Всегда ли производится согласование внеплановой проверки с прокуратурой? Согласование внеплановой проверки с прокуратурой Основания для внеплановой проверки

Павел Гулидов, юрист частной практики,
основатель «Юридического кабинета Павла Гулидова»

  • Какие проверки должны согласовываться с прокуратурой?
  • Когда прокурор откажет в проведении проверки?
  • Каков порядок согласования ревизии?
  • Изменится ли положение бизнесменов?

С 1 мая 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, посвященный защите прав юридических лиц и предпринимателей в ходе проверок (далее – Закон). Одновременно утратит силу ныне действующий Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ. По сравнению с ним Закон предполагает более широкую сферу регулирования взаимоотношений государства и бизнеса, так как регламентирует порядок проведения не только государственного, но и муниципального контроля. Закон регламентирует проверки, не позволяя представителям власти, что называется, чинить произвол. Так, ведомствам местного уровня разрешается инспектировать соблюдение требований, установленных муниципальными правовыми актами. Выходить за пределы своей компетенции они не вправе.

Гарантией для бизнеса является также положение пункта 5 статьи 10 Закона, согласно которому внеплановая выездная проверка в случаях, предусмотренных Законом, допустима только после согласования с прокуратурой. Порядок согласования внеплановых проверок, как того требует статья 10 Закона, недавно был утвержден приказом Генеральной прокуратуры от 27 марта 2009 г. № 93 (далее – Приказ).

Случаи прокурорского согласования

Согласовывать все проверки контролеры не должны. Одобрение необходимо лишь для некоторых внеплановых выездных проверок в рамках государственного или муниципального контроля.

Предметом выездной проверки могут стать сведения, содержащиеся в документах бизнесмена, соответствие работников, состояние используемых в деятельности зданий, строений, помещений, оборудования, транспорта, производимых и реализуемых товаров, принимаемые меры для исполнения обязательных требований, установленных нормативными актами (ст. 12 Закона). Случаи проведения внеплановой проверки названы в статье 10 Закона. Поводом для контроля станет, во-первых, истечение срока исполнения бизнесменом ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений. Во-вторых, сообщение пострадавшим гражданином о нарушении прав потребителей. И, в-третьих, заявления граждан (организаций, ИП) или сведения из средств массовой информации о причинении вреда (или угрозы причинения вреда) жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Только последний случай внепланового визита требует согласования с прокуратурой (п. 4 Приказа). Расширительному толкованию это правило не подлежит, что подтверждает пункт 5 статьи 10 Закона.

Порядок согласования

Проверки согласовываются в ведомстве по месту деятельности предпринимателя (п. 2 Приказа). Контроль, проводимый центральными аппаратами федеральных ведомств, их межрегиональными территориальными и региональными подразделениями, а также региональными управлениями контроля (надзора) должен одобрить прокурор (его заместитель) субъекта. Прокуроры (заместители) городов, районов рассматривают возможность проверок, проводимых соответственно городскими, районными ведомствами. Военные, транспортные и иные специализированные прокуроры (их заместители) рассматривают обращения в соответствии с установленной компетенцией и закрепленными предметами ведения.

Для получения разрешения проверяющее ведомство направляет в прокуратуру заявление. Оно подается лично, по почте с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью. В течение рабочего дня, следующего за днем поступления документов, прокурор (уполномоченное должностное лицо прокуратуры) принимает решение о проведении проверки или об отказе. Перечень случаев для отказа приводится в пункте 8 Приказа (см. таблицу). По окончании внепланового выезда, в течение 5 рабочих дней со дня составления акта проверки, контролеры должны направить этот акт в прокуратуру (п. 12 Приказа).

Таблица. Основания для отказа в согласовании проведения внеплановой проверки прокуратурой

№ п/п Основание
1 К заявлению не приложены необходимые документы: копия распоряжения или приказа о проведении проверки, документы, содержащие сведения, послужившие основанием для проверки
2 Отсутствуют основания для проведения внеплановой выездной проверки (пункт 11 статьи 10 Закона)
3 Не соблюдены требования к оформлению решения о проведении проверки
4 Проведение внеплановой проверки противоречит законодательству
5 Предмет проверки не соответствует полномочиям ведомства, планирующего провести контроль
6 Несколько ведомств проверяют соблюдение одних и тех же требований, в отношении одного юрлица или предпринимателя

Изменения для бизнеса

Основной недостаток Приказа (впрочем, это вина Закона) в том, что не все внеплановые проверки субъектов малого и среднего предпринимательства подлежат согласованию с прокуратурой. В перечень случаев не попали такие основания (п. 2 ст. 10 Закона) как истечение срока исполнения предписания, а также заявления граждан о нарушении прав потребителей. Это означает, что представители контролирующих ведомств могут, к примеру, неоднократно проверять коммерсанта, мотивируя это неисполнением ранее выданного предписания, при этом обнаруживая все новые и новые нарушения. Не исключена возможность использования подставных лиц. На основании их жалоб о нарушении прав потребителей инспекторы вполне могут организовать и провести внеплановую выездную проверку без прокурорского согласования.

Винить в этих недостатках следует в первую очередь Закон, поскольку Приказ издан лишь во исполнение его положений. В том, что касается прокурорского согласования, Приказ на стороне бизнеса. Он позволяет незаинтересованному государственному ведомству отказывать в проведении внеплановой проверки, если при этом нарушаются нормативные требования либо интересы субъектов малого или среднего предпринимательства.

Кроме того, представители проверяющих ведомств сами будут находиться под контролем прокуратуры, поскольку, как указывалось выше, обязаны будут не только испрашивать разрешение на проверку, но и предоставлять в прокуратуру документы по результатам ее проведения. При необходимости это поможет коммерсанту обжаловать результаты контроля, поскольку, если со стороны ревизоров допущены нарушения, поддержкой ему будут органы прокуратуры, а это достаточно весомо для любого суда.

В отношении организации была проведена повторная внеплановая проверка соблюдения норм земельного законодательства, по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении. Сочтя назначение проверки необоснованным, организация обратилась в вышестоящий орган Росреестра с требованием отменить распоряжение о назначении проверки. Письмом Управления Росреестра по субъекту РФ было разъяснено об отсутствии оснований для отмены распоряжения. Возможно ли обжаловать отказ в суд?

Ответ:

Действующее законодательство не предусматривает возможности отмены распоряжения о назначении внеплановой выездной проверки. Организация может обжаловать действия контролирующего органа по назначению и проведению проверки.

Обоснование:

На основании п. 2 Положения о государственном земельном надзоре, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1, а также п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, государственный земельный надзор осуществляется в том числе Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

В рамках государственного земельного надзора проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства (п. 6 Положения № 1). Внеплановая проверка соблюдения норм земельного законодательства проводится в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (п. 31 ст. 1 указанного закона, п. 11 Положения № 1).

Перечень оснований для проведения внеплановой проверки содержится в ст. 10 Закона № 294-ФЗ и п. 64 Административного регламента, утверждённого Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486.

Решения и действия (бездействие) должностных лиц органов государственного земельного надзора, осуществляющих плановые и внеплановые проверки, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке (п. 13 Положения № 1). Согласно положениям гл. 24 АПК РФ в судебном порядке обжалуются ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставление земельного участка и т.п. Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта.

Описанное письмо Управления Росреестра по субъекту РФ не является ненормативным актом, поскольку не порождает для адресата каких-либо правовых последствий. Следовательно, действия должностного лица Управления Росреестра по отказу в отмене постановления о проведении повторной внеплановой проверки нельзя признать незаконными, поскольку Законом № 294-ФЗ и Административным регламентом не предусмотрен порядок отмены распоряжения о проведении выездной проверки. Такое распоряжение может быть признано незаконным, как и действия по осуществлению проверочных мероприятий, на основании чего признаются недействительными результаты проверки, что, в свою очередь, исключает возможность привлечение проверяемого к ответственности.

Таким образом, в описанном случае целесообразно обжаловать само распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки.

Обратите внимание, в законодательстве могли произойти изменения. Мнение эксперта основано на положениях законодательства, действующего на дату подготовки консультации

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Проводятся в случаях, перечисленных в законе от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ. Целью внеочередной проверки является профилактика нарушений, которые могут повлечь нанесение вреда здоровью людей, животных, представлять угрозу для жизни человека, для растений и объектов культурного наследия. Проверочные мероприятия направлены на предотвращение обстоятельств, провоцирующих чрезвычайные ситуации. В этом контексте речь идет о неналоговых проверках, инициируемых рядом ведомств – таможенной, пожарной службой, трудовой инспекцией , Роспотребнадзором , и т.д.

В каком случае проводится внеплановая проверка

Правила и порядок проведения внеплановых проверок регламентированы ст. 10 закона № 294-ФЗ. Проверка может быть выездной с обязательным посещением объектов проверяемого лица или документарной, проводимой на рабочем месте специалиста контролирующего органа (по имеющимся документам или с учетом дополнительно запрошенных сведений). Инициатор выездной внеплановой проверки не всегда вправе начинать действовать по своему усмотрению – по ряду оснований для нанесения визита и истребования документации необходимо получить согласие прокуратуры (пп. «а», «б», «г», п. 2, п.2.1 ч. 2, ст. 10 закона № 294-ФЗ).

Основания для внеплановой проверки:

    У субъекта хозяйствования в ходе последней проверки были выявлены нарушения или недостатки, которые должны быть исправлены к определенной дате в соответствии с предписанием. Если недостатки в назначенный срок не устранены, ведомство может инициировать внеплановую проверку.

    Представление должностных лиц государственного или муниципального контроля, содержащее мотивированное мнение о необходимости проведения проверки по конкретному субъекту хозяйствования. Поводом для составления такого документа может послужить выявление угрозы жизни или здоровью человека, животным, растениям, безопасности страны, при высоком риске нанесения урона особо ценным объектам культурного наследия, а также при наличии сведений о свершившемся факте причинения такого ущерба.

    Основанием для проведения внеплановой проверки является представление контролирующего органа, вызванное нарушением прав потребителей (при наличии заявления пострадавшего физлица, ранее обращавшегося к субъекту, нарушившему его права, но не получившего ответа или удовлетворения своих требований).

    Представление контролирующего органа, основанное на выявлении нарушений правил маркировки товаров или обращения продукции, подлежащей обязательной маркировке.

    Распоряжение руководителя госоргана, реализующего надзорные функции, изданное на основании поручения Президента страны, Правительства, требования прокурора.

Какой причины внеплановой проверки не существует? Основанием для принятия решения о проведении внеплановых мероприятий не могут служить анонимные обращения и заявления, либо подозрения инспектора о наличии нарушений при отсутствии документальных подтверждений этого факта. После поступления обращения или жалобы от сторонних лиц, СМИ назначается предварительная проверка, по итогам которой никакие меры наказания не применяются, а только лишь принимается решение о необходимости проведения внеплановой проверки или об отсутствии оснований для более детального рассмотрения предмета заявления.

Выездная проверка вне плана назначается в ситуациях, когда документарный мониторинг не дает возможности оценить полноту соответствия деятельности субъекта хозяйствования требованиям законодательства. Сотрудники надзорного органа перед началом выездных проверочных мероприятий обязаны предоставить субъекту хозяйствования документы, подтверждающие правомерность действий и полномочия проверяющего. В ходе проверки могут изучаться документы предприятия (или ИП), обследоваться здания, помещения и прилегающая территория. В зависимости от того, каким органом проводится проверка, применяются дополнительные регламентирующие правовые акты. Например, проверка пожарной безопасности осуществляется специалистами Госпожнадзора в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ от 30.11.2016 г. № 644, а проверка соблюдения норм трудового законодательства проводится ГИТ на основании Трудового кодекса РФ.

Когда государственный надзорный орган должен согласовать с прокурором предстоящие проверочные мероприятия, осуществляется это путем подачи в прокуратуру по месту ведения деятельности проверяемого субъекта типовой формы заявления. В согласовании может быть отказано, если:

    отсутствуют документальные подтверждения необходимости проверки;

    нет оснований для назначения выездной проверки;

    полномочий надзорного органа недостаточно для проведения заявляемых мероприятий;

    по озвученному предмету уже проводится проверка другим контролирующим органом.

Если основания для проведения внеплановой проверки обусловлены высоким риском возникновения угрозы госбезопасности или сохранности объектов культурного наследия, наличием угрозы здоровью или жизни граждан, а также при наличии предпосылок возникновения чрезвычайной ситуации, надзорные инстанции могут начать проверку срочно - без согласования с прокуратурой. В этом случае прокурору направляется извещение о начале проверки и основаниях для ее незамедлительной реализации в течение суток после принятия соответствующего решения.

Согласование внеплановой проверки с прокуратурой представляет собой ряд обязательных процедур, установленных законодательно. Подробнее о том, в каких случаях и как проводится согласование с прокуратурой внеплановой проверки, будет рассказано в этой статье.

Что такое внеплановые проверки ?

Законом «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ был определен порядок осуществления контролирующих мероприятий в отношении предпринимателей со стороны госорганов.

Скачать форму решения о
проведении проверки

В соответствии с этим нормативным актом госорганам делегировано правомочие проводить в отношении предприятий и индивидуальных предпринимателей как запланированные, так и внеплановые проверочные мероприятия. При этом к плановым проверочным процедурам были отнесены проверки, проводимые на основании планов, разрабатываемых государственными и муниципальными структурами (постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489), в процессе которых осуществляются мероприятия, контролирующие соблюдение предпринимателями законодательных норм.

В свою очередь, проверка вне графика осуществляется не по заранее установленному календарю, а в перечисленных ниже случаях (ст. 10 закона 294-ФЗ):

  1. Окончание сроков устранения предпринимателем прежде найденных нарушений, отраженных в предписании госоргана.
  2. Необходимость осуществления незапланированного контроля для выдачи лицензирующей, разрешительной документации или присвоения правового статуса предпринимателю.
  3. Получение информации о таких фактах, как:
    • возникновение угрозы или ухудшение состояния жизни и/или здоровья людей, ущерба фауне или флоре, музейным коллекционным экспонатам;
    • несоблюдение прав потребителей.
  4. Требование прокурора о проведении незапланированных проверочных процедур.

Внеплановые проверочные мероприятия осуществляются в форме:

  • проверки документации;
  • выездной проверки.

Внеплановая проверка: согласование и уведомление

Процедура проведения незапланированных проверочных мероприятий требует соблюдения ряда формальностей:

  • согласования;
  • уведомления.

Внеплановые проверочные мероприятия, проводимые по ряду оснований, требуют согласования с прокуратурой по месту нахождения проверяемого предприятия или предпринимателя. К таким проверкам относятся:

  1. Проверки, проводимые по фактам информирования об угрозах причинения или о причинении ущерба:
    • жизни или здоровью людей;
    • животному, растительному миру или окружающей среде;
    • памятникам истории или культуры народов России;
    • музейным ценностям, входящим в Музейный фонд России;
    • документации Архивного фонда России;
    • документации национального библиотечного фонда, имеющей особое историческое, научное, культурное значение;
    • госбезопасности.

    Сюда относятся также угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Не знаете свои права?

  2. Проверки, обоснованные обнаружением при осуществлении госконтроля в порядке пп. 1 и 2 ст. 8.1 закона 294-ФЗ, касающегося деятельности юридического лица или ИП, которая относится к определенной категории риска или классу опасности (например, при обращении с отходами 3 или 4 класса опасности).

    Что касается проверок, указанных выше под пунктом 1, то предварительного уведомления проверяемого при их проведении не требуется.

    Что касается оснований, указанных в пункте 2, то за сутки до проведения незапланированных выездных контрольных мероприятий проверяемый субъект должен быть уведомлен со стороны проверяющей организации любым подходящим способом коммуникации.

Порядок согласования с прокуратурой проведения внеплановой проверки

Порядок согласования внеплановой проверки с прокуратуройопределен приказом Генпрокуратуры России от 27.03.2009 № 93 (приложение № 1). В соответствии с этой документацией, заявление о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой должно быть составлено по типовой форме. Форма такого заявления утверждена приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (приложение № 2).

Направлять такое заявление с прилагаемым комплектом документации следует одним из названных способов (п. 6 приказа Генпрокуратуры 93):

  • непосредственно через канцелярию;
  • заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • в электронном виде, с удостоверением электронной цифровой подписью.

Проверка законности осуществления незапланированных проверочных мероприятий осуществляется в день получения заявления о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой. По итогам рассмотрения на следующий день выносится одно из решений:

  • о согласовании внеплановой проверки с прокуратурой;
  • об отказе в согласовании незапланированных проверочных процедур.

Основаниями для отказа в согласовании выездных проверочных мероприятий являются (п. 11 ст. 10 закона 294-ФЗ):

  1. Отсутствие документации, прилагаемой к заявлению.
  2. Отсутствие оснований для проведения внеплановых выездных проверочных мероприятий.
  3. Несоответствие решения проверяющего госоргана о проведении проверки требованиям законодательства.
  4. Противоречие такого рода внеплановых проверочных процедур действующему законодательству.
  5. Несоответствие предмета проверочных мероприятий компетенции проверяющих госорганов.
  6. Проведение проверки по одним и тем же обстоятельствам в отношении одной и той же организации несколькими проверяющими органами.

В каких случаях согласования не требуется?

В некоторых случаях осуществление выездных проверочных процедур не требует предварительного согласования такой процедуры с прокуратурой. Однако говорить в полной мере об отсутствии обязанности оповестить прокуратуру о проверке нельзя.

Дело в том, что не требуют предварительного согласования только те проверки, которые проводятся незамедлительно по фактам нарушений, которые производятся в момент оповещения контролирующих организаций о них. При этом контролирующая организация обязана незамедлительно сообщить в прокуратуру о проведении такой проверки, направив все необходимые документы в течение суток.

Верховный суд РФ уделяет большое внимание моменту реагирования на нарушения в данной области и незамедлительности оповещения органов прокуратуры о проводимых проверочных мероприятиях (в частности, это следует из постановления ВС РФ от 03.04.2017 № 127-АД17-2). Проверка, проведенная без извещения о ней органов прокуратуры, может быть признана незаконной.

Таким образом, за небольшим исключением согласование внеплановых проверочных процедур с прокуратурой является действием предварительным, и на момент проверки на руках у проверяющих органов должно быть прокурорское решение, разрешающее проведение такого мероприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту - Закон №294 ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Пункт 2 статьи 10 Закона №294 содержит основания для проведения внеплановой проверки:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами ;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах :

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям .

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно и настоящего Федерального закона.

Внеплановая проверка подлежит согласованию с прокуратурой , если основанием для ее проведения послужила информация об угрозе либо причинении вреда ( и , Закона №294):

  • жизни и здоровью граждан;
  • животным, растениям, окружающей среде;
  • объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России;
  • безопасности государства;
  • об угрозе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Указанная информация может поступить ( Закона N 294-ФЗ):

  • от граждан (в том числе от индивидуальных предпринимателей);
  • от организаций;
  • от органов государственной власти, местного самоуправления;
  • из средств массовой информации.

Внимание! Проверка не проводится, если невозможно установить заявителя или отсутствуют конкретные сведения о фактах, изложенных в Закона N 294-ФЗ ( данного Закона).

Согласование проведения проверки осуществляется в соответствии с согласования в органах прокуратуры проведения внеплановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Генерального прокурора РФ от 27.03.2009 N 93 (далее по тексту - Порядок ).

Согласно пункту 6 статьи 10 Закона №294 типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации.

В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения (пункт 8 статьи).

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки. По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Что является основанием для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки?

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями настоящей статьи;

3) несоблюдение требований, установленных настоящим Федеральным законом, к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

В соответствии с пунктом 12 стать 10 Закона №294 если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных и настоящей статьи, в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

ВНИМАНИЕ! Как следует из пункта 15 статьи 10 Закона №294 решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

Проверка, проводимая по основаниям, указанным в и Закона №294, как правило, осуществляется по месту деятельности организации ( данного Закона).

По общему правилу о проведении внеплановой выездной проверки организация должна быть уведомлена любым доступным способом не менее чем за 24 часа до ее начала ( Закона №294).

Продолжительность внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней ( Закона №294). В некоторых случаях в соответствии с Закона №294 может быть установлен сокращенный срок проведения такой проверки.

Согласно пункту 17 статьи 10 Закона №294 в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

По итогам внеплановой выездной проверки составляется акт, который должен быть направлен в орган прокуратуры в течение пяти рабочих дней со дня составления ( Порядка). Если в ходе проверки выявлены нарушения, в орган прокураты дополнительно направляется информация о принятых мерах по их устранению и привлечению к ответственности виновных лиц ( Порядка).

Указанная консультация может быть полезна при подготовке иска с использованием шаблона:

(заявление)

(заявление)

Тематика вопросов

ВНИМАНИЕ! МАСШТАБНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ! Военная служба. Консультации юриста Образование Торги (аукционы, конкурсы) Получение компенсаций, возмещение расходов Страхование. Консультации юриста Недвижимость. Общие вопросы Корпоративные споры Приказное производство. Консультации юриста Финансовая аренда (лизинг). Консультации юриста Государственные (муниципальные) закупки. Консультации юриста Третейское разбирательство.Консультации юриста Судебные расходы.Консультации юриста Здоровье. Оплата больничных листов. Консультации юриста Уголовный процесс. Консультации юриста Калькуляторы госпошлины, пени, процентов, компенсаций Налоговые проверки. Налоги и взносы. Консультации юриста Административные споры. Консультации юриста Строительство. Консультации юриста