В порядке не требующем получения визы. Получение патента иностранными гражданами, прибывшими в российскую федерацию в порядке, не требующем получения визы. Порядок въезда иностранца в Российскую Федерацию

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

Новые правила въезда иностранных гражданин (лиц без гражданства) в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и пребывания на ее территории

Проходя паспортный контроль на российской границе, необходимо представить предварительно заполненную миграционную карту , бланк которой безвозмездно выдается персоналом самолета, поезда, морского или речного судна и т.д. В миграционной карте заполняются обе части (А и В), обязательно на русском языке. Если в паспорте сведения об иностранном гражданине указаны латинскими буквами, в миграционной карте можно указать их так же. В качестве цели приезда на территорию РФ нужно выделить «работа».

Сотрудник погранпоста разрезает миграционную карту по линии отреза и оставляет у себя часть А, на части В, которая возвращается иностранному гражданину, ставится отметка о въезде на территорию РФ. Иностранный гражданин обязан хранить миграционную карту у себя до самого выезда. Если миграционная карта потерялась или частично повредилась, гражданин должен в 3-дневный срок сообщить об этом в УФМС России по месту своего жительства и получить дубликат миграционной карты, представив документ, подтверждающий факт его легального въезда на территорию РФ.

Когда иностранный гражданин прибывает в место его жительства в РФ, ему устанавливается срок 7 рабочих дней для того, чтобы встать на регистрационный учет в УФМС России по месту своего пребывания. Постановка на миграционный учёт носит уведомительный характер и осуществляется лицом, принимающим иностранного гражданина на территории РФ (принимающая сторона).

Таким образом, иностранный гражданин не обязан сам являться в УФМС. В качестве принимающей стороны могут выступать как граждане РФ, так и иностранные граждане и лица без гражданства (у которых есть вид на жительство в РФ), а также юридические лица (работодатели, гостиница и т.д.), у которых прибывший иностранец фактически проживает или работает.

Постановка на миграционный учет осуществляется принимающей стороной на основании паспорта и миграционной карты, предъявленных иностранцем по прибытии. Однако принимающая сторона не вправе изымать эти документы. Если иностранец поселяется в гостинице, ее администрация обязана не позднее 1 рабочего дня направить в УФМС уведомление о прибытии иностранного гражданина (заполняется на специальном бланке), а также копии паспорта и миграционного карты прибывшего.

В настоящее время в отделениях ФГУП «Почта России» оказываются услуги по предоставлению (бесплатно) и заполнению (платно) бланков уведомлений о прибытии иностранного гражданина. Получив заполненное уведомление, УФМС или отделение почтовой связи выдают заявителю отрывной корешок уведомления с отметкой о дате получения. Этот корешок принимающая сторона отдает иностранному гражданину, чтобы он мог подтвердить свою постановку на миграционный учет контролирующим органам.

В том случае, если принимающая сторона не имеет возможности поставить иностранца на миграционный учет (вследствие болезни и иных объективных причин), иностранный гражданин может сам уведомить УФМС, но при условии представления документов, подтверждающих невозможность осуществить это принимающей стороной. Кроме того, иностранный гражданин, который постоянно проживает в РФ, может уведомить УФМС о своем прибытии самостоятельно – непосредственно обратившись в УФМС либо направив почтовое уведомление с согласия принимающей стороны, зафиксированного в письменной форме.

Иностранный гражданин имеет право пребывать на территории РФ в течение срока, на который ему выдана виза . Если же он прибыл из страны, с которой установлен безвизовый режим въезда, максимальный срок временного пребывания иностранного гражданина составляет 90 суток (с учетом ряда исключений, установленных миграционным законодательством России). До того, как срок разрешенного пребывания на территории РФ истечет, иностранный гражданин должен выехать из РФ либо обратиться в УФМС с заявлением о продлении срока визы или срока пребывания.

За нарушение правил миграционного учета в отношении иностранных граждан установлена административная ответственность в виде штрафных санкций от 2000 до 5000 рублей, которые также могут сопровождаться (при наличии обстоятельств, свидетельствующих о злостном и неоднократном нарушении) депортацией за пределы территории РФ. В случае применения мер принудительного выдворения иностранного гражданина, ему может быть запрещен въезд в РФ на 5-летний срок. Если иностранный гражданин не был поставлен своевременно на миграционный учет по мету пребывания, к нему могут быть применены меры административной ответственности только в том случае, если обязанность по уведомлению УФМС законом возлагалась на него.

Если иностранный гражданин прибыл на территорию РФ в рамках безвизового режима, то он имеет право заниматься трудовой деятельностью в России только на основании специально выдаваемого разрешения на работу. Чтобы получить такое разрешение, иностранцу необходимо представить в Управление ФМС, где он состоит на миграционном учете (лично или через представителя), следующий пакет документов:

Заявление, заполненное на бланке утвержденной формы русскими печатными буквами с вклеенной цветной фотографией (3х4 см). Это обязательный документ. Все наименования указываются в заявлении полностью, без сокращений. Допускается подача заявления в электронном виде через специализированные сервисы;

Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (обязательный документ);

Миграционную карту (со штампом патрульно-пограничной службы о пересечении границы РФ или с отметкой о выдаче дубликата карты УФМС). Требование о представлении миграционной карты признано необязательным. В случае, если иностранный гражданин не представил карту, УФМС проверяет сведения о нем по своей базе;

Квитанцию об уплате государственной пошлины (2000 рублей).

Иностранный гражданин может обратиться за разрешением на работу самостоятельно либо заказать соответствующую услугу в организации, специализирующейся на трудооформлении иностранцев в России, что позволит существенно сэкономить время, минуя бюрократические преграды и тонкости российского миграционного законодательства.

УФМС обязано принять заявление о выдаче разрешения на работу. Отказ допускается только в случае непредставления документа, являющегося обязательным. Прием заявления оформляется проставлением сотрудником УФМС на нем номера, за которым оно зарегистрировано, и даты, когда заявление принято.

УФМС уполномочено выдавать разрешения на работу только в рамках правительственной квоты . В случае, если квота позволяет выдать разрешение на работу, а также все необходимые документы представлены и все сведения, указанные в заявлении, являются достоверными, разрешение на работу выдается в течение 10 рабочих дней с даты приема заявления. Иностранный гражданин получает разрешение на работу лично на основании документа, удостоверяющего его личность.

Обратившийся в УФМС за разрешением на работу иностранный гражданин, у которого нет определенного места работы, имеет право получить содействие в поиске работы со стороны региональной службы занятости . Трудовая деятельность на территории РФ может осуществляться иностранцем только в течение срока действия разрешения на работу. Иностранный гражданин, заключивший трудовой договор или гражданско-правовой договор (подряда или оказания услуг) на территории РФ, может ходатайствовать в УФМС о продлении установленного ему срока пребывания в России на срок действия соответствующего договора. Однако срок продления не может превышать 1 год. Обращаться за таким продлением в УФМС можно не позднее чем за 15 рабочих дней до того, как истечет срок действия выданного разрешения на работу. Одновременно представляются следующие документы:

Заявление с просьбой о продлении срока действия разрешения на работу;

Договор на осуществление трудовой деятельности, заключенный в соответствии с требованиями российского законодательства;

Заполненный бланк установленной формы со сведениями о тех видах трудовой деятельности, которые иностранный гражданин осуществляет на основании выданного ему разрешения на работу;

Медицинскую справку об отсутствии у иностранного гражданина наркотической зависимости, а также инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (перечень соответствующих заболеваний утвержден Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. № 188 и включает: ВИЧ-инфекцию, болезнь Гансена (лепра), туберкулез и венерические заболевания – сифилис, хламидийная лимфогранулема венерическая, шанкроид) и сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита;

Уведомление о постановке иностранца на миграционный учет по месту его пребывания на территории РФ. Представлять его необязательно, т.к. УФМС может использовать свою базу данных для проверки факта постановки заявителя на миграционный учет.

Если же иностранный гражданин не обращается в УФМС для продления срока разрешения на работу, то после того, как истечет установленный ему срок временного пребывания, он должен покинуть территорию РФ. При невыполнении этого требования налагается административный штраф в размере от 2 500 до 5 000 рублей, а в особо тяжких случаях применяется депортация с последующим запретом въезжать в РФ на срок до 5 лет.

Если обращаясь за выдачей разрешения на работу, иностранный гражданин одновременно представляет уже заключенные в соответствии с российским законодательством договора на осуществление им трудовой деятельности на территории РФ, и в связи с этим ему выдается разрешение работу сроком свыше 90 суток, то не позднее чем через 30 календарных дней со дня получения разрешения, он должен представить в УФМС следующие документы:

Медицинскую справку об отсутствии наркотической зависимости, а также вышеуказанных инфекционных заболеваний;
- Сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.

Представление этих документов в 30-дневный срок строго обязательно. В противном случае УФМС выносит решение об аннулировании выданного разрешения на работу, о чем уведомляется работодатель, который обязан расторгнуть с таким гражданином заключенный трудовой или гражданско-правовой договор.

Работодатель, заключивший трудовой договор или договор гражданско-правового характера с иностранным гражданином на основании полученного разрешения на работу, должен незамедлительно сообщить об этом в региональную службу занятости с указанием срока действия договора, чтобы работнику продлили срок пребывания в России. На основании такого уведомления иностранец может пребывать на российской территории на протяжении всего срока действия разрешения на работу. В доказательство работодатель передает иностранному работнику отрывной корешок уведомления.

Следует обратить внимание, что иностранный гражданин, получивший разрешение на работу, может вести трудовую деятельность только в том регионе, в котором выдано разрешение. Это объясняется наличием правительственной квоты на выдачу разрешений на работу иностранцам, которая устанавливается по каждому субъекту РФ. Исключения из этого правила могут быть установлены только законом.

Каждый раз заключая трудовой договор с иностранным работником, работодатель обязан направлять соответствующее уведомление в УФМС и вручать работнику отрывной корешок с отметкой о принятии уведомления.

Какие штрафы грозят тем, кто затевает ремонт в своей квартире

гут въехать в Российскую Федерацию либо на основании визы, либо в порядке, не требующем получения визы. Основанием для выдачи визы либо для въезда в порядке, не требующем получения визы, является приглашение на въезд в Российскую Федерацию. Приглашения выдаются Министерством иностранных дел либо Министерством внутренних дел или его территориальными органами.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее Закон №115-ФЗ) в Министерство иностранных дел Российской Федерации с ходатайством о выдаче приглашения должны обращаться:

¨ федеральные органы государственной власти;

¨ дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации;

¨ международные организации и их представительства в Российской Федерации, а также находящиеся в Российской Федерации представительства иностранных государств при международных организациях;

¨ органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 16 Закона №115-ФЗ установлено, что в Министерство внутренних дел Российской Федерации или его территориальные органы должны обращаться:

¨ органы местного самоуправления;

¨ юридические лица;

¨ граждане Российской Федерации и иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 16 Закона №115-ФЗ в приглашении указываются следующие сведения :

¨ фамилия, имя приглашаемого (заполняется буквами русского и латинского алфавитов);

¨ дата и место рождения;

¨ гражданство;

¨ государство проживания;

¨ номер и дата выдачи документа, удостоверяющего личность;

¨ цель поездки;

¨ предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации;

¨ предполагаемые пункты посещения в Российской Федерации;

¨ наименование и место нахождения приглашающей организации или фамилия, имя и адрес места жительства приглашающего физического лица;

¨ номер и дата принятия решения о выдаче приглашения;

¨ срок действия приглашения.

Приглашающая сторона при обращении с ходатайством о выдаче приглашения должна предоставить гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Закона №115-ФЗ утвердило (смотрите – Постановление от 24 марта 2003 года №167 «О порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации») «Положение о предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации», определяющее порядок предоставления приглашающей стороной названных гарантий.

Гарантиями материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств:

Предоставление денежных средств для проживания иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также денежных средств, необходимых для выезда из Российской Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в Российской Федерации;

Обеспечение иностранного гражданина, прибывающего в Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;

Обеспечение иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, или предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных средств для получения им медицинской помощи;

Жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Физическое лицо, выступающее в качестве приглашающей стороны, должно приложить к гарантийным письмам сведения о своих доходах (денежных средствах), позволяющих обеспечить выполнение гарантийных обязательств.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) за выдачу приглашения на въезд в Российскую Федерацию лица из другого государства или лица без гражданства взимается - 200 рублей, за исключением случаев, когда приглашаемое лицо прибывает в Российской Федерации в целях обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

МИД Российской Федерации в Приказе от 26 ноября 1998 года №14383 «Об утверждении тарифа сборов за фактические расходы, связанные с оказанием паспортно-визовых услуг при оформлении выезда из Российской Федерации граждан Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию» () утвердило Тариф сборов за фактические расходы, связанные с оказанием паспортно-визовых услуг при оформлении выезда из Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Примечание: указанный Тариф содержит следующие разделы перечня услуг с указанием на соответствующие размеры сборов:

Оформление выездных документов граждан Российской Федерации;

Оформление приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации;

Регистрация организаций на консульское обслуживание;

Срочное оформление виз иностранным гражданам в международных пунктах пересечения границы.

Размеры оплаты паспортно-визовых услуг зависят от срока предполагаемого пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации, от количества въездов и от срока обращения за выдачей приглашения.

Примечание:

Верховный Суд Российской Федерации (смотрите - Решение от 6 апреля 1999 года №ГКПИ 99-221 «Об отказе в удовлетворении жалобы о признании недействующим Приказа МИД РФ от 26 ноября 1998 №14383») разъяснил, что:

Действие Приказа МИД Российской Федерации от 26 ноября 1998 года №14383 «Об утверждении тарифа сборов за фактические расходы, связанные с оказанием паспортно-визовых услуг при оформлении выезда из Российской Федерации граждан Российской Федерации и въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в Российскую Федерацию» распространяется только на организации, состоящие на консульском обслуживании в МИД Российской Федерации. Таким образом, суммы, указанные в Тарифе, уплачиваются только в случаях оформления приглашений на въезд через МИД Российской Федерации (пункт 3 статьи 16 Закона №115-ФЗ). При оформлении приглашений через МВД Российской Федерации или его территориальные органы, указанные сборы не взимаются;

Сбор за оказание паспортно-визовых услуг является сбором за консульские услуги и, как таковой, законом к налоговым не отнесен. Согласно действующему законодательству выполненные услуги подлежат соответствующей оплате.

Порядок выдачи виз иностранным гражданам определяется межправительственными соглашениями по визовым вопросам. Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 19 марта 1993 года №239 «О заключении с иностранными государствами межправительственных соглашений по визовым вопросам» для переговоров с иностранными государствами о сроках и порядке выдачи виз одобрен в качестве основы Типовой проект Соглашения о сроках и порядке выдачи виз.

При обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев иностранный гражданин должен предъявить сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Требования к такому сертификату приведены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года №1158 «Об утверждении требований к сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в Российскую Федерацию на срок свыше трех месяцев». Согласно указанному Постановлению сертификат действителен в течение трех месяцев (со дня проведения исследования) и заполняется на русском и английском языках. При этом сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции должен содержать следующие данные :

Ø паспортные данные или данные документа, его заменяющего (имя, фамилия обследованного; день, месяц, год рождения; № паспорта; страна постоянного или преимущественного проживания);

Ø сведения о планируемом периоде пребывания в России;

Ø информацию о проведенном исследовании крови на наличие ВИЧ - инфекции (дата проведенного исследования; подпись врача, выполнившего исследование; серия диагностикума, с помощью которого проводилось исследование; печать учреждения, где произведено исследование; подпись обследованного).

Не получая визу, в Российскую Федерацию могут въехать:

Граждане стран СНГ и постоянно в них проживающие лица без гражданства, имеющие право на безвизовый въезд в Россию;

Лица, право которых на безвизовый въезд устанавливается межправительственными соглашениями о сроках и порядке выдачи виз, а также соглашениями о безвизовых поездках по дипломатическим и служебным паспортам, приведенным в приложениях к Постановлению Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 19 марта 1993 года №239 «О заключении с иностранными государствами межправительственных соглашений по визовым вопросам». В частности, в случае заключения соглашения о сроках и порядке выдачи виз правом на безвизовый въезд могут обладать следующие категории иностранных граждан:

¨ члены экипажей самолетов авиакомпаний иностранного государства, названия которых указаны в соглашении;

¨ члены экипажей российских морских судов;

¨ пассажиры воздушного транспорта, совершающие транзитные полеты через территорию Российской Федерации, при условии, что у них имеются документы на право въезда в страну назначения, а также подтвержденные авиабилеты на рейс самолета, вылетающего из того же аэропорта в течение 24 часов с момента прибытия. Эта категория лиц не может покидать территорию аэропорта, за исключением случаев, когда у них имеется отдельное разрешение на это со стороны соответствующих пограничных властей;

¨ туристы иностранного государства, совершающие круизные поездки на морских пассажирских судах обеих стран, при краткосрочных сходах на берег без выезда в другие города при условии, что они проживают на борту судна.

Кроме того, при условии заключения соглашения иностранные граждане, имеющие действительные дипломатические или служебные паспорта, могут въезжать на территорию Российской Федерации и следовать через нее транзитом без оформления визы. Находиться на территории России они могут в течение 90 дней с момента въезда. Сотрудники дипломатических представительств и консульских учреждений, имеющие дипломатические и служебные паспорта, могут находиться на территории России без визы в течение всего срока их официальной миссии. Таким же правом обладают члены их семей, имеющие дипломатические или служебные паспорта.

Иностранные граждане или лица без гражданства, имеющие визу либо въезжающие в порядке, не требующем оформления визы, при въезде на территорию Российской Федерации заполняют миграционную карту, которая впоследствии будет являться основанием для регистрации иностранного гражданина и служит для контроля за его временным пребыванием на территории Российской Федерации.

В целях реализации Закона №115-ФЗ совместным Приказом МВД Российской Федерации, МИД Российской Федерации, Минтранса Российской Федерации, МПС Российской Федерации, ГТК Российской Федерации, ФПС Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №1095/16531/143/49/1189/692 «О введении в действие миграционных карт» утверждены «Положение о миграционной карте» и ее форма. «Положение о миграционной карте» устанавливает порядок выдачи, заполнения и применения миграционных карт на территории Российской Федерации.

От заполнения миграционных карт и предъявления их при выезде с территории Российской Федерации освобождены следующие категории иностранных граждан:

Остальные категории иностранных граждан независимо от их возраста должны заполнить миграционную карту. Положением о миграционной карте, утвержденной совместным Приказом МВД Российской Федерации, МИД Российской Федерации, Минтранса Российской Федерации, МПС Российской Федерации, ГТК Российской Федерации, ФПС Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №1095/16531/143/49/1189/692 «О введении в действие миграционных карт» установлено, что бланки миграционных карт выдаются иностранным гражданам заранее, чтобы время, необходимое для ее заполнения, не увеличивало общее время, которое предусмотрено для прохождения контроля пассажирских транспортных средств и прибывающих.

Бланки миграционных карт выдают:

¨ при следовании воздушным (морским, речным) транспортом – члены экипажей воздушных (морских, речных) судов;

¨ при следовании железнодорожным транспортом – члены бригад поездов;

¨ при следовании автомобильным транспортом общего пользования (автобусами) – водители;

¨ при следовании личным (частным) транспортом или пешим порядком – должностные лица органа пограничного контроля.

Миграционная карта состоит из двух частей – въездной (талон «А») и выездной (талон «В»). Заполнять ее иностранный гражданин должен лично, разборчиво, без помарок и исправлений, ручкой черного, синего или фиолетового цвета. Если иностранный гражданин не владеет русским языком, то он заполняет миграционную карту в латинском написании в соответствии с данными, указанными в паспорте или ином документе, удостоверяющем его личность.

В обеих частях миграционной карты указываются следующие сведения:

¨ фамилия, имя, отчество;

¨ дата рождения;

¨ номер паспорта;

¨ гражданство;

¨ цель визита (служебная, коммерческая, учеба, частная, туризм, работа, транзит);

¨ адрес (организация) в России;

¨ срок пребывания;

¨ подпись.

В момент прохождения иностранными гражданами пограничного контроля должностными лицами органа пограничного контроля в графах «Для служебных отметок» в обеих частях карты (въездной и выездной) проставляется отметка о въезде. Транзитным пассажирам отметки проставляются при прохождении пограничного, а также иммиграционного контроля.

Въездная часть миграционной карты с отметкой о въезде изымается должностными лицами органа пограничного контроля при въезде в Россию и передается в пост иммиграционного контроля.

Выездная часть миграционной карты предъявляется при регистрации в территориальном органе внутренних дел, на оборотной стороне проставляется отметка о регистрации иностранного гражданина по месту временного пребывания (проживания).

От проставления отметки о регистрации на обороте миграционной карты территориальными органами внутренних дел освобождаются следующие категории иностранных граждан, контроль за временным пребыванием которых в Российской Федерации осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации:

¨ главы дипломатических представительств и главы консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также члены их семей и их гости, если члены семей и гости проживают в резиденциях указанных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений;

¨ должностные лица международных организаций, представительств этих организаций в Российской Федерации, должностные лица международных организаций, имеющих штаб-квартиры в Российской Федерации, въехавшие в Российской Федерации с рабочим визитом и пользующиеся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами, а также члены их семей и их гости, если члены семей или гости проживают в резиденциях указанных лиц либо на территории представительств указанных организаций.

Выездная часть миграционной карты (талон «В») с отметками о въезде и регистрации по месту пребывания хранится у иностранного гражданина в течение всего периода пребывания в Российской Федерации и сдается должностным лицам органа пограничного контроля при выезде из Российской Федерации при прохождении пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Изъятые у иностранных граждан выездные части миграционных карт передаются в пост иммиграционного контроля в пункте выезда.

Если в период пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации миграционная карта испорчена (неумышленно) или утеряна, то иностранный гражданин должен в течение трех дней сообщить об этом в территориальный орган внутренних дел по месту регистрации, который после проверки паспортных данных выдает дубликат миграционной карты с отметкой о регистрации.

Если выезжающий из Российской Федерации иностранный гражданин при прохождении пограничного контроля не имеет миграционной карты, то он заполняет выездную часть миграционной карты.

Посты иммиграционного контроля вносят данные въездных и выездных частей миграционных карт в локальную электронную базу данных и центральный банк данных.

Иностранные граждане, въезжающие на территорию Российской Федерации, должны зарегистрироваться в течение трех рабочих дней со дня въезда. Для регистрации иностранный гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий его личность, и миграционную карту с отметкой о въезде на территорию Российской Федерации.

¨ главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Российской Федерации по приглашениям федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также члены их семей;

¨ иностранные граждане, въехавшие в Российской Федерации на срок не более трех дней, за исключением случаев, когда иностранные граждане останавливаются в гостиницах;

¨ члены экипажей военных кораблей, прибывших в Российской Федерации с официальным или неофициальным визитом либо с деловым заходом;

¨ члены экипажей летательных аппаратов иностранных государств;

¨ члены экипажей невоенных судов иностранных государств, в случае схода на берег и временного пребывания на территории порта Российской Федерации, открытого для захода невоенных судов иностранных государств, или портового города либо в случае выезда на экскурсии в городские или сельские поселения на срок не более 24 часов;

¨ члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, бригад поездов и бригад транспортных средств, участвующих в международном движении, при нахождении в аэропортах или на станциях, указанных в расписаниях (графиках) движения указанных транспортных средств.

¨ главы дипломатических представительств, главы консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудники дипломатических представительств, работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также члены их семей и гости, при условии их проживания в резиденциях указанных лиц либо на территориях указанных представительств или учреждений.

¨ должностные лица министерств иностранных дел иностранных государств, въехавшие в Российской Федерации с рабочим визитом и имеющие дипломатические или служебные паспорта, а также члены их семей;

¨ должностные лица международных организаций, должностные лица представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностные лица международных организаций, имеющих штаб-квартиры в Российской Федерации, въехавшие в Российской Федерации с рабочим визитом и пользующиеся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами, а также члены семей и гости указанных лиц, при условии их проживания в их резиденциях либо на территории указанных представительств.

Иностранные граждане, относящиеся к данным категориям, получают дипломатические, служебные или консульские карты, порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Регистрация остальных категорий иностранных граждан производится территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту пребывания. Если иностранный гражданин меняет место пребывания в Российской Федерации, то он должен зарегистрироваться по новому месту пребывания в течение трех дней после прибытия. Регистрация производится по письменному заявлению, которое иностранный гражданин подает лично или через приглашающую организацию.

Если иностранный гражданин во время пребывания в Российской Федерации проживает в гостинице, то администрация гостиницы направляет в территориальный орган внутренних дел следующую информацию:

¨ в день прибытия иностранного гражданина – о дате приезда и сроке пребывания;

¨ в день убытия – о дате выезда.

Иностранные граждане им еют право на свободное передвижение в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных им или оформленных в соответствии с законодательством. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2002 года №754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» утвержден Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, в котором указаны следующие территории и объекты:

Территории закрытых административно - территориальных образований.

Территории с регламентированным посещением для иностранных граждан.

Территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение.

Территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания.

Территории закрытых военных городков.

Зоны проведения контртеррористических операций.

Зоны экологического бедствия.

Пограничная зона.

Объекты и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

Примечание.

О статусе и особом режиме «закрытых» для иностранцев территорий, также - смотри:

Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытых административно-территориальном образовании».

Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации».

Перечень закрытых административно-территориальных образований утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 года №508 «Об утверждении перечня закрытых административно - территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов».

Въезд иностранных граждан на территорию с регламентированным посещением допускается по согласованию с Министерством безопасности Российской Федерации или его территориальными органами по месту нахождения принимающих организаций. Перечень территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 1992 года №470 «Об утверждении перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан».

В случаях въезда иностранных граждан в пограничную зону следует руководствоваться положениями Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года №4730-1 «О государственной границе Российской Федерации».

Более подробно с вопросами, касающимися ведения трудовой деятельности и налогообложение иностранных физических лиц и льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Порядок ведения трудовой деятельности и налогообложение иностранных физических лиц. Чернобыльская авария: льготы и компенсации ».

Разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 18 настоящего Федерального закона, выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.

1.1. Разрешение на работу выдается иностранному гражданину:

1) на срок временного пребывания;

2) на срок действия заключенного иностранным гражданином трудового договора
или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более
чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию, за
исключением случаев, предусмотренных статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

1.2. Разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, может быть аннулировано.

1.3. Разрешение на работу является основанием для продления срока временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Перечень сведений об иностранном гражданине, содержащихся в разрешении на работу, порядок внесения изменений в указанные сведения (в том числе при выдаче указанного разрешения или продлении срока его действия) и форма бланка разрешения на работу устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, подает заявление о выдаче ему разрешения на работу лично либо через организацию, в установленном порядке осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в Российской Федерации, либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина.

При представлении иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенных и оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в выдаваемое иностранному гражданину разрешение на работу вносятся реквизиты работодателя или заказчика работ (услуг), с которыми данным иностранным гражданином заключен соответствующий договор.

Срок действия разрешения на работу, выданного иностранному гражданину, может быть продлен.

Решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается без учета квот на выдачу таких разрешений.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение пятнадцати рабочих дней со дня досрочного расторжения с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), являвшихся основанием для выдачи данному иностранному гражданину разрешения на работу или для продления срока действия такого разрешения, вправе заключить новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) либо обязан выехать из Российской Федерации в случае истечения срока временного пребывания, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.



Для осуществления трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания иностранный гражданин должен владеть русским языком на уровне не ниже базового уровня владения русским языком.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Решила вынести эту часть отдельно. Распространяется ли 90/180 на граждан, которые приезжают в Россию по частным визам?

Сразу отмечу, что граждан Украины, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Армении, Киргизии, Казахстана, Азербайджана, Беларуси, а также ЛБГ Эстонии и Латвии данная информация не касается .


Реальный диалог:

— Можно ли оформлять одну трехмесячную частную визу за другой и приезжать по ним в Россию? Действует ли в таком случае 90/180?

— Можно. 90/180 в таком случае не действует.

— Но ведь в пятой статье 115-ФЗ написано, что нельзя...Смотрите:

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с действующим законодательством.

— "...не требующем получения визы".

— Ой, точно! А про визовиков где?

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Ограничение срока пребывания, выраженное в необходимости соблюдать 90/180, распространяется на некоторые многократные визы:

Суммарный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации по многократной визе устанавливается при оформлении визы уполномоченным государственным органом, но не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением .

Про однократные и двукратные визы (к которым относится интересующая вас виза) подобных ограничений нет.

В 2015 году я перестраховывалась и задавала этот вопрос ФМС. Ответ был такой:

Здравствуйте!
Ранее Вы оставляли обращение на сайте ФМС РФ с номером OK23605. На него получен ответ.

Сообщаем, что действие Федерального закона от 28.12.2013 года № 389-Ф3 «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона от 15.08.1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона от 25.07. 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» распространяется только на иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы.

Вопрос звучал так: "может ли гражданин /визовой страны/ оформить несколько частных виз подряд, не соблюдая правило 90/180"?

Да, потому что 90/180 распространяется только на граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем оформления визы. В письме это подчеркнуто.

1. Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.

2. Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, указанную в пункте 9 настоящего Федерального закона, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:

1) заявление о выдаче патента;

3) миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

4) действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для получения патента, а также принять решение о представлении иностранным гражданином для получения патента на территории данного субъекта Российской Федерации только одного из указанных в настоящем подпункте документов;

5) документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданные по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Указанные документы и сертификат выдаются медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

6) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона;

7) документ, подтверждающий уплату штрафа за нарушение срока обращения за оформлением патента, в случае представления документов, указанных в подпунктах 1 - 6 и 8 настоящего пункта, по истечении тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию;

8) документы о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания. В случае непредставления указанного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

3. Отказ в приеме заявления о выдаче патента не допускается, за исключением случая непредставления какого-либо из документов, указанных в подпунктах 1, 2, 4 - 7 пункта настоящей статьи, либо принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации или принятия Правительством Российской Федерации решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории Российской Федерации, либо наличия отказа в выдаче или переоформлении патента или аннулирования патента в течение года, предшествующего дате подачи заявления.

Отказ в приеме заявления о выдаче патента в связи с принятием федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации или принятием Правительством Российской Федерации решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории Российской Федерации осуществляется по истечении десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел приостанавливает на определенный период выдачу патентов на территории субъекта Российской Федерации на основании мотивированных предложений федеральных органов исполнительной власти или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Мотивированное предложение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) формируется на основании прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на соответствующий период с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта Российской Федерации, оформленного в виде решения.

Правительство Российской Федерации приостанавливает на определенный период выдачу патентов на территории Российской Федерации на основании предложений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы, подготовленных по итогам мониторинга, указанного в пункте 7 настоящего Федерального закона, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, оформленного в виде решения.

4. При рассмотрении документов, указанных в пункте настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливает достоверность указанных в них сведений путем использования имеющейся в таком органе информации и (или) путем направления запросов в иные государственные органы.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдаче патента обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.

5. Патент выдается иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.

Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.

Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется.

В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

6. Патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также документа, подтверждающего уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на период действия патента в соответствии с пунктом настоящей статьи.

7. В течение двух месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин, осуществляющий трудовую деятельность у лиц, указанных в абзаце первом пункта настоящей статьи, обязан представить лично либо направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший патент, копию трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

При поступлении документа, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит проверку регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

8. Не позднее чем за десять рабочих дней до истечения двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший патент, за переоформлением патента. При этом число обращений за переоформлением патента не может превышать одного раза.

9. Для переоформления патента иностранный гражданин лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию, указанную в пункте 9 настоящего Федерального закона, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность:

1) заявление о переоформлении патента;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с указанием работы как цели въезда в Российскую Федерацию и с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на период действия патента;

5) действующий на территории Российской Федерации на срок осуществления трудовой деятельности данным иностранным гражданином договор (полис) добровольного медицинского страхования, заключенный со страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией, находящейся в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо договор с медицинской организацией о предоставлении платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному гражданину первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на заключение с иностранным гражданином договора на оказание ему платных медицинских услуг, необходимого для переоформления патента, а также принять решение о представлении иностранным гражданином для переоформления патента на территории данного субъекта Российской Федерации только одного из указанных в настоящем подпункте документов;

6) документы, подтверждающие отсутствие у данного иностранного гражданина заболевания наркоманией и выданные по результатам медицинского осмотра, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у данного иностранного гражданина заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции). Указанные документы и сертификат выдаются медицинскими организациями, находящимися на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан установить перечень медицинских организаций, уполномоченных на выдачу на территории данного субъекта Российской Федерации документов, указанных в настоящем подпункте;

7) документ, подтверждающий владение данным иностранным гражданином русским языком, знание им истории России и основ законодательства Российской Федерации, в случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона. В случае непредставления указанного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные о таком документе;

8) ходатайство работодателя, заказчика работ (услуг) о переоформлении иностранному гражданину патента;

9) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), заключенные между иностранным гражданином и работодателем, заказчиком работ (услуг), - для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность у юридического лица или индивидуального предпринимателя либо частного нотариуса, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, или иного лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

10. Отказ в приеме заявления о переоформлении патента не допускается, за исключением случаев непредставления какого-либо из документов, указанных в подпунктах 1, 2, 4 - 6, 8, 9 пункта настоящей статьи, или нарушения срока обращения за переоформлением патента, установленного пунктом настоящей статьи.

11. При рассмотрении документов, указанных в пункте настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливает достоверность указанных в них сведений путем использования имеющейся в таком органе информации и (или) путем направления запросов в иные государственные органы.

12. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления о переоформлении патента обязан выдать данному иностранному гражданину переоформленный патент или уведомление об отказе в его переоформлении.

13. Патент переоформляется иностранному гражданину на срок от одного до двенадцати месяцев.

Срок действия переоформленного патента может неоднократно продлеваться на период от одного месяца. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня переоформления патента.

Срок действия переоформленного патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не требуется.

В ином случае срок действия переоформленного патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

14. Переоформленный патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также документа, подтверждающего уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на период действия переоформленного патента в соответствии с пунктом настоящей статьи.

15. В случаях изменения в течение срока действия патента фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность, данный иностранный гражданин в течение семи рабочих дней со дня въезда в Российскую Федерацию (при изменении фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность, за пределами Российской Федерации) либо со дня изменения фамилии, имени или отчества (последнее - при наличии) иностранного гражданина либо реквизитов документа, удостоверяющего его личность, на территории Российской Федерации обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший патент, для внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте.

В случае необходимости осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в патенте, данный иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший патент, для внесения соответствующих изменений в сведения, содержащиеся в таком патенте.

16. Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности по патенту вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдан патент.

В случае принятия высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) решения об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина иностранный гражданин не вправе осуществлять на территории данного субъекта Российской Федерации трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), которая не указана в патенте.

Для осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности на территории другого субъекта Российской Федерации данный иностранный гражданин обязан обратиться за получением патента в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин намеревается осуществлять трудовую деятельность, без соблюдения срока, установленного пунктом настоящей статьи.

Для получения патента, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, иностранный гражданин лично представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заявление о выдаче патента, документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на период действия ранее выданного патента, а также документы, указанные в подпунктах 2, 4, 5 пункта настоящей статьи.

В случае наличия в субъекте Российской Федерации уполномоченной организации и заключения соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 настоящего Федерального закона документы, предусмотренные абзацем четвертым настоящего пункта, подаются иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел лично либо через данную уполномоченную организацию.

17. Отказ в приеме заявления о выдаче патента, предусмотренного пунктом настоящей статьи, не допускается, за исключением случаев непредставления какого-либо из документов, указанных в абзаце четвертом пункта настоящей статьи, либо принятия федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории субъекта Российской Федерации или принятия Правительством Российской Федерации решения о приостановлении на определенный период выдачи патентов на территории Российской Федерации.

18. При рассмотрении документов, указанных в пункте настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливает достоверность указанных в них сведений путем использования имеющейся в таком органе информации и (или) путем направления запросов в иные государственные органы.

19. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдаче патента, предусмотренного пунктом настоящей статьи, обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.

20. Патент, предусмотренный пунктом настоящей статьи, выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, а также документа, подтверждающего уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на период действия патента, предусмотренного пунктом настоящей статьи.

21. Срок действия патента, предусмотренного пунктом настоящей статьи, не может превышать срок действия первоначально выданного патента.

22. Патент иностранному гражданину не выдается и не переоформляется, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:

1) в случае осуществления трудовой деятельности с привлечением труда третьих лиц;

2) при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 10, 15 пункта 9, пунктами 9.1, 9.2 и подпунктом 1 пункта 9.7, пунктом 9.8 настоящего Федерального закона;

3) в случае поступления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший патент иностранному гражданину, заявления данного иностранного гражданина об аннулировании выданного ему патента;

4) в случае непредставления в соответствии с пунктом настоящей статьи копии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

5) в случае отсутствия сведений о работодателе или заказчике работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

23. Патент иностранному гражданину не переоформляется в случае отсутствия в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел сведений об осуществлении иностранным гражданином трудовой деятельности в период действия патента.

24. В случае, если иностранному гражданину было отказано в выдаче или переоформлении патента либо ранее выданный ему патент был аннулирован, данный иностранный гражданин вправе повторно подать заявление о выдаче патента не ранее чем через один год со дня отказа в выдаче или переоформлении патента либо аннулирования ранее выданного патента.

25. В случае утраты патента или его порчи иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, выдавший патент, с заявлением о предоставлении дубликата патента.

26. Для получения дубликата патента иностранный гражданин лично представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:

1) заявление о выдаче дубликата патента;

2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

3) миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой пограничного органа федеральной службы безопасности о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного в настоящем подпункте документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;

4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, на период действия утраченного или испорченного патента.

27. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел не позднее трех рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдаче дубликата патента обязан выдать данному иностранному гражданину дубликат патента на бланке патента с пометкой "дубликат" или уведомление об отказе в его выдаче.

28. Уведомление об аннулировании патента в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании патента направляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел работодателю или заказчику работ (услуг), привлекающим и использующим для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, а также иностранному гражданину.

29. Порядок оформления, переоформления и выдачи патента, порядок внесения изменений в сведения, содержащиеся в патенте, порядок выдачи дубликата патента и порядок принятия решения о приостановлении выдачи патента на территории субъекта Российской Федерации утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Форма патента и формы заявлений, представляемых в связи с оформлением патента, его переоформлением, выдачей его дубликата или внесением изменений в сведения, содержащиеся в патенте, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В случае, предусмотренном соответствующим нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, на территории субъекта Российской Федерации на основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и данным субъектом Российской Федерации может вводиться патент в форме карты с электронным носителем информации. В данном случае финансирование расходов, связанных с введением на территории субъекта Российской Федерации такого патента, осуществляется без привлечения средств федерального бюджета. Типовая форма указанного соглашения устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе принять решение об указании в патенте, выдаваемом на территории данного субъекта Российской Федерации, профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) иностранного гражданина. В случае принятия такого решения орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение одного рабочего дня информирует территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации о принятом решении.

Патенты с указанием профессии (специальности, должности, вида трудовой деятельности) выдаются территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по истечении десяти дней со дня получения уведомления высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о принятом им решении о выдаче таких патентов.

В субъекте Российской Федерации, на территории которого введен патент в форме карты с электронным носителем информации, уведомление иностранных граждан о принятии решения о выдаче патента или об отказе в его выдаче может быть направлено посредством СМС-сообщения на телефонный номер, указанный в заявлении о выдаче патента. Финансирование расходов, связанных с направлением указанных уведомлений, осуществляется без привлечения средств федерального бюджета.

Положения статьи 13.3 закона №115-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации
    Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
  • Подтверждение иностранными гражданами владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации
    1. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и настоящей статьей, иностранный гражданин при обращении за получением разрешения на временное проживание, вида на жительство, разрешения на работу либо патента, указанного в статье 13.3 настоящего Федерального закона, обязан подтвердить владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации одним из следующих документов: