Транспортировка пострадавших при неотложной помощи. Способы транспортировки пострадавшего: описание, правила и рекомендации

Иммобилизация - создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.

Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной.

Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная иммобилизация занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.

На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой (рис. 12.1.).

Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.

Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.

При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).

При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для "лучшей" фиксации шины, т.к. это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь. В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают.

При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.

Транспортировка пострадавших. Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.

При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных (рис. 12.2.). Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече (рис. 12.3). Переноску способом "на руках впереди" и "на плече" применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом "на спине". Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом "друг за другом" (рис. 12.4. а).

Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на "замке" из 3 или 4 рук (рис. 12.4. б, в).

Значительно облегчает переноску на руках или носилках носилочная лямка.

В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего, который закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает ее одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь.

Пострадавший свободной рукой может опираться на палку. При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной волокуше - на брезенте, плащ-палатке.

Таким образом, в самых разнообразных условиях оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания. Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы.

Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему его выздоровлению.Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.) и повреждениями органов брюшной полости.

Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя. Необходимо также следить за правильным положением носилок при подъеме и спуске по лестнице (рис. 12.5.).

При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, т.к. охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными кровоостанавливающими жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.

В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.

Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШИХ.

Важнейшей задачей первой помощи является организация скорейшей и пра­вильной транспортировки (доставки) больного или постра­давшего в лечебное учреждение. Транспортировка должна быть быстрой, безопасной, щадящей. Необходимо помнить, что причинение боли во время транспортировки способ­ствует развитию осложнений: нарушению деятельности сердца, легких, шока.
Выбор способа тран­спортировки зависит от состояния по­страдавшего, характера травмы или за­болевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую по­мощь.

В городах и крупных населенных пунктах транспор­тировку пострадавшего в лечебное учреждение удобнее всего осуществлять через станцию скорой помощи, которая по первому сигналу (вызов по телефону, через посыль­ного, милицейский пост и т. д.) высылает на место про­исшествия специально оборудованную санитарную маши­ну. Это, как правило, легковой автомобиль или микроав­тобус, в котором имеются места для сидения и место для носилок. Носилки легко выдвигаются через люк в задней части кузова. Их устанавливают на выдвигающуюся ка­ретку, которая снабжена роликами, обеспечивающими легкое скольжение ее по направляющим рельсам, и спе­циальными рессорами для уменьшения тряски.

На станциях скорой помощи имеются и другие сани­тарные машины - специально оборудованные автобусы. Транспортировка может осуществляться на самолетах и вертолетах. В тех случаях, когда невозможно вызвать машину скорой помощи или таковой нет, транспортировку осу­ществляют при помощи любых транспортных средств (грузовая машина, конная повозка, волокуша, вьючные конные носилки, нарты, водный транспорт и т. д.).

При отсутствии какого-либо транспорта следует осу­ществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение наносилках, импровизированных носилках, при помощи лямки или на руках .

Медицинские носилки обеспечивают наи­более спокойное положение пострадавшему, облегчают погрузку в транспорт, выгрузку и перекладывание на кровать, тележку-каталку или операционный стол. Пере­носку на носилках могут осуществить 2-4 человека.

Положение больного на носилках определяется харак­тером повреждения или заболевания. Прежде чем уложить больного, следует при помощи подушки, одеяла, одежды и т. п. придать поверхности носилок форму, необходимую для создания больному удобного для транспортировки положения. Укладывание на носилки осуществляют сле­дующим образом. Носилки устанавливают рядом с постра­давшим со стороны повреждения (при травме позвоноч­ника с любой удобной стороны). Два - три человека со здоровой стороны опускаются на колено, осторожно под­водят руки под пострадавшего и одновременно припод­нимают его. В этот момент третий или четвертый человек продвигает подготовленные носилки под пострадавшего, а поднимающие осторожно укладывают его на носилки, особенно щадя поврежденную часть тела. В траншее, узком проходе носилки под пострадавшего можно подве­сти со стороны головы или ног. При транспортировке в холодное время года больного необходимо тепло укрыть.

Переноска на носилках должна осуществляться с вы­полнением ряда правил. При передвижении по ровной поверхности больных следует нести ногами вперед. Если больной находится в очень тяжелом состоянии (бессоз­нательное состояние, большая кровопотеря и т. д.), то его надо нести вперед головой. Это необходимо для того, чтобы носильщик, идущий сзади, мог видеть лицо пострадавшего, заметить ухудшение состояния и, прекра­тив транспортировку, оказать помощь. Носильщики не должны идти в ногу; передвигаться следует неторопливо, короткими шагами, по возможности избегая неровных поверхностей. Более высокий носильщик должен нести ножной конец носилок.

При подъеме в гору, по лестнице больного надо нести головой вперед, а при спуске - головой назад. Больных с переломами костей нижних конечностей при подъеме лучше нести вперед ногами, а при спуске - ногами назад. Как во время спуска, так и во время подъема носилки должны все время быть в горизонтальном положении. Это легко достигается следующими простыми приемами. При подъеме идущий сзади поднимает носилки до уровня своих плеч, а при спуске этот прием должен проделать идущий впереди.

Переноска больных на большие расстояния значитель­но облегчается применением лямок, которые уменьшают нагрузку на кисти рук.

Носилочная лямка - это брезентовый ремень длиной 3,5 м, шириной 6,5 см, имею­щий на одном конце прочную металлическую пряжку для соединения с другим концом. Для переноса носилок из лямки делают петлю в виде восьмерки и подгоняют ее под рост носильщика. Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук.
Петлю надевают на плечи так, чтобы перекрест ее был на спине, а петли, свисающие по бокам, - на уровне кистей опу­щенных рук. В эти петли продевают ручки носилок. Носильщик, идущий впереди, захватывает ручки носилок впереди лямки, идущий сзади - сзади лямок.

При отсутствии специальных носилок их можно из­готовить из подручных средств (шест, жердь, доска, пальто, одеяло, мешок и др.). Такие импровизированные носилки обязательно должны быть прочными, способными выдержать тяжесть тела.
При переноске на жестких импровизированных носилках под больного необ­ходимо подложить что-либо мягкое (сено, одежда, трава и т. д.). Носилочную лямку можно сделать из 2-3 рем­ней, куска брезента, простыни, полотенец, толстой ве­ревки и др.

Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках.
Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече. Переноску способом «на руках впереди» и «на плече» применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом «на спине». Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на не­большие расстояния. На руках значительно легче перено­сить двум носильщикам. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом «друг за другом». Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на «замке» из 3 или 4 рук. Значительно облег­чает переноску на руках носилочная лямка.
В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего. Помогающий закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает его одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь. При передвижении постра­давший свободной рукой может опираться на палку.

При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна тран­спортировка волоком на импровизированной лодочке-волокуше - на брезенте и плащ-палатке.
Таким образом, в самых разнообразных условиях ока­зывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания.

Положение пострадавшего (заболевшего) при транс­портировке.

Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в оп­ределенном положении соответственно виду травмы. Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейше­му выздоровлению.
Следовательно, правильная ук­ладка пострадавшего на время транс­портировки - наиболее важный момент первой помощи.

Чаще пострадавших транспортируют в положении лежа с некоторыми вариантами, что зависит от характера травмы или заболевания. Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коле­нями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку в фиксированно-стабилизированном положении. В положении лежа на спине транспортируют постра­давших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, перело­мами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, зна­чительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургически­ми заболеваниями и повреждениями органов брюшной полости (аппендицит, ущемление грыжи, прободная яз­ва и т. д.

Пострадавших и больных, находящихся в бессозна­тельном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфик­сии. Значительную часть больных можно транспортиро­вать в положении сидя, а некоторых только в сидячее или полусидячем положении.

При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, так как охлаждение почти при всех видах трав­мы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений.
Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными артериальными жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоя­нии шока, с отморожениями.
В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.
Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами макси­мально щадил психику больного, укреплял в нем уверен­ность в благополучном исходе заболевания.

Принципы очередности транспортировки при массовых травмах.

Массовые травмы возникают при землетрясе­ниях, автокатастрофах, железнодорожных авариях, по­жарах, взрывах. Успешное оказание первой медицинской помощи в этих случаях зависит от организованности и порядка. Прежде всего необходимо определить, кому в первую очередь нужна медицинская помощь.
Порядок оказания ее должен быть следующим: вначале помощь оказывают задыхающимся, затем раненым с проникаю­щими ранениями грудной и брюшной полостей, далее - раненым со значительным кровотечением из ран, потом пострадавшим, находящимся в бессознательном или шо­ковом состоянии, затем пострадавшим со значительными переломами и в последнюю очередь - лицам с мелкими ранениями и переломами.

Пострадавших распределяют на группы по последовательности транспортировки в зависимости от тяжести повреждения.

  • В группу подлежащих транспортировке в первую очередь входят: раненые с проникающими ранениями грудной и брюшной полостей, находящиеся в бессозна­тельном или шоковом состоянии, с ранениями черепа, раненые с внутренним кровотечением, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами.
  • Группа второй очереди: пострадавшие с закры­тыми переломами конечностей, раненые со значительными, но остановленными наружными кровотечениями.
  • Группа третьи очереди: раненые с незначитель­ными кровотечениями, переломами мелких костей, уши­бами.
  • В каждой из этих групп детей младшего возраста необходимо эвакуировать в первую очередь и, если позво­ляют обстоятельства, вместе с матерью (отцом).

Основными мероприятиями при транспортировке пострадавших являются следующие:

Определение способа транспортировки;

Подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств;

Выбор маршрута;

Обеспечение безопасности пострадавших и спасателей при транспортировке;

Преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха;

Погрузка пострадавших в транспортные средства.

Ведущую роль при выборе способа, средств, положений, в которых будут транспортироваться пострадавшие, играют виды травм, их локализация, состояние людей, характер заболевания. Правильно выбранные решения спасут жизнь пострадавшим, облегчат их страдания, обеспечат быстрое выздоровление. Пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на боку, сидя. При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямлены или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики. Ниже представлены основные способы транспортировки пострадавших.

Перенос одним спасателем

Перенос двумя спасателями

Самостоятельное передвижение пострадавшего при шоке (травматическом шоке), травмах головы, позвоночника, нижних конечностей, таза ЗАПРЕЩЕНО! Переносить его можно только после выведения из терминального состояния, восстановления устойчивого дыхания и пульса!

При массовом поражении людей чрезвычайно важенправильный выбор очередности транспортировки пострадавших. Основным критерием приэтомявляются тяжесть повреждений и состояние человека. В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессознательном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными конечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные. Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кровотечениями. Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами.

4. Использования носилок и подручных средств для транспортировки пострадавших.

Один из распространенных и хорошо зарекомендовавших себя способов транспортировки пострадавших - использованиеносилок. Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизированными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку.

Укладывание на носилки осуществляется двумя спасателями (№1 и № 2). Поставить носилки у одной из сторон пострадавшего - лучше справа - передним концом у его головы. Обоим спасателям опуститься на колени с другой стороны пострадавшего, на уровне плеч, головы (№ 1), и вблизи коленных суставов (2). Спасателю № 1 захватить левой рукой за противоположную сторону груди, правой рукой фиксировать голову. Спасателю № 2 захватить левой рукой спереди противоположную сторону пострадавшего на уровне голеней сверху; правой рукой - сзади, за правое бедро, снизу. Поднимать пострадавшего по команде спасателя № 1 - одновременно и осторожно, поднимая его на уровень носилок; расположить над носилками - ровно по их оси - и по команде опустить.

Далее осуществлять движение с носилками: на ровной поверхности - ногами вперед; при подъеме по лестнице - головой вперед, при спуске - ногами вперед. Во время переноса следует контролировать: состояние пострадавшего, состояние повязок и шин; при длительном переносе менять положение пострадавшего, следить за изголовьем, подложенной одеждой, защищать от непогоды и холода.

Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека; при этом необходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за правильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Для преодоления препятствий (оконный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо:

Поставить носилки на землю перед преградой;

Встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками;

Приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду;

Одному спасателю преодолеть преграду;

Одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить на нее ближние концы;

Преодолеть преграду другому спасателю;

Опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение.

Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае носилки ставятся на

край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки используются специальные лямки.

В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикальном или горизонтальном положении. Во время транспортировки спасатели должны постоянно следитьзасостоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать медицинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, принятия пищи и проведения гигиенических мероприятий.

В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку). Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка.

При переносе пострадавшего на значительное расстояние целесообразно использовать лямки, ремни, фиксирующие носилки через плечи спасателей. При тяжелом состоянии пострадавшего перенос осуществляется в положении кпереди, как правило, с участием медицинского работника, с одновременным проведением внутрисосудистых вливаний. Носильщики должны идти не в ногу, передвигаться короткими шагами. При терминальных состояниях пострадавших переносить нельзя. При эвакуации пострадавшего в тяжелом состоянии целесообразно носилки с ним установить на машину, подложив под них сено, солому и пр. Транспортировать осторожно, избегая тряски. Снимать пострадавшего с носилок осторожно, в обратной последовательности.

Положение пострадавших при переносе на носилках

При переносе на носилках и во время эвакуации необходимо учитывать состояние пострадавших, вид, локализацию и степень тяжести травм.

Положение лежа на спине применяется при травмах, ранениях, ожогах нижних конечностей, а также в случае предполагаемого перелома позвоночника - на щите, если сознание пострадавшего сохранено.

Положение лежа на спине с согнутыми ногами в коленных суставах применять при переломах костей таза: с валиком под коленями, валиком из мягкой ткани между коленями, а также с фиксирующими повязками на бедрах (на уровне верхней и нижней третей) и голенях (ниже коленных и на уровне голеностопных суставов), с опорой под стопами; голова на подушке.

Положение лежа на спине с приподнятой головой или равномерно наклоненным телом под углом 10-15 градусов (голову выше ног) - при травмах головы, мозга, открытых переломах черепа, если сознание сохранено и симптомов шока нет.

Положение лежа на спине с равномерно наклоненным телом под углом 10-15 градусов и расположением головы ниже ног - при шоке или угрозе развития шока.

Положение лежа на животе - при переломах позвоночника (уложить на щит!); при открытых травмах, ранениях челюстей, носа, лица с кровотечением (наклонить голову кпереди для предупреждения попадания крови в дыхательные пути).

Положение лежа на боку используется для пострадавших, выведенных из тяжелого шока, терминальных состояний и при бессознательном состоянии.

Положение лежа на боку с приподнятой головой - при открытых переломах черепа. Положение сидя (полусидя) при травмах лица, глаз, шеи, груди; при переломах костей верхней конечности - если нет угрозы развития шока.

При обширных ожогах пострадавшего переносить на непораженной стороне.

Использование носилок

Пострадавшего на носилки укладывают два спасателя. Носилки поставьте справа от пострадавшего. Оба спасателя опускаются на колени - первый на уровне плеч, второй у коленей пострадавшего. Первый спасатель левой рукой захватывает грудь пострадавшего, а правой фиксирует голову. Второй спасатель левой рукой захватывает голени пострадавшего сверху, а правой - бедро снизу. По команде первого спасателя осторожно поднимите пострадавшего на уровень носилок, а затем по второй команде опустите его на них.

Спасатели должны идти короткими шагами, не в ногу, избегая сотрясения носилок. Находящийся у изголовья спасатель контролирует состояние пострадавшего, повязок, шин, жгутов. Пострадавшего несут ногами вперед. Для облегчения используйте ремни и лямки, надеваемые на плечи спасателей. При спуске (например с лестницы) пострадавшего несите ногами вперед, при подъеме - головой вперед.

Если пострадавший в тяжелом состоянии, его переносят головой вперед. Тогда третий спасатель (медицинский работник) следит за состоянием пострадавшего и одновременно делает ему внутрисосудистое вливание соответствующих лечебных растворов.

Носилки из подручных средств:

1. Две жерди длиной 2,5 м, диаметром 6-7 см 2. Пара рубах, курток, пиджаков или бушлатов, застегнутых на все пуговицы.

Во время ведения боевых действий своевременная эвакуация раненых с места вооруженного столкновения не только сможет сохранить им жизнь, но и увеличивает шансы на быструю реабилитацию и ввод в строй. История знает немало примеров, когда неверные действия боевых товарищей приводили к гибели раненого. Знание элементарных правил транспортировки пострадавших должны стать необходимым минимумом любого военнослужащего, участвующего в вооруженном конфликте.

В роте первая помощь раненым производится в порядке самопомощи или взаимопомощи, но главным образом, санитаром и санинструктором. В стрелковом батальоне санитарный взвод организует вынос раненых из рот, оказывает доврачебную медицинскую помощь раненым, эвакуирует их на полковой медицинский пункт (ПМП) и при возможности развертывает батальонный медицинский пункт (БМП) в 0,5-1,5 км от линии боя.

В полку санитарная рота организует вывоз раненых из батальонов, развертывает ПМП в 2–5 км от линии фронта, сортирует поступающих раненых и производит оказание первой врачебной помощи. На ПМП производится иммобилизация всех переломов и других обширных ранений стандартными транспортными шинами, введение сывороток, борьба с шоком, проверка правильности наложения жгутов, исправление повязки, заполнение карт передового района.

В дивизии медико-санитарный батальон (МСБ) организует эвакуацию раненых из полков, развертывает дивизионный медицинский пункт (ДМП) в 6–10 км от линии фронта и пункт помощи легкораненым (ППЛ), производит хирургическую помощь всем раненым по жизненным и срочным показаниям и госпитализирует наиболее тяжело раненых по жизненным показаниям.

В маневренной войне или при выходе из боя объем работы войсковых санитарных учреждений резко сокращается, причем главное внимание уделяется быстрому выносу раненых с поля боя и скорейшей эвакуации их в армейские госпитали (АПГ), на которые и возлагается в этих случаях задача производства первичной обработки ран по срочным и жизненным показаниям.

Вынос (вывоз) раненых — это начальное, наиболее трудное и ответственное звено эвакуации пострадавших от места поражения до поста санитарного транспорта (района сосредоточения), а нередко и до ближайшего этапа медицинской эвакуации.

Вынос должен осуществляться непрерывно, в любую погоду, независимо от времени суток. В первую очередь выносятся раненые с артериальным кровотечением, выраженным удушьем, проникающим ранением живота, с выпадением внутренностей, открытым переломом бедра, обширным размозжением конечности, выраженной картиной шока, общим тяжелым состоянием, находящиеся без сознания. Быстрому выносу подлежат также раненые и больные с зараженной радиоактивными и отравляющими веществами местности, особенно если на них не надеты средства защиты или область ранения (ожога) не закрыта повязкой.

Способы выноса в основном зависят от условий боевой обстановки, характера и локализации повреждения. В каждом конкретном случае санитарный инструктор (санитар) должен решить, какой из них является наименее травматичным для раненого и удобным для выноса.

Способы транспортировки и иммобилизации подручными средствами могут быть самыми разнообразными в зависимости от природных особенностей и рельефа местности. Однако во всех случаях следует выполнять определенные правила, обеспечивающие надежность иммобилизации и безопасность транспортировки для пострадавшего.

Транспортировать при переломах бедра, средней и верхней трети голени следует лежа. При переломах костей стопы, нижней трети голени - лежа или сидя в зависимости от состояния и условий местности. При переломах костей плеча и предплечья, при нерезкой боли пострадавший может двигаться самостоятельно.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации приводятся в таблице.

Место травмы Способ иммобилизации Способ переноски и положение пострадавшего при транспортировке
Голова, шея С боков головы укладываются мешочки с песком или свертки мягкой одежды, зафиксированные к носилкам На носилках. На спине. При отсутствии сознания - лежа на боку
Грудь Валик из одежды под верхнюю часть туловища На носилках. Полусидящее
Живот Валик из одежды под коленями. Холод на живот На носилках. Лежа или сидя в зависимости от состояния пострадавшего и условий местности.
Таз Ноги связаны между собой. Под колени подложить сверток из одежды На носилках. На спине
Позвоночник При переноске на спине обязателен жесткий (деревянный) щит, при переноске на животе - валик из одежды под грудь На носилках. На спине или животе
Плечо Фиксировать лучезапястный, локтевой и плечевой суставы Самостоятельное передвижение. При общей слабости - сидя на руках или лямках носильщиков. Позиция свободная.
При общей слабости - сидя или лежа
Предплечье Наложить шину Самостоятельное передвижение. При общей слабости - сидя на руках или лямках носильщиков. Позиция свободная; при общей слабости - сидя или лежа
Кисть
Наложить шину Самостоятельное передвижение
Бедро Фиксировать с помощью двух или трех шин. Ноги связаны между собой На носилках. На спине
Голень Наложить две шины (переднюю и заднюю) от верхней трети бедра до пятки На носилках. На руках или лямках носильщиков. Сидя, при общей слабости - лежа

Способ транспортировки и переноски пострадавшего зависит от характера и места повреждения, его общего состояния, а также от количества оказывающих помощь и их физических возможностей. В зависимости от конкретных условий пострадавших можно переносить на импровизированных носилках с помощью подручных средств (куртка, плащ-палатка и т. д.), привязав их к двум жердям, на носилках-волокушах, на санях.

Носилки-волокуши из шестов. К двум длинным, слегка изогнутым над паром жердям, уложенным под небольшим углом друг к другу, на расстоянии 30–40 см привязываются перекладины, которые дополняются распорками, закрепленными по диагонали, для большей жесткости конструкции. Волокушу можно использовать также в качестве лестницы.

Если транспортировка осуществляется одним человеком, пострадавшего кладут на носилки ногами по ходу движения, если двумя, то головой к движению.

Сани. К концам двух толстых жердей привязываются крепкие веревки, которые придают жердям полукруглую форму. К полученным полозьям привязывается площадка из продольных и поперечных жердей. Скользящая поверхность пропитывается в горячем состоянии у костра. Для пропитки используется равное количество дегтя и воска или смесь из 1 части воска и 4 частей сосновой смолы.

Сани также можно изготовить из ивовых ветвей и шкуры оленя. Для этого две прочные ветки кладутся параллельно вд оль расстеленной шкуры животного. Из трех гибких ветвей длиной 150–160 см изготавливаются три круглых основы для каркаса диаметром до 50 см. Эти круглые основы прикрепляются к нижним планкам с обоих концов и посередине. К установленным круглым основам с двух сторон привязываются еще две продольные ветки. Шкура обтягивает получившийся каркас и фиксируется на боковых планках. Через несколько часов под воздействием мороза шкура затвердеет, и меховые сани станут пригодны к использованию.

Укладка пострадавшего на носилки производится следующим образом: носильщики подводят руки под его голову, плечи, таз и ноги, одновременно осторожно поднимают, передвигают его в сторону носилок и опускают на них. Можно брать пострадавшего за одежду.

Укладка пострадавшего на носилки

Пострадавших можно также выносить на спине или на руках - способом «замком из трех рук» или «замком из четырех рук». Одним из надежных способов транспортировки пострадавших является переноска на лямке, сложенной кольцом или восьмеркой.

При этом важно обеспечить максимально удобное положение пострадавшему, особенно поврежденной части тела.

Одной из самых главных задач первой помощи является щадящая, безопасная и в тоже время максимально быстрая транспортировка пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, где ему может быть оказана полноценная медицинская помощь. Транспортировка должна осуществляться бережно, чтобы не усиливать страдания пострадавшего, т.к. усиление боли не только ухудшает его общее состояние, но и может стать причиной развития травматического шока.

Способы транспортировки пострадавших

Выбор метода транспортировки зависит от характера травмы и состояния пострадавшего, а также от возможностей и опыта лица, оказывающего ему первую помощь. В крупных населенных пунктах транспортировку пострадавших обычно осуществляют машиной скорой помощи , вызов которой осуществляется по телефону или через пост милиции. В тех случаях, когда вызвать санитарную машину не возможно, пострадавшего доставляют в лечебное учреждение на любом другом транспортном средстве (грузовая или легковая машина, нарты, волокуша, конная повозка и т.п.).

При отсутствии любого транспортного средства транспортировку пострадавшего осуществляют на носилках, в том числе и изготовленных из подручных средств.

Нередко первая помощь оказывается в таких условиях, когда просто нет времени и/или средств для изготовления самодельных носилок. В таком случае пострадавшего следует перенести на руках. Если первую помощь оказывает один человек, то транспортировка пострадавшего на руках осуществляется следующими способами : «на плече», «на спине», «впереди на руках». Любой из этих способов требует от человека, оказывающего первую помощь, значительной физической силы и выносливости. Поэтому они используются относительно редко и в основном для переноса пострадавшего на небольшое расстояние.

Пострадавшего на руках легче и удобнее переносить вдвоем. Если он в сознании, то его переносят на руках, сцепленных в «замок». В случае, когда пострадавший находится в бессознательном состоянии, его переносят способом, называемом «друг за другом».

Порой пострадавший в состоянии преодолеть небольшое расстояние с помощью другого человека самостоятельно. В этом случае он закидывает одну руку на шею сопровождающего, а свободной рукой опирается на палку. Сопровождающий же поддерживает пострадавшего за грудь или талию.

В тех случаях, когда пострадавший не может передвигаться самостоятельно, а у оказывающего помощь человека нет помощников, транспортировка может выполняться на волокуше, изготовленной из куска брезента или плащ-палатки.

Таким образом, вы видите, что существуют самые различные способы транспортировки пострадавших в лечебные учреждения и оказывающий помощь всегда может выбрать из них наиболее оптимальный в каждой конкретной ситуации.

Общие правила транспортировки пострадавшего

В зависимости от состояния пострадавшего и характера его травм его доставка в лечебное учреждение должна осуществляться в определенном положении. Существуют определенные правила транспортировки пострадавших с различными повреждениями:

1. Если пострадавший находится в коматозном состоянии, у него имеются ожоги ягодиц или спины или наблюдается частая рвота, то его следует транспортировать только в положении лежа на животе. Это же положение может использоваться для транспортировки пострадавших при переломе позвоночника, когда имеются только гибкие брезентовые носилки и нет возможности дождаться специализированной помощи.

2. В положении на спине с согнутыми в коленных суставах или приподнятыми ногами транспортируют пострадавших с проникающими ранениями брюшной полости, переломами нижних конечностей, при внутреннем кровотечении или подозрении на него.

3. При переломе костей таза, верхней трети бедренной кости и подозрении на эти переломы пострадавшего следует транспортировать в положении лежа на спине в позе «лягушки». Для этого его ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах и разводят в стороны. Под колени подкладывают валик из одежды или одеяла.

4. При травмах позвоночника, подозрении на повреждение спинного мозга, переломе костей таза транспортировка пострадавших должна осуществляться только на твердых носилках или вакуумном матрасе. Если их нет в наличии, то могут использоваться импровизированные носилки, изготовленные из дверного полотна, широкой доски или деревянного щита.

5. В положении полусидя или сидя, транспортируют пострадавших с ранениями шеи, проникающими ранениями грудной клетки, переломами верхних конечностей и с затрудненным дыханием вследствие утопления.

Транспортировка пострадавших при переломах

Транспортировать пострадавших с переломами можно только после наложения транспортной шины (стандартной или изготовленной из подручных средств), ограничивающей подвижность поврежденной конечности. Это позволит уменьшить проявление болевого синдрома и снизит вероятность развития травматического шока.

При открытом переломе, прежде чем приступить непосредственно к наложению шины, следует остановить кровотечение (кровоостанавливающий жгут, давящая повязка), обработать края раны спиртом, зеленкой или настойкой йода и наложить на нее асептическую повязку. Для наложения повязки используют стерильный бинт или перевязочный пакет, которые можно купить в любой аптеке. При невозможности приобрести их можно использовать кусок чистой (желательно, проглаженной горячим утюгом с двух сторон) белой хлопчатобумажной или льняной ткани.

Перед наложением шины конечность следует обернуть куском ткани, одеждой, марлей или слоем ваты. После ее наложения транспортировка пострадавших при переломах осуществляется в соответствии с общими правилами . Способ доставки в лечебное учреждение выбирается лицом, оказывающим первую помощь, в зависимости от имеющихся возможностей.