Подсудность мировых судей по административным делам. Подведомственность дел об административных правонарушениях

1. Понятие, сущность и виды подведомственности рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Для научной организации исследуемой юрисдикционной деятельности большое значение имеет четкое определение того, какой субъект власти какими делами владеет, кто такие дела оформляет, рассматривает, исполняет.
Правильное решение вопросов подведомственности - необходимое условие квалифицированного, оперативного разрешения дела об административных правонарушениях.
Подведомственность в широком смысле слова - это оп­ределение объектов, на которые распространяется власть субъектов - носителей властных полномочий.
Что же касается подведомственности дел об админист­ративных правонарушениях, то она представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрис­дикции, которые уполномочены рассматривать дела, отне­сенные законом к их компетенции, и налагать на физичес­ких и юридических лиц административные взыскания.
При определении подведомственности дел об административных правонарушениях следует помнить о существовании разных уровней подведомственности и порядке последовательного их выявления.
Выделяют следующие основные виды подведомственнос­ти дел об административных правонарушениях:
Видовая подведомственность - закрепляется юридическими нормами, в которых сказано, какой вид государственных органов занимается такими делами. Видовая подведомственность закрепляется чаще всего одноз­начно (дело рассматривается, например, только судом). Иногда законодательством допускается рассмотрение дела альтернативно, т.е. одним или другим органом (например, дело об административном правонарушении, предусмотрен­ном ст. 9.24 КоАП - нарушение законодательства о книге замечаний и предложений, может быть рассмотрено органами внутренних дел или КГК, административной комиссией).
Определив видовую подведомственность, необходимо ре­шить вопрос о территориальной подведомственности . В ст. 3.31 ПИКАП указывается, что административный процесс ведется по месту соверше­ния административного правонарушения.
В целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.
Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12–18.27, 18.29, 18.35, частью 4 статьи 18.36, статьей 18.38 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 23.29–23.32, 23.55 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, рассматриваются по месту расположения соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь.
Получив или собрав (подготовив) материалы дела об ад­министративном правонарушении, следует определить тех должностных лиц, кто имеет право и должен в государствен­ном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это есть должностная подведомственность . Она закреплена в статьях главы 3 ПИКАП (от имени органов внутренних дел дела об административных правонарушениях вправе рассматривать руководители территориальных ОВД и их заместители – п.2 ст. 3.6. ПИКАП; от имени Департамента ценовой политики Минэкономики – директор департамента и его заместители п.2. ст.3.14).
Кроме того, перечень дол­жностных лиц, обладающих правом рассмотрения дел об АП, устанавливается нпа органов государственной власти РБ.
К должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об АП относятся как лица, наделенные распорядительными полномочиями внутриведомственного характера (начальники органов и их заместители), так и лица, не имеющие таких полномочий (инспекторы, контролеры-ревизоры, билетные контролеры – представители исполнительной власти).
В случае, если при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, установят, что рассмотрение такого дела не относится к их компетенции, они направляют его для рассмотрения в суд, орган, ведущий административный процесс, в компетенцию которых входит рассмотрение данного дела.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении суд, орган, ведущий административный процесс, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, придут к выводу, что в правонарушении содержатся признаки преступления, они передают материалы этого дела прокурору, органам, уполномоченным осуществлять предварительное следствие и дознание.
2. Органы (должностные лица), уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
Определение круга органов (должностных лиц), уполно­моченных рассматривать и решать дела об административ­ных правонарушениях, имеет большое значение для обеспе­чения справедливого и законного привлечения правонару­шителей к административной ответственности.
Рассмотрение дел об административных правонарушени­ях невозможно сосредоточить в каком-либо одном органе, как это сделано при осуществлении правосудия, которое осу­ществляет только суд, так как от правосудия администра­тивный процесс отличается оперативностью и относитель­ной простотой. Чтобы оперативно рассматривать многочис­ленные и разнообразные административные дела (а их разно­образие связано с наличием многочисленных отраслей адми­нистративной деятельности и существующих в них отноше­ний), нужно обладать специальными знаниями и быть ком­петентным в данной области.
Оперативность рассмотрения административных дел мно­гочисленными органами и должностными лицами достига­ется еще и тем, что эти же органы и должностные лица систе­матически осуществляют контроль за соблюдением соответ­ствующих правил.
Органы, уполномоченные рассматривать дела об адми­нистративных правонарушениях, отличаются также и неод­нородностью субъектов. Отдельные из них созданы специ­ально для paзрешения дел об административных правонару­шениях (например, административные комиссии), другие выполняют эту работу наряду с осуществлением своих основ­ных функций (например, районные (городские) суды (судьи), у третьих, как правило, контрольно-надзорных ор­ганов, эта деятельность составляет их основное, хотя и не единственное функциональное назначение (например, госу­дарственные инспекции).
Система органов, осуществляющих административную юрисдикцию, строится по территориально-отраслевому при­нципу . Суть его заключается в том, что указанные органы выполняют юрисдикционные полномочия с учетом как тер­риториальных особенностей, так и специфики их соверше­ния в отдельных отраслях и сферах государственного управ­ления.
К территориальным органам, функционирующим в пределах той или иной административно-территориальной единицы, относятся прежде всего административные комис­сии; районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних; районные (городские) суды (судьи) и др.
Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать де­ла об административных правонарушениях, непосредствен­но связаны с.отраслями государственного управления и функ­ционируют на основании специализации и четкой иерархич­ности юрисдикционной подведомственности. Например, органы Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь рассматривают дела об административных правонарушениях о нарушении законодательства о труде. От имени департамента такие дела вправе рассматривать и налагать взыскания директор этого Департамента и его заместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонных инспекций труда и их заместители, начальники отделов и государственные инспекторы труда. При этом, как правило, вы­шестоящий орган (должностное лицо) вправе давать обяза­тельные последним указания по конкретным делам об адми­нистративных правонарушениях.
Отраслевой принцип на практике сочетается с территори­альным. Как правило, орган (должностное лицо) осущест­вляет свои полномочия не только в рамках какой-либо отрас­ли, но и на определенной территории. Однако органы меж­территориального действия осуществляют свои надзорные и юрисдикционные полномочия на территории, границы кото­рой не совпадают с административно-территориальным делением, например, органы железнодорожного транспорта, органы Министерства транспорта и коммуникаций РБ.
В настоящее время, несмотря на все многообразие орга­нов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать де­ла об административных правонарушениях, они системати­зированы следующим образом:

Остальные вопросы включают толкование Конституции в отношении поправок, внесенных в Закон о законах о статусе. Соответствуют ли поправки к указанному Уставу Конституции. Чтобы определить, согласуются ли поправки к указанным уставам с Конституцией, необходимо рассмотреть принципы толкования или построения уставов и, в конечном счете, Конституции.

Устав должен толковаться в соответствии с намерением парламента, и значение, придаваемое используемым словам, должно быть обычным и естественным значением. Это правило простого значения, которое часто называют золотым правилом. «Основным правилом для строительства статута; то есть закон должен толковаться в соответствии с намерением, выраженным в самом статуте».

· административные комиссии при исполнительных ко­митетах, районных администрациях;

· сельские, поселковые исполнительные комитеты;

· районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних;

Подведомственность означает нахождение в ведении или управлении кого-либо или чего-либо.

Объектом всякого толкования письменного документа является обнаружение намерения его автора, выраженное в инструменте. Это один из лингвистических канонов, применимых к строительству законодательства, который должен быть прочитан в целом, так что в нем должно рассматриваться не как одиночество, а как его интерпретация в его контексте как часть Закон.

Основополагающее правило толкования, которому подчинены все другие, заключается в том, что устав должен быть издан в соответствии с намерением парламента, который его создал; и это намерение должно быть найдено путем изучения языка, используемого в статуе в целом.

Подведомственность дел об административных правонарушениях определяется как установление и разграничение компетенции между различными гос. органами, наделенными соответствующими юрисдикционными полномочиями по возбуждению и разрешению дел об административных правонарушениях.

Понятие подведомственности имеет важное значение в 2 аспектах: материальном и процессуальном.

Интерпретация любого документа в конечном счете включает определение намерения парламента, составителя или сторон. Это намерение должно определяться с использованием точных слов, их конкретного документального и фактического контекста и, если они идентифицируются, их цели и цели. В этой связи почти каждый вопрос интерпретации уникален с точки зрения характера различных факторов.

Однако это не означает, что суд имеет совершенно свободную руку, когда дело доходит до толкования документов; что будет несовместимо с верховенством закона и с необходимостью такой уверенности и предсказуемости, которая может быть достигнута с учетом того, что каждый случай должен решаться с учетом его конкретных факторов.

Материальный аспект заключается в том, что вопросы подведомственности составляют часть компетенции органа и, следовательно, определяют его права и обязанности, правовой статус в целом.

Процессуальная же сторона имеет решающее значение как для возникновения административно-юрисдикционного отношения, так и для всего процесса (производства) в целом.

Первый из них является первичными источниками, то есть самими уставами, уставными определениями, прецедентным правом, административными нормами и когда они не дают многого, поскольку они недостаточны, то следует перейти к вторичным источникам, т.е. словарям, юридическим энциклопедиям и законодательным документы истории.

Основным правилом для строительства Актов парламента является то, что они должны толковаться в соответствии с намерением, выраженным в самих актах. Трибунал, который должен толковать Закон законодательной власти или любой другой документ, должен определить намерение, выраженное в словах. И для того, чтобы понять эти слова, естественно спросить, что представляет собой предмет, в отношении которого они используются, и рассматриваемый объект.

КоАП определяет вопросы подведомственности в 22 и 23 главах третьего раздела.

Перечень органов и должностных лиц можно разделить на 4 группы:

1.Судебные органы, исполнительные органы гос. власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП.

А. 132 на стр. 133 обобщил принципы толкования Конституции в следующих терминах. Принципы, применимые в толковании Конституции, включают в себя максимально возможную конструкцию в ее контексте, следует давать в соответствии с обычным значением используемых слов, вся Конституция должна рассматриваться как единое целое, и ни одно конкретное положение, разрушающее другие, все положения, касающиеся конкретного вопроса, должны рассматриваться вместе, чтобы привести в действие цель документа, Конституции следует дать щедрую и целенаправленную интерпретацию для полного осуществления гарантированных прав, Конституция Уганды предписывает судам в стране осуществлять судебную власть в соответствии с законом и ценностями, нормами и устремлениями народа.

Согласно ст.22.1 ч.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл.23 КоАП:

2.Судебные органы, органы исполнительной власти, комиссии, иные коллегиальные органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов. Перечень органов дается в ст. 22.1 п. 2 КоАП:

Для ясности мы вновь приводим ниже соответствующие положения каждого из соответствующих законодательных актов. С. 13 Главный судья может всякий раз, когда это необходимо для содействия эффективному, оперативному и эффективному исполнению судебных функций.

Перевести судьи с одной станции на другую или. Развернуть судьи из одного отдела другому. Утверждает за 3 месяца уведомления о передаче Судьи с одной станции на другую. «Главный судья может назначать особые обязанности любому судье в целях осуществления судебных полномочий».

Истец сообщил Суду, что у них нет вопросов с положениями раздела 13 и Закона. Тем не менее они обнаружили проблему в Разделе 13, которая уполномочивает Главного судьи назначать специальные обязанности любому судье в целях осуществления судебных полномочий. Поскольку эти положения применяются к Высокому суду, мы не находим возражений против того, чтобы Главный судья назначил особые обязанности любому Судье. Поэтому мы не находим в этом положении ничего неконституционного.

  • Мировые судьи
  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • Уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов
  • Административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ.

3.Исполнительные органы гос. власти РФ и их должностные лица, уполномоченные возбуждать дело об а. прав. Согласно гл. 28 КоАП.

«Лицо, совершившее преступление в соответствии с подразделом, должно приговорить к лишению свободы на срок не более пяти дней или штраф не более ста тысяч шиллингов или обоих». Это положение просто предусматривает наказание для лица, которое совершает презрение перед лицом Суда, как и любое другое уголовное положение, предусматривающее наказание за нарушение. Поэтому мы не находим ничего противоречащего Конституции.

Дополнительную квалификацию можно найти в Разделе 7, который гласит. Главный судья может по рекомендации Комиссии по судебной службе передать судьи, который отвечает требованиям, установленным в подразделе, для работы в суде. Кроме того, в поправке к Разделу 8 было введено новое положение о том, что судья Окружающей среды и земельного суда будет занимать должность до тех пор, пока.

4. Органы (должностные лица) прокуратуры, уполномоченные возбуждать производство по делу и непосредственно участвовать в процессе разрешения дела по существу, заявлять ходатайства, приносить протесты.

В производстве по делам об а. прав. Законодательно регулируются следующие виды подведомственности:

  • Постадийная. Согласно КоАП, каждая стадия производства имеет свой круг участников с определенным для каждой стадии статусом. Субъектами, ведущими производство, на разных стадиях могут быть разные субъекты, т. е. лицо, компетентное возбуждать дело, не имеет полномочий рассматривать или выносить решение, поэтому передает данное дело др. органу, обладающему соотв. компетенцией. Отступление от правил постадийной подведомственности влечет незаконность дальнейших действий и определение вынесенного решения по делу как ничтожно.
  • Родовая. Это разграничение полномочий между разными видами гос. власти. Наиболее значимым является вопрос о разграничении суд. и адм. подведомственности, которые закреплены в ст. 22.1. Судебная определяется законодателем как подсудность. Судьи судов общей юрисдикции, арб. судов и мировые рассматривают подсудные им дела об а. правонар. Административной подведомственностью наделяются уполномоченные органы исполнительной власти.
  • Видовая. Это законодательное закрепление видов органов и их должностных лиц, уполномоченных рассматривать конкретные дела. При определении судебной видовой подв-ти требуется четкое выяснение того, какой суд – районный, арбитражный, гарнизонный или мировой – правомочен рассмотреть дело. Видовая подв. Бывает единоначальная (судья, должностное лицо) и коллегиальная (адм. комиссия).
  • Должностная. Заключается в четком определении круга вопросов, которые правомочно решать каждое конкретное должностное лицо уполномоченного органа в процессе производства по делу. Так ст. 23.3 определяет, какие дела правомочны рассматривать: начальник ГИБДД; сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания; государственные инспекторы безопасности дорожного движения.
  • Территориальная. Устанавливает правила рассмотрения дел на основе принципа территориальной юрисдикции уполномоченных органов. Общее правило: дело рассматривается по месту совершения правонарушения.
  • Альтернативная. Когда при наличии соответствующих условий допускается разрешение дела одним из нескольких юрисдикционных органов (рассмотрение дела или по месту учета транспортного средства или по месту совершения правонарушения. Это аспект альтернативной территориальной подв-ти связан с усмотрением заинтересованного лица. Другой стороной альт. подв-ти является усмотрение органа или должностного лица. Так в ч.2 ст. 23.1 названо более 60 составов, производство по которым может быть передано органом или д. лицом в суд.