Такси без желтых номеров выделенная полоса. Московские «выделенки» стали ловушкой для такси

Любой желающий может купить разрешение на работу в такси всего за 3,5 тыс. рублей и пользоваться полосами для общественного транспорта.

Как установил Лайф, некоторые автолюбители Москвы нашли новый способ объезжать пробки по выделенным полосам общественного транспорта, не получая штрафы с камер ГИБДД. Частные конторы, зарегистрированные как таксомоторные компании, за относительно небольшую плату вносят автомобили частников в реестр столичных такси. Доходит до абсурда: гаишники тормозят на выделенке Toyota Land Cruiser 200 ценою в 4,5 млн рублей, но водитель предъявляет пакет документов, и правоохранители его отпускают.

Без каких-либо формальных признаков такси (фонарь, "шашечки" на борту, жёлтые номера) некоторые водители свободно передвигаются по выделенным полосам. Преимущественно это таксисты, работающие на себя, а также просто случайные автомобили среднего и премиум-классов. В процессе разговора такие таксисты не скрывали, что возможность "оформить" личную машину в такси сейчас доступна любому и этим уже воспользовались простые люди, что и подтвердил председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Ярослав Щербинин.

Такая мошенническая схема действительно существует, но она ненадёжна: нет гарантии, что машина попадёт в базу и штрафы приходить не будут. Дело в том, что данные о лицензиях на автомобили с белыми номерами в общую базу передаются частями. Те, кто попали в этот список, - не получают штрафы. А сами данные эти передаются минимум месяц, да и доходят зачастую не полностью, - говорит Щербинин.

О том, что проблема существует, сообщил и подмосковный Минтранс, который, собственно, и вносит такие автомобили в базу областного такси. Ведомство даже недавно провело отдельное заседание по этому поводу совместно с ГУОБДД МВД РФ, где определили, что гаишники имеют право штрафовать "выделенщиков", если у них нет фонаря оранжевого цвета, цветографической схемы на борту автомобиля и документов о полученном разрешении в реестре Минтранса области.

В случае отсутствия любого из трёх компонентов автомобиль находится на выделенной полосе незаконно, а его водитель подлежит штрафу, - рассказал замруководителя пресс-службы Минтранса Московской области Григорий Назаров.


Однако, со слов тех же таксистов-частников, никакой проблемы с гаишниками не возникает: в час пик "выделенщики" ставят на магните фонарь на крышу и гаишники не всматриваются в наличие "шашечек", особенно если на дороге грязно. Также поступают мошенничающие автомобилисты, сам аксессуар можно приобрести свободно примерно от 200 рублей. В серых конторах, оформляющих автомобиль в такси, уверяют, что этот вопрос решается легко. Контакты этих организаций выпадают при первом же запросе в поисковике "купить лицензию на такси без ИП".

Цена на индульгенцию от камер ГИБДД колеблется от 3,5 тыс. до 15 тыс. руб. в зависимости от срочности и цвета автомобиля.

Вы будете иметь полное право ездить по выделенке с этой лицензией даже с белыми номерами, сейчас нет разницы между жёлтыми и белыми номерами. Это вообще неважно. Многие водители с такими лицензиями не ставят колпаки на машины, цвет тоже не важен. Стоить разрешение будет 5,5 тыс. руб., - уверяет сотрудник одной из таких компаний.

Так называемый пакет документов не велик - нужно предоставить "предпринимателям" копию паспорта владельца авто и свидетельство о регистрации в ГИБДД. Ограничений нет - главное, чтобы машина стояла на учёте в любом из регионов России, цвет роли не играет. Похожие ответы давали и в трёх других компаниях, с представителями которых удалось пообщаться Лайфу.



"Выделенщики" всё время рискуют попасть на кучу "писем счастья".

Как делают такой бизнес? Заводят на одно юридическое лицо по 100–150 разрешений на перевозку, которые продают частникам. Рано или поздно эту фирму начинают трясти, из-за налогов например. Выясняется, что контора подставная, а по месту регистрации сидят другие люди, - и вот тогда все разрешения и аннулируют. А люди, которые купили разрешения через данную фирму, зачастую даже не знают о том, что их лицензия аннулирована, - рассказал профсоюзный активист Ярослав Щербинин.

Закон не может наказать автомобилиста, катающегося по выделенке с настоящими документами таксиста, полагает автомобильный адвокат Леонид Ольшанский.

Выявить нарушителя невозможно. Это то же самое, что человек получил лицензию на то, чтобы работать сапожником, к примеру. К нему в мастерскую ведь никто не придёт для того, чтобы проверять, чинит он обувь или нет. Так и здесь: имея разрешение на перевозку людей, гражданин также имеет полное право ездить в одиночестве или вообще поставить машину на стоянку. Это его дело, никто не может его заставить работать по этому разрешению. Наказания за неиспользование лицензии нет, - уверен Ольшанский.

В конце декабря в Москве убрали знаки «Въезд запрещён» над выделенными для общественного транспорта полосами, открыв их для официальных такси. Таксисты теперь по выделенкам и правда ездят, но не все и не всегда

Вконтакте

Одноклассники

Только для желтых

По ПДД ехать по выделенке может любое . Если остановит инспектор, таксисту достаточно предъявить разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси. А как быть, если машину зафиксирует дорожная камера?

– У меня номера белые, с ними по выделенке ехать нельзя, придёт штраф, – рассказывает таксист Сергей, ожидающий пассажиров у м. «Алтуфьево».

Но разрешение у вас есть? Тогда штраф, наверное, можно и опротестовать.

Разрешение есть, но штрафы приходят на контору, а руководство не хочет этим заниматься, и просто отдает нам, чтоб мы оплачивали. Лучше не выезжать.

Другой таксист поведал: в компании есть машины как с белыми, и с жёлтыми номерами. Тем, у кого белые, начальство пока не велит выезжать на выделенки:

- Почему? Могу предположить, что пока фильтровка идёт не по базам данных, а просто по типу номеров: жёлтым – можно, белым – штраф.

Так ли это? В Центре организации дорожного движения ответили: при выписке штрафов за езду по выделенке автомобили такси должны отсеиваться на стадии обработки данных. Этот же вопрос «Звездный бульвар» адресовал Департаменту транспорта Москвы . Надеемся в одном из ближайших номеров опубликовать его ответ.

На Ярославке поверху быстрее

Впрочем, даже такси с желтыми номерами не всегда стремятся выезжать на выделенку.

По Ярославке, например, я по выделенной полосе практически не езжу, – рассказал таксист, которого я встретил у метро «ВДНХ». – Там выделенные полосы на дублёрах, на которых очень много светофоров. Поверху – по эстакадам – хоть и без выделенки, но получается быстрее.

Есть ещё причина, которую называют многие таксисты. Выделенка отделена от остальных полос сплошной линией разметки, за пересечение которой таксисту (даже с жёлтыми номерами) придёт штраф. Правда, уже не 3000 рублей, как за незаконную езду по выделенке, а 500. Но если таких штрафов за день будет несколько, работать просто нет смысла. Бывает, автобусы впереди идут медленно, или у троллейбуса «рога» отцепились – объехать законно невозможно. А там, где предусмотрен выезд с выделенки, не выпускают стоящие в пробке автомобилисты, и манёвр может затянуться до начала сплошной линии. Так что, прежде чем въезжать на выделенку, хорошо бы понять: как потом с нее выехать.

Как же всё-таки заказать?

Как же правильно взять такси, если вы хотите, чтобы оно везло вас по выделенкам? Похоже, пока лучший критерий – цвет фона номерного знака. Выбирайте желтый номер!

Если же вы заказываете такчи через элетронный сервис, напишите в комментарии к заказу: «жёлтые номера». Скорее всего, вас поймут. А если нет, перейдите на другой сервис – их очень много. То же пожелание можно высказать на словах диспетчеру при заказе по телефону.

Если машина уже идёт к вам, и вам сообщили её номер, понять, жёлтый он или белый, можно по набору символов. Две буквы, затем три цифры – это жёлтый номер. Одна буква, три цифры, а потом ещё две буквы – номер белый, от заказа не поздно отказаться, пока машина не подъехала.

Если номера жёлтые, но таксист выезжать на выделенку боится, заставить его вы, конечно, не сможете. Но на будущее его можно внести в чёрный список. В некоторых электронных сервисах это действует автоматически: таксист, находящийся в чёрном списке у клиента, просто не может принять от него вызов.

Какие такси могут ездить по выделенной полосе

Выделенные полосы для общественного транспорта стали доступными и для автомобилей такси. Произошло это еще 1 сентября 2013 года, и теперь все транспортные средства, которые выполнили ряд определенных условий, могут беспрепятственно передвигаться по такой полосе.

Три главных требования .

Согласно постановлению властей Москвы, для выезда на специальную проезжую часть автомобиль такси должен отвечать ряду критериев. Его владелец должен:

Установить на транспортное средство желтый регистрационный знак, предназначенный специально для машин такси,
иметь на борту таксометр,
использовать систему ГЛОНАСС.

При этом выезжать на спецполосу можно только при включенном, исправном таксометре, что строго контролируется специалистами столичного центра организации дорожного движения.

Сразу после выхода соответствующего постановления желтые регистрационные знаки начали выдаваться водителям по их желанию: для получения такого знака нужно лишь предъявить разрешение от департамента транспорта на ведение таксомоторной деятельности. Позднее было также решено перекрасить все легальные такси в желтый цвет, и это стало еще одним дополнительным условием для выезда на выделенную полосу. Таксисты, которые не хотели перекрашивать автомобиль и менять госзнаки, временно могли продолжать работать, но въезд на спецполосу им был закрыт. Однако впоследствии все водители, получившие разрешение на работу после 1 июля 2013 года, были обязаны перекрасить свои машины в желтый цвет или воспользоваться соответствующей клеящейся пленкой. Это нужно было сделать до 2014 года.

Зачем нужно соответствовать условиям ?

Специализированные номера и особый цвет автомобиля нужны не только для распознавания машины такси в общем потоке. Они также позволят властям с легкостью администрировать такие транспортные средства и без лишних проволочек решать вопросы об их передвижении по спецполосам. Впрочем, куда важнее соблюсти два других правила:

1. Наличие навигационной системы, поддерживающей разработку ГЛОНАСС необходимо для того, чтобы служба дорожного контроля могла определить, везет ли данный автомобиль пассажиров или же просто занимает полосу, не имея для этого необходимости;
2. Работающий счетчик также послужит аргументом в пользу того, что автомобиль движется по определенному маршруту, а не едет в свободном потоке.

При этом многие таксисты жалуются, что система ГЛОНАСС установлена далеко не во всех машинах, поскольку на момент выхода постановления она даже не заработала. Однако выдвинутые властями условия все же очень важны: они позволяют достичь заметного прогресса в легализации столичных служб такси. Теперь все автомобили, работающие законно, смогут перевозить пассажиров быстрее, пользуясь спецполосами, на которых не бывает заторов. Учитывая, что большинство такси Москвы сегодня являются официальными и доминируют в городе, каждая вторая машина сможет передвигаться по выделенной полосе для транспорта, существенно сокращая время поездки по маршруту. При этом пассажир может быть уверен в том, что водитель, в автомобиль которого он сел, прошел необходимые проверки и не занимается нелегальными перевозками.

С сентября прошлого года штраф в размере 3000 рублей «за выделенку» - не для официально зарегистрированного такси. Однако, как выясняется, таксистов там все равно штрафуют с помощью комплексов автоматической фиксации.

Легальных, подчеркнем, извозчиков, а не с самопальными «шашечками». И не за саму езду, а именно за пересечение сплошной линии разметки, которая отделяет полосы общественного транспорта от остальной проезжей части. Нам об этом стало известно почти случайно: в редакцию позвонил легальный таксист и поведал, что лизинговой компании, он возит людей по городу, пришло «письмо счастья». Оказывается, таксист перестроился на «выделенку» в поле зрения камеры, висящей на Ленинском проспекте, в районе дома 81. Примерно за 300 метров до нее - и был оштрафован на 500 рублей по статье 12.16 КоАП - не соблюдение требований дорожных знаков или разметки.

Подобная практика, как выяснилось после изучения профильных, « » форумов в интернете, отработана и широко применяется в Москве. С формальной точки зрения все правильно: перестраиваться из ряда в ряд можно только там, где имеется прерывистая линия разметки. У линий, отделяющих автобусные полосы от остальных, участки с прерывистой имеются лишь в около съездов с магистрали. Короткие и предназначенные для машин, покидающих улицу с «выделенкой».

Таким образом, сажать и высаживать пассажиров на любой дороге с полосой для общественного транспорта. То есть, чтобы ехать по выделенке, таксист обязан «встать» на нее на перекрестке и двигаться по ней как трамвай по рельсам. Иначе ни к обочине не приткнуться для высадки пассажира, ни на остановке общественного транспорта подхватить «голосующего». Заняв свое законное место на «выделенке», такси до ближайшего перекрестка превращается в аналог автобуса-троллейбуса: сплошную же пересекать - ни-ни! Даже если «упрешься» в корму неторопливого троллейбуса.

Идиотизм штрафов для такси, выезжающих на «выделенку» через сплошную ясен и самим таксистам, и их пассажирам. Последние, например, не понимают, когда рядом пустует выделенка. Таким образом, идея пустить такси на полосы общественного транспорта провалилась, благодаря то ли глупости, то ли жадности чиновников.

На практике, таксисты все-таки выезжают на «выделенки», пересекая сплошные. Куда деваться, если от этого напрямую зависит заработок? Нарываются на 500-рублевые штрафы и платят их в качестве своеобразного «оброка на профессиональную деятельность». Но в суды с жалобами на несправедливость не идут. У них на судебные тяжбы просто времени нет - семьи кормить нужно. А власти ситуация, похоже, вполне устраивает: лишняя «копеечка» от штрафов капает - и замечательно.