Чувашская Республика. Чебоксары. Исследовательская работа гербы городов чувашии Как нарисовать герб чувашии поэтапно

К XV веку на территории Чувашии образовался самостоятельный этнос - чуваши, который вобрал в себя черты сразу нескольких народностей, пребывавших в регионе. Сегодня республика входит в состав России, но сохраняет индивидуальные черты своей уникальной культуры. Как выглядят флаг и герб Чувашской Республики? Какая символика представляет районы республики? Давайте узнаем об этом.

Чувашия

Чувашская Республика располагается в европейской части России, по соседству с Нижегородской и Ульяновской областями, Мордовией, Татарстаном и Республикой Марий Эл. Большая часть ее территории уходит на юг от правого берега реки Волги, слева от нее находится лишь часть Чебоксарского района.

Предками чувашей - основного населения республики - являются тюркоязычные булгары и сувары, основавшие VII веке на берегах Волги Великую Булгарию. Современная чувашская народность сформировалась только к XV веку. Она представляет собой смесь булгарского и финно-угорского этносов. В настоящее время в республике проживает около 1,2 миллиона человек. Около 68% из них - это чуваши, 26% - русские, 5% - татары и мордва.

К Русскому государству эти земли присоединились в XVI веке. До этого жители Чувашии были язычниками, которые верили в анимизм и многочисленных богов. По их представлениям мир состоял из трех уровней, а небосвод поддерживался Мировым деревом. Земля имела квадратную форму, и в каждом ее углу стоял богатырь-защитник. В XVIII веке народ подвергся христианизации, однако его верования и традиции нашли отражение в официальной символике региона.

Описание герба Чувашской Республики

Современная эмблема Чувашии впервые появилась только в 1992 году. До этого главные символы региона имели совершенно другой вид и часто менялись, в соответствии со сменой власти. Автором герба Чувашской Республики стал художник Юрьев Элли Михайлович. Художник постарался показать в нем особенности чувашской культуры.

Вся композиция герба вписывается в условную окружность, нижний контур которой создает красно-желтая лента с названием республики на русском и чувашском языках. Геральдический щит внутри окружности имеет необычную форму. Он резной и очертаниями напоминает шкуру животного.

Щит герба Чувашской Республики разделен на две неравные горизонтальные области. Нижнее поле составляет ¼ часть от общей высоты и окрашено в красный цвет. От него тянется красное дерево, оформленное в стиле народного орнамента. Задний фон дерева окрашен в сплошной желтый цвет.

Сверху над гербом Чувашской Республики располагаются три желтые восьмиконечные звезды, окаймленные красным контуром. Это древние солярные знаки, которые вместе составляют эмблему «Три солнца». По бокам щит обрамляют желтые веточки хмеля с листьями и плодами, которые располагаются на концах красной ленты.

Флаг республики выглядит идентично гербовому щиту. Его полотно разделено на два горизонтальных поля, а в центре присутствует символ дерева и солярные знаки над ним. Ветки хмеля и лента с надписью отсутствуют.

Что означает герб Чувашской Республики?

Эмблема республики пронизана глубокими смыслами и тесно связана с традициями чувашского народа. Не случайна здесь даже симметричность изображения. Она сообщает о тяге к гармонии и внутреннему равновесию, которые присущи местному народу.

Щит в форме шкуры символизирует древний обряд жертвоприношения, который был популярен во времена язычества. В переносном смысле он представляет собой жертву, которую принесли чуваши для создания собственной государственности.

Центральная фигура на гербе Чувашской Республики - это «Древо жизни» или «Мировое дерево». Оно символизирует единение народа, его могущество, сообщает о долгом историческом пути, который ему довелось пройти. Восьмиугольные звезды, расположенные над шитом, являются частым элементом традиционного орнамента. Это солярные знаки, символизирующие дар жизни, благополучие и совершенство.

Цвета герба обозначают силу и энергию народа, а также его стремление бороться за свою свободу и уникальность. Хмель по бокам щита символизирует его богатство. Хмелеводство когда-то было одним из распространенных местных занятий, а домашнее пиво считалось традиционным напитком.

История

Земли, на которых сейчас располагается республика, были частью Волжской Булгарии, и Чувашия по праву считается ее преемницей. Именно поэтому, первым местным гербом можно считать изображение на печати Булгарии - идущий ягненок, несущий в одной из лап хоругвь. В 1672 году она была указана в одном из царских титулярников.

Первый официальный символ, который относился непосредственно к Чувашии, был создан только в 1926 году. Это был герб одноименной автономной области. На нем изображалось восходящее солнце с длинными лучами, слева обрамленное дубовыми и еловыми ветками, а справа - колосьями пшеницы. Поверх лучей размещались серп и молот, а сверху - красная пятиконечная звезда. Ветки и колосья были перевязаны красной лентой с девизом: "Пӗтӗм тӗнчери пролетарисем, пӗрлешӗр!". Все это заключалось в щит круглой формы и обрамлялось надписью с названием области и государства.

Позже область стала республикой, а стили ее эмблемы неоднократно изменялись. При этом все символы оставались на своем месте. Последнее изменение герба Чувашской Республики произошли в 1978 году. Тогда форма щита стала резной, звезда разместилась над ним, а колосья пшеницы окаймляли его с двух сторон. Серп и молот стали крупнее, а над ними на щите располагались надписи РСФСР и «ЧУВАШСКАЯ АССР».

Районы республики

Современная Чувашская Республика занимает территорию всего 18 343 км 2 . Административно она разделяется на 21 район, 5 городов республиканского и 4 - районного значения. Кроме того, в ней выделяют около двух тысяч поселков, городских и сельских поселений.

Гербы районов Чувашской Республики отражают местную природу и историю, однако, они имеют одну интересную особенность. На многих из них изображены мифические персонажи или традиционные символы, связанные с регионом, который они представляют. Так, на эмблемах районов встречаются сказочные воины, почитаемое чувашами дерево дуб, крылатый конь и другие элементы фольклора.

Красночетайский район

Герб района изображает золотого вздыбленного коня с крыльями. Рядом с ним стоит серебряный воин-батыр с красной бородой и волосами, который пытается сдержать коня за узду. Фон сзади них окрашен в красный, а под их ногами - в синий цвет. В верхнем левом углу находится миниатюра герба Чувашии, как знак принадлежности района к республике.

В основу эмблемы легла давняя народная легенда. Она рассказывает о верховном боге Туре, который создавал животных. Самым первым его творением стал крылатый конь, ставший прародителем всех лошадей, и стал проводником народа, приведя их из лесов на плодородные земли.

Это животное всегда играло важную роль в жизни чувашей. Оно ассоциируется с мужеством, верностью, преданностью и отвагой.

Батыревский район

Герб этого района окрашен в сплошной голубой цвет. В центре располагается фигура могучего воина с седой бородой, в серебристых доспехах и золотом шлеме. Он стоит, опираясь двумя руками на меч, лезвие которого на конце превращается в пламя.

Воин Батыр является персонажем чувашского фольклора. Это богатырь, который всегда стоит на страже, защищая родной край. Меч в его руках является символом справедливости и защиты, а пламя вместо лезвия говорит о готовности оборонять свою землю. Оно также символизирует доброту и надежность народа.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..………..3

Глава 1.Что такое геральдика?.....................................................................................3

Глава 2.Герб городов Чувашской Республики ……………………………………..4

Заключение ……………………………………………………………………………6

Использованная литература ………………………………………………………….7

Приложение……………………………………………………………………………8

Введение


Каждый народ создаёт и почитает собственную национально-государственную символику. Изучение геральдики – это не только расширение своего интеллектуального потенциала, а в первую очередь – проявление уважения к прошлому, к поколениям, создавшим эти ценности. Символика государства – это не просто действующая формальная система, это, как и любой памятник, ещё и национальное достояние, достояние отечественной культуры.
В каждом элементе государственной геральдики заложен глубочайший смысл. Эти символы отражают историю происхождения государства, его структуру, цели и принципы, национальные и иные традиции, особенности хозяйства и природы.
29 апреля – День государственных символов Чувашской Республики. Это особо значимое событие для нас. Бережно относиться к национальным символам своей Родины должен каждый человек. В них отражены богатство нашей истории, традиции и новые устремления. Поэтому государственный праздник символов республики имеет большое воспитательное значение, они воспитывают любовь к родной земле и укрепляют патриотические чувства. Наверное, каждый человек, способный ощущать себя как частицу своей Родины, испытывает законное чувство гордости. Цель данной работы привлечение внимания к геральдике городов Чувашии. Задача - развитие патриотического отношения к родной земле,поддержка уважения к малой родине. Метод исследования -поисковый.

Глава1.Что такое геральдика?


Слово « геральдика » имеет три значения.
В первом значении « геральдика » - это отдел исторической науки, занимающийся изучением гербов.
Во втором значении « геральдика » - это практика создания и использования знаков различия: гербов, эмблем, флагов, знамен, форменного костюма и других.
В третьем значении «геральдика» - это совокупность всех знаков различия, употребляемых одним владельцем, например, «геральдика России», разумея под этим все богатство геральдических знаков, использовавшихся и используемых в нашей стране.
Все три значения слова «геральдика» тесно связаны между собой. Невозможно создавать гербы и иные знаки, не опираясь на исторический опыт и анализ всей совокупности ныне существующих различительных средств. Невозможно изучать историю гербов, не обращая внимания на принципы их сегодняшнего существования. Нельзя постигнуть геральдику-совокупность знаков без исторических экскурсов и понимания основ практики создания и использования знаков сегодня.
Геральдика – это язык. Язык гербов и других знаков: язык, сообщающий человеку информацию посредством визуальных средств. Геральдика существует по тем же принципам, по которым существуют и речевые языки. В основе геральдики лежат самопроизвольно выработавшиеся в ходе многовекового практического пользования знаками базовые правила. На основе этих правил развились различные местные и частные геральдические традиции и особенности.
Какой он из себя герб знают все: гербы окружают нас со всех сторон, и они разные. Само присутствие герба в нашей жизни, а не только в исторических источниках, говорит о том, что геральдика – дисциплина, изучающая гербы - есть не только вспомогательная историческая дисциплина, но и "отрасль прикладного знания".
Мир геральдики многообразен, глубок и захватывающе интересен. Он проникает во все сферы нашей жизни, сопровождает нас на всех этапах жизненного пути. Нередко мы даже не отдаём себе отчёта, какое громадное количество геральдических знаков мы встречаем и практически используем ежедневно, какие глубокие исторические корни, разветвлённые культурные связи имеют те или иные символы, являющиеся для нас обычной, подчас незаметной повседневностью.
Гербы муниципальных образований совсем не похожи друг на друга. В них изображены различные фигуры: фантастические деревья, животные, то, что, по мнению геральдистов, действительно характеризует данный город или село. Значит герб – это представление о родном крае, выраженное в изобразительной форме, его символический образ. При этом язык герба прост, чёток, лаконичен. Он предоставит многообразную и интересную информацию всем тем, кто ощущает себя гражданином великой России, гражданином родной Чувашии, гражданином своего родного края, где он родился, где жили его деды и прадеды, частью и связующим звеном её прошлого, настоящего и будущего…».

Глава 2.Герб городов Чувашской Республики.


Герб Чебоксар

Большой герб города Чебоксары представляет собой серебряный щит. В лазоревом поле основания - естественные фигуры "Пять серебряных уток"- символ в мировой геральдике, означает стремление к свободе, инициативе и проявления достижения поставленных целей. Голубое, лазоревое поле в геральдике - это символ красоты, ясности, мягкости и величия. Дуб, любимое дерево чуваш, субординарная (негеральдическая) фигура, означающая силу, вечность, крепость. Эмблема "Три серебряных дуба" – символ, означающий существование города Чебоксары во времени: в прошлом, настоящем и будущем. Три четырехлучевые восьмиугольные звезды - графическое выражение девиза Государственного герба Чувашской Республики: "Были, есть и будем". Под дубами-зигзагообразная линия- изображение реки - в данном случае реки Волга. Цифра "1469" - дата первого летописного упоминания Чебоксар. Щит обрамлен симметричным декоративным мотивом (Хмель) золотого цвета, и девизным картушем с надписью в две строки "Шупашкар" - "Чебоксары" на пурпурном поле", всё это указывают на правовой статус города Чебоксары как столицы Чувашской Республики.
Алатырь

29 мая 2009 года Решением Собрания депутатов города Алатыря №40/32-4 был утвержден "исторический герб г. Алатырь Чувашской Республики".
Геральдическое описание Герба:
В червленонаполненных стрелами: два и один. В вольной части - законодательно установленная символика Чувашской Республики. Щит увенчан муниципальной короной установленного образца.
Три колчана со стрелами на гербе Алатыря отражают историческую связь времен, в то же время они олицетворяют единство и сплоченность народа, проживающего на древней алатырской земле, готовность служить защите нашей Родины.
Красный цвет поля щита считается самым благородным из цветов, используемых в геральдике. Он символизирует такие качества как справедливость, любовь к Богу и ближнему, мужество, храбрость, благородство, власть.
Золотой (желтый) цвет колчанов со стрелами олицетворяет солнце-источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Золото символизирует такие качества и понятия как верность, милосердие, а также мудрость.
Современный Алатырь - важный промышленный и культурный центр Чувашской Республики, жители которого любят свой город; бережно хранят все самое лучшее в его историческом прошлом, развивают славные традиции, обогащая их новым содержанием.
Они понимают, что именно с любви к малой родине, ее истории начинается понятие Отечества, формируется священное чувство патриотизма, начинается рождение человека- гражданина".
Канаш

В структуре промышленности города абсолютным лидером является машиностроение - отсюда символ-шестерня. В центре шестерни зеленый цвет-развитие деревообработки.
Город является транспортным узлом Чувашии, поэтому на гербе изображены серебристые крылья, завязанные в узел, которые носят на форменной одежде железнодорожники и автотранспортники. Чувашский орнамент- принадлежность к субъекту. Пурпурный цвет – достоинство, могущество, мужество, сила.
Новочебоксарскм (красном) поле три золотых колчанаЗолотое стропило, на фоне которого три летящие утки, держащие в клювах зеленые дубовые ветви, означает стремление к достижению поставленных целей, связанных с охраной окружающей среды. Элемент чувашского флага - принадлежность к субъекту.
Золото-богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Голубое, лазоревое поле в геральдике - это символ красоты, ясности, мягкости и величия.
Шумерля

Серебряная шестерня показывает развитие в городе ведущей отрасли промышленности-машиностроения. Зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями - наличие дубрав.
Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазуревым поясом -город расположен на реке Суре. В серебряной главе щита - национальный орнамент- принадлежность к субъекту, название города золотом.
Синий цвет – цвет воды.
Пурпурный – достоинство, могущество, мужество, сила.
Желтый олицетворяет все самое прекрасное и светлое.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность.
Цивильск

29 мая 2002 года Цивильское районное Собрание депутатов приняло Решение "О гербе города Цивильск". Решение подписано Главой самоуправления Цивильского района Н.В.Евдокимовым. Положение о гербе, утвержденное вышеназванным Решением, рассмотрено и одобрено общим Cобранием жителей города 1 марта 2002 года. Согласно Положению о гербе: "... Новая версия герба г. Цивильска соответствует историческому пожеланию в 1781 г. с учетом изменений, произошедших в российской геральдике и представляет собой в желтоземле красный стилизованный геральдический дуб с зелеными листьями и черными кряжами в основании. Дуб это - дерево-город, крепкое дерево! Славен дуб своими мощными корнями и обширной раскидистой кроной. Дуб- дань уважения нашим предкам, сила сопротивления, терпения, сила выносливости, устойчивости, надежности. Дуб силен своей мощью, неторопливостью, долгожительством и долготерпением.
Черный цвет означает историческую память народа.
Красный цвет - сегодняшний день, жизнь.
Зеленый – символ весны, здоровья, будущего.
Золотой фон герба символизирует прочность, величие, богатство, силу и великодушие.
Геральдическое описание муниципального герба гласит: «В золотом поле на зеленой узкой оконечности червленый дуб с таковыми же желудями, зеленой листвой и черными кряжами в основании. В вольной части- законодательно установленная символика ЧР. Девиз «МНОГАЯ ЛЕТА» начертан золотыми литерами на зеленой, подложенной золотом ленте».
Козловка

Герб города утвержден в июне 2001 года районным собранием депутатов. Автор герба - краевед Н.Г.Зайцев.
"Герб г.Козловки является его официальным символом. Он представляет собой окаймленный золотом геральдический щит, верхняя часть которого по форме идентична Герба Чувашской Республики, что означает географическое расположение города Козловка на территории Чувашии. В середине геральдического щита зеленым цветом изображена рельефность расположения города Козловка и год образования населенного пункта Козловка – 1671. На голубом фоне замкнутым кругом изображены листья, символизирующие деревообрабатывающую отрасль, часть шестерни – символ механизации и развития промышленного производства. В середине круга белый силуэт теплохода на подводных крыльях – символ динамического развития общественных процессов в городе. С двух сторон круга изображены рыбы, символизирующие один из главных промыслов жителей Козловки как в старину так и в нынешнее время. В нижней части на темно-голубом фоне, означающий расположенность города на реке «Волга», надпись золотыми буквами "Козловка"

Мариинский Пасад

Синее поле-расположение города на реке Волге. Определяющий фактор развития города – Волжская речная магистраль.
Малая Императорская корона (венец Императрицы) расположена над холмами, так как красоту окружающей местности придают Волга и поросший лесом гористый рельеф с холмами оползневого характера, подступающими непосредственно к реке. Местные жители в середине 19 в. Возбудили ходатайство о преобразовании села Сундырь со смежными деревнями в безуездный город или посад, причём просили назвать его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность, отсюда и слова: «Необиженно жить». Зелёный цвет вершин и подножий холмов - богатство лесом.
Ядрин

Ядрин основан как военно-феодальное укрепление на восточной окраине Русского государства. Герб Ядрина, утвержденный в 1989 г. На щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер, так охраняли восточную окраину. Чувашский орнамент- принадлежность к субъекту, три дуба - прошлое, настоящее, будущее. Цифры 1590-год основания города.
Пурпурный цвет – достоинство, могущество, мужество, сила.
Золото – богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность.

Заключение


История, величие и честь любого государства, любой республики воплощаются, прежде всего, в его символах. Поэтому они всегда вызывают в гражданах огромное уважение. Так и у Чувашской Республики существуют государственные герб, флаг и гимн, заявляя о независимости нашей Республики.
Герб – непреходящий ценность не только нашей Великой Чувашии, но и всей России. Он означают его могущество и независимость, подчеркивает особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. Он нужн нам как воплощение истории нашей Родины и отражение ее настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как зрительный и музыкальный образ.
Родина- это очень многое. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север над нашим домом. Это имена людей. Это мой отец. Это ты и я. С нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами, мечтами о будущем. За прошедшие столетия Чувашия прошла сложный путь исторического развития. Вместе с русским и другими народами нашей многонациональной Родины, чуваши строили великое государство, доблестно защищали его в годы нашествий иноземных захватчиков и при этом наш упорный и трудолюбивый народ всегда являл собой умение жить в согласии, творить и созидать.
Я люблю свою прекрасную Чувашию. Ее история увлекательна и драматична, но она более близка мне потому, что ее героями являются наши предки: отцы, деды, прадеды, прапрадеды. По тому, как мы относимся к символам моей Родины, можем судить и об отношении к Родине.
Жители Чувашии гордятся государственными символами, и без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное событие. Под музыку и слова гимна, под расправленным государственным флагом Чувашской Республики деятелям культуры, ученым, спортсменам и другим выдающимся жителям Чувашии вручают награды.


Использованная литература

    Гаттерер И. X., Начертание гербоведения, СПБ, 1805;

    Лакиер А. Б., Русская геральдика, кн. 1-2, СПБ, 1855 (переизд., М., 1990);

    Винклер П. П., Рус. геральдика, в. 1-3, СПБ, 1892-94;

    Арсентьев Ю. В., Геральдика, М., 1908;

    Тройницкий С. Н., Гербы лейб-компании обер- и унтер-офицеров и рядовых, П., 1914;

    Лукомский В. К., О геральдич. художестве в России, «Старые годы», 1911, февр.;

    Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 г., СПБ, 1912;

    Белинский В., Рус. геральдич. словарь, в. 1-2, СПБ, 1912-13;

    Лукомский В. К., Модзалевский В. Л., Малорос. гербовник, СПБ, 1914;

    Каменцева Е. И., Устюгов Н. В., Рус. сфрагистика и геральдика, 2 изд., М., 1974;

    Соколов А.В. Симаолы государственного суверенитета. М.: «Планета», 1969.

    Страны мира: краткий политико-экономический справочник. – М.: Изд. Политлитература, 2009.

    Энциклопедия для детей. Т.2. М.: «Аванта», 2014, с. 217-307.

    "Дерево жизни" - символ Чувашии Источник - Наука и жизнь, N8, 1994 .

    Закон Чувашской Республики о государственных символах Чувашской Республики

Приложение. Цивильск ( новый герб ). Утвержден 28 апреля 1989 г. Описание герба: "В золотом щите дуб с зелеными листьями и натурального цвета стволом на зеленом подножии. В завершенной главе щита - чувашский орнамент: на червленом поле серебряные фигуры, в средней цифры 1589 . В лазуревой вершине щита червлеными литерами наименование города". Автор нового герба Цивильска - Евгений Иванович Соболев . Шумерля . Утвержден 11 февраля 1976 г. Описание герба: "В червленом щите внутри серебряной шестерни зеленый дубовый лист с двумя зелеными желудями. Шестерня сопровождается внизу тонким укороченным волнистым лазуревым поясом. В серебряной главе щита червленый национальный орнамент и название города золотом". Автор герба Шумерли - художник В.Г. Горбунов . Ядрин (Ядринск) ( новый герб ). Утвержден 28 июня 1989 г. Описание герба: "В червленом щите с повышенным золотым поясом пирамида из черных ядер. В червленой же главе щита серебряные фигуры чувашского орнамента: в центральной - на золотом поле червленые цифры 1590 ". Автор нового герба В.И. Разумов .

Чувашская Республика Краткая историческая справка: 24 июня 1920 г. образована Чувашская автономная область 21 апреля 1925 г. преобразована в Чувашскую АССР 19 октября 1990 г. переименована в Чувашскую ССР С 13 февраля 1992 г. стала называться Чувашской Республикой Современное государственное устройство: Основной закон Чувашской Республики - Конституция Чувашской Республики (2000 г.) С 26 декабря 1993 года в республике - президентская форма правления С 1 января 2012 г. высшее должностное лицо Чувашской Республики – Глава Чувашской Республики


Государственные символы Чувашской Республики - достояние народа Чувашской Республики, его высшие святыни, охраняемые и защищаемые государством. Государственные флаг, герб и гимн Чувашской Республики - символы, призванные объединять всех граждан, живущих на одной территории. В них полно и ёмко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен.


Государственные герб и флаг Чувашской АССР были утверждены на II (VII) съезде Советов республики 30 и 31 марта 1927 г. Автор – художник и фотограф П.Е. Мартенс, выпускник знаменитого в России учебного заведения барона Штиглица (ныне - Академия прикладного искусства) Государственные герб и флаг Чувашской АССР


Герб состоит из изображений на красном фоне в золотых лучах солнца золотых серпа и молота, расположенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венком, состоящим из колосьев с правой стороны и дубовых и еловых веток с левой стороны, перевитым снизу лентой с красной каймой с чувашскими орнаментами на концах и с надписью в середине: «Пĕтĕм тĕнчери пролеттарисем, пĕрлешĕр!». Над серпом и молотом помещается золотая пятиконечная звезда. Вокруг венка надпись с левой стороны: «Чăвашсен Автономлă Сотс. Сов. Респуплĕкĕ», с правой стороны: «Чувашская Авт. Совет. Соц. Республика» и внизу, между вышеуказанными надписями «РСФСР» Государственный герб ЧАССР 1927–1931


Государственный флаг ЧАССР 1927–1931 Флаг состоит из красного или алого полотнища, на верхнем левом углу которого обрамленное чувашским орнаментом белое полотно с красными буквами «ЧАССР», впереди коих в верхнем углу серп и молот, расположенные крест-накрест рукоят- ками к низу. Отношение ширины флага к длине - 1:2, а белой вставки к красному полотнищу - 1:9


12 февраля 1931 г. IV (IX) съезд Советов Чувашской АССР внес коррективы в изображения герба и флага, приняв постановление «О государственном гербе и флаге Чувашской АССР» Государственные герб и флаг Чувашской АССР


Герб состоит из изображений на красном фоне в золотых лучах солнца золотых серпа и молота, расположенных крест-накрест рукоятками книзу, окруженных венком, состоящим из колосьев с правой стороны и дубовых и еловых веток с левой стороны, перевитым снизу красной лентой с надписью в середине: «П ĕ т ĕ м т ĕ нчери пролетарисем, п ĕ рлеш ĕ р!» Над серпом и молотом помещается золотая пятиконечная звезда. Вокруг венка надпись с левой стороны: «Чăвашсен Автономлă Сотс. Сов. Респупл ĕ к ĕ », с правой стороны - «Чувашская Авт. Совет. Соц. Республика» и внизу, между вышеуказанными надписями «РСФСР» Государственный герб ЧАССР 1931–1938




31 мая 1978 года внеочередная VIII сессия Верховного Совета ЧАССР 9-го созыва утвердила новую Конституцию (Основной закон) ЧАССР. Герб и флаг остались прежними, но с некоторыми незначительными изменениями. На флаге надпись стала изображаться в две строки по-русски и по-чувашски Государственные герб и флаг Чувашской АССР


Государственный герб Чувашской Автономной Советской Социалистической Республики представляет собой изображение серпа и молота на красном фоне, в лучах солнца и в обрамлении колосьев, с надписью «РСФСР» на русском языке и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на русском и чувашском языках с добавлением под надписью «РСФСР» буквами меньшего размера надписи «Чувашская АССР» на русском и чувашском языках. В верхней части герба - пятиконечная звезда Государственный герб ЧАССР




29 апреля 1992 года постановлениями Верховного Совета Чувашской Республики утверждены Положения о Государственном гербе Чувашской Республики и о Государственном флаге Чувашской Республики. Тогда же внесены изменения в соответствующие статьи Конституции Чувашской Республики


1 июля 1997 года Государственным Советом Чувашской Республики принят Закон Чувашской Республики «О государственных символах Чувашской Республики» Официальными государственными символами Чувашской Республики как субъекта Российской Федерации установлены Государственный флаг Чувашской Республики, Государственный герб Чувашской Республики и Государственный гимн Чувашской Республики


Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - «Древо Жизни» и «Три Солнца» Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово-красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю


Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - «Древо Жизни». Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами «Чаваш Республики - Чувашская Республика», завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром, эмблема «Три солнца»


Автор Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики Юрьев Элли Михайлович ()


Юрьев Элли Михайлович () Академик, заслуженный художник Чувашской АССР, народный художник Чувашской Республики, лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. К. Иванова, Почетный член Всероссийского геральдического общества, почетный гражданин города Чебоксары, с. Порецкое Порецкого района, с. Янгорчино Вурнарского района. Родился в с. Исаково (Кĕçĕн Шетмĕ) Красноармейского района Чувашской Республики. Э. Юрьев – выпускник Тбилисской академии художеств. Работал в Чувашском книжном издательстве, Чебоксарской студии телевидения, художественно- производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Был главным художником г. Чебоксары. Преподавал на художественно-графическом факультете Чувашского государственного педагогического института (ныне университет) им. И.Я. Яковлева. Автор эскизов Государственного герба и флага Чувашской Республики, Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, гербов г. Чебоксары, многих поселков республики, эмблем всех театров и концертных организаций Чувашии. Положил начало искусству художественного литья в Чувашии. Основные работы: оформление книг – «Слово о полку Игореве», «Буря» Т. Педэрки, «77 братьев» Г. Eфимова, «Раба дьявола» Я. Ухсая, «Нарспи» К. Иванова, «Поэты Франции», «Поэты Венгрии», «Поэты Польши»; плакаты – «Я.А. Каменский», «Альбрехт Дюрер»; проект герба г.Чебоксары, герб и флаг Чувашской Республики; картины – «Разум сильнее стихии», «Второй полет», «Весна в Янгорчино» и др.
Государственный гимн Чувашской Республики – символ государства, его суверенитета В основу Государственного гимна Чувашской Республики положена песня «Тăван çĕршыв» (Родная страна), музыку которой написал заслуженный деятель искусств Российской Федерациии Чувашской Республики Герман Лебедев на слова члена Союза писателей СССР Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа). Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни; родные, отец, мать, дети - круг семьи; единение и согласие всех родных в чувашском мире - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение.


Авторы Государственного гимна Чувашской Республики Герман Степанович Лебедев (музыка), Илья Семёнович Семёнов (Тукташ) (слова). Герман Степанович Лебедев () Илья Семёнович Семёнов (Тукташ) ()


Родился 28 апреля 1913 года в д. Салабайкасы (ныне Чебоксарский район Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье. В гг. учился в Чувашском государственном музыкально-театральном техникуме. Тогда же начал петь в Чувашском государственном хоре. В гг. Г.С. Лебедев жил и работал в г. Шумерля. С 1941 г. работает в Чебоксарах: сначала - заведующим учебной частью, затем - директором музыкального училища. В первые годы войны одновременно он участвует как баянист-аккомпаниатор в концертах Чувашского государственного ансамбля песни и танца, в составе которого выезжает на Брянский и Калининский фронты для культурного обслуживания бойцов Советской Армии. С 1943 по 1975 гг. постоянно работает в Чувашском Государственном ансамбле песни и танца. В 1945 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР, в 1970 г. - заслуженного деятеля искусств РСФСР. Основная область его творчества - песня. Сочинил около 400 произведений. Герман Степанович Лебедев ()


Илья Семенович Тукташ () Родился 3 августа 1907 года в д. Большие Токташи Аликовского района Чувашской Республики. Окончил Красночетайскую школу-восьмилетку. В гг. учился в Чебоксарской партийной школе. Затем в течение 2 лет работал ответственным секретарем редакции «Будь готов» и редактором Чувашского книжного издательства (гг.). В гг. - научный сотрудник Научно-иследовательского института. Является автором многих стихов и песен, рассказов и повестей «Бычий лог» (1931), «Хозяева земли» (1954), сборника стихов в прозе «Букет» (1939); очерков «Павел Лаптев» (1944), «Золотая Звезда» (1945), пьесы-сказки «Цветок счастья» (1953) и других. Перу И. Тукташа принадлежат переводы «Слова о полку Игореве» (совместно с И. Ивником), произведений М. Горького, М. Шолохова, Р. Тагора, песен В. Лебедева- Кумача, сонетов В. Шекспира. Член Союза писателей СССР с 1934 года.

Урок по культуре родного края:

«Символика государства – это национальное достояние.

Чувашский флаг, герб и гимн». (2 часа).

учитель МБОУ «Кувакинская СОШ»

Алатырского района Чувашской Республики.

Это первое занятие, рассчитанное на 2 часа и основанное на местном материале. Предназначено для учащихся старшего звена, начиная с 9 класса. Материал урока представлен развёрнуто и усложнено, поэтому предполагается предварительное знакомство с символикой (в 5-7 классе).

Презентация (слайд 2)

Цель урока: сформировать отношение к символике Чувашской Республики как

к национальному достоянию.

Задачи: - познакомить учащихся с историей возникновения символики Чувашской

Республики;

Показать символы как отражение истории происхождения чувашского

государства с его национальными традициями и особенностями хозяйства

и природы;

Познакомить учащихся с эмблемой Алатырского района Чувашской

Республики;

Воспитать у учащихся чувства уважения к символам нашей республики;

Через бережное отношение к символам воспитывать у учащихся

чувство патриотизма.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: слайд-презентация, плакаты с изображениями флага, герба, запись

гимна ЧР, карточки-задания для учащихся , портреты Э.М.Юрьева,

Г.С.Лебедева, И.С.Семёнова (Тукташ).

Ход 1 урока.

I . Оргмомент. Приветствие учителя. Ознакомление учащихся с задачами и эпиграфом урока:

«Самый распространенный вид гордости – национальная гордость».

Артур Шопенгауэр

II. Изучение нового материала по плану (слайд 3):

1. История Чувашской государственности;

2. Проекты новых государственных символов;

Вводное слово учителя. День государственных символов Чувашской Республики отмечается 29 апреля. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Изучение символики и геральдики, это не только расширение своего интеллектуального потенциала, а в первую очередь проявление уважения к прошлому, к поколениям, создавшим эти ценности. Символика государства это не просто действующая формальная система, это, как и любой памятник, еще и национальное достояние, достояние отечественной культуры. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл.

Отношение к символам государственности - один из показателей культуры общества. Ведь они отражают историю народа, его прошлое и настоящее, традиции наших предков и новые устремления в будущее. Как отметил Президент Чувашии Николай Васильевич Федоров: "Государственный флаг, герб и гимн Чувашской Республики - символы , призванные объединять всех граждан, живущих на одной территории. В них полно и емко отражен чувашский национальный колорит как свидетельство связи времен" (слайд 4) .

С символикой нашей республики мы уже кратко знакомились. Сегодня на уроке мы более подробно, более расширенно изучим эту тему.

1. История Чувашской государственности.

История создания государственной символики была непростой. Очень мало сохранилось сведений о первом чувашском флаге, учрежденном на I-м Всероссийском чувашском военном съезде в январе 1918 года. Однако, это небезынтересно, так как это был первый опыт обретения чувашским народом собственных государственных символов. Документы Государственного исторического архива Чувашской Республики могут пролить свет на это исторически значимое событие.

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России дала толчок началу национального самоопределения чувашского народа. Начались поиски форм государственного устройства, отвечающих интересам чувашей. На Общечувашском национальном съезде 20-28 июня 1917 года в г.Симбирск были предприняты попытки закрепления демократических завоеваний революции. Образованное на этом съезде Чувашское Национальное Общество, объединяло различные демократические силы чувашского народа. По мнению создателей должно было стать политическим, культурным и интеллектуальным центром всех чувашей.

На этом съезде были приняты резолюции и пожелания депутатам будущего Учредительного собрания в Петрограде. Были пожелания и о будущей государственной символике: «В целях объединения чуваш Съезд находит необходимым немедленно приступить к созданию национального флага и значка (герба) чувашского общества. Флаг с одной стороны должен быть цвета наиболее чувашами любимого в древности и более распространенного в настоящее время, с национальными рисунками и узорами. Другая сторона флага должна по цвету и рисункам выражать идею наступления эры национальной свободы для чуваш, начала культурно-национального объединения и их возрождения. Флаг должен быть по рисунку настолько прост, чтобы его могли делать и разрисовывать крестьянки-чувашки».

Была образована специальная комиссия, которая обсуждала несколько вариантов флага, и остановились на проекте, подготовленном И.С.Максимовым-Кошкинским, П.А.Федоровым и И.В.Васильевым, при разработке которого учитывались пожелания симбирского съезда. Итак, по проекту флаг состоял из полотнища двух цветов – зеленого и белого (с желтоватым оттенком) с национальными узорами. Комиссией было высказано мнение о помещении в углу зеленого цвета изображение солнца. Древко флага имело цвет дубовой древесины. И.С.Максимову-Кошкинскому было поручено составить окончательный проект флага и представить его на съезде. К сожалению, в документах отсутствуют изображение флага и данные о его цветовых пропорциях.

24 января 1918 года на I-м Всероссийском чувашском военном съезде после недолго обсуждения проект был официально учрежден в качестве национального флага чувашского народа. Этот флаг использовался в качестве знамени создаваемого тогда же I-го Чувашского национального полка , только на нем дополнительно было написано красным цветом название полка. Вопрос о гербе остался открытым, в конце работы съезда было решено о передаче этого вопроса образованному на съезде Чувашскому национальному военному совету «Канаш», который, по мнению своих создателей, должен был стать чувашским национальным парламентом.

Незадолго до этого, в начале января 1918 года, был создан и «Чувашский гимн». Стихи сочинил руководитель чувашского хора в г.Казань Т.Д.Алексеев на музыку русского композитора А.Т.Гречанинова «Да здравствует Россия, свободная страна». Сохранился лишь подстрочный перевод этого произведения:

Слава живущему издревле чувашу,

Слава великому в веках народу!

Дружно беритесь за работу,

За построение жизни новой.

Пусть зазеленеют твои поля

И морем волнуются хлеба.

Народ, преодолев темноту,

Умом поднимается высоко.

Тогда и слава его труду

Солнцем засияет высоко!

«Чувашский гимн» впервые был исполнен 14 января 1918 года чувашским хором, быстро стал популярным, исполнялся на всех значимых мероприятиях, но официальный статус не приобрел.

История первых чувашских государственных символов оказалась короткой. Чувашский национальный совет «Канаш» в марте 1918 года потерял свою политическую значимость. Флагом трудящихся любой национальности, по мнению большевистского правительства, должен быть только революционный красный флаг и в качестве гимна - «Интернационал».

В советское время территорию чувашей объединили в единое целое. Это произошло после подписания 24 июня 1920 года декрета ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Чувашской автономной области (ЧАО) с центром в Чебоксарах. Автономная область включала семь уездов Казанской и Симбирской губерний.

В 1925 году ЧАО была преобразована в Чувашскую АССР. В июне того же года в нее вошли часть Алатырского уезда с городом Алатырь Ульяновской губернии. Чувашская Республика полностью обрела территориальную целостность. С преобразованием автономной области в автономную республику впервые возникла необходимость создания национальных символов. Идея своего национального флага не умерла. Уже после образования Чувашской АССР в 1925 году был поставлен вопрос о возвращении национального флага. Утвержденный на 2 (7) съезде Советов 31 марта 1927 года флаг концептуально воспроизводил флаг 1918 года. Флаг представлял собой красное или алое полотнище , в верхнем углу которого находился белый прямоугольник с красными буквами "ЧАССР" и золотым изображением серпа и молота. Место для знака и надписей обрамлял узор, заимствованный со старинных свадебных платков. В оформлении флага выдерживался традиционный и в то же время как бы осовремененный национальный колорит (слайд 5) . Народный орнамент вошел и в оформление герба 1927 года. Герб состоял из двух кругов, между которыми свободно размещались название "Чувашская Автономная Советская Социалистическая Республика" на чувашском и русском языках, а в нижней части - надпись "РСФСР". С правой стороны, парралельно линиям кругов, изображены сноп, колосья пшеницы, с левой - ель, еловые и дубовые ветви. Обе части венка перевивали широкие ленты с геометрическими узорами на концах (слайд 6) .

Н

о в конце 20-х гг. в СССР началась борьба против так называемого «великодержавного шовинизма» и местного национализма». Под критику попал и чувашский флаг. Постановлением этого съезда чувашский флаг стал полностью красного цвета, лишившись белого полотна с национальными узорами. Эти флаг и герб оставались в Чувашской АССР до Конституции 1937 года (слайд 7, 8) . Затем в силу определенной национальной политики в государственных символах всех автономных республик стала преобладать унифицирующая атрибутика. Это в полной мере относится и к символике Чувашской АССР. Согласно статьям 157 и 158 Конституции Чувашской АССР Государственными гербом и флагом республики стали Государственный герб и флаг РСФСР, только к их изображениям добавляли надписи на русском и чувашском языках: "Чувашская АССР" (слайд 9, 10) .

2. Проекты новых государственных символов.

Переосмысление места и роли Чувашской Республики в Российской и Советской Федерации связано с началом демократических преобразований в обществе во второй половине 80-х годов. Важным шагом на этом пути стала принятая 24 октября 1990 г. “Декларация о государственном суверенитете Чувашской Советской Социалистической Республики” и Закон Чувашской АССР “О декларации о государственном суверенитете Чувашской ССР”. Именно эти документы дали необходимый толчок к пересмотру главных атрибутов государственного суверенитета - государственных символов: флага, герба, гимна. В декабре 1990 г. Верховный Совет Чувашской ССР утвердил Положение об условиях конкурса проектов национально-государственных символов республики и состав конкурсной комиссии. Была обнародована и концепция национально-государственной символики, в разработке которой приняли участие видные общественно-политические деятели новой демократической волны, крупнейшие чувашские ученые и специалисты.

Работа над национально-государственными символами началась с подготовки проекта Положения о концепции символики , суть которой состояла в следующем: национально-государственные символы должны воплощать историческое прошлое чувашского народа, олицетворять нынешний статус республики и выражать перспективу на будущее. В их духе, форме, композиции должны найти выражение народные представления о природе, обществе, трудовых, нравственных и эстетических традициях, идея согласия и мирного сосуществования людей разных национальностей.

Интерес к разработке новых символов был так велик, что еще до объявления о конкурсе в комиссию поступило более 100 самых разнообразных проектов герба и флага. Авторы разработок шли непроторенными путями. Ведь у них, по существу, не было опоры на предшествующие национальные символы. Поэтому процесс создания и законодательного закрепления главных символов государства оказался не простым. Без преувеличения можно сказать, что в их создании приняла участие вся творческая элита Чувашии, тысячи граждан республики, представители чувашской диаспоры со всех концов бывшего СССР и Российской Федерации.

Проекты новых государственных символов, предложенные комиссией, выставили в Чувашском государственном музее в апреле 1991 года, а затем авторы разработок , признанных наиболее интересными, внесли соответствующие исправления.

Один из проектов принадлежал Д.Ф.Мадурову - студенту Московского Высшего художественно-промышленного училища. Автор взял за основу образ ласточки - птицы мира и согласия. В мифологических представлениях она - вестник добра, счастья, весны, солнечного восхода, прилежания, домашнего уюта, отцовского наследия. Ласточка - любимая птица высшего из чувашских божеств небесного Бога-творца Султи-тура, который дарует дождь на поля, урожай и счастье людям. На груди ласточки - символическое изображение сохи в обрамлении хлебных колосьев. В верхней части герба - изображение небесного свода (Кавак хуппи) и полуденного солнца. Герб обрамляют голубая лента и ветви хмеля.

Флаг представлял собой светло-желтое прямоугольное полотнище с полосами красного цвета сверху, снизу и у древка. На нем изображены основные элементы герба: лемех сохи, небесный свод и золотые хлебные колосья.

Проект С.Н.Михайлова решен в строго орнаментальном ключе, с активным использованием элементов чувашской вышивки. Он представляет модель мира с небесным сводом, тремя солнцами и осью мира в центре. Эта модель мира находилась и в центре герба, и в центре флага.

Третий проект принадлежал Э.М.Юрьеву. В его основе - Вечное дерево - символ возрождающейся Чувашии. Правда, после обсуждений дубовые ветви вокруг гербового щита художник заменил ветвями хмеля. Не случайно, конечно. Хмель - ведущая техническая культура сельского хозяйства Чувашии, так называемое «зелёное золото».

Для полотнища флага , как это дано в описании, взяты пропорции "золотого сечения" (5:8, а не 1:2), именно это соотношение было принято в большинства стран. Верхняя часть флага окрашена в желтый цвет, который, как принято в народной традиции, считается наиболее благородным и возвышенным. Желтое поле флага обозначает "Сара хевел" - пространство под солнцем, населяемое чувашами. Нижняя часть полотнища, означающая землю, на которой проживает чувашский народ, окрашена, как и гербовая эмблема, в сандалово-красный цвет.

После длительного отбора, жарких дискуссий и обсуждений в апреле 1992 г. большинство комиссий отдали свои голоса проекту герба и флага, автором которых был народный художник Чувашской Республики Э.М.Юрьев. 11-я сессия Верховного совета тоже отдала предпочтение проекту этого художника, но внесла в него значительные изменения.

Родился 25 марта 1936 года в селе Исаково Красноармейского района в семье известного чувашского журналиста, художественного критика и поэта М.И. Юрьева. Удивительно , но родители, как бы предчувствуя судьбу сына, нарекли младенца именем Элли (древнечувашское понятие «мастер»). Интерес к искусству проявился у мальчика очень рано. Учился в Чебоксарской детской художественной школе (1949-1951), Чебоксарском художественном училище (1951-1952), окончил Тбилисскую государственную академию художеств (1958-1964). Служил в рядах Советской Армии (1955-1958).

После окончания вуза он вернулся на родину, обосновался в Чебоксарах и стал работать старшим художественным редактором Чувашского книжного издательства. Одновременно преподавал в Чебоксарском художественном училище, а затем на художественно-графичеком факультете Чувашского

государственного педагогического института имени И.Я. Яковлева.

Первым из художников республики очень серьезно начал заниматься промышленной графикой на профессиональной основе, Элли Юрьев параллельно разрабатывал собственные шрифты и орнаментальные мотивы. Благодаря его таланту, чувашская промышленная графика заговорила собственным языком, имеющим национальные корни.

Элли Юрьев навсегда вошел в историю отечественного искусства как автор Государственного герба и Государственного флага

Чувашской Республики.

Элли Михайлович Юрьев Раскрывая идейно-смысловой строй герба, сам

(1936-2001 гг.) Э лли Михайлович говорил: «Главное в гербе – древо жизни в центре геральдического щита. Корнями древо врастает в землю. Крону древа жизни составляют три этнические ветви: чувашей коренных, что ближе к стволу, затем с краю – ветвь чувашской диаспоры, а между двумя этими ветвями , не достигая корней – ветвь, символизирующая все те народности, что проживают на данный момент в Чувашии. Таким образом, на основе этнической данности складывается общественно-политическая ситуация. Этот аспект мне тоже хотелось отразить в символе герба. Все эти народности являются участниками исторического события – создания нового Чувашского государства, независимой республики».

Без преувеличения можно сказать, что все творчество Элли Юрьева пронизано неустанными поисками и непрерывающейся цепью экспериментов, дававших художнику возможность совершенствовать свой собственный стиль в искусстве и открывать в себе все новые грани дарования. Член союза художников СССР с 1967 г. В 1976 г. присвоено звание заслуженного художника ЧАССР. Присуждена Государственная премия Чувашской Республики им. К.В. Иванова за 1989 г. В 1994 г. присвоено звание народного художника Чувашской Республики.

Сердце художника остановилось 17 января 2001 года. Его имя присвоено Чебоксарской детской художественной школе № 4, земляки из Красноармейского района назвали в честь художника 8 улиц. Учрежден республиканский конкурс детского творчества на приз имени Элли Юрьева.

Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа) (слайд 12) .

Германом Степановичем Лебедевым родился 28 апреля 1913 года в д. Салабайкасы (ныне Чебоксарский район Чувашской Республики) в бедной крестьянской семье. В 1930-1935 гг. учился в Чувашском государственном музыкально-театральном техникуме. Тогда же начал петь в Чувашском государственном хоре. В 1936-1940 гг. Г.С. Лебедев жил и работал в г. Шумерля. С 1941 г. работает в Чебоксарах: сначала – заведующим учебной
частью, затем – директором музыкального училища. В первые годы войны одновременно он

участвует как баянист-аккомпаниатор в концертах Чувашского государственного ансамбля песни и танца, в составе которого выезжает на Брянский и Калининский фронты для культурного обслуживания бойцов Советской Армии. С 1943 по 1975 гг. постоянно работает в Чувашском Государственном ансамбле песни и танца.

В 1945 г. ему присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашии, а в 1970 г.

– заслуженного деятеля искусств Российской

Федерации. Основная область его творчества -

песня. Всего около 400 песен. Скончался Герман

Герман Степанович Лебедев

(1913-1980 гг.)

(Слайд 12). Родился 3 августа 1907 года в д. Большие Токташи Аликовского района Чувашской Республики в бедной крестьянской семье. Окончил Красночетайскую школу-восьмилетку. В 1926-1928 гг. учился в Чебоксарской партийной школе. Затем в течение 2 лет работал ответственным секретарем редакции «Будь готов» и редактором Чувашского книжного издательства. В 1933-1935 гг. он – редактор Чувашского книжного издательства, а в 1935-1942 гг. – научный сотрудник Научно-исследовательского института.

Творческое наследие его богато и разнообразно. Он является автором многих стихов и песен , рассказов и повестей: «Бычий лог» (1931), «Хозяева земли» (1954), сборника стихов в прозе «Букет» (, 1939); очерков «Павел Лаптев» (1944), «Золотая Звезда» (1945), пьесы-сказки «Цветок счастья» (1953) и других. Перу И. Тукташа принадлежат переводы «Слова о полку Игореве » (совместно с И. Ивником),

Илья Семёнович Семёнов первого тома «Тихого Дона» Шолохова, произведений

(Тукташ) Горького, Тагора, песен Лебедева-Кумача, сонетов

(1907-1957 гг.) Шекспира. Член Союза писателей СССР с 1934 года.

И. Тукташ - участник Великой Отечественной войны (1942-1944 гг.), военный корреспондент.

Ход 2 урока.

Второй урок посвящён Чувашскому гербу, флагу и гимну.

Изучение нового материала по плану (слайд 13):

1. Символика Чувашской Республики: герб;

2. Символика Чувашской Республики: флаг;

3. Символика Чувашской Республики: гимн;

5. Эмблема Алатырского района Чувашской Республики.

1.герб .

(Слайд 14). Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца".

Цвета государственного герба - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство , справедливость , милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чуваш цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила.

Композиция герба делится на две строго симметричные части - левую и правую, разделяемые воображаемой вертикальной осью, проходящей через центр окружности. Симметричность композиции герба выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Гербовый щит внешне напоминает форму шкуры животного, издревле приносимого чувашами в жертву своим богам в месте языческого моления и жертвоприношения - киремети. Данная форма щита олицетворяет собой те жертвы, которые принес чувашский народ на алтарь обретения своей государственности. Щит разделен на верхнее золотое поле, составляющее 3/4 его высоты , обозначающее пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики, и нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/4 часть щита, которое обозначает Чувашскую землю. В центре щита расположена эмблема "Древо жизни", выполненная на основе древнечувашского рунического письма , силуэт которой напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. "Древо жизни" состоит из пяти элементов. Главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле щита и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Главный элемент "Древа" означает основное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики. Два нижних элемента, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы , отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента в виде коротких наклонных полос , не примыкающих к основному стволу "Древа" и заканчивающихся также национальным орнаментом, расположены симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов и означают население Чувашской Республики других национальностей. Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос. Высота кроны "Древа жизни" составляет 1/2 часть высоты щита, высота ствола - 1/4 часть высоты щита, ширина ствола - 1/8 часть ширины щита. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда) символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную часть герба - щит, означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар ("Были. Есть. Будем.") и является его графическим выражением. Эмблема располагается над центральной частью герба - щитом. Ее нижнее окончание находится на уровне условной прямой, соединяющей две верхние полукруглые вершины щита. Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается на оси симметрии композиции герба и вместе с боковыми симметрично расположенными звездами образует композицию, равную по длине ширине кроны "Древа жизни". Высота и ширина каждой звезды составляет 1/7 часть диаметра условной окружности, в которую вписана композиция герба. Ширина плечиков всех звезд составляет 1/4 часть их размера.

2.Символика Чувашской республики: флаг .


(Слайд 15). Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю. В геометрической середине полотнища флага расположена композиция, занимающая 1/3 часть его длины и состоящая из эмблем "Древо жизни" и "Три солнца". Эмблема "Древо жизни", занимающая 3/5 части ширины флага - знак, выполненный на основе древнечувашского рунического письма, силуэт которого напоминает почитаемое чувашами дерево дуб, могучее и долговечное, стойкое в природных ненастьях. Симметричность композиции "Древа жизни" выражает стремление чувашского народа к внутренней духовной гармонии, к ладу с окружающим миром и природой. Кроме того, "Древо жизни", как единый организм, олицетворяет собой единство народов, проживающих на территории Чувашской Республики. "Древо жизни" состоит из пяти элементов, главный из них является центром всей композиции, имеет основанием нижнее поле и заканчивается сверху двумя расходящимися под углом 90 градусов "ветвями Древа" в виде национального орнамента. Данный элемент означает коренное население Чувашской Республики - чуваш, проживающих на территории республики.

Два нижних элемента, расположенные симметрично по обеим сторонам главного элемента, имеют основанием пурпуровые полосы, отделенные от нижнего пурпурового поля и основного элемента желтой полосой шириной 1,5 процента длины флага, и заканчиваются "ветвями" в виде национального орнамента. Данные элементы означают чувашскую диаспору - чуваш, проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента в виде коротких наклонных полос, не примыкающих к основному стволу "Древа" и также заканчивающихся национальным орнаментом, расположенных симметрично по обеим сторонам главного элемента под углом 45 градусов к нему между "ветвями" главного и нижнего элементов, означают население Чувашской Республики других национальностей. Ствол и ветви "Древа жизни" образуются из вертикальных, горизонтальных и наклонных полос, ширина которых равна 1,5 процентам длины флага. Общая ширина ствола "Древа жизни" составляет 6,5 процента длины флага. Эмблема "Три солнца", состоящая из трижды повторяющегося древнего солярного знака (восьмиконечная звезда), символизирует солнечный свет, дарящий жизнь и оберегающий благополучие. Троекратное повторение звезды, осеняющей главную эмблему флага - "Древо жизни", означает чувашское народное понятие "Пулна, Пур, Пулатпар" ("Были, Есть, Будем") и является его графическим выражением. Высота и ширина каждой звезды составляет 1/5 часть высоты флага. Ширина плечиков всех звезд составляет 2,7 процента длины флага. Средняя фигура восьмиконечной звезды располагается над "Древом жизни" в геометрической середине полотнища флага. Нижние окончания звезды опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной части композиции "Древо жизни". Две боковые восьмиконечные звезды располагаются слева и справа симметрично от средней звезды. Их нижние окончания опираются на "ветви Древа" в виде национального орнамента центральной и средних частей композиции "Древо жизни". Полотнище флага крепится к древку, завершающимся в виде рельефно-объемного изображения эмблемы "Древо жизни".

3.Символика Чувашской республики: гимн .

Государственный гимн Чувашской Республики - один из государственных символов Чувашской Республики, предназначенный для исполнения во время проведения государственных церемоний (вступление в должность Президента Чувашской Республики, открытие и закрытие важнейших заседаний, собраний). В основу гимна Чувашии положена песня "Тăван Çĕршыв" (Родная страна), музыку которой написал заслуженный деятель искусств Чувашии и Российской Федерации Герман Лебедев, слова - Член Союза писателей СССР Илья Тукташ. Государственный гимн Чувашской Республики может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном исполнении, в том числе - в сокращенном варианте (без второго куплета). Чувашский текст Государственного гимна Чувашской Республики выражает три круга образов: пробуждение природы к новой жизни; родные, отец, мать, дети - круг семьи ; единение и согласие всех родных в чувашском мире - Чувашской Республике. Мелодия и слова гимна очень близки к чувашской народной песне, но имеют также современное звучание и значение (слайд 16) .

Учитель просит учащихся встать. Проводится прослушивание Государственного гимна Чувашской Республики (слайд 17) .

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН ЧУВАШИИ

Когда весны высокий свод

Лучи живые щедро льёт, -

На добрый лад судьбу верша,

О крае родном поёт душа.

Припев: Поклон тебе, о Родина,

Красавица на все времена.

Поклон тебе, о Родина,

Да славится Родная страна!

Отцам на смену выйдя в путь,

Ты, юность, им опорой будь.

На добрый лад судьбу верша,

О жизни большой поёт душа.

Припев.


Народ народу – друг и брат,

Отныне и чуваш крылат,

На добрый лад судьбу верша,

О силе людской поёт душа.

6. Эмблема Алатырского района Чувашской Республики.


27 февраля 1997 года районным собранием депутатов утверждена эмблема Алатырского района. В основу принятой с учетом мнения населения эмблемы Алатырского района положено сочетание символов государственной власти Чувашской Республики и присущие Алатырскому району атрибуты. Основой эмблемы является составная часть Государственного герба Чувашской Республики с надписью: "Чувашская Республика" - "Алатырский район", увенчанная дубовыми листьями, как символом стойкости и силы, а так же характеризующими лесные богатства района.

Составной частью эмблемы является композиция, отражающая дела территории Алатырского уезда, когда в 1778 году уездному городу Алатырь был пожалован именной герб и "Три золотых колчана в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие оружие с похвалой употреблять умели", а так же стилизованное изображение хлебных колосьев, символизирующих аграрную направленность экономики района.

Национально-государственные символы Чувашской Республики - одни из немногих, которые помимо своего официального значения являются также художественно-поэтическими образами Родины. Через них мы соприкасаемся к богатству нашей истории и традициям, они подпитывают нашу любовь к родной земле, укрепляют патриотические чувства.

III. Закрепление.

Учащиеся получают листы с заданиями из рабочей тетради «Культура родного края. Вводная часть» Е.В.Александровой (Е.Енькки) – страницы 13-14 (слайд 19) .

VI . Домашнее задание: попробуйте разработать герб своего села (можно семьи, школы).

Работа может выполняться группой.

Использованная литература.

1. Александрова Е.В. (Е.Енькка). Рабочая тетрадь «Культура родного края. Вводная

часть». Чебоксары,2002;

3. Сапрыков В. «"Дерево жизни" - символ Чувашии». Журнал «Наука и жизнь», № 8, 1994. .


Классическая геральдика содержит немного примеров, когда главным элементом герба становится образ, полностью созданный художником, хотя и содержащий явственную ссылку на древний национальный орнамент.

Герб Чувашии - наиболее яркий образец государственного символа подобного типа. Оригинальность и новизна такого решения связаны с тем, что история самоопределения Чувашской республики насчитывает не так много времени, хотя обособленное существование этой поволжской народности прослеживается с XV века.

Из волжских булгар

Начиная с VII века в Северном Причерноморье существовало государство, называвшееся Великой Булгарией. Его населяли тюркоязычные народности, многие из которых уже к тому времени обладали развитой особой культурой, - скифы, сарматы, аланы. Под ударами кочевых племен, главным образом хазар, это государственное образование распалось, а народы, его населявшие, переместились в районы Поволжья и Прикамья.

Здесь произошла их ассимиляция с частью финно-угорских племен. В результате образовалась волжско-булгарская народность, ставшая основой многих поволжских и уральских народов: марийцев, удмуртов, эрзян, башкир. Они находились под двойным давлением: с востока - со стороны Золотой Орды и отколовшегося от неё с запада - от набиравшего силу Московского государства. Современные чуваши считаются "продуктом" смешения булгар с марийцами.

Чувашская автономная республика

Вопрос автономии чувашского народа был впервые поднят только в 1920 году. Тогда была провозглашена Чувашская через 5 лет преобразованная в Чувашскую автономную республику. В 1927 году Съезд Советов ЧАССР утвердил герб Чувашии, созданный художником Павлом Егоровичем Мартенсом.

Взяв за основу он заменил традиционные пшеничные колосья в обрамлении на дубовые и еловые ветки, и украсил ленты, перевивающие их, чувашским национальным орнаментом. Но к 1937 году под предлогом борьбы с местным национализмом даже эти небольшие особенности из символики Чувашской республики были удалены. Герб и флаг Чувашии повторяли всероссийскую советскую геральдическую атрибутику, отличаясь только дублированием надписей на чувашском языке.

Новый этап государственности

Принятие в 1990 году Декларации о государственном суверенитете Чувашской республики дало начало изменениям во многих областях жизни республики. В процесс создания главных символов включилась творческая элита всей Чувашии и представители других социальных слоёв её населения, в том числе и члены чувашской диаспоры за рубежами России.

Общими усилиями были разработаны условия проведения конкурса по разработке новой государственной символики, а также основные принципы выражаемой ими концепции. Новые флаг и герб Чувашии, её гимн были приняты в 1992 году, после многочисленных отборов и обсуждений. Автором герба, внесенного в Государственный геральдический регистр РФ под номером 207, стал видный чувашский художник Элли Михайлович Юрьев.

«Древо жизни»

Образной основой новой государственной атрибутики стали изображения древнечувашских символов, выполненных в духе национального орнамента. Основной из них - «Древо жизни» - имеет глубокие корни в славянской истории и культуре. Герб Чувашии благодаря ему обрел удивительную многозначность. Это олицетворение исторической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего народа, постоянного движения вперед, возрождения, стойкости, основанных на корневых связях с родной землёй.

Этот знак, силуэтом напоминающий особо почитаемый чувашами дуб, состоит из пяти элементов, олицетворяющих различные народности, которыми заселена республика Чувашия. Центральная линия, исходящая из основания и разделяющаяся на два отростка, заканчивающиеся завитками из национального узора, - символ коренного населения. Внизу и в середине древа попарно расположены два знака, означающие другие национальности, а также чувашей, проживающих за пределами республики.

Описание герба

Современный герб Чувашии венчает другой древний символ - трижды повторенную восьмиконечную звезду, олицетворяющую солнце. Троекратное повторение солярного знака означает древнее чувашское понятие - «Пулна. Пур. Пулатпар», переводимое как «Были. Есть. Будем».

Под ним располагается сложной вырезной формы геральдический щит, на котором находится символическое изображение «древа жизни». Снизу щит обрамляет красная с желтой каймой лента с фигурным уширением внизу. На ленте желтыми литерами написано название республики на чувашском и на русском языке: «Чаваш Республики - Чувашская Республика». Верхние края ленты украшают стилизованные изображения золотых листьев и шишек хмеля - пиво всегда было традиционным праздничным напитком чувашей.

Описание флага

Прямоугольное полотнище с разделением на желтое и красное поля, с расположенным по центру изображением «Древа жизни» и «Трех солнц» - так выглядит один из главных государственных символов, которыми обладает республика Чувашия.

Большое значение имеет цветовая символика. Желтый - по-чувашски «сара» - один из самых красивых в чувашском фольклоре. Он отождествляется с солнечным светом, со всем самым прекрасным и светлым. В классической геральдике этот цвет называется золотом и имеет своё толкование - богатство, силу, верность, постоянство, справедливость и т.д.

Другой цвет герба и флага Чувашии - сандалово-красный. Он также относится к самым популярным в чувашском народном творчестве. В геральдической практике он называется пурпуровым и значит могущество, мужество, достоинство.

Обладающая большой художественной выразительностью и значительной смысловой наполненностью, эта государственная символика вошла в практику и культуру народа. Она активно используется и в праздничном оформлении, и в повседневном городском окружении, при этом столица республики Чувашия - г. Чебоксары - считается одним из самых благоустроенных и красивых городов России.