Установка шлагбаума во дворе жилого дома: закон, правила, что для этого нужно. Посторонним вход воспрещен или как установить шлагбаум во дворе многоквартирного дома законным образом? Разрешение установку шлагбаума во дворе

Сегодня никого не удивляет наличие шлагбаума при въезде на придомовую территорию многоэтажки. Он является преградой на пути посторонних авто, обеспечивая жильцам место для парковки машин.

Как установить шлагбаум во дворе жилого дома по правилам в России: порядок действий и список документов. Что делать, если жилец многоквартирного дома против установки шлагбаума во дворе?

Закон об установке шлагбаума во дворе многоквартирного дома в России

Проблема свободных парковочных мест в крупных городах ощущается особо остро. Кроме того, за парковку автомобиля необходимо заплатить.

Владельцы машин решают данный вопрос по-своему – оставляют транспортное средство в ближайших дворах. Неудивительно, что жители, лишенные возможности ставить личные авто в собственных дворах, устанавливают шлагбаумы, ограничивающие въезд «чужакам». И делают это на вполне законных основаниях, если не пытаются самоуправствовать, а выбирают правильный путь.

Федеральным законом №189 (статья 16), действующим с 2004 года, и Жилищным кодексом РФ (статья 36) предусматривается передача придомовой территории в собственность жильцам многоквартирного дома – вариант долевого владения.

Что это означает при наличии коллективного решения жильцов:

  1. Использование всех объектов, находящихся на данном участке.
  2. Проведение работ по благоустройству участка.
  3. Осуществление защиты территории, включая установку шлагбаума, и так далее.

Таким образом, правильное оформление собственности дает право владельцу (в лице жилищного кооператива) благоустраивать и защищать территорию, прилегающую к многоэтажке. Главное - не вступать в противоречия с законом. Правильней привлечь опытного юриста для уточнения всех законодательных нюансов, дабы не пришлось убирать уже установленную преграду.

К слову, с 2013 года в столице действует Постановление Московского правительства, регламентирующее установку каких-либо искусственных преград на придомовых участках. В этом специальном документе прописаны все аспекты данного вопроса, начиная с дат, сроков принятия решения, нюансов согласования, и заканчивая порядком монтажных работ, возможными причинами отказа и прочими тонкостями.

Правила и порядок установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Законный путь установки оградительного устройства для въезда во двор подразумевает следующий порядок действий, состоящий из следующих основных пунктов:

1. Юридическое оформление долевого владения придомовым участком:

  1. Собираются жильцы многоэтажки.
  2. Собранием принимается решение (большинством голосом): сформировать участок земли, на котором расположено многоквартирное строение, и зарегистрировать его в кадастре.
  3. В госорганы направляется соответствующая бумага, где отражено решение собрания.

Иными словами, на основании письменного согласия жильцов устанавливается площадь указанной территории, ее границы закрепляются в кадастре за владельцем, представленным долевыми собственниками (согласно статье 26, ФЗ№122).

2. Проводится собрание долевых собственников, которое также принимает ряд решений:

  1. Установить шлагбаум.
  2. Ввести его в эксплуатацию.

Указанные выше решения оформляются протоколом и принимаются большинством голосом. Теоретически достаточно 51%, на практике 70% жильцов должны проголосовать «за». В этом случае проще улаживать возможные конфликты с противниками установки шлагбаума.

3. Далее утверждается смета на монтаж оборудования определенной модели с соответствующими техническими характеристиками

Эти данные также фиксируются в протоколе.

В муниципалитет подается заявление на монтаж ограждающего устройства. К документу прилагается протокол с технической документацией (проектом ограды) и разрешения от специальных организаций (ГИБДД и пожарников).

При получении положительного решения можно приступать к монтажным работам.

По каким же правилам устанавливается шлагбаум на территории дворов?

Их не так много, но нарушение любого может стать поводом для демонтажа заграждения:

  1. Шлагбаум не должен является препятствием для прохода человека. Важно учитывать все категории пешеходов, к которой причисляются родители с малышами, сидящими в колясках, велосипедисты, инвалиды-колясочники и прочие.
  2. К обязательному условию относится обеспечение беспрепятственного въезда на территорию дома транспорта пожарной, медицинской, газовой и прочих организаций из категории срочные службы.
  3. Важна легкость материала, из которого сделана стрела – ключевой элемент шлагбаума. Это действительно играет значимую роль на случай механического открытия преграды при возникновении такой надобности.
  4. Оснащение устройства элементами, обеспечивающими безопасность эксплуатации. Например, такими, которые способны блокировать оборудование, если под стрелой находится человек либо иной объект.
  5. Бетонируется основание для монтажа стойки и держателя стрелы. Это обеспечивает устойчивость конструкции, а, следовательно, ее надежность при эксплуатации.

Напоминаем: местом расположения искусственного ограждения может быть только участок, принадлежащий многоэтажке.

Документы, необходимые для установки шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Законным основанием на установку искусственного ограждения на придомовом участке служит пакет бумаг, состоящий из:

  1. Документа, подтверждающего долевую собственность владельцев квартир на территорию, прилегающую к дому.
  2. Справки (выписки из кадастра), отражающей полную информацию о данном участке земли.
  3. Протокола собрания, на котором принималось решение о монтаже шлагбаума.
  4. Техдокументации на оборудование.
  5. Разрешений, выданных: районной администрацией, ЖКХ, пожарным надзором и ГИБДД.

Шлагбаумы не входят в число капитальных объектов, поэтому разрешительные документы на его строительство не требуются.

Однако есть другие нюансы. Необходимы доказательства того факта, что территория многоэтажки не является частью сквозной дороги .

Если придомовой участок просто прилегает к дому и не затрудняет сквозной проезд, сложностей с оформлением не будет – нет нарушений правил ДД, в частности статьи 15.

Согласование установки шлагбаума с пожарной охраной во дворе многоквартирного дома

Получение разрешения на монтаж шлагбаума от пожарной службы – дело сложное, но важное. Заниматься этим вопросом лучше до начала монтажных работ , чтобы в будущем ничего не переделывать и не вступать в конфликт с данной организацией.

Единственное требование представителей пожарной структуры к любым ограждающим конструкциям – обеспечение беспрепятственного въезда пожарных машин на территорию двора . Если ограда не соответствует этому условию, она признается незаконной. В качестве аргументов отказа – правила ППБ.

Вот почему необходимо доказать постоянную готовность шлагбаума к открыванию для пропуска машин МЧС.

Как это сделать?

Предлагается два проверенных варианта:

  1. Нанять нескольких охранников, в обязанности которых будет входить пропуск транспорта, относящегося к срочным службам. Метод отличается надежностью, хотя и не является самым бюджетным. Не всем жильцам по карману содержание таких работников.
  2. Установить систему видеонаблюдения с выводом сигнала на круглосуточно работающую диспетчерскую. Здесь все будет гораздо проще – проезд откроется в любой час. Для этого диспетчеру нужно лишь нажать на кнопку.

Внимание! Если установка шлагбаума не согласована с пожарными, но ограда все же поставлена, приехавший по вызову пожарный транспорт вправе снести ее. При этом возмещать ущерб никто не будет, зато в суд поступит исковое заявление на возмещение ущерба за вред, нанесенный служебной машине.

Незаконная установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома: куда жаловаться?

Безусловно, не все жильцы приходят в восторг от преграды на въезде во двор. Недовольные могут подать соответствующую жалобу. Такой документ принимают в районной администрации.

К проверке привлекаются представители ГИБДД либо МЧС. В общем, те же структуры, которые выдают разрешительные документы.

Примечание: Выявленный факт незаконной установки ограждающей конструкции имеет свои последствия в виде штрафных санкций.

Как шлагбаумы во дворах превратились в инструмент раздора между соседямиПопытки жителей домов избавиться от «чужих» автомобилей во дворах с помощью шлагбаумов спровоцировали волну новых конфликтов уже между самими соседями: одни не желают платить за ограждение, другим не хватает места. Итогом таких споров порой становится запрет на парковку отдельным соседям. Суды, как правило, встают на сторону обиженных. За попытку застолбить за собой место с помощью металлических раскладывающихся блокираторов можно оказаться в суде, предупреждают юристы.

Парковка для своих

Все чаще жители многоквартирных домов в российских мегаполисах с помощью шлагбаумов ограничивают въезд во двор для машин посторонних граждан. Активно эта практика развивается в Москве , где местные власти даже частично компенсируют расходы на установку ограждения, выплачивая им до 100 тыс. рублей за один шлагбаум. Такой возможностью уже воспользовались порядка 1,5 тыс. домов. Профит, казалось бы, для всех: и для чиновников, развивающих в городе сеть платных парковок, и для жителей дома - двор становится свободнее, и шанс оставить там свою машину повышается.

На деле же вышло несколько иначе: соседи стали выяснять отношения: кто вправе парковаться во дворе, а кто - нет. И в ряде случаев общее собрание жителей дома лишало такого права некоторых соседей - у них отбирали брелки от шлагбаума или не выдавали их вовсе. Поводом для таких решений становились отказ оплачивать установку или абонентскую плату за шлагбаум, нарушение правил парковки во дворе, в том числе закрепленных на собрании жителей, а не Правилами дорожного движения, следует из материалов судебных дел.

Например, жители одного московского дома не пускали на парковку сразу пятерых своих соседей, которые отказались вносить абонентскую плату за шлагбаум без предоставления им финансовой отчетности. Но вместо заветных квитанций и документации, следует из решений судов, инициативная группа соседей, ратовавшая за установку шлагбаума, запретила им оставлять машины во дворе. Схожая ситуация произошла и с москвичкой, которая лишилась права оставлять машину во дворе по решению соседей-автомобилистов «за нарушение правил парковки и правил въезда».

Суды в таких случаях признают санкции незаконными и обязывают их инициаторов не чинить препятствия соседям в доступе на придомовую территорию.

Не имеете права!

Жители дома не могут лишить кого-либо из соседей права пользоваться парковкой во дворе, говорят российские суды. Собственникам квартир «принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома», к которому относится и земельный участок.

«Придомовой земельный участок многоквартирного дома, как и подвал или подъезд, входит в состав общего имущества сособственников многоквартирного дома. При этом он может быть как оформлен в общую собственность жильцов дома, так и не оформлен», - говорит адвокат Александр Липатников.

Кроме того, суды, вынося решения в пользу изгнанных с парковки жителей дома, ссылаются на отсутствие у общего собрания жильцов компетенции принимать соответствующие решения. По Жилищному кодексу РФ оно «не наделено полномочиями по ограничению собственников жилых помещений многоквартирного дома на пользование общим имуществом».

«Запреты как собственникам квартир и нежилых помещений, так и их арендаторам въезжать на придомовую территорию противоречат действующему законодательству, поскольку нарушают право на беспрепятственный доступ к общему имуществу», - объясняет доцент департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Наталья Залюбовская.

«Власть собрания собственников квартир не беспредельная, и его решения не могут противоречить закону», - соглашается гендиректор юркомпании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов.

В связи с этим, отмечает Александр Липатников, ключи от шлагбаума во дворе должны получить все собственники квартир.

Все споры - через суд Оплата за шлагбаум не дает автовладельцу право на конкретное место. А долги за пользование шлагбаумом «не являются безусловным основанием» для запрета парковаться во двореПетр Кассин/Коммерсантъ/Vostock Photo

Суды дали ответ и на вопрос инициаторов появления шлагбаумов во дворах, как быть с неплательщиками за установку и обслуживание. «Вопросы оплаты за пользование шлагбаумом решаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ», говорится в решении Московского городского суда по упомянутому выше делу пяти москвичей. То есть если соседи самостоятельно к компромиссу не пришли, то спор стоит разрешать в суде. Долги за пользование шлагбаумом, пояснил Мосгорсуд, «не являются безусловным основанием» для запрета парковаться во дворе.

Через суд также придется решать спор, если желающих парковаться больше, чем мест во дворе, а автовладельцам договориться не удается. В этом случае порядок пользования стоянкой придется устанавливать через суд, говорит адвокат из конторы «Бородин и партнеры» Олеся Спиричева.

Более того, оплата за шлагбаум, охрану и другие платежи не дают автовладельцу право на конкретное место, уточняет Наталья Залюбовская. Жилищный кодекс РФ запрещает выделять и отчуждать доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме. По этой же причине, говорит она, никто не вправе лишить жителя права пользоваться этим имуществом в связи с отсутствием парковочных мест.

Не место красит человека

Металлические раскладывающиеся блокираторы, цепочки на замке, старые покрышки периодически встречаются во дворах и свидетельствуют о том, что у этого места есть «хозяин». Иногда они появляются по согласию соседей в обмен на благоустройство автовладельцами парковочных мест, дворовой территории. Однако никакие «добрые дела» не дают человеку права считать это место своим и мешать другим им пользоваться, объясняют юристы. Установка различных запирающих устройств незаконна, говорят они.

Несогласные с таким «разделом» двора вправе обратиться в суд, который предпишет нарушителю демонтировать конструкцию. Кроме того, ему будет грозить административный штраф от 5 тыс. рублей за самовольное занятие земельного участка, говорит Александр Липатников. Помимо этого, человека могут наказать - штраф от 5 тыс. до 10 тыс. рублей - за порчу дорожного полотна, если при установке заграждения оно было испорчено, уточняет Валерий Глазунов.

Самостоятельно демонтировать запирающие устройства, пусть даже и незаконные, юристы не рекомендуют. «Самостоятельный демонтаж, равно как и порча чужого имущества, пусть и незаконно установленного, также будет являться нарушением. За такие действия, помимо административной ответственности, может наступить и материальная. Демонтажем должен заняться либо сам нарушитель, либо уполномоченные организации, но никак не соседи, которым мешает самовольно установленное ограждение», - предупреждает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев .

Источник конфликтов

В интернете встречаются жалобы автомобилистов на то, что из-за конфликта по поводу места на парковке им порезали колеса или поцарапали машину либо облили ее какой-нибудь краской. Управу на оппонента в таком случае найти можно, обнадеживает Румянцев: за такие действия ему грозит ответственность вплоть до уголовной, кроме того, он должен компенсировать ущерб, причиненный имуществу. Но сначала виновника нужно найти, а ущерб - задокументировать и оценить.

Для этого придется обратиться сначала в полицию с заявлением об умышленном повреждении имущества. Если ущерб свыше 5 тыс. рублей, то нужно просить возбудить уголовное дело, если меньше - административное, говорит Олеся Спиричева. Проще будет найти виновника, если в машине был включен видеорегистратор, отмечает Дмитрий Лесняк из юркомпании BMS law firm.

«Самое сложное в таких делах - доказать, что вред автомобилю причинило определенное лицо. Наличие четкой видеозаписи с камеры наблюдения или видеорегистратора существенно увеличивает шансы на победу в суде», - соглашается Олеся Спиричева.

Впрочем, не всегда доходит до порчи имущества. В борьбе за место во дворе соседи порой устраивают пакости друг другу - в ход идут спущенные колеса, грязь или смывающаяся краска, яйца с пшеном и т. д. В этом случае инициаторы «злодейства» считают, что наказывать их не за что. Это не так, полагает Валерий Глазунов.

Если вреда имуществу нет, а виновник известен, то можно попытаться его наказать за хулиганство. Кодекс об административных правонарушениях сулит за такие действия штраф до 1000 рублей.

Права хозяев жилья в многоквартирном доме сегодня включают в себя и право пользоваться парковкой во дворе для своего автомобиля.

Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин. Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины.

Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты. Ведь проблема парковки сегодня - одна из самых острых для автомобилистов.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге. Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой. В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает. Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор.

Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений. Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так.

Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин

Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку. По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время.

Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир

Верховный суд РФ подчеркнул - действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания. Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома.

Высший суд подчеркнул - тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома.

Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

Верховный суд: Установка шлагбаума на въезде во двор не должна нарушать права собственников. Фото: Сергей Михеев

А как у них?

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь. Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется.

В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются. Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса. Даже на улице бросить машину - не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов "спрятаны" внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.

Практически в каждом городе существуют проблемы с парковочными местами. Многие люди вовсе сталкиваются с тем, что рядом с их домом другие граждане оставляют машины, причем сами могут проживать на достаточно значительном расстоянии от парковки. Это приводит к тому, что люди не могут оставить свой автомобиль под окнами квартиры. Им приходится в срочном порядке искать другое место, которое может быть очень далеко от дома. Для предотвращения такой ситуации нередко жильцами одного дома производится установка шлагбаума на придомовой территории. Закон разрешает выполнять этот процесс, но при этом он должен осуществляться правильно и с учетом многочисленных требований. Предварительно необходимо получать разрешения от разных инстанций.

Законодательное регулирование

Довольно часто требуется установка шлагбаума на придомовой территории. Закон не запрещает монтаж разных заграждений дорог, располагающихся рядом с жилыми многоэтажными домами. Для этого обязательно учитываются сведения, указанные в разных законодательных актах. К ним относится ст. 26 ЗК, ст. 16, 36, 44 и 46 ЖК, а также п. 1,5 ПДД.

Только при учете требований законодательства может реализоваться установка шлагбаума на придомовой территории. Закон требует предварительного получения разрешения на этот процесс от различных государственных инстанций, к которым относится пожарная инспекция, администрация города и даже ЖЭУ.

Какие условия должны соблюдаться?

Если собственники квартир одного строения принимают решение о том, что требуется установить шлагбаум на придомовой территории многоквартирного дома, то они должны учитывать некоторые требования, которые должны ими соблюдаться. Только в этом случае гарантируется, что процесс монтажа будет реализован правильно и с отсутствием нарушений законодательства.

К основным таким требованиям относится:

  • Участок земли, располагающийся рядом с домом, должен быть приватизирован. Данный процесс может выполняться только собственниками квартир в строении. Для этого оформляется долевая собственность. Только при таких условиях с помощью решения, принимаемого на собрании собственников, можно осуществлять установку разных конструкций на территории. Для этого предварительно надо получать разрешение от разных государственных органов. Если отсутствует право собственности на землю, то установка шлагбаума на придомовой территории не разрешается. Поэтому первоначально тратится время и средства на приватизацию земли.
  • Решение относительно монтажа конструкции может приниматься исключительно на законном общем собрании собственников. При этом за такое решение должно быть отдано не меньше 2/3 голосов. Если положительных голосов будет меньше, то остальные собственники квартир могут обжаловать решение через суд. Сама процедура установки требует действительно значительных финансовых затрат, поэтому положительное решение принимается достаточно редко.
  • Для реализации этого процесса требуется предварительно разрабатывать специальный проект. В нем должно учитываться, что обязан создаваться свободный проезд на территорию к дому разного специального транспорта, к которому относятся: пожарная машина, скорая помощь или авто коммунальных служб. Если проект нарушает это условие, то он не сможет быть реализован.

Если имеются новые собственники квартир, которые не принимали участие в голосовании, то с них не допускается взимать средства для установки шлагбаума на придомовой территории, так как они не являются ответственными за такое решение.

Юридическое оформление

Многим жильцам одного дома требуется для сохранения парковочных мест установка шлагбаума на придомовой территории. Закон учитывает, что этот процесс должен реализоваться исключительно с учетом многочисленных требований и условий. Только при официальном и законном оформлении гарантируется отсутствие проблем с этим ограждением.

Юридическое оформление считается несложным, для чего реализуются последовательные действия:

  • назначается дата собрания жильцов строения;
  • на этом собрании принимается решение, относительного которого территория рядом с домом будет оформляться в собственность жильцов;
  • решение такого собрания с другими документами на дом передается в государственные органы.

Каждый владелец квартиры в таком строении должен приготовиться к тому, что ему придется уплачивать налог на землю, так как он становится владельцем не только жилья, но и прилегающей территории.

На основании письменного заявления жильцов, переданного в администрацию и отдел кадастра, устанавливается, какая площадь будет зарегистрирована в их долевую собственность. В Росреестре регистрируются границы данной территории на основании ФЗ № 122.

Принятие решения

После регистрации участка в долевую собственность решается на собрании, можно ли ставить шлагбаум на придомовой территории. 2/3 жильцов должны быть согласны с этим решением, а иначе монтаж конструкции будет считаться незаконным.

Для принятия такого решения вновь назначается и проводится собрание собственников. Если результат голосования является положительным, то закрепляется официальным документом, в котором указывается на необходимость установки и введения в эксплуатацию конструкции. Протокол подписывается участниками голосования.

Как выбрать конструкцию?

Важным моментом является непосредственный выбор конструкции. Она должна быть исправной и регулярно работающей. При этом надо обеспечить постоянный доступ к территории разным службам и специальным машинам. Выбирать можно разные виды шлагбаумов.

Вид шлагбаума

Его особенности

Механический

Считается доступным по стоимости и легким в установке. Но для регулярного его использования требуется нанимать вахтеров, которые будут поднимать и опускать конструкцию. Также сами владельцы квартир в доме могут самостоятельно заниматься поднятием и опусканием шлагбаума. Но такой вариант считается неподходящим, так как по закону перед разными службами должен открываться проход, поэтому требуются вахтеры. Это ведет к регулярным и значительным тратам средств, что вызывает недовольство среди жильцов дома.

Автоматический

Оснащается приводом, который может быть гидравлическим или автоматическим. Наиболее оптимальным считается первый вариант, который работает без перебоев даже зимой. Оба варианта являются надежными и удобными в использовании. Каждому владельцу квартиры в доме выдается ключ для использования конструкции, а также для этого может использоваться телефон или радиоуправление. При отключении электричества можно вручную поднять шлагбаум. Стоимость таких моделей считается значительной, поэтому придется подготовиться к существенным тратам на покупку и установку.

Перед монтажом следует убедиться, что обеспечивается свободный доступ к дому разным службам и специальным машинам.

Согласование с пожарной инспекцией

Законность установки шлагбаума на придомовой территории должны подтверждаться наличием разрешения от разных служб. К ним в первую очередь относится пожарная инспекция.

Согласование проекта должно осуществляться до начала монтажных работ, чтобы не возникала необходимость в будущем переделывать разные элементы.

Значимым требованием пожарной инспекции выступает необходимость создания беспрепятственного доступа пожарной машины непосредственно к дому. Если ограда может легко подниматься, а также не создаст другие препятствия для пожарников, то выдается разрешение.

Оптимальным решением для этого считается установка системы видеонаблюдения, на основании которой выводится сигнал на диспетчерскую, работающую круглосуточно. В этом случае оперативно будет подниматься шлагбаум перед пожарными машинами.

Разрешение от администрации региона

Перед монтажом подается заявление с проектом в местную администрацию или совет депутатов.

На принятие решения выделяется 30 дней, причем для новых домов получить разрешение не составит труда, а вот для старых домов могут возникнуть проблемы. Работники администрации могут потребовать наличие вахтера или охранников, чтобы аварийные службы всегда имели свободный доступ к строению.

Отказ может быть получен при несоблюдении норм или создании препятствий для свободного передвижения пешеходов.

Согласование с ГИБДД

Дополнительно установка шлагбаума на придомовой территории по закону требует получения разрешения от ГИБДД.

По ст. 15 ПДД не допускается самостоятельно гражданам размещать разные заграждения или иные аналогичные конструкции, мешающие проезду. Поэтому в ГИБДД жильцы должны доказать, что придомовая территория не является дорогой, поэтому не нарушается законодательство.

Разрешение от коммунальных служб

Шлагбаум располагается на территории, где проложено электричество и разные магистрали. Поэтому установка должна проводиться в таком месте, где не будет нарушена их целостность.

Дополнительно коммунальщики должны убедиться, что, если им понадобится проведение ремонтных работ, они получат для этого свободный доступ к дому.

Утверждение сметы на установку

Непосредственно на собрании решается, какой шлагбаум будет выбираться, какова будет стоимость самого оборудования и его установки, а также разрабатывается схема монтажа. Она фиксируется в протоколе собрания.

Далее в администрацию региона передается заявление, на основании которого будет реализовываться установка шлагбаума на придомовой территории. Предварительно придется получить разрешение на процесс от разных служб, причем официальные документы прикладываются к заявлению.

Как только будет закончено согласование шлагбаума на придомовой территории, можно приступать к его непосредственной установке.

Правила монтажа

Конструкция должна монтироваться только опытными специалистами. Правила установки шлагбаума на придомовой территории заключаются в следующем:

  • не должно создаваться препятствий для свободного передвижения граждан;
  • обеспечивается свободный доступ к придомовой территории разным коммунальным службам, скорой помощи, пожарным машинам или другой специальной технике;
  • стрела должна быть сделана из легкого материала, так как это считается значимым, если по каким-либо причинам придется вручную поднимать конструкцию;
  • изделие должно оснащаться разными элементами, гарантирующими безопасность его использования, например, автоматическая блокировка, если под стрелой находится человек или машина;
  • основание для установки надо бетонировать для повышения устойчивости конструкции.

Располагаться шлагбаум может исключительно на земле, которая оформлена в собственность граждан. Для этого первоначально наносится разметка, бетонируется основание и устанавливается оборудование по всем правилам. Оно подключается к сети при необходимости. Также нередко требуется монтаж системы видеонаблюдения.

Какие нужны документы?

Для монтажа изделия понадобится определенная документация. Документы для установки шлагбаума на придомовой территории включают в себя:

  • свидетельство, подтверждающие, что действительно жильцы дома оформили долевую собственность на объект;
  • выписка из ЕГРН, указывающая на оформление земли;
  • протокол собрания, где принимается решение о необходимости установки конструкции;
  • техническая документация на купленное оборудование;
  • разрешения от разных государственных органов и служб.

Так как шлагбаум не является капитальным объектом, то не требуется разрешение на строительство.

Сколько стоит?

Если соблюдается правильный порядок установки шлагбаума на придомовой территории, то граждане могут защитить свои парковочные места от других автовладельцев.

Стоимость установки может значительно отличаться, так как она зависит от вида шлагбаума, стоимости услуг монтажников и других факторов. Обычно варьируется цена конструкции от 25 тыс. руб. до 150 тыс. руб.

Работа по установке обычно стоит в пределах 10 тыс. руб.

Что делать при незаконной установке?

Не все жильцы одного дома будут довольны принятием такого решения. Если при установке оборудования нарушаются разные законы или требования, то граждане могут подать жалобу в районную администрацию.

На основании этого документа проводится проверка, целью которой является установление законности монтажа. Для этого привлекаются работники ГИБДД и МЧС. Если выявляется незаконная установка, то жильцы уплачивают штрафные санкции, а также требуется грамотно оформить оборудование.

Нередко требуется на придомовой территории установить шлагбаум. Данный процесс считается несложным, если выполнить все правильно и на основании многочисленных требований законодательства. Для этого надо приватизировать землю, получить разрешение на установку от разных государственных органов и инстанций, а также грамотно выбрать оборудование и оптимально установить его.

После введения платной парковки в центре столицы, довольно много автомобилистов в целях экономии стали оставлять свои машины во дворах местных жителей. Последним это совсем не нравится. Единственный на сегодня способ избавить свой двор от чужих машин - это поставить шлагбаум. Расскажу, как это сделать максимально быстро и просто (естественно, это относится ко всем дворам, а не только тем, что расположены в центре Москвы). Получился пост-инструкция.

Однако прежде чем вы решили поставить у себя во дворе шлагбаум, учтите, что его установка, содержание и ремонт осуществляется за счет собственников жилья . Если же он будет установлен в нарушение установленных требований (о которых речь пойдет ниже), то плата за его демонтаж также ляжет на плечи жильцов. Если вас это не пугает, то


Рассказываю пошагово

1. Необходимо провести общее собрание собственников помещений, на котором большинство (>51%) должно проголосовать ЗА установку шлагбаума.

2. На собрании надо решить каким образом будет осуществляться круглосуточный беспрепятственный проезд спецслужб на огражденную территорию, как и кто будет нести охрану (если она будет).

3. Нужно выбрать подрядную организацию, которая разработает проект шлагбаума, установит и будет обслуживать его.

4. Решение собрания и проект размещения ограждения передается в совет муниципальных депутатов вашего округа

5. В течении 30 дней после получения документов, депутаты принимают решение об установке шлагбаума. И отдают его представителю собственников жилья (которого вы сами выберете).

Главные требования
Шлагбаум не должен создавать помех для прохода пешеходов. Необходимо обеспечивать круглосуточный и беспрепятственный проезд на придомовую территорию всех спецслужб. Самый простой, но дорогой способ решения этой проблемы - это приставить к шлагбауму охранника. Проще установить видеонаблюдение, картинка будет поступать на монитор консьержа, который, в свою очередь, при необходимости поднимает шлагбаум. Самое дешевое - установить специальное устройство для ввода пароля, позволяющего открыть шлагбаум. Пароль сообщается спецслужбам.

Шлагбаум может быть демонтирован в случае нарушения требований по установке (документы, согласование с депутатами, правила размещения). Все работы выполняются за счет собственников квартир . Однако, если шлагбаум препятствует выполнению на придомовой территории работ по благоустройству, строительству или капитальному ремонту, то его демонтаж осуществляемых за счет бюджета города . Собственникам жилья в таком случае выплачивается компенсация за утрату имущества.

Пара нюансов
Если предполагается, что шлагбаум будет регулировать въезд на территорию двух и более домов, то для согласования нужны протоколы собраний каждого дома. При составлении проекта необходимо учитывать проект межевания двора, так как внутри него могут располагаться различные организации, использующие двор для проезда к себе.
Ранее Дептранс заявлял, что шлагбаумы, возможно, получится устанавливать за счет денег, вырученных с платной парковки, однако пока это обещание осталось нереализованным, так что жильцам придется делать все за свой счет. Средняя стоимость шлагбаума составляет около 40 тр. с установкой.
С полным постановлением правительства Москвы об установке шлагбаума можно ознакомиться .

Ну вот, теперь вы представляете, как поставить во дворе шлагбаум.
Будете ли вы его устанавливать? Возможно, некоторые из читателей уже могут похвастаться наличием у себя во дворе шлагбаума. Поделитесь опытом, на сколько просто было его поставить. Не возникло ли каких конфликтов, например, с жителями вашего дома, которым шлагбаум не нужен, или с обитателями соседних домов? Как решались данные проблемы?

Кстати, любопытно, многие ли хотят установить у себя во дворе шлагбаум. Может это почти никому не нужно, или наоборот все об этом только и мечтают.