Международная правосубъектность государства. Нетипичные субъекты международного права

Любителям спортивных соревнований осталось ждать недолго, ведь Зимняя олимпиада 2018 года в Пхенчхане пройдет 9-25 февраля. Будут участвовать спортсмены из разных стран, демонстрируя достижения в 7 видах спорта, 15 дисциплинах.

23-я Зимняя олимпиада 2018 года в Пхенчхане (Южная Корея) в 2018 году обещает быть увлекательной и собрать огромное количество посетителей. Дата проведения – с 9 по 25 февраля 2018 года. Интересно, что первые заявки на проведение игр подали еще 15 октября 2009 года. Утверждение Пхенчхана в качестве места проведения Игр произошло 6 июля 2011 года.

В качестве столицы Игр решили попробовать силы 3 города. Один из них – Мюнхен, Германия. Здесь проходили летние Олимпийские игры в далеком 1972 году, больше соревнования в Германии не проводили. Второй город, от которого поступила заявка на участие, это Анси, Франция. Он впервые решил попытать счастье на принятие Игр. Третий город – Пхенчхан, Республика Корея. Это была третья заявка от этого города, которую и удовлетворили.

Подробнее о месте проведения

Перед путешествием в Пхенчхан всегда интересно узнать, почему именно этот город выбрали в качестве зимней столицы Игр. История достаточно интересна. Трудолюбивые власти города трижды подавали заявку на участие. В 2010 году с разницей в три голоса победил Ванкувер, Канада. В 2014 году между Пхенчханом и Сочи, Россия, разница составила всего 4 голоса.

Как выбрали город?

Поражения предыдущих годов не сломили веру правительства Южной Кореи в победу. За несколько лет, которые оставались до следующей олимпиады, в городе была проведена масштабная реконструкция, возведена отличная спортивная инфраструктура. В частности, появились:

  • Комплекс трамплинов.
  • Центр санного спорта.
  • Олимпийский парк.
  • Горнолыжные трассы.
  • Биатлонная.
  • Лыжная.

Здесь уже успели провести немало международных соревнований и чемпионатов. Все это положительно сказалось на репутации города и в конкуренции с Ансе и Мюнхеном первое место было отдано Пхенчхану. Последний победил с огромным отрывом – 63 голоса за Пхенчхан и всего 25 голосов за Мюнхен.

Видео сюжет

Как добраться?

Пхенчхан – уезд, который находится в центральной части провинции Канвондо на северо-востоке Кореи. Чтобы приехать в Пхенчхан, необходимо добраться до Сеула на самолете. Выгоднее всего приобретать билеты заранее. В этом случае удастся сэкономить.

От Сеула до Пхенчхана можно добраться на автомобиле. Стоимость проезда составляет около 1200-1800 рублей, так как литр бензина в Корее обойдется в 84 рубля. При этом аренда автотранспорта будет стоить не менее 3000-4000 рублей в сутки.

Второй способ – доехать на автобусе. Дорога занимает около 2-3 часов при условии отсутствия пробок. Стоимость билета варьируется в диапазоне 350-500 рублей. Также можно воспользоваться услугами железной дороги. В настоящее время она находится в процессе строительства, но введение в эксплуатацию запланировано на ближайшее время. Цена билета пока неизвестна.

Символ и талисманы Олимпиады

Сухоран (тигр белого цвета) и Бандаби (медведь из Гималаев) – символы зимней олимпиады 2018. Это персонажи одни из любимых в стране. Тигр – главный герой большинства корейских историй. Оттенок шкуры животного ассоциируется с зимой и снегом. Авторы уверены, что он олицетворяет защиту участников спортивного шоу, вызывает доверие к олимпиаде.

Медведь Бандаби стал талисманом Паралимпийских игр, которые пройдут в Пхенчхане после основных. Эмблема олимпиады представлена гармоничным сплетением двух символов. Снежинка – это показатель того, что олимпиада зимняя. Первый символ подобран так, чтобы он олицетворял гармонию между природой и людьми.

Виды спорта на олимпиаде 2018

В программе представлены 7 видов спорта и 15 дисциплин. Интересной особенностью, отличающей зимние Игры 2018 от Игр 2014, является введение вспомогательных соревнований по сноуборду, масс-стартов по конькобежному спорту и комбинированных пар в керлинге. От параллельного слалома, напротив, отказались.

Пройдут соревнования по направлениям (в скобках указаны комплекты медалей, которые разыграют между спортсменами):

  1. Прыжки с трамплина, санный спорт (4 и 4).
  2. Фигурное катание (5).
  3. Гонки на коньках (14).
  4. Сноуборд и фристайл (10 и 10).
  5. Биатлон и горнолыжный спорт (11 и 11).
  6. Северная комбинация, керлинг, бобслей (3).
  7. Шорт-трек (8).
  8. Хоккей и скелетон (2 и 2).

Всего разыграют 102 комплекта медалей.

Примерная очередность и расписание соревнований

Каждый, кто планирует посетить олимпиаду или наблюдать за ней по телевизору, интересуется расписанием. О точном расписании говорить рано, но примерное представлено в таблице.

Дата Планируемые события
9.02.18 Торжественное открытие
10.02.18 В этот день будут проведены соревнования по лыжному спорту и шорт-треку. После 20:00 вечера можно будет сходить на биатлон, соревнования по конькобежному спорту и заглянуть к спортсменам по прыжкам на лыжах с трамплина.
11.02.18 11.02 проведут соревнования по горнолыжному спорту и сноуборду. Во второй половине дня пройдут гонки на лыжах, коньках и санях. В вечернее время планируется фристайл и биатлон.
12.02.18 С утра пройдут состязания среди спортсменов сноуборда и фигурного катания. Во второй половине дня можно будет посетить горнолыжный спорт. Вечером будут состязаться спортсмены по биатлону, фристайлу, лыжному и конькобежному спорту, а также пройдут прыжки на лыжах с трамплина.
13.02.18 С утра будут проведена соревнования по сноуборду. Во второй половине дня – горнолыжный спорт. Санный спорт и шорт-треки с разницей в полчаса пройдут в вечернее время. Гонки на коньках и лыжах, а также керлинг завершат соревнования 13.02.
14.02.18 Утром будут состязаться спортсмены на сноубордах, после обеда – лыжники. Вечером пройдет лыжное двоеборье и гонки на коньках. Санный спорт и биатло станут завершением шестого дня игр.
15.02.18 До обеда удастся посмотреть на фигурное катание и лыжников, после обеда вновь будет показан лыжный спорт и сноуборд. Завершение станет санный спорт, биатлон, конькобежный спорт.
16.02.18 Будет возможность поболеть за спортсменов по таким дисциплинам – бобслей, фристайл, сноуборд, лыжный и конькобежный спорт.
17.02.18 Утром пройдут состязания по горнолыжному спорту, фристайлу и фигурному катанию. Вечером можно будет посетить соревнования по прыжкам на лыжах с трамплина, шорт-трек, лыжному спорту, скелетону, биатлону.
18.02.18 После обеда появится возможность отправиться на шоу горнолыжного спорта, лыжного спорта, фристайла, биатлона, конькобежного спорта.
19.02.18 19.02 соревнования будут только в вечернее время – прыжки на лыжах с трамплина, конькобежный спорт, бобслей.
20.02.18 В этот день пройдут состязания по фристайлу, биатлону, шорт-треку, лыжному двоеборью и фигурному катанию.
21.02.18 В этот день можно будет посетить соревнования по бобслею, лыжному, горнолыжному и конькобежному спорту, фристайл.
22.02.18 Первоначально пройдут соревнования по фристайлу, далее гонки на лыжах. После перерыва можно буде посетить лыжное двоеборье, шорт-трек, хоккей и биатлон.
23.02.18 Утром можно ждать сноуборд и фигурное катание. После обеда будут соревноваться спортсмены-лыжники и специалисты фристайла. Вечером завершат программу биатлонисты, конькобежцы и керлингисты.
24.02.18 Утро 24.02 обещает быть насыщенным – гонки на лыжах, сноуборд в нескольких категориях. После обеда можно будет отправиться на лыжный спорт, посмотреть на конькобежцев и керлинг.
25.02.18 Бобслей, хоккей и лыжные гонки станут последними соревнованиями олимпиады. Закрытие олимпиады.

Важно учитывать разницу во времени между странами. К примеру, между Москвой и Пхенчханем разница составляет 6 часов. Это следует учесть при перелете и при просмотрах игр в режиме прямой трансляции.

Главные спортивные объекты

Схема расположения возведенных к олимпиаде объектов напоминает схему из Сочи. В частности, строения сгруппировали вокруг трасс и масс болельщиков. Основное место возведения – Альпензия, которая впечатляет живописными горными пейзажами.

Парк для прыжков с трамплина будет использован в качестве места для открытия, он рассчитан на 60 тысяч зрителей. Комплекс имеет трамплины К-125 и К-95, которые подготовлены для соревнований двоеборцев и прыгунов в соответствии с международными стандартами. В лыжно-биатлонном центре пройдут гонки спортсменов соответствующих видов спорта. Само помещение рассчитано на 27 тысяч наблюдателей.

Санный центр будет использоваться для спортсменов в области скелетона, саночников, бобслеистов. Общая численность возможных посетителей – 10 тысяч. Горнолыжные соревнования планируется проводить на базе Енпхен. Ее называют Меккой – самым заснеженным местом Кореи. На стадионе Чунбон есть возможность полюбоваться спортсменами, специализирующимися на скоростных спусках.

Еще один важный спортивный объект – Каннын. Это прибрежный кластер, где уже возвели хоккейный центр. Это временная постройка, рассчитанная на 10 тысяч фанатов. Архитекторы постарались над созданием здания, придав ему форму сугроба. В Университете Квандон пройдут матчи для отбора в групповой турнир. Спортсмены керлинга покажут умения на ледовом катке. Он рассчитан на 3 тысячи человек. Для шоу профессионалов шорт-трека, конькобежцев и фигуристов подготовлены отдельно стоящие крытые катки.

Как уже отмечалось, государства являются первичными субъектами международного права, обладающими самой широкой правоспособностью, которая носит универсальный характер.

C точки зрения международного права под государством следует понимать такую организацию публичной власти, которая отвечает ряду определенных условий. Например, согласно Межамериканской конвенции о правах и обязанностях государств 1933 года, положения которой впоследствии были признаны международно-правовой доктриной, каждое государство должно иметь следующие признаки:

1)обособленную территорию;

2)постоянное население;

3)публичную власть;

4)возможность вступать в международные отношения с другими государствами.

Если у государства отсутствует любой из перечисленных признаков, оно не может считаться таковым в международно-правовом смысле. Поэтому такие понятия, как “страна”, “нация”, “правительство” и т.д. нельзя считать тождественными понятию “государство”. Нетрудно заметить, что система принципов международного права направлена, главным образом, на охрану указанных составляющих любого государства. Все четыре признака государства связаны с таким его свойством, как суверенитет. Именно суверенитет “цементирует”, собирает воедино определенную территорию, проживающее на ней население и признаваемое этим населением правительство. Наконец, благодаря суверенитету государство получает международно-правовое признание и способность взаимодействовать с другими государствами.

Суверенитет как неотъемлемое, имманентно присущее государство свойство обусловливает и такое явление, как универсальность международной правосубъектности государств . Только государство обладает суверенитетом, поэтому только государство пользуется в международных отношениях всей полнотой прав и возможностей. К правам государства как субъекта международного права, в частности, относятся:

Право на признание его правосубъектности и на суверенное равенство с другими государствами;

Право на территориальную целостность и политическую независимость;

Право на осуществление собственной юрисдикции в пределах своей территории;

Право заключать международные соглашения и иными способами осуществлять сотрудничество с другими субъектами международного права;

Право на невмешательство в свои внутренние дела.

Обязанности государств в целом корреспондируют их правам и представляют собой юридическую необходимость воздерживаться от нарушения прав других государств. В наиболее общей форме обязанности государств можно сформулировать исходя из анализа системы принципов международного права: обязанность уважать территориальную целостность других государств, обязанность воздерживаться от применения силы в международных отношениях, обязанность разрешать международные споры исключительно мирными средствами, обязанность уважать права и свободы личности и т.д.


Наконец, универсальность международной правосубъектности государств предполагает наличие у них деликтоспособности, т. е. способности нести ответственность за нарушение международно-правовых норм. Подробнее об этом - в соответствующей главе.

С точки зрения международной правосубъектности существенное значение имеет классификация государств по форме государственного устройства. Как известно, государства могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными. Унитарное государство характеризуется отсутствием в своем составе частей, обладающих признаками государственного суверенитета. Такое государство выступает на международной арене как единый и неделимый субъект. От его имени в международных отношениях выступают уполномоченные государственные органы, образующие единую централизованную систему. Внешняя политика в унитарных государствах относится к исключительной компетенции центральных органов, и внешнеполитический курс таких государств является общим для всех административно-территориальных единиц. Наличие у последних той или иной степени автономии, в том числе в области внешних сношений, не отменяет общего правила.

Несколько сложнее обстоит дело с федеративными государствами , которые характеризуются наличием в своем составе частей (республик, штатов, земель и др.), обладающих определенной независимостью от центральных властей. Федеративная форма государственного устройства предполагает некоторую самостоятельность субъектов федерации при решении тех или иных вопросов внутренней и внешней политики. Степень такой самостоятельности определяется, как правило, основным законом страны или специальными законодательными актами о разграничении компетенции и полномочий между центральными и местными органами власти. В принципе, законодательство целого ряда федеративных государств сохраняет за субъектами федерации ограниченное право выхода на международную арену (заключение локальных соглашений, установление внешнеэкономических связей и т.п.). Например, статья 32 Основного Закона Германии закрепляет, что международные отношения относятся к ведению Федерации, однако федеральное правительство может давать землям разрешение на заключение договоров с иностранными государствами. Известно также, что будучи федеративным государством, СССР был представлен в Организации Объединенных Наций сразу тремя государствами-членами: собственно Союзом ССР, Украинской ССР и Белорусской ССР. 26 сентября 1991 года Казахстан (тогда еще входивший в состав Союза ССР) и Турция приняли двустороннюю Декларацию о принципах и целях взаимоотношений между Казахской Советской Социалистической Республикой и Турецкой Республикой. 30 июля 1991 года было подписано Соглашение о взаимном сотрудничестве между Правительством Казахской ССР и Центром ООН по транснациональным корпорациям. Договорная практика Республики Казахстан включает соглашения республики с некоторыми субъектами Российской Федерации. В качестве примеров можно назвать Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Москвы о торгово-экономическом сотрудничестве от 20 августа 1997 года, Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Татарстан о принципах торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества от 11 апреля 1996 года, Соглашение о принципах торгово-экономического сотрудничества между Республикой Казахстан и Чувашской Республикой от 1 сентября 1994 года и др. Однако Венская конвенция о праве международных договоров 1969 года не предусматривает возможность заключения международных договоров с участием субъектов федерации. Поэтому в доктрине международного права доминирует точка зрения, согласно которой федеративное государство следует рассматривать в качестве единого участника международных отношений.

Что касается конфедерации , то она представляет собой, в отличие от федерации, не союзное государство, а союз государств. Как правило, государства объединяются в конфедерацию для достижения определенных внешнеполитических целей (например, для совместной обороны), поэтому в отдельных международных отношениях конфедерации выступают как самостоятельные субъекты международного права. В таких случаях конфедерацию следует рассматривать как одно целое образование, обладающее автономной волей и действующее непосредственно от своего имени. Вместе с тем, создавшие конфедерацию государства продолжают сохранять международную правосубъектность по всем вопросам, за исключением тех, которые были делегированы ими общим органам. В настоящее время трудно назвать хотя бы одну классическую конфедерацию, хотя формально Швейцария сохраняет это понятие в своем официальном названии.

С другой стороны, современный период развития международных отношений характеризуется появлением ранее неизвестных форм интеграции, что рождает дополнительные проблемы в сфере международной правосубъектности. Такие образования, как СНГ, Европейский Союз и ряд других, могут со временем трансформироваться в полноценные субъекты международного права.

Международная правосубъектность Республики Казахстан опирается на Закон “О государственной независимости Республики Казахстан” от 16 декабря 1991 года, Конституцию республики, а также подтверждена более чем десятилетней международной практикой. В Конституции Республики Казахстан провозглашен главный источник международной правосубъектности страны – ее суверенитет. Согласно статье 2, суверенитет Республики распространяется на всю ее территорию, а государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и неотчуждаемость своей территории. В качестве самостоятельного субъекта международного права Республика Казахстан заключает международные соглашения с другими государствами и участвует в деятельности различных международных организаций. 2 марта 1992 года Казахстан стал членом ООН, что является безусловным доказательством его международного признания. Важно подчеркнуть, что участие Республики Казахстан в международном сотрудничестве строится исключительно на общепризнанных принципах международного права и ориентировано на поддержание прочного, безопасного мира и достижение социального прогресса.

Все субъекты международного права являются носителями соответствующих прав и обязанностей. Это свойство называется правосубъектностью . Правосубъектность, считает он, включает два основных структурных элемента: во-первых, способность обладания правами и несения обязанностей (правоспособность), во-вторых, способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей (дееспособность). Правосубъектность является общественно-юридическим свойством лица, которое по своей природе неотъемлемо от лица.

Правосубъектность в единстве с другими общими правами и обязанностями субъектов международного права охватывается понятием правового статуса. Основными элементами последнего являются права и обязанности акторов международного права в реальных правоотношениях, основанием возникновения которых служат императивные принципы международного права и соответствующий юридический факт. Так, согласно ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. каждое государство обладает правоспособностью заключать договор. Эта правоспособность государств базируется на таких общепризнанных принципах международного права, как принцип уважения государственного суверенитета и суверенного равенства государств, а также принцип сотрудничества государств . В случае вооруженного нападения (агрессии) каждое государство имеет неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону (ст. 51 Устава ООН).

В соответствии со ст. 6 Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. любая межправительственная организация обладает правоспособностью заключать международные договоры .

Субъекты международного права обладаютобщей, отраслевой и специальной правосубъектностью.

Общая правосубъектность - это способность акторов ipso facto быть субъектом международного права вообще. Такой правосубъектностью обладают только суверенные государства. Они являются первичными субъектами международного права Общей правосубъектностью теоретически обладают также нации, борющиеся за свою независимость.

Отраслевая правосубъектность - это способность акторов быть участниками правоотношений в определенной области межгосударственных отношений. Такой правосубъектностью обладают межправительственные организации. Например, Международная морская организация (ИМО) вправе принимать участие в правоотношениях, затрагивающих международное торговое судоходство, и может одобрять международно-правовые нормы относительно безопасности мореплавания, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения с судов и борьбы с ним.


Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) участвует в международно-правовом регулировании проблем, касающихся образования, науки и культуры, в интересах обеспечения всеобщего уважения, справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола или религии.

Другими проблемами, помимо уставных, межправительственные организации заниматься не могут, и поэтому правосубъектность их ограничивается определенной отраслью или обособленной проблемой (например, разоружение, борьба с голодом, охрана природной среды Антарктики).

Специальная правосубъектность - это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6), Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Соответственно су­ществуют две категории субъектов международного права: первич­ные (суверенные) и производные (несуверенные).

Первичные субъекты международного права (государства и бо­рющиеся нации) в силу присущего им государственного или нацио­нального суверенитета ipso facto признаются носителями междуна­родно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государствен­ный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоя­тельного участия в международных отношениях.

Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первич­ные субъекты международного права; имеются лишь нормы, под­тверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.

Юридическим источником правосубъектности для несуверенных субъектов международного права служат их учредительные докумен­ты . Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые субъектами международно­го права (прежде всего первичными) в форме международного дого­вора. Производные субъекты международного права обладают огра­ниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первона­чальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосу­бъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъ­ектов международного права.

Однако субъекты международного права не только имеют права и несут обязанности, вытекающие из международно-правовых норм, но и, по моему мнению, обладают двумя другими характеристиками, отличающими их от субъектов внутригосударственного права.

Субъекты международного права также:

1) являются коллективным образованием . Каждый такой субъект имеет элементы организации: государство - власть и аппарат управ­ления; борющаяся нация - политический орган, представляющий ее внутри страны и в международных отношениях; международная ор­ганизация - постоянно действующие органы и т.д. При осуществле­нии властных полномочий субъекты международного права относи­тельно независимы и не подчинены друг другу. Каждый из них имеет самостоятельный международно-правовой статус, выступая в между­народных правоотношениях от своего собственного имени;

2) обладают способностью участвовать в разработке и принятии международных норм. Договорная право- дееспособность составляет важнейший элемент международной правосубъектности. Субъекты международного права (в отличие от большинства субъектов права внутригосударственного) - не просто адресаты международно-пра­вовых норм, но и лица, участвующие в их создании . Все субъекты международного права - одновременно и субъекты одной из отрас­лей международного права - права международных договоров.

Только наличие всех трех вышеуказанных элементов (обладание правами и обязанностями, вытекающими из международно-право­вых норм; существование в виде коллективного образования; непо­средственное участие в создании международно-правовых норм) дает, по моему мнению, основание считать то или иное образование полноценным субъектом международного права.

Как мы знаем, суверенное государство является основным субъектом международного права. В силу своей суверенной власти государства создают и применяют международно правовые нормы. Понятие государства в международном праве имеет свою специфику1 . Главное состоит в том, что, будучи носителем суверенитета, государство представляет страну в международных отношениях и обладает способностью осуществлять международные права и обязанности.

В международно правовой литературе издавна используется понятие государства , представляющее единство трех элементов - суверенной власти, населения, территории. Это четкое понятие используется и в международной практике.

Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств 1933 г. закрепила следующие критерии государства как субъекта международного права:

постоянное население;

определенная территория;

власть;

способность вступать в отношения с другими государствами (ст. 1).

Эти положения не раз подтверждались и в последующей международной практике.

Литературе известны и иные определения государства. Польский профессор Л. Антонович считает, что «государством является суверенное геополитическое образование, признающее международное право»2 . По мнению немецкого профессора Г. Мослера, «государство в аспекте международного правопорядка может быть определено как организованное социальное образование, которое на каждом этапе исторического процесса является высшей общественной властью, обладающей равенством со всеми другими аналогичными образованиями»3 .

Государство - необходимая форма организации населения для участия в международном сообществе, для представительства и защиты его интересов. Оно сосредоточивает под своим контролем основную массу связей между иными участниками международных отношений, национальными образованиями, физическими и юридическими лицами.

Ученые, а порой и политики высказывают мнение, будто происходит упадок роли суверенного государства в международных отношениях. При этом ссылаются на усиление роли международных организаций и на международное признание прав человека. Нет сомнений в растущем значении организаций, но не следует вместе с тем забывать, что они создаются государствами и призваны служить их интересам.

Будучи Генеральным секретарем ООН, Б. Бутрос Гали заявил, что опыт этой Организации подтверждает «важность и незаменимость государства как основного субъекта международного сообщества»1 . Что же касается международного признания прав человека, то, как уже не раз отмечалось, это ни в коей мере не влияет на международно#правовой статус и роль государства.

Ведущий британский юрист Я. Броунли пишет: «Международное право по своей сущности является правом между государствами, и это остается верным, несмотря на появление различных международных организаций и значение стандартов в области прав человека»2 .

Обосновывая тезис о снижении значения государства, некоторые ссылаются также на рост влияния транснациональных корпораций на международные отношения.

Известный американский юрист О. Шэхтер, ссылаясь, в частности, на могущество транснациональных корпораций, утверждает, что в настоящее время «национальные государства претерпевают перемены в их роли и власти, которые затрагивают их коренные юридические позиции в международном порядке. Речь идет не только о констатации снижения их власти, но и о том, что многие по различным причинам считают такое снижение желательным»3 .

Едва ли кто либо станет оспаривать растущую роль транснациональных корпораций в мировой экономике. Опираясь на свое экономическое могущество, они оказывают влияние на политику государств, включая международную. Тем не менее это влияние осуществляется через государства и не сказывается на их юридическом статусе. Более того, подобные взгляды не отвечают тенденциям развития управления как мировой, так и национальной экономикой. И в той и в другой роль государств явно возрастает. Поэтому обоснованно многие авторитетные ученые считают, что нет оснований ожидать уменьшения значения государства и в обозримом будущем1 .

Определяющие статус государства нормы реализуются в первую очередь в его правосубъектности. Таким путем определяются положение государства в международном сообществе, его потенциальные возможности. Правосубъектность имеет два аспекта:правоспособность (способность иметь права и обязанности по международному праву) идееспособность (способность независимо осуществлять права и обязанности по международному праву).

В принципе международная правоспособность и дееспособность неразделимы. Но бывают ситуации, когда, сохраняя статус субъекта международного права, государство оказывается полностью или частично недееспособным. В годы Второй мировой войны оккупированные гитлеровской Германией государства сохранили свою правоспособность, а дееспособность в ограниченной мере осуществлялась правительствами в эмиграции. Аналогичная ситуация имела место в наше время в период оккупации Кувейта Ираком.

§ 2. Основные права и обязанности государства

Основные права и обязанности государства - категория, отражающая условия, необходимые для жизни государства в рамках международного сообщества. Поэтому они относятся к категории так называемых неотъемлемых прав , которые в нормальных условиях не могут быть ограничены. У всех государств они одинаковы независимо от их размеров, экономического и военного могущества и других различий.

Основные права и обязанности обусловлены природой государства и характером сообщества. Можно сказать, что каково сообщество, таковы и права и обязанности, а с другой стороны, каковы права и обязанности государств, таково и международное сообщество. По мере развития последнего содержание прав и обязанностей расширяется, обогащается.

Основные права связаны с суверенитетом. Нередко их именуют суверенными правами . Они служат предпосылкой приобретения иных прав и обязанностей. При осуществлении своих суверенных прав государства ограничены соответствующими правами других государств. Использование прав в ущерб правам и законным интересам других государств является злоупотреблением правами1 .

Учитывая значение основных прав и обязанностей государств, Генеральная Ассамблея ООН уже в первые годы своего существования поручила Комиссии международного права ООН подготовить проект соответствующей декларации. В 1949 г. Комиссия представила такой проект, который, однако, не был принят. С принятием Декларации о принципах международного права 1970 г. актуальность вопроса уменьшилась, поскольку принципы определили основные права и обязанности государств. Кроме того, в 1974 г. Генеральная Ассамблея приняла Хартию экономических прав и обязанностей государств.

Поскольку содержание основных принципов уже было изложено в предыдущей главе, здесь необходимо подчеркнуть лишь некоторые моменты. Прежде всего, принципы должны толковаться во взаимосвязи как единый комплекс с учетом целей международного права, отраженных Уставом ООН. Этим комплексом закреплено важнейшее право государства, народа, человека - право на жизнь и на мир, а также обязанность сотрудничать во имя этой цели.

Каждое государство вправе требовать разрешения споров мирными средствами и обязано уважать соответствующее право других государств.

Каждое государство имеет право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в соответствующие дела других государств.

Государство имеет право на сотрудничество с другими государствами на основе демократических принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет обязанность сотрудничать.

Государство имеет право свободно выбирать свою социально политическую систему и обязано уважать соответствующее право других государств, а также равноправие и самоопределение народов.

Заслуживает внимания развитие содержания принципа суверенного равенства . Все государства равны перед международным правом, каждое из них обязано уважать правосубъектность других. Из этого вытекает равное право каждого государства на участие в решенииобщих проблем , а также вопросов, в которых оно непосредственно заинтересовано. Утверждение этого права является важным шагом к демократизации международного порядка. На протяжении веков господствоваласвобода договоров , в соответствии с которой могучие державы решали международные дела без участия других государств, игнорируя их интересы. Лишь в наше время право на участие в решении международных проблем нашло признание. Правда, ведущие державы нередко не проявляют к нему должного уважения.

Прежде всего, право на участие относится к наиболее очевидному случаю - к участию в конференциях и договорах, посвященных проблемам, представляющим общий интерес, и утверждающих нормы общего международного права. Ныне универсальные конвенции содержат правило всеучастия.

Например, в Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г. говорится: «Настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами…» (ст. 46). Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г. закрепила право каждого государства «участвовать в международной торговле и иных формах экономического сотрудничества независимо от каких#либо различий».

Более сложно обстоит дело с правом на участие в решении конкретных вопросов . Нередко оно игнорируется. Для утверждения этого права в практике существенное значение имеет уточнение

самого понятия непосредственно заинтересованное государство1 . Речь идет о законной заинтересованности государства, о юридически обеспеченном интересе. Международный Суд ООН не раз подчеркивал значение юридического интереса для участия в решении вопроса и его отличие от интереса политического 2 . Государство может иметь политическую заинтересованность, лишенную юридического основания (например, в предотвращении заключения торгового договора между двумя другими государствами).

Наиболее четко определяется территориальная заинтересованность , дающая право участвовать в определении режима соответствующей территории. На этом основании СССР отстаивал приоритетное право прибрежных государств на участие в разработке Конвенции о режиме судоходства на Дунае 1948 г. Такая заинтересованность носит материальный характер.

Заинтересованность может быть и чисто юридической. Обычно это факт участия в ранее заключенном договоре по тому же вопросу. Так, недунайские государства обосновывали право на участие в определении режима Дуная своим участием в ранее заключенном договоре. Предпочтение должно отдаваться не формально юридической заинтересованности, а материальному интересу.

Государство, незаконно устраненное от участия в решении определенного вопроса, вправе не признавать юридической силы за принятыми решениями.

При решении многих проблем существует категория необходимых участников , т.е. таких, без которых решение останется на бумаге. Так, в решении проблем, связанных с ядерным оружием, необходимыми участниками являются ядерные державы. Однако при этом должны учитываться права и интересы и других государств. В Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г. предусмотрено, что он вступает в силу после его ратификации государствами депозитариями (ими являются ядерные державы) и 40 другими подписавшими договор государствами.

Утверждение в международной практике права на участие имеет первостепенное значение для реальности прав государств, для демократизации мирового порядка.

§ 3. Юрисдикция государства

Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету, другие государства обязаны уважать эти права и не вмешиваться в их осуществление. Генеральная Ассамблея ООН не однократно призывала государства отказаться от законов, экстратерриториальное действие которых противоречит суверенитету других государств.

Для реализации суверенных прав государства существенное значение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета и означает государственную власть, ее объем и сферу действия. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия -

территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти - законодательную, исполнительную, судебную.

Полная юрисдикция означает власть государства предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распоряжении законными средствами. Ограниченная юрисдикция означает, что государство может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.

Юрисдикция осуществляется в соответствии с рядом принципов. Основным является территориальный принцип . В проекте Декларации прав и обязанностей государств он сформулирован так: «Каждое государство имеет право осуществлять юрисдикцию над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов» (ст. 2).

В пределах своей территории и в сфере действия своего суверенитета государство осуществляет полную юрисдикцию. Дело в том, что власть государства распространяется и за пределы его территории, например на граждан, находящихся в международных пространствах. Для обоснования такого положения морские, воздушные и космические корабли, находящиеся в международном пространстве, считаются частью территории государства их флага. В определенной мере власть государства распространяется и на морские воды, не входящие в состав его территории.

Вторым принципом является персональный , в соответствии с которым государство осуществляет в определенном объеме свою власть в отношении граждан и в том случае, если они находятся за пределами его территории. Речь идет об экстратерриториальной юрисдикции. Зачастую ее действие распространяется также на лиц без гражданства (апатридов) и даже на иностранцев, постоянно проживающих в данном государстве (см. § 5 гл. VIII).

Поскольку в пределах своей территории государство осуществляет полную юрисдикцию, а в отношении своих граждан за рубежом - ограниченную, то преимущественная сила принадлежит

праву страны пребывания. Иностранное государство не может предписывать поведение, запрещенное местным правом.

Так, сфера действия законодательства определяется Воздушным кодексом РФ 1997 г. следующим образом: воздушное законодательство РФ регулирует соответствующие отношения «на территории Российской Федерации, а также отношения, возникающие в связи с нахождением воздушных судов Российской Федерации за пределами Российской Федерации, если иное не предусмотрено законами страны пребывания или международным договором Российской Федерации...» (ст. 5).

Государство осуществляет некоторые властные функции и на иностранной территории. Его органы за рубежом защищают интересы государства, его граждан и организаций, контролируют в определенной мере их деятельность. Дипломатические представительства и консулы следят за соблюдением их гражданами и юридическими лицами отечественных законов, а также за тем, чтобы эти субъекты не ущемлялись в своих правах, наблюдают за осуществлением страной пребывания договоров с представляемым государством, ведут учет военнообязанных, осуществляют акты бесспорной юрисдикции (акты гражданского состояния, нотариальные действия и др.).

Помимо министерства иностранных дел все большее число иных ведомств осуществляет властные функции за рубежом. Немало новых моментов вносит практика стран СНГ. Так, многосторонняя Конвенция о правовой помощи 1993 г. предусматривает, что стороны имеют право «допрашивать собственных граждан через свои дипломатические представительства или консульские учреждения»1 .

Особым случаем являются соглашения о пребывании на территории государства иностранных вооруженных сил, которые распространяют почти полную юрисдикцию иностранного государства на часть территории страны.

§ 4. Иммунитет государства

Как мы видели, юрисдикция должна осуществляться с соблюдением иммунитетов, признанных международным правом. Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства. Равный над равным власти не имеет (par in parem imperium non habet ). Иммунитет был вызван к жизни потребностью поддержания официальных отношений между государствами, необходимостью взаимодействия суверенных государств на территории друг друга (постоянные дипломатические представительства, делегации). Поэтому он был абсолютным, распространяясь на любую деятельность иностранного государства и его собственность.

Однако по мере того как государство стало расширять свою частноправовую деятельность (торговля, приобретение товаров и услуг, недвижимого имущества и др.), положение стало меняться. В конце прошлого века появилась, а в наше время нашла широкое признание концепция ограниченного иммунитета . Согласно этой концепции, иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых государство выступает как носитель суверенной власти, действиями, совершаемыми в силу государственной власти (jure imperii ). Что же касается правоотношений коммерческого характера (jure gestionis ), то здесь государство не обладает иммунитетом, поскольку юридические и физические лица, вступающие с иностранным государством в такого рода отношения, не могут быть лишены правовой защиты.

В послевоенный период многие государства издали законы, воплотившие концепцию ограниченного иммунитета (Великобритания, США, Сингапур, Пакистан, Южная Африка, Канада, Австралия). В других странах концепция была закреплена судебными решениями. В решении Федерального конституционного суда ФРГ 1963 г. говорилось, что предоставление иммунитета зависит от того, «действует ли иностранное государство в порядке осуществления своей суверенной власти или как частное лицо, т.е. в рамках частного права»1 .

Существовала и принципиальная приверженность абсолютному иммунитету , определявшаяся особенностями социально экономической системы. Таковой была позиция социалистических стран, в которых государственная собственность являлась основой экономики и была установлена государственная монополия внешней торговли. Эта позиция до сих пор ощущается в российском законодательстве.

Согласно действующему ГПК РСФСР 1964 г., «предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, может быть допущено лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства» (ч. 1. ст. 435). Иными словами, речь идет об абсолютном иммунитете. Согласно ГК РФ, особенности ответственности РФ и ее субъектов «в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности» (ст. 127). Однако такой закон до сих пор не принят.