Успехи современного естествознания. Безопасность техногенная Техногенная безопасность предприятия

Техногенная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов людей, объектов экономики от воздействий и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Основными причинами возникновения крупных техногенных аварий и катастроф в России являются:

  • - недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов в энергетике, на транспорте и в промышленности, включая производства повышенного риска;
  • - низкое качество установленного оборудования, строительно-монтажных и ремонтных работ, низкий уровень эксплуатации энергетических объектов;
  • - нерациональное размещение производительных сил, приведшее к концентрации производств повышенного риска на небольших площадях вблизи от крупных населенных пунктов.

Наметившееся в последние годы уменьшение количества возникающих аварий и катастроф и их последствий в значительной мере связано с принятием соответствующих мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

К этим мерам следует отнести:

  • - внедрение экономических механизмов, стимулирующих принятие мер по предупреждению аварий и катастроф;
  • - улучшение взаимодействия ведомственных и межведомственных надзорных органов;
  • - комплекс организационно-технических мероприятий по развитию системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • - совершенствование организационной структуры и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в том числе ее территориальных и функциональных подсистем, деятельности органов управления РСЧС и более эффективное взаимодействие их с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Вместе с тем, сделанные прогнозные оценки с учетом современного социально-экономического состояния страны, прогрессирующего износа основных производственных фондов на фоне начавшегося определенного роста промышленного производства, показывают, что в период до 2010 года среднегодовое суммарное количество относительно крупных аварий и катастроф может сохраниться еще на достаточно высоком уровне.

Расчеты показывают, что меры, направленные на снижение вероятности таких аварий и катастроф, связаны с очень большими затратами. Поэтому в промышленно развитых странах, в том числе и России, перешли от принципа обеспечения абсолютной безопасности к принципу достижения такого уровня риска, какой только возможен с учетом социальных и экономических факторов, к так называемому принципу приемлемого риска.

Вместе с тем, экономическое состояние России существенно ограничивает возможности установления достаточно низких показателей приемлемого риска. Сегодня показатели рисков возникновения тяжелых аварий и катастроф на потенциально опасных объектах в России на 1-2 порядка выше показателей рисков, достигнутых в мировой практике в последние годы.

В связи с этим главной задачей улучшения обеспечения техногенной безопасности в России на сегодняшний день является, прежде всего, возможное снижение вероятности возникновения аварийных ситуаций в техногенной сфере и ущерба от них.

Существенное влияние на снижение вероятности возникновения крупномасштабных катастроф должно оказать внедрение государственной системы нормирования безопасности (ГСНБ) сложных технических систем, которая содержит общие требования запретительного, предписывающего и разрешительного характера, обязательные для выполнения и находящиеся под государственным контролем. В основе этой системы обязательно наличие следующих нормативных документов:

  • - перечней потенциально-опасных объектов;
  • - методик оценки опасности объектов и последствий возможных катастроф;
  • - требований к безопасности объектов, а также региональных программ обеспечения безопасности и др.

Взаимосвязанная система условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, сформулирована в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» . Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Он направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий аварий в случае их возникновения. В нем оговорены предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательного декларирования промышленной безопасности объекта. Законом, в частности, предписывается лицензирование ряда видов деятельности, связанных с обеспечением безопасности, разработка декларации промышленной безопасности и страхование риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Сфера влияния указанного федерального закона распространяется на производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются определенные виды опасных веществ.

Кроме того, вопросы обеспечения пожарной, радиационной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений регулируются специальными федеральными законами:

«О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ, который определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями;

«Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ, который определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, в том числе направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды;

«О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ, который определяет правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности, принципы и мероприятия по обеспечению безопасности, устанавливает гигиенические нормативы (допустимые дозы облучения) на территории Российской Федерации и ответственность за невыполнение или за нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности;

«О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, который регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в период от начала их проектирования до ликвидации гидротехнических сооружений и другими.

Вместе с тем, следует отметить, что проблемы ресурса и безопасности сложных систем на сегодня окончательно не отработаны и являются предметом дальнейших исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Как правило, создание системы безопасности сложной технической системы реализуется по следующему алгоритму: производится оценка вероятности и возможного ущерба от аварии, оценивается приемлемый уровень риска, осуществляется построение с помощью инженерных и организационных мер системы защиты от чрезмерной опасности.

Таким образом, проблема сводится к решению технической задачи, оперирующей понятиями предприятия или отрасли, хотя представление о техногенной сфере, как особом созданном человеком мире, требует междисциплинарного, неклассического подхода. Такому подходу созвучна концепция техносферной безопасности, согласно которой безопасность необходимо рассматривать не как свойство объекта (качество, надежность), за которое отвечает то или иное ведомство, а как всестороннюю взаимную защищенность человека, окружающей среды и биосферы от вредных воздействий техногенной сферы вообще и защищенность последней от человека и окружающей среды.

Проблему техногенной безопасности необходимо рассматривать не только как научно-техническую, а скорее как социально-экономическую и социально-психологическую проблему. При этом необходимо исходить из того, что безопасность пользуется приоритетом в вопросах сохранения жизни и здоровья личности, нормального функционирования и развития общества, среды обитания и жизнедеятельности перед любыми другими интересами и целями в сфере личной и общественной деятельности и общечеловеческих ценностей.

Существует и несколько иной взгляд на проблемы обеспечения безопасности. Традиционно, анализируя причины сложившейся ситуации в области обеспечения безопасности, специалисты разных отраслей ссылаются на целый ряд объективных факторов: сложные природные условия, износ основных производственных фондов, катастрофическое состояние городских инфраструктур и транспорта, недостатки нормативной правовой базы, недостаток финансирования и т.д. Однако в результате такого анализа, как правило, не дается ответ на вопрос «почему сложившаяся ситуация воспроизводится»?

Вместе с тем, вывод напрашивается следующий: однотипные аварии и катастрофы воспроизводятся и повторяются из-за того, что не анализируется имеемый опыт и не используется в последующей деятельности.

Примером может служить положение дел на химически опасных объектах. На большинстве из них имеются автоматические или автоматизированные системы, обеспечивающие возможность в той или иной степени осуществлять обнаружение аварийной ситуации. Однако уровень технического совершенства этих систем имеет существенный разброс, многие из них морально и физически устарели, поскольку более 57% их находятся в эксплуатации более 20 лет.

Контроль и обнаружение аварийных ситуаций только путем постоянного или периодического наблюдения за показаниями соответствующих приборов, выбросами, проливами и другими явлениями и факторами, специально выделенными для этих целей должностными лицами, не могут обеспечить необходимую безопасность, особенно учитывая тот факт, что в последние годы мелкие аварии на производстве стали практически нормой жизни. Так, в химической и нефтехимической отраслях промышленности России ежегодно происходит около 1500 аварий, связанных с утечками взрывоопасных и вредных продуктов из технологических систем, возгораниями, взрывами, сбросами загрязняющих веществ в водоемы.

В Японии один из принципов, положенных в основу системы промышленной безопасности, состоит в том, что между крупными и мелкими авариями существует лишь тонкая грань: до тех пор, пока не покончено с мелкими авариями, не исключена возможность и крупных. Поэтому после каждой новой аварии должен проводиться анализ содержания деятельности по обеспечению безопасности.

Методологически он включает в себя следующие этапы:

  • - инвентаризация существующих «знаний об опасностях» и их пересмотр после каждого нового негативного явления;
  • - разработка (на основе наличных знаний) особых превентивных мер, «вживляемых» в подведомственную деятельность средствами управления;
  • - анализ причин каждого фактически имевшего место нового негативного явления (т.е. анализ «связки» из наличных знаний, принимавшихся мер и негативных последствий);
  • - принятие новых мер (в новых социальных, политических или производственных ситуациях) на основе новых знаний.

Необходимо отметить, что нынешняя ситуация в России такова, что большинство параметров развития экономики и общества находятся в критической области. С теоретической точки зрения это означает, что набор главных, ключевых переменных, характеризующих безопасность человека, быстро меняется со временем. Природные и техногенные катастрофы оказываются гораздо более тесно связанными с социальными бедствиями, чем при стабильном общественном развитии. Отсюда следует неэффективность большинства традиционных методов управления безопасностью, используемых в условиях системного кризиса.

В настоящее время в России на основе накопленного опыта создается теория безопасности и риска. Она формируется именно сейчас потому, что с одной стороны, человечеством осознается угроза, которую несут аварии, катастрофы и стихийные бедствия, а с другой стороны, - развитие точных наук достигло необходимого уровня для содержательного анализа этой области.

Однако мало знать закономерности развития катастрофических процессов, предсказывать кризисы, создавать механизмы предупреждения бедствий. Надо добиваться, чтобы эти меры были понятны людям, востребованы ими, перешли бы в повседневную жизнь, находя свое отражение в политике, производстве, психологии человека.

Эксперты внятно и доступно разъясняют, как действовать согласно закону. Обновляются 3 раза в год – не нужно часами отслеживать изменения. Эксперты все делают за Вас.

  • 4 базы с полным комплектом нормативной документации по всем сферам техногенной безопасности и охране труда. Обновляется в режиме 24/7 – как только происходят изменения законодательства. Есть шаблоны документов с образцами заполнения.
  • Услуга «Задай вопрос эксперту» . Дополнительно платить не нужно. Число вопросов не ограничено!
  • Дополнительные материалы , не вошедшие в справочники: профессиональные новости, видео семинары, интересные практические статьи и инструменты для работы.

4 системы по цене двух!

  • Нормативная база
  • Комплект шаблонов ЛНА
  • Рекомендации экспертов
  • Сервис «Задай вопрос эксперту»
  • Обновляется в режиме 24/7

1. В базах документов:

  • Полный свод нормативно-правовых актов по охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности. Обновляется оперативно – по мере изменения в законодательстве.
  • Шаблоны локальных документов: заполнил – распечатал – собрал комплект для проверки.
  • Чек-листы (мини инструкции для раздачи сотрудникам).
  • Инструкции по охране труда и пожарной безопасности.
  • Таблицы для расчетов

2. Онлайн сервис «Задай вопрос эксперту».

3. В справочниках на сайте:

Информационно-правовая система «Настольный справочник специалиста по охране труда»

  • Свод законодательства по охране труда
  • Организация работ по охране труда
  • Санитарно-бытовое обслуживание
  • Специальная оценка условий труда
  • Работы с повышенной опасностью
  • Производственный травматизм (Несчастные случаи) и профзаболевания
  • Устройство и содержание промышленных предприятий
  • СУОТ: внедрение, обеспечение, оптимизация
  • В помощь молодому специалисту по охране труда

Информационно-правовая система «Настольный справочник инженера промышленной безопасности»

  • Свод законодательства по промышленной безопасности
  • Обеспечение исполнения требований промбезопасности на предприятии
  • Регистрация ОПО
  • Выполнение требований по лицензированию отдельных видов деятельности в области промбезопасности
  • Применение технических устройств на ОПО
  • Экспертиза промышленной безопасности
  • Требования к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО
  • Федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
  • Специальные требования промбезопасности (по типам ОПО)

Информационно-правовая система «Пожарная безопасность зданий»

  • Ответственность за нарушения в области пожарной безопасности
  • Как подготовить объект к проверке ГПН
  • Риск-менеджмент в сфере пожарной безопасности
  • Обязательные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на предприятии
  • Работа с персоналом
  • Избежание жертв и сокращение убытков при пожаре
  • Вопросы и ответы
  • В помощь молодому специалисту по пожарной безопасности

Информационно-правовая система «Экологическая безопасность предприятия: Практический справочник для специалиста»

  • Правовое поле специалиста по экологической безопасности
  • Экологический контроль и надзор
  • Организация экологической службы на предприятии
  • Воздухоохранная деятельность на предприятии
  • Порядок использования водных ресурсов на предприятии
  • Безопасное обращение с отходами на предприятии
  • Финансово-экономические аспекты экологической безопасности
  • Система экологического менеджмента (СЭМ) на предприятии
  • Рациональное использование недр
  • Ресурсосбережение
  • Особо охраняемые природные территории
  • Порядок использования лесных ресурсов. Охрана лесов
  • Вопросы и ответы

АВТОРЫ

Аверьянова Светлана Валентиновна - эксперт Северо-Западной Ассоциации «Безопасный труд».
Барков Николай Васильевич - канд. техн. наук, действительный член Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), заведующий отделом охраны труда и экологии Федерации профессиональных союзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, заслуженный эколог России.
Беляев Сергей Васильевич - руководитель отдела охраны труда международной производственной компании. Дипломированный менеджер системы безопасности труда / EHS manager (охрана труда, здравоохранение, окружающая среда); специалист по разработке, внедрению и эксплуатации корпоративных систем управления безопасностью труда (брошюры по безопасному поведению и ПБ).
Белянин Василий Алексеевич - инспектор по пожарной безопасности.
Васин Владимир Иванович - ген. директор ЗАО «Регистр-Консалтинг».
Гринёв Павел Георгиевич - ведущий инженер по охране труда.
Давыдов Роман Викторович - преподаватель Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.
Казмировский Евгений Леонидович - доктор бизнес-администрирования в области менеджмента качества, эксперт по сертификации систем менеджмента.
Катулина Римма Дмитриевна - консультант по практическим и нормативно-правовым вопросам охраны труда (сферы: строительство, фармацевтическая, пищевая промышленность, склады).
Квашук Виталий Иванович - специалист отдела организации службы и пожаротушения Управления организации пожаротушения регионального центра МЧС России.
Ковалев Виктор Павлович - специалист по охране труда, промышленной, пожарной и экологической безопасности с опытом работы по специальности в компаниях различных форм собственности и производственной деятельности.
Коноплев Сергей Николаевич - канд. техн. наук, преподаватель кафедр «Технологии строительства ВИТУ» и «Технологии производства строительных изделий и конструкций», с 2002 по 2008 гг. ведущий специалист Госстройнадзора.
Кругликов Виктор Николаевич - проректор по учебной работе Университета бизнес-технологий (ТИБ), доктор пед. наук, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ), автор более 60 научных трудов.
Лаврова Валерия Станиславовна - генеральный директор издательства «Троицкий мост», юрист, специалист по административному праву.
Линд Татьяна Валерьевна - юрист, партнер и руководитель практики трудового права ООО «ТэКа Групп».
Марцынковский Дмитрий Александрович - исполнительный директор ООО «Русский Регистр - Международная сертификация». Сертифицированный ведущий аудитор в отечественной и международной системах сертификации. Сертифицированный менеджер по управлению рисками «Русского Регистра».
Овсянников Роман Юрьевич - генеральный директор ООО «СтройКонсалтинг Санкт-Петербург».
Одёрышев Андрей Васильевич - канд. техн. наук, доцент кафедры подъемно-транспортных машин Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.
Олейник Сергей Михайлович - консультант (ISO 9001; ISO 14001; OHSAS 18001) ООО «СтройКонсалтинг Санкт-Петербург».
Пашин Николай Петрович - доктор экон. наук, профессор, генеральный директор Федерального государственного учреждения «Всероссийский институт охраны и экономики труда» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Прусс Станислав Анатольевич - руководитель электротехнического отдела ООО «Системы энергоэкологической безопасности», специалист по проведению энергоаудита крупных промышленных предприятий.
Салтыков Алексей Владимирович - главный инженер ЗАО «АТЭК».
Саркисьянц Лев Тигранович - начальник отдела охраны труда ООО «Стройтрубнадзор-сервис».
Фаустов Сергей Андреевич - доцент Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, кафедра «Безопасность жизнедеятельности».
Фролов Олег Петрович
Шклярик Владимир Алексеевич - доцент, старший преподаватель негосударственного образовательного учреждения «Учебно-методический центр добровольного пожарного общества Центрального района Санкт-Петербурга» (НОУ УМЦ).
Шкрабак Владимир Степанович - заслуженный деятель науки и техники РФ, доктор техн. наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет.
Шкрабак Роман Владимирович - канд. техн. наук, доцент кафедры Профессиональной аттестации и внедрения инноваций, ФГБОУ ВО СПбГАУ ОСП ДПОС «Академия менеджмента и агробизнеса».
Щур Денис Леонидович - начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра «Дело и Сервис», специалист по трудовому праву.
Автономная некоммерческая организация «Санкт-Петербургский Университет бизнес-технологий» (www.tib.edu.ru)
Алексеев Сергей Андреевич - доцент кафедры охраны водных ресурсов и безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций.
Буренина Галина Александровна - доктор экон. наук, Президент АНО «Санкт-Петербургский Университет бизнес-технологий».
Гореин Николай Федорович - начальник отдела по страхованию ответственности и сложных технических рисков ООО «БИН Страхование».
Гусинский Константин Николаевич - эксперт по подтверждению соответствия требованиям технического регламента «О безопасности лифтов» Органа по сертификации ЗАО «Росдиагностика».
Дорошевич Татьяна Михайловна - канд. техн. наук, эксперт промышленной безопасности ООО «Велес».
Калинин Алексей Петрович - канд. техн. наук, ведущий специалист ООО «Газпром Газобезопасность».
Коллектив авторов НОУ «Учебный комбинат» - Негосударственное образовательное учреждение дополнительного и начального профессионального образования «Учебный комбинат» - учреждение дополнительного и начального профессионального образования. Оказывает консультационные услуги и реализует широкий спектр программ ускоренной профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководителей, специалистов и рабочих по вопросам промышленной безопасности и охраны труда и др. (тестовые задания по курсу «Промышленная безопасность»).
Лёвкин Владимир Александрович - генеральный директор ЗАО «Телеинтерфон», консультант по вопросам информационных технологий.
Маглёна Станислав Моисеевич
Минин Владимир Михайлович - канд. техн. наук, исполнительный директор СРО Некоммерческое партнерство экспертных организаций по промышленной безопасности «Северо-Запад».
Мурзинов Евгений Александрович - главный эксперт Автономной некоммерческой организации «Региональный центр научно-технического обеспечения промышленной безопасности Северо-Западного административного округа».
Надточий Константин Владимирович - руководитель проектов УК «Система».
Нифонтов Юрий Аркадьевич - доктор техн. наук, член-корреспондент РАЕН, заведующий кафедрой экологии промышленных зон и акваторий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
Осика Лев Константинович - канд. техн. наук, руководитель Департамента реализации проектов энергоэффективности и энергосбережения ООО «Центра энергоэффективности ИНТЕР РАО ЕЭС».
Приземлин Василий Васильевич - руководитель МТУ Технологического и экологического надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по СЗФО.
Стрежик Николай Семенович - зам. начальника отдела по экспертизе объектов химического надзора.
Стряпин Владимир Петрович - академик Санкт-Петербургской инженерной академии, проректор по стратегическому развитию АНО «Санкт-Петербургский Университет бизнес-технологий».
Терентьев Вячеслав Иванович - доктор техн. наук, академик РАЕН, генеральный директор ОАО «Водоканал-Инжиниринг», заслуженный работник ЖКХ РФ.
Фролов Олег Петрович - канд. экон. наук, заслуженный экономист Российской Федерации.
Шиянова Ксения Андреевна - ведущий инженер по экспертизе промышленной безопасности.
Алмаев Гельман Хайдарович - специалист по пожарной безопасности.
Гладущик Станислав Игоревич - главный андеррайтер, заместитель генерального директора ООО «Адвант-Страхование».
Горбунов Григорий Анатольевич - полковник внутренней службы МЧС, эксперт в области пожарной безопасности.
ГОУ «УМЦ ГОЧС Тульской области» - учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области.
Денисов Виктор Николаевич - канд. техн. наук, доцент кафедры технологии, организации и экономики строительства ВИ (ИТ) ВА МТО (Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева).
Лазаренко Андрей Владимирович - начальник отдела гражданской обороны и защиты персонала от чрезвычайных ситуаций.
Питулько Ксения Викторовна - канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Северо-Западного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.
Рязанов Владимир Алексеевич - специалист по охране труда и пожарной безопасности.
Сачевко Андрей Львович - майор внутренней службы, заместитель начальника отдела пропаганды и идеологии Северо-Западного регионального центра МЧС России.
Голдобина Анна Сергеевна - государственный инспектор Ленинградской области по охране природы, ведущий специалист отдела водного контроля Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области, юрист.
Кодолова Алёна Владимировна - канд. юрид. наук, научный сотрудник Санкт-Петербургского научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН.
Круглова Рената Степановна - заместитель директора негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования и повышения квалификации специалистов «Экологический учебный центр». Под ее руководством специалистами Центра и его партнерами разработано и реализуется более 20 обучающих программ. Научный редактор брошюр под девизом «Делимся опытом». Возглавляет отдел экологического образования ФГУ «Государственный природоохранный центр». Награждена Благодарностью ЗакСа Санкт-Петербурга и Почетной грамотой Минприроды РФ.
Степанов Михаил Юрьевич - генеральный директор ООО «Радиус».
Сутчев Константин Александрович - эколог Службы качества ОАО «СТРОЙ-ТРЕСТ».
Фирсов Юрий Викторович - заместитель начальника управления экологического контроля Росприроднадзора.
Шаршакова Марина Сергеевна - ведущий инженер-эколог ООО «Строительные Технологии».

1 В настоящее время проблема низкого уровня безопасности в техногенной сфере признается одной из наиболее значимых, о чем свидетельствует разработанная федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года». При этом стоит отметить, что проблема управления безопасностью в техногенной сфере постепенно оформляется в определенную область научного познания, о чем говорит рост числа исследований по данной проблеме, а также попытки, как теоретического осмысления, так и носящие практический характер попытки выработки комплекса мероприятий по противодействию роста риска в техногенной сфере.

В решении проблем безопасности исключительно важна экономическая составляющая. И дело даже не в том, чтобы правильно посчитать или спрогнозировать ущерб от аварий и катастроф, хотя это, конечно, необходимо уметь делать. Гораздо важнее построить и ввести в действие эффективные экономические механизмы стимулирования практической деятельности по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций и привлечения требующихся для этого немалых инвестиций. В настоящее время реализуется комплекс целевых исследований, направленных на разработку процедур оценивания уровня безопасности, с учетом взаимосвязанных факторов стоимости и надежности, построение отдельных элементов и в целом государственной системы экономики катастроф.

На региональном и объектовом уровне создаются системы поддержки принятия управленческих решений, включающие в себя экономические модели, методики и программные средства обеспечения живучести и безопасной эксплуатации сложных технических систем и особо опасных производств, стабильности работы отраслей и административных систем управления в условиях природных и техногенных катастроф.

На практике это, в частности, выражается в составлении планов развития предприятий с учетом требований безопасности. При этом осуществляется соответствующая экономическая проработка не только по вопросам технического перевооружения и совершенствования технологических процессов, но и по выполнению компенсационных мероприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. В числе наиболее распространенных по отношению к деятельности предприятий в области безопасности следует назвать такие экономические механизмы как: плата за риск, квотирование риска; перераспределение риска; стимулирования снижения риска; комплексная оценка социально-экономического эффекта управления риском.

Экономические механизмы федерального и территориального уровней управления, используемые для решения задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусматривают планирование, нормирование и финансирование мероприятий по безопасности объектов и территорий. В частности, установление платы и размеров платежей за использование территорий под размещение объектов, потенциально опасных для здоровья и имущества проживающего населения, за возможный ущерб окружающей природной среде. Широко распространена практика предоставления предприятиям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при реализации ими мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий.

Эффективной формой государственного регулирования безопасности являются договора и лицензии на использование, строительство, переоборудование потенциально опасных объектов, которые заключается между инвестором или пользователем объекта и органом исполнительной власти субъекта РФ (республики, края, области, автономной области, автономного округа, района, города). Подобного рода документы оформляются на основании заключения экспертизы МЧС России на уровень потенциальной опасности намечаемой хозяйственной или иной деятельности, а также при наличии лицензии на право ведения такой деятельности. Указанный договор обладает весьма широкими экономико-правовыми возможностями. Он предусматривает условия использования природных ресурсов, права и обязанности инвестора или пользователя потенциально опасного объекта, размеры платежей за обусловленный уровень риска, ответственность сторон, порядок возмещения ущерба и разрешения возможных споров. Лицензия на право ведения данного рода деятельности, выдается собственнику особо опасного объекта специально уполномоченными на это государственными органами Российской Федерации. В лицензии указываются виды, объемы и допустимые лимиты хозяйственной деятельности, а также требования по обеспечению безаварийности потенциально опасных производств и социально-экономические последствия их несоблюдения. Лимиты являются системой социально-экономических ограничений потенциально опасной деятельности и представляют собой установленные на определенный срок предприятиям предельно допустимые объемы возможного социально-экономического ущерба от чрезвычайной ситуации на данной территории. Лимиты формируются, исходя из необходимости поэтапного достижения предельного объема ущерба, с учетом экологической обстановки в регионе и степени его экономического развития.

Плата за возможные социально-экономи0ческие последствия чрезвычайных ситуаций включает в себя стоимость возможного ущерба экономике, окружающей природной среде, системам жизнеобеспечения населения, здоровью людей, а также размеры выплат за право вести потенциально опасную, сверхлимитную и нерациональную опасную деятельность. Порядок исчисления и применения нормативов платы за возможный социальноэкономический ущерб от деятельности потенциально опасных объектов определяется Правительством Российской Федерации. Сам факт внесения платы не освобождает потенциально опасные предприятия от необходимости выполнения мероприятий по снижению риска и смягчения последствий аварий и катастроф. Заметную роль в решении задач регулирования безопасности играет существующая в стране система государственных чрезвычайных страховых фондов, объединяющая федеральный чрезвычайный страховой фонд, страховые фонды субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Такие фонды аккумулируют средства предприятий и организаций, отечественных и зарубежных юридических и физических лиц, в том числе:

  • платы в связи с последствиями чрезвычайных ситуаций;
  • суммы по искам о возмещении ущерба и штрафов за правонарушения;
  • средства от реализации произведенной на потенциально опасных объектах и конфискованной продукции;
  • ассигнования, полученные в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных
  • средств фонда в деятельности предприятий и других юридических лиц;
  • инвалютные поступления.

Рес урсы государственных чрезвычайных страховых фондов расходуются на:

По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации нередко создаются внебюджетные негосударственные фонды за счет:

Законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предусматриваются различные виды экономического стимулирования деятельности по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчения их возможных последствий.

К числу наиболее популярных льгот, предоставляемых государством, относятся:

  • освобождение от налогообложения чрезвычайных страховых фондов и внебюджетных негосударственных фондов;
  • передача на договорных условиях части средств чрезвычайных страховых фондов под процентные займы предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам для реализации мер по гарантированному снижению социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
  • установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов предприятий, организаций, учреждений чрезвычайных страховых фондов;
  • применения поощрительных цен и надбавок на продукцию, производимую на предприятиях, снижающих риск чрезвычайных ситуаций и смягчающих последствия аварий и катастроф;
  • введение специального налогообложения продукции, производимой на потенциально опасных объектах с применением опасные технологии;
  • применение льготного кредитования организаций, предприятий и учреждений независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих деятельность по снижению опасности производства.

В стране осуществляется добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, учреждений и организаций, объектов их собственности и доходов, а также граждан, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Средства, образующиеся в результате страховой деятельности, используются на осуществление превентивных мероприятий и компенсацию ущерба. Порядок страхования и перестрахования рисков и использования средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование программ и мероприятий по снижению опасности и компенсации возможного ущерба производится за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также из средств предприятий и организаций, резервов финансовых ресурсов, внебюджетных фондов, кредитов банков, добровольных взносов населения, инвестиций.

Разработка и применение указанных и других видов экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативно-правовой системы, позволяют ученым составлять и предлагать к реализации научно обоснованные комплексные программы обеспечения безопасного социально-экономического развития объектов и территорий. Поэтому результаты научных исследований и системного анализа опасностей в техногенной сфере оказывают, и будут оказывать определяющее влияние на концептуальные подходы государства к проблемам безопасности. Разработка и использование вероятностных моделей развития общества и основных производственных процессов с учетом риска возникновения техногенных аварий и катастроф становится одним из главных условий обеспечения гарантированного уровня безопасности жизнедеятельности и приемлемого риска аварий и катастроф.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного и техногенного характера в РФ до 2010 года»
  2. Бурков В.Н., Грацианский Е.В., Дзюбко С.И., Щепкин А.В. Модели и механизмы управления безопасностью. Серия «Безопасность». - М.: СИНТЕГ, 2001, 160 с.

Библиографическая ссылка

Округин Д.Г., Яричина Г.Ф. О РОЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В УПРАВЛЕНИИ ТЕХНОГЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 8. – С. 71-73;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13975 (дата обращения: 30.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

2. Техногенная безопасность

К техногенным относят опасности, возникающие в процессе функционирования технических объектов по причинам непосредственно не связанных с деятельностью человека, обслуживающего эти объекты.

Иначе говоря, техногенными называют опасности, связанные непосредственно с природой механизмов, машин, сооружений, технических устройств.

Техногенные опасности следует предупреждать соответствующими мероприятиями, направленными на совершенствование техники.

Техногенные опасности по воздействию на человека могут быть:

Механическими;

Физическими;

Химическими;

Психофизиологическими.

Механические опасности создаются падающими, движущимися, вращающимися объектами природного и искусственного происхождения.

Механическими опасностями естественного свойства являются обвалы и камнепады в горах, снежные лавины, сели, град и др.

Носителями механических опасностей искусственного происхождения являются механизмы и машины, различное оборудование, транспорт, здания и сооружения, воздействующие в силу различных обстоятельств на человека своей массой или другими свойствами.

В результате действия механических опасностей возможны телесные повреждения различной тяжести.

Объекты, представляющие механическую опасность можно разделить на два класса – энергетические и потенциальные.

Механические опасности распространены во всех видах деятельности людей (спортивной, бытовой, производственной).

Рассмотрим некоторые опасности техногенного характера и их влияние на людей.

2.1 Вибрация

Вибрация – это малые механические колебания, возникающие в упругих телах, которые воспринимаются организмом человека как сотрясение.

Для всего тела в положении сидя резонанс наступает на частотах 4 – 6 Гц. При повышении частоты колебаний выше 0,7 Гц возможны резонансные колебания в органах. Для органов, расположенных в грудной клетке и брюшной полости (грудь, диафрагма, живот) резонансными являются частоты 3 – 3,5 Гц.

В зависимости от характера контакта работника с вибрирующим оборудованием разделяют на:

Локальную вибрацию (передается в основном через конечности рук и ног);

Общую (передается через опорно-двигательный аппарат)

При действии на организм общей вибрации в первую очередь страдает:

Опорно-двигательный аппарат;

Нервная система;

Анализаторы (такие как вестибулярный, зрительный, тактильный).

У рабочих вибрационных профессий отмечены головокружения, расстройства координации движений, симптомы укачивания. Под влиянием общих вибраций отмечается снижение болевой, тактильной и вибрационной чувствительности.

Вибрационная болезнь от воздействия общей вибрации и толчков регистрируется у водителей транспорта и транспортно-технологических машин и агрегатов на заводах железобетонных изделий. Рабочие жалуются на боли в пояснице, конечностях, в области желудка, отсутствие аппетита, бессонницу, раздраженность, быструю утомляемость.

Бич современного производства, особенно машиностроения – локальная вибрация. Локальной вибрации подвергаются, главным образом, лица, работающие с ручным механизированным инструментом. Локальная вибрация вызывает спазмы сосудов кисти, предплечий, нарушая снабжение конечностей кровью. Одновременно колебания действуют на нервные окончания, мышечные и костные ткани, вызывают отложения солей в суставах пальцев.

Интенсивность вибрации в жилых домах зависит от расстояния до источника. Наибольшие уровни вибрации, зарегистрированные в радиусе 20 м от источника, вызывает негативную реакцию у 73 % жителей, а на расстоянии 35-40 м колебания ощущают 17 % жителей.

Чрезмерные мышечные нагрузки;

Неблагоприятные климатические условия, особенно пониженная температура, повышенная влажность;

Шум высокой интенсивности;

Психо-эмоциональный стресс.

Влияние вибрации на организм человека

Амплитуда колебаний вибрации, мм Частота вибрации, Гц Результат воздействия
До 0,015 Различная Не влияет на организм
0,016-0,050 40-50 Нервное возбуждение с депрессией
0,051-0,100 40-50 Изменение в центральной нервной системе, сердце и органах слуха
0,101-0,300 50-150 Возможно заболевание
0,101-0,300 150-250 Вызывает виброболезнь

Источники вибрации:

Транспортеры сыпучих грузов;

Перфораторы;

Пневмомолотки;

Электромоторы.

В зависимости от характера контакта работника с вибрирующим оборудованием различают:

Локальную вибрацию – передается в основном через конечности рук и ног;

Общую – передается через опорно-двигательный аппарат.

Локальная вибрация – имеет место в основном при работе с вибрирующим ручным инструментом или настольным оборудованием.

Общая вибрация – преобладает на транспортных машинах, в производственных цехах тяжелого машиностроения, лифтах, т.е. где вибрируют полы, стены или основное оборудование.

Тело человека рассматривается как сочетание масс с упругими элементами, имеющими собственные частоты, которые для плечевого пояса, бедер и головы относительно опорной поверхности (положение «стоя») – составляет 4-6 Гц, головы относительно плеч (положение «сидя») – 25-30 Гц.

Для большинства внутренних органов собственные частоты лежат в диапазоне 6¸9 Гц.

Интенсивность вибрации в жилых домах зависит от расстояния до источника. Наибольшие уровни вибрации, зарегистрированные в радиусе до 20 м от источника, вызывают негативную реакцию у 73% жителей, а на расстоянии 35-40 м колебания ощущают 17% жителей.

Систематическое воздействие общих вибраций, характеризующихся высоким уровнем виброскорости, приводит к вибрационной болезни, которая характеризуется нарушениями физиологических функций организма, связанными с поражением центральной нервной системы. Эти нарушения вызывают головные боли, головокружения, нарушения сна, нарушение работоспособности, ухудшение самочувствия, нарушение сердечной деятельности.

К факторам производственной среды, усугубляющим вредное воздействие вибрации на организм, относятся:

1. чрезмерные мышечные нагрузки,

2. неблагоприятные микроклиматические условия, особенно пониженная температура, повышенная влажность,

3. шум высокой интенсивности,

4. психо-эмоциональный стресс.

Защита от вибрации

Борьба с вибрацией в источнике ее возникновения;

Виброгашение;

Виброизоляция;

Применение средств специальной индивидуальной защиты.

Шум – совокупность звуков различной частоты и интенсивности, беспорядочно изменяющихся во времени.

Шум влияет на весь организм человека:

1. угнетает центральную нервную систему;

2. вызывает изменение скорости дыхания и пульса;

3. способствует нарушению обмена веществ;

4. способствует возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонической болезни.

Под влиянием шума возникает бессонница, снижение общей работоспособности и производительности труда.

Для нормального существования человеку нужен шум (уровень звукового давления) в 10-20 дБ. Это шум листвы, парка или леса.

Окружающие нас шумы имеют разный уровень звука:

Разговорная речь – 50-60 дБ;

Автосирена – 100 дБ;

Шум двигателя легкового автомобиля 80дБ;

Громкая музыка – 70 дБ;

Молния-130 дБ;

Отбойный молоток – 90 дБ.

Шум с уровнем звукового давления до 35 дБ является привычным для человека.

Уровень звукового давления 40-75 дБ в условиях бытовой или природной среды создает значительную нагрузку на нервную систему, вызывает ухудшения самочувствия;

Воздействие шума уровнем свыше 75 дБ может привести к потере слуха;

При действии шума высоких уровней (140 дБ) возможен разрыв барабанных перепонок, контузия;

При действии шума более 160 дБ возможна смерть.

Длительное воздействие шума 80-90 дБ приводит к профессиональной глухоте.

Установлена зависимость между повышением уровня шума в квартире с 35 до 50 дБ и значительным увеличением периода засыпания.

Уровень шума в ночное время не должен превышать 35 дБ. На шум 35-40 дБ реагируют 13% спящих, а на 45 дБ – 35% спящих.

Пробуждение наступает обычно при уровне шума 50,3 дБ.

Виды шума:

Ударный (штамповка, ковка);

Механический (трение, бой);

Аэродинамический (в аппаратах и трубопроводах при больших скоростях движения воздуха).

Источники шума:

Все виды транспорта;

Промышленные объекты;

Строительные машины;

Музыкальные инструменты;

Группа людей и отдельные люди.

Техническое оснащение зданий (лифты);

Санитарное оснащение зданий (воздуховодные сети, сливные краны туалетов);

Бытовые приборы.

Методы борьбы с шумом:

Уменьшение шума в источнике;

Звукопоглощение;

Звукоизоляция;

Акустическая обработка помещений;

Уменьшение шума на пути его распространения;

Установка глушителей шума;

Рациональная планировка предприятий и цехов;

Применение средств индивидуальной защиты.


... ; Морского отделения Украинского научно-исследовательского гидрометеорологического института МЧС Украины – субъекта системы государственного мониторинга окружающей природной среды; заключения – Государственного управления охраны окружающей природной среды в г. Севастополе Минприроды Украины; Государственной экологической инспекции в г. Севастополе Минприроды Украины; Института биологии южных морей...

Развития пгт. Казанка, а также исторических, культурных и других интересов населения района – места расположения маслоцеха. Исходя из этого, при оценке воздействия планируемой деятельности объекта на окружающую среду, были приняты следующие экологические ограничения: - по загрязнению атмосферного воздуха - ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных пунктов; - по...

Проведения ОВОС обеспечивается доступность общественности к информации по ОВОС и проводятся общественные слушания (общественные обсуждения материалов ОВОС). Процедура оценки воздействия на окружающую среду 6. В процессе разработки предплановой, предпроектной и проектной документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность в Республике Казахстан, процедура ОВОС проводится в...

Потоков переработки (регенерации) отработанной смазки представлена на листе 6. Вывод. В главе было проанализировано образование и утилизация отхода III класса опасности – отработанной смазки буксовых узлов, образующийся при работе пассажирского вагонного депо Ростов. Был дан анализ существующих методов утилизации отработанных смазочных материалов и разработана технологическая схема и схема...