Суд присяжных в великобритании. Судебный процесс в феодальной Англии. Возникновение и эволюция института присяжных. Классификация преступлений. Кровавое законодательство

Английскому праву всегда было присуще запутанность и сложность для применения. Как и в континентальном праве, основным источником считался правовой обычай. Даже после норманнского завоевания не перестали существовать старые правовые обычаи, местного характера. Следовательно, право того времени не отличалось целостностью и связностью. Существовали сборники, включающие в себя не только правовые обычаи, но и определенные нормы законодательного характера. К источникам права так же причислялись нормы торгового и канонического права. До 13 века судебный процесс Англии все еще носил обвинительный характер, а так же применялись ордалии.

Как уже говорилось ранее, после норманнского завоевания право в Англии оставалось «раздробленным». Но, по истечению некоторого времени, право Англии становится на путь создания общего, целостного права всей Англии, для которого было характерно состязательно-обвинительный характер ведения дела, в сфере уголовного и гражданского права. Следовательно, поиском доказательств занимались сами стороны судебного процесса.

С появлением общего права появились также так называемые королевские суды. По сути, это были высшие суды в Англии на то время. И хотя за него приходилось платить, он был весьма популярным в то время, это происходило за счет того, как именно он решал дела.

Обычные суды того времени до сих пор для выяснения истины прибегали к помощи ордалий, в отличии от королевских, где уже активно практиковали допрос свидетелей. Свидетели давали свои показания под присягой, следовательно, предполагалось, что они должны говорить только правду, но если свидетель, солгавший под присягой, уличался во лжи, то он подвергался уголовной ответственности.



С 13 века начинают вести протоколы судебных заседаний. Именно тогда зарождается принцип судебного прецедента. То есть решение вышестоящего суда стало обязательным при рассмотрении аналогичного дела им же или нижестоящим судом. (6 стр 142) Первоначально прецеденты использывались как источник права в уголовных процессах. Но следует заметить, что королевские суды весьма неохотно шли на создание нового случая прецедента.

Следует заметить, что судебные полномочия были не только у судей, но и у монарха, осуществляющего свой суд посредством лорда-канцлера. Именно они и создали своеобразное «ответвление» он судов общего права. Их отличие состояло в том, что суды общего права, вынося решение, могли попасть в тупик прецедента, то есть они были вынуждены поступать по уже написанному правилу, у них не было свободы решения, а у суда лорда-канцлера такое решение было. Они имели право выносить вердикт, исходя из своих размышлений, опираясь лишь на совесть и гуманность. Данную судебную систему принято называть «правом справедливости». «Право справедливости» в первую очередь было создано для того, чтобы можно было защитить нарушенные права и интересы, в той сфере общественных отношений, которые не могли регулироваться нормами общего права, но не с целью замены одного на другое. Но из-за того что эти две системы противоречили одна другой, зачастую появлялись весь запутанные ситуации. Поэтому в 1873 году посредством судебной реформы, было принято решении объединить эти две ветви власти в одну. Но суд лорда-канцлера не прекратил своего существования, а лишь перетек в апелляционную инстанцию.

Роль королевских судов начала возрастать, но в 13 веке к нему прибавилось еще два вида высших судов таких как: Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Вестминстерские суды– именно этот термин объединял в себе все высшие суды в средневековой Англии, их было три: Суда королевской скамьи, Суда общих тяжб и Суда казначейства. Но возникает вопрос: «Почему именно Вестминстерские?». Ответ на этотвопрос заключается в том, что во времена средневековья королевская резиденция находилась в городе Вестминстере.

Суд королевской скамьи в первое время проходил только при присутствии на нем самого короля вместе сего советниками. Сперва в судебной системе он выступал как суд высшей апелляционной инстанции для других судов, но в конечном итоге этот апелляционный суд стал специализироваться на уголовных делах.

Суд общих тяжб сперва рассматривал индивидуальные гражданские иски, но после стал основным судом общего права, также у него появились полномочия надзирать за нижестоящими судебными инстанциями.

Суд казначейства в свою очередь занимался делами затрагивающие интересы короны с финансовой стороны.

В дальнейшем эти суды были объедены с судом лорда-канцлера, образовав отельную ветвь судебной системы.

Судебная реформа, проведенная Генрихом II, сформировала институт королевских судей, область особой королевской юрисдикции, а также закрепила право обжалования решений местных общинных судов в королевский суд. Все это способствовало укреплению централизующей роли королевской власти.(19 пр 26.1)

В связи с реформами Генриха 2, королевские суды стали выездными с 1176 года. Они ежегодно объезжали судебные округа, для разбирательств исков, затрагивающие интересы короны. Помимо этого обязательства им также поручалось делать ревизию населения. Можно сказать, что именно благодаря выездным королевским судам, появился Суд присяжных.

Суду присяжных стоит уделить отдельное внимание.

Как уже говорилось, начало появления выездных судов и Суда присяжных, взаимосвязаны между собой. На выездные заседания приглашалось двенадцать полноправных жителей города. Первоначально их задействовали лишь как свидетелей в земельных спорах, то есть они могли лишь подтверждать или же наоборот опровергать какой-либо факт или обстоятельство, представленным на заседании. Но у сторон судебного процесса было право отвода тех присяжных, с которыми у них были враждебные отношения.

В дальнейшем, их полномочия смогли расширится настолько, что их, в каком-то смысле, можно считать судьями. Ведь у них было право на основании выслушанных доказательств выдвинуть свое решение по этому делу. Но пока они могли лишь устанавливать факт совершения преступления или же наоборот опровергать его. (20)

Но во время английской буржуазной революции в 17 веке у присяжных еще больше расширились их полномочия. Они стали обладать правом, свободно оценивать доказательства, а так же решать вопрос о виновности подсудимого. Судебное слушание по обычаю открывалось речью обвинителя, констатирующего, в чем заключается спор, после этого, предоставлялись доказательства, собранных с обеих сторон. После окончания следствия, судья подводил итоги дела и передавал слово присяжным. Присяжные же в свою очередь перемещались в соседний кабинет, где посредством совещания выносили вердикт– виновен или же невиновен. После этого судье было необходимо составить и объявить окончательный приговор. То есть они сначала выслушивали защиту обеих сторон, заключительные речи, и уже после этого они были обязаны взять слово и высказать свой окончательный вердикт.

Судебный процесс средневековой Англии не появился сразу. Он образовывался постепенно, методом проб и ошибок. Даже несмотря на многочисленные набеги и завоевания право Англии продолжало существовать и развиваться. Именно в средневековой Англии складываются основные принципы современного судебного процесса. Это свидетельствует о том, что судебные процессы того времени организовывались очень грамотно, ведь эти принципы продолжают существовать и по сей день.

В XII-XIII вв. процесс носил обвинительный характер, т.е. о движении дела заботились сами стороны. В XII в. еще существовал "суд божий" - ордалии. Одним из действенных доказательств считалась присяга, нарушение которой влекло уголовное наказание. В дальнейшем состязательно-обвинительный процесс стал господствующим в судах "общего права" как по гражданским, так и по уголовным делам. К расследованию дела непосредственно судьей (что является главной характерной чертой следственного процесса) прибегали в судах канцлера и в церковных судах. Но пытки применялись и в судах "общего права" при определенных обстоятельствах. Молчание – признак вины.

В конце XV в. стали созываться специальные жюри так называемых обвинительных присяжных с целью проверки достоверности материалов обвинения. Если они признавали достаточными доводы в пользу обвинения, то составляли документ об обвинении и, не выслушивая доводы защиты, передавали дело в суд "малого жюри". Суд присяжных должен был выносить вердикт о виновности или невиновности обвиняемого единогласно.

В уголовном праве Англии закрепилось деление преступлений на три группы:

1) фелония - тяжкие преступления (тяжкое убийство, простое убийство, похищение имущества, насильственное проникновение в чужое жилище ночью с целью их совершения и другие). Фелония каралась смертной казнью и конфискацией имущества;

2) измена, ставшая самым тяжким преступлением. В понятие измены входило нарушение долга верности королю со стороны его подданных (великая измена), а также совершение преступлений против государственной безопасности (призыв к мятежу, незаконное сборище в целях учинения беспорядков, сговор, соглашение двух или более лиц с противозаконными намерениями);

3) мисдиминор - правонарушений, ранее наказывавшихся лишь взысканием причиненного ущерба. Со временем в эту группу преступлений были включены мошенничество, изготовление фальшивых документов, подлог. Мисдиминор карался тюремным заключением или штрафом.

Главной целью наказания являлось устрашение. Очень многие преступления наказывались смертной казнью. При рассмотрении некоторых дел, например, об измене, судом учитывался пол субъекта, ибо для женщины и мужчины законодатель, предусматривая один и тот же вид наказания - смертную казнь, - указывал разные формы: повешение и разрывание на части для мужчин и сожжение для женщин.



«Кровавое законодательство" - законы против бродяг и нищих, издававшиеся в Англии в конце XV-XVI вв. Тюдорами. Этими законами вводились жестокие наказания для лиц, обвиненных в бродяжничестве и в собирании милостыни без разрешения властей. Их бичевали, клеймили, отдавали в рабство. Главными жертвами этих репрессий были крестьяне, согнанные с земли.

48. Уголовное право и процесс по «Каролине»

По «Каролинам» ответственность наступала при наличии вины - умысла или неосторожности. Применявшиеся методы установления виновности часто влекли за собой осуждение невиновного человека. Предусматривались обстоятельства, исключающие наказание, смягчающие обстоятельства, отягчающие вину обстоятельства. Различаются отдельные стадии совершения преступления, выделяется покушение на преступление.

Основными видами наказания являются: смертная казнь, членовредительские наказания, позорящие наказания, изгнание, тюремное заключение, возмещение вреда и штраф. Смертная казнь могла быть применена за подавляющее большинство преступлений.



В период раннего феодализма в Германии применялся обвинительный процесс (состязательный). Не было разделения гражданского и уголовного видов процесса. Основная форма рассмотрения уголовных дел - инквизиционный процесс. С XIII в. в княжествах развивается «земское право» - общие для всего свободного населения нормы, по которым оно судилось. Император имел право высшей юрисдикции повсеместно (в любом месте его пребывания он имел право суда). Однако, поскольку император не мог «быть повсеместно и судить все преступления во всякое время», он передавал князьям графские судебные полномочия. Правовой статус человека определялся его сословной принадлежностью. Значительное место в земском праве занимали вопросы семейных и наследственных правоотношений. Наказание стало рассматриваться как средство исправления преступника, в том числе с помощью принудительного труда.

49. Общая характеристика Английской буржуазной революции XVII века: предпосылки, характер, движущие силы, особенности, этапы, итоги.

В Англии власть находилась в руках феодального дворянства, интересы которого представлял король. Очень бурно развивались капиталистические отношения. Английская буржуазия выступала против лидерства старой аристократии и нового дворянства. Огораживания и обезземеливание успели разложить сельскую общину и снизили до предела жизненный уровень крестьянства.

Английская революция на первом этапе развивалась как противостояние короля и парламента. Сформированная оппозиция в парламенте перешла в наступление на политику короля. С парламентской сессии 1628 г. начался новый исторический этап. Едва собравшись, парламент принимает «Петицию о праве», содержащую идею буржуазной конституционной монархии. Требования парламентской оппозиции привели к роспуску парламента и длительному правлению Карла. Король не созывал парламент 11 лет, пока ему не стало нужно согласие парламента на введение новых налогов. Но парламентарии отказывают королю во введении новых налогов. Король объявляет о роспуске парламента. После долгих раздумий Карл и его советники созывают в ноябре 1640 г. новую сессию парламента - «Долгий». Парламент добился от короля утверждения целого ряда важных правовых актов. Акты были направлены на ограничение абсолютной власти и означали переход к определенной разновидности конституционной монархии. Отказ короля принять предложения парламента привел к началу непосредственно военных действий. Парламентарии объявляют распущенной королевскую армию и создают армию под командованием парламента. В 1646 г. Карл I вынужден был сдаться шотландцам, но был выдан парламенту.

Конфликт аристократической верхушки армии и парламента разрешился государственным переворотом, в результате которого нижняя палата принимает (4 января 1649 г.) резолюцию, суть которой - признание верховенства нижней палаты над верхней и над всеми властями вообще (в том числе королем). Карл I был казнен. В 1649 г. английская буржуазная революция достигает своей высшей точки. После казни короля королевское звание и верхняя палата были упразднены. Англия становится республикой.

Особенности исторического развития во многом обусловили особые пути развития английского права. В период раннего феодализма господствовало обычное право, которое постепенно начало фиксироваться. Сборники составлялись в различных англосаксонских королевствах. Наиболее важными сборниками были: Законы Инэ (ок. 690 г.), Законы Канута (1017 г.).

После норманнского завоевания обычаи и традиции Англии были консолидированы в рамках общего права. В результате реформ Генриха II королевская власть установила контроль над местным управлением и правосудием с помощью разъездных судов.

Источники английского права:

общее право;

статутное право (королевские указы).

Нормы общего права унаследовали положения англосаксонского права, норманнские обычаи, решения королевских судов, а также правила международного торгового оборота. В то же время влияние римского права на английское в раннее и развитое средневековье было весьма невелико. Нормы общего права закреплялись, начиная с конца XIII века, в так называемых Ежегодниках.

Судебное решение должен был принимать судья. Главной идеей была мысль, что решение уже имеется, судья должен только его найти. Общее право основывалось на системе судебных прецедентов, не предусматривало наличия системы законов. Поэтому в Англии не произошло рецепции римского права - оно просто не понадобилось.

В деятельности королевских судов большое значение имели выдаваемые истцу за плату королевские предписания. В конце XIII века сложилась фиксированная система приказов. Общее право было формализовано. Однако оно не соответствовало изменениям в индивидуальной психологии и общественной жизни. Формирование нового общества потребовало возникновения новой системы правовых норм.

Суды справедливости - это канцлерский (или королевский) суд, установленный в 1329 г. Он рассматривал проблемы, не попадавшие в компетенцию других судов (например, договор об использовании чужой собственности). Здесь же разбиралось невыполнение феодалом своих обязанностей. Канцлерский суд ввел понятие измены, причем за измену королю преступнику полагалась казнь со всеми родственниками, включая малыми детьми. С 1474 г. письменные приказы от имени короля издавал канцлер.

В XV в. права из-за вмешательства канцлеров в сферу действия общего права стали заметны разногласия между двумя системами. Это соперничество привело к уменьшению формализации общего права. В начале XVI в. канцлер приобрел право выдачи запретительных приказов, ставя под сомнение авторитет судов общего права. В конце этого же века, в связи с борьбой между парламентом и королевской властью, между двумя судебными системами возник открытый конфликт. Судьи общего права выступили на стороне парламента, и Король Яков I объявил о приоритете норм права справедливости. Однако впереди была революция, в которое немалое участие приняли юристы.

Законодательство средневековой Англии включало королевские хартии, постановления, ассизы, ордонансы. После возникновения парламента появились статуты, обозначавшие утвержденные королем парламентские акты. Наиболее важные законодательные акты были приняты королем Эдуардом I (Вестминстерские статуты 1275 и 1285 гг., упорядочившие судебную процедуру и устранившие противоречия между нормами общего права). С установлением абсолютной монархии роль статутов все более возрастала.

Особое место среди источников английского права занимали труды юристов, издававшиеся с конца XII в. Наиболее известны работы Гленвилля, Брактона и Литтльтона, которые пытались систематизировать общее право в интересах судебной практики.

Среди различных форм собственности английская правовая система придавала большое значение выработке отношения к собственности на землю. Законы признавали три основных вида свободных земельных держаний (Вся собственность считалась королевской):

пожалованные земли (фи-симпл);

земли майоратов;

условные держания.

Только земли первого типа могли переходить наследникам. Земли третьего типа в случае смерти держателя переходили к сеньору.

С XIV в. зародился институт своеобразной доверительной собственности. Земля передавалась управляющему, обязанному распоряжаться ею в интересах владельца. С XIII в. распространилась аренда земли. Процедура оформления сделок о земле была запутанной и дорогостоящей. В английском праве были известны обязательства, вытекающие из договоров и из причинения вреда, основанные на различении формальных и неформальных договоров. Общее право предоставляло защиту только формальным договорам. Право справедливости могло защитить и некоторые неформальные договоры, выяснив, имело ли место реальное их исполнение.

Брачно-семейные отношения в Англии регулировались нормами канонического права. Общее право касалось только имущественного положения супругов. Узаконение внебрачных детей было запрещено в 1236 г.

До XII в. уголовное право сохраняло верность англосаксонским обычаям. Затем ассизы Генриха II (1166 и 1176 гг.) выделили два типа преступлений: против короля и против частных лиц. Суды выявляли наличие умысла и неосторожности. В XIV в. было установлено деление преступлений на три типа, в зависимости от степени тяжести. К наиболее тяжелым преступлениям отнесли измену. Менее тяжким преступлением считалась фелония (тяжкие уголовные преступления). Наконец, наименее важным преступлением признавался мисдиминор (мелкие преступления). В XIV в. уголовно-правовые репрессии стали более жестокими. Таковы, в частности, статуты XVI в. о нищих и бродягах. Они даже получили название кровавого законодательства.

Английское право было связано прочными рамками судебной процедуры. Процесс носил состязательный характер. Он был публичным и устным. Большинство исков по общему праву длительное время разбиралась в местных, феодальных судах. Институт присяжных возник в XI в., но укоренился только после введения ассиз Генриха II. К началу XIV в. существовали два вида суда присяжных: большое и малое жюри. В дальнейшем, с середины XVI в. полномочия большого жюри были ограничены утверждением обвинительного акта. Малое жюри получило право рассмотреть дело и выносить окончательный вердикт. С времени Тюдоров преследование обвиняемых осуществлялось двумя путями: в порядке суммарного производства и по обвинительному акту. Первый способ касался только малозначительных уголовных дел и решался на местном уровне. Второй способ предполагал арест обвиняемого, предание его суду, осуществление судебного разбирательства и вынесение приговора. Обжалование судебных решений не допускалось.

Заключение

Благодаря особой специфике правовой системы Англии, базирующейся на практике и доктрине судебной власти, в рамках данного исследования возможно привлечение такого широкого перечня источников и литературы. Тем не менее, общие выводы, которые можно сделать на материале средневековой Англии в равной степени верны для эпохи средневековья в целом. Каждый этап развития судебной системы -это не просто развитие юридической техники, это развитие общества и его ментальности, развитие в общем смысле. Право усложняется, судебная власть обособляется и её структура усложняется и разветвляется, появляются инстанции, каждая из которых служит гарантией от ошибок предыдущей. Но выше последней инстанции, будь то суд Королевской Скамьи или Парламент, всё равно находится нечто, что гарантирует справедливость и внушает доверие к человеческому суду.

Напоминанием об этом служат судебные ритуалы, которые по-прежнему сопутствуют судебному процессу, причём чем более развитой является правовая и судебная система государства, тем больше в судопроизводстве ритуалов, тем строже они соблюдаются и тем выше доверие к суду со стороны населения.

И наоборот, суд, формально наделённый всеми полномочиями со стороны легитимной власти, но не выглядящий как суд, не следящий за соблюдением ритуалов, уже не обнаруживает той преемственности своих полномочий от той сакральной судебной власти, лишённой институциональности, но присутствующей в иррациональном восприятии действительности, в коллективном бессознательном или просто в неясных ощущениях, ведущих своё начало от того трепета, охватывавшего человека, входившего в здание суда или видевшего судебную процессию.

Право - сложная система социального регулирования, в которой многие положения не доступны для понимания без надлежащего изучения. Для средневекового индивида любое необъяснимое событие или факт находило обоснование в мире воображаемого. Европейская средневековая философия, основанная на христианской теологии, определяла правовую культуру средневекового общества наряду с народной культурой. Отрицание права, правовой нигилизм попросту был невозможен в условиях сакрализации правосудия.

Отрицание права, земного закона означало отрицание естественного, божественного закона, а это было равносильно отрицанию существования бога и самых основ мироздания. Этим во многом объясняется то, что в государствах и обществах с исторически неразвитой юридической техникой может существовать развитая правовая культура.

Исследование судебного процесса в его историческом контексте, в процессе перехода от одних форм к другим, выявляет определённую парадигму развития отдельных форм судопроизводства на протяжении всей эпохи средних веков.

Каждый этап развития судебной системы - это не просто развитие юридической техники, это развитие общества и его ментальности, развитие в общем смысле. Право усложняется, судебная власть обособляется и её структура усложняется и разветвляется, появляются инстанции, каждая из которых служит гарантией от ошибок предыдущей. Но выше последней инстанции, будь то суд Королевской Скамьи или Парламент, всё равно находится нечто, что гарантирует справедливость и внушает доверие к человеческому суду.

Напоминанием об этом служат судебные ритуалы, сопутствующие судебному процессу. Не ограничиваясь изучением только документов юридического характера, таких, как законы и судебная практика, перечень источников расширяется до преданий и легенд, художественных произведений, исторических хроник и свидетельств очевидцев и участников.

Служебная функция судебных ритуалов неразрывно связана с иррациональной сущностью. Ордалии, клятвы, судебные поединки, по сути определявшие судебное решение, являлись своего рода страховкой от судебной ошибки. Вернее, в данном случае вопрос об ошибке вообще не мог ставиться - ведь ошибаться свойственно человеку, а не высшему существу, Богу, который посредством этих ритуалов демонстрирует свою волю и указывает на истину.

Такие понятия, как "неправедный суд", "невинно осуждённый" могли применяться только к нехристианским судам или к таким судебным процессам, где явно не соблюдались должные ритуалы и к решениям которых не могло быть доверия. Обжалование приговора, пересмотр судебного решения - эти процедуры просто не могли существовать в условиях сакральности судебного разбирательства. Та сторона, что защищает неправое дело, может рассчитывать только на временную выгоду в этом мире, тогда как защищающий справедливые требования или обвинение может быть уверен на благополучный исход в мире ином.

Английские традиции судебных ритуалов, благодаря своей долгой истории и особого пути развития, могут представлять образец того, как репутация суда и доверие к судебной системе развиваются, бережно сохраняя преемственность традиций. Ряд традиций, в том числе ритуального характера, перекочевал и на американскую почву. Клятвы, одеяния судей, последнее слово обвиняемого и т.д. - все эти элементы как будто непосредственно не связаны с юридической составляющей судебного процесса - установлением истины путём взвешивания доказательств и применяя нормы права.

Однако мы по-прежнему видим живые примеры из современности, что, например, ложь под присягой или отказ от неё вызывает вполне юридические последствия. Суд, как в средневековье, так и сегодня, отличается от различных квазисудебных организаций (чрезвычайных судов, деятельность которых основана на произволе) именно судебными ритуалами - атрибутами настоящего судебного процесса. Насколько были важны ритуалы во времена, когда суду доверяли благодаря их соблюдению, настолько суд нуждается в ритуалах сегодня, когда сама идея правосудия и гарантий судебной защиты провозглашается одной из главных правовых ценностей. Суд сегодня более чем когда-либо должен соответствовать современным идеалам, которые являются едва ли не более сакральными ценностями, чем божественная справедливость в средневековом суде.

Единое английское "общее право" (common Law) стало образовываться лишь начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды в своей деятельности руководствовались обычаями, судебной практикой (предыдущими решениями судов) и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", которые ничего общего не имели с законодательными актами. Такой "указ" выдавался за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. "Указ" (Wirt) был обращен к шерифу - представителю королевской власти в графстве и содержал распоряжение принудить правонарушителя или ответчика удовлетворить претензию или, в случае его отказа, принудить его явиться в королевский суд и дать объяснения по поводу своих действий. Впоследствии "указы" были направлены на обеспечение явки в суд. Хотя каждый "указ" выдавался по отдельному конкретному делу, но он составлялся по определенному образцу в зависимости от обстоятельств дела. Так, истец, желавший вернуть собственное имущество, получал "указ о праве" (wirt of right), а для взыскания долга получал "указ о долге" (wirt of debt).

Генрих II установил, что даже феодальные суды не могут рассматривать земельные споры без наличия такого "указа".

К началу XIII в. "указы" были настолько многочисленны, чтопоявился сборник "Реестр указов", явившийся как бы справочником по общему праву и дополнявшийся новыми "указами" канцлера.

Начиная с XV в. канцлеры уже больше не составляли "указа" по каждому делу; он писался самим истцом, который обращался к канцлеру только за приложением королевской печати.

Королевские "указы" сыграли большую роль в образовании английского общего права, на основании его источником были решения королевских судов. "Общее право" - это решения и приговоры королевский судов, закрепленные в судебных протоколах. Протоколы каждого суда назывались "свитки тяжеб". Основным принципом "общего права" было то, что решение вышестоящего суда, записанное в "свитке тяжеб", являлось обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Этот принцип получил название судебного прецедента. Но при этом для высших судов допускалась и свобода судейского усмотрения, что давало возможность некоторого развития "общего права".

Но в XIV в. развитие "общего права" стало останавливаться, так как королевские судьи крайне неохотно шли на создание новых прецедентов. Но потребности торгового оборота, меняющейся обстановки, новых общественных отношений были причиной появления, начиная с XIV в., новой системы права - "права справедливости" (eguity), существовавшей одновременно с системой "общего права". Суд "справедливости" возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах. В связи с ростом этих жалоб король поручил рассмотрение их канцлеру. Так появился суд канцлера (суд "справедливости"), который, не будучи связан практикой общих судов, рассматривал дела единолично по "справедливости", руководствуясь своей совестью, используя отчасти естественное и римское право. Суд канцлера явился в целом защитником интересов нарождающейся буржуазии против феодальной аристократии.



1.Возникновение парламента в Англии

Соперничество между Англией и Францией длилось несколько веков. Но у них был и общий соперник - римские папы. Папы хотели, чтобы короли приносили им вассальную присягу. Они наказывали правителей, отлучая от церкви целые страны.

Так, в начале XIII века папа Иннокентий III назначил своего кандидата вместо королевского на роль главы английской церкви. Король Иоанн Безземельный возмутился этим, но был отлучен от церкви. Иоанн не смирялся перед папой, и тот объявил его лишенным королевского трона. Бароны подняли мятеж против своего короля. Иоанн вынужден был пойти на унижение. Он признал себя вассалом папы и в знак зависимости согласился ежегодно платить ему большую сумму. Но примирение с папой не вернуло Иоанну покорности подданных. На стороне мятежных баронов оказались рыцари и города, обычно державшие сторону королей, но теперь уставшие от денежных поборов. Иоанн вынужден был отступить перед собственными подданными и вассалами. В 1215 году он согласился с их требованиями, которые были записаны в особом документе, названном «великая хартия вольностей». Король давал торжественное обещание соблюдать права английской церкви, в частности свободу церковных выборов, не брать с баронов больших поборов, чем это следовало по обычаю, соблюдать права городов. «Надо мной поставили 24 короля», - в ярости кричал Иоанн. Король не собирался точно выполнять договор, и война против него возобновилась. Не привела к умиротворению страны и смерть Иоанна. В 1265 году было решено собрать представителей от всех групп общества - баронов, духовенства, горожан, жителей графств и добиваться выполнения «Великой хартии вольностей». Представители сословий обсуждали разные вопросы и потому собрание назвали парламентом.(от французского «парле» - говорить).



Англия стала сословно-представительной монархией. Это произошло почти на 40 лет раньше, чем во Франции. Со временем парламент разделился на две палаты, заседавшие отдельно - палату лордов, то есть представителей высшей знати и высшего духовенства, и палату общин, то есть представителей рядового рыцарства и горожан.

Усиление королевской власти и объединение страны шло в Англии быстрее, чем в других государствах. Появление парламента в середине XIII века означало превращение государства в сословно-представительную монархию - новую форму феодального государства.

2. Высшими судами “общего права” в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи(сформировался из Суда короля, заседал до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников.Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, но со временем был специализирован на рассмотрение апелляций по уголовным делам) , Суд общих тяжб (рассматривал частные гражданские иски, стал основным судом общего права, осуществлял надзор за местными и манориальным судами. По приказу из концелярии жалобы могли быть перенесены в этот суд из любого другого низшего суда,мог исправлять судебные ошибки других судов) , Суд казначейства (первым стал записывать свои слушания, рассматривал финансовые споры и прежде всего споры, касающиеся догов казны и короны). К исходу XIV в. возросло количество неудовлетворенных судами людей -> они обращались за помощью непосредственно к королю. Первоначально петиции по судебным делам разбирались самим королем в Совете, минуя разные формальности. Изначальная особенность королевского суда – то, что здесь не считали существенным для дела деление людей по сословным категориям. Король руководствовался только представлениями о справедливости данного требования равной для всех сословий. К XV в. кол-во обращений за справедливостью увеличилось и король передал обязанность рассматривать эти дела лорду-канцлеру. В 1474 г. появился первый приказ от имени самого канцлера о защите нарушенных прав, минуя традиции “общего права”.Суд канцлера был основным в системе новой юстиции. Первоначально канцлер был единственным судьей в своем суде, но к XVI в. дела слушали особые мастера – и самым главным из них был хранитель архивов. Решения утверждались исключительно самим канцлером. Процесс начинался с того, что в суд направлялась петиция. Признав ее основательной, канцлер издавал приказ о вызове ответчика, который должен был представить объяснения письменно и под присягой. Суд ограничивался юридическим спором, к показаниям свидетелей прибегали для получения фактов. Итоговое решение выносил канцлер. Была возможна апелляция в Палату лордов, которая была высшим судом королевства, хотя непосредственное рассмотрение ею дел к XVI в. вышло из практики. С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда-канцлера, который решал вопросы “по справедливости”. Процедура общих судебных разъездов была громоздкой и дорогостоящей -> в XIII в. была установлена периодичность общих объездов не чаще одного раза в 7 лет. В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов(по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверки тюрем. Введение института присяжных обвинителей. Согласно ассизам в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и кроме того четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор. Присяжные времени Генриха II - это не судьи, это просто сведущие люди. дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они были или свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам.

3.Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента - представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в со-дружестве с относительно узким кругом советников в лице баронов и прелатов.

Первая попытка организовать самостоятельный совет по сословному принципу, намеченная в Великой хартии, - это Совет баронов, который в действительности собирался вплоть до 1258 г.

Следующей стадией организации сословной активности стал парламент, созванный Симоном де Монфором, сводным братом правившего тогда короля Генриха III, в период очередной сословной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться помимо баронов также на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (от франц. "парлеман" - собрание для обсуждения). Английские короли пришли к заключению о выгодах подобного собрания знати, в частности, о новых возможностях в деле санкционирования конкретных мер или установлений.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства.

Созыв первого такого собрания с новыми функциями приходится на правление Эдуарда I. Созванный им в 1293 г. парламент получил название модельного (образцового). Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов. С его помощью король мог повысить доходы казны путем дополнительного налогообложения и по согласию тех, кто был в состоянии их платить.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности как структуры, так икомпетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты: парламент был разделен на палату господ (лордов) и палату общин. Был образован устойчивый союз между сословиями рыцарей, горожан, других свободных людей, именуемых часто одним словом "джентри", с гражданским равенством всех ниже пэров (высшей знати, состоявшей из пяти рангов: герцогов, маркизов, эрлов, виконтов и баронов) и с заметным ростом полномочий нижней палаты.

Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин.

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. В 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут "о неразрешенности налогов" в котором говорилось, что обложение налогами, пособиями ипоборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия:

Право на участие в издании законов;

Право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны;

Право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

38. Эволюция судебной системы. Возникновение суда присяжных в Англии. Суд “справедливости”.

Ст. 24 Великой хартии вольностей 1215 г. запретила шерифам разбирать иски короны->должность шерифа стала утрачивать свое значение в области правосудия. С конца XIII в. из местных землевладельцев в графствах назначаются мировые судьи по 8 в каждое графство. В судебную компетенцию мс входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мс, созывавшихся 4 раза в год. Эти собрания получили название судов “четвертных сессий”. В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов. Высшими судами “общего права” в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи(сформировался из Суда короля, заседал до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников.Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, но со временем был специализирован на рассмотрение апелляций по уголовным делам) , Суд общих тяжб (рассматривал частные гражданские иски, стал основным судом общего права, осуществлял надзор за местными и манориальным судами. По приказу из концелярии жалобы могли быть перенесены в этот суд из любого другого низшего суда,мог исправлять судебные ошибки других судов) , Суд казначейства (первым стал записывать свои слушания, рассматривал финансовые споры и прежде всего споры, касающиеся догов казны и короны). К исходу XIV в. возросло количество неудовлетворенных судами людей -> они обращались за помощью непосредственно к королю. Первоначально петиции по судебным делам разбирались самим королем в Совете, минуя разные формальности. Изначальная особенность королевского суда – то, что здесь не считали существенным для дела деление людей по сословным категориям. Король руководствовался только представлениями о справедливости данного требования равной для всех сословий. К XV в. кол-во обращений за справедливостью увеличилось и король передал обязанность рассматривать эти дела лорду-канцлеру. В 1474 г. появился первый приказ от имени самого канцлера о защите нарушенных прав, минуя традиции “общего права”.Суд канцлера был основным в системе новой юстиции. Первоначально канцлер был единственным судьей в своем суде, но к XVI в. дела слушали особые мастера – и самым главным из них был хранитель архивов. Решения утверждались исключительно самим канцлером. Процесс начинался с того, что в суд направлялась петиция. Признав ее основательной, канцлер издавал приказ о вызове ответчика, который должен был представить объяснения письменно и под присягой. Суд ограничивался юридическим спором, к показаниям свидетелей прибегали для получения фактов. Итоговое решение выносил канцлер. Была возможна апелляция в Палату лордов, которая была высшим судом королевства, хотя непосредственное рассмотрение ею дел к XVI в. вышло из практики. С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда-канцлера, который решал вопросы “по справедливости”. Процедура общих судебных разъездов была громоздкой и дорогостоящей -> в XIII в. была установлена периодичность общих объездов не чаще одного раза в 7 лет. В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов(по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверки тюрем. Введение института присяжных обвинителей. Согласно ассизам в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и кроме того четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор. Присяжные времени Генриха II - это не судьи, это просто сведущие люди. дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они были или свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам.