Перекресток с трамвайными путями. Разворот через трамвайные пути. Изменение правил дорожного движения

Трамвай является полноправным участником дорожного движения, наряду с автомобилями, но его конструктивные особенности предусматривают установку специальных рельсов – трамвайных путей.

Рельсы трамвая могут располагаться непосредственно на проезжей части, разграничивая полосы встречного движения, или примыкать к дороге либо отделяются от дорожного полотна газоном и тротуарами.

Поскольку рельсы трамвая, как правило, становятся частью дороги и тянутся непрерывной линией от одного конечного пункта до другого, автолюбители вынуждены выезжать на трамвайные пути во время совершения различных маневров. Один из таких маневров – разворот на трамвайных путях.

Особенности движения по трамвайным путям

Согласно Правилам дорожного движения, автолюбитель может задействовать трамвайные пути для достижения собственных целей только если рельсы расположены по левой стороне дороги, в попутном с автомобилем направлении. Обязательное условие – пути рельсового транспорта обязательно должны быть вровень с проезжей частью основной дороги.

ПРМЕЧНИЕ: Если трамвайные пути возвышаются над автомобильной дорогой либо находятся значительно ниже ее уровня, то такое положение приравнивает рельсы к разделительной полосе. Кроме вероятности повредить детали машины, поворот либо разворот через подобную конструкцию может привести к лишению прав или денежному штрафу.

Также запрещено движение по трамвайным путям, если рельсы трамвая расположены по правую сторону от направления движения автомобиля, поскольку ­ в этом случае машина будет находиться на встречных трамвайных путях, а это серьезное нарушение ПДД, карающееся изъятием водительского удостоверения.

Нюансы движения, разворота и поворота на трамвайных путях

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что острая нехватка времени провоцирует водителей на рискованные маневры для восполнения дефицита. А между тем Правила дорожного движения в действующей редакции разрешают движение по трамвайным путям прямо, если на автомобильной дороге образовалась пробка. Только следует соблюдать некоторые условия:

  • действия автомобилиста не должны создавать помех движению общественного рельсового транспорта;
  • рельсовое полотно должно быть попутного направления и находиться вровень либо чуть ниже автодороги;
  • можно ехать, если перед перекрестком отсутствуют знаки 5.15.1. «Направление движения по полосам» и 5.15.2. «Направление движения по полосе»;
  • если выезду на трамвайные пути не препятствует дорожная разметка (сплошная линия либо разметка, регламентирующая направления движения по полосам).

ПРИМЕЧАНИЕ: Движение по путям рельсового общественного транспорта возможно только для опережения, но не обгона попутного потока автомобилей, поскольку обгон предусматривает выезд на встречную полосу.

На встречную полосу можно выезжать только для объезда препятствий (ДТП, ремонтные работы и т. д.), когда миновать проблемное место иным способом не представляется возможным.

Поворот налево

В соответствии с п. 8.5 ПДД, перед тем как совершить поворот налево либо разворот, водитель обязан занять крайнюю левую полосу заблаговременно, а при наличии слева рельсовых путей попутного направления – начать маневр именно с них. Естественно, рельсы не должны быть значительно выше и ниже автодороги. В противном случае они выполняют функцию разделительной полосы. Также не должно быть знаков 5.15.1. и 5.15.2.

Из этого правила следует, что если водитель начнет разворот либо поворот налево не с трамвайных путей, при отсутствии предусмотренных законодательством причин, – это будет безусловным нарушением ПДД.

Разворот

Правила не содержат определения термина «разворот». В практическом вождении разворотом называется процесс перемещения транспортного средства на противоположную от изначальной полосу движения: автомобилист сначала едет в одну сторону, потом разворачивается и направляется в другую.

Правила разворота на рельсах общественного транспорта идентичны правилам, установленным для поворота налево:

  • Следует занять крайнюю левую полосу (трамвайные рельсы в данном случае), убедившись, что подобный маневр не противоречит Правилам дорожного движения: нет регламентирующих направление движения знаков, дорожная разметка не запрещает поворот и разворот, рельсовое полотно на одном уровне с дорогой.
  • Убедиться в безопасности маневра: свободной должна быть полоса не только попутного, но и встречного трамвая. Если рельсовый транспорт находится в непосредственной близости, выполнение маневра лучше отложить и пропустить трамвай. Также нужно обратить внимание на расстояние от движущегося по встречной полосе проезжей части автомобиля до места планируемого разворота.

ПРИМЕЧАНИЕ: И поворот налево, и разворот через трамвайные пути подразумевают пересечение рельсов встречного направления исключительно прямо, т. е. перпендикулярно к автодороге. В случае когда водитель, заканчивая маневр, некоторое время едет по встречным трамвайным путям, инспектора ДПС вправе изъять водительское удостоверение.

Поворот направо

Поворот направо с трамвайных путей запрещен (инкриминируется выезд на полосу, предназначенную для встречного движения). Только с крайней правой полосы автомобильной дороги.

Разворот на перекрестке

Для того чтобы поменять направление движения на перекрестке, следует руководствоваться общими правилами для поворота налево и разворота. Единственное различие в алгоритме маневров – наличие светофоров либо работа регулировщика, разделяющего потоки транспорта.

На основании пункта 13.6 Правил дорожного движения, если секция светофора горит зеленым цветом или регулировщик выстроил комбинацию, разрешающую движение всем транспортным средствам, включая трамваи, то безрельсовый транспорт будет иметь преимущество движения перед автомобилями. Соответственно, перед тем, как совершить поворот и разворот, водитель машины обязан пропустить трамвай.

Если светофор оснащен дополнительной секцией, разрешающей повороты, когда основной сигнал красный либо желтый, то в этом случае вагоновожатый должен пропустить колесный транспорт, независимо от направления его движения.

На видео о правилах разворота на трамвайных путях.

Штрафы за нарушения правил проезда и разворота на трамвайных путях

Как известно, незнание закона не освобождает от ответственности, равно как и преднамеренное нарушение правил. С развитием в геометрической прогрессии системы фото- и видеофиксации нарушений, сослаться на предвзятость сотрудников правоохранительных органов уже не получится. А с принятием последних поправок, размер штрафов определен довольно внушительными суммами:

  1. Создание помех движению общественного рельсового транспорта наказывается штрафом в 500 рублей.
  2. За выезд на встречные трамвайные пути, за исключением объезда препятствия, предусмотрен штраф в размере 5000 рублей. Также возможно лишение водительских прав от 4 до 6 месяцев. При повторном нарушении ­ удостоверение изымут на 1 год. Если выезд на встречку был зафиксирован автоматическими дорожными регистраторами, то лишение прав не применяется.
  3. Выезд на встречные трамвайные пути с целью объезда препятствия – штраф от 1000 до 1500 рублей.
  4. Нарушение правил дорожной разметки при повороте и развороте – от 1000 до 1500 рублей.

Изучение всех нюансов движения и совершения маневров на трамвайных путях поможет не только избежать финансовых потерь: в некоторых случаях теоретические знания, задействованные на практике, могут значительно сократить время пребывания в автомобильной пробке.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Использование трамвайных путей в дорожном движении направлено на увеличение пропускной способности проезжей части. Отдельные пункты правил дорожного закона направлены на решение двух задач: освобождение крайней левой полосы и создание условий для бесконфликтного движения с рельсовым транспортным средством.

Общие положения

  • трамвайные пути расположены на одном уровне с прилегающей полосой;
  • занимаемая часть полотна принадлежит только путям попутного направления;
  • не допускается ограждение проезжей части от попутных путей, например, за счет конструктивного выделения остановки.

Дополнительно водитель должен учесть, что при выезде на отмеченный элемент дороги, машина не должна создавать помеху для движения трамваю.

Правила поворота налево с трамвайных путей

Перестроение на линию попутного трамвая является обязательным согласно пункту 8.5 главы 8 дорожного закона. Его редакция предполагает:


Особенность выполнения таких условий определяется пунктом 9.1 ПДД. Здесь водитель выбирает положение на своей половине проезжей части самостоятельно при отсутствии иных предписаний.

Для условий оживленных обозначенных и регулируемых перекрестков чаще выполняется последнее из указанных условий.

Таким образом, повернуть налево с линии трамвая возможно для левого маневра на прилегающую или дворовую территорию.

Действия водителя в ином случае легко представить в виде определенного алгоритма:

  • при подъезде к пересечению уточнить наличие знаков 5.15.1 или 5.15.2 «Направление движения по полосе» (или полосам);
  • обратить внимание на отсутствие помехи в виде попутного трамвая;
  • обозначить маневр включением указания поворота;
  • снизить скорость, совершить перестроение на попутную часть дороги.

Совершать поворот следует с учетом правила преимущественного проезда, а в равных условиях пропустить встречный транспорт. Дополнительно учитывайте, что пункт 13.1 предписывает необходимость и водителям велосипедов.

Разворот с трамвайных путей

Перестроение на попутные трамвайные пути предполагает равные условия по сравнению с аналогичными действиями для левого поворота:

  • отсутствие обозначения полосы в виде знаков или разметки, как разрешенной для разворота или поворота налево;
  • соблюдение условий для безопасного перестроения на линию трамвая.

Для такого сложного маневра как разворот, характерны некоторые особенности:

  1. Выполнение маневра производится по возможности с минимальным радиусом. С этой целью выполняйте его после полной остановки.
  2. Предоставление преимущества встречному транспорту производится согласно пункту 13.4 для регулируемых пересечений и 13.12 для нерегулируемых перекрестков, т. е. для встречного транспорта, едущего прямо.

Для выполнения маневра для изменения направления движения в обратную сторону, выезд на трамвайные пути потребуется наверняка.

Помешать развороту за пределами перекрестка с трамвайных путей способна только одна особенность, которая не позволит занять их. К примеру, нанесение разметки 1.2.1 для обозначения границы проезжей части, делает выезд на линию движения трамвая невозможной. При нанесении такой линии слева от водителя по ходу движения, она не должна пересекаться.

Сигналом для возможного перестроения станет:

  • разрыв разметки до прерывистой линии, что обычно делают в пределах перекрестков;
  • при покрытии разметки снегом.

При выполнении разворота за пределами перекрестка, учитывайте возможные ограничения для этого маневра:

  • ограничение видимости (менее 100 м);
  • пешеходные переходы;
  • остановки МТС;
  • на таких объектах, как путепроводы, эстакады и мосты, а также под ними.

Прохождение линии движения трамвая через отмеченные объекты вполне допускается, поэтому место разворота выбирается по совокупности правил.

Выполнение сложных маневров в условиях движения интенсивного потока способно задержать автомобиль на попутных путях надолго. Дорожный закон не регламентирует дальнейшее поведение водителя. К примеру, ПДД Беларуси предписывают вернуться в ранее занимаемую полосу, чтобы предоставить преимущество рельсовому транспорту.

Опытный водитель легко сориентируется, и заметит жест встречных авто, которые позволят закончить маневр, и уступят дорогу. Успейте заметить предложение коллег по потоку! Не забудьте поблагодарить их!

Среди характерных ошибок, которые демонстрируют неумелое выполнение маневра, выделяются:

  1. Неправильный выбор места разворота. Помимо отмеченных запретных мест, водители выбирают зауженные участки, напротив припаркованных машин. При выполнении разворота в два захода создается помеха для движения встречного трамвая или машин.
  2. Перпендикулярное расположение на трамвайных путях. Такая позиция расценивается, как использование встречных трамвайных путей.
  3. Неполный выезд на трамвайные пути. Такое расположение провоцирует опасную ситуацию на примыкающей полосе для движения, которая является наиболее скоростной из других попутных частей.

Прямой ответственности за неиспользование трамвайных путей при маневрировании не предусмотрено. Однако, возможно наказание за невыполнение смежных пунктов дорожного закона:

  • создание помех для трамвая «оценивается» в 500 рублей;
  • выезд навстречу трамваю максимально наказывается штрафом в 5 тыс. руб. (или лишение от 4 до 6 мес.), а повторный случай вызовет лишение до 1 года;
  • пересечение сплошной разметки 1.2.1 обойдется от 500 до 1 500 рублей.

Если в вашем городе трамвай – не редкость, следует освоить нехитрые маневры на дороге с путями посередине.

Видеоролик о правилах поворота налево и разворота на трамвайных путях:

Трамвайные пути - неотъемлемый атрибут любого большого старого города. Однако если не так давно такой способ передвижения был основным, то в настоящее время трамваи являются лишь одним из длинного списка видов транспорта. Рельсы для него чаще всего располагаются на территории дорог, поэтому автомобилистам постоянно приходится осуществлять разворот на трамвайных путях, чтобы не задеть элекроперевозчика. Более того водители нередко встречаются с ситуацией, в которой необходимо осуществить разворот через трамвайные пути.

Движение по трамвайным путям попутного направления

Для того чтобы понять, когда можно осуществлять разворот на трамвайных путях, в первую очередь необходимо знать можно ли ездить по трамвайным путям.

По правилу 8.5 ПДД существует ряд пунктов, при которых автомобилист имеет право проехать по трамвайным путям:

  • они находятся на одном уровне с окружающей их проезжей частью
  • они находятся по левую руку от автомобилиста
  • движение трамвая должно совпадать с движением водителя

Вышеозначенная возможность появляется, только если все три правила соблюдены и не создается помех для движения транспорта. Из этого можно построить нередко встречающиеся ситуации, при которых выезд на трамвайные пути законодательно воспрещен:

  • 1. Трамвайные пути установлены по правую руку от водителя.

Подобная ситуация встречается реже чем левостороннее расположение, однако также имеет место быть в нашей стране.

  • 2. Трамвайные пути установлены на газоне, возвышаясь над проезжей частью или «вдавлены» в проезжую часть, тем самым располагаясь ниже автомобильной дороги.

В таком случае рельсы и прилегающая территория воспринимаются в качестве разделительной полосы, по которой проезд заведомо запрещен правилами дорожного движения вне зависимости от наличия на ней путей.

  • 3. Попытка проехать на встречные трамвайные пути

Данное действие является нарушением правил, поскольку считается проблемной ситуацией для движения транспорта.

В дополнение, каждому водителю нужно быть внимательным и проверять наличие специальных дородных знаков и сплошных линий вдоль рельсов. И те и другие говорят о запрете выезда на территорию трамвайных путей.

Также важно понимать, что пересечение рельсов, которые находятся по правую руку от водителя строжайше запрещено.

Разворот через трамвайные пути вне перекрестка

Многие задают вопрос «Можно ли разворачиваться на трамвайных путях?». Для того чтобы автомобилист смог осуществить разворот через трамвайные пути, ему необходимо произвести определенный алгоритм действий:

  1. Проверить трассу на легальность разворота:
  • рельсы находятся на одном уровне с дорожным полотном
  • пути расположены по левую сторону от водителя
  • отсутствует одинарная или двойная сплошная линии слева, посередине или справа от рельсов

2. Пропустить проезжающий трамвай.

3. Перестроиться на пути попутного движения.

4. Осуществить поворот налево на пути противоположного следования так, чтобы автомобиль пересекал их перпендикулярно движению транспорта. В противном случае ситуация будет расценена как движение по встречной полосе.

5. Выехать, с разворотом или без, на необходимую автомобильную трассу.


После выполнения всех действий разворот на трамвайных путях будет считаться выполненным правильно, и ни один представитель ГИБДД не будет иметь поводов предъявить претензии.

Разворот на перекрестке

Рассмотрим ситуацию, когда необходимо осуществить разворот на перекрестке с трамвайными путями. Для осуществления правильного разворота через трамвайные пути по ПДД, дорожное полотно должно соответствовать следующим критериям:

  • трамвайные пути находятся слева от водителя;
  • трамвайные пути и дорожное полотно находится на одном уровне;
  • движение по трамвайным путям и дорожному полотну осуществляется в одном направлении.

Если дорога соответствует данным критериям — вы обязаны выехать на попутную полосу трамвайных путей и осуществить разворот на трамвайных путях или поворот налево.

По ПДД разворот или поворот налево осуществляется с крайней левой полосы . Если нет разгроничения (бордюра или иного элемента конструктивного разделения дорог), а так же при отсутствии знаков 5.15.1 и 5.15.2 и дорожной разметки 1.18 — попутная полоса железнодорожных путей является крайней левой полосой, поэтому поворот налево и разворот осуществляется с ней.

Видео: правила разворота вне перекрестка через трамвайные пути.

Поворот на перекресте с трамвайных путей

Поворот налево с трамвайных путей так же как и разворот через них осуществляются аналогичным образом. Однако нужно быть внимательным еще в нескольких аспектах:

  • Не пытаться пересечь трамвайные пути, находящиеся по левую сторону от водителя, перпендикулярно обоим направлениям движения электротранспорта. Перестройка на сонаправленные трамвайные пути обязательна в любом случае.
  • В тех ситуациях, когда регулировщик либо светофор одновременно дозволяют движение обоих видов траспорта, по п. 13.6 Правил Дорожного Движения водители автомобилей обязаны пропустить представителя рельсового транспорта.
  • Исключением из вышеозначенного пункта является ситуация, когда одновременно с предупреждающим или запрещающим сигналами светофора зажглась стрелка, в направлении которой осуществляется движение, тогда автомобилисты и водители трамвая меняются местами, и последние уступают дорогу первым.

Штраф за езду по трамвайным путям

Нередко бывают ситуации, при которых автомобилист может замешкаться или по неопытности или невнимательности произвести поворот неправильно. Если это заметит сотрудник ГИБДД, водителю грозит штраф за:

  • остановку на трамвайных путях – от 1,5 до 3 тыс. рублей в зависимости от города, в котором это произошло
  • переезд сплошной линии – от 500 до 1500 рублей
  • помехи движению трамвая – до 500 рублей
  • выезд на встречные пути – до 5 тыс. рублей, в особо тяжелых случаях возможно лишение прав на срок от 4 месяцев до 1 года
  • выезд на встречные пути с целью объезда препятствия – от 1 до 1,5 тыс. рублей

Правила переезда трамвайных путей при наличии сообщения в обе стороны урегулированы полностью. Однако в ПДД отсутствует регламент для дорог, в которых движение рельсового транспорта осуществляется только в одну сторону. Если автомобилист находится именно на такой трассе, то ему стоит быть внимательнее и в случае опасности для жизни или для кошелька постараться не осуществлять разворот и доехать до перекрестка.

Даже у профессиональных водителей часто появляются проблемы, связанные с возможностью движения по трамвайным рельсам. При этом у многих автолюбителей появилось устойчивое мнение, что ПДД полностью запрещают езду по ним.

Можно ли ездить по трамвайным путям, и какое наказание за это предусмотрено? Особенности езды по трамвайным путям рассмотрим в этой статье.

Когда можно и нельзя ездить по трамвайным путям

Согласно сегодняшним правилам движение по трамвайным путям возможно, при соблюдении ряда условий:

С учётом вышеописанного списка условий, можно выявить случаи, когда движение по трамвайным путям запрещается:

  1. Запрещается езда по встречным путям общественного транспорта - это расценивается как нарушение ПДД, за него водитель автомобиля сможет получить административный штраф в форме изъятия прав вождения.
  2. Запрещается езда по путям общественного транспорта, когда они проходят справа от автомобильной трассы. Это правило нужно не забывать, поскольку в крупных городах, в которых хорошая организация передвижения трамваев, эти случаи часто встречаются.
  3. Запрещается езда по рельсам, когда те находятся не в уровне с дорогой, например, на газоне. В этом варианте рельсы являются разделительной полосой и заезд на них запрещается. По какой причине? По ПДД, разделительная полоса запрещена для перемещения и стоянки автомобилей.

ПДД не полностью ограничивают перемещения по трамвайным рельсам. Пути можно использовать для следующих действий:

  • разворота налево;
  • передвижения прямо;
  • поворота.

Основное правило , которое нужно не забывать во время выезда на рельсы - вы не должны мешать манёврам трамвая. При этом помните, что трамвайную дорогу категорически запрещается использовать для разворота вправо - это действие расценивается, как нарушение ПДД.

Дополнительно езда по рельсам попутного движения может ограничиваться при помощи установленных знаков или разметки.

Например, может находиться сплошная линия по пути следования трамвайной дороги либо расположение двух указателей «Полоса движения» и «Въезд запрещается». В этом случае необходимо подчиняться установленным знакам и двигаться лишь по выделенным полосам.

Передвижения по линиям общественного транспорта на перекрёстке

Перемещаться прямо по рельсам трамвая можно только в случае, когда остальные полосы передвижения заняты . Относится это положение лишь к попутной трамвайной дороге. ПДД на перекрёстке для трамвайных линий имеют некоторые особенности.

Водителю нужно не забывать, когда необходимо уступить на перекрёстке, где находится регулировщик:

  • Автомобиль и трамвай стоят на перекрёстке, заехав в одном направлении. Рельсы трамвая находятся справа от трассы и он будет двигаться влево. Вам нужно продолжить передвижение прямо либо выполнить разворот влево.
  • Трамвай и автомобиль подъехали на перекрёсток в одном направлении. Рельсы в этом случае находятся слева и вы хотите сделать разворот влево.
  • Если автомобиль и трамвай стоят на перекрёстке едут в одном направлении. Рельсы находятся справа, вам нужно развернуться направо, а трамвай поедет вперёд.

В этих ситуациях регулировщик будет находиться левым боком, с вытянутой правой рукой. Чтобы соблюдать правила, надо на перекрёстке отдать преимущество общественному транспорту .

Правила разворота влево через трамвайные рельсы

ПДД разрешает разворота влево через линии общественного транспорта. Чтобы сделать разворот, надо убедиться, что нет линии разметки, находящейся с какой-либо стороны от путей.

Если даже в каком-то месте находится «сплошная», разворот влево делать не нужно. Этот поворот вам обойдётся в 600 р . Также когда линии трамвая находятся слева от автомобиля и расположены в уровне с трассой.

Перед тем как делать разворот, надо определить положение на пути трамвая попутного движения. Обратить внимание стоит не только на перемещение трамвая в попутном движении, но также и встречном.

Делая разворот через встречное направление, заезд на них необходимо производить под углом 90 градусов . Таким образом, встречная линия обязана быть расположена для вас перпендикулярными.

В противном случае инспекторы ГИБДД оценят ваш разворот, как заезд на полосу встречной линии. Что при этом карается суммой в 6 тыс. руб. либо административным предупреждением в виде изъятия прав.

Разворот на пути общественного транспорта и обгон

Если надо развернуться, то тут нужно соблюдать правила разворота влево, про них мы рассказывали выше. Обращайте внимание, что разворот необходимо выполнять под углом 90 градусов, дабы не дать повода работникам ГИБДД приписать вам нарушение правил - заезд на встречную полосу.

Обгон по рельсам трамвая запрещается , даже если это движение по трамвайным путям попутного направления. Так как этот манёвр связан непосредственно с заездом на встречную линию.

Не забывайте, что передвижение по встречным путям в любом его варианте запрещается. За это полагается штраф. Правилами не запрещается опережение по попутным трамвайным путям.

Говоря простым языком - когда вы находитесь в пробке и нет свободных полос, вы сможете перемещаться по трамвайным линиям попутного направления, если не будете помехой общественному транспорту либо нет каких-то знаков ограничения.

Если на путях случилось ДТП - кто виновен

Рассмотрим происшествие лишь с участием трамвая и автомобильного средства. Это объясняется с тем, что любое другое происшествие на путях с участием нескольких машин не отличается от какой-либо иной аварии, которая произошла на перекрёстке или автомобильной трассе.

Если случилось ДТП на пути общественного транспорта, то в этом случае виновником будет являться владелец автомобиля . Поскольку передвижение по трамвайным рельсам, по своей сути, подразумевает, что не создаётся помеха общественному транспорту.

Но иногда виноватым может являться и оператор трамвая . Например, когда общественный транспорт передвигался на запрещающий сигнал светофора либо выезжал с места Депо.

Размер штрафов

Сумма штрафа за проезд по линиям общественного транспорта зависит от того, какой именно параграф ПДД вы нарушили. Например, размер штрафа за проезд по встречным линиям обойдётся дороже, чем по попутным .

Повторное нарушение ПДД по линиям общественного транспорта наказывается изъятием прав до года. Если повторный инцидент фиксируют с помощью видеонаблюдения, изъятие прав могут заменить на штраф в виде 6 тыс. р.

В качестве итога нужно сказать, что правила не запрещают проезд по трамвайным рельсам, когда движение происходит в попутных направлениях и не создаёт угрозы никакому автомобильному или общественному транспорту.

Выполняя все пункты ПДД, вы обязательно избежите штрафа . Но за проезд по встречным направлениям предусмотрено наказание - этот манёвр может закончиться изъятием прав.

Что относительно правил движения на перекрёстке - общественному транспорту желательно отдать приоритет, тем более, когда вы не знаете, как правильно нужно поступить.

Также не забывайте, что движение по трамвайным путям не запрещается , когда вы не создаёте никаких помех, но вот по встречным линиям нежелательно производить опережение. Теперь вы знаете все особенностями движения по трамвайным рельсам и владеете информацией о размерах штрафов за это нарушение.

Добрый день, уважаемые автолюбители.

Очень много споров возникает при совершении маневра «разворот» через трамвайные пути вне перекрестка. Основная причина споров — это выезд на трамвайные пути встречного направления, за совершение которого предусмотрена ответственность в виде лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев.

В этой статье мы расскажем когда можно совершать разворот через трамвайные пути, а когда нельзя. Выезд на трамвайные пути встречного направления тоже не исключен, правда непосредственного отношения к развороту он не имеет.

Для начала обратимся к и выделим интересующие нас пункты про разворот и трамвайные пути вне перекрестка.

Правила дорожного движения

  • 8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.

    8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

    Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

    Уже здесь мы видим, что разворот через трамвайные пути возможен.

    К сожалению Правила дорожного движения так написаны, что в них не предусмотрено наличие трамвайных путей только в одном направлении. Это большая недоработка, но в рамках этой статьи мы ее рассматривать не будем.

    8.11. Разворот запрещается:

    • на пешеходных переходах;
    • в тоннелях;
    • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
    • на железнодорожных переездах;
    • в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
    • в местах остановок маршрутных транспортных средств.

    9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами, знаками и (или) разметкой.

    Обратите внимание! Разворот может выполнятся везде, где это не запрещено правилами, знаками или разметкой, а именно:

    Во всех остальных случаях разворот разрешен!

    9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается

    Еще одно подтверждение, что разворот может быть вне перекрестка. Но, не смотря на это, вам будут вменять нарушение именно этого пункта ПДД за выезд на трамвайные пути встречного направления.

    Теперь точно можно сказать, что , если прямо не запрещен правилами, знаками или разметкой.

    «Встречка» при развороте

    Давайте еще раз отметим — при развороте «встречки» нет . Разворот это полноценный маневр, изменяющий движение транспортного средства в обратном направлении.

    «Встречка» может быть до разворота или после, но никак не во время выполнения маневра.

    Для примера сравним разворот на регулируемом перекрестке, и вне перекрестка. В обоих случаях выезд на встречные трамвайные пути запрещен. Но почему при развороте на перекрестке вопросов к водителю не возникает? Ответ: «Потому что их нет, и быть не может!», так же как и при развороте вне перекрестка.

    Разворот разрешен

    Посмотрим, как по Правилам дорожного движения следует совершать разворот через трамвайные пути вне перекрестка:

    1. Уступить дорогу попутным трамваям
    2. Перестроиться на попутные трамвайные пути.
    3. Уступить дорогу всем встречным транспортным средствам, в том числе и трамваям.
    4. Совершить разворот.

    Разворот запрещен

    Невыполнение требования п. 8.5. ПДД.

    При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них.

    Ответственность за это нарушение не предусмотрена. В КоАП РФ есть часть 1.1. статьи 12.14

    1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении

    Но в данной ситуации п.8.5 ПДД требует покинуть проезжую часть и выполнять маневр с трамвайных путей. Согласно определению «проезжая часть» трамвайные пути проезжей частью не являются.

    Поэтому применение данной статьи в этом случае недопустимо.

    Следующая ситуация — разворот со встречных рельс:

    Обратите внимание, в этой ситуации кроме разворота, есть еще движение по трамвайным путям встречного направления

    Согласно п.9.6 ПДД: «Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается.»

    За такой маневр ответственность по части 4 статьи 12.15:

    4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления

    Разворот через сплошную линию разметки:

    Нарушение требований разметки:

    Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

    ответственность по части 2 статьи 12.16:

    2. Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги

    Мы рассмотрели типичные простые варианты разворота на трамвайных путях. Основное, что мы подтвердили в этой статье — разворот через трамвайные пути разрешен . Прямого запрета на этот маневр Правила дорожного движения не устанавливают, более того описывают как его нужно производить.

    Все рассмотренные нарушения ПДД не связаны непосредственно с маневром «разворот», а связаны с невыполнением требований других пунктов.

    Дорог вам без препятствий!