Выбираем церковь для крещения. Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы

Что такое крещение и для чего оно совершается над человеком?

Крещение - это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4).

Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни.

Сколько раз можно креститься?

Крещение - это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Что необходимо для Крещения?

Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Как подготовиться к Крещению?

Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние - это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их (в доверительной беседе со священником, которая проводится непосредственно перед крещением), в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо познакомиться с основами православной веры, с ≪Символом веры≫, с молитвами ≪Отче наш≫, ≪Богородице Дево, радуйся… ≫ и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые в нашем храме проводятся ежедневно. Желательно прочитать Новый Завет, Закон Божий и Катехизис. Важно принять учение Христа всем сердцем и разумом, а затем в назначенное время прийти в храм натощак, имея при себе крестик, белую рубашку и полотенце.

Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни. Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств.

Обязательны ли крестные?

Для детей до 12-14 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за веру крещаемых. По правилам 7-го Вселенского собора (787 год) с момента крещения родственником младенцу становится одинакового с ним пола восприемник. Поэтому для крещения младенца необходим один крестный, двое не обязательно. Взрослые могут креститься и без крестных.

Откуда идет обычай иметь крестных?

Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его ко Крещению.

Кто может быть крестным?

Все крещенные и воцерковленные, кроме родителей и иных близких родственников.

Кто не может быть крестным?

Крестными не могут быть:

1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница - не моложе 13 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) неправославные;

4) муж и жена - у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

Может ли кум жениться на куме?

Согласно постановлениям, принятым в Русской Православной Церкви, которые в свою очередь опираются на постанов­ления VI Вселенского Собора: брак невозможен между крестным/ой, крестницей/ком и родителями крещаемого. Все остальные случаи - дозволительны.

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама в месячной нечистоте?

Присутствовать может, но в этом случае не будет совершен обряд воцерковления младенца, который заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца к престолу или царским вратам (смотря по полу), как бы пред лице Самого Господа. Быть воцерковленным значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через Таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование - родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели - это делают крестные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец - после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

Раз Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеный ребенок способен полноценно приобщаться к святыням, быть общником Евхаристии, вообще воспринимать благодать, которая убережет его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира. Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых - Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

Можно ли креститься в 50 - 60 лет?

Креститься можно в любом возрасте.

В какие дни Крещение не совершается?

Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений - ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

Только ли священник может совершать Крещение?

В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин - то есть любой крещеный православный христианин, понимающий важность Крещения.

Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу Таинства Крещения - таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь» . Если крещеный таким образом человек останется жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках

Можно ли креститься беременной?

Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

Для совершения Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется, оно нужно лишь для того, чтобы сделать запись в храмовый архив - кто, кого и когда крестил.

От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

На всех европейских языках «крещение» значит «баптизо», то есть погружение в воду, омовение в воде. Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова ≪крест≫ - филологическая особенность нашего языка.

О Символе Веры

Ч то такое Символ веры ?

Символом веры называется краткое и точное изложение главных истин христианской веры. Он состоит из двенадцати членов (частей). В каждом из них содержится истина православной веры. 1-й член говорит о Боге Отце, 2-7 члены говорят о Боге Сыне, 8-й - о Боге Духе Святом, 9-й - о Церкви, 10-й - о крещении, 11-й и 12-й - о воскре­сении мертвых и о вечной жизни.

Как и почему был составлен Символ веры?

С апостольских времен христиане пользовались так назы­ваемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В Древней Церкви существова­ло несколько кратких символов веры. В IV в., когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить.

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа веры, на Втором - остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 г. для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против неправильного учения Ария. Он считал, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе (Царь- граде) в 381 г. для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. По двум городам, в которых состоялись эти Вселенские соборы, Символ веры носит название Никео-Цареградского.

В чем значение Символа веры?

Значение Символа веры - сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это - единства Церкви.

Символ веры начинается со слова «верую», поэтому произ­несение его является исповеданием веры.

Когда произносится Символ веры?

Символ веры произносится принимающим крещение («огла­шенным») во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме во время Литургии и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила. Его должен знать каждый православный христианин.

Как понимать «верую во единаго Бога Отца, Вседер­жителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым»?

Это значит веровать во единого Бога Отца, в то, что Бог все содержит в Своей силе и власти, всем управляет, что Он сотворил небо и землю, видимыи и невидимым, то есть духовный мир, к которому при­надлежат Ангелы. Этими словами выражается уверенность, что Бог есть, что Он есть один и нет другого кроме Него, что все, что существу­ет, как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном, то есть вся необъятная вселенная создана Богом и ничто не может быть без Бога. Человек сердцем принимает эту веру. Вера - это уверенность в реальном существовании Бога и доверие к Нему. Бог един, но не одино­кий, потому что Бог един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святой, - Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц.

Как понимать «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос - это Тот же Единый Бог, второе Лицо Святой Троицы. Он - Единородный Сын Бога Отца, рожденный до начала времен, то есть когда и времени еще не было. Он, как Свет от Света, так же неразлучен с Богом Отцом как свет с солнцем. Он - Истинный Бог, рожденный Истинным Богом. Он рожден, а вовсе не сотворен Богом Отцом, то есть Он одного существа с Отцом, Единосущен Ему.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Господом называется потому, что Он есть истинный Бог, так как имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий на­зван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки - так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Бо­жий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени при­надлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, пото­му что Он только один и единственный есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он - единого существа (природы) с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы. Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было. Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божественного естества. Слова Бога истинна от Бога истинна, взяты из Священного Писания: Сын Божий пришел и дал людям свет и разум, чтобы познали Бога истинного и пребывали в ис­тинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (см. 1 Ин. 5:20). Слова рожденна, несотворенна прибавлены святыми от­цами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен. Слова единосущна Отцу означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.

«Имже вся быша» означает, что все существующее сотворено Им, как и Богом Отцом - Творцом неба и земли. Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Сво­им. Это означает, что мир сотворен Единым Богом - Святой Троицей.

Как понимать «нас ради человек и нашего ради спа­сения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася»?

Это значит веровать, что Иисус Христос для спасения рода человеческого явился на землю, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу че­ловеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом - стал Богочеловеком.

Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю для спасения не одного какого-либо народа, а всего человеческого рода. «Сшедшаго с небес» - как Сам о Себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13). Сын Божий вездесущ и потому всегда пребывает на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человече­скую, кроме греха, и сделался Человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою, так и пребыла Девой после Рождества Христова. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ, не только людей, но и ангелов, так как она Матерь Самого Господа.

Слово вочеловечшася прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну только плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного Человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за всех людей - Он крестною смертью Своей из- бавАил род людской от греха, проклятия и смерти.

Как понимать «распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша и погребенна»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос во время правления в Иудеи Понтия Пилата (т.е. в совершенно определенный исторический момент) был распят на кресте за грехи людей ради спасе­ния всего человеческого рода. Сам Он был безгрешен. Он действитель­но страдал, умер и был погребен. Спаситель страдал и умер не за Свои грехи, которых у Него не было, а за грехи всего человеческого рода и не потому страдал, что не мог избежать страдания, а потому, что добро­вольно восхотел пострадать.

Как понимать «и воскресшаго в третий день по Пи­санием»?

Это значит веровать, что Иисус Христос воскрес в третий день после Своей смерти, как было предсказано в Писании. Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых в том же теле, в котором родился и умер. В Писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и о воскресении Его, поэтому сказано: «по Писанием». Слова «по Писа­нием» относятся не только к пятому, но и к четвертому члену Сим­вола Веры.

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи с субботы на первый день недели, име­нуемый с того времени «Воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, поэтому и говорится, что Он был во гробе три дня.

Как понимать «и восшедшаго на небеса и седяща одесную Отца»?

Это значит веровать, что Господь Иисус Христос в сороко­вой день по Воскресении Своем с пречистою Своею плотью вознесся на небо и воссел одесную (по правую сторону, в чести) Бога Отца. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотью и ду­шою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом. Слова «седяща одесную» (сидящего с правой стороны), надо понимать духовно. Они значат, что Господь Иисус Христос имеет одинаковое могущество и сла­ву с Богом Отцом.

Своим вознесением Господь соединил земное с небесным и показал всем людям, что их отечество на небе, в Царствии Божием, ко­торое открыто теперь для всех истинно верующих.

Как понимать «и паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца»?

Это значит веровать, что Иисус Христос опять (паки - опять, вновь) придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страш­ного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца. Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела до­брые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, но и все сказанные слова, тайные желания и мысли. По этому суду правед­ные пойдут в жизнь вечную, а грешные в муку вечную - за то, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которых не загладили добрыми делами и исправлением жизни.

Как понимать «и в Духа Святаго, Господа Животво- рящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокла- няема и сславима, глаголавшаго пророки»?

Это значит веровать, что третье Лицо Святой Троицы - Свя­той Дух, такой же истинный Господь Бог, как Отец и Сын. Веровать, что Дух Святой - Животворящий, Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает тварям жизнь, людям же в том числе и духовную: «если кто не ро­дится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Духу Святому приличествует поклонение и прославление, равное с От­цом и Сыном, потому Иисус Христос повелел крестить людей (все на­роды) во имя Отца и Сына и Святого Духа (см. Мф. 28:19). Святой Дух говорил через пророков и апостолов и по Его вдохновению написаны все Священные книги: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи дви­жимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).

Говорится здесь и о главном в православной вере - о тайне Святой Троицы: Единый Бог - это Отец, Сын и Дух Святой. Дух Свя­той открылся людям видимым образом: при Крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огнен­ных языков. Причастным Духу Святому человек может сделаться через правую веру, церковные таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Не­бесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11:13).

«Иже от Отца исходящаго» - Который исходит от Отца; «Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима» - Которому следует по­клоняться и Которого следует прославлять наравне с Отцом и Сыном. «Глаголавшаго пророки» - говорившего через пророков.

Как понимать «во Едину Святую, Соборную и Апо­стольскую Церковь»?

Это значит веровать в основанную Иисусом Христом через апостолов Церковь: единую, Святую, Соборную (в которую входят все верные, ее члены). Здесь говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом. Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших, соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами. Каждый в отдельности православный христианин на­зывается членом, или частью Церкви. Когда говорится о вере в еди­ную Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, то под Церковью разумеются все в совокупности верные ей люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда ходят молиться Богу и которое называется храмом Божиим.

Церковь едина, потому что «одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4-6).

Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (т. е. за всех верующих - членов Церкви), что­бы освятить ее (освятив крещением каждого христианина), очистив банею водною посредством слова (т. е. крещальной водой и тайносо- вершительными словами при крещении), чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо по­добного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27).

Церковь Соборная, или кафолическая, или Вселенская, по­тому что она не ограничивается никаким местом (пространством), ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь Апостольская, потому что она непрерывно и неизмен­но от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной или Правоверующей.

Как понимать «исповедую едино крещение во остав­ление грехов»?

Это значит признавать и открыто объявлять, что для духов­ного возрождения и прощения грехов нужно только один раз принять Крещение. Крещение - это Таинство, в котором верующий, при трое­кратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а рождается человек однажды, потому и крестится однажды.

В Символе веры упомянуто только о Крещении, потому что оно является дверью в Церковь Христову. Только принявший Крещение может участвовать в других церковных таинствах. Таинством называет­ся такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку реальная сила (благодать) Святого Духа.

Как понимать «чаю воскресения мертвых»?

Это значит с надеждой и уверенностью ожидать (чаю - ожи­даю), что настанет такое время, когда души умерших людей опять сое­динятся со своими телами и все умершие оживут действием всемогуще­ства Божия. Воскресение мертвых последует одновременно со Вторым и Славным Пришествием Господа Иисуса Христа. В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, но по качеству будут отличны от нынешних тел - они будут духовны - нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время Второго Пришествия Спаси­теля. Соответственно перемене самого человека изменится и весь види­мый мир - из тленного обратится в нетленный.

Как понимать «и жизни будущаго века. Аминь»?

Это значит ожидать, что после воскресения мертвых совер­шится Суд Христов, и для праведников наступит бесконечная радость вечного блаженства в единении с Богом. Жизнь будущего века - это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего Суда Христова. Слово «аминь» означает подтверждение - истинно так! Только так может быть выражена истина православной веры и никем она не может быть изменена.

О наречении имени и об именах

Именины и день Ангела это одно и то же?

Иногда день именин называют днем ангела, потому что свя­той и ангел-хранитель сближаются в своем служении человеку настоль­ко, что обозначаются даже общим именованием, хотя и не отождествля­ются.

Ангел Хранитель у каждого человека свой, он дается Богом при Крещении. Ангел Хранитель является бестелесным духом, он не имеет имени. А святые, в честь которых людям даются имена, являются тоже людьми, которые своей праведной жизнью угодили Богу и прославлены Церковью. День памяти святого, имя которого носит человек, является днем именин. Один святой может быть покровителем многих людей с одинаковыми именами.

Днем Ангела является день Крещения человека, а еще днем Ангела можно назвать день памяти всех Небесных Сил бесплотных (21 ноября по новому стилю).

Но в народном сознании эти праздники слились воедино, и в день именин поздравляют с днем Ангела.

Как выбрать имя младенцу?

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имя младенцу в честь святых (по святцам). Младенца обычно называют именем святого, память которого отмечается Церковью в сам день рожде­ния, в восьмой день после его рождения, или в день Крещения. Но можно выбрать имя любого святого, память которого празднуется вскоре после дня рождения младенца. Иногда ребенка называют в честь святого, кото­рого избрали заранее и молились ему еще до появления чада.

Как правильно определить, кто твой святой?

Надо найти в месяцеслове (в конце Православного церковно­го календаря) одноименного святого, а если их несколько, то выбрать того, чей день памяти следует первым после дня рождения или того из них, кого особенно почитаете. Можно положиться и на выбор имени священником при крещении.

Как определить день именин?

Именинами, днем тезоименитства, является день памяти од­ноименного святого, ближайший после дня рождения, или того, в честь которого Вас нарек священник при совершении Таинства Крещения.

Как следует проводить день своих именин?

В этот день надо пойти в Церковь, причаститься, подать запи­ски о здравии и о упокоении своих сродников, заказать молебен своему святому покровителю. Лучшим занятием в день именин является чтение жития своего святого и других духовных книг, а также совершение дел благочестия. Не возбраняется и праздничная трапеза для близких и дру­зей без особых излишеств в «ястии и питии».

Можно ли назвать ребенка именем отца?

Можно, если это имя есть в православном месяцеслове.

Что делать, если у ребенка неправославное имя?

Если имя, под которым ребенок зарегистрирован, отсутствует в православном месяцеслове, это еще не значит, что при Крещении его имя следует менять. Вполне возможно, что по неосведомленности ро­дители дали ребенку православное имя, но в западноевропейской или местной его форме. В таком случае священник обычно переводит его в церковнославянскую форму и крестит под этим именем, предваритель­но сообщив его родителям крещаемого или ему самому.

Вот примеры таких переводов: Анжела - Ангелина; Жанна - Иоанна; Оксана, Аксинья - Ксения; Аграфена - Агриппина; Полина - Апполинария; Лукерия - Гликерия; Егор - Георгий; Ян - Иоанн; Денис - Дионисий; Светлана - Фотина или Фотиния; Марта - Марфа; Аким - Иоаким; Корней - Корнелий; Леон - Лев; Томас - Фома.

В том случае, когда не удается установить подобного соответ­ствия (например, их не имеют такие имена, как Эльвира, Диана), священник рекомендует родителям или самому крещаемому выбрать православное имя (лучше близкое по звучанию), которое впредь будет его церковным именем.

Что делать, если человек с неправославным именем, не помнит имени, с которым его крестили?

Можно поднять архив в том храме, где человека крестили. Если это невозможно, нужно обратиться к священнику. Священник про­читает молитву на наречение имени и наречет имя православного свя­того.

Можно ли данное при рождении православное имя при Крещении менять на иное православное имя? Например, Виталия крестить с именем Вячеслав?

Если при рождении младенцу было присвоено имя, содержащееся в православных святцах, при наречении менять это имя на иное не сле­дует. Иногда люди, желающие креститься, просят о наречении имени, отличающегося от данного при рождении. В большинстве случаев это связано не с желанием в корне изменить образ жизни, как это бывает при принятии монашества, а с суеверным стремлением избежать воз­действия колдунов, знающих имя человека.

Эти статьи созданы для помощи Вам в подготовке к Таинству Крещения. Задавайте, пожалуйста, вопросы по электронной почте или по телефону мы постараемся на них дать ответы. Вся информация на сайте авторская, поэтому запрещается копирование текста без разрешения автора и указания источника.

Но ведь у каждых родителей есть и свои критерии: например, «намоленный» ли этот храм или можно ли окрестить здесь ребенка не в день общего крещения, а индивидуально.

Если вы – люди воцерковленные, систематически и не первый год ходите на службы, вопрос снимается сам собой: конечно, следует поговорить со знакомым батюшкой и определиться со всеми волнующими Вас моментами. Другое дело, если родители малыша – неопытные: либо верующие, редко посещающие храм, либо просто стремящиеся соблюсти семейную традицию крещения детей.

Где крестить ребенка

Прежде всего, Вам надо определиться с тем, какой должна быть церковь, в которой Вы хотели бы окрестить своего первенца. Сейчас не только в Москве и Подмосковье – по всей России восстановлены десятки и сотни старинных храмов, строятся или построены новые. Поэтому у каждого есть возможность выбора.
Кто-то избирает ту церковь, которая ближе к дому, чтобы не утомлять младенца перед крещением долгой дорогой. А для кого-то важна как раз намоленность места или красота храма. Еще кому-то важно узнать, как долго проходит здесь обряд и можно ли выбрать для него тот день, который устраивает Вас, не стоять в общей очереди и т.д. Все эти вопросы нужно выяснить заранее, поговорив с настоятелем храма или его иереем. Задать их можно и по телефону, позвонив в храм.

Не забудьте выяснить и вопрос строгости подхода в избранном храме к обряду крещения: нужен ли крестным пост и исповедь с причастием перед ним, крестят ли здесь младенца с полным погружением в святую воду, а не просто мочат головку, есть ли в церкви специальное помещение для крещения или обряд проходит непосредственно в храме и, конечно, можете ли Вы крестить своего младенца индивидуально, если Вам хочется именно этого. Учтите и то личное впечатление, которое произвел на Вас во время беседы сам батюшка.

Индивидуальное крещение

Нужно знать, что индивидуальное крещение длится не менее 30-40 минут, общее – а в этом случае среди крещаемых могут быть и взрослые – может проходить в течение полутора часов, особенно, если в этот день записано на обряд максимально допустимое количество человек – четырнадцать.

Если у Вас нет возможности переплачивать за индивидуальное крещение, но и стоять в очереди – тоже нежелательно, постарайтесь выбрать не один из центральных храмов, а небольшую церковь или часовенку на окраине, где крещаемых всегда меньше. В почти домашней обстановке такой церкви или часовенки для малыша крещение пройдет намного легче.

Фото- и видеосъемка обряда крещения

Сейчас многие родители приглашают в этот день в числе гостей фотографа, чтобы запечатлеть на память самый первый и очень важный церковный обряд своего малютки. Иногда съемка предполагается и на видеокамеру. Но в предварительном разговоре с батюшкой Вам необходимо заранее уточнить, разрешается в выбранном Вами храме съемка и нужно ли за это платить дополнительно. В большинстве церквей в Москве и в Московской области она разрешена и дополнительная плата не взимается.

Список красивых старинных церквей с чудотворными иконами

Ну, а если Вас в любом случае привлекает старинный, намоленный храм, в Москве и области их очень много. В качестве примера приведем хотя бы десяток очень красивых старинных церквей, в которых, кроме всего перечисленного, есть и чудотворные иконы.

  1. Церковь «Всех Скорбящих Радость»;
  2. Храм Иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцево
  3. Храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках
  4. Храм Живоначальной Троицы в Орехове-Борисове
  5. Храм мученицы Татианы при МГУ
  6. Свято-Никольский храм города Алексина
  7. Церковь Ильи Пророка на Новгородском подворье
  8. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях
  9. Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

Кроме того, в любой церковной лавке сегодня можно приобрести справочник, в котором перечислены буквально все храмы региона – с описанием истории каждого из них, с их местоположением и контактными телефонами.

Светлана Костицына

Причины, по которым люди решают крестить детей, оказываются порой весьма оригинальны в том смысле, что не имеют отношения к Церкви.

Крещение может восприниматься как следование семейному укладу:

«В нашей семье придерживаются традиции крестить детей. И я не хочу от нее отступать », – заявляет один из пользователей.

Иногда крещение воспринимается как традиция национальная:

«Не назову себя воцерковленным человеком, для меня это скорее вопрос преемственности и некой идентификации: русский человек – православный христианин ».

К этому утверждению прилагается и пространное обоснование:

«Люди (в массе своей) исповедуют (ощущают принадлежность) ту религию, которая исторически сложилась на территории их государства. Индусы не переходят в христианство, японцы не стремятся к иудаизму, а иранцы равнодушны к дзену. Все занимаются своими делами ».

Таких нецерковных людей, «православных по культуре», социологические опросы выявляют в российском обществе от двух третей до 80%. К этому числу у нас при случае даже любят апеллировать. Но, похоже, именно с этими людьми, когда они обращаются в церковь, желая окрестить детей, происходит наибольшее количество недоразумений, грустных и комичных ситуаций, суть которых одна: они не очень представляют, за чем обращаются, но требуют непременно выполнить просимое.

Крёстные без «фанатичной набожности»

«Я крестила двух своих ребятишек и старшего родственницы, и всё было легко, душевно и празднично…

Теперь же батюшка строго спросил меня, когда исповедовалась и причащалась в последний раз, как часто хожу в храм и в какой, какие молитвы знаю. Я не отличаюсь от многих соотечественников чрезмерно фанатичной набожностью, поэтому честно ответила, что всё это делаю по велению души, не редко, но и не каждый день. Получила ответ: «Я устал крестить безбожников! »

Комментаторша обиделась. Но как ей объяснить, что крещение – это не просто «праздник», а христианство – не только «Богвдуше»?

Ещё случай:

«Крёстный у нас был родной брат родственницы. Он вообще парень работящий, из деревни, там все тётки к нему за помощью идут, и он ни с кого ни копейки не берёт, всегда рад помочь. Тоже недостоин оказался ».

Крёстный и «хороший человек» – это одно и то же?

«Подруга попросила быть крестной у ее малыша. Я подготовилась основательно – купила все необходимое в магазине Крещение, настроилась морально, а теперь прочитала про собеседование и расстроилась. Я не особо соблюдаю православные обычаи, а вдруг батюшка меня не допустит до этого таинства ».

Очевидно, в представлении подобных людей крещение – это просто красивый обряд. Вот и несутся по Сети жалобы на отказ «провести ритуал». Или на то, что «ритуал» почему-то провели не индивидуально или не в основном храме (который был выбран соискателями за то, что красивый и старинный), а в маленьком крестильном храмике (или вообще в отдельной комнате-крестильне), где не могли нормально развернуться фотограф и оператор с камерой.

Церковь – это просто красиво?

Крестить… без собеседования

Однако основную волну возмущения вызывает требование к родителям и крёстным пройти огласительные беседы. Как основной аргумент против них участники сетевых обсуждений приводят практику, существовавшую в Церкви в 1990-е, когда всех приходящих крестили по первому обращению.

Однако разберёмся с тем, что вообще такое огласительные беседы и для чего они возникли.

Введение в церковную практику подготовительных бесед для самих крещаемых (в случае, если крестятся взрослые), а также для родителей и крёстных родителей (в случае крещения младенца) регулируется документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви», который вступил в силу ещё 28 декабря 2011 года.

В нём, в частности, сказано:

« Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве».

«Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам».

То есть основная цель предваряющих крещение бесед – вовсе не провести «тест на хорошего человека», как посчитали авторы некоторых приведённых выше записей. Их цель – разъяснить человеку основы религии, в которую он обращается сам или обращает ребёнка.

По нашей просьбе ситуацию комментирует клирик храма Святителя Николая у Соломенной Сторожки священник Димитрий Туркин:

Многие годы священникам приходилось крестить почти всех, кто просил этого. Очень малое число крещеных становилось прихожанами. В члены Церкви принимались порой люди, очень далекие от истинной веры и не стремившиеся эту веру познать. Есть надежда, что такое положение навсегда прошло.

Итак, надо приучить себя к мысли, что к крещению надо готовиться, и если такой готовности объективно нет, то и крещения не будет.

В настоящее время подготовка к крещению представляет собой прослушивание лекций в основном будущими крестными. Конечно, как всякое новое дело, оно не лишено недостатков. По сути, мы пытаемся возродить практику оглашения перед крещением. Это очевидное благо для Церкви, поэтому мир не хочет принимать его.

Ошибка тех, кто критично оценивает наши попытки противостоять формальному отношению к Таинству, заключается в том, что им кажется: мы пытаемся насильно кого-то чему-то научить. На самом деле мы пока пытаемся, простите за грубость, просто отфильтровать тех, кто не хочет сам ничему учиться. Им, поверьте, не нужны ни Христос ни Его Церковь.

Очень хорошо, что кто-то заявляет: «крещение ребёнка – это и есть повод начать ходить в храм». Посещение подготовительных лекций как раз и есть начало хождения в храм. К тому же это еще и способ начать что-то понимать в церковной жизни. Но мы больше не можем рассчитывать на “вдруг начнут”.

Представьте себе чувства священника, вынужденного годами крестить всех приходящих. Поверьте, это очень трудно и больно для души молиться с теми и за тех, кто сам ничего не хочет и просто равнодушно отстаивает время совершения Таинства.

На самом деле мы не отказываем никому. Если человек прошел подготовку, то его допускают к крещению. Просто те, кто для себя решил, что им ничего от Церкви кроме факта крещения не нужно, не приходят на наши беседы и поэтому не приходят креститься и крестить детей.

Случаев с крещением было много и разных, но не помню ни одного, когда прихожанином стал человек, вначале проявивший равнодушие.

В целом за время, прошедшее с внедрения огласительных бесед в церковную практику, отношение к ним стало спокойнее. Однако фраза, вынесенная в заголовок этого раздела, всё ещё занимает лидирующее место в списке поисковых запросов.

Преткновения собеседования

Помимо самого факта их проведения, огласительные беседы вызывают ещё целый ряд вопросов.

Во-первых, в самом начале беседы, по-видимому, проводили, что называется, «с усердием не по разуму». Корреспонденту известен случай, когда несколько лет назад летом православная пара из Москвы пыталась крестить своего третьего ребёнка в Вологде у родителей.

Отсидев двухчасовую лекцию с тремя детьми от нуля до четырёх лет на руках, мама тогда попыталась поговорить со священником о «смягчении процедуры». На что получила ответ: «Либо досиживайте ещё две встречи, либо езжайте креститься по месту жительства ».

В Москве, задав той же паре несколько вопросов, священник велел родителям готовиться к причастию. Ребёнок же был крещён в ближайший удобный для них день.

Комментирует иерей Димитрий Туркин:

Участие (NB, а не присутствие) крестных и (или) родителей обязательно в случаях, когда они не воцерковлены или не являются прихожанами данного храма. Если о крещении просят прихожане, исповедующиеся и причащающиеся в храме, то они получают разрешение без подготовки.

Если это люди из другого прихода, то они должны в краткой беседе показать свою степень воцерковления и, тогда по результатам или получат разрешение на крещение, или им предложат пройти подготовительные беседы.

Случаи дежурного отношения к катехизации (как со стороны участников, так и со стороны организаторов) отмечены и в сетевых записях:

«Это просто что-то типа лекций. Три субботы ходила. С малышом папа сидел. Не жалею. Хоть вздремнула немного ».

В других случаях вызвало вопросы само содержание беседы. Положение «О религиозно-образовательном и катехизическом служении» предусматривает:

«Оглашение взрослых предполагает несколько бесед, включающих в себя изучение Символа веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, в том числе представления о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви».

Официальный документ предписывает: когда они необходимы, бесед должно быть как минимум две, но их содержание и продолжительность определяется катехизатором «с любовью и рассудительностью». Однако жизненная практика нередко может значительно отличаться:

«Я в прошлом году ходила, так мне на ноутбуке давали ролики посмотреть с выступлениями священнослужителей о пользе той самой беседы, на которую я пришла ».

Иногда смысл беседы, по свидетельствам оглашаемых, сводился к поддержанию суеверий, связанных с крещением:

«Собеседование больше походило на беседу за жизнь. Главное, что их волновало – не встречаемся ли мы с крестным, не живем ли вместе как мужчина и женщина или брак у нас… »

В других случаях содержание самой беседы понять вообще сложно:

«Неадекватная дама, которая вела данное собеседование, взяла на себя смелость рассказать, почему детки умирают маленькие, вот только логики в этом никакой не было ».

Иногда пришедшие явно были не готовы к тому, что поучение перейдёт «в практическую плоскость». Хотя, возможно, и тон разговора был избран не вполне верный:

«Настоятельница церкви (могу ошибаться) вела монолог о том какие мы все безответственные, грешные, низкие люди.

Много было крёстных и родителей, некоторые пытались задавать вопросы, на что получали короткие ответы в стиле: «Вон книга, там всё написано, чего неясно-то? »

Правда, наш крёстный, обличённый в блуде на всю толпу, (он тогда уже долгое время жил с девушкой), женился. Возможно, мы неправильные православные и не должны креститься, но не таким способом это надо доносить».

Что нужно, если вы решили принять таинство Крещения или покрестить ребенка?

П режде, чем планировать дату таинства Крещения, во избежании отказа в совершении этого Таинства, пожалуйста, обратите внимание на нижеследующее :

I. Беседы

Согласно указу (нажмите ссылку) патриарха Московского и всея Руси, крещаемым (с 7 лет), а также, крестным и родителям ребенка нужно пройти бесплатные беседы (не менее двух) .

Если кто-либо не желает готовиться ко Крещению, если хотят "просто покрестить ребенка (или креститься), как раньше", то следует задуматься... зачем? Крещение только тогда имеет смысл, когда человек коренным образом меняет свою жизнь, когда ребенка приобщают к церковной жизни. Замечено, что люди крещеные, но не просвещенные, впадают в еще большие грехи, чем даже некрещеные, и "бывает для человека того последнее хуже первого." (Евангелие от Луки глава 11, стихи 24-26).

В нашем храме беседы проводятся регулярно , согласно графику

Понедельник, среда, пятница, воскресение - 1 беседа - 13.00, 2 беседа - 16.30

Вторник, четверг, суббота - 1 беседа - 16.30, 2 беседа - 13.00

  • Внимание! Если Крещение планируется совершить в нашем храме, а беседы пройдены в другом храме, то одного из родителей ребенка, (как правило, они живут недалеко от нашего храма), все равно просим прийти в наш храм на любую из удобных им бесед для проверки уровня их знаний. То же самое относится к тем, кто уже проходил беседы в нашем храме, но было это очень давно (более полгода). О требованиях к уровню подготовки в нашем храме можно узнать ниже.

II. В нашем храме в конце 1-й беседы выдается домашнее задание (которое обязательно проверяется на 2-й беседе):

  1. Понимание каждого слова из молитвы "Символ Веры" (православного никео-цареградского) и чтение самого текста без ошибок.
  2. Общее представление об учении Иисуса Христа. Для этого нужно прочитать Евангелие от Матфея (православное в синодальном переводе), а также, письменно составить не менее пяти вопросов по "темным" местам из Евангелия.
  3. Пройти Исповедь , (то есть покаяться в своих грехах), у священника в любом храме Русской Православной Церкви. В нашем храме, Исповедь можно пройти ежеднев но вечером после 18.30 , а, также, утром, после Божественной Литургии (кроме периода летних отпусков и периода Великого поста, когда вечером Исповедь может отменяться).
  1. В случае невыполнения домашнего задания, придется приходить к нам снова и снова, до тех пор, пока человек честно не подготовится к участию в таинстве Крещения, (в том числе в качестве крестных или родителей ребенка).

III. Крещение

  • Дата Крещения обговаривается во время последней беседы.
  • У нас Крещение совершается на добровольное пожертвование (в том числе, совершенно бесплатно).
  • Обычно в нашем храме крестят одновременно по два человека . Но могут окрестить и индивидуально , если об этом заранее предупредить , при записи на Крещение.
  • Над женщинами НЕ положено совершать Крещение во время месячных или в течение 40 дней после рождения ребенка, кроме особых случаев. То же самое правило действует в отношении крестной или родительницы, то есть в период нечистоты, им нельзя принимать участие в Крещении ребенка.

IV. Памятка для Крещения (что нужно взять с собой):

1. Свидетельство о рождении ребенка (паспорт) или их ксерокопию. Отдается перед началом Крещения в храм за окошко свечного ящика. В конце Крещения документы можно забрать обратно вместе с новым документом - свидетельством о Крещении.

Документы требуются, чтобы сделать запись в храмовую книгу с подтверждением личности: кто, когда и кем был крещен. Эта книга хранится и, при необходимости, всегда можно подтвердить, что человек действительно крещен.

2. К рестик с тесемкой или цепочкой. (Такой крестик всегда можно приобрести в иконной лавке при любом храме).

3. Крещальный комплект: рубашка/сорочка/майка, - главное, чтобы одежда была чистой и светлой. (Одевается священником на крещаемого после погружения, и в дальнейшем как святыню ее уже выбрасывать нельзя ).

4. Полотенце , чтобы слегка обтереться после погружения.

5. Выбрать имя святого покровителя и записать дату его памяти. (

*6. Д ля погружения : мужчинам - плавки, женщинам - купальник, младенцам - ничего не нужно. Также, для погружения можно надеть сорочку (но не крещальную). (В Часовне имеется ширма для переодевания). В дальнейшем, все это как святыню выбрасывать нельзя.

*7. Тапочки (желательно шлепанцы), чтобы стоять во время Крещения.

5. В каких случаях НЕЛЬЗЯ стать крестными (рассматриваются наиболее распространенные случаи):

  • Заочно , потому что крестным необходимо лично участвовать в таинстве Крещения. Точно также, как и нельзя участвовать в таинствах Причащения или Венчания заочно.
  • Б л ижайшим родственникам крещаемых: отцу или матери.
  • Супружеским парам у одно и того же крещаемого , а также, потенциальным супругам, потому что став кумовьями, по устоявшейся традиции, они не имеют право создавать семью друг с другом, поскольку духовные связи несовместимы с супружескими.
  • По той же причине, супругу , в том числе потенциальному, самой крещаемой . (То же самое правило действует и в отношение крещаемого ).
  • Подросткам до 14 лет (в некоторых случаях и того старше).
  • Душевнобольным.
  • Не крещеным в Русской Православной Церкви или в Поместных Православных Церквях.
  • П равославным крещеным, но не признающим Русскую Православную Церковь во главе с нашим патриархом (вольнодумцы, раскольники, сектанты и другие).
  • Православным крещеным, признающим нашу Русскую Православную Церковь, но ведущие нехристианский образ жизни . Особенно живущие в таких тяжких грехах, как аборты, нерасписанный брак, супружеские измены и прочие виды блуда , наркомания, игромания, пьянство, обращение к магии, богохульство, убийство, попытки суицида, подстрекательство к вышеперечисленным грехам, отрицание любых положений о христианской веры из молитвы "Символ веры", а также, живущим в других тяжких грехах . (Но в них можно покаяться у православного священика на Исповеди и никогда больше их не совершать . В таких случаях крестными становиться можно).

Отредактировал священник Сергий Аюпов.

Верующие православные люди знают о семи христианских таинствах, одним из которых является крещение. Учение говорит о том, что каждому православному необходимо креститься для спасения своей души и обретения после физической смерти Царствия небесного. Божья благодать снисходит на крестившихся, но есть и сложности – каждый, принявший обряд, становится воином Божьего войска, на него обрушиваются силы зла. Чтобы избежать напастей, нужно носить нательный крест.

День крещения очень важен для верующего - он является как бы днем его второго рождения. К этому событию нужно подойти со всей ответственностью. Поговорим о том, что надо малышу для свершения таинства, что купить и взять с собой, что должны делать крестные, как отметить этот праздник дома. Если часть забот по организации церемонии возьмут на себя восприемники (крестные), это будет правильно. Подготовку к празднику проводят все его участники, особенно – родные малыша.

Считается, что ношение нательного крестика оберегает человека от сил зла, а также укрепляет его дух и направляет на истинный путь. Внешний вид или стоимость материала крестика при этом не имеют никакого значения - лишь бы крест был именно православным, а не языческим

Когда лучше крестить младенца?

По обычаю малыша крестят на 8 или 40 день после рождения. Есть обстоятельства, которые могут повлиять на срок крещения грудного ребенка: если малыш болен, болезнь создает угрозу жизни, можно окрестить его раньше. Православие говорит о том, что после крестин у человека появляется ангел-хранитель, который всегда находится за его правым плечом. Он станет оберегать малыша и может его спасти. Считается, что чем больше молитв обращено к ангелу, тем он сильнее будет.

Некоторые предпочитают подождать, пока человечек подрастет и станет покрепче. Обратная сторона медали состоит в том, что пока ребенок грудной, он спит на руках у крестной мамы и спокойно переносит таинство. Чем старше он становится, тем труднее ему простоять спокойно службу. В 2 годика младенец вертится, хочет побегать, выйти на улицу. Это создает сложности священнику и крестным, ведь действо может длиться более часа. Искупать в купели тоже проще грудного малыша.

Первое, что делают мама и папа перед таинством - выбирают малышу духовное имя. В нашей стране сложилась традиция называть младенца в миру не тем именем, какое ему дают при крещении в церкви - это оправданный в православии обычай, поскольку считается, что церковное имя могут знать только мать с отцом, священник и восприемники.

Тогда человечек будет более защищен от жизненных невзгод. В церкви можно договориться, чтобы малыша назвали именем святого, на день которого выпала дата рождения младенца.

Рекомендации по подготовке к обряду крещения маленького ребенка

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Как организовать крестины ребенка? Надо посетить храм, в котором будет проходить процедура. В церковной лавке можно задать интересующие вас вопросы. Служительница церкви в лавке предложит вам почитать брошюру о крещении, где описаны все правила. Дату рождения вашего малыша запишут, также спросят желательное церковное имя младенца, имена его крестных. За церемонию вносится добровольная плата в виде пожертвования, которое идет на нужды храма. Сколько надо платить? Размер пожертвования может быть разным в разных церквях.

Перед таинством крещения крестные обязательно направляются на собеседование с батюшкой. Если вместе с ними придут мама и папа малыша и поучаствуют в беседе, это будет только плюсом. Священник расскажет вам, как совершается крещение малолетнего ребенка, что необходимо взять с собой. Он обязательно спросит на беседе, крещены ли мать с отцом и восприемники малыша. Если нет, то некрещеным следует окреститься до совершения таинства над младенцем. Священник во время беседы даст рекомендации родным малыша, назначит день и время, когда будет проходить крещение ребенка. В этот день следует прийти заранее, чтобы успеть сориентироваться в обстановке, подготовиться. Многие родители приглашают на крестины своего ребенка фотографа, ведут фото- и видеосъемку. Нужно знать, что для записи видео и фотографирования необходимо спросить позволения и благословения у священника.


Больше рассказать о таинстве и наставить крестных сможет батюшка, с котором обязательно проводится предварительная беседа. На нее могут прийти и родители малыша

Кого выбрать в качестве крестных?

Обычно крестными становятся люди одного пола с младенцем: у девочек – женщина, у мальчиков – мужчина. Можно пригласить и двоих крестных разного пола. Тогда у малыша будут духовные отец и мать.

Вопрос, кто достоин стать крестным вашего младенца, очень важен. Крестные становятся вторыми родителями малыша. Подумайте, кто лучше относится к маленькому человечку, кто готов нести за него ответственность, давать ему духовный пример, молиться за него? Чаще всего восприемниками становятся близкие и друзья семьи.

Лучше всего, если крестным станет человек глубоко верующий, знающий и соблюдающий церковные традиции и законы. Этот человек должен часто бывать у вас дома, поскольку он несет ответственность за воспитание маленького человечка, прежде всего – духовное. Он будет рядом с вашим малышом всю жизнь.

Можно выбрать в качестве крестного родную сестру или брата мамы и папы, близкую подругу или друга семьи, бабушку или дедушку малыша.

Восприемники должны креститься сами - это нужно сделать заранее. Родителям необходимо понять, что к вопросу выбора крестных необходимо подойти очень серьезно.

Кто не может стать крестным?

Законы крещения в православной церкви таковы, что крестным не могут стать:

  1. атеисты или иноверцы;
  2. монахи и монахини;
  3. больные психически люди;
  4. дети младше 15 лет;
  5. наркоманы и алкоголики;
  6. неразборчивые в половых связях женщины и мужчины;
  7. супруги или близкие в половом смысле люди;
  8. родители малыша.

Брат и сестра не могут быть крестными друг другу. Если вы крестите близнецов, необходимо делать это не в один и тот же день. Крестные у близнецов вполне могут быть одни и те же.


Если в семье подрастают близнецы, то крестить их нужно в разные дни, а вот еще одна пара крестных для этого не понадобится - достаточно найти двух надежных и благочестивых людей

Памятка для крестных

  • Внешний вид. Восприемники малыша должны придти в церковь со своими нательными крестиками на шее. Если это женщина, она надевает в храм юбку длиной ниже колена и кофту с рукавами. Обязателен для крестной матери головной убор. К одежде мужчины тоже применяются правила нахождения в церкви: нельзя обнажать колени и плечи, то есть даже в жаркое время придется отказаться от шортов с майкой. Мужчина находится в храме с непокрытой головой.
  • Покупки и оплата. Часто спрашивают, кто должен покупать крестик на крещение ребенка? Кто оплачивает процедуру? Существует определенный порядок крещения новорожденного ребенка и подготовки к нему.
    1. Он предполагает, что крестный покупает крестнику крестик, а также оплачивает крещение. Крестная покупает крестик девочке-крестнице. Лучше всего выбрать крестик из обычного металла или из серебра. Золотой крестик применять на церемонии не принято. При выборе крестика обратите внимание на то, чтобы он не мог поранить малыша, пусть у крестика будут овальные края.
    2. Кроме крестика крестной необходимо заранее купить полотенце, крестильную рубашечку и простынь. Она же покупает крыжму – материю, в которой малыша крестят. Материю заботливые матери хранят много лет, поскольку она способствует излечению ребенка от болезни. Больного человечка заворачивают в крыжму, и он начнет поправляться. Хранить ее следует в скрытом от чужих глаз месте, поскольку считается, что через нее можно навести на младенца порчу.
  • Подготовка. Назначенные духовными родителями люди обязаны подготовиться к обряду крещения маленького ребенка и сами. В подготовку входит строгий пост, начинающийся за несколько дней до события, отказ от развлечений и утех. Накануне неплохо принять в храме причастие, перед которым пройти исповедь. В церковь необходимо взять с собой свидетельство о рождении ребеночка. Можно заранее посмотреть видео с крещения, чтобы примерно понимать последовательность событий.
  • Молитва. Восприемники обязаны выучить молитву «Символ веры». Эту молитву трижды читает священник во время таинства крещения ребенка, ее могут попросить прочитать наизусть и крестного.

Нюансы крестин

  • Маленького человечка можно окрестить в любой день недели - в праздники и будни, в пост и в обычный день, но чаще всего крестины проходят в субботу.
  • Восприемникам положено заранее забрать ребеночка у родителей и пойти с ним в церковь в назначенный день и время. Родители подходят вслед за ними. Существует примета о том, что крестный должен разжевать зубок чеснока и дыхнуть в лицо малышу. Таким способом отгоняют от младенца злые силы.
  • На церемонии в храме присутствуют только самые близкие люди – родители мальчика или девочки, принимающих таинство, может быть, бабушка с дедушкой. Остальные могут придти в дом крещеного после обряда и отметить это событие за праздничным столом.
  • Крещение грудного ребенка не всегда происходит в самой церкви. Иногда священник проводит обряд в специально отведенном для этого помещении.
  • Если есть необходимость, родители могут устроить обряд у себя дома или в роддоме. Для этого нужно договориться с батюшкой и оплатить все его расходы по организации таинства.
  • Священник читает молитвы и совершает миропомазание новорожденного. Затем он срезает прядь волос с его головы, как бы принося богу жертву. Потом малыша трижды опускают в купель, батюшка произносит: «Вот крест, дочь моя (сын мой), неси его». Вместе с батюшкой крестный (ая) говорит: «Аминь».
  • Родители ребенка также приходят в церковь, соблюдая православные обычаи. Они одеваются, как принято в храме. Во время обряда мать может помолиться за свое чадо. Такие молитвы наверняка будут услышаны.
  • Вечером на праздник родственники и друзья приходят с подарками. Их выбор зависит от достатка и воображения: игрушки или одежда, предметы ухода за младенцем или иконка святого – покровителя малыша.

Традиционно крещение происходит в помещении храма, однако при некоторых обстоятельствах родители могут попросить о выездной церемонии - например, дома или в родильной палате

Особенности крестин мальчиков и девочек

Крестины девочки и мальчика отличаются мало. Во время обряда крестный носит малыша мужского пола за алтарь, а ребенка женского пола крестная туда не носит. Крестины новорожденной девочки предполагают наличие головного убора, то есть на нее надевают косынку. Когда совершаются крестины маленького мальчика, он находится в храме без головного убора.

Если в обряде участвуют оба крестных родителя, то сначала ребенка мальчика держит крестная мать, а после купания в купели его берет на руки крестный отец и несет за алтарь. Девочку держит на руках только крестная мать. Это главное отличие в обряде над детьми противоположного пола.

Если порядок крещения маленького ребенка будет соблюден, кровные и духовные родители ребенка подготовятся к крестинам, ребенок будет расти здоровым и веселым. Когда он вырастет, то станет высокодуховным человеком, стремящимся к праведной жизни.