Заключение договора теплоснабжения обязанность потребителя. О существенных условиях договора теплоснабжения. Что это такое

Он разрешил собственникам помещений в МКД принимать решение о переходе на прямые договоры. Для этого в ст. 44 ЖК РФ были внесены изменения. И всё же оставался вопрос, можно ли переходить на прямые договоры в домах с индивидуальными тепловыми пунктами. Расскажем, почему нельзя.

Комментарий от эксперта

7 мая Минстрой РФ опубликовал письмо № 20237-ОГ/04 , в котором объяснил, почему в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению нельзя заключать «прямой» договор на предоставление таких услуг.

Наш эксперт Елена Шерешовец, директор НП СРО УН «КИТ», член Экспертного совета Комитета Государственной думы РФ, практикующий юрист, внимательно изучила письмо и рассказала, как его следует понимать управляющим организациям.

Открытая и закрытая системы теплоснабжения и горячего водоснабжения

При централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения. Он содержит условия и правила подачи горячей воды, регулируемые № 416-ФЗ (п. п. 1 и 6 ст. 13 № 416-ФЗ).

При централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии со ст. 15.1 и п. 4 ст. 7 № 190-ФЗ .

Таким образом, РСО, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в МКД.

В таком случае коммунальным ресурсом нужно было бы признать холодную воду или теплоноситель. Но это не соответствует предмету договоров, названных в ст. 13 № 416-ФЗ и ст. 15.1 № 190-ФЗ .

Двухкомпонентный тариф на горячую воду

Органы регулирования в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду для теплоснабжающих организаций, которые поставляют горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения / горячего водоснабжения (ч. 5 ст. 9 № 190-ФЗ , п. 87 ПП РФ от 22.10.2012 № 1075).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения состоит из двух компонентов:

  • компонента на теплоноситель,
  • компонента на тепловую энергию.

Орган регулирования устанавливает компонент на тепловую энергию в виде одноставочного или двухставочного компонента. Этот компонент равен соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию.

Компонент на теплоноситель орган регулирования устанавливает в виде одноставочного компонента и принимает равным тарифу на теплоноситель.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области регулирования тарифов решают вопрос установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду согласно действующему законодательству.

Возможность перехода на прямые договоры

При установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за КУ по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления КУ по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления КУ по горячему водоснабжению (п. 38 Правил № 354).

При этом Правила № 354 не предусматривают применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги. Это соответствует ч. 4 ст. 154 ЖК РФ .

Минстрой РФ делает вывод, что если исполнитель самостоятельно производит коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению, прямой договор между между собственниками помещений в МКД и РСО заключить нельзя. Потому что в таком случае РСО предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства КУ и сама не производит такую услугу.

ТСО и потребитель, минуя волю собственника энергопринимающего устройства, заключили договор теплоснабжения. Собственник хочет признать договор недействительным

Потребитель хочет расторгнуть договор теплоснабжения, так как у него существенно изменились обстоятельства или ТСО существенно нарушает договор

Потребитель хочет признать договор теплоснабжения недействительным в части

Потребитель хочет признать договор теплоснабжения недействительным

Потребитель хочет признать односторонний отказ ТСО от исполнения договора теплоснабжения недействительным

Потребитель хочет обязать ТСО заключить договор

См. все ситуации, связанные со ст. 15

1. Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

2. В системе теплоснабжения:

1) определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения;

2) лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями;

3) лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами

3. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

5. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

6. В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:

1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;

2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;

3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;

4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;

5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

9. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9.1. Потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

9.2. Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 9.3 ст. 15 (в ред. от 29.07.2017 N 273-ФЗ) распространяется на заключенные до 10.08.2017 договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоры горячего водоснабжения, договоры поставки горячей воды.

9.3. Управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.4. Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством .

10. Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать:

2) порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в пределах одной системы теплоснабжения;

3) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

4) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат двум и более лицам или используются ими;

7) порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии;

8) особенности организации теплоснабжения при наличии возможности управления потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, в которой источники тепловой энергии принадлежат на праве собственности или ином законном основании трем и более лицам;

9) порядок определения потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления;

10) особенности организации теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения с учетом положений главы 5.1 настоящего Федерального закона, включая:

а) порядок исполнения единой теплоснабжающей организацией обязательств по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении;

б) порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, включая формулу снижения размера платы за тепловую энергию (мощность), порядок обращения потребителя к единой теплоснабжающей организации за указанным снижением размера платы за тепловую энергию (мощность), случаи, при которых указанное снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится; частью 6 статьи 4.2 настоящего Федерального закона.

11. Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

  • Кто может обратиться за услугой

      Физические лица (за исключением иностранных граждан), юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся правообладателями земельных участков и (или) правообладатели объектов капитального строительства при подключении существующего подключаемого объектов капитального строительства к системе теплоснабжения.
  • Стоимость услуги и порядок обжалования

    Оказание услуги по заключению договора о подключении осуществляется бесплатно. Технологическое подключение объекта капитального строительства к системам теплоснабжения производится в соответствии с условиями, указанными в договоре о подключении.

  • Перечень необходимых документов

    1.Документ, подтверждающий полномочие представителя действовать от имени заявителя (в случае обращения представителя заявителя). Скан-копия документа, подтверждающего полномочие представителя действовать от имени заявителя, подписывается электронной подписью заявителя в установленном порядке.
    2. Ситуационный план расположения объекта и границ земельного участка заявителя с привязкой к территории населенного пункта с указанием планируемого расположения точек подключения (в масштабе 1:2000) (в случае если сведения, указанные в ситуационном плане, представленном заявителем при обращении за услугой по предоставлению технических условий, не изменились, то представлять повторно ситуационный план не требуется).
    3. Топографическая карта земельного участка в масштабе 1:500 (для квартальной застройки 1:2000) с указанием всех наземных и подземных коммуникаций и сооружений и проектируемого объекта (в случае если заявителем является физическое лицо, осуществляющее создание (реконструкцию) объекта индивидуально-жилищного строительства, представлять топографическую карту не требуется).
    4. Правоустанавливающие документы, подтверждающие оформление имущественных прав на земельный участок, участок территории, на котором планируется проведение работ (при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на объект недвижимости, а также в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации права на объекты недвижимости не подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости).

  • Сроки предоставления услуги

    Не более 20 рабочих дней, без учета срока приостановления оказания услуги.

  • Результат оказания услуги

    1. Договор о подключении, подписанный ПАО «МОЭК» и заявителем.
    2. Решение о прекращении оказания услуги по заключению договора о подключении с обоснованием причин отказа.
    3. Решение об аннулировании заявки.

Ознакомительная информация:

Регламент ПАО МОЭК

Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»;
- Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- постановление Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 «О подключении (технологическом присоединении) к системам теплоснабжения, недискриминационном доступе к услугам в сфере теплоснабжения, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 09.08.2017 № 955 «Об установлении особенностей оказания услуг по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в электронной форме на территории Московской области и гг. Москвы и Санкт-Петербурга в 2017 - 2018 годах»;
- постановление Правительства Москвы от 7 февраля 2012 г. № 23-ПП «О доступе физических лиц, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц к подсистеме «личный кабинет» государственной информационной системы «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»;
- приказ Минстроя России от 19.04.2018 № 236/пр «Об утверждении форм единых заявок, подаваемых заявителями через региональные порталы государственных и муниципальных услуг в целях получения технических условий, заключения договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также в целях получения актов о технологическом присоединении (применительно к г. Москве и Московской области), и примерного перечня сведений и документов, прилагаемых к ним» (зарегистрировано в Минюсте России 20.07.2018 № 51656);
- приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок»;
- приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» ;
- приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 27.12.2011 № 796 «Об утверждении Требований к средствам электронной подписи и Требований к средствам удостоверяющего центра».

Нормативные акты

Решение о прекращении оказания услуги:
Противоречие документов и сведений, полученных с использованием межведомственного информационного взаимодействия, включая использование Базового регистра, поданным заявителем документам или сведениям.

Основания для аннулирования заявки на оказание услуги:
1. Непредставление заявителем недостающих для подготовки проекта договора о подключении сведений и (или) документов в течение 20 рабочих дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы.
2. Представление заявителем необходимых для подготовки проекта договора о подключении сведений и (или) документов не в полном объеме в течение 20 рабочих дней со дня направления заявителю уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы.
3. Неподписание заявителем проекта договора о подключении либо отсутствие мотивированного отказа с приложением протокола разногласий в течение 30 календарных дней после направления проекта договора о подключении со стороны ПАО «МОЭК».

Причины отказа

Ведомство:

по услуге "Заключение договора о подключении к сетям теплоснабжения" 2695

Советы юристов:

1. Собственник квартиры, в которой я проживаю-моя сестра. Могу ли Я заключииь договор на теплоснабжение и что для этого нужно?

1.1. Вам для этого нужно оформить доверенность от своей сестры на заключение такого рода сделок, потому как вы его можете заключить только от ее имени.

Вам помог ответ? Да Нет

2. Как составить дополнительное соглашение по теплоснабжению о расторжении договора.

2.1. Составление любых юридических документов на ресурсе - услуга платная.
Поищите в инете, может быть там есть.

Вам помог ответ? Да Нет

3. Как в одностороннем порядке рассторгнуть договор теплоснабжения.

3.1. Если одностороний порядок расторжения договора не предусмотрен самим договором, то его рассторгнуть нельзя в силу ст. 310 ГК РФ. Вам необходимо письменно обратиться к организации поставляющей тепловую энергию о расторжении или изменении договора. Удачи.

Вам помог ответ? Да Нет

3.2. Смотрите условия расторжения в тексте договора.

Вам помог ответ? Да Нет

3.3. Стороне по договору необходимо направить письменную претензию о расторжении договора за 1 месяц до расторжения договора.

Вам помог ответ? Да Нет

4. Договор соц. найма был заключен в 2015 году, с момента когда я стала проживать в квартире, по теплоснабжению уже был долг в 30 т. рублей. В 2020 году пришло уведомление, о том, что до конца февраля предлагают оплатить долг. Могу ли я сейчас подать в суд, чтобы этот долг с меня списали, недожидаться того момента когда управляющая компания на меня подаст в суд и у меня будет арестован счет. Все доказательства у меня есть о том, что этот долг не мой.

4.1. Сначала надо подать заявление о перерасчете. К заявлению надо приложить Ваши доказательства. В случае отказа обращайтесь в суд.

Вам помог ответ? Да Нет

4.2. Вы действительно можете обратиться с иском в суд о списании долга. Но для этого всё же нужно взять у теплоснабжающей организации справку о сроках и размере задолженности.

Вам помог ответ? Да Нет

5. Каком законе или постановлении говорится что, если потребитель, юридическое лицо не ответит, не предоставит протокол разногласий на отправленный договор «о теплоснабжении» по истечению 30 дней договор считается заключенным, но только не в ценовых зонах.

5.1. ФЗ "О теплоснабжении" и Гражданский Кодекс РФ - раздел про договоры энергоснабжения. Вот два законодательных акта, где можете найти интересующую Вас информацию. Но, насколько я помню, именно таких норм нет, но могу и ошибаться.

Вам помог ответ? Да Нет

6. Вопрос по договору теплоснабжения. Дело в том, что срок действия договора закончился в мае месяце и продление его не предусматривается, а теплоснабжающая компания выставила счёт с мая по октябрь и обратилась в суд с исковым заявлением. Правомерно ли это! Заранее спасибо!

6.1. Уточните, пожалуйста, услуга теплоснабжения в данный период оказывалась? Вы физическое лицо или ИП или юрлицо? У вас жилое помещение или нежилое в МКД? Или же у вас отдельно стоящее здание/жилой дом?

Вам помог ответ? Да Нет

7. У нас нежилое помещение, в цоколе жилого дома. Оформленное на частное лицо. По помещению проходят лежаки отопления. Они изолированы трубкой Тилит, и зашиты гипсокартоном. Наружных радиаторов нет. Существует система рекуперации воздуха.
Теплоснабжающая организация заставляет заключать договор теплоснабжения.
Что произойдёт, если договор будет не заключён?
Спасибо!

7.1. если договор не будет заключён, ничего не произойдет. Они, что начнут тянуть трубы в обход как Газпром на Украине: "Северный поток", "Северный поток-2"?

Вам помог ответ? Да Нет

8. Какие документы мне нужно предоставить к получению от физического лица в целях заключения договора в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения. Копии каких страниц паспорта у меня попросят? Спасибо.

8.1. Страницу с фото и регистрацией, и документы на право собственности.

Вам помог ответ? Да Нет

9. Недавно мы обнаружили, что подвал нашего дома в результате договора купли продажи оказался проданным и Хотя мы никому и ничего не продавали. Теперь нет доступа к запорной арматуре на стояках теплоснабжения в подвале нашего дома.

9.1. В Вашем доме создано ТСЖ? Кому принадлежал подвал дома до продажи? Если подвал был передан в собственность до приватизации первой квартиры в Вашем доме, то ТСЖ не может распоряжаться данным помещением. Нужно смотреть все документы на дом.

Вам помог ответ? Да Нет


10. Собственник нежилого помещения в МКЖД обратился в РСО с отказом от услуг теплоснабжения, помещение находится внутри МКЖД отрезать невозможно, имеет ли право собственник нежилого помещения на отказ от договора.

10.1. Нет конечно, его обязанность по оплате теплоснабжения такая же как и у всех остальных собственников МКД. Законом подобный отказ не предусмотрен.

Вам помог ответ? Да Нет

11. Результатом общего собрания собственников МКД принято решение о заключении прямого договора на поставку коммунального ресурса по теплоснабжению с РСО.
Собственники МКД оплачивали платёжки за тепло и гор. воду напрямую в РСО в течение полугода.
После 14 дневного отключения горячей воды, РСО не возобновила её поставку в МКД.
Что делать собственникам МКД?

11.1. Тут смотря что за причины отключения. Самый просто способ это обратится в Мосжилинспекцию или в ГЖИ по месту проживания, если не Москва. Так же можно в прокуратуру написать заявление.
Крайний вариант это обращение в суд. Но это дело долгое.

Вам помог ответ? Да Нет

12. Может ли являться "исполнителем" по договору подключения к системе теплоснабжения теплосетевая организация не осуществляющая продажу тепловой энергии?

12.1. Да, может. Исполнитель - это или теплоснабжающая, или теплосетевая организация, владеющая тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым осуществляется подключение.

Вам помог ответ? Да Нет

13. Вопрос о ЖКХ. Установлен общедомовой счетчик тепловой энергии. По итогам года УК, а теперь РСО производит перерасчет начислений. Считают по нормативу и по фактическому потреблению тепловой энергии домом (ГКал.). Если дом превысил потребление ТЭ свыше нормы, то разницу "раскидывают" по кв. м. квартир. Законно ли это? Ведь я заключил договор об управлении домом и ни коим образом не вмешиваюсь в регулировку теплоснабжения дома. Не имею права, да и банально не могу знать как это сделать.

13.1. У Вас нет лица который бы контролировал "тепло", счетчики ставят, чтобы экономить, а у Вас нет экономии. Просто поставили счетчик и все. Взимание законны.

Вам помог ответ? Да Нет

Консультация по Вашему вопросу

звонок с городских и мобильных бесплатный по всей России

14. я председатель гск в которое по договору на теплоснабжение подаётся отопление, имеются владельцы гаражей которые отказываются оплачивать коммунальные услуги по теплоснабжению, как можно решить вопрос по взысканию задолженностей с владельцев гаражей?

14.1. Консультации председателей ГСК или СНТ оказываются исключительно на платной основе. Вы можете принять на работу в штатного юриста и платить ему достойную белую зарплату.

Вам помог ответ? Да Нет

15. День добрый..
Подскажите пожалуйста... При отсутствии договора на предоставления услуг по теплоснабжению правомерно ли начисление денежных сумм со стороны жкх.

15.1. Да, конечно правомерно и законно. Такие договоры являются публичными то есть если у Вас нет экземпляра договора а Вы пользует со услугами то договор считается заключённым.

Вам помог ответ? Да Нет

15.2. уважаемый посетитель!
Если услуга фактически предоставлена - вполне правомерно
Всего доброго, желаю удачи в решении Вашего вопроса!

Вам помог ответ? Да Нет

15.3. Да, ЖКХ имеет право выставлять вам счёт на оплату коммунальных услуг, даже если лично вы не заключали с ними договор. Желаю Вам успехов и всего наилучшего!

Вам помог ответ? Да Нет

15.4. В силу статьи 153 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате коммунальных платежей возникает в силу закона. Удачи Вам в разрешении возникшей ситуации!

Вам помог ответ? Да Нет

16. Я, физ. лицо, заключаю договор теплоснабжения на нежилое помещение. По одному из пунктов договора я обязана внести 1/12 части от стоимости объемов ориентировочного годового потребления тепловой энергии и горячей воды на их счет. И эти деньги они возвращают только при расторжении договора, т.е. никогда. В каком законе это прописано?

16.1. Галина, ни в каком законе это не прописано. В договоре стороны могут договориться фактически о чём угодно, кроме пунктов, которые противоречат законодательству.
Пункт, который вы упоминаете очень похож на "ловушку", которые юристы умеют расставлять при составлении подобных документов.
Вместе с тем, его характер очень напоминает классический "залог".
Попытайтесь предложить внести изменение в данный пункт и иные, которые вам не нравятся. Ведь договор-это волеизъявление обоих сторон[b] .
Возможно данную бумагу вообще не стоит подписывать, что бы не попасть в историю.
Рекомендуем обратиться к нам за анализом данного договора, т.к. возникают подозрения, что вы можете подписаться и под другими положениями, которые вы не заметили, и которые в дальнейшем поставят вас в невыгодное положение.

Вам помог ответ? Да Нет

17. Есть ООО, один учредитель и исполнител. Директор. Директором были заключены договоры на ком. услуги. Имеет ли право учредитель при действующем директоре подписывать соглашения о расторжении договоров самостоятельно за своей подписью?
Дело в том, что учредитель самостоятельно расторгла договоры на теплоснабжение задним числом, договорившись с ресурсоснаб. Орнанизацией с целью выставления задолженности собственнику помещения. Имеет ли право подписи учредитель в договорах? Помогите, пожлста!

17.1. У вас в уставе организации должно быть четко прописано, кто обладает правом подписывать документы и заключать договоры, вероятнее всего эта должность директора (генерального директора).

Вам помог ответ? Да Нет

18. Правомерно ли, управляющей компанией требовать заключение договора на обслуживание теплосетей у юридического лица (офис находиться в жилом доме, договор на теплоснабжение на прямую с поставщиком тепла, отопление не включают месяц, на письма не реагируют письменного ответа не предоставляют)

18.1. Правомерно поскольку у вас офис то это не является жилым помещением, поэтому договор управляющей компании заключенный с жильцами многоквартирного дома не приминим к вам.

Вам помог ответ? Да Нет

18.2. Не имеет права. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора
Понуждение к заключению договора не допускается.

Вам помог ответ? Да Нет

19. Каким образом можно законно осуществлять теплоснабжение жилых домов и социально значимых объектов и беря с них плату за поставленное тепло не имея на это лицензию, но при этом имея договор аренды на котельную, регистрацию ОПО в реестре, страховку, обученный персонал, договора с потребителями, утверждённый тариф.

20. пожалуйста. В свете событий перехода ресурсоснабжающих организаций на прямые договоры.
Юридическое лицо является арендатором жилых помещений в МКД (служебные квартиры). РСО предлагает заключить договор теплоснабжения на эти жилые помещения арендатору.
Не должна ли РСО заключать договор с собственником жилых помещений (в нашем случае с Администрацией города), а не с арендатором?

20.1. ☼ Здравствуйте,
Смотря на что вы заключаете договор, в некоторых случаях действительно договор нужно заключать именно с собственником, для юридических лиц на сайте консультации платные
Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

21. В договоре на теплоснабжения жилого дома индивидуального предусмотрена оплата по схеме 1/9 (отопительный период). В октябре сбытовая компания начислила плату из расчета за 5 мес., с июня по октябрь. Изменения в Договор не внесены, уведомлений никаких не было. Правомерно ли это?

21.1. ДОБРОЕ ВРЕМЯ СУТОК

НЕТ, конечно - договор - это соглашение сторон - обязано было получить ваше согласие
УДАЧИ ВАМ, И ВСЕГО ХОРОШЕГО

Вам помог ответ? Да Нет

22. В организации через гараж (собственность) проходят транзитные тепловые трубы, далее отапливающие офисные помещения. Заключен договор на теплоснабжение. Счета за тепло выставляют с сентября по апрель. Но в гараже тепло требуется только в холодное время года, с середины ноября по середину марта. На основании чего можно отказаться оплачивать тепло за сентябрь октябрь и апрель.

22.1. Здравствуйте, К сожалению оснований для этого нет и отказаться оплачивать тепло в установленные вами месяцы вы не можете

Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

23. Подскажите пожалуйста, могу ли я отключить центральное отопление бесплатно в двухквартирном доме просто подав заявление на расторжение договора по теплоснабжению. Во второй квартире 2 года уже как перешли на газовое отопление. Мне предлагают заплатить за экскаватор и еще какие-то работы, для того, чтобы что-то переделать в колодце. Граница ответственности по договору внешняя стена дома. Почему я должна платить еще за что-то.

23.1. Здравствуйте, Какие именно работы нужно сделать, сказать очень трудно, мы не являемся специалистами в этой области, отказаться от центрального отопления вы можете в любой момент

Желаю Вам удачи и всех благ!

Вам помог ответ? Да Нет

24. У нас нежилое помещение. Договор на теплоснабжение не заключался, так-как у нас автономное отопление. Имеет ли право УК создать комиссию для проверки нашего тепло-оборудования?

24.1. --- Здравствуйте, почему нет? возможно что происходит воровство теплоэнергии. :sm_ax:
Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

Вам помог ответ? Да Нет

25. С апреля 2016 года за ответчиком длится задолженность на определенную сумму по договору теплоснабжения. Для расчета пени какую ставку брать? На сегодняшний момент, т.е.9%, и применить ко всему периоду, или по периодам, т.к.она менялась? В ФЗ "о теплоснабжении" указано, что на день фактической оплаты. Как это понимать?
Пожалуйста, поясните. Спасибо.

25.1. В данном случае правильнее делать по периодам, Те кому считать неохота делают это на день фактической оплаты. Удачи Вам.

Вам помог ответ? Да Нет

26. В квартире по договору соц. найма по всей вероятности засорились батареи, ресурсоснабжающая организация говорит, что промывкой батарей они не занимаются... Должна ли эта компания обслуживать оборудование системы теплоснабжения или нет? Договора между мной и этой компанией нет, скорее всего муниципалитет заключал с ними договор. Спасибо.

Матиящук С.В., доцент кафедры гражданского права Новосибирского юридического института, филиал Томского государственного университета, кандидат юридических наук.

В настоящее время анализ существенных условий договора теплоснабжения осложнен отсутствием специального нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере теплоснабжения (Федерального закона "О теплоснабжении"), вместе с тем основные моменты можно выделить и сейчас.

При анализе договора теплоснабжения нельзя не отметить его направленность на передачу тепловой энергии в качестве основного элемента предмета обязательств, возникающих из этого договора. Как известно, условия о предмете договора теплоснабжения относятся к числу существенных условий этого договора, впрочем, как и всякого гражданско-правового договора, как это следует из п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса РФ.

По поводу предмета договора теплоснабжения в юридической литературе высказаны противоположные взгляды. Анализ изложенных в цивилистике точек зрения свидетельствует о двояком подходе к вопросу определения предмета договора теплоснабжения. Одни авторы рассматривают в качестве предмета этого договора тепловую энергию, под которой понимают вид энергии, характеризуемой температурой и давлением теплоносителя, численное значение которой равно его теплосодержанию. При этом действия по обеспечению потребителей тепловой энергией относят к предмету другого, по их мнению, самостоятельного договора - договора на оказание услуг по передаче энергии <1>. Другие авторы исходят из двойственной природы предмета договора теплоснабжения, под которым понимают как действия обязанных сторон, в том числе по передаче и принятию энергии (объект первого рода), так и саму энергию (объект второго рода) <2>.

<1> См., например: Чибис А.В. Договор теплоснабжения в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 16; Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: Теоретико-методические и практические проблемы единства и дифференциации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 23.

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (Книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (издание 4-е, стереотипное).

<2> См., например: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Договоры о передаче имущества. Кн. 2. М.: Статут, 2000. С. 156 - 157; Фаустов С.А. Правовое регулирование электро- и теплоснабжения в системе электроснабжения Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 19.

Определяя предмет договора теплоснабжения, необходимо учитывать особенности тепловой энергии. Ее специфика проявляется не только в признании тепловой энергии особым видом имущества, но и в неразрывной технологической связи процессов ее производства, передачи и потребления. Производство, передача и потребление тепловой энергии - единый цикл, и фаза производства практически совпадает с фазой потребления. Все это и позволяет утверждать, что договору теплоснабжения присущ сложный предмет. В свое время О.С. Иоффе указывал на то, что если действия, которые должны быть совершены одним участником обязательства в пользу другого, связаны с передачей какого-либо имущества, то общим понятием предмета исполнения охватывается и это имущество <3>. При этом действия, совершаемые сторонами обязательства в пользу контрагента, рассматривались им как юридические объекты, а имущество, подлежащее передаче, - как материальный объект.

<3> Иоффе О.С. Обязательственное право. М., 1975. С. 89.

Передача тепловой энергии (или ее реализация) является одной из форм распоряжения ею, что предполагает наличие у лица, распорядившегося тепловой энергией, известного на это правомочия. Следовательно, договор теплоснабжения обладает сложным предметом, включающим в себя как действия обязанной стороны, в том числе действия по передаче тепловой энергии, так и саму тепловую энергию. Таким образом, предмет договора теплоснабжения должен считаться установленным, если содержание договора позволяет определить наименование теплоносителя (пар, горячая вода), с помощью которого передается тепловая энергия, ее количество и условия о передаче тепловой энергии. Вместе с тем сегодня вопрос о согласовании условий о предмете договора теплоснабжения значительно усложняется. Данное обстоятельство связано с тем, что в результате рыночных преобразований объекты систем теплоснабжения разделены между владельцами различных форм собственности, что с неизбежностью влечет учет прав и законных интересов лиц, в собственности (или на ином законном основании) которых находятся тепловые сети. Все это и обусловливает особый состав участников отношений в сфере теплоснабжения, а также особую структуру договорных связей. В зависимости от того, имеется или нет у потребителя в собственности или на ином законном основании энергопринимающее устройство, присоединенное непосредственно к сетям теплоснабжающей организации, структура договорных связей между субъектами отношений по теплоснабжению может быть соответственно простой или сложной.

Отношения по снабжению тепловой энергией потребителя, энергопринимающее устройство которого непосредственно не присоединено к сетям теплоснабжающей организации, должны опосредоваться двумя договорами: договором теплоснабжения и договором на оказание услуг по передаче энергии. Последний договор заключается между лицом, в собственности (или на ином законном основании) которого находятся теплосети, и потребителем. Анализ положений параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что при заключении первого договора согласовывается условие о количестве тепловой энергии, а при заключении второго - условие о ее передаче. Следовательно, договор на оказание услуг по передаче теплоэнергии не является самостоятельным, так как он выступает составной частью договора теплоснабжения, который призван регулировать единый (неразрывный) технологический процесс производства, передачи и потребления тепловой энергии. Таким образом, процесс заключения договора теплоснабжения разделен на два этапа: заключение договора теплоснабжения и заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии со ст. 541 Гражданского кодекса РФ теплоснабжающая организация обязана подавать потребителю энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором теплоснабжения, и с соблюдением согласованного сторонами режима подачи. Определение в договоре количества подлежащей отпуску тепловой энергии имеет существенное значение, в противном случае договор теплоснабжения признается незаключенным <4>.

<4> Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения: письмо Президиума ВАС РФ от 17 февраля 1998 г. N 30 // Вестн. ВАС РФ. 1998. N 4.

Как известно, тепловая энергия может быть измерена такими физическими величинами, как теплота (количество теплоты) и энтальпия теплоносителя. Представляется, что порядок измерения тепловой энергии должен быть установлен законом, вместе с тем эти правила должны носить диспозитивный характер, что позволит потребителю и теплоснабжающей организации в определенных ситуациях самостоятельно решать вопрос об измерении тепловой энергии.

Технологические особенности такого товара, как тепловая энергия, предопределяют своеобразие его отпуска и приемки и как следствие - порядок учета тепловой энергии, который зависит, во-первых, от вида теплоносителя, с помощью которого передается тепловая энергия; во-вторых, от систем теплоснабжения, подразделяющихся на открытые водяные (или паровые) и закрытые.

Как отмечают специалисты, измерение тепловой энергии и ее учет не являются тождественными понятиями, поскольку измерение есть нахождение значения физической величины опытным путем при помощи средств измерения, а учет тепловой энергии - использование результатов измерения <5>.

<5> Анисимов Д.Л. О концепции модели организации учета тепловой энергии // http://www.rosteplo.ru.

В настоящее время весьма остро стоит вопрос разработки целостной концепции организации учета тепловой энергии, которая должна четко регламентировать принципы измерения и учета количества тепловой энергии, теплоносителей на источнике тепла и у потребителей исходя из технологических особенностей российских систем теплоснабжения (например, необходимо устанавливать особый порядок учета тепловой энергии в открытых водяных системах теплоснабжения, в которых вся сетевая вода или ее часть используется путем ее отбора из тепловой сети для удовлетворения нужд потребителей в горячей воде).

При этом важно, что обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность тепловых сетей, а также приборов учета потребления энергии, находящихся в ведении потребителя, возлагается на него, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Как известно, тепловая энергия с экономической точки зрения является товаром. Как и любой товар, она должна обладать качеством. Показателями качества тепловой энергии могут быть термодинамические параметры теплоносителя: температура и давление. Как показали исследования, установить единый стандарт на качество тепловой энергии невозможно из-за различий условий подачи тепловой энергии разным категориям потребителей, а также из-за различий в требованиях потребителей к термодинамическим параметрам теплоносителей и к режимам их подачи.

Таким образом, на уровне закона необходимо установить метрологические и экономические принципы измерения и учета качества тепловой энергии и теплоносителя, режима потребления, вместе с тем эти правила должны носить диспозитивный характер, что позволит по согласованию между теплоснабжающей организацией и потребителями устанавливать в договорах требования к показателям качества тепловой энергии.

В соответствии с требованиями параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса РФ при отпуске теплоснабжающей организацией некачественной энергии потребитель вправе отказаться от ее оплаты. Однако в связи с тем, что некачественную потребленную тепловую энергию невозможно возвратить, то теплоснабжающая организация вправе требовать от потребителя возмещения стоимости сбереженного вследствие использования некачественной энергии. Это правило обеспечивает теплоснабжающей организации возмещение потребителем стоимости неосновательного обогащения, полученного за ее счет.

К числу обычных для сторон условий договора теплоснабжения относятся тарифы на теплоэнергию и порядок расчетов за нее.

Тарифы на тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, независимо от их организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109.

Государственное регулирование осуществляется путем утверждения тарифов на тепловую энергию Федеральной энергетической комиссией, региональными энергетическими комиссиями и органами местного самоуправления в соответствии с полномочиями каждой из них.

Тарифы в сфере теплоснабжения формируются исходя из цены производства тепловой энергии, которая должна возмещать расходы теплоснабжающей организации, при этом состав этих расходов детально регламентирован. Кроме того, стоимость используемой на источниках тепла исходной воды для обеспечения технологического процесса относится к стоимости сырья, основных и вспомогательных материалов, используемых при производстве тепловой энергии.

На сегодняшний день расчет тарифов на тепловую энергию для потребителей основывается на полном возврате теплоносителей в тепловую сеть и (или) на источник тепла. В случае неполного возврата теплоносителя в тепловую сеть и (или) на источник тепла (при открытой схеме теплоснабжения и горячего водоснабжения, а также при образовании сверхнормативных утечек воды и расходов воды на технологические нужды) потребитель, кроме оплаты стоимости тепловой энергии, содержавшейся в невозвращенном (утраченном) теплоносителе, по установленному на нее тарифу, возмещает расходы теплоснабжающей организации на приобретение и химическую очистку воды. Следует заметить, что общий невозврат теплоносителя из тепловой сети на источник тепла также должен возмещаться теплоснабжающей организации.

Пунктом 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета. Это правило носит диспозитивный характер и действует лишь в том случае, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Следовательно, стороны вправе предусмотреть в договоре иной порядок и сроки оплаты энергии.

В случае когда потребитель-гражданин проживает в жилом помещении (жилом доме и т.п.), не имеющем приборов учета тепловой энергии, то он оплачивает теплоснабжающей организации за отопление и горячее водоснабжение по соответствующим нормативам в зависимости от общей отапливаемой площади и количества граждан, зарегистрированных на данной жилой площади.

Нарушение режима теплопотребления, потребление тепловой энергии сверх обусловленного договором количества, необеспечение надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатируемых тепловых сетей, приборов и оборудования и другие нарушения условий договора потребителем могут повлечь сбои (аварии и т.п.) в организации и функционировании системы надежного и качественного теплоснабжения.

Этим объясняется возложение законодателем на потребителей дополнительных обязанностей, например, немедленно сообщать теплоснабжающей организации об авариях и других неисправностях, возникающих при потреблении тепловой энергии. Невыполнение потребителем указанных обязанностей может послужить основанием возложения на него неблагоприятных имущественных последствий, явившихся результатом пожара, аварии, неисправности.

Требования, которым должны соответствовать техническое состояние и эксплуатация тепловых приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами. Так, Положением об Управлении государственного энергетического надзора, утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 июля 2006 г. N 688, определены порядок осуществления энергетического надзора и органы, его обеспечивающие, компетенция последних.

Таким образом, законодатель должен детально регламентировать условия договора теплоснабжения по обеспечению содержания и безопасности тепловых сетей и оборудования, в том числе и по определению границ ответственности между участниками отношений по теплоснабжению за состояние и обслуживание тепловых сетей, приборов и энергоустановок.

В качестве итога делается вывод о том, что договор теплоснабжения наряду со спецификой субъектного состава характеризуется спецификой его предмета, включающего в себя как действия обязанной стороны, в том числе действия по передаче тепловой энергии, так и саму тепловую энергию. И, как следствие, предмет договора теплоснабжения должен считаться установленным, если содержание договора позволяет определить и количество тепловой энергии, и условия ее передаче.