Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (По одному из романов: «Преступление и наказание» или «Идиот»). Сонечка как нравственный идеал в романе ф. достоевского “преступление и наказание

Урок № литература Класс: 10 дата: 16.03

Тема.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: раскрыть образ Сони Мармеладовой как нравственный идеал Ф.М.Достоевского

Задачи урока:

    Обучающие: познакомиться с историей жизни Сони; раскрыть мотивы ее нравственного падения; выяснить, что помогло Соне выжить в “желтом” Петербурге, спасти себя, свою семью и Раскольникова.

    Развивающие: вовлечь в творческую работу; активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся; развивать умения самостоятельной исследовательской работы; совершенствовать устную монологическую и диалогическую речь; уметь работать с текстом: устанавливать причинно-следственные связи, находить необходимые для доказательства мыслей цитаты, анализировать и интерпретировать эпизоды, делать выводы; уметь сравнивать героев романа и относиться к ним критически; развивать самостоятельность, умения работать в паре и индивидуально; развивать навыки сценического искусства; способствовать формированию и развитию творческих способностей, креативности; формировать коммуникативные компетенции учащихся.

    Воспитывающие: воспитывать духовно - нравственные качества: доброту, милосердие, гуманизм, сострадание, любовь; воспитывать бережное отношение к истокам православной культуры; воспитывать стремление к идеалам красоты.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Мотивация к учебной деятельности.

- Послушайте притчу С.Копыловой “Морские звезды” и подумайте, о чем она.

Действительно, о смысле жизни (“зачем жить”?), ее моральных принципах, о сострадании.

Об этом рассказывает и Ф.М.Достоевский в “Преступлении и наказании”.

Сегодня мы продолжаем работу над этим романом.

Ребята, назовите 10 Заповедей Христа и скажите, чему они учат? ( нравственным ценностям. )

Ф.М.Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности.

Обратимся к толковому словарю и узнаем, что такое нравственность?

Нравственность – это внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Узнайте по описанию героиню романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами... выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекло к ней”. (Соня Мармеладова)

2. А теперь сформулируйте тему нашего урока. Запишите ее в тетради:

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

Итак, объектом нашего разговора является Сонечка.

3. Какие цели и задачи надо выполнить на уроке?

( “Раскрыть образ Сони в романе”, “Показать духовную эволюцию Сони”, “Сравнить идею Сони с идеей Раскольникова”).

Но, пожалуй, самая главная задача нашего урока – не судить героев (они сами себя наказывают!), а понять их, понять причины их падения. Понять, принять и простить, ибо “кто не без греха”?

V. Построение проекта выхода из затруднения.

Работа в группах или парах

1 группа. Подготовить сообщение о п ервом знакомстве с Соней.

Автор знакомит нас с Сонечкой не сразу. Она появляется на страницах романа, когда страшное преступление уже совершено, погибли два человека, а Раскольников погубил свою душу. В первый раз мы слышим о Соне из рассказа ее отца, пьяного Мармеладова.

О чем он поведал Раскольникову? (Пересказ. ) Действительно, Соня решилась на отчаянный шаг, чтобы помочь семье.

Составьте синквей к образу Сони после первого (заочного) знакомства с нею.

Действительно, в начале романа мы узнаем историю Сони как “блудницы” (по определению самого писателя), или “великой грешницы” (так Соня сама оценивает свое занятие).

Проблемный вопрос.

А “как вы назовете ее за этот поступок: грязной потаскушкой или великодушною героинею, принявшею с спокойным достоинством свой мученический венец?” (Д.И.Писарев) И можно ли “блудницу” считать идеалом нравственности?

Примерный ответ. Соня - своего рода предел кротости и страдания. Она мученица, ибо приносит себя в жертву во имя спасения своей семьи от голодной смерти. Следовательно, героиня заслуживает не презрения, а сочувствия. ) В романе “Преступление и наказание” действительно поднимается проблема жертвенного поведения героини.

2 группа. Составить сравнительную характеристику Раскольникова и Сони.

Полуграмотна, плохо излагает

мысли, читает только Евангелие.

Образован, хорошо излагает мысли.

Свет разума заводит в тупик.

В ней божественная правда. Она

высокодуховна. Не сознание делает

человека человеком, а душа.

В нём правда ложна. В рай ценой

чужой крови нельзя.

У неё есть смысл жизни: любовь,

вера.

У него нет смысла жизни: убийство

- это индивидуалистический бунт.

Соня

Раскольников

преступники

Преступает нравственный закон.

Преступает уголовный закон.

Чтобы облегчить жизнь близких приносит в жертву себя.

Чтобы проверить правильность своей теории приносит в жертву двух беззащитных женщин.

Страдания достигают предела. Идет на позор, унижения.

Бунтарь, не желающий смириться с несправедливыми законами общества.

Не возмущается и не протестует. Ее удел - незаметное подвижничество.

Мания превосходства и вседозволенности.

Все ее поступки определяются христианскими заповедями и религиозными законами.

Свои совершает на основании придуманной теории о «сильной личности». Чувствует уязвимость своей теории, несостоятельность и обреченность индивидуализма.

Героев спасет вера, сострадание, им помогает сила души и характера. Каждый из героев приходит к осознанию ценности любой человеческой жизни.

Вывод. Итак, в ходе сравнительного анализа героев выявлено много сходств и различий. Героев влечет друг к другу согласно закону “борьбы двух противоположностей”. Они нужны друг другу. А их путь к Царствию Небесному Достоевский видит в христианстве.

Визиты Раскольникова.

3.1. Первый визит Раскольникова к Соне. (Часть 4, глава IV)

Просмотр фрагмента видеофильма режиссера Л.Кулиджанова “Преступление и наказание”

Фронтальная беседа

- С какой целью пришел Раскольников к Соне? ( Примерный ответ. Он видит в ней родственную душу, союзницу по преступлению. “Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою”.)

- Как Раскольников ведет себя в диалоге с Соней? ( Примерный ответ. Он груб, резок, не понимает, как можно жить в такой грязи; смеется над религиозностью Сони, над ее верой в Бога.)

- Прав ли Раскольников в обвинении Сони? Сравните их преступления. ( Примерный ответ. Отчасти Раскольников прав. Но их преступления имеют разную мотивацию. Раскольников не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория, им выдуманная, толкает его на путь насилия над человеком. Соня совершила преступление над собой, чтобы спасти от голодной смерти свою семью.)

- Какой выход для Сони видит Раскольников ? ( Примерный ответ. У Сони, по мнению Раскольникова, есть выбор – 3 дороги: 1) кинуться в канаву, 2) попасть в сумасшедший дом, 3) пойти на панель, т.е. разврат.)

- Почему Соня не выбирает ни одну из них ? ( Примерный ответ. “А с ними что будет?” - говорит она ему.)

- Почему Раскольников встал перед Соней на колени и поцеловал ее ноги ?

( Примерный ответ. Он понял ее идею жертвенности.) Соня – сильная личность, “ибо кротость, которая выстрадана как истина, не может быть свойством слабого характера”.

- Как вы думаете, в чем ее сила?

( Примерный ответ. Сила Сони не только в любви к Раскольникову, но и в христианской вере ) Вера в Бога помогает Соне Мармеладовой выстоять самой и протянуть руку помощи другим. “Что бы я без бога-то была?” - скажет она сама.

- Чем заканчивается 1 визит Раскольникова к Соне? Подтвердите текстом .

( Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Раскольников говорит Соне о том, что теперь они должны быть вместе. Почему? Потому что они могут понять друг друга, как никто другой: “... Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила... смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь... свою (это все равно!)...ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдешь с ума, как и я”. Обратить внимание на форму обращения Раскольникова к Соне: Вы, ты)

- Что дала Раскольникову встреча с Соней? Что он понял? ( Беседа.)

После первого визита к Соне Раскольников понял, что есть люди, живущие по законам нравственным, в основе которых – любовь, сострадание. По этому закону живет и Соня. В этом и есть идея Сони – идея Бога.

3.2. Второй визит Раскольникова к Соне (Часть 5, глава IV)

Вторая встреча – путь к взаимопониманию.

- Какова цель визита Раскольникова к Соне во второй раз? ( Примерный ответ. Рассказать, кто убил старуху.)

- Как ведет себя с Соней ? ( Примерный ответ . Раскольников ведет себя с Соней так же цинично и язвительно, как и в первую встречу, потому что ему трудно говорить с Соней искренне.)

- Как он сам объясняет причину убийства? Докажите текстом. ( Чтение цитат. Примерный ответ . Убил для себя. “Я просто убил; для себя убил, для себя одного... мне надо было узнать тогда... вошь ли я, как все, или человек?”. “Тварь ли я дрожащая, или право имею...”, “я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”. )

- Как ведет себя Соня, угадав страшную правду? Зачитайте отрывок из текста. ( Работа с текстом. Примерный ответ. Она не оттолкнула Раскольникова. Напротив, встала перед ним на колени. “Что вы , что вы это над собой сделали!.. Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!.. От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”. Обратим внимание на местоимения: ты, Вы. Сравним с письмом Татьяны к Онегину ) Соня полна любви, жалости и сострадания, думает только о том, как ему тяжело нести этот крест.

- Какой выход из тупика предлагает Соня? Подкрепите свои слова текстом . ( Беседа, работа с текстом. Примерный ответ. Покаяться перед народом. “Поди сейчас, сию минуту, стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!” Тогда бог опять тебе жизнь пошлет”.) Соня искренне советует Раскольникову покаяться и принять на себя наказание. (Обратим внимание на психологический параллелизм и местоимение ты как средство сближения героев)

- Принимает ли такой совет Раскольников? ( Беседа. Примерный ответ. Раскольников еще не готов сдаваться - он знает, что против него нет улик. И доносить на себя он тоже не готов ) Во время диалога с Соней Раскольников ведет себя по-разному: то шепчет, то страдальчески просит, то грустно улыбается, а то вдруг “две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”.

О чем это говорит? Что значат слезы Раскольникова? ( Беседа. Примерный ответ О смятении Раскольникова и о наметившемся его пути к воскресению. Соня растопила его гордое сердце )

Слезы – это новая ступень в жизни героя. В этом – заслуга Сони: она своей любовью, состраданием, своей верой в Бога спасает Раскольникова. “В ней искал он человека, когда ему понадобился человек...”. Образ Сони – это лик настоящей праведницы. Вы, безусловно, обратили внимание на то, что эти два эпизода представляют собой кольцевую композицию. А сравнение двух “правд” героев показывает их контраст. Однако уже намечается путь Раскольникова к покаянию.

3.3. Третий визит Раскольникова к Соне (Часть 6, глава VIII)

Третья встреча - это поддержка двух близких людей.

Третий визит Раскольникова к Соне Мармеладовой - это самый короткий и самый напряженный из трех визитов. Герои мало разговаривают - они больше действуют.

- Какова цель третьего визита Раскольникова к Соне?

(Примерный ответ . Он решился идти в полицию с повинной. Но прежде хочет покаяться перед народом. Для этого ему нужен крест)

Как ведет себя Соня? (Примерный ответ. Она была ошеломлена, плохо верила в то, о чем говорил Раскольников, но молча делала все.) Соня как истинный друг собирается идти вместе с Раскольниковым. Она стремится быть с ним рядом до конца. Но Раскольников останавливает ее и уходит один.

Почему?

(Примерный ответ. Он понимал, что должен быть один на один со своей совестью. “Что ты! Ты куда?.. Я один”, - закричал Раскольников )

- Что понял Раскольников после сцены покаяния на Сенатской площади? Обоснуйте ответ.

(Примерный ответ. Раскольников почувствовал и понял в эту минуту, раз навсегда, что Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света”)

Вывод Соня помогла “сгореть” философии Раскольникова. Своей любовью, состраданием, своей верой в Бога она в очередной раз спасла заблудшую душу Раскольникова. Раскольников понял, что, убивая, он “убил” самого себя.

- Какова роль эпилога в раскрытии образа Сони? Подкрепите ответ текстом. ( Примерный ответ. Соня “последовала за ним (Раскольниковым) на край света, спасала и спасает его ежедневно, ежечасно, не давая погаснуть едва тлеющему огоньку добра в его душе”) Именно на каторге происходит прозрение Раскольникова. И все благодаря Сонечке. “Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка” - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечного страдания.

Вывод Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, сострадание, противостоящие злу). Жизненная позиция Сони отражает взгляды самого писателя, его веру в любовь, справедливость и всепрощение.

- Так кто же такая Соня? Мученица или великая грешница? Она “святая грешница”, идеал.

X. Итог урока.

Вывод Итак, Соня – это символ, это нравственный идеал Достоевского, и не только. Она - божественный идеал. Именно в образе Сони Достоевский сконцентрировал самые высокие христианские добродетели: смирение, милосердие, сострадание и любовь к людям, жертвенность.

Надеюсь, что идея “вечной Сонечки” останется в вашем сердце, что вы научитесь просить прощение и прощать, будете терпимыми и милосердными к людям.

XI. Информация о домашнем задании.

На выбор

1. На страницах романа многие понятия об ретают символическое значение, например: Наполеон - сим вол неограниченной власти; аршин пространства - символ одиночества, кровь - символ преступления. Продолжите список таких слов-символов.

2. Подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на одну из предложенных тем:

    «Тема смирения и бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»;

    «В чём смысл эпилога романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”?»;

3. Напишите письмо Софье Мармеладовой.


Соня Мармеладова – одна из главных героинь романа Достоевского «Преступление и наказание». Впервые Раскольников узнает о ней в распивочной от титулярного советника и ее отца Мармеладова. Он описывает ее робкой, честной, безответной, кроткой, заботливой, бледненькой, худенькой, называет ее ангелом: «Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!». В конце она становится спасителем и для Раскольникова.

После убийства Раскольников идет к Соне, чтобы найти поддержку и опору.

Но почему он выбирает ее, ведь они едва знакомы, и тот же Разумихин с радостью готов помочь ему? Достоевский наделил Соню чистой душой, даже способ, которым она зарабатывает деньги, не может осквернить ее. Ее помыслы – кристальны. Она чувственна, способна понять и разделить страдание человека, сочувствовать. Именно это и привлекло Раскольникова. В первый приход настроение Родиона резко меняется: он то грубит, то встает на колени, ему как будто хочется разозлить Соня, доказать, что она не святая, он Соня кротко, но сильно держит себя. Он просит прочесть воскрешение Лазаря, она колеблется, но соглашается.

И вот убийца и блудница склоняются над Библией. Мне кажется, Достоевский хотел показать, что эти люди, несмотря на их поступки, все равно имеют «золотые сердца». Но все-таки Раскольников уходит от нее со словами, что главное – свобода и власть над «всей дрожащей тварью и муравейником».

Еще один яркий эпизод, описывающий характер Сони, момент, когда Лужин подбрасывает ей деньги и обвиняет в воровстве. Даже тогда Соня не стремится наказать его, хотя имеет полное право, ведь после признания Лебезятникова, все понимают, что она не виновна. Она не борется со злом, с помощью еще большего зла, она прощает. Даже за подлеца – Лужина она будет молиться, а запутывавшегося в себе Раскольникова постарается возвысить, не специально, она по-другому не может. Ее образ источает доброту, разговоры с ней являются бальзамом для истерзанной души Раскольникова.

После признания Родиона в убийстве Соня не отворачивается от него. Она лишь спрашивает: «Что вы с собой сделали?» Жалеет его. В образе Сони автор пытается изобразить идеального человека, умеющего прощать и сочувствовать. Также Сонин метод борьбы со злом является полным антиподом метода Раскольникова. Через этих героев Достоевский сам старается разобраться в вопросе: что же делать с подлыми, низкими людьми.

В современное время, к сожалению, все меньше и меньше людей похожих на Соню Мармеладову: готовых помочь, пойти за человеком, несмотря ни на что. Да, это тяжело, и вряд ли кто-нибудь в нашем индустриальном мире сможет стать таким же искренним, ничего не требующим взамен человеком. Мармеладов был прав, говоря, что такие люди встречаются не на земле. Но можно стараться, и если не идти за Раскольниковыми, то хотя бы стремиться помочь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-07-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ф.М. Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в «Преступлении и наказании». Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая - это Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился а другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в ее душе: «Из-под этой… шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в ее жизни.

Соня понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!» Соня поняла, что, убив старуху процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня исключительный человек: «Юродивая, юродивая!» На что Соня ему отвечает: «Да ведь я… бесчестная… я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере…» Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания.

Соня - нравственный идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

(1 votes, average: 5.00 out of 5)

Ф.М. Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание» многие проблемы, но самая главная из них - проблема нравственности. Достоевский касается этой проблемы во многих своих произведениях, но наибольшее развитие эта проблема получила именно в «Преступлении и наказании». Возможно, именно это произведение заставляет многих задуматься над своими поступками. Здесь, в этой книге, мы встретим много разных людей, но, пожалуй, самая открытая, честная и добрая - это Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом. Но Соня простила ее, больше того, она каждый месяц приносит деньги в дом, в котором уже не живет. Соня изменилась внешне, но душа ее осталась прежней: кристально чистой. Соня готова пожертвовать собой ради других, а это может далеко не каждый. Она могла бы жить «духом и разумом», но должна кормить семью. И доказывает ее бескорыстность вот этот поступок.

Соня не осуждала людей за поступки, не осуждала ни отца, ни Раскольникова. Смерть отца оставила глубокий след в ее душе: «Из-под этой... шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и неподвижными от ужаса глазами». Соня любила отца, несмотря на все его недостатки. Поэтому неожиданная смерть его была большой потерей в ее жизни.

Соня понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову. Этот короткий жест даже поразил Раскольникова недоумением, даже странно было: как? ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему, ни малейшего содрогания в ее руке!» Соня поняла, что, убив старуху процентщицу, Раскольников убил и себя. Рухнула его теория, и он в растерянности. Сонечка, искренне верящая в Бога, советует ему помолиться, раскаяться, поклониться земле. Раскольников понимает, что Соня исключительный человек: «Юродивая, юродивая!» На что Соня ему отвечает: «Да ведь я... бесчестная... я великая грешница». Ей не на кого надеяться, не от кого ждать помощи, поэтому она верит в Бога. В молитве Соня находит успокоение, так нужное ее душе. Она не судит людей, так как только Бог имеет на это право. Но она не навязывает веру насильно. Она хочет, чтобы Раскольников пришел к этому сам. Хотя Соня наставляет и просит его: «Перекрестись, помолись хоть раз». Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях. И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку - все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию. Она помогает ему найти путь к воскрешению души, но и сам Раскольников стремится к этому. Только на каторге он понимает и принимает веру и любовь Сони: «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере...» Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания». Соне счастье дается в награду за ее страдания.

Соня - нравственный идеал Достоевского. Потому что только высоконравственный человек, искренний и любящий, может быть идеалом. Соня несет с собой свет надежды и веры, любви и сочувствия, нежности и понимания - вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. И я с ним полностью согласна.

“Красота спасет мир”, – написал Ф. М. Достоевский в своем романе “Идиот”. Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света в убогий и жестокий мир. В романе “Преступление и наказание” таким светом стала Сонечка Мармеладова, самая “униженная и оскорбленная” из всех героев этого романа.
Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.
Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.
Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент-философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого-то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой-то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.
Иногда образ униженной, торгующей своим телом девушки напоминает читателю о чистейшем образе Богоматери, скорбящей за всех несчастных на земле. “Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют…”
Самоотречение Сони приобретает форму “бесконечного унижения”. Но, по мнению Достоевского, это качество должно быть присуще человеку изначально. Только тот человек, который обладает этими качествами с самого рождения, может стать нравственным идеалом. Именно таким человеком и является Соня.
Интересно проследить за тем, как Соня относится к христианской вере. Для нее совершенно не имеет значения обрядовая сторона, самым важным является именно вера, вера в Бога, вера в изначальное добро и человеколюбие. Именно в вере она находит тот свет, который освещает ее жалкое существование и положение проститутки. Поэтому к Сонечке не липнет “грязь обстановки убогой”. Поэтому она не станет добиваться добра через зло, только через самопожертвование и сострадательную любовь ко всему человечеству.
В образе Сони воплощены идеи Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми, истинная вера в Бога, и что основу для этого единения следует искать не в обществе “сильных мира сего”, а в глубинах народной России. В лице Сони Достоевский изображает народный, истинный вариант религиозного мироощущения. Именно в народной религиозности находит Достоевский основу для своей идеи глубинного христианства. Вот почему именно Сонечка Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Вот почему именно в ней заключен нравственный идеал самого Достоевского, который считал, что именно такая, истинная душевная простота и красота спасут мир, направят человечество в нужное русло и избавят людей от многих страданий и излечат общество от пороков.

(No Ratings Yet)

  1. СОНЯ МАРМЕЛАДОВА – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ДОБРА (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Если Родион Раскольников – носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство “сильной личности”, то антиподом...
  2. Достоевский Ф. М. – один из величайших гуманистов ХIХ в. Писатель находит человека и в убийце, и в блуднице, и в пьянице. В полной мере это относится и к героям...
  3. Одни говорят, что этот человек – великий христианин. Другие помнят, что он был революционером, участвовал в заговоре петрашевцев. Этот человек с такой тяжелой судьбой, такой бедный, загнанный, страшно работавший, этот...
  4. Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя “давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли”. Но, пожалуй, с еще большим правом пронизывает каждое свое произведение. “По силе...
  5. В центре романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” находится характер героя 60-х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху-процентщицу и ее сестру, безобидную,...
  6. План I. Глубокий психологизм – характерная черта произведений Ф. М. Достоевского. II. Внимание и сострадание к “маленьким людям”. 1. Значение семьи Мармеладовых в духовных исканиях Раскольникова. 2. Беды и несчастья...
  7. Роман Ф. М. Достоевского – это “психологический отчет одного преступления”, которое совершил бедный студент Родион Раскольников, убивший старуху-процентщицу. Однако в романе речь идет о необычном уголовном преступлении. Это, если так...
  8. Роман “Преступление и наказание” был задуман Ф. М. Достоевским еще в период его пребывания на каторге. Тогда он назывался “Пьяненькие”, но постепенно замысел романа трансформировался в “психологический отчет одного преступления”....
  9. Среди важнейших вопросов, поставленных русской мыслью XIX века, вопрос о религии занимает особое место. Для Ф. М. Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов, любви к...
  10. Русская литература 2-й половины XIX века Человек – целый мир (Ф. М. Достоевский). (По роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В устах величайшего русского писателя, классика, признанного не только...
  11. Достоевский в романе “Преступление и наказание” задумывается над вечными вопросами^ “В чем смысл жизни? Какова сущность добра и истины? Где грань между добром и злом?” Ответы на эти вопросы и...
  12. Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким...
  13. Федор Достоевский являлся человеком интеллигентным, он умен и добр, ему не чужда жизнь обычных людей. В произведении “Преступление и наказание” писатель выделяет идею доброты и сострадания к бедным людям. Он...
  14. Я себя убил, а не старушонку… Ф. М. Достоевский Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются...
  15. План I. Тема самопожертвования в романе Достоевского “Преступление и наказание”. II. Женские образы романа “Преступление и наказание”. 1. Соня Мармеладова. 2. Дуня Раскольникова. 3. Образ Лизаветы. III. Роль женских образов...
  16. В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности. Георгий Тараторкин План I. Достоевский – создатель социально-психологического романа. II. Теория...
  17. Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере… Ф. М. Достоевский В творческой мастерской писателя складывается сложный сюжетный замысел, который включает...
  18. Почему “переступивший” Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников – нет? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” раскрывается ряд общечеловеческих проблем:...
  19. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” считается одним из наиболее “проблемных” произведений мировой художественной литературы и характеризуется особой актуальностью. Роман был написан в конце 60-х гг. XIX в. и...
  20. “Преступление и наказание” Достоевского, как и большинство работ этого автора, можно отнести к наиболее сложным произведениям русской литературы. Повествование неспешно, но оно держит читателя в постоянном напряжении, заставляя вникать в...
  21. Вопрос греха и добродетели – один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались найти окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил...
  22. В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь описания неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, подлого и благородного. Человек – это тайна, в...
  23. “Я СЕБЯ УБИЛ!” (преступление и наказание Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими...
  24. Ф. М. Достоевский – величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Говоря о неоспоримой гениальности Достоевского, М. Горький сравнивал его по силе изобразительности...
  25. В романе “Преступление и наказание” главный герой, Родион Раскольников, бьется над решением нравственного вопроса: “вошь” он или “право имеющий”, и, если он не “тварь дрожащая”, то дано ли ему право...
  26. КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ОБРАЗ СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Ложь и правда, добро и зло, борьба идей, столкновения характеров – все это составляет основу...
  27. Общественная правда не выдумывается отдельными людьми, а коренится во всенародном чувстве. Б. С. Соловьев “Преступление и наказание” сложилось у Достоевского из двух замыслов, движимых идеями художника. А идеи были подсказаны...
  28. План I. Преступление, совершенное Родионом Раскольниковым. II. Мотивы преступления Раскольникова. 1. Характеристика главного героя. 2. Идея защитить “униженных и оскорбленных”. 3. Теория “сильной личности”. III. Наказание Раскольникова. В центре романа...
  29. Герой романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых...
  30. Библия принадлежит всем, атеистам и верующим равно. Это книга человечества. Ф. Достоевский План I. Влияние Библии на развитие мировой художественной культуры. II. Использование библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”....
Нравственный идеал в произведениях Ф. М. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”)