Земли для обеспечения безопасности в населенных пунктах. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания. Понятие земель транспорта

ЭНЕРГЕТИКИ, ТРАНСПОРТА, СВЯЗИ, РАДИОВЕЩАНИЯ

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,

ЗЕМЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ИНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Настоящей главой определены основы правового режима земель, выполняющих одну из наиболее важных функций как в экономике России, так и в обеспечении фундаментальных научных исследований и безопасности. Несмотря на разные виды использования, все эти земли включены земельным законодательством в одну категорию 1 .

Специфика использования земель данной категории связана с тем, что они являются прежде всего основной территорией для разме­щения и эксплуатации различного рода инженерных строений и со­оружений. Это накладывает особый отпечаток на правовое регулиро­вание использования данных земель.

В состав земель промышленности входят также и земли, исполь­зуемые для целей недропользования.

Общие положения о владении, пользовании и распоряжении зем­лями промышленности и иного специального назначения изложены в главе 16 Земельного кодекса РФ.

Земельным кодексом РФ определены основные критерии, дающие возможность отграничить данную категорию земель от иных, установ­ленных ст. 7 настоящего Кодекса. Каждый из видов использования, указанных в настоящей главе, не является самостоятельной категори­ей, а входит в одну. Поэтому изъятие земель промышленности или энергетики, например, для нужд обороны не влечет за собой необхо­димости проведения правовых процедур по переводу земель из одной категории в другую. Речь в данном случае идет лишь об изменении разрешенного использования.

Понятие земель Состав и понятие земель промышленности данной категории и иного специального назначения определен

ст. 87 Земельного кодекса РФ.

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радио­вещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения кос­мической деятельности, землями обороны, безопасности и землями

1 ЗК РФ. Ст. 7.


иного специального назначения признаются земли, которые располо­жены за чертой поселений.

То, что к землям промышленности, транспорта и иного специаль­ного назначения относятся земли вне черты поселений, означает, что на такие земли внутри поселения распространяются положения ЗК РФ, устанавливающие особенности использования земель поселений как отдельной категории.

Состав земель Земли промышленности и иного назначения

промышленности используются или предназначены:

и иного для обеспечения деятельности организаций;

назначения эксплуатации объектов промышленности,

энергетики, транспорта, связи, радиовеща­ния, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космиче­ской деятельности, объектов обороны и безопасности; осуществления иных специальных задач.



Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

1) земли промышленности;

2) земли энергетики;

3) земли транспорта;

4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;

5) земли для обеспечения космической деятельности;

6) земли обороны и безопасности;

7) земли иного специального назначения.

Особенности правового режима этих земель учитываются при проведении зонирования территорий.

К данной категории относятся земли, не только уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые строениями и сооруже­ниями, а обеспечивающие их функционирование или зарезервирован­ные для строительства новых сооружений. Это объясняется необходи­мостью обеспечения территорий для развития производственной и иной деятельности. Конечно, нормы об обороте земельных участ­ков, как недвижимых вещей, дают возможность приобрести дополни­тельные земельные участки путем совершения сделки. Но возмож­ность заранее «зарезервировать» земельный участок для запланирован­ного расширения предприятия или размещения оборонных объектов упрощает задачу.

В целях обеспечения безопасности населения и создания необхо­димых условий для эксплуатации объектов промышленности, энерге­тики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунк­тов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транс­портных и иных объектов Земельным кодексом РФ определено, что в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с осо­быми условиями использования земель. Земельные участки, включен­ные в состав таких зон, у собственников земельных участков, земле­пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не


изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятель­ности, которые несовместимы с целями установления зон.

Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанав­ливаются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности и указываются в качестве од­ного из условий использования земельного участка, входящего в гра­ницу такой зоны, если он предоставлен конкретным гражданам или юридическим лицам.

К землям иного специального назначения могут быть отнесены, например, участки захоронения ядерных и иных отходов.

Перечень видов использования земель указанной категории явля­ется открытым, все виды деятельности, требующие определенного пространственного базиса, перечислить в нормативном документе не­возможно, и в этом нет необходимости. Однако данной статьей от­дельно определены наиболее существенные и уже сейчас используе­мые территории с установленными границами земельных участков.

Право Как установлено Земельным кодексом, права

собственности на земельные участки промышленности

и иные права и иного специального назначения у участни-

ка земли ков земельных отношений возникают по ос-

промышленности нованиям, предусмотренным ЗК РФ, феде-
и иного ральными законами и законами субъектов

назначения Российской Федерации.

Земельные участки из земель промышленно­сти и иного специального назначения могут находиться как в собст­венности граждан и юридических лиц, так и в собственности феде­ральной, субъектов РФ и в муниципальной собственности.

Однако не всякое разрешенное использование в рамках данной категории земель допускает возможность предоставления земель всем собственникам.

Так, земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами ис­пользования атомной энергии, федеральным транспортом, путями со­общения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обес­печивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федера­ции, являются исключительной федеральной собственностью".

Кроме того, ст. 3 Федерального закона «О разграничении государ­ственной собственности на землю» установлено, что основанием вне-

1 Право федеральной собственности, собственности субъекта РФ и муни­ципальной собственности на земли промышленности и иного назначения воз­никает в порядке разграничения государственной собственности на землю. До этого момента земли находятся в «неразграниченной» государственной собст­венности. - Прим. авт.


сения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав в том числе земель про­мышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, инфор­матики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

В собственности субъекта РФ, согласно ст. 4 и 5 Федерального за­кона «О разграничении государственной собственности на землю», могут находиться земли промышленности, транспорта, связи, радио­вещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики и иного специального назначения, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в собст­венности субъектов Российской Федерации.

В муниципальной собственности могут находиться земельные уча­стки промышленности и иного назначения, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности.

Управление и распоряжение землями, находящимися в государствен­ной или муниципальной собственности, распределяется следующим об­разом.

В отношении указанных земель, находящихся в федеральной собст­венности, порядок использования, а также установления зон с особы­ми условиями использования земель данной категории определяется Правительством Российской Федерации; в отношении земель, находя­щихся в собственности субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в отноше­нии указанных земель, находящихся в муниципальной собственно­сти, - органами местного самоуправления.

Земельные участки из земель промышленности и иного назначе­ния могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, если этому нет установленных правовых препятствий. Основным пре­пятствием в данном случае является изъятие земель из оборота по ос­нованиям, предусмотренным Земельным кодексом РФ 1 . Наиболее об­ширные площади земель, которые могут находиться в частной собст­венности, - это земли промышленности. Часть земель перешла в собственность коммерческих организаций в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий, начало которой было положено в 1991 - 1994 гг. В настоящее время в частную собст­венность, помимо приватизации предприятия (как имущественного комплекса), приобретения в частную собственность иной недвижимо­сти, в случае выкупа этих земель переходят земельные участки ком­мерческих организаций и граждан, ранее предоставленных на основе права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного на­следуемого владения.

1 ЗК РФ. Ст. 27.


Изъятие из оборота указанных земель или принадлежность их к объектам собственности Российской Федерации не означает, что и ох­ранные зоны, установленные для данных земельных участков, также изымаются из оборота и не могут быть собственностью граждан или юридических лиц. Как уже было сказано, на эти земельные участки распространяются только особые требования по их использованию.

В целом в собственности граждан не могут находиться земельные участки данной категории, изъятые из оборота или ограниченные в обороте. К таким землям, прежде всего из земель обороны, отно­сятся участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в ко­торых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, войска Пограничной службы, другие войска, воинские формиро­вания и органы Российской Федерации; а также участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены воен­ные суды. Изъяты из оборота также участки воинских захоронений. Из земель, предназначенных для обеспечения государственной без­опасности, изъяты из оборота участки, занятые объектами организа­ций Федеральной службы безопасности, объектами организаций феде­ральных органов государственной охраны, а также участки, занятые инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуни­кациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государствен­ной границы Российской Федерации.

Изъяты из оборота земли той же категории, занятые исправитель­но-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Ми­нистерства внутренних дел Российской Федерации. Не включены в оборот и земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Кроме того, не изъяты, но ограничены в обороте земельные уча­стки, не указанные в ч. 4 ст. 27 ЗК РФ, предоставленные для обеспе­чения обороны и безопасности, оборонной промышленности, тамо­женных нужд. Ограничены в обороте также участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных пор­тов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и тер­минальных комплексов в зонах формирования международных транс­портных коридоров; участки, предоставленные для нужд связи, заня­тые объектами космической инфраструктуры; участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений; земельные участки, пре­доставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств, а также участки, загрязненные опасными отходами, радиоак­тивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Земли промышленности и иного специального назначения в соот­ветствии со ст. 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в без­возмездное срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного производства и иного использования.

Развитие производительных сил требует все большего количества земель для развития промышленного производства, энергетики, транспорта, связи, других отраслей экономики и иного специального назначения, которые представляют собой особую правовую категорию земель в составе земельного фонда РФ.

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (далее – земли промышленности и иного специального назначения) признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов указанных направлений деятельности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на следующие основные виды:

  • – земли промышленности;
  • – земли энергетики;
  • – земли транспорта;
  • – земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • – земли для обеспечения космической деятельности;
  • – земли обороны и безопасности;
  • – земли иного специального назначения.

Исчерпывающего перечня указанных земель нет. Земли

промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы РФ, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, являются федеральной собственностью.

Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения.

  • 1. Земли промышленности и иного специального назначения располагаются за границами населенных пунктов и могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (ст. 24 ЗК РФ).
  • 2. В связи с тем, что земли промышленности и иного специального назначения располагаются, в частности, среди земель сельскохозяйственного назначения, необходимо соблюдение такого режима использования этих земель, который исключает негативное воздействие на сельскохозяйственное производство.

Для размещения объектов промышленности и иного специального назначения должны предоставляться в первую очередь несельскохозяйственные земли, а также земли, непригодные для сельского хозяйства, а при отсутствии таковых – угодья худшего качества. Предоставление земель для указанных целей за счет сельскохозяйственных угодий может производиться лишь в случае особой необходимости и при условии, что в данной местности нет других земель, которые могут быть использованы для указанных целей.

  • 3. В связи с тем, что строительство объектов специального назначения осуществляется достаточно длительное время, отвод земельных участков осуществляется, как правило, по частям, с учетом очередности строительства и фактического освоения земель.
  • 4. Размеры земельных участков, предоставленных для указанных целей, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией.
  • 5. Особенность правового режима земель промышленности и иного специального назначения состоит в множественности органов ведомственного управления ими.
  • 6. Субъектами права пользования землями промышленности и иного специального назначения являются государственные предприятия (организации), а также граждане и юридические лица.
  • 7. Характерным для земель промышленности и иного специального назначения является установление во многих случаях зон с особыми условиями землепользования и землевладения, а также и права собственности. В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
  • 8. Земельные участки из состава земель промышленности и иного специального назначения, которые включены в состав зон с особыми условиями использования земель, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, по в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Особенности правового режима этих земель учитываются при проведении зонирования территорий.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории, если иное не установлено ЗК РФ, определяется:

  • – в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством РФ;
  • – в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов РФ, – органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • – в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".

Перевод указанных земель или земельных участков в составе этих земель, которые нарушены, загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.

Перевод земель промышленности и иного специального назначения или земельных участков в составе таких земель, на которых осуществлялась деятельность, связанная с нарушением почвенного слоя, в другую категорию земель допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Здесь необходимо отметить, что в соответствии со ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки из состава земель промышленности и иного специального назначения, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы;
  • – объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы ЗАТО;
  • – зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • – объектами организаций ФСБ России;
  • – объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • – объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • – объектами учреждений и органов ФСИН;
  • – воинскими захоронениями;
  • – инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

Кроме этого, ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

  • – предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд (не указанные выше);
  • – в границах ЗАТО (не указанные выше);
  • – предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
  • – предоставленные для нужд связи;
  • – занятые объектами космической инфраструктуры;
  • – расположенные иод объектами гидротехнических сооружений;
  • – предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
  • – загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Вместе с тем охранные зоны изъятых из оборота или ограниченных в обороте указанных земельных участков могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для определенного целевого использования с учетом установленного режима.

Земли промышленности и иного специального назначения характеризуются следующими правовыми особенностями.

  • 1. С экономической точки зрения земли промышленности и иного специального назначения, в отличие от земель сельскохозяйственного назначения, используются не в качестве производительной силы (средства производства), а как пространственный базис, место для расположения средств той для иной деятельности специального характера.
  • 2. В территориальном отношении земли промышленности и иного специального назначения, в отличие от земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения, нс образуют, как правило, единого, масштабного по размерам земельного массива. Эти земли либо вкраплены небольшими участками в земли сельскохозяйственного назначения или земли других категорий, либо проходят через указанные земли узкими полосами (земли железнодорожного, автомобильного, трубопроводного транспорта и пр.).
  • 3. Особенности государственного управления землями промышленности и иного специального назначения заключаются в том, что здесь деятельность органов управления общей компетенции тесно переплетается с деятельностью ведомственных органов управления этими землями. В частности, земли транспорта находятся в ведении соответствующих органов Министерства транспорта РФ: земли железнодорожного транспорта – в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор), дорожные земли – в ведении Федерального дорожного агентства (Росавтодор), земли морского и речного транспорта – в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот), земли воздушного транспорта – в ведении Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), земли, предназначенные для размещения Вооруженных сил РФ – в ведении Минобороны России, земли для обустройства Государственной границы РФ – в ведении ФСБ России и т.д.
  • 4. Субъектами права пользования землями промышленности и иного специального назначения чаще всего выступают государственные учреждения, предприятия и организации, а также предприниматели, которые осуществляют хозяйственное использование земель. Указанные учреждения, предприятия, организации и предприниматели получают эти земли на праве первичного землепользования.

Возможны случаи нахождения указанных земель в пользовании отдельных общественных организаций. В строго установленных законом случаях граждане могут получать во вторичное пользование земельные участки из состава этих земель.

5. Государственные учреждения, предприятия, организации, предприниматели и граждане являются не только субъектами права пользования указанными землями, но в то же время обладают правомочиями внутрихозяйственного управления ими.

На правовой режим земель промышленности и иного специального назначения влияют следующие обстоятельства:

  • – объект, под который предоставлен земельный участок из состава земель промышленности и иного специального назначения;
  • – правовой статус субъектов, использующих данный земельный участок;
  • – особенности земель, на которые распространяется режим земель промышленности и иного специального назначения;
  • – обстановка, которая сложилась в данной местности. Так, при введении в данной местности чрезвычайной экологической ситуации осуществляется прекращение или приостановление деятельности данных объектов, если они отрицательно или неблагоприятно влияют на окружающую среду, па здоровье человека и на его генетический фонд; при придании данной местности статуса зоны экологического бедствия допускается лишь деятельность тех несельскохозяйственных объектов, которая связана с обслуживанием проживающего на данной территории населения (железнодорожный, автомобильный транспорт, предприятия пищевой промышленности), деятельность же остальных приостанавливается и т.п.

строго целевое использование данных земельных участков. Например, земли энергетики нельзя использовать для жилищного и дачного строительства, предпринимательской деятельности, не имеющей отношения к соответствующему целевому использованию этих земель.

Исключением из этого правила могут служить обстоятельства, предусмотренные действующим земельным законодательством или особо оговоренные в целевом назначении указанного земельного участка. Например, право аренды гражданами и юридическими лицами свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта для сельскохозяйственного использования; право аренды или безвозмездного срочного пользования юридическими лицами и гражданами отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования;

  • рациональное использование земель промышленности и иного специального назначения, выражающееся в том, что:
    • а) при отводе данных участков для возведения объектов должна быть обеспечена максимальная экономия земельной площади под возводимый объект, которая достигается путем введения соответствующих научно обоснованных нормативов (норм отвода);
    • б) при организации территории должно обеспечиваться рациональное размещение элементов соответствующего объекта. При этом рациональная организация территории предприятий является обязательным условием охраны труда;
    • в) каждый субъект земельных правоотношений, которому предоставлены земли промышленности и иного специального назначения, обязан осуществлять ее благоустройство, охранные мероприятия, поддерживать их в состоянии, отвечающим целевому назначению (например, в охранных зонах воздушных линий электропередач своевременно проводить на просеках вырубку и кронирование деревьев (лесной растительности), которые могут их повредить);
  • охрана земель сельскохозяйственного назначения. Каждый объект, возводимый на землях промышленности и иного специального назначения, должен отвечать требованиям безопасности для сельскохозяйственного производства, поскольку значительная часть этих земель расположена в сельской местности. В частности, запрещается ввод в эксплуатацию промышленных и иных объектов, не обеспеченных современными технологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимых нормативов (ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Охрана земель сельскохозяйственного назначения осуществляется уже в ходе отвода земель для несельскохозяйственных нужд, при котором соблюдаются следующие правила:

  • а) пригодные для нужд сельского хозяйства земли должны отводиться в первую очередь в сельскохозяйственное использование, а для специального несельскохозяйственного использования должны отводиться земли либо непригодные для сельского хозяйства, либо угодья худшего качества;
  • б) неиспользуемые земли специального назначения субъекты данного вида землепользования могут передаваться в определенных случаях гражданам и сельскохозяйственным организациям и предприятиям во временное пользование. Иначе говоря, даже при изъятии земель сельскохозяйственного назначения закон предоставляет возможность обеспечивать приоритет сельскохозяйственных целей при наличии возможностей, которые возникают в ходе хозяйственной эксплуатации земель;
  • охрана окружающей среды. Предприятия любой формы собственности, производственного профиля и характера деятельности, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. В этих целях они обязаны обеспечивать соблюдение установленных нормативов качества окружающей природной среды на основе соблюдения экологически безопасных технологий и работ, надежной и эффективной работы очистных сооружений, обеззараживания и утилизации отходов с обязательным проведением мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов (ст. 34–53 Федерального закона "Об охране окружающей среды");
  • охрана самих объектов, для которых отведены земли промышленного и иного специального несельскохозяйственного назначения, от нарушений со стороны соседствующих объектов и соседних землепользователей. С этой целью применяется введение охранительных зон со специальным режимом, которые:
    • а) остаются в границах прежних пользователей, находящихся по соседству, не подлежат изъятию у них;
    • б) наделяются особым режимом использования, направленным на обеспечение уставной производственно-хозяйственной деятельности объектов, находящихся на землях промышленного и иного специального назначения;
    • в) служат своего рода "буфером", предотвращающим отрицательное воздействие как от соседних землепользователей на земли промышленного и иного специального назначения, так и наоборот. Например, полосы отвода автомобильных дорог не только обеспечивают отдаление сельскохозяйственной деятельности на соседних полях от дороги, гарантируя безопасность движения на ней (от пасущегося скота, к примеру), но и обеспечивают экологическую безопасность для сельского хозяйства (травяной покров вблизи дорог, зараженный вредными веществами от выхлопных газов, вреден и опасен для потребляющего его скота).

Общий правовой режим земель специального назначения, присущий всем видам входящих в состав этих земель землепользований, действует на каждом из этих видов землепользования в преломлении к специальному режиму, установленному законом для земель промышленности, связи, транспорта и др.

Рассмотрим его подробнее применительно к отдельным видам этих земель.

Согласно статье 87 Земельного кодекса земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли используются для несельскохозяйственных целей. Другим критерием, с помощью которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами черты городских и сельских поселений.

Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т.п Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Боголюбова С.А. - 4-е изд., перераб., доп. - М.: Проспект, 2010.. В соответствии со статьёй 79 Земельного кодекса для указанных специальных задач должны предоставляться в первую очередь земли, не пригодные для ведения сельского хозяйства, либо при отсутствии таковых земель - сельскохозяйственные угодья худшего качества. В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения.

Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Охранные, санитарно-защитные и иные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель даёт возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.

Земельные участки, на которых устанавливаются зоны, у собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются. В их пределах вводится особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, не совместимые с целями установления зон. Зоны устанавливаются на основании соответствующих нормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставлении земель.

Отличительная черта правового регулирования использования данной категории земель заключается в том, что их правовой режим, а также смежных с ними земельных участков, включенных в состав указанных выше зон, подчинен режиму эксплуатации объектов недвижимости, прочно связанных с землёй.

Правовой режим земель промышленности.

Основные положения правового режима этих земель определены в статье 88 Земельного кодекса. Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земли промышленности как отдельный вид рассматриваемой категории земель находятся только вне территорий поселений. Земли, занятые промышленными предприятиями в городах и других поселениях, включаются в состав земель поселений. К землям промышленности относятся земельные участки, предоставленные для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности. Это земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями. Земельные участки предоставляются промышленным предприятиям для их производственной деятельности и используются для размещения производственных объектов, цехов, складов, прокладки коммуникаций и других целей.

Промышленные предприятия обязаны использовать свои земельные участки строго по целевому назначению. Они не могут использовать их для целей, не связанных с производственной деятельностью. Хотя промышленные предприятия могут создавать подсобные сельские хозяйства, но для этих целей им предоставляются земельные участки, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001г. // СЗ РФ. - 2001. - № 44. - Ст.90..

Правовой режим земель железнодорожного транспорта.

В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

  • · размещения железнодорожных путей;
  • · размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
  • · установление полос отвода и охранных зон железных дорог.

Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам, при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами (п. 2 ст. 90 Земельного кодекса).

В Федеральном законе «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (ст. 2) закреплено определение земель железнодорожного транспорта. Это - земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и охранных зонах Федеральный закон РФ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 18.07.2011 N 242-ФЗ // СЗ РФ. - 2011. - №5. - Ст.3567..

В соответствии со статьёй 91 Земельного кодекса Российской Федерации, землями данной категории признаёт земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:

  • · эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
  • · кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
  • · подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
  • · наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
  • · наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.

К землям связи относятся земельные участки, предоставляемые для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи Федеральный закон РФ «О связи» от 06 декабря 2011г. // СЗ РФ. - 2011. - №126. - Ст.10..

Предоставление земельных участков организациям связи, порядок (режим) пользования ими, в том числе установление охранных зон сетей связи и создание просек для размещения сетей связи, основания, условия и порядок изъятия этих земельных участков устанавливаются законодательством РФ.

Как установлено ст. 31 Федерального закона от 28 июня 2009. № 124-ФЗ «О почтовой связи», земельные участки, предназначенные для размещения объектов почтовой связи, предоставляются в порядке отвода земель для государственных и муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством РФ. Для размещения объектов почтовой связи организаций федеральной почтовой связи земельные участки предоставляются по ходатайству федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области почтовой связи, или другого органа, выступающего по его поручению в качестве заказчика соответствующих работ, на основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке.

Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. № 578, регулируют правовой режим охранных зон линий и сооружений радиофикации, определяют условия проведения работ в таких охранных зонах, закрепляют права и обязанности юридических и физических лиц, ведущих хозяйственную деятельность в этих зонах.

Цель Правил - обеспечить сохранность действующих кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, а также сооружений связи, в том числе путем установления соответствующих ограничений прав собственников земельных участков, которые включены в состав охранных зон с особыми условиями использования.

Порядок использования земельных участков, расположенных в охранных зонах сооружений связи и радиофикации, регулируется земельным законодательством РФ.

Правила предусматривают необходимость получения разрешения для различного рода работ в охранной зоне. Что касается правового режима радиовещания, телевидения и информатики, то он практически в действующем законодательстве не урегулирован.

Порядок и условия использования земель обороны и безопасности установлен в статье 93 Земельного кодекса РФ. Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используют или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Так, в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил нашей страны.

В случае необходимости временного использования земель для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются.

Для обеспечения защиты и охраны Государственной границы РФ отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений, пограничных знаков, пунктов пропуска через Государственную границу РФ и других объектов.

Для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в закрытых административно-территориальных образованиях, земельные участки предоставляются в постоянное пользование или в аренду. В закрытом административно-территориальных образованиях особый режим использования земель устанавливается по решению Правительства РФ.

Земельный кодекс допускает возможность передачи отдельных земельных участков при соблюдении определённых условий из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим и физическим лицам.

Правовой режим земель обороны.

Кроме Земельного кодекса РФ условия использования земель для обеспечения обороны страны установлены и в иных законодательных актах. Так, ст.1 Федерального закона от 05 апреля 2011 г. №46-ФЗ «Об обороне» предусматривает, что земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

На этих землях располагаются обособленные военные городки общевойсковых, военно-воздушных, военно-морских, ракетных и других частей, расположенных вне черты населённых пунктов; военные городки при полигонах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, учреждениях и предприятиях, имеющие регламентированный Министерством обороны РФ режим деятельности. Особенностью правового режима этих земель является установление запретных зон.

Запретные зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного значения, а также окружающей среды при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. N 135 "Об утверждении Положения об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов".

В законодательстве определен правовой режим земельных участков, на которых находятся объекты по хранению и уничтожению химического оружия. В качестве такого объекта признается совокупность специально выделенной и охраняемой территории, на которой постоянно находится химическое оружие, и расположенного на этой территории комплекса основных и вспомогательных сооружений по его хранению. Эти требования установлены в Федеральном законе от 21 апреля 2011 г. № 73-ФЗ «Об уничтожении химического оружия». Вокруг таких объектов устанавливаются зоны защитных мероприятий, направленных на обеспечение коллективной и индивидуальной защиты граждан, окружающей среды от возможного воздействия токсичных химикатов вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций.

Положение о зоне защитных мероприятий, устанавливаемой вокруг объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1999 г. № 208, определяет порядок установления и функционирования зоны защитных мероприятий вокруг объектов по хранению и по уничтожению химического оружия.

Правовой режим земельных участков, на которых находятся хранилища, склады государственного и мобилизационного резервов, урегулирован в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 313-ФЗ «О государственном материальном резерве». Государственный резерв является особым федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным для использования в целях и порядке, предусмотренным указанным Законом.

Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, предприятия, учреждения, организации и другие объекты, входящие в систему государственного резерва, а также земельные участки, на которых они расположены, составляют федеральную собственность.

Правовой режим земель безопасности.

Особый режим использования земель может устанавливаться в пограничных зонах, которые признаются землями безопасности, что влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, находящихся в пределах этих зон. Порядок пользования земельными участками в пограничной полосе регулируется Законом РФ в ред. от 03 июня 2011г. «О государственной границе Российской Федерации». Согласно ст. 16 этого Закона в пограничную зону включаются зона местности шириной до 5 км вдоль Государственной границы на суше, морского побережья РФ, российских берегов пограничных рек, озёр и иных водоёмов и острова на указанных водоёмах. В пограничную зону могут не включатся территории населенных пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений или объектов культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования.

Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, связанная с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

земля промышленность правовой транспорт

Согласно статье 87 ЗК РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию. Эти земли представляют собой земельные участки, которые используются для несельскохозяйственных целей. Объединение указанных земель в рамках одной категории обусловлено тем, что они используются для специальных нужд.

Одним из критериев отнесения земельных участков к этой категории земель является общая цель, для которой используются эти земли, - строительство и эксплуатация различных объектов недвижимости, как правило, имеющих производственное назначение. Другим критерием, на основании которого определяются эти земли, является их нахождение за пределами черты городских и сельских поселений.

Земли рассматриваемой категории подразделяются на следующие виды:

  • земли промышленности;
  • земли энергетики;
  • земли транспорта;
  • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли для обеспечения обороны и безопасности;
  • земли иного специального назначения.

Основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в их использовании как пространственного операционного базиса, как места размещения объектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т. п. Для указанных специальных задач прежде всего должны предоставляться земли, непригодные для ведения сельского хозяйства, а при отсутствии таковых - сельскохозяйственные угодья худшего качества (ст. 79 ЗК РФ).

В земельном законодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых как средство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного специального назначения. В соответствии со статьей 88 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Более развернуто целевое назначение земель промышленности представлено в «Методике государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения». В соответствии с этой методикой земельные участки промышленности - это земельные участки, которые используются или предназначены для следующих целей:

  • для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности;
  • предоставляемые организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности для разработки полезных ископаемых. Таким образом, к землям промышленности относятся земельные участки, которые предоставлены для размещения и эксплуатации предприятий металлургической, химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности.

Иными словами, земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами, приисками и другими горнодобывающими предприятиями. Для промышленных предприятий характерно наличие больших производственных цехов, высокая численностью персонала, крупногабаритные сборочно-ковейерные линии и т. д. Объекты производственного назначения не могут быть многоэтажными по причине размещения в них тяжелых машин и оборудования. Техника безопасности, нормативы застройки, соображения экологической безопасности не позволяют возводить промышленные здания на ограниченной территории с целью минимизации затрат за счет сокращения площадей.

Обширная производственная инфраструктура занимает значительные по площади земельные участки, непосредственно связанные с производственной деятельностью предприятия. На одного занятого в сфере материального производства работника приходится 200-300 квадратных метров земли. После введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации проблемы, возникшие из-за несоответствия положений вновь принятого земельного законодательства положениям ранее действовавшего земельного законодательства.

Одна из таких проблем - разграничение земель промышленности и земель поселений. До принятия ЗК РФ статус земель промышленных предприятий в пределах черты поселения оставался не совсем ясным. Статья 75 Земельного кодекса РСФСР от 1991 года относила к землям застройки земельные участки, застроенные и подлежащие застройке промышленными и иными (жилыми, культурно-бытовыми и т. п.) строениями и сооружениями. В то же время наряду с другими землями специального назначения земли промышленности образовывали отдельный вид земель поселений (ст. 79 ЗК РСФСР).

Следует отметить, что положения Земельного кодекса РСФСР от 1970 года не включали в состав земель специального назначения в пределах черты поселений земли промышленности, не связанной с разработкой недр. Такие земли относились к землям застройки в составе земель городов (ст. 90 ЗК РСФСР от 1970 года). В силу существования социальных и экономических факторов на территории России множество предприятий промышленных отраслей производства или оказались построенными на окраинах городов, либо за период их деятельности городские поселения приблизились вплотную и даже окружили промышленные предприятия. Таким образом, территории ряда предприятий вошли в ранее установленные границы городской черты, и, следовательно, подпадают под предусмотренное статьей 83 ЗК РФ определение категории земель поселений как земель, используемых и предназначенных для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель поселений могут входить производственные зоны, под которыми в соответствии с пунктом 7 статьи 85 ЗК РФ понимаются земельные участки, предназначенные для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам. Положения статьи 88 ЗК РФ внесли существенно конкретизировали признаки, по которым предприятие следует оценивать как промышленное и, следовательно, признавать земельный участок, занятый этим предприятием, землями промышленности.

Однако в статье 87 ЗК РФ все же делается акцент на то, что землями промышленности признаются земли, расположенные за чертой поселений. В то же время указанные в статье 7 ЗК РФ категории земель являются самостоятельными и независящими друг от друга и взаимного расположения. На основании этих положений некоторыми авторами делается вывод о том, что земли промышленности, не входя в городскую черту, могут быть окруженными или примыкающими к землям поселений.

Далее следует вывод о том, что, если предприятие отвечает признакам промышленного предприятия, то такое предприятие с его земельным участком, где бы оно ни располагалось относительно земель поселений, может быть признано землями промышленности, и территория этого земельного участка должна быть исключена из территории земель поселений.

В качестве признаков промышленного предприятия называются следующие признаки:

  • предприятие относится к горнодобывающей, нефтяной и газодобывающей химической, металлургической или иной специальной отраслям промышленности;
  • предприятие обладает санитарно-защитной зоной, охраняемой зоной или иной зоной с особыми условиями труда.

Следовательно, если земельный участок, соответствующий указанным требованиям, вошел в городскую черту и ему присвоена категория земель поселений, то собственник вправе обратиться в соответствующий органы власти, определяемые положениями статьи 8 З ЗК РФ, с требованием изменить категорию земельного участка и привести его категорию в соответствие с существующим законодательством. Отказ в переводе земельного участка можно оспаривать в судебном порядке. Однако с указанной позицией нельзя согласиться.

Основные различия в правовом режиме характеризуемых земель вытекают из определений земель поселений и земель промышленности и иного специального назначения. В статье 87 ЗК РФ четко указано, что землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки, используемые в специальных целях и расположенные в пределах черты поселения, входят в состав земель поселений в качестве производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктуры, зон военных и иных подобных объектов. При этом согласно положениям пункта 7 статьи 85 ЗК РФ производственные зоны включают в себя земельные участки, предназначенные для размещения следующих объектов: промышленных, коммунальных и складских объектов, а также обеспечивающих их функционирование; объектов инженерной и транспортной инфраструктур; санитарно-защитных зон. Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения и функционирования сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерного оборудования (п. 8 ст. 85 ЗК РФ).

Земельные участки в пределах зон военных и иных подобных объектов служат территориальным базисом для размещения военных и иных режимных объектов (п. 8 ст. 85 ЗК РФ). В общем правовой режим земельных участков промышленного и иного специального назначения в составе земель поселений подчиняется правовому режиму земель поселений в целом. Отсюда особые требования земельного и градостроительного законодательства к размерам земельных участков для специальных целей, размещению на них построек, благоустройству территории и т. п. с соблюдением градостроительной документации и правил землепользования и застройки. Таким образом, целевое назначение земельных участков не может являться единственным критерием разграничения земель промышленности и земель поселений. Думается, что в этом случае основным критерием выступает местоположение земельного участка относительно городской черты.

В тех случаях, когда целевое использование промышленного объекта или объекта специального назначения, попавшего в городскую черту, не соответствует разрешенному использованию земель поселений в соответствии с территориальным зонированием и градостроительным регламентом, указанные объекты должны не выделяться в самостоятельную территорию, окруженную городской чертой, как предлагается некоторыми специалистами, а выводиться за территорию поселения ввиду приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат (п. 3 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).

В случаях когда целевое использование объекта промышленности или иного специального назначения на территории поселения возможно, то его использование должно подчиняться общим правилам, предусмотренным для земель поселений, с учетом территориального зонирования, и, следовательно, такой земельный участок должен быть признан относящимся к землям поселений. Таким образом, в случае если земель участок, на котором расположен промышленный объект, попадает в черту города, то это является основанием для изменения категории земельного участка.

Источник - Инвест-Недвижимость