Вся правда о постных продуктах. Постная колбаса, паштеты и иные продукты, в которых мясной компонент заменён растительным

Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)


«Верь мне, доктор (кроме шутки!), -
Говорил раз пономарь, -
От яиц крутых в желудке
Образуется янтарь!»

Врач, скептического складу,
Не любил духовных лиц
И причетнику в досаду
Проглотил пятьсот яиц.

Стон и вопли! Все рыдают,
Пономарь звонит сплеча -
Это значит: погребают
Вольнодумного врача.

Холм насыпан. На рассвете
Пир окончен в дождь и грязь,
И причетники мыслете
Пишут, за руки схватясь.

«Вот не минули и сутки, -
Повторяет пономарь, -
А уж в докторском желудке
Так и сделался янтарь!»

А.К. Толстой

Наверно, среди всех профессиональных сообществ самая резкая критика РПЦ (как иерархов, так и простых попов) звучит именно от врачей, при том, что православие среди российских врачей распространено не меньше, чем в других профессиях. Большинство дам регулярно заглядывает в церковь поставить свечку, да и воцерковленных среди врачей (в том числе блестящих) совсем немало. Но вот среди врачей-атеистов много атеистов активных. И это (безотносительно вопросов веры, а также моего личного отношения к врачам, среди которых, вне зависимости от их отношения к данному вопросу, есть очень многие, которых я искренне уважаю) – повод для размышлений, особенно в настоящее время.

Итак, почему среди врачей-атеистов много воинствующих безбожников? Во-первых, это – продолжение традиций вольнодумства – и во времена царской России врачи слыли вольтерьянцами. Думаю, это – следствие цинизма, которым врачи пытаются отгородиться от мрачной стороны жизни, с которой им приходится так тесно сталкиваться, и избежать «профессионального выгорания».

Во-вторых, крайне отрицательно к РПЦ относится ультралиберальная часть врачей – небольшая, но очень шумная и активная. К ней относятся также и врачи нетрадиционной ориентации, а современные либералы в России даже если имеют традиционную ориентацию, то во всем стараются их поддерживать. Повод для крайне отрицательного отношения гей-сообщества к РПЦ понятен – она их тоже очень не жалует. Вспомним, что мировое название православных христиан – это «ортодоксы», а христианская религия заимствовала у иудаизма крайне отрицательное отношение к гомосексуализму. Во многих ветвях христианства это отношение несколько смягчилось, но в РПЦ – нет. Например, если выясняется, что у служителя РПЦ имеются гомосексуальные склонности, то (вне зависимости от того, обуздывает он их или нет) церковь должна его отринуть. В результате гей-христианин должен испытывать сильные душевные муки, а так как во многом мораль современного европейского общества христианская, то для геев, лесбиянок и пр. это – дополнительный дискомфорт.

Так что реакция многих уважаемых врачей на все, связанное с попами, сродна аллергической, когда малейший повод вызывает бурную реакцию, причем виноваты во всем – именно люди из РПЦ. Разберем несколько примеров.

1. Визит Патриарха Кирилла в детскую больницу, в ходе которой были грубо нарушены все санитарные правила. Однако, извиняюсь, Кирилл в рясе и с кучей фото и телеоператоров не сам туда вломился – его за руку водил академик Бокерия. И если его завели и в стерильные боксы, где лежат дети после пересадки, и даже в операционную во время операции – то это, извините, вопрос не к нему.
2. Организация молельных комнат в больницах. Надо это делать? Безусловно! Многим пациентам это надо. Должна была РПЦ выдвигать подобные предложения, думая о правах христиан (да и мусульман – там все молятся)? Да, конечно. Как это должно было быть сделано? В связи с тем, что одно из помещений в больнице отводится под комнату для молитв, должны быть пересмотрены нормы, построены дополнительные больницы. Как это было сделано? Приказом, одну из комнат вывели из оборота. Но, опять же – претензии должны были быть обращены к министерству.
3. Пьяный поп задавил двух человек, ему дали 2 года условно. Кто дал – суд или РПЦ? Если кто-то (и я поддерживаю) считает, что наказание неадекватно мало, то претензии к светскому суду. РПЦ, насколько я помню, отрешило его от служения. Что касается перенесения недостойного поступка попа на всех священнослужителей – то в РПЦ людей много, всякие попадаются. Те же врачи всегда резко возражают против перенесения единичного случая с проштрафившимся врачом на все врачебное сообщество.
4. РПЦ передаются помещения, отобранные у больниц, детских домов и пр. Было? Было, единичные случаи, но было. Не в таких масштабах, как в свое время у РПЦ отбирали помещения под больницы и детдома. Однако сейчас многие церкви переполнены, и помещений не хватает. Если светские власти при решении вопроса о возврате помещений делают это за счет больниц, а не своих многочисленных контор, то это – вопрос к светским властям.

Ну и, отдельно – про вмешательство церкви в дела врачебные. Для начала ехидно замечу, что врачи крайне против того, чтобы церковники вмешивались в лечебный процесс (что правильно)), тогда как считают для себя совершенно нормальным вмешиваться в дела церковные.

Конечно, всякие сайты истинно православной медицины, советы их адептов и прочее любого врача способны довести до бешенства. Однако вспомним, кто наиболее агрессивно и массово дает подобные рецепты. Это:
- сторонники диких «оздоровительных» направлений, типа экстремального сыроедения,
- любители гомеопатии, «экологически чистых домашних родов», биорезонансов и пр., то есть сект врачей-шарлатанов,
- адепты религиозных сект и практик.

А вот сама РПЦ относится ко всему этому отрицательно. Их стандартная рекомендация – идти к врачу и дополнять лечение молитвою. Дополнять, а не подменять. И неофитов и экстремалов из своей среды, которых заносит, одергивает, а с «тоталитарными сектами» старается бороться.

(Пост в стиле кота Леопольда вызван ожесточившейся полемикой вокруг РПЦ, в том числа среди врачей. Дошло до того, что врачи посылают друг друга в пешее эротическое путешествие. Поэтому я прошу более терпимо относиться к тем, кто не разделяет мнение оппонента. Чтобы, значит, не доводить дело до описанного в приведенном выше стихотворении).

Церкви не место в абортарии

Непрекращающаяся дискуссия вокруг письма 10 академиков показала, что проблема взаимопонимания между верующими и неверующими есть. Поэтому мы решили узнать, что думают атеисты о возможном участии Церкви в жизни общества. С этим вопросом мы обратились к одному из десяти академиков, директору Гематологического центра РАМН Андрею Ивановичу ВОРОБЬЕВУ

Андрей Иванович, любое ли вмешательство Церкви в общественную жизнь вы считаете недопустимым?
-- Не в общественную, а в государственную. У нас до революции Церковь была государственной, и, где-то начиная с 1991-1992 годов, вновь стала внедряться в государство. Это унизительно для Церкви, отталкивает от нее людей. Зачем? У государства свои интересы.
Все попытки религии влезать во власть, в государственные учреждения заканчивались огромной кровью: Варфоломеевская ночь, крестовые походы, сожжения… А потом уничтожали самих религиозных служителей.
Зачем Церковь освящает банк? Банк никогда не был другом человека. Это банки устроили дефолт и не вернули людям деньги. Бедным людям. Нечего там делать Церкви. У меня нет противостояния с Церковью. Я вырос в религиозной семье, воспитан в русской культуре, часть которой – Православная Церковь. Но я убежденный атеист. Как врач я не могу не быть атеистом.

При епархиальной комиссии города Москвы по церковной социальной деятельности есть служба помощи бездомным, зимой работает ночной автобус «Милосердие» (единственный в Москве). Сотрудники службы спасают тысячи замерзающих на улице, при необходимости устраивают их в больницы и приюты, помогают с документами, билетами на родину, стараются помочь с работой (хотя признают, что большинство бездомных не настроено на социализацию). Что плохого в таком участии Церкви в жизни общества?
-- Ради Бога, участвуйте. Но помните, что когда речь идет о сотнях тысяч людей, никакая благотворительность не поможет. Полмиллиона беспризорных, поток беженцев из искусственно отделенных республик на совести нашего государства. Нельзя перекладывать вину государства на население. Не может в XXI веке быть ни беспризорных, ни бездомных. Если немец приехал в Россию что-то строить по просьбе Ивана IV, его потомок сегодня (через пять веков!) может вернуться в Германию, и ему как немцу будут предоставлены жилье и работа. А мы своих людей, вынужденных бежать из республик, не устраиваем, бросаем на произвол судьбы. Почему они должны платить деньги, которых у них, конечно, нет, на строительство нового жилья? У нас пустует, умирает провинция. Так поднимайте ее! Деньги есть, только надо на них не небоскребы в Москве строить, а жилье в провинции для граждан из бывших республик. Государство обязано вмешаться. Что может здесь сделать Церковь? Обращать внимание на бессовестное отношение государства к собственным гражданам. Что же вы помалкиваете? Мы пишем, а вы где?
Мы живем в христианскую эру, и это не случайное название. Оно принято человечеством как понятие о новых моральных ценностях, провозглашенных в Нагорной проповеди. Мне глубоко безразлично, когда и где она написана, но это гениальный документ, который определяет порядок жизни на планете для верующих и неверующих, православных, католиков, лютеран, мусульман. Христианские ценности -- основа для написания законов, правил поведения, взаимоотношения людей. И вот на них должна обращать внимание Церковь (я не люблю нажим на слово «православная» - есть христианство, а настаивание на исключительности, традиционности православия всегда приводит к разладу). На то, как эти ценности попираются. Но как раз на это Церковь внимания не обращает. Церковь согласна с властью там, где должна быть против.
А служба помощи бездомным? По-моему, это вид участия там, где ничего не делается. Я как врач обязан потребовать от государства бесплатной помощи для больных, потому что они не могут заплатить. И если с них требуют деньги, это организованное убийство.

-- Если мне память не изменяет, лет 10 назад вы в программе у Познера выступали против эвтаназии?
-- Нет, память вам не изменяет.

-- Этой весной тема опять всплыла. В Интернете появилось сообщение, что в Совете Федерации готовится закон о легализации эвтаназии, началось массовое обсуждение. Естественно, многие священники и православные миряне высказались на эту тему. Должно ли, на ваш взгляд, общество прислушиваться к мнению Церкви об эвтаназии?

-- Есть вещи, которые неприлично даже обсуждать. Нельзя ставить под сомнение основы нашей культуры. Сказано: не убий. Давайте будем два тысячелетия спорить, правильно это или неправильно, в каких случаях все-таки можно убивать? Не нужен этот разговор. Можно ли в исключительных случаях применять смертную казнь? Нельзя! Хотя бы потому, что это самый надежный способ сокрыть преступление: подставили кого-то, сфабриковали дело и закрыли.
Вот в Голландии разрешена эвтаназия. Ну и что? Голландия торгует женщинами. Вы были в Амстердаме? Видели витрины, на которых выставляют полуголых женщин? Там и наркотики легально продаются. Эвтаназия недопустима, и это не подлежит обсуждению. Любые аргументы «за» ошибочны. Мы регулярно оживляем людей, у которых все остановилось -- не работает сердце, не работают легкие, мозг «прямой». Если я вам покажу объемы саркомной опухоли, которые дают 90-процентную излечимость при условиях грамотного и надежного подхода, то у вас язык не повернется спросить про кого-то: а если он хочет умереть? Хочет, потому что не знает пути излечения.
Церковь должна на это отреагировать резко и коротко. А подробно обсуждать эту тему неприлично. Как и многие другие. Есть общечеловеческие ценности, которые вообще не могут быть предметом научного анализа. Не лжесвидетельствуй. Почему? Ну давайте будем болтать на эту тему! По-моему, и так все ясно. Чти отца и мать. Тоже кто-то скажет: а в Америке дети с 18 лет становятся независимыми и родителям не помогают. Что мне Америка? Она только недавно от суда Линча отказалась. У нас такая культура великая, а мне Америку в пример приводят. Есть моральный кодекс, и не нужно его подвергать бесконечному обсуждению. Может быть, насчет прелюбодеяния затеем дискуссию?

А как вы относитесь к обращению католических епископов Литвы к литовскому министру здравоохранения? Они озабочены, что по распоряжению Минздрава Литвы будущие студенты-медики, желающие получить специальность акушера-гинеколога, должны уметь делать аборты?
-- Аборт -- не социальный, а медицинский вопрос. Это медицинская проблема, Церковь здесь ничего не может сказать, кроме как провозглашать пустопорожние фразы, что если жизнь зачата, то это будет убийством.
Допустим, человек болен, у него СПИД, и он может заразить невинное дитя, сделать его уродом! Если беременна женщина после 30 (а особенно после 40), то есть вероятность, что одна хромосома у нее не разойдется. И она будет беременна не человеком, а дауном, у которого 47 хромосом вместо 46. Он родится уродом. Зачем урода рожать?
Сегодня мы можем по анализу клеток крови плода, циркулирующих в крови матери, определить, что у нее в утробе урод. В крайнем случае, я могу взять из околоплодного мешка воду. Там есть клетки плода, и по ним определю. Я могу предупредить рождение многих уродов и таким образом избавить от них людей, а их самих -- от того, чтобы быть уродами.
Я могу дать определение человека. Человек -- это 46 хромосом. Пойдите в тюрьму, посмотрите. Знаете, какой там процент уродов? 10 процентов.
Вы пойдите к юристам, которые заключенных держат в собачьих условиях, вот где место Церкви!

-- Церковь в тюрьму ходит.
-- Ходит, но плохо. Если в тюрьме есть пытки, значит, Церкви там нет. Если до сих пор в мире сохранилось понятие «русская тюрьма» как понятие ужаса, значит, Церкви там нет.

-- Люди с синдромом Дауна преступниками не становятся, у них вообще нет агрессии.
-- С синдромом Дауна не становятся. А с дополнительной икс-хромосомой становятся. Среди повторных убийц очень высок процент лишних хромосом. Это не совсем люди, они не могут отвечать за свои поступки. Я предлагал на совместных с Минюстом заседаниях: давайте, мы будем определять хромосомный набор у особо тяжких преступников. И покажем, что вы относитесь к ним, как к людям, а они не совсем люди. Их нельзя выпускать за стены изоляции. Им место не в тюрьме, а в человеческом, но - изоляторе. Но их и бесполезно судить по нашим законам, они другие. У них другой набор хромосом.
Когда Церковь лезет в аборты, это ошибка. Это тяжелый медицинский вопрос, сюда без образования носа нельзя совать. А лезут с этическими проблемами. Женщина пришла к врачу -- оставьте их наедине. Представьте, я приду на службу… А я, хоть и атеист, люблю в церкви бывать, правда, последнее время чаще бываю там по грустным поводам. Так вот, приду, а там дьячок так за упокой читает, что хочется пинка ему дать. Но если я вылезу учить его, как читать заупокойную молитву, мне скажут: у тебя больница, там и работай. Чего лезть в чужие дела?

Верующие с этим никогда не согласятся. Но что бы ни думали врачи об абортах, биоэтика сегодня в медицинских вузах – обязательный предмет. И в некоторых вузах ее преподают православные люди, иногда даже священнослужители. Как вы к этому относитесь?
-- Преподавать медицинскую этику может только очень крупный врач. В том, что ее не может преподавать священник, у меня сомнений нет. Нужны профессиональные знания.
Я со священниками не обсуждаю ни вопросы жизни и смерти, ни оказание мной помощи больному, ни характер помощи. Им нет места в моей работе. Мы говорим на разных языках.
Поднимитесь ко мне в отделение, почти на всех столиках найдете иконки. Моего авторитета хватит, чтобы перекрыть эти иконки. Но всегда найдется человек, который верит в Промысел Божий. А, извините, верить надо в противоопухолевые препараты.

-- Среди ваших пациентов наверняка есть верующие. Если кто-то захочет, чтобы к нему пришел священник…
-- В рясе, в шапке, в верхней одежде вход в стационар запрещен. Не пущу. Об этом все предупреждены, и ко мне не ходят. Иди домой и приглашай кого хочешь.

-- Но у вас же тяжелые больные. Если человек допускает, что может не вернуться домой и хочет исповедоваться?..
-- Зачем здесь нужен священник, если тут больные лежат? Вы не знаете, что встреча с попом в народе считается несчастьем? Не буду я, ублажая одного больного, приносить неприятности целому отделению. Если священник умен, он может прийти к больному в приемные часы как посетитель. Не в рясе, без креста. И исповедуй, сколько тебе вздумается.

Андрей Иванович, наверное, для вас как материалиста суеверие не менее странная вещь, чем вера в Бога. Почему же вы не считаетесь с одной странностью пациентов, но считаетесь с другой?
-- Ну зачем насиловать людей? Сам я не считаю встречу со священником плохой приметой. У меня к ним очень хорошее отношение. Я в основном встречал хороших священнослужителей. Но здесь больница, здесь им делать нечего.

Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ



Смерь атеиста. Роспись шкатулки, Палех, 1974 г. Полагают, что в виде атеиста известный мастер палехской миниатюры Николай Михайлович Зиновьев (1888-1979) изобразил самого себя

Врач = атеист?

Прокомментировать это интервью мы попросили Ирину Васильевну СИЛУЯНОВУ, профессора, доктора философии, завкафедрой биомедицинской этики Российского государственного медицинского университета:
-- Андрей Иванович Воробьев -- глубоко уважаемый в медицинском сообществе ученый. Познакомиться с его личной точкой зрения на место религии в жизни человека и общества было весьма интересно. Однако его утверждение: «Как врач я не могу не быть атеистом», -- вызывает недоумение. Совсем недавно, в 2006 году кафедрой биомедицинской этики был проведен опрос врачей г. Москвы с целью выявить особенности отношения врачей к морально-нравственным аспектам медицинской практики. Результаты опроса противоречат утверждению академика Воробьева.
В опросе участвовали врачи, аспиранты РГМУ и их коллеги, работающие в практическом здравоохранении: всего 534 врача, из них 211 мужчин и 312 женщин; в возрасте от 25-35 лет -- 66%, в возрасте 36-45 лет -- 20%, свыше 45 лет -- 9%. Мы обращаем внимание на участие в опросе именно молодых врачей. Молодое поколение сегодня практически свободно от того жесткого государственного атеистического пресса, под влиянием которого формировалось сознание академика Воробьева.
Данный опрос вовсе не ставил перед собой задачу выяснения уровня религиозности молодого поколения врачей. В центре внимания были вопросы оценки нравственного содержания сложной системы отношений «врач-пациент», поскольку любой, даже высочайший уровень технического обеспечения лечебного процесса может быть обесценен равнодушием, агрессивностью, нарушением правовых и моральных норм профессионального общения. Например, был задан вопрос: «Какое значение лично для Вас имеет принятие Вами Клятвы врача России?» Оказалось, для 25% -- это пустая формальность; для 4% -- дополнительное и лишнее бремя; но для 70% -- осознанное признание моральных обязательств врача-профессионала.
При ответе на вопрос: какой из двух терминов, на Ваш взгляд, более корректно использовать для определения медицинского вмешательства, 12% ответили, что это -- медицинская услуга, а 87% -- медицинская помощь, что указывает на верность традиционному пониманию медицины.
Об этом свидетельствуют и ответы на вопрос о причинах возникновения профессии врача. Для 79% -- это стремление помочь страдающему человеку, для 3% -- финансовые и экономические мотивы, для 16% -- познавательный интерес.
Основным мотивом выбора профессии врача было: для 1% -- финансовая заинтересованность, для 23% -- научный интерес, для 51% -- возможность и желание оказывать помощь людям, для 12% -- случайное стечение обстоятельств, для 20% -- семейная традиция, для 3% -- другое.
Опрос показал, что врачи помнят о своих пациентах, лечение которых протекало драматично. На вопрос: помните ли Вы тех пациентов, которым Вы нанесли тот или иной вред, ответили: «не помню» -- 11%; «молюсь за них» (за здравие или упокоение) -- 5%; «прошу прощения» (у них, у Бога) -- 17%; «постоянно помню» -- 29%; «вспоминаю в каждой новой сложной ситуации» -- 52%; «стараюсь забыть о них» -- 4%.
Нравственные установки люди часто связывают с религиозными основами своего мировоззрения. Как же связывается у врачей понимание нравственного предназначения их профессии с верой? Были получены следующие ответы: профессия врача -- это форма богоборчества -- 13%; профессия врача -- это форма богоизбранности для служения людям -- 82%; у 5% опрошенных этот вопрос оставался без ответа.
Ответ на вопрос «Ваши религиозные убеждения» четко разделил участников опроса на верующих и атеистов. Согласно опросу, исповедуют православие -- 67%, католицизм -- 1%, ислам -- 5%, буддизм -- 4%, иудаизм -- 1%, атеизм -- 14%, не знают -- 5%. Соотношение верующих и неверующих врачей -- практически 6:1.

Тяжело слушать, тяжело писать, но ещё тяжелей молчать об этой истории

Подарок в жизни

Пока у меня есть силы, я буду говорить, не могу и не хочу молчать. Моей девочки больше нет, - плачет мама Мария. - Может, хоть один из врачей, виновных в смерти моей доченьки, будет наказан, может, другие, наконец, задумаются. И каждый день, надевая белый халат, надо всё делать не для того, чтоб прикрыть свой тыл, а чтоб не стыдно было смотреть в глаза пациентам.

Мария - мать одиночка. У нее было двое детей. Старший сын и младшенькая дочка.

Диана появилась в тринадцатом году. Моё солнышко. Моя радость. Это просто подарок в жизни. Моя мама называла её смородинкой. Волосики черные, вьются, глазищи на пол лица, так смотрят на тебя, словно прямо в душу глядят.

Он же её взасос не целовал!

Беда пришла, откуда не ждали. Два года назад старшего сына госпитализировали в инфекционное отделение с диагнозом острый мононуклеоз. Это инфекционное заболевание вызывается вирусом Эпштейна-Барра. Этот вирус есть у многих, все дело в иммунитете.

Принес его Саша из воскресной школы. После него ещё двух детей госпитализировали с таким заболеванием - четырех и пяти лет. А передается он через слюну. Он просто там попил из чужой кружки. В народе эту болезнь называют болезнь поцелуев. Проявляется она как ангина, высокая температура под 39-40. Шея раздувается, как у кобры капюшон. Это увеличиваются лимфоузлы. У Саши болезнь протекала не типично. Температуры не было. Он просто говорил мне - мама, мне плохо. Я пришла с работы, он был на каникулах, и он без конца - мне плохо, мне плохо. Я стала смотреть его - у него горло, как при ангине. Скорая нас повезла в инфекцию с диагнозом ангина. Но благодаря врачу, не местному, работала тогда женщина - беженка с Украины. Она его осмотрела и сразу сказала, что у него мононуклеоз. А наши врачи долго сомневались, правильно ли она поставила диагноз. Знаете, вскоре эта врач уехала. Ее просто съели. У нас так - кто умнее местных, кто иной, того съедают.

Взяли у нас кровь на анализ на этот вирус Эпштейна-Барра. Отправили в Екатеринбург. У нас его можно сделать в платной клинике. Анализ подтвердился. Я подошла к врачу инфекционного отделения и спрашиваю, надо ли обследовать младшую, она мне: - Что ты сочиняешь, он же её взасос не целовал!

Где лечились, пусть там и дают

В октябре пятнадцатого года Диана вдруг пожаловалась, что у нее болит живот. До этого девочку лечили от артрита. Мать обратилась к педиатру.

Он сказал, что это от таблеток от артрита. Причем на приёме он не положил ребенка, не обследовал живот как следует. А в Екатеринбурге, мне до этого говорили, что при приёме лекарств от артрита надо наблюдать за печенью.

Направление нам не дали. Так и сказали, там, где лечились, пусть там и дают.

УЗИ показало увеличение селезенки и печени.

В Екатеринбурге ревматолог, посмотрев УЗИ, посоветовал попасть на прием к гастроэнтерологу. У нас этого врача нет. Надо брать талон в интернете к специалисту в Тагиле.

Ты придумываешь детям болезни

До приема оставалось ждать не один месяц. За это время к жалобам на боли в животе прибавились ещё и носовые кровотечения.

И опять никто из наших врачей не связал этот симптом с селезенкой. По их словам, селезенка увеличена от препаратов от артрита, а кровь течет - это плохая свертываемость. Нам назначили аскорутин. Но он нам нисколько не помог. Кровотечения идут по 15-20 минут, я не могу их ничем остановить. Я самостоятельно пошла на платный прием к Манусову. Он мне сказал - надо проверить у Дианы печень.

Она пошла к другому педиатру.

Не к своему на участке, а к другому, более опытному. Она врач по образованию, у неё высшая категория. Пришла с жалобами - болит живот, новые кровотечения, тут ещё печень с селезенкой увеличены. Это был март шестнадцатого, Диане исполнилось 3 года. Так вот эта педиатр сказала мне: «Да что ты придумываешь! Ты просто придумываешь своим детям болезни». Но все-таки она назначила анализы. Анализ на кал показал наличие дрожжевых грибков, назначили Линекс. Мы его пропили, снова пришли к ней. Но она же у нас не по участку. У неё и так своих много, а тут мы ещё. Тут подоспело время проходить медицинскую комиссию, по другому вопросу, абсолютно не касающемуся наших заболеваний. Комиссия плановая, не связана с болезнью. И вот, комиссия в апреле опять показывает увеличение селезенки. Её мне подписывает заведующая детской поликлиникой. Она у меня спросила: «Как дела у Дианы с ножками?». Я ей и отвечаю: «Да на ножки уже Диана не жалуется, у нас проблема с животиком». Врач приобняла её, животик пощупала. И говорит: «Всё хорошо». А УЗИ даже не посмотрела. Получилась диспансеризация для галочки. Вот для чего все это выдумывать?

Получается Диана эту комиссию прошла. Я и заведующей сказала, что, мол, нам бы на прием к гастроэнтерологу надо попасть. Ответ: «Ну, записывайтесь на прием». Вот это значит уже апрель, а мы на живот жалуемся с октября. И Линекс не помог, и селезенка с печенью по-прежнему увеличены и кровотечения носовые беспокоят. После апрельской комиссии я все-таки записалась на прием к гастроэнтерологу, но только на июль - раньше не было…

Я никогда не видела таких слез

Мария прерывается. Я вижу, что воспоминания даются ей с трудом. В её глазах - изможденность и притупленное ощущение реальности. Словно она устала ходить по страшному лабиринту последних воспоминаний, но боль возвращает в его безвыходные дебри снова и снова. Каждый новый ход лабиринта все больше запутывает её, и она уже не может вернуться мыслями назад.

Ее слезы бегут по лицу тихим и мощным потоком, как бы сами по себе, без её ведома.

Я никогда не видела таких слез. Может, потому, что никогда не разговаривала близко с человеком, который потерял сразу все - и счастье, и радость и смысл жизни.

Знаете, какая Диана у меня была умной девочкой? Ей было три, а уже буковки некоторые знала. Играла кубиками, составляла из них слова - мама, баба. Цифры знала. Тянулась за братом…

Что случилось, смородинка?

К новому педиатру мы пришли 4 июня. Говорю - животик болит и носовые кровотечения. Она сказала: «Талонов у меня к ЛОРу нет, а живот у вас болит из-за таблеток, которые вы принимаете от артрита. Или это у вас вообще возрастные изменения!».

Она играет в песочнице. Раньше приду, она бегает, а тут сидит. Пошли домой, а она жалуется - я устала, ножками не могу идти. Я её несла домой на руках. А она мне все: «У меня только животик болит». И теперь я вспоминаю, что в последние время, после выхода с больничного, я её все чаще и чаще носила ее на руках. Она все говорила - у меня сил нет…

Мы утром встали, я стала её расчесывать и мне показалось, что кожа у неё поменяла цвет. Словно пожелтела слегка. Стала её заплетать, а у неё такие волосики длинные были, кудрявенькие и, словно, пробор в волосиках желтый какой-то. По дороге в сад они все баловались, играли в догонялки. То мама от неё убежит, до Дианочка. А тут в саду она сидела играла, и мама в домике была. Тут дочка заплакала, мама прибежала к ней и спрашивает: «Что случилась, смородинка?». А Диана: «Мне больно, я на тебя обиделась. Мне стало больно, а тебя нет». Мама обняла её и говорит: «Ты же знаешь, я рядом, в домике». И тут мама на Диану посмотрела и сразу побежала мне звонить: «Дочь, а Дианочка точно пожелтела. У неё глазки желтые стали».

Гепатита-то, нет!

Утром в понедельник они пошли сдавать анализы.

После обеда мы пошли на прием к участковому, у нас был вечерний прием. Мы пришли без талона. Врач как увидела Диану, она сразу надела маску, отвернулась боком. Спрашивает: «Что вы хотите, с чем пришли?». Я говорю малышке: «Дианочка, покажи тёте глазки свои желтые». Врач говорит: «У вас гепатит А». Сразу выписывает направление на госпитализацию. К ребенку врач не притронулась, но в карточке пишет - печень увеличена на 2 см, отстает от рёберной дуги. Вот глазомер-то, это не прикасаясь к ребенку.

Сразу после приёма они поехали в инфекцию.

Уже вечер. Врач к нам не спустилась, передала нам медсестру со словами, мол, консультировать я никого не буду, пусть ждут шести часов, пока придет дежурный педиатр, или пусть приходят завтра утром. Время было пять часов вечера. Мы отправились домой и рано утром во вторник 12-го июля пришли опять в инфекционную больницу. Врач оформила Диану, поставила предварительный диагноз - гепатит «А».

Анализы на гепатит взяли только в среду. Девочке поставили капельницу и назначили таблетки.

Она внешне сразу посветлела, только все кричала: «У меня животик болит». Я места себе не находила.

Мы легли 12-го, анализы берут 13-го, только 18-го приходят анализы. Это понедельник. Неделя, как мы лежим в больнице. А гепатита-то, оказывается нет!

Запредельные показатели

Только 21-го июля местные врачи согласились оформить направление для ребенка в больницу Екатеринбурга.

Там сразу же взяли анализы. Вирус Эпштейна-Барра! Запредельные показатели! На следующий день по результатам анализов медики приняли решения вводить Диану в медикаментозную кому. У неё была интоксикация билирубина. С субботу двадцать третьего Диану ввели в медикаментозный сон. Когда Диане поставили катетер, она напоследок кричала бабушке, моя мама осталась с ней в больнице: «Я не хочу лечиться! Я хочу к маме!». Бабушка с ней попрощалась: «Дианочка, я тебя буду ждать. Мы с тобой послезавтра встретимся, будем сказки читать».

Два дня, субботу и воскресенье, малышка провела в реанимации.

На следующий день, во вторник, 26 июля, я уже была в Екатеринбурге. Приехала в больницу, разговаривала с лечащим врачом. Она сказала: «Мы постараемся спасти вашу девочку, но наш опыт говорит, что вы слишком поздно к нам поступили».

С этим заболеванием дети остаются в живых

Мать пустили в реанимацию.

Я держала её за ручку. Ей пять раз заменили всю кровь. У неё катетеры стояли везде - в ручках, в ножках, в бедре. Но оказалось, что этот вирус съел у неё все иммунные клетки. Она уже не могла бороться. С этим заболеванием дети остаются в живых. Если бы чуть пораньше! Мы больше недели потеряли в больнице Качканара! Десять дней оказались решающими для моего ангела…

Мама Дианы не может говорить. Её душат слезы.

Я гладила её ручку, поцеловала, уткнулась в её волосики. Я стояла тихо, боясь её потревожить, она была в сознании. Я смотрела в её глазки, не зная, что вижу их в последний раз. И то ли она почувствовала меня, то ли хотела что-то сказать - повела глазками и попыталась заплакать.

Ее сердце рвалось. Там - старший, он там один весь день, надо возвращаться к нему и на работу.

Мать посмотрела на неё вышла из палаты, не зная, что видит живой ее последний раз.

Домой приехала. Все не так. Места не нахожу, хожу по квартире. В ту ночь я так и не уснула. Мне сообщили, ночью Диана впала в кому.

Бабушка не отходила от неё, целыми днями читала ей стихи, рассказывала сказки, пела песенки.

Ей там говорят: «Да не рвите себе сердце, она все равно вас не слышит». А мама не верила. Как это не слышит? Я вижу, я точно знаю, что слышит. И все приговаривала: «Ты только выкарабкайся! Мы с тобой…».

Уходит

Маша нашла телефоны волонтеров, которые помогают.

Я уговаривала сменить её. Но она не соглашалась. Вот говорила, как начнет выздоравливать, приедешь, будешь с ней. И тут видимо где-то неосознанно она почувствовала, что Дианочка уходит от нас, как сквозь пальцы, как время, растворяется в пространстве, как нечто неуловимое. И мама вдруг уступила. Говорит, приезжай. Четвёртого малышку в реанимации посетил батюшка, провели соборование.

Чуть-чуть меня не дождалась

Утром мама, бабушка и брат ждали врача. К ним вышла медсестра и пригласила меня в реанимацию.

Я зашла в ординаторскую возле реанимации. Мне сказали чуточку подождать. И у меня тут словно рвануло туда, к ней. Мне надо и всё! Заглядываю, а вижу только краешек кровати. И просто надо туда бежать и все! И тут заходит столько людей. Меня окружили, стали наливать воду и всё… Я только эхом слышу: «Мы сделали все возможное, но ваша девочка ушла…Только что, в половине десятого». Я же вот, как раз зашла в половине десятого. Я была уже рядом. Она чуть-чуть меня не дождалась!

Я слушаю мать и думаю - она дождалась. Почувствовала её близость и решилась уйти. Жаль, что глаза не могут видеть столько же, сколько и сердце.

Я так умоляла врачей: «Пустите меня, пустите. Она ещё там. Она ещё тепленькая. Я не буду кричать, поверьте, пожалуйста, пустите». Я так хотела её обнять. Меня не пустили. Там рядышком лежала девочка. Она тоже была тяжелой, её никак нельзя было тревожить. Я вышла. Смотрю на сумки. Она в последнее время так просила сок. Очень любила маленькие коробочки, чтоб самой коробочку держать и из трубочки пить…

Они живут, а моя Диана - нет

Прошли похороны. У нас маленький город. Я встречаю всех тех врачей, к которым обращалась, пока болела Диана. Терапевт, к которой обращалась не по участку, которой я доверяла, при встрече от меня отвернулась. Молча.

Через некоторое время мать написала жалобу в министерство здравоохранения.

Меня не удовлетворил их ответ. Раз Диана умерла в больнице Екатеринбурга, ответ пришел - нарушений не обнаружено. Я не имею никаких претензий к областным клиникам. Надо проверять компетентность и расторопность наших местных качканарских врачей. Мы потеряли время здесь!

Позже выяснилось, если старший сын перенес опасный вирус, то должен был длительное время находиться под наблюдением врача, и регулярно сдавать анализы, потому что является распространителем вируса.

Моя малышка, она была для нас словно ангел. Она называла меня только «мамочка», она была такой послушной, никогда ничего не требовала. Она так любила ластиться, обнимать, целовать своего братика. Вот и заразилась от него. Все время вскинет свои реснички: «Ты меня любишь? Ты меня любишь?». Люблю! Как я теперь?! Её нет, а я её люблю!

Когда мать везла ее в Екатеринбург, все время говорила: «Дианочка, чуть-чуть потерпи, скоро я тебя заберу домой. Я приеду к тебе, и мы поедим с тобой домой вместе».

Я обещала дочке. И забрала Диану домой. Она приехала в крошечном гробике. Рядом с ней лежала её куколка. Она всегда спала с ней, спала тихо, спокойно.

Мать говорит, что рано или поздно посмотрит в глаза врачам.

Они живут, а моя Диана - нет…

Каждый день она ходит на работу мимо окон качканарского инфекционного отделения. Там, где она лежала. И каждое утро словно умирает там.

В настоящий момент по факту смерти девочки ведется следствие. Пока вина врачей не доказана, их имена, как и имена всех участников трагедии изменены.

Что говорили перед своей смертью знаменитые безбожники Ницше и М. Монро, Ленин и Вольтер? О чём "шутил" инженер построивший Титаник и в чём был уверен идол поп-музыки Леннон. Как умирали праведники?

Постол Павел писал: "Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр.13:7). Почему нужно взирать на кончину человека? Его смерть многое может показать!

Фридрих Ницше:

Сошел с ума. Перед смертью он ослеп, в завершение его разбил апоплексический удар. Говорят, что он умер лая в железной клетке

Фридрих Ницше в психиатрической клинике, 1899 год

Вольтер - великий насмешник:

Всю жизнь боролся с Богом. Однако последняя ночь его жизни была ужасной. Он умолял врача: "Заклинаю вас, помогите мне, я дам вам половину своего имущества, если вы продлите мою жизнь хотя бы на шесть месяцев, если же нет, то я пойду в ад, и вы последуете туда же". Он хотел пригласить священника, но его свободомыслящие друзья не позволили это сделать. Вольтер, умирая, кричал: "Я покинут Богом и людьми. Я пойду в ад. О, Христос! О, Иисус Христос".

Американский писатель-безбожник Томас Пейн:

Сказал на смертном одре: "Я отдал бы миры, если бы их имел, чтобы моя книга "Век разума" никогда не была напечатана. Христос, помоги мне, будь со мною"!

Давид Хьюм - атеист:

Перед смертью постоянно кричал: "Я нахожусь в пламени!" Его отчаяние было ужасным...

Его лечащий врач писал: "Император умер в одиночестве, всеми оставленный. Его предсмертная борьба была ужасной..."

Карл IX – предпоследний король Франции, истребитель гугенотов

Умер в 24 года в лихорадке от отека легких из-за туберкулеза: "Я погиб. Я это ясно сознаю".

Его слова пред смертью: "Я стою перед страшным прыжком во тьму".

Пред смертью восклицал: "Больше света!"

Умер, будучи помрачен в рассудке. Просил у стола, стульев прощение за свои грехи... Как это странно для человека, который был для миллионов людей вождём и идеалом...

Генрих Ягода - нарком внутренних дел СССР

"Должен быть Бог. Он наказывает меня за мои грехи".

***

Читайте также по теме:

  • Кто у гроба твоего, миссионер? - На злобу дня
  • На смерть богов (аватар) - На злобу дня
  • Лютая смерть грешников: евангельские Ироды, Фрейд, Ванга, Дидат... - На злобу дня
  • На смерть Андрея Панина… - На злобу дня
  • На смерть Ольги Иовлевой: прогноз, который не радует… - На злобу дня
  • Умерла Людмила Гурченко… Царствие Небесное не досчиталось еще одного человека - На злобу дня
  • Возмездие для предателя своего отца, вождя и народа - На злобу дня
  • Группа Игоря Дятлова погибла от бесов - Игнатий Лапкин

***

Последние слова перед расстрелом: "Слушай, Израиль, Господь наш Бог есть единый Бог",

Уинстон Черчилль - английский премьер-министр времён Второй мировой войны:

"Какой же я безумец!"

Емельян Ярославский (Губельман Миней) - один из самых ярых богоборцев и гонителей Церкви советского режима:

"Прошу, сожгите все мои книги. Посмотрите на Святого! Он ждет меня уже давно. Он здесь!"

На пике известности (в 1966г), во время интервью ведущему американскому журналу, сказал: "Христианство скоро закончится, оно просто исчезнет, я даже не желаю об этом спорить. Я просто уверен в этом. Иисус был ОК, но его идеи были слишком простыми. Сегодня мы более известны, чем ОН! После того, как он объявил, что Битлз более известен, чем Иисус Христос, он трагически погиб. Один психопат выстрелили в него в упор шесть раз. Примечательно то, что убийца сделал это с целью отобрать его популярность и прославиться на весь мир как убийца знаменитого певца.

Политик Бразилии Танкредо ди Амейдо Невес

Во время своей президентской избирательной компании публично сказал: "Если я наберу 500 000 голосов своей партии, то даже сам Бог не сможет меня сместить с президентского поста!" Конечно же, он набрал эти голоса, но внезапно заболел и за один день до того, как стать президентом, скоропостижно умер.

Казуза - бразильский композитор, певец поэт, бисексуал:

Во время шоу в Рио де Жанейро, затянувшись сигаретой, шумно выпустил дым в воздух и кощунственно провозгласил: "Бог, это тебе!". В скорости он мучительно умер в возрасте 32 лет от рака легких

Строители и владельцы "непотопляемого" "Титаника"

После окончания строительных работ на вопрос репортеров, насколько безопасным будет его чудо корабль, с иронией в голосе его инженер-конструктор ответил: "Теперь даже Бог не сможет его потопить!". Наверняка каждый знает, что случилось с непотопляемым Титаником.

Во время презентации ее шоу посетил евангелист Билли Грэйм. Он сказал, что Дух Божий послал его проповедовать ей. Выслушав проповедника, она ответила: "Мне не нужен твой Иисус!". Всего неделей позже ее нашли мертвой в ее апартаментах.

Господь в багажнике

В 2005 году в городе Кампинас, в Бразилии: группа пьяных друзей пришла забрать свою подругу из дома для дальнейших развлечений. Мать этой девушки, сильно волнуясь о них, провела ее до машины и, держа дочь за руку, с трепетом сказала: "Дочь моя, езжай с Богом, и пусть Он тебя сохранит", на что она дерзко ответила: "В нашей машине уже нет места для Него, разве только Он залезет и поедет в багажнике...". Несколько часов позже матери сообщили, что этот автомобиль попал в ужасную автокатастрофу, и все погибли! Сам автомобиль изуродован до полной неузнаваемости, однако полиция сообщила, что, не смотря на то, что весь автомобиль полностью уничтожен так, что даже невозможно распознать его марку, багажник остался абсолютно невредимым, что совершенно противоречит здравому смыслу. Каково же было всеобщее удивление, когда багажник легко открылся, и в нем обнаружили лоток яиц, и ни одно из них не разбилось, и даже не треснуло!

Журналистка и танцовщица из Ямайки Кристина Хэвитт

Как-то она заявила: "Библия является самой плохой книжкой, когда-либо написанной!". Вскоре, в июне 2006 года, ее нашли сгоревшей до неузнаваемости в собственном автомобиле

***

"Не обманывайтесь, Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Галл. 6:7)

***

  • Доказательства бытия Бога - диакон Андрей Кураев
  • Бог изумляющий - диакон Андрей Кураев
  • Доказательство того, что невозможно самозарождение жизни на Земле. Хлорофилл как самый главный противник атеистов - Максим Степаненко
  • Почему я не хожу в Церковь - иерей Глеб Грозовский
  • Материализм пред судом бытия и сознания. Антропологический очерк - святитель Иоанн Максимович
  • Докинз как иллюзия - Алистер МакГрат
  • Конец жизни известных безбожников и праведников - Православие.Fm
  • Мы верим... Говорят 53 известных ученых о вере в Бога - Благовестник
  • Рождение науки, инквизиция и охота на ведьм - лекция диакона Андрея Кураева
  • Диалог с атеистом - архимандрит Епифаний Феодоропулос
  • Диалог с атеистом - иерей Виталий Бабичев
  • Что ответить Стиву Джобсу, или Снова о слезинке ребенка - Александр Ткаченко
  • Атеистическое меньшинство - Григорий Кертман

***

Кончина Праведников

Во время богослужения мы просим у Бога безболезненной, непостыдной и мирной кончины. Это наше пожелание, но ни в коем случае не требование. Как можем мы сметь что-либо требовать у Владыки мира и Господа?..

Иногда, по замечанию схимонаха Паисия Святогорца, Господь дает специально болезненную, мучительную, а то и внешне соблазнительную кончину, чтобы смирить подвижника еще больше и чтобы чрез это смирение возвысить его.

Однажды современного афонского подвижника, старца Паисия, спросили: какова причина мук человека перед смертью, только ли она в греховности умирающего? Старец ответил: "Нет, это не безусловно. Также не безусловно и то, что, если душа человека выходит из него тихо и спокойно, то он находился в хорошем состоянии. Даже если люди страдают и мучаются в последние мгновения жизни, это не обязательно значит, что у них много грехов. Некоторые люди от великого смирения усердно просят у Бога, чтобы Он дал им плохую кончину – чтобы после смерти остаться в безвестности. Или кто-то может иметь плохую кончину, для того, чтобы духовно расплатиться с небольшим долгом. К примеру, при жизни человека хвалили больше, чем он этого заслуживал, поэтому Бог попустил, чтобы в час смерти он вел себя как-то странно, для того чтобы пасть в глазах людей. В других случаях Бог попускает некоторым страдать в час смерти, чтобы те, кто находится рядом, поняли, насколько тяжело приходится душе там, в аду, если она не приведет себя в порядок здесь…"

Это может быть хотя бы оттого, что все мы состоим из души и тела. И тело может болеть различными болезнями. И постепенно, в страданиях, оно может умирать согласно физическим законам течения болезни. Господь может облегчить страдания человека, но может попустить испить всю чашу страдания до конца. По мысли святых отцов, в таком случае можно говорить о том, что, давая человеку физические страдания, Господь, желающий, чтобы всякая душа была спасена, дает их во искупление грехов.

Смущаться этим может разве только человек, совсем далекий от Бога, считающий, что он лучше Бога знает, что и как должно быть. Болезненно и мучительно умирали и подвижники, о чем их последние слова. Вспомним хотя бы Спасителя, взявшего на Себя всю тяжесть грехов мира. Его последние слова: "Эли, Эли! лама савахфани? Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?", "Жажду", "Отче! в руки Твои предаю дух Мой", "Совершилось"!

Иногда Господь давал подвижнику освободиться перед смертью от страданий и мучений, и такой человек отходил в иной мир спокойно. Их последние слова даже становились посмертным завещанием нам, оставшимся на этом свете. Но подвижники веры никогда не умирали жалко. Пусть их физические страдания были предельными, но их душа жила предчувствием новой жизни. Туда, в блаженную вечность, и отходила. Иногда в последних словах умирающих верующих людей мы можем прикоснуться к той тайне, которая была содержанием их земной жизни, или той, что открылась им на границе этого и иного миров.

***

Последние сказанные людям слова святого Патриарха Гермогена: "Да будет над ними милость от Господа Бога и от нашего смирения благословение". После этих слов поляки перестали ему в темницу приносить пищу, и через некоторое время, 17 февраля 1617 года, он скончался.

***

Вот слова Святейшего Патриарха Тихона, исповедника Российского, пред смертью: "Слава Тебе, Господи, Слава Тебе, Господи, Слава Тебе, Господи!"

****

Русский религиозный философ князь Евгений Трубецкой. Последними словами его были: "Царские врата открываются. Начинается Великая Литургия".

***

Отец Иоанн Крестьянкин рассказывает: "Умирал в полном и ясном сознании профессор Петроградской Духовной Академии Василий Васильевич Болотов, знаменитый ученый, человек с колоссальными знаниями и со смиренной верой в сердце. Умирал, напутствованный в вечность Исповедью и Причастием, и последние его слова на земле были восторгом души его пред открывшимся духовному взору блаженством: "Как прекрасны последние минуты... как хорошо умирать... иду ко Кресту... Христос идет... Бог идет...""

***

Священномученик Иларион Троицкий: "Как хорошо, теперь мы далеки от…" И предал дух Богу.

***

Предсмертные слова епископа-подвижника Афанасия Сахарова (почил в 1962-м) были такие: "Всех вас спасет молитва".

***

Последние слова, произнесенные 22 июля 1992 года протопресвитером Иоанном Мейендорфом: "Eucharist’s icon" (русский перевод: "Икона Евхаристии"). "О чем говорил о. Иоанн? Может быть, о своей любви к Евхаристии, которая была для него центром всего – и богословия, и духовной жизни. Или он представлял себе свою любимую фреску из алтаря семинарского храма, перед которой он столько молился (по просьбе о. Иоанна была написана икона в византийском стиле – Христос причащает Апостолов). А может быть, он уже созерцал духовным взором небесную Евхаристию, вечную Литургию, совершающуюся непрестанно в Царстве Божием?" (митр. Иларион Алфеев).

***

А вот как умирал протопресвитер русской Армии и флота Евгений Аквилонов, профессор СПб Духовной Академии, автор замечательных богословских трудов. Отец Евгений умирал от саркомы, ему было 49 лет. Почувствовав приближение смерти, о. Евгений взял в руки зажженную свечу и начал сам себе читать Последование на исход души от тела. Со словами: "Упокой, Господи, душу раба Твоего, протопресвитера Евгения" он отошел в вечность.

***

Так предал дух Богу подвижник 20-го века преподобный Серафим Вырицкий: "Спаси, Господи, и помилуй весь мир". Это не просто слова, это кредо великого пастыря, который все силы, до последней капли, отдал на то, чтобы молиться за мир. В годы большевистской вакханалии, в годы войны преп. Серафим много часов провел в молитве на камне, к которому его вели, а порой и несли и с которого снимали обессиленного.

Те люди, которые в сознании Церкви закрепились с титулом «целители», имеют приставку к титулу - «безмездные врачи». То есть, являясь проводниками исцеляющей силы Бога, они не ставили на пути благодати преграду из корыстолюбия и умножали милость, не умножая сребролюбия. Таким образом, они действовали в духе апостолов, которым было сказано: «Даром приняли (дары) - даром давайте».

С торжеством новых форм устроения жизни, с прогрессом болеть люди меньше не стали, не перестали и умирать. Следовательно, не перестали обращаться к лекарям за облегчением страданий и за оттягиванием приближающихся сроков отшествия.

О, если бы человек, имеющий Христа в сердце, шел лечиться к имеющему Христа в сердце доктору! Тогда доктор видел бы Христа в пришедшем пациенте - Христа страдающего. А больной видел бы Христа в докторе - Христа милующего.

Вместо этого сплошь и рядом ворчащий и бурчащий пациент, всем недовольный и болезнью напуганный, идет к доктору, который видит в больном всего лишь средство заработка, как если бы он ремонтировал утюги и ему принесли очередной - поломанный.

Прошу вас, давайте вдумаемся в проблематику врачебной профессии с точки зрения зарабатывания денег. Сантехник чинит унитазы и умывальники, за что получает законное вознаграждение. Механик на СТО чинит карбюраторы и тормозные системы, за что также получает вознаграждение законное и необходимое. Дворник очищает двор осенью - от листьев, а зимой - от снега, за что тоже получает свои смиренные гроши. Доктор «ремонтирует» печень, суставы, щитовидку, глаза; очищает кровь от токсинов и зубы от налета. Он тоже должен получать вознаграждение законное и необходимое. Но…

Согласны ли мы поставить знак равенства между человеческим желудком, сердцем, легкими, с одной стороны, и сливным бачком, рулевой системой, перегоревшим телевизором - с другой? Скорее нет, чем да. Человек не дудка для игры, и не винтик большого механизма, и не одушевленная машина. Человек - самое дорогое, что в мире есть. Так говорит нам подсознание, не до конца распрощавшееся со Словом Божиим. Машина требует ремонта, человек же требует лечения, то есть сострадания и любви вкупе с медикаментами. Недаром еще Авиценна говорил, что у врача есть слово, трава и железо. Слово - первое.

Христианский взгляд на вещи предполагает хотя бы некоторую степень любви к больному, поскольку у него есть не только больные органы, но и живая душа. Постепенный же и массовый отказ от христианского мировоззрения приводит к тому, что на человека смотрят как на механизм, а на врача - как на монтера. И при этом наивно удивляются, отчего это все стали так корыстны и бездушны? А с какой радости доктору быть любвеобильным и жертвенным? Из каких метафизических глубин вы предлагаете ему пить корнями мудрость и милость, если вы сами и прочие пациенты и вообще большинство людей в мире уверены, что миром правят деньги, а вечная жизнь - сказка?

Есть профессии, требующие от человека большей степени нравственной напряженности, нежели большинство прочих. Такова по определению работа в милиции, в школе и в больнице. Эти люди должны быть специалистами в своем деле, как ювелир и дальнобойщик - в своем. Но от них дополнительно требуется: от педагога - чуткость, от милиционера - честность и храбрость, от врача - сострадательная любовь к пациенту. Если этого не будет, человек в погонах будет отличаться от преступника только самими погонами. Ну а доктор будет безучастно вырезать, что аппендицит, что почку на продажу. Лишь бы платили.

Это - дьявольское мировоззрение, и плоды его соответственны. Я повторю: мы живем в мире, где множество людей привычно служат дьяволу без всяких черных месс и рисования пентаграмм. Но виноваты в пожирании людскими массами горьких плодов этого бытового сатанизма не милиционеры только или доктора. Виноваты все люди, по умолчанию согласные с безбожным видением мира. Все, легшие на лопатки в борьбе с бытовым материализмом; все, называющие деньги главной ценностью; все, не согласные вводить веру Христову в жизнь на правах руководящего принципа. Все эти люди виновны в исчезновении правды из судов, доброты из садиков и милости из операционных.

Добавим к этому замечание Чехова о том, что врачи и юристы развращаются раньше всех и глубже всех, ибо постоянно ковыряются в гное и грязи: одни - тел, другие - душ. И как не развратиться, не превратиться в скептика и материалиста доктору, если не поможет ему Христос? Я не знаю, и вы тоже не знаете.

Гуманистическое сознание, пришедшее со своими пузырящимися соплями и воздушными шариками на смену христианству, благополучно издохло. Да, господа! Имя нашей эпохи - это смерть гуманизма и возврат в язычество. Гуманизм сменился холодным прагматизмом и человеконенавистничеством. Люди, которые никого не любят и ни во что не верят, чем дальше, тем больше будут продолжать нас лечить, учить, защищать… Если вам не заметно, что финиш этого процесса - в преисподней, то вы слепы, и ни один окулист вам не поможет.

А нам еще говорят, что христианство наше отжило! А над нашей верой дерзают смеяться, словно над сказкой для малышей и стариков! Да уберите христианство до конца из жизни сегодня - и завтра же вам подадут в ресторане шашлык из человечины! Улыбаясь, подадут. И отрекомендуют с точки зрения вкуса и калорийности. Это еще Гоголь сказал, что люди только потому не едят друг друга, что ежедневно совершается Божественная литургия.

И вот посреди всех этих необходимых и леденящих душу разговоров вспомним сегодня о том, что есть врачи, не ищущие денег по причине любви к Богу. Это такие, как . В земной жизни он не искал денег не потому, что не нуждался в пище и одежде, а потому, что Отец Небесный знал о его просьбах прежде прошения. Искусство врачебное он знал хорошо, но добавлял к ножу и травам имя Господне, которое острее меча обоюдоострого и благоуханнее мирры. Леча больных, он помнил Господа, сказавшего: «Я был болен - и вы пришли ко Мне». Поэтому и Господь помнил , всячески помогая ему и творя исцеления.

Если вы будете молитвенно славить сего врача и мученика, помолитесь, чтобы не болеть вам и близким вашим. Но еще помолитесь, чтобы «люди в белых халатах» узнали и полюбили Господа, а свою работу воспринимали как прекрасный способ послужить Христу. Помолитесь об этом, прошу вас. Это очень важно.