Тест-сравнение семи шлемов-модуляров. Выбор шлема.

Мотошлем - обязательный элемент экипировки мотоциклиста

Нельзя забывать, что для мотоциклиста мотошлем при езде - это обязательная часть его одежды. Этот элемент одежды может спасти вашу жизнь при возможной аварии. Если вы начинающий мотоциклист, поговорите с более опытными байкерами. Каждый из них хоть раз, но побывал в аварии. По статистике в дорожно-транспортных происшествиях с мотоциклом лишь в третьей их части виноват мотоциклист. Это говорит о том, что ситуацию порой очень сложно контролировать. Поэтому не рискуйте лишний раз, и доверьте свою жизнь мотошлему.

Бывалые мотоциклисты уважают риск, но неоправданный риск не любят. Поэтому на их уважение, появившись на мотоцикле без шлема, вы рассчитывать не сможете. Не раздумывая, вам просто обязательно нужно купить мотошлем.

Как работает защита шлема? Внешняя оболочка, или как ее называют, скорлупа, выполнена из прочного материала, и она защищает голову от воздействия твердых предметов, чтобы они не проникли вглубь больше допустимого значения.

Внутренний слой является мягким. Он поглощает энергию удара, чтобы насколько возможно уменьшить воздействие на голову мотоциклиста. Все производители используют разные наполнители для каждой части головы, чтобы улучшить защиту.

Визор нужен для того, чтобы обзор дороги не искажался, и для защиты лица от встречных мусора и ветра. Некоторые модели визора изготавливают очень прочными.

Элементы, находящиеся на внешней части при падении легко отстегиваются или даже разламываются, чтобы не зацепиться за что-нибудь.

Чтобы выбрать шлем, надо знать, какие виды шлемов бывают, и определиться, какой из них подойдет вам больше.

Интегралы - полностью закрытые шлемы. Лучшая защита, лучшая аэродинамика, небольшой вес. Для новичков это будет лучшим выбором. Среди мотоциклистов - это самый популярный вид.
Модуляры - закрытые тоже, но дуга, защищающая подбородок, поднимается вверх. Некоторые модели оснащаются очками, которые встроены в него. А некоторые модели оснащены местом, чтобы можно было закрепить телефонную гарнитуру. Но есть и некоторые неудобства. Вес у них больше, шумность высокая, и меньше прочность.

Открытые шлемы. Самая маленькая степень защиты. Используют их те мотоциклисты, для которых их внешний вид выше собственной безопасности. Чаще всего ими пользуются владельцы чопперов и скутеров.

Кроссовые шлемы. Их не используют на обычных дорогах. Они приспособлены именно для езды по бездорожью. Отличаются хорошей вентиляцией.

Существуют и гибридные шлемы, в которых совмещены свойства разных шлемов.

Как правильно выбрать свой шлем

Выше уже говорилось, что для новичка лучшим выбором будет закрытый шлем, который называют интегралом. Но при выборе любого шлема нужно знать некоторые правила. И так, как выбрать шлем, чтобы он для вас был максимально удобным.

  • Обязательная сертификация шлема

На российской территории действует ГОСТ от 2001 года, который был разработан с использованием нормативов, действующих в Европе. Но это формально. Шлемы, поставляемые к нам из Европы, чаще всего соответствуют такому стандарту, как ECE 22-05. Некоторые шлемы сертифицируются по американскому стандарту DOT. По мнению экспертов, наличие буквы «Е» в круге на мотошлемах является гарантией, что они соответствует европейским стандартам и такие шлемы более безопасны.
Но есть эксперты, которые лучшим показателем безопасности считают SHARP, программу, разработанные в Британии. Рейтинг безопасности выставляется по системе в пять баллов.

  • Правильный размер шлема

Если шлем подходит вам по размерам, только в этом случае он сможет в полной мере обезопасить вас. Большой шлем будет съезжать, мешая водителю, а во время аварии просто упадет с вашей головы. Шлем, который по размеру окажется вам маленьким, вызовет дискомфорт и утомление. При примерке шлема он должен сидеть на голове более плотно. В ходе его эксплуатации внутренняя набивка приминается, и шлем будет сидеть на голове оптимально удобно. Каждый производитель выпускает уникальную форму шлема. Поэтому примеряйте все виды шлемов, пока не найдете свой вариант.

  • Свойства шлема. Они должны соответствовать вашим требованиям

У каждой модели мотошлема есть определенные качества и функции, согласно их назначения. Например, спортивные шлемы выполнены из композита, но это повышает их стоимость. У них хорошо продуманная вентиляция, но это ведет к более высокому уровню шума. В путешествиях на далекие расстояния в таком шлеме будет некомфортно.

Дополнительная опция в виде съемной внутренней части очень удобна. Удобно также, когда механизм, благодаря которому меняется визор, простой. Удобны противотуманные наклейки на визор, особенно в дождливую погоду.

Все эти дополнительные функции значительно влияют на стоимость шлема. Уделив выбору шлема достаточно внимания, можно выбрать шлем, который удовлетворит ваши требования и будет приемлемой цены.

  • Необходимость фурнитуры

Покупая шлем, уточните у консультантов, есть ли к данной модели визоры и крепления для них, съемные спойлеры, воздухозаборники. Для подгона шлема по форме головы иногда используют сменные элементы для внутренней части шлема.

Шлемы от лучших производителей

Производителей шлемов для мотоциклов очень много. Ввиду большой конкуренции каждый из них старается модернизировать старые модели и разрабатывать новые, чтобы постоянно удивлять и радовать своих клиентов.

  • Шлемы Suomy

Производитель из Италии - лидер среди подобных компаний в производстве шлемов, особенно, класса интеграл. История компании достаточно длинная, опыт богатейший, модели представлены широким спектром. Мотоциклисты России давно уже знают ее продукцию и признали их надежность и безопасность. Во всем мотоциклетном мире шлемы этого производителя считаются эталоном высокого качества, красивого дизайна и бесшумности.

Выпускаемые производителем линейки. По известности первая - это Excel. После нее Extrim, Vandal, Arex. Шлемы каждой линейки отличаются высоким уровнем качества.

Модели Excel - это коллекционная продукция, которая отличается раскраской эксклюзивного характера. Шлемы модели Extreme. Для их производства используется все лучшее - материалы и разработки. Удивительно комфортно в этих шлемах. Расцветки моделей Vandal отличаются уникальнейшими раскрасками. Шлемы Apex имеют самые доступные цены. Как видно, все линейки в основном отличаются только степенью их раскраски. Качество, безопасность и надежность всех моделей на одном, должном уровне.

  • Шлем Nolan

Опять компания из Италии. В этой стране такое огромное количество мотоциклов на дорогах, больше чем в любой другой стране. Поэтому мотоэкипировке мотоциклистов здесь уделяется особое внимание.

Процесс производства своих знаменитых шлемов в компании проводят под постоянным строжайшим контролем. Проверяется и тестируется каждый этап работы. В результате получаются шлемы, которые являются гордостью компании. Термоформовка позволяет изготавливать внешнюю оболочку шлемов повышенной прочности. Она состоит из тонких листов термопластика. В них укладывают листы из стеклоткани, кевлара и углеволокна. Шлемы от итальянской компании имеют двухслойную скорлупу. С наружной части - это термопластик, с внутренней - композит.

Качество, надежность и безопасность шлемов Nolan всегда на должном уровне.

  • Мотошлем AGV


Итальянская компания AGV прошла большой путь своего развития. В их шлемах в мировых гонках участвовали многие чемпионы мира. Сертификацию шлемы прошли в двадцати странах.

Компания производит более двадцати моделей шлемов для каждого вида мотоциклов и с разными ценами. Для производства шлемов используется сложное волокно, выполненное с использованием высочайших технологий. Система полного контроля воздуха, разработанная специалистами самой компании, называется ТАС. Подкладочная ткань ячеистой структуры усилена перфорированной пеной.

Выбирая для себя шлем, не поленитесь и примеряйте самые разные модели шлемов разных брендов. Форма и используемые материалы шлемов значительно отличаются. Вам нужно выбрать лучший шлем, который станет только вашим.

Качественный шлем – это надежная защита головы в случае аварии или же непредвиденного падения с транспортного средства.

Но и это еще не все. Данный элемент личной безопасности мотолюбителя надежно защищает от мошек, ветра, солнца и даже небольших камешков, которые могут вылетать из-под колес, идущих впереди транспортных средств. И очень часто от спасает. На личном опыте убедился: ездил без шлема на скутере, хорошо что на нем не поганяеш сильно, и в голову раз попала какая то х….. С того момента всегда в шлеме катаюсь.

Какие же типы шлемов бывают?

Итак, мотошлемы могут быт четырех типов – открытые, модуляры, кроссовые и интегралы. Что касается «интегралов», то они представляют собой мотошлемы закрытого типа. Данные устройства гарантируют водителю наилучшую защищенность от ветра, пыли, шума и солнца. Единственный минус такого шлема заключается в том, что в нем слишком жарко при передвижении на низкой скорости. Кроме этого, данные шлемы достаточно громоздкие и тяжелые.


Мотошлем «Интеграл» также обладает повышенной надежностью, поэтому его чаще всего предпочитают владельцы двухколесных спортивных транспортных средств.

Открытый мотошлем

Есть еще и открытые мотошлемы, которые закрывают только часть головы. Данные устройства спереди имеют небольшой солнцезащитный козырек. К преимуществам такого защитного устройства можно отнести наличие отличного обзора, легкость, отличную слышимость. Но преимущества становятся и недостатками, ведь уровень защищенности головы в этом случае минимален. Подойдет такое устройство для любителей езды на скутерах и для участия в мотогонках, где нужна хорошая обзорность.


Кроссовый шлем

С кроссовым шлемом, думаю, понятно. Применяют в основном райдеры на ендуриках и кроссовых мотах. На соревнованиях и так. Еще к ним применяюся специальные очки, так как защитного визора нет.


Модуляр

К устройствам полузакрытого типа относится модель «Модуляр» . Степень ее комфортности и защиты аналогичная с «интегралами». К недостаткам же можно отнести только высокую стоимость и достаточно большой вес. Такие устройства предпочитают те владельцы мотоциклов, которые ездят часто и на дальние расстояния.

Из каких же материалов производится мотошлем?


В каждом из таких изделий есть два слоя – внутренний и внешний. При этом внешняя оболочка обычно выполнена из качественного термопластика или стеклопластика. Последний можно назвать более надежным и качественным материалом. Естественно, что стоить он будет немного дороже. В самых элитных моделях стеклопластик и вовсе укладывается вручную. Подобная экипировка больше подойдет для профессиональных спортсменов.

Что касается шлемов из термопластика, то они гораздо легче, экономичнее. К недостаткам данных материалов можно отнести невозможность покраски, отсутствия возможности что-либо приклеить. При этом такой шлем можно легко испортить, если на него вдруг попадет масло, бензин или растворитель.

Функцию внутреннего слоя шлема зачастую выполнят полистирол, надежно зашитый во внутреннюю обшивку. Чаще всего производители предусматривают дополнительную вентиляцию для шлема. Именно к внутреннему слою обычно прикрепляются различные застежки, ремешки и так далее. Чем качественнее выполнен данный слой, тем менее сильные повреждения получит голова водителя при аварии.

На что нужно обращать внимание?

Очень важно при покупке мотошлема обращать внимание и на такие особенности, как вентиляция, аэродинамика, качество стекла. От данных аспектов напрямую зависит, насколько комфортным будет мотошлем. Если изделие выполнено качественно, то человек не должен ощущать в нем никакого лишнего шума. Кроме этого, стекло не должно запотевать во время движения при резких изменениях температуры. Очень важно, чтобы стекло было надежно закреплено к шлему. Во время просмотра через него не должно возникать каких-либо оптических искажений. В качественных изделиях обязательно должна быть предусмотрена защита от ультрафиолетовых лучей.


Не нужно покупать шлем без примерки, в противном случае есть большая вероятность стать владельцем крайне неудобного для себя устройства. Надо немного походить в шлеме, посмотреть на себя в зеркало. Через три-пять минут необходимо его снять. Остались красные полоски? Значит, защитное устройство вам не подходит. Боковые панели шлема должны прикасаться к щекам, само изделие должно сидеть плотно. Если его получается снять одной рукой, тогда лучше выбрать шлем меньшего размера.

Пользуйтесь шлемами и берегите себя!….

Первой важной покупкой после приобретения мотоцикла является мотошлем. Это не головной убор для отвлечения пристальных взоров сотрудников ГИБДД. Шлем обеспечивает максимально комфортную езду на мотоцикле, прекрасно защищает от неблагоприятных погодных условий, ветра, лишнего шума, и конечно же, бережет голову в случае аварии.

Зачем нужен шлем?

Прежде чем решать вопрос, касающийся выбора подходящего шлема для мотоцикла, стоит определиться, нужен ли он вообще.

В соответствии с правилами дорожного движения и для сохранения собственного здоровья каждый мотоциклист и его пассажиры должны обязательно надевать шлем.

Штраф за езду без шлема Статья 12.6 КоАП РФ – 1 тыс. руб. (на 2016 год)

Кроме того, передвижение на мото неизбежно сталкивает человека с сильными порывами ветра, которые могут вызвать различные простудные заболевания. Мотошлем разработан так, что может защитить от любых природных условий.

Если написать фразу «зачем нужен мотошлем» в поиске, то первые строки отобразят информацию о происшествиях, наглядно объясняющих о том, что он все-таки нужен.

Конечно, по мнению многих отчаянных ездоков, шлем ничем не может помочь при серьезном ударе. Да, зачастую это так, но также существует множество ситуаций, когда наличие шлема на голове действительно спасало жизнь водителю или пассажиру.

Не имеет никакого значения, с какой скоростью планируется ехать, по какой дороге и в каком состоянии, травмы можно получить при любых условиях.

Виды шлемов

Мотошлемы существенно различаются и для каждого класса техники есть предпочтительные типы.

Интеграл (фулл-фейс)

Самый универсальный, надежный и простой вариант подходящий под большинство классов мото.

При помощи данного закрытого шлема можно обеспечить максимальный уровень защиты, так как он полностью закрывает голову. Защитное стекло оснащено откидным механизмом. Его главной особенностью является надежная защита подбородка, повреждение которого случается в 35% ДТП. Назначение защитного ремешка состоит в удержании шлема на голове в случае аварии. Данный вид защиты является идеальным для любителей быстрой езды.

Среди основных преимуществ можно выделить:

  • великолепную защиту;
  • отличный уровень аэродинамических показателей;
  • прекрасную звукоизоляцию;
  • защиту от яркого солнца, пыли, ветра и неблагоприятных погодных условий;
  • возможность выбрать дизайн, подходящий к определенному имиджу.

Недостатки:

  • слабая вентиляция, в пробка так и хочется откинуть подбородок;
  • необходимость снимать что бы попить и покушать;
  • неудобно использовать с диоптрийными и солнечными очками.

Модуляр (флип-ап)


Данный вид – это усовершенствованный интеграл, отличающийся большей практичностью и универсальностью. Шлем полностью закрывает голову. Внутреннее наполнение такое же, как у предыдущего, но при этом наблюдается существенная разница, а именно: вес, солнцезащитный козырек и особая конструкция подбородочной части, которая является подвижной благодаря шарнирному соединению. Такая подбородочная дуга в шлеме значительно облегчает жизнь мотоциклиста – он может выпить воды, покурить или поговорить с окружающими не снимая шлема. За функцию открытия отвечает специальная кнопка, защищенная от случайного нажатия. Наибольшей популярностью данная модель пользуется среди мотоциклистов-дальнобойщиков.

К основным достоинствам модуляра относят:

  • великолепную аэродинамику;
  • высокую степень защиты;
  • удобство и комфорт в использовании;
  • неплохую звукоизоляцию (по сравнению с открытыми шлемами);
  • возможность откидывания наверх защитного стекла и подбородка;
  • возможность крепления интеркома или гарнитуры.
  • удобно использовать с очками

Недостатками считают:

  • более высокую стоимость;
  • недостаточную вентиляцию;
  • самый большой вес среди шлемов;
  • более низкую аэродинамичность, чем у интеграла;
  • шумность (в зависимости от качества);
  • недолговечность (из за более сложного устройства)

Открытый шлем


Эта модель не имеет подбородочной дуги, поэтому систему защиты шлема нельзя назвать надежной. Кроме того, необязательным является наличие защитного стекла.

Ввиду низкой защищенности водителя, шлем не рекомендуется использовать при быстрой езде. Более всего подходит для скутера или мотоцикла, для которого характерна небольшая кубатура.

Несмотря на это, для открытого шлема присущи следующие преимущества:

  • возможность обеспечения максимального обзора;
  • великолепный уровень вентиляции;
  • свобода движений;
  • небольшой вес;
  • доступная цена.
  • удобно использовать с различными очками и масками

Исходя из того, насколько закрыта голова, встречаются: шлем-половинка (самая легкая модель) и три четверти или котелок.

3-четвертой предпочитают скутеристы, а половинка – излюбленный шлем брутальных чопперистов.

Кроссовый мотошлем


Этот вид шлема разрабатывался специально для кроссовых гонок. Отличительной чертой является наличие подбородочной дуги, немного выдвинутой вперед, что необходимо для облегчения дыхания. Назначение присутствующего длинного козырька – защита от вылетающих из-под колес камней. Данный шлем не оснащен защитным визором, поэтому водитель должен совмещать его с очками или защитной маской.

К достоинствам можно отнести:

  • хороший уровень обзора;
  • отличную вентиляцию;
  • защиту от солнца и дождя, которую обеспечивает козырек.

Недостатком шлема является аэродинамическое давление на голову при высокой скорости. После 100кмч держать голову практически нереально. Поэтому используются преимущественно для гряземеса и прохватов по городу.

Принципиальное устройство

Защитная часть современного мотошлема состоит из:


  1. Внешней оболочки или «скорлупы, раковины». Время, когда внешнюю оболочку изготавливали исключительно из пластика давно прошло, но для низкокачественных изделий, выпущенных на подпольных китайских производствах, обычно используется именно этот материал, что не безопасно! Оптимальным является сочетание композита пластмасс и стекловолокна. Не менее часто встречаются мотошлемы, внешняя оболочка которых выполнена из карбона, но тандем разных материалов, все-таки лучше.
  2. Ударопоглощающего слоя . Сначала каждый может подумать, что это обычный пенопласт, но на самом деле это не так. Для него свойственная высокопористая структура, поглощающая энергию удара. Любой сертифицированный мотошлем должен иметь ударопоглощающий слой, выполненный из вышеописанного вида пенопласта.
  3. Мягкого внутреннего интерьера . Эта деталь обеспечивает «тактильный» комфорт при ношении шлема. Кроме того, от материала, который использовался для изготовления внутреннего интерьера, напрямую зависят свойства шумопоглощения. Для обработки ткани внутреннего интерьера обычно применяются антибактериальные пропитки или специальный материал Silver Cool, серебряные нити которого уничтожают бактерии, чем обеспечивают свежесть и приятный запах внутри мотошлема. Есть еще один новый материал – HydraDry – он отводит влагу от тела и быстро сохнет. Внутренний интерьер может быть полноценно съемным, частично съемным и несъемным.
  • Ремешок, застежка . Его смело можно назвать крайне важным элементом, так как без него шлем не будет держаться на голове при ударе и велика вероятность повредить челюсть.
  • Визор. Несмотря на свою простоту, его можно назвать главной составляющей шлема, так как основная задача визора – защита глаз мотоциклиста от ветра, пыли, грязи и каких-либо повреждений. Так, тестирование и сертификация любого мотошлема обязательно предусматривает тестирование пластичности и крепости визора. Для изготовления этой детали обычно используется пластик – композитная (смешанная) пластмасса. О химических свойствах и составляющих разговаривать бесполезно, так как эта информация является закрытой, да и не несет в себе особого смысла для мотолюбителя.

  • Отсекатель дыхания или наносник, который необходим для того, чтобы отвести выдыхаемый воздух в нижнюю часть мотошлема, предотвращая тем самым запотевание стекла. Чтобы наверняка понять пользу отсекателя, достаточно просто проехать пару раз без него.
  • Подбородочная шторка – защита от турбулентного завихрения при езде на очень высокой скорости (от 150 км/ч и выше). Она же бережет лицо мотолюбителя от ос, шмелей и других насекомых.

Как выбрать первый шлем

Безопасность превыше всего! поэтому не смотрите в сторону откровенно дешевых китайских шлемов. Они только на вид “такие же” как и более дорогие аналоги. Выбирая в бюджетном сегменте обращайте внимание на бренд и краш-тесты проводимые с защитой этой фирмы.

Вот видео демонстрирующее сравнительный краш-тест китайской поделки и японского бюджетного шлема marushin:

Бюджетный бренд популярный в России – Вега (Vega). Довольно хороший вариант за небольшие деньги:

Выбирая свой первый экип покупайте ТОЛЬКО в надежных магазинах, и перед покупкой поговорите с менеджерами и продавцами. Как правило сейлы в мото-магазинах имеют опыт и сами катаются не первый сезон.

Если вы еще не определились с классом первого мотоцикла то рекомендуем покупать интеграл, как самое универсальное решение для первого сезона.

Существует множество разновидностей мотошлемов, как с высоким, так и низким уровнем защиты, предназначенные для быстрой езды и поездок на малой скорости, спортивных соревнований и любительских поездок и т.п.

Даже если вы определились с самой спокойной целью своих поездок, то всё равно необходимо подбирать наиболее безопасный головной убор . Пусть стоимость такого шлема будет гораздо выше остальных, но зато обезопасит вас и убережет от самого плохого исхода.

1. Шлем под названием «Интеграл » – основное предназначение которого, интегральная защита подбородка мотоциклиста, и так же как и остальных шлемов – держать все головные органы в безопасности. Снаряжен он защитным откидывающимся стеклом под названием «визор». Благодаря такой конструкции эта форма шлема считается одной из самых безопасных. Минус в том, что иногда байкеры жалуются на недостаток вентиляции.

Шлем «Интеграл»


2. Еще один из вариантов головных уборов мотоциклистов называется «Модуляр ». Этот шлем тоже имеет высокую степень безопасности благодаря своей закрытости. В нём голова мотоциклиста полностью защищена от различного рода травм. Этот тип является наиболее тяжелым среди остальных мотошлемов.

Большое преимущество этой модели в том, что вверх откидывается не только визор, а и вся подбородочная дуга. Можно и попить и покурить, не снимая шлем, что делает его намного удобней остальных аналогов. Минус в том, что подбородочная дуга может откинуться во время удара и не всегда спасти ваш подбородок. Вариант «Модуляр» достаточно дорогой вариант безопасности.

Шлем «Модуляр»


3. Гермошлем типа «Кроссовый » предназначен для участия в мотокроссе, проще говоря, в гонках и является разновидностью типа «Интеграл». Он считается моделью с достаточно высокой степени защиты. Так как шлем не оснащен специальным стеклом, то вместо визора с ним используют защитные очки. Что касается подбородочной дуги, то она выдвинута вперед, чтобы гонщику было легче дышать. Кроссовый убор имеет выдвинутый козырек, что защищает от камней, которые часто вылетают из-под колес. Минус в том, что на большой скорости шлем оказывает более сильное давление на череп мотоциклиста.

Шлем «Кроссовый»


4. Есть и бюджетные варианты, правда степень защиты у них не на таком высоком уровне как у предыдущих. Одним из них является открытый шлем. У этого вида отсутствует подбородочная дуга. Защитное стекло тоже может отсутствовать, но в принципе можно подобрать открытый шлем и с визором. У некоторых моделей даже присутствует солнцезащитный козырек.

Модуляры с поднимающейся лицевой частью сочетают в себе лучшие черты двух типов мотоциклетных шлемов - интегралов и «половинок орешка». Модуляры Arrow Mono Convertible, HJC Symax, Lazer Century, Nolan N100, Schuberth Concept, Shoei Syncrotec и Zeus ZS-508 были протестированы на дорогах и в лаборатории...
Модуляры с поднимающейся лицевой частью, о которых мы будем рассказывать в этой статье, сочетают в себе лучшие черты двух типов мотоциклетных шлемов. Они понравятся многим мотоциклистам, по крайней мере, тем, кто готов идти на компромиссы. Мы отобрали модуляры Arrow Mono Convertible, HJC Symax, Lazer Century, Nolan N100, Schuberth Concept, Shoei Syncrotec и Zeus ZS-508 и протестировали их свойства на дорогах и в лаборатории. Из апрельского выпуска журнала Motorcycle Cruiser за 2003 год.

Модуляр представляет собой нечто среднее между половиной орешка и интегралом. Модуляры также называют шлемами с поднимающейся лицевой частью, системными шлемами и т.д. Стилистика этого шлема позволяет поднять часть, закрывающую лицо, чтобы попить, поесть, покурить или просто поговорить. Модуляр избавляет мотоциклиста от необходимости расстегивать и снимать шлем с головы, а затем вновь надевать и застегивать его. Мы знаем, что некоторые мотоциклисты, которые носят очки, считают, что модуляр – это единственный приемлемый для них тип шлема, хотя наш опыт говорит, что это не так. Модуляры воспринимаются, как мотоциклетные шлемы, сочетающие в себе черты преимущества половины орешка и защитные свойства интеграла.

Насколько справедливо такое мнение? Мы отобрали семь модуляров, чтобы выяснить, насколько они соответствуют такому определению. Мы нашли ряд последних моделей марок Arrow, HJC, Lazer, Nolan, Schuberth, Shoei и Zeus.

Мы хотели выяснить, как эти шлемы сидят на голове, каковы их характеристики при развитии мотоциклом высокой скорости и насколько хорошей защитой они обладают. Все сотрудники нашего журнала протестировали шлемы на дорогах, а затем мы привезли модуляры в Лабораторию Исследований Защиты Головы (Head Protection Research Laboratory) в Парамаунт, штат Калифорния, чтобы выяснить, что происходит с этими шлемами во время удара.

Модуляр, надетый на голову

В каких-то аспектах модуляр позиционируется между половиной орешка и интегралом, но, тем не менее, относится к отдельной категории шлемов. Например, некоторые могут подумать, что дополнительный сложный механизм, который позволяет поднимать лицевую часть и удерживать ее в таком положении, делает эти шлемы дороже и тяжелее по сравнению с интегралами. Но, тогда как они тяжелее большинства интегралов, модуляры попадают в нижний или средний ценовой диапазон интегралов. (Самым дорогим шлемом в нашем тестировании является модуляр Shoei Syncrotec, а модель Zeus ZS-508 Liftech - самым дешевым.)

Наши сотрудники начинали дорожные испытания модуляров после предварительного теста – попыток снять шлем с головы. С опущенной лицевой частью они брались за низ шлема сзади и с силой тянули его вверх и вперед, стараясь стащить с головы. Результаты объясняют, почему так важно проводить подобный тест каждому мотоциклисту. Один наш сотрудник сумел снять таким образом с головы все шлемы, кроме модуляра Schuberth. Впрочем, следует отметить, что, хотя модель Nolan среднего размера формально подходила ему, на самом деле, шлем был слишком большим для его головы, поэтому (опубликовано на www.. Другой наш мотоциклист, напротив, не смог снять со своей головы ни один из семи модуляров, хотя он отметил, что с открытым стеклом модель Zeus, видимо, можно было бы стащить с головы, повредив нос. Это один из доводов в пользу того, что вам не следует ездить на мотоцикле с поднятой лицевой частью шлема такого типа. Среди других причин, по которым нельзя так ездить – отсутствие защиты, ужасная аэродинамика и вероятность того, что удлиненная, выступающая часть шлема создаст нежелательный рычаг в случае аварии.

Механизмы замков шлемов отличаются по своему месторасположению и работе. Хотя многие предпочитали системы с одной кнопкой, которыми можно было с легкостью пользоваться одной рукой, мы выражали обеспокоенность, что конструкции с одной кнопкой, особенно модуляры марки HJC, могут раскрыться во время падения. Наше тестирование подтвердило первоначальное мнение. В связи с этим возникал и другой вопрос: если человеку, который будет помогать в случае возможной аварии, понадобится снять шлем, найдет ли он замок и разберется ли в его функциях. Сможет ли он снять модуляр с такой же легкостью, как расстегнуть обычную пряжку на шлеме; это особенно важно, принимая во внимание то, что с закрытым стеклом эти шлемы прочно удерживаются на голове.

В плане шума окружающего ветра ни один из семи тестируемых шлемов не был столь же тихим, как хороший интеграл.

В целом, модуляры оказались несколько менее комфортабельными в отличие от интегралов, которыми мы обычно пользуемся; но, безусловно, все зависит от формы вашей головы. Например, один мотоциклист начал чувствовать дискомфорт в шлеме Nolan, проехав на мотоцикле совсем немного, тогда как другие журналисты назвали эту модель среди самых комфортабельных. Мы отметили такие же разногласия в случае оценки комфортабельности модели Lazer и уровня шума модуляра Arrow. Мы повторим свой совет, который уже давали: всегда меряйте шлем перед тем, как его купить. И не просто надевайте и тут же снимайте его. Наденьте шлем, хорошо зафиксируйте на голове и походите так какое-то время. А еще лучше, прокатитесь в нем на мотоцикле, если у вас есть такая возможность.

После тестирования всех семи модуляров на дорогах, реакция наших сотрудников была различной – от восторженной («Мне кажется, что модуляры сочетают в себе лучшие черты обоих типов шлемов. Тогда как я чувствую себя незащищенным в половине орешка, модуляр позволяет мне свободнее дышать на заправках, попить или поговорить».) до безразличной («Я не вижу смысла отказываться от тишины и чувства уверенности, которые дает интеграл, ради того, чтобы в один момент я смог почувствовать себя так, будто на мне нет шлема»). Посоветуем вам, как всегда, внимательно делать свои покупки. Кроме мотоцикла, больше ничто не может так сильно повлиять на поездку и настроение, как шлем, который вы выбрали.

Удар в голову

Мы начали исследование защитных свойств модуляров на веб-сайте Министерства Транспорта США, где публикуются результаты тестов мотоциклетных шлемов на соответствие стандарту DOT (официальное название стандарта - Federal Motor Vehicle Safety Standard 218). На этом сайте представлены результаты тестов, начиная с 1994 года, и каждый владелец шлема может быстро посмотреть, насколько хорошо прошла испытания на соответствие стандарту его модель шлема.

Отдел Министерства Транспорта, который отвечает за стандарт FMVSS 218, закупает шлемы и платит независимым лабораториям за проверку таких вещей, как соответствующая маркировка. Лаборатории также тестируют шлемы, чтобы выяснить, соответствуют ли они требованиям Министерства Транспорта при испытании на удар и по другим параметрам (таким, как ремешки). Затем результаты тестов публикуются на сайте в форме «прошел тест» или «не прошел тест», при этом делается пометка, по каким параметрам шлем не прошел тест – либо по маркировке (например, обязательная наклейка «DOT» была расположена слишком высоко на шлеме), либо по характеристикам. Шлемы достаточно часто не проходят тест из-за несоответствующей маркировки, но для нас маркировка не так важна. В ряде случаев несоответствия считаются «несущественными», но на сайте Министерства Транспорта не говорится о том, почему шлем не прошел тест: была ли причина тривиальной или значительной, или чем она была обусловлена.

Мы нашли результаты тестов для наших модуляров. Не было результатов тестирования модели Lazer Century, а шлем Zeus мы нашли только один, без указания модели (с комментариями, что он не прошел тест из-за маркировки). По результатам 2002 года шлемы Arrow Mono Convertible, Nolan N100e, Shoei Syncrotec и Schuberth Concept прошли тесты на соответствие стандарту. В 2001 году модель HJC Symax не прошла тестирование на соответствие техническим характеристикам. Тестирование характеристик мы начали с нового и очень важного теста, симулирующего/имитирующего соскакивание шлема с головы. В этой лаборатории используется стандартный муляж головы и стандартная сила (которая возникает при падении определенного веса с определенной высоты), которая пытается сорвать шлем с муляжа головы. Так как мы видим, что мотоциклисты часто ездят с поднятой лицевой частью таких шлемов (вопреки инструкциям производителей), мы решили провести этот тест также с поднятыми и незафиксированными стеклами. В обоих вариантах этот тест прошли все модуляры за исключением Symax. Однако внутренняя часть механизма замка модели HJC задела жесткий муляж головы, что позволило лицевой части открыться, и, с некоторым сопротивлением, шлем соскочил с муляжа. При открытом стекле этот шлем сваливался сразу же.

Чтобы определить, насколько прочными являются части модуляров, защищающие подбородок, мы также провели тест на их изгиб и ломкость, похожий на тест, который проводит фонд Snell во время испытания прочности оболочки. Нам было интересно узнать, насколько хорошо нижняя часть стекла интегрируется, вставляется в шлем, не будучи его интегральной частью (как в случае шлема-интеграла). Оказалось, что защита подбородка интегрируется в шлем вполне хорошо. Ни один из шлемов не приблизился к допустимому отклонению (изгибу), которое составляет 60 мм. Самый большой изгиб был зафиксирован у модели Arrow: он составил 47 мм. Не сильно уступил шлем Schuberth, изгиб которого составил 43 мм. У моделей HJC, Lazer и Shoei изгиб защиты подбородка был минимальным – 28 мм у каждого модуляра. Мы также протестировали защиту подбородка на поглощение энергии удара, предварительно сняв ее со шлемов, поместив на муляж головы и уронив с высоты 183 см. В данном случае в США нет стандарта, по отношению к которому можно сравнить результаты этого теста, но модель Zeus передала муляжу головы гораздо больше энергии, что и не удивительно, так как у этого модуляра в области подбородка нет защитных прокладок. Муляж зафиксировал силу 660 гс по сравнению с 200 гс у лидера этого теста, модели Shoei, и 201 гс во время тестирования модуляра Lazer. И у Shoei, и у Lazer в области подбородка весьма солидная прокладка. Самым слабым после шлема Zeus стала модель HJC (409 гс), хотя оправданием модуляру HJC может служить то, что в центральной части у него расположен запорный механизм, а мы испытывали на удар именно центральную часть защиты подбородка. В области подбородка у HJC достаточно хорошие прокладки по обе стороны механизма, поэтому шлем почти наверняка показал бы хороший результат, если бы удар приходился не по центру.

Ударь меня

Самым важным испытанием на удар является тест, во время которого шлем роняют на плоскую плиту-наковальню с высоты 183 см – этот тест является определяющим для сертификации стандартом Министерства Транспорта. Для этого теста мы выбрали часть шлема, расположенную выше области лба. Хотя люди, протестующие против обязательного ношения шлемов, считают, что этот тест несерьезный, так как он имитирует силу удара на достаточно скромной скорости – 13 миль в час (20 км/ч), на самом деле, тест очень требовательный, потому что шлем должен защищать голову в такой ситуации на 90%. И это только при первом ударе. Стандарт DOT является требовательным именно потому, что во время тестирования шлем ударяется одним и тем же местом дважды. Оболочка и прокладка должны обладать достаточными характеристиками поглощения удара, чтобы быть в состоянии выдержать и второй удар в то же самое место и обеспечить защиту в 90%. В реальности повторный удар одним и тем же самым местом почти невозможен. Нас, главным образом, интересовало, насколько хорошо эти шлемы поглощают энергию первого удара.

Но мы провели испытание и на второй удар, чтобы просто выяснить, смогут ли шлемы пройти полный тест для сертификации стандартом DOT. Стандарт DOT задает максимальное ускорение, которое может передать шлем, но также оговаривается и лимит выдержки (интервал воздействия); значение не может превышать 200 г на протяжении не более 2,0 миллисекунды. По направляющим проводам шлем с муляжом головы падает на пластину-наковальню внизу. Чтобы соответствовать стандарту DOT, шлем должен пройти эту процедуру дважды и по-прежнему обеспечивать хорошее поглощение энергии удара. Ваша голова не выдержит уже первого теста, если на ней не будет шлема
Во время решающего первого удара передней частью макушки самыми лучшими оказались модели Lazer и Shoei, показав результат 142 гс и 144 гс соответственно. Другие результаты: Arrow (158), Nolan (163), HJC (168), Zeus (183) и Schuberth (210 гс и 0,8 миллисекунды). Когда мы уронили шлемы повторно на то же самое место, в середине списка моделей произошли некоторые изменения, так как сила немного увеличилась, и время воздействия стало существенным фактором. Лучшими по-прежнему остались шлемы Lazer (166) и Shoei (178), но на третье место переместилась модель HJC (196), а за ней следовали остальные модуляры - Nolan (205 гс и 0,8 миллисекунды), Zeus (207 гс, 1,1 миллисекунды), Arrow (209 гс, 1,2 миллисекунды) и Schuberth, который при 237 гс испытывал воздействие свыше 200 гс в течение 2,1 миллисекунды, в чем проявляется один из банальных недостатков теста DOT. Мы не стали рассматривать этот недостаток, как существенный, потому что это был второй удар, а не первый. Также нам показалось, что модель Schuberth оказалась не в самом лучшем положении из-за нашего выбора места удара, потому что для солнцезащитного стекла было выделено место именно в этой области. Все эти удары были гораздо меньше максимального лимита, который устанавливает стандарт DOT – 400 г.

Затем мы повторили этот тест, дважды роняя каждый из шлемов на левую сторону. На этот раз лучшим оказался модуляр Shoei при 174 гс, далее - HJC (184 гс) и Nolan (192 гс). Время воздействия стало решающим фактором для моделей Lazer (202 гс, 0,4 миллисекунды), Zeus (204 гс, 0,3 миллисекунды), Arrow (209 гс, 0,8 миллисекунды) и Schuberth (209 гс, 1,1 миллисекунды), но все они уложились в требование - 2,0 миллисекунды. Результаты второго удара оказались интересными. Модель Shoei по-прежнему была лучшей при 177 гс, но шлемы Lazer (189 гс) и Schuberth (197 гс) поднялись на второе и третье места, возможно, потому что их частично разрушенные оболочки фактически стали лучше поглощать энергию. Остальные шлемы расположились в следующем порядке: HJC (218 гс, 1,7 миллисекунды), Nolan (22 гс, 1,6 миллисекунды), Arrow (233 гс, 1,5 миллисекунды) и Zeus (234 гс, 1,9 миллисекунды. Ни один из этих шлемов не претендует на соответствие стандарту Snell, но мы просто решили проверить, как пройдут шлемы стандартное испытание на удар по этому стандарту, и дважды уронили каждый шлем на плоскую пластину с высоты 10 футов (305 см) – это стандартная высота тестов Snell. В каждом случае шлем падал на наковальню разными частями; в первом тесте – правой стороной, во втором – тыльной частью. Только модель Zeus при 316 гс во время удара правой стороной передала муляжу головы большее количество энергии, чем допускает стандарт Snell (300 гс). Эти тяжелые удары лучше перенесли модели Shoei, Lazer и Nolan, а модуляры Schuberth, HJC и Arrow показали средние результаты.

В конце дня мы выяснили, что все эти модуляры обладают приемлемой защитой во время аварии в том случае, если шлем не сваливается с вашей головы, что можно проверить перед покупкой, попробовав стащить шлем с головы, взявшись руками за заднюю кромку. Тем мотоциклистам, которые хотели бы купить наиболее защищенный шлем, рекомендуем обратить внимание на модели Nolan, Lazer или Shoei. ARROW MONO CONVERTIBLE

Приятный голубой металлик поликарбонатной оболочки модели Mono Convertible притягивал внимание журналистов, которые выставили этому шлему высшие оценки за внешний вид. Поворотный механизм скрывается за двумя небольшими крышками, а на разработку двух верхних вентиляционных отверстий итальянские стилисты потратили, несомненно, немало времени. Впрочем, в результате приходится регулировать каждое отверстие по отдельности, а не одновременно, и эффект от этой вентиляции едва заметен. Небольшое отверстие в области подбородка действительно помогает меньше затуманиваться стеклу в холодную погоду. Одна кнопка на подбородке открывает защелку для подъема лицевой части; представляется маловероятным, что замок откроется во время аварии. Некоторые наши мотоциклисты выражали недовольство, что замок двигался несколько туго. Стекло работало с легкостью, даже когда на руках были надеты плотные перчатки, плотно прилегало, и его можно было снять с помощью монеты. Обзор в шлеме выше среднего. Уникальной опцией этого шлема является комплект, который позволяет трансформировать модуляр в шлем с открытым лицом.

Чтобы надеть шлем, нужно сначала поднять стекло, а также мы выяснили, что ремешок с D-образной застежкой был жестким, коротким, и его было неудобно застегивать. Это было самым раздражающим фактором среди небольших недостатков, которые мы отметили. Большая часть мотоциклистов жаловалась, что шлем был шумным, возможно, из-за того, что он был великоват; с другой стороны, один журналист дал этой модели высшие оценки (в этой группе) за звукоизоляцию. У подкладки CoolMax есть съемные накладки в области щек, и по комфортабельности этот шлем стоит выше среднего. Шлем удалось стащить с головы одного мотоциклиста (у него почти всегда возникает такая проблема), но во время лабораторных испытаний шлем прочно держался на муляже головы. Во время других лабораторных тестов шлем показал результаты выше среднего. Эта модель обладает и хорошей защитой, и привлекательной стилистикой и весьма умеренной ценой. Наши испытатели поставили этому шлему средний бал В (хорошо).

HJC SYMAX

Этот корейский производитель шлемов имеет заслуженную репутацию, выпуская прочные шлемы по приемлемым, доступным ценам. Консервативная стилистика и хорошая отделка модели Symax сочетает в себе основную оболочку из углеродистого волокна и лицевую часть из ABS/поликарбоната (прим.: ABS – сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола). Лицевая часть мягко открывается, когда нажимаешь на одну крупную кнопку в нижней части подбородка, и она с легкостью защелкивается. Судя по тому, что мы увидели в лаборатории, мы настоятельно рекомендуем любому потенциальному покупателю убедиться, что кнопка модели Symax не открывает стекло, когда шлем с силой стягивают вперед, и кнопка давит на подбородок, шею или грудь, так как то же самое может произойти во время аварии. Сам механизм замка сделан из пластика.

Этот шлем можно надевать и снимать, не открывая лица, и он с легкостью застегивается с помощью приятного эластичного ремешка с D-образной застежкой, который не будет развиваться на ветру. Стандартной комплектацией шлема является съемная маска-дефлектор для дыхания. Два непримечательных, но взаимосвязанных между собой верхних вентиляционных отверстия контролируются одним крупным ползунком и обеспечивают заметное охлаждение, хотя вентиляционное отверстие на подбородке малоэффективно. Внутреннюю поверхность шлема, получившую максимальные баллы, можно снимать и стирать; в области шеи сделан мягкий валик. Этот шлем получает высокие оценки за комфортабельность.

Некоторым мотоциклистам казалось, что шлем был шумным на скоростной автомагистрали, тогда как другие журналисты отметили, что шлем был умеренно-шумным, а ветер просто не давал стеклу запотевать. По оптическим свойствам стекло отличное, оно быстро снимается без помощи инструмента, хорошо прилегает к шлему и с легкостью функционирует. Обзор немного ограничивает периферическое зрение по сравнению с другими моделями, хотя вертикальный обзор (сверху вниз) хороший. Один из наших мотоциклистов назвал модель Symax своим любимым модуляром из всех протестированных, а в целом шлем получил оценку B (хорошо). При выставлении оценки не учитывались лабораторные тесты, где, в общем, шлем демонстрировал хорошую защиту, хотя его удалось стащить с муляжа головы.

LAZER CENTURY

По сравнению с другими шлемами, стилистика этого модуляра менее согласованная, а отдельные детали шлема не впечатляют, поэтому (опубликовано на www.сайт) модель Lazer Century оставила наших сотрудников равнодушными в плане внешнего вида. Вытянутая защита подбородка явно выделяется по сравнению с оболочкой модуляра, выполненной из композиционного материала IMAC; она двигается на традиционных больших алюминиевых болтах. В тыльную часть шлема вставлена крупная линзообразная световозвращающая панель. Пластмассовый механизм замка открывается двумя кнопками, на которые нужно нажимать одновременно, поэтому (опубликовано на www.сайт) есть гарантия, что лицевая часть модуляра не откроется случайно. Но и для того, чтобы надеть этот шлем, нужно поднять стекло. Ремешок затягивается с помощью удобной пряжки, у которой хорошая и комфортабельная мягкая набивка.

Лицевая часть работает с легкостью, но прилегает к шлему не очень эффективно. Прокладки вокруг области обзора выглядят дешево, и создается впечатление, что они могут случайно отклеиться, а сама площадь обзора у этого шлема меньше, чем у других модуляров. Единственное вентиляционное отверстие расположено в области подбородка, но оно эффективно предотвращает затуманивание стекла. Отсутствие верхних вентиляционных отверстий или, возможно, тот факт, что модель Century больше закрывает подбородок по сравнению с остальными тестируемыми модулярами (и в область подбородка вставлена перемычка) позволили двум нашим мотоциклистам выставить этому шлему высшие оценки за звукоизоляцию. В области подбородка у шлема толстые прокладки, а сама защита расположена ближе ко рту мотоциклиста по сравнению с остальными моделями. Умеренной толщины съемная подкладка из достаточно жесткого материала вызывала дискомфорт у некоторых журналистов. Чтобы снять достаточно тонкое стекло, требуется монета или отвертка. (Компания Lazer продает стекла и другие части на своем веб-сайте, что очень удобно.)

В общем, наши сотрудники дали противоречивую оценку этому шлему, начиная А (отлично) и заканчивая D (плохо). Но в плане защитных свойств этот шлем превосходил требования стандартов при прохождении всех тестов в лабораторных условиях. Учитывая, невысокую цену шлема, он будет отличным выбором для мотоциклиста, который хочет купить недорогую и эффективную защиту.

NOLAN N100E

Эта модифицированная версия популярной итальянской модели N100 сохраняет неброскую стилистику, но комплектуется новой системой замка, которая целиком сделана из стали и расположена по обеим сторонам защиты подбородка. Системой можно управлять двумя руками одновременно или только одной левой рукой, но представляется, что она не сможет открыться случайно. Сочлененная система поворота стекла позиционирует его в открытом состоянии очень близко к оболочке шлема, поэтому шлем кажется компактным, когда лицевая часть поднята. Чтобы надевать и снимать шлем не обязательно поднимать лицевую часть, но при этом мешает защита подбородка.

Внешний вид и хорошая отделка шлема произвели благожелательное впечатление на большинство наших сотрудников. У ремешка пошаговая пряжка, которая позволяет быстро фиксировать шлем и регулировать натяжение ремешка, но она не очень комфортабельна. Область обзора в этом шлеме крупная. У лицевой части нет позиционирующей системы, как таковой, но все работает нормально. Стекло можно заменить без помощи инструмента. Верхняя воздушная система включает в себя два впускных и одно выпускное отверстие, что обеспечивает эффективную вентиляцию. Вентиляционные отверстия в области подбородка эффективно предотвращают затуманивание стекла.

У нашей модели Classic и у разноцветного шлема Rapid можно было снять и постирать подкладку. Подкладка легко устанавливается обратно, но иногда она вываливалась, когда мы снимали шлем. Вероятно, размер шлема был большим. Модуляр Nolan является классическим примером того, почему так важно немного поносить шлем перед покупкой. Двое наших сотрудников сочли шлем очень комфортабельным и продолжали пользоваться модуляром N100E после тестирования. С другой стороны, один журналист чувствовал себя очень неудобно в этом шлеме и поставил ему низкие оценки за комфортабельность. Те, кому шлем хорошо подошел, поставили этому модуляру высокие оценки, но низкие оценки другого журналиста привели к тому, что общая оценка этого шлема – С (удовлетворительно). Модель Nolan была одним из лучших шлемов по характеристикам защиты во время лабораторных тестов. Цена шлема весьма умеренная.

SCHUBERTH CONCEPT

Хотя этот шлем кажется большим, тяжелым и громоздким, модель Concept немецкого производства (ее делает фирма, которая в 1978 году выпустила самый первый модуляр под маркой BMW) обладает рядом уникальных характеристик. В частности, с правой стороны шлема есть небольшое отделение для памятки по оказанию первой медицинской помощи, а съемное тонированное стекло позволяет не надевать солнцезащитные очки. На тыльной части оболочки из углеродистого волокна расположен спойлер, который сокращает высоту шлема. Верхняя вентиляция с выходным отверстием функционирует не очень эффективно. Одно крупное вентиляционное отверстие в области подбородка работает гораздо эффективнее, но затуманивание стекла оно не предотвращает. Лицевая часть модели Schuberth имеет два положения подъема, что позволяет приоткрыть ее, чтобы обеспечить дополнительный приток воздуха. Для тонированного стекла требуется определенная толщина стенок, поэтому шлем больше над областью обзора. Стекло этого шлема широкое и обладает вполне хорошим вертикальным обзором. Механизм замка лицевой части целиком сделан из стали, а замок открывается одной кнопкой, расположенной на левой стороне защиты подбородка. Чтобы надеть или снять шлем, нужно поднять лицевую часть. Стекло шлема можно быстро заменить (как только вы научитесь это делать) без использования инструмента.

Комфортабельную подкладку также можно снять и выстирать. Ремешок затягивает несколько неудобная, но достаточно мягкая пряжка с кнопкой. Шлем маленький, поэтому нужно мерить шлем на размер больше по сравнению с тем размером, который вы обычно покупаете. В модуляре Schuberth каждый чувствовал себя комфортно, хотя шлем был немного шумным (шум ветра создают такие части, как выступающий карман для информации о первой медицинской помощи). Средняя оценка этого шлема – B (хорошо). Характеристики защиты этого шлема во время лабораторных испытаний на удар ни чем примечательным не выделялись. Дешевым этот шлем не назовешь.

SHOEI SYNCROTEC

В первом модуляре марки Shoei установлена отличная фирменная система, позволяющая быстро снимать лицевую часть (нужно просто отжать два рычага с каждой стороны и вытащить ее), а также рычаг, который позволяет немного изменить прилегание лицевой части и обеспечить дополнительный приток воздуха внутрь. Механизм замка лицевой части сделан из стали и открывается нажатием на одну кнопку, которая расположена по центру подбородка. В плотных перчатках пользоваться кнопкой было не очень удобно, но маловероятно, что замок откроется случайно. Чтобы поднять лицевую часть нужно приложить определенное усилие, но закрывается и застегивается она очень мягко. Можно снять шлем при опущенной лицевой части, но намного удобнее и менее болезненно просто поднять ее. Выступающая вперед лицевая часть двигается на двух крупных скрытых болтах и отличается от оболочки шлема из углеродистого волокна, хотя качество отделки отличное. Маленькое вентиляционное отверстие в области бровей обеспечивает минимальный приток воздуха, и контролировать его весьма неудобно, потому что кнопка очень маленькая. Такая же маленькая кнопка контролирует вентиляцию в области подбородка – один крупный воздухозаборник и четыре выпускных отверстия, которые эффективно предотвращают затуманивание стекла. В шлем также вставлена маленькая дыхательная маска-дефлектор. В этом шлеме хороший обзор; оптика, работа и прилегание лицевой части выполнены отлично.

Шлем легко фиксируется с помощью D-образных колец, конец ремешка пристегивается (хотя пристегнуть его не так просто), чтобы он не развивался на ветру. Внутренняя часть шлема выполнена хорошо. Уровень шума и комфортабельность были выше среднего для большинства наших сотрудников, а один из журналистов отметил вес шлема. Средний рейтинг этого шлема – B (хорошо). С большим усилием нам удалось снять модель Syncrotec с головы одного нашего сотрудника (у которого, впрочем, шлемы снимаются часто), но во время стандартного лабораторного теста шлем не удалось стянуть с муляжа головы. Во время лабораторных испытаний шлем выделялся по степени защиты, постоянно показывая хорошие результаты при испытании на удар. Этот шлем оказался самым дорогим среди тестируемых моделей.

ZEUS ZS-508

Сделанная в Тайване модель Zeus ZS-508(самый недорогой шлем из семи тестируемых), будет обоснованным выбором для мотоциклистов, которые хотят приобрести модуляр по приемлемой цене. Отделка оболочки из ABS (прим.: ABS – сополимер акрилонитрила, бутадиена и стирола) явно отличается грубо сделанными частями вокруг маленьких, дешевых и свободных вентиляционных отверстий сверху и в области подбородка, а на ремешке сделаны традиционные заклепки. Вентиляционные отверстия обладали минимальной эффективностью, а регулировать их в плотных перчатках практически невозможно. Тем не менее, шлем получил одобрительные отзывы за согласованный внешний вид и целостность лицевой части и оболочки. Ремешок затягивается с помощью D-образной застежки и фиксируется, чтобы он не развивался на ветру. У ремешка нет мягкой прокладки, поэтому (опубликовано на www.сайт) он давил на подбородок сильнее по сравнению с другими ремешками тестируемых шлемов. Механизм замка, который открывается нажатием на кнопку внутри защиты подбородка, работал не идеально, а опускать лицевую часть нужно было двумя руками. Однако шлем можно надевать и снимать с закрытой лицевой частью.

Поднятая до конца лицевая часть выступала сильнее по сравнению с остальными модулярами. Стекло было легко контролировать, оно хорошо прилегало к кромкам и стабильно оставалось в верхнем положении. Чтобы заменить стекло, нужно вывернуть два болта. В области подбородка у шлема нет перемычки, а валик на шее очень маленький, поэтому наши сотрудники отметили шум выше среднего, хотя по уровню комфортабельности шлем получил удивительно высокий рейтинг – B (хорошо). Хотя внутренняя часть шлема достаточно свободная, а прокладки скудные, наши сотрудники оценили ее, как среднюю и хорошую. Для тех мотоциклистов, у которых очень крупная голова, дополнительным плюсом будет наличие большого размера – XXXL. Шлем получает низкие оценки за свойства защиты, потому что шлем удалось снять с головы двух мотоциклистов, а при открытом стекле шлем не удержался на голове третьего сотрудника. Также шлем плохо прошел лабораторные тесты при испытании на удар защиты подбородка. Муляжу головы передалось значительно больше энергии по сравнению с остальными модулярами, потому что в области подбородка защитных прокладок нет вовсе. Общая оценка этого шлема – С (удовлетворительно).