О чем рассказ преступление и наказание. Роман «Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».

Главный герой — Родион Раскольников

Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

Ф. М. Достоевкий «Преступление и наказание» писал в исключительно затруднительном положении. Крупный проигрыш в казино, отсутствие денег и перспектив… Этот роман был единственным спасением от финансового краха. Наверняка эти обстоятельства повлияли и на тематику произведения, и на позицию автора - насколько об этом можно говорить в данном случае. Все же Достоевский не дает оценок своим персонажам, он просто рассказывает историю.

«Преступление и наказание» в школе

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание» - как раз так выглядит один из пунктов школьной программы. Вкусы Министерства образования не перестают поражать. Почему именно этот роман? Ведь это произведение явно не рассчитано на аудиторию, состоящую из детей 15-16 лет. Они попросту ничего не поймут. Не потому, что глупы или плохо учились. Просто очень уж специфична книга. Искренняя характеристика романа «Преступление и наказание», данная среднестатистическим школьником, будет категорична. Скучно! И бессмысленно. Главный герой зачем-то убил старуху, ограбил, деньги потратить не сумел, потом много страниц страдал, а в конце - сдался властям. Ну, глупость же. Дурак какой-то, а не герой.

Именно так видит этот роман ученик, и, собственно, правильно видит. Потому что его жизненный опыт не позволяет заметить в книге что-то большее, прочитать между строк. Так ребенок, глядя на картинку, видит двух дельфинов, а взрослый человек - обнаженную пару, сплетающуюся в объятиях. И так, и эдак - правильно. Просто всему свое время и свое место.

Персонажи романа

Для школьников, читающих роман «Преступление и наказание», смысл названия книги очевиден. Преступление - убийство, наказание - каторга. Просто, как дважды два. Чтобы увидеть двойное дно произведения, нужно… не то чтобы именно подрасти. Не в возрасте дело. Нужно пожить, набраться опыта. Научиться видеть глубже, дальше. Все же Достоевский не детектив о неудачливом убийце писал, не тот размах у автора.

Персонажи Достоевского могут быть добрыми, могут быть злыми, но они всегда - живые и цельные. Это - люди, совершающие обычные человеческие поступки и ощущающие обычные человеческие эмоции. Не супермены, не гении, не картонные злодеи. Просто люди. Он, как никто, умеет передать малейшее движение души персонажа, тончайший оттенок мысли. С фотографической точностью прорисовывает личность героя, как опытный дактилоскопист - отпечатки пальцев.

Сюжетообразующий конфликт

При этом Достоевский - плохой стилист. Он пишет тяжело и неровно, даже грубо. Его романы никогда не растаскивают на блестящие, остроумные цитаты. «Преступление и наказание» - никоим образом не шедевр в этом отношении, поэтому его довольно тяжело читать человеку, не привыкшему преодолевать сопротивление текста. Но если постараться, если привыкнуть к специфическому авторскому слогу, если вслушаться в то, что говорят герои… Если так читать роман «Преступление и наказание», смысл названия оказывается совсем другим.

Глубинный стержень сюжета - вовсе не убийство. Это всего лишь один из эпизодов, пускай и очень значимый. Важно не оно. Важна причина, по которой совершается преступление, и события, которые за ним следуют.

О чем писал Достоевский?

Так что же это за книга - «Преступление и наказание»? Описание романа займет несколько строчек.

Главный герой книги, Раскольников, - личность довольно любопытная. Студент, революционер, пламенный идеалист, он беден. Ему нечем платить за учебу, жизнь его семьи полна лишений. Сестра даже решается выйти замуж за нелюбимого, но богатого человека, чтобы обеспечить близким средства к существованию. Раскольников понимает, что должен что-то предпринять. Достать деньги.

При этом Родион убежден, что мир делится на слабых и сильных, ничтожных и великих. И первые существуют бессмысленно и бесполезно, а вторые - повелители мира, на которых не могут распространяться обычные, человеческие законы и нормы. Такая вот абсолютно ницшеанская теория. И, конечно, Раскольников полагает, что сам он ничтожным и слабым быть не может. Он - не такой. Он - другой породы.

Ницшеанская идеология и реальность

В романе «Преступление и наказание» главное - именно конфликт этой, вполне популярной в те годы, идеи с реальностью. На ней строится сюжет. Следуя своей идее, Раскольников принимает решение убить зажиточную старуху - ведь она никто, в отличие от настоящего, осознающего свое предназначение человека. И делает это.

Из романа почти не заимствуют цитаты. «Преступление и наказание» - довольно скудный материал для любителей афоризмов. Но фраза: «Тварь я дрожащая или же право имею?» - знакома каждому. Именно она - квинтэссенция романа, суть конфликта и двигатель сюжета. В ней вся соль.

Потому что, совершив убийство, Раскольников понимает, что его теории была ошибочна. Все люди равны, и законы существуют для всех. Пусть старуха была мерзкой и гадкой, пусть есть люди в тысячу, в миллион раз лучше - убийство остается убийством. И сам он - вовсе не идеальный сверхчеловек. Он «не имеет права». Об этом недвусмысленно заявляет Раскольникову его же собственная совесть.

Не убийство и не каторга

Вот об этом написан роман «Преступление и наказание». Смысл названия намного глубже обычной связки убийство-каторга. В своих идеях Раскольников отвергал опровергал само понятие нравственности. Тем самым отделял себя от человечества, претендуя на место бога. В этом было его преступление. В самолюбии и самолюбовании, в гордыне. Убийство - всего лишь следствие.

И наказание - вовсе не тюремный срок. Это - муки совести, это - крах жизненных идеалов, это - осознание бессмысленности, бесполезности преступления. Для этого и нужен был момент с не потраченными деньгами. Не просто убил, а зря убил. Мечтал совершить великое, помочь нуждающимся - и не смог, потому что оказался слишком слаб. Герой понимает, он - вовсе не тот, кем себя считал. Просто обычный человек, такой же, как все остальные. Дрожащая тварь. И жить с этим дальше Раскольникову невыносимо.

Мораль в романах Достоевского

Для Достоевского вопрос следования моральным нормам - или голосу Бога в душе - один из ключевых в творчестве. Его персонажи не могут быть счастливы вне этого условно очерченного круга. И дело не в религиозности. Достоевский, несмотря на специфику своей личности, а может быть, благодаря ей, полагал гуманизм, нравственность естественным свойством человеческой души. Причем именно в христианском, а не в светском значении слова. Чистая душой блудница - сквозной образ, который присутствует почти во всех произведениях автора. Да и святой безумец - типаж, который любит Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» в этом плане не исключение. Раздавленный свалившимся на него сознанием реальности, Раскольников обретает помощь в лице Бедной девушки, ставшей проституткой, чтобы помочь семье.

Преступления и преступники

По сути, Сонечка - одновременно и антитеза, и логическое продолжение Человек, преступивший мораль ради денег. Но в ее случае движущим фактором было не самоутверждение, а альтруизм. Поэтому, в отличие от главного героя, Сонечка сохранила душевную чистоту. Именно она помогает Раскольникову пережить кризис, она подсказывает ему идею о покаянии как способе искупить грех. И Раскольников действительно идет с повинной. Хотя ему вовсе не жаль старуху, никакого сочувствия он не испытывал и не испытывает. Ему жаль себя, жаль прежней жизни, жаль навсегда утраченного самоуважения. И покаяние, по сути, - всего лишь способ его восстановить.

В тексте есть одна забавная фраза. Ее произносит следователь, которого главный герой упрекает в подслушивании. Полицейский удивляется тому, что, по мнению Раскольникова, подслушивать - бесчестно, а «старушек по голове чем попало лущить» - вполне достойно. В этом - вся суть главного героя. Таковы его представления о достойном поведении.

Этому парадоксальному взгляду на мораль и посвящен роман «Преступление и наказание». Смысл названия заключается в том, что такая позиция сама по себе преступна, она не может вести ни к чему, кроме зла. И наказание - это не тюрьма, а осознание ошибочности собственного пути.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

На следующий день он долго и тревожно спит, просыпается поздно вечером – и в возбуждении от того, что удобное время уходит, незаметно берёт в каморке дворника топор и торопится на преступление. (См. .)

«Что мне теперь делать!», – в отчаянии восклицает он. – «Стань на перекрёстке, – говорит Соня, – поцелуй землю, которую ты осквернил и скажи всем, вслух: "Я убил!" Прими страдание и искупи себя им!» Родион отказывается: «Нет, я ещё поборюсь!» Отталкивает крест, который Соня хочет навесить на него.

Глава I. Раскольников не пытается оправдать себя на суде, но от многих смягчающих обстоятельств получает всего восемь лет каторги. Соня идёт за ним по этапу. Готовятся ехать в Сибирь и Дуня с Разумихиным, когда тот кончит университетский курс. Пульхерия Александровна с тоски по сыну умирает.

Глава II. Раскольников равнодушен к тяжёлому каторжному быту, однако тяжко страдает от уязвлённой гордости за то, что не вынес «решительного шага». Раскаяния у него пока нет. Другие арестанты ненавидят Раскольникова, чувствуя: он не верит в добро и Бога. Зато все они любят жалостливую Соню. В болезни Родион видит сон о заразительных трихинах , которые вселяют в людей ненависть друг к другу и едва не губят весь мир.

Сердце Раскольникова всё же начинают слегка смягчать преданные заботы о нём Сони. Наконец при одной из встреч с нею ранним утром на берегу реки что-то бросает его плакать к сониным ногам. Она понимает – это предвестье его воскрешения любовью. Он и сам это чувствует. Но новую жизнь надо ещё заслужить великим будущим подвигом.

Идейный смысл романа «Преступление и наказание»

Достоевский - один из наиболее интересных, спорных и даже загадочных писателей в русской литературе. Каждый читатель, каждый критик видят в нём разные грани, делают акценты на разных сторонах его таланта. Но вначале следует обратить внимание на высказывание самого Достоевского о собственном творчестве. В конце творческого пути, незадолго до смерти он определяет как главный принцип «найти в человеке человека». Это - выражение своеобразного гуманизма Достоевского, его уверенности, что в любом, даже самом плохом, человеке есть «искра Божья». «При полном реализме найти в человеке человека. Это русская черта по преимуществу… и в этом смысле я, конечно, народен (ибо направление моё истекает из глубины христианского духа народного), и хотя известен русскому народу теперешнему, но буду известен будущему.

Меня зовут психологом; неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».

Самые главные, самые трудные - непосильные - вопросы поднимает он в своём творчестве, самыми беспокойными и беспокоящими мыслями пронизывает своё произведение.

Среди множества произведений Достоевского одним из первых является «Преступление и наказание». В этом произведении раскрывается творческий мир автора как особая реальность, как живой духовный организм, где имеет значение буквально всё, то есть любая мелочь, незначительные подробности. Истоки романа уходят в прошлое Достоевского, когда он был на каторге. 9 октября 1859 года Достоевский пишет своему брату, что он решает писать книгу, что в эту книгу он вкладывает всё «сердце с кровью» и что эта книга - его исповедание. Он знал, что «Преступление и наказание» окончательно утвердит его имя.

Мой реферат основывается на этом романе. Я выбрала тему «Нравственные противоречия бунта Раскольникова». Целью моего реферата является нахождение противоречий в бунте Раскольникова и опровержение его теории. Перед собой я поставила такие цели: найти истоки и причины бунта, показать противоречия в теории Раскольникова и опровергнуть её, а так же показать воскрешение Раскольникова через любовь к Сонечки Мармеладовой. В моей работе мне больше всего помогла статья Тюнькина «Бунт Родиона Раскольникова».

С необыкновенной силой удалось Достоевскому обнаружить в романе опасность для человека, который стремится быть особенным. Огромная трагическая мощь романа, разоблачение буржуазной идеи «сверхчеловека», глубокое воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, подлинный демократизм и гуманизм писателя, его сочувствие униженным и оскорблённым сделали «Преступление и наказание» одной из вершин реалистических романов 19 веке.

Роман «Преступление и наказание» был задуман вначале в форме исповеди Раскольникова, но на каторге Достоевский сталкивается с сильными личностями, которые повлияли на его дальнейшие рассуждения. В 1859 году роман не был начат, вынашивание замысла продолжалось ещё шесть лет. За это время Достоевский написал «Униженные и оскорблённые», «Записки из мёртвого дома», «Записки из подполья». Основные темы этих произведений - тема бедных людей, тема бунта и героя-индивидуалиста, которые синтезировались затем в романе «Преступление и наказание».

Темой романа стало изображение нищеты униженных и оскорблённых людей, всего бесчеловечного. Проблемы, которые Достоевский показал в своём произведении, очень многочисленны. Это и социальные условия, и жизненные противоречия, ведущие к гибели человека, и взаимосвязь личности и общества, и нравственная ответственность за преступления, и проблема наполеонизма, и индивидуализм, и гуманизм, и закон и человек, и бунт и смирение, и бедность и нищета, и пьянство и проституция, и многое другое. В романе заложена идея столкновения двух идеологий, двух нравственных законов (ложного и истинного) и вытекающие отсюда нормы поведения.

Главная идея произведения - психологический отчёт состояния преступника.

Преступление Родиона Раскольникова - индивидуалистический бунт против порядков окружающей его жизни. Раскольников совершил убийство ради любви к людям (так он считал), но в то же время он презирает людей. Он не видел своей вины, не считал себя преступником, однако совесть оказалась сильней логически неуязвимых теорий, что стало трагедией для Раскольникова. Достоевский глубоко проникает в душу преступника и за идеей заблуждений доброго сердца - « убийство ради любви к людям», «власти ради добрых дел» - открывает самую страшную чудовищную идею - «идею Наполеона», идею власти ради власти, разделяющей человечество на две неравные части: большинство - «тварь дрожащая» и меньшинство - «властелины», призванные от рождения управлять большинством, стоящие вне закона и имеющее право, как Наполеон, во имя нужных ему целей переступить через закон и нарушить божественный мир и порядок. Достоевский много думает над «Преступлением и наказанием», наконец в окончательной редакции идея Наполеона полностью созревает. Итак, в творческом процессе, в вынашивании замысла «Преступления и наказания», в образе Раскольникова столкнулись две противоположные идеи: идея любви к людям и идея презрения к ним. Достоевский решает сохранить обе идеи, показать человека, в котором, как говорит Разумихин о Раскольникове, два противоположных характера поочерёдно сменяются. Мучительно создавал Достоевский и финал романа. В одной из черновых записей значится: «финал романа. Раскольников застрелиться идёт», но это был финал только для «идеи Наполеона». Писатель намечает финал и для любви, когда сам Христос спасает раскаявшегося грешника: «Видение Христа. Прощение просит у народа». Но каков конец человека, соединившего в себе оба противоположных начала? Достоевский прекрасно понимает, что Раскольников не примет ни авторского суда, ни юридического, ни суда собственной совести. Лишь один суд примет Раскольников - «высший суд», суд Сонечки Мармеладовой.

Таким образом, идейный смысл романа подчинён главной и единственной задаче - воскрешению Раскольникова, избавлению сверхчеловека от преступной теории, приобщению его к миру остальных людей.

Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского

Преступление Раскольникова началось не с убийства, а закончилось не признанием в полицейской конторе. Началось оно за год до совершения убийства ростовщицы - со статьи в газете, где Раскольников изложил свою жизненную позицию. Суть философии Раскольникова состояла в том, что он разделил людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» - это те, кто, невзирая на все жизненные невзгоды - нищету, унижение, - остаются покорными и безответными. «Необыкновенные» люди преступают все законы нравственности и становятся вершителями человеческих судеб. Раскольников задавал себе вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своим преступлением он решил доказать себе и всем людям, что он не «вошь» и не «тварь дрожащая». Жизнь Родиона Раскольникова привела его к подобным размышлениям и выводам. Жизнь в абсолютной нищете, невозможность продолжать учебу, ^вынужденное существование на скудные средства матери, униженное положение сестры - все эти обстоятельства камнем легли на душу молодого человека и вызвали напряженную работу мысли. Сидя в трактире, он подслушал разговор между студентом и офицером о старухе-ростовщице. Он узнал «точно такие же мысли», что «наклевывались в его голове» («Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!»).

Далее последовал расчет - убить ростовщицу! Раскольников убедил себя, что задуманное им не является преступлением. До совершения убийства Расколышкову казалось, что он хорошо обдумал и точно рассчитал все возможные обстоятельства. Но реальная жизнь оказалась гораздо сложнее, чем его отвлеченные, «книжные» мечты. Вместо одной старухи процентщицы Раскольников был вынужден убить и ее младшую сестру - кроткую, забитую и бессловесную Лизавету, которая неожиданно вернулась домой и застала его на месте преступления. После убийства Раскольников случайно попал в полицию, где навлек на себя подозрение в совершении преступления. Началась его долгая и мучительная борьба со следователем Порфирием Петровичем. Раскольников пытался сбить следователя с. толку, но в результате происходящей в нем внутренней борьбы и беспокойства сам способствовал своему разоблачению.

Раскольников ошибся не только в предположении, что все обстоятельства преступления могугбытьвзвешеныипросчитаны. Еще больше он ошибся в самом себе, думая, что преступление не повлияет на его отношение к жизни и окружающим людям. Раскольников считал, что он ответствен за свои действия только перед самим собой и что суд других для него безразличен. Однако человек иногда даже не предполагает, до какой степени он связан с окружающим миром, с обществом, в котором живет. Поэтому после убийства ростовщицы Раскольников все больше ощущал мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди - мать и сестра - стали для него почти чужими и бесконечно далекими. Постепенно Раскольников начал осознавать, что своим преступлением он поставил себя вне нравственных законов, По которым должны жить все люди. Он думал убить ненавистную ему, отвратительную и бесполезную старуху-ростовщицу, сосущую кровь бедняков, а «убил себя». Собственный суд, тот ад, что поселился в его душе, - вот наказание, которое его настигло и которого он не ожидал. Философия Раскольникова и его преступление привели его тому, что он как будто стал единомышленником Лужина, Свидригайлова, ростовщицы Алены Ивановны и всех тех «подлецов», против которых он восстал. Совесть, мучающая Раскольникова после убийства старухи-процентщицы, - то великое начало, которое объединяет его с человечеством. Оно живет в душе героя и не дает ему спокойно пожинать плоды своего преступления.

Крах выстраданной философии оказался таким мучительным, а нравственная пытка столь нестерпимой, что ни суд, ни каторга не стали более тяжелым наказанием.

Если бы Раскольников был другим человеком, способным лгать самому себе, не произошло бы и нравственного роста юноши. Совершив ошибку и осознав ее до конца, Раскольников не согнулся под тяжестью своей вины. Он нашел силы для возрождения. Гибель его мрачной и бесчеловечной «идеи» стала началом возрождения живого и человеческого начала его личности.

Перелом наступил тогда, когда он отказался от своих убеждений и принял убеждения Сони. И тут началась «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».