Выборы консулов и принятие законов. Презентация на тему "устройство римской республики". Объяснение нового материала

«Восстание Спартака» - Ответ: Тяжелое положение рабов. Восстание Спартака. Здесь и началась подготовка к восстанию. Самостоятельная работа с текстом учебника. с. 235-235 пп. 2,3. Для разгрома восставших сенаторы направили полководца Красса. Вопросы: Где первоначально устроили лагерь восставшие в Капуе рабы? Причины поражения.

«Война с Ганнибалом» - Решите задачу: Последствия завоеваний: Ответьте на вопросы: 1. Завоевания привели к образованию большого государства с множеством провинций. Установление господства Рима во всем Средиземноморье во втором веке до н.э. Выберите правильный ответ: Выполни задания: Отсюда возникло выражение «Ганнибалова клятва».

«Рабы Рима» - Источники рабства. В имении Луция Попликолы. На рудниках Древнего Рима. В мастерской ремесленника. Гладиаторские бои в Колизее. Применение труда рабов в Риме. Рабство в Древнем Риме. В доме знатного римлянина. Люди, которые создали богатство Рима. Чайнворд.

«Период Римской республики» - Где использовали труд рабов. Впишите недостающие буквы. Рим. Христианство и современность. Могущество Рима. Удалите воинов с территорий. Найдите и исправьте ошибки на карте. Какое государственное устройство можно назвать демократическим. Сравните 2 типа управления государством. Огромное количество предметов.

«Рабство в Древнем Риме» - Автор Неизвестен. «Труд и жизнь рабов в Риме», с.228. А вы сегодня свободны или зависимы? Свобода и Рабство еще посетят наши уроки… Я много лет выдавливал раба. Дай оценку уроку: Подумайте: Свобода и Рабство????????? Являетесь ли вы чьей-то собственностью? Ироничные стихи. Знакомьтесь, Рабство! ? А может, я выдавливал не то?

«Войны Рима» - Я покупаю! Пред альпийская Галлия. Рим. Цезарь умер 15 марта 44 года до н.э. от рук бунтовщиков. Сенат высылает 3000 воинов. Стал выдавать солдатам жалование, солдатская служба продолжалась 16 лет. Восстание Спартака. Разорение крестьян. По рукам! После восстания Спартака в римской республике наиболее влиятельными стали:

Всего в теме 17 презентаций

Класс: 5

Цели:

  • Образовательная :
  • подвести учащихся к пониманию устройства республики Рим, найти различия устройства Рима и Афин, помочь осмыслить, что Афинская республика демократическая, а Римская – аристократическая, объяснить значения новых понятий – равноправие, Форум, Марсово поле.
  • Воспитательная :
  • воспитывать уважительное отношение к народам Афинской и Римской республик, чувство ответственности за свои учебные обязанности
  • Развивающая : развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.

Оборудование урока: карта «Древний Рим», мультимедиопроектор, таблицы на доске, рабочая тетрадь, компьютер, учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, дидактический материал, диск издательства «Просвещение».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В течение урока буду наблюдать, кто самый активный, организованный, любознательный.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение Древнего Рима, а значит перед нами несколько проблем:

1. Узнать, каково устройство республики Рим, как осуществлялось управление Римской республикой.
2. Сравнить с управлением в Афинской республике.
3. Понять, почему Афинская республика – демократическая, а Римская – аристократическая.

(Презентация . Открывается слайд с планом урока)

План урока

1. Выборы консулов.
2. Сенат и его роль в Риме.
3. Римские законы.

– Откройте тетрадь, запишите число, тему урока «Устройство Римской республики»
– На прошлом уроке вы узнали о возникновении Римской республики и завоеваниях Римом Италии. Вспомните и скажите, когда был основан Рим?(753 г.до н. э.)
– Где был основан Рим? (На семи холмах, на Аппенинском полуострове)
– Как называли древнейших жителей Рима? (Патриции)
– А какая группа населения еще проживала в Риме? (Плебеи)
– Обратите внимание на одежду патрициев и плебеев (откройте стр. 212 учебника и расскажите об особом виде одежды, показ на диске)
– Какое управление было в древнем Риме?

– Какие изменения произошли после изгнания последнего 7-го царя? (Решили больше не приглашать, а правление передать народу)
– Как называется форма устройства, когда глава государства избирается народом? (Республика)
– А какая форма еще вам известна? (Монархия)
– Назовите государства, которые вы изучали, были республикой? (Афины)
– Когда в Риме установилась республика? (509 г. до н.э.)
– Как изменилось управление? (Стали на собрании выбирать 2 консулов сроком на 1 год)
– Кто такие консулы? (Правители из патрициев)
– Чем были не довольны плебеи и за что они боролись?
– Кто такие народные трибуны?
– Расскажите о них (показ на диске)

3. Переход к новой теме

– После 200 летней борьбы плебеи стали полноправными гражданами (работа с понятием – равноправие ). На должности консулов и других должностных лиц избирали из патрициев и плебеев. Большое значение для плебеев, среди которых было много бедняков, имело запрещение рабства в 326г. до н.э.

4. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы рассмотрим управление Римской республикой и попытаемся сравнить с управлением в Афинской республике.

В III веке до н.э. Римская республика имела 3 органа власти:

Народное собрание – консулов – Сенат

– Запишите в тетради 3 органа власти.
По прежнему в Римской республике – высший орган власти – Народное собрание – состояло из мужчин – патрициев и плебеев, богатых и бедных, знатных и незнатных.
– Вспомните, какие вопросы решало собрание? (Выбирало должностные лица – консулов, народных трибунов,
принимало законы,
объявляло войну и заключало мир,
заслушивали отчет консулов,
могли привлечь к ответственности за неправильные действия)

– Послушайте, как выбирали консулов и какие они решали вопросы (стр. 41-42 учебника), работа с понятием – Марсово поле . Для выборов народных трибун и принятия законов граждане собирались на Форуме – главной площади города (запись понятия). Выступать с предложением могли с консулами народные трибуны. Остальные должны без обсуждения голосовать.

КОНСУЛЫ
Управляли государством
Предлагали новые законы
Набирали войско
Командовали армией

– Консулы избирались сроком на 1 год. За исполнение должностей денег не платили. Богатые одевали кандиду – белоснежный плащ, символ того, что совесть консула чиста, как их плащ.
– Запишите должностные обязанности консулов в тетради.
– Обратите внимание: законы предлагали только консулы или другие должностные лица, а остальные без обсуждения голосовали за или против. Из бывших консулов избирали цензоров, которые вели переписку, следили за нравом, оценивали имущество. Особо важную роль играл Сенат. После борьбы плебеев Сенат пополнялся из бывших консулов и трибунов без всяких выборов. Сенат состоял из 300 человек, все они пожизненно являлись членами Сената.

СЕНАТ
обладал огромной властью
ведал казной
разрабатывал новые законы
судил римлян

– Запишите обязанности Сената
Сенат ни перед кем не отчитывался и не нёс ответственности за свои ошибки. В случае, если стране грозила опасность, назначался диктатор на полгода (единоличный правитель). Заседание Сената обычно вел консул. При обсуждении, даже если был не согласен с мнениями Сената, консулу приходилось соглашаться (показ схемы управления)
Диктатор командовал войском. У римлян войско было сильным, хорошо обученное и специально для воинов – легионеров по особому плану строили лагерь, даже если останавливались на одну ночь, разбивали лагерь (показ на диске строительства лагеря).
– Римлян считали самым законопослушным народом. Именно у них появились первые письменные законы. Законы Сената называли «Двенадцати таблиц» . У римлян мы заимствовали основные положения законов. Например, что закон не имеет обратную силу. Современные законы опираются на римское право.

– На уроке вы узнали об управлении Римской республикой, а теперь попробуем сравнить управление в Афинах и Риме, найдем различия по нескольким направлениям и сходство.
Пользуясь учебником, записями в тетради учащиеся пытаются найти ответы по схеме на доске, учитель обобщает и записывает на доске, дети в тетради.

Различия в управлении:

по принятию законов
по оплате должностей
по деятельности Сената

Общее в управлении:

по форме устройства
принадлежности высшей власти

Республиканское устройство

в принятии законов

оплата должностей

Итог: оба государства являлись республиками, но Афины называют демократической
– Что такое демократия? (Власть принадлежит народу)
– Рим – аристократической республикой т. к. власть реально принадлежала нескольким десяткам богатым патрициям и плебеям.

5. Закрепление: (решение тестовых заданий)

6. Выставление оценок с комментированием учителя

7. Домашнее задание

Устройство Римской республики

(Технология – педагогическая мастерская )

Цель: познакомиться с устройством Римской республики:

Задачи:

образовательная:

1 выявить положение плебеев после двухсотлетней борьбы с патрициями;

2 рассмотреть порядок выборов консулов и круг вопросов, которые ими решались, роль народных трибунов;

3 дать оценку деятельности сената и его роли в Риме;

4 охарактеризовать боевую подготовку римского войска;

5 найти преимущества римского войска в сравнении с греческим и македонским;

развивающая:

1 на основе иллюстраций в учебнике и отдельных изображений сформировать образное мышление;

2 на основе исторических источников сформировать навыки самостоятельной работы;

3 на основе схематических рисунков и сравнительного анализа развить навыки логического мышления;

воспитательная:

1 формирование патриотизма и чувства долга перед Отечеством;

2 формирование уважения к заслугам и порядку народов древних цивилизаций;

3 развитие творческой активности, качеств смелости и образованности.

Оборудование :

  • Учебник (пар. 45, 46)
  • Карта «Древний Рим», атласы
  • Компьютерная презентация

Индивидуальные карточки

Основные понятия: республика, консулы, народные трибуны, право вето, сенаторы, Марсово поле, Форум, туника, тога, кандидата, легион, гастаты, принцепсы, триарии.

Тип урока: комбинированный

Тема: «Устройство Римской республики»

План

1. Выборы консулов и принятие законов.

2. Сенат и его роль в Риме.

3. Римское войско.

Ход урока:

1) Организационный момент (эмоциональный настрой учащихся)

А вы знаете, что…

  • Один никому не известный грек по имени Герострат пошёл на преступление в 356 г. до н.э. – поджёг красивый храм Артемиды в г. Эфесе. Как вы думаете, зачем он это сделал? А как ещё можно прославиться?
  • Так вот, цель нашего урока, и последующих – рассмотреть, как прославились римляне в истории. Для этого нам понадобится систематизировать знания.

2) Проверка д/з:

а) Исторический зрительный диктант

Отметить те понятия, с которыми можно провести историческую параллель с Древней Грецией (в скобках указать греческие термины) – взаимопроверка, оценки

б) Индивидуальная карточка:

АЛГОРИТМ

Подготовь развёрнутый ответ на вопрос: «Как жили жители древнего Рима?»

Для этого вспомни:

1) В честь кого город получил такое название?

2) Какие занятия существовали у древних римлян?

3) Какая схема управления у них была?

Ход урока:

Из обстоятельного ответа вы узнали, что римляне изгнали последнего царя. Естественно, встал вопрос – что делать дальше? Как управлять страной?

Задача сегодняшнего урока – выяснить, какая форма правления сложилась в Риме в четвёртом веке до нашей эры и каково её устройство. (Запись темы урока в тетрадь)

Борьба патрициев и плебеев.

Борьба патрициев и плебеев продолжалась свыше 200 лет. Основными камнями преткновения были:

Равноправие в политической жизни государства

Долговая кабала

Пользование общинной землёй

1. В результате:

А) плебеи добились отмены долгового рабства и уравнение в правах с патрициями. 326 г. до н.э. – отмена долгового рабства.

А кто мне напомнит что такое долговое рабство?

Б) они стали полноправными римскими гражданами.

Теперь вместе с патрициями плебеи принимали законы, участвовали в работе народного собрания, выбирали консулов.

Консульские выборы проходили на берегу Тибра, на равнине.

Марсово поле – низменность за городской чертой Рима где проходили празднества посвященные богу Марсу.

В день выборов здесь еще до рассвета толпился народ. На высоком берегу Тибра взвивался Красный флаг – знак, что Риму ничто не грозит.

Являлся консул и 12 лекторов:

– труба звучала;

– жертвоприношение (жрецы).

Каждый гражданин получал табличку и писал имя того кому отдал голос. Проходя через узкий мостик голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета – звук трубы и 2 консула выбирали

Как стало называться Римское государство с 509 г. до н.э.? (республика).

Что представляло собой управление в Риме в III в. до н.э. ?

Чтобы ответить на возникшие вопросы, мы с вами проведём следующую работу:

  • Разобьемся на группы
  • Получим задание
  • Будем искать правильный вариант ответа
  • Будем работать с текстом учебника (пар. 44, 45, 46) и карточками

Группы получают задание.

1 группа. Определить, какая форма правления сложилась в Риме в 3 веке до н.э. Составить схему, назвать органы правления Рима;

2 группа. Консулы. Порядок избрания. Полномочия.

3 группа. Сенат. Порядок формирования и функции.

4 группа. Народное собрание

5 группа. Народные трибуны.

Работа с текстом учебника. Работа в группе (10-12 мин.)

  • Обсуждение работы групп.

1.группа

Республика – форма правлении, при которой государством управляют избранные (консулы)

2 группа . Консулы

Вопрос: Дайте ребята оценку такому порядку в управлении государством: в чем его сильные и слабые стороны?

Ответ: в мирное время это разумно. Одна голова хорошо, а две лучше. Но на войне такая смена опасна, так как один консул считает, что от сражения надо отказаться и ждет когда придет его очередь.

3 группа. Сенат и его роль в Риме.

Сенат первоначально был советом старейшин, в 3 в. До н.э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената без выборов становились бывшие консулы. Сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц, обладал огромной властью (ведал казной, вёл переговоры с другими государствами, разрабатывал новые законы). В Афинах подобного органа власти не было.

Консулы пожизненно

Трибуны члены сената

Ведал:

1 казна;

2 план войны;

3 переговоры с другими государствами;

4 судьями были сенаторы.

В Афинах не было подобного органа.

4 группа . Народные трибуны

В 5 в. до н.э. плебеи добились права избирать своих защитников – народных трибунов, которые избирались ежегодно (сначала 2-х, затем 4-х). Народный трибун приходил на заседание сената и скромно стоял у входа или садился на скамеечку. Он внимательно слушал выступавших и не вмешивался. Но если сенат хотел принять постановление невыгодное плебеям, трибун тотчас говорил: «запрещаю» (по-латински «вето»). Так возникло выражение «Вето» т.е. право запретить, отменить какое-нибудь решение.

Следующей победой плебеев стала запись римских законов в середине 5 в до н.э. они были записаны на 12 медных таблицах и выставлены для всеобщего обозрения на форуме. Законы 12 таблиц установили четкие нормы, права и обязанности для всех групп римского общества. Опираясь на авторитет закона, плебеи добились избирательного права на все должности в Римском государстве, но так как за государственные должности не платили, то избирались, как правило, богатые люди.

В 326 г. до н.э. народный трибун Петелий добился принятие закона отменявшего долговое рабство для плебеев и членов их семей. В начале 3 в. до н.э. плебеи добились равноправия с патрициями и как следствие сложилась гражданская община

5 группа . Народное собрание

Народное собрание состояло из граждан – патрициев и плебеев. Ему принадлежала высшая государственная власть. Оно выбирало консулов народных трибунов, объявляло войну и заключало мир.

Римское государство было республикой. Народное собрание в Риме состояло из граждан: патрициев и плебеев, знатных и незнатных, бедных и богатых. Народное собрание было высшим органом власти: выбирало должностных лиц, консулов, народных трибунов, объявляло войну, заключало мир, принимало законы. Но только консулы, народные трибуны и другие должностные лица имели права предлагать новый закон. Причем народное собрание без обсуждения голосовали за или против. Римляне для принятия законов собирались на форуме.

Вопросы для обсуждения: Сравним Римское и Афинское государства.

В чем сходство между государством в Афинах и в Риме?

(Высшая власть принадлежала народному собранию; выбирались на определенный срок правители).

2. В чем различия устройства в Афинах и в Риме?

Различия в государственном строе Афин и Рима:

1. Принятие законов.

2. Оплата должностей.

3. Снятие с должности.

4. Роль сената.

(Записи в тетрадях).

Таким образом, Афины – демократическая республика, Рим – аристократическая, т.е. власть принадлежала знати.

Итак, 1. Что добились плебеи в результате борьбы с патрициями? (отмена долгового рабства, стали полноправными гражданами).

2. Когда было отменено рабство? (в 326 г. до н.э.).

3. Кто в Риме имел право предлагать закон? (консулы, народные трибуны и должностные лица).

4. Кто мог стать консулом? (только богатый, т.к. не было оплаты).

5. Где проходили выборов консулов? (Марсово поле).

6. Что такое кандида? (белый плащ).

7. Что такое форум? (главная площадь города).

4) Закрепление изученного

Игра «Да - Нет» (Верные и неверные утверждения):

Я утверждаю, что:

  • Республика – в переводе с латинского обозначает «Общественное дело» (да)
  • Плебеи могли стать консулами (да)
  • «Вето» по-латински «разрешаю» (нет)
  • В Риме, как и в Греции, платили деньги за исполнение должностей (нет)
  • Выбирали 2 консулов (да)
  • Выборы проходили на Марсовом поле (да)
  • Один консул был главнее другого (нет)

Убеждаюсь, что знания ваши обширны и прочны, но чтобы окончательно в этом убедиться, предлагаю закончить фразу.

5) Рефлексия

У каждого в печатном виде карточка с фразой: «Теперь я знаю, что в Древнем Риме….». Необходимо завершить предложения.

6) Домашнее задание

  • Задача для любознательных
  • Пар. 44(2), 45(3), р/т № 56, 57(1-7), 58
  • По желанию: составить рассказ от имени земледельца, плебея или консула (сенатора) о том, как прошло голосование на выборах или как принимали закон

Предварительный просмотр:

Карточка №1. 1 группа.

Составить схему устройства Рима в III веке до н.э.Назвать должности и дать им определение.

3 группа Сенат и его роль в Риме. Сенат первоначально был советом старейшин, в 3 в. До н.э. родовых старейшин в Риме уже не было, установился рабовладельческий строй. Членами сената без выборов становились бывшие консулы. Сенат имел большое влияние на консулов и остальных должностных лиц, обладал огромной властью (ведал казной, вёл переговоры с другими государствами, разрабатывал новые законы). В Афинах подобного органа власти не было.

В него попадали без выборов бывшие

Консулы пожизненно

Трибуны члены сената

Другие должностные лица 300 человек

Ведал:1 казна;2 план войны;3 переговоры с другими государствами;

4 судьями были сенаторы.

НИ перед кем не отчитывался и не нес ответственности за ошибки. Заседание сената вел консул – всегда соглашался с сенатом.

В Афинах не было подобного органа

2 группа. Кто такие консулы и каков круг их обязанностей

Должностным лицом в Риме мог стать по закону любой гражданин, как бедный, так и богатый. Но в Риме деньги за службу государству не платили, следовательно, должности могли занимать только богатые люди: консул должен был содержать охрану, писцов, курьеров и так далее. Деньги нужны были и для организации выборов. Консулы были главными должностными лицами, они управляли Римом, созывали народное собрание, предлагали новые законы, производили набор в армию. Оба консула обладали равной властью, каждый мог из них отменить распоряжение другого. Поэтому консулы советовались при обсуждении государственных дел

Консулом мог стать по закону как богатый, так и бедный. Но в Риме не платили за службу государству (а в Афинах?), поэтому лишь богачи занимали должности. Так, консулу приходилось содержать не только семью, но и охрану, писцов. Для выборов Римский гражданин сам предлагал, чтобы его избрали на должность. Богатые стремились привлечь избирателей.

Очень часто до выборов рабовладелец говорил бедноте (стр. 272). Римские рабовладельцы кормили сотни бедных граждан, которые голосовали за них.

Став консулами рабовладельцы одевали белоснежный плащ – КАНДИДУ (кандидат – человек стремящийся занять какую-нибудь должность).– совесть чиста.

Во время войны – 1 консул возглавлял часть войска, отправившегося в поход, 2 консул оставался в Риме. Или оба на войне. Но на войне нужна единоличная власть, поэтому ежедневно менялись. Консул + 12 лекторов.

В течение всего своего срока консула не могли сместить с должности.

4 группа. Народные трибуны.В 5 в. до н.э. плебеи добились права избирать своих защитников – народных трибунов, которые избирались ежегодно (сначала 2-х, затем 4-х). Народный трибун приходил на заседание сената и скромно стоял у входа или садился на скамеечку. Он внимательно слушал выступавших и не вмешивался. Но если сенат хотел принять постановление невыгодное плебеям, трибун тотчас говорил: «запрещаю» (по-латински «вето»). Так возникло выражение «Вето» т.е. право запретить, отменить какое-нибудь решение.

Следующей победой плебеев стала запись римских законов в середине 5 в до н.э. они были записаны на 12 медных таблицах и выставлены для всеобщего обозрения на форуме. Законы 12 таблиц установили четкие нормы, права и обязанности для всех групп римского общества. Опираясь на авторитет закона, плебеи добились избирательного права на все должности в Римском государстве, но так как за государственные должности не платили, то избирались, как правило, богатые люди.В 326 г.до н.э. народный трибун Петелеий добился принятие закона отменявшего долговое рабство для плебеев и членов их семей. В начале 3 в. до н.э. плебеи добились равноправия с патрициями и как следствие сложилась гражданская община

5 группа. Народное собрание состояло из граждан – патрициев и плебеев. Ему принадлежала высшая государственная власть. Оно выбирало консулов народных трибунов, объявляло войну и заключало мир. Римское государство было республикой. Народное собрание в Риме состояло из граждан: патрициев и плебеев, знатных и незнатных, бедных и богатых. Народное собрание было высшим органом власти: выбирало должностных лиц, консулов, народных трибунов, объявляло войну, заключало мир, принимало законы. Но только консулы, народные трибуны и другие должностные лица имели права предлагать новый закон. Причем народное собрание без обсуждения голосовали за или против. Римляне для принятия законов собирались на форуме.




ДРЕВНИЙ РИМ Где был расположен Рим? Где был расположен Рим? Как был основан город Рим? Как был основан город Рим? Чем занимались и где жили римляне? Чем занимались и где жили римляне? На какие группы разделялось римское население? На какие группы разделялось римское население? Как и почему образовалась в Риме республика? Как и почему образовалась в Риме республика?












Выборы консулов Ежегодно в предрассветных сумерках одного из ______ дней на _________ поле широкой равнине за городской стеной сходились на Собрание ________ Рима. На высоком берегу _______ взвивался ________ флаг знак того, что Риму не грозит ничье вторжение. Из городских ворот являлся консул, его сопровождали двенадцать ________. Раздавался звук трубы. Жрецы провозглашали, что боги милостиво приняли жертву. Так Народное собрание приступало к выборам _________ на будущий год. Каждый гражданин получал ________, на которой писал имена тех, за кого он подавал голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета голосов вновь раздавался звук трубы и объявлялись имена ______ победителей. Консулом мог стать как ________, так и _________ гражданин. Однако в Риме за исполнение должностей ______ не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. летних Марсовом граждане Тибра красныйликторов консулов табличку двух богатыйбедныйденег



Римом управлял СЕНАТ из 300 человек. Это звание было пожизненным. Каждый год граждане выбирали из сенаторов государственные должностные лица. СЕНАТ И ЕГО РОЛЬ В РИМЕ. 8 преторов избирались для того, чтобы стать судьями Управляли всеми делами в Сенате 2 консула. 4 эдила наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища 20 квесторов следили за состоянием казны Цензоры - руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры При черезвычайных обстоятельствах назначался диктатор, сроком на 6 месяцев. 2 консула 8 пре́торов 4 эдила 2 цензора 20 квесторов Диктатор Сенат не перед кем ни отчитывался и не отвечал, за свои решения