Чем утверждается структура федеральных органов исполнительной власти. Система федеральных органов исполнительной власти. Органы, различающиеся по принятию решений

Система и структура федеральных органов исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это структурное подразделение государственно-властного механизма (государственного аппарата), создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе руководства экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Два уровня органов исполнительной власти:

Федеральные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти субъектов РФ (соответствующие органы республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов).

По организации:

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии с п. «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

На федеральном уровне решаются вопросы образования федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в субъектах Федерации территориальных органов и назначения соответствующих должностных лиц (ст. 78 Конституции РФ).

Исполнительные органы, формирование которых в соответствии со ст. 73 Конституции РФ и соответствующих статей республиканских конституций, уставов краев, областей и т.п. отнесено к ведению субъектов РФ.

По характеру и объему компетенции:

Органы исполнительной власти общей компетенции (Правительство РФ, краев, республик)

Органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют функции в отношении определенной сферы деятельности (федеральные и республиканские министерства)

Органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые координируют деятельность других исполнительных органов по порученной им сфере деятельности (государственные комитеты, федеральные комиссии, а также аналогичные органы в субъектах Федерации).

Органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода регулятивные, разрешительные, контрольные и надзорные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные надзоры).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различаются:

Правительство РФ;

Федеральные министерства;

Государственные комитеты РФ;

Федеральные комиссии России;

Федеральные службы РФ;

Российские агентства;

Федеральные надзоры России;

Иные федеральные органы исполнительной власти:

Главное управление специальных программ Президента,

Гос. техническая комиссия при Президенте,

Управление делами Президента.

Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти субъектов Федерации могут быть:

Правительства (советы министров, мэрии, администрации);

Министерства;

Комитеты;

Департаменты;

Главные управления,

Управления,

Отделы и иные органы.

По порядку разрешения подведомственных вопросов:

Коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, т.е. большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, государственная комиссия и др.);

Единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерства, большинство администраций субъектов Федерации).

Классификация органов исполнительной власти может проводиться также по другим признакам:

По порядку образования (избираемые, назначаемые);

По источникам финансирования (видам бюджета).

В системе всего аппарата исполнительной власти можно выделить 4 фундаментальных укрупненных звена:

Федеральный центральный аппарат ИВ (центральных органов государственного управления и их территориальных органов);

Аппарат ИВ субъектов Федерации; местный аппарат исполнительной власти муниц. образований (местные органы исполнительной муниципальной власти) и администрация предприятий, социально-культурных учреждений и их объединений, являющаяся органом исполнительной власти этих организаций.

Структурными элементами системы федеральных государственных органов исполнительной власти являются: Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также создаваемые ими территориальные органы исполнительной власти.

Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ; коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» структура системы федеральных органов исполнительной власти включает в себя 3 группы:

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

Федеральные министерства, находящиеся в ведении Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;

Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении Правительства РФ: федеральная антимонопольная служба и федеральная служба по финансовым рынкам.

Федеральное министерство – самостоятельно осуществляет правовое регулирование, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции и функции по управлению государственным имуществом.

Федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, осуществляет специальные функции в области обороны, государственной безопасности, борьбы с преступностью. Не вправе осуществлять информационно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказывать платные услуги.

Федеральное агентство – осуществляет функции по оказанию государственных услуг по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции. Не вправе осуществлять функции по контролю и надзору.

Территориальные органы федеральных министерств, служб и агентств (находящиеся в субъектах Федерации и отдельных регионах РФ) также входят в систему органов исполнительной власти РФ как элемент ее структуры.

В большинстве субъектов РФ (а ими являются края и области) основными структурными звеньями системы исполнительной власти субъекта выступают Губернатор (края или области), Правительство (края, области), областные и территориальные исполнительные органы государственной власти (края или области).

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О СТРУКТУРЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановляю:

3. Преобразовать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

Возложить координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования - на Министерство здравоохранения Российской Федерации.

4. Переименовать Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

5. Передать Федеральной службе по труду и занятости функции по надзору в сфере социальной защиты населения.

6. Установить, что в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство, в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Федеральная служба по труду и занятости.

7. Образовать Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Абзац утратил силу с 19 марта 2014 года. - Указ Президента РФ от 19.03.2014 N 154 .

Установить, что Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие функции на территории Дальневосточного федерального округа: координирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда, участков недр и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации); контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Образовать Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, передав ему функции Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Абзацы второй - третий утратили силу с 1 ноября 2013 года. - .

9. Утратил силу с 1 ноября 2013 года. - Указ Президента РФ от 01.11.2013 N 819 .

10. Преобразовать Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации, передав его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профессиональных возможностей Министерству образования и науки Российской Федерации, а функции по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации - Министерству культуры Российской Федерации.

11. Утратил силу с 14 сентября 2018 года. - Указ Президента РФ от 14.09.2018 N 514 .

12. Передать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами.

Установить, что Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

13. Установить, что:

Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации;

Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

14. Установить, что:

руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации;

руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.

14.1. Установить, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.

15. Установить, что федеральные министры вправе:

давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания;

приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

16. Установить, что на заместителя федерального министра могут одновременно возлагаться функции руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства, подведомственных соответствующему министерству, если это предусмотрено актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

18. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

19. Правительству Российской Федерации:

обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

определить численность федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

определить федеральные органы исполнительной власти, которые обязаны принять не переданные в установленный срок обязательства и имущество преобразуемых федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом;

представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

Следует различать понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти. Так, система органов исполнительной власти - это совокупность органов и взаимосвязь между ними; структура органов исполнительной власти - их внутреннее устройство, внутренняя организация структурных подразделений и должностей.

Система федеральных органов исполнительной власти создается в соответствии с конституционным разграничением полномочий в этой области между РФ и ее субъектами. К исключительному ведению РФ относятся установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. «г» ст. 71 Конституции РФ).

Система федеральных органов исполнительной власти, с одной стороны, характеризуется стабильностью (в плане организационно-правовых форм и функций), с другой - отличается динамизмом (в зависимости от стоящих перед государством в данное время задач формируются новые органы, упраздняются те, которые уже исчерпали свое предназначение, происходит реорганизация органов и т.п.). Так, после вхождения Крыма в состав РФ в целях выполнения функций по разработке проектов государственных программ по развитию Крымского федерального округа, координации деятельности по реализации этих программ и контролю за осуществлением органами государственной власти Республики Крым и г. Севастополя полномочий РФ, передаваемых им в соответствии с законодательством РФ, было создано Министерство РФ по делам Крыма.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Она строится на основе четкого разграничения управленческих функций органов исполнительной власти.

В настоящее время в систему федеральных органов исполнительной власти входят:
1) федеральные министерства:
2) федеральные службы;
3) федеральные агентства.

Федеральное министерство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленнойактами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Возглавляется министром РФ (федеральным министром), входящим в состав Правительства РФ. Функции федерального министерства:
выработка государственной политики в установленной сфере деятельности (образовании, сельское хозяйство, культура и т. п.);
правовое регулирование в установленной сфере деятельности (функции по принятию нормативных правовых актов) - издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц;
координация и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;
координация деятельности государственных внебюджетных фондов.

Примеры федеральных министерств: Министерство внутренних дел РФ. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство обороны РФ; Министерство здравоохранения РФ; Министерство образования и науки РФ; Министерство финансов РФ и т. д.

Федеральная служба - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Возглавляется руководителем (директором) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Функции федеральной службы:
по контролю и надзору в установленной сфере деятельности (осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов);
- издание индивидуальных правовых актов в пределах своих полномочий;
- специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности (Служба внешней разведки РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба охраны РФ и др.). Примеры федеральных служб: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

Федеральное агентство - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Возглавляется руководителем (директором) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Функции федерального агентства:
по оказанию государственных услуг (предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами);
по управлению государственным имуществом (осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, втом числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ);
правоприменительные функции (издание индивидуальных правовых актов в пределах своей компетенции).

Примеры федеральных агентств: Федеральное агентство по туризму; Федеральное агентство по делам молодежи; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство по рыболовству; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Федеральные органы исполнительной власти могут находиться в непосредственном ведении Президента РФ, Правительства РФ. а федеральные службы и агентства также в ведении соответствующих федеральных министерств.

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О структуре федеральных органов исполнительной власти


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.03.2013);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.07.2013);
Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года N 645 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.07.2013) (о порядке вступления в силу см. пункт 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 года N 645);
Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 690 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.09.2013);
Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 года N 735 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.09.2013);
Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 819 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.11.2013);
Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 154 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.03.2014);
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 190 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2014) (утратил силу на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 368);
Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2014 года N 321 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.05.2014);
Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года N 612 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.09.2014);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.09.2014) (о порядке вступления в силу см. пункт 9 Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года N 613);
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2015 года N 168 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.04.2015, N 0001201504010001);
Указом Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 года N 368 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.07.2015, N 0001201507160001);
Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2015 года N 373 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 21.07.2015, N 0001201507210019);
Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2015 года N 666 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2015, N 0001201512280064) (вступил в силу с 1 января 2016 года);
Указом Президента Российской Федерации от 15 января 2016 года N 12 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.01.2016, N 0001201601150036);
Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года N 40 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.02.2016, N 0001201602020056);

Указом Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 года N 41 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.02.2016, N 0001201602020057);
Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 151 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2016, N 0001201604040028);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050050);

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 157 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.04.2016, N 0001201604050058);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.10.2016, N 0001201610100022);
Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2016 года N 556 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.10.2016, N 0001201610200001);
Указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2016 года N 620 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.11.2016, N 0001201611230012);
Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 727 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290119);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2017, N 0001201704040022);
Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 15.05.2018, N 0001201805150038);
Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 2018 года N 514 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.09.2018, N 0001201809200002).

____________________________________________________________________

В целях формирования эффективной структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

постановляю:

1. Пункт утратил силу - ..

2. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 ..

3. Преобразовать Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Передать Министерству здравоохранения Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обращения лекарственных средств, обеспечения их качества и безопасности, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, а также по управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения, оказанию государственных услуг, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.
Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 213 .

Передать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы.

Возложить координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования - на Министерство здравоохранения Российской Федерации.

4. Переименовать Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения.

5. Передать Федеральной службе по труду и занятости функции по надзору в сфере социальной защиты населения.

6. Установить, что в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации находятся Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и Федеральное медико-биологическое агентство, в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - Федеральная служба по труду и занятости.

7. Образовать Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.

Абзац утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 года N 154 ..

Установить, что Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока осуществляет следующие функции на территории Дальневосточного федерального округа: координирует деятельность по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, в том числе долгосрочных, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации; управляет федеральным имуществом (за исключением лесного фонда, участков недр и особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также имущественных комплексов открытых акционерных обществ, федеральных государственных предприятий, включенных в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации); контролирует осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации, переданных им в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2012 года N 881 .

8. Образовать Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, передав ему функции Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства.
____________________________________________________________________
Абзац первый пункта 8 в части, касающейся передачи функций Министерства регионального развития Российской Федерации по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, утратил силу - .
____________________________________________________________________

Абзац утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 819 ..

Абзац утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 819 ..

9. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 года N 819 ..

10. Преобразовать Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации в Министерство спорта Российской Федерации, передав его функции по выработке и реализации государственной молодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профессиональных возможностей Министерству образования и науки Российской Федерации, а функции по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации - Министерству культуры Российской Федерации.
____________________________________________________________________
Пункт 10 утратил силу в части, касающейся передачи функций по:
выработке и реализации государственной молодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здорового образа жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализации ее профессиональных возможностей Министерству образования и науки Российской Федерации, - Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 :
координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации Министерству культуры Российской Федерации, - .
____________________________________________________________________

11. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2018 года N 514 ..

12. Передать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также контроля и надзора за водными биологическими ресурсами.
(Абзац в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2012 года N 881 Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2013 года N 593 .

Установить, что Федеральное агентство по рыболовству находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

13. Установить, что:

Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации;

Федеральное агентство лесного хозяйства находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

14. Установить, что:

руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент Российской Федерации;

руководство деятельностью Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет Правительство Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Указом Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 года N 613 ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года N 156 ; в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 года N 141 .

14_1. Установить, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет функции по разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
(Пункт дополнительно включен Указом Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года N 213)

15. Установить, что федеральные министры вправе:

давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания;

приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом.

16. Установить, что на заместителя федерального министра могут одновременно возлагаться функции руководителя (директора) федеральной службы или федерального агентства, подведомственных соответствующему министерству, если это предусмотрено актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 10 октября 2016 года N 537 .

17. Пункт утратил силу - Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 ..

18. Установить, что федеральные органы исполнительной власти, которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебных решений.

19. Правительству Российской Федерации:

обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

определить численность федеральных государственных служащих федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

определить федеральные органы исполнительной власти, которые обязаны принять не переданные в установленный срок обязательства и имущество преобразуемых федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом;

представить предложения по внесению изменений в акты Президента Российской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

20. Внести в Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 1, ст.118; N 10, ст.1091; N 13, ст.1360; N 38, ст.3975; N 43, ст.4480; 2007, N 13, ст.1530; N 20, ст.2390; N 23, ст.2752; N 32, ст.4124; N 40, ст.4712; N 50, ст.6255; N 52, ст.6424; 2008, N 9, ст.825; N 17, ст.1818; N 21, ст.2430; N 25, ст.2961; N 31, ст.3701; N 49, ст.5763; N 52, ст.6363; 2009, N 16, ст.1901; N 20, ст.2445; N 34, ст.4171; N 36, ст.4312; N 52, ст.6534; 2010, N 3, ст.276; N 4, ст.371; N 12, ст.1314; N 15, ст.1777; N 16, ст.1874; 2011, N 5, ст.711; N 48, ст.6878; 2012, N 4, ст.471; N 8, ст.992; N 15, ст.1731) и в Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы , утвержденный этим Указом , следующие изменения:

а) пункт 4 Указа дополнить подпунктом "д_1" следующего содержания:

"д_1) на заместителя федерального министра возлагается исполнение функций руководителя (директора) федерального агентства;";

б) раздел 5 Реестра после позиции:

дополнить позициями следующего содержания:

"Заместитель Министра регионального развития Российской Федерации по федеральному округу

Заместитель федерального министра - руководитель (директор) федерального агентства

21. Признать утратившими силу:

пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 40, ст.4717);

пункты 1 и 16 Указа Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст.2290);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 года N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст.2544);

пункт 2 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 года N 1315 "О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 37, ст.4181);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 2008 года N 1445 "Вопросы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 41, ст.4653);

Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 2008 года N 1476 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 42, ст.4788);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 года N 1715 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 49, ст.5768);

подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст.6366);

пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1883 "Об образовании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст.95);

подпункт "б" пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 11 сентября 2009 года N 1033 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 37, ст.4396);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 5 октября 2009 года N 1107 "Вопросы Министерства экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 41, ст.4731);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 19 января 2010 года N 82 "О внесении изменений в перечень федеральных округов, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года N 849, и в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 4, ст.369);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2010 года N 271 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст.1057);

пункт 9 приложения к Указу Президента Российской Федерации от 14 мая 2010 года N 589 "Вопросы Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 20, ст.2435);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 23 июня 2010 года N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст.3445);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 августа 2010 года N 1060 "О совершенствовании государственного управления в сфере информационных технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст.4528);

подпункт "б" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 года N 1074 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 35, ст.4533);

подпункт "б" пункта 6 Указа Президента Российской Федерации от 24 января 2011 года N 86 "О единой национальной системе аккредитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст.709);

подпункт "б" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 февраля 2011 года N 155 "Вопросы Министерства культуры Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст.938);

пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 года N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст.1341);

пункт 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3155);

пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 17 января 2012 года N 79 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.470).

22. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Структура федеральных органов исполнительной власти

(с изменениями на 3 апреля 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратила силу -
Указ Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 . -
См. предыдущую редакцию .
____________________________________________________________________

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

Власти в большинстве стран мира, где устоялось федеративное административно-территориальное устройство, определяется конституцией, и потому не зависит от результатов парламентских и президентских выборов. Подобная независимость достигается в основном за счет того, что на законодательном уровне разделены функции государственной бюрократии (система министерского или федерального контроля) и, собственно говоря, которое и меняется в зависимости от результатов выборов. При этом под федеральными подразумеваются министерства, которым переданы функции определения принципов политики в той или иной области экономики, контрольные и мониторинговые функции, а также полномочия по проведению аналитических и Проще говоря, речь идет о структуре федерального правительства, политике той партии, программа которой победила на текущих парламентских и/или президентских выборах.

Структура федеральных органов исполнительной власти РФ определяется несколько иными принципами. Во-первых, учитывая, что Россия является президентской республикой, структура политического господства зависима от результатов выборов главы государства и может меняться в зависимости от целей и задач проводимой им политики. Понятно, что сами не являются константой и могут корректироваться как на протяжении всего избирательного цикла (президентские, парламентские выборы), так и в зависимости от внутриполитической ситуации. Причем система бюрократического управления - это одна из ключевых составляющих политики. Во-вторых, сама структура федеральных органов исполнительной власти включает в себя как министерства и ведомства (федеральное правительство), так и их представительства на местах (региональные управления), а также совокупность и фирм, реализующих государственные контракты и подчиненных «своему» министерству. Такая сложная система сохранилась еще с советских времен и практически не менялась в последние 20 лет.

Современная структура федеральных органов исполнительной власти в общих чертах определена двумя документами - соответствующими указами президента РФ от 22.08.1998 г. и от 16.10.2001 г. Предложенную модель политической власти можно оценить как иерархическую:

  • Федеральное правительство, включающее в себя 24 министерства;
  • Министерства (как отдельные политико-административные структуры);
  • Государственные комитеты (всего 10, располагают министерскими полномочиями);
  • Федеральные комиссии (3 структурные единицы, служат своеобразной «связкой» между Правительством и Парламентом);
  • федеральные службы (15 автономных структур, формально не включенных в состав Правительства, но имеющие полномочия министерств);
  • национальные агентства (9 структурных единиц, отвечающих за развитие стратегических программ);
  • Федеральные структуры (подотчетные Президенту РФ). Речь идет о так называемом «силовом» блоке Правительства - МВД, ФСБ, Минобороны и пр. Иными словами, структура федеральных органов исполнительной власти предполагает наличие президентского блока, куда входит 16 министерств и ведомств. Однако, учитывая, что персональный состав правительства не зависит от результатов парламентских выборов и назначается указами главы государств, действующая модель государственной власти де-факто полностью подчинена Президенту РФ.

При этом интересно, что полномочия местного самоуправления регулируются соответствующим законом, но четко не определены, хотя административно соподчинены областным (республиканским) структурам. В связи с этим некоторые аналитики вынуждены говорить о региональных администрациях или местных органах власти, финансово и политически зависимых от федерального центра.