Формы реализации административно-правовых норм. Виды и способы реализации административно-правовых норм Формы реализации административно правовых

Процесс практического претворения в жизнь субъектами административного права правил по­ведения, содержащихся в нормах, называется ре­ализацией административно-правовых норм.

Существует четыре формы (способа) реализации норм административного права: соблюдение, ис­полнение, использование и применение.

Соблюдение - это пассивное поведение субъек­та административного права. Оно характеризует­ся добровольным подчинением субъекта админис­тративно-правовых отношений требованиям норм. Соблюдение может осуществляться без вступления данного субъекта в конкретные правоотношения. Например, гражданин, выполняя решение органа местного самоуправления, в позднее время не на­рушает тишину и не создает тем самым неудобств для отдыхающих соседей.

Исполнение - это действия субъектов админи­стративно-правовых отношений по выполнению требований, установленных нормами, точное сле­дование субъектов тем юридическим предписани­ям, запретам или дозволениям, которые содержат­ся в нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным, планомерным поведением субъекта. Например, пассажир городского транспорта, выполняя правила пользования общественным транспортом, оплачивает свой про­езд (компостирует талоны на проезд).

Использование состоит в добровольном соверше­нии субъектами права действий, связанных с осу­ществлением субъективных прав в сфере управле­ния. При использовании субъект сам принимает решение о том, воспользоваться или нет предостав­ленным ему субъективным правом. Например, гражданин сам решает, обжаловать ли ему дей­ствия должностного лица, нарушившие его права, или нет. Подобно исполнению использование осуществляется активным способом, но в отличие от него при использовании реализуются субъективные права участников правоотношений (в рассмотрен­ном примере у гражданина имеется право на обжа­лование действий и решений органов и должност­ных лиц, нарушающих его права и свободы).

Применение-- это особая форма реализации права, которая осуществляется только субъектами административного права, имеющими компетен­цию на осуществление исполнительных функций. Применение административно-правовой нормы со­стоит в принятии на ее основе соответствующим органом исполнительной власти, исполнительным органом местного самоуправления (местной адми­нистрацией) или уполномоченным на то должност­ным лицом юридически властного решения. Прак­тически применение осуществляется в виде изда­ния в соответствии с нормой индивидуальных правовых актов. Это - важнейшая правовая фор­ма деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, руководителей органи­заций, предприятий и учреждений.

Применение административно-правовых норм является прерогативой субъектов, осуществляю­щих исполнительные, административные функции.

Граждане не имеют полномочий по применению административно-правовых норм. В некоторых слу­чаях, предусмотренных законодательством, приме­нение административно-правовых норм возлагает­ся на судей. Например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях или жалоб на неправомерные действия и решения государ­ственных органов и их должностных лиц.

При этом к основным требованиям правильности применения норм административного права относят­ся: законность, обоснованность и целесообразность.

Законность означает, что органы и должност­ные лица могут применять административно-пра­вовую норму только в пределах предоставленных им полномочий и в точном соответствии с требо­ваниями нормы. Кроме того, законность - строгое соблюдение процессуального порядка примене­ния нормы и обязанность уполномоченных на то органов и должностных лиц применять ее во всех необходимых случаях.

Обоснованность означает возможность приме­нения нормы только в результате анализа досто­верной информации о событии, вызвавшем необ­ходимость ее применения, только после всесторон­ней проверки всех фактов и обстоятельств дела.

Целесообразность означает, что в результате применения нормы возможно в данной ситуации оптимальным образом достичь цели, ради которой применяется норма.

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

2.3. Формы реализации административно-правовых норм

Реализация административно-правовых норм - это прак тическое исполнение установленных правил поведения в интере сов управления административных отношений.

Административное право использует два основных способа реализации своих норм.

1. Исполнение - точное следование участниками управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам или дозволениям, которые установлены в норме права. В данном способе реализации могут участвовать все участники административных отношений (граждане, органы исполнительной власти и т.д.).

2.Применение - издание полномочными органами государственной власти конкретных юридических актов, основанных на установленных материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина, решение о государственной регистрации юридического лица. Реализация административных норм по средствам применения - прерогатива полномочных органов исполнительной власти и должностных лиц. Некоторые административные нормы применяются в судебном порядке. Например, при наложении административных взысканий за совершение многих административных правонарушений. Граждане не имеют полномочий по применению административных норм.

3.Соблюдение - воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Соблюдение может осуществляться без вступления субъекта в конкретные правоотношения.

Реализация административно-правовых норм означает практиче­ское использование содержащихся в них правил поведения в целях регулирования управленческих отношений

Формы реализации административно-правовых норм:

Соблюдение – пассивная форма, имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение – предполагает активные действия субъектов права по выполнению юридических предписаний, запретов или дозволений, содержащихся в норме.

Использование – добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Применение – разрешение индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами путем издания (принятия) полномочным органом (компетентным субъектом власти) индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм.

11. Понятие, структура, особенности административно-правовых отношений .

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, возникающие в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Структура административно-правовых отношений:

– объект административных правоотношений

субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

юридические факты , обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный).

Особенности: а)отличаются от всех других правоотношений прежде всего своим содержанием( опосредуют сферу организационной деятельности государства и имеют своей общей целью должную организацию жизнедеятельности гражданского общества)



б) Административно-правовые же отношения могут существовать, только если они урегулированы нормами административного права.

в) их чрезвычайное многообразие и всеобъемлющий характер .

12. Классификация административно-правовых отношений:

1.по своему характеру материальные и процессуальные;

2.по характеру взаимоотношений участников этих отношений вертикальные (между министерством и подведомственными организациями, руководителем и подчиненными), горизонтальные (между двумя министерствами, структурными подразделениями всех других органов исполнительной власти в их внутренних взаимоотношениях друг с другом) и диагональные (между государственным санитарным, пожарным и другими инспекторами и должностными лицами подконтрольных объектов);

3.по характеру порождающих их юридических фактов – отношения, порождаемые правомерными инеправомерными действиями (правоотношение, порождаемое правомерным действием, направлено на реализацию диспозиции правовой нормы, а порождаемое неправомерным действием – на реализацию ее санкции);

4.по продолжительности действия бессрочные, срочные и краткосрочные;

5.по объему и месту в системе административно-правового регулирования – общие, отраслевые и межотраслевые административно-правовые отношения федерального, регионального и местного уровня .

Административная правосубъектность граждан (частных лиц).

Административная правосубъектность граждан - способность гражданина быть субъектом административного права.

Элементы

Административная правоспособность граждан -способность гражданина иметь субъективные права и нести юридические обязанности, возникающие с момента рождения и прекращаемые смертью.

Обстоятельства, определяющие объем административной правоспособности граждан, – возраст, состояние здоровья, уровень образования, квалификация, семейное положение и др.

Административная дееспособность граждан -способность гражданина своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности в сфере государственного управления.

Виды административной дееспособности граждан:

1) полная – наступает с момента совершеннолетия (18 лет);

2) частичная – с 6 до 14 лет (малолетних); с 14 до 18 лет (несовершеннолетних);

3) ограниченная – состоит в ограничении дееспособности в силу решения суда (лица, страдающие психическими заболеваниями, хронические алкоголики, наркоманы, токсикоманы).

Административная деликтоспособность граждан- способность гражданина нести ответственность за совершение административных правонарушений.

14. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления - это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления – это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны: соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию ) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

Реализация административно-правовых норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.

Известны следующие варианты реализации :

  • исполнение - точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые содержатся в административно-правовых нормах;
  • применение - издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;
  • использование - применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;
  • соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.

Методы исследования отличаются от методов . Изучение административно-правовой теории происходит в процессе толкования норм административного права. Для правильного и эффективного правоприменения необходимо толкование административно-правовых норм. Деятельность по толкованию правовых норм называется, как правило, деятельностью по установлению содержания правовой нормы или правового акта для его практической реализации, деятельностью по установлению содержания нормативных предписаний; «в результате толкования нормативные юридические предписания готовы к реализации, к практическому применению». Иногда в теории права толкование правовых норм определяется как «деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию ими действительного содержания норм». Общепризнанным является мнение, что толкование правовых норм осуществляется ради уяснения смысла нормы права (для правильного понимания содержания нормативного установления) и ее разъяснения , когда в практической деятельности возникает потребность в устранении неясностей, неточностей, противоречивости или спорности отдельных содержательных элементов правовой нормы.

Толкование представляет собой процесс выяснения содержания нормы, ее целей применительно к конкретной ситуации и ее связей с иными правовыми нормами. Потребность в такого рода толковании возникает в тех случаях, когда относительно смыслового содержания нормы возникают противоречивые суждения и открытые вопросы.

Толкование правовых норм и их применение составляют неразрывный процесс. Учение об административном праве и судопроизводство (судебная практика) в течение многих десятилетий развивают правовые нормы, интерпретируют их и позволяют лучше уяснить их содержание. Цель толкования правовых норм — исследование объективной воли законодателя. Правильное толкование административно-правовых норм позволяет глубже понять позицию законодателя, сущность самого закона, с тем чтобы эффективно применить его на практике. Толкование административно-правовых норм имеет особое значение и этим отличается от множества других отраслей права, так как нормы административного права регламентируют важную и весьма обширную совокупность общественных отношений в сфере управления (государственного управления и местного самоуправления).

Среди методов толкования правовых норм выделяют следующие виды:

  • филологическое (грамматическое) толкование - уяснение смысла нормы путем анализа ее текста с точки зрения лексики, этимологии, стилистики языка, т. е. анализ слова, с помощью которого выражена правовая норма;
  • логическое толкование - анализ нормы посредством использования законов и закономерностей и правил логики;
  • историческое толкование - выяснение смысла правовой нормы в аспекте исторических условий принятия данной нормы права;
  • генетическое толкование - исследование сущности правовой нормы с точки зрения ее возникновения. Это становится возможным, как правило, благодаря изучению различных материалов, таких как обоснование необходимости принятия нормы, проект соответствующего законодательного акта, результаты парламентского обсуждения;
  • систематическое толкование - анализ правовой нормы как одного из элементов системы административно-правового регулирования в ее взаимосвязи с целями, задачами, функциями и принципами, а также иными правовыми нормами;
  • компаративное толкование - сравнение с соответствующими правовыми нормами других правовых актов (например, правовых норм законодательства других государств либо правовых норм законодательства субъектов РФ);
  • телеологическое толкование - установление смысла, содержания и цели правовой нормы в соответствии с общественными потребностями. При определении цели правовой нормы учитываются следующие отправные положения и принципы: равноправие, недопустимость противоречий в оценке, единство правопорядка.

Толкование правовой нормы как способ разъяснения ее содержания различается в зависимости от субъектов, которые уполномочены делать разъяснения. При этом толкование может быть официальным и неофициальным. Официальное толкование — разъяснение правовой нормы уполномоченными государственными органами. Разъяснение содержания и смысла правовой нормы, не имеющее обязательного характера для субъектов права, называется неофициальным толкованием.

В структуре официального толкования рассматриваются нормативное и казуальное (индивидуальное) толкование. Нормативное толкование осуществляется соответствующими государственными органами или должностными лицами; оно обязательно для всех субъектов правоприменения и распространяется на все случаи действия правовой нормы, которая подвергается толкованию. Казуальное толкование представляет собой разъяснение содержания правовой нормы, потребность в котором возникает в процессе рассмотрения какого-либо правового спора, юридического дела или иной правовой ситуации. В зависимости от того, осуществляется толкование судами (судьями) или исполнительными органами государственной власти, различаются соответственно судебное и административное толкование.

Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них требований и может выражаться в следующих действиях:

1. Соблюдение - это добровольное подчинение субъекта права требованиям административно-правовых норм, или воздержание от совершения действий, запрещенных нормой (например, исполнение требований дорожного знака).

2. Исполнение - это активные правомерные действия субъектов права по выполнению определенных предписаний, например, исполнение приказа начальника ОВД.

3. Использование - добровольное совершение субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением их прав в сфере государственного управления, например, использование оружия при остановке транспортного средства.

4. Применение - это активный государственно-властный характер осуществления своих прав субъектами административного права в сфере государственного управления, или издание индивидуального юридического акта по конкретному делу.

12.Понятие и классификация административно-правовых отношений.

Под административно-правовым отношением (административным правоотношением) понимается общественное отношение, возникающее в административно-публичной сфере и урегулированное нормами административного права.

Виды административных правоотношений можно классифицировать на базе следующих наиболее важных критериев.

1.Внешние границы осуществления административно-публичной деятельности, в пределах кᴏᴛᴏᴩых возникают административные правоотношения :

- внутриорганизационные административные правоотношения , возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри отдельно взятых государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления и муниципальных учреждений;

- внутрисистемные административные правоотношения , возникающие в процессе организации и осуществления управления внутри системы государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственных им учреждений;

- надведомственные (внешневластные) административные правоотношения , возникающие в процессе осуществления административными органами по вопросам ϲʙᴏей компетенции внешней административно-публичной деятельности, направленной в отношении не подчиненных данным органам иных административных органов, физических лиц и организаций.

2.Характер организационно-правовой связи между участниками :

- вертикальные административные правоотношения , в кᴏᴛᴏᴩых один субъект организационно или функционально подчинен другому субъекту, что имеет место между вышестоящими и нижестоящими административными органами, между их структурными подразделениями, между данными органами и подчиненными им учреждениями; в то же время «вертикальными» будут и отношения, возникающие между властвующими субъектами - административными органами, с одной стороны, и гражданами, организациями - с другой, основанные на функциональном подчинении последних первым, например, отношения между сотрудником милиции и гражданином, между налоговым органом и предприятием и т.п.;

- горизонтальные административные правоотношения , складывающиеся между несоподчиненными субъектами, один из кᴏᴛᴏᴩых организационно не подчинен другому; их участники равноправны, т.е. между ними существует организационно-правовая связь, основанная на координации совместных действий в административно-публичной сфере.

3.Целевое назначение :

Административные правоотношения в связи с решением положительных задач в административно-публичной сфере - административно-регулятивные правоотношения;

Административные правоотношения в связи с решением задач обеспечения безопасности и правопорядка, охраны и защиты прав физических лиц и организаций в административно-публичной сфере - административно-охранительные правоотношения, например, отношения, возникающие в процессе осуществления административного контроля (надзора), привлечения правонарушителей к административной ответственности и т.п.