Нравственные проблемы в романе «преступление и наказание. Социально-философская и психологическая проблематика романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Основные исследования о романе

Родиону приснился ребенок, который смотрит, как загнанную лошадь жестоко избивают. Хозяин в тупой злобе забивает насмерть животное. И в душе Раскольникова, как и в душе каждого из нас, появляется протест против этого неоправданного убийства, возмущение жестокостью, а также сочувствие чужой боли. Жестокость в реальной жизни Таким образом, Раскольников на самом деле обладает чуткой, доброй душой. А вот поведение хозяина лошади типично в романе «Преступление и наказание». Проблематика этого эпизода относится, конечно, не только к издевательству над животным. Ведь точно так же жестока, несправедлива и груба жизнь множества людей, которые вынуждены терпеть от хозяев жизни притеснения. Эти жестокие люди унижают, угнетают их, могут даже убить, если захотят. И действительно убивают — морально, если не физически.

Нравственные проблемы в романе достоевского «преступление и наказание»

Власть идеи над человеком на страницах романа «Преступление и наказание» Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») Сравнение персонажей: Соня Мармеладова и Раскольников Идейно-композиционная роль образа Сони Раскольников, Соня, Мармеладов, Свидригайлов кто они: добрые или злые Духовное Воскресение Родиона Раскольникова (по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание») Ненавистен и гадок Лужин Античеловеческая идея в теории Раскольникова Художественные особенности романа «Преступление и наказание» Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» «Презирать суд людей не трудно презирать суд собственный невозможно…» (По пьесе Островского «Гроза» и роману Достоевского «Преступление и наказание») Значение символических снов Гринева и Раскольникова Я дитя своего века «Плуты и подлецы они».

«нравственные проблемы в романе «преступление и наказание»»

Раскольникова Родиона Романовича Красота человеческого поступка Человек есть тайна или о романе «Преступление и наказание» Осознание собственной вины Раскольниковым Характеристика образа Раскольниковой Пульхерии Александровны Теория Родиона Раскольникова: «твари дрожащие» и «право имеющие» «Ложь перед самим собой выставляемая за правду губит всю жизнь» (По роману Достоевского «Преступление и наказание») Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и Соня Мармеладова Роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в романе «Преступление и наказание» Правда Сони Мармеладовой Описание и характеристика семьи Мармеладовых Характеристика образа Раскольниковой Дуни Философские проблемы в романе Христианская проблематика в романе «Преступление и наказание» Главная философская мысль романа «Преступление и наказание» Мастерство Ф.М.

«преступление и наказание» проблематика

Инфо

Тот же Лужин, желающий жениться на сестре Раскольникова – Дунечке только потому, что она удовлетворяла всем его требованиям: была красива и умна, и к тому же не имела денег. Лужин хотел, что бы Дунечка и её мать полностью зависели от него материально: “…Ошибка была ещё, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал, — думал он, грустно возвращаясь в каморку Лебезятникова, — и с чего, чёрт возьми, я так ожидовел? Тут даже и расчёта никакого не было! Я думал их в чёрном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!” Нельзя не сказать об еще одной проблеме, затронутой Достоевским в своем произведении. Это сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события.


Петербург играет очень важную роль в романе.

Проблема в произведении преступление и наказание

Достоевского «Преступление и наказание») Какое значение имеет сон Раскольникова на каторге для раскрытия основной идеи романа Достоевского «Преступление и наказание»? Книга, которая потрясла меня Композиционное значение снов Раскольникова Крах «недоконченной» идеи (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») Кто Раскольников: преступник или фанат идеи? (сочинение-рассуждени по Личность в романе Ф.
М. Достоевского «Преступление и наказание» Лужин в эпизодах «Визит к Раскольникову» и «Поминки» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Лужин и Свидригайлов в романе Ф.М.

Проблемы в романе преступление и наказание таблица

Анализ эпизода романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Теория Раскольникова и ее философская основа Свидригайлов и Дуня в романе «Преступление и наказание» Духовный мир героев Достоевского в романе «Преступление и наказание» Человек – целый мир Эпилог романа «Преступление и наказание» Мы все глядим в Наполеоны в романе «Преступление и наказание» Попробуем рассмотреть Петербург в интерпретации Достоевского Характеристика образа Зосимова Настасья Филипповна и Аглая - особенность женских характеров Сны и грезы Раскольникова и их значение Жизнь обездоленных на страницах романа Достоевского «Преступление и наказание» Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Мир «Преступления и наказания» - это мир Петербурга Образ Петербурга в романах Достоевского «Преступление и наказание» и Толстого «Война и мир» Тpагедия Раскольникова Интерьер как средство характеристики героя.

Проблема совести в произведении преступление и наказание

Достоевского «Преступление и наказание») Дневник Сонечки Мармеладовой (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Дневник читателя (по роману Достоевского «Преступление и наказание») Добро и зло в понимании и изображении Достоевского Добро и зло в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского Достоевский «Преступление и наказание» (обзор) Есть ли наказание в романе Ф.

М. Достоевского «Преступление и наказание»? Знакомство Раскольникова со Свидригайловым (Анализ эпизода из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», ч. IV, гл. 1.) Значение символических снов Гринева в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина и Раскольникова - в «Преступлении и наказании» Ф.

М. Достоевского Значение эпизода «Встреча Раскольникова и Свидригайлова» для понимания романа Ф. М.

Проблема милосердия в произведении преступление и наказание

В чем ошибка Родиона Раскольникова Мои раздумья над романом Достоевского «Преступление и наказание» Его спасла Сонечка (по роману «Преступление и наказание») Об особенностях сюжета романа «Преступление и наказание» Философские идеи воплощенные в романе «Преступление и наказание» Морально этический путь исправления человека в романе «Преступление и наказание» Трущобы и нищие углы бедноты фон романа «Преступление и наказание» Филантропический подвиг Мармеладова Характеристика образа Разумихина и Лебезятникова Порфирий Петрович - пристав следственных дел правовед Характеристика образа Никодима Фомича «Особый реализм» («Преступление и наказание») Социальный протест в романе Средства художественного изображения внутреннего мира человека в романе Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем Сон Раскольникова об убийстве лошади (Анализ эпизода из главы 5 части 1 романа Ф.М.

Проблема выбора в произведении преступление и наказание

Важно

Главная / Сочинения по русской литературе / Достоевский Ф.М. / Нравственные проблемы в романе Достоевского «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» затронул глубокие нравственные проблемы. Автор рассмотрел социальные несправедливости того времени, в которое он жил и творил. Впрочем, эти проблемы были, есть и будут. Писателя тревожит отсутствие нравственности, которое царит в разных общественных слоях, власть денег, которая формирует неравенство людей в отношении друг друга.


Эти бумажки ценятся превыше всего. В судьбе главного героя анализируемого произведения, Родиона Раскольникова, общество сыграло не последнюю роль. Молодой человек уверен, что совершаемое им убийство необходимо. И идет на этот шаг. Им движет мысль, что таким образом он сможет помочь всем униженным и оскорбленным.
Родион ощущает свою силу и значимость.

Проблема любви в произведении преступление и наказание

Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику, разрушая её: “…На улицах жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. “Вся обстановка на улицах города, хаос, царивший в нём, люди, населяющие этот город, — всё это может подтолкнуть человека к суицидному настроению: “…Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный калорит картины.” Санкт-Петербург известен всем, как пышный и величественный город, с красивой архитектурой, дворцами и парками. Но на страницах романа нам представлен тот Петербург, который не может не вызвать жалости и отвращения одновременно.

Нравственная и социальная проблема в романе Ф.М. Достоевского «преступление и наказание»

Великий русский писатель. Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич -- штаб-лекарь московской Мариинской больницы для бедных; в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. Мать -- Мария Федоровна (урожденная Нечаева). В семье Достоевских было еще шестеро детей.

В мае 1837 г. будущий писатель едет с братом Михаилом в Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. Вокруг Достоевского в училище образуется литературный кружок. По окончании училища (конец 1843 г.) он был зачислен полевым инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844 г. , решив всецело посвятить себя литературе, подал в отставку и уволился в чине поручика. Закончил перевод повести «Евгения Гранде» Бальзака. Перевод стал первой опубликованной литературной работой Достоевского. В мае 1845 г. после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди», который имел исключительный успех.

С марта-апреля 1847 г. Достоевский становится посетителем «пятниц» М. В. Буташевича-Петрашевского. Участвует он и в организации тайной типографии для печатания воззваний к крестьянам и солдатам. Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849 г; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. Восемь месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. 22 декабря 1849 г. Достоевский вместе с другими ожидал на Семеновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.

С января 1850 по 1854 гг. Достоевский отбывал каторгу, но смог возобновить переписку с братом Михаилом и другом А. Майковым. В ноябре 1855 г. Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после -- в прапорщики; весной 1857г. писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься. Полицейский надзор над ним сохранялся до 1875 г.

В 1857 г. Достоевский женился на овдовевшей М. Д. Исаевой. Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. Создает две «провинциальные» комические повести -- «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели». В декабре 1859 г. он приехал жить в Петербург.

Интенсивная деятельность Достоевского сочетала редакторскую работу над «чужими» рукописями с публикацией собственных статей. Выходит в свет роман «Униженные и оскорбленные», огромный успех имели «Записки из Мертвого дома».

В июне 1862 г. Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию. В августе 1863 г. писатель вторично выехал за границу. В Париже он встретился с А. П. Сусловой, драматические взаимоотношения с которой получили отражение в романах «Игрок», «Идиот» и других произведениях.

В октябре 1863 г. он возвратился в Россию. 1864 г. принес Достоевскому тяжелые утраты. 15 апреля умерла от чахотки его жена. Личность Марии Дмитриевны, как и обстоятельства их «несчастной» любви, отразились во многих произведениях Достоевского (в образах Катерины Ивановны -- «Преступление и наказание» и Настасьи Филипповны -- «Идиот») 10 июня умер М. М. Достоевский.

В 1866 г. истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами -- «Преступление и наказание» и «Игрок». В октябре 1866 г. к нему приходит стенографистка А. Г. Сниткина, которая зимой 1867 г. становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. До июля 1871 г. Достоевский с женой живет за границей (Берлин; Дрезден; Баден-Баден, Женева, Милан, Флоренция).

В 1867--1868 гг. Достоевский работал над романом «Идиот».

По предложению Некрасова писатель печатает в «Отечественных записках» свой новый роман «Подросток».

В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 г. он был избран членом-корреспондентом Академии наук. В1878 г. после смерти любимого сына Алеши совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Пишет «Братья Карамазовы» -- итоговое произведение писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества. В ночь с 25 на 26 января 1881 г. у Достоевского пошла горлом кровь. Днем 28 января писатель попрощался с детьми, вечером он скончался.

31 января 1881 г. при огромном стечении народа состоялись похороны писателя. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге.

В свой роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский вложил гуманистическую идею, коснулся глубоких нравственных проблем, волновавших его. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же острых социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского губительно общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.

Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам -- «униженным и оскорбленным», -- не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и убийство человека охарактеризовано писателем как «убийство» самого себя, как уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи процентщицы и Лизаве- ты для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что «спасти» Раскольнико- ва способен лишь человек, который сам много страдал и чья нравственность выше нравственности Раскольникова. В романе таким проводником -- спасителем души человеческой -- является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом». Соня не отличалась особой красотой внешне. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: «. . . голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней». Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка бескорыстно отдавала отцу и своей мачехе -- Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила.

В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня -- «существо приниженное», и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, позволяли себе издеваться, насмехаться и унижать ее невинность и непорочную чистоту. «Приниженной» Сонечка стала в обществе, в котором живет, из-за людей, которые постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся нагло обвинить ни в чем не виновного человека. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она сострадает ему и страдает за него. Ее богатая любовью душа и понимание помогли Раскольникову. Казалось, он вот-вот погибнет во мраке тьмы, бед и страданий, но вот появляется Соня. Сильная (по своей вере) девушка оказалась способной помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка надевает свой зеленый платок -- символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным представить ее другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сильной душе. Она спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от «уничтожения» нашего героя. Сонечка -- это как луч света в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий путь страданий прошла Сонечка Мармеладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она решает пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения и вместе с ним добиться радости и счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство -- чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к зарождению нравственного начала в его душе.

Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, выразил свое отношение к поставленной проблеме: нравственность должна жить в душе каждого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников и поплатился за это. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права называть себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова -- чистый свет высокой нравственной идеи.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» - величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не «детектив» и не «криминальный роман». Главного героя романа, Родиона Раскольникова , никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума , всегда готовый прийти на помощь, анализирующий свои мысли и поступки . Почему же Раскольников пошел на преступление? Причины преступления неоднозначны. Раскольников, молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег , обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам Лужиным.

Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» ростовщицы и отказывают в праве на достойное существование молодому студенту Раскольникову. Развратник Свидригайлов имеет возможность безнаказанно творить насилие над беззащитными людьми, потому что он богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы не умерла с голоду ее семья.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям. Раскольников решается на преступление , на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.Раскольников жаждет мести за поруганное и обездоленное человечество, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен лужиными и свидригайловыми до предела унижения, нравственных мучений и нищеты.

Протест и возмущение Раскольникова против общественного порядка сочетаются с теорией «сильной личности». Презрение к обществу, к его законам, нравственным понятиям, к рабской покорности приводит Раскольникова к утверждению о неизбежности сильной, властвующей личности, которой «все дозволено». Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, кому все разрешается».

Ошибка Раскольникова в том, что причины общественного зла он видит не в устройстве общества, а в самой природе человека и закон , дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным, непоколебимым. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам . Раскольникову казалось, что он отвечает за свои поступки лишь перед одним собой и что суд других ему безразличен. Но после убийства Раскольников испытывает тяжелое, мучительное чувство «разомкнутости и разъединенноети с человечеством».

Очень важно понять и представить себе нравственные страдания, сомнения и ужас перед предстоящим убийством, ту напряженную борьбу рассудка и доброй натуры , через которые прошел Раскольников, прежде чем взять в руки топор. Против точного, холодного расчета, логических доводов разума восстает естественное чувство честного человека, которому чуждо и отвратительно пролитие крови.

Причины, заставившие Раскольникова «переступить через кровь», раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, - сцена его признания Соне . Раскольников анализирует причины своего преступления, и здесь его теория «разрешения крови по совести» впервые столкнулась с Сониным отрицанием права на убийство человека. Оба героя, переступившие нормы морали того общества , в котором они живут, совершили аморальные поступки из разных побуждений, так как у каждого из них есть свое понимание правды. Раскольников дает различные объяснения: «хотел Наполеоном сделаться», помочь матери и сестре; ссылается на безумие, на озлобление, которое довело его до сумасшествия; говорит о бунте против всех и вся, об утверждении своей личности («вошь ли я, как все, или человек»). Но все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. Если прежде он веровал в свою теорию и не находил никаких возражений против нее, то теперь, перед «правдой» Сони, вся его «арифметика» рассыпается в прах , так как он чувствует шаткость этих логических построений, а следовательно, и нелепость своего чудовищного эксперимента.

Теории Раскольникова Соня противопоставляет один простой аргумент, с которым Родион вынужден согласиться:«- Я ведь только вошь убил. Соня, бесполезную, гадкую, зловредную. - Это человек-то вошь!- Да ведь я знаю, что не вошь, - ответил он, странно смотря на нее. - А впрочем, я вру, Соня, - прибавил он, - давно уже вру...» Сам Раскольников внушает Соне не отвращение, не ужас, а сострадание, потому что он беспредельно мучается.Соня велит Раскольникову принести покаяние в соответствии с народными представлениями: покаяться перед оскверненной убийством матерью-землей и перед всем честным народом . Не в церковь, а на перекресток - то есть на самое людное место - посылает его Соня.

Идея, которую проповедует Достоевский в романе «Преступление и наказание», в том, что нельзя прийти к благу через преступление . Достоевский был против насилия, и своим романом он полемизирует с революционерами, утверждавшими, что единственный путь к всеобщему счастью - «призвать Русь к топору». Достоевский первый в мировой литературе показал глубочайшую гибельность индивидуалистических идей «сильной личности», понял их антиобщественный, бесчеловечный характер.

Замысел р. у Д. возник еще на каторге. Речь шла о преступнике, которое сов.преступление. Потом Д. откладывает этот роман. В 62 г. в Петербурге возникла серия пожаров – горели целые дома и кварталы, люди низкого и среднего уровня остались без жилья. Правительство воспользовалось этой ситуацией и говорило, что город жгут нигилисты, чтобы нарушить стабильность государства. Полиция бездействовала. Д. был возмущен этой ситуацией. Правительство было равнодушно к людям, кот.осталсь без жилья, повально пьянство в подвалах бедноты. Д. хотел написать роман с заглавие «Пьяненькие», замысел которого воплотился в рассказе о семье Мармеладовых.

Статья Добролюбова «Когда придет настоящий день» о романе «Накануне»…

Р. Чернышевского «Что делать?»

Прокламация «Молодая Россия», ее сунули Д. под дверь. Ее суть – сломать соц.строй, призывали на восстание

- «История юлия цезаря» 1865, написанная якобы Наполеоном 3, как оправдание своего деспотизма, явно писал не он.

Пейзаж в романе: лирический, психологический, социальный, исторический, философский.

Лирический пейзаж – а) после встречи Р. с приятелем Заметовым, Р.хочет ему признаться в убийстве. Пейзаж в динамике: сумерки и 1 светящееся окно. Функции – образ солнца в системе Д. – свет духовный, дух.начало, осавшееся в сердце, но душа – сумерки, погружена во мрак, солнце село, свет отраженные – остаточный. Т.е. в глубине чувств теплится искорка добра.

Психологический пейзаж – Р. уходит от старухи после убийства, время убийства – время заката. Плыльность воздуха, его разряженность. Д. утяжеляет пейзаж. Образ духоты.

Соц. пейзаж – пейзаж Петербургских островов. Здесь не было распивочных, здесь растут пышные цветы (нет в изображении города, лишь один раз упоминается герань, как стремление к прекрасному).Эта зелень очень понравилась Р., он смотрит на нее сквозь решетку, но это ему недостуно. Характерный жест – он вытаскивает из кармана монетки и пересчитывает их – материальное сравнение с богатыми, кот.жили на островке. Это другой соц.слой.

Историч.пейзаж – вид с Николаевского моста. Это воспоминания о прошлом, мечта о будущем. Михайловский замок напоминает о времени Петра 1, о возможности переворота. Марсово поле, летний сад, памятник петру….

Философский п. – в конце романа, тема о прошлом и будущем человечства. Ориентация на Библию, в конце показан суд над Россией. ..2 берега река. На одной стороне – «там» находится солнце, на берегу Р. его нет. Слышна песня – возрождение души, ранее песню использовали только как способ зарабатывания денег. Река – символ переграды. Но нет символа моста.

Интерьеры: клетушка Раскольникова

Основная идея в романе отражает шестую заповедь Ветхого Завета - «Не убей».
Замысел романа: Главный герой - представитель поколения разночинцев 60‑х гг. Приехав в Петербург, Родион увидел страшную картину нищеты, социальную несправедливость, страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников, вроде семьи Мармеладова, богатство и власть циничных дельцов Лужиных. все это поколебало его веру в Бога. Он узнал жизнь с негативной стороны (одиночество, нищета). С точки зрения автора, терзание Раскольникова есть проявление не слабости, а нравственного начала, которое живет в душе преступника и запрещает человеку использовать зло против зла. Общественная система вызвала протест, бунт, что выразилось в создании своей теории, объясняющей все течение мировой истории.
Теория героя явилась не только следствием общественных проблем, она расценивается как высшее проявление нравственной деградации общества и носится в воздухе. Это идеи об убийстве одного паука ради блага тысяч людей. Правом на уничтожение обладает особый класс людей - «сверхчеловеки», которые являются создателями нового в мире, они «двигатели» человечества. Следствием этих идей становится намерение главного героя убить старуху процентщицу. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не ʼʼтварь дрожащаяʼʼ, а ʼʼнастоящий властелин, кому всœе разрешаетсяʼʼ.
Идею Раскольникова автор увязывает с современной ему исторической эпохой. Причины духовного кризиса эпохи Достоевский видел в наступлении периода человеческого уединения. Не имеея четких духовных ориентиров,он превращается в раба идеи, утратившего свободу выбора. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им и действует по этим законам.. во время совершения убийства в квартиру вдруг входит Лизавета, Он убивает и ее.
ПиН- полифонический роман. Сюжетом романа опровергает суждения героя, однако преображение героя за рамками романа. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неожиданные чувства мучают его сердце. После преступления он не может видеть близких, они ему неприятны. Чувствует предельное одиночество. Божия правда, земной закон берет свое, и он - принужден сам на себя донести. Принужден,чтобы примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил по совершении преступления, замучило его... Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить свое дело.. Воскреснет герой на каторге. Под воскресением, возрождением автор понимает покаяние и осознание содеянного.
Причины, заставившие Раскольникова ʼʼпереступить через кровьʼʼ, раскрываются постепенно, на протяжении всего романа. Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и в конечном счете отвергает все мотивы преступления, — сцена его признания Соне. все доводы рассудка, казавшиеся ему столь убедительными, отпадают один за другим. теперь, перед ʼʼправдойʼʼ Сони.
Таким образом, в романе «Преступление и наказание» Достоевский опровергает бесчеловечную, антихристианскую теорию и доказывает, что историей движет духовное совершенство, что люди должны жить, следуя не «иллюзиям ума», а велению сердца. Идея ʼʼПреступлении и наказанииʼʼ в том, что нельзя прийти к благу через преступление, даже если добро во много раз превышает зло.

Лекция, реферат. Социально-нравственная проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.











В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим.
Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.
Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.
Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам - “униженным и оскорбленным”, - не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником - спасителем души человеческой - является Сонечка Мармела-дова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “...голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармела-дова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе - Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня - “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот “погибнет” во мраке тьмы, бед и страданий, но вот появляется Соня. Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок - символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным представить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от “уничтожения” нашего героя. Сонечка - это как “луч света” в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мар-меладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вместе с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство - чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к появлению нравственности.
Ф. М. Достоевский, ввбдя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каждого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить,
несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права называть себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова - “чистый свет высокой нравственной идеи”.