Перспективный план по безопасности 1 младшая группа. Мероприятия по пожарной безопасности в ясельной группе. Формирование предпосылок экологического сознания
Организация работы по разделу «Безопасность»
Интеграция по задачам и содержанию психолого-педагогической работы | Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса |
«Здоровье» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека. | «Физическая культура» - использование игр, игровых упражнений, импровизаций для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложные и опасные жизненные ситуации. «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество» - использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира |
«Физическая культура» - развитие физических качеств и накопление двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья. |
|
«Социализация» - формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения. |
|
«Труд» - формирование представлений и освоение способов безопасного поведения в процессе трудовой деятельности. |
|
«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому. |
|
«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «БЕЗОПАСНОСТЬ»
2 МЛАДШАЯ ГРУППА
Перспективное планирование формирования у детей навыков безопасного поведения осуществляется в соответствии с программой Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», предполагающей содержание знаний и навыков детей по несколь-ким блокам. В предлагаемом варианте перспективного планирования выделены 4 блока, раскрывающие вопросы здоровья ребенка, его безопасного поведения дома и на улице, его общение с незнакомыми людьми. Содержание программы по обеспечению комфортного пребывания ребенка в детском саду и общения его с природой раскрывается в других бло-ках перспективного плана или в календарном планировании.
Младшие дошкольники недостаточно самостоятельны в своих действиях, в большей степени, как правило, находятся под присмотром взрослых. В связи с тем, что дети младшего дошкольного возраста обладают ограниченными возмож-ностями общения с незнакомыми людьми в отсутствие родителей или воспитателей, этот блок представлен не ежемесячно.
Темы | Методические приемы |
|
Сентябрь |
||
«Ребенок и его здоровье» | Хорошо быть здоровым. Овощи и фрукты | Рассказ воспитателя о здоровье. Рассматривание овощей и фруктов.Рассматривание иллюстраций. Беседа «Вкусные и полезные фрукты».Дидактические игры: «Назови правильно овощи и фрукты»,«Найди картинку».Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».Продуктивная деятельность: «Консервированные овощи в банке»Чтение: 3. Александрова «Катя в яслях», С. Капутикян «Маша обедает», Е. Янковская «Я хожу в детский сад». Дидактические игры: «Угостим куклу чаем», «Уложим куклу спать», «Узнай и назови овощи», «Куда положить урожай зайчика», «Угадай на вкус», «Назови правильно» |
«Ребенок на улице города» | Мы по улице идем | Рассказ воспитателя о правилахдорожного движения |
«Безопасность ребенка в быту» | Огонь-наш друг и враг | Рассказ воспитателя о правилахпожарной безопасности |
«Ребенок и другие люди» | Ты приходишь в детский сад | Беседа детском саде, его работниках.Беседы: «Что где лежит»,«Как мы убираем игрушки». Дидактические игры: «У нас порядок», «Куда положить предмет».Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» |
Октябрь |
||
«Ребенок и его здоровье» | Как надо одеваться, чтобы не болеть | Показ последовательности одевания.Рассказ воспитателя.Чтение потешек.Дидактические игры: «Покажем мишке, как правильно одеваться, чтобы не простудиться», «Оденем куклу на прогулку».Сюжетно-ролевая игра «Семья». |
«Ребенок на улице города» | Какие бывают машины | Целевая прогулка по улице.Рассматривание иллюстраций.Беседа «Машины на нашей улице». Дидактические игры: «Найди и назови», «Найди такой же».Сюжетно-ролевая игра «Поездка в зоопарк». Продуктивная деятельность: «Построим автобус (машину)» |
«Безопасность ребенка в быту» | Съедобные и несъедобные грибы | Рассказ воспитателя.Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность: «Красивый, но опасный мухомор», «Съедобные грибы»Рассматривание иллюстраций.Беседа «Как я ухаживаю за своим питомцем».Конструирование: «Больница для зверюшек» |
«Ребенок и другие люди» | Родители и чужие люди | Беседа «Моя семья и другие люди» |
Ноябрь |
||
«Ребенок и его здоровье» | Чистота и здоровье: важность гигиени-ческих процедур | Чтение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Я один у мамы сын».Сюжетно-ролевая игра «Детский сад». Продуктивная деятельность: «Нарисуем красивые полотенца» |
«Ребенок на улице города» | Кто водит машину | Наблюдение за транспортом.Рассматривание иллюстраций.Рассказ воспитателя.Чтение: А. Барто «Грузовик», «Самолет», «Кораблик»,Б. Заходер «Шофер». Сюжетно-ролевая игра «Транспорт» |
«Безопасность ребенка в быту» | Домашние животные - наши друзья | Рассматривание иллюстраций.Беседа «Как я ухаживаю за своим питомцем».Конструирование: «Больница для зверюшек» |
«Ребенок и другие люди» | Можно - нельзя | Беседа о правилах поведения в группе. О взаимоотношениях с детьми и взрослыми |
Декабрь |
||
«Ребенок и его здоровье» | Царица-водица | Беседа о пользе водных процедур, о пользе и вреде воды. Д.уп. Хорошо-плохо»;сиуация «Поможем Мишутке вылечить горло». С.Р.И. «Пачечная»; опыты с водой. |
«Ребенок на улице города» | Поведение в транспорте | Рассматривание иллюстраций.Беседа «Как воспитанные дети ведут себя в транспорте».Моделирование проблемных ситуаций |
«Безопасность ребенка в быту» | Опасные красивые игрушки | Рассматривание ёлочных игрушек. Беседы «Осторожно, стекло!»; «Разноцветные хлопушки». Продуктивная деятельность «Нарядим ёлку» |
«Ребенок и другие люди» | Доброжелательное отношение к товарищам | Наблюдение за играми детей.Рассматривание иллюстраций об играх детей.Рассказ воспитателя о доброжелательном отношении к товарищам, об умении делиться игрушками.Дидактические игры: «Как мишка играл с белочкой», «Нельзя драться» |
Январь |
||
«Ребенок и его здоровье» | Мое тело: знание о частях тела | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Игра-шутка «Мое тело» |
«Ребенок на улице города» | Как вести себя на улице | Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Мы - пешеходы» |
«Безопасность ребенка в быту» | Спички не тронь, в спичках огонь | Рассматривание иллюстраций.Рассказ воспитателя. Чтение: К. Чуковский «Путаница» |
«Ребенок и другие люди» | «Мы дружные ребята» | Рассказ воспитателя. моделирование ситуаций. Д.упр. «Разреши спор», беседа «Как вести себя, если кто то дерётся?» «Ссора и опасность», просмотр м/ф. |
Февраль |
||
«Ребенок и его здоровье» | Чтобы вырасти большим | Рассказ воспитателя о правильном питании и соблюдении режима. Дидактическая игра «Что мы делаем утром (днем, вечером)» |
«Ребенок на улице города» | Сигналы светофора | Целевая прогулка к светофору.Рассматривание иллюстраций «На улице города».Беседа «Как переходить улицу».Чтение: Г. Георгиев «Светофор», А. Северный «Светофор»,О. Тарутин «Переход».Дидактическая игра «Что говорит светофор».Сюжетно-ролевые игры: «Разные машины едут по улице,пешеходы идут по дорожке», «Автобус».Продуктивная деятельность: «Построим машину», «Автобус» |
«Безопасность ребенка в быту» | Опасные таблетки | Беседа о правилах обращения с лекарствами |
«Ребенок и другие люди» | Если ты потерялся | Моделирование ситуаций. Упр. «Поможем кукле Кате найти маму».Чтение отрывка из стих. С.Михалкова «Дядя Стёпа» |
Март |
||
«Ребенок и его здоровье» | Витамины полезны для | Рассматривание овощей и фруктов.Рассматривание иллюстраций. |
здоровья | Рассказ воспитателя о витаминах.Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Покажи такой же».Сюжетно-ролевая игра «Больница».Продуктивная деятельность: «Слепим витаминки» |
|
«Ребенок на улице города» | Правила перехода через дорогу | Рассматривание иллюстраций. Беседа «Как нужно переходить через дорогу». Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Продуктивная деятельность: «Сделаем «зебру» |
«Безопасность ребенка в быту» | Чтобы не было беды | Рассматривание иллюстраций.Рассказ воспитателя о правилах обращенияс электроприборами. Дидактические игры: «Найди и назови», «Что для чего»,«Можно- нельзя» |
«Ребенок и другие люди» | Угощенье от незнакомца | Рассказ воспитателя. Моделирование ситуаций. Рассматривание иллюстраций. |
Апрель |
||
«Ребенок и его здоровье» | Мы любим физкультуру | Рассматривание фотографий занятий физкультурой. Беседа «Как мы занимаемся физкультурой» |
«Ребенок на улице города» | Если ты потерялся на улице | Рассказ воспитателя. Упражнение «Если ты потерялся» |
«Безопасность ребенка в быту» | Опасные предметы, правила обращения с ними | Рассматривание картинок: кипящий чайник, спички, иголка и т.п., беседа по ним.Дидактическая игра с картинками «Отбери предметы, которые трогать нельзя» |
Май |
||
«Ребенок и его здоровье» | Мое тело: знание об органах чувств | Рассматривание иллюстраций.Рассказ-беседа «Что для чего».Дидактическая игра «Покажи, что я назову у мишки (куклы,зайца)» |
«Ребенок на улице города» | Правила пешехода | Рассказ воспитателя.Беседа «Вспомним важные правила».Чтение: А. Барто «Грузовик», С. Михалков «Моя улица» |
«Безопасность ребенка в быту» | Безопасность при Общении с незнакомыми животными; насекомыми | Рассматривание картин «Кошка с котятами», «Собака с щенками».»Пчёлы».Рассказ воспитателя. Чтение: загадки о собаке и кошке. Подвижные игры. |
«Ребенок и другие люди» | Мы едем отдыхать | Беседа о поведении с незнакомыми людьми |
Июнь - август |
||
«Ребенок и его здоровье» | Мы выросли и стали крепкими и сильными | Рассматривание фотографий.Беседа о здоровье. Знакомые дидактические игры по желанию детей |
«Ребенок на улице города» | Пешеходы-малыши | Целевая прогулка к светофору.Рассматривание иллюстраций.Беседы о правилах поведения на улице и в транспорте.Дидактические игры: «На чем люди ездят», «Найди и назови».Сюжетно-ролевые игры: «Поедем на дачу», «Едем в автобусе» |
«Безопасность ребенка в быту» | Играем с песком | Беседа о правилах обращения с сыпучими материалами, камушками.игры с песком. |
«Ребенок и другие люди» | Закрепление полученных знаний | Рассматривание иллюстраций. Знакомые дидактические игры |
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Цели:
Формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности;
Формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Задачи:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
приобщение кправилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Напоминать детям о том, что кататься на велосипеде можно только под присмотром взрослых, не мешая окружающим.
Учить правильно пользоваться ножницами (в присутствии взрослых).
Продолжать знакомить с культурой поведения на улице и в транспорте.
О правилах безопасности дорожного движения .
Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, подземному или пешеходному переходу «Зебра».
Закреплять знания о специальных видах транспорта: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду), машина МЧС.
Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта».
Закреплять знания детей о правилах поведения в общественном транспорте (в общественном транспорте можно ездить только с взрослыми; разговаривать спокойно, не мешая другим пассажирам; слушаться взрос-лых; соблюдать чистоту и порядок; выходить из транспортного средства можно после того, как вышли взрослые и т.д.).
Рассказать детям о том, что общественный транспорт нужно ожидать на остановке.
Объяснять, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спо-койно (не бегать, неходить по бордюрам, не толкаться, не выбегать на про-езжую часть, не мусорить, не кричать).
Формирование предпосылок экологического сознания
Продолжать формировать элементарные представления о способах вза-имодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося имвред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.
Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их - они могут оказаться ядовитыми.
Формировать привычку экономить воду - закрывать за собой кран с водой.
К концу года дети 4-5 лет имеют представление:
об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
о правилах безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациям.
сентябрь - ноябрь
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности
Месяц | Лексическая тема | Задачи | ||||
Сентябрь | Правила дорожного движения | Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду. | Беседа: «Правила поведения в группе» |
|||
Углублять представления детей о семье, о правилах общения с незнакомыми людьми. | Беседы: «Знакомые и незнакомые люди» «Опасность непослушания» |
|||||
Октябрь | Огород. Овощи | Знакомить с правилами игр с песком: не ломать постройки, сделанные другими детьми; не кидаться песком т.д. | Беседы: «Правила поведения в песочнице» «Опасный инвентарь» |
|||
Формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарем. | Беседа: «Правила поведения в подвижных играх» |
|||||
Сад. Фрукты | Учить пользоваться ножницами (в присутствии взрослых). | Беседа: «Правила безопасности при работе с ножницами» |
||||
Лес. Грибы. Ягоды | Воспитание основ безопасного поведения в лесу | Чтение русской народной сказки «Маша и медведь» Беседа: «Машенька заблудилась» |
||||
Ноябрь | Продолжать учить детей поддерживать порядок в групповой комнате, предвидеть опасность, скрытую в «опасных»,ломанных и разбросанных игрушках. | Беседы: «У нас в группе порядок», «Опасные игрушки» Дидактические игры: «Что где лежит» «Каждой вещи свое место» |
||||
Познакомить детей с опасными предметами и правилами обращения с ними. | Беседа: «Колючие опасности» Рассматривание предметов: ножницы, иголки, кнопки и пр. Опытно-исследовательская деятельность: что можно делать с опасными предметами. Дидактические игры: «Можно – нельзя», «Отбери опасные предметы» |
|||||
Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в детском саду, при одевании и раздевании. | Беседа: «Правила поведения в раздевалке при одевании и раздевании» |
|||||
Закреплять правила безопасного передвижения в помещении: осторож-но спускаться и подниматься по лестнице; держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку. | Беседа: «Правила поведения в детском саду» |
|||||
Знакомство с правилами безопасного дорожного движения.
Месяц | Задачи | |
Сентябрь | Расширять знания детей о светофоре. Закреплять знания о значении сигналов светофора (на красный свет пешеходы и автомобили стоят, на желтый - готовятся к движению, на зеленый - двигаются). Закреплять знания детей о правилах дорожного движения: переходить улицу только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый сигнал светофора. | Целевая прогулка к светофору; по улице Рассматривание иллюстраций «На улице города». Беседа: «Как переходить улицу по светофору» Конструирование: «Наша улица» Чтение : С. Михалков «Светофор»; М.Дружинина «Наш друг светофор». Н. Павлова «На машине» О. Тарутин «Пешеход» Сюжетно-ролевые игры: «Улица» Игровые ситуации: «Мишка заболел», «Улица» Подвижные игры: «Светофор», «Стоп» Езда на трехколесном велосипеде, повороты направо, налево. |
Октябрь | Продолжать знакомить с элементами дороги (разделительная полоса, пешеходный переход, остановка общественного транспорта). Напоминать, что пешеходы должны переходить дорогу по наземному, или пешеходному переходу «Зебра», по светофору. | Целевая прогулка по улице Рассматривание иллюстраций «На улице города». Беседа: «Что мы видели на улице» Дидактические игры и упражнения: «Собери картинку», «Собери машину»,«Сломанный светофор», «Можно – нельзя» Конструирование: «Наша улица» Чтение : С. Михалков «Моя улица»; В.Лебедев – Кумач «Про умных зверюшек» Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по улице города» Игровые ситуации: «Мишка идет по улице», обыгрывание ситуации «Обзор закрыт 1», «Мы по улице шагаем» Подвижные игры: «Автомобили – пешеходы», «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили» |
Ноябрь | Познакомить с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Пункт оказания первой медицинской помощи» | Целевая прогулка пешеходный переход. Рассматривание иллюстраций с дорожными знаками. Беседа: «Как переходить дорогу» Дидактические игры и упражнения: «Собери знак» Сюжетно-ролевые игры: «Улица» Игровые ситуации: «Поучим зайку переходить дорогу» Подвижные игры: «Автомобили – пешеходы» |
Старшая группа
Пояснительная записка
Работа по освоению образовательной области «Безопасность» направлена на формирование у детей первичных представлений о здоровом образе жизни; развитие желания сохранять и укреплять своё здоровье (соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом); основ экологической культуры; систематизацию знаний о безопасном поведении на улицах города; воспитание культуры поведения на улицах и в общественном транспорте; закрепление правил безопасного обращения с бытовыми приборами; формирование у детей понимания необходимости соблюдать меры предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности; расширение знаний детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи; формирование умения обращаться за помощью к взрослым; закрепление правил безопасного поведения во время игр в разное время года.
При реализации этих цели и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности. Одно и то же содержание по теме используется для работыв разных возрастных группах с большим или меньшим наполнением и воспитатель подбирает методы, соответствующие возрастным особенностям.
Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, формирование предпосылок экологического сознания.
*формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов поведения в них;
*приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
*передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
*формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Целевые ориентиры
Соблюдает элементарные правила организованного поведения в детском саду, поведения на улице и в транспорте, дорожного движения. Различает и называет специальные виды транспорта («Скорая помощь», «Пожарная», «Милиция»), объясняет назначение. Понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный переход», «Пункт медицинской помощи». Различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, «Зебра». Знает и соблюдает элементарные правилаповедения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).
Месяц | Навыки безопасного поведения в природе | Правила пожарной безопасности | Основы безопасности собственной жизнедеятельности | Правила дорожного движения |
Сентябрь | Беседа с детьми. Экскурсия в парк «Времена года» П.И. Чайковского, другой музыки. Чтение и беседы после чтения о способностях животных приспосабливаться к среде обитания (В. Зотов «Жирафа и окапи». М., 1981) | Беседа «Пожарный – профессия героическая», Чтение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», П/и «Кто быстрее?» | Безопасность в доме».Острые, колющие и режущие предметы. Электрические приборы. | « Я пешеход – я пассажир». Целевая прогулка к пешеходному переходу. Чтение произведений: Г Георгиев «Светофор», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер». |
Октябрь | Планета Земля Игра «Найди ошибку». | Знакомство со службой«01».Игровые тренинги с телефоном. Д/и «Что нужно пожарному?». Чтение Л.Толстого «Пожарные собаки». | Лекарства и бытовая химия. Д/и «Что лишнее?» «Безопасность в доме». Газ. | Правила поведения на дороге». «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов» Д\ и «Угадай вид транспорта по описанию» |
Ноябрь | Подготовка диких животных к зиме | Беседа: «Эта спичка-невеличка». Чтение С. Маршака «Сказка про спички», беседа по содержанию. Д/и «Пожароопасные предметы». | Балкон. Лестничные перила Д\и «Высоко – низко». «Личная безопасность в доме» | «О полосатой «зебре» и одорожном знаке «Пешеходный переход». Д\и «Можно - нельзя, правильно – неправильно» |
Декабрь | Беседа Беседа о лесе | Чтение, беседа и моделирование ситуаций на тему: «Украшаем елку». Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах поведения возле елки, действиях с опасными предметами (хлопушками, бенгальскими огнями и т. д.). Д/и «Горит – не горит». | Беседа Личная безопасность на улице». (Не каждый встречный – друг сердечный) Д/и «Доскажи словечко»,Д/и«Наблюдайка» | «Красный, желтый, зеленый». Д/и «Покажи такой же знак», «Найди по описанию». |
Январь | Кто и как спасает лес от пожара | «Откуда может прийти беда?» или«Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем. Игра-занятие «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых». Чтение С.Маршака «Кошкин дом» | Беседа Зимние забавы (правила безопасности во время проведения зимних игр) Рассматривание иллюстраций, картины «Ну и покатался…», научить пользоваться санками, играть в снежки.Д/и «Так – не так» Безопасность в общественном транспорте. | Беседа «Что такое перекресток». Д/и «Если ты переходишь черезулицу». |
Февраль | Бережное отношение к живой природе В природе все взаимосвязано | Беседа «О добром и злом огне». Чтение рассказа В.Подольного «Как человек огонь приручил». Д/и «Предметы – источники пожара». Конкурс детских рисунков «Огонь –друг, огонь – враг» | Беседа Безопасность на льду» Знакомство с правилами. Д/и «Так – не так». Чтение стихотворений по теме. Рассматривание иллюстраций. Картинок. Решение проблемной ситуации: Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби?» «Безопасность при общении с животными». Знакомство с правилами. Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой» Задание: вспомни, что сделал теленок Гаврюша с почтальоном Печкиным вПростоквашино. Беседа«Кошки тоже могут быть опасны» | Беседа «Как работает светофор». Д/и «Кто чем управляет». Рассматривание иллюстраций. Сюжетно – ролевая игра «Трамвай». Коллективная аппликация «Улица нашего поселка». |
Март | Контакты с животными и насекомыми Д/И Угодай по описанию. | Беседа «Если в доме случился пожар». Телефон «01». Чтение и обсуждение стихотворения И.Тверабукина «Андрейкино дежурство». Д/и «Кому что нужно для работы». | «Чтобы нам не болеть» (формирование сознательного отношения к необходимости укрепления здоровья). С/р игра «Больница», д/и «Зажги фонарик» (лекарственные растения).Моделирование ситуации: Женщина с ребенком просит зеленку, чтобы помазать разбитую коленку… | Беседа «Пора не пора, нре ходи со двора». Д/и «Найди и расскажи», «Назови знак». |
Апрель | Ядовитые растения и грибы Рассматриваниеиллюстраций.Просмотр видеофильма | «Действия при пожаре» с использованием иллюстраций, плакатов. Рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины. Рисование «Пожарная машина» | Беседа Ядовитые грибы и растения. Знакомство с правилами. Рассматривание картинок, с изображением съедобных и несъедобных грибов. Д/и «Съедобное – несъедобное», «Найди ошибки». Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор) | Беседа «Если ты гуляешь один». Д/и «Разложи знаки». |
Май | Правила поведения на Первая помощь Д/И «Помоги другу» « Опредиличто означает знак» | Беседао правилах безопасности в природе с рассматриванием соответствующих иллюстраций. Чтение стихотворений Н.Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. Д/и «Средства пожаротушения | «Безопасность в природе» Знакомство с правилами. Рассматривание иллюстраций, картинок. Д/и Так – не так». Моделирование ситуаций «Мы в лесу…» С/р игра «Едем на дачу» «Безопасность на воде» | Беседа «Важные правила для пешеходов». Д/и «Светофор». |
Перспективное планирование по ОБЖ 1 младшая группа Образовательная деятельность Игры «Айболит спешит на помощь» Программные задачи: 1. Познакомить детей с понятием «Здоровье». 2. Формировать представление о здоровом питании. Д/и «Третий лишний», «Покормим Куклу» «Путешествие по групповой комнате» Программные задачи: 1. Познакомить с обстановкой группы. 2. Закрепить умение ориентироваться в группе. Игра «Спрячь зайца», «Найди медведя» С.р.и. «Семья» «Девочка чумазая в гостях у Мойдодыра» Программные задачи: 1. Учить соблюдать правила личной гигиены. 2. Развивать понимание необходимости гигиенических процедур. Игры «Убери на место» знакомить с правилами безопасности в быту, «Чего не стало» развивать внимание, учить Проблемные ситуации, этюды Ноябрь Моделирование Ситуации «Кукла съела много конфет и у нее заболели зубы» Чтение Рус. нар. сказка «Сорока белобока» Пальчиковая игра «Компот» - Закрепление названий фруктов. Декабрь Моделирование ситуации «Путаница» К. «Где мы, положим Чуковский (посадим) куклу» Январь Моделирование ситуации: «Каждой вещи - свое место» Знакомить с правилами хранения предметов. «Мойдодыр» К. Чуковский, чтение потешки: «Водичкаводичка, умой мое личико», «Гусилебеди летели» Рассматривание, наблюдения Беседы Экскурсия в мед. кабинет «Если хочешь быть здоров – мой руки», «Солнце. Воздух и вода – наши лучшие друзья» Наблюдение за трудом няни. «Что можно, что нельзя». Обогащение знаний детей о правилах поведения в саду. Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют руки», «Мама моет дочку». Досуг «Встреча с Мойдодыром» Закреплять знания о пользе воды, прививать первоначальные навыки личной гигиены. правильно произносить название предмета, знакомить с тем как он используется. «Такие разные машины» Программные задачи: 1. Знакомить с видами транспорта. 2. Дать общее представление о способе передвижения людей и транспорта. «Не шали с огнем» Программные задачи: 1. Дать детям понятия о пользе и вреде огня. 2. Знакомить с опасностью, исходящей от огня. Февраль Д/и « Собери Моделирование ситуации: картинку» «Объясним зайчику, где систематизиров можно переходить дорогу» ать Знания о различных видах транспорта, «Собери светофор», п/и «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», с.р.и. «Пешеходы» Март Д/и Моделирование ситуации: «Правильно «Можно-нельзя», «Опасно Неправильно» - не опасно» -формировать П/и «Найди у детей понятия «опасные свой цвет». предметы» «Грузовик» А.Барто Рассматривание иллюстраций с изображением различного транспорта. Экскурсия к проезжей части, светофору. «Безопасность на дороге» - учить правилам поведения на дороге. «Путаница» К. Чуковский, чтение потешки «Тилибом, тили-бом…» -уточнить как героям удалось потушить пожар. Рассматривание иллюстраций из серии «Уроки безопасности», «Не шали с огнем»: как избежать неприятностей. «Ни ночью, ни днем не играй с огнем...» «Культура поведения за столом» Программные задачи; 1. Знакомить с культурногигиеническими навыками поведения за столом, формировать понятия о полезной пище, продолжать знакомить с предметами посуды. «Нам на улице не страшно» Программные задачи: 1. Знакомить с правилами дорожного движения, тротуаром. П/и «Чего не стало» - развивать внимание, учить правильно произносить названия предметов, д\и «Накормим куклу» С. р. и. «Шоферы» - знакомить с простыми правилами движения Апрель Моделирование ситуации «Федорино горе» «Как правильно вести себя К. Чуковский за столом в гостях» - учить правилам поведения за столом. Май Этюд «Стоп машина! Тише Отрывок ход! На дороге пешеход» «Айболит» (про зайчика) К. Чуковского, «Машины» Я. Пишумов. Закрепление правила «пропусти машину, а потом иди» Рассматривание сюжетной картины «За обедом», иллюстраций с изображением предметов личной гигиены. «В мире опасных предметов» - учить правилам безопасности в быту. Рассматривание иллюстраций различного транспорта. Наблюдение «Машины на нашей улице» - знакомить с видами транспорта. «Не попади в беду на дороге» - Закрепить правило «Не гуляй на дороге - будь внимателен»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №22 "УМКА"
141865 Московская область, Дмитровский район, р. П. Некрасовский, ул. Маяковского, стр. 3 А
Перспективное планирование
по основам безопасности жизнедеятельности
в младшей группе
Подготовила ст. воспитатель
Иванова И. В.
Дата проведения |
Тема занятия |
Цели занятия |
Отметка о проведении |
|
Сентябрь |
1-ая неделя. «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». |
Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. |
1.«Незнакомец звонит в дверь» (1, 113). 2. Чтение сказок: «Волк и семеро козлят», «Жихарка», «Петушок-золотой гребешок». 3. Чтение стихотворения «Находчивый Дима» Е. Тамбовцева-Широкова (1, 121). 4. Сюж-рол. игра «Если рядом никого…» (1, 121). |
Занятие по ОБЖ Предварительная работа Закрепление |
2-ая неделя. «Не собирай незнакомые грибы». |
Дать понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы - они могут быть опасными для человека. |
1. «Не собирай незнакомые грибы» (2, 112). 2. Беседы о грибах, рассматривание плаката «Грибы», муляжей грибов. 3. Наст.-печ. игра «Полное лукошко». |
Занятие по ОБЖ Предварительная работа Закрепление |
|
3-я неделя. Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом». |
Учить детей внимательно рассматривать иллюстрацию, замечая в ней главное и детали; развивать восприятие и память, речь; воспитывать желание прийти на помощь попавшему в беду. |
1. Рассм. иллюстрации Ю. Васнецова «Кошкин дом» (2, 162). 2. Чтение произведения С. Маршака «Кошкин дом». 3. Отгадывание загадок. 4. Просмотр м/ф «Кошкин дом». |
Занятие по ОБЖ Предварительная работа Закрепление |
|
4-ая неделя. «Путешествие по улице». |
Дополнить представления об улице новыми сведениями (дома разные - для жилья, магазины, школа и т. д.), машины движутся по проезжей части улицы, движение может быть односторонним и двусторонним и разделяется линией. |
1. «Путешествие по улице» (2, 54). 2. Просмотр картин с изображением улице. 3. Просмотр м/ф «Улица полна неожиданностей». 4. «Катание на роликах, велосипеде». |
Занятие по ОБЖ Своодная деятельность |
|
Октябрь |
1-ая неделя. «Осторожным будь!» |
Продолжать учить правильно вести себя дома, когда вдруг остаешься один, формировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. |
1. «Когда мамы нет дома» (инсценировка) (3, 143). |
Занятие по ОБЖ |
2-ая неделя. «Осторожно, ядовито!». |
Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность. |
1. Театр «Осторожно, ядовито!» (2, 110). 2. Наст. игра «Каждый грибок в свой кузовок». 3. Чтение сказки В. Даля «Война грибов с ягодами» (2, 121). |
Свободная деятельность |
|
3-я неделя. «Это не игрушки, это опасно». |
Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки. |
1.«Это не игрушки, это опасно» (2, 167). 2. Д/и «Доскажи словечко» (2, 166). 3. Подвижная игра «Огонь» (2, 160). |
Занятие по ОБЖ Свободная деятельность |
|
4-ая неделя. «В гостях у Айболита». |
Закрепление знаний детей о понятии «здоровья», уточнить правила сохранения здоровья, сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. |
1. «Выбери правильно» (предметы ухода за собой). 2. Коллективная аппликация «Осенний урожай» (создание альбома). 3. Д/и «Продукты питания, помогающие укрепить организм». |
Работа по проекту «Здоровый образ жизни» Свободная деятельность |
|
5-ая неделя. «Путешествие по улице: правила для пешеходов». |
Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход». |
1. «Правила для пешеходов» (2, 56). 2. «Пешеход переходит улицу» (3, 28). 3. Наст.-печ игра «Юный пешеход». |
Занятие по ОБЖ Свободная деятельность |
|
Ноябрь |
1-ая неделя. «Не открывай дверь чужим людям». |
Продолжать знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать чувство самосохранения. |
1. Беседа «Не открывай дверь чужим людям» (2, 165). |
Занятие по ОБЖ |
2-ая неделя. «Контакты с животными». |
Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными. |
1. Игра - беседа «Контакты с животными». |
Занятие по ОБЖ Закрепление |
|
3-я неделя. «Чем опасен пожар». |
Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить словарь детей новыми понятиями и словами. |
1. Чтение стих-я С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» (2, 161). 2. «Не выглядывай в открытое окно» (2, 164). |
Занятие по ОБЖ Комплекс упр.в свободной деятельности |
|
4-ая неделя. «Наблюдение за светофором». |
Закрепить знания детей о работе светофора, его сигналах, закрепить знания правил перехода улицы. |
1. «Наблюдение за светофором» (2, 58). 2. Игры «Лошадки», «Стоп», «Светофорчик». 3. Д/и «Кто быстрее» (2, 61). |
Занятие по ОБЖ Свободная деятельность |
|
Декабрь |
1-ая неделя. «Правила безопасности на льду». |
Дать детям знания о правилах поведения на льду. |
1. «Правила безопасности на льду» (2, 115). 2. Беседа «Что такое метель» (2,116) |
Занятие по ОБЖ На прогулке |
2-ая неделя. «Электроприборы». |
Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования. |
1. «Правила обращения с электроприборами» (4, 58). 2. Д/и «Электроприборы» (2, 169). |
Занятие по ОБЖ. Свободная деятельность |
|
3-я неделя. «Осторожно, грипп!» |
Учить заботиться о своем здоровье, познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой. |
1. «Осторожно, грипп!» (2, 223). |
Занятие по ОБЖ |
|
4-ая неделя . «В городском транспорте». |
Познакомить детей с правилами этичного поведения в городском транспорте. |
1. «В городском транспорте» (2, 64). |
Свободная деятельность |
|
Январь |
1-ая неделя. «Берегись мороза». |
Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе. |
1. «Берегись мороза» (2, 128). |
Перед прогулками беседы |
2-ая неделя. «Профессия пожарного». |
Знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии. |
1. «Профессия пожарного» (2, 188). |
Занятие по ОБЖ |
|
3-я неделя. «Спорт - это здоровье». |
Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. |
1. «Виды спорта» (ассоциации). |
1.Настольно-печатная игра. |
|
4-ая неделя. «Дорожные знаки». |
Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению, развивать память, сообразительность. |
1. «Найди такой же знак» (2, 65). 2. Настольно-печ. игра «Дорожные знаки». |
Занятие по ОБЖ Свободная деятельность |
|
5-ая неделя. «Проблемные ситуации». |
Учить вести себя правильно в проблемных ситуациях, дружелюбно относиться к сверстникам. |
1.«Осторожно я кусаюсь и дерусь». |
Индивидуальная работа |
|
Февраль |
1-ая неделя. «Природные явления». |
Формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде. |
1. «Что такое метель?» (2, 116). 2. «Обходи скользкие места» (2, 146). |
Свободная деятельность Занятие по ОБЖ |
2-ая неделя. «Опасные предметы дома». |
Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. |
1. «Бытовые приборы» (2, 183). 2. «Опасные предметы дома». |
Занятие по ОБЖ |
|
3-я неделя. «Наши друзья и враги» |
Расширить и закрепить знания детей об электроприборах. Показать зависимость между нарушениями определенных правил и возникновением опасности. |
1. С.Я. Маршак «Кошкин дом» |
Занятие по ОБЖ |
|
4-ая неделя. «Сравнительное наблюдение за автобусом, троллейбусом». |
Дать представления об особенностях движения троллейбуса и автобуса (троллейбус движется с помощью электричества, автобус заправляют бензином). |
1. «Сравнительное наблюдение за автобусом, троллейбусом» (2, 61). |
Беседа на прогулке |
|
Март |
1-ая неделя. «Осторожно, сосульки!» |
Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами и навесами в это время года. |
1. «Что такое сосульки и чем они опасны». |
Беседа на прогулке |
2-ая неделя. «Пожар - это опасно». |
Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону. |
1. «Знает каждый гражданин это номер - 01» (3, 60). |
Занятие по ОБЖ |
|
3-я неделя. «Витамины укрепляют организм». |
Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать у детей культуру питания. |
1. «Витамины укрепляют организм» (2, 225). 2. «Витамины в жизни человека» (3, 92). |
Занятие по ОБЖ Свободная деятельность |
|
4-ая неделя. «Что такое перекресток?». |
Рассматривание иллюстраций с изображением оживленного перекрестка, побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросык прочитанному. |
1. «Перекресток» (2, 75). 2.Рассматривание иллюстраций. |
Беседа Свободная деятельность |
|
Апрель |
1-ая неделя. «Собака бывает кусачей». |
Учить детей правильно обращаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности. |
1. Игра - беседа «Собака бывает кусачей». 2.Рассматривание папки-раскладушки «Правила обращения с дикими и домашними животными». |
Беседа Закрепление |
2-ая неделя. «Не зевай, правила соблюдай». |
Знакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, объяснить, какой вред приносят игры с огнем. |
1. «Основные правила пожарной безопасности» (3, 66). |
Занятие по ОБЖ |
|
3-я неделя. «Что можно сказать о хозяине этой книге, игрушке?». |
Формировать у детей представление о необходимости соблюдать аккуратностьпри работе с книгами, играми с игрушками |
1. «Что можно сказать о хозяине этой книге, игрушке?» (4, 160). |
Свободная деятельность Индивидуальная работа |
|
4-ая неделя. «Как беречь здоровье ребенка». |
Сообщить элементарные сведения о лекарствах, что принимают их только в присутствии взрослого, нельзя брать лекарства самостоятельно, формировать представление о главной ценности жизни - здоровье.. |
1.«Как беречь здоровье ребенка» (3, 116). |
Беседа |
|
5-ая неделя. «Виды транспорта». |
Закрепить знанияо видах транспорта. |
1. Д/и «Разрезанные картинки» (2, 63). |
Свободная деятельность |
|
Май |
1-ая неделя. «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» |
Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. |
1. «Ты один дома» (2, 190). |
Игра-ситуация |
2-ая неделя. «Опасности природы в летнее время». |
Учить детей правилам поведения в жаркие летние дни, с правилами поведения во время грозы, при встрече с разными насекомыми, напомнить правила поведения на воде. |
1. «Чем опасно солнце?» (2, 117). 2. «Осторожно, гроза!» (2, 132). 3. «Берегись насекомых!» (2, 147). 3. «Поведение на воде» (2, 116). |
Беседа Занятие по ОБЖ Свободная деятельность |
|
3-я неделя. «Детские шалости с огнем и их последствия». |
Повторить правила пожарной безопасности. |
1.«Детские шалости с огнем и их последствия» (3, 68). |
Свободная деятельность |
|
4-ая неделя. 6. «О безопасности на дорогах». |
Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о правилах дорожного движения. |
1. «О безопасности на дорогах» (3, 128). |
Беседа на улице |
Список литературы:
1. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н. В. Коломеец. - Волгоград: Учитель, 2011.
2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
3. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт.-сост. О. В. Чермашенцева. - Волгоград: Учитель, 2010.
4. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Поддубная Л. Б. ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы /Сост. Л. Б. Поддубная - Волгоград: ИДТ «Корифей», 2008.
6. Авдеева Н. Н. и др. Безопасность глазами ребен
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного типа
№43 «Колокольчик»
организованная детская деятельность
в системе дошкольного образования
по пожарной безопасности
для детей младшей группы
Спички детям не игрушки!
Подготовила
Тюмина Ольга Александровна
воспитатель высшей
г.о. Электрогорск 2014 – 15 уч.г.
Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию элементарных знаний о пожаре, его последствиях, действиях во время пожара; формировать понятия о профессии пожарного; учить отвечать на поставленный вопрос, активизировать в речи детей слова по теме: пожар, пожарные.
Развивающие: способствовать развитию конструктивных умений, развивать мелкую моторику.
Воспитательные: воспитывать чувство осторожности, умение сочувствовать сопереживать попавшим в беду.
Предварительная работа: чтение сказки «Кошкин дом» С. М. Маршака; знакомство с пословицами и стихотворениями о пожаре; работа с демонстрационным материалом «Правила пожарной безопасности»; игры с пожарной машиной.
Материалы к занятию: иллюстрации по данной теме, игрушки - пожарная машина, огнетушитель, каска пожарного, телефон, Кошка с котятами.
План ОДД:
Беседа «Чем опасен огонь»
Игра: «Важный номер 01»
Сюрпризный момент
Конструирование из геометрических фигур, конструктора «Лего», кубиков.
Итог
Ход организованной детской деятельности
Игровой момент «Спички – детям не игрушка»
Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает большую коробку с игрушками, среди которых лежит коробок спичек.
Воспитатель: У меня для вас подарок – вот эта большая коробка с игрушками, все игрушки надо расставить по местам.
Дети начинают расставлять игрушки по игровым зонам, при этом воспитатель наводит детей на мысль, что спички это не игрушки.
Воспитатель: Мишка, машина, мячик, кубики - это игрушки. А это что такое? (показывает на коробок спичек) А спички можно назвать игрушкой?
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что в коробочке кто-то пищит.
Да, это же спички. Они просят, чтобы мы их зажгли. Спички говорят, что они очень хотят поиграть с вами. Они предлагают их зажечь. Они будут гореть, и всем будет тепло и весело.
Воспитатель вынимает из коробка «зажженную» спичку.
Воспитатель: Ой, ребята, огонь подкрадывается к моим пальцам. Хочет меня обжечь. Я очень боюсь, огонь уже жжёт мои пальцы!
Ребята, помогите мне! Что надо делать? Спасите меня скорее, дуйте. Ой, спасибо вам, ребята. Я так испугалась! А вы?
Ребята, может кто-то желает поиграть со спичками? Есть желающие?
Воспитатель : Нет?! Почему? (предполагаемые ответы детей)
Посмотрите, это хитрые сестрички -
Очень тоненькие спички.
Опасны они - вы так и знайте!
И спичками никогда не играйте!
С ними вы не играйте,
Их вы не зажигайте!
Спичками играть нельзя!
Вы запомните это друзья!
Беседа «Чем опасен огонь»
Воспитатель : А если бы я бросила горящую спичку на пол, что бы было? (предполагаемые ответы детей)
Да, правильно. От неосторожного обращения с огнём может возникнуть пожар. В наших квартирах, ребята, много предметов, которые могут легко загореться, поэтому все взрослые и дети должны быть очень осторожными с огнём. Пожары очень опасны. В большом огне могут сгореть мебель, одежда, игрушки и даже люди. Огонь очень опасен. Он сначала горит медленно, потом языки пламени становятся выше, сильнее, разгораются, бушуют, сжигают все на своем пути. (показ иллюстраций по данной теме) Ребята, а почему люди говорят «Спички не тронь, в спичках огонь!» и «Спичка – невеличка, а огонь великан» (предполагаемые ответы детей).
Вот, оказывается, какая большая беда от маленькой спички! Запомните - детям спички брать нельзя! Это не игрушки!
3. Игра: «Важный номер 01»
Воспитатель: Ребята, а если случилась беда - пожар, куда мы должны позвонить? (предполагаемые ответы детей)
Сам не справишься с пожаром.
Это труд не для детей.
Не теряя время даром,
«01» звони скорей.
Набирай умело!
Чтоб не все сгорело!
Знает каждый гражданин
Это номер «01».
Если к вам пришла беда-
Позвони скорей сюда.
А если нету телефона.
Позови людей с балкона.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами будем «вызывать» пожарных. Необходимо набрать номер «01» и сообщить свой адрес и что горит.
Воспитатель вместе с детьми набирает несколько раз номер 01, при этом дети стараются правильно назвать свой адрес.
Знакомство с профессией пожарного
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая машина к нам приехала. Как она называется? (предполагаемые ответы детей). Правильно. А как вы догадались? (предполагаемые ответы детей).
Воспитатель: Правильно, ребята, пожарная машина всегда красного цвета, чтобы ее было видно издалека. Красный цвет – цвет тревоги, цвет огня. А как едет она? Быстро или медленно? (предполагаемые ответы детей).
Правильно, быстро, чтобы быстрее потушить пожар. И когда она едет, звучит сирена.
Пожарная машина от слова пожар, а люди, которые тушат пожар, - пожарники. Смелые, мужественные люди.
Пожарные одеты в защитную одежду: на голове каска, аппарат для дыхания, на руках рукавицы, на ногах сапоги.
Пожарные машины заливают огонь водой, вода в цистернах, бочках, вода побеждает огонь.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Послушайте, дети! Мне кажется, или правда, кто-то плачет? Вот кто плачет. Кошка с котятами. О чем вы, кисоньки, плачете?
Демонстрация на фланелеграфе иллюстраций к потешке «Дон, дон, дон. Загорелся Кошкин дом»
Дон – дон- дон
Загорелся кошкин дом.
Бежит курица с ведром,
Но не добежала,
Воду расплескала.
Дон-дон-дон,
Загорелся кошкин дом.
Бежит уточка с ковшом,
Да ковш уронила,
Воду-то разлила.
Дон-дон-Дон,
Погорел кошкин дом.
Где теперь кошечке жить?
Баловались котята спичками, вот беда и случилась! Посмотрите, какие мама Кошка и котята грустные. Давайте поиграем с ними. Может быть, они развеселятся?
Давайте поиграем в пожарников.
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем.
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре
Хорошо мы потрудились.
Конструирование из геометрических фигур
Воспитатель: Нет, не развеселились кошка с котятами. Почему они грустят?
Воспитатель: Бедная кошка. Бедные котята. Где же они будут жить? Чем мы можем им помочь? (предполагаемые ответы детей.)
Кошке мы построим дом:
Чтоб котят устроить в нём,
Чтобы им не мыкаться
По чужим углам,
Чтоб не жить на улице
С горем пополам.
То ли дело – дом под крышей,
И подвал. В подвале… мыши!
(Ю. Саакян, пер. с армянского И. Токмакова)
Воспитатель: Ребята! Садитесь за столы на свои места. Посмотрите, что лежит на столе? (геометрических фигуры, конструктор «Лего», кубики).
Воспитатель: Давайте из этих разных материалов соберем домик для наших пушистых друзей. Пусть каждый из вас выберет тот материал, который ему больше нравиться.
Дети самостоятельно конструируют домик для котят.
Итог
Воспитатель: Молодцы! Теперь у мамы Кошки и ее котят не один домик, а много.
Воспитатель обращается к котятам.
Воспитатель: А вы, котята, и сейчас хотите поиграть со спичками? Ну и правильно, вы же умные детки, а умные дети придумывают себе умные игры. Давайте ещё раз вспомним можно ли брать спички детям? (предполагаемые ответы детей).
Правильно, ребята со спичками играть нельзя. Хорошо запомните:
Ростом спичка невеличка,
Не смотрите, что мала,
Эта маленькая спичка,
Может сделать много зла!
Крепко помните друзья,
Что с огнем шалить нельзя.
Интернет ресурсы
Задачи:
1) 1) Формировать у детей понятие «Пожар»
2) Воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг другу.
3) Активизировать двигательную активность, развивать физические качества.
Предварительная работа:
1) Разучивание стихотворение.
2) Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
3) Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним.
Месяц | Тема. Программное содержание | Совместная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь | Тема: «Пожароопасные предметы. Спички» Цель: Познакомить детей с пожароопасными предметами «Спичка». Формировать чувство опасности огня. Дать понять: нельзя пользоваться самостоятельно. | 1.Рассматривать рисунок огня. (рассказ воспитателя) 2.Игра словесная: «Можно, нельзя» | Беседа на тему: « Пожароопасные предметы дома». |
Октябрь | Тема: «Предметы, требующие осторожного обращения». | Рассматриваниерисунков с различными предметами, среди которых есть опасные предметы (утюг) | Папка – передвижка на тему: «Безопасность дома». |
Ноябрь | Тема: «Кто они пожарные?!» Цель: Дать понятие о пожарнике, ознакомление с одеждой пожарника. | 1.Рассматривать иллюстрацию с изображением пожарника. 2.Знакомство с пожарной машиной. 3.Игра «Поручение». | Беседа с родителями на тему: «Правила поведения при пожаре». |
Декабрь | Беседа с детьми на тему: «Пусть ёлка новогодняя нам радость принесет!» Цель: Красота для глаз, а не для рук. | 1.Беседа с детьми на тему: «Как вести себя возле наряженной ёлки, что бы ни случился пожар». 2.Игра «Заинька». | Беседас родителями на тему: «Детские шалости». |
Январь | Тема: «Пожар» Цель: Дать детям первоначальные знания о том, как действовать во время пожара. | 1.Игра «Нельзя, можно». 2.Чтение отрывокстихотворения «Кошкин дом». 3. Просмотр мультфильмов по тематике «Пожар». | Беседас родителями на тему: «Осторожно огонь». |
Февраль | Тема: «Опасные предметы дома» Цель: Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения. | 1.Игра «Найди опасные предметы». 2.Беседа с детьми на тему: «Спички не тронь в спичках огонь». | Обратить внимание родителейна плакат «ППБ дома». |
Март | Тема: «Беседа о добром и злом огне» Цель: Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов испуга и других проблем, связанных с огнем, с помощью иллюстрации. | 1.Чтение отрывок сказки «О спичке и добром огне». 2.Игра «Прятки». | Наглядное оформление родительского уголка. Папка – передвижка «Огонь друг – огонь враг». |
Апрель | Беседа на тему: «Спичка не игрушка». | 1.Чтение стихотворения «Спички». 2.Игра «Мы топаем, мы хлопаем». | Папка – передвижка на тему: «Спичка не игрушка». |
Май | Тема: «Огонь». Цель: формировать элементарные знания об опасности шалости с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме. | 1.Рассматривание иллюстрации по теме. 2.Строительные игры: «Гараж для пожарных машин». | Консультации для родителей: «Правила поведения при пожароопасной ситуации». |