Силы средства привлекаемые ликвидации чс. Состав сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций рсчс. Ликвидация чрезвычайных ситуаций

1. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации последствий

чрезвычайных ситуаций

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситу-ациям. К ликвидации ЧС в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации могут привлекаться Вооруженные силы РФ, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские фор-мирования.

В очагах поражения проводят спасательные и другие неотлож-ные работы, которые включают: разведку маршрутов движения формирования Гражданской обороны и участков работ; локали-зацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий; вскрытие разрушенных, поврежденных защитных сооружений и спасение людей; санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических систем, зданий, сооружений и промыш-ленных объектов и т.д.

Другие неотложные работы обычно включают прокладку колонных путей и устройство проездов в завалах и зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водо-проводных, канализационных, технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом, и т.д.

Спасательные и другие неотложные работы проводят непре-рывно, в любую погоду, до полного их завершения. Для органи-зации этих работ решением начальника ГО ЧС создается группи-ровка сил и средств. При чрезвычайных ситуациях федерального масштаба в работу включаются аэромобильный спасательный отряд МЧС России.

В качестве технических средств используют как объектную технику (бульдозеры, самосвалы, автогрейдеры, экскаваторы и др.), так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований.

Технология проведения спасательных и других неотложных работ зависит от характера разрушений зданий и сооружений, комму-нально-энергетических сетей и радиационно-химического зара-жения территории.

В первую очередь проводят работы по устройству проходов и проездов к разрушенным зданиям, заводским сооружениям, где находятся люди. Затем приступают к поиску и освобождению из-под завалов пострадавших. Спасательные группы начинают поиск с уцелевших подвальных помещений, дорожных сооруже-ний, подземных переходов, у наружных оконных и лестничных проемов, околостенных пространств нижних этажей зданий. Далее обследуют весь без исключения участок спасательных работ.

Спасение людей начинают с тщательного осмотра завала с привлечением кинологов с собаками, приборов, а также с опроса очевидцев. При этом устраняют условия, способствующие обру-шению отдельных конструкций. Принимаются меры к установ-лению связи с попавшими в завалы. Деблокирование производят разными способами: устраивают лазы, разбирают завалы, проде-лывают проходы с боку или сверху с одновременным креплением неустойчивых конструкций и элементов.

При этом всегда нужно помнить, что использование тяжелой техники для ликвидации завалов резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

Пострадавших выносят на руках, плащах, брезенте, одеялах, а также волоком и на носилках. После оказания первой медицин-ской помощи людей эвакуируют. Эффективность спасательных работ зависит от своевременности спасательных работ.

К другим неотложным работам относятся ремонт и отключение поврежденных коммунально-энергетических и технологических сетей. Поврежденные системы теплоснабжения отключают от внешней сети задвижками на вводах в здания и в теплоцентрах. Очень важно отключить газовые сети на любых магистралях за пределами и внутри зданий и т. д.

Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обороны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориального подчинения во взаимодействии со спа-сательными формированиями.

Очень важно при тушении пожара как можно быстрее оценить обстановку, предугадать развитие пожаров и на этой основе при-нять правильное решение по их локализации и тушению.

Пожарные подразделения в первую очередь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением огня эвакуируют людей.

Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Разведка в кратчайшие сроки должна установить характер и границы разрушений и пожаров, степень радиоактивного и иного вида заражения в различных районах очага, наличие пораженных людей и их состояние, возможные пути ввода спасательных формирований и эвакуации пострадавших. По данным разведки определяют объемы работ, уточняют способы ведения спасательных и аварийных работ, разрабатывают план ликвидации последствий ЧС.

Работам по ликвидации очагов поражения сильнодейству-ющими ядовитыми веществами (СДЯВ) предшествуют (или про-водятся одновременно) мероприятия, направленные на снижение величины выброса и растекания СДЯВ на местности, уменьшение интенсивности испарения ядовитых веществ и снижение глубины распространения зараженного воздуха. Для этого проводят ра-боты по:

    ограничению и приостановлению выброса СДЯВ;

    обваловыванию мест разлива СДЯВ;

    сбору разлившейся СДЯВ в закрытые резервные емкости;

    постановке отсечных водяных завес на пути распространения облака зараженного воздуха;

    изоляции зеркала разлива СДЯВ пеной, поглощению ядовитых веществ адсорбентами.

После проведения этих мероприятий проводят обеззараживание территории и санитарную обработку населения и личного состава спасательных формирований.

Обеззараживание включает дезактивацию, дегазацию, дезин-фекцию, дератизацию, демеркуризацию и т. д.

Под дезактивацией понимают механическое и физико-хими-ческое удаление радиоактивных веществ (РВ) с поверхностей различных предметов, а также очистку от них воды.

Обеззараживание техники и транспорта производится на стан-циях обеззараживания, располагаемых обычно в автохозяйствах или в пунктах контроля и обработки, расположенных на выездах из зараженных зон.

Дезактивацию воды проводят фильтрованием, перегонкой, отстаиванием или с помощью ионообменных смол.

Упакованное продовольственное и пищевое сырье дезактиви-руют путем обработки или замены зараженной тары, а неупако-ванное - путем снятия зараженного слоя.

Дегазация - процесс удаления или разложения отравляющих веществ (ОВ) и СДЯВ до нетоксичных продуктов. Для нейтрали-зации опасных химических веществ, находящихся в газообраз-ном состоянии (хлор, аммиак, сероводород, фосген), на пути дви-жения облака СДЯВ устанавливают водные завесы.

Удаление СДЯВ и ОВ проводят путем механического срезания и засыпки грунта.

Для нейтрализации СДЯВ на одежде, снаряжении используют физико-химические способы - кипячение и обработку паром. Эффективность нейтрализации СДЯВ и ОВ оценивается полно-той дегазации.

Санитарная обработка - комплекс мероприятий по механи-ческой очистке и обеззараживанию одежды и обуви, а также кож-ных покровов людей, пораженных в результате загрязнения РВ, СДЯВ и бактериальными веществами. Санитарную обработку личного состава формирований и населения проводят в санитарно-обмывочных пунктах, создаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках.

Существует два вида санитарной обработки - полная и час-тичная.

Частичную обработку проводят непосредственно в очаге пора-жения для предотвращения вторичного инфицирования людей. Полной санитарной обработке подвергают личный состав форми-рований и эвакуированное население после выхода из загрязненных зон.

Дезинфекция - процесс уничтожения и удаления возбудителей инфекционных болезней человека и животных во внешней среде. Дезинфекцию проводят физическим, химическим, физико-химичес-ким и биологическим способами. Основным является химический способ.

Дезинсекция - процесс уничтожения насекомых, сельскохо-зяйственных вредителей, осуществляемый физическими, хими-ческими и биологическими способами.

Дератизация - профилактические и истребительные меро-приятия по уничтожению грызунов с целью предотвращения разноса инфекционных заболеваний.

Демеркуризация - удаление ртути и ее соединений физико-химическими или механическими способами с целью исключения отравления людей и животных.

2. Определение материального ущерба и числа жертв

Нанесенный ЧС материальный ущерб складывается из прямого (разрушение промышленных объектов) и косвенного ущербов (недополученный доход, товары, материальные ценности).

Ущерб и число жертв при ЧС подсчитывают, как правило, при проведении комплекса спасательных работ или после них.

Восстановление работоспособ-ности предприятия может быть первоочередное или капитальное. Первоочередное может выполняться силами самого предприятия, создающего для этой цели восстановительные бригады.

В проекте восстановления освещаются следующие вопросы:

Объем работ по восстановлению с расчетом потребностей в рабочей силе, материалах, строительной технике, оборудовании, деталях, инструменте;

Оптимальные инженерные решения по восстановлению работоспособности предприятия;

    календарный план или сетевой график восстановительных работ, очередность восстановления цехов, исходя из важности их в выпуске основной продукции;

    состав восстановительных бригад и др.

Методика определения сроков проведения восстановительных работ изложена в СН 440-72.

Для определения прямого ущерба необходимо знать стоимость основных фондов производства до и после момента наступления ЧС. Их разность и есть размер прямого материального ущерба. Для его определения необходимо располагать данными о степени поражения объекта. Она определяется исходя либо из численного значения пораженной площади объекта по отношению к его общей площади, либо числа пораженных элементов этого объекта к их общему числу. По-скольку предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объекте невозможно, то применяют стохастическую основу для определения степени поражения объекта. Для площадного объекта (отношение фасадной ширины объекта к его глубине не превышает 2:1) она является математическим ожиданием случайной величины, которая может принимать различные значения при соответствующих вероятностях.

Учебная литература

1. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ 1997/2000/2003/2004

2. «О гражданской обороне» № 28 ФЗ 1998

3. Постановление Правительства РФ № 794 2003 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»

II . Основы военной службы

Тема 9. Основы обороны государства. Военная служба - осо-бый вид федеральной государственной службы

Лекция 9. Основы обороны государства. Военная служба - осо-бый вид федеральной государственной службы

Время – 2 ч.

Учебные вопросы:

1. Национальная безопасность Российской Федерации.

2. Современные угрозы Национальная безопасность Российской Федерации.

3. Основы обороны государства.

1. Национальная безопасность Российской Федерации

Каждое государство имеет свои интересы, которые являются главными для всего общества, его социальных слоев, для всех людей, какой бы национальности они ни были, какого бы веро-исповедания ни придерживались. Такие интересы называются на-циональными. Национальные интересы Российской Федерации - это достояние и ценности нашего общества. Они затрагивают по-литические, экономические, территориальные, экологические и иные сферы жизнедеятельности людей, всего государства.

Наша Родина - одно из крупнейших многонациональных го-сударств, имеющее многовековую историю, культуру, богатые тра-диции. В силу особенностей своего расположения Россия являет-ся важнейшим геополитическим пространством между Европой и Азией. Одновременно она служит и своеобразным полигоном, где соприкасаются интересы развитых и развивающихся стран, мусульманского и христианского миров.

Россия обладает значительным экономическим и научно-тех-ническим потенциалом, большими запасами сырья и ресурсов. Огромное пространство, занимаемое Россией, выходы в Мировой океан предоставляют ей уникальные возможности прямого воздействия на мировые и региональные процессы. Без всего стороннего учета своих национальных интересов, их поддержки и защиты Российское государство не сможет играть активную и самостоятельную роль в мировой политике.

Национальные интересы России определяют основные цели страны, формируют задачи внутренней и внешней политики. Во внутренней политике национальные интересы направлены на обеспечение гражданского мира, национального согласия, террито-риальной целостности, правопорядка.

Военная безопасность является составной частью национальной безопасности и определяется как обеспеченность и устойчивое со-стояние защищенности личности, общества и государства от воен-ных угроз. Россия готова вести свои дела в сфере военной без-опасности на началах взаимного доверия, равенства, уважения суверенитета и территориальной целостности государств, равно-гарантированной безопасности.

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в тра-диционных формах против Российской Федерации и ее союзни-ков снижена. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях уси-ливаются потенциальные угрозы военной безопасности Россий-ской Федерации и ее союзникам. В их числе - усиление нацио-нального, этнического и религиозного экстремизма, активизация сепаратизма, распространение ядерного и других видов оружия массового уничтожения, средств их доставки.

С окончанием «холодной войны» произошел распад нескольких геополитических оболочек, ранее окружавших Российскую Федерацию и выполнявших, в том числе и защитную функцию. Столь масштабная деформация геополитического пространства обозначила для России новые группы военных угроз, приоритет которых (степень опасности) оказался выше по отношению к прежним, уже существующим. Вместе с тем ясно, что основу такой системы, а точнее её ядро, будет составлять борьба за ресурсы, благополучное экономическое и жизненное пространство.

К первой группе военных угроз , наиболее опасных для РФ, следует отнести международный терроризм.

К началу 90-х годов ХХ века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. Только за десять лет они совершили около 7 тыс. актов международного терроризма, от которых пострадало более 11 тыс. человек, а государствам, на территории которых были осуществлены, нанесен большой материальный и моральный ущерб.

Для России это относительно новые угрозы, к адекватному парированию которых она в полной мере пока не готова. Опыт проведения широкомасштабной контртеррористической операции в Дагестане и Чечне показал, что данная группа военных угроз представляет, реальную угрозу безопасности и будет носить продолжительный характер.

Вторая группа военных угроз безопасности Российской Федерации обусловлена миротворческой деятельностью государств и военных блоков, характер которой не укладывается в существующие международно-правовые рамки.

Идея предотвращения развязывания военных конфликтов и их регулирования коллективными усилиями на региональном уровне под эгидой ООН высоко оценена и правильно воспринята большинством государств мира. Однако США и их ближайшие союзники по НАТО пытаются использовать многонациональные миротворческие силы для установления своего контроля в зонах жизненно важных интересов.

Третья группа военных угроз безопасности РФ сосредоточилась в непосредственной близости от России – на постсоветском пространстве.

Так, на Северном Кавказе, в Закавказье и Средней Азии сконцентрировались очаги этнополитической напряженности, сохраняется зона потенциальных вооруженных конфликтов.

Четвертая группа военных угроз может аккумулироваться внутри РФ – в субъектах Федерации. Разрушение духовности, ослабление экономических связей регионов и резкая социальная дифференциация порождают сепаратизм, являются благоприятной средой для создания незаконных вооруженных формирований, что представляет угрозу федеративному единству и безопасности России. Нарастающие масштабы приобретает космополитизм, а в качестве ответной реакции на него – национализм.

Пятая группа военных угроз будет исходить от зарубежных государств и военно-политических блоков, располагающих ядерным потенциалом «сдерживания-устрашения» и силами общего назначения, обладающими «стратегической мобильностью» и способными вести «высокотехнологичные» военные действия. Их развернутые и постоянно боеготовые группировки войск (сил) будут и в новом тысячелетии оставаться потенциальной военной угрозой безопасности РФ.

Шестая группа военных угроз исходит от развивающихся стран, располагающих массовыми армиями. По оценкам зарубежных специалистов, их вооруженные силы хорошо оснащены, боеготовы и способны решать стратегические задачи. Эти государства намерены добиваться своих целей, их военный потенциал представляет весомую силу, с которой Россия должна считаться.

Седьмая группа военных угроз определяется политикой и практическими действиями тех «пороговых» и «околопороговых» государств, которые, стремясь овладеть ракетно-ядерными технологиями, игнорируют основополагающие международно-правовые акты в области нераспространения ракетных и ядерных технологий, уровень данных военных угроз может существенно возрасти в случае создания такими государствами баллистических ракет с дальностью действия, позволяющей наносить удары по территории РФ.

В рамках практически заново формируемой системы военных угроз для Российской Федерации необходимо обратить внимание на изменение содержания прежних угроз и их распределение по трем сферам вооруженной борьбы.

Военные угрозы на континентальном пространстве. Эти угрозы будут, определятся новыми стратегическими целями, задачами применения группировок сухопутных войск и их боевыми возможностями. В начале нового тысячелетия их численность в зарубежной части Евразии остается высокой.

Военные угрозы в мировом океане. Военные угрозы с морских направлений во многом обусловлены особенностями геостратегического положения страны. Россия имеет выход к трем океанам – Атлантическому, Северному Ледовитому и Тихому, её территорию омывают 12 морей. Протяженность российской морской границы почти в три раза превышает сухопутную.

Военные угрозы в воздушном и околоземном космическом пространстве Военные угрозы в этих сферах определяются дальнейшим совершенствованием иностранными государствами военно-воздушных сил и способов их применения, ростом средств воздушно-космического нападения, планами развертывания элементов ПРО в околоземном пространстве и способностью блокирования выхода в космос Российской Федерации противоспутниковым оружием, нарушением функционирования российской системы предупреждения о ракетном нападении.

Росту военных угроз, их масштабов и вероятности реализации косвенно будут способствовать новые особенности развития информационной, духовной, правовой, экологической и других сфер.

В ближайшей перспективе информационная сфера становится «питательной средой» для роста новых военных угроз. Информационный шантаж, дезинформация, монополизация информации одной стороной, разрушение информационного ресурса государства через внедрение компьютерных вирусов могут выступать в роли их мощного катализатора.

Вероятность реализации военных угроз, как внешних, так и внутренних, во многом определяется состоянием духовной сферы . Факторами роста военных угроз для России в этом аспекте являются притупление чувства патриотизма, утрата престижа военной службы и других духовных ценностей. Имеет место разрушение традиций и самобытности русской культуры. Возрастает число религиозных сект экстремистской направленности.

Состояние отношений в экологической сфере может также оказать воздействие на формирование военных угроз. Факты загрязнения окружающей среды стали предметом озабоченности многих государств. Аварии, катастрофы, и последствия непродуманной экономической деятельности приобретают все более угрожающие масштабы. Критическое состояние окружающей среды, по оценкам, в третьем тысячелетии может стать причиной межгосударственных конфликтов, в том числе и военных.

Военные угрозы безопасности РФ усиливаются под воздействием нерешенных проблем в правовой сфере . Наиболее опасными следует считать те, которые ведут к размыванию единого правового пространства федерации. Например, практика принятия до недавнего времени отдельными субъектами Российской Федерации нормативно-правовых актов и решений, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству.

культуре . 4. Программа по физической культуре для учащихся...
  • Физическая культура студента под редакцией профессора доктора педагогических наук

    Список учебников

    ... физической культуры : физическое воспитание; физическое развитие; профессионально-прикладная физическая культура ; оздоровительно-реабилитационная физическая культура ; фоновые виды физической культуры ; средства физической культуры . Физическая культура ...

  • Физическая культура студента

    Документ

    Реабилитационная физическая культура ; * фоновые виды физической культуры ; * средства физической культуры . 5. Физическая культура в структуре профессионального образования. 6. Физическая культура личности студента. 7. Физическая физическим развитием, б) физическим воспитанием, в) физической культурой , г) физическими упражнениями. Базовая физическая культура преимущественно ориентирована на...

  • Группировка сил гражданской обороны и РСЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций – это сведенные в определенную систему и развернутые (расположенные) соответствующим образом силы и средства для выполнения задач , защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Группировка сил гражданской обороны для организованного проведения в очагах поражения планируется в мирное время. Состав и построение группировки уточняется в угрожаемый период, а также после применения средств поражения в соответствии со сложившейся обстановкой, состоянием сил и средств и объемов работ в очагах поражения. В группировку сил включаются нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны городских и сельских районов, а также воинские части войск гражданской обороны. Она может состоять из первого, второго эшелона и резерва. Состав эшелонов, количество и состав смен определяется, исходя из конкретной обстановки, сложившейся в очагах поражения, а также наличия сил и средств.

    Формирования для выдвижения к очагу поражения выстраиваются в походную колонну. Порядок построения колонны устанавливается в зависимости от сложившейся обстановки на маршрутах движения и участках (объектах) работ с учетом ведения работ, как правило, на своих объектах. Один из возможных вариантов построения колонны: разведка, подразделение (отряд) обеспечения движения, колонна главных сил (первый эшелон, второй эшелон), резервы, техническое замыкание. При невозможности включения по различным причинам в состав группировки сил нештатных городских и объектовых аварийно-спасательных формирований, основу группировки сил гражданской обороны составляют формирования сельских районов и воинских частей войск гражданской обороны.

    Группировка сил при реагировании на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера создается по следующим принципам. В начальный период для ликвидации чрезвычайной ситуации привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения милиции, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцированные на данной территории, мобильные отряды воинских частей войск гражданской обороны (по указанию региональных центров МЧС России), дежурные подразделения воинских частей Вооруженных сил, других войск по плану взаимодействия и население.

    При возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций по решению МЧС России используются воинские части и подразделения войск гражданской обороны, авиация, подразделения государственной противопожарной службы МЧС России, поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, силы Всероссийской службы медицины катастроф, а также силы и средства из соседних регионов с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должны соответствовать задачам по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    Оперативное построение группировки сил ликвидации чрезвычайных ситуаций должно позволять провести аварийно-спасательные работы в возможно короткие сроки (1-3 суток), а их эшелонирование - обеспечивать постоянное наращивание усилий до полного завершения работ.

    Первый эшелон сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, как правило, включает:

    • дежурные подразделения поисково-спасательных служб (отрядов);
    • ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;
    • дежурные караулы противопожарных подразделений;
    • подразделения медицинской скорой помощи.

    Срок их прибытия в район бедствия - не более 30 мин.

    Основные задачи первого эшелона: локализация чрезвычайных ситуаций, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

    Во второй эшелон, как правило, входят:

    • аварийно-спасательные подразделения поисково-спасательной службы и войск гражданской обороны;
    • подразделения Государственной противопожарной службы;
    • специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);
    • ведомственные подразделения спасателей.

    Срок их прибытия в район бедствия - не более 3 ч.

    Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других (АСДНР) неотложных работ, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

    В третий эшелон могут включаться:

    • воинские части и подразделения войск гражданской обороны с тяжелой техникой;
    • соединения и воинские части Вооруженных Сил, других силовых ведомств;
    • специализированные части строительно-монтажных организаций и др.

    Срок их прибытия в зону чрезвычайной ситуации - от 3 ч до нескольких суток.

    Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, завершение аварийно-спасательных и др. неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой, предметами первой необходимости и т.п.).

    Для решения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях ликвидации чрезвычайных ситуаций в группировке сил предусматривается резерв сил и средств. Реагирование на чрезвычайные ситуации и их ликвидация осуществляется силами и средствами того звена , той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия выходят за пределы субъекта Российской Федерации (региона), то к аварийно-спасательным работам привлекаются силы и средства структурных подразделений МЧС России центрального подчинения, федеральных органов исполнительной власти.

    Силы и средства постоянной готовности МЧС России:

    Центр управления в кризисных ситуациях (Москва);

    Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд - Центроспас (Жуковский),

    Поисково-спасательные службы (ПСС);

    Центр специального назначения (Москва);

    Авиация МЧС России;

    Сводные мобильные отряды соединений и войсковых частей войск ГО Российской Федерации.

    Решениями руководителей организаций на базе служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в ЧС.

    Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд является основным подразделением экстренного реагирования на ЧС.

    Оперативное выполнения первоочередных поисково-спасательных работ как в России, так и за рубежом,

    Оказание пораженным медицинской помощи,

    Эвакуации пострадавших из района ЧС

    Доставка гуманитарных грузов.

    Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. На его оснащении имеются малогабаритные спасательные вертолеты БО-105, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда пораженных и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда имеется свой госпиталь - аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развертываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.

    В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных и автомобильных средств к экстренному выдвижению в район ЧС практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения.

    Поисково-спасательная служба (ПСС) объединяет несколько десятков региональных ПСС и поисково-спасательные отряды общей численностью около 2 тыс. чел. При возникновении крупномасштабных ЧС к ним могут присоединиться около 2 тыс. спасателей-общественников.

    Проведение поисково-спасательных работ в ЧС;

    Оказание пораженным первой медицинской помощи

    Эвакуация пострадавших в лечебные учреждения;

    Проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение или устранение опасности для жизни и здоровья граждан.

    Поисково-спасательные службы и отряды оснащены современным оборудованием: высокоэффективный гидравлический спасательный инструмент, легко режущий стальную арматуру; пневмодомкраты, способные поднимать железобетонные плиты весом до 20-50 т; акустические приборы для поиска живых людей в завалах и радиолокационные - для поиска в снежных лавинах; телевизионные системы поиска пострадавших и другое оснащение. С учетом опыта ликвидации ЧС и оснащения аналогичных служб развитых зарубежных стран проводится работа по созданию новейших, в том числе уникальных образцов техники для проведения спасательных работ. Создана и развивается кинологическая служба МЧС России.

    Формирования ПСС способны в сроки от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о ЧС выдвинуться в район бедствия с необходимым инструментом и оборудованием, а по прибытии туда - немедленно приступить к работам.

    Дальнейшее развитие ПСС планируется осуществлять в направлении совершенствования структуры и увеличения общей штатной численности для обеспечения круглосуточного дежурства спасателей. Намечается совместно с администрацией субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программу создания новых ПСС.

    Центр специального назначения (далее - Центр) создан и предназначен для работы в особых условиях, когда ЧС отличаются особой спецификой, а их ликвидация связана с работой в труднодоступной местности, в условиях, сопряженных с повышенным риском для жизни спасателей, необходимостью выполнения пиротехнических работ и т. д.

    Проведение первоочередных аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности в труднодоступной местности, с десантированием спасателей и грузов, обеспечивающих выживание населения;

    Проведение первоочередных спасательных работ на воде и под водой с использованием легководолазного снаряжения;

    Оказание пораженным медицинской помощи;

    Выполнение подрывных и пиротехнических работ;

    Осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных ценностей, объектов экономики в районах ЧС;

    Обеспечение сохранности грузов, перевозимых в качестве гуманитарной помощи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эвакуации из районов ЧС;

    Обеспечение безопасности работников МЧС России, других министерств и ведомств, привлекаемых к проведению работ в районах ЧС.

    В состав Центра входят следующие подразделения:

    Горноспасательных работ;

    Аварийно-спасательных водолазных работ;

    Специальных работ (подрывных и пиротехнических);

    Десантников-спасателей;

    Медико-спасательные;

    Спасения и эвакуации населения;

    Сопровождения грузов; радиационной,

    Химической и биологической разведки.

    Авиация МЧС России является одной из важнейших составляющих сил РСЧС, решающим образом влияющих на мобильность и эффективность действий ее структур при возникновении ЧС,

    Проведение авиационно-спасательных операций: поиск и обнаружение пострадавших при возникновении ЧС; наведение наземных поисково-спасательных сил на объекты поиска; десантирование парашютным и посадочным способами спасательных групп; эвакуация пострадавших из зон бедствия на суше и водной поверхности;

    Осуществление специальных авиационных работ: тушение пожаров; ведение воздушной, инженерной, радиационной, химической и пожарной разведки и мониторинга местности; обработка объектов химическими и биологическими препаратами; монтажные и демонтажные работы;

    Обеспечение управления и связи: управление силами и средствами с воздушных пунктов управления; ретрансляция связи между наземными пунктами управления и спасательными формированиями;

    Осуществление воздушных перевозок: доставка в зоны ЧС сил и средств, необходимых для проведения поисковых, аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи, оперативных групп специалистов министерств и ведомств, а также грузов гуманитарной помощи и материально-технических ресурсов; эвакуация пострадавшего населения, вывоз уникального оборудования и ценностей из зон бедствия; доставка сил и средств Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования в назначенные районы.

    В настоящее время авиация МЧС России располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой: транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п; пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью; командный пункт управления на базе самолета Як-42; различные модификации легких, средних и тяжелых вертолетов (фото 1).

    Войска гражданской обороны при угрозе и возникновении ЧС решают следующие задачи:

    Ведение общей и специальной разведки в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, а также на маршрутах выдвижения к ним;

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
    Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения - для ликвидации последствий на основании постановле

    Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
    РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня управления: федеральный, территориальный, местный, объектовый (см. рисунки).

    Режимы функционирования рсчс
    В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответству

    Задачи и состав сил и средств РСЧС
    К силам и средствам наблюдения и контроля относятся: - службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за

    Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций РСЧС
    Комплекс мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС: - организацию мониторинга, наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей приро

    Всероссийская служба медицины катастроф
    Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного о

    Организация Всероссийской службы медицины катастроф
    Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Принципы организации ВСМК:

    Органы управления Всероссийской службой медицины катастроф
    На федеральном уровне органом управления является ВЦМК «Защита» Минздрава России. ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное головное учреждение службы медици

    Формирования и учреждения службы МК Минздрава России
    Формирования службы медицины катастроф Минздрава России представлены подвижными госпиталями, отрядами, бригадами, группами. Они создаются в соответствии с утвержденными штатами и обеспечиваются по

    Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф
    Режим повседневной деятельности: - участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане воз

    Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях
    В комплексе защитных мероприятий большое значение имеет обеспечение населения средствами специальной профилактики и первой мед. помощи, а также обучение правилам пользования ими. Применение медицин

    Снабжение медицинскими СИЗ
    Медицинскими средствами индивидуальной защиты обеспечивается в первую очередь личный состав гражданских организаций (формирований) ГО и МК, во вторую очередь - рабочие и служащие городов и отдельно

    Аптечка индивидуальная АИ-2
    Предназначена для профилактики и первой мед. помощи при радиационном, химическом и бактериальном поражениях, а также при их комбинациях с травмами. Носят аптечку в кармане.

    Индивидуальный противохимический пакет
    ИПП-8 содержит полидегазирующую рецептуру, находящуюся во флаконе, и набор салфеток. Предназначен для обеззараживания участков кожи, прилегающей к ним одежды и СИЗ, населения старше 7-летнего возра

    Пакет перевязочный индивидуальный
    Применяется ППИ для перевязки ран, ожогов и остановки некоторых видов кровотечения. Пакет перев

    Мероприятия по повышению устойчивости функционирования ЛПУ в чрезвычайных ситуациях
    Медико-технические требования к строительству ЛПУ: - общие - требования, специфичные для учреждений здравоохранения и реализуемые во всех проектах. - спец

    Мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в медицинских учреждениях здравоохранения
    Готовность объектов здравоохранения определяется: - наличием в ЛПУ формирований ГО и ЧС, - подготовленностью к проведению мероприятий в ЧС, - обученностью персонала,

    Организация лечебно-эвакуационного обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях
    Условия реализации современной системы лечебно-эвакуационного обеспечения населения в районах катастроф: - массовость, одномоментность возникновения санитарных пот

    Организационные основы медицинской сортировки
    Основные требования, предъявляемые к медицинской сортировке: - непрерывность проведения; - конкретность медицинской сортировки; - преемственность медицинской сортировки.

    Сортировочные группы
    I сортировочная группа - пострадавшие с крайне тяжелыми, не совместимыми с жизнью повреждениями, а также находящиеся в терминальном (агональ-ном) состоянии. Пострадавшие этой групп

    Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий аварий на радиационно-опасных объектах
    Человек постоянно подвергается воздействию так называемого естественного радиационного фона, который обусловлен космическим излучением и природными радиоактивными веществами, содержащимися в земле,


    В очаге поражения сразу же после возникновения аварии доврачебная и первая врачебная помощь пораженным оказывается медицинским персоналом аварийного объекта и прибывающими уже в пе

    Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий аварий на химически опасных объектах (ХОО)
    Химическая авария - непланируемый неуправляемый выброс опасных химических веществ, оказывающих отрицательное воздействие на человека в окружающую среду. Классификация опас

    Принципы организации химической разведки
    Своевременная и полномерная медицинская помощь при химических авариях возможна лишь при условии заблаговременной подготовки соответствующих сил и средств на основе предварительно проведенной оценки

    Работа группы (звена) общей и специальной разведки
    Цель разведки - своевременно предупредить личный состав, который находится в месте расположения или следует в зону аварии о необходимости мер защиты от поражения АОХВ. Задачи


    Оказание медицинской помощи как персоналу большинства химических объектов народного хозяйства так и населению, подвергшегося токсическому воздействию токсических агентов при авариях, возложено на В

    Особенности сортировки и регистрации
    Регистрация данных о пораженных должна быть полной. Сразу после поступления на каждого больного должна быть заполнена регистрационная карта, в которой указываются следующие сведения:

    Особенности оказания медицинской помощи на этапах
    Для оказания медицинской помощи пораженным на различных этапах должны применяться специальные укладки со средствами, позволяющими выполнить рекомендуемые стандартные организационные, санитарно-токс

    Землетрясения
    Землетрясение - подземные толчки, удары и колебания земли, вызванные естественными процессами, происходящими в земной коре. Землетрясения бывают тектонические, вулканическ

    Медико-тактическая характеристика землетрясений
    - По тяжести медико-санитарных последствий землетрясения занимают ведущее ме­сто среди стихийных бедствий, что определяется значительной их частотой, ка­тастрофическими потерями среди населения и т

    Организация оказание медицинской помощи
    Особенности ЛЭО: - значительная часть пораженных находится под завалами. Это обстоятельство, с одной стороны, приводит к некоторому рассредоточению потока пораженных и уменьшению потребнос

    Наводнения
    Наводнение - это временное значительное затопление местности водой в результате подъема ее уровня в реке, озере или на море, а также образование временных водотоков. В зав

    Медико-тактическая характеристика наводнений
    - Величина общих потерь при внезапном затоплении может составить в среднем 20-35% от числа населения, находящегося в зоне затопления. В холодное время года они могут увеличиваться на 10-20% в завис

    Организация оказание медицинской помощи
    Определяющими моментами при ликвидации медико-санитарных последствий на­воднения являются: - масштаб территории затопления - количество пострадавшего населе­ния, оказавшегося без

    Лесные и торфяные пожары
    Пожар - неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся унич­тожением материальных ценностей и создающий опасность для здоровья и жизни людей. Пространство, охваченное

    Организация санитарно-противоэпидемичес-кого обеспечения в чрезвычайных ситуациях
    Санитарно-противоэпидемическое обеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций начинается непосредственно в зонах бедствия, в возникших эпидемических очагах и продолжается на путях эвакуации

    Особенности образования эпидемических очагов при ЧС
    - резкое ухудшение социально-бытовых условий жизни людей в связи с разрушение жилых и иных зданий, нарушением водо- и энергоснабжения, ухудшением организации питания, работы банно-прачечных учрежде

    Общий комплекс мероприятий для предупреждения распространения инфекции в зоне катастрофы
    - Регистрация. Все больные и подозрительные на заболевания лица берутся на специальный учет в санитарно-эпидемиологическом учреждении, поэтому динамика поступления инфекционных бол

    Требования к эвакуации пострадавших и инфекционных больных
    Среди пострадавшего населения следует проводить активное выявление больных с различными инфекционным заболеваниями, появляющихся за счет "фактора перемешивания", которые подлежат эвакуаци

    Противоэпидемические мероприятия в пути следования
    - включают выявление, изоляцию и госпитализацию инфекционных больных в близлежащие больницы, расположенные на путях эвакуации населения; - санитарный надзор за местами питания, -

    Требования к месту размещения переселенцев
    - сухая, не затапливаемая ровная территория с естественным уклоном для отведения атмосферных осадков; - низкий уровень стояния грунтовых вод и чистую, хорошо фильтрующая почва; -

    Санитарно-гигиенические требования к помещениям и другим объектам
    - Эвакуированное насе­ление обеспечивается жильем с учетом развертывания и соору­жения, при необходимости, временных жилищ (палаток, юрт, землянок, сборных или передвижных домов и т.п.), из расчета

    Организация кладбища и захоронений
    - Кладбище должно находиться на расстоянии не ближе 300 м от го­родка, на возвышенном месте с низким стоянием грунтовых вод (не менее 0,5 м от дна могилы) и почвой, легко проницаемой для воздуха. О

    Лечебно-эвакуационное обеспечение инфекционных больных
    Общим принципомлечебно-эвакуационного обеспечения районах катастроф является, в основном, двухэтапная система оказания медицинской помощи заболевшим с

    Особенности медицинской сортировки инфекционных больных
    Цель сортировки состоит в том, чтобы обеспечить разделение больных по нозологическим формам и тяжести клинического течения. Особое внимание уделяется выявлению инфекционных больных, опасны

    Перевод стационара на строгий противоэпидемический режим
    В связи с этим, после получения информации о наличии в очаге большого количества инфекционных больных, необходимо в сжатые сроки максимально высвободить коечный фонд имеющихся стационаров и перевес

    Режим работы инфекционных больниц в зоне ЧС
    1. Для предупреждения внутригоспитального заражения и распространения инфекции за пределы инфекционной больницы (ИБ) все лечебные и диагностические подразделения оборудуются и оснащаются с учетом о

    Особенности оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями
    Основная особенность передачи возбудителей инфекции среди детских контингентов - активизация всех известных путей передачи инфекции. Воздушно-капельный, контактно-бытовой, фекально-оральный механиз

    Психическое реагирование населения при катастрофах
    Психические нарушения, возникающие при катастро­фах, представляют достаточно широкий спектр психичес­ких состояний, среди которых выделяют психические нару­шения с психотической симптоматикой (реак

    Особенности клинической картины
    Характер психического реагирования населения на ката­строфу и особенности психопатологии, возникающей после нее, зависят от: - интенсивности и продол­жительности воздействия, - об

    Особенности диагностики
    Диагностика психоневротических расстройств у лиц, пострадавших от катастрофы, определяется вре­менем проведения обследования. В острый (изоляционный) период катастрофы осн

    Особенности организации оказания медицинской помощи
    Основные принципы организации психиатрической помощи заключаются в поэтапной сортировке, эвакуации и соответствующей терапии пострадавших. Наиболее эффек­тивно эти принципы реализуются при максимал

    Медицинское снабжение формирований и учреждений, предназначенных для медико-санитар-ного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях
    Медицинское имущество - это совокупность специальных мате­риальных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи, диаг­ностики, лечения, профилактики заболеваний и пораж

    Основы организации медицинского снабжения службы МК
    Медицинское снабжение - это система научных знаний и прак­тических действий, обеспечивающих своевременное и полное обеспечение потребно­стей службы медицины катастроф Минздрава Рос

    Учет медицинского имущества
    Независимо от принадлежности к тому или иному классу медицинское имуще­ство классифицируется на группы по учетным признакам; - основные средства - медицинская техника длит

    Для выполнения задач по защите населения в ЧС создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — организационная система, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, экологического и иного характера.Среди многочисленных задач, выполняемых РСЧС, основными являются следующие: обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; проведение комплекса мероприятий по локализации и ликвидации ЧС; разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования в ЧС организаций и объектов производственного, социального и иного назначения независимо от их организационно-правовых форм; подготовка населения к действиям в условиях ЧС; сбор, обработка, и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

    прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.Все основные задачи, которые решает РСЧС, делятся на две группы: задачи по предупреждению ЧС и задачи по ликвидации ЧС (рис. 1.1).Наряду с вышеперечисленными задачами РСЧС решает ряд других задач. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС и проведение гуманитарных акций. Рис. 1.1. Основные задачи РСЧСРешение указанных задач возможно при наличии сил и средств, состоящих из пхрофессионально подготовленных формирований и учреждений, а также при наличии нештатных подразделений и организаций, призванных решать данные задачи.Организационная структура РСЧС Согласно определению РСЧС — организационная система, объединяющая и координирующая действия органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС (рис. 1.2).Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем, действующих на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Рис. 1.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуацийФункциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности.
    Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньевРСЧС.Каждый уровень Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС в своём составе имеет следующее: координирующие органы управления; органы управления; органы повседневного управления; силы и средства; системы связи, оповещения, информационного обеспечения; резервы финансовых и материальных ресурсов. Координирующие органы управления РСЧС таковы:— На федеральном уровне, охватывающем всю территорию Российской Федерации, — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности при Правительстве России.— Ведомственные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в федеральных органах исполнительной власти (министерствах и ведомствах Российской Федерации).— На территориальном уровне, охватывающем территорию одного субъекта Российской Федерации (республики, края, области, автономного образования), — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ.— На местном уровне, охватывающем территорию сельского района, города, района в городе, других населённых пунктов, — комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления.— На объектовом уровне, охватывающем территорию организации, учреждения, предприятия, — объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной
    безопасности (создаются при необходимости).Основная задача данных органов управления — координация деятельности органов управления, сил и средств РСЧС соответствующего уровня и общее руководство ими при выполнении мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. В повседневных условиях они собираются с определённой периодичностью, при угрозе или возникновении ЧС — немедленно.Органы управления по делам ГОЧС таковы:— На федеральном уровне — МЧС России, в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации — управления по делам ГОЧС.— На региональном уровне — региональные центры по деламГОЧС.— На территориальном уровне — комитеты или главные управления, управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.— На местном уровне — управления или отделы по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления.— На объектовом уровне — отделы (работники) по делам ГОЧС организаций (объектов).Эти органы управления предназначены для непосредственной организации ежедневного планирования и руководства за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.Региональные центры ГОЧС — полномочные представители МЧС России в регионах, подчиняются непосредственно министру Российской Федерации по делам ГОЧС.В повседневной ситуации управление деятельностью РСЧС организуется с рабочих мест соответствующих руководителей. При ликвидации ЧС в мирное время могут быть использованы запасные, подвижные и вспомогательные пункты управления ГОЧС.Оперативные дежурные службы МЧС России созданы на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях и размещаются на пунктах управления ГОЧС.Центральный командный пункт служит главным пунктом управления в системе МЧС России, из которого осуществляют устойчивое и непрерывное управление и контроль функционирования подсистем и звеньев РСЧС.
    Силы и средства МЧС России: формирования и организации МЧС России Силы и средства МЧС России: соединения, части и подразделения войск ГО РФ; формирования ПСС России
    Силы и средства министерств, ведомств и территорий России: формирования и организации ведомственных СНЛКза окружающей средойи прилегающими территориями; формирования и организации Госкомсанэпиднадзора РФ; формирования и организации ветеринарной службы Минсельхозпрода России; формирования и организации службы защиты растений Минсельхозпрода России; формирования и организации СНЛК за продуктами питания и сырьем Госкомторга и Минсельхозпрода России; формирования и организации геофизической службы Российской академии наук; формирования и организации Росгидромета; формирования и организации Минатома РФ; другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.) Силы и средства министерств и ведомств России: ведомственные противопожарные, поисковые, спасательные, аварийные, восстановительные, техническиеи иные формирования; формирования ДПС ГИБДД МВД России; формирования ВСМК; формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России; формирования Росгидромета; формирования, пожарные, восстановительные поезда и суда МПС, Морречфлота России; другие силы и средства (в том числе Минобороны, МВД России и др.)
    ектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле состояния окружающей природной среды, потенциально опасных объектов с целью предупреждения возникновения и ликвидации ЧС (табл. 1.3). Силы и средства наблюдения и контроля — формирования, службы и учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля состояния природной среды, сырья, продуктов питания, воды и прилегающих к ним территорий, подчинённые МЧС России и другим федеральным органам исполнительной власти РФ. Силы и средства ликвидации ЧС — силы и средства МЧС России, а также силы и средства министерств и ведомств РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций — специально подготовленные поисково-спасательные, аварийно-спасательные,аварийно-восстановительные,аварийнотехнические, противопожарные, медицинские, ветеринарные и другие силы и средства Минобороны, МВД, ФСБ, Минздрава и других ведомств РФ, а также республик, краёв, областей, районов, городов и организаций (объектов). Нештатные формирования ГО — общие, специальные и специализированные объектовые, местные, территориальные и ведомственные гражданские организации ГО постоянной, повышенной и повседневной готовности. Специально подготовленные силы Вооружённых Сил РФ, которые могут быть привлечены к ликвидации ЧС только в порядке, определяемом специальными положениями.Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась ЧС. Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать её невозможно, комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС обращается к вышестоящей комиссии, которая может взять на себя координацию или руководство ликвидацией ЧС и оказать необходимую помощь.
    Для ликвидации крупных ЧС используют силы постоянной готовности федерального уровня РСЧС. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России: сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск гражданской обороны РФ; центральный аэромобильный спасательный отряд; поисково-спасательная служба МЧС России; центр по проведению спасательных операций особого риска; авиация МЧС России.Основное подразделение экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации крупного масштаба и уникального характера — Государственный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас). Он предназначен для оперативного выполнения первоочередных поисково-спасательных работ, причём как в России, так и за рубежом, оказания пострадавшим медицинской помощи и их эвакуации из мест ЧС, доставки гуманитарных грузов в зоны чрезвычайных ситуаций.Отряд располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием. Есть малогабаритные спасательные вертолеты БО-15, позволяющие оперативно добираться в труднодоступные районы и эвакуировать оттуда раненых и больных в места базирования «большой» авиации для дальнейшей их отправки на стационарное лечение. В составе отряда существует свой госпиталь — аэромобильный, оперативно доставляемый в районы ЧС и развёртываемый там для нуждающихся в немедленной помощи.В Центроспасе организовано круглосуточное дежурство спасателей и необходимых специалистов, что обеспечивает постоянную готовность отряда, его авиационных автомобильных средств к экстренному выдвижению в район чрезвычайной ситуации практически в любой точке Российской Федерации. Время готовности к вылету подразделений Центроспаса не превышает 30 мин с момента их оповещения. Отряд эффективно реагирует на чрезвычайные ситуации самого различного характера.
    Финансирование мероприятий РСЧС осуществляется за счёт бюджета и средств соответствующего уровня, страховых фондов и других источников. С этой целью создаются правительственный, ведомственные, территориальные, местные и объектовые резервы финансовых и материальных ресурсов, накапливаемые соответственно за счёт средств федерального, территориальных и местных бюджетов, средств министерств, ведомств и организаций.При недостаточности имеющихся ресурсов, сил и средств в установленном порядке привлекают резервы, силы и средства других органов исполнительной власти и организаций. В отдельных случаях при ликвидации ЧС и её последствий может быть образована Правительственная комиссия Российской Федерации по ликвидации ЧС.

    Российской системе предупреждений и действий приходится решать в чрезвычайных ситуациях огромное количество задач во всех сферах деятельности: это и проблемы экологии, и оказание гуманитарной помощи тем, кто пострадал от стихийных бедствий, катастроф, аварий, вооружённых конфликтов как в России, так и за её пределами, это и информационное обеспечение зон ЧС, создание подразделений быстрого развёртывания, чтобы силы и средства РСЧС помогали людям во всех чрезвычайных ситуациях, где бы они ни произошли.

    Ответственность

    Руководят гражданской обороной в лице глав (руководителей) предприятий, организаций, учреждений, ведомств министерств, в республиках, областях, краях, автономных образованиях, городах и районах, министерствах и ведомствах, в организациях, учреждениях, на предприятиях независимо от формы собственности. Силы и средства РСЧС находятся полностью в ведении этих людей.

    Руководители по должности являются начальниками ГО и несут персонально ответственность за осуществление и организацию мероприятий ГО, за создание накопленных фондов коллективных и индивидуальных средств защиты и обеспечение сохранности их. Также они отвечают за все силы и средства РСЧС, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации на объектах, которые находятся на подведомственных объектах и территориях. Управления по делам ЧС и ГО созданы на основе бывших штабов ГО.

    Структура

    В структуру РСЧС включены ведомственные, функциональные и территориальные подсистемы. Территориальные - тех республик, которые находятся в составе РФ, краёв и областей - подразделены на звенья по административно-территориальному делению, а руководство - комиссии по ЧС или другие органы, которые должны выполнять их функции. Силы и средства РСЧС ими планируются, разрабатываются, затем осуществляют действия по предотвращению ЧС. Там же создаются и оснащаются силы для ликвидании возможных ЧС и их последствий. Действуют они самостоятельно, если масштабы ЧС не вышли за пределы территорий, находящихся под их ведомством. Рабочий орган каждой комиссии по ЧС (КЧС) - Управление по делам ЧС и ГО.

    Что касается функциональных подсистем, то это органы управления, которым подчиняется весь состав сил и средств РСЧС министерств и ведомств. Они решают задачи непосредственно наблюдения и контроля относительно природной среды, следят за потенциально опасными объектами. В их компетенции создание резервных фондов, защита населения, локализация и ликвидация ЧС. Отдельные функциональные подсистемы могут включать в себя органы управления, а также силы РСЧС нескольких ведомств и министерств РФ со схожими или дополняющими друг друга задачами. Ведомственные же подсистемы созданы во всех министерствах и ведомствах для предупреждения ЧС на подведомственных объектах и ликвидации их.

    Управление

    Силы и средства РСЧС подразделяются на местный (территориальный), региональный и федеральный - эти три уровня функционируют в управлении РСЧС. Региональный уровень появился в связи с делением РФ на девять частей, он нужен для того, чтобы управлять войсками ГО, координировать взаимодействие территориальных, республиканских, краевых и областных органов власти при возникновении как местных, так и глобальных чрезвычайных ситуаций. Начальники ГО имеют аппарат - штабы, где работают и должностные лица, не освобождённые от основных обязанностей, и штатные работники.

    Такой состав сил и средств РСЧС - штабы управления, которые имеют строго прописанные обязанности. Они организуют и обеспечивают непрерывное управление ГО при авариях, стихийных бедствиях и катастрофах, своевременно оповещают службы, формирования, служащих, рабочих и всё население населённых пунктов, прилегающих к зоне возникновения ЧС, разрабатывают план гражданской обороны, осуществляют защиту трудового коллектива, обучают личный состав всех формирований гражданской обороны, а также рабочих и служащих. Силы ГО и РСЧС постоянно поддерживают готовность для действий в обстоятельствах любых чрезвычайных ситуаций.

    Подразделение служб

    Проведение спасательных работ подразумевает подготовку к разнообразной неотложной деятельности, для этого силы и средства РСЧС подразделяются на специальные соответствующие службы.

    • Охрана общественного порядка.
    • Связь и оповещение.
    • Противопожарная служба.
    • Медицинская служба.
    • Служба убежищ и укрытий.
    • Противохимическая и противорадиационная защита.
    • Автотранспортная служба.
    • Служба снабжения (материально-техническая).

    Это самые необходимые образования, где участвуют силы РСЧС, но далеко не все. Их количество определяет начальник ГО того или иного объекта, учитывая специфику предприятий, наличие и так далее.

    Задачи

    Чтобы выполнить силы и средства должны быть направлены в первую очередь на организацию оповещения населения и информирование его, на защиту населения и проведение мероприятий по защите территории. Одновременно силы РСЧС ликвидируют чрезвычайную ситуацию. Затем нужно приступить к населению. Главной задачей всегда остаётся постоянное проведение обучения населения, подготовка специалистов и руководящего состава.

    Помимо этого, необходимо большое внимание уделять пропаганде роли, которую играют силы и средства системы РСЧС в безопасности региона и страны. Таковы основные задачи каждого подразделения ГО и ЧС. У федеральной исполнительной власти всегда есть специально подготовленные и аттестованные силы и средства ликвидации РСЧС, которые предназначены сугубо для предупреждения и устранения чрезвычайных ситуаций. Если использовать их как единую государственную систему, материальные и людские потери можно свести до минимума.

    Наблюдение и контроль

    Первое подразделение сил и средств ГО и ЧС занимается надзором за состоянием АЭС, мостов, котлов, газовыми и электрическими установками и другими важными объектами. Кроме этого, силы и средства наблюдения осуществляют от Министерства экологии контрольно-инспекционную деятельность, анализируют состояние потенциально опасных объектов и природной среды, несут ветеринарную службу, поддерживают сеть лабораторного контроля гражданской обороны, а также наблюдения за качеством пищевого сырья и продуктов питания. Здесь же находится служба предупреждения о стихийном бедствии.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций

    Второе подразделение включает в себя соединения и части МВД, МО, МЧС, а также невоенизированные формирования гражданской обороны, силы и средства других министерств и ведомств, государственных органов или негосударственных, расположенных на территории РФ. Основой являются войска ГО, поисково-спасательные службы и части МЧС, находящиеся в постоянной готовности. В составе МЧС наряду со спасательными бригадами появляются и воздушно-десантные - мобильные и эффективные.

    Спасательные отряды

    Первое в стране формирование, которое состоит из высококлассных профессионалов, - аэромобильный Государственный Центральный спасательный отряд, оперативно реагирующий на техногенные и природные катастрофы. Он не только на территории страны снискал славу, но и за её рубежами.

    На любой континент отряд прибывает быстро и в течение нескольких недель может работать автономно, помогая устранить последствия оползней, землетрясений и других стихийных бедствий. Людей извлекают из-под земли, обломков или руин и сразу оказывают медицинскую помощь. Отряд может дать одновременно несколько групп спасателей для разных регионов как в России, так и в ближнем и дальнем зарубежье.

    Министерства и ведомства

    Силы быстрого реагирования есть и у министерств, и ведомств: пожарные и у Министерства путей сообщения, например. МВД обеспечивает сохранность материальных ценностей и правопорядок в экстремальных ситуациях, охраняет важные объекты, организует, если нужно, пропускной режим или оцепление. МЧС ведает, помимо прочего, противопожарной службой, которая не только тушит пожары, но и устраняет последствия аварий на химических предприятиях, спасая людей и материальные ценности.

    ФСБ обеспечивает государственную безопасность при чрезвычайных ситуациях на режимных объектах РФ и при оказании помощи другим государствам. Минздрав - подсистема РЧСЧ, тоже имеющая собственную службу экстренной помощи при ЧС. Минатом, Минтопэнерго, Министерство сельского хозяйства тоже располагают силами и средствами РСЧС в виде контролирующих обстановку на территориях потенциально опасных объектов, ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций, располагают лечебницами, лабораториями.

    РОСТО

    Правоприемница ДОСААФ - РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация) - тоже является учредителем ассоциации спасательных формирований, среди которых группы и отряды добровольных спасателей - парашютно-десантные, аэромобильные, подводные, автотранспортные, связисты. Все субъекты РФ создают и оснащают силы и средства РСЧС. В каждом городе, районе, на каждом объекте есть свои подразделения ГО и ЧС. Где бы ни произошли авария, стихийное бедствие или катастрофа, силами и средствами РСЧС можно распорядиться мгновенно.