Законы об объединении вас рф и вс рф подписаны президентом рф. Применение правовых позиций вас рф после его упразднения Высший арбитражный суд быть упразднен

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Места в зданиях в Москве новому Верховному суду уже не хватает - через три года он переедет в Петербург

В среду приступил к работе объединённый Верховный суд России, к которому присоединили Высший арбитражный суд. Независимые юристы очень недовольны ликвидацией ВАС: организацию работы в судах по хозяйственным спорам в России они называют гораздо более современной, чем стиль судов общей юрисдикции.

Проект изменений в конституции, предусматривающий ликвидацию Высшего арбитражного суда и его присоединение к Верховному суду в виде коллегии по экономическим делам, был внесён в парламент администрацией президента в октябре 2013 года и стал неприятной неожиданностью для независимых от государства юристов.

Представители власти объясняли эту инициативу необходимостью унифицировать судебную практику, их оппоненты подозревают, что Кремль захотел укрепить контроль над судебной властью. Система арбитражных судов, по словам адвокатов, гораздо более независимо, чем суды общей юрисдикции, ведёт себя в спорах с участием государства; к тому же арбитражные суды намного более продвинуты технически.

"В ряде случаев суды обладают пересекающейся компетенцией - одновременно могут рассматривать очень похожие гражданские дела. Вместе с тем в целом ряде случаев позиции по одним и тем же правовым ситуациям могут различаться [...] будет выстроен единый центр правоприменения, будет унификация судебной практики двух различных ветвей судебной власти", - говорил во время обсуждения проекта в Госдуме глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин.

Некоторые последствия упразднения ВАС, по мнению сообщества юристов

  1. Прекращение развития правосудия по экономическим спорам, повышения его открытости, с одновременным повышением коррупционных рисков
  2. Усиление судебной бюрократии и снижение качества правосудия по экономическим спорам
  3. Снижение доверия бизнеса, в том числе действующих и потенциальных иностранных инвесторов, к новой судебной системе
  4. Усиление бегства участников споров в зарубежные суды и иностранные арбитражные центры

"Предполагается, что это позволит нам выработать единые подходы в правоприменительной практике, в настоящее время арбитражные и суды общей юрисдикции обладают по целому кругу вопросов пересекающейся компетенцией и приходят к достаточно неодинаковым выводам", - пересказывал ровно тот же аргумент представитель президента в Госдуме Гарри Минх.

Единственное объяснение

Объединения юристов призывали власти отозвать проект упразднения ВАС.

"В последнее семь лет именно Высший арбитражный Суд и система государственных арбитражных судов – это эффективно работающий механизм, пользующийся доверием участников экономических споров, отличающийся высоким уровнем прозрачности своей деятельности и подлинной независимостью от иных органов власти", - говорилось в "Обращении представителей юридического бизнеса" .

Юристы писали, что упразднение ВАС может понизить качество правосудия по экономическим вопросам и повысить уровень коррупции.

Понятно, что вопрос не в коррупции, её не станет ни меньше, ни больше - уж во всяком случае не в связи с ликвидацией ВАС, это точно - а вот то, что профессионализма поубавится в работе арбитражных судов - это, наверное, да Вадим Прохоров
адвокат

Работающий в арбитражных судах адвокат Юрий Корчуганов из адвокатского бюро MGAP говорит, что новых аргументов, кроме тезиса о необходимости унифицировать судебную практику, практикующие юристы от власти за эти десять месяцев так и не услышали.

"Я думаю, что отражу точку зрения большинства практикующих юристов, если скажу, что власть пыталась максимально централизовать рассмотрение споров в высшей судебной инстанции. Плюс, возможно, тут был некий элемент борьбы с позицией бывшего руководителя Высшего арбитражного суда Антона Иванова, который активно продвигал теорию так называемого "эволюционирующего прецедента" - пытался по аналогии с высшеими судебными инстанциями зарубежных стран сделать из высшей арбитражной инстанции орган не только для рассмотрения конкретных споров, но и для мощной выработки единообразной практики", - сказал Корчуганов bbcrussian.com.

Адвокат Вадим Прохоров тоже говорит, что никаких "внятных" юридических аргументов в пользу ликвидации ВАС он от власти не слышал.

"Ну, квазиаргумент - это единообразная практика применения Гражданского кодекса, но это совершенно не работающий аргумент, потому что для этого достаточно совместного постановления пленумов "верхушки" и "вышки" - Верховного суда и Высшего арбитражного суда", - сказал Прохоров Русской службе Би-би-си.

Больше управляемости

"Понятно, что нужно было добиться ещё большей управляемости, а за одним председателем легче уследить, чем за двумя", - полагает адвокат и оппозиционер Прохоров.

Пока власти объединили лишь высшие судебные инстанции, сама же система отдельных арбитражных судов остаётся и потому скорых и ощутимых перемен в повседневной практике юристы не ожидают.

"Хотя разговоры активно ведутся, даже среди судейского корпуса, что не за горами принятие единого процессуального кодекса, где сольются не только высшие инстанции, но и две судебных системы", - говорит Юрий Корчуганов.

"Теперь вся эта структура замыкается на единый высший судебный орган - ну, на первый взгляд особой беды нет, но, в общем-то это выхолащивает особую специфику хозяйственных споров", - считает Вадим Прохоров.

Некоторые представители власти говорили и о том, что реформа не увеличит, как опасаются юристы, а вовсе сократит предпосылки для коррупции. Прохоров возражает, что Высший арбитражный суд - это вовсе не главный рассадник коррупции в судебной системе.

"Понятно, что вопрос не в коррупции, её не станет ни меньше, ни больше - уж во всяком случае не в связи с ликвидацией ВАС, это точно - а вот то, что профессионализма поубавится в работе арбитражных судов - это, наверное, да", - предполагает адвокат.

Членов нового, расширенного состава Верховного суда России отбирают заново через специальные квалификационную коллегию по отбору кандидатов на должности судей и экзаменационную комиссию.

При этом работу в среду ВС начал в неполном составе: пока комиссии успел пройти 91 судья, а всего мест в составе ВС - 170. Впрочем, по закону Верховный суд может работать и при таком недоборе.

Любой предприниматель или юридическое лицо может оказаться в арбитражном суде, даже если в своей деятельности они законопослушны и порядочны. Что из себя представляет рассмотрение дела в арбитражном суде? К чему нужно быть готовым?

Сфера деятельности арбитражных судов в России?

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

О предпринимательской деятельности

Статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Арбитражные суды России являются органами государственной судебной власти. Ежегодно они рассматривают огромное количество дел. Чаще всего это:

  • споры по договорам купли-продажи, которые в сфере предпринимательской деятельности называются договорами поставки;
  • споры по договорам аренды недвижимого и движимого имущества;
  • споры о праве собственности на какое-либо имущество;
  • споры по договорам о выполнении работ (подряд);
  • споры по договорам оказания услуг;
  • споры по налогам;
  • споры по кредитным договорам;
  • споры по делам о страховании;
  • дела о несостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан;
  • дела о признании незаконными решений, действий или бездействия государственных органов и иных лиц;
  • другие дела.

Порядок рассмотрения дела в арбитражном суде определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК) , который был принят 24 июля 2002 года.

Участники арбитражного процесса

В арбитражный суд с просьбой о защите своих прав может обратиться юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Может ли обратиться в арбитраж физлицо?

В отдельных случаях, прямо указанных в законе, обратиться в суд может и физическое лицо, не являющееся предпринимателем. Например, когда гражданин решил создать юридическое лицо или стать предпринимателем, обратился в налоговые органы за соответствующей регистрацией, но в такой регистрации ему было отказано. Такой отказ гражданин может обжаловать в арбитражный суд.

По общему же правилу, дела с участием физических лиц рассматривают суды общей юрисдикции.

Обратиться в арбитражный суд также может государственный орган как федерального уровня, так и уровня субъекта Российской Федерации (области, края, республики в составе РФ и т.д.), орган местного самоуправления, прокурор, иные органы и организации. Они, как правило, защищают публичные интересы.

Лицо, которое обращается в суд за защитой, называется истцом . Лицо, к которому адресовано требование истца, называется ответчиком . Совместно данные лица называются сторонами .

Сейчас перед обращением в арбитражный суд по многим делам нужно соблюсти претензионный порядок: с требованиями сначала следует обратиться ко второму участнику спора. После 30-дневного срока со дня направления претензии (или раньше, если ответ был получен) можно будет обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением.

В арбитражном суде могут участвовать и третьи лица . Это участники спора, которые так или иначе могут повлиять на итоговые выводы суда по делу. Они дают пояснения, активно участвуют в доказательственной деятельности, могут заявлять самые разные ходатайства, могут обжаловать решение суда.

Суть их участия сводится к тому, что решение суда как итоговый вывод о содержании спора и дальнейших взаимоотношениях сторон может непосредственно повлиять на права и обязанности данных третьих лиц.

В законе выделяется 2 вида третьих лиц :

  1. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, — это такие участники спора, которые сами претендуют на ту вещь, которые истец и ответчик пытаются поделить;
  2. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, — это такие участники спора, которые сами ничего не просят в суде, но могут пролить свет на происходившие между сторонами события. По статусу они похожи на свидетелей, однако свидетель должен быть независимым лицом, который даёт пояснения по отдельным фактам, которые он сам лично наблюдал. Третье же лицо является непосредственным участником спора и может быть заинтересовано в итоговых выводах суда, поскольку в дальнейшем к нему самому может быть предъявлено исковое заявление от истца или ответчика, т.е. он может стать самостоятельным ответчиком по другому делу.

Для выяснения обстоятельств по делу арбитражный суд может назначить экспертизу . В таком случае к делу привлекают эксперта .

Эксперт — это лицо, обладающее специальными знаниями по касающимся рассматриваемого дела вопросам и назначенное судом для дачи заключения в случаях и в порядке, которые предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом. За дачу заведомо ложного заключения эксперт несёт уголовную ответственность, о чем он предупреждается арбитражным судом и дает подписку. Эксперт формулирует свои выводы в письменном заключении, которое является для арбитражного суда одним из доказательств по делу.

Если у арбитражного суда есть необходимость в решении ряда вопросов, которые требуют специальных знаний, которых у суда нет, и при этом арбитражному суду не нужно письменное заключение эксперта в соответствующей сфере знаний, тогда к участию в деле привлекают специалиста .

Специалист осуществляет консультации по касающимся рассматриваемого дела вопросам. Его предупреждают об уголовной ответственности за заведомо ложные показания специалиста. Консультация специалиста также является для арбитражного доказательством по делу.


Система арбитражных судов

Согласно статье 3 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации», принятого 28.04.1995 г. и действующего по сей день, и статье 3 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» от 05.02.2014 г., систему арбитражных судов составляют

  • Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ;
  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) — всего их 10;
  • арбитражные апелляционные суды — всего их 21;
  • арбитражные суды субъектов РФ — суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, всго их 84;
  • специализированные арбитражные суды (суд по интеллектуальным правам).

В каждом субъекте РФ — в его «столице» — находится арбитражный суд (АС субъекта). ЭИменно здесь рассматривается подавляющее большинство дел. Судьи принимают заявление, рассматривают дело и выносят решение, которое обязательно для исполнения. Если стороны не согласны с вынесенным решением, они могут его обжаловать по тем основаниям, которые указаны в АПК.

Справка

За 2017 год арбитражные суды РФ:

Рассмотрели 1 701 337 дел по первой инстанции, из которых:

  • Заявлено требований на сумму 4 619 505 681 тыс. рублей, фактически взыскано 1 956 410 601 тыс. рублей;
  • Выдано 1 440 075 исполнительных документов на сумму 1 284 838 997 тыс. рублей;
  • Наложено 2 065 штрафов за неисполнение решений арбитражных судов на сумму 19 279 тыс. рублей.

Сумма госпошлины, перечисленная в федеральный бюджет по делам и заявлениям, рассмотренным арбитражным судом по первой инстанции, составила 15 198 356 тыс. рублей.

В апелляционном порядке рассмотрено 299 783 дела, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами первой инстанции, по 34 978 делам, изменено судебных актов по 8 611 делам.

В кассационном порядке рассмотрено 95 270 дел, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами нижестоящих инстанций, по 11 933 делам, изменено судебных актов по 538 делам.

За 1-е полугодие 2018 года арбитражные суды РФ:

Рассмотрели 892 675 дел по первой инстанции, из которых:

  • Заявлено требований на сумму 3 384 102 247 тыс. рублей, фактически взыскано 858 785 777 тыс. рублей.
  • Выдано 782 632 исполнительных документа на сумму 643 719 279 тыс. рублей.
  • Наложено 1 182 штрафа за неисполнение решений арбитражных судов на сумму 126 155 тыс. рублей.

Сумма госпошлины, перечисленная в федеральный бюджет по делам и заявлениям, рассмотренным арбитражным судом по первой инстанции, составила 6 871 887 тыс. рублей.

В апелляционном порядке рассмотрено 152 997 дел, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами первой инстанции, по 17 555 делам, изменено судебных актов по 4 318 делам.

В кассационном порядке рассмотрено 50 625 дел, отменено судебных актов, вынесенных арбитражными судами нижестоящих инстанций, по 6 406 делам, изменено судебных актов по 351 делу.

Как понять, в какой именно арбитражный суд мне идти?

Именно истец должен сам определить, в какой арбитражный суд ему нужно обратиться.

Выбор арбитражного суда зависит от места нахождения ответчика

Основное правило такое : выбор арбитражного суда зависит от места нахождения ответчика (юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти или местного самоуправления и т.д.). Следует обращаться в арбитражный суд того субъекта Российской Федерации, в котором ответчик зарегистрирован, т.е. имеет юридический адрес.

Три способа найти юридический адрес ответчика :

  • можно увидеть в самом договоре, из которого возник спор,
  • можно найти на официальном сайте компании-ответчика,
  • можно найти в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), которую можно заказать на сайте Федеральной налоговый службы России при помощи сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа».

Если же в договоре с компанией, с которой вам предстоит судиться, прямо указан конкретный арбитражный суд, необходимо обращаться именно туда.

Что должен содержать иск в арбитраж?

Исковое заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Его подписывает сам истец (руководитель организации, индивидуальный предприниматель) или его представитель (юрист), если у него есть письменная доверенность, где прямо указано, что представитель может подписывать исковые заявления, подаваемые в арбитражные суды. Эта доверенность должна быть приложена к исковому заявлению.

Сегодня иск можно подать в электронном виде, заполнив форму, размещенную на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет. Однако для такой подачи необходимо предварительно получить квалифицированную электронную подпись, которой нужно будет подписать исковое заявление в арбитражный суд, подаваемое в электронном виде.

Что обязательно нужно указать в исковом заявлении:

1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;

2) наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца;

3) наименование ответчика, его место нахождения или место жительства;

5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;

6) цену иска, если иск подлежит оценке;

7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;

8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка;

9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;

10) перечень прилагаемых документов.

В заявлении должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела.

Копию искового заявления вместе с прилагаемыми документами, которые, по вашему мнению, у ответчика отсутствуют, следует отправить последнему до подачи заявления в канцелярию соответствующего арбитражного суда.

К исковому заявлению нужно приложить:

1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины;

3) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования;

4) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

5) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления;

6) копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска;

7) документы, подтверждающие соблюдение истцом претензионного или иного досудебного порядка, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;

8) проект договора, если заявлено требование о понуждении заключить договор;

9) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, которая должна быть получена не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

Прилагаемые документы должны быть заверены либо самим истцом, либо его представителем (с указанием «копия верна», ФИО и подписи лица, заверившего документ), либо нотариусом.


Сколько будет стоить суд?

Судебные расходы зависят от некоторых величин: госпошлина, оплата труда юриста, оплата труда привлекаемых специалистов (например, экспертов или оценщиков).

Рассмотрение дел в арбитражных судах имеет четыре инстанции: суд первой инстанции, апелляционная, кассационная и надзорная инстанции. Стоимость госпошлины в последующих инстанциях отличается от суммы госпошлины за исковое заявление в первой инстанции.

Сейчас есть возможность вернуть себе деньги, потраченные на оплату государственной пошлины, экспертиз, услуг представителя, если истец выиграет дело.

Чем заканчивается производство по делу? Чего и когда ждать?

После рассмотрения дела судья на судебном заседании огласит резолютивную часть решения, то есть свои выводы по делу. Суд либо удовлетворит иск полностью или в части, либо откажет в его удовлетворении. На том же заседании судья укажет, кто понесёт судебные расходы, срок и порядок обжалования решения суда. Позднее вы получите судебное решение в полном объеме в письменном виде (по почте) и в электронном виде (его можно будет увидеть на сайте арбитражного суда).

Это решение вступит в законную силу через месяц после изготовления. Тогда ответчик должен его исполнить.

Решение суда можно оспорить в апелляционной инстанции в течение месяца после принятия арбитражным судом первой инстанции решения. Апелляционная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.

Если ответчик не исполняет решение самостоятельно, вы вправе получить в том же арбитражном суде исполнительный лист и обратиться в территориальное подразделение Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Судебные приставы-исполнители будут заниматься исполнением решения суда: они вправе наложить арест на счета ответчика в банках, на наличные денежные средства, обратить взыскание на его движимое и недвижимое имущество путём его ареста и продажи, а вырученные деньги направить на погашение долга по исполнительному листу.

Чтобы ответчик исполнил решение суда ФССП может ограничить его в выезде за пределы Российской Федерации и применить иные меры.

Об истории создания арбитражных судов

Истории возникновения арбитражных судов можно и нужно посвятить отдельную статью. А в этом абзаце мы перечислим ключевые даты развития института.

14 мая 1832 года - утверждение Устава торгового судопроизводства и учреждение коммерческих судов, которые являлись прообразом арбитражных судов Российской Федерации.

Каждый коммерческий суд ведал в пределах своего города, подсудность же распространялась на всех жителей и прибывших.

После революции, в ноябре 1917 декретом Совета народных комиссаров коммерческие суды упразднили.

29 декабря 1917 года - вышел декрет ВЦИК и СНК РСФСР «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» все дела коммерческих судов распределили по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.
Понятие арбитражный суд появилось в 20х годах. Кстати, слово это имеет французское происхождение и означает «разрешение спора при посредничестве».

В 1922 году , согласно декрету ВЦИК и СНК РСФСР «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями», для решения экономических споров учредили Высшую Арбитражную Комиссию. Она действовала при Совете Труда и Обороны. В её компетенциях было разрешать споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии не входили в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией.

В мае 1931 года - Постановлением ЦИК СССР № 5, СНК СССР № 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. Арбитраж должен был разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).

В 1991 году - в РСФСР принят закон № 1543-1 «Об арбитражном суде». Документ устанавливал систему арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Её составляли: Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.
В 1995 году - приняты важнейшие документы, определившие современную систему арбитражных судов в стране: ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

В 2002 году был принят новый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, действующий и по настоящее время.

Коммерческие суды, созданные в Российской Империи в начале XIX века, были сформированы по образу и подобию французских торговых судов. Показательно, что ходатайство о создании коммерческих судов в России было подано императору на французском языке.

Коммерческие суды в Российской Империи действовали в крупных портовых городах: Одессе (с 1808 г. - создавался как временный, но стал постоянным), Таганроге (с1808 г.), Феодосии (с1818 г.), Керчи (с1819 г.), в Архангельске (с1821 г.), в Измаиле (с1824 г.).

Французские торговые суды, являющиеся ориентиром для подражания при создании российских коммерческих судов, до сих пор действуют на основе нормативных актов, принятых ещё в те времена, рассматривают такие же дела и находятся, как правило, в тех же местах, что и в начале позапрошлого века.

По словам Председателя Арбитражного суда города Москвы О. М. Свириденко , самое большое дело, хранящееся в архиве Арбитражного суда города Москвы, «…состояло из 1400 томов. Каждый том — это 150 листов» .

Общепринятый термин «арбитраж» не совпадает с формулировкой «арбитражный суд». Во всём мире под арбитражем понимается негосударственный суд, создаваемый сторонами спора для его разрешения (то, что у нас называется «международный коммерческий арбитраж» и «третейский суд»), и только в России «арбитражный суд» является государственным органом, осуществляющим правосудие.

Список нормативных документов, учебной и дополнительной литературы, рекомендуемых для углублённого изучения вопроса

Нормативные акты

Арбитражный процессуальный кодекс РФ

Закон РФ от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.05.2001 г. № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

Федеральный закон от 31 мая2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон от 07.05.2013 г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»

Учебная литература

Арбитражный процесс: Учебное пособие / Отв. ред. В.В. Ярков, - 7-е изд., перераб. и доп. - М.:Статут, 2017.

Арбитражный процесс: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. 6-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М.К. Треушникова. — М.: Издательский дом «Городец», 2017.

Решетникова И.В. Арбитражный процесс / И. В. Решетникова, М. А. Куликова, Е. А. Царегородцева.—2е изд., пересмотр. — М. : Норма: ИНФРА-М, 2019.

Дополнительная литература

Особенности рассмотрения дел в арбитражном процессе: Практическое пособие / Отв. ред. А.А. Арифулин, И.В. Решетникова. - 2-e изд., пересмотр. - М.: НОРМА, 2008.

Решетникова И.В. Комментарий судебных ошибок в практике применения АПК РФ / И.В. Решетникова, Т.В. Чукавин. - 2-e изд., перераб. - М.: Норма, 2009.

Решетникова И.В. Пособие для участников арбитражного процесса / Под ред. И.В. Решетниковой. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.

    Высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший Арбитражный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики. См … Финансовый словарь

    Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются Конституцией РФ, федеральным конституционным законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом Об арбитражных судах в Российской Федерации от 28… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - ВАС российский высший судебный орган по разрешению экономических споров и дел, рассматриваемых арбитражными судами. Высший арбитражный суд осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью… … Политология. Словарь.

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) высший судебный орган РФ по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их… … Бухгалтерская энциклопедия

    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД Российской Федерации - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам… … Большой Энциклопедический словарь

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения… … Словарь юридических понятий

    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган РФ по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. К полномочиям В.А.С. РФ относятся: рассмотрение в первой инстанции дел о признании недействительными ненормативных актов Президента, Совета… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Высший арбитражный суд Российской Федерации - … Википедия

    ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД - Российской Федерации, высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Судьи Высшего арбитражного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента… … Русская история

    Высший Арбитражный Суд - Российской Федерации (ВАС РФ) это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.Он осуществляет в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за их… … Банковская энциклопедия

В августе 2014 года прекратил деятельность ВАС РФ. В этом же месяце вступил в силу Федеральный закон от 28.06.14 № 186-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», существенно изменивший арбитражный процесс.

Верховный суд РФ в настоящее время представляет собой единственный высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров. ВС РФ имеет местонахождение в Санкт-Петербурге, в Москве будет создано постоянное представительство (ст. 22 Федерального конституционного закона от 05.02.14 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»).

Функции ВАС РФ выполняет теперь коллегия по экономическим спорам ВС РФ.

ВС РФ возглавил систему арбитражных судов, поэтому федеральные арбитражные суды переименованы в арбитражные суды округов.

Из арбитража в подведомственность судов общей юрисдикции переданы дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Кассация.
Самые значительные
изменения

Глава 35 АПК РФ дополнена статьями 291.1–291.15, которые определяют порядок подачи и рассмотрения кассационной жалобы.

Кассационные жалобы будет рассматривать коллегия по экономическим спорам (п. 7 ч. 2 ст. 3 закона № 3-ФКЗ).

Решения арбитражных судов первых инстанций обжалуются по старым правилам в судах апелляционной и кассационной инстанций (ст. 181 АПК РФ).

Первая кассационная жалоба подаётся в арбитражный суд округа. В результате рассмотрения апелляционных и кассационных жалоб суды принимают постановления (абз. 2 ч. 2 ст. 15 АПК РФ).

После рассмотрения коллегией вопроса по существу может быть инициировано надзорное разбирательство.

Постановления окружных судов, вынесенные по итогам первого кассационного обжалования, нельзя обжаловать в надзорном порядке напрямую в Президиум ВС РФ, минуя Судебную коллегию.

Жалоба в Судебную коллегию может быть подана в течение двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта, причём председатель ВС РФ и его заместители могут восстанавливать или отказывать в восстановлении пропущенного срока для подачи жалобы (ст. 291.2 АПК РФ).

В жалобе указывается, какие существенные нарушения норм права повлияли на исход дела и повлекли ущемление его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и приводятся соответствующие доводы (п. 5 ч. 2 ст. 291.3 АПК РФ), причём для подачи жалобы необходимо заверять в судах оспариваемые акты (п. 1 ч. 5 ст. 291.3 АПК РФ).

Вторая кассационная жалоба предварительно в течение двух месяцев изучается одним из судей ВС РФ, после чего он единолично принимает решение о передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию или об отказе в такой передаче (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). Отказное определение, вынесенное по результатам изучения второй кассационной жалобы, не может быть обжаловано в Президиум ВС РФ. Впрочем, если судья откажет в передаче жалобы, то председатель ВС РФ или его заместитель смогут отменить его определение и всё-таки передать дело в Судебную коллегию (ч. 7 ст. 291.6 АПК РФ). В случае истребования дела председателем или его заместителем срок его рассмотрения может быть продлён до пяти месяцев.

По результатам рассмотрения жалобы выносится определение. Основания для отмены или изменения судебных актов коллегией закреплены в статье 291.11 АПК РФ: «Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов».

Если коллегия вынесла отказное определение, оно может быть пересмотрено в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Если нарушены сроки судопроизводства

Нарушение разумного срока судопроизводства теперь стало одним из оснований для подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию (ч. 2 ст. 291.1 АПК РФ), причём лицо, подающее жалобу, вправе одновременно потребовать компенсацию.

Основываясь на доводах жалобы и материалах дел, а также принятых по ним судебных актах, Судебная коллегия должна установить факт нарушения разумного срока судопроизводства (ч. 8 ст. 291.12 АПК РФ). При этом учитываются правовая и фактическая сложность дела, поведение заявителя и других участников процесса, достаточность и эффективность действий суда, общая продолжительность судопроизводства.

Изменения в надзорном производстве

Утратила силу глава 36 АПК РФ, а её наименование носит теперь новая глава 36.1 «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» (ст. 308.1–308.13). Определения и решения Судебной коллегии по существу спора обжалуются в Президиум ВС РФ и пересматриваются в порядке надзора (ч. 1 ст. 308.1 АПК РФ).

В порядке надзора могут обжаловаться (ч. 2 ст. 308.1 АПК РФ):

вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения;
определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб (представлений);
определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.

Срок подачи надзорных жалоб - три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого акта (ч. 4 ст. 308.1 АПК РФ).

Передача надзорной жалобы в Президиум ВС РФ аналогично передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию. Надзорную жалобу предварительно изучает судья ВС РФ (ранее этим занималась тройка судей в открытом судебном заседании), он же единолично решает вопрос о необходимости передачи жалобы в Президиум ВС РФ, а председатель ВС РФ (его заместитель) вправе не согласиться с вынесенным определением судьи, отменить его и передать жалобу вместе с делом в Президиум ВС РФ (ч. 7 ст. 308.4 АПК РФ).

Появилась возможность подавать жалобы непосредственно в адрес председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК РФ), которые по жалобе заинтересованных лиц вправе вносить представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в Президиум ВС РФ, которое может быть внесено для устранения фундаментальных нарушений норм права, которые повлияли на законность обжалуемых актов.

Срок подачи жалоб руководству ВС РФ составляет четыре месяца со дня вступления в силу оспариваемого акта, т. е. постановления «второй кассации».

Основания для отмены или изменения судебного акта в принципе остались такими же, как и прежде (ст. 308.8 АПК РФ):

нарушение прав и свобод человека и гражданина, гарантированных Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами;
нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц или иных публичных интересов;
нарушение единообразия в применении и (или) толковании судами норм права.

Дела об административных правонарушениях

ВС РФ вправе пересматривать решения административного органа, арбитражных судов по делам о привлечении к административной ответственности, арбитражных судов по результатам рассмотрения ими жалоб и протестов (ч. 4.1 ст. 206, ч. 5.1 ст. 211 АПК РФ).

Эти дела, в том числе по налоговым и иным спорам, вытекающим из публичных правоотношений, будут обжаловаться во второй кассации в Судебную коллегию по делам об административных правонарушениях - по крайней мере, такой вывод напрашивается из положений статей 206 и 211 АПК РФ, где сказано, что порядок обжалования устанавливается КоАП РФ, а в КоАП РФ появилась ссылка на административную коллегию (ч. 2 ст. 24.3.1 КоАП РФ).

Изменения
в подведомственности

Новшества коснулись дел об оспаривании нормативно-правовых актов и кадастровой стоимости.

Так, в новой редакции изложены нормы пункта 1.1 части 1 статьи 29 АПК РФ: дела об оспаривании нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в сфере экономической деятельности разрешают теперь суды общей юрисдикции.

Госпошлина по делам об оспаривании нормативных правовых актов установлена в размере 3000 руб.

Раньше в зависимости от категории спора нормативно-правовые акты могли быть оспорены в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, при этом за рассмотрение дела в суде общей юрисдикции надо было заплатить 3000 руб. (подп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), в арбитраже - 2000 руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

С 2015 года пошлина составит 4500 руб.

Ранее споры об оспаривании кадастровой стоимости рассматривались арбитражными судами.

Система
«Электронное правосудие»

Прозрачность арбитражного процесса обеспечивается системой «Электронное правосудие» (www.arbitr.ru), которая признана пользователями гораздо удобнее и лучше, чем система «Правосудие» (www.sudrf.ru) судов общей юрисдикции.

С помощью системы «Электронное правосудие» можно подавать в суд документы и знакомиться с документами других лиц, участвующих в деле, в электронном виде, пользоваться картотекой.

Это удобно не только для специалистов, но и, скажем, для инвесторов, которые смогут оперативно узнать об исках против той или иной компании.

Осталась возможность подавать любые документы в суды в электронном виде (ч. 6 ст. 291.1, ч. 5 ст. 291.4, ч. 6 ст. 308.2 АПК РФ). В качестве письменных доказательств по-прежнему допускаются документы, полученные посредством электронной связи (ч. 3 ст. 75 АПК РФ).

Кто теперь формирует судебную практику?

Вся судебная практика, в том числе и по налоговым спорам, формируется теперь определениями Судебной коллегии и постановлениями Президиума ВС РФ.

Любые указания Судебной коллегии, в том числе на толкование закона, изложенные в определении об отмене судебного акта, обязательны для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 4 ст. 291.14 АПК РФ).

Разъяснения по вопросам судебной практики будет давать ВС РФ (ст. 126, 127 Конституции РФ).

В то же время установлено, что суды могут опираться в своих решениях на сохранившие силу постановления Пленума ВАС РФ и Президиума ВАС РФ (абз. 7 ч. 4 ст. 170 АПК РФ).

Разъяснения ВАС РФ останутся в силе до принятия соответствующих решений по данным вопросам Пленумом ВС РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.14 № 8-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон „Об арбитражных судах в Российской Федерации“ и статью 2 Федерального конституционного закона „О Верховном Суде Российской Федерации“»), но, увы, не совсем ясно, о каком решении идёт речь. Скорее всего, Пленум ВС РФ получил право признавать утратившими силу конкретные разъяснения Пленума ВАС РФ.

Многих из нас интересует вопрос о том, применяются ли постановления Пленума и Президиума ВАС РФ.

Увы, ответа на этот вопрос также пока нет. Известно только, что в мотивировочной части решения можно ссылаться именно на сохранившие силу постановления (ч. 4 ст. 170 АПК РФ). Отметим, что ранее разъяснения Верховного суда РФ не влияли на арбитражную практику, за редкими исключениями (например, по вопросам защиты прав потребителей или позициям, изложенным в ежеквартальных обзорах или определениях), а суды общей юрисдикции часто ссылались на постановления Пленума и Президиума ВАС РФ.

Об оговорках

В постановлениях Президиума ВАС РФ почти всегда содержалась оговорка о возможности пересмотра ранее принятых судебных актов. Решения суда, принятые по делу со сходными фактическими обстоятельствами, и (или) судебные акты, принятые на основании норм права, толкование которых расходится с толкованием, данным Пленумом либо Президиумом, могли быть пересмотрены на основе приведённых правовых позиций.

Верховный суд РФ такие оговорки в свои акты не включал, хотя эти документы имеют такое же значение для судов общей юрисдикции (п. 5 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ).

Теперь в постановлениях Пленума или Президиума Верховного суда РФ, которыми определяется или изменяется практика правоприменения, должны быть указания на возможность пересмотра вступивших в силу судебных решений (п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ).

Положения переходные

Что происходит с заявлениями, находящимися в производстве ВАС РФ по состоянию на 6 августа 2014 года?

Судебные акты, рассмотренные в кассации, а также постановления или определения окружных судов после этой даты могут быть обжалованы в Судебную коллегию (п. 3 ст. 2 закона № 186-ФЗ).

Заявления о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, поступившие в ВАС РФ, которые по состоянию на 6 августа 2014 года не были переданы в Президиум ВАС РФ, должны быть переданы в Судебную коллегию для рассмотрения по правилам второго кассационного производства (п. 4 ст. 2 закона № 186-ФЗ).

Споры, по которым вынесены определения о передаче в Президиум ВАС РФ, должны быть переданы в Президиум ВС РФ для рассмотрения в порядке надзора (п. 5 ст. 2 закона № 186-ФЗ).

Дела об оспаривании нормативных правовых актов, находящиеся в арбитражах на 6 августа 2014 года, должны рассматриваться по правилам АПК РФ, которые действовали на день принятия дела к производству (п. 1 ст. 2 закона № 186-ФЗ).

Если заявление было принято к рассмотрению ВАС РФ по первой инстанции (ч. 2 ст. 34 АПК РФ), но не было рассмотрено до 6 августа 2014 года, то оно передаётся для рассмотрения в ВС РФ (п. 2 ст. 2 закона № 186-ФЗ).

Кассация стала как бы двойной: решения, вынесенные судами в результате первого кассационного обжалования, и решения окружных судов, принятые в первой инстанции, теперь обжалуются не в Президиум, а в Судебную коллегию ВС РФ, которая стала по сути второй кассационной инстанцией (ст. 291.1 АПК РФ).

Срок рассмотрения жалобы в судебном заседании не должен превышать двух месяцев со дня вынесения определения о её передаче вместе с делом в Судебную коллегию (ч. 1 ст. 291.12 АПК РФ). Таким образом, общий срок рассмотрения кассационной жалобы в ВС РФ может составлять семь месяцев.

Постановления Президиума ВС РФ вступают в законную силу со дня принятия и не подлежат обжалованию (ст. 308.13 АПК РФ).

Начиная с 6 августа 2014 года к исключительной компетенции областных судов в качестве первой инстанции отнесены и споры об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (ст. 6 Федерального закона от 04.06.14 № 143-ФЗ).

Сохранится ли возможность пересмотра судебных решений арбитражей, вынесенных до 6 августа 2014 года?

Судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами в той редакции, которая действует в момент разрешения спора (рассмотрения дела), совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта (ч. 4 ст. 3 АПК РФ). Следовательно, оговорки Президиума ВАС РФ не применяются.

Екатерина СТУДЕНИКИНА, юрист, к. ю. н.

Напомним, впервые предложение об объединении ВАС и ВС было высказано Владимиром Путиным на Петербургском экономическом форму в июне 2013 года. Соответствующий законопроект был подготовлен в кратчайшие сроки и уже в октябре был внесен в Госдуму. 12 ноября депутаты благополучно поддержали его в первом чтении. Ко второму чтению поступили три малозначительные поправки. Один из авторов этих поправок, член КПРФ Юрий Синельщиков попытался отстоять их принятие, но малоубедительно. Он, в частности, сказал, что законопроект укрепляет президентскую власть, и добавил, что предложенные поправки направлены на тоже самое. В итоге поправки были отклонены. Таким образом, во втором чтении законопроект был принят без изменений - за него проголосовали 349 депутатов. По документу, на упразднение ВАС отводится шесть месяцев. За это время все его полномочия должны перейти под юрисдикцию Верховного суда РФ. В свою очередь ВС тоже будет реорганизован. В состав обновленного Верховного суда войдут 170 судей, которых будет отбирать специальная квалификационная коллегия из 27 членов. В ее состав войдут по одному представителю президента, Общественной палаты и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии будут выбраны из судей, входящих в советы судей федеральных округов. Зачем все это затеяно? В обществе и СМИ выдвигались различные версии. Вплоть до того, что объединенная структура «выстраивается» под Дмитрия Медведева, который в случае отставки с поста премьер-министра мог бы ее возглавить. Звучали также предположения, что причиной послужили межведомственные интриги, заключавшиеся в том, что глава ВС Вячеслав Лебедев победил главу ВАС Антона Иванова, а последний был не против слияния, думая, что будет председателем объединенного суда. Официальные же объяснения заключаются в необходимости оформления единого подхода к судебной практике. По мнению сторонников объединения, Арбитражный суд зачастую трактует некоторые правовые нормы не так, как это делает Верховный суд. Однако большая часть юридического сообщества бьет тревогу, предрекая негативные последствия данной реформы. В числе первых, кому не понравилась новелла, стали судьи ВАС, некоторые из которых поспешили подать заявления об увольнении. Свою позицию они объяснили тем, что, согласно президентской инициативе, из Конституции исключается даже упоминание об арбитражном суде. В результате чего можно предположить, что будет упразднен не только ВАС, но и вся система арбитража. Тем временем 80 юридических и адвокатских компаний подготовили обращение в адрес президента и спикеров обеих палат парламента, в котором они делают заключение, что преимущества более прогрессивного Арбитражного суда потонут в недостатках архаичного Верховного суда. По их мнению, арбитраж, занимающийся разбирательством дел по экономическим спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, является эффективно работающим механизмом, он пользуется доверием участников споров и независим от других органов власти. Качество выносимых решений судами общей юрисдикции значительно ниже. Таким образом, предрекают противники объединения, качество судебных решений по экономическим спорам заведомо снизится. Такого же мнения придерживается и профессор кафедры судебной власти и организации правосудия факультета права НИУ ВШЭ Пашин Сергей. - Объединение судов - исключительно политическая волевая акция. Никакого юридического, правового смысла в этом нет. Я думаю, что объединение приведет к затруднению в работе обоих судов, - считает Сергей Пашин. - Арбитражный суд более продвинутый, он использует новые технологи. Но в результате объединения с Верховным судом произойдет откат назад. Начнется неразбериха, кадровые перестановки. Кстати, судьям обещали несменяемость, а теперь их будут снова переназначать. Под благовидным предлогом произойдет кадровая чистка, в результате которой можно будет избавиться от неугодных судей. Вообще идея очень странная и скоропалительная, она не учитывает предыдущие решения. Год назад была принята программа развития судебной системы. Об объединении судов в ней не было сказано ни слова. Теперь придется менять логику этой программы, переписывать разделы, касающиеся развития разных ветвей судебной власти, разыскивать дополнительные средства. А деньги уже просчитаны. Лично мне не понятно, какая вдруг возникла надобность в объединении и зачем такая спешка. Ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Кирилл Титаев также считает, что с точки зрения юридической логики объединение выглядит странным. Тем более, что арбитражный суд весьма эффективный. - Мы проводили большое исследование по работе арбитражных судов, изучали статистику. В результате полученных данных, эти суды показывают нормальный уровень независимости от государства, они достаточно часто принимают решения против государственных органов, - сообщил Кирилл Титаев. - Условно говоря, налоговые инспекции выигрывают более 90% дел в судах общей юрисдикции и только чуть более 50% в арбитражных. И такая ситуация складывается для всех органов. То есть арбитражный суд (во всяком случае на уровне судов субъектов федерации) не подсуживает госорганам и ведет себя независимо от исполнительной власти. По поводу вариантов развития предстоящего объединения, Титаев выдвигает три возможных расклада: - Первый самый оптимистичный. Сольют только высшие суды по упрощенной схеме. То есть объединят аппараты и сделают отдельную коллегию по хозяйственным спорам, а также переведут большую часть управлений из ВАС в ВС (в первую очередь частно-правовое, международно-правовое, которые отсутствуют в ВС). Все остальное оставят как есть. То есть будет отдельная вертикаль арбитражных судов. В этом случае есть надежда, что система система сохранить свою автономность, прозрачность и внятность, которые есть сейчас. Важно понимать что ситуация подчиненности отдельной судебной вертикали уже существует в Верховном суде. Есть отдельно суды общей юрисдикции, и есть военные суды. Эти вертикали не пересекаются. Управлять таким разнобоем Верховный суд уже умеет. Ничего страшного в этом нет. Второй вариант - если сольют высшие суды без сохранения отдельной коллегии - гораздо хуже. И самый ужасный вариант, если суды сольют полностью, а арбитражные суды субъектов передадут судам общей юрисдикции. Это полностью убьет живую арбитражную систему, которая показывает свою эффективность. Таким образом, идеальным вариантом было бы оставить все как есть.