны священника были запланированы на 9 июля, однако из-за нужд следствия их перенесли на 10 июля, передает РИА Новости. Игумена Даниила похоронили на территории Свято-Троицкого Данилова монастыря, где он был настоятелем, за алтарем Троицкого собора. Утром в воскресенье в храме прошла литургия, а затем отпевание и погребение.

Проститься с настоятелем пришли прихожане, а также представители духовенства. Обряд отпевания совершил митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон в сослужении епископа Калачевского и Палласовского Иоанна и епископа Переславского и Угличского Феодора. В числе священнослужителей был владыка Иоанн, который ранее служил игуменом в Свято-Троицком Даниловом монастыре. Он долгое время работал вместе с погибшим и сказал о нем много теплых слов.

Игумен Даниил (Соколов) был убит 7 июля. Его тело с колото-резаными ранениями было обнаружено в одной из келий. Позже был задержан подозреваемый в убийстве - 27-летний трудник Александр Шулешов. После преступления он спешно покинул монастырь. В субботу СК сообщил о задержании предполагаемого убийцы на трассе «Волга» Москва–Нижний Новгород во Владимирской области. Шулешов шел по автодороге пешком и сопротивления при задержании не оказал. Ночевал он в лесу.

Как отмечают прихожане, настоятель был очень кроткого нрава. «Ходячая икона», говорили о нем. Отец Даниил пришел подвизаться в монашеском делании в Свято-Троицкую обитель в 1997 году. Спустя два года его постригли в монашество. Монашеский постриг он принял от архиепископа Ярославского и Ростовского Михея в храме Всех святых Свято-Троицкого Данилова монастыря.

В этом же году был рукоположен в сан диакона и в сан священника. С тех пор уже в течение 17 лет отец Даниил служил у престола Божия. Сначала служение отца Даниила проходило в Троицком Даниловом монастыре. В течение 10 лет, до 2009 года, иеромонах Даниил был штатным клириком обители, вместе с настоятелем монастыря игуменом Иоанном (Коваленко), ныне епископом Калачевским и Палласовским, и братией восстанавливал монастырь, окормлял прихожан и нес различные послушания в обители. Вместе с тем отец Даниил получал духовное образование - в 2005 году он завершил обучение в Московской духовной семинарии.

С марта 2009 по январь 2012 года отец Даниил вместе с игуменом Иоанном и некоторыми монахами из числа братии обители стали восстанавливать Успенский Адрианово-Пошехонский монастырь на севере Ярославской области.

Из Успенского Пошехонского монастыря отец Даниил был призван на новое служение. В 2012 году отец Даниил был назначен исполняющим обязанности настоятеля Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря. Решением Священного Синода на заседании от 19 марта 2014 года иеромонах Даниил (Соколов) был назначен игуменом Свято-Троицкой обители.

За время служения в Ярославской и Переславской епархиях игумен Даниил снискал любовь и уважение духовенства, монашествующих и мирян, активно участвовал в окормлении молодежи и военнослужащих.

Обитель была основана в 1508 году иноком Переславского Никитского монастыря, духовником князя Василия III Даниилом. Монастырь сильно пострадал в Смутное время, был отстроен заново во второй половине XVII века.

Во второй половине XVIII века в монастыре располагалась Переславская духовная семинария, а затем духовное училище. С 1923 по 1995 год обитель была закрыта и использовалась под складские и жилые помещения. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались лагерь военнопленных и военная часть.

Страшная весть о трагической кончине настоятеля Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском игумена Даниила (Соколова) пришла 7 июля. Его жизнь после принятия монашества была связана с восстановлением из руин этой древней святыни. «Избрав монашеский путь, отец Даниил пришел подвизаться в полюбившуюся его сердцу Троицкую Данилову обитель. Его трудами восстанавливался монастырь, его молитвы были в числе тех первых молитв, которые прозвучали в монастырских стенах после возвращения святыни Церкви», - вспоминает о нем митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон. Следственные органы сейчас ищут преступника, поднявшего руку на священнослужителя, нам же остается молиться об отце Данииле и вспоминать его. Своим рассказом о почившем батюшке поделился ключарь Владимирского кафедрального собора Переславля-Залесского протоиерей Андрей Кульков .

Есть у военных такой термин - «второй номер». После игумена Иоанна (ныне владыки) в Даниловском монастыре таким незаменимым «вторым» был для меня отец Даниил. Вспоминаю отпевание моего отца, монаха Матфея, постриженного перед смертью по благословению владыки Михея. Отпевание моей мамы. Вижу военный уазик и где-то всегда рядом - братскую руку отца Даниила. Или вот понадобилось привезти в наш дом какую-то мебель. Тащим этот диван из монастырского «бычка» вместе с о. Даниилом, смеемся, что в деревенском доме нестандартные узкие двери. Или просто встретились где-то случайно. При каждой встрече расплываемся в улыбках, пара слов, пара шуток, как условный знак «свой-свой»… Вроде и нет человека с тобой напрямую рядом, а он рядом, пусть и вторым планом. Если мы и говорили, то мало, вскользь. Ясно, что главное не в словах. Это когда ты с человеком, что называется, «на одной волне». Это если человек молится. Если он доброго Духа. А отец Даниил таковым и был. С ним и помолчать было хорошо, не тягостно. Он был свой…

Если б меня спросили, кого из близких мне священников вскоре заберет Господь, менее всего я подумал бы про отца Даниила (впрочем, как и про отца Олега Колмакова). А если бы меня спросили, кого я считаю наиболее достойным священником из монашествующих в своем окружении, я бы, не задумываясь, назвал игумена Даниила. Значит, действительно Господь выбирает среди лучших…

Я не знаю, каким должен быть монах, но если бы принял монашество, я взял бы себе за идеал отца Даниила. Я старался бы вести себя так, как вел себя он: чураться не людей, но господствующего среди них греха, бояться не тишины, в которой живет Бог, но пустоты, в которую облекают себя люди, чтобы изолировать себя от Бога. Бояться Бога, а не сиюминутных и суетных своих страхований. И малодушие свое и трусость не выдавать за смирение!

Я знаю, что для каких-то выводов нужно, чтобы прошло время. Но для меня вполне очевидно, что от нас ушел светлый и Божий человек, ушел, чтобы молиться за нас, грешных. Его мученическая кровь взывает к нашей христианской совести и свидетельствует о том, что зло давно уже и глубоко вторглось в наши пределы и пора уже проводить полную духовную мобилизацию. Куда еще отступать?! Или кого еще отдадим на заклание?!

Познакомились мы с отцом Даниилом давно, в 2000-м или 2001 году. Случайно, если, конечно, что-нибудь бывает случайно в этом мире. На Даниловском кладбище в Москве. Мы пришли помянуть схимонахиню Даниилу (Мачкину), отслужить на ее могилке панихиду.

Схимонахиня Даниила, в миру Прасковья Емельяновна Мачкина, почила о Господе в 1999 году. Была она живой даниловской легендой. Пришла в московский Данилов монастырь в начале 1920-х годов, совсем юной девушкой, с мамой. Отстояв огромную очередь, исповедалась у даниловского духовника иеромонаха Серафима (будущего архимандрита, в схиме Даниила) и осталась его духовным чадом на всю жизнь. Была активной прихожанкой, помогала даниловской братии в ссылках, ездила в лагерь к настоятелю Данилова архиепископу Феодору (Поздеевскому). В 1932 году владыка несколько месяцев тайно жил в доме Мачкиных под Каширой, набираясь сил после многочисленных тюрем, лагерей и ссылок. В 1937 году, когда почти вся даниловская братия была расстреляна, Паню еще не арестовали – посадили позже, во время войны, в 1942-м. Дали 5 лет, которые она отбыла в лагере в Свердловске. Потом не прописывали обратно в Москву, скиталась по друзьям и знакомым. Трудилась всю жизнь в храмах. В 60-е годы духовник постриг ее в монашество – Прасковья стала монахиней Параскевой. Но так уж ведется в обители князя Даниила, что все даниловские стремятся принять постриг с именем любимого святого князя: есть предположение, что архиепископ Феодор успел принять постриг в великую схиму с именем Даниил, отец Серафим незадолго перед смертью стал схиархимандритом Даниилом. И монахиня Параскева за два месяца до кончины стала схимонахиней Даниилой. Было ей тогда почти 95 лет.

И вот к матушке Данииле мы пришли на могилу на Даниловском кладбище. Мы – это три редактора издательства «Даниловский благовестник» и младшая сестра схимонахини – Антонина Емельяновна. Был теплый солнечный осенний день, еще не опала ярко желтая листва, на кладбище было пусто и проникновенно тихо. Мы-то собрались, а вот даниловский иеромонах, который должен был отслужить панихиду, не смог прийти. Мы постояли на могиле, помолились и пошли в кладбищенский Свято-Духовский храм поискать священника. Но в храме свободного батюшки тоже не было, и мы потихоньку побрели к выходу. И вдруг видим – навстречу нам по центральной аллее кладбища идет монах. Мы радостно бросились к нему, спросили – священник ли он? Он ответил, что иеромонах. Мы наперебой начали рассказывать ему, что нам нужно отслужить панихиду, что не пришел наш батюшка. Но иеромонах извинился и сказал, что не может, что он проездом в Москве, что торопится, что пришел на могилу старца Аристоклия (тогда мощи старца еще не перенесли на Афонское подворье) и должен сразу бежать на вокзал. Батюшка был совсем еще молодой (ему тогда было лет 27–28), очень серьезный и немногословный. Продолжая все-таки его уговаривать, я сказала: «Батюшка! Это была монахиня, схимонахиня Даниила!» Батюшка быстро и внимательно посмотрел на меня (до этого он все время по-монашески смотрел вниз перед собою) и вдруг согласился. В храме священнику дали облачение, и мы вернулись к матушкиной могиле.


Батюшка отслужил панихиду, неспешно, спокойно, просто, но в то же время торжественно. И вообще, весь его облик, манера держаться и как он служил – во всем было что-то по-настоящему монашеское. Хорошо пел. Антонина Емельяновна была очень довольна и все повторяла, что он служил совсем как прежние даниловские монахи, пел, как они, таким же даниловским распевом, и вообще, что он «настоящего прежнего даниловского духа». И только после панихиды мы спросили его имя. Он, слегка улыбнувшись, сказал: «Даниил». И нам сразу стало понятно, почему он так неожиданно согласился – монах Даниил не мог не отслужить панихиды по монахине Данииле. «Вы в честь князя Даниила?» – «Нет, в честь преподобного Даниила Переяславского. Из Данилова монастыря, но из Переславля-Залесского». Все равно Даниил! Оба Даниила – и князь, и преподобный – в честь преподобного Даниила столпника! И вообще, как тесно переплелись в этой истории и святые Даниилы, и их обители, и названные в их честь монахи! У святых тоже есть какие-то свои особые связи между собой, дружбы друг с другом...

Отец Даниил ни о какой плате не хотел даже слушать. Антонина Емельяновна с большим трудом уговорила его взять испеченных ею пирожков – помянуть матушку Даниилу. Мы звали его после могилы старца Аристоклия зайти на наши маленькие поминки, в издательство, но он не пришел.

После этой панихиды я вписала отца Данила в свой синодик и обязательно молилась о нем как о благодетеле. До Переславля-Залесского доехать долго не удавалось, но помнила, что там есть монах «настоящего даниловского духа», как сказала Антонина Емельяновна. Через несколько лет одна моя подруга по московскому Данилову монастырю купила дом под Переславлем и стала ходить и в тот Данилов. Я передавала поклоны отцу Даниилу, просила молитв. Однажды была там на службе, когда еще только реставрировали Троицкий собор с его неимоверными по силе росписями из Апокалипсиса. Отец Даниил нам их показал после службы. Через какое-то время их всех, братию во главе с настоятелем, в том числе и отца Даниила, перевели восстанавливать далекий Успенский Адрианово-Пошехонский монастырь на самом севере Ярославской области . Через три года отца Даниила одного вернули обратно в Данилов. Там он и был единственным иеромонахом, а потом игуменом обители до самой своей мученической кончины…

Служил отец Даниил и в монастыре также просто, спокойно и сосредоточенно. Воскресная, праздничная да и будничные Литургии могли быть у него очень длинными. Потому что батюшка очень подолгу исповедовал. Постоянные прихожане исповедовались быстро, они уже все прошли у него свои «генеральные» исповеди, поэтому спокойно сидели на лавочках и ждали Причастия. А вот если в храме появлялся новый человек, то отец Даниил исповедовал, как сейчас говорят, «по полной программе». Батюшка не довольствовался несколькими часто механически перечисленными человеком грехами – отец Даниил задавал вопросы, причем вопросы очень серьезные. Батюшка не жалел ни сил, ни времени – исповедь могла длиться час и больше. Он старался, чтобы человек на этой своей исповеди наиболее очистился от самых стыдных и мерзких своих грехов, о которых говорить особенно тяжело, и сам человек может многие годы не решаться их исповедовать. А отец Даниил помогал ему от них избавиться. Батюшка советовал хоть раз исповедаться по вопросам на исповеди из дореволюционного Требника. После исповеди у отца Даниила люди отходили какими-то посерьезневшими, сосредоточенными, как бы заглянувшими в себя, в свои греховные глубины, в которые до этого заглядывать боялись. Часто заплаканными. И всегда – посветлевшими.

Была такая исповедь и у меня. Батюшка очень помог мне. Я буду всегда ему благодарна.

Батюшку убили в день Рождества Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна – 7 июля 2016 года. Перед литургией отец Даниил выходил из своей кельи на службу, а его уже поджидали у дверей, сразу нанесли удар ножом в шею, затащили в келью и там дальше резали, кололи – нанесли более 10 ударов ножом. Судя по всему, пытались отрезать голову. В руки уже замученному батюшке, говорят, вложили Требник. В это время в храме стояли люди. Ждали, когда придет отец Даниил и начнется служба – батюшка никогда не опаздывал и всегда приходил, даже тяжело больной. На аналое лежала икона – «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи»…

В убийстве сразу обвинили трудника монастыря, якобы бывшего зэка, которого в монастырь взял сам отец Даниил. Об этом трубили на телевидении, в газетах и интернете. Мол, вот, что в монастырях творится – сами набирают всяких уголовников, сами и виноваты. Потом выяснилось, что трудник тут ни при чем, но об этом уже никто не трубит. И вообще об этом больше никто не пишет и не требует разобраться, найти и наказать убийц…

На отпевании игумена Даниила один из священников сказал: «Какой кончины Господь сподобил отца Даниила! Как первых христиан! Мученической! Нам бы так!»

Упокой, Господи, душу убиенного игумена Даниила и его святыми молитвами помилуй нас!

Татьяна Петрова