Законодательство рф о лицензировании. Порядок предоставления заявления и документов

Определенная деятельность возможна только, если исполнительная власть выдает лицензию, на основе которой можно действовать. При этом законодательный орган не только лицензирует деятельность, но и регулирует порядок ее осуществления, актуальный срок предоставления услуг, имеет полномочие на действующий контроль, аннулирование разрешения и так далее.

Что такое?

Определение лицензии представляет собой разрешение индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам на осуществление определенной деятельности. Для этого необходимо выполнить лицензионные требования:

  • иметь необходимое для работы оборудование, сооружение, иной объект и техническую документацию;
  • осуществить приведение устава ООО в соответствие с требованиями закона;
  • обеспечить слаженную систему производственного контроля;
  • иметь в штате работников с должным образованием, квалификацией и стажем.

Дополнение к закону

Консультант-юрист отмечает, что ранее необходимо было получать лицензии на виды деятельности, например, на производстве этилового спирта, функционировании кредитных организаций, работе в области связи, нотариальной, страховой деятельности и прочее. И задача людей, сфера работы которых предполагала получение лицензии, часто сводилась к постоянному хождению по инстанциям. Поэтому последняя редакция с изменениями, сняла часть ограничений. При этом может вноситься новый документ, подразумевающий обязательную аккредитацию, контроль технического соответствия или нечто подобное.

99 ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

Важно отметить и финансовую сторону вопроса. Согласно закону, лицензиаты и соискатели должны оплачивать только лишь госпошлину, норма которой установлена законодательством Российской Федерации. Для того, чтобы избежать лишних расходов следует собрать полный пакет документов и направить их заказной почтой, электронным письмом или лично в лицензирующий орган. Там ставится дата приема бумаг. Когда на акте фиксируется день приема, то можно отследить своевременность обработки информации. Ведь при нехватке каких-либо документов, в 3-дневный срок направляется уведомление с просьбой устранить нарушения. Если же все в порядке, то бумаги принимаются в обработку. Это регламентирует статья 13 ФЗ РФ.

Приведение устава в действие

Существует, так называемая, обязательная перерегистрация ООО, созданных до июля 2009 года. Такую поправку внес государственный Федеральный Закон от 30 декабря 2008 года в 5 ст. Положение ред. подразумевает, что нужно привести устав ООО в соответствие с первой части Гражданского кодекса РФ. Само внесение изменений в настоящий устав не особо затратно, но необходимо подготовить копию действующей редакции, копию свидетельства о регистрации, о постановке на налоговый учет и выписку из госреестра юрлиц.

Скачать образец бесплатно

Получение лицензии теоретически должно быть бесплатно, то есть подразумевается только оплата госпошлины. Но на практике уже на этапе подготовки бумаг могут возникнуть трудности. Не разбирающиеся в законах предприниматели могут вступать в ассоциации и искать помощи юристов, которые помогли бы составить текст заявления и полный пакет документов. Между тем, на сайте можно скачать образец бесплатно. Более того, комментарии могут содержать развернутый ответ на вопрос, что и как делать.

ФЗ 99 о лицензировании отдельных видов деятельности последняя редакция

С 10 января 2016 года произошло вступление в силу действующей редакции ФЗ 99 с изменениями на 2016 год – гос дума рассматривала вопрос о внесении изменений в главу закона от 13 июля 2015 года. В частности, рассмотрен порядок переоформления лицензии, внесение изменений в перечень выполняемых работ, порядке оформления бумаг и прочее. Следует добавить и последние изменения, касающиеся работ о карантине растений и фито санитарному обеззараживанию.

Этот закон вступит в силу с 1 января 2018 года. Хотя рассмотрение этого вопроса проходило в мае и апреле прошлого года. Часть изменений касались и формы выдачи лицензий. Согласно законодательству, лицензиат получает документы лично, почтовым отправлением с уведомлением или же в электронной форме. Последняя имеет такую же силу, как и бумажный документ.

Последняя редакция об исполнительном производстве

ФЗ об исполнительном производстве предусматривает своевременное исполнение актов всеми органами, в том числе и теми, которые могут принимать документы и выдавать лицензии. Это значит, что документы должны быть приняты в 3-дневный срок. А в течение еще 5 рабочих дней выносится решение о выдаче или же об отказе в предоставлении лицензии.

О внесение в главу части первой Гражданского Кодекса

Существует отдельный перечень и дополнение к документу, касающееся утративших силу нормативных актов. Это издание о признании утративших силу части положений актов и законов РФ. Данный документ снимает необходимость получать лицензию по некоторым видам деятельности. Также основной совет для предпринимателей – это узнавать полную информацию об интересующем их виде деятельности до того, как предпринимать любое действие. И тогда цель будет достигнута – разрешительные документы получены максимально быстро и без лишних расходов.

Данный Закон (Федеральный) регулирует и регламентирует порядок отношений между государственными органами (государством) и самим поставщиком услуг (предпринимателем, организацией, предприятием, компаниями и пр.). В его теле указаны все виды трудовой деятельности, которые должны проходить обязательное лицензирование. Он дает определение понятиям и принципам, а также критериям их выбора.

Федеральный закон 99 ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности 99 ФЗ устанавливает законный порядок действий: осуществление самого процесса и порядок ведения/внесения в реестр РФ.

Контроль за исполнением

Контроль за исполнением осуществляет лицензирующий орган (выездные и/или документальные, плановые и внеплановые). Их действия регулируются Федеральным Законом (ст. 13 ч. 1 и 3, и ст. 18 ч. 3). Согласно которым плановые проверки производятся на ежегодной основе, ее причинами могут служить:

  • оконченный срок действия документа;
  • истечение срока проверки, предусмотренной законодательно;
  • истекший период со дня последней проверки (три года).

Причинами внеплановой проверки выступают:

  • истечение срока на исправление недочетов;
  • заявление граждан (пользователей);
  • истекший срок приостановки деятельности;
  • ходатайство лицензиата на ее проведение;
  • приказ лицензирующего органа.

Основная сфера

Основной сферой можно смело назвать медицинскую. В нее входят: услуги, фармацевтика (изготовление препаратов), стоматология пр. Однако это не единственная область трудовой деятельности, которая требует наличия лицензии: таможенное дело, финансовая деятельность (кредитование, банковское дело, внешнеэкономические связи, страхование и пр.), образование, транспорт и пр.

ФЗ 99 о лицензировании отдельных видов деятельности последняя редакция

ФЗ 99 с изменениями на 2016 год вступил в силу (действующая ред. от января текущего 2016 года). Госдумой приняты следующие пункты: изменения в перечне работ, порядок переоформления и пр.

Последняя редакция об исполнительном производстве

Данная часть включает порядок работ контролирующим органом, а также теми инстанциями, которые могут принимать, оформлять и выдавать сами лицензии. Свод правил (тезисно) сводится к следующему: на прием документов отводится три дня, еще пять – на принятие решения (отказ, одобрение в предоставлении).

С изменениями на 2016 год

Юрист консультант в своих комментариях отмечает, что новой ред. снята часть ограничений, что значительно облегчило процесс лицензирования (самый актуальный вопрос). Также может вноситься иной документ, например, о проведении технического соответствия, обязательной аккредитации и пр.

99 фз о лицензировании отдельных видов деятельности

Настоящий ФЗ довольно новый законопроект, главной целью которого было внесение поправок в общие положения для юр. лиц/ИП (индивидуальных предпринимателей). Его принятие датируется апрелем 2014 года. Так, например, 99 ФЗ о внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса (ГК) дополнено положением о классификации юр. лиц, т.е. дает более расширенное понятие.

Из данного положения следует, что таковые могут иметь статус коммерческих и некоммерческих (общества, потребсоюзы, ассоциации и даже пенсионный фонд (другие госучреждения)). Также они могут быть унитарными или корпоративными, публичными и непубличными и т.д. Но каким бы ни было предприятие/организация/компания — все они обязаны действовать согласно устава.

Приведение устава в действие

Согласно законодательству (действующим изменениям) все уставы, которые составлялись до 2014 года, подлежат обязательной замене (следует привести в полное соответствие с нормами (действующими правовыми)). Следует также знать, что данный этап производится на бесплатной основе, оплата госпошлины также не предполагается.

О карантине растений: скачать образец

На пленарном заседании Госдумы Российской Федерации также был принят следующий закон: порядок работ по обеззараживанию (фито санитарному) и карантине растений. Эти положения полностью планируется активировать с 2018 года (когда будет вступать в силу).

Лицензиаты смогут получить уведомление (информацию) одним из трех возможных способов: почтой (с уведомлением), в электронном виде либо личное вручение. Скачать образец законопроекта (полный текст) в режиме онлайн можно здесь бесплатно.

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности принято для предупреждения ущерба интересам и правам, здоровью и жизни населения, окружающей природе, культурно-историческим объектам, безопасности и обороноспособности государства. Требования распространяются на всех предпринимателей и организации, при работе которых существует вероятность нанесения указанного вреда.

Задачи

Нормативные акты РФ о лицензировании отдельных видов деятельности принимаются для выявления, пресечения, предупреждения нарушений организациями, их руководителями и прочими должностными лицами, предпринимателями, их полномочными представителями установленных требований. В правовых документах предусмотрены условия, на которых субъектам выдаются разрешения на работу в той или иной сфере. Их соблюдение является обязательным требованием для всех заинтересованных субъектов.

99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

Настоящий нормативный акт выступает в качестве основного регламентирующего документа. В нем определены ключевые понятия, обязанности и права органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности. Статьи нормативного акта содержат требования к заинтересованным лицам, устанавливают их ответственность за нарушение предписаний.

Принципы

Нормативный документ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (последняя редакция) устанавливает ряд условий осуществления работы органов, выдающих разрешения. К ним относят:



Полномочия Правительства

99 Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает следующие возможности для указанного института власти:

  1. Определение федеральных исполнительных органов, в компетенцию которых входит выдача разрешений.
  2. Утверждение положений, касающихся лицензирования видов деятельности, принятие соответствующих нормативных актов.
  3. Определение порядка, по которому должны представляться документы в электронной форме, удостоверенные электронной подписью, через каналы информационно-телекоммуникационных сетей публичного пользования, в том числе с единого портала муниципальных и госуслуг.
  4. Утверждение типового бланка лицензии.
  5. Определение показателей мониторинга результативности деятельности уполномоченных на выдачу разрешений органов, порядка его проведения, подготовки и предоставления ежегодных докладов.

Работа территориальных структур

99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" определяет полномочия органов, осуществляющих выдачу разрешений заинтересованным субъектам. В их компетенцию, в частности, входят:



Права служащих уполномоченных структур

Говоря о лицензировании отдельных видов деятельности, особое внимание следует уделить возможностям, которыми наделены сотрудники уполномоченных структур. В частности, служащие могут направлять запросы в органы госвласти, местного самоуправления, заинтересованным лицам и получать от них документацию и сведения, необходимые для выполнения ими своих должностных обязанностей. Сотрудники могут истребовать только те материалы, предоставление которых предусматривает закон. ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разрешает служащим:

  1. Выполнять проверки лиц, заинтересованных в получении разрешений.
  2. Применять меры, направленные на пресечение административных проступков и привлечение к ответственности виновных в порядке, установленном в нормативных актах России.
  3. Выдавать предписания лицензиатам об устранении выявленных нарушений.

Обязанности

Служащие органов в процессе своей работы должны:

  1. Выполнять в полной мере и своевременно полномочия в сфере лицензирования, предоставленные им в соответствии с законом.
  2. Соблюдать предписания нормативных актов, права заинтересованных лиц.

При ненадлежащем выполнении своих обязанностей или при совершении противоправных действий/бездействий, служащие уполномоченных органов могут быть привлечены к ответственности. Не позднее месяца с даты получения информации о фактах нарушения требований нормативного акта 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности" и иных нормативных предписаний должностными лицами, организация или индивидуальный предприниматель, права или интересы которых нарушены, должны быть уведомлены о мерах, которые были приняты в отношении виновных.

Требования

Они устанавливаются в Положениях о лицензировании определенных видов деятельности, утвержденных Правительством. Требования включают в себя перечень предписаний к образованию юрлиц и ИП в соответствующих экономических сферах. Они направлены на обеспечение целей и реализацию задач лицензирования. Перечни предписаний составляются с учетом специфики работы или услуги, на выполнение/оказание которых необходимо разрешение. Говоря о лицензировании отдельных видов деятельности, стоит отметить ряд требований, которые могут быть установлены:



Порядок предоставления заявления и документов

Говоря о лицензировании отдельных видов деятельности, необходимо разъяснить правила, в соответствии с которыми составляется заявка на получение разрешения. В ней, в частности, должны присутствовать обязательные сведения. Для организаций:

  1. Полное и сокращенное название (фирменное наименование в том числе).
  2. Адрес расположения.
  3. Организационно-правовой статус.
  4. Адреса мест, в которых будут осуществляться лицензируемые виды деятельности.
  5. Регистрационный госномер записи об образовании юрлица.
  6. Данные документа, которым удостоверяется факт внесения информации об организации в ЕГРЮЛ. При этом указывается адрес и наименование органа, осуществившего регистрацию, его номера телефонов и адреса эл. почты.

Для предпринимателей:

  1. Адрес проживания.
  2. Территория, на которой предполагается осуществление деятельности, подлежащей лицензированию.
  3. Сведения документа, удостоверяющего личность.
  4. Регистрационный госномер записи о регистрации субъекта в качестве ИП.
  5. Информация о документе, удостоверяющем факт внесения данных о предпринимателе в ЕГРИП. Как и организациям, субъекту необходимо указать адрес, название и контакты службы, осуществившей регистрацию.

Кроме этого, в заявке должны присутствовать:



В заявлении о предоставлении разрешения соискатель может указать просьбу направить ему разъяснения о лицензировании отдельных видов деятельности.

Приложения

К заявке прикладываются следующие документы:

  1. Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.
  2. Учредительные документы. Субъект предоставляет их копии, заверенные нотариально.
  3. Копии бумаг, перечень которых определен в Положении о лицензировании определенного вида деятельности, свидетельствующие о соответствии соискателя установленным требованиям.
  4. Опись приложенной документации.

Орган, уполномоченный на выдачу разрешений, не вправе требовать иные, не предусмотренные в ФЗ документы от заинтересованного лица. Заявление и приложения к нему могут направляться соискателем по почте или предоставляться лично. Допускается отправка в электронной форме.

Принятие документов

Уполномоченный орган сверяет представленные бумаги с описью. Ее копия с отметкой о принятии документов вручается соискателю или отправляется ему по почте. При выявлении нарушений требований к оформлению заявления, отсутствии тех или иных бумаг, заинтересованному лицу направляется уведомление об устранении указанных недочетов в 30-дневный срок. В случае их отсутствия уполномоченный орган в течение 3 дней принимает решение о рассмотрении поданных материалов или о возврате их соискателю с мотивированным его обоснованием.

Для большинства видов коммерческой деятельности нужно соответствующее разрешение. Педагогическая или медицинская практика, предпринимательство, производство - множество сфер нуждается в лицензировании. Разумеется, подобная процедура имеет законодательную основу. Таковой является Федеральный Закон под № 99, «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Описание закона

Настоящий закон был разработан и вступил в силу сравнительно недавно - одобрение Совета Федерации было получено 27 апреля 2011 года. Цель ФЗ 99 - регулировать порядок выдачи лицензий на деятельность определенного рода: кому они выдаются, какие для этого нужны документы, кто имеет право выдавать разрешения и т. д. Последняя редакция закона вступила в силу 1 января 2017 года.

Тем не менее, ФЗ 99 не регулирует выдачу разрешений на все виды деятельности. Есть и исключения.

Примеры сфер, лицензирование которых регламентируется другими федеральными законами (список неполный):

  • применение атомной энергии;
  • производство и товарооборот спиртосодержащей продукции;
  • выдача кредитов и страховок;
  • космическая деятельность.

Срок выдачи лицензии

У физических и юридических лиц, которые намерены заняться предпринимательством, часто возникает вопрос - на какой срок выдаются лицензии в соответствии с ФЗ 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности»?

Чтобы получить ответ, нужно обратиться к статье 9 ФЗ 99 — «Действие лицензии». Настоящий пункт рассматривает не только права, которые предоставляет эта бумага владельцу, но и срок ее действия. Согласно пункту 4, разрешающие документы действуют бессрочно. Однако лицензиату стоит помнить, что он может лишиться права на осуществление деятельности, если допустит правонарушения того или иного рода, подробно описанные в статье 19 ФЗ 99.

Скачать

ФЗ 99 не относится к самым объемным. В законе 24 статьи, разделенных на 3 главы. За 6 лет существования, поправки и дополнения в него вносились 16 раз, включая последнюю редакцию ФЗ 99 от 30 декабря 2015 года, с которой можно ознакомиться .

Последние изменения закона «О лицензировании»

Последняя редакция закона «О лицензировании», датируемая 30 декабря 2015 года, внесла одно изменение.

Речь пойдет о пункте 42 части 1 статьи 12 ФЗ 99 . Сама статья закона «О лицензировании» дает перечисление перечню сфер, на которые требуется лицензирование, с указанием возможных исключений. Пункт 42 описывает геодезическую и картографическую деятельность.

В новой редакции ФЗ 99 «О лицензировании» расширен список исключений, когда разрешение не нужно:

  • для процедур, проводимых Вооруженными Силами Российской Федерации;
  • градостроительная практика;
  • кадастровая практика;
  • недропользование.

Также, формулировка в статье об «общегосударственном значении» заменена перечислением планов и актов, которые создаются в результате геодезической и картографической деятельности:

  • топографические планы;
  • геодезические сети;
  • границы РФ и муниципальных образований.

Отдельно упомянем 1 пункт данной статьи ФЗ 99, который не претерпел изменений в последней редакции, но является одним из ключевых в настоящем законе. В нем приводится список видов деятельности, подлежащих лицензированию, включая сферы производства, разработок, услуг, телевизионного и радиовещания и т. д.

Следующие две статьи законопроекта не претерпели изменений в последней редакции закона «О лицензировании» от 30 декабря 2015 года, но они - носители ценной информации для физических и юридических лиц, желающих узнать больше об особенностях процедуры лицензирования.

Ст. 2 ч. 2

В данной статье ФЗ 99 «О лицензировании» рассматриваются цели и задачи процедуры лицензирования, и по каким критериям определяются виды деятельности, нуждающиеся в лицензии. Часть 2, о которой пойдет речь, описывает задачи выдачи документа. Они заключаются в пресечении нарушений закона со стороны индивидуального предпринимателя, юридического лица или его уполномоченного представителя при осуществлении ими выбранного вида деятельности.