VII. Порядок предоставления военнослужащим отпусков. О воинской вежливости и поведении военнослужащих Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка
Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени)не должна
в соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации превышать 40 часов.К мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени (их перечень определен приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492 «Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих»), относятся, в частности, боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и др.В случае привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности служебного времени командованием должен вестись его учет в журнале, форма и порядок ведения которого устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», определены способы учета такого времени для различных категорий военнослужащих по контракту:Первый – время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается
в сутках. За каждые трое суток привлечения к этим мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха. Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании данных мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.Второй – учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время), а также учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Он производится в часах.Когда суммарное сверхурочное время достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят (сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган)).Исключение составляют военнослужащие по контракту, проходящие военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, дополнительный отдых которым (в случае привлечения их к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также участия в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени) не предоставляется.Заместитель начальника
4 управления
Главной военной прокуратуры
старший советник юстицииАндрей Семенов
ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, НЕСУЩИХ СЛУЖБУ В СУТОЧНОМ НАРЯДЕ
Р.А. ТРОЩЕНКО
Трощенко Р.А., преподаватель Краснодарского ВВАУЛ, подполковник.
В юридической прессе неоднократно рассматривались вопросы, связанные с реализацией права военнослужащих на дополнительный отдых. Эта тема остается актуальной.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 11 Закона, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы.
Согласно п. 3 ст. 11 Закона боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" (далее - Приказ) был определен порядок выплаты денежной компенсации военнослужащим, участвующим в мероприятиях, проводимых при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Одновременно были внесены изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492 "Об утверждении Перечня мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих". Из Перечня наряду с такими видами служебной деятельности, как нахождение в служебных командировках, несение службы оперативными дежурными на командных пунктах, пунктах управления и в составе оперативных групп были исключены и такие мероприятия, как несение внутренней, гарнизонной и караульной службы.
Вопрос о том, является ли боевым дежурством несение службы оперативными дежурными на командных пунктах и пунктах управления и, соответственно, обосновано ли исключение данного вида служебной деятельности из Перечня , предметом настоящей статьи не является. Речь пойдет о компенсации военнослужащим, привлекаемым к несению внутренней службы, и, в частности, к несению службы в суточном наряде. Не требует доказательства тот факт, что к данному виду служебной деятельности привлекается большинство военнослужащих, проходящих службу по контракту. Не вызывает сомнений и то обстоятельство, что несение службы в суточном наряде длится более нормальной продолжительности ежедневного служебного времени, которое, как правило, составляет восемь часов. А значит, в конечном итоге общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащего, привлекаемого к таким нарядам, зачастую превышает нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени. Последняя, как известно, не должна превышать 40 часов.
Как следует из ст. 11 Закона, денежная компенсация вместо положенных дополнительных суток отдыха предусмотрена только в случае привлечения военнослужащего к мероприятиям, проводимым при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Не до конца ясно, почему права на получение такой компенсации изначально были лишены военнослужащие, привлекаемые к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и (или) к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни. Однако такова позиция законодателя. Теперь же, с изданием Приказа , еще более значительная часть военнослужащих лишилась права на получение денежной компенсации взамен дополнительных суток отдыха, и единственным способом компенсации при превышении продолжительности их еженедельного служебного времени нормальной продолжительности еженедельного рабочего времени вследствие несения службы в суточном наряде является предоставление таким военнослужащим дополнительных суток отдыха. Однако возникает резонный вопрос: как теперь это время правильно рассчитывать и учитывать?
Напомним, что в соответствии с Порядком учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха (далее - Порядок) установленным Положением о порядке прохождения военной службы учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с п. 1 ст. 11 Закона и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.
Форма и порядок ведения журнала учета времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, привлечения этих военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни и представления им дополнительного времени отдыха (далее - журнал) установлены приложением 8 к Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350 "Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Согласно п. 5 Порядка время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к таким мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы. Таким образом, ранее за каждые три суточных наряда, например, в качестве дежурного по полку военнослужащий по своему усмотрению вправе был рассчитывать на два дополнительных дня отдыха либо на получение соответствующей денежной компенсации. При этом не имело значения, в какие именно дни (рабочие или выходные (праздничные)) осуществлялось несение службы в наряде.
Итак, учет в сутках ведется только в отношении мероприятий, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, и только в отношении указанных мероприятий Порядком предусмотрено предоставление двух суток отдыха за каждые трое суток привлечения к ним. В журнале этот учет не ведется, что, собственно, следует из содержания вышеуказанного приложения 8 к Инструкции. Как отмечают авторы комментариев к Положению о порядке прохождения военной службы, в таком учете отсутствует необходимость, вследствие того что привлечение военнослужащих к данным мероприятиям проводится в настоящее время на основании приказов.
Логично предположить, что поскольку служба в суточном наряде теперь уже не относится к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, постольку и ее учет в сутках вестись не должен. Соответственно, и правило "двое суток отдыха за трое суток службы в наряде" не должно применяться при решении вопроса о предоставлении военнослужащим дополнительных суток отдыха при привлечении их к несению службы в суточном наряде.
Таким образом, единственным предусмотренным действующим законодательством способом учета сверхурочного времени, возникающего вследствие службы в наряде, остается его учет не в сутках, как ранее, а в часах. Соответственно, вестись этот учет должен в журнале.
Заметим, что, строго говоря, под сверхурочным временем в Порядке подразумевается привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы именно в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Привлечение к тем же обязанностям в выходные и праздничные дни сверхурочным временем не называется (своей терминологии не имеет) и ведется отдельно. Однако, так же как и учет сверхурочного времени, этот учет ведется в часах, и принципиальной разницы между двумя этими видами учета нет, за исключением того, что исчисление суммарного времени исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни ведется с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно. Представляется обоснованным распространение этого правила и на случай несения службы в суточном наряде в выходные дни.
Далее в тексте и сверхурочное время, и время привлечения к исполнению обязанностей военной службы в выходные или праздничные дни, учитываемое в часах, будем именовать сложившемся в войсках термином "переработка".
Как следует из п. 3 Порядка, когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску. Таким образом, при регламенте служебного времени, предусматривающем, например, 8-часовой рабочий (служебный) день, военнослужащему предоставляются дополнительные сутки отдыха, когда суммарное время переработки достигнет указанной цифры. Это суммарное время включает в себя как сверхурочное время, так и время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни. То есть, например, если военнослужащий, проходящий службу в подразделении с пятидневной рабочей неделей и 40-часовым регламентом еженедельного служебного времени, в течение недели работал два дня по 8 часов, три дня по 9 часов, а затем еще на 5 часов (с учетом времени прибытия на службу и обратно к месту жительства) был привлечен к исполнению обязанностей военной службы в выходной день, то его переработка составила 8 часов и ему могут быть предоставлены дополнительные сутки отдыха.
Вроде бы все верно. Однако при таком подходе к подсчету переработки, возникающей вследствие несения службы в суточном наряде, получаем весьма интересный результат, который тем не менее, по мнению автора, вполне обоснован. Рассмотрим в качестве примера наряд дежурного по полку и для начала ответим на вопрос, сколько же часов длится это дежурство. Еще раз отметим, что если наряд выпал на выходные дни, то время службы в наряде согласно п. 3 Порядка включает в себя время прибытия к месту несения службы и обратно. Упростим задачу и исключим эти интервалы времени. Остается "чистое" время службы в наряде, начало которого можно обозначить с момента прибытия военнослужащего, заступающего дежурным на развод, а конец - с момента доклада заступающего и сменяющегося дежурных командиру полка о приеме и сдаче дежурства. Даже при таком "скромном" подсчете становится понятным, что время исполнения обязанностей военной службы военнослужащего при несении службы в качестве дежурного по полку составляет не менее 25 часов. Теперь от этой цифры отделим переработку. Сделаем это на примере 40-часового недельного регламента служебного времени, 5-дневной рабочей неделей с началом рабочего дня в 8:00, окончанием в 17:00 и обеденным перерывом с 13:00 до 14:00.
В соответствии со ст. 276 УВС РФ личному составу, заступающему в суточный наряд, в день заступления, в часы, указанные в распорядке дня (регламенте служебного времени), должно быть предоставлено не менее трех часов, а при заступлении в караул через сутки - не менее четырех часов для подготовки к несению службы, в том числе не менее одного часа для отдыха (сна). В различных подразделениях на практике имеют место свои особенности подготовки лиц, заступающих в суточный наряд, и, соответственно, свои временные интервалы такой подготовки. Какую-то часть рабочего времени в день заступления в наряд военнослужащий отдыхает, т.е. условно в этот день он не дорабатывает. Соответственно, эту часть времени заранее вычтем из указанных 25 часов.
Например, по месту службы автора настоящей статьи инструктаж и иные служебные мероприятия, связанные с подготовкой к заступлению в наряд, проводятся до 13 часов в день заступления. Затем следует обеденный перерыв и обязательный отдых, предусмотренный той же ст. 276 УВС РФ. Таким образом, из указанного выше 25-часового интервала исключим три часа (период отсутствия военнослужащего на службе с 14:00 до 17:00).
Далее, на общее время несения службы в суточном наряде приходится и продолжительность следующего рабочего дня. Следовательно, вычтем еще 8 часов. Спорным является вопрос, следует ли вычитать из оставшегося количества времени еще и те 4 часа отдыха (не снимая снаряжения и не раздеваясь) в наряде, которые предусмотрены ст. 264 УВС РФ. По мнению автора, нет, поскольку и в этот период военнослужащий считается исполняющим обязанности дежурного. Тем не менее уменьшим оставшееся время на эти 4 часа, и даже, в угоду скептикам, еще на 2 часа, которые примерно тратит дежурный на личный завтрак, обед и ужин, находясь в наряде.
Итак, что получается? Конечный итог: (25 - 3 - 8 - 4 - 2) = 8 часов. Таким образом, в нашем примере даже при самом неблагоприятном для военнослужащего подсчете получаем 8-часовую переработку. Следовательно, согласно п. 3 Порядка военнослужащему за такой наряд должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха. То есть получается, что военнослужащий, неся службу дежурным по полку, зарабатывает больше дополнительного времени отдыха, нежели при участии в мероприятиях, указанных в Перечне . На первый взгляд это кажется перебором, поскольку, таким образом, за каждые три указанных дежурства должны предоставляться трое суток отдыха, а не как ранее - двое. Однако цифры - вещь упрямая и говорят сами за себя. Кроме того, например, в период того же похода кораблей, который хотя и может длиться месяцами, военнослужащие тем не менее вряд ли ежедневно отдыхают только по 4 часа, как то имеет место при исполнении обязанностей того же дежурного по полку.
Еще более неожиданным получается результат в случае, когда военнослужащий в примере с вышеуказанным регламентом служебного времени заступает в наряд с субботы на воскресение. В этом случае переработка составляет как минимум 16 часов (не учитываются восемь часов, приходящиеся на рабочий день). Соответственно, ему должно быть предоставлено минимум двое дополнительных суток отдыха. Это вполне логично, если учесть, что тот выходной, который он провел в наряде, должен был быть ему предоставлен, собственно, за отработанную 40-часовую неделю. Но ведь, кроме того, при несении службы в наряде в выходной день неизбежно возникает переработка, поскольку суточный наряд он на то и суточный, что длится минимум сутки, а не восемь часов. Следовательно, одни дополнительные сутки являются компенсацией за непредоставленный выходной по результатам трудовой недели, а вторые, собственно говоря, за переработку. В случае предоставления военнослужащему за несение службы в указанном наряде в выходные дни только одних суток отдыха не приходится говорить о равном праве на отдых между военнослужащими, проходящими службу в одном подразделении, поскольку, например, военнослужащий, проработавший 40-часовую неделю и, кроме того, заступивший в выходные дни в суточный наряд, а в понедельник получивший отгул, имеет в конечном итоге за прошедшую неделю одинаковое количество суток отдыха по сравнению с иными военнослужащими, которые в наряд не сходили. Это явно указывает на то, что компенсацию за переработку, возникшую вследствие несения службы в суточном наряде сверх нормальной продолжительности ежедневного (а в конечном итоге - еженедельного) служебного времени, военнослужащий не получил.
Итак, в нашем примере, предоставление одних дополнительных суток отдыха, например, в понедельник компенсирует военнослужащему пропавший выходной, который был ему положен за трудовую неделю, или, что в конечном итоге то же самое, - это компенсация лишь за 8 из 16 часов привлечения его к исполнению обязанностей военной службы в выходной день сверх установленной нормальной продолжительности еженедельного служебного времени. Еще 8 из 16 часов переработки остаются некомпенсированными. Если трудовые часы перевести в деньги, то получаем в конечном итоге дискриминацию в оплате труда.
Еще один вопрос, который в рамках настоящий статьи хотелось бы поставить, - это вопрос о том, вправе ли военнослужащие присоединять переработку к основному отпуску.
Из содержания п. 1 ст. 11 Закона, п. 3 Порядка, а также формы и порядка ведения журнала можно сделать вывод о том, что продолжительность предоставленной компенсации должна соответствовать времени переработки. Соответственно, она может быть менее восьми часов. В то же время если такая компенсация своевременно (в течение текущей недели) решением командира не была предоставлена (что следует расценивать как невозможность предоставления компенсации соответствующей продолжительности) и время переработки суммарно достигло величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, то с этого момента у военнослужащего одновременно с правом на получение дополнительных суток отдыха возникает и право по своему усмотрению использовать эти сутки - либо до начала основного отпуска, либо присоединить их к нему. При этом, по мнению автора, должностные лица, предоставляющие военнослужащему дополнительный отдых до начала отпуска, не вправе дробить накопившуюся у военнослужащего переработку кратную величине ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени, на временные интервалы менее этого времени. Соответственно, если регламент служебного времени предусматривает 8-часовой рабочий день, то военнослужащему, имеющему переработку той же продолжительности, по его желанию должны быть предоставлены дополнительные сутки отдыха целиком. Предоставление же, например, вместо целых суток по одному дополнительному часу отдыха ежедневно на протяжении нескольких дней или недель, якобы в интересах службы, должно рассматриваться как неправомерные действия должностного лица.
В заключение следует отметить, что в каждом конкретном случае, в зависимости от того, в какие дни и к какому именно суточному наряду привлекается военнослужащий, а также содержания соответствующих инструкций, регламентирующих распорядок дня и несение службы в этом наряде, должна рассчитываться и соответствующая переработка, подлежащая фиксации в журнале. Поэтому при отсутствии в подразделении этого журнала доказать свое право на дополнительный отдых будет затруднительно.
Следует помнить, что надлежащее ведение журнала является не правом, а обязанностью командиров подразделений.
Статья 11. Служебное время и право на отдых 1. Общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Привлечение указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в иных случаях компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие дни недели. При невозможности предоставления указанной компенсации время исполнения обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени суммируется и предоставляется военнослужащим в виде дополнительных суток отдыха, которые могут быть присоединены по желанию указанных военнослужащих к основному отпуску. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы. 2. Продолжительность служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, определяется распорядком дня воинской части в соответствии с требованиями общевоинских уставов. При этом указанным военнослужащим ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей. 3. Боевое дежурство (боевая служба), учения, походы кораблей и другие мероприятия, перечень которых определяется министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени. Дополнительные сутки отдыха, компенсирующего военнослужащим участие в указанных мероприятиях, в счет основного и дополнительных отпусков не засчитываются и предоставляются в порядке и на условиях, которые определяются Положением о порядке прохождения военной службы. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в мероприятиях, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Вопрос привлечения военнослужащих к работе за пределами установленной Конституцией Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами страны, в том числе регламентирующих жизнь и деятельность военнослужащего, как само собой разумеющееся в воинских частях даже не обсуждается. Служебное время, плавно переходящее изо дня в день, зачастую прихватывающее выходные и праздничные, стало нормой в воинских подразделениях. И это относится не только к частям постоянной боевой готовности. Но кто может себе предположить, что командиры, привлекающие офицеров, иные категории военнослужащих по контракту к исполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, - зачастую злоупотребляют своими правами, грубо нарушают права самих военнослужащих.
Нарушения начинаются с отсутствия в большинстве подразделений, как показывает практика, соответствующего Журнала учета служебного времени, которое сверх установленного военнослужащий потратил на решение вопросов военной службы по необходимости или прихоти отцов-командиров. Обязанности вести подобный журнал и его форма прописана в Положении о порядке прохождения военной службы (приложение 2). Тот же порядок учета служебного времени требует от военнослужащих по контракту подтверждать подписью правильность ведения записей учета. Нет журнала, нет подписей – значит военнослужащий не привлекался к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной нормы еженедельного служебного времени, или не участвовал в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, и, следовательно, не имеет права требовать дополнительных суток отдыха, отпуска и пр.
Что касается злоупотреблений командования в части привлечения или точнее понуждения военнослужащих задерживаться на службе больше, чем установлено регламентом служебного времени (распорядком дня), можно сказать следующее: привлечение военнослужащих, как и любых других работников к работе, исполнению служебных обязанностей в сверхурочное время может носить эпизодический, но не регулярный характер! Ни один закон не дает права командиру использовать военнослужащего в мирное время по своему усмотрению сколько угодно по продолжительности. Ограничение в правах командира подтверждается, в том числе, ограниченным количеством суток отдыха, предоставляемых военнослужащим по контракту в качестве компенсации за сверхурочную деятельность.
В процессе судебной защиты прав военнослужащего на личное время, предоставление дополнительного время отдыха суд оценивает имеющиеся надлежащие доказательства по делу – наличие Журнала учета служебного времени и его содержание. Если военнослужащего свои права не интересуют и он не требует ведения учета, не контролирует правильность его заполнения, то и от суда не следует ждать чуда и заступничества. Как правило, при отсутствии письменных доказательств привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей сверх установленной еженедельной продолжительности нормы служебного времени, следует отказ в удовлетворении заявлений (жалоб). Это, теоретически, должно было бы подстегнуть командиров всех степеней к наведению порядка в этом вопросе и защите прав подчиненных. Но, как показывает практика, интересы подчиненных для многих и многих начальников находятся далеко не на первых местах.
И в качестве подтверждения вышесказанного привожу текст Порядка учета служебного времени.
Приложение N 2
к Положению о порядке
прохождения военной службы
ПОРЯДОК
УЧЕТА СЛУЖЕБНОГО ВРЕМЕНИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУТОК ОТДЫХА
1. Учет времени привлечения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, к исполнению обязанностей военной службы в рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени (далее именуется - сверхурочное время) и отдельно учет привлечения указанных военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни (в часах), а также учет (в сутках) предоставленных им дополнительных суток отдыха в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и предоставленного им времени отдыха (в часах) ведется командиром подразделения в журнале.
2. Форма и порядок ведения журнала устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Правильность записей в журнале еженедельно подтверждается подписью военнослужащего.
3. Когда суммарное сверхурочное время (суммарное время исполнения должностных и специальных обязанностей в выходные или праздничные дни с учетом времени, необходимого военнослужащему для прибытия к месту службы от места жительства и обратно) достигает величины ежедневного времени, установленного регламентом служебного времени для исполнения должностных обязанностей, военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, по его желанию предоставляются в другие дни недели дополнительные сутки отдыха или они присоединяются к основному отпуску.
Дополнительные сутки отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, в продолжительность основного отпуска не входят.
4. Сведения о количестве дополнительных суток отдыха, присоединяемых к основному отпуску, представляются командиром подразделения в штаб воинской части (кадровый орган).
5. Время привлечения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, учитывается в сутках. За каждые трое суток привлечения к названным мероприятиям указанному военнослужащему предоставляются двое суток отдыха, установленных пунктом 3 статьи 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (из расчета распределения служебного времени и времени отдыха в одних сутках - 8 часов и 12 часов). Время отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, как правило, по окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевой готовности подразделения и интересов службы.
6. Военнослужащим (в том числе военнослужащим, проходящим военную службу по призыву), участвовавшим в походах кораблей (судов, подводных лодок), дальних полетах воздушных судов, космических полетах либо выполнявшим более одного месяца специальные задачи по восстановлению конституционного порядка, принимавшим участие в выполнении мероприятий чрезвычайного положения, в ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, вместо дополнительных суток отдыха для проведения медико-психологической реабилитации и восстановления здоровья может быть организован отдых продолжительностью до 30 суток (реабилитационный отпуск).
Порядок предоставления увольнений военнослужащим, проходящим военную службу по призыву определяют статьи 243-249 Устава внутренней службы ВС РФ:
243. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, вправе свободно передвигаться в расположении воинских частей и в пределах гарнизонов, в которые они уволены из расположения воинских частей. Выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выезд за пределы гарнизонов (за исключением случаев убытия в отпуск или командировку) запрещен.
244. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, если на него не наложено дисциплинарное взыскание "лишение очередного увольнения", имеет право на одно увольнение в неделю из расположения полка. Военнослужащие с увеличенным сроком военной службы (матросы и старшины кораблей, судов и частей Военно-Морского Флота) имеют право на ежедневное увольнение с кораблей на берег и из воинских частей в период между выполнением учебно-боевых задач. При этом увольнение военнослужащих должно регулироваться между подразделениями полка (корабля), с тем чтобы не снижались боевая готовность полка (корабля) и качество несения боевого дежурства.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняются из расположения полка командиром роты в назначенные командиром полка дни и часы и в установленном им порядке. Одновременно из подразделения может быть уволено не более 30% военнослужащих. Солдаты первого года службы увольняются из расположения полка после приведения их к Военной присяге. В субботу и предпраздничные дни разрешается увольнение до 24 часов, а в воскресенье и праздничные дни - до вечерней поверки.
С разрешения командира батальона командир роты может предоставить военнослужащему увольнение по уважительной причине и в другие дни недели после учебных занятий до отбоя или до утра следующего дня (но не позднее чем за 2 часа до начала занятий).
Увольнение производится в порядке очередности. Очередность увольнения ведут заместители командиров взводов.
За несение боевого дежурства и службы в суточном наряде в выходные и праздничные дни увольнение военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, не предоставляется.
245. За разрешением на увольнение военнослужащие обращаются к своему непосредственному начальнику.
Например: "Товарищ сержант. Прошу разрешить мне увольнение до 20 часов".
Заместители командиров взводов списки на увольнение военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, подписанные командирами взводов, представляют старшине роты для доклада командиру роты.
246. В назначенное время дежурный по роте выстраивает увольняемых и докладывает старшине роты.
Старшина роты осматривает увольняемых, проверяет, хорошо ли они выбриты и подстрижены, состояние и подгонку их обмундирования и обуви, знание ими правил воинского приветствия, поведения на улице и в других общественных местах. Затем старшина выдает увольняемым увольнительные записки (приложение 12) за подписью командира роты. Дежурный по роте записывает увольняемых в книгу (приложение 12), составляет список увольняемых и представляет их дежурному по полку.
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, увольняемые из расположения полка, должны иметь при себе военный билет.
Увольнительная записка действительна только в границах своего гарнизона.
247. По возвращении из увольнения военнослужащие прибывают к дежурному по полку и докладывают о прибытии. Дежурный по полку делает отметку на увольнительных записках о времени прибытия. Затем они следуют в подразделение к дежурному по роте, сдают ему увольнительные записки и докладывают своему непосредственному начальнику.
Например: "Товарищ сержант. Рядовой Рыбаков из увольнения прибыл. Во время увольнения замечаний не имел (или имел такие-то замечания от такого-то)".
Если военнослужащий прибывает в подразделение после отбоя, он докладывает непосредственному начальнику на следующий день до утреннего осмотра.
Дежурный по роте в книге увольняемых отмечает время прибытия возвратившихся из увольнения и сдает увольнительные записки старшине роты.
249. В воинской части (отдельном подразделении), находящейся в отдаленной от населенных пунктов местности, и в других случаях, когда увольнение из ее расположения в указанном порядке нецелесообразно, по решению командира воинской части (отдельного подразделения) в дни отдыха проводятся групповые выезды в близлежащие крупные населенные пункты (города).