Война в Африке: список, причины, история и интересные факты. Новая и новейшая история стран Африки. ХХ век

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

На африканской земле произошло одно из первых столкновений с фашизмом, предшествовавших второй мировой войне: захват Италией Эфиопии в 1936 г.

В годы второй мировой войны военные действия в Тропической Африке велись только на территории Эфиопии, Эритреи и Итальянского Сомали. В 1941 г. английские войска вместе с эфиопскими партизанами и при активном участии сомалийцев заняли территории этих стран. В других странах Тропической и Южной Африки военных действий не велось. Но в армии метрополий были мобилизованы сотни тысяч африканцев. Еще большему числу людей приходилось обслуживать войска, работать на военные нужды. Африканцы сражались в Северной Африке, в Западной Европе, на Ближнем Востоке, в Бирме, в Малайе. На территории французских колоний шла борьба между вишистами и сторонниками "Свободной Франции", не приводившая, как правило, к военным столкновениям.

Политика метрополий по отношению к участию африканцев в войне была двойственной: с одной стороны, стремились использовать людские ресурсы Африки как можно полнее, с другой - боялись допускать африканцев к современным видам оружия. Большинство мобилизованных африканцев служили во вспомогательных войсках, но многие все же прошли и полную боевую подготовку, получили военные специальности водителей, радистов, связистов и т.д.

Изменение характера антиколониальной борьбы сказалось в первые же послевоенные месяцы. В октябре 1945 г. в Манчестере состоялся V Панафриканский конгресс. Он знаменовал собой наступление качественно нового этапа в борьбе африканских народов. Африку представляло неизмеримо больше стран и организаций, чем на предыдущих конгрессах. Среди 200 участников были Кваме Нкрума, Джомо Кениата, Хастингс Банда - впоследствии президенты Золотого Берега, Кении, Ньясаленда, южноафриканский писатель Питер Абрахамс, видные общественные деятели. Председательствовал на большинстве заседаний Уильям Дюбуа, которого называли "отцом панафриканизма".

Победа антигитлеровской коалиции окрылила участников конгресса надеждой на перемены во всем мире. Антиколониальный и антиимпериалистический дух возобладал на конгрессе. Было обсуждено положение во всех регионах Африки, во многих африканских странах. Среди резолюций наибольшее значение имели три: "Вызов колониальным державам", "Обращение к рабочим, крестьянам и интеллигенции колониальных стран" и "Меморандум к ООН". Конгресс выступил с новыми, революционными требованиями и сформулировал их как в масштабе континента, так и конкретно для всех крупнейших регионов и стран.

Для большинства стран Африки послевоенные годы стали порой создания политических партий. Они появлялись в Африке и прежде, но зачастую по своему характеру больше походили на дискуссионные кружки и не имели тесных связей с народными массами. Партии и организации, возникшие на исходе второй мировой войны и особенно после ее окончания, были, как правило, уже иными. Они сильно отличались друг от друга - это отражало и пестроту самой Тропической Африки и отличия в уровнях развития ее народов. Но среди этих партий и организаций были весьма сплоченные и довольно долговечные, тесно связанные с практической антиколониальной деятельностью. Они устанавливали связи с рабочим и крестьянским движением, постепенно расширяли социальную базу и приобретали черты общенациональных фронтов, хотя порой и на моноэтнической базе. Тактика партий также изменилась. Они начали обращаться непосредственно к массам. Проводились митинги, кампании неповиновения, широкие бойкоты иностранных товаров.

С конца 40-х - начала 50-х годов массовые демонстрации, переходящие в кровавые столкновения с полицией, стали характерной чертой времени. Вооруженные выступления произошли в 1947 г. на Мадагаскаре и в 1949 г. на Береге Слоновой Кости. В 50-х годах развернулась вооруженная антиколониальная борьба народов Кении и Камеруна. Вторая половина 50-х годов стала временем борьбы за свержение колониальных режимов.

Все это происходило на фоне распада колониальных империй в Азии, кровавых войн во Вьетнаме, Алжире и других колониальных и зависимых странах. Метрополии шаг за шагом отказывались от прежних методов господства. В 1957 г. провозгласил свою независимость британский Золотой Берег, назвав себя Ганой, в память средневекового западноафриканского государства. В 1958 г. этому примеру последовала Французская Гвинея. Эти первые шаги были восприняты всей Африкой как символ грядущей деколонизации континента. Одна за другой проводились общеафриканские конференции с главным требованием: добиться свержения колониальных режимов.

По размерам территории (более 30 млн км2) Африка – самый крупный из главных географических регионов мира. И по числу стран она тоже намного опережает любой из них: в Африке ныне 54 суверенных государства. Они чрезвычайно различаются между собой по площади и численности жителей. Например, Судан – самая большая из стран региона – занимает 2,5 млн км2, ему немного уступает Алжир (около 2,4 млн км2), за ними следуют Мали, Мавритания, Нигер, Чад, Эфиопия, ЮАР (от 1 млн до 1,Змлнкм2), тогда как многие относящиеся к Африке островные государства (Коморские Острова, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Маврикий) – всего от 1000 до 4000 км2, а Сейшельские Острова – и того меньше. Таковы же различия между африканскими странами и по численности жителей: от Нигерии со 138 млн до Сан-Томе и Принсипи с 200 тыс. человек. А по географическому положению особую группу образуют 15 стран, не имеющих выхода к морю (табл. 6 в книге I).
Подобная ситуация на политической карте Африки сложилась уже после Второй мировой войны в результате процесса деколонизации. До этого Африку обычно именовали колониальным материком. И действительно, к началу XX в. она была, по выражению И. А. Витвера, буквально разорвана на части. Они входили в состав колониальных империй Великобритании, Франции, Португалии, Италии, Испании, Бельгии. Еще в конце 1940-х гг. к числу хотя бы формально независимых стран можно было отнести только Египет, Эфиопию, Либерию и Южно-Африканский Союз (доминион Великобритании).
В процессе деколонизации Африки различают три последовательных этапа (рис. 142).
На первом этапе, в 1950-е гг., добились независимости более развитые страны Северной Африки – Марокко и Тунис, бывшие до этого французскими владениями, а также итальянская колония Ливия. В результате антифеодальной и антикапиталистической революции от английского контроля окончательно освободился Египет. После этого независимым стал и Судан, формально считавшийся совладением (кондоминиум) Великобритании и Египта. Но деколонизация затронула и Черную Африку, где первыми добились независимости британская колония Золотой Берег, ставшая Ганой, и бывшая французская Гвинея.
Большинство этих стран пришло к независимости относительно мирным путем, без вооруженной борьбы. В условиях, когда Организация Объединенных Наций уже приняла общее решение о деколонизации, страны-метрополии не могли вести себя в Африке по-старому. Но тем не менее они всячески старались хотя бы как-то замедлить этот процесс. В качестве примера можно привести попытку Франции организовать так называемое Французское Сообщество, в которое на правах автономий вошли почти все бывшие колонии, а также подопечные территории (до Первой мировой войны они были колониями Германии, потом стали подмандатными территориями Лиги Наций, а после Второй мировой войны – подопечными территориями ООН). Но это Сообщество оказалось недолговечным.
Вторым этапом стал 1960 год, который в литературе получил название Года Африки. В течение одного только этого года стали независимыми 17 бывших колоний, преимущественно французских. Можно сказать, что с этого времени процесс деколонизации в Африке стал уже необратимым.
На третьем этапе, после 1960 г., этот процесс был фактически завершен. В 1960-е гг. после восьмилетней войны с Францией добился независимости Алжир. Получили ее и почти все британские колонии, последние колонии Бельгии и Испании. В 1970-е гг. главным событием стало крушение колониальной империи Португалии, которое произошло после демократической революции в этой стране в 1974 г. В результате стали независимыми Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау и острова. Обрели независимость еще некоторые бывшие владения Великобритании и Франции. В 1980-х гг. к этому перечню добавились английская Южная Родезия (Зимбабве), а в 1990-х гг. – Юго-Западная Африка (Намибия) и Эритрея.


В результате на огромном Африканском материке теперь колоний уже нет. А что касается некоторых островов, еще остающихся в колониальной зависимости, то их доля в площади и населении Африки измеряется сотыми долями процента.
Однако все это не означает, что ход деколонизации на третьем этапе был только мирным и обоюдно согласованным. Достаточно сказать, что в Зимбабве национально-освободительная борьба местного населения против расистского режима, установленного здесь белым меньшинством, продолжалась в общей сложности 15 лет. В Намибии, которая после Второй мировой войны была фактически незаконно присоединена к ЮАР, национально-освободительная борьба, в том числе и вооруженная, продолжалась 20 лет и закончилась только в 1990 г. Еще один пример такого рода – Эритрея. Эта бывшая итальянская колония, после войны находившаяся под контролем Великобритании, затем была включена в состав Эфиопии. Народный фронт освобождения Эритреи боролся за ее независимость более 30 лет, и только в 1993 г. она была наконец провозглашена. Правда, спустя пять лет разгорелась еще одна эфиопо-эритрейская война.
В начале XXI в. в Африке остается, пожалуй, только одна страна, политический статус которой до сих пор окончательно не определен. Это Западная Сахара, которая до 1976 г. была владением Испании. После того как Испания вывела оттуда свои войска, территорию Западной Сахары оккупировали претендующие на нее соседние страны: на севере – Марокко, а на юге – Мавритания. В ответ на такие действия Народный фронт за освобождение этой страны провозгласил создание независимой Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР), которую признали уже десятки стран мира. Ныне он продолжает вооруженную борьбу с остающимися еще в стране марокканскими войсками. Конфликт вокруг САДР можно рассматривать как один из наиболее ярких примеров территориальных споров, которых так много в Африке.
Вполне закономерно, что в процессе деколонизации очень большие изменения произошли и в государственном строе африканских стран.
По форме правления подавляющее большинство независимых государств Африки (46) относятся к президентским республикам, тогда как парламентских республик на континенте очень мало. Монархий в Африке и раньше было сравнительно немного, но все-таки к ним относились Египет, Ливия, Эфиопия. Теперь же монархий осталось всего три – Марокко на севере Африки, Лесото и Свазиленд – на юге; все они являются королевствами. Но при этом нужно иметь в виду, что и за республиканской формой правления здесь нередко скрываются военные, причем часто сменяющиеся, или даже откровенно диктаторские, авторитарные режимы. В середине 1990-х гг. из 45 стран Тропической Африки такие режимы имели место в 38! Во многом это объясняется внутренними причинами – наследием феодализма и капитализма, крайней экономической отсталостью, низким культурным уровнем населения, трайбализмом. Но наряду с этим важной причиной возникновения авторитарных режимов стало и продолжавшееся многие десятилетия противоборство двух мировых систем. Одна из них стремилась закрепить в молодых освободившихся странах капиталистические порядки и западные ценности, а другая – социалистические. Нельзя забывать о том, что в 1960– 1980-е гг. довольно многие страны континента провозгласили курс на социалистическую ориентацию, отказ от которой произошел только в 1990-х гг.
Примером авторитарного может служить режим Муамара Каддафи в Ливии, хотя эта страна еще в 1977 г. была переименована им в Социалистическую Ливийскую Арабскую Джамахирию (от арабского аль-Джамахирия, т. е. «государство масс»). Другой пример – Заир во время длительного правления (1965–1997) основателя правящей партии маршала Мобуту, в итоге свергнутого со своего поста. Третий пример – Центральноафриканская Республика, которой в 1966–1980 гг. руководил президент Ж. Б. Бокасса, затем провозгласивший себя императором, а страну – Центральноафриканской империей; он также был свергнут. Нередко к числу стран со сменяющими друг друга военными режимами относят также Нигерию, Либерию и некоторые другие государства Африки.
Обратный пример – победы демократического строя – являет собой Южно-Африканская Республика. Сначала эта страна была британским доминионом, в 1961 г. стала республикой и вышла из Содружества, возглавляемого Великобританией. В стране господствовал расистский режим белого меньшинства. Но национально-освободительная борьба, которой руководил Африканский национальный конгресс, привела к победе этой организации на выборах в парламент страны в 1994 г. После этого ЮАР снова вернулась в мировое сообщество, а также в состав Содружества.
По форме административно-территориального устройства подавляющее большинство стран Африки относятся к унитарным государствам. Федеративных государств здесь всего четыре. Это ЮАР, состоящая из девяти провинций, Нигерия, включающая в себя 30 штатов, Коморские Острова, в состав которых входят четыре округа-острова, и ставшая федерацией только в 1994 г. Эфиопия (состоит из девяти штатов).
Однако при этом нужно учитывать, что африканские федерации существенно отличаются, скажем, от европейских. В. А. Колосов выделяет даже особый, нигерийский тип федераций, к которому в Африке относит Нигерию и Эфиопию, называя их молодыми высокоцентрализованными федерациями с неустойчивыми авторитарными режимами. Для них характерно слабое местное самоуправление и вмешательство центра «сверху» во многие дела регионов. Иногда в литературе можно также встретить утверждение, что ЮАР фактически является унитарной республикой с элементами федерализма.
Главной политической организацией Африки, объединяющей все независимые государства континента, была Организация африканского единства (ОАЕ), созданная в 1963 г. с центром в Аддис-Абебе. В 2002 г. она была преобразована в Африканский союз (АС), образцом для которого, можно считать, послужил Евросоюз. В рамках АС уже созданы Ассамблея глав государств и правительств, Комиссия АС, Африканский парламент, намечается создание Суда и введение единой валюты (афро). Цели АС – поддержание мира и ускорение экономического развития.

Перестав быть ареной конфронтации Востока и Запада, этот регион утратил свое стратегическое значение в системе внешнеполитических координат ведущих держав, а опыт их политического и экономического сотрудничества с африканскими странами подвергся критической переоценке. Были предприняты шаги с целью преодоления чрезвычайно затратного характера помощи, оказываемой африканским государствам на двусторонней и многосторонней основе.

В этой связи, как в Африке, так и за ее пределами стали распространяться крайне пессимистические настроения в отношении не только отдаленных, но и ближайших перспектив региона, предлагаться сценарии развития обстановки, имевшие апокалиптическую тональность. В международный политический лексикон прочно вошло понятие «афропессимизм», которое подкреплялось и подкрепляется многими серьезными аргументами.

Источником «афропессимизма» стало прежде всего бедственное экономическое положение подавляющего большинства стран региона. Сегодня на долю континента, где проживает более 11% населения Земли (600 млн. человек), приходится лишь около 5% мирового производства. Из 53 африканских стран 33 относятся к группе наименее развитых стран мира (НРС).

Особое беспокойство вызывает то, что, хотя доля Африки в получении международной экономической помощи развивающимся странам составляла в начале 90-х годов 38% (17% в 1970 г.) и колеблется на современном этапе между 15 и 20 млрд. долл. в год, падение ВВП на душу населения на континенте за период 1980 - 1992гг. достигло 15%.

В конце 50-х годов за счет внешнего финансирования исполнялось 12% госбюджета в Сенегале, 23% в Нигере, 28% в Мавритании, 34% в Мали, а в Кабо Верде (РОЗМ) - 70%. В среднем в странах к югу от Сахары внешнее финансирование госбюджетов осуществлялось примерно в размере 11% их ВВП, в то время как в странах Северной Африки и Ближнего Востока этот показатель составлял только 1,2%, в странах Азии - 0,7%, в странах Латинской Америки-0,4%.

Таким образом, несмотря на массированную экономическую помощь, Африка отстала не только от развитых индустриальных государств, но и от большинства развивающихся стран, переживавших период бурного экономического подъема. Если в 40-е годы основные показатели экономического развития Ганы и Южной Кореи были одинаковыми, а доход на душу населения в Нигерии был выше, чем в Индонезии, то к концу 60-х годов любые сравнения стали бесполезны.

Несмотря на усилия мирового сообщества, не удается решить проблему голода. Периодически нехватка продовольствия приобретала драматический характер в Эфиопии, Сомали, Судане, Анголе, Руанде, Заире, Сьерра-Леоне. Чрезвычайные масштабы приняла и проблема беженцев. В Африке насчитывается почти 50% от общемирового количества беженцев (более 7 млн. человек) и 60% перемещенных лиц (20 млн. человек) Современные международные отношения. / Под. ред. А.В. Торкунова. -- М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1999.

Крайне неблагоприятные последствия для интересов международной безопасности имеют многочисленные внутренние и межгосударственные конфликты в различных районах Африки. За постколониальный период на континенте было зафиксировано 35 вооруженных конфликтов, в ходе которых погибло около 10 млн. человек, большая часть из которых - гражданское население. Ослабление военно-политического вмешательства в дела Африки со стороны сверхдержав первоначально привело к снижению числа и интенсивности конфликтов в регионе, однако вскоре возобновились старые и вспыхнули новые распри, в которых борьба различных политических сил уже не маскировалась противостоянием Востока и Запада, а широко подпитывалась традиционными этническими, конфессиональными и клановыми противоречиями, социальными издержками реформ.

В 60-е годы военные действия велись на территории более чем полутора десятков африканских государств. Особенно большие разрушения войны и вооруженные этнические конфликты принесли в Анголе, Эфиопии, Либерии, Мозамбике, Сомали, Чаде, Мавритании, Сенегале, Западной Сахаре, Судане, Уганде, Мали, Бурунди и Руанде. Преодоление их последствий потребует нескольких десятилетий, причем вероятность рецидивов конфронтации пока остается высокой.

В этой связи «афропессимисты» полагают, что социально-экономические и политические характеристики Африканского континента обрекают подавляющее большинство стран региона на постоянную нестабильность, а высокая вероятность нового витка кризисного развития блокирует и международные усилия по преодолению этой ситуации. В общем, по их мнению, Африка была, есть и будет «источником повышенной опасности» в системе международных отношений.

Однако, несмотря на серьезность угроз регионального и глобального масштаба, отмечаемых на Африканском континенте, мировой порядок, складывающийся на рубеже третьего тысячелетия, будет определяться не только теми факторами, которые вполне очевидны сегодня, но и новыми перспективными тенденциями.

Позитивные изменения стали возможны прежде всего благодаря урегулированию крупных вооруженных конфликтов в Африке. Ликвидация режима апартеида в ЮАР благотворно сказалась на обстановке в южной части континента. Прекратилась затяжная политическая борьба в Намибии, Мозамбике и Анголе. Нормализовались отношения между Угандой, Кенией и Танзанией. С предоставлением независимости Эритрее завершилась многолетняя гражданская война в Эфиопии, но теперь столкновения между Эфиопией и Эритреей происходят уже на межгосударственном уровне.

Решение проблем, из-за которых долгое время существовали главные очаги напряженности на Африканском континенте и вокруг него, оказалось частичным, недостаточным для создания атмосферы региональной безопасности. К середине 90-х годов обстановка во многих районах, которые ранее рассматривались лишь как потенциальные зоны локальной конфронтации, резко обострилась.

Особенно драматично развивалась ситуация в районе Великих озер. Уходящие в глубь колониальной истории противоречия между хуту и тутси выплеснулись за пределы Руанды и Бурунди, где проживают эти народы. В конфликт оказались вовлечены в той или иной степени многие государства субрегиона.

Сохраняется напряженность в Сомали, где на фоне фактического распада государства противоборствующие группировки продолжают попытки достичь военно-политического превосходства. Посреднические усилия соседних государств в ряде случаев помогали снизить уровень конфронтации, однако неоднократно достигавшиеся мирные договоренности участниками конфликта не соблюдались.

Необходимо отметить, что сохранение военно-политической конфронтации тесно связано с гонкой вооружений на Африканском континенте, которая усиливает нестабильность во внутренней политике и межгосударственных отношениях. Среди развивающихся стран Африки наибольшей военной мощью к концу 70-х годов обладали Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Эфиопия, Ангола и Нигерия. В армиях этих стран была сосредоточена основная часть бронетанковых сил континента, большая часть военной авиации и флота. Еще в девяти странах (Сомали, Кения, Судан, Тунис, Танзания, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и Заир) военный потенциал достигал субрегионального уровня, позволяющего вести активные боевые действия за пределами своих границ.

Картину высокой нестабильности военно-политической обстановки во многих районах Африки дополняют практически повсеместная неурегулированность положения национальных меньшинств, сепаратистские тенденции, проявления религиозной нетерпимости, межгосударственные разногласия, питаемые планами субрегиональной гегемонии некоторых африканских лидеров. Поэтому практически во всех частях континента существуют не только реальные, но и потенциальные «горячие точки», которые могут стать самым серьезным препятствием на пути экономического возрождения и преодоления отсталости африканских стран.

Однако положение в «горячих точках» Африканского континента в последние годы не оставалось неизменным. Благодаря действиям ООН, усилиям ОАЕ, отдельных государств в ряде случаев удалось добиться позитивных сдвигов.

Была успешно завершена масштабная операция по поддержанию мира в Мозамбике. Без существенных осложнений шел процесс национального примирения в ЮАР. Были найдены мирные решения территориального спора между Чадом и Ливией о полосе Аузу, вопроса о статусе Уолфиш-Бея. Удалось предотвратить разрастание внутренних конфликтов в Лесото, Свазиленде, Центрально-Африканской Республике, на Коморах, а также территориальных споров между Нигерией и Камеруном, Эритреей и Йеменом, Намибией и Ботсваной.

Приведенные примеры являются убедительным доказательством того, что урегулирование конфликтов в Африке является хотя и трудным, но вполне реальным даже в сравнительно сжатые сроки. Важно также, что процесс миротворчества, начавшийся в связи с конкретными конфликтами, гармонично сочетается с глобальными тенденциями преодоления конфронтации. Свидетельством заинтересованности африканских стран в укреплении международной и региональной безопасности является подписание договора о создании в Африке безъядерной зоны. Растет стремление усилить контроль за распространением оружия и добиться запрещения его наиболее смертоносных видов на континенте. В этой связи оценка ситуации в «горячих точках» Африки исключительно через призму «афропессимизма» была бы неправомерной Лебедев М.М. Африка в современном мире. - СПб.: Питер, 2003..

Характерной чертой наращивания усилий по установлению и поддержанию мира на Африканском континенте являлась широкая вовлеченность мирового сообщества, и особенно государств - членов Совета Безопасности ООН. Симптоматично, что в этот период 40% сил ООН по поддержанию мира действовали в Африке. Но сегодня все более активно проявляется и стремление самих африканских стран к участию в процессах урегулирования и миротворчества.

Важным явлением международных отношений в Африке стало начало формирования специального механизма ОАЕ, призванного обеспечивать предупреждение и урегулирование конфликтов. Согласно документам Каирского саммита ОАЕ в его основу положены принципы невмешательства во внутренние дела государств, уважения суверенитета и территориальной целостности, урегулирование конфликтов путем переговоров, посредничества и взаимных консультаций. Определен и примерный (1 млн. долл.) объем ежегодных отчислений ОАЕ на нужды специального миротворческого корпуса.

Но контуры региональной системы безопасности выглядят пока достаточно расплывчатыми. Ее договорная структура, критерии функционирования и взаимодействия с силами ООН по поддержанию мира носят еще аморфный характер. Камнем преткновения для африканского миротворчества является дефицит материальных средств, а главное, отсутствие взаимного доверия в отношениях многих соседних государств и амбиции их лидеров.

В этой связи актуальность приобретает оказание Африке международного содействия в деле создания межафриканских миротворческих сил. Однако оно тормозится наличием определенных расхождений между США и Францией - двумя крупнейшими западными партнерами африканских стран.

Различия американских и французских подходов к проблеме отчетливо проявились на проходившей в Дакаре международной конференции. Франция выступает за сохранение своего прямого военного присутствия в Западной Африке (5 военных баз) и подготовку при участии крупного французского контингента специального миротворческого корпуса (МАРС) из представителей семи франкоязычных стран субрегиона. Этот план отличается от американского проекта, предусматривающего создание миротворческого корпуса иной конфигурации (АСРК). В процессе формирования АСРК уже подготовлено по батальону от вооруженных сил Сенегала и Уганды. В ближайшем будущем к ним планируется подключить также батальоны из Ганы, Малави, Мали, Туниса и Эфиопии. Таким образом, принципиальным различием французских и американских представлений о возможностях участия африканских государств в операциях по поддержанию мира на континенте является ориентация, с одной стороны, на субрегиональные, а с другой - на трансконтинентальные масштабы.

Идеи создания африканских сил быстрого развертывания в целом вписываются в глобальную стратегию децентрализации миротворчества. Но при их реализации необходимо обеспечить сохранение за Советом Безопасности ООН роли главного инструмента по поддержанию мира, четко определяя в каждом конкретном случае порядок использования военных контингентов и подконтрольность их действий ООН.

Мир и нормализация обстановки служат предварительными условиями улучшения экономического и социального положения на Африканском континенте. Одновременно осторожный оптимизм в отношении преодоления военных конфликтов во многом связан с улучшением основных показателей экономического роста, характерным в последнее время для большинства африканских государств.

Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

76. Страны Африки на пути независимого развития

После окончания Второй мировой войны на африканском континенте развернулся процесс деколонизации. К концу 60-х годов почти все африканские страны получили независимость. Но покоя в них не наступило - начались длительные гражданские войны.

15 января 1975 г. лидеры основных группировок, которые вели борьбу против колонизаторов в Анголе (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), подписали договор о создании переходного правительства и проведение всеобщих выборов. 31 января 1975 г. правительство такой был создан. Но, не удовлетворившись распределением власти, УНИТА спровоцировала гражданскую войну. В борьбе за власть УНИТА и ФНЛА объединили свои усилия и обратились к Южно-Африканской Республики. В октябре 1975 г. объединенные войска УНИТА, ФНЛА и ЮАР начали наступление на г. Луанду. В этих сложных условиях лидеры МПЛА обратились к Кубе. В ночь с 4 на 5 ноября 1975 г. Кастро принял решение о направлении в Анголу кубинских войск. Кубинские войска сумели остановить наступление и разгромить войска агрессора. 11 ноября 1975 г. Агостиньо Нето, лидер МПЛА, провозгласил независимость Народной Республики Анголы. Ангола приняла социалистическую ориентацию. СССР предоставил экономическую и особенно военную помощь, но она оказалась малоэффективной. Длительная война и периодические рейды войск ЮАР из глубины территории страны поставили Анголу на грань катастрофы. В 1988 г. было подписано "Принципы мирного урегулирования в Юго-Западной Африке", согласно которому ПАР предоставляла независимость Намибии, а Куба выводила войска из Анголы.

В 1989 г. правительство Анголы сделал попытку уничтожить УНИТА, но наступление провалилось и правительство Анголы согласился на переговоры. Гражданская война нанесла ущерб стране в размере 25 млрд. долларов США, внешний долг вырос до 11 млрд. долларов. 31 мая 1991 г. Ж.Е. душ Сантуш - председатель правительства Анголы и ж. савимби - лидер УНИТА подписали в Лиссабоне соглашение о мире и проведение общенациональных выборов, которые были проведены в 1992 г. Победу одержала МПЛА. УНИТА не согласилась с таким развитием событий и взялась за оружие. Гражданская война продолжается по настоящий день.

Сложная ситуация возникла в Южной Родезии. Там проживала значительная белая меньшинство, в основном фермеры. Белые в 1965 г. провозгласили независимость Родезии и пытались создать государство ЮАР (белое меньшинство провозгласила свое исключительное право на власть - режим апартеида - расовая дискриминация). Ни Великобритания, которой когда-то принадлежала Родезия, ни ООН не признали этой независимости, африканцы (черная большинство) начали вооруженную борьбу против белой общины. Оказавшись в изоляции, белые в 1979 г. сели с африканцами за стол переговоров. Была разработана новая конституция, которая признавала равенство рас, на ее основе были проведены выборы провозглашена независимость нового государства - Зимбабве.

Последней территорией, которая получила независимость, была бывшая Юго-Западная Африка (Намибия), мандат на управление которой был передан Южно-Африканскому Союзу после

Первой мировой войны. ПАС (впоследствии ПАР) пыталась вообще аннексировать эту территорию. Африканцы в 1966 г. начали вооруженную борьбу за независимость, которую объявила организация СВАПО.\ ООН в 1973 г. лишила ЮАР мандата на эту территорию, а в 1977 г. была принята резолюция о выводе войск ЮАР. Лишь в 1989 г. в ЮАР поняли бесперспективность удержать за собой Намибию. Так появилось еще одно государство в Африке.

В Африке осталась единственная территория, статус которой до сих пор не определен. Это бывшая испанская колония - Западная Сахара. На эту территорию претендует Марокко. Против оккупации выступает движение ПОЛІСАРЮ, который ведет партизанскую борьбу.

Развитие стран Тропической Африки оказался наиболее сложным. В момент завоевания этими странами независимости, основная масса населения была занята в традиционных отраслях хозяйства, где господствовали родоплеменные и полуфеодальные отношения. Попытки разрушить традиционное жизни имели серьезные негативные последствия. Добиваясь полной независимости, лидеры стремились уменьшить роль сельскохозяйственного и сырьевого экспорта, что окончательно подрывало экономику этих стран и лишало их единственного стабильного источника доходов. Единственное, в чем преуспели страны Тропической Африки, так это в создании тиранических режимов, как просоветских, так и прозападных. Большие темпы роста населения сводили на нет все усилия по преодолению отсталости. Производство продуктов питания не успевало за ростом численности населения, что приводило к голодоморов. Нестабильность усиливалась через искусственность африканских границ. В результате колониальных разделов Африки 44% госграниц проходят по меридианам и параллелям, 30% по прямым и закругленным линиям и только 26% по границам расселения этнических групп. 13 государств не имеющих выхода к морю, а это значит, что у них нет надежных путей сообщения с внешним миром. Такие искусственные границы способствовали тому, что в Африке не оказалось однонациональные и моноэтнических государств (кроме Сомали - но и она делится на кланы. Такая ситуация приводит к межэтническим конфликтам среди африканских государств. Один из самых кровавых конфликтов произошел в Руанде. Его жертвами стали 800 тыс. человек.

Конфликты возникали и на религиозной почве между христианами и мусульманами. В Эфиопии после длительной гражданской войны было провозглашено независимое государство Ерітрею. Конфликты нередко выходили за пределы государственных границ, перерастали в межгосударственные столкновения.

Так, в Сомали в 1977 г. предъявила территориальные претензии к Эфиопии, претендуя на районы, заселенные племенами, этнически близкими к сомалийцев. Война длилась почти год. СССР накануне войны поддерживал как режим М.Х.Маріама в Эфиопии, который пришел к власти в результате переворота в феврале 1974 г., так и С.Барре в Сомали. Во время войны СССР стал открыто на сторону Эфиопии, и оказал ей помощь. Сомали попала в сферу влияния США.

В 80-е годы Ливия открыто вмешалась в этнический конфликт в Чаде. Она претендовала на часть территории страны. Чтобы не допустить распространения влияния Ливии, Франция направила в Чад свои войска. Ливийские войска потерпели поражение, а Международный суд признал территориальные претензии Ливии безосновательными.

Чтобы в дальнейшем предотвратить пограничным спорам, африканские страны договорились придерживаться принципа уважения существующих границ, закрепленного в Уставе Организации Африканского Единства (ОАЕ, образованная в мае 1963 p.).

Пестрый этнический состав при сохранении родоплеменных отношений породил еще одну особенность политической жизни африканских стран - трайбализм.

Трайбализм - племенной или этнический сепаратизм в обществе. На практике он означает, что все социально-экономические отношения преломляются через родоплеменные этнические. Политические партии создаются по этническому признаку, стремятся вести дела только с соплеменниками.

Одной из характерных черт развития африканского континента стало существование военно-диктаторских режимов и доминирования военных в общественно-политической жизни. Причины этого явления внутренние:

Незавершенность процессов формирования африканского общества;

Относительно короткий период независимого развития африканских стран;

Сложное переплетение различных типов экономических отношений;

Слабая социально-классовая дифференциация общества;

Остатки родоплеменных отношений;

Широкий спектр идеологических взглядов населения;

Экономическая и политическая зависимость от развитых стран;

Наличие таких социальных явлений, как голод, нищета, болезни, неграмотность, низкая политическая культура.

Внешние причины связаны с противоборством СССР и США в период "холодной войны".

Военно-диктаторские режимы в Африке характеризуются политической и экономической нестабильностью, насилием, рядом государственных мятежей, межэтническими противоречиями, войнами, гонкой вооружений (на вооружение тратится 5% валового внутреннего продукта; в Южной Азии - 3,6%, Латинской Америке 1,6%), ростом политической роли армии в обществе, диктаторе скими методами правления, коррупцией.

Власть диктатора, как правило, опирается на три политические институты: государство, унаследованную от колонизаторов, которая осуществляет жесткую централизованную власть по управлению обществом; од-; непартийную систему; вооруженные силы. Диктаторские режимы препятствовали демократическим преобразованиям в обществе и тормозу валы социальный прогресс в африканских странах.

Военно-диктаторские режимы можно разделить в зависимости от их ориентации на направоавторитарни и ливоавторитарни.

Диктатор Ж.Б.Бокасса пришел к власти в Центрально-Африканской Республике в 1966 г. в результате государственного переворота и правил страной в течение 13 лет. Он объявил себя маршалом и пожизненным президентом, а впоследствии провозгласил республику империей, а себя императором. За годы правления он отстранял от должностей всех потенциальных конкурентов, высылал их из страны, арестовывал, подвергали средневековым пыткам.

еде Амин Дада в республике Уганда "прославился" массовым; уничтожением людей. За восемь лет правления в 70-е годы в стране было уничтожено 800 тыс. человек.

Более ЗО лет при власти в Заире находился харизматичный; лидер Пожалуй Банга. Согласно составленной им конституции в стране существует лишь одна политическая партия, к которой автоматически зачислены все население страны. За годы его правления Заир из богатой страны превратился в одну из беднейших: ее внешний долг достиг 8 млрд. долларов США. Зато сам Мабуту в швейцарских банках держал 5 млрд. долларов. В 1998 г. его режим был свергнут. К власти пришли новые силы во главе с Кабила. Было изменено название страны - Демократическая Республика Конго, проведены реформы, однако положение в стране осталось нестабильным.

В Эфиопии в результате государственного переворота 1974 г. к власти пришел Менгисту Мариам (красный диктатор). В стране была ликвидирована монархия и провозглашена Демократическую Республику Эфиопию. У режима мариама небыло социальной опоры, хотя он стремился ее создать с помощью Рабочей партии Эфиопии и некоторых общественных организаций. Стремление Мабуту построить социалистическое общество потерпело неудачу. В результате борьбы против повстанцев северных провинций Тигре и Эритрея возникла оппозиция в самой эфиопской армии (численность 500 тыс. чел.). После поражения армии в операциях против повстанцев диктатор потерял поддержку среди армейского руководства и населения, которое уже в течение нескольких лет страдал от голода, и в мае 1991 г. бежал из страны в Кению, а затем в Зимбабве.

Одной из наиболее развитых стран Тропической Африки является Нигерия. Основной источник дохода страны - нефть. В 1960 г. бывшая английская колония получила независимость. В 1967-1969 гг. в стране шла гражданская война, в результате которой Нигерия стала Федеративной Республикой. За 35 лет независимости четверть века в стране царил военный режим. Попытка в 1993 г. генерала Ибрагима передать власть гражданским не удалась.

В конце 80-х годов военно-диктаторские режимы вступили в полосу острых кризисов, связанных с распадом социалистической системы и окончанием "холодной войны". Диктаторы потеряли экономическую и политическую поддержку со стороны США и СССР.

МВФ и МБРР разработали план экономического восстановления Африки. Предлагалось проведения рыночных реформ в обмен на льготный кредит, сокращение государственных расходов. Проблемы, стоящие перед странами Африки, многоплановые и решить их нелегко. Это возможно лишь при участии мирового сообщества и в формах, пригодных для народов Африки.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) была создана в 1961 г. Основой государственной политики стал апартеид. Белое меньшинство ПАР присвоила исключительное право на власть в стране, а люди другой расы (черные, цветные) считались людьми второго сорта. Деколонизация Африки существенно изменила положение ПАР. Создатели апартеида поняли, что новые независимые государства не будут мириться с существующим на юге Африки расистским режимом и мобилизуют мировую общественность на борьбу с ним. Чтобы сохранить режим, осуществлялись следующие мероприятия: - создавались автономное хозяйство и военная промышленность, что в условиях международной изоляции приводило к неэффективности некоторых отраслей хозяйства и искусственное завышение цен и т.д.;

Делались попытки создать на север от ПАР пояс безопасности из Анголы, Мозамбика, португальских колоний;

Разрабатывалась собственная атомное оружие.

Режим вступил рис полицейского. Правительству было разрешено выселять африканцев из любой местности страны. Были запрещены браки черных с белыми. Запрещались антирасистские организации, в том числе Африканский Национальный Конгресс (АНК), лидер которого в 1963 г. был осужден на пожизненное заключение. Правительство пыталось отделить белое и черное население. С этой целью в ЮАР создавались бантустаны для негритянского населения - изолированные государства в государстве с органами самоуправления. 1981 г. в бантустанах, которые занимали 13% территории страны, проживало 75% населения.

Но все эти меры провалились: не удалось создать пояс безопасности, африканское население не проявляло повиновения и использовал вувало все средства борьбы. В белой общине наметился раскол: большинство ее начала выступать за политические реформы и за создание многорасовойдемократического государства. Первым шагом в этом направлении стало принятие новой конституции 1984 г. В| в 1989 г. к власти в ЮАР пришел Фредерик де Клерк. Он осуществил реформы, которые привели к падению расистского режима. В 1993 г. в ЮАР впервые проведены свободные выборы. Президентом страны стал Нельсон Мандела - лидер АНК.

В конце XX в. Африка остается одним из найнестабі-льніших и наименее развитых регионов мира.

1. Конспект лекций Всемирная история ХХ века
2. 2. Первая мировая война
3. 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот
4. 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг.
5. 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России
6. 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система
7. 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах
8. 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв.
9. 9. Национально-освободительные движения
10. 10. Стабилизация и "процветания" в странах Европы и США в 20-е годы
11. 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)
12. 12. "Новый курс" Ф.Рузвельта
13. 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство"
14. 14. "Народный фронт" во Франции
15. 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер
16. 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии
17. 17. Революция 1931 г. в Испании.
18. 18. Чехословакия в 20-30-е годы
19. 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы
20. 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима
21. 21. Советская модернизация СССР
22. 22. Япония между двумя мировыми войнами
23. 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана
24. 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР
25. 25. Индия в 20-30-е годы
26. 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан
27. 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия)
28. 28. Африка между двумя мировыми войнами
29. 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы
30. 30. Образование, наука и техника
31. 31. Развитие литературы 20-30-х годов
32. 32. Искусство 20-30-х годов
33. 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио
34. 34. Политика "умиротворения" агрессора
35. 35. СССР в системе международных отношений
36. 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны
37. 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг.
38. 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву
39. 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР
40. 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны
41. 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны
42. 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.)
43. 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.)
44. 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии
45. 45. Итоги Второй мировой войны
46. 46. Создание Организации Объединенных Наций
47.

1960 год означает поворот в истории африканской «деколонизации».

В 1959 г. в Африке насчитывается не более восьми независимых стран, почти все они (за исключением Либерии и Гвинеи) расположены в северной части континента. К концу 1960 г. 24 из 50 территориальных единиц Африки уже независимые государства. В 1961 г. независимые страны уже составляют большинство. Это означает переход от колониальной эры к эпохе независимости, даже несмотря на то, что на завершение этого процесса потребуется 30 лет.

Независимость французских территорий

В 1956 г. IV Республика должна была предоставить независимость французским потекторатам Тунису и Марокко.

По Конституции 1958 года V Республика сохранила африканские территории в своем составе с помощью «Сообщества», устав которого формально не признавал независимости (Гвинея, избравшая независимость, стала объектом санкций).

Однако в 1959 г. «Федерация Мали», объединявшая Сенегал и «Французский Судан» (сегодня Мали), требует независимости; ее примеру вскоре последовал Мадагаскар. Мали обретает свободу 20 июня 1960 г., Мадагаскар - 26 июня. Вскоре ее добьются и другие африканские страны, члены «Сообщества»: Дагомея (сегодня Бенин), Нигер, Верхняя Вольта (сегодня Буркина Фасо), Берег Слоновой Кости, Чад, ЦАР (бывший Убанги-Шари), Конго, Габон, Мавритания, а также Того и Камерун, территории под опекой ООН.

«Сообщество» хотя формально и не исчезло, но реально перестало существовать. Франция сохраняла, кроме заморского департамента Реюниона, французский берег Сомали, ставший «Французской территорией афаров и исса», и Коморский архипелаг, имевший статус «заморских территорий». Коморы станут свободными только в 1975 г. под названием «Исламская республика Комор», за исключением острова Майотт, который остается французским. Бывшая французская Сомали станет свободной в 1977 г. под именем «Республика Джибути».

В 1960 г. война в Алжире продолжается, но уже в 1962 г. и эта страна станет независимой.

Британские владения

Египет, номинально независимый с 1922 г., сбросил британскую опеку после революции Насера в 1952 г. Судан завоевал свободу в 1956 г.

В Западной Африке колония Золотой Берег получила автономию под руководством Нкрумы в 1952 г. Она стала полностью независимой в 1957 г. и приняла название Гана.

Но самая населенная страна Африки - Нигерия - получает независимость только в 1960 г.

Англичанам удалось до своего ухода разделить ее на три штата (Северный, Восточный и Западный) и создать федеральную структуру. Внутренние этнические противоречия станут причиной политической нестабильности в этой стране и приведут к гражданской войне 1967–1969 гг., войне за Биафру.

В Центральной Африке британцы в 1953 г. создали «Федерацию Центральной Африки», объединившую обе Родезии и Ньясаленд, и предоставили автономию белому меньшинству (200 000 против 5 миллионов африканцев). Она исчезнет с независимостью (в интересах черного большинства) Северной Родезии (ставшей Замбией ) и Ньясаленда в 1964 г. «Власть белых» сохранилась в Южной Родезии (которая в одностороннем порядке объявила в 1970 г. о своей независимости, не признаваемой Великобританией). Она вынуждена была уступить место черному большинству в 1980 г., когда была провозглашена независимость (на этот раз признанная международным сообществом). Страна стала называться Республика Зимбабве.

В Восточной Африке Танганьика, ставшая свободной в 1961 г., потом, соединившись с Занзибаром, приняла название Танзании (1963). Уганда стала независимой в 1962 г. с навязанной британцами федеральной структурой, которая, однако, не устояла. Кения, где восстание «May-May» в 1952–1954 гг., поднятое племенем кикуйу против захвата земель белыми колонистами, было подавлено, пришла к свободе в 1963 г.

Бельгийские владения

В Бельгийском Конго «деколонизация» приняла особенно грубые и взрывоопасные формы. Бельгийцы этого не предвидели и до 1959 г. не уступали африканцам никаких прав. Африканцы могли, например, занимать только второстепенные, подчиненные должности (в армии, в частности, не выше сержанта). Волнения начались в 1958 г., независимость обещана в 1959 г., а предоставлена 30 июня 1960 г. За ней последовали хаос, казнь в 1961 г. «отца независимости» Патриса Лумумбы и приход к власти бывшего сержанта Мобуту, ставшего маршалом. Конго-Киншаса в 1972 г. приняла название Заир.

Руанда-Урунди, территории под мандатом (ставшие Руандой и Бурунди ), придут к свободе в 1962 г.

Итальянские владения

Италия потеряла свои колонии в 1945 г.

Ливия после периода британской опеки стала независимой в 1951 г.

В 1960 г. итальянское Сомали под опекой Италии обретет свободу и объединится с британским Сомалилендом.

Эритрея, напротив, порученная эфиопской администрации, была ею аннексирована в 1962 г. и только в 1993 г. придет к независимости.

Испанские владения

Испанская Гвинея (континентальная часть Рио-Муни и острова Фернандо-По, сегодня Биоко, и Анна-бон, сегодня Погалу) возвратила себе независимость в 1968 г. под именем Экваториальной Гвинеи.

Испанская Сахара, после возвращения Марокко земель, относившихся к марокканскому протекторату (Ифни и зона Тарфайе), будет разделена между Марокко и Мавританией с согласия Испании в 1975 г. Марокко занял мавританскую часть в 1979 г.

Борцы за независимость из Фронта Полисарио в 1976 г. провозгласили «Сахарскую арабскую республику» и скрылись в Алжире.

Португальские владения

Фашиствующий режим Салазара и его наследника Каэтану сохранит до 1974 г. колониализм под вывеской ассимиляции (колонии стали называться португальскими «провинциями»).

Партизанские движения за независимость развернулись с 1959 г. по 1974 г. в Анголе, Мозамбике и португальской Гвинее (сегодня Гвинея-Бисау), вызывая военные расходы и массированное применение войск. Это приведет к восстанию офицеров и к «революции гвоздик», которая покончит с салазаровским режимом. Независимость португальских колоний (Гвинея-Бисау, Острова Зеленого Мыса, Сан-Томе и Принсипи, Ангола и Мозамбик) будет достигнута в 1975 г.

Южная Африка

Южно-Африканский Союз, британский доминион, ставший Южно-Африканской Республикой в 1961 г., остается в сущности страной колониальной структуры, где политические права сохранились за белым меньшинством. Британский протекторат Бечуаналенд (ставший Ботсваной), Лесото и Свазиленд приходят к независимости первый - в 1966 г., два других - в 1968 г.

Юго-Западная Африка, бывшая немецкая колония, поставленная под южноафриканский мандат, была фактически захвачена Южной Африкой. ООН в 1966 г. безрезультатно объявила о прекращении мандата. Только в 1990 г. эта страна, принявшая название Намибия, смогла добиться независимости.