Обозначение трасс. Федеральные трассы россии

    Схема основных дорог федерального значения России Автомобильные дороги федерального значения важнейшие автомобильные дороги России. Автомобильные дороги федерального значения находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за … Википедия

    Дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов. В зависимости от вида дороги могут иметь префикс Р, А либо К и номер. Кроме префикса и номера также в обязательном порядке должны содержать код… … Википедия

    - – автомобильные дороги общего и необщего пользования, находящиеся на территории России. Содержание 1 Классификация 2 Учет и нумерация автодорог … Википедия

    Автомобильные дороги регионального значения дороги, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов. В зависимости от вида дороги могут иметь префикс Р, А либо К и номер. Кроме префикса и номера… … Википедия

    Схема основных дорог федерального значения России Автомобильные дороги федерального значения важнейшие автомобильные дороги России. Автомобильные дороги федерального значения находятся в собстве … Википедия

    Автомобильные дороги общего пользования федерального значения - 5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги: 1) соединяющие столицу Российской Федерации город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги общего пользования местного значения - 9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги необщего пользования - 4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно распорядительных… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги общего пользования - 3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц... Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 257 ФЗ (ред. от 28.11.2011) Об автомобильных… … Официальная терминология

    Автомобильные дороги Государственной компании - 2) автомобильные дороги Государственной компании автомобильные дороги общего пользования федерального значения, находящиеся в федеральной собственности, переданные в доверительное управление Государственной компании и используемые на платной… … Официальная терминология

Книги

  • Россия. Атлас автодорог. Выпуск № 1, 2016 год , Ерошкин И. (ред.). Путешествуете на автомобиле? Атлас автодорог России - профессиональный выбор автомобилиста, идеальный помощник в выборе маршрута и планировании поездки на дальние расстояния. Это территория…

Дорога М-4 «Дон» была спроектирована Дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом ГИПРОДОРНИИ и построена в 1959-1966 годы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дороге третьей технической категории - с шириной дорожного полотна 7 метров и двумя полосами движения. Рассчитана она была на небольшие нагрузки. С 1984 года по 1990 год был построен и сдан в эксплуатацию дублирующий М-4 участок в Домодедовском районе Московской области протяженностью 18,4 км. В 1999 году было сдано в эксплуатацию уже 72 км дороги с 4 - 8 полосами движения, в 2000 году - 63 км дороги в Московской и Тульской областях. В результате сегодняшняя автодорога «Дон» является продолжением Липецкой улицы в Москве. Прежняя трасса дороги - старое Каширское шоссе - утратила прежнее значение и служит в основном для региональных перевозок, а также для объезда пробок, которые появляются на трассе «Дон». В ноябре 1998 в Липецкой области был торжественно введен в эксплуатацию платный участок дороги в объезд села Хлевное длиной около 20 км, первый в современной истории дорог России платный участок. В 2000-е годы продолжилась реконструкция автодороги на всём протяжении, в результате чего большая часть дороги получила раздельные проезжие части и разноуровневые пересечения с другими дорогами, увеличилась длина участков с ночным освещением. Были построены обходы городов Богородицк (2009), Ефремов (2010), Елец (2011) и других населенных пунктов.

В 2010 дорога была передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор» . Госкомпания совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, «Опорой России», СМИ произвела мониторинг состояния объектов придорожного сервиса, признав более 50% существующих объектов некомфортными для использования, еще 30% - не соответствующим требованиям законодательства.

Практически на всех платных участках автомобильной дороги М-4 "Дон" действует открытая система сбора платы за проезд за исключением участка 414-464 км, который имеет смешанную систему. Оплата проезда совершается один раз при пересечении ПВП и не взимается с пользователей, которые будут перемещаться в пределах платного участка, не проезжая через ПВП. Участок в Липецкой области (414-464 км) имеет закрытую систему взимания платы. Пункты взимания платы расположены на 416 км и на 460 км. Оплата осуществляется при въезде на платный участок и действует в течение 12 часов с момента оплаты. Для выезда с платного участка необходимо предоставить чек об оплате проезда кассиру-контролеру ПВП. Если проезд по платному участку занял больше 12 часов, то проезд необходимо оплатить заново.

На протяжении всей длины платных участков автомобильной дороги расположены стационарные телефонные аппараты экстренного оповещении специальных служб о возникновении экстренной ситуации (аварийные комиссары). Благодаря разделенным потокам встречного движения, отсутствию светофоров и примыкания второстепенных дорог в одном уровне расчетная скорость движения по платным участкам составляет от 90 до 130 км/час.

Также на платных участках внедрены элементы автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) , которые обеспечивают:

  • сбор информации об обстановке на дороге в режиме реального времени через систему видеонаблюдения
  • сбор информации о погодных условиях от автоматических дорожных метеостанций;
  • сбор информации о работе наружного освещения и срочной оперативной информации от пунктов экстренной связи;
  • оперативное принятие решений
  • передачу информации соответствующим службам эксплуатации дороги, при необходимости службам экстренной помощи;
  • информирование пользователей дороги о скоростном режиме движения, о возможных ограничениях проезда посредством информационных табло, установленных на всем протяжении дороги.

Режим платного проезда по данному участку вводится на основании постановлений Правительства Российской Федерации, которые в свою очередь были принят в соответствии со статьей 36 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Подробная информация о расположении Пунктов взимания платы и Центров продаж и обслуживания на автомобильной дороги М-4 "Дон" размещена на странице

В числе федеральных дорожных трасс России это самые значимые дороги для Российского государства, по которым передвигаются не только легковые автомобили, но и грузовые. Пассажирский поток транспортных средств в этих местах также загружен до отказа, поэтому можно с уверенностью сказать, что федеральные трассы соединяют самые важные транспортные, промышленные узлы и, наконец, города между собой.

Федеральные трассы в России должны выглядеть наилучшим образом, за их состоянием и своевременным качественным ремонтом следят специальные службы. Список этих дорог находится на учете и под контролем Федерации, а значит, и финансирование на их содержание поступает не из местных бюджетов, а из федерального.

Некоторые считают, что значение таких трасс преувеличено, но это лишь те граждане, которые мало перемещаются по стране и которым сложно сравнить дороги в других областях и регионах.

Принцип построения классификации дорог федерального значения

Прежде чем приниматься за подробное рассмотрение классификации важных дорог России, необходимо определиться с принципом построения перечня и понять, что обозначают те или иные буквы.

  1. Федеральные трассы России, являющиеся связующим звеном для Москвы и областных центров с другими городами, фиксируются буквой М. К примеру, М5 обозначает соединение Москвы с пятью следующими городами – Рязанью, Пензой, Саранском, Самарой и Челябинском.
  2. Если федеральные трассы России формируют долю больших международных дорожных полотен, в обозначении участвуют другие буквы. Буквой Е отмечают федеральные трассы, без которых сложно представить себе европейские маршруты. Сочетание букв АН предоставляет сведения об автострадах, формирующих азиатское направление.
  3. Если друг с другом связаны административные центры России, сначала записывается буква Р. К примеру, Р-176 Чебоксары – Сыктывкар.
  4. Существуют также соединительные и подъездные трассы, имеющие большое значение для перемещения транспорта по России. К ним добавляется префикс А. К примеру, А–114 Вологда – Новая Ладога, которая совмещается с М-18 «Кола».
  5. Есть дорожные полотна, подходящие к специальным объектам или мощным транспортным узлам.

Кстати, к 2018 году специалисты обещают подготовить совершенно новый список трасс федерального значения России, более удобный и комфортный для понимания и использования водителями.

Перечень федеральных трасс России

Федеральные трассы России насчитывают основные:

  1. М1 «Беларусь» – маршрут начинается в Москве и доходит до границы с Беларусью, выходя за Смоленск.
  2. М2 «Крым» – проходя через Москву, маршрут продолжается в Туле, Орле, Курске, Белгороде и заканчивается на границе с Украиной.
  3. М3 «Украина» – из Москвы водитель отправляется в Калугу, Брянск и подходит к границе с Украиной.
  4. М4 «Дон» – пунктом отправления является Москва, затем транспортное средство перемещается в Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар и останавливается в конечному пункте Новороссийске.
  5. М5 «Урал» – берет начало в Москве, двигается в Самару, Уфу, Челябинск.
  6. М6 «Каспий» – затрагивает Москву, Тамбов, Волгоград, Астрахань.
  7. М7 «Волга» – подразумевает маршрут из Москвы, затем Владимир, Нижний Новгород, Казань, Уфа.
  8. М8 «Холмогоры» – из Москвы автомобиль отправляется в Ярославль, Вологду и, наконец, приезжает в Архангельск.
  9. Маршрут М9 «Балтия» – проходит через Москву, Волоколамск, границу с Латвией.
  10. М10 «Россия» – насчитывает Москву, Тверь, Великий Новгород, СПБ, Выборг, завершается на границе с Финляндией.
  11. М11 «Нарва» – СПб, Ивангород и границы с Эстонией.
  12. М13 «Брянск – Новозыбков» – проложен через Брянск, Почеп, Новозыбков и завершается границей с Беларусью.
  13. М18 «СПб – Борисоглебский» – из СПб маршрут идет к Петрозаводску, в Мурманск и переходит в Борисоглебский.
  14. М19 «Новошахтинск – Майский» – затрагивает города Шахты, Новошахтинск, Майский, границу с Беларусью.
  15. М20 «Псков» – СПб, Псков, белорусская граница.
  16. М21 «Волгоград – Каменск – Шахтинский» – маршрут берет начало в Волгограде, переходит в Каменск–Шахтинский и близится к украинской границе.
  17. М23 «Ростов-на-Дону – Украина» – Ростов-на-Дону, Таганрог и подходит к границе с Украиной.
  18. М25 «Новороссийск – Украина» – трасса захватывает Новороссийск до самой границы с Украиной.
  19. М27 «Джубга – Адлер» – южный маршрут начинается в Джубге, затем переходит в Туапсе, Сочи, Адлер и направляется к границе с Абхазией.
  20. М29 «Кавказ» – из Краснодара транспорт направляется в Грозный, Махачкалу, выходит к границе с Азербайджаном.
  21. М32 «Самара» – доходит до Большой Черниговки, находящейся около границы с Казахстаном.
  22. М36 «Челябинск – Троицк» – исходит из Челябинска, продвигается к Троицку, а далее к границе с Казахстаном.
  23. М38 «Омск – Черлак» – трасса России следует из Омска в Черлак и выравнивается ближе к границе с Казахстаном, а именно возле Павлодара.
  24. М51, М53, М55 – маршруты схожи с предыдущим М38, нюансы движения следует смотреть по карте.
  25. А101 «Москва – Рославль» – в качестве начального пункта выступает Москва, затем трасса обращается к Малоярославцу, Рославлю, находящемуся на границе с Беларусью.
  26. А105 «Москва – Успенское шоссе» – из Москвы маршрут России пролегает в Успенское, Горки 10, доходит до Рублево и к Успенскому шоссе.
  27. А106 «Москва – Дальнее Ильинское шоссе» – из Москвы направляется в Красногорск, пересекает Ильинское, Петрово и выходит к Дальнему Ильинскому шоссе.
  28. А107 «Московское малое кольцо» – маршрут насчитывает Икшу, Ногинск, Бронницы, Голицыно, Истру.
  29. А108 – из Дмитрова транспорт едет в Сергиев Посад, Орехово, Зуево, затрагивает Воскресенск, Михнево, Балабаново, Рузу и приходит в конечный пункт назначения – Клин.
  30. А113 – движется из Костромы в Иваново.
  31. А114 – из Вологды в Новую Ладогу.
  32. А116 – пересекает Новгород Великий, Сольцы, Порхов, Псков.
  33. А125 – из Молодежного в Черкасово.
  34. А126 – берет начало в Дубках, завершается на границе с Финляндией.
  35. А127 – захватывает Зверево и снова Финляндскую границу.
  36. А128 – Питер, Морье.
  37. А141 – направляется из Брянска в Смоленск, затем Рудню и на границу с Беларусью.
  38. А142 – выходит из Тросны и переходит в Хомутовку.
  39. А144 – Курск, Воронеж, Борисоглебск.

Это лишь неполный перечень федеральных трасс, которые предлагаются для россиян, весь список можно посмотреть в соответствующих законодательных актах.

Состояние федеральных дорог в России

Несмотря на то что ежегодно на капитальный ремонт и ремонт отдельных участков дорожного полотна выделяется огромный объем денежных средств, ежедневная бесперебойная проходимость транспорта наносит покрытию непоправимый урон. В результате в 2016 году федеральные трассы в большинстве своем оставляют желать лучшего.

Независимый опрос водителей и оценка дорог специалистами позволили вывести средние показатели износа трасс, где 1 – минимальное значение, а 5 – максимально возможное.

  1. Первое место занимает магистраль из Москвы в Питер, возможно, потому, что она платная – дополнительный поток денежных средств полностью покрывает порчу трассы.
  2. Разделила первое место КАД, которое также получила оценку 5 баллов.
  3. Чуть хуже, в 4,9 балла, оценивается дорога из Новороссийска в порт Кавказ. То же самое касается движения из Омска в Черлак, из Хабаровска во Владивосток.
  4. 4,7 балла получил маршрут России М1, начальный пункт которого – Москва, а завершающий – Беларусь.
  5. Ехать из Москвы в Латвию тоже достаточно комфортно, что подтверждает оценка 4,6.
  6. То же самое касается путешествия из Красноярска через Абакан в Монголию по М–54.
  7. Направление из Москвы в Архангельск через Ярославль получило оценку 4,4.

А теперь о самых худших показателях согласно проведенному опросу в 2016 году. Федеральные трассы России не в лучшем состоянии, расположились так:

  1. Все мыслимые и немыслимые рекорды побило направление из столицы РФ в Челябинск через Самару, этому маршруту водители отдали всего 3 балла из 5. Согласитесь, негусто.
  2. Немногим лучше проявила себя трасса из Москвы в Новороссийск, пролегающая через Ростов-на-Дону. Оценка – 3,1 балла.
  3. 3,2 балла получила бесплатная дорога из Москвы в Питер, и это при том, что платная, как мы уже указывали, получила все 5.
  4. Но и это еще не все. Самыми безобразными дорогами, по которым невозможно проехать комфортно и спокойно, являются Самара – Уральск (1,3 балла) и Джубга – Адлер (2,6 балла). Таких покрытий не встретишь больше ни на какой федеральной трассе. Опытные водители, если есть возможность, стараются обходить эти дороги в объезд.

Самые опасные федеральные трассы России

Насколько опасна для движения трасса, определяет не только состояние дороги, но и извилистость дороги, а также численность ДТП, случившихся на дорожном участке за последний год. Итак, исходя из этих показателей, к опасным трассам на конец 2016 года относят:

  • А-146, насчитывающая 148 км, смертность – 4,75 пострадавших на каждые 10 км;
  • Р-217, смертность 3,79 человека;
  • А-155 – 3,01 смерти;
  • А-290, в ДТП здесь умирают 2,92 человека;
  • А-104 – 2,9 погибшего в ДТП за последний год;
  • значение смертности близится к 2,85 на маршруте М-10;
  • на магистрали А-240 умирает 2,64 человека;
  • М-3 показывает 2,62 погибшего;
  • А-151 – 2,61;
  • М-7, на пути которой в 2015 году погибло 2,5 человека.


Общеизвестно, что Российская Федерация имеет самую большую территориальную протяжённость на всей планете. Успешное развитие экономики, функционирование всех отраслей народного хозяйства и саму территориальную целостность столь большого государства невозможно обеспечить без надёжно функционирующих путей сообщения между его регионами.

Дороги России

Дорожная сеть современной России формировалась на протяжении нескольких веков. Современное её состояние в Российской Федерации назвать хорошим или хотя бы удовлетворительным может лишь неисправимый идеалист. Тем не менее системная работа над совершенствованием дорожной инфраструктуры в Российской Федерации ведётся постоянно, на плановом государственном уровне. Одним из проявлений этого является унификация всей дорожной сети в соответствии с государственными стандартами. В отдельную категорию в этой классификации выделены дороги федерального значения. По этим магистралям производится сообщение между столицей страны и региональными административными центрами или между крупными региональными городами.

Кроме того, федеральные дороги ведут от столицы до границ с сопредельными государствами. Этот же статус имеют и участки международных автомагистралей, проходящих через территорию страны от одной границы до другой. Важнейшей особенностью дорог федерального значения является то, что их содержание и строительство финансируются за счёт средств федерального бюджета.

На карте страны

В соответствии с действующей в настоящее время системой государственных стандартов все федеральные дороги имеют своё индивидуальное обозначение на картах и в справочниках. Состоит оно из литерного индекса и цифры с номером трассы. Как правило, буквенное обозначение характеризует удалённость трассы от столицы страны, а цифровой индекс после буквы указывает лишь место в общем списке магистралей, обозначенных данной буквой. Федеральные дороги с индексом М ведут из Москвы в региональные административные центры или до границ с сопредельными странами. Магистрали с индексом Р связывают региональные центры между собой. Префиксы АН и Е перед буквенными индексами свидетельствуют о том, что данные федеральные дороги являются частью международных маршрутов, проходящих через азиатскую или европейскую часть Российской Федерации.

Недостатком существующей системы индексации является двойное обозначение на картах и в справочниках одних и тех же магистралей по разным классифицирующим признакам. Федеральные дороги с индексом Р нередко входят в состав международных маршрутов. К обозначениям некоторых, наиболее значимых, федеральных дорог добавляется наименование географического региона, куда по ним можно добраться. Например: федеральная

Подъездные дороги

На картах и в справочниках нередко встречаются трассы, обозначенные буквой А. Дело в том, что каждая федеральная автомобильная дорога включает в себя не только отрезок пути между начальной и конечной точками маршрута, но и подъездные пути к основной магистрали. Именно они обозначаются этой литерой. Она ставится перед буквенным обозначением всей трассы. На подъездные участки в полной мере распространяется статус федеральной дороги.

Список дорог

Полный перечень автомобильных магистралей насчитывает несколько десятков наименований. Найти его можно в любом справочном издании. Все дороги федерального значения расположены в нём в порядке возрастания цифрового обозначения вслед за каждым буквенным индексом.

В настоящее время ведётся разработка новой системы обозначения федеральных трасс. Введение её в действие ожидается не ранее 2018 года. Так что через несколько лет существующий ныне список автомобильных дорог просто устареет.

Федеральные дороги общего пользования

Согласно действующему в Российской Федерации законодательству, все существующие в стране дороги разделяются на две юридические категории. Это дороги общего и не общего пользования. Разумеется, большая часть дорожной сети всегда относилась и будет относиться к первой категории. Тем не менее некоторым дорогам или их отдельным участкам может быть присвоен статус дорог не общего пользования. Ограничения эти могут быть приняты как в пользу государственных, так и частных структур.

Доступ на такие дороги для простых граждан может быть ограничен как на временной, так и на постоянной основе. Оформлено это должно быть, в зависимости от юридической принадлежности, органами федеральной власти или решением административных органов регионального управления. К дорогам не общего пользования также относятся те, что построены за счёт частных лиц или промышленно-коммерческих структур.

Платные магистрали

Люди в России всегда пользовались трассами бесплатно, ограничиваясь выплатой государству ежегодного транспортного налога. Поэтому любая плата за федеральные дороги всегда вызывает резкую негативную реакцию у всех, кто по ним ездит. И это вполне можно понять. Как понять и тот простой факт, что автомобильные дороги на бескрайних российских просторах никогда не улучшатся, если не инвестировать значительные финансовые средства в их строительство. Мировой опыт свидетельствует о том, что введение платы за проезд даёт реальную возможность собрать деньги на новые автобаны.

С некоторым опозданием такая практика начинает использоваться и в России. Плата за федеральные дороги уже взимается на "Дон" и на некоторых других участках в европейской части страны. И есть все основания полагать, что в ближайшем будущем эта практика будет находить всё большее применение. Важнейшим принципом при введении платы за проезд по федеральным дорогам является обязательное наличие бесплатного альтернативного маршрута движения. Это означает, что единственная дорога в населённый пункт ни при каких обстоятельствах не может быть платной.

Федеральные трассы — это важнейшие автодороги России. Они соединяют административные центры РФ, а также Москву с другими государствами. Существует несколько классификаций автомобильных дорог. Ниже представлена одна из них. В статье также рассказано о трассах, которые берут начало в российской столице.

Основные виды

Разберемся в классификации автомобильных дорог по их значению. Как уже было сказано выше, друг от друга трассы отличаются по различным признакам. Но даже начинающий автовладелец знает о том, что существует автодороги, название которых начинается на "М", "А" или "П". Префикс указывает на принадлежность трассы к определённой категории. Именно в этой классификации следует разобраться прежде всего.

Федеральные трассы разделяют на следующие виды:

  1. Соединяющие Москву с другими государствами.
  2. Соединяющие между собой исключительно административные центры РФ.
  3. Подъездные дороги (автомагистрали).

К первой категории относятся федеральные трассы, названия которых начинаются на префикс "М". Ранее к ним относились и те, что соединяют крупные административные центры России. Ко второму типу относятся дороги с префиксом "Р". К третьему - с префиксом "А".

Новые правила в обозначении дорог

Не так давно в силу вступил новый перечень автодорог. Существенных изменений претерпела и их нумерация. Теперь префикс "М" присутствует лишь в названии дорог, которые начинаются в Москве. Такие федеральные трассы России, как М-60, М-58, М-51, М-6 называются теперь иначе. Эти автодороги приобрели префикс "Р" или "А".

Изменились и правила написания названий федеральных трасс. На дорожных знаках префикс "М" и соответствующая цифра пишутся слитно. Правда, общих правил обозначения автомагистралей не существует. Ведь в официальных документах по-прежнему принято между префиксом и цифрой ставить дефис. Некоторые федеральные трассы входят в состав азиатской или европейской международных сетей. Такие автодороги относятся к категориям АН или Е.

Федеральные трассы с префиксом "М" — это автодороги "Беларусь", "Крым", "Украина", "Дон", "Урал", "Волга" и так далее. Все они являются частью международного маршрута. Так, М1 входит в состав и Е30. Этот европейский маршрут берёт начало в ирландском городе Корке, а заканчивается в Омске. Стоит рассказать об истории и расположении федеральной трассы М1 подробнее.

Автодорога "Беларусь"

Протяженность ее составляет 440 км. Проходит она по Московской и Смоленской областям. Эта федеральная трасса России строилась заключенными. В феврале 1936 года был создан лагерь НКВД, получивший название «Вяземский участок». Правительством было принято решение задействовать заключённых в строительстве автомагистрали Москва - Минск. Впоследствии название исправительно-трудового лагеря менялось не раз. Однако сущность этого учреждения оставалась прежней. Начальник Вяземлага возглавлял и строительство автомагистрали. В начале сороковых эту должность занимал инженер-подполковник Г. А. Саркисьянц. Численность лагеря была внушительная. В 1936 году в нём пребывала более 12 тыс. заключённых. Впоследствии это число увеличивалось.

Строительство автодороги, которая стала одной из важнейших федеральных трасс России, завершилось в 1941 году.

Маршрут М1

Трасса берёт начало на пересечении Московской Кольцевой дороги с Можайским шоссе. Далее проходит по таким населенным пунктам, как Одинцово, Кубинка, Можайск. Участок, прилегающий в Московской области, составляет 98 км. По Смоленской области трасса проходит в непосредственной близости от Гагарина, Вязьмы, Сафоново. М1 пересекает город Ярцево - протяженность этого участка составляет 37 км. Затем остается менее 100 км, на которые приходится объездная дорога. И заканчивается автодорога у государственной границы с Беларусью.

Федеральная трасса М2

Если ехать по этой автодороге, то, начиная свой путь в Москве, завершить его можно в Белгороде — городе, расположенном на границе с Украиной. Трасса входит в состав Е105. Европейский маршрут начинается в Норвегии, проходит через Россию, Украину, заканчивается в Ялте. На Украине трассу М2 продолжает автострада М20, ведущая до Харькова. М18 — последний участок Европейского маршрута Е105.

В основе М2 лежит Крымский тракт. Строительство дороги от Москвы до Харькова началось в сороковых годах. После войны ее реконструировали: на дорогу было нанесено асфальтобетонное покрытие. В советские времена маршрут, ведущий из Москвы в Симферополь, имел номер 4. Существенным преобразованием дорога подверглась в начале восьмидесятых — перед летними Олимпийскими играми. Именно тогда было принято решение о строительстве дублера, который впоследствии стал той самой автодорогой, по которой из столицы сегодня можно доехать до Ялты.

Протяженность трассы М2 составляет 700 км. Начинается она на пересечении Варшавского шоссе и МКАД. Далее проходит по городам Щербинка, Климовск, Подольск. Обходит Серпухов и Чехов с востока. Трасса М2 проходит по Тульской области. Она довольно хорошо освещена вплоть до 156-го километра. Идёт по Орловской области, обходит город Мценск, пересекает Оку. И, наконец, преодолевает Курскую область, ведёт в Белгородскую и заканчивается у государственной границы с Украиной.

Автодорога "Украина"

Эта трасса является составной частью маршрута Е101. Протяженность M3 — 500 км. Строительство автодороги завершилось в 1976 году. Трасса берёт начало на Ленинградском проспекте, затем идет в юго-западном направлении. Она обходит с юга Солнцево и аэропорт Внуково, пересекает Наро-Фоминский район. Затем трасса идет по Калужской области, а сразу после города Обнинска пересекается с А101. М3 также идёт по Брянской области. В Украине ее продолжает автострада М-02.

Федеральная трасса М4

Автодорога "Дон" переполнена в летние месяцы. По ней москвичи продвигаются в сторону Краснодарского края. Нередко на трассе М4 можно увидеть и машины с петербургскими номерами, то есть жители Северной столицы преодолевают расстояние около 700 км до Москвы, затем по МКАД добираются до Липецкой улицы, где берёт начало трасса "Дон", а затем направляются в сторону Новороссийска. Такой маршрут довольно утомителен, однако ради отдыха на морском побережье жители мегаполисов готовы на всё.

М4 - это не самая длинная трасса из тех, что ведут из Москвы. По протяженности лидирует М5. Но и расстояние между столицей и Краснодарским краем немалое. Протяженность трассы составляет 1540 км. Она идет через юг Подмосковья, пересекает Тульскую, Липецкую, Воронежскую, Ростовскую области. В Краснодарском крае дорога проходит через станицы Кущёвскую и Павловскую. Завершается трасса в Новороссийске.

С июня 2017 года на трассе "Дон" действует восемь платных участков. В 2020 году их общая длина составит 892 км. Стоимость проезда по М4 может составлять, в зависимости от времени и типа автомобиля, более 1000 руб. Трасса М4 получила статус дороги федерального значения в 1991 году. Приблизительно в это время ее удлинили на 500 км посредством присоединения одного из участков бывшего маршрута, ведущего из Ростова-на-Дону в Беслан. Активное строительство автодороги было возобновлено в конце девяностых. В 1998 году в эксплуатацию был торжественно введен платный участок, расположенный в Липецкой области.

Трассы с префиксом "М"

Автодорога "Урал" начинается на пересечении Волгоградского проспекта и МКАД. Ее протяженность составляет 1879 км. М5 проходит через Люберцы, следует по окружным дорогам вокруг Коломны, Бронниц, через Луховицы. Далее трасса идет по Рязанской области, республики Мордовии, проходит по населенным пунктам Пензенской, Ульяновская, Самарская, Оренбургская областей, завершается в Челябинске.

Трассой М7 ("Волга") часто пользуются автовладельцы, желающие посмотреть достопримечательности городов Золотого кольца. Автодорога сперва идет по подмосковной Балашихе, затем таким крупным и мелким населенным пунктам, как Зелёный, Новая Купавна, Обухово, Новые Псарьки, Сергиев Посад. М7 проходит через Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашская, Татарстан, Башкортостан, завершается в Уфе. Протяженность — 1351 км.

М8 ("Холмогоры") ведет через Ярославль и Вологду, заканчивается в Архангельске. Протяженность этой автодороги составляет 1157 км. Длина М9 почти в два раза меньше. Автодорога "Балтия" ведет из Москвы к государственной границе с Латвией. Протяженность — 597 км. По М10 можно добраться в Санкт-Петербург, преодолев Тверскую и Новгородскую области. Длина автодороги "России" — 697 км. Вскоре, согласно проекту Минстроя, это трасса станет бесплатным дублером М11. Новая автодорога должна войти в эксплуатацию в 2018 году.

Другие автодороги

Из Санкт-Петербурга ведут трассы Р21 и Р23. Старые названия М18 и М20 актуальны до конца 2017 года. Р21 идёт через Петрозаводск, Мурманск, Печенга, заканчивается у границы с Норвегией. Автодорогу П23 иначе называют трассой "Псков", что уже говорит о маршруте. Начинается она в Северной столице, проходит через Псковскую область и заканчивается недалеко от границы с Белоруссией. Самая длинная Российская автодорога - А331. Ее протяженность составляет около 3000 км. В перечень трасс федерального значения входят также Р56, Р92, Р119, Р92, Р132, Р158, Р208, Р215, А103, А104, А105, А113, А112, А111, А121, А120, А119, А135, А136.