Условия и факторы формирования характера. Понятие и формирование характера

В какой степени характер человека стабилен?
Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например у дошкольников.
Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.
В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.
Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.
Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э.Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляют«я в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых — учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни.

Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками, учителями, другими взрослыми не подтверждает как правильные те характерные формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает базовые нравственные, мировоззренческие, основы его.

К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Личность и характер человека
После обсуждения вопроса о формировании характера естественно теперь обратиться к выяснению того, как соотносятся характер и личность, тем более что подобный вопрос мы уже обсуждали в связи с рассмотрением темперамента.

В общей структуре личности характер занимает центральное место, объединяя все другие свойства и особенности поведения. Характер человека, несомненно, влияет на его познавательные процессы — восприятие, внимание, воображение, мышление и память. Это влияние осуществляется через волевые и инструментальные черты характера. Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. То же самое можно сказать о мотивации и о самой воле. В первую очередь характер определяет индивидуальность и своеобразие личности.

От других черт личности характер отличается прежде всего своей устойчивостью и, как мы смогли убедиться, более ранним формированием. Если, например, потребности, интересы, склонности, социальные установки, мировоззрение человека в целом могут меняться практически в течение всей жизни человека, то его характер, однажды сформировавшись, остается уже более или менее устойчивым.

Исключение, пожалуй, составляют только случаи тяжелых заболеваний, захватывающие мозг человека, а также происходящие с возрастом глубокие органические изменения в центральной нервной системе, вслед за которыми по чисто органическим причинам может меняться характер человека. Наконец, некоторые его изменения могут происходить в период жизненных кризисов, которые также нельзя рассматривать как вполне нормальные явления.

Одной из черт характера человека, обнаруживающих особенную возрастную и временную устойчивость, является общительность или связанная с ней по смыслу черта — замкнутость, а также более общие черты характера, в состав которых две названные входят как составляющие, — экстраверсия и интроверсия.

Много полезного в понимание генезиса и функционирования этих черт характера внес К.Юнг. «Рассматривая течение человеческой жизни, — писал он, — мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно объектами его интересов, в то время как судьбы другого — прежде всего его собственной внутренней жизнью».

Первый тип людей можно назвать экстравертированным, второй — интровертированным.

Экстраверсия и интроверсия как черты личности выражают, соответственно, открытость или замкнутость человека по отношению к миру, к другим людям. В случае экстраверта мы имеем дело с общительным человеком, проявляющим всегда и везде особый интерес к тому, что происходит вокруг.

В случае интроверта, наоборот, мы замечаем, что все внимание человека направляется на самого себя и он становится центром собственных интересов. Интровертированная личность ставит себя и индивидуальный внутренний мир выше того, что происходит вокруг. Экстраверт же, наоборот, внешний мир ставит выше своих внутренних субъективных переживаний.

Такова самая общая характеристика этих двух, наиболее распространенных типов личности, основанных на разных чертах характера. Рассмотрим подробнее их другие психологические особенности.

С экстраверсией связаны определенные акцентуации характеров, в частности экзальтированность, демонстративность, возбудимость, гипертимность, сензитивность. Все эти черты характера, вместе взятые, обычно образуют единый комплекс и встречаются у человека совместно.

Человека, обладающего таким комплексом характерологических черт, отличает повышенная активность и внимание к тому, что вокруг него происходит. Он живо откликается на соответствующие события и как бы ими живет. Интроверсия коррелирует с иной совокупностью личностных черт, в первую очередь с тревожностью, педантичностью, шизоидностью, истероидностью, психастеничностью.

Люди, имеющие этот комплекс характерологических особенностей, отличаются отстраненностью от происходящего вокруг, отчужденностью, независимостью.

Почти такую же устойчивость, как экстраверсия и интроверсия, обнаруживает комплекс характерологических личностных черт, проявляющихся в уже рассмотренных нами защитных механизмах.

Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

Как изменить свой характер
Как правило, новые черты характера наиболее быстро и полно проявляются в человеке, если они схожи с уже существующими. После тридцатилетнего возраста кардинальные изменения характера происходят крайне редко. И все же меняться никогда не поздно.
Человек всегда может изменить черты характера, которые ему не нравятся.

Для этого существуют множество методик, но все они базируются на одном: желание измениться должно быть внутренним и осознанным.
Хорошим помощником в изменении характера станет системный подход.

Выпишите на отдельный листик черты характера, от которых вы хотите избавиться. Напротив каждой черты напишите, в чем она проявляется. Зная это, вам будет легче контролировать себя и не допускать неприятных вам действий.

Характер человека создается долго, избывать неприятные черты сложно, это требует кропотливого и длительного труда. Но это не невозможно и особую трудность представляет буквально первая неделя. Когда контроль над проявлением «темной» стороны вашего характера перейдет в привычку, следить за своим поведением станет значительно легче.

И очень скоро то, что вам не нравилось в вашем характере, перестанет осложнять вам жизнь и общение с близкими.

Например, вашей отрицательной чертой является гневливость. Она проявляется в том, что вы, не дослушав собеседника, успеваете нагрубить ему. Вам стоит начать контролировать свои действия: попытайтесь дослушать собеседника до конца, посчитайте до пяти или десяти, прежде чем сказать резкость.

Также хорошие результаты в изменении своего характера дает образец для подражания. Выбрав какой-то образец (им может быть как реальное, так и вымышленное лицо), вы начинаете равняться на него.

И спрашиваете себя, как бы он поступил на вашем месте. Копируя желаемую манеру поведения, вы также будете вырабатывать у себя правильные привычки и минимизируете проявления отрицательных черт характера. Здесь можно сделать лишь такое замечание: не старайтесь скопировать чье-либо поведение в точности, как оно есть, поверхностно.

Да и вряд ли у вас это выйдет. Нужно понимать, что вы по-своему индивидуальны, а потому некоторая черта будет проявляться со своим свойственным только вам оттенком.

Например, вы хотите быть таким же твердым в общении с клиентами, как и ваш коллега по работе. Это вовсе не означает, что вы должны в точности копировать его действия. Т.е. если вам со стороны видится, как ваш коллега невозмутимо и уверенно общается с каждым из клиентов, то, следуя ему, несколько неправильно надевать «маску невозмутимости и уверенности», полностью подражая его мимике и интонации.

Вернее, только этого будет недостаточно. Лучше, если вы еще и попытаетесь разобраться, за счет чего ему удается быть таким. Наверняка, ваш коллега хорошо разбирается в своем вопросе, обладает большим словарным запасом и это придает ему уверенности в разговоре.

Возможно, он более адекватно реагирует на критику, отсеивая личные, какие-либо необоснованные претензии и выделяя лишь действительно проблемные моменты, тем самым избегая ненужных споров и конфликтов. Т.е. вы должны разложить по полочкам характер человека, который служит для вас образцом для подражания, и постараться выработать эти качества в себе.

Неважно, какой системой исправления себя вы воспользуетесь. Важно, чтобы вы искренне хотели измениться к лучшему, тогда для вас не будет ничего невозможного. Помните, что нет предела совершенству, развивайте в себе все самое лучшее.

Главным условием развития и формирования характера человека является, конечно же, социальная среда. Простыми словами все те люди, которые окружают человека в процессе его взросления и не только. Говорить о четких границах этого процесса не приходится, потому что характер «наполняется» различными чертами в течение всей жизни.

При этом психологи склонны говорить о том, что наиболее интенсивным процесс формирования характера становится в промежутке от 2 до 10 лет. Именно в этот период ребенок активно включается в социальные отношения через общение, групповые игры и учебу. В этом возрасте слова, поступки, поведение взрослых и сверстников максимально влияют на детей.

Еще одним важным условием формирования характера являются физиологические предпосылки. Тяжело поспорить с тем, что особенности функционирования головного мозга (процессы торможения и возбуждения, степень их подвижности) предопределяют различия в реакциях человека на определенное воздействие, которое поступает из внешней среды.

Ни для кого не секрет, что физиологией обусловлен наш темперамент. Он в свою очередь может либо способствовать, либо препятствовать развитию тех или иных черт характера.

Факторы, влияющие на формирование характера человека в разных возрастах

Первые годы жизни ребенка связаны с формированием таких базовых черт характера как доверие к окружающим, открытость в общении, доброта (или противоположные им черты). Основным фактором, влияющим на формирование характера на данном этапе, являются родители. Их отношение в это время играет ключевую роль в формировании чувства безопасности, из которого по большей части и произрастают вышеперечисленные черты. Их закрепление в характере также происходит при участии родителей посредством применения ими поощрений и наказаний, которые регулярно испытывает на себе ребенок. характер психический личность

Первые годы обучения в школе могут либо закрепить базовые черты характера, сформированные в семье, либо разрушить. На данном этапе ребенок становится членом группы, что способствует формированию и развитию коммуникативных и деловых черт. Среди них общительность, трудолюбие, аккуратность и другие.

Промежуток от 7 до 15 лет характеризуется становлением таких черт характера, которые определяют отношения с людьми. В это же время начинает оформляться эмоционально-волевая сфера.

Приблизительно к 15-17-ти годам человек приобретает высокую характерологическую устойчивость, которая может сохраняться долгие годы. Однако характер человека на этом не консервируется. Сама жизнь и ее условия вносят в него изменения.

К 20-ти годам происходит формирование мировоззрения и морально-нравственного облика индивида, которые могут «запустить» механизм самовоспитания. Его четкое осознание и соответствующая сила мотивации не заставят ждать результатов. Так, например, юноша, который в будущем видит себя летчиком, вряд ли станет злоупотреблять алкоголем и легкомысленно курить.

Семья, быт, близкие взаимоотношения с противоположным полом, круг знакомых, специфика профессиональных занятий непосредственным образом влияют на мотивы, взгляды, установки и цели личности, формируя тем самым ее характер. Также огромное влияние на него оказывает внешний информационный фон, который создают СМИ, кино, художественная литература, общественная идеология и др.

Характерологическая динамика 22-30-летнего возраста связана с ослаблением детских черт (таких как общая импульсивность, подростковый максимализм, уязвимость и капризность), и укреплением рациональных черт (таких как выдержка, рассудительность и ответственность).

После 30-ти лет вероятность характерологических изменений снижается. Не исключаются те из них, которые связаны с реализацией жизненных перспектив и планов. На данном этапе могут быть закреплены такие черты характера как целеустремленность, настойчивость, упорство, стремление к развитию и обучению.

По мнению профессора Р. Немова возраст 50-ти лет - это рубеж, на котором встречаются прошлое и будущее. Человек прощается со своими фантазиями и грезами, выбирает ориентироваться на текущие обстоятельства, чем и ограничивает себя. Проходит еще некоторое время и «мечты о прошлом» отвоевывают свое место в жизни человека. Также на первое место выходит забота о своем здоровье и здоровье близких людей. Начинается фаза размеренной, неторопливой и умиротворенной жизни.

Как было отмечено, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Можно констатировать, что примерно к 2 - 3 годам ребенок имеет свой характер. Однако первые проявления характера еще не являются убедительным доказательством того, что характер ребенка полностью сформировался. Они, скорее, выступают лишь как начало его формирования. В дошкольном возрасте только закладываются основы характера. Развитие характера продолжается еще как минимум 10 - 15 лет после того, как признаки первых черт характера стали реально проявляться в поведении ребенка.

Факторов, под влиянием которых складываются черты характера несколько.

Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Вначале на формирующийся характер ребенка оказывает влияние то, как обращаются с ним взрослые.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Если ухаживающие за ребенком люди часто общаются с ним, общение это эмоционально положительное, а основные потребности ребенка постоянно и полностью удовлетворяются, то с раннего детства в нем начинают формироваться положительные черты характера, такие, например, как открытость и доверие к людям. Если взрослые люди, которые ухаживают за младенцем, не уделяют ему должного внимания, редко общаются с ним, не проявляют при этом положительных эмоций, не полностью удовлетворяют его основные потребности, то у ребенка могут формироваться противоположные черты характера, такие, как замкнутость и недоверие к людям.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества -- эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

В дальнейшем, когда ребенок овладеет речью и научится точно определять, за что он получил то или иное поощрение или наказание, одобрение или неодобрение со стороны окружающих людей, решающее влияние на формирование характера начинает оказывать система поощрений и наказаний, применяемых в процессе воспитания. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде -- трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление со стороны окружающих его взрослых людей) . Те психологические качества и свойства, за проявление которых ребенок наказывается, обычно исчезают вскоре после их первого проявления.

С возрастом (в начальных классах школы) оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. На развивающийся характер старшего школьника кроме взрослых, начинают влиять и средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. По мере того, как формируется определенный образ жизни, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Общие факторы, влияющие на характер человека, определяют типичные изменения, которые с возрастом могут происходить и реально происходят в характерах всех без исключения людей. Специфические жизненные обстоятельства, индивидуальные и своеобразные для данного человека, определяют свойственные лично ему изменения в характере, которые не наблюдаются у большинства других людей.

Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Наиболее эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все, стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности .

Существуют две точки зрения на проблему формирования характера. Одни считают, что наследственность определяет решительно весь склад нашей личности. При этом роль воспитания родителями и социальной средой приравнивается почти к нулю. Социальные же психологи иного мнения. Их наблюдения показывают, что личность человека развивается под повелительным воздействием окружающей среды. Но рассматривать и принимать каждую из этих точек зрения по отдельности нельзя. Их необходимо соединить воедино.

Ведь когда ребенок еще в утробе матери он собирает, накапливает ту информацию, которую его мать несет ему через себя. И нельзя не учитывать и окружающую среду. И после того как ребенок родился он начинает собирать уже новую информацию. Если бы ребенок рождался как растение, со всеми теми формами поведения, которые отвечали бы его будущей жизни, никакой надобности в воспитании не было бы. Сама потребность в воспитании возникает, по выражению Торндайка, из того, что «то, что есть, не есть то, что надо». Как отмечают многие авторы, характер является прижизненным образованием. То есть, он формируется сразу после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах. Это семья, компания друзей, трудовой коллектив и др. В зависимости от того, как группа для личности является доминантной и какие ценности поддерживает эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера. Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием.

Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей:

  • - взрослых с взрослыми,
  • - взрослых с детьми,
  • - детей с детьми.

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине . Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как:

  • - доброта-эгоистичность,
  • - общительность-замкнутость,
  • - отзывчивость-безразличие.

Позже формируются другие черты характера:

  • - трудолюбие-лень,
  • - аккуратность-неаккуратность,
  • - добросовестность-злонамеренность,
  • - ответственность-безответственность,
  • - настойчивость-малодушие.

Эти качества, однако, тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление).

В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник".

В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них.

В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни.

Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.

Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения.

Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты".

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

  • - суждения окружающих людей о жизни,
  • - поступки окружающих людей,
  • - художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей),
  • - кино и другие медиа-образы,
  • - господствующая идеология в обществе.

Классификация черт характера и структура характера.

Характер есть сложное психическое образование, состоящее из многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру, деятельности, к другим людям и самому себе. Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и проявляются в различных условиях его жизни и деятельности. Однако типичность не исключает индивидуально-своеобразного проявления этих свойств. Характер -- не простая совокупность, случайный набор изолированных особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Закономерные связи и взаимосвязи между отдельными чертами характера выражают его структурность.

Структура характера - это черты личности, которые входят в состав характера человека:

  • 1. те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности. Здесь могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества.
  • 2. черты, которые направлены на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.
  • 3. чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость-ригидность и др.

Характер (греч. «charaktety> - печать, чеканка) совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны ее поведения Обуславливающая ее устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, деятельности, самой себе и выражающая индивидуальное своебразие личности, проявляющееся в стиле деятельности и общении.

Характер - стержневое психическое свойство личности, накладывающее отпечаток на все стороны жизнедеятельности человека.

Характер человека проявляется в его деятельности, речи и во внешнем облике. В деятельности человека можно увидеть его отношения к окружающему, к труду, к своим товарищам, руководителям, к самому себе. Можно определить наличие положительных и отрицательных качеств характера, его силу, устойчивость и цельность.

Сильный - человек настойчиво, последовательно добивается своих целей. Поступает в соответствии со своими убеждениями, относительно независим в своих поступках и суждениях.

Слабый - непоследовательность поступков и действий, подвержен влиянию других людей и внешних обстоятельств, боязнь трудностей.

Устойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения неизменны относительно длительного промежутка времени.

Неустойчивый - иерархическая шкала ценностей, принципы и убеждения постоянно подвержены изменениям.

Цельный- внутренний мир согласован, мысли, слова, поступки, чувства, взгляды отношения, поступки, мотивы совпадают с убеждениями,

Противоречивый - несовместимые взгляды, отношения, поступки цели, мотивы, желания.

Немецкий психолог К. Леонгард считает, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что оказывают решающее влияние на их поведение, приводят к конфликтным формам взаимоотношений, нервным срывам.

Преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, что приводит к ухудшению процесса взаимодействия с другими людьми.

Акцентуированная личность - это, как правило, личность с характерологическими отклонениями от нормы, выраженными в чрезмерном усилении отдельных черт характера, им присуща тенденция к особенному социально-положительному или социально-отрицательному развитию. Личностям с акцентуациями характера свойственны так называемые «места наименьшего сопротивления», особая уязвимость по отношению к некоторым факторам, которые для данных личностей являю психотравмирующими. Различают явные и скрытые (латентные) акцецентуции характера. Основными типами акцентуации характера являются:
- гипертимический (гиперактивный);
- дистемичный;
- циклоидный;
- эмотивный (эмоциональный);
- демонстративный;
- возбудимый;
- застревающий;
- педантичный;
- тревожный (психостенический);
- экзальтированный (лабильный); интровертированный (шизоидный);
- экстравертированный (конформный).

Однако чаще встречаются не чистые типы акцентуаций характера, а промежуточные, смешанные. Они чаще проявляются в и (50-80%). С годами они могут существенно сглаживаться, приближаться к норме. Но в старости они опять обостряются. Их выраженность может быть от легких форм (почти не заметных) до (серьезного психического заболевания требующего изоляции). Для выявления акцентуаций используются специальные методики и тесты (Шмишека, Кэттелаи др.)