Значение права его роль в жизни общества. Понятие и сущность права, его роль в жизни общества. Соотношение государства и права. История возникновения права. Работа с документами

Право -- целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Кроме того, право -- это такая система норм, которые являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

  • 1. Классовый подход (в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях, как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса)
  • 2. Общесоциальный подход(в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях, как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т. п.).
  • 3. Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, национальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

Роль права в жизни общества:

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях.

С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Соотношение государства и права:

Единство государства и права выражается в их:

одновременном происхождении в силу одних и тех же причин;

сходной типологии;

одинаковой (в определенной степени) обусловленности экономическими, культурными и иными условиями;

общей исторической судьбе;

в том, что они выступают средством социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности и т.д.

Сказанное не означает, что все свойственное государству свойственно и праву, и наоборот. Они остаются достаточно автономными и самобытными образованиями.

Различия государства и права:

Государство осуществляет силу, а право -- волю.

Они не совпадают по форме, структуре, элементному составу, содержанию; они относятся к разным сферам общественной жизни. Они (каждое по-своему) отражают реальность, назревшие потребности, по-разному воспринимаются и оцениваются общественным сознанием. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях.

Модели соотношения государства и права:

  • 1. государство стоит над правом и им не связано (тоталитарная модель)
  • 2. право верховенствует над государством (либерально-демократическое государство, теория правового государства)
  • 3. государство создает право, но в своей деятельности им связано (реалистическая модель): соотношения права и государства: - единство права и государства.

В основе их возникновения лежат одни причины. Они являются объективно необходимыми социальными явлениями (однажды возникнув, они будут существовать всегда).

Общая цель - упорядочить общественные отношения, внести стабильность в жизнь общества. - влияние государства на право.

Государство создает право, поддерживает гармоничность правовой системы, дает официальное толкование норм права, реализует нормы права в форме правоприменения, обеспечивает охрану права - воздействие права на государство.

Право констатирует существование и деятельность государства; законодательно закрепляет структуру государства, его механизм, форму принципы и пределы деятельности, компетенцию государственных органов и должностных лиц.

Является средством осуществления функций и задач государства. Закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан.

Любое общество является саморегулируемой системой. Это означает, что общество само обеспечивает определенный порядок в нем, используя для воздействия на поведение людей различные средства регулирования (упорядочения) общественных отношений.

До возникновения государства такими регуляторами, обеспечивающими существование людей в условиях присваивающего хозяйства, являлись правила поведения (нормы) первобытного, доклассового общества, выступающие в форме родовых, племенных обычаев, которые никем специально не устанавливались. Они постепенно складывались естественным путем в процессе жизни общества, были обязательны только для членов данного рода, племени, выражали их общие интересы и поэтому соблюдались добровольно. В случае же их несоблюдения к нарушителям применялись меры общественного воздействия вплоть до изгнания из рода (племени), что в тех условиях было равносильно смерти, так как в одиночку человек не смог бы выжить.

Однако в результате длительного перехода от присваивающего хозяйства к производящему («неолитическая революция») и как следствие этого возникновения государства и социального расслоения ранее однородного общества (см. подробнее 1.1), родовых обычаев становится уже недостаточно для того, чтобы поддерживать в обществе порядок, так как с их помощью было невозможно согласовать интересы различных социальных групп, а также урегулировать новые, не известные первобытному обществу процессы производства, обмена, распределения произведенных продуктов. В итоге возникла объективная, т.е. не зависящая от воли и сознания отдельных людей, общественная потребность в регуляторах поведения нового вида – юридических (правовых) правилах, которые называются нормами права, или правовыми нормами.

Их основное отличие от норм (правил) первобытного общества заключается в их тесной связи с государством. Нормы права – это такие правила поведения людей в обществе производящей экономики, которые не возникают сами по себе, стихийно, как обычаи, но специально устанавливаются государством в лице особых государственных органов, называемых правотворческими, поскольку они «творят», т.е. создают, нормы права.

Эти правила являются велениями государства, так как в них выражена воля государства, поэтому они обязательны для всех, кто находится на его территории, независимо от принадлежности к тому или иному роду или племени. Соблюдение правовых норм обеспечивается возможностью применения к тем, кто их нарушает, специальных мер государственного воздействия вплоть до принуждения, применяемых созданными для этого государственными органами, которые называются правоохранительными (полиция, прокуратура, жандармерия, органы государственной безопасности).

Совокупность всех правовых норм, установленных государством, образует определенную систему, т.е. такое целостное образование, в котором все его элементы взаимосвязаны и взаимодействуют. Это и есть право, действующее в данном государстве. Его называют также позитивным правом, или правом в объективном смысле. Таким образом, объективное право – это система установленных и охраняемых от нарушений государством общеобязательных правил поведения, закрепленных в официальных актах государства и являющихся государственными регуляторами поведения людей в таком обществе, где имеется социальное неравенство и столкновение различных интересов.

Роль права в жизни общества, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что с его помощью в обществе поддерживается правопорядок (порядок, основанный на праве). Поскольку нормы права устанавливаются государством, то, в конечном счете, это такой порядок, к которому стремится данное государство, который ему угоден. Однако с точки зрения современного подхода к роли государства и права в обществе в первую очередь право призвано обеспечивать общесоциальные интересы, т.е. интересы всего общества в целом, а также защищать интересы каждого человека, но только таким образом, чтобы при этом не происходило ущемления интересов, прав и свобод других людей. Таким образом, с помощью права в обществе достигается согласование различных интересов, т.е. определенный компромисс, заключающийся в том, что каждый член общества подвергается некоторым ограничениям свободы своего поведения для того, чтобы не повредить другим людям. Например, и автомобилисты, и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения для того, чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий. А эти правила, обязательные для всех, устанавливаются компетентными государственными органами, следовательно, являются нормами права. Их соблюдение гарантируется тем, что соответствующие органы (милиция, Государственная инспекция безопасности дорожного движения – ГИБДД) могут применить к нарушителям меры государственного воздействия, определенные в тех же правилах (например, оштрафовать их).

Роль права в жизни общества

Роль права в жизни общества находит свое проявление в том, что одни нормы права выполняют его регулятивную функцию: с их помощью обеспечивается общий порядок в экономических, торговых, семейных и других отношениях. Достигается это тем, что государство устанавливает общие для всех участников таких отношений права и обязанности (например, устанавливает правила торговли или порядок наследования имущества умершего человека). С помощью других норм права осуществляется охранительная функция права, заключающаяся в том, что государство защищает от посягательств на жизнь, здоровье людей, их имущество, устанавливая меры ответственности за убийство, кражу, причинение вреда здоровью и другие опасные для общества деяния.

Однако не следует забывать, что в минувшие исторические эпохи право как система установленных государством общеобязательных правил поведения выражало и защищало в первую очередь интересы экономически господствующих классов (рабовладельцев, феодалов, капиталистов). Но тем не менее даже в эти эпохи право имело прогрессивное значение, являясь своеобразным аккумулятором цивилизации. Оно ограничивало произвол отдельных представителей господствующего класса. Например, в Древнем Риме раб, находясь в полной собственности рабовладельца, рассматривался как вещь, говорящее орудие. Но при этом рабовладелец (господин) не мог безнаказанно лишить раба жизни.

Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством, подробная характеристика которого будет дана ниже, в соответствующем разделе (см. гл. 6).

Степень развития объективного права является показателем культуры, достигнутой обществом. Полезность права для общества (его социальная ценность) повышается в зависимости от того, насколько оно способно служить средством удовлетворения передовых, прогрессивных общественных и личных потребностей и интересов. Целью правового регулирования является упорядочение общественных отношений, причем не только их стабильность, но и дальнейшее развитие, необходимое в общественных интересах. Это значит, что политические, экономические и другие реформы в обществе осуществляются посредством права, т.е. сначала принимаются соответствующие нормы права, претворение которых в жизнь влечет необходимые изменения.

Непонимание роли права в жизни общества, его недооценка, называемая правовым нигилизмом, причиняет большой вред обществу. Но с другой стороны, не менее вредна и тенденция преувеличивать его возможности, приписывать праву какую-то сверхъестественную, демоническую силу. Следует четко понимать, что возможности права не беспредельны. Например, невозможно решить проблему преодоления пьянства, алкоголизма, наркомании только правовыми запретами, так как это не только юридическая проблема, и одними законами ее не решить. Здесь необходим целый комплекс экономических, социальных, медицинских и правовых мер, проводимых государством совместно с общественностью.

Исторически сложилось так, что в русском языке одним и тем же словом «право» обозначают два разных явления, которые в других языках обозначаются двумя разными словами. У нас «правом» называют не только общие правила поведения, установленные государством для всех, кто окажется в определенной ситуации, но и правила поведения индивидуального характера, т.е. установленные для конкретных лиц (их называют также субъектами права). Поэтому от объективного права как системы норм права следует отличать право в субъективном смысле, или субъективное право, под которым понимается основанное на законе, т.е. на нормах объективного права, право конкретного, персонально определенного лица как его возможность совершать какие-либо действия.

Для иллюстрации указанного различия можно привести следующий пример. В гл. 2 действующей Конституции РФ закреплены права и свободы граждан России, в частности в ч. 2 ст. 32 говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» – это положение является нормой объективного права, так как содержит общее правило, в нем говорится о правах всех граждан. Но на основе этой нормы у конкретного гражданина Н. возникает субъективная, т.е. принадлежащая только ему, персональная возможность по своему усмотрению принять участие в выборах, но он может и не участвовать в них. Поэтому фраза: «Н. имеет право участвовать в выборах» содержит указание на субъективное право.

Как уже отмечалось, право неразрывно связано с государством. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти.

Теории происхождения государств

Так же, как существует множество теорий происхождения государства (см.1.1), на сегодняшний день известно и много теорий происхождения права. Согласно теологической теории право – это вечное явление, созданное богом. Представители этой теории считают, что существует божественный высший закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Теория естественного права объясняет происхождение права как естественный процесс. По мнению тех, кто разделяет эту теорию, естественное право – это те права и свободы, которые принадлежат каждому от рождения, т.е. по естеству. Их никто человеку не дарует. Это, прежде всего, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, равенство, собственность. Эти права неотчуждаемы, т.е. никто не вправе лишить человека этих прав, кроме как по закону, в случае применения к нему ответственности за нарушение требований норм права (например, лишение свободы за преступление). Естественное право как совокупность естественных прав и свобод человека воплощает в себе высшую справедливость, поэтому позитивное право, создаваемое государством, не должно противоречить ему.

Различение «естественного права» и «позитивного права» присуще и современной юридической науке. Оно также нашло свое закрепление в действующей Конституции РФ, где в ч. 2 ст. 17 записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Известна также историческая школа права, объясняющая возникновение права как стихийный исторический процесс. С этой точки зрения право складывается в ходе жизни общества так же, как возникает язык, на котором говорят те или иные народы. В праве находит свое выражение народный дух. Право при таком подходе представляется как сумма народных обычаев, стихийно сложившихся в обществе, а роль государства сводится лишь к тому, что оно должно узаконить эти обычаи. Так возникает обычное право.

Марксистская теория происхождения права, так же, как и марксистская теория происхождения государства, основывается на материалистическом подходе к выявлению причин и закономерностей данного процесса, т.е. связывает возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе, изменениями материальных условий жизни людей. Такой подход и с точки зрения современной науки имеет положительное значение. Однако при этом в марксизме чрезмерно преувеличивалась роль классового подхода, поскольку под правом понималась воля господствующего класса, возведенная в закон, т.е. выраженная в виде норм права, установленных государством. Право рассматривалось как инструмент в руках государства, с помощью которого оно (государство) решает задачу классового подавления, обеспечивая господство одного класса над другим. В марксистской теории считалось, что «право – ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права» (Ленин). Таким образом, проводилась мысль, что право опирается только на принуждение, насилие, с чем нельзя согласиться с позиций современной науки.

Психологическая теория считает, что причины возникновения права коренятся в психике людей, так как им свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства, эмоции. Например, если один человек дает другому в долг деньги, то при этом должник чувствует себя обязанным вернуть долг в оговоренный договором срок, а кредитор (лицо, дающее деньги) ощущает, что у него есть право потребовать возврата денег должником, когда наступит срок. Вот эти чувства, переживания, ощущения людей с точки зрения психологической теории являются правом, которое называется «интуитивным правом». Государство же в лице своих правотворческих органов должно закрепить это право в своих официальных актах, т.е. в нормах позитивного права.

NB! Право появляется вместе с государством (нет права без государства, а государства без права!) , так как : а) правила поведения становятся общеобязательными юридическими нормами, когда они устанавливаются (либо санкционируются) государством; б) государство гарантирует реализацию правовых норм, охраняет право от нарушений. Другими словами, только государство в состоянии обеспечить через механизм власти, управления, правосудия разработку и реализацию единых, общеобязательных, четко определенных типовых масштабов для взаимоотношений и поведения в обществе, нарушение которых является «невыгодным», так как влечет установленные для этих случаев государственные меры воздействия. Именно это отличает правовые нормы от других социальных норм ― норм морали, религии, традиционных поведенческих стереотипов и т.п.; в) не только право нуждается в государстве, но и государство ― в праве: право выражает ценностные ориентации для государственной политики и подкрепляющего ее общественного мнения ; непосредственно регулирует деятельность государственных органов и определяет условия деятельности политических объединений ; противостоит попыткам произвола и беззакония. Право ― исторически обусловленное социальное явление. Его обособление от иных нормативных систем, регулирующих общественную жизнь, связано : а) с качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества в классовую эпоху, б) с обособлением личности как участника общественных отношений, в) с резюмирующим эти тенденции формированием государства, для которого необходим и механизм обязательного социального регулирования . Развитие права происходило и происходит в конкретно-исторических условиях; оно шло от санкционирования государством закономерностей общения и деятельности, которые выражались в обычаях, устойчиво повторяющихся ситуациях производства, обмена, быта и т.п. Особое место в становлении права занимали религиозные нормы, которые в древности являлись одновременно и всеобщими нормами . Позднее осуществился переход к правотворчеству : формулированиюзаконодательной, исполнительной и судебной властью законов, подзаконных актов и прецедентов. Нормы права имеют объективную базу: ― в виде закономерностей общественных отношений, тенденций их развития. В ходе правотворчества эти тенденции и закономерности улавливаются, открываются, и именно на их основе формулируются общеобязательные правила поведения; ― в экономическом строе, социальной структур, политической системе общества и его идеологии, с одной стороны, а с другой стороны, ― уровнем, характером, традициями и тенденциями его культуры. Право выражает сложные взаимодействия этих детерминантов во всей их противоречивости, а не редко и конфликтности. При этом надо учитывать и интенсификацию некоторых из них, влияющую на целеполагание и содержание правотворчества . Например, после второй мировой войны одной из основных идей развития правовых государств, возникших на территории бывшего «третьего рейха», была денафикация устранение последствий гитлеровского режима ; одна из основных идей современного правотворчества в Российском государстве ― демократизация всех сфер общественной жизни и т.д. Прав о не только исторически обусловленная, но и динамическая система . Смена социально-экономических формаций, изменения социальной структуры общества, идеологии и психологии составляющих его классов, социальных слоев и групп, политическая борьба ― все это обусловливало и обусловливает качественные изменения содержания права, его институтов, и норм. И вместе с тем можно констатироватьидущую от античноститенденцию все более последовательного отражения в теории права, его принципах, нормах и институтахидеи справедливого, сбалансированного соотношения свободы и ответственности. Право , будучи формой реализации государственной политики, призванной в идеале стимулировать и поддерживать прогрессивные процессы общественного развития, отнюдь не является вместе с тем безгласной служанкой политики. Право ― носитель ведущих социальных ценностей общества; оно закрепляет, в частности, основные моральные ценности, беря их под правовую защиту. Самостоятельной ценностью является принцип законности, само существование которого обусловлено наличием правовой регулятивной системы. Поэтому право содержит ориентиры для политики, построения и реализации «дерева целей», выбора средств. Право устанавливает и границы одобряемой или допускаемой обществом, политической деятельности (например, запрещает под угрозой наказания использование в ней любых форм насилия). Отсюда между властью и политикой могут возникать не только отношения инструментального взаимодействия, но и конфликтные отношения. Достаточно распространены, в частности, ситуации, когда политические силы идут на обход норм права или их нарушение, противопоставляя законность целесообразности, или, наконец, стремятся внести в действующее право изменения во имя сиюминутных политических интересов. Во всех этих случаях, однако, тактический успех превращается в стратегическое политическое поражение, так как нарушение законности рано или поздно влечет утрату поддержки общества (!) . С точки зрения С.С. Алексеева, теоретика права и одного из соавторов текста Конституции РФ 1 993 г., регулятивный эффект права зависит от разрешения органически свойственного ему диалектического противоречия, выражающего необходимость «обеспечить функционирование общества как единого организма в условиях существования классов». Это противоречие проявляется и разрешается, вновь проявляется и вновь разрешается в ходе борьбы и компромиссов социально-политических сил общества, заинтересованных вместе с тем в выработке определенной равнодействующей для осуществления общих дел, вытекающих из самой природы всякого общества. Прав о, таким образом, в обществе с различными или даже противоположными классовыми интересами выступает не только как инструмент господства определенного класса (эта сторона его сущности особо наглядно проявилась в докапиталистических классовых социально-экономических формациях и на первых этапах капиталистической формации), но и как система поддержания общих условий существования людей и общества, его устойчивости и упорядоченности по отношению к дестабилизирующим воздействиям, тормозящим развитие. Сказанное позволяет выделить в праве ядро общечеловеческих ценностей, интегрированных в общей и правовой культуре человечества и составляющих его народов: национальные системы права (в данном случае этот термин обозначает право отдельных государств как исторически обусловленное, имеющее специфику и относительно автономное явление), «семьи» родственных национальных систем права. Регулирующая роль права дифференцируется и конкретизируется применительно к основным сторонам общественной жизни. Право регулируетотношения собственности, труда и обмена его продуктами; определяет структуру, задачи и порядок функционирования государственного механизма, отношения между органами государства и личности. Право устанавливает права и обязанности членов общества и гарантии их осуществления; определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения, профилактику и порядок разрешения конфликтов; воздействует на некоторые виды межличностных отношений, сущность которых прямо связана с интересами общества как целостности, например, отношения в сфере семьи и воспитания детей. Внутренняя система права взаимодействует с международным правом: системой норм и институтов, регулирующих отношения между государствами, статус лиц и их объединений в международном общении. Эти нормы и институты вырабатываются путем соглашений между государствами с участием международных организаций; по утвердившейся точке зрения, нормы международного права приоритетны по отношению к внутреннему праву и последнее должно им соответствовать.

И общества - это непростая тема. Чтобы получить полноценный и развёрнутый ответ, здесь необходимо ознакомиться с многотомными трудами. Но сделать небольшую выборку наиболее весомых постулатов можно и в рамках небольшой статьи.

Общая информация

Говоря про роль права в жизни человека, общества, государства и всей планеты, следует отметить, что оно находит своё проявление в регулятивных и охранительных функциях.

Первый аспект можно наблюдать в экономических, семейных, торговых и иных отношениях. Роль государства в данном случае заключается в том, что оно занимается установлением общих для всех участников прав и обязанностей. Охранительные функции - это защита от посягательства на жизнь и здоровье людей, их имущество, а в случае, если это негативное событие произошло, то устанавливает ответственность за убийство, кражу, нанесение вреда и за иные опасные деяния. Очень велика роль права в жизни общества. следит за тем, чтобы все предписания исполнялись. А в планетарном масштабе страны следят каждая за собой и другими.

Историческое развитие

Но не стоит забывать, что роль государства и права в жизни общества в первую очередь была направлена на защиту господствующего класса на протяжении длительного времени. Но даже тогда была определённая защита, пускай даже и только среди равных людей (тут можно вспомнить об эпохах рабства и феодализма). Но уже тогда существовали ограничения для отдельных представителей властвующего класса. Так, давайте рассмотрим ситуацию рабовладельческого Рима: тогда раб был только «вещью» для своего господина, но тем не менее последний не имел права лишать первого жизни безнаказанно. Если говорить про роль права в жизни общества кратко, то следует отметить, что оно является системой ограничений, что действуют в интересах всего общества. Даже в ушедшие эпохи благодаря этому сохранялось само общество. Правда, тут вопрос в качестве. В полной мере весь потенциал права может быть реализован только при действительно демократическом государстве, где место и роль права в жизни общества - в фундаменте построения социума.

Как определить реальное положение дел?

Место и роль права в жизни общества позволяют говорить о достигнутом социуме показателе культуры. То, насколько полезны установленные порядки, их помощь в удовлетворении прогрессивных личных и общественных интересов и потребностей и говорит нам о достижении балансового положения, когда уровень угнетения отдельных элементов стремится к минимуму. права в жизни общества заключается в том, что оно позволяет упорядочить стабилизировать их и развивать в дальнейшем. Причем направление выбирается согласно интересам социума. Иными словами, все экономические, политические и другие изменения будут осуществляться только и исключительно посредством действующего права.

Особенности понимания

Если недооценить роль государства и права в жизни общества, не понимать его значение и важность, то этим можно нанести значительный вред.

При этом следует отметить, что преувеличение его значения тоже негативно сказывается. Иными словами - право важно, но его возможности не безграничны. Давайте рассмотрим небольшой пример для понимания границ. Такие проблемы, как алкоголизм, пьянство, наркоманию и так далее решить одними правовыми запретами не получится. Почему? Дело в том, что это не юридическая проблема. Для успешного решения любой из вышеперечисленных проблем необходимо использовать полноценный комплекс социальных, экономических, социальных и правовых мер. И осуществляться они должны обществом совместно с государством. Да, нельзя взять и перебросить выполнение определённых задач на одно правительство и органы местной власти. Следует трудиться над решением определённых проблем и самостоятельно.

Понятие права

Как говорил Эпикур, людям нужны даже самые глупые законы, ибо при их отсутствии человечество просто себя бы пожрало. Специфика русского языка привела к тому, что существует два варианта толкования самого слова «право». В одном случае его могут использовать для обозначения системы правил поведения и взаимоотношений. В других - по отношению к конкретному индивиду, то есть Понятия являются взаимосвязанными и действуют так, чтобы увеличиваться общую эффективность, успешно реализовывая эффект синергии. Давайте рассмотрим небольшой пример. Наша общественная деятельность регулируется законодательством. То есть, доказывая свою точку зрения, мы не можем убивать не согласных с нами людей, избивать их и так далее. И одновременно сложно представить, чтобы существовали определённые нормы процессов выбора друзей, кого любить, как проводить время, какие книги читать и тому подобное. Следует понимать, что существует разное понятие права. Роль права в жизни общества во многом зависит от того, с какой точки зрения мы рассматриваем определённую конкретную ситуацию.

Важность и значение

Думаем, уже написанного достаточно, чтобы иметь представление про роль права в жизни общества.

Эссе, написанное нами, даёт ответы на большое количество вопросов, и некоторые из них хочется раскрыть ещё. Если спросить случайного человека, где он используется право, то, вероятнее всего, он скажет, что оно занимается регулирование важных общественных отношений. И это будет верно. Но это неполный ответ. Во многом это зависит от существующего государственного строя. Причем складывается обратная ситуация. Так, если право регулирует множество сфер со значительной детализацией - то это значит, что властвует тоталитаризм. Если оно ограничено сугубо действительно нужными областями - то, вероятнее всего, рассматриваемый объект является демократическим государством. То есть, необходимо соблюдать определённый баланс. Да, уверенность в каждом действии - это хорошо. Но если право как система норм и ценностей будет проникать в каждую сферу, то мы сами не успеем заметить, как окажемся за стеной с колючей проволокой и будет дружно маршировать в одной колонне.

Сферы права

Они различаются по уровню регуляции.

Мы будем рассматривать от наиболее к наименее «прописанным» сферам общественной жизни.

  1. Политическая . В эту сферу включено всё, что связано с управлением социума. Так, регулируется программа развития общества, деятельность партий, общественных объединений, государственных органов, взаимоотношения между нациями и различными группами и тому подобное. Этот аспект является весьма тщательно прописанным с точки зрения права.
  2. Экономическая . Она занимается производством, обменом и потреблением благ, созданных человеком. Благодаря тому, что экономика способна проводить саморегулирование, право здесь присутствует в меньшей степени, и, как правило, направлено на предоставление равных возможностей.

Продолжение списка

  1. Социальная . Эта сфера занимается удовлетворением существующих насущных потребностей отдельного индивида. В качестве примера здесь можно привести питание, одежду, проживание, работу и тому подобное. Так, право не регулирует, что нам надевать (хотя это ещё в какой стране посмотреть), но следит за тем, чтобы продаваемая продукция была не вредной для здоровья. Также в рамках социальной сферы осуществляется поддержание людей, которые не могут прокормить себя. К таковым следует отнести детей, студентов, пенсионеров, инвалидов, безработных, переселенцев, беженцев и так далее. Им для облегчения жизни выдаются небольшие пособия.
  2. Духовная . Сюда включена наука, культура, образование, самопознание, нравственность, этикет и иные продукты высоких планов. В качестве примера слабой регуляции можно привести только установление стандартов определённой части сферы и размеры его финансирования, особенности деятельности центров обучения и тому подобное.

Заключение

Вот и подходит к логическому завершению наша небольшая статья. Необходимо отметить, что тема чрезвычайно интересная, ей следовало бы посвятить больше времени. Здесь существует большое количество специфических особенностей. Так, больше всего правом регулируется но в качестве основы жизни общества выступает экономика. Если люди бедны, то никакие референдумы и свободные выборы не позволят решить имеющиеся проблемы и повысить их благосостояние. При этом, если деньги будут идти не на науку и образование, а на пенсии и пособия, то под вопрос можно поставить перспективу развития самого государства. И задача права (в идеале) - создание оптимальных условий для развития. Конечно, это может негативно сказаться сейчас, но чем-то нужно жертвовать, чтобы получить определённые преференции в будущем.

Слово «норма» (от лат. norma) означает меру, правило, образец, стандарт. Социальные нормы устанавливают правила поведения людей в обществе, границы их дозволенного и запрещенного поведения. В процессе развития общества возникли и действуют различные социальные нормы - морали, религии, права, этики, политики, обычаи (традиции), корпоративные нормы и т.д. В условиях государственно-организованного общества основным социальным регулятором общественных отношений становится право.

Обычаи представляют собой правила поведения, которые сложились стихийно, естественным путем в процессе развития общества и укоренились в сознании людей в результате их многократного повторения в течение длительного времени. Это неписаные правила, которые передаются от поколения к поколению и соблюдаются в силу привычки. Например, русские обычаи «играть» свадьбу, печь блины на масленицу и др. Разновидностью обычаев являются традиции. К нормам обычаев относятся также обряды и деловые обыкновения.

Нормы морали, как и обычаи, возникают естественным путем и выражают представления людей о добре и зле, справедливости и порядочности, долге и чести и т.п. Они «живут» в сознании людей и обеспечиваются внутренним убеждением человека и силой общественного мнения.

Корпоративные нормы (нормы общественных организаций) - это правила поведения, которые устанавливаются общественными объединениями и обеспечиваются ими. Такие нормы выражают интересы членов какой-либо организации и распространяют свое действие на них. Корпоративные нормы закрепляются в учредительных документах организации, например, в уставе политической партии.

Религиозные нормы представляют собой правила поведения людей в обществе с позиций требований веры и церкви. Они поддерживаются благодаря своему многократному повторению и обеспечиваются страхом «божьей кары», ожидающей грешников. Религиозные нормы содержатся в священных книгах религий - Библии, Коране и т.д.

Нормы права - это общеобязательные правила поведения людей, которые устанавливаются правотворческими органами государства и регламентируют общественно значимое поведение людей. Норма права устанавливает типовую модель, стандарт должного поведения людей. Посредством правовых норм обеспечиваются наиболее важные социальные ценности общества и государства - жизнь и свобода человека, отношения собственности, конституционный строй и др. Нормы права имеют писаный характер и закрепляются в официальных юридических актах государства - законах, указах, постановлениях и т.д. Исполнение правовых норм обеспечивается возможностью государственного принуждения. В процессе социального регулирования общественных отношений нормы права наиболее тесным образом взаимодействуют с нормами морали.

2. Право и его признаки

Понятие «право» является многозначным. Во-первых, данным понятием обозначается государственный институт охраны высших ценностей общества и государства. Во-вторых, право выступает как социальный инструмент, устанавливающий определенные общественные идеалы и в первую очередь справедливость. В-третьих, право рассматривается как система прав и свобод человека и гражданина. В специальном юридическом смысле принято разграничивать объективное и субъективное право.

Объективное право можно определить как исторически сложившуюся систему общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, находящихся под его Защитой правил поведения, которые регулируют общественные отношения с учетом экономических, политических и духовных устоев. Объективность права следует понимать в аспекте его независимости от воли и сознания людей.

Субъективное право - это право, принадлежащее конкретному субъекту (человеку или организации) и определяющее его возможное поведение в границах объективного права. Иначе говоря, субъективное право выступает как форма реализации объективного права, когда определенные лица вступают в правовые отношения и наделяются по отношению друг к другу взаимными юридическими правами и обязанностями.

Право характеризуется рядом признаков, которые позволяют отграничить его от неправовых социальных норм.

Нормативность - есть результат закрепления устойчивых, повторяющихся социально-полезных отношений людей.

Общеобязательность для всех членов общества, всех лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства; находящихся на территории государства.

Волевая природа права - в праве отражается государственная воля господствующих социальных сил и воплощается в нормах права, установленных государством.

Взаимосвязь права с государством - государство участвует и в правообразовании, и в охране права.

Формальная определенность - юридические нормы обязательно выражаются в письменной форме; четко фиксируют права и обязанности участников правоотношений, исключают их различные трактования.

Системный характер - право представляет собой определенную целостность, единую логически обоснованную систему юридических норм.

Социальная природа права - право выступает средством социального компромисса в обществе, установления баланса социальных интересов, справедливого распределения благ, мерой социальной свободы индивида.

3. Норма права

Норма права представляет собой особую разновидность социальных норм. Это первичная клеточка права, исходный структурный элемент его системы.

Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на удовлетворение законных нрав субъектов. С другой стороны, норма права обязывает совершать или не совершать определенные действия. Правовая норма, иначе говоря, действует посредством предоставления субъектам права юридических прав и возложения на них юридических обязанностей.

Правовой норме присущи многократность применения и длительность действия. Данное свойство нормы проявляется в том, что она регулирует повторяющиеся общественные отношения. В этом состоит его основное назначение. Любая правовая норма потенциально рассчитана на неограниченное число однотипных случаев. Она вступает в действие всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная данной нормой.

Следует уточнить и такой признак нормы нрава, как общеобязательность. Здесь надо учитывать, что многие нормы обращены только к определенным видам лиц: несовершеннолетним, военнослужащим, должностным лицам, лицам с неполной трудоспособностью и т.д. Обязательность нормы, следовательно, проявляется в том, что она должна быть выполнена каждым, кто оказался в условиях, предусмотренных нормой.

4. Нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт - это изданный в установленном порядке акт, содержащий правовые нормы. Нормативно-правовые акты могут быть приняты также референдумом и в порядке делегированного законодательства. Они являются основными и наиболее совершенными источниками права.

Каждый нормативно-правовой акт имеет специфические структуру, содержание, форму, способы изложения юридических норм, символы и реквизиты (наименование, дату издания, разделы, главы, статьи, пункты и т.д.). Наименование нормативного акта показывает, какой орган издал данный акт и, следовательно, какова его юридическая сила. Нормативно-правовые акты издаются в строгом соответствии с компетенцией конкретных органов, Это обусловливает законность самой правотворческой деятельности. Нормативному акту присуща определенность формулирования юридических норм. Нормативные акты характеризируются общеобязательностью, что является следствием общеобязательности содержащихся в них норм права. Нормативные акты обладают общеизвестностью. Они должны быть доведены до сведения всех субъектов, которым они адресованы. Это обеспечивается установлением особого порядка их опубликования.

Все нормативные акты: находятся в строгой соподчиненности. При их расхождении приоритет имеет акт, обладающий повышенной юридической силой. Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Закон является родовым по отношению к конкретным разновидностям законов, действующих в РФ.

Законы принимаются соответствующими представительными органами государственной власти. Кроме этого законы могут быть приняты непосредственно самим народом в ходе референдума.

В РФ действуют следующие виды законов:

Конституция РФ - это основной закон, закрепляющий, конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, форму правления и государственного устройства, систему федеральных органов государственной власти и основы местного самоуправления. Все нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы - в системе источников российского права следуют за Конституцией РФ. Помимо формальных признаков конституционные законы характеризуются тем, что они имеют одинаковый с Конституцией РФ предмет регулирования и непосредственно развивают и детализируют ее положения.

Федеральные законы - принимаются по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов. Они не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Законы субъектов РФ - принимаются в соответствии с федеральными законами по вопросам совместной компетенции РФ и ее субъектов, а также по вопросам собственной компетенции субъектов РФ.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах его компетенции, действует нормативный акт субъекта Федерации. Данное положение не противоречит принципу верховенства федерального закона. Оно в полной мере соответствует конституционным полномочиям субъектов РФ на осуществление собственного правового регулирования в условиях федеративного государства.

Подзаконные акты представляют собой нормативно-правовые акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, которые основаны на законе, не могут ему противоречить и издаются во исполнение закона. По сравнению с законами они обладают меньшей юридической силой. Подзаконные нормативные акты чрезвычайно многообразны и образуют сложную соподчиненную систему. С учетом их иерархии можно выделить следующие виды подзаконных актов:

Постановления палат Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы).

Указы Президента РФ - подлежат исполнению на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ. Они распространяются на территорию всей страны, обычно регулируют вопросы государственного, хозяйственного и культурного строительства.

Нормативные акты центральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и др.). Они регулируют, как правило, внутриведомственные отношения.

Нормативные акты органов местного самоуправления. Они действуют на территории, на которую распространяется деятельность муниципального органа.

Внутриорганизационные подзаконные акты издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов, распространяются только на членов данной организации.

На уровне субъектов РФ в систему подзаконных входят: нормативные акты президентов, постановления правительств, а также нормативные акты иных органов исполнительной власти соответствующих субъектов.

5. Система российского права

Система права - это внутренняя структура права. Она выражает единство и взаимосвязь юридических норм и одновременно их разделение на самостоятельные части. Система права показывает, из каких элементов состоит право и как они соотносятся между собой. Структурным элементом системы права являются отрасли, институты и нормы.

Норма права образует первичный элемент системы права. Из различных сочетаний правовых норм складываются другие ее элементы - институты и отрасли права.

Отрасли права подразделяются на правовые институты. Правовой институт является первичным самостоятельным структурным подразделением отрасли. Правовые нормы образуют отрасль не прямо, а только через соответствующие институты. Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из правовых институтов. Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, а правовой институт - определенный вид общественных отношений внутри данного рода. Например, в государственном (конституционном) праве можно выделить институт гражданства как совокупность норм, регулирующих общественные отношения, связанные с приобретением, осуществлением, изменением или утратой лицом статуса гражданина государства и т.д.

Правовые институты включают в себя совокупность правовых норм.

6. Основные отрасли права

Государственное (конституционное) право - это ведущая отрасль российского права. Она объединяет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, в которых выражаются главные интересы общества и государства. Государственно-правовые нормы закрепляют, прежде всего основные принципы, определяющие устройство государства. В них устанавливаются основы взаимоотношений государства и личности. Государственное право регулирует отношения между РФ: в целом и ее субъектами, закрепляет систему государственной власти и местного самоуправления. В качестве метода регулирования используется главным образом учредительно-закрепительный метод в сочетании с общим регулированием.

Административное право охватывает совокупность правовых норм, регламентирующих отношения в сфёре государственного управления, обеспечивает юридическое оформление таких управленческих отношений. Оно устанавливает правовой статус органов государственного управления, их компетенцию, права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере государственного управления и т.п. Основным методом правового регулирования является метод власти и подчинения.

Финансовое право регулирует отношения, связанные с финансовой и бюджетной деятельностью государства. В процессе этих отношений происходит составление и утверждение государственного бюджета, его исполнение, порядок установления и взимания налогов с населения, предприятий и организаций и др.

Гражданское право является наиболее обширной отраслью российского права, определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности, в том числе и интеллектуальной, регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Гражданским законодательством защищаются неотчуждаемые права и свободы человека. Метод регулирования представлен методом автономии, юридического равенства сторон.

Трудовое право регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности человека, в основе которой лежит трудовой найм. Нормами данной отрасли устанавливаются порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, дисциплина и охрана труда и др.

Семейное право - это отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с браком и членством в семье. Семейно-правовые нормы предусматривают порядок и условия заключения брака, его прекращения, права и обязанности супругов, родителей и детей и т.д.

Уголовное право представляет собой совокупность норм, определяющих, какие общественно-опасные деяния являются преступлениями, и какие наказания необходимо применять к лицам, виновным в их совершении. Единственным источником уголовного права является уголовный закон.

Никакие иные правовые акты не могут устанавливать нормы уголовного права.

Среди отраслей процессуального права следует особо выделить, во-первых, уголовно-процессуальное право. Оно объединяет совокупность правовых норм, регулирующих деятельность правоохранительных органов и судов в процессе расследования и рассмотрения в суде уголовных дел. Во-вторых, гражданско-процессуальное право. Его нормы регулируют порядок судебного разбирательства и других процессуальных действий по гражданским делам.

7. Публичное и частное право

В юридической науке существует деление системы права на публичное и частное. В современных условиях в связи с формированием в РФ гражданского общества и рыночной экономики развитию частного права придается важное значение.

Основной смысл разграничения частного и публичного права состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу имущественных и иных интересов граждан и их объединений. Частное право предполагает децентрализацию юридического регулирования. Здесь все отношения строятся на основе равенства и свобод участников правовых отношений. Частное право охватывает те отрасли права, нормы которых регулируют сферу частных дел и интересов личности. Это, к примеру, гражданское, семейное, трудовое право. Публичное право включает отрасли, регламентирующие отношения государства, его органов с гражданами и иными организациями. Его нормы связаны с общими интересами всех членов общества. К отраслям публичного права относятся конституционное, административное, уголовное и иные отрасли права.

Возникновение правовых отношений является главным результатом правового регулирования. Именно в правоотношении, абстрактное содержание юридической нормы применяется к конкретной ситуации. В ней конкретные лица взаимосвязаны конкретными правами и обязанностями, в общей форме закрепленными нормами права. Такие права и обязанности сторон правоотношения называются субъективными (индивидуальными). Они обеспечивают особую - юридическую взаимосвязь участников правоотношения, которые строят свое поведение в соответствии с данными правами и обязанностями.

Однако для возникновения правоотношений недостаточно наличия одних только норм права. Требуются определенные фактические обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Такие фактические обстоятельства признаются юридическими фактами. С одной стороны, они представляют собой факты реальной действительности, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, явления материального мира. С другой стороны, это факты, предусмотренные нормами права. Именно они определяют, каким явлениям материального мира придается юридическое значение.

Юридические факты закрепляются в гипотезах правовых норм. Среди различных видов юридических фактов особое значение имеет их разграничение по волевому признаку. В этой точки зрения юридические факты подразделяются на две группы - юридические события (не зависят от воли людей) и юридические действия (волевые акты человеческого поведения). Действия делятся на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (преступления и проступки).

Значение юридических фактов в правовом регулировании выражается в том, что они соединяют правовые нормы с реальными общественными отношениями. Именно благодаря им реализуется норма права, возникает (изменяется, прекращается) правоотношение.

Правоотношения характеризуются определенными признаками. Во-первых, они являются интеллектуальными и волевыми отношениями. В отличие от производственных отношений, которые складываются объективно, правоотношения всегда носят сознательно-волевой характер. В них воплощаются осознанность поведения и воля участников правоотношений, а также воля государства, выраженная в нормах права.

Во-вторых, правоотношение неразрывно связано с нормами права. Общественные отношения становятся правовыми только в том случае, если из всех видов социальных норм на, них воздействуют именно нормы права. Поэтому правоотношения представляют собой форму реализации юридических норм. Вне правоотношения они реализоваться не могут.

В-третьих, участники правоотношения наделены взаимными субъективными правами и обязанностями, которые неразрывно связаны. Субъективным правом можно обладать только по отношению к какому-либо обязанному лицу. Равным образом и юридическую обязанность можно нести только перед каким-либо управомоченным лицом. Следовательно, в правоотношении всегда имеются две стороны - управомоченная как носитель определенного субъективного права и обязанность как носитель соответствующей юридической обязанности.

В-четвертых, правовые отношения являются элементом правопорядка в обществе. Они охраняются (гарантируются) государством. Как правило, правоотношение реализуется в добровольных действиях участвующих в нем лиц. Но в целях обеспечения выполнения его участниками принятых на себя юридических обязанностей всегда существует возможность применения государственного принуждения.

Таким образом, правоотношение представляет собой урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого наделены взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

8. Структура правового отношения

Правоотношение складывается из определенных элементов. Их совокупность образует его структуру. В нее входят субъекты, содержание и объект правоотношения.

Субъектами правоотношений признаются лица, которые могут быть их участниками.

Участником правоотношения может быть только человек или общность людей. В любом правоотношении должно быть не менее двух субъектов. Субъекты (участники) правоотношений могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным субъектам относятся физические лица. Среди них: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и лица с двойным гражданством. Коллективные субъекты представлены различными организациями как объединениями людей. В их числе: государство в целом, государственные органы и учреждения, разнообразные общественные объединения, юридические лица и т.д.

Для участия в правовых отношениях каждый субъект наделяется государством особым юридическим свойством - правосубъектностью, т.е. способностью быть участником правоотношения. Правосубъектность не зависит от воли и желания физического лица или организации. Ее содержание, а также возникновение, изменение или прекращение устанавливаются государством. В составе правосубъектности принято выделять правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность представляет собой способность субъекта иметь права и нести юридические обязанности. Сама по себе правоспособность никакого реального блага не дает. Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность (способность) иметь их.

Правоспособность организаций возникает с момента их образования, т.е. со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Она является специальной и определяется целями и задачами их деятельности.

Дееспособность - это установленная законом способность субъекта непосредственно своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Дееспособность физических лиц неразрывно связана с их интеллектуальной и волевой зрелостью. Поэтому у граждан она возникает с момента достижения ими определенного возраста. Согласно ст.60 Конституции РФ гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с восемнадцати лет. Но в отдельных отраслях российского права с учетом специфики предмета и метода правового регулирования вопрос о моменте наступления дееспособности физических лиц решается иначе.

Дееспособность юридических лиц возникает одновременно с правоспособностью и прекращается с момента завершения ликвидации юридического лица. По общему правилу она осуществляется через органы юридического лица.

Дееспособность - это предусмотренная законом способность субъекта лично нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение. Например, в уголовном праве ответственность наступает с 16 лет, а за некоторые преступления (убийство, кража, разбой и др.) - с 14 лет.

Субъективное право представляет собой вид и меру возможного поведения участника правоотношения, обеспеченную государством. Характерной чертой данного права является возможность пользоваться им по собственному усмотрению. Только от лица зависит, как распорядиться принадлежащим ему правом. Исключение составляют случаи, когда оно одновременно является и юридической обязанностью лица. Например, право родителей на воспитание своих несовершеннолетних детей является и их юридической обязанностью.

Юридическая обязанность проявляется в двух аспектах. Во-первых, в обязанности совершить определенные действия в интересах управомоченного лица. Во-вторых, в обязанности воздерживаться от действий, нарушающих права управомоченного лица.

Под объектом правоотношения понимается все то, на что направлены субъективные права и обязанности его субъектов. Объектами правоотношений являются материальные либо нематериальные блага, способные удовлетворять интересы (потребности) участников правоотношений. Среди них, во-первых, материальные предметы (вещи, деньги, ценные бумаги и иное имущество). Во-вторых, продукты творческой деятельности. В-третьих, действия (воздержание от действий) обязанных лиц. В-четвертых, личные нематериальные блага (честь, достоинство, деловая репутация, личная неприкосновенность и др.).

Список литературы

1. Белокрылова О.С., Михалкина Е.В., Банникова А.В., Агапов Е.П. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

2. Касьянов В.В. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

3. Кохановский В.П., Матяш Г.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

4. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006.

5. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов н/Д: Феникс, 2007.