Лев петражицкий. Петражицкий Лев Иосифович: биография и политико-правовые взгляды. Лев Иосифович Петражицкий

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - один из наиболее известных российских юристов и социологов неокантианского направления. Окончил Киевский университет, учился в Германии. Является основателем психологической школы права в России. В течение 20 лет (1898- 1918) работал профессором Петербургского университета. Избирался в состав первой Государственной думы. С 1918 г. жил в эмиграции, руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Основные работы, содержавшие социологические идеи: "Введение в изучение права и нравственности" (1905), "Теория права и государства в связи с теорией нравственности" (в двух томах, 1907).

Творчество Петражицкого связывают и с позитивизмом, и с натурализмом, и с психологическим направлением, и с неокантианством. Это свидетельствует о сложности и "пограничном" характере взглядов мыслителя. Рассмотрим основные из них, имеющие непосредственное отношение к социологической науке.

Социологию он характеризует как научную теорию социально-психических процессов. Ее предназначение - изучать участие человека в процессах социальной жизни. При этом под таким участием ученый понимает психическую деятельность индивидуального характера. Она проявляется в словах, сообщениях, действиях, поступках человека.

Главным методом социологии Петражицкий считал психологическую дедукцию, основой которой является наблюдение социальных фактов. Наблюдение может быть внешним (по отношению к физическим явлениям и процессам оно осуществляется благодаря органам чувств) и внутренним. В последнем случае оно превращается в самонаблюдение, становится, как говорит Петражицкий, интроспекцией, психологическим методом внутреннего наблюдения. Такое наблюдение есть, по существу, переживание социального факта, социального явления. Это переживание и становится объектом познания и предметом интерпретации.

Отсюда существенное значение приобретает способность человека воспринимать и трактовать социальные явления и процессы. Таким путем можно определить процесс конструирования узнаваемого нами социального мира, который (это следует из приведенных рассуждений) оказывается зависимым от того, как мы его интерпретируем. Подобный подход к познанию социального мира стали особенно активно применять в 1920-е гг. представители феноменологической социологии.

Центральными понятиями социологии, согласно концепции Петражицкого, должны стать социальное поведение и его мотивы. Традиционно основная категория социологии - общество - не привлекала особого внимания ученого. Оно выступало для него как некая надындивидуальная действительность, не имеющая особого статуса и не существующая реально в психике того, кто изучает то или иное конкретное социальное явление. Социология изучает лишь то, что существует в психике и интерпретируется индивидом.

Общество не вызывало интереса у Петражицкого и в силу его оторванности от нормативных и мотивационных характеристик поведения, которые он называл "нормативными переживаниями" и "импульсиями" [Петражицкий. 1997. С. 281]. Для получения этих характеристик требуется обращение к психологии, которая должна создать для гуманитарных наук, в том числе и для социологии, прочный фундамент. Так, Петражицкий считает, что социологическое понятие "мотив" (хотя на самом деле оно скорее психологическое) имеет в качестве психологического аналога (синонима) понятие "эмоция". Не случайно он разрабатывает детальную классификацию эмоций, создавая "эмоциональную теорию эстетических в этических явлений".

Индивидуальные эмоции, в соответствии с этой теорией, выступают причинами социального поведения, они выражаются как в слове, так и в действии, а их понимание становится задачей социологии. Однако такой подход, базировавшийся на индивидуальных эмоциях, оказался недостаточным для построения научной социологии, поскольку не содержал выхода в систему социальных отношений. Поэтому Петражицкий обращается к понятию "народная психика", связывая его с конкретным поведением через социальные нормы, обусловливающие определенные типы поведения.

Разработка теории социальных норм - одно из его серьезных научных достижений Петражицкого. При этом он рассматривал их в тесной связи с обязанностями - как моральными (нравственными), так и правовыми (юридическими). Нравственные нормы у ученого - переживание долга и его выполнение, юридические - это понимание долга как обязанности по отношению к другому. Любые нормы выполняют две функции - мотивационные (импульсивные) и педагогические. Первые стимулируют одни действия и сдерживают другие, вторые способствуют развитию определенных психических склонностей, предрасположенностей людей.

Общественный прогресс Петражицкий связывал с достижением идеала совершенного социального характера. Этот идеал достигается постепенно, по мере перехода от одной социальной системы к другой, более действенной и соответствующей состоянию народной психики, что в свою очередь обеспечивает более высокую степень социально-разумного повеления граждан.

Подводя итог развитию неокантианского направления в российской социологии, следует отметить, что его представители обращали особое внимание на методологию исследования и социального познания, выработку понятийного аппарата общественной науки, обращение к личности, ее внутреннему психическому миру. Особенно активно ставились проблемы долженствования, нормативности, ценности в связи с характеристикой поведения человека. Взаимодействия между субъектами социальных процессов рассматривались в рамках нравственно-психологических отношений.

Неокантианство в российской социологии, критикуя позитивизм и натурализм, сделало шаг, с одной стороны, в направлении к неопозитивизму, с другой - еще больше приблизило социологию к психологии. Вместе с тем, оно нс сумело решить полностью тех задач, которые ставило перед собой: подорвать научное и интеллектуальное доверие к социологическому позитивизму. Последний сохранился и даже усилился, занявшись поиском новых форм и ликвидацией слабостей в своей методологии за счет большего дистанцирования от естествознания и его методов и усиления гуманитарной составляющей в создаваемом научном знании.

Вопросы и задания

  • 1. Почему в российской социологии появилось неокантианство?
  • 2. Что вы можете рассказать о влиянии на него идей Г. Риккерта и В. Виндельбанда?
  • 3. Каковы особенности неокантианства в российской социологии?
  • 4. Как трактовал предметное поле социологии В.М. Хвостов?
  • 5. Раскроите учение Хвостова о метолах социологии.
  • 6. В чем состоят заслуги П.И. Новгородцева перед социологической наукой?
  • 7. Как характеризовал проблемы развития нравственной сферы общественной жизни Новгородцев?
  • 8. Почему Б.А. Кистяковский рассматривал общество и социальное познание находящимися в состоянии кризиса?
  • 9. В чем Кистяковский видел главную задачу социологической науки?
  • 10. Охарактеризуйте суть социологической теории Л.И. Петражицкого.
  • 11. Почему центральным понятием социологии Петражицкий считал социальное поведение?
  • 12. В чем состояло значение неокантианского направления в российской социологии?

Литература

  • 1. История социологии. Минск, 1993.
  • 2. История теоретической социологии: В 4 т. М., 1998. Т. 2.
  • 3. Кистяковский Б. А. Проблема и задача социально-научного познания. "Русская социологическая школа" и категория возможности при решении социально-этических проблем. Необходимое и должное в культурном творчестве // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
  • 4. Кукушкина ЕЛ. Русская социология XIX - начала XX века. М., 1993.
  • 5. Култыгин ВЛ. Классическая социология. М., 2000.
  • 6. Медушевский АЛ. История русской социологии. М., 1993.
  • 7. Миненков Г Я. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.
  • 8. Новгородцев ПЛ. Об общественном идеале. М., 1991.
  • 9. Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.
  • 10. Петражицкий Л.И. Основные положения эмоциональной теории эстетических и этических явлений. Два вида обязанностей и норм // Социология в России XIX - начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 2.
  • 11. Хвостов В.М. Предмет и значение социологии. Метод социологии. Науки об общем и науки об индивидуальном // Там же.

Возникновение психологических концепций права связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже ХІХ-ХХ вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, которые имели разногласия в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в политико-правовой мысли.

Большим научным событием не только в русской, но и европейской литературе стало опубликование "Теории права и государства в связи с теорией нравственности" (1907 г.) В этой работе оригинальную психологическую теорию права выдвинул Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Родился в Витебской губернии, в родовом мажущуюся Колонтаєво. Окончил юридический факультет Киевского университета. Петражицкого оставили на кафедре римского права, затем он продолжил обучение в Берлинском университете. Написал много трудов по гражданскому праву. В 1896 г. возвращается в Российскую империю, работает в Петербурге, в университете, защищает докторскую диссертацию по гражданскому праву. С 1897 г. занимает должность заведующего кафедрой энциклопедии и философии права, где работает до начала Октябрьской революции 1917 г., которую он не принял. Выезжает в эмиграцию в Варшаву, где работает в университете, возглавляет кафедру социологии в 1931 г. В результате депрессии заканчивает жизнь самоубийством.

Петражицкий исходил из того, что право коренится в психике индивида. Интерпретация права с позиции психологии индивида дает возможность поставить юридическую науку на основу достоверных знаний, полученных путем самонаблюдения или наблюдений за поступками других лиц.

Источником права, считал Петражицкий, выступают эмоции человека. Свою концепцию он назвал "эмоциональная теория" и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходя из таких понятий как свобода или коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции служат главным побудительным "моторным" элементом психики. Петражицкий различал два вида эмоций, определяющих отношения между людьми: моральные и правовые.

Моральные эмоции е односторонними и связанными с осознанием человеком своего долга. Нормы морали - это внутренние императивы. Если мы подаем из чувства долга милостыню, то у нас не возникает представлений, что нищий вправе требовать какие-то деньги.

Совсем другое дело - правовые эмоции. Чувство долга сопровождается в них представлениями о правомочности других лиц и наоборот. Наше право есть не что иное, как закрепленный за нами, принадлежащий нам - как наше добро, - обязанность другого лица. Правовые эмоции являются двусторонними, а возникающие из них правовые нормы носят атрибутивно-императивный (представительно - обязывающий) характер.

Теория Петражицкого неограниченно расширяла понятие права. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанностях. Петражицкий относил к правовым нормам правила различных игр, в том числе детских, правила вежливости, этикета. В его произведениях специально отмечалось, что правовые нормы создаются не путем согласования эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности. Переживания, которые имеются в психике лишь одного индивида и не находят признания со стороны других, не перестают быть правом. На этом основании Петражицкий допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, животными и нереальными субъектами, такими, как Бог или дьявол.

Петражицкий стремился найти универсальную формулу права, которая охватывала бы различные типы правопонимания, известные истории, включая договоры с Богом и дьяволом в правовых системах прошлого. Его политико-правовая концепция была одной из первых попыток, теоретически во многом незрелой, проследить формирование юридических норм в правосознании.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивидами, неизбежно вступают в противоречие друг с другом. На ранних этапах истории способом их обеспечения выступало самоуправство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются. Возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев, законов, появляются учреждения общественной власти, суд, органы исполнения наказаний. Монополизируя функции принуждения, государственная власть способствует "определенности права".

Развитие обычаев и законодательства не вытесняет полностью индивидуальные правовые переживания. В современных государствах наряду с официально признанным правом существует множество систем интуитивного права, считал Петражицкий.

Например, право зажиточных слоев, мещанское право, крестьянское, пролетарское, право преступных организаций. Психологическая теория по этому приближалась к идеям правового плюрализма. Однако право социальных классов и групп в ней было истолковано індивідуалістично. Интуитивных прав столько, сколько индивидов, Петражицкий подчеркивал.

Соотношение интуитивного и официального права, по теории Петражицкого, в каждой стране зависит от уровня развития культуры, состояния народной психики. Он подчеркивал недопустимость подъема интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов до масштаба оценки действующих законов. Реформы законодательства необходимо проводить только на основе научных знаний. Для этого Петражицкий разработал проект создания особой научной дисциплины - политики права. Философия права распадается на две самостоятельные науки: 1. Теория права. 2. Политика права.

Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана объединить знания о праве с общественным идеалом, то есть представить научное решение проблемы, что составляло содержание прежних естественно-правовых учений.

Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления политики права. Он наметил отправные принципы новой юридической науки, обосновал ее необходимость. Главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

В будущем, утверждал Петражицкий, право переживет себя и уступит место нормам морального поведения. Вообще право существует из-за невоспитанности, дефекты человеческой психики. Его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным, заявлял Петражицкий.

Политико-правовую теорию Петражицкого использовали кадеты, немарксистські теоретики социализма. Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Идеи Петражицкого были задействованы в Конституции РСФСР 1918 г. В эпоху правления Сталина, эпоху тоталитаризма, теория Петражицкого была подвергнута идеологическому шельмуванню за пропаганду надкласової этики.

В целом политико-правовая доктрина Л. И. Петражицкого, особенно психологическая теория права, привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

Выходец из польской дворянской семьи. Родился 13 апреля 1867 г. в родовом поместье КолонтаевоВитебской губернии. Закончил юридический факультет Киевского Императорского университета Св. Владимира, впоследствии стажировался в Германии, где и вышли его первые труды на немецком языке.

После возвращения в Россию преподавал сначала в императорском Училище правоведения. В 1898 г. ему была присвоена ученая степень доктора римского права. В 1898-1918 гг. возглавлял кафедру энциклопедии права в Петербургском университете. По воспоминаниям, слушать его лекции было трудно из-за сильного польского акцента и слабости его как оратора, в то же время в силу оригинальности своего содержания они были очень популярны.

В 1905 г. на учредительном съезде партии кадетов избран в её ЦК. От этой же партии был избран в Государственную Думу. После разгона Думы Петражицкий подписал «Выборгское воззвание», в результате чего был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав.

В 1921 году он эмигрировал в Польшу, где возглавил кафедру социологии Варшавского Университета.

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве.

По своим политическим взглядам он был сторонником конституционной монархии, стоял у истоков конституционно-демократической партии и до 1915 года входил в состав её Центрального комитета. В апреле 1906 года был при поддержке этой партии избран депутатом I Государственной думы от Санкт-Петербурга. В Думе он являлся одним из ведущих экспертов фракции по земельным вопросам, был докладчиком по аграрной реформе (выступая за естественную эволюцию крестьянской общины в имущественную кооперацию на началах права), подписал законопроекты "О гражданском равенстве", "О собраниях", неоднократно выступал в прениях по Наказу Государственной думы, по аграрному вопросу, по вопросам. связанным с неприкосновенностью личности, а также смертной казни, права на собрания, женского и национального равноправия и т.д.

19. Федор Никифорович Плевако (1842–1908 гг.),

Был крупнейшим дореволюционным русским адвокатом.

Вступил в адвокатуру и состоял присяжным поверенным при Московской судебной палате.

Никогда не рассчитывал только на свой талант. В основе его успеха лежало большое трудолюбие, на-

стойчивая работа над словом и мыслью.

Сравнения и образы Плевако очень сильны, убедительны, глу-

боко запоминающиеся. Образные сравнения еще более увеличива-

ют впечатление его эффектных речей.

Речь Плевако в защиту Бартенева по делу об убийстве артистки

Висновской – блестящий образец русского судебного красноречия.

Указанная речь безупречная по своему стилю, отличается высокой

художественностью. Анализ психологического состояния молодой,

преуспевающей артистки и подсудимого дан исключительно глубо-

ко и талантливо.

Плевако умер в 1908 году, оставив после себя только застеног-

рафированными более 50 судебных речей.

Ковалевский М.М . (1851-1916) - русский учёный, историк, юрист, социолог и общественный деятель. Родился в 1851 году в Харьковской губернии, в семье отставного полковника, ветерана Отечественной войны 1812 года. После окончания гимназии с золотой медалью в августе 1868 года он поступил на юридический факультет Харьковского университета, где его учителем стал выдающийся ученый - юрист, профессор Д. И. Каченовский, лекции которого определили научные интересы КовалевскогоС 1877 года он начинает преподавательскую деятельность в Московском университете. В университете Ковалевский читал курсы сравнительной истории, права, истории политических учреждений, истории американских учреждений и тд. Министерство просвещения предложило Ковалевскому оставить университет ввиду его «отрицательного отношения к русскому государственному строю».
В 1887 году Ковалевский уехал за границу, где провёл почти восемнадцать лет. Он не был изгнанником или эмигрантом, он мог свободно приезжать и уезжать в Россию, но фактически был лишен возможности читать лекции в каком-либо из высших учебных заведений страны.
Только в 1905 году, после 17-летнего отсутствия, Ковалевский возвращается на Родину уже ученым с мировым признанием. Он читает лекции в Петербургском университете, на Высших женских курсах, в Психоневрологическом институте, поддерживает связи с многочисленными зарубежными научными учреждениями и учёными, издаёт журнал «Вестник Европы»
Законодательная деятельность17 октября 1905 года Ковалевский был избран в Первую Государственную Думу. Ковалевский выступал по самым важным вопросам, обсуждавшимся в Думе. Он подробно разъяснял, в чем заключается отличие политической ответственности от ответственности уголовной и как вторая никогда не может заменить отсутствие первой, выступал за то, что Дума должна заниматься не только делами внутренней политики, но и внешней. Ковалевский выступал и по другим важным вопросам- о смертной казни, об амнистии, по вопросу о неприкосновенности личности.

Психологическая теория права (Лев Петражицкий)

Психологическая теория права (Лев Петражицкий).

Психологическая теория права возникла из-за того, что психология установилась в качестве самостоятельной отрасли знаний.

Лев Петражицкий (1867–1931), который стал знаменит своей работой «Теория права и государства в связи с теорией нравственности», изданной в 1907, считал, что право коренится в самой психике индивида. Он утверждал, что юрист поступает ошибочно, выискивая правовой феномен в социальной среде, между тем как данный феномен происходит у него же в психике, в голове и только там.

Мыслитель утверждал, что источником права являются человеческие эмоции. Свою теорию автор называл «эмоциональной теорией», противопоставляя её другим психологическим правовым трактовкам, которые исходят из таких понятий как коллективные переживания и воля в сознании индивидов. Именно эмоции являются главным побудительным элементом психики и именно они заставляют человека совершать поступки. Петражицкий разделял все эмоции на:

· Правовые

· Моральные.

Теория Петражицкого расширяла понятие права безгранично. Он считал правовым любое эмоциональное переживание, которое было связано с представлениями о взаимных обязанностях и правах. Правовые нормы по автору - это правила вежливости, правила различных игр, а также этикета и др. Они формируются не путём согласования эмоций всех участников взаимных отношений (общества), но каждым из индивидов по отдельности. Кроме того, мыслитель допускал существование подобных правовых отношений и с животными (а также с неодушевлёнными предметами).

Так, многочисленные правовые нормы, которые формируются индивидами, неизбежно противоречат один другому. На самых ранних исторических этапах способом их обеспечения было самоуправство, однако с развитием культуры правовая репрессия и защита упорядочивается: возникает система юридических фиксированных норм в форме законов и обычаев (появляется суд, а также органы наказания).

Вместе с официально признанным правом находятся системы интуитивного права. Таких прав столько, сколько и самих индивидов. Соотношение официального и интуитивного права зависит от состояния народной психики (уровня развития культуры).

Лев Иосифович Петражицкий – российский ученый-юрист, социолог, философ. Родился в польской дворянской семье 13 апреля 1867 года в родовом поместье Коллонтаево Витебской губернии. Учился на медицинском факультете Киевского университета Св. Владимира, затем перевелся на юридический факультет, по окончанию которого продолжил обучение в Берлинском университете, где вышли его первые труды – две монографии, принесшие ему известность в юридических кругах и использованные при составлении германского Гражданского уложения.

Вернувшись в Россию, Петражицкий защитил диссертацию «Деление дотальных плодов по римскому праву» (1896 г.), а затем докторскую диссертацию на тему «Права добросовестного владельца на доходы» (1897 г.). В 1896 году Петражицкий недолго преподает в Киевском университете, а с 1897 года становится профессором энциклопедии и философии права Петербургского университета .

По воспоминаниям студентов, Петражицкий «не был оратором. Но его лекции были в высшей степени интересны. Он был человек фило­софски образованный. Он пытался вообще к праву подойти с новых философских позиций. Это было очень интересно» .

Лев Иосифович принимал активное участие в общественно-политической жизни. В 1905 году был избран в Государственную Думу от партии кадетов, был одним из главных идеологов конституционно-демократического движения. После разгона 1-й Государственной Думы 10 июля в Выборге Петражицкий подписал – наряду с виднейшими юристами С. Муромцевым, Ф. Кокошкиным, П. Новгородцевым, С. Котляревским и Г. Шершеневичем – знаменитое «Выборгское воззвание», призывавшее к гражданскому неповиновению властям (неуплата налогов, уклонение от воинских обязанностей и т.д.). За это Петражицкий был осужден на три месяца тюремного заключения и лишен политических прав .

В период с 1905 по 1917 год он практически целиком переключается на преподавательскую деятельность.

Благодаря своим связям (одним из его учеников был А. Керенский) Петражицкий в 1917 году назначается Временным правительством сенатором Первого департамента Сената. Как писал со скрытой иронией А. Керенский, Петражицкий «не раз навещал его и предлагал осуществить немало полезных начинаний в области законов и политики для улучшения социальных отношений. Увы, в условиях 1917 года следовать его отличным советам было едва ли возможно» .

В 1921 г. Л.И. Петражицкий принимает гражданство воссозданной Польши и начинает преподавать в польских учебных заведениях, занимаясь преимущественно социологией. В Варшавском университете Петражицкий возглавляет кафедру социологии, на которой работал до 1931 г. Там он переиздал свои книги на польском языке. Однако, по выражению Керенского, «Петражицкий был из тех поляков, которые впоследствии стали так непопулярны в Польше Пилсудского из-за своей убежденности в том, что отношения между народами России и Польши должны строиться не на политических, а на братских основах. Таких, как они, высоко ценивших русскую культуру и русские социальные идеи, в Польше не любили» . На новой родине Петражицкий, несмотря на свою европейскую известность, оказался гражданином второго сорта, «москалем» да к тому же еще и с «претензией», чего не могли простить ему его коллеги.

Взрыв национализма, слепая ненависть ко всему русскому воспринимались им крайне болезненно, и 15 мая 1931 г. в состоянии депрессии он покончил с собой .

Рукописи Петражицкого погибли в период Второй мировой войны…

Основные произведения

1. Деление дотальных плодов по римскому праву. СПб, 1896.
2. Введение в политику права // Киевские университетские известия. 1896. № 8; 1897. № 9, 10.
3. Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права // С.-Петербург: Типография М.М. Стасюлевича, 1897.
4. Акционерная компания. СПб, 1898.
5. Очерки философии права // С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900.
6. О мотивации человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидностях. СПб, 1904.
7. Университет и наука: В 2 т. СПб, 1907.
8. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология // С.-Петербург: Типография Ю.Н. Эрлих, 1905.
9. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. // Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907.
10. Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. СПб, 1911.

Основные идеи

Лев Иосифович Петражицкий является основателем психологической школы права, рассматривающей право в качестве явления психической жизни. Предпосылкой к созданию психологической теории права стало становление научной психологии как самостоятельной обширной науки, появлению у нее экспериментальных методов, развитие крупных научных школ.

Во время своего обучения в Германии Петражицкий познакомился с трудами основателя научной психологии В. Вундта, которые впоследствии стали базой для его концепции. Суть теории Петражицкого состоит в том, что правовые явления следует интерпретировать с позиций психологии человека. Психологическая интерпретация права, по мнению Петражицкого, делает юриспруденцию подлинно научной, поскольку право существовало задолго до появления государства и законодательства.

Источником же права, по убеждению ученого, выступают эмоции человека, которые являются генетической основой человеческой психики. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации. Воля, чувства и интеллект – это продукты эмоций, которые, однако, сами тоже изменяются с развитием данных психологических феноменов. Благодаря социальному взаимодействию индивидов, образуется групповая «народная психика», которая формирует собственные «нормы-законы».

Петражицкому принадлежит идея о разделении права на «интуитивное» и «официальное». «Официальное» право санкционировано государством и обеспечивается силой государственного принуждения, но оно отстает по своему развитию от изменения важнейших сфер общественной жизнедеятельности – экономической, социальной, духовной. «Интуитивное» же право свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией, личными знакомствами и т.п.

По теории Петражицкого, распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право . С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права –«нравственное совершенство человечества» .

Петражицкий отрицал объективный характер существования общественных отношений и их развития. Содержание любого социального явления, по Петражицкому, «существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту» .

Для успешного развития и использования права Петражицкий предлагал создание науки политики права для целенаправленного регулирования социальных отношений с помощью психологического воздействия права на человеческое сознание.

Психологическая теория происхождения государства

Петражицкий внес большой вклад в развитие психологической теории происхождения государства. Государственная власть, по его мнению, «есть не воля и не сила, вообще не нечто реальное, а эмоциональная проекция, эмо­циональная фантазма, а именно: она означает особый вид приписываемых известным лицам прав». Государству Петражицкий придает служебную по отношению к праву функцию, государственная власть зависит от более высоко стоящих в правовой иерархии отношений и переживаний.

По Петражицкому, государство возникает в результате разделения общества на тех, кто склонен подчиняться, чтобы быть защищенным и тех, кто желает и психически предрасположен властвовать над другими.

Наталья Красовицкая. Социологическая школа права в России (http://ecsocman.hse.ru/text/18779010.html).
Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М., 1996. С. 69.
См.: Куркин Б.А. Портреты Российских ученых-юристов. Л.И. Петражицкий // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2008. № 1. С. 17-24.
http://stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt02.htm
http://stepanov01.narod.ru/library/kerensk/chapt03.htm
Куркин Б.А. Указ. соч.
Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности: В 2 т. СПб., 1909-1910. Т. 2. C. 482.
Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1905. С. 3.
Там же.