Закон 127 ф3 доступным языком. Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке. Наблюдение за исполнение закона

Размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.

5. Руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по сбору, составлению, ведению и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении, сбор, регистрация и обобщение которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо если указанная информация искажена.

Реестр требований кредиторов в качестве реестродержателя ведется профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

В случае непредставления таких сведений или несвоевременного их представления арбитражный управляющий или реестродержатель и должник не несут ответственность за причиненные в связи с этим убытки.

7. Комитет кредиторов для реализации своих полномочий вправе избрать своего представителя. Такое решение оформляется протоколом заседания комитета кредиторов.

В случае признания несостоявшимися повторных торгов конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, вправе оставить предмет залога за собой с оценкой его в сумме на десять процентов ниже начальной продажной цены на повторных торгах.

1. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.

При получении саморегулируемой организацией копий ходатайств, содержащих требование об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и направленных в арбитражный суд лицами, участвующими в деле о банкротстве, а также при направлении саморегулируемой организацией в арбитражный суд ходатайства об отстранении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего в порядке, установленном статьей 45 настоящего Федерального закона.

4. В случае освобождения или отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве вознаграждение ему не выплачивается с даты его освобождения или отстранения.

От трех миллионов рублей до десяти миллионов рублей - двадцать семь тысяч пятьсот рублей и две десятых процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над тремя миллионами рублей;

Заявлять в арбитражный суд ходатайства об отстранении от участия в деле о банкротстве арбитражного управляющего - члена саморегулируемой организации в случае исключения арбитражного управляющего из членов саморегулируемой организации в срок не позднее дня, следующего за днем такого исключения;

О компенсационном фонде саморегулируемой организации (размере имущества, составляющего компенсационный фонд, инвестиционной декларации компенсационного фонда, фактах обращения взысканий на имущество компенсационного фонда);

5. Члены саморегулируемой организации обязаны раскрывать информацию о своей деятельности, подлежащую раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленными саморегулируемой организацией требованиями.

Документы, подтверждающие наличие сформированного компенсационного фонда саморегулируемой организации в размере и в порядке, которые установлены статьей 25.1 настоящего Федерального закона, или заверенные некоммерческой организацией копии таких документов;

Арбитражного суда на основании заявления органа по контролю (надзору) в случае выявления факта нарушения саморегулируемой организацией более двух раз в течение года иных требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, если это нарушение не устранено или носит неустранимый характер.

2. Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего составляет три миллиона рублей в год.

Умышленных действий или бездействия арбитражного управляющего, выразившихся в нарушении им требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации либо федеральных стандартов или стандартов и правил профессиональной деятельности;

Соблюдать требование о запрете быть аффилированным лицом саморегулируемой организации и специализированного депозитария или их аффилированных лиц.

22. Нарушение управляющей компанией установленных настоящим Федеральным законом и инвестиционной декларацией требований к составу и структуре имущества, составляющего компенсационный фонд саморегулируемой организации, является основанием для расторжения договора с управляющей компанией.

Количество членов национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих составит менее чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, по заявлению данного объединения, а также по заявлению не являющейся членом данного объединения любой саморегулируемой организации, поданному не ранее чем через шесть месяцев со дня возникновения указанного обстоятельства.

Информировать орган по контролю (надзору) об изменении состава членов национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, о внесении изменений в учредительные документы национального объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и об изменении иных касающихся его сведений.


Несостоятельность (банкротство) — неспособность или отказ от уплаты задолженностей физического или юридического лица, в связи с отсутствием денежных средств. Основополагающим законодательным актом, регулирующим соответствующий процесс, а также устанавливающим права и обязательства кредиторов и непосредственных должников, является закон № 127.

С момента ввода ФЗ «О банкротстве» в действие, территориальные суды рассмотрели сотни заявлений о признании несостоятельности объектов различного назначения. Закон работает эффективно, несмотря на сомнения большинства специалистов и простых граждан.

Общие положения закона о несостоятельности

Первичная редакция ФЗ закона, принятая участниками Государственной Думы 27 сентября 2002 года и одобрена специализированным Советом Федерации 16 октября, касалась только юридических лиц.

До 2015 года такого понятия, как банкротство физических лиц, в законодательной базе РФ не существовало. После проведения обширной реформы, начатой в 2014 году, право на признание своей несостоятельности заработали и простые российские граждане. Главная цель нормативно-правового акта — установление факта несостоятельности объекта. Независимо от наименования предполагаемого предмета, суть всегда остается единой — законное списание части задолженности перед кредиторами, покрытие которой, , не представляется возможным. Установление факта по закону производится через Арбитражный суд, с проведением всех обязательных мероприятий.

Правила и порядок проведения процедуры регулируются главой 2 действующего Федерального закона. Здесь описываются основные стадии производства: обращение в судебный орган, назначение контрольного управляющего, восстановление, наблюдение, деменция, временная администрация, банкротство.

Для каждой категории хозяйствующих объектов предусматривается определенная группа сроков ( ), которые имеют императивный характер, и их нарушение не допускается. Для юридических лиц — от полугода, для физических лиц — до полугода. Последние изменения коснулись сроков для процедуры в отношении граждан, согласно которым признание о банкротстве по закону будет производиться быстрее, чем раньше.

Какие были внесены изменения?

Последняя редакция ФЗ о банкротстве была опубликована 26 декабря 2017 года, вступившая в законодательную силу с 01 января 2018 года. Разработчиками закона были внесены изменения в процедуру установления банкротства в отношении физических лиц, в части императивных сроков. Процесс наблюдения конкурсным управляющим ранее составлял более одного календарного месяца. После введения поправок срок был урезан до двух недель.

В представлении большинства обывателей понятие банкротства ассоциируется с полным крахом и разорением. Однако процедура банкротства на самом деле является эффективным инструментом решения финансовых проблем должника, у которого накопились большие долги по налогам или кредиту, задолженность поставщикам, арестовано имущество или в отношении которого вынесено судебное решение о взыскании долга, с которым нет возможности рассчитаться.

Кроме того, что процедура банкротства позволяет должнику сбросить с себя бремя задолженности, закон также «страхует» поручителей несостоятельных заемщиков от перспективы самому оказаться должником.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ был принят в октябре 2002 года. В соответствии с Гражданским законодательством России, закон определяет основания для признания должника банкротом, прописывает комплекс мер по предупреждению наступления банкротства, регулирует порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о несостоятельности, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Читайте подробнее о банках и банковской деятельности

Под должником может пониматься как физическое (в т.ч. индивидуальный предприниматель), так и юридическое лицо (организация, предприятие и др). Закон однако не распространяется на госкорпорации и отдельные фонды.

Закон очень масштабный, содержит 12 глав, включающих в себя 233 статьи (20 из них на настоящий момент полностью утратили силу).

За прошлый 2017 год закон претерпел множество поправок. Рассмотрим изменения, внесенные в закон в ноябре:

Подпункт 6 п. 2 ст. 189.31 закона был дополнен. Временная администрация, назначаемая в случае приостановления деятельности исполнительных органов кредитной организации, в процессе реализации их полномочий (проведения обследования, установления наличия оснований для отзыва лицензии (ст. 20 закона о банках № 395-1-ФЗ), разработки мероприятий по финансовому оздоровлению организации и осуществлению иных функций, предусмотренных п. 1 ст. 189.31 ФЗ 127), получает доступ ко множеству документов и и имеет множество функций. В частности, администрация получает право организовывать собрание учредителей, «в том числе выполняя предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах» действия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации в части организации, подготовки и проведения общего собрания акционеров».

В случае, если к осуществлению комплекса мер по предупреждению банкротства банка был привлечен Банк России, назначенные им Агентство или Управляющая компания, исполняя функции временной администрации, помимо основных полномочий, прописанных в ст. 189.31 настоящего закона, приобретают также дополнительные возможности.

Пункт 4 статьи 189.34 был дополнен подпунктами 1.1 и 1.2. Таким образом, временная администрация в лице Агентства или Управляющей компании приобрела дополнительное право принимать решение:

  • Об использовании резервного и иных фондов банка для покрытия его убытков;
  • О конвертации требований кредиторов по субординированным кредитам на обыкновенные акции (доли в уставном капитале) банка, в том числе о конвертации облигаций банка в акции.

Статья 189.50 об изменении размера уставного капитала банка и состава акционеров банка по решению Банка России была дополнена пунктом 20.1 . Данный пункт содержит особенности, с учетом которых проводится общее собрание банка после увеличения его уставного капитала и приобретения Банком России или Управляющей компанией акций банка в количестве не менее 75% (для банков в форме ООО — не менее 3/4 от общего числа голосов):

  • Решение о созыве общего собрания принимается не ранее даты зачисления на лицевой счет акций, размещенных в ходе дополнительного выпуска;
  • Дата, на которую определяются лица, имеющие право на участие в общем собрании акционеров, не может быть установлена ранее даты принятия решения о созыве и более чем за десять дней до даты проведения собрания вне зависимости от повестки;
  • Сообщение о проведении общего собрания акционеров доводится до лиц, имеющих право на участие, не позднее чем за неделю;
  • Если повестка собрания содержит вопросы об избрании членов совета директоров, образовании единоличного исполнительного органа или досрочном прекращении его полномочий, образовании коллегиального исполнительного органа, избрании членов ревизионной или счетной комиссии, предложения по кандидатам должны поступить не менее чем за три дня до собрания акционеров. Решение временной администрации о включении их в список кандидатур для голосования принимается не позднее, чем за день до проведения собрания;
  • Управляющая компания, выполняя функции единоличного исполнительного органа (в соотв. с пунктом 16 ст. 189.50), самостоятельно проводит подготовку к общему собранию акционеров (порядок прописан в ст. 54 закона об акционерных обществах);
  • Уведомление участников о проведении общего собрания может быть произведено только после внесения Банком России или Управляющей компанией в уставной капитал дополнительного вклада и не позднее, чем за 10 дней до проведения собрания участников;
  • Общее собрание акционеров банка проводится только в очной форме. Бюллетени передаются лицам, имеющим право голоса, только в день проведения собрания;
  • После зачисления акций на лицевой счет, либо внесения дополнительного вклада в уставной капитал банка и до даты проведения общего собрания акционеров, полномочия совета директоров банка приостанавливаются. На первом собрании полномочия председателя осуществляет представитель Банка России.

В последней редакции от 27 декабря 2017 года были внесены изменения в абзац второй пункта 2 статьи 7.1. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом возникает у конкурсного кредитора — кредитной организации, «а также у конкурсного кредитора — государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» с даты возникновения у должника признаков банкротства».

Порядок банкротства физических лиц

Ввиду масштабности закона возникает необходимость рассматривать его положения, разделив закон на определенные смысловые части. Перейдем к теме банкротства физических лиц и индивидуальных предпринимателей (в т.ч. завершивших свою деятельность), которую регламентирует глава X (статьи 213.1 — 213.32 § 1.1) «Банкротство гражданина». Отдельные положения также содержатся в главах I — III.1, VII, VIII, параграфе 7 главы IX и параграфе 2 главы XI настоящего федерального закона.

В России процедура банкротства физических лиц была узаконена в июне 2015 года. Тогда же законом была закреплена возможность применения трех инструментов дела о банкротстве физических лиц: реструктуризации, реализации имущества должника, заключения мирового соглашения.

Представим краткое содержание главы X закона, обозначив тезисы параграфа 1.1 о реструктуризации долгов гражданина и реализации его имущества:

  • Регулирование отношений, связанных с банкротством;
  • Применяемые процедуры, возбуждение производства по банкротству;
  • Заявление гражданина или кредитора о признании физического лица банкротом; рассмотрение заявления на предмет обоснованности;
  • Собрание кредиторов в случае банкротства физического лица; финансовый управляющий;
  • Правовое положение кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества;
  • Требования к физическому лицу, в отношении задолженности которого может быть представлен план реструктуризации;
  • Представление проекта плана реструктуризации, содержание, прилагаемые документы; одобрение проекта плана собранием кредиторов;
  • Рассмотрение проекта арбитражным судом, основания для отказа в утверждении;
  • Внесение изменений в план по инициативе собрания кредиторов или физического лица и продление срока исполнения; отмена плана;
  • Завершение исполнения;
  • Решение арбитражного суда о признании физического лица банкротом;
  • Имущество, подлежащее реализации и правила данной процедуры;
  • Порядок удовлетворения требований кредиторов, завершение расчетов и освобождение от обязательств;
  • Пересмотр завершения реструктуризации или реализации имущества, возобновление производства по делу о банкротстве;
  • Последствия признания физического лица банкротом (ст. 213.30 закона 127 ФЗ рассмотрим подробно);
  • Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с мировым соглашением;
  • Оспаривание сделки должника-гражданина.

Обращение физического лица в суд с заявлением о признании его банкротом может быть как правом, так и обязанностью. Обязательной является ситуация, когда задолженность накопилась перед несколькими кредиторами и гражданин понимает, что, даже погасив ее часть, не сможет выплатить оставшуюся сумму. Соответствующие обстоятельства подробно прописаны в статье 213.4 ФЗ 127.

Решение о признании банкротства физических лиц принимается арбитражным судом. Для того чтобы судебная канцелярия приняла заявление на рассмотрение, должны быть соблюдены следующие обязательные условия (ч. 2 ст. 213.3 закона 127 ФЗ):

Долг должен составлять не менее 500 тысяч рублей, а просрочка — не менее 3 месяцев.

Процесс признания физического лица банкротом происходит в следующем порядке:

  • Сбор документов : сведения о статусе, долгах, сделках, имуществе и др. готовятся за трехлетний период, предшествующий подаче заявления в суд. Полный перечень приведен в статье 213.15. Представляемые документы должны подтвердить банкротство физического лица и убедить суд в отсутствии возможности погасить долг. Если вопреки представленным документам в собственности у гражданина имеется дорогостоящая недвижимость, яхты и пр., суд не только откажет физическому лицу в банкротстве, но также может привлечь его к административной или даже уголовной ответственности за обман и мошенничество;
  • Составление заявления. При оформлении банкротства физического лица, обязательно участие финансового управляющего. Для этого необходимо обратиться в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (СРО АУ). Заявление заполняется согласно установленной форме:
    • В шапке указывается наименование суда, паспортные и контактные данные кандидата в банкроты;
    • В содержание заявления должны быть включены перечень кредиторов, сведения об общей сумме долга (долги по погашению обязательных платежей и возмещению вреда жизни и здоровью, если такие имеются, прописываются отдельно);
    • Должны быть перечислены факторы, приведшие к плачевному финансовому состоянию физического лица;
    • Учитываются текущие судебные процессы: исковые требования, исполнительные производства и др.;
    • Должна быть представлена опись имеющихся у физического лица собственности и банковских счетов, в том числе заграничных;
    • Указываются сведения о выбранной СРО АУ;
    • Прикладывается квитанция об оплате государственной пошлины. На настоящий момент составляет 300 рублей (п. 5 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).
  • Подача заявления. С оформленным заявлением следует обращаться в арбитражный суд по месту жительства. Сделать это можно как лично, так и отправив документы письмом или в электронной форме;
  • Принятие решения судом. Рассмотрение заявления физического лица о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судок в срок от 15 дней до 3-х месяцев (ч. 5 ст. 213.6 закона 127 ФЗ). Если суд принял заявление на рассмотрение, в конечном итоге возможны три ситуации:
    • Реструктуризация заключается в изменении условий выплаты долга. Данная процедура позволяет восстановить платежеспособность должника и погасить долги согласно утверждаемому плану. На протяжении процедуры реструктуризации приостанавливается начисление пеней, штрафов и иных санкций. Претендовать на реструктуризацию могут физические лица со стабильным доходом;
    • Реализация собственности производится в соответствии с указаниями финансового управляющего, который проводит опись имущества и его оценку, определяет сроки реализации. Обычно процесс занимает длительное время (до полугода). Единственное жилье и личные вещи физического лица не подлежат реализации;
    • Мировое соглашение заключается еще до признания лица банкротом. Достижение такой договоренности дает должнику возможность отсрочки на условленный срок требований по погашению долга без его реструктуризации или продажи имущества.
  • Признание банкротства означает, что суд и кредиторы, после того, как были исполнены все возможные меры для максимального погашения долга, признали неплатежеспособность физического лица и прекращают в отношениеинего финансовое преследование.

Процедура банкротства — «удовольствие» не из дешевых.

Если государственная пошлина, уплачиваемая при подаче заявления, и стоимость публикации в ЕФРСБ (Едином федеральном реестре сведений о банкротстве) составляют в сумме менее 1000 рублей, то услуги финансового управляющего обойдутся не менее, чем в 10 тысяч рублей + 2% от стоимости реализованного имущества или объема удовлетворенных требований.

На практике, окончательная сумма затрат превышает 150-200 тысяч рублей, поэтому резонность банкротства при долге в 500 тысяч рублей — достаточно сомнительна.

Правовые последствия

Крайне ответственно к процедуре банкротства необходимо подходить физическим лицам, являющимся владельцами или руководителями организаций и предприятий. Доля акций банкрота-учредителя будет выставлена финансовым управляющим на продажу, что грозит большими рисками для стабильной деятельности организации. В случае признания банкротом руководителя, по закону тот лишается своего поста на срок в три года, а компания в связи с этим претерпевает тяжелый удар по репутации.

Если существуют предпосылки к банкротству, рациональным решением будет расторжение трудового договора по собственному желанию руководителя или заблаговременный вывод физического лица из круга учредителей компании.

Большое число ограничений согласно закону начинает действовать еще в процессе рассмотрения дела о банкротстве:

  • На время процесса физическое лицо лишается права проведения сделок купли-продажи и дарения имущества, передачи его в залог, выдачи поручительства;
  • Судом может быть вынесен запрет на выезд из России;
  • Запрещено распоряжаться средствами на банковских счетах, а все банковские карты должны быть переданы финансовому управляющему. Однако в случае, если суд принял решение о реструктуризации, за гражданином сохраняется право открыть специальный банковский счет, средствами на котором он может распоряжаться без согласования с финансовым управляющим. Однако сумма совершенных операций в месяц не должна превышать 50 000 рублей (согласно ч. 5.1 ст. 213.11 закона 127 ФЗ).

Правовые последствия процедуры банкротства являются ее самым значительным минусом. В отличие от потенциальных рисков, как для кредиторов — понести убытки, так и для самого физического лица — остаться без значительной части накоплений и имущества, правовые последствия неизбежны .

В статье 213.30 закона ФЗ 127 прописаны последствия, наступающие после признания гражданина несостоятельным и прекращения производства по делу о банкротстве:

  • На протяжении пяти лет при обращении за получением кредита или займа, гражданин обязан сообщать кредитору о своем банкротстве;
  • Если имела место реализация имущества, в течение пятилетнего срока новая процедура банкротства не может быть запущена по заявлению физического лица;
  • Как уже было сказано, гражданин лишается права занимать должность руководителя или каким-либо образом участвовать в управлении компанией на 3 года. В течение пяти лет он не вправе занимать управленческие должности в таких организациях, как страховые и микрофинансовые компании, инвестиционные, паевые и негосударственные пенсионные фонды. Запрет на управление кредитными организациями составляет срок в 10 лет.

Скачать текст 127 ФЗ о банкротстве физических лиц

Чтобы ознакомиться подробно с положениями закона, касающимися процедуры признания физических лиц неплатежеспособными, предлагаемот 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Учесть самостоятельно все риски и нюансы человеку без опыта и знания механизмов банкротства сложно, поэтому настоятельно рекомендуем обратиться за консультацией к нашим специалистам.

Закон о банкротстве № 127-ФЗ был принят 26.10.2016 г. На его разработку и окончательное утверждение ушло почти 10 лет (первые попытки создать единый свод правил, регулирующих процедуру несостоятельности в России, пришлись на 1992 г.). После последних правок закон состоит из 233 статей и 12 глав.

Основные понятия и краткое содержание

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основные понятия, которыми оперирует 127-ФЗ от 26.10.2002 г., описаны в ст. 2 :

  • Под банкротством (несостоятельностью) понимается неспособность частного лица, ИП или организации удовлетворить в срок денежные требования кредиторов, выплатить вознаграждения по трудовым договорам и сделкам, внести обязательные платежи в бюджет. Банкрот - это статус, который присваивается должнику по решению арбитражного суда;
  • Должник - гражданин, ИП или организация, подавший заявление в суд на признание себя банкротом. У него есть денежные обязательства, которые он объективно не в состоянии исполнить из-за неплатежеспособности и недостаточности имущества;
  • Конкурсный кредитор - общее понятие. К нему относятся все, кому задолжал подавший заявление по ссудам, выплате вознаграждений по трудовым договорам, налогам и сборам и т. д. Это могут быть банки, госорганы, фонды, работники и т. д. В деле о банкротстве их интересы представляет собрание (или комитет) - особый выборный орган;
  • Арбитражный управляющий - гражданин РФ, входящий в СРО, обладающий необходимыми квалификацией и навыками для проведения процедуры банкротства. В зависимости от стадии производства и типа должника он может быть временным, административным, конкурсным, финансовым, внешним.

Банкротство - многостадийный процесс, при котором собственно судебному акту о признании заявителя несостоятельным предшествуют различные мероприятия, призванные обеспечить выполнение финансовых обязательств должника в полной мере.

127-ФЗ («Закон о банкротстве») состоит из нескольких крупных разделов, посвященных разным нюансам процедуры.

Помимо «Основных положений», содержащих определение понятий, области и границ применения, он включает :

  • Главу 2. Она описывает меры, которые должны способствовать предупреждению несостоятельности. Их можно принять на любой стадии производства;
  • Главу 3. Она утверждает порядок инициирования, хода рассмотрения, приостановления и окончания дела о банкротстве, полномочия участников, принятие документов и т. д.;
  • Главы 4–8. Они описывают проведение различный стадий банкротства юрлиц (наблюдение, оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение);
  • Главу 9. Она определяет нюансы банкротства разных категорий должников-организаций. До октября 2015 г. каждой из них был посвящен отдельный федеральный закон;
  • Главу 10. Она регулирует банкротство частных лиц, ИП и К(Ф)Х. Раздел введен в Закон о несостоятельности ФЗ № 154 и вступил в силу с октября 2015 г.;
  • Главу 11. Она утверждает порядок проведения упрощенной процедуры несостоятельности отсутствующего или ликвидируемого должника.
  • Глава 12 включает итоговые положения ФЗ: дату его вступления в силу, перечень переставших действовать статей законов и нормативных актов.

Что регулирует и когда применяется

Закон регулирует отношения, возникающие при неспособности частных и юридических лиц, ИП отдать долги кредиторам.

Он устанавливает :

  • Порядок подачи заявления и инициирование дела о несостоятельности;
  • Применение мер, направленных на предотвращение банкротства;
  • Введение в действие и ход различных стадий производства и т. д.

Действие закона распространяется на граждан, ИП и юридических лиц за исключением :

  • Муниципальных предприятий и учреждений;
  • Госкорпораций «Ростех», «Росатом», «Роскосмос», «Внешэкономбанк», госкомпании «Автодор», Фонд перспективных исследований, Фонд ЖКХ;
  • Публично-правовых компаний;
  • Политических партий;
  • Религиозных некоммерческих объединений.

Чтобы инициировать процедуру несостоятельности, должник, кредитор, управляющий или представитель ФНС подает заявление в арбитражный суд.

Арбитражный суд определяет наличие следующих признаков банкротства у граждан и ИП (ст. 213.3) :

  • Размер финансовых обязательств превышает полмиллиона рублей;
  • Просрочка по выплатам составляет более 3 месяцев;
  • Налицо неплатежеспособность и недостаточность имущества.

Для юрлица установлены следующие требования: (ст.ст. 3, 6, 8–9) :

  • Совокупный размер его денежных обязательств перед займодателями, работниками, госведомствами и фондами составляет более 300 тыс. руб.;
  • Оно не может платить по долгам в течение 3 или более месяцев;
  • Его активов (средств и имущества) недостаточно, чтобы полностью рассчитаться со всеми; или
  • Исполнение финансовых обязательств существенно осложнит или сделает невозможным дальнейшую хозяйственную деятельность.

Видео: Комментарии специалиста

Особенности закона «О банкротстве» №127 в отдельных случаях

Нормы, касающиеся граждан, были введены ФЗ № 153 от 29.06.2015 и начали действовать в октябре 2015 г.

Несостоятельность организаций

Банкротство организаций начинается с направления заявления в арбитражный суд от самого должника, его кредиторов, работников, налоговой службы. При этом если у последних обращение в АС - право, то у юрлица в некоторых случаях это обязанность. Она наступает, когда просрочка по выплатам задолженности превысит 3 месяца, и у компании нет ни денег, ни ресурсов, чтобы ее погасить.

Сам процесс делится на несколько этапов:

  • Подготовительный (наблюдение);
  • Два реабилитационных;
  • Один заключительный, предшествующий ликвидации - конкурсное производство (продажа имущества на торгах).

Цель арбитражного суда не только добиться от юрлица выполнения всех обязательств, но и сохранить ее активы и обеспечить дальнейшую хозяйственную деятельность.

На каждом этапе процедуры стороны вправе заключить мировое соглашение, то есть полюбовно договориться о графике погашения долга, рассрочке или отсрочке платежей, обеспечении.

Банкротство юрлиц длится от полугода (упрощенное производство) до 3,5 лет. Расходы на вознаграждение управляющему, публикацию сведений в госреестре, оплату услуг оценщиков, аудиторов и др. несет должник.

Граждан и ИП

Иск о признании гражданина несостоятельным в арбитражный суд может направить:

  • Сам должник;
  • Его кредиторы;

Суд, рассмотрев и посчитав заявление обоснованным, назначает финансового управляющего.

Банкротство граждан состоит из 2 процедур:

  1. Реструктуризации задолженности,
  2. Реализации имущества.

Реструктуризация - это реабилитационная процедура. Она вводится, если должник может благодаря наличию дохода самостоятельно исполнить свои обязательства перед кредиторами. Для этого у него есть срок, не превышающий 3 лет.

Если план поэтапного погашения задолженности не выполнен, гражданина признают несостоятельным. Начинается стадия реализации (продажи) имущества и расчетов с кредиторами. По итогам процедуры должник освобождается от финансовых обязательств.

Несостоятельность физлиц может длиться от 6 месяцев до 3,5 лет. На должника ложатся расходы на вознаграждение:

  1. Управляющему;
  2. Оценщику;
  3. За публикацию;
  4. Проведение торгов.

Последняя редакция

Последняя редакция закона датируется 03.07.2016 г. Часть изменений, привнесенных с 2019 г., начали действовать с 2019 г.

Нововведения касались :

  • Продажи имущества в залоге. С 15.07.2016 кредитор-залогодержатель вправе взыскать долг в счет имущества в ходе реабилитационных процедур по причине опасений, что с ним может что-нибудь случиться (есть риск подтверждения, гибели или снижения стоимости);
  • Членства в СРО. Кандидат на статус арбитражного управляющего обязан пройти 2-летнюю стажировку в помощниках (ранее 3 месяца);
  • Вознаграждения управляющего в деле о несостоятельности частного лица. Оно выросло с 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Кроме того, с 15.07.2016 г. управляющий получает 7 % от суммы реализованного имущества и выручки с отмененных сделок;
  • Определения контролирующих лиц. Теперь КУ должника считаются не только те, кто записан в документах, но и кто в силу родственных и иных связей способен влиять на его действия;
  • Очередности удовлетворения требований кредиторов. В 4-ю очередь добавили коммунальные службы;
  • Сроков инвентаризации. Управляющий обязан отыскать активы должника-организации и провести опись с оценкой в течение 3 месяцев с момента введения конкурсного управления;
  • Личного счета должника-гражданина. Частное лицо в рамках дела о банкротстве может открыть специальный счет, средствами с которого (до 50 тыс. руб. ежемесячно) распоряжаться по своему усмотрению и т. д.

В 2019 г. российских должников ждут изменения, введенные ФЗ № 448 (вступит в силу с 01.09.2017 г.). Нововведения расширят возможности привлечения руководящих лиц юрлица к субсидиарной ответственности.

За 15 лет существования Закона о банкротстве его положения и процедуры, касающиеся юридических лиц, уже отработаны и не вызывают затруднений. А вот нормы, регулирующие несостоятельность частных лиц, на практике получили большую критику со стороны должников, управляющих и кредиторов.К 2019 г. заявление подало всего 5 % от общего числа граждан, соответствующих этому статусу. Основными проблемами называют сложность и стоимость процедуры и судебные ошибки. Правительство обещает переделать закон под «жизненные реалии» в 2019–2018 гг.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Юридические или физические лица спешат подать иск в суд для признания банкротства, чтобы им официальным путем были списаны долги. Существуют нюансы и ситуации, когда банк или суд может отказать в погашении кредита гражданину. Чтобы выяснить, когда и как лучше поступить, рекомендуется ознакомиться с Федеральным законом 127.

Общие положения закона

Закон 127 ФЗ о несостоятельности был принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года, а одобрен Советом Федерации 16 октября того же года. Последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года. В 12 глав и 233 статьи. Однако он корректируется до сих пор, и существуют некоторые поправки, которые еще не вступили в силу. Этот закон регулирует процесс и способы признания лица несостоятельным, помогает гражданам определить меры по предупреждению банкротства и правоотношения между должником, который не может оплатить кредит, и кредиторами.

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены термины и определения, то, какими могут быть признаки банкротства, какими полномочиями в данной сфере обладают органы исполнительной власти. Как происходит рассмотрение дела в суде, кто имеет право на подачу заявления в суд и как должно выглядеть это заявление, какими правами и обязанностями обладают кредиторы и должники. Как проходит процедура при деле о несостоятельности и т. д.;
  • Вторая глава описывает меры предупреждения несостоятельности и порядок санации;
  • В третьей г. подробно описаны процессы дел в арбитражных судебных органах в сфере банкротства. Порядок, участники, заявления от каждой стороны, прилагаемые обязательно документы, как происходит принятие и причины отказа в деле, распределение расходов, приостановление, сроки и меры по обеспечению выполнения условий и требований. Третья глава имеет подпункты, в которых описаны способы оспаривания сделок и ответственность руководителя должника;
  • В четвертой описано наблюдение. Кто такой временный управляющий и его полномочия в деле о банкротстве. Временный управляющий по решению суда ведет наблюдение за должником и финансовым состоянием организации, проводит анализ, а затем делает вывод и принимает решение об отстранении или штрафе;
  • В г. пять описана информация о финансовом оздоровлении, порядке его введения, способах проведения и причинах его окончания;
  • Как и в пятой главе, в шестой описана процедура, но уже внешнего управления. Также порядки введения, причины, способы, окончание и т. д.;
  • В седьмой оформлено конкурсное производство. Конкурсный управляющий занимается исполнением постановления арбитражного суда после принятия решения о банкротстве лица;
  • В восьмой главе описаны общие положения мирового соглашения и его особенности в разных ситуациях. Разные типы, кто может участвовать, условия, последствия, обжалование и отказ;
  • В девятой г. описано банкротство только конкретного вида лиц. Эта глава поделена на 8 параграфов и описывает особенности несостоятельности разных категорий юридических лиц;
  • Как и в девятой, в десятой главе описана определенная категория лиц, простые граждане. Система банкротства, процедуры, способы принятия решения для каждого типа и вида граждан, делящихся по системе распределения сферы деятельности;
  • В 11 три параграфа и они описывают, какими способами органы и Гос. Дума упростили процедуру принятия решений и процесса банкротства;
  • 12 глава регулирует все дополнительные положения и условия.

Многие статьи описываемого закона утратили силу и были изменены, редакция ФЗ 127 проходит до сих пор.

Особенности банкротства физических лиц

Часто физические лица обращаются в банк для того, чтобы им списали все долги. Но каждый гражданин должен знать, что существуют ситуации, когда финансовые организации не могут списать долг. Все эти ситуации описаны в Федеральном законе о несостоятельности и о банкротстве, в главе 10.

Банк не может списать задолженность, если:

  • Судебный орган оформил постановление, в котором написана информация о произошедших случаях нанесения физического или психологического вреда;
  • Выплачивается компенсация по случаю нанесения вреда в рамках субсидиарной ответственности;
  • Физическое лицо выплачивает алименты;
  • В случаях неполной выплаты или отсутствия оплаты вознаграждения, зарплаты или выходного пособия, что часто случается у ИП. Тогда суд признает гражданина несостоятельным.

Банкротство физических лиц происходит, если:

  • Гражданин имеет официальную задолженность перед кредиторами в размере денежной суммы от 500000 рублей;
  • Гражданин уверен, что неплатежеспособен перед кредиторами;
  • Лицо не выплачивает коммунальные счета периодически. Банкротство оформляется в случаях, когда не оплачивается в срок от трех месяцев и выше.

Процедура банкротства физического лица имеет минусы, но присутствуют и плюсы совершения подобного поступка. Последствие такого положения — если гражданин, признанный несостоятельным в суде, обращается в ближайшие пять лет в банк, то обязательно сообщает финансовой организации о своей неплатежеспособности. Минусом считается, что в течение трех лет после признания физического лица банкротом, оно не может занять место руководителя ни в одной организации или фирме. Но повторно признать банкротом гражданина могут только через пять лет после первого случая.

При прохождении судебного дела физическое лицо обязано оплатить государственную пошлину в размере 300 рублей. Гражданин также оплачивает все почтовые расходы и услуги финансового управляющего.

Несостоятельность юридических лиц

При банкротстве юридических лиц иск в судебный орган может быть направлен как самостоятельно должником, так и представителем организации, выдавшей кредит или сотрудником специальных органов.

Для юридических лиц основания для признания несостоятельным отличаются:

  • В отличие от физических лиц, в этом случае задолженность должна быть от 100000 рублей для признания банкротства;
  • Сходство с физ. лицами только в том, что для признания банкротства юр. лица, оно не оплачивает коммунальные счета от трех месяцев и больше.

Процедура такова:

  • Первым делом, при постановлении арбитражного суда, проводится наблюдение, в ходе которого анализируется финансовое положение организации;
  • Далее назначается специальный сотрудник – арбитражный управляющий. Этот человек проводит контроль процессов и процедур;
  • Проводится мероприятие с попытками спасения фирмы или организации, которое называется оздоровление. Проходит анализ, ищутся способы спасения компании;
  • При отсутствии других возможностей, суд назначает специального человека, который, по мнению судей, может спасти организацию, это называется внешнее управление;
  • Если компания не была спасена, то проходит последняя процедура, именуемая конкурсным производством. Для погашения долгов продается все имеющееся имущество компании.

В случае если все-таки юридическое лицо было признано банкротом, случаются определенные последствия. Из организации обязательно увольняются абсолютно все сотрудники. Со счетов списываются все денежные суммы, которые уходят кредитным организациям и на другие расходы. По постановлению суда отстраняется начальство организации. Согласно ФЗ 127, на все задолженности юридического лица при решении о банкротстве снимаются пени и проценты.

Какие были внесены изменения?

Согласно последней редакции закона о банкротстве, утратил силу 34 абзац второй статьи, статья десять, второй и третий пункты статьи 184.13, пункты шесть и десять статьи 189.23. Основным изменением, внесенным при последней поправке, проведенной 29 июля 2017 года, в ФЗ номер 266, считается то, что теперь специальные государственные органы или кредиторы имеют право взыскать с должника его собственность, имущество. О взыскании имущества в суд может направить заявление или управляющий компании, или сотрудник обанкротившейся организации, или работник специального уполномоченного органа.

При последних поправках была полностью изменена глава 3.2, в которой говорится об ответственности, которую несет руководитель лица, имеющего непогашенный долг. Произошли изменения и в первой главе, в общих положениях о работе и системе работы арбитражных судебных органов. Информация для лиц, уже читавших этот закон – произошли изменения в названиях и порядке пунктов статей, рекомендуется ознакомиться с ФЗ 127 заново.

Скачать действующую редакцию ФЗ 127

ФЗ 127 продолжает претерпевать множество изменений. Он был создан для упорядочивания системы банкротства юридических и физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей. Каждый случай банкротства имеет свои нюансы, в этом же законе описаны подробно все ситуации. Процесс признания несостоятельности трудный и очень затратный, рекомендуется для начала изучить всю законодательную часть, чтобы избежать поспешных действий и ошибок.

Скачать Федеральный закон 127 «О несостоятельности (банкротстве)» Российской Федерации можно