Условия обеспечения пожарной безопасности объекта. Системы пожарной безопасности объекта. Основные проблемы в сфере защиты от пожаров

Комплекс специальных средств, сил и мер различного характера: социального, научного, технического, экономического, организационного, правового – составляет целостную систему противопожарной безопасности. Система представляет собой совокупность специализированных государственных органов, органов самоуправления на местном уровне, предприятий, организаций и всех граждан, которые принимают участие в защите от пожаров и устранении их последствий.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем установки в организациях охранно-пожарных систем. Любой объект народного хозяйства должен быть оснащен противопожарными сигнализациями. В связи с внедрением новых технологий, сегодня такие противопожарные сигнализации интегрируются в целостные комплексы безопасности. Это могут быть инженерные подсистемы объекта, устройства оповещения, оборудование контроля доступа. Отдельно устанавливаются подсистемы пожаротушения, удаления дыма и т. п.

Функциональные особенности систем обеспечения безопасности от пожаров

Состав комплекса обеспечения защиты от пожаров и его функциональные особенности регламентируются законодательными актами. Федеральный Закон «О пожарной безопасности» выделяет основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • Регулирование и принятие мер на государственном уровне в области защиты от пожаров посредством нормативно-правовых документов;
  • Создание подразделений противопожарной охраны, всесторонняя организация их деятельности;
  • Проектирование и выполнение мер защиты от пожаров;
  • Реализация предусмотренных законом прав и обязанностей в этой сфере;
  • Привлечение к ответственности за несоблюдение установленных защитных мер;
  • Всестороннее содействие работникам пожарных подразделений, добровольных объединений;
  • Привлечение граждан к обеспечению противопожарной безопасности;
  • Развитие научно-технического обеспечения противопожарной защиты;
  • Совершенствование информационных технологий;
  • Осуществление контроля и надзора по выполнению установленных защитных требований;
  • Разработка и производство специализированной продукции;
  • Лицензирование и патентирование деятельности в этой области;
  • Сертификация продукции и выполняемых услуг в системе;
  • Тушение возникающих пожаров;
  • Проведение безотлагательных спасательных работ;
  • Страхование жизни людей и их имущества;
  • Установление льгот;
  • Ведение учета случаев возникновения пожаров и их последствий;
  • Разработка и установление специализированного противопожарного режима.

Средства обеспечения противопожарной безопасности

Средствами обеспечения защиты от пожаров являются устройства, фиксирующие начало возгорания, чтобы своевременно предотвратить распространение огня. В настоящее время среди них выделяют:

  • Дымовые датчики – оборудование, которое позволяет обнаружить дым. Как правило, они устанавливаются на потолке. После поступления сигнала на датчик либо сработает оповестительная сирена, либо будет передана информация службе охраны;
  • Тепловые датчики позволяют определить резкое повышение температурного режима. В них вмонтировано устройство, которое реагирует на увеличение температуры. Они обычно устанавливаются на потолке;
  • Средства извещения о пожаре – устройства, представленные в виде кнопки или специального рычага, использовать которые необходимо для включения сигнала тревоги в случае возникновения очага возгорания.

Любые устройства обеспечения защиты от пожаров должны содержать целостный комплекс мероприятий, с помощью которых исключается возможность превышения допустимых норм и пожарного риска. Все обязательные нормативные показатели содержатся в законодательном техническом регламенте. В данной системе разрабатываются документы, которые содержат персональные требования к противопожарной защите. Они разрабатываются с учетом функциональных особенностей объекта.

При производстве каких-либо веществ, материалов, оборудования, обязательно составляется техническая документация, в которой указываются показатели пожарной безопасности. Все изделия должны содержать перечень мер противопожарной безопасности при работе с ними. При проектировании систем безопасности от пожара в зданиях и сооружениях, обязательно описываются эвакуационные мероприятия.

На производственных объектах разрабатываются схемы тушения пожаров, а также принимаются решения по обеспечению личной безопасности сотрудников.

Подразделения пожарной охраны выезжают на тушение пожаров и участвуют в их ликвидации. Эти действия выполняются безвозмездно. Для населенных пунктов, независимо от географического расположения в пределах государства, установлен единый телефонный номер пожарной службы – 01. При тушении пожара обязательно выполняются действия по обеспечению безопасности здоровья и жизни людей, а также принимаются меры к спасению товарно-материальных ценностей. Работниками специальных подразделений могут выполняться иные действия, которые предусмотрены законодательными актами.

На видео – информация об обеспечении пожарной безопасности и проведение занятий с персоналом:

Защита от пожара на линейном объекте

Линейные объекты являются предметами недвижимого имущества: сложными и неделимыми. К ним относятся:

  • Линии электропередачи;
  • Кабельные сооружения связи;
  • Трубопроводы, в т. ч. газо- и нефтепроводы;
  • Автомобильные дороги;
  • Железнодорожные пути и т. п.

Описание системы обеспечения пожарной безопасности линейного объекта должно отображаться в технической документации, требования к которой предусмотрены законодательством. Проектная документация должна включать в себя две составляющие части: графическую и текстовую. Текстовая часть обязана содержать следующие положения:

  • Общие сведения об объекте и его состоянии;
  • Описание комплектации и работы линии противопожарной безопасности;
  • Информация о технической характеристике и функционировании зданий, помещений, сооружений, входящих в состав линейного объекта;
  • Характеристика пожарной опасности всех происходящих процессов на объекте (в частности, технологических);
  • Содержание проектных решений (например, расстояние от трассы до населенного пункта, от лесополосы, между параллельными автомобильными дорогами и т. п.);
  • Информация о противопожарном состоянии между зданиями, резервуарами с нефтепродуктами, станциями, входящими в состав линейного объекта;
  • Описание степени стойкости и класса пожароопасности все построенных на объекте конструкций;
    Перечень проводимых мероприятий, обеспечивающих противопожарную безопасность;
  • Список выполняемых действий пожарными подразделениями при пожаротушении;
  • Сведения о наличии оборудования с классификацией по степени пожароопасности;
  • Информация о наличии оборудования и установок, подлежащих специальной защите;
  • Описание все подсистем (автоматического пожаротушения, охранно-пожарной сигнализации, звукового оповещения, эвакуации, внутреннего и внешнего водопроводов, защиты от дыма) с указанием их месторасположения и состояния;
  • Информация о технических узлах и системах с указанием их противопожарной защиты;
  • Расчет сил и средств на содержание охраны;
  • Определение возможных рисков в случае возникновения пожаров.

Графическая часть технической документации линейных объектов должна в себе содержать:

  • Технический план организации земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, с обязательным указанием путей входа и выхода (въезда и выезда) для обеспечения доступа пожарной техники;
  • Информацию о местах расположения резервуаров с водой и их объеме;
  • Схему расположения наружного водопровода;
  • Схематическое изображение расположения насосных станций и гидрантов (в случае их наличия);
  • Схему структурных подсистем защиты от пожаров (установок тушения пожара, охранно-пожарной сигнализации, внутреннего водопровода).

К указанной документации обязательно должны прилагаться технические задания на выполнение работ. В графическом разделе описывается в целом техническая система (генеральный план, конструктивные и планировочные решения, оборудование, расчеты, мероприятия). Все проектные решения должны приниматься в соответствии с действующим законодательством со ссылкой на конкретные нормативно-правовые и нормативно-технические документы.

На видео – брифинг по вопросам пожарной безопасности:

В соответствии с федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ “О пожарной безопасности” система обеспечения пожарной безопасности – это силы и средства, а также меры правового, организационного, экономического и социального характера, направленные на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности.

Руководитель организации осуществляет непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несет персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя:

  • cистему предотвращения пожара;
  • cистему противопожарной защиты;
  • комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система предотвращения пожара – это комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности и причинения вреда в результате пожара. Исключение условий возникновения пожаров достигается недопущением в учреждении социального обслуживания условий образования горючей среды и (или) условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.

Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Система противопожарной защиты должна обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.

Основными функциями системы обеспечения пожарной безопасности являются:

  • нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
  • создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
  • разработка и осуществление мер пожарной безопасности, реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
  • проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
  • содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности, научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
  • информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
  • осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
  • производство пожарно-технической продукции;
  • выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
  • лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности;
  • сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • тушение пожаров;
  • учет пожаров и их последствий;
  • установление особого противопожарного режима.

Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты

1-4. Комментируемая статья, содержащая общие положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты, устанавливает обязательность наличия на каждом объекте защиты системы обеспечения пожарной безопасности (ч. 1), определяет цель создания такой системы (ч. 2), называет составные части такой системы (ч. 3) и предусматривает требования к содержанию такой системы.

Прежде всего, следует отметить, что в Федеральном законе "О пожарной безопасности" также используется понятие "система обеспечения пожарной безопасности", но с иным содержанием этого понятия. Как определено в ч. 1 ст. 3 названного Закона, система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Соответственно, в Федеральном законе "О пожарной безопасности" понятие системы обеспечения пожарной безопасности используется применительно не к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов защиты, а, в общем - применительно к обеспечению пожарной безопасности в целом в стране.

В комментируемую вошли соответствующие положения ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования". Так, согласно п. 1.1 названного стандарта пожарная безопасность объекта должна обеспечиваться системами предотвращения пожара и противопожарной защиты, в т.ч. организационно-техническими мероприятиями. Как предусмотрено там же, системы пожарной безопасности должны характеризоваться уровнем обеспечения пожарной безопасности людей и материальных ценностей, а также экономическими критериями эффективности этих систем для материальных ценностей, с учетом всех стадий (научная разработка, проектирование, строительство, эксплуатация) жизненного цикла объектов, и выполнять одну из следующих задач:

исключать возникновение пожара;

обеспечивать пожарную безопасность людей;

обеспечивать пожарную безопасность материальных ценностей;

обеспечивать пожарную безопасность людей и материальных ценностей одновременно.

В соответствии с п. 1.2 ГОСТ 12.1.004-91 объекты защиты должны иметь системы пожарной безопасности, направленные на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в т.ч. их вторичных проявлений на требуемом уровне. Там же установлено, что требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанных систем должен быть не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей должен быть не более 10-6 воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.

Указанные в п. 1.1. ГОСТ 12.1.004-91 система предотвращения пожара и система противопожарной защиты и объединены в ч. 3 комментируемой статьи в общее понятие системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Понятия систем предотвращения пожара и противопожарной защиты определены в п. 39 и 41 ст. 2 комментируемого Закона: система предотвращения пожара - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, исключающих возможность возникновения пожара на объекте защиты (п. 39); система противопожарной защиты - это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на объект защиты (продукцию) (п. 41). Системе предотвращения пожаров посвящена глава 13 комментируемого Закона, а системе предотвращения пожаров - глава 14 данного Закона. Обозначенный в ч. 3

Система обеспечения пожарной безопасности регламентируется Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года.

Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее-предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее-граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Системы противопожарной безопасности

Система пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификации продукции и услуг в области (далее - сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.

Обеспечение пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственных нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой.

Порядок разработки, введения в действие и применение других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной безопасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части системы противопожарной безопасности .

Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной власти;
на территориальном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации.

При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке (часть четвертая в редакции, введенной в действие с 27 января 1998 года Федеральным законом от 24 января 1998 года N 13-ФЗ).

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действия по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.