Миграционный кризис в Европе. Досье. Миграционный кризис в европе

Полковник А. Маринин

Всего лишь десятилетие назад "безопасность" была синонимом обороны и измерялась в основном военной мощью и способностью вооруженных сил отстоять суверенитет и территориальную целостность страны. В настоящее время для большинства европейских государств угрозы безопасности приобрели иной характер. Среди таковых: некомпетентное управление, коррупция, организованная преступность, контрабанда (оружия, наркотиков, людей), этнические и религиозные конфликты, распространение оружия массового поражения, дефицит природных ресурсов, терроризм и, наконец, масштабная миграция в Европу с Ближнего Востока и из Африки, вызванная действиями США и Евросоюза по разжиганию конфликтов в этих регионах.

Таким образом, Запад создал условия для возникновения угроз собственной безопасности после уничтожения авторитарных, но стабильных режимов в Ираке и Ливии, ослабления режимов в Тунисе и Египте, развязывания гражданской войны в Сирии и появления экстремистского "Исламского государства" (ИГ).

В результате, согласно информации Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ, с января по сентябрь 2015 года границы стран-участниц пересекли более 500 тыс. мигрантов. А по утверждению высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, миграционный кризис охватывает в целом около 12 млн человек. По оценкам экспертов ООН, общая численность беженцев в странах ЕС в 2015-2016 годах превысит 1,2 млн человек. В свою очередь, согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития, в текущем году страны ЕС могут получить более 1 млн обращений от иностранных граждан о предоставлении убежища.

Необходимо также отметить, что массовая миграция сопровождается гибелью беженцев. По информации Международной организации по миграции, число погибших в Средиземном море с начала нынешнего года при попытке добраться до Европы достигло по состоянию на 21 сентября 2 870 человек.

Обеспокоенность высокими темпами миграционных процессов выразил председатель комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси, который заявил, что неспособность Европы решить эту проблему будет порождать противоречия между Брюсселем и национальными правительствами, что "может повлиять на стабильность и мир на континенте". Кроме того, по прогнозам западных специалистов в области межнациональных и религиозных отношений, сделанным еще до массового наплыва беженцев, к середине столетия минимум до 40 % населения крупнейших европейских городов, таких как Париж, Лондон, Брюссель и других, будет мусульманским. При этом если контролируемая властями трудовая миграция способствует экономическому росту стран ЕС, то нелегальные массовые потоки беженцев, напротив, создают угрозу европейской безопасности в политической, экономической, социальной и демографической областях.

К основным угрозам, возможным вследствие неконтролируемой массовой миграции, следует отнести.

1. Угроза территориальной целостности государств. Механизм экспансии через изменение этнического состава населения является необратимой тенденцией глобализации мировой экономики. При этом смена этнического состава населения за сравнительно короткий период обычно приводит к росту межэтнических проблем и сепаратизму. Примерами могут служить отторжение Косово у Сербии, македоно-албанские межэтнические противоречия с требованиями албанцев, проживающих в Македонии, превратить западную часть страны в самостоятельную территорию.

2. Угроза распространения терроризма. Она возникает вследствие того, что мигранты часто выступают в роли перевозчиков "живого товара", наркотиков, оружия и различной контрабанды. Так, согласно заявлению министра высшего образования Ливана Ильяса Бу Сааба, около 2 % беженцев из Сирии, которые направляются в страны Евросоюза, являются членами террористической группировки "Исламское государство". Не исключено, что несколько тысяч боевиков этой организации целенаправленно едут в Европу для создания сети нелегальных резидентур и подготовки масштабных терактов на континенте. В свою очередь, угроза терроризма провоцирует социальные настроения ксенофобии, широкую общественную поддержку праворадикальных, националистических политических сил и движений.

По информации руководителя Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ (контрразведка) Ханса-Георга Маасена, исламистские экстремисты активно вербуют в свои ряды беженцев, уже прибывших в Германию из стран Ближнего Востока. По его словам, многие приезжие беженцы являются суннитами и местные салафиты (сторонники крайне консервативного толкования ислама) рассматривают этот факт в качестве благоприятной почвы для реализации своих замыслов.

3. Угроза трансформации существующей системы международных отношений в Евросоюзе. В условиях массовой миграции ряд стран -участниц ЕС вопреки решениям Европарламента и Еврокомиссии предпринимают шаги по недопущению беженцев на собственную территорию. Так, и Словакия ввели в сентябре погранконтроль на своих границах с Венгрией, что нарушает один из базовых принципов Шенгенской системы - открытость и прозрачность внутренних границ. Польша заявила, что она не готова принять беженцев с Ближнего Востока в рамках установленных квот, так как ожидает беженцев из Украины.

В Венгрии 4 сентября вступил в силу пакет поправок, принятых парламентом страны, которые предусматривают ужесточение законодательства о миграции, участие вооруженных сил в блокировании границы с Сербией, уголовное преследование тех, кто нелегально пересекает ее, и ускоренную процедуру рассмотрения запросов о предоставлении убежища. По словам представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в этой стране Магдалены Майковски-Томкиной, новое законодательство противоречит международной конвенции ООН о статусе беженцев и законодательству ЕС в этой области.

Использовать вооруженные силы для сдерживания потоков беженцев готовы также Хорватия, Болгария (на границе с Турцией), Чехия, и Финляндия.

Таким образом, под угрозой оказалось само существование Евросоюза. Как заметил федеральный канцлер Вернер Файманн, "необходимы активные и скоординированные усилия для борьбы с проблемой беженцев, бездействие же грозит не только европейской идее, но и всему проекту под названием Европейский союз".

4. Политическая нестабильность. Неконтролируемая миграция оказывает влияние на политическую стабильность европейских стран, так как общественная и политическая активность мигрантов и этнический сепаратизм существенным образом ограничивают функциональность социальных, правовых и политических институтов. Политизация миграционных процессов выражается в стремлении переселенцев выдвигать и отстаивать собственные социально-экономические, политические и культурные интересы посредством создания политических партий и движений, в том числе и радикальных. Среди выдвигаемых ими требований - предоставление равных прав с коренным населением, в том числе права на самобытное этнокультурное развитие, участие в местных выборах, облегчение процедуры получения гражданства, и т. д.

Основные направления политической активности мигрантов в странах ЕС: организация протестных акций (митинги, пикеты, демонстрации), политическая деятельность мигрантских общин на муниципальном уровне, этнический лоббизм на высшем политическом уровне (транснациональная политика мигрантских общин), использование парламентских методов политической борьбы. Представители мусульманских ассоциаций лоббируют также интересы своих соотечественников в правительствах таких стран, как Франция, Германия, Великобритания и ряда других.

Результатами такой деятельности являются: облегчение процесса натурализации во многих европейских странах; предоставление права голоса на местных выборах; формирование совещательных органов, призванных оказывать поддержку мигрантам, в том числе и политическую; рост числа религиозных учреждений с перспективой исламизации континента.

Все большую актуальность приобретает проблема взаимоотношения европейских государств с мигрантами-мусульманами, которые являются самой многочисленной и наиболее активной частью населения мигрантов. При этом обращает внимание их религиозный фанатизм, применение насильственных методов утверждения своего религиозного мировоззрения и связь мигрантов-мусульман с террористическими организациями в Северной Африке и на Ближнем Востоке, что представляет прямую угрозу национальной безопасности стран Евросоюза. Например, сейчас в Великобритании открыто действуют семь радикальных исламистских организаций, насчитывающих, по разным оценкам, от 130 до 180 тыс. человек. По утверждению зарубежных специалистов, примерно 2/3 исламистских сайтов, содержащих призывы к религиозной нетерпимости, поддерживаются именно Соединенным Королевством.

Примером такого рода деятельности является Радикальная Европейская арабская лига (ЕАЛ), которая открыто выступает с требованием официального прекращения политики интеграции иммигрантов-мусульман в общество принимающей страны, настаивает на превращении арабов в "равноценный этнос", придании арабскому языку статуса государственного, а исламу - роли официальной религии, введении квот для мусульман в учебных заведениях и государственных учреждениях. Активисты ЕАЛ наравне с полицией патрулируют улицы населенных мусульманами кварталов г. Антверпен, наблюдая за "правильностью" действий местной полиции. По некоторым данным, по своей направленности лига близка к организации "Хезболлах" и ее целью является создание в Европе исламского государства.

В настоящее время в странах Западной Европы официально проживает более 16 млн мусульман. Лидером является Франция, где ислам исповедует 5,5 млн человек (около 7 % населения), второе место занимает Германия (4,3 млн, или около 5 %), третье - Великобритания (2,8 млн, или 4,5 %), четвертое - Италия (1,5 млн, или 2,5 %) и пятое - Испания (1 млн, или 2,2 % населения).

Население указанных стран пытается противостоять происходящим процессам. А там, где это возможно, выражает свое мнение посредством референдумов. Так, в Швейцарии на референдуме в феврале 2014 года большинство жителей страны высказались за ограничение иммиграции из ЕС и введение на нее соответствующих квот. О настроениях населения свидетельствуют также результаты социологических опросов. Например, согласно исследованиям центра "Мильворд Браун" (Millward Brown), 56 % жителей Польши выступают против размещения в республике беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. Противоположной позиции придерживаются 38 % респондентов. Даже в наиболее лояльной к беженцам Германии 56 % населения полагает, что их массовый приток может существенно изменить политическую и социально-экономическую ситуацию в стране.

Рост миграции, формирование мигрантских общин и обособленное развитие этнических меньшинств приводят к росту ксенофобии и национализма среди коренного населения европейских государств, усилению активности ультраправых партий и организаций, призывающих к защите национальной идентичности, что, в свою очередь, порождает новые угрозы и вызовы национальной безопасности.

Все более популярными в странах-участницах становятся ультраправые политики (Й. Хайдер в , Ж.-М. Ле Пен во Франции, П. Кьярсгаард в Дании, Ф. Девинтер в Бельгии), в программах которых в обязательном порядке присутствует положение о запрете миграции и высылке иммигрантов. По мнению лидера французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен, массовый приток мигрантов, с которым столкнулся сейчас Евросоюз, сопоставим с нашествием на Западную Европу варваров в IV веке и "если французский народ не предпримет никаких действий, миграционное вторжение, которое мы переживаем, будет ничуть не лучше чем то, что было в IV веке. И, вероятно, будет иметь такие же последствия".

Обращают на себя внимание и слова, произнесенные в свое время лидером Ливии М. Каддафи: "Мы видим признаки того, что Аллах дарует победу исламу в Европе без оружия и завоеваний. Нам не нужны террористы, нам не нужны смертники. Более чем 50-миллионная мусульманская община Европы сделает ее мусульманским континентом за считанные десятилетия".

Таким образом, политизация миграционных процессов в современной Европе несет в себе значительный конфликтный потенциал и угрожает европейской идентичности и стабильности на континенте.

5. Рост экономической и социальной напряженности. Массовое неконтролируемое переселение иностранных граждан в благополучные европейские государства зачастую ухудшает там социальную обстановку, способствует развитию "теневой" экономики, создает неконтролируемую ситуацию и угрозу национальному рынку труда. В силу своей природы нелегальная миграция вступает в тесные связи с нелегальным бизнесом, а следовательно, смыкается с организованной преступностью, которая, в свою очередь, заинтересована в потоке мигрантов как в источнике существенных доходов. Так, в связи с намерением Германии разместить у себя до 800 тыс. беженцев министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле планирует уже в этом году представить пакет мер экономии в связи с увеличением расходов на беженцев. Речь идет об экономии всеми федеральными министерствами в 2015 году около 500 млн евро. Кроме того, правительство этой страны намерено оказать в 2016 году единовременную помощь федеральным землям ФРГ в размере 4,1 млрд евро, которая пойдет на нужды, связанные с приемом и обустройством беженцев.

По утверждению премьер-министра Чешской Республики Богуслава Соболей, в настоящее время континент неспособен принять постоянно усиливающийся поток беженцев, в связи с чем если в ближайшие месяцы наплыв мигрантов не спадет, то почти все европейские государства могут пережить крах социальной системы.

6. Деформация этнодемографической структуры населения. В условиях интенсивной миграции кардинально меняется этнический состав населения многих стран и крупных городов. Наиболее яркий пример - Соединенные Штаты. Сегодня каждый четвертый американец - небелый. По данным Бюро переписи США, в 2000 году около 18 % населения страны не разговаривало дома на английском языке, а 4 % - просто не знают его или владеют им очень слабо. В 60 % случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки.

Аналогичные процессы происходят и в Европе. Официально сейчас в странах ЕС проживают 18,4 млн иммигрантов, или всего около 5 % населения. Однако с учетом нелегальных мигрантов и натурализовавшихся иностранцев их, по оценкам западных специалистов, намного больше - от 25 до 29 млн человек. В Лондоне доля белого населения к середине столетия сократится (в %) с 72 до 45, африканцев - с 11 до 9, а доля выходцев из Южной Азии увеличится с 10 до 26, китайцев - с 3 до 6, метисов - с 4 до 14. Получение же статуса беженца дает возможность на соединение членов семьи, что приводит к дальнейшему росту мигрантов в европейских странах.

Таким образом, изменение этнического состава населения крупных городов и стран - необратимая тенденция глобализации мировой экономики. Этот процесс приводит к росту межэтнических проблем. Так, косовский кризис, интерпретировавшийся в начале 80-х годов как внутриполитический и идеологический, быстро перерос в этнический конфликт между албанцами и сербами.

В целом национально-этнические конфликты, агрессивный национализм, принимающий вооруженные формы сепаратизм являются разрушительной силой для гражданского общества европейских стран.

7. Угроза распространения эпидемий и заболеваний. Население континента опасается эпидемий холеры и других заболеваний, которые беженцы могут принести с собой. Даже Международный Красный Крест не в состоянии сейчас определить, сколько среди них больных и каков полный список возможных заболеваний, переносимых мигрантами. Ведь плотный поток нелегалов не позволяет регистрировать больных, тщательно проводить их медосмотр, так как медики не успевают делать анализы. В больницы попадают лишь люди с явными признаками заболевания.

Проблема осложняется еще и тем, что с наступлением осени на Ближнем Востоке и, особенно, в Африке возникают эпидемии. Так, в сентябре в Ираке отмечена вспышка холеры, в связи с чем группа депутатов иракского парламента потребовала от правительства ввести в стране режим чрезвычайного положения. В Сирии из-за разрушенной системы водоснабжения ситуация также угрожающая. В Афганистане в августе началась эпидемия холеры - на северо-востоке страны уже заразились 1,5 тыс. ^человек. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Йемене в медицинской помощи нуждается множество людей, более 300 тыс. из которых стали беженцами. Там же, согласно заявлению представителя ВОЗ К. Линдмайера, "число заразившихся лихорадкой Денге за последнее время увеличилось более чем в 3 раза. Остается риск других инфекционных заболеваний, таких как холера". Смертность от лихорадки Денге достигает 50 % Инкубационный период этой болезни составляет до двух недель, причем человек выглядит здоровым и может беспрепятственно добраться до Европы. Там об этой болезни не слышали с 30-х годов прошлого века. Теперь же ее вспышки зафиксированы во Франции и Хорватии.

По-прежнему не устранена угроза эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке. По данным ВОЗ, число ее жертв с февраля 2014-го по март текущего года превысило 10 тыс. человек.

Таким образом, в условиях геоэкономического кризиса фактор неконтролируемой нелегальной миграция остается серьезным вызовом европейской и международной безопасности. Он оказывает негативное влияние на экономическое и социальное благополучие стран Евросоюза, способствует росту контрабанды оружия, боеприпасов и ВВ, незаконному обороту наркотиков, террористическим и экстремистским проявлениям, росту преступности, расширению подпольного рынка труда, распространению опасных инфекционных заболеваний, деформации этнодемографической структуры обществ, оживлению сепаратистских настроений и нарастанию внутриполитической нестабильности.

Следует отметить, что конфликты на Ближнем Востоке должны быть делом прежде всего богатых арабских стран, Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации Исламского Сотрудничества. По словам официального представителя иракского МИД А. Джамаля, "арабские страны в настоящее время находятся в удручающем положении с гуманитарной точки зрения и свидетельством этого становятся сотни тысяч арабских беженцев из государств региона. Очень жаль, что ни одна из структур ЛАГ, в отличие, например, от Евросоюза, так и не разработала чрезвычайного плана, направленного на срочное решение проблемы беженцев". По мнению дипломата, такая бездеятельность говорит о "неуклонном снижении уровня межарабского сотрудничества и двойных стандартах в деятельности самой межарабской организации". В то же время, по утверждению представителей Саудовской Аравии, в королевстве уже находятся около 2,5 млн сирийцев, покинувших свою страну с 2011 года, когда начался конфликт между Дамаском и вооруженной оппозицией.

На этом фоне европейские политики предлагают различные способы решения неконтролируемой массовой миграции, в том числе проведение в Евросоюзе законодательных реформ, которые поставили бы заслон нелегальным мигрантам. Среди других путей премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предлагает оказание помощи странам, из которых прибывают иммигранты, ограничение потока экономических иммигрантов при действительной поддержке беженцев, спасающихся от войны. Кроме того, королевство готово направить в международные воды между Северной Африкой и побережьем Италии военный корабль для борьбы с перевозчиками, незаконно осуществляющими переправку экономических мигрантов и беженцев в страны ЕС.

Аналогичной позиции придерживается Германия, правительство которой приняло в сентябре решение о расширении участия бундесвера в операции Евросоюза "Евронавфор - Средиземноморье" по борьбе с нелегальными перевозчиками беженцев в Средиземном море. В будущем в них планируется задействовать до 950 военнослужащих бундесвера, которые получат право останавливать и уничтожать суда нелегальных перевозчиков (до сих пор операции ЕС в Средиземном море ограничивались сбором информации и спасением беженцев с кораблей, потерпевших крушение).

Кроме того, руководитель Мюнхенской конференции по безопасности, известный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер призвал правительство ФРГ в свете миграционного кризиса созвать международную конференцию по Ближнему Востоку с участием России и Ирана с целью создания платформы для выстраивания новой архитектуры безопасности на Ближнем Востоке.
Сам президент США Б. Обама в ходе встречи в сентябре с испанским королем Филипе VI заявил, что Европа, Соединенные Штаты и весь остальной мир должны сотрудничать в решении проблемы миграционного кризиса. Он заявил даже о готовности Вашингтона в течение двух лет принять 15 тыс. сирийских беженцев - "весомый" американский вклад в решение проблемы, если учесть, что Сирию начиная с 2011 года покинули около 4 млн человек, то есть пятая часть населения страны.

Ряд других политиков усматривают причины крупнейшего после Второй мировой войны мигрантского кризиса в провокационных действиях США и ЕС на Ближнем Востоке, способствующих разжиганию региональных майданов, вооруженных конфликтов и созданию экстремистских террористических организаций. С учетом этого приходит понимание необходимости проведения политики, направленной на мирное урегулирование конфликтов и создание в странах региона приемлемых для населения социально-экономических условий, что исключило бы масштабные миграционные потоки беженцев. В противном случае велика вероятность превращения Европы в Еврабию, источник нестабильности и даже вооруженных конфликтов.

Первые шаги в этом направлении были предприняты на экстренном саммите ЕС 23 сентября, на котором главы государств и правительств утвердили основные предложения Еврокомиссии (ЕК) по урегулированию миграционного кризиса. На его преодоление Евросоюз готов израсходовать в ближайшие два года 9,2 млрд евро, из которых 1 млрд будет направлен Турции, 700 млн - Македонии, 100 млн экстренной помощи - странам Евросоюза, 200 млн Всемирной продовольственной программе, 300 млн - на оказание прямой гуманитарной помощи беженцам и 600 млн европейским агентствам "Фронтекс" и Европол в 2016 году. Странам Евросоюза придется также выделить из национальных бюджетов средства для финансирования решения проблемы беженцев.

Принято решение об открытии до конца ноября с. г. центров по приему и регистрации беженцев на внешних границах ЕС и об их усилении за счет значительного расширения ресурсов, имеющихся в распоряжении европейского агентства по контролю границ "Фронтекс", а также агентства по координации действий полицейских структур - Европола. В центрах по предоставлению убежища, так называемых "горячих точках", которые планируется создать в Греции и Италии, сотрудники и эксперты агентства "Фронтекс", Европейского офиса по вопросам убежища и Европола будут помогать идентифицировать, регистрировать и снимать отпечатки пальцев мигрантов при их въезде в ЕС. Эти меры должны быть подкреплены созданием действенной системы возврата мигрантов, не имеющих права на получение убежища. К концу года Еврокомиссия должна также представить проект создания эффективной системы охраны границ ЕС.

Кроме этого, участники саммита пришли к пониманию необходимости урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Так, в итоговом заявлении отмечается, что требуется "предпринять новые международные усилия" для стабилизации ситуации в Сирии, которая является одной из основных стран-источников миграции, и Ливии, превратившейся в ключевой транзитный пункт для беженцев из Северной и Экваториальной Африки, направляющихся в ЕС. При этом президент Франции Ф. Олланд и канцлер Германии А. Меркель подчеркнули, что Евросоюз должен сотрудничать с Россией, Ираном и странами Персидского залива для проведения новой мирной конференции в женевском формате для прекращения войны в регионе.

К обсуждению согласованных министрами внутренних дел стран ЕС квот на прием 120 тыс. мигрантов в дополнение к 40 тыс. беженцев, прием которых был согласован в июле, саммит не возвращался. Накануне министры внутренних дел 28 стран Евросоюза путем голосования одобрили на экстренном заседании в Брюсселе предложение Еврокомиссии о распределении между европейскими странами дополнительных 120 тыс. мигрантов из числа прибывших в Грецию, Италию. Против такой системы квот выступили Чехия, Словакия, Венгрия и Румыния, а Финляндия воздержалась. Однако такое решение по квотам, согласно европейским юридическим нормам, является обязательным и эти страны обязаны его выполнить. При этом Великобритания, Ирландия и Дания не обязаны участвовать в этой схеме и берут на себя добровольные обязательства по приему беженцев (эти государства при вступлении в Евросоюз поставили условием не участвовать в общей миграционной политике).

В то же время, как отметил председатель Европейского совета Д. Туск, принятые квоты о распределении 120 тыс. беженцев не разрешат миграционный кризис. Более того, в экстренных ситуациях страна ЕС может приостановить прием беженцев и уведомить Еврокомиссию о том, что она не в состоянии принимать участие в их приеме. Окончательную систему квот Еврокомиссия и Европарламент на законодательном уровне внесут на рассмотрение Евросоюза только в 2016 году. Кроме того, Еврокомиссия должна сформулировать в ближайшей перспективе предложения по долгосрочному выходу из миграционного кризиса.

Несмотря на видимое единство, в ЕС сохраняются противоречия между членами этой организации. Так, по утверждению премьер-министра Словакии Р. Фицо, его страна никогда не согласится с предложенным Брюсселем механизмом распределения беженцев, так как вовсе не Братислава бросала бомбы на ливийцев. Словакия будет действовать по двум направлениям: во-первых, подаст иск по этому поводу в суд ЕС в Люксембурге; во-вторых, не станет выполнять решение о квотах на беженцев, принятое министрами внутренних дел на экстренном Совете ЕС 22 сентября. В свою очередь, Франция заявила, что намерена разместить на своей территории не более 30 тыс. беженцев, а Венгрия планирует построить заграждение на границе с Хорватией. Становится очевидным, что Евросоюз не в состоянии принять всех беженцев из конфликтных регионов.

Таким образом, принятые на саммите Евросоюза решения способны только на время частично смягчить проблему неконтролируемых потоков беженцев и показывают неспособность этой организации самостоятельно решать ее в дальнейшем. Актуальным становится вопрос о совместных усилиях ЕС, России, стран Ближнего Востока и других заинтересованных государств в урегулировании ситуации в регионе и создании там нормальных социально-экономических условий, что позволит существенно уменьшить угрозу массовой миграции в Европу и стабилизировать ситуацию на континенте.

Миграционный кризис в Европе, обострившийся в 2015 году, стал настоящим испытанием как для Европейского союза, так и для российско-европейских отношений. В первом случае заговорили о рисках распада ЕС, провале политики мультикультурализма, угрозе для европейской цивилизации и дестабилизации общественной безопасности. Во втором - еще больше убедили Европу в том, что Россия подрывает мировой порядок, усугубляет миграционный кризис в Европе посредством военной операции в Сирии.

МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ЦИФРАХ

В 2015 году согласно данным Евростата в Европу прибыло 1,25 млн. беженцев, что более чем в два раза превысило уровень 2014 года (562,68 тыс). И это данные официальной статистики - то есть цифры по тем, кто получил статус беженцев.

Около 35% потока устремлено в Германию (рис. 1).

Рис. 1. Количество беженцев по странам размещения (по данным Евростата)

Основной состав беженцев - это сирийцы (29%), причем половина из них попросила впервые убежище именно в Германии, 14% всех беженцев в Европе - это жители Афганистана, 10% - иракцы (рис. 2).

Рис. 2. Количество беженцев по странам гражданства (по данным Евростата)

Самый высокий процент одобрения заявок на получение статуса беженца из обратившихся продемонстрировали Болгария (91% по данным 4-ого квартала 2015 года), Мальта (91%), Нидерланды (86%), Дания (77%), Кипр (76%) и Германия (72%). Во Франции и Великобритании эти показатели значительно ниже и составляют соответственно 28% и 37%. 98% заявок от сирийцев получают положительный ответ, в то время как уровень одобрения выходцев из Балкан составляет менее 3%. Европа, несмотря на рост напряженности внутри Союза, продолжает мягкую политику в отношении беженцев. Естественно, что это негативно сказывается на рейтинге политических лидеров - они теряют доверие на фоне массовых беспорядков и увеличения экономической нагрузки.

Резкий приток мигрантов начался в июне 2015 года. Стоит отметить, что к моменту начала российской военной операции в Сирии миграционный поток составлял 165,3 тыс (сентябрь 2015 г.) и это был пик беженцев из Сирии. В первый месяц российской военной операции поток беженцев из Сирии стал падать, к концу года немного превышал уровень августа 2015 года. Рост миграционного потока в Европу в октябре был обусловлен афганскими беженцами, а это уже не имело никакого отношения к российской военной операции. Однако следует отметить, что пик притока беженцев из Сирии приходится на август-сентябрь, как раз тогда, когда в сообщениях СМИ появилась информация, что Россия активизировала поставки воздушными и морскими путями военной помощи в Сирию для поддержки режима Башара Асада.

Из направлений миграционного потока лидируют следующие маршруты. Из Турции преимущественно сирийские и афганские мигранты направляются в Грецию, откуда затем в Венгрию. На этот маршрут в 2015 году пришлось 57% беженцев. Именно поэтому Европа стремится прийти к решению проблемы с помощью Турции. Этот маршрут чаще всего используют мигранты с детьми. Второе направление - через Италию (39,5%) в Европу прибывают беженцы из Эритреи, Нигерии и других африканских республик. Еще небольшой поток беженцев достигает испанских берегов - это сирийцы и жители африканских республик. Это направление теряет популярность из-за ужесточения контроля со стороны марокканских властей. Италия, Греция и Венгрия становятся перевалочными базами, в то время как основной поток устремлен в центр Европы. За статусом беженца к Венгрии обращаются те, кто получил отказ в других европейских странах.

Европейские страны предоставляют довольно широкие социальные преференции (табл.1), превращающие далекую Европу более желанным местом убежища, чем Турция, Иран, Иордания и другие страны, принимающие беженцев.

ТАБЛИЦА. Социальные пособия беженцам в странах Европы

По оценке МВФ расходы на мигрантов в Европе в 2016 году будут варьировать от примерно 1% национального дохода до совершенно незначительной доли в Великобритании, Испании и на Кипре. Хотя МВФ дает положительный прогноз роста экономики ЕС в результате интеграции мигрантов, то есть за счет дешевой рабочей силы, на практике это маловероятно с учетом квалификационных навыков мигрантов, их знания европейских языков и других факторов, включая то, что получать пособия, не прилагая труда, многих устраивает больше. Миграционный кризис Европе пока выражен убытками, покрыть которые страны пытаются разными способами. Например, одно из предложений со стороны министра финансов Германии - ввести общеевропейский дополнительный налог на бензин. А это уже удар по кошельку каждого европейского жителя, где же тут найти прагматичному европейцу место в своем сердце для толерантности и уважения к мигранту?

ПРИЧИНЫ КРИЗИСА

Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы - Италию, Грецию и Венгрию.

Все эти предпосылки привели к ряду факторов, которые и спровоцировали кризис. Во-первых, между членами ЕС не было солидарности в принятии совместных правил решения проблемы расселения беженцев, это привело к чрезмерной нагрузке на миграционные службы отдельных стран.

Во-вторых, Европа экономически не была готова к наплыву: совокупная первоначальная квота на беженцев составляла около 66 тысяч человек, но никак не 1,2 млн! В отличие от Ближнего Востока, где за жилье идут палатки в лагерях в силу мягкого климата, Европе приходится представлять отапливаемое жилье.

В-третьих, миграционные процессы уже вышли из-под контроля, приобретя характер стихийности. Если ранее ливийский лидер М.Каддафи сдерживал поток, который оседал в благоприятной для жизни Ливии, то теперь проблемой беженцев и регулированием уже никто не занимается.

К внешним факторам стоит отнести процессы, протекающие за пределами Европы: непрекращающийся конфликт в Сирии, Ираке и Афганистане, нагрузка на лагеря беженцев на территории стран Ближнего Востока, в результате которой лагеря стали экономить на содержании беженцев, сократив рацион питания и прочее, расширение территории, подконтрольной силам ИГИЛ.

ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА ЕВРОПУ

Миграционный кризис привел к ряду негативных эффектов.Первым из которых можно считать риски раскола Европы с перспективой выхода из состава Союза Великобритании.

В Великобритании 43% жителей готовы проголосовать за выход страны из ЕС, решение продиктовано наплывом беженцев. Учитывая, что 17% воздержалось от голосования, стоит ожидать, что если референдум до конца 2017 года все же состоится, то победу на нем одержат сторонники выхода из Европейского союза.

Европа отчетливо размежевалась на страны, выступающие за прием мигрантов, и государства с антимиграционными настроениями. Восточноевропейские страны попытались возложить вину за происходящее на западные, поскольку последние участвуют в военной операции в Сирии. Традиционными становятся высказывания, аналогичные фразе премьер-министра Венгрии - «это - не проблема Европы. Это проблема Германии», заявлению вице-премьера и министра финансов Чехии Андрея Бабиша - «так пусть этим (немецкие политики) и занимаются, а не навязывают нам свое решение позвать кого-то». Беженцы, по его убеждению, «несут в себе опасность, их стремлением является не ассимиляция, а разврат европейской культуры».

В Восточной Европе растет недовольство относительно принятого в сентябре 2015 года плана ЕС по распределению 120 тыс. беженцев и мигрантов. Словакия и Венгрия пытаются оспорить решение о распределении мигрантов в Европейском суде юстиции в Люксембурге. Премьер-министр Венгрии заявил, что «обязательные квоты на мигрантов без учета мнения населения - это превышение власти». Премьер Словакии назвал это решение «ритуальным суицидом».

Страны ЕС уже буквально соревнуются между собой за самые жесткие условия для беженцев с целью снижения привлекательности страны. Австрия пошла на нарушение законов ЕС и объявила, что будет принимать в сутки не более 80 заявлений на предоставление убежища. В Дании с февраля вступил в силу закон, предоставляющий полиции право обыскивать и изымать у иммигрантов деньги и ценные вещи на сумму более 10 тыс. датских крон (примерно $1,5 тысячи). Такие меры уже были введены Швейцарией и некоторыми землями Германии. Формально отобранные средства пойдут на покрытие расходов на прием и содержание беженцев. В Дании также действует запрет для некоторых беженцев на перевозку своих семей в страну в течение трех лет после получения убежища. Германия ввела положение о высылке на родину беженцев из тех стран, которые признаны безопасными - Албании, Косово, Черногории, Марокко, Алжира и Туниса. В стране стали действовать ограничения на расселение беженцев, требуется прохождение курсов профессиональной подготовки для молодых иммигрантов, часть расходов на которые должны взять на себя сами беженцы. Швеция ввела временную проверку документов на границе с Данией, то есть все прибывающие на автобусах, поездах и судах с юга не смогут попасть без соответствующих разрешений.

Эти действия указывают, что европейские страны проводят политику исходя из своих национальных интересов, невзирая на основы европейской интеграции. Государства Европы не готовы решать коллективно проблемы в том виде, в каком предлагает Германия. Но и собственного проекта преодоления кризиса они не выдвигают, предпочитая отгораживаться от мигрантов и от самой проблемы ограничительными мерами.

Второй негативный эффект - это рост террористической угрозы.

В Европе распространено убеждение, что вместе с мигрантами проникают террористы и вербовщики. Учитывая, что более 50% - это молодые мужчины из зон конфликтов, эти опасения не лишены оснований. В 2014 году власти Нидерландов выявили среди просителей убежища 50 подозреваемых в военных преступлениях. В 2015 году они идентифицировали 30 человек, подозреваемых в военных преступлениях. По данным Европола в Европе сейчас могут находиться порядка 5 тыс джихадистов, прошедших обучение в тренировочных лагерях террористов. Некоторые участники парижских терактов вернулись в Европу под видом беженцев. Эти сообщения формируют в европейском обществе атмосферу страха и неприятия к беженцам, на чем активно играют оппозиционные политики.

Третий - дестабилизация общественной безопасности.

Беспорядки в канун нового года в немецких городах Кёльн, Гамбург, Штутгарт, Берлин, Франкфурте-на-Майне, Нюрнбург. В странах - Швеции, Финляндии, Австрии, Швейцарии и др. Беженцы виновны в преступлениях против женщин, воровстве, нанесении телесных повреждений. В сети появляются многочисленные ролики нападения беженцев на пожилых людей, женщин.

Четвертый эффект - усиление оппозиционных общественных сил, выступающих за интересы европейцев, ущемляемые миграционной политикой.

Эти силы зачастую радикальны и маргинальны, но приобретают популярность на фоне картины беззащитности европейцев перед агрессивными мигрантами. Например, в Эстонии зарегистрировали некоммерческую организацию «Солдаты Одина», сферой деятельности которой названа защита и сохранность прав граждан и определенных групп населения. Движение намерено патрулировать населенные пункты для противодействия преступлениям со стороны мигрантов. Членами организации могут быть лица не моложе 21 года. В уставе ничего не говорится о запрете на членство лиц с уголовным прошлым. Движение зародилось в Финляндии после сообщений о массовых случаях насилия беженцев в Европе по отношению к женщинам, распространилось на Эстонию и Норвегию.

Активнее призывы левых и ультраправых. Лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен высказываясь о проблеме миграции, объявила, что Германия своей миграционной политикой решает задачу снижения оплаты труда за счет найма «рабов». Кризис мигрантов бьет в первую очередь против инициаторов: партия канцлера ФРГ Ангелы Меркель Христианско-демократический союз проиграла в двух федеральных землях из трех в мартовских региональных выборах. В парламенты всех трех земель прошла правопопулистская партия «Альтернатива для Германии», в состав которой входят выступающие за ужесточение миграционной политики евроскептики. Растут антимигрантские настроения у жителей государств, принимающих мигрантов. Например, в Германии после того, как в СМИ появилась информация, что страна до 2020 года готова принять 3,6 млн беженцев, было совершено очередное нападение на здание, в котором планируется оборудовать центр для приема беженцев (населенный пункт Грефенайнихен). В Финляндии совершались неоднократные попытки поджечь несколько центров приема беженцев. В Эстонии состоялась акция против массовой миграции и исламизации Европы под руководством Консервативной народной партии. На этом фоне политики во власти, ответственные за принятие решений, продолжают терять свою популярность, что в перспективе может привести к смене политического пейзажа Европы.

Пятый эффект - изменение европейской идентичности, размытие христианства мусульманством.

Учитывая тот факт, что в Европе беженцы - это те, кто только временно прибыл в страну и покинет ее, как только будет такая возможность, европейские программы не предусматривают никакой адаптации или интеграции беженцев.

Президент Чехии Милош Земан, по факту выражая мнение большинства политиков ЕС, заявил, что «опыт стран Западной Европы, в которых существуют районы компактного проживания, указывает на то, что интегрировать мусульман практически невозможно. В их странах у них своя культура, не стоит ее принимать в Европе, иначе все закончится как в Кельне». По его убеждению интеграция возможна лишь в случае схожести культур (пример - украинская диаспора), а беженцы из Ирака и Сирии «должны взять в руки оружие и противостоять боевикам Исламского государства вместо того, чтобы бежать в Европу». Европа убеждена, что христианский и мусульманский миры не способны ужиться, но в то же время требует мира в ближневосточных странах, где обостряются конфликты именно на религиозной почве - между суннитами и шиитами, между христианами и мусульманами. Выходит, что европейские политики требуют того, во что сами не способны поверить?

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРЕШЕНИЮ КРИЗИСА

Европа, которая так рьяно отстаивает права человека, а Европейский суд присуждает порой компенсации по чрезвычайно надуманным по меркам российской жизни поводам, в отношении беженцев применила беспрецедентные меры.

1. Это заградительная стена, местами с колючей проволокой и полицией для предотвращения попыток нелегального пересечения границы.

Временный контроль на своих границах ввели Бельгия, Дания, Германия, Венгрия, Австрия, Словения, Швеция и Норвегия. Франция ввела пограничный контроль в связи с проведением климатического саммита, а также после терактов 13 ноября в Париже. Свои границы для потока беженцев закрыли Македония, Словения. Хорватия ввела запрет на транзит беженцев через территорию страны. Сербия, которая не входит в состав ЕС, опасаясь концентрации мигрантов на своей территории в результате закрытия европейских границ, преградила границу с Македонией. Беженцы, в том числе нелегальные мигранты, скапливаются на территории Греции из-за ужесточения пограничного контроля Македонией. В связи с тем, что балканские страны ввели ограничения на проход до 580 человек в день, Болгария в условиях ожидаемого наплыва беженцев весной приняла решение на границе с Турцией в случае необходимости привлекать армию. Европа также планирует создать общую пограничную службу ЕС в составе полторы тысячи человек.

2. Уничтожение лагерей беженцев в местах скопления.

Например, власти Франции приступили к демонтажу строений на территории лагеря беженцев в городе Кале, где скопилось до 4 тыс. человек, надеющихся добраться до Великобритании. Всех мигрантов переселяют в ближайший лагерь. Греческие власти планируют расселить стихийный лагерь беженцев, сформировавшийся в населенном пункте Идомени на греческо-македонской границе.

3. Привлечение к решению кризиса сил НАТО, которые будут предоставлять информацию, чтобы помочь греческой и турецкой береговой охране более эффективно выполнять свою работу.

То есть непосредственно силы НАТО разворачивать корабли не будут. Остается в таком случае закономерный вопрос - что европейцы будут делать с нелегальными мигрантами? Отправлять их обратно, но тогда велики риски гибели. Миграция в Европу стала прибыльным делом для контрабандистов. Спрос на перевозки настолько высок, что превышает доступные судовые средства. В результате на судах перегруз, они часто не соответствуют требованиям безопасности, что и приводит к многочисленным затоплениям.

4. Договоренность с Турцией, через которую в Европу идет самый многочисленный маршрут.

Европейский подход сводится к сдерживанию потока беженцев в Турции. Для этого планируется выделить Анкаре порядка 3 млрд евро на год для обеспечения достойных условий пребывания беженцев на территории Турции, а также для проведения контроля над потоками мигрантов в Европу. Турция также должна предоставить разрешение на работу сирийским беженцам. Первыми такими проектами на сумму 95 млн евро, объявленными Европейской комиссией, станут инициативы в области образования и гуманитарной помощи. По заявлению президента Турции Р.Эрдогана его страна уже приняла 3 млн сирийцев и иракцев, затратив с 2011 года $10 млрд на помощь мигрантам, в то время как ООН выделила им лишь $455 млн.

Турецкая позиция в решении миграционного кризиса была ультимативной: или 3 млрд на год, а не на два, или Турция перестанет сдерживать миграционный поток в Европу, открыв границу с Грецией и Болгарией. 18 марта было достигнуто соглашение между ЕС и Турцией по регулированию миграционной ситуации, беспрецедентное по числу уступок турецкой стороне. Согласно соглашению Турция должна обменять из ЕС нелегальных мигрантов, прибывших в Грецию после 20 марта этого года, на легальных сирийских беженцев, при этом отправка нелегалов будет осуществляться за счет Европейского Союза. ЕС может выделить для этого 72 тысячи мест, из них 18 тысяч мест одобрены в рамках программы переселения в ЕС беженцев из третьих стран, 54 тысячи мест предстоит согласовать. Турция обязуется принять меры для предотвращения открытия новых морских или сухопутных путей нелегальной миграции в ЕС. Взамен Турция получит такие преференции, как ускорение переговоров о визовой либерализации (ЕС не позднее конца июня должен отменить визы для турецких граждан), открытие новых глав переговорного досье о присоединении к ЕС и предусмотренные для нее ранее 3 миллиардов евро и дополнительное финансирование (предположительно до 6 млрд евро). К совместным обязательствам отнесено улучшение гуманитарной ситуации в самой Сирии.

Соглашение вызвало очередные споры в Союзе. Ряд европейских политиков осуждает это соглашение, ссылаясь на то, что Турция поддерживает Исламское государство, она несет ответственность за изгнание более двух тысяч курдов со своей территории. В Италии лидеры партий называют соглашение «самоубийственным», «с угрозой заполонить нас мигрантами, турки возвращаются домой с 3 миллиардами евро и обещанием войти в Европу» (лидер итальянской партии «Лига Севера» Маттео Сальвини). Д.Кэмерон хотя и оценил соглашение позитивно, при этом подтвердил, что Великобритания не предоставит гражданам Турции безвизовый режим и не примет большего числа беженцев, то есть не поддержит обязательств Европы.

Реакция многих политиков в Европе, так же как и самих европейцев, негативная. Чешский вице-премьер Бабиш возмущен ситуацией, что мигранты имеют такие широкие права в Европе и получают социальные льготы, «невозможно, чтобы европейцы имели меньшие права, нежели иммигранты, чтобы местное население приспосабливалось к беженцам». Его призыв - «с нынешней бессмысленной политической корректностью должно быть покончено, мы не можем из-за нее игнорировать действительные проблемы. Беженцы должны вести себя как гости, то есть, прилично, и не должны выбирать, например, что им есть». Эти настроения отражаются в конкретных действиях - в рамках этих подходов страны выстраивали ограждения, держали беженцев за колючей проволокой. Где здесь политкорректность? Или стоит вспомнить, что в Уэльсе прибывающим мигрантам выдают специальные яркие браслеты, которые они обязаны носить постоянно, иначе лишатся права на бесплатную еду. В Мидлсбро, частная компания, занимающаяся приемом мигрантов, выкрасила их двери в красный цвет, сделав их легкой мишенью для оскорблений и нападений. Все это отчасти напоминает практику фашистов в отношении евреев на подконтрольной властям Германии территории, которые должны были носить желтую звезду в знак отличия.

5. Еврокомиссия в марте этого года представила план действий по спасению Шенгенской зоны.

В нем предусмотрены такие меры, как устранение Грецией недостатков контроля на внешних границах Шенгена. Прекращение странами-членами процесса пропуска потока беженцев через свою территорию в другие страны-члены. В плане сказано, что восстановление пограничного контроля отдельными странами в одностороннем порядке должно уступить место более скоординированному европейскому подходу, призванному избавиться от проверок внутри шенгенских границ к декабрю 2016 года.

Решения, которые принимает Евросоюз, доказывают, что Европа не способна выступить единым фронтом, европейская демократия по факту сводится к диктату главного спонсора Союза - Германии.

РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ

Россия не является притягательной для беженцев страной. В отличие от Европы с ее ежемесячными пособиями от 100 евро в России беженцам полагается единовременная выплата в размере…100 рублей! То есть, сумма, которая и государственную пошлину на подачу документов о статусе беженца не покрывает. Поэтому весь миграционный поток, который проникает в Россию из ближневосточного региона, нацелен на одно - прямиком из России попасть в страну - член ЕС, а там уже открыты возможности передвижения. Пока восточная граница по линии Сербии ужесточается, беженцы начинают прокладывать альтернативный маршрут - из России в Финляндию, Норвегию.

По сообщениям главы ФМС с осени 2015 года увеличилось число иностранцев, которые пытаются использовать Россию для транзитного проезда в Финляндию. В основном это граждане Сирии, а также других стран Ближнего Востока, Азии и Африки. Впоследствии эту границу закрыли, на данный момент главный канал миграции - это норвежско-российская граница, которую беженцы преодолевают на велосипедах, поскольку пересекать ее с нашей стороны можно только на транспортном средстве. В 2015 году через г.Никель (так называемый арктический маршрут), чтобы попасть в Норвегию, прошли 5,5 тысяч мигрантов из Сирии, Афганистана и Ирака.

Цифры, превышающие показатели по России: в 2015 году к России за статусом беженца обратились 337 сирийцев, ни один из них не получил этого статуса. Из 360 обратившихся афганца статус беженца получили 15 человек. Временное убежище получили только около половины обратившихся (695 из 1124 сирийцев и 220 из 553 афганцев). Украинских беженцев ждали те же сюрпризы российского законодательства - бюрократическая волокита, препоны. Ухудшение собственной экономической ситуации, нищета российского народа превращают Россию скорее в потенциального поставщика мигрантов в Европу, чем в страну - принимателя беженцев из ближневосточных республик. Наиболее остро для России стал вопрос о международном имидже страны. Западные политики и Турция стали обвинять Россию в том, что именно военная операция в Сирии привела к потоку беженцев.

Премьер-министр Турции А.Давутоглу связал действия российских военных в Сирии с усугублением миграционного кризиса. Главком НАТО в Европе обвинил Россию в том, что ее бомбардировки, которые не отличаются высокой точностью, создали панику среди местного населения и привели к увеличению потока мигрантов, превращая миграцию в оружие против Европы. Председатель Европейского совета Дональд Туск считает, что действия России в Сирии «делают и без того очень плохую ситуацию еще хуже». Канцлер ФРГ А.Меркель высказывалась, что Запад «в ужасе от страданий десятков тысяч людей в результате бомбардировок, особенно бомбардировок с российской стороны». Министр иностранных дел Великобритании Ф.Хаммонд заявил, что удары российской авиации в Сирии являются причинами, как продолжения сирийского конфликта, так и обострения кризиса с мигрантами. Позиция западных лидеров весьма едина. Не исключено, что после окончательного вывода войск России из Сирии, западные СМИ будут и дальше обнаруживать факты нарушения прав человека Россией в Сирии.

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Миграционный кризис в Европе стал примером сбоя системы, созданной мировым бенефициариатом. В рамках мирового проекта золотого миллиарда предполагалось сдерживать потоки беженцев у границ зон конфликта. Специальный орган ООН УВКБ по правам беженцев должен был спонсировать и поддерживать лагеря в развивающихся странах. Государства мира жертвовали взносы на содержание лагерей, которые по факту выступали заградотрядами для массового наплыва беженцев в страны, притягательные своим уровнем экономического развития. Однако система дала сбой - условия в лагерях стали недопустимыми, контрабандисты наладили маршруты отправки мигрантов, а сама Европа в первые месяцы проявила мягкость, спровоцировав ситуацию массового наплыва беженцев.

Европейцы руководствовались буквой закона, полагая, что Шенгенская зона способна всех принять, решили увеличить квоты на прием беженцев и как высказался Пан Ги Мун - проявить «голос морали и голос сострадания». В итоге Европа столкнулась с тем, что на ее территории пересеклись два антагонистичных мира - с одной стороны, население процветающей Европы с ее ценностями, высокими стандартами жизни, а с другой - мир бедности, природной стихийности, с задачей выжить любой ценой. Оба мира стали порождением системы бенефициариата - мировое расслоение разделило мир как когда-то на капиталистов и пролетариев, теперь на мир людей с привилегиями и мир отрезанных от благ цивилизации. Естественно, что в границах Европы эти миры друг друга ненавидят, не может идти и речи о толерантном отношении, о соблюдении правил, норм, привитии ценностей.

Миграционный кризис в Европе несет риски геополитического ослабления ЕС вследствие внутренних противоречий, выявленных кризисом, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. И это станет важным уроком для мировой истории - в основе политики любого государства в первую очередь лежат национальные интересы, и только затем уже многочисленные обязательства в рамках международных договоров.

Кремлю также стоит исходить из национальных интересов страны, а не олигархической верхушки, и проводить политику без оглядки на требования и мнения западных «друзей и союзников». Пока миграционный кризис Россию затрагивает весьма опосредованно, однако в будущем не исключено, что Россию попросят принять на себя беженцев, тем более, что Евросоюз одним из пяти руководящих принципов отношений с Россией назвал избирательное взаимодействие с Россией по миграции и противодействию терроризму.

ЕЩЁ ПО ТЕМЕ

Представители некоторых профессий в России полагают, что их труд несправедливо низко ценится. По этой причине они иммигрируют в Европу, где работа врача, педагога, дальнобойщика, и многие другие профессии, ценится значительно выше.

Однако у процедуры трудовой миграции в Европу имеется ряд особенностей, с которыми необходимо предварительно ознакомиться потенциальному мигранту.

Что такое трудовая миграция?

Само понятие трудовой миграции означает смену места проживания граждан, с целью более выгодного трудоустройства, как в плане внутренних показателей (размер заработной платы, условия труда, коллектив и т.д.), так и касательно внешних факторов (климатические условия, удаленность от места проживания и т.д.).

Различают два основных вида трудовой миграции:

  • Внутренняя — в пределах одной страны;
  • Внешняя (международная) — с переездом в другую страну.

В случае трудовой эмиграции из России в Европу речь идет о внешнем (международном) типе.

Также, каждый из перечисленных видов подразделяется на следующие категории, зависящие от длительности трудовой миграции:

  • Постоянная. Подразумевает трудоустройство в другой стране на постоянной основе. Разницы нет, планируют ли трудовые мигранты оформлять гражданство и получать паспорт государства переезда, или ограничатся ВНЖ или ПМЖ с разрешением на осуществление трудовой деятельности;
  • Временно-постоянная. Если срок переезда с целью работы ограничен периодом от одного до шести лет, то он попадает под эту категорию. Такой вид трудовой миграции в Европу из России чаще всего и называют «временными заработками»;
  • Сезонная. Наиболее распространенная категория трудовой миграции, когда граждане переезжают с целью участия в сезонных работах, среди которых - следующие:
    • Сельское хозяйство;
    • Рыбная ловля;
    • Строительство;
    • Сфера услуг;
  • Приграничная. В определенных случаях, гражданам России приходится регулярно пересекать границу государства, для осуществления трудовой деятельности. Поэтому были разработаны законы, упрощающие данную процедуру;
  • “Утечка мозгов”. Миграция, в ходе которой за границу переезжают специалисты, занимающиеся интеллектуальным трудом: ученые, педагоги, IT специалисты.

Участники процесса трудовой миграции в Европу из России - это мигранты различных типов. Среди них:

  • Переселенцы . Люди, которые намерены переехать в другое государство с целью получения ПМЖ или гражданства, за счет трудоустройства. Иногда они переезжают с семьями, иногда сами;
  • Работники по контракту (как правило, с низким или средним уровнем квалификации). Обычно такие рабочие отправляются с целью участия в сезонных работах, не требующих специальных навыков и знаний;
  • Специалисты высокого класса . Представители интеллектуальных профессий часто мигрируют, что приводит к процессу “утечки мозгов”;
  • Нелегалы . От этой проблемы страдает практически вся международная трудовая миграция. Лица, пересекающие границу или устраивающиеся на работу нелегально, часто лишают таким образом законных граждан рабочих мест;
  • Беженцы . Граждане, ищущие политического убежища или бежавшие от войн, бегут за границу в поисках нового места проживания и работы. В некоторых случаях такие мигранты пересекают границу нелегально и, в порядке трудовой миграции, устраиваются на специальности, не требующие особенных навыков и знаний.

Люди каких профессий в первую очередь могут эмигрировать из России?

Если россиянин собирается переехать в Европу в порядке трудовой иммиграции, ему необходимо знать, какие профессии там востребованы.

Список наиболее перспективных вариантов для трудовой миграции в Европу из России включает:

  • Специалист сферы IT . В России программисты и системные администраторы тоже ценятся, однако за границей их заработная плата, как правило, выше, и составляет от 50 тысяч долларов в год;
  • Инженер . Специалисты, связанные с аэрокосмической сферой, автомобилестроением и нефтедобычей в Европе ценятся высоко, и могут рассчитывать на оклад около 40-45 тысяч долларов в год;
  • Врач . Одна из наиболее незаслуженно обделенных стран на территории России. В Европе ситуация совершенно иная, и там представители некоторых врачебных специальностей могут зарабатывать от 40-50 тысяч долларов в год;
  • Медсестра . Хотя по всему миру люди пренебрежительно относятся к этой профессии, работодатели ценят квалифицированных медсестер не меньше врачей, что выражается в зарплатах от 44 тысяч долларов в год;
  • Учитель . К педагогам в России отношение в последние годы значительно ухудшилось, что привело и к снижению заработных плат. В Европе квалифицированный педагог может рассчитывать на оклад около 12-15 тысяч евро в год;
  • Аниматор . Одна из немногих “профессий”, для которой не нужно образование, кроме свободного владения языком страны переезда. Правда, зарплата у этих рабочих сравнительно небольшая, но стабильная. и составляет от 8 до 20 тысяч евро в год. Россияне без высшего образования или востребованной специальности часто выбирают такой вариант трудовой миграции в Европу из России;
  • Дальнобойщик . Водитель с правами на категорию “Е”, свободным знанием английского языка и прошедший 2 месяца стажировки в порядке трудовой миграции может получить право на трудоустройство в Европе и на среднюю заработную плату от 12 до 24 тысяч долларов в год;
  • Юрист . Специалистов в этой области в России довольно много. Из этого вытекает высокая конкуренция и низкая заработная плата юристов. За рубежом ситуация отличается, особенно в отношении Италии, где представитель этой профессии может зарабатывать от 90 тысяч евро в год.

Разумеется, в разных странах ситуация может различаться, поэтому рекомендуется провести “разведку”, посредством туристической поездки перед полноценной трудовой миграцией в Европу из России.

Требования и нюансы переезда

При трудовой эмиграции из России в Европу ко всем мигрантам предъявляются определенные требования. В первую очередь это включает знание языка страны переезда, подготовка и подача всех необходимых документов и оплата всех полагающихся сборов. Кроме того, иммигрант должен доказать отсутствие судимостей, налоговых и кредитных задолженностей на родине.

Наконец, трудовая миграция в Европу из России подразумевает поиск россиянином работы за границей. Следовательно, он должен обладать определенными знаниями и навыками, соответствующими выбранной специальности. Хотя, если цель трудовой миграции - исключительно заработки, можно пойти разнорабочим и за год-два заработать вполне приличную сумму, по российским меркам.

Необходимые документы

Вся процедура трудовой миграции требует от россиянина подготовки и предоставления целого ряда документов, в том числе и для оформления трудовой визы.

Перечень документов для шенгенской визы при трудовой миграции в Европу из России включает:

  • Заполненную ;
  • Оригинал загранпаспорта;
  • Ксерокопию определенных страниц загранпаспорта, где имеются:
  • фотография заявителя;
  • персональные данные;
  • другие Шенгены;
  • Фотографию заявителя, соответствующую следующим требованиям:
    • цветное, чистое и контрастное изображение;
    • ширина — 3,5 см, высота — 4,5 см;
    • фон изображения — светлый, нейтрального тона, не дающий бликов;
    • заявитель на снимке должен быть изображен без головного убора или очков, если те не нужны в соответствии с религиозными/медицинскими требованиями (в любом случае, лицо они не должны закрывать);
    • выражение лица на снимке — нейтральное, глаза открыты, рот закрыт;
  • Медицинскую страховку. Сумма покрытия должна составлять минимум 30000 евро, а действовать полис россиянина должен на всей территории Евросоюза, охватывая весь период поездки;
  • Подтверждение финансовой состоятельности заявителя, в роли которого может выступать:
    • выписка с банковского счета;
    • пенсионное удостоверение;
    • стипендия;
    • справка с места работы, где указывается месячная заработная плата заявителя;
    • справка о доходах, для частных предпринимателей;
    • спонсорское письмо, если поездку финансирует третья сторона, с подтверждением платежеспособности спонсора;
  • В случае, если заявителем на получение шенгенской визы для трудовой миграции в Европу из России является ребенок (в возрасте от 16 лет, для участия в сезонных работах), который выезжает в сопровождении только одного из родителей или доверенного лица, к вышеприведенному списку документов добавляются следующие документы:
    • оформленное в письменном виде и нотариально заверенное разрешение на выезд за границу;
    • если ребенок едет без родителей — доверенность на сопровождающего, за подписью родителей.
  • Квитанция об оплате консульского и сервисного сборов.

После того, как россиянин получил долгосрочную визу (краткосрочная не подходит для эмиграции), он через определенное время, может претендовать на получение ВНЖ. Тут список документов слишком изменчив, все зависит от ситуации. Главное, что должен доказать заявитель — право на получение вида на жительство. Какие справки и удостоверения нужны для этого — ему скажут в соответствующем миграционном органе страны переезда.

В случае с ПМЖ (третий этап трудовой миграции в Европу из России) ситуация почти такая же. За исключением того, что россиянин обязан доказать свободное владение государственным языком и предоставить документы, подтверждающие его продолжительное пребывание в стране без долговременных выездов (более 90 календарных дней).

Наконец, чтобы оформить гражданство страны, куда россиянин переехал из России в порядке трудовой миграции в Европу, он должен подать соответствующее заявление, доказать отсутствие судимостей и кредитных долгов, а также еще раз подтвердить уровень владения государственным языком. В среднем, на получение гражданства посредством трудовой миграции, можно рассчитывать через 10 лет пребывания на территории выбранного государства.

Стоимость

Основная часть расходов при трудовой миграции приходится на начало процедуры — оформление долгосрочной шенгенской визы.

Суммы выплат составляют при трудовой миграции в Европу из России:

Затем, на этапах оформления ВНЖ и ПМЖ может потребоваться изготовление копий определенных документов, или запрос на получение справок из России (например, для подтверждения гражданского статуса россиянина). Но здесь суммы слишком сильно различаются и указать точный размер расходов почти невозможно.

Так или иначе, но вся процедура трудовой миграции в Европу из России, от оформления шенгенской визы до получения гражданства страны переезда может занять от 7 до 12 лет. Не все готовы ждать так долго.

Другой способ переезда в Европу

К счастью, для россиян есть и альтернативный вариант, как стать гражданами ЕС в порядке трудовой миграции — оформить гражданство Румынии. Миграционное законодательство этой страны значительно менее строго к заявителям, чем большинство других членов Евросоюза, и получить ее паспорт сравнительно просто. В частности — свободное владение языком — хоть и полезно, но не обязательно. Даже для гражданства хватит и поверхностных знаний.

В среднем, стоимость оформления румынского паспорта для граждан РФ составляет от 1000 до 1800 евро, если они лично подавали все документы и были в Румынии минимум 3 раза. Цена возрастает примерно до 2200 евро, если документы для трудовой миграции подавались через почту, и заявитель посещал страну 2 раза.

В любом случае, на процедуру оформления румынского гражданства уходит не более 1,5 лет. Чтобы начать оформление документов прямо сейчас, заполните заявку.

— Известно ли вам, как рядовые европейские граждане относятся к миграционной политике и в целом к тому, что сейчас происходит в Европе?

— Общественное мнение в Европе сильно политизировано. Мнения разные: кто-то мигрантов приветствует, кто-то считает, что происходит постепенный закат Европы в результате увеличения доли выходцев из неевропейских регионов. Однако сейчас мы отчетливо наблюдаем, что ксенофобские, расистские, антимигрантские настроения в Европе растут.

В результате антимигрантских настроений праворадикальные партии набирают популярность, а евроскептицизм становится все более сильным. И, судя по всему, ситуация будет усугубляться, так как неконтролируемая миграция продолжится в этом и следующем году.

Насколько сильно, на ваш взгляд, изменился облик Европы?

— На самом деле, ничего нового не произошло, и водораздела никакого нет, ведь в Европе и до 2014 года проживали десятки миллионов мигрантов. Во всех европейских странах, начиная с России и заканчивая Великобританией, значительный процент населения составляют мигранты. Только в XX и XIX веке миграция приобрела другие формы.

Проблемы возникают, когда миграция становится неконтролируемой. Причиной недовольства в Европе стала не сама миграция, а ее неконтролируемый и массовый характер.

Но все же нельзя отрицать, что многие европейцы воспринимают произошедшее, как трагедию? Может ли ситуация настолько усугубиться, что граждане европейских стран потребуют, чтобы некоторые политики ответили за свои действия?

— Это трагедия для тех, чья жизнь изменилась в негативную сторону. Это те люди, которые непосредственно сталкиваются с негативными сторонами миграции: преступностью и террористическими проявлениями. Но их не так много.

В Европе лагеря мигрантов не располагаются во всех городах и деревнях, во всех лесах и полях. Шесть европейских стран приняли 80% всех мигрантов, а остальных миграция почти не коснулась. Поэтому лучше не обобщать.

Количество мигрантов, например, в Ирландии, Великобритании, Финляндии или Португалии не представляет никакой угрозы для государства и общества. Но в странах, где сконцентрирована неконтролируемая миграция, безусловно, миграционные процессы влияют на обыденную жизнь людей, в том числе негативно.

Происходят точечные террористические акты, гибель людей — это всегда трагедия. Но европейская цивилизация выжила в двух мировых войнах. Поэтому сравнивать нынешнюю ситуацию с потенциальным крахом, перед которым Европа стояла в первой половине XX века, конечно, нет никаких оснований.

Вы считаете, что миграционная проблема в Европе преувеличена?

— Европа и сейчас, при всех уже случившихся трагедиях, остается одним из самых благополучных для проживания человека мест на земле. Да, жизнь Европы меняется не в лучшую сторону, но я бы не преувеличивал трагизм этой ситуации. Многое зависит от того, как в последующие несколько лет европейские государства справятся с этим вызовом.

Европа в состоянии выйти из миграционного кризиса? От каких факторов будет зависеть удачное разрешение сложившийся ситуации?

— Главная проблема — дестабилизация во многих странах вокруг Европы, откуда поступают беженцы. Но даже если ситуация в этих странах нормализуется, глобализация в любом случае ведет к увеличению диспропорций и социально-экономических диспаритетов.

Важно понять, что миграция в Европу нарастала бы в любом случае.

Другое дело, что миграция могла бы быть контролируемой и регулируемой, но случилось то, что случилось, и сейчас перед Евросоюзом стоит задача в 2017 году выйти на механизмы, которые возьмут миграцию под контроль.

Миграцию в целом остановить нельзя, потому что история человечества — это история миграции, которая всегда носила стихийный характер. Конечно, миграционные процессы можно регулировать, как Европа это делала всю вторую половину прошлого столетия. Но для этого необходима общая политика в сфере миграции.

Как вы считаете, европейские политики пожалели, что так охотно принимали беженцев?

— Изначально европейские политики опирались на общественное мнение. Была мощная общественная поддержка. Меркель объявила, что Германия справится с наплывом мигрантов, и граждане с большим перевесом ее поддержали. Сейчас Германия принимает мигрантов и помогает беженцам из гуманитарных соображений.

В каждой стране была своя мотивация. Германия, например, в общественном сознании до сих пор несет комплекс вины за события XX века. Безусловно, когда выпал шанс стать пристанищем для сотен тысяч людей, бегущих от войны, многие правозащитники и либерально настроенные граждане посчитали, что нельзя его упустить. Посчитали, что это шанс показать, насколько Германия изменилась.

Сейчас ситуация вышла из-под контроля, и, естественно, ставятся уже другие вопросы: не сколько еще людей мы можем принять, а что делать с теми, кого мы уже приняли, и как сделать так, чтобы минимизировать в текущем и следующем году приток новых беженцев или скрытых экономических мигрантов.

Давайте в завершении нашего разговора отвлечемся от сугубо европейской темы. Хотелось бы узнать ваше компетентное мнение о взаимоотношениях ЕС с Россией и другими постсоветскими государствами. Как они будут развиваться в долгосрочной перспективе?

— Отношения России и ЕС — процесс сложный, со взлетами и падениями, но нетрудно спрогнозировать, что рано или поздно нынешний период охлаждения будет пройден. Мы найдем решения проблем, если не всеохватывающие, то секторальные.

Россия и ЕС будут сосуществовать и в XXI веке, и после. Отношения будут развиваться так же, как развивались многие столетия — достаточно неоднозначно. Некоторые страны Европы продолжат заявлять о готовности к сотрудничеству, нормализовывать конфликты и решать вопросы в конструктивном плане. Другие страны продолжат занимать жесткие позиции вплоть до антироссийских.

Россия никуда не денется из Европы, и западные европейские страны также, учитывая, что Евросоюз не находится в преддверии своего краха или распада, и будет существовать все обозримое будущее.

Для России это один из самых значимых регионов планеты. Для России ЕС — крупнейший торговый партнер. Около 44% товарооборота РФ с зарубежными партнерами приходится на Евросоюз. Поэтому с уверенностью можно сказать, что отношения будут развиваться так же, как это происходило до сих пор.