Буксирное устройство для легкового автомобиля. Аксессуары для прицепов. Как правильно сцепляется прицеп с фаркопом на легковых автомобилях

Каждый владелец автомобиля всегда что-то на нем перевозит, помимо пассажиров. Грузы и багаж бывают разных габаритов и массы. Что-то можно перевезти в машине, а что-то - нет. Перевозкой крупногабаритных вещей, конечно, должна заниматься специализированная техника. Но она не всегда доступна. И тогда на помощь приходят прицепы к легковым автомобилям. Помогают решить проблему специальные прицепные устройства - фаркопы. Сегодняшняя статья будет посвящена именно им.

Они также требуют специальной проводки для подключения к вашим тормозам прицепа. Буксировка может быть безопасной и легкой деятельностью, но есть много факторов безопасности, которые вам необходимо учитывать в отношении вашего сцепного устройства до и во время поездки. Ваша буксирная установка весит больше и менее проворна, чем другие автомобили на дороге, что затрудняет контроль и остановку в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, для обеспечения безопасности и безотказной буксировки необходимо установить и поддерживать все отдельные части, необходимые для настройки буксировочного устройства.

История создания

Фаркоп - это последовательная эволюция сцепных устройств на транспортных средствах. Раньше на машинах (грузовиках, вездеходах) сзади для сцепки стоял простой крюк, к которому посредством дышла крепился прицеп. Но, несмотря на простоту, существенный недостаток заключался в том, что крюк очень быстро разбивался и расшатывался из-за люфта, неизбежно возникающего при трогании и торможении автомобиля. Дышла прицепов и буксирные крюки не унифицировались между собой. И люфт был весьма значительным. Поэтому крюк в процессе эксплуатации быстро ломался, в том числе и потому, что толщина дышла меньше внутреннего диаметра окружности крюка. Кроме того, чтобы повесить прицеп на этот крюк, надо было очень точно подавать машину назад. Только так можно поставить дышло напротив крюка.

Просто соблюдая несколько правил и правил безопасности, вы можете свести вероятность аварий к минимуму и получить отличный контроль над своим буксирующим транспортным средством. Если ваш трейлер имеет тормоза, убедитесь, что они в хорошей форме и работают правильно.

  • Изучите свои шины и убедитесь, что они в хорошей форме и правильно надуты.
  • Проверьте свои огни, сигналы поворота и обратные огни.
  • Проверьте все жидкости, такие как масло и охлаждающая жидкость.
  • Убедитесь, что ваши тормоза в хорошей форме и работают правильно.
  • Проверьте свои шины на правильную накачку и хорошее состояние.
  • Проверьте все огни и убедитесь, что они полностью подключены.
  • Загрузите большую часть веса вашего груза по оси прицепа.
При буксировке важно практиковать безопасные привычки вождения.

Устройство современного фаркопа

Современный элемент лишен таких недостатков. Как выглядит фаркоп? Фото смотрите ниже. Его соединение шара и дышла выполнено беззазорным. Кроме того, сама конструкция намного проще. Схема прицепного устройства уже много лет неизменна. Первый элемент - поперечина. Это силовая балка, устанавливаемая в задней части автомобиля на его кузове или раме. Вторая часть - шаровый узел, который крепится к поперечине. На рисунке представлена схема прицепного механизма.

Привлечение прицепа резко изменяет способ управления вашим транспортным средством и добавляет значительный вес и длину к вашей установке. Следуя этим правилам, вы можете свести к минимуму вероятность неудач и обеспечить более безопасное и уверенное буксирование.

Каждое небольшое движение, которое вы делаете со своим автомобилем, сильно влияет на ваш трейлер. Внезапные движения могут привести к тому, что ваш трейлер будет качаться, скользить или лезть. Для буксировки прицепа требуется постоянная и умеренная скорость, чтобы поддерживать полный контроль. Сохранение вашей скорости препятствует покачиванию вашего трейлера и улучшает вашу способность реагировать на изменение дорожных условий. Узнайте, как держаться под контролем. Качели могут быть вызваны влияниями вашего контроля, такими как изменения давления воздуха и воздуха. Если ваш трейлер начинает качаться, отпустите ускоритель и замедлитесь. Когда ваша скорость снижается, трейлер должен исправить себя. Не наступайте на педаль тормоза - торможение действительно ухудшит положение. Оставьте много места между собой и другими драйверами. Дополнительный вес прицепа значительно удлиняет тормозной путь. Не заходите слишком близко за водителями перед вами и сводите к минимуму вероятность окончания боя. Посмотрите вперед. Потому что для маневрирования вашего буксирующего транспортного средства требуется гораздо больше времени, долго просматривайте дорогу. Увидев предстоящий трафик, меняя дорожные условия или конструкция дают вам больше времени для изменения скорости полосы движения. Будьте осторожны и наблюдательны при смене полос. Добавление трейлера может привести к тому, что ваша буровая установка будет в два раза больше, чем ваш самонарезанный автомобиль. вид на переулки рядом с вами - мы рекомендуем добавить набор буксировочных зеркал, чтобы улучшить видимость. Вам также нужна дополнительная комната для изменения полос движения, так как вы не можете тормозить или ускоряться так же быстро, как другие транспортные средства. Приспособьтесь для более быстрых и медленных автомобилей. Вы не сможете идти в ногу со скоростью демонов, когда у вас есть тяжелый трейлер. Будьте вежливы с более быстрым движением и позволяйте другим водителям эффективно проходить мимо вас. Кроме того, если вам нужно пройти более медленное транспортное средство, позвольте гораздо больше расстояние до маневра, чем в обычном автомобиле. Будучи умеренным и вежливым с более быстрым и медленным движением, вы становитесь более безопасным и менее расстраивающим для всех на дороге.

  • Избегайте резкого торможения и отрыжка рулевого управления.
  • Поддерживайте разумные скорости.
Резервное копирование транспортного средства с прицепом может быть сложной и запугивающей задачей, но несколько основных правил могут помочь сделать это проще.

Следует отметить, что устройство не универсально. Оно разработано под конкретную марку или модель автомобиля. Размеры фаркопа тоже могут отличаться. Для крупных внедорожников, способных тянуть большой трейлер, они достигают весьма внушительных величин.

Классификация видов фаркопов

Несмотря на общую схему, сцепные устройства бывают разных типов. В первую очередь они делятся по способу крепления. Оно может быть фиксированным (стационарным), съемным, а также фланцевым. Фиксированные фаркопы, как понятно из названия, несъемные. Они составляют одно целое с силовой структурой кузова автомобиля. Съемная деталь позволяет отсоединить конструкцию от автомобиля, чтобы не портить его внешний вид, когда он не нужен. Фаркопы с фланцевым соединением крепятся несколькими болтами к специальным площадкам в задней части машины. Зачастую устанавливаются к или раме. Как выглядит фаркоп? Фото элемента с таким типом соединения можно увидеть в нашей статье. Этот тип применяется для перевозки крупногабаритных прицепов и тяжелых грузов.

Ваш трейлер сильно преувеличивает изменения, которые вы делаете с помощью рулевого колеса, поэтому делайте короткие и частые Если возможно, у вас есть другой человек за пределами автомобиля, и вам может понадобиться резервная камера. Всегда ходите по кругу вокруг буксировочной установки и убедитесь, что у вас нет препятствий. Если у вас нет резервной камеры, установленной на вашем прицепе, у вас будет ограниченный вид сзади.

  • Задняя часть прицепа будет качаться в направлении, в котором вы двигаете рукой.
  • Сделайте небольшие регулировки руля.
Дополнительный вес придает дополнительный заряд вашему двигателю, коробке передач и тормозам.

Достоинства и недостатки разных типов фаркопов

У всех конструкций есть положительные и отрицательные стороны. Например, фланцевый фаркоп будет всегда на виду. Даже будучи снятым, само место крепления достаточно выделяется как внешним видом, так и чисто физически. В то же время этот тип крепления самый универсальный. Это позволяет установить его на любую машину с такой фланцевой площадкой. Кроме того, элемент регулируется по высоте (а это иногда важно).

Прицепное устройство, фаркоп – некоторые технические подробности

Взятие вашей установки на модернизацию и понижение значительно затрудняет ваше транспортное средство. Помните об этих советах при ударе по холмам и горам, чтобы продлить срок службы вашего буксирующего транспортного средства. Когда вы спускаетесь с холма, опустите свой автомобиль на более низкую передачу и медленно его переносите. Переход на более низкую передачу помогает замедлить ваш автомобиль, не полагаясь только на ваши тормоза. Переключение на более высокие скорости при подъеме вверх. некоторые дополнительные возможности при обновлении. Переход на летнее время помогает вам замедлить снижение, но если вам нужно применить тормоза, нажмите педаль тормоза на твердые, короткие нажатия. Пауза между кранами, чтобы ваши тормозные части охлаждались Ваша тяжелая буксирная установка предъявляет огромный спрос на ваши тормоза. Если вы планируете опережать, понижать и слегка использовать свои тормоза, они будут работать лучше и дольше. Следите за своими температурными датчиками. Тяжелые прицепы и подъемные холмы могут подтолкнуть ваш двигатель и трансмиссию к своим пределам. Если вы заметите, что ваш транс или двигатель разогрет, немного потянитесь и дайте им перерыв. Если вы часто буксируете, подумайте о добавлении кулера трансмиссии к вашему автомобилю для лучшей производительности с меньшим перегревом.

  • Переход на понижение.
  • Легко справляйтесь с вашими тормозами.
Мы надеемся, что это руководство поможет вам узнать больше о буксировке и позволит вам принять более взвешенное решение при покупке прицепов и аксессуаров.

Выбор подходящего фаркопа

В первую очередь следует определить максимально возможную нагрузку устройства и выбрать тип сцепки, подходящий под конкретный автомобиль. Следует помнить, что максимальная нагрузка не должна превышать полной массы буксировщика, то есть машины, на которую планируется устанавливать сцепное устройство. Еще не следует забывать, что устанавливать фаркопы желательно заводские, изготовленные промышленным способом.

Прицеп для прицепов - очень полезный и распространенный, полезный аксессуар в современной автомобильной промышленности. Даже для мопедов, мопедов или даже велосипедов есть подходящее сцепное устройство для прицепа, которое можно легко установить. Если вы один, есть также, как и многие другие, разные типы автомобилей. Если вы хотите купить такой полезный автомобиль, новый и используемый, вам следует, конечно, заранее подумать, что именно вы хотите купить для типа сцепления с прицепом. Независимо от того, какой из этих двух вариантов вы выберете, вы найдете подходящую муфту для прицепа для вас и вашего автомобиля.

Покупайте элементы, прошедшие испытания и сертификацию. Опыт показывает, что изготовленные своими руками, кустарные сцепные устройства часто не выдерживают нагрузок (предел которых обычно никто не испытывает). А это чревато как минимум повреждением конструкции. В худшем случае - потерей прицепа на ходу.

Особенности установки прицепного устройства на отечественные автомобили

Наибольшее количество данных элементов, без сомнения, устанавливается на машины отечественного производства. Прицепное устройство ВАЗ 2121 ("Нива") выпускается в различных видах - сварное, фланцевое и разборное. Монтаж выполняется по общим правилам для автомобилей - разметка отверстий по шаблону и врезка в бортовую электросеть.

Вы можете выбрать из множества новых и подержанных сцепных устройств для прицепов на выбор и заказать быстро и легко. На сайте вы найдете различные модели автомобилей, новые и подержанные автомобили, а также очень четкий дизайн платформы для аукционов. Вы также можете использовать поисковый вагон в левой части страницы, чтобы сузить область поиска. Затем нажмите «Цена» с правой стороны, список предложений сортируется от самого дешевого до самого дорогого сцепного устройства прицепа. Таким образом, вы можете выбрать среди множества моделей, новых и подержанных, сцепное устройство для прицепов.

Самостоятельная установка

Для самостоятельного монтажа потребуется гараж с ямой или эстакада, так как большая часть работы будет проводиться снизу машины.

Дополнительный крепеж и фурнитура всегда прилагаются к заводскому комплекту. Поэтому с таким вариантом будет проще. Если же решено устанавливать самодельный фаркоп, то все соединительные и крепежные элементы придется докупать самостоятельно.

На сайте аукционного дома подходящий автомобиль, чтобы найти дешевый, является действительно удобной детской игрой. Воспользуйтесь возможностями, предлагаемыми сайтом, и быстро и легко погрузитесь в мир онлайн из дома и купите или продайте сцепное устройство прицепа.

С автомобильным трейлером вы можете много перевезти. Однако только при оптимальной распределенной нагрузке прицеп можно безопасно контролировать. Поэтому важно проверить вес, с которым прицеп нажимает на шаровую головку сцепления. Рекомендуется использовать балансировщик нагрузки.

Для того чтобы установить прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля, понадобятся следующее элементы:

  • само устройство с набором креплений;
  • дрель и сверла по металлу;
  • гаечные ключи различного размера.

В качестве примера можно рассмотреть, как установить фаркоп на «Калину» - популярный российский автомобиль. Установка сцепного устройства на него особенно актуальна в силу того, что автомобиль небольшой (особенно хэтчбек) и оснащение этой машины прицепом здорово повышает его пригодность к грузоперевозкам. Перед установкой по прилагаемому к комплекту чертежу размечаются места для будущих отверстий в заднем подрамнике. После этого, чтобы установить прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля, следует просверлить отверстия в кузове. Лучше пользоваться сверлами несколько большего (0,5 -1 мм) диаметра, чем устанавливаемые в них болты.

Вы должны знать опорную нагрузку

Вы можете узнать больше о нагрузке прицепа прицепа и нагрузке прицепа. В тексте используются следующие термины. Опорная нагрузка - это не что иное, как вес, с которым тяга прицепа нажимается на шаровую головку муфты на буксировочном транспортном средстве. Это значение не только важно, когда вы путешествуете с караваном, но в принципе во всех поездках с прицепами. Это связано с тем, что вес прицепа во многом определяется тем, сколько прицепа находится в дороге и сколько груза можно загрузить в трейлер.

Как рассчитать нагрузку на поддержку?

Рекомендуется всегда максимально допускать допустимую нагрузку на опору. Нормативное положение указывает, что несущая нагрузка должна составлять не менее 4 процентов от фактического веса прицепа. Однако ему не нужно больше 25 килограммов. Для старых автомобилей вам необходимо найти соответствующую информацию в своем автомобиле. Он обычно расположен на маленьком знаке внутри задней двери или задней двери. В случае отсоединяемого сцепного устройства прицепа нагрузка под нагрузкой обычно подвергается прямому воздействию.

Обратите внимание! После сверления кузова отверстия должны быть обязательно защищены антикоррозийным составом, чтобы предотвратить появление ржавчины. После того как отверстия обработаны, можно устанавливать монтажный комплект - поперечину и кронштейн с шаром. После затяжки болты рекомендуется также покрыть антикором. В нижней части автомобиля ржавчина появляется особенно быстро. Установка самого фаркопа обычно затруднений не вызывает.

Что ещё необходимо знать о ТСУ

На прицепе есть также соответствующий отпечаток. Производители обычно указывают для этого значение в 100 килограммов. Если значения максимальной несущей нагрузки на прицепе и на буксировочном транспортном средстве различаются, меньшее значение всегда учитывается.

Опорная нагрузка также важна для разгруженных прицепов

Даже без нагрузки, нагрузка на трейлер должна достигать, по крайней мере, юридически необходимого 4-процентного предела. Большинство трейлеров приносят это с самого начала, используя небольшой физический трюк: колесная ось не находится точно в центре тяжести прицепа, но слегка перемещается назад. Это создает избыточный вес в передней части - трейлер толкает себя вниз с более высоким весом. Расстояние между центром тяжести и осью колеса называется центром тяжести.

Самое трудное здесь, как показывает практика, точность разметки для сверления отверстий. Гораздо сложнее (и зачастую занимает большую часть времени) происходит подключение электрики фаркопа.

Подключение электрического разъема

Согласно действующему законодательству прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля должно дублировать все световые приборы задней части тягача. Для этого он оснащен соответствующей светотехникой и имеет унифицированный разъем для подключения к бортсети автомобиля. Со стороны самого транспортного средства такой разъем предстоит монтировать самостоятельно. Комплект по установке предполагает наличие всех соответствующих проводов и колодок. Этот разъем обычно снабжен схемой коммутации габаритных огней, поворотников, стоп-сигналов.

Подключаться следует внутри багажника автомобиля, проведя жгут через уже существующее отверстие либо просверлив дополнительное для него. Если все подключено правильно, то светотехника прицепа будет полностью повторять все световые сигналы автомобиля-буксировщика.

Заключение

В последнее время все чаще можно увидеть машины, оснащенные фаркопами. На это есть свои причины. Сторонние грузоперевозки довольно дороги, а чаще всего требуется перевозить мелкий негабарит, который в любом грузовике займет лишь уголок кузова, но в обычную легковушку уже не поместится. Поэтому прицепное устройство для прицепа легкового автомобиля - весьма желанная покупка хозяйственного автолюбителя.

Прицепы к легковым автомобилям
(С официального разрешения сборника "Полезные страницы" )

При эксплуатации прицепа владельцу не только потребуются специфические навыки вождения, но и пригодятся некоторые знания о его устройстве.

Основные понятия

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.
Автомобиль-тягач (далее - автомобиль) - механическое транспортное средство, буксирующее прицеп.
Снаряженная масса прицепа - его собственная масса с запасным колесом (если прицеп им комплектуется), без груза.
Разрешенная максимальная или полная масса - масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

легкие и тяжелые .
Легкие - прицепы с разрешенной максимальной массой не более 750 кг.
Тяжелые - прицепы с разрешенной максимальной массой более 750 кг. В обязательном порядке оснащаются тормозной системой.


Правила регистрации прицепов к легковым автомобилям в РФ

Прицепы к легковым автомобилям в обязательном порядке подлежат регистрации в ГИБДД. При продаже через розничную торговую сеть или при таможенном оформлении на прицеп выдаются паспорт транспортного средства (ПТС), справка-счет и номерной знак "Транзит". В ПТС содержится информация о марке и модели, а также 1 идентификационном номере (VIN), годе выпуска, полной массе, номере кузова и/или рамы. Справка-счет является документом, подтверждающим право владения прицепом. Транзитные номера дают право его транспортировки до места постоянной регистрации. Прицеп должен быть зарегистрирован по месту жительства владельца не позднее 5 суток после его приобретения, снятия с учета или таможенного оформления либо в течение срока действия регистрационного знака "Транзит". При регистрации по месту жительства владельцу выдается свидетельство о регистрации и регистрационный знак.

Прицепы подлежат техосмотру один раз в два года, если с года их выпуска прошло не более 5 лет (включая год выпуска), и один раз в год, если прошло более 5 лет. Месяц представления прицепа на осмотр указывается в талоне технического осмотра. Как правило, он устанавливается таким же, как у автомобиля, с которым прицеп эксплуатируется, либо выбирается в соответствии с последней цифрой государственного регистрационного знака.


Правила эксплуатации

Водители, имеющие категории "В", "С" или "Д" водительского удостоверения, могут эксплуатировать легкий прицеп. При категории "В" можно пользоваться прицепом только в том случае, если его разрешенная максимальная масса не превышает массы снаряженного автомобиля, а сумма разрешенных максимальных масс автомобиля и прицепа не превышают 3500 кг. В противном случае, а также для буксировки тяжелого прицепа, требуется открытие категории "Е" водительского удостоверения.


Оборудование автомобиля-тягача

Для буксировки прицепа автомобиль-тягач должен быть оснащен специальным тягово-сцепным устройством (в дальнейшем - ТСУ) и штепсельной розеткой для питания электрооборудования прицепа. Существуют два основных типа ТСУ:

  • петля-скоба с фиксатором . Состоит из скобы, в которую вдевается кольцо, закрепленное на узле сцепки прицепа и пальца, фиксирующего кольцо в скобе. Широко распространена на грузовых автомобилях и автомобилях с повышенной проходимостью;
  • беззазорное шаровое ТСУ . Состоит из сцепного шара диаметром 50 мм (стандарт в РФ ОСТ 37.001.096-77, международный стандарт ИСО-1103-76) и металлической конструкции, с помощью которой ТСУ жестко крепится к задней части кузова автомобиля.

Различные модели ТСУ могут крепиться к кузову автомобиля через кронштейны бампера и(или) непосредственно к силовым элементам кузова и полу багажника. Среди отечественных автомобилей штатные точки крепления ТСУ имеет только семейство ВАЗ-2108-15. При установке устройства на прочие автомобили предполагается самостоятельная разметка и сверление крепежных отверстий. На большинстве автомобилей перед установкой ТСУ, как правило, приходится снимать задний бампер.

Существуют разборные конструкции ТСУ, позволяющие снимать крюк со сцепным шаром.

Штепсельная розетка закрепляется на специальном кронштейне ТСУ. Она подключается к соответствующим проводам заднего жгута проводки автомобиля (в багажнике вблизи фонарей заднего хода). Цвета проводов жгута, идущих к соответствующим фонарям, указываются в схеме электрооборудования автомобиля. Наиболее распространенная схема контактов розетки ТСУ для легковых автомобилей изображена на рис. 1.

Если прицеп шире тягача и закрывает обзор через штатные зеркала заднего вида, то на автомобиле с обеих сторон должны быть установлены зеркала заднего вида на удлиненных кронштейнах. Прицеп должен быть укомплектован двумя противооткатными упорами для установки под колеса при остановке на уклонах.


Классификация прицепов по назначению

Прицепы к легковым автомобилям делятся на универсальные грузовые , предназначенные для перевозки различных грузов, и прицепы специального назначения .

К прицепам специального назначения относятся:

  • самосвалы для перевозки сыпучих грузов;
  • цистерны для перевозки жидкостей;
  • прицепы для перевозки техники - лодок, гидро- или мотоциклов, снегоходов и т.п.;
  • прицепы-автовозы для перевозки автомобилей;
  • туристические прицепы для багажа и комфортного отдыха туристов;
  • прицепы-дачи - с объемным кузовом, предназначенные для отдыха и ночлега туристов на стоянках. Обычно оборудуются газовой плиткой, емкостями для воды, биотуалетом и т.п.;
  • коммерческие прицепы - передвижные павильоны для торговли, оснащенные необходимым оборудованием (холодильником, витриной и т.п.);
  • прицепы для перевозки животных (например, скаковых лошадей).
Устройство прицепов

Основные узлы прицепа - рама, дышло, кузов и подвеска .

Рама универсальных грузовых прицепов обычно выполняется в виде металлической сварной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов и двух-четырех поперечин. Прицепы для перевозки техники имеют пространственную раму.

Дышло - А-образный или I-образный горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа. На дышле находятся узел сцепки, страховочные тросы, складная подставка (у некоторых прицепов).

На дышле может размещаться запасное колесо прицепа. Дышло бывает складным (в сложенном состоянии убирается под днище прицепа) или съемным и оснащается удлинителем для перевозки длинномерных грузов. Некоторые типы складного дышла позволяют, не отсоединяя прицеп от тягача, опрокидывать кузов назад, что удобно при разгрузке сыпучих грузов, например песка.

Кузова универсальных грузовых прицепов бывают металлическими сварными или сборными оцинкованными или окрашенными. Существуют также модели с металлическим каркасом и деревянным полом и бортами. Задний борт, а иногда и остальные, может откидываться, облегчая погрузку и разгрузку прицепа. Некоторые модели имеют надставные борта, увеличивающие полезный объем кузова. Большинство универсальных прицепов снабжено съемным прорезиненным тентом, который монтируется на разборном металлическом каркасе.

Прицепы для перевозки техники вместо кузова оснащаются специальными, как правило, регулируемыми ложементами (полозьями), на которые укладывается перевозимый груз. Наиболее дорогие модели имеют пол и крышу из стеклопластика, а также снабжаются лебедками и опускающейся платформой для удобства погрузки-разгрузки техники.

У прицепов-автовозов кузов представляет собой массивную платформу, приспособленную для надежного крепления транспортируемого автомобиля. Такие прицепы оснащаются мощной лебедкой, упорными стойками, препятствующими опусканию платформы при погрузке, и перфорированными трапами, не позволяющими колесам автомобиля скользить.

Кузова прицепов-дач и коммерческих прицепов изготавливают из многослойных панелей (так называемых сандвич-панелей 2 ), закрепленных на металлическом каркасе.

Кузов туристического прицепа - пластиковый или металлический короб, внутри которого размещается складной палаточный домик.


Подвеска

Прицепы к легковым автомобилям могут быть одноосными или двухосными . Прицеп с двумя осями, расстояние между которыми меньше 1 м, называют прицепом со спаренной осью . На одноосных прицепах наибольшее распространение получили следующие виды подвесок.


Ступицы и колеса

Производители оснащают прицепы ступицами собственной конструкции или используют узел, аналогичный ступице легкового автомобиля (как правило, "Жигулей", "Москвича-2140" или ГАЗ-31029). Некоторые прицепы позволяют использовать два типа колес, как "жигулевские", так и "москвичевские". На колеса прицепов монтируются, как правило, камерные шины, для которых установлены нормы остаточной высоты рисунка протектора шин, аналогичные нормам для шин автомобилей-тягачей (соответственно 1,6 мм для легковых автомобилей). Не допускается установка на одну ось прицепа диагональных шин вместе с радиальными, а также шин с различным рисунком протектора. Необходимое давление в шинах при разном уровне загрузки прицепа иногда указывается в руководстве по эксплуатации последнего.


Тормоза

Прицепы могут оснащаться следующими видами тормозных систем.

Рабочая тормозная система - предназначена для торможения прицепа при буксировке. Она не увязывается с рабочей тормозной системой автомобиля, а вступает в работу в зависимости от нагрузки, действующей на узел сцепки (так называемый тормоз наката инерционного типа ). Система состоит из устройства управления (рис. 2), расположенного на узле сцепки, и колесных тормозных механизмов (обычно барабанных). Когда автомобиль тормозит, прицеп начинает "догонять" его, упираясь в узел сцепки. Это усилие через поршень и систему рычагов и тяг приводит в действие колесные тормозные механизмы. Когда торможение автомобиля прекращается, "толкающая" сила на узел сцепки исчезает и тормозные механизмы прекращают работу. Продольные колебания прицепа, способные вызвать срабатывание тормозной системы, гасятся горизонтальным амортизатором. Такая конструкция позволяет передавать на колеса прицепа тормозное усилие, пропорциональное замедлению автомобиля. При движении задним ходом у большинства прицепов требуется принудительно отключать рабочую тормозную систему, однако существуют модели, механика рабочей тормозной системы которых "различает" режим торможения и движения задним ходом.

Стояночная тормозная система - предназначена для затормаживания прицепа на стоянке, как вместе с автомобилем, так и отдельно от него. Состоит из рычага стояночного тормоза, аналогичного ручному тормозу автомобиля, который действует на привод рабочей тормозной системы.

Аварийная тормозная система - предназначена для аварийного затормаживания прицепа при нарушении сцепки с тягачом. Выполняется в виде дополнительного страховочного троса, включающего привод колесных тормозных механизмов в случае обрыва ТСУ во время движения.

Согласно ПДД, тормозной путь автомобиля с прицепом, как оборудованным рабочей тормозной системой, так и без нее, при торможении на ровном сухом асфальте со скорости 40 км/ч до полной остановки должен быть не более 13,6 (14,5) м 3 .


Световая сигнализация и электрооборудование прицепов

Все прицепы оснащаются приборами световой сигнализации . К обязательным приборам относятся:

  • два задних указателя поворота оранжевого цвета;
  • два задних стоп-сигнала красного цвета;
  • два задних габаритных фонаря красного цвета;
  • фонарь освещения номерного знака белого цвета;
  • один или два задних противотуманных фонаря красного цвета 4 ;
  • два задних треугольных световозвращателя красного цвета (вершины треугольников должны быть направлены вверх);
  • два передних белого цвета;
  • два боковых нетреугольных световозвращателя оранжевого цвета.

Кроме того, прицепы шире 1,6 м должны иметь два передних габаритных фонаря белого цвета, а прицепы длиннее 6 м - два боковых габаритных фонаря оранжевого цвета.

Питание электроприборов осуществляется от автомобиля через розетку на ТСУ. Для этого к дышлу прицепа крепится штепсельная вилка. Как правило, электропроводка прицепов выполняется по однопроводной схеме: минус ("масса") - на кузове прицепа, а плюс - по проводам).

Прицепы-дачи и коммерческие прицепы оснащаются внутренним электрооборудованием: освещением салона (дежурное освещение 12 В), бортовой вилкой и кабельной розеткой для подключения к внешней сети 220 В, распределительным щитом, освещением витрины, принудительной вытяжной вентиляцией и другим дополнительным оборудованием. Электрооборудование таких прицепов обычно выполняется по двухпроводной схеме.


Рекомендации

При выборе прицепа к легковому автомобилю следует обратить внимание на следующее:

  • его габариты должны соответствовать предполагаемому месту хранения прицепа;
  • одинаковый типоразмер колесных ступиц прицепа и автомобиля позволит обходиться одним запасным колесом. В противном случае придется возить дополнительное запасное колесо.

Сразу после покупки прицеп следует укомплектовать домкратом. Многие прицепы не имеют на кузове штатных гнезд для установки домкрата, и использование большинства штатных автомобильных домкратов оказывается затруднительным. Такие прицепы лучше всего поднимать гидравлическим телескопическим или ромбическим домкратом с удлиненным воротком, подставляя его под рычаг или балку подвески прицепа.


При установке ТСУ на автомобиль желательно:
  • обработать отверстия под его крепеж антикоррозионным составом (например, "Мовилем");
  • подключая розетку ТСУ к проводке автомобиля, пропаять и тщательно заизолировать все соединения;
  • обильно смазать сцепной шар пластичной смазкой (например, "Литолом-24");
  • закрыть сцепной шар колпаком, что снизит налипание на него пыли и песка, приводящих к абразивному износу шара и узла сцепки. Кроме того, это поможет не испачкаться, загружая или разгружая багажник автомобиля. Самодельный колпак можно изготовить, например, из теннисного мяча.
во многом определяет безопасность движения. Груз следует размещать равномерно таким образом, чтобы его центр тяжести находился над осью (или между осями) прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на ТСУ и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой. Смещение назад приведет к подъему задней части автомобиля, что снизит сцепление с дорогой задних колес. Чем выше центр тяжести груза, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость. Весь груз должен быть надежно закреплен.

Предельно допустимая нагрузка на шар ТСУ указывается в руководстве по эксплуатации прицепа и автомобиля и, как правило, составляет от 30 до 90 кг. Нагрузку несложно измерить с помощью напольных весов. Для этого следует установить доску длиной 35-45 см одним торцом под узел сцепки, а другим - на напольные весы. Для корректировки развесовки загруженного прицепа можно использовать мелкий груз и запасное колесо.

Управление автомобилем с прицепом имеет ряд существенных отличий от обычного вождения.

При обслуживании прицепа особое внимание следует уделять узлу сцепки. Причиной стука в области ТСУ может быть люфт между узлом сцепки и сцепным шаром. Если нет индикатора износа, то люфт определяется на соединенном с автомобилем прицепе резким вертикальным раскачиванием дышла.

Перед каждым выездом необходимо:

  • проверить наличие смазки в механизме узла сцепки;
  • проверить и при необходимости устранить регулировкой люфт между узлом сцепки и сцепным шаром;
  • отрегулировать давление в шинах;
  • убедиться в надежности соединения страховочных тросов или цепей;
  • проверить работу приборов световой сигнализации прицепа.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов заводы-изготовители прицепов, предоставившие технические данные для сводной таблицы .


1 Некоторые заводы-изготовители не присваивали прицепам VIN; возможна запись "год выпуска не установлен"; в случае отсутствия сведений от производителя полная масса может не указываться; номер кузова и/или рамы может отсутствовать (в этом случае ставится отметка "б/н").
2 Например, наружная сторона - окрашенный алюминий или пластик, наполнитель - теплоизолирующий материал, внутренняя сторона - фанера.
3 Для транспортных средств, производство которых было начато до 1.01.1981 г.
4 Допускается эксплуатация ранее выпускавшихся прицепов, в которых прибор не предусмотрен заводом-изготовителем.