Основные работы петражицкого. Лев Иосифович Петражицкий (1867–1931). «Что пользы в работе, когда все проиграно…»

Олимпиадные задания 9 класс

1. Элемент нормы права: А) коллизия; Б) санкция; В) превенция; Г) презумпция.

2. Л.И. Петражицкий является представителем:

    психологической теории права;
    Б) нормативистской теории права;

    социологической теории права;

Г) позитивистской теории права.

3. Каким признаками характеризуется государственная власть?

A) обладает верховенством в обществе;

Б) предполагает зависимость одного лица от другого;

B) предполагает определенную модель поведения людей;

Г) реализуется специализированным государственным аппаратом.

4. Первоначально латинское слово «конституция» (constitutio) означало:
А) устройство;

Б) согласие;

В) договор;

Г) предписание.

5. Издаваемый в особом порядке нормативный правовой акт высшего представительного
органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на урегулирование
наиболее важных общественных отношений – это

Б) судебный прецедент;

Г) декларация.

6. Правовое государство характеризуется наличием: А) публичной власти;

Б) разделения властей;

В) системы правоохранительных органов;

Г) законодательной системы.

7. Конфедерация - это:

A) союз субъектов федерации, обладающих суверенитетом;

Б) союз субъектов федерации, не являющихся суверенными образованиями;

B) государство, отличающееся целостностью и неделимостью;

Г) союз государств, объединившихся для достижения определенных целей.

8. Демократическое государство должно осуществлять:

    укрепление целостности общества;
    Б) достижение единомыслия среди граждан;

    выработку планов экономического развития;

Г) мероприятия, ведущие к достижению всеобщего равенства.

9. Какова численность Государственной Думы Федерального Собрания РФ?

    200 депутатов;
    Б) 250 депутатов;

    450 депутатов.

10. Принцип прямого избирательного права означает, что:

A) избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей
или каких-либо иных лиц;

Б) никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах;

11. В президентской республике:
А) президент непосредственно формирует правительство;

Б) президент является главой исполнительной власти;

В) правительство формируется парламентским путем;

Г) президент принимает законы;

Д) не соблюдается принцип разделения властей.

12. По общему правилу законы вступают в силу по истечении:

13. Источник права, определяющий права и обязанности граждан и юридических лиц, а так же правила их взаимоотношений на основе соглашений:

A) обычай;

Б) нормативный договор;

B) прецедент;

Г) нормативно-правовой акт.

14. Хранение и распространение наркотических веществ является правонарушением:

А) уголовным;

Б) должностным;

В) административным;

Г) гражданско-правовым.

15. Правительство Российской Федерации издает:

    постановления;
    Б) распоряжения;

    кодексы;
    Г) указы.

16. В гражданском праве предложение вступить в договорное отношение именуется

    оферта;
    Б) акцепт;

Г) реституция.

17. В Российской Федерации свобода совести относится к группе прав:

    личных;
    Б) культурных;

    социальных;
    Г) экономических.

18. Сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей
правовые последствия, называется:

А) оспоримой;

Б) ничтожной;

В) притворной;

Г) мнимой.

19. Что из ниже перечисленного является юридическим фактом, который является результатом волевого поведения человека?

A) наводнение;

Б) рождение человека;

B) наступление 16 летнего возраста;
Г) регистрация брака.

    государственный диктат в политической сфере;
    Б) осуществление принципа «разрешено все, что не запрещено законом»;

    наличие государственного диктата во всех сферах жизни общества;

Г) признание различных политических идеологий.

21. Какие из перечисленных сделок вправе самостоятельно совершать малолетние в возрасте от 6 до 14 лет:

A) мелкие бытовые;

Б) направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

B) направленные на безвозмездное получении выгоды, требующие нотариального
удостоверения либо государственной регистрации;

Г) по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем для определенной цели.

22. Нормативный акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения:

    законность;
    Б) справедливость;

    коллективность ответственности;
    Г) неотвратимость наступления ответственности.

23. Положение: «В любом нормативно-правовом акте должны быть отражены международно-правовые стандарты, он должен быть принят легитимным органом государственной власти, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств, выработанных мировой практикой», - относится к принципу правового государства:

A) приоритета права;

Б) единства права и закона;

B) правовой защищенности человека и гражданина;

Г) правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

24. Водитель автомашины, выезжая на перекресток при красном свете, осознает, что грубо
нарушает правила дорожного движения, но надеется на мобильность своей машины, ее

высокую скорость, невнимательность других водителей, и врезается в другую машину. d данном случае имеет место такая форма вины водителя, как:

    прямой умысел,
    Б) косвенный умысел,

    небрежность,
    Г) легкомыслие.

25. Существует ли в РФ смертная казнь?

    нет, не существует;
    Б) существует;

    существует, но не применяется к несовершеннолетним;

Г) существует, согласно Конституции РФ, только в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей

26. С какого возраста, по общему правилу, наступает уголовная ответственность:

    с 14 лет;
    Б) с 16 лет;

    с 18 лет;
    Г) с 21 года.

27. Политическая идеология, провозгласившая ценностями свободу и права личности, частную собственность, ограничение сфер деятельности государства, называется:

    либеральной;
    Б) анархистской;

    консервативной;
    Г) социал-демократической.

28. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации содержит:

    понятие преступления,
    Б) виды наказаний,

    исчерпывающий перечень преступлений,
    Г) понятие соучастия.

29. Временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей
(полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора называется:
А) забастовкой;

Б) саботажем;

В) локаутом;

Г) штрейкбрехерством.

30. Формой реализации материальной ответственности является:

A) пеня, возмещение вреда,
Б) выговор, увольнение;

В) денежное взыскание;

31. Основную ответственность за соблюдение прав человека несет:
А) государство;

Б) Комиссия ООН по правам человека;

B) Европейский суд по правам человека;

Г) Генеральная Ассамблея ООН.

32. Нотариусом может стать лицо, имеющее высшее юридическое образование, сдавшее квалификационный экзамен, получившее разрешение на право совершения нотариальных действий и прошедшее стажировку у нотариуса, сроком не менее;

    одного года;
    Б) двух лет;

    трех лет;
    Г) пяти лет.

33. Наследство может быть принято в течение:

    трех месяцев со дня открытия наследства;
    Б) шести месяцев со дня открытия наследства;

    десяти месяцев со дня открытия наследства;

Г) двенадцати месяцев со дня открытия наследства.

34. Судебное решение по гражданскому делу может быть обжаловано:

    в течение 7 дней;
    Б) в течение 10 дней;

    в течение 14 дней;
    Г) в течение месяца,

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ.

35 Гражданин Волков Е.Б. разработал законопроект о мерах по повышению культурного уровня граждан России. Имеет ли право гражданин Волков самостоятельно вынести подготовленный законопроект на обсуждение Государственной Думы? Каким образом ему добиться рассмотрения своего законопроекта?

36. Сотрудница Югбанка, придя домой, рассказала брату, что его сослуживец снял со своего счета крупную сумму денег. Брат заинтересовался этим вопросом и спросил у сослуживца, какую покупку тот собирается совершить. На следующий день сослуживец написал жалобу в Югбанк о нарушении тайны вклада. Обоснованна ли жалоба сослуживца? Свой ответ обоснуйте .

37. Государственной Думой был принят Жилищный кодекс. Через четыре месяца учеными-юристами были подготовлены официальные комментарии к кодексу. Между гражданином Ивановым и гражданином Степановым возник спор: Иванов утверждал, что комментарии вносят поправки в кодекс, имеют юридическую силу, а Степанов с ним не соглашался, со своей стороны утверждая, что комментарий лишь разъясняют статьи кодекса. Кто прав в споре?

38. Сестра купила брату в подарок свитер. Придя домой,она обнаружила, что у брата есть точно такой же свитер. Вернувшись в магазин, она попросила обменять свитер на другой свитер. Продавец ей отказал, сославшись на то, что, по его мнению, недостатка в данном товаре обнаружено не было. Обязан ли магазин произвести замену данного товара? При каких условиях? Обоснуйте ответ.

39. Общеизвестно, важной юридической деятельностью в государстве является толкование права. В результате толкования обеспечивается уяснение и разъяснение сложных юридических норм действующего законодательства. Может ли осуществлять толкование нормативного акта тот же государственный орган, который его принял? Обоснуйте свой ответ.

40. В интересах несовершеннолетнего Пятницкого Е.Г. его родители обратились в суд с иском о вселении его в жилое помещение. Однако суд отказался рассматривать этот иск, аргументируя свою позицию тем, что с иском в суд должны обращаться органы опеки и попечительства либо опекуны, назначенные этими органами – но не родители, не назначенные опекунами. Соответствует ли закону позиция суда?

Ответы отправлять beshtokov-2011@

Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931) - одна из наиболее известных на Западе и неоднозначных фигур среди представителей русской социологии права.

Происхождение права, его действие в общественной жизни и влияние на психику индивида и общества в целом Петражицкий объяснял как следствие правовых переживаний, составляющих реакцию организма на воздействие окружающей среды и формирующих его поведение.

Основные работы Петражицкого, особенно «Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии» (1905) и «Теория права и государства в связи с теорией нравственности » в 2-х томах (1909-1910) сразу же привлекли внимание как знаменитых ученых, например, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и др., так и широкой общественности.

Такой живой отклик был вызван не только авторитетом Петражицкого, выдающегося юриста, но и остротой самого вопроса о роли права в российском государстве и обществе. На страницах журнала «Юридический вестник» развернулась широкая полемика по вопросу о происхождении права, соотношении естественного и позитивного права.

Основное противоречие заключалось в том, что под естественным правом, за возрождение которого выступали многие прогрессивные юристы, в том числе Пет-ражицкий, понимался объективный, независимый от исторической эволюции и субъективных взглядов людей абсолютный идеал, к которому должно стремиться человечество. Этот идеал недостижим, однако позитивное право, существующее в конкретном обществе, должно ему максимально соответствовать. Такое представление коренным образом противоречило юридической практике пореформенной России и распространенному в общественном сознании убеждению, что право - лишь инструмент насилия государственной власти над гражданами. Оно противоречило также и юридическому позитивизму, согласно которому право меняется в зависимости от исторического периода и деятельности законодателей.

Отечественная юриспруденция подходила к праву с точки зрения общечеловеческих ценностей, выработанных цивилизацией, на основе которых в принципе возможно создание идеала общественного устройства. Особое значение придавалось положению о том, что человеческой природе изначально присущи определенные этические принципы, исконные правовые начала, выполняющие в обществе регулирующую функцию. Поэтому право понималось как тождественное нравственности.

Утверждение Петражицкого, что право является эмоцией и существует исключительно в психике индивида, не вписывалось ни в рамки представления об объективном существовании права, ни в традиционное его понимание только как позитивного, то есть свода законов, действующих в государстве. По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступать в той или иной ситуации.

Поэтому для понимания сущности права нужно обратиться к психологии. Традиционное деление психики на познание, чувства и волю Петражицкий считал недостаточным, почему и ввел понятие «эмоции» как основного влияющего на поведение психического акта, имеющего двойственную, активно-пассивную природу. «Внутренний голос», совесть запрещает или разрешает нам определенное поведение. Мы ощущаем настоятельную необходимость поступить так, а не иначе. С этой точки зрения «наши права суть закрепленные за нами, принадлежащие нам, как наш актив, долги других лиц»1. В отличие от нравственных обязанностей, правовые обязательства связывают волю человека. Поэтому с социальной точки зрения право гораздо важнее нравственности.

Так как право целиком содержится в психике, то в повседневной жизни обычно не требуется знания официальных законов, и вообще существование права не предполагает какого-либо организованного союза, например, государства, «признания нормы или правоотношения со стороны окружающих нас лиц, существования судов, законодателя и тому подобных явлений, представления о которых обыкновенно соединяются с мыслью о праве»2.

То, что государство осуществляет руководство социальными отношениями, объясняется нашей потребностью приписывать известным лицам «общее право повелений и иных воздействий на подвластных для исполнения долга заботы об общем благе».

Право, которым пользуются люди в повседневной жизни, Петражицкий называет естественным или интуитивным. В процессе развития человечества одни нормы права отмирают, другие же закрепляются в сознании как наиболее пригодные для нормального существования общества. Необходимость общих правил поведения приводит к возникновению позитивного права, которое характеризуется ссылкой на внешний авторитет. Отсюда возникновение религии и официального права, власти, судов, которые также предназначались лишь для ограничения «диссонанса правоотношений»2. Благодаря этим учреждениям достигается согласие по спорным вопросам.

Интуитивное право гораздо шире позитивного и официального и развивается «закономерно-постепенно, оно не подвержено фиксированию и окаменению и не зависит от чьего бы то ни было произвола»3. Распространение единых норм происходит в результате эмоционально-интеллектуального социального общения и психического заражения. Эволюция права изменяет народную психику, а она, в свою очередь, изменяет право. Действие права как психического фактора общественной жизни состоит, во-первых, «в возбуждении или подавлении мотивов к различным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других (педагогическое действие права)»4.

С помощью воздействия права на общественное сознание можно добиться определенного поведения, а также воспитывать народную психику, повышать ее культуру и способность адаптироваться к требованиям социальной жизни. Цель развития права - «нравственное совершенство человечества»1, однако нравственная мотивация, хоть и является идеалом, все же не имеет такой силы, как правовая.

Неразвитое правосознание, считает Петражицкий, является причиной многих недостатков русского характера. «Эмоционально здоровое сознание своего права ставит человека наравне или даже выше тех лиц, которые в других областях кажутся ему вышестоящими»2. Для успешного использования права, по мнению Пет-ражицкого, необходима наука политики права. Задача ее заключается, во-первых, «в рациональном направлении индивидуального и массового поведения посредством соответствующей правовой мотивации»3, во-вторых, - в совершенствовании психики, в очищении ее от антисоциальных склонностей. В развитии права могут быть скачки вперед, периоды застоя и возвращения назад. Петражицкий предлагает сделать этот процесс положительно направленным, стимулируя с помощью науки нравственный прогресс. Причем в качестве метода воздействия рекомендуются только моральные санкции, так как угроза уголовной ответственности задевает только самые грубые черты нашего характера. Задачи же и идеал правовой политики направлены на более высокие отношения между людьми.

Для эффективности законодательства прежде всего необходимо провести его систематизацию, унификацию и рационализацию. Тогда с его помощью политика права, постоянно направляя мышление и поведение людей в более высоконравственное русло, способна цивилизовать общество, его правовой строй, предопределяющий жизнь и деятельность всякого гражданина.

Таким образом, Петражицкий отошел от классического понимания науки о праве только как систематизации и классификации юридических норм. Он исследует применение и функционирование права, его воздействие на психологию и поведение людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть демонстрирует чисто социологический подход к праву.

Своеобразное понимание права Петражицким вызвало волну критики со стороны известных юристов того времени. Хотя разногласия среди сторонников движения за возрождение естественного права были достаточно велики, отношение к теории Петражицкого было враждебным, поскольку он скептически оценивал попытки абсолютизации теории естественного права.

Петражицкий разделял со сторонниками естественного права его общие положения:

а) право первично по отношению к государству и может существовать в любом человеческом союзе;

б) естественное право не тождественно позитивному;

в) жизнь человека, его права и свободы - абсолютная ценность;

г) демократия необходима как фундамент свободы личности;

д) старые учения о праве не соответствуют реальной жизни, право не инструмент насилия со стороны власти, а главный регулятор взаимоотношений в обществе.

Несмотря на это, его оппоненты считали, что психологический подход к праву сомнителен с точки зрения науки, так как явления психики не имеют точного характера. Многие ученые, например П.И. Новгородцев, видели в трактовке Петражицкого разновидность юридического позитивизма. К тому же право не ограничивается исключительно личным поведением: существует еще и объективный закон, который признают все. Право должно сообразовываться не только с изменяющимися потребностями, но и «с вечными началами, присущими человеческому духу»1. Субъективное понимание индивидом своего права будет единственным для него, а права другого не будут признаваться. По теории Петражицкого, явлением права может быть и заключение договора с дьяволом, и фантазия сумасшедшего человека.

Такая широкая трактовка по существу приводит к размыванию самого понятия права. Новгородцев указывает, что желание Петражицкого воплотить с помощью права в жизни «совершенное господство действенной любви в человечестве»2 есть не что иное, как существующее со времен Христа стремление построить земной рай, способное привести к насильственному насаждению добра. По словам другого критика, Е.В. Спекторского, физическое и психическое в человеке - лишь «необходимые эмпирические условия» морали, которую изучает философия права, а не психология3 .

Заслуги Петражицкого, особенно в области критики юридических теорий, признавались всеми его оппонентами. Любая научная теория имеет право на односторонность, поэтому психологическая теория права была признана, несмотря на отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания, которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегося русского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву в российском обществе было традиционно. В то же время в среде либеральной интеллигенции призыв Петражицкого различать интуитивное и позитивное право прозвучал особенно сильно, так как просвещенная часть общества остро ощущала противоречие между существующим государственным строем и своими моральными убеждениями.

Из юридической школы Петражицкого вышли такие известные ученые, как П. Сорокин, Г. Гинс, К. Соколов, А. Круглевский, Н. Тимашев и др. Все они пытались развить и усовершенствовать его теорию, придать ей более объективный характер.

«Теория права и государства в связи с теорией нравственности» и «Введение в изучение права и нравственности» были опубликованы в США только в 1955 году, благодаря Н. Тимашеву и П. Сорокину. И сразу же идеи Петражицкого получили развитие в рамках таких направлений юриспруденции и социологии права, как американский и скандинавский правовой реализм, движение свободного права и др. Основные принципы этих теорий - умаление роли официального права, правовой плюрализм, отрицание объективного характера права, призыв изучать психологию людей как основной источник правового поведения.

Психологизм как одна из ведущих тенденций современной западной юриспруденции заслуживает особого внимания и изучения. Особенно важно происхождение этого направления не только потому,что его источником являются взгляды выдающегося российского правоведа, но и потому, что последующие интерпретации теории Петражицкого бледны по сравнению с оригиналом. Нельзя также забывать, что его творчество - яркий пример безграничного служения науке - нуждается в самом пристальном изучении и широком распространении на его Родине.

Известен как:

основатель психологической школы права в России

Петражицкий, Лев Иосифович (польск. Leon Petrażycki ) (13 апреля , Колонтаево, Витебская губерния - 15 мая , Варшава) - российский и польский учёный, правовед, социолог, философ, депутат первой Государственной думы .

Биография

Покончил жизнь самоубийством 15 мая 1931 г. Рукописи последних лет жизни пропали во время военных действий 1944 г. в Варшаве .

Научная деятельность

Психология

Наука, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, то есть психическую деятельность индивидуального характера. Петражицкий отрицал объективный, естественно-исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту». Данный взгляд он применял при анализе самых разнообразных явлений - права, власти, идеала, наказания и т. п. Л. И. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, - считал Л. И. Петражицкий, - являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект - это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект - групповая, „народная психика“ с её „нормами - законами“, которые и определяют мотивацию».

Правоведение

Первые работы Л. И. Петражицкого были посвящены гражданскому праву. Но постепенно его исследования переходят в область общей теории права. Автор психологической теории права . Л. И. Петражицкий дает следующее определение права:

мы под правом в смысле особого класса реальных феноменов будем разуметь те этические переживания, эмоции которых имеют аттрибутивный характер

По мнению Петражицкого, человек под воздействием эмоций склонен приписывать какому-либо внешнему авторитету, себе и другим людям различные права и обязанности, проецируя на них свои внутренние убеждения по поводу того, как следует поступить в той или иной ситуации . Долгое время, объяснял Л. И. Петражицкий, взаимодействие «норм - законов», институтов и поведения людей осуществлялось бессознательно, но с возникновением социологии появилась возможность вести человечество сознательно, путём особой «политики права». Петражицкому принадлежит идея разделения права на «официальное» и «интуитивное». Первое - санкционировано государством, оно отстаёт в своём изменении от изменений духовной, экономической и социальной жизни, тогда как второе - свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами. «Интуитивное право» более «доброкачественно» в сравнении с «официальным».

Научная школа

Основные труды

  • Die Fruchtvertheilung beim Wechsel der Nutzungsberechtigten vom Standpunkt des positiven Rechts und der Gesetzgebung : drei civilrechtliclie Abhandlungen / von Leo v. Petražycki. - Berlin: Müller, 1892. - XI, 268 с.
  • Die Lehre vom Einkommen. - Berlin, 1893-1895. - Bd 1-2.
  • Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права]. - С.-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1897. - 435 с., .
    • совр. изд. - Права добросовестного владельца на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права / Л. И. Петражицкий; [Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. Каф. гражд. права юрид. фак.]. - М.: Статут, 2002. - 424, с. - (Классика российской цивилистики) (BONA FIDES в гражданском праве). ISBN 5-8354-0102-7
  • Петражицкий Л. Акционерная компания. Акционерные злоупотребления и роль акционерных компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права . - СПб. : Тип. Мин-ва финансов, 1898. - 220 с.
  • Очерки философии права. Вып. 1. Основы психологической теории права. Обзор и критика современных воззрений на существо права. - С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1900. - 138 с.
  • Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. - С.-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1905. - 311 с., .
    • совр. изд. - Введение в изучение права и нравственности: эмоциональная психология / Л. И. Петражицкий. - Изд. 2-е. - М.: URSS, cop. 2010. - 311 с. - (Из наследия мировой философской мысли. Социальная философия). ISBN 978-5-397-01733-6
  • Речь профессора Л. И. Петражицкаго, депутата 1-й Государственной думы : по стенографическому отчету / Партия народной свободы. - Санкт-Петербург: Тип. Б. М. Вольфа, 1907. - 16 с.
  • Теория права и государства в связи с теорией нравственности. [Том 1 - 2] /Л. И. Петражицкий. - С.-Петербург: Типография СПб акц. общ. «Слово», 1907. - 656 с. (2-е изд., испр. и доп. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1910. Том 1. - 318 с.; Том 2. - С.: 317-758.).
    • совр. изд. - Теория права и государства в связи с теорией нравственности / Л. И. Петражицкий; С.-Петерб. гос. ун-т. Юрид. и специал. фак., Журн. «Правоведение». - СПб.: Лань, 2000. - 606, с. - (Классики истории и философии права). ISBN 5-8114-0224-4 ; М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 798 с. ISBN 978-5-8243-1202-7
  • Университет и наука. Опыт теории и техники университетского дела и научного самообразования. С приложениями: о высших и специальных учебных заведениях и о среднем образовании. - СПб., 1907. - Т. 1-2.
  • Критика моего «Введения в изучение права и нравственности», написанная проф. В. И. Сергеевичем [Текст] / Л. И. Петражицкий. //Журнал Министерства юстиции. - 1909. - № 9. Ноябрь. - С. 152-198.
    • Объяснения проф. Сергеевича по поводу его критики. - С.-Петербург: Тип. т-ва «Общественная польза», 1910. - 90 с.
  • Акции: Биржевая игра и теория экономических кризисов. Том первый, Об акционерном деле и типических ошибках при оценке шансов неизвестной прибыли. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1911. - 307 с., [X].
  • К вопросу о социальном идеале и возрождении естественного права: Отдельный оттиск из журнала «Юридический Вестник» 1913 г., кн. II. - Москва, 1913. - 57 с.
  • О ритуальных убийствах и деле Бейлиса. - С.-Петербург: Типография т-ва «Общественная Польза», 1913. - 32 с.
  • О женском равноправии. - Петроград: Типография М. Меркушева, 1915. - 16 с.
  • Новые основания логики и классификация наук [Текст] /Л. И. Петражицкий; Пер. с польск. А. В. Бабанов; Науч. ред. пер. Е. В. Тимошина. // Российский ежегодник теории права, 2008. № 1. - СПб.: ООО " Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009. - С. 825-846.
  • Петражицкий Л. И. Теория и политика права. Избранные труды / науч. ред. Е. В. Тимошина. СПб.: «Университетский издательский консорциум «”Юридическая книга”», 2011. 1031 с.

Литература

  • Берман Я. А. К вопросу о природе правовых явлений: (Теория Л. И. Петражицкого с точки зрения эмпир. психологии) / [Я. А. Берман]. - Москва: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, . - 29 с.
  • Гинс Г. К. Л. И. Петражицкий. Характеристика научного творчества. - Харбин, 1931.
  • Гуревич П. В. Лев Иосифович Петражицкий . // Правоведение. - 1971. - № 5. - С. 130-132.
  • Иванов Г. А. Психологическая теория права в критической литературе. - С.-Петербург: Типография М. Меркушева, 1913. - 157 с.
  • Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. - М. :Изд-во МГУ, 1978. - 270 с. - С. 192-234.
  • Литвинов, А. Н. Полемика П. И. Новгородцева и Л. И. Петражицкого о возрождении естественного права, или как теория права направляясь в Индию, может попасть в Америку. // Философия права. − 2004. - № 2. - с. 13-19.
  • Новгородцев П. И. Психологическая теория права и философия естественного права. // Юридический вестник. - 1913. - Книга III. - С. 5-34.
  • Попов С. Н. Правовая эмоциональность. Введение в юриспруденцию. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. - С. 32-48.
  • Ралько В. В. М. Штирнер и Л. И. Петражицкий - подходы к пониманию сущности права [Текст]. // Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. - 2010. - № 3. - С. 60-66.
  • Рейснер М. А. Теория Л. И. Петражицкого, марксизм и социальная идеология. - С.-Петербург: Типография т-ва «Общественная Польза», 1908. - 239 с.
  • Сорокин П. Законы развития наказаний с точки зрения психологической теории права Л. И. Петражицкого. // Новые идеи в правоведении. Сборник третий, Эволюция преступлений и наказаний. - С.-Петербург: Изд-во «Образование», 1914. - С. 113-151.
  • править] Рецензии на работы Л. Петражицкого
    • Шершеневич Г. Л. Петражицкий. Bona fides в гражданском праве. Права добросовестного владельцы на доходы с точек зрения догмы и политики гражданского права. 1897:[Рецензия] /Г. Шершеневич. // Журнал Министерства юстиции: [№ 5. Май - № 6. Июнь]. - С.-Петербург: Типография Правительствующего Сената, 1898. - № 6. - С. 278-296.
    • Каминка А. Л. Петражицкий. - Акционерная Компания. Акционерные злоупотребления и роль компаний в народном хозяйстве. По поводу предстоящей реформы акционерного права. С.-Петербург, 1898: [Рецензия] / А. Каминка. // Журнал Министерства юстиции: [№ 9. Ноябрь - № 10. Декабрь]. - С. П. Б., Типография Правительствующего Сената, 1898. - № 10. - С. 384-399.
    • Дембский Д. I. «Философия права и нравственности», проф. Л. И. Петражицкого; II. Право и нравственность с точки зрения исторического материализма: (Этюд по философии права и нравственности) / Д. Дембский. - Харьков: тип. Б. Бенгис, 1909. - 77 с.
    • Сергеевич В. И. Мой ответ г. Петражицкому / В. И. Сергеевич. - Санкт-Петербург: Сенат. тип., 1910. - 30 с.
    • Михайлов П. Е. «Психологическая теория права» перед судом русской юриспруденции.
      • … Выпуск 1, Анализ критики проф. Н. И. Палиенко (Теория «Внешних императивов»). - С.-Петербург:Тип. т-ва «Общественная польза», 1910. - 30 с.
      • … Выпуск 2, Критика проф. Р. М. Орженцкого. - С.-Петербург: Типография Б. М. Вольфа, 1910. - 40 с.
    • Поппе В. Критика методологических основ теорий права и нравственности профессора Л. И. Петражицкого: Л. И. Петражицкий «Введение в изучение права и нравственности. Ч.1.». - С.-Петербург: Изд-во И. Фредериксен и Ко, 1912. - 80 с.

    Примечания

    Ссылки

    • Лев Иосифович Петражицкий - на сайте RELP (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал).

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 13 апреля
  • Родившиеся в 1867 году
  • Родившиеся в Витебской губернии
  • Родившиеся в Витебской области
  • Умершие 15 мая
  • Умершие в 1931 году
  • Умершие в Варшаве
  • Писатели в общественном достоянии
  • Выпускники юридического факультета Киевского университета
  • Правоведы Российской империи
  • Преподаватели СПбГУ
  • Кадеты
  • Депутаты Государственной думы Российской империи I созыва
  • Русские эмигранты первой волны в Польше

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Петражицкий, Лев Иосифович" в других словарях:

    - (1867 1931) российский юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Санкт Петербургского, с 1918 Варшавского университетов … Большой Энциклопедический словарь

    Петражицкий (Лев Иосифович) современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью приготовления профессоров римского права для России; приват доцент Петербургского университета по кафедре… … Биографический словарь

    - (13.4.1867, Коллонтаево Витебской губернии,‒ 15.5.1931, Варшава), теоретик права. По национальности поляк. Закончил юридический факультет Киевского университета, затем учился в Берлине. В 1898‒1918 возглавлял кафедру энциклопедии и философии… … Большая советская энциклопедия

    ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ - ПЕТРАЖИЦКИЙ, ЛЕВ ИОСИФОВИЧ (1867 1931) русский правовед, социолог, философ. Родился 13 (25) апреля 1867 в Коллонтаево Витебской губернии. Окончил юридический факультет Киевского университета, учился в Берлинском университете. После защиты… … Юридическая энциклопедия

    Современный русский юрист, воспитанник Киевского университета и семинарии, учрежденной в Берлине с целью подготовки профессоров римского права для России; приват доцент Петербургского университета по кафедре энциклопедии и философии права. Первая … Большая биографическая энциклопедия

    - (1867 1931), юрист. В 1918 эмигрировал в Польшу. Один из основателей психологической школы права. Профессор Петербургского, с 1918 Варшавского университетов. * * * ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович ПЕТРАЖИЦКИЙ Лев Иосифович (1867 1931), российский юрист … Энциклопедический словарь

    Петражицкий, Лев Иосифович - (1867 1931) Русский юрист, психолог и философ. Зав. кафедрой энциклопедии и философии права в Петербургском университете (1898), депутат 1 Государственной думы. В 1918 году эмигрировал в Польшу, став профессором и зав. Кафедрой философии… … Кто есть кто в российской психологии

ПЕТРАЖИЦКИЙ ЛЕВ ИОСИФОВИЧ - российский и польский правовед, социолог, философ, статский советник; представитель психологической школы права.

Окон-чил юри-дический факультет Университета Святого Вла-ди-ми-ра в Кие-ве (1890 год; в 1897-1898 годах пре-по-да-вал в нём). Учил-ся так-же в университетах в Гей-дель-бер-ге, Бер-ли-не и Па-ри-же. Профессор ка-фед-ры эн-цик-ло-пе-дии пра-ва (1898-1918 годы) и де-кан юри-дического факультета (1905-1906 годы) Санкт-Пе-тербургского (Пет-ро-град-ско-го) университета. В 1898 году уча-ст-во-вал в соз-да-нии еже-не-дель-ной юри-дической газеты «Пра-во», один из её по-сто-ян-ных ав-то-ров. В 1902 году был при-вле-чён в ка-че-ст-ве экс-пер-та к ра-бо-те в Осо-бом со-ве-ща-нии о ну-ж-дах сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ной про-мыш-лен-но-сти. Член Кон-сти-ту-ци-он-но-де-мо-кра-тической пар-тии , с января 1906 года член её ЦК. Де-пу-тат 1-й Государственной ду-мы от Санкт-Пе-тер-бур-га (1906 год), член фрак-ции ка-де-тов.

Рас-хо-дил-ся с ру-ко-во-ди-те-ля-ми пар-тии по многим во-про-сам, в ча-ст-но-сти вы-сту-пал про-тив при-ну-ди-тель-но-го от-чу-ж-де-ния час-ти ча-ст-но-вла-дельческих зе-мель го-су-дар-ст-вом за вы-куп для пе-ре-да-чи кре-сть-я-нам, на-стаи-вал на ско-рей-шем вве-де-нии гражданского и по-ли-тического рав-но-пра-вия для жен-щин. По-сле дос-роч-но-го рос-пус-ка Ду-мы под-пи-сал Вы-борг-ское воз-зва-ние, за что в 1908 году, как и другие быв-шие де-пу-та-ты, под-пи-сав-шие воз-зва-ние, от-был 3-ме-сяч-ное тю-рем-ное за-клю-че-ние и был ли-шён из-би-рательных прав. В апреле 1917 года, по-сле Февральской ре-во-лю-ции , на-зна-чен се-на-то-ром 1-го Департамента Се-на-та (ор-ган административной юс-ти-ции). В сентябре 1917 года уе-хал в Фин-лян-дию, а из неё - в Поль-шу. Пре-по-да-вал на юри-дическом факультете Вар-шав-ско-го университета (с 1918 года; с 1919 года профессор со-цио-ло-гии) и на ка-фед-ре за-ко-но-дательной по-ли-ти-ки Сво-бод-но-го польского университета (с 1921 года). Был от-стра-нён от пре-по-да-ва-ния по-сле при-хо-да к вла-сти Ю. Пил-суд-ско-го (1926 год). По-кон-чил жизнь са-мо-убий-ст-вом.

Пред-при-нял од-ну из пер-вых по-пы-ток соз-дать тео-рию пра-во-по-ни-ма-ния, тес-но увя-зы-вая воз-ник-но-ве-ние юри-дических норм с пси-хо-ло-гич. им-пуль-са-ми и ус-то-яв-ши-ми-ся ал-го-рит-ма-ми по-ве-де-ния че-ло-ве-ка. Рас-смат-ри-вал все про-яв-ле-ния че-ло-ве-че-ской дея-тель-но-сти, в том числе пра-во и го-су-дар-ст-во, как функ-цию пси-хи-ки («Вве-де-ние в изу-че-ние пра-ва и нрав-ст-вен-но-сти. Эмо-цио-наль-ная пси-хо-ло-гия», 1905 год; «Тео-рия пра-ва и го-су-дар-ст-ва в свя-зи с тео-ри-ей нрав-ст-вен-но-сти», 2-е издание, тома 1-2, 1909-1910 годы). Тра-диционное де-ле-ние пси-хических яв-ле-ний на соз-на-ние, чув-ст-во и во-лю Петражицкий до-пол-нил ка-те-го-ри-ей «эмо-ция», ко-то-рую счи-тал главным оп-ре-де-ляю-щим по-ве-де-ние лю-дей фак-то-ром.

Петражицкий вы-де-лял пра-во офи-ци-аль-ное и не-офи-ци-аль-ное, по-зи-тив-ное (ге-те-ро-ном-ное) и ин-туи-тив-ное (ав-то-ном-ное). Официальное пра-во, ус-та-нов-лен-ное и га-ран-ти-ро-ван-ное гос-вом, дей-ст-ву-ет на-ря-ду с не-офи-ци-аль-ным, имею-щим ин-ди-ви-ду-аль-но-из-мен-чи-вый ха-рак-тер и оп-ре-де-ляю-щим-ся ус-ло-ви-я-ми и об-стоя-тель-ст-ва-ми жиз-ни ка-ж-до-го че-ло-ве-ка («ин-туи-тив-ных прав столь-ко, сколь-ко ин-ди-ви-дов»). В то же вре-мя Петражицкий счи-тал, что мож-но вы-де-лить об-щие чер-ты ин-туи-тив-но-го пра-ва отдельных групп (например, се-мьи) и боль-ших масс лю-дей (например, клас-са). По-ла-гал, что ра-цио-наль-ная дея-тель-ность ин-ди-ви-дуу-ма лишь в ма-лой сте-пе-ни оп-ре-де-ля-ет ха-рак-тер пра-ва. Оно фор-ми-ру-ет-ся как не-глас-ные и да-же ино-гда не-вер-ба-ли-зо-ван-ные кон-вен-ции, пре-ж-де все-го бла-го-да-ря сти-хий-но-му раз-ви-тию пра-во-соз-на-ния об-ще-ст-ва, по-сто-ян-но на-ка-п-ли-ваю-ще-го опыт нор-мо-твор-че-ст-ва в ре-зуль-та-те меж-лич-но-ст-ных ком-му-ни-ка-ций. В от-ли-чие от по-зи-тив-но-го пра-ва, ин-туи-тив-ное пра-во ди-на-мич-но, в сво-ей эво-лю-ции оно спо-соб-но бы-ст-ро реа-ги-ро-вать на по-треб-но-сти прак-тической жиз-ни и из-ме-нять-ся в со-от-вет-ст-вии с этим. По-зи-тив-ное пра-во долж-но вби-рать в се-бя «ак-сио-мы» ин-туи-тив-но-го пра-ва, в про-тив-ном слу-чае уг-луб-ляю-щее-ся рас-хо-ж-де-ние ме-ж-ду ни-ми мо-жет стать ис-точ-ни-ком ост-рых кон-флик-тов и со-ци-аль-ных по-тря-се-ний.

По-сколь-ку дей-ст-вие пра-ва как пси-хического фак-то-ра об-щественной жиз-ни со-сто-ит, по мне-нию Петражицкого, «в воз-бу-ж-де-нии или по-дав-ле-нии мо-ти-вов к раз-лич-ным дей-ст-ви-ям и воз-дер-жа-ни-ям (мо-ти-ва-ци-он-ное или им-пуль-сив-ное дей-ст-вие пра-ва)», а так-же «в ук-ре-п-ле-нии и раз-ви-тии од-них склон-но-стей и черт че-ло-ве-че-ско-го ха-рак-те-ра, в ос-лаб-ле-нии и ис-ко-ре-не-нии дру-гих (пе-да-го-ги-че-ское дей-ст-вие пра-ва)», Петражицкий счи-тал не-об-хо-ди-мым соз-да-ние нау-ки «по-ли-ти-ки пра-ва» («эмо-цио-наль-ной со-цио-ло-гии») для це-ле-на-прав-лен-но-го со-вер-шен-ст-во-ва-ния «ин-ди-ви-ду-аль-но-го и мас-со-во-го по-ве-де-ния» по-сред-ст-вом над-ле-жа-щей «пра-во-вой мо-ти-ва-ции».

Пси-хо-ло-го-пра-во-вые идеи Петражицкого ока-за-ли влия-ние на советское пра-во-ве-де-ние 1920-х годов (М.А. Рейс-нер), а так-же на раз-ви-тие юрис-пру-ден-ции в Западной Ев-ро-пе и США, где они бы-ли вос-при-ня-ты бла-го-да-ря уси-ли-ям его уче-ни-ков - Г.Д. Гур-ви-ча, Н.С. Ти-ма-ше-ва, П.А. Со-ро-ки-на.

Петражицкий ис-сле-до-вал та-кие яв-ле-ния, как ак-цио-нер-ный ка-пи-тал и иг-ру на бир-же. По его мне-нию, иг-ра на бир-же оп-ре-де-ля-ет-ся не столь-ко эко-но-мической конъ-юнк-ту-рой, сколь-ко пси-хо-ло-ги-ей уча-ст-ни-ков рын-ка, да-ле-ко не все-гда ра-цио-наль-но ос-мыс-лен-ны-ми ожи-да-ния-ми иг-ро-ков. Со-от-вет-ст-вен-но, столь зна-чи-мые для эко-но-ми-ки из-ме-не-ния бир-же-вых ко-ти-ро-вок лишь кос-вен-ным об-ра-зом за-ви-сят от про-цес-сов в сфе-ре про-из-вод-ст-ва.

Сочинения :

Пра-ва доб-ро-со-ве-ст-но-го вла-дель-ца на до-хо-ды с то-чек зре-ния дог-мы и по-ли-ти-ки гра-ж-дан-ско-го пра-ва. СПб., 1897;

Ак-цио-нер-ная ком-па-ния. СПб., 1898;

Очер-ки фи-ло-со-фии пра-ва. СПб., 1900;

К во-про-су о «воз-ро-ж-де-нии ес-те-ст-вен-но-го пра-ва» и на-шей про-грам-ме // Пра-во. 1902. № 41-43;

О мо-ти-вах че-ло-ве-че-ских по-ступ-ков, в осо-бен-но-сти об эти-че-ских мо-ти-вах и их раз-но-вид-но-стях. СПб., 1904;

Уни-вер-си-тет и нау-ка. СПб., 1907;

«Но-вое уче-ние о пра-ве и нрав-ст-вен-но-сти» и кри-ти-ка В.И. Сер-гее-ви-ча. СПб., 1910;

Ак-ции, бир-же-вая иг-ра и тео-рия эко-но-ми-че-ских кри-зи-сов. СПб., 1911.

1

В статье рассматривается психологическая теория права, разработанная российским ученым Л.И. Петражицким. Особое внимание автор уделяет тому, что правовые явления сводятся к правосознанию и явлениям психологии. Исходя из анализа работ правоведа делается вывод, что право и нравственность закреплены в психических состояниях субъекта, а не в текстах юридических норм. Эмоции исследуются как причины поступков, поведения в отношениях субъекта с внешним миром. Эмоции являются основными элементами психической жизни, через которые проходят все внутренние и внешние стимулы. Правовед ввел понятия репульсивной, апульсивной эмоций, основного переживания. Исследование выходит за пределы субъективных переживаний человека, правовед обращается к истории, общественным явлениям, социальной психологии. Описывается соотношение морального переживания и правовой эмоции. Следствием правовых переживаний выступает юридическая норма, имеющая двустороннюю атрибутивно-императивную природу. В заключении делается вывод, что правовые эмоции выступают своеобразными скрепами, без которых не может существовать стабильная социальная группа. Деление права на частное и публичное обосновывается мотивацией, оно подразделяется в зависимости от интересов социальных групп или от индивидуальной пользы.

правовые эмоции

юридическая норма

основное переживание

репульсивная эмоция

апульсивная эмоция

психика индивида

петражицкий

психологическая теория права

1. Зорькин В. В. Позитивистская теория права в России. М., 1978. 270 с.

2. Лапаева В.В. Петражицкий Лев Иосифович // Правовая наука и юридическая идеология России: энциклопедический словарь биографий: В 2 т. / отв. ред. В.М. Сырых; Российская академия правосудия. – М.: Российская академия правосудия, 2009. – Т. 1: XI - начало XX в. – 920 с.

3. Петражицкий Л. И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб.: Тип. Ю.Н. Эрлих, 1908. 690 с.

4. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб: Лань, 2000. 608 с.

5. Подгурецкий А. Очерк социологии права. М.: Прогресс, 1979. 328 с.

В начале 20-го века позитивизм закрепился в качестве философской базы науки, и в обществоведении, и в естествознании. Бог и Библия перестали быть посредником между исследователем и объектом изучения.

Теперь исследователь изучает предмет непосредственно, для его описания, выявлений качеств, классификации, распределения по видам и родам, он опирается на свои чувства. Результатами стали масштабные достижения в физики, химии, географии, астрологии.

О. Конт рассматривал естественные и общественные науки как однотипные, право определялось учеными-юристами и как отношения между людьми, которые связаны правами и обязанностями, и как текст закона, и как отражение в сознании юридических норм, принципов, иных явлений правовой действительности.

В юриспруденции не установилась единая общая основа для всей юридической действительности. Одни считали, что это государственная воля, заключенная в законе, в этом случае, правоотношения между субъектами, закон, правосознание должны рассматриваться как модификации государственной воли. Другие говорили о том, что роль субстанции играли отношения. Поэтому правосознание - это их духовное воспроизведение, а закон - их выражение. Если закон - это результат сознательной деятельности должностных лиц государства, то можно свести правовые явления к правосознанию и феноменам психологии.

Л.И. Петражицкий был представителем последнего варианта. Российский ученый проживал в Германии и там он познакомился с немецкой психологической школой, что повлияло на данный выбор. Л.И. Петражицкий часто ссылался на труды В.Вундта, который являлся одним из основателей экспериментальной психологии.

Также в литературе, посвященной Л.И. Петражицкому, говорится о влиянии на него Г. Тарда, Г. Спенсера, Ад. Йодля . Но нельзя преувеличивать их роль в формировании психологической теории права в Санкт-Петербургском университете, Лев Иосифович сам достаточно критиковал своих предшественников .

Среди западных оппонентов психологической теории права можно назвать следующих: Пухта, Дан, Дернбург, Савиньи, Гирке, Мюленбрук, Зом .

Л.И. Петрижицкий строит свою теорию, начиная с психики индивида, так как право и нравственность закреплены непосредственно в психических состояниях субъекта (прямых источниках поступков людей), а не в текстах юридических норм.

Наука того времени выделяла три категории психической жизни:

1) воля (активные переживания, стремления);

2) чувства (страдания и наслаждения);

3) познание (представления и ощущения).

Они или пассивные (чувства и познание), или активные. Л.И. Петражицкий говорит о том, что существуют переживания, носящие двусторонний активно-пассивный характер, они не входят в данную классификацию, поэтому она неполная.

Они носят побудительно-воспринимательный характер и называются в данной теории эмоциями. Их можно выявить посредством раздражений либо интроспекций.

Лев Иосифович изучает эмоции, берет за пример голод, жажду, половое возбуждение. Сущность явления, которого называют голодом либо аппетитом заключается в позыве, внутреннем стремлении, понукании, и одновременно в своеобразном претерпевании. При этом пассивную сторону голода - аппетит нельзя смешивать с чувством страдания. Естественный, здоровый и умеренный голод сопровождается больше чувствами удовольствия, чем страдания (можно сравнить пожелание хорошего аппетита) .

Проведя исследование эмоций, Л.И. Петражицкий подводит итог, что они являются причиной поступков, поведения в отношениях субъекта с внешним миром. Воля, чувства и познание воздействуют на действия людей только опосредовано, сопутствуя развитию эмоциональных побуждений. Львом Иосифовичем отрицается целевая мотивация поступков человека. К примеру, перспектива будущего удовольствия (цель), по его мнению, не играет мотивационной роли, если оно не порождает определенного эмоционального раздражения.

Эмоции являются основными элементами психической жизни, через их призму должны пройти все внутренние и внешние стимулы. Следствиями данного процесса получаются суждения и действия людей.

В целом описав эмоции, Л.И. Петражицкий начал определять этические эмоции. Для выяснения их природы появилась необходимость в введении понятий репульсивной эмоции (отталкивающая), аппульсивной эмоции (привлекательная), основного переживания (представление субъектом определенных поступков, обладающее по отношению к нему привлекательной либо отталкивающей силой). К примеру, предложение поучаствовать в благотворительности вызывает одобрение, а в мошенничестве - возмущение, так как у реагирующего индивида есть определенные представления о благотворительности и мошенничестве.

Л.И. Пертажицкий считает, что историческое происхождение составляет основной характер этических эмоций. Например, раньше кража наказывалась отсечением руки, и представления о хищениях сопровождались отталкивающими эмоциями из-за страха подвергнуться такой казни. Тем не менее, через много поколений данные наказания забылись, а представления о краже, которые непосредственно вызывали репульсию остались, найдя закрепление в психике человека. Лев Иосифович называет это сознанием долга, этическим сознанием, этическими переживаниями, обязанностями .

Этические эмоции выступают внутренним императивом, противоречащим эгоизму субъекта. В данном случае, согласно Л.И. Петражицкому, человек поступает по совести. Совесть выступает результатом длительного воспитания. Это определенные правила поведения человека, учитывающего интересы группы, который подчиняет им свои эгоистические стремления.

Приведенные положения Л.И. Петражицкого противоречат его изначальным установкам: он выходит за пределы субъективных переживаний человека, обращается к истории, общественным явлениям, социальной психологии как к более глубокой основе этических эмоций, подобное наблюдается и в творчестве В. Вундта.

Так как право, полагает Лев Иосифович в тоже время и моральное переживание, тогда возникает проблема специфики юридических феноменов. По его мнению, правовая эмоция возникает только у субъектов, которые имеют право требовать выполнение обязанностей. Моральное переживание односторонне, это только чувство обязанности; правовая эмоция двусторонняя, это связи, переживания, которые объединяют обязанность и правомочие.

Наши права - это сущность, закрепленная за нами, принадлежащая нам как долги других лиц, наш актив. Правоотношения и права не представляют чего-либо отличного и отдельного от правовых обязанностей. То, что с точки зрения актива называется правом, с точки зрения пассива, обременения называется правовой обязанностью, с нейтральной точки зрения - правоотношениями между сторонами .

Также следствием правовых переживаний выступает соответствующее мыслительное содержание - юридическая норма, которая воплощает единство обязанности и правомочия. Л.И. Петражицкий говорил, что норма всегда имеет двустороннюю атрибутивно (правомочие)- императивную (обязанность) природу. Данные правоотношения образуют в данной теории ядро права .

Л.И. Петражицкий принципиально не принимал юридический нигилизм, который был распространен в сознании российского общества, он ставил право выше морали. Согласно его позиции, правовые эмоции выступают своеобразными скрепами, без которых не может существовать стабильная социальная группа. Моральные переживания не могут выступать таким связующим звеном, так как они носят односторонний характер. Право носит объединяющее свойство из-за его двусторонней атрибутивно-императивной сущности. Но юридическая норма выступает только представлением, духовной проекцией атрибутивно-императивных переживаний.

Мораль же не теряет свое значение, так как границы между правом и моралью изменяются исторически, моральные нормы выступают несменным резервуаром для поступления класса юридических норм. Также мораль упорядочивает области общественной жизни, не урегулированные правом.

Л.И. Петражицкий отрицает роль государства в формировании права и морали.

Данная оценка права Льва Иосифовича как атрибутивно-императивные переживания субъектов, правоотношение - ядро юридической системы, имела положительные моменты. А. Подгурецкий считал, что данное правопонимание значимо тем, что оно дает возможность объединить разные правовые предписания так, что сразу становится понятным взаимодействие различных сложных, находящихся между другими явлениями элементов определенного правового отношения, а также постичь право в его действии, функционировании, которое вплетено в коллективную и индивидуальную жизнь .

Для понимания деления права, которое предложил Л.И. Петражицкий нужно иметь в виду, что право соответствует правовым переживаниям, которые отличны от нормативных суждений долженствования. Данные нормы-суждения являются мысленными творениями. Они не являются частью предмета теории права, потому что теоретические науки изучают то, что существует, а не то, что лишь мыслится. Предмет научных исследований - психические переживания (правовые эмоции). Функции теории права заключаются в постижении правовых явлений в психологическом понимании, описании механизма воздействия права на психику людей, его воспитательной задачи. Ограничение исследования Л.И. Петражицким эффективности права областью психической жизни является существенным недостатком.

Основатель психологической теории права применяет к обоснованию деления права на публичное и частное подход, который был разработанный при обосновании своей концепции, все дело состоит в мотивации. В публичном праве правовое переживание соответствует деятельности человека в интересах социальной группы, в частном праве правовые переживания используются для индивидуальной пользы.

Библиографическая ссылка

Чуприн Д.А. ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПРАВА Л.И.ПЕТРАЖИЦКОГО // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=18092 (дата обращения: 16.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»