Аптека закрывает торговую точку

Здравствуйте.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»Статья 18. Порядок переоформления лицензии

1. Лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
2. До переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.
3. Для переоформления лицензии лицензиат, его правопреемник или иное предусмотренное федеральным законом лицо представляет в лицензирующий орган, предоставивший лицензию, либо направляет заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении лицензии с указанием реквизитов документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за переоформление лицензии, и оригинал действующей лицензии на бумажном носителе или лицензию в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

4. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы могут быть направлены в лицензирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лицензиата, его правопреемника или иного предусмотренного федеральным законом лица.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
6. В случае реорганизации юридических лиц в форме слияния переоформление лицензии допускается в порядке, установленном частью 3настоящей статьи, только при условии наличия у каждого участвующего в слиянии юридического лица на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц лицензии на один и тот же вид деятельности.
7. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

8. В случае прекращения деятельности по одному адресу или нескольким адресам мест ее осуществления, указанным в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются адреса, по которым прекращена деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.

Многие предприниматели при выборе ниши для бизнеса совершают массу ошибок: игнорируют анализ рынка, конкурентной среды и конъюнктуры, не учитывают собственные возможности, открывают бизнес без наличия специальных знаний и пр. В результате через некоторое время бизнес приходится закрывать из-за его нерентабельности. Мы расскажем, почему и как закрываются аптеки.

Основные причины расставания с аптечным бизнесом:

  • Незнание специфики
  • Непосильные налоговые нагрузки
  • Ограничение наценки на ассортимент
  • Ограничение числа сопутствующих товаров, которые аптека имеет право продавать
  • Высокие затраты на обеспечение соответствующих условий хранения для наркотических, сильнодействующих, психотропных средств
  • Необходимость нести затраты по обеспечению минимальным ассортиментом и пр.

Как закрыть аптеку – пошаговая инструкция

Сложность процедуры по закрытию бизнеса зависит от организационно-правовой формы.

Если аптека открывалась ИП, порядок закрытия упрощенный – уведомительный. Следует подать в налоговый орган следующие документы:

  • Документ об уплате госпошлины (чек из банка или его электронная версия)
  • Заявление по форме Р26001, заверенное нотариусом
  • Выписка из пенсионного фонда об отсутствии задолженностей
  • Действующее свидетельство о присвоении ОГРНИП
  • Выписка из ЕГРИП с указанием видов деятельности

После получения свидетельства о прекращении деятельности следует подать уведомление в ПФР о закрытии ИП, получить выписку об отсутствии задолженностей, расторгнуть соглашения по договорам и юридическими и физическими лицами, уволить персонал, снять с учета кассовый аппарат и закрыть расчетный счет в банке.

Если аптека открывалась ООО (общество с ограниченной ответственностью), порядок закрытия существенно сложнее, поэтому многие предпочитают обращаться к профессиональным специалистам. Поэтапное руководство:

1. Проведение собрания учредителей, на котором принимается решение о ликвидации ООО. К решению нужно приложить нотариально заверенные заявления по следующим формам:

Форма 15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации»;

Форма 15002 «Уведомление о назначении ликвидационной комиссии».

2. Подготовка формы С-09-4 «Сообщение о начале процедуры ликвидации».

3. Подготовка документов:

  • свидетельство о регистрации ООО;
  • устав ООО;
  • выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;
  • свидетельство налоговой инспекции о постановке на учёт;
  • договор учредителей о создании ООО;
  • справка о присвоении кодов статистики фирме;
  • извещения из ПФР, ФСС, ФОМС о взятии аптеки на учёт;
  • печать ООО;
  • копии паспортов и свидетельства ИНН директора, главного бухгалтера и всех членов ликвидационной комиссии.
4. Проверка отчетности
5. Подача документов в регистрирующие органы в течение трех дней с принятия решения о ликвидации
6. Получение свидетельства установленного образца.
7. Подача уведомления в ПФР и ФСС в свободной форме
8. Подача заметки в журнал «Вестник государственной регистрации»
9. Проведение инвентаризации
10. Уведомление кредиторов о начале процесса ликвидации
11. Взыскание задолженностей с дебиторов
12. Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса
13. Закрытие расчетного счета
14. Снятие кассового аппарата с учета
15. Обращение в налоговую с заявлением об окончании процесса ликвидации

Куда девать товар

Один из самых животрепещущих вопросов при закрытии аптеки – куда девать товар? Ведь реализовать его можно только при наличии фармацевтической лицензии, а после ликвидации предприятия она становится недействительной.

Статья 14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях и статья 171 Уголовного кодекса РФ предусматривают санкции за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, однако статья 2 ГК РФ определяет предпринимательской ту деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли. Разовая же реализация товарных остатков без извлечения прибыли (по закупочным ценам с учетом расходов на хранение и реализацию) не может быть признана предпринимательской деятельностью. Соответственно, наказания за это не предусмотрено.

Кому продать товар – вопрос довольно простой, поскольку сегодня многие фирмы предлагают свои услуги по выкупу товарных остатков. Остается только найти наиболее подходящие условия, сбыть остатки и окончательно закрыть аптеку.

Вопрос:
Предприятие закрыло одно из подразделений (аптечный пункт) и сообщило Налоговой инспекции как плательщик ЕНВД, каким еще службам и согласно каким нормативным актам следует об этом сообщить?

Ответ:

Внимание, вы пользуетесь открытым доступом к устаревшим консультациям. Актуальные консультации за последние 5 лет доступны только зарегистрированным клиентам оплатившим доступ к сайту.

При ликвидации обособленного подразделения (в данном случае - аптечного пункта) организация подлежит снятию с учета в налоговой инспекции по месту его нахождения (пункт 5 статьи 84 НК РФ).
О ликвидации обособленного подразделения вы обязаны сообщить в свою налоговую инспекцию. После вступления в силу Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ (со 02.09.2010 г.) делать это необходимо в течение трех рабочих дней со дня ликвидации подразделения (пункт 6 статьи 6.1, пункт 2 статьи 23 НК РФ, подпункт "б" пункта 4 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона № 229-ФЗ). На основании этого сообщения в течение десяти рабочих дней со дня его получения налоговый орган снимает организацию с учета (пункт 6 статьи 6.1, абзац 3 пункта 5 статьи 84 НК РФ).
Сообщение налогоплательщик вправе представить как лично, так и через представителя. Также его можно отправить заказным письмом или по телекоммуникационным каналам связи. В последнем случае сообщение необходимо заверить ЭЦП руководителя организации или иного уполномоченного доверенностью лица.
За несвоевременное сообщение о ликвидации обособленного подразделения предусмотрен штраф в размере 200 руб. за каждое сообщение (пункт 1 статьи 126 НК РФ, подпункт "а" пункта 48 статьи 1, часть 1 статьи 10 Закона № 229-ФЗ). Кроме того, должностное лицо вашей организации, ответственное за представление сообщения о ликвидации обособленного подразделения, может быть привлечено к административному штрафу в размере от 300 руб. до 500 руб. (часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ).
Отметим, что в настоящее время форма сообщения о ликвидации обособленного подразделения (№ С-09-3) утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 г. № ММ-7-6/252@. Однако сейчас налоговое ведомство работает над ее изменением. До утверждения новой формы ФНС России рекомендует использовать форму № С-09-3-2, которая приложена к Информационному сообщению ФНС России «О внесении существенных изменений в статьи 23, 83 - 85 НК РФ в части учета организаций».
Также с 1 января 2010 г. организация обязана в течение одного месяца с момента прекращения деятельности через обособленное подразделение сообщить об этом в органы ПФР и ФСС РФ (пункт 3 статьи 28 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ), даже если это подразделение не выделено на отдельный баланс.
Форма такого сообщения в настоящее время не утверждена, поэтому его можно составить произвольно.
За непредставление указанного сообщения в соответствии со статьей 48 Закона № 212-ФЗ взимается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Так как фармацевтическая деятельность лицензируется (Федеральный закон РФ от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ), то организация должна соблюдать лицензионные требования, установленные Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. № 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», в частности, соблюдать правила продажи лекарственных средств, предусмотренные подпунктом «в» пункта 4 Отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения. ОСТ 91500.05.0007-2003», утвержденного Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. № 80.
В соответствии с пунктом 3.4 Правил при закрытии аптечной организации в связи с ее ликвидацией население извещается об этом объявлением, размещенным на входной двери, за 5 дней до закрытия аптечной организации. В объявлении указывается адрес ближайших аптечных организаций, также руководитель аптечной организации уведомляет об этом лицензирующий орган, выдавший лицензию.
Несоблюдение данного требования, будет квалифицироваться как ведение фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, что влечет за собой ответственность, установленную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ - наложение административного штрафа:
на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Заметим, что в пункте 3.4 Правил речь идет о закрытии аптечной организации, а не ее обособленного подразделения. Тем не менее, по нашему мнению, с учетом менталитета российских чиновников, с их стороны возможны претензии по нарушению требований пункта 3.4 Правил и в случае закрытия аптечного пункта.
Таким образом, во избежание возможных негативных последствий рекомендуем при закрытии аптечного пункта повесить соответствующее объявление за 5 дней до его закрытия и уведомить о закрытии аптечного пункта лицензирующий орган.


09.11.10

Признаваться в финансовой несостоятельности - всегда неудобно. Вроде как получается, что предприниматель работает плохо. А что делать, если наращенную эффективность полностью съедает новая система налогообложения, которая приравнивает аптеку к ларьку, торгующему пивом и сигаретами? С 1 января этого года аптеки перевели на общую систему налогообложения, и ставка по страховым взносам сразу выросла более чем в два (!) раза - с 14 до 34%. Прибавьте рост арендной платы, энергоносителей и коммунальных платежей. Даже не будучи провидцами, провизорам не потребовалось много времени, чтобы понять - не выжить! - и даже таким «акулам» российского фармацевтического бизнеса, как, например, аптечная сеть «36,6». Вместе с коллегами из разных регионов страны представители компании озвучили результаты работы «по-новому». Итого: с начала года 20% российских аптек уже закрылись, 7% специалистов попали под сокращение. Перспективы не просто не радужные, а согласно которым до конца года закроется почти каждая вторая аптека, а те, кто выживет, вынуждены будут закладывать возросшее налоговое бремя в стоимость лекарств - в каждую ампулу и в каждую таблетку.

Прогнозы настолько удручающие, что РААС в середине июня провела брифинг, на котором через СМИ, по сути, обратилась напрямую к потребителю. Во-первых, по карману обычных людей, а любой из нас хоть раз в жизни ОРЗ да болел, это ударит в первую очередь (цены на лекарства неизбежно вырастут), скажется на удобстве потребителя (просто потому, что аптек станет меньше), и, возможно, затронет вопросы безопасности (вспомним теневой фармацевтический рынок, зарплаты в конвертах и все сопутствующее начала 90-х). Во-вторых, аптекари вынуждены обнародовать информацию - к чиновникам и депутатам они уже обращались.

В Минсоцздравразвития и Минпромторге не отрицают социальную значимость аптек, и депутаты Госдумы, наверное, так же болеют, как простые смертные, по крайней мере, по словам исполнительного директора РААС Нелли Игнатьевой, и те и другие выражают полное понимание и сочувствие. Тем не менее, закон вступил в силу, и аптекари платят налоги и взносы, не как продавцы жизненно необходимых ЛС, а как и все продавцы подчас не всегда полезных вещей. Вернее, даже больше, чем большинство из них.

Ни одна из российских аптек не относится к предприятиям малого бизнеса, - заявление Нелли Игнатьевой , исполнительного директора РААС, не может не вызвать недоумения. - Согласно классификации, мы не относимся к социальным предприятиям торговли, и, соответственно, не обладаем никакими льготами.

Данные министерства здравоохранения настолько разнятся с цифрами Росстата, даже в таком, казалось бы, элементарном вопросе, как количество аптечных организаций, что не приходится удивляться той легкости, с которой они обрекают их на закрытие. Чиновники уверены, что в стране почти 70 тыс. аптечных организаций, статистики насчитали где-то в полтора раза меньше - 47 тыс. Вот и получается, что сокращение аптек в полтора-два раза в ходе естественного отбора не кажется ни законодательной, ни исполнительной власти катастрофой. После того как представители РААС начали ходить по кабинетам и отстаивать льготные ставки, чиновники от здравоохранения спохватились было и - подготовили в апреле законопроект, который предполагает введение льготных тарифов по страховым взносам. Но, во-первых, льготные - это все равно 26% (вместо прежних 14%), во-вторых, предусмотрена льгота только для аптек, оставшихся на ЕНВД, а таковых не много. По оценкам РААС, до 70% аптечных организаций страны с января этого года лишились льготной системы по ЕНВД, на «упрощенке» работает около 1% аптек, да и то - в Москве, где не применяется ЕНВД. Есть данные и по тем аптекам, которые и до нововведения платили в казну на общих основаниях. Послабление весьма сомнительное, к тому же это всего лишь проект. В общем, «воз и ныне там», ну не в ВОЗ же российским фармацевтам обращаться? Хотя формально, вроде бы чиновники не бездействуют, и доводы РААС были услышаны.

Что было, что - будет?

К гадалке не ходи, а факты и данные статистики - вещь упрямая. Порядка 20% российских аптек до января подпадали под общую систему налогообложения. И - все они (!) были убыточными или практически являлись таковыми. Выживали за счет других аптек сети, т.к. социальную значимость своих предприятий аптекари как раз отлично понимают, и не закрывали аптечные пункты даже в небольших населенных пунктах, где от силы раз в неделю кто-нибудь упаковку анальгина купит. По таким аптекам новые ставки ударили в первую очередь.

Мы закрываем предприятия в 1600 населенных пунктах, - цифры, озвученные генеральным директором государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» Александром Ли , - огромны. Но и край Красноярский велик и необъятен - по географии это 800 километров в длину и полторы тысячи километров в ширину. - Например, печально знаменитая Хатанга. Про потерю рентабельности не хочу говорить, она очевидна. К тем цифрам, которые называли коллеги, добавлю транспортную составляющую. У нас пересылка 10 килограммов лекарств в отдаленные населенные пункты обходится в 70 тысяч рублей!

Представителям государственных и муниципальных аптечных организаций, пожалуй, труднее всего. Пример Челябинска перед глазами, для которого новые ставки стали смертоубийственны. В крупном промышленном и региональном центре закрылись ВСЕ (!) муниципальные аптеки. Там принято решение о наделении ряда частных учреждений функцией льготного отпуска лекарств, но это опять же больше похоже на латание дыр в условиях общего системного сбоя. То же, что лечить воспаление легких аспирином.

К слову, фармацевты давно просили отменить ценорегулирование на препараты стоимостью ниже 100 руб. Аптеки как предприятия социально ответственные поддерживают обязательный ассортимент, зарабатывая на том же отечественном аспирине сущие копейки, но очередная попытка государства «сделать как лучше» переформулировала вопрос рентабельности для аптечных учреждений в вопрос жизни и смерти.

Мы не предлагаем, мы требуем, чтобы аптекам вернули социальный статус! - председатель экспертного совета по здравоохранению общественного объединения «Деловая Россия» Давид Мелик-Гусейнов категоричен. - Нельзя приравнивать аптеки к предприятиям торговли. Мое мнение, что ставка по отчислениям в социальные фонды для аптек не может быть больше 20%.

Аналитики РААС просчитали неизбежный рост цен на лекарства по ставкам, которые сейчас есть в налоговом законодательстве. Итак, при существовавшей ставке в 14% цены в этом году выросли бы на 3%, при ставке 20% соответственно до 5%; но, поскольку даже те аптеки, которые останутся на ЕНВД, возможно, и только в лучшем случае будут платить 26% в соцфонды, аналитики прогнозируют рост цен более 6%, а большинство аптек - по высшему тарифу в 34%, то можно ждать подорожание лекарств на 10%. Обращаю внимание, что этот рост цен рассчитан без учета инфляции.

«Московские аптеки»: Не боитесь, что обнародование подобных прогнозов чиновники от здравоохранения могут воспринять как шантаж?

Это констатация факта, - отвечает исполнительный директор РААС Нелли Игнатьева. - Нам нечего терять.

Много было сказано про особенности выживания национальной фармацевтики, а теперь, что называется, - цифра дня. По данным Росстата на конец мая, средняя рентабельность российских аптек составляет 0,9%. Это при льготной системе налогообложения даже до 1% аптекари не дотягивали. В зависимости от размеров аптечной организации рентабельность варьировалась от 0,5 до 2%.В последнем случае, как правило, прибавку давали сопутствующие товары и лечебная косметика, что не может быть панацеей.

Кому выгодно и еще один извечный русский вопрос

Если лечить пневмонию аспирином, пациент, может, и выживет, если организм сильный и сам справится. Беда в том, что даже сильные мира фармацевтического и при существовавших ставках работали на грани рентабельности.

По словам генерального директора сети «36,6» Валерии Солок , отчисления в социальные фонды увеличились почти в 2 раза: «В абсолютных цифрах это 159 миллионов рублей только за I квартал этого года против 88 миллионов за тот же период прошлого года. Прибавьте НДС, который теперь аптеки, переведенные на общую систему налогообложения, также будут платить полностью. О какой инвестиционной привлекательности бизнеса можно говорить»?

Мы всегда поддерживали все инициативы правительства, например, в начале 2010 г. одними из первых добровольно снизили на 12% цены на ЖНВЛП.

Эта крупная фармацевтическая сеть могла себе это позволить - и за счет оборота, и за счет собственного производства, выпуская лекарственные средства и препараты под собственной торговой маркой. Отвечая на вопрос «что делать?», аптекари пребывают в некоторой растерянности. Пусть и снижая издержки, без закрытия ряда аптек не обойтись даже крупным сетям. Все они уже в минусе и закладывают на год отрицательный баланс. Осложнились отношения с дистрибьюторами, которые почувствовали уязвимость аптек, и, опасаясь недолговечности отношений (просто из-за того, что аптека может разориться), все менее охотно идут на отсрочку платежа и другие формы сотрудничества. Дробление крупных сетей на мелкие предприятия - как вариант, но, опять же, сопряженный с ростом издержек. Мелким участникам рынка, хотя, повторюсь, официально к предприятиям малого бизнеса аптеки не относятся, проще сменить сферу деятельности.

Закладывать возросшие затраты в цены - без вариантов. Напугать россиянина ростом цен практически невозможно. Интернет кишит возмущениями по поводу новой потребительской корзины на 2011-2012 гг. Обнародованный во второй половине июня закон оставляет потребности среднестатистического гражданина на уровне 2006 г., то же относится и к среднестатистическому москвичу. Итак, предполагается, что на лекарства гражданин тратит 10% от непродовольственных расходов, и это вместе с товарами первой необходимости и средствами санитарии, в абсолютных цифрах - это вообще кот наплакал, т.е. купил пару пачек стирального порошка (а за одеждой очень бережно надо ухаживать, а то одной-то ветровочки на 5 лет не хватит) - и на лекарства ничего не остается. Соседка-пенсионерка тратит на лекарства больше половины своей пенсии, это ей повезло, нет хронических заболеваний, львиная доля уходит на коммунальные платежи и на питание практически ничего не остается. Надо ли говорить, что при таком образе жизни - расходы на лекарства могут только расти, даже не из-за того, что аптекари поднимут цены на лекарства.

Один из журналистов задал вопрос про уход в Интернет как форму спасения. Провизоры не рассматривают его как вариант. Тогда уж в подполье, но возвращение к 90-м тоже больше имеет отношение к популизму, нежели к реальному способу борьбы за выживание. Интернет-аптека, как и обычная, должна иметь склад, который могли бы проверить контролирующие организации. Тем более что лекарства - товар не только жизненно важный, но и требующий соблюдения вполне конкретных условий хранения на разные их группы.

Мы говорим про нетеневой фармацевтический бизнес, - председатель координационного совета РААС Сергей Кривошеев вспомнил про квотирование в советские времена. - В Москве, где на одном пятачке возле метро можно встретить 5, а то и больше аптек, может, действительно, существует некоторый переизбыток данных торговых точек, и ликвидация части которых не будет так ощутима.

В первую очередь новая система налогообложения ударила по регионам, особенно по дотационным. Столица вообще в данной ситуации - не показатель, скорее уж Челябинск, где закрылись все муниципальные аптеки, та же Хатанга и Красноярск. В Красноярске, кстати, только за 2 года торговые точки государственного предприятия «Губернские аптеки» подверглись более чем 700 проверкам! Поэтому, переходя к вопросу, кому и зачем это надо, при всей внешней очевидности ответа на него не найти.

Если государство так хочет контролировать фармацевтический бизнес «от и до» (если аптек станет меньше, делать это будет намного проще), то, по словам участников брифинга, этот, пожалуй, и так самый прозрачный бизнес, легко мониторится и проверяется.

Увеличить наполняемость соцфондов? Сомнительно, с учетом ликвидации ряда предприятий, «выжившие» будут приносить столько же, если не меньше. Позиция чиновников напоминает поведение старухи из сказки про золотую рыбку. Как можно было увеличивать ставки более чем вдвое, если данные по существовавшей рентабельности в 1% Росстат не хранил под грифом «совсекретно»? И кто будет наполнять фонды? И все равно мы отнесем эти деньги в аптеки, чтобы купить лекарства по выросшим ценам. Тут чиновники правильно рассуждают, лекарства - вещь необходимая, может быть, больше, чем хлеб. Если заболел - никуда не денешься, пойдешь и купишь, то, что, как говорится, «доктор прописал». А вот про пенсии - это они зря. Притом что у нас по средней продолжительности жизни мужчины вообще не доживают до пенсионного возраста, в т.ч. и из-за уровня медицинского обслуживания, и далеко не всем интересно, сколько и куда отчисляется сейчас. В общем, широкомасштабная реформа здравоохранения задела и фармацевтику. РААС в очередной раз обратилась к Президенту Дмитрию Медведеву с просьбой об индивидуальном рассмотрении вопроса налогообложения аптечных организаций. И если обмен полисов вызывает технические вопросы со стороны пациентов и некое сопротивление со стороны врачебного сообщества, то резкое увеличение налогового бремени в отношении аптек - не контрастный душ для оздоровления фармацевтического рынка (выживет сильнейший), мы-то знаем, что закаливанием можно заниматься, когда организм здоров, а при существовавшей рентабельности в 1% это больше похоже на эвтаназию.

Ксения Алексеенко

В условиях кризиса многие аптеки вынуждены закрывать обособленные подразделения. В этом случае перед организацией встает ряд вопросов: как оформить расторжение трудовых отношений с работниками, как снять подразделение с налогового учета? На что следует обратить внимание при ликвидации торговой точки, читайте в статье.

Принимаем решение

Порядок принятия решения о закрытии обособленного подразделения во многом зависит от статуса, который оно имеет.

ЕСЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ - ФИЛИАЛ ИЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

В этом случае решение о его ликвидации должно быть принято с соблюдением следующих норм законодательства.

Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, в акционерных обществах решение о ликвидации филиала должно приниматься большинством голосов членов совета директоров, присутствующих на заседании. Правда, если для принятия такого решения обществом не предусмотрено большее число голосов (п. 3 ст. 68 Закона № 208-ФЗ).

Если аптека - общество с ограниченной ответственностью, решение принимается общим собранием участников. А именно не менее 2/3 голосов от их общего числа. Но при условии, что устав общества не содержит положений о необходимости большего количества голосов (подп. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

КОГДА ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ФИЛИАЛОМ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

В этом случае особых требований к процедуре принятия решения о ликвидации подразделения законодательство не содержит. Аптека решает этот вопрос самостоятельно согласно существующему порядку делопроизводства.

Как правило, за подписью руководителя фирмы издается приказ о ликвидации либо иной распорядительный документ. В нем указывают мероприятия, которые предполагается осуществить в связи с закрытием подразделения, ответственных за это лиц, а также сроки их исполнения.

Отметим, что аналогичный документ может быть подготовлен и во исполнение решения о закрытии филиала (представительства), принятого уполномоченным на то органом.

Передаем имущество

Порядок возврата имущества головной организации нормативными документами не регламентируется. Но рекомендуем предусмотреть его внутренним локальным документом. В нем в том числе следует зафиксировать обязательное оформление акта приема-передачи активов.
В учете отражение факта передачи имущества будет зависеть от того, выделена ли ликвидируемая аптека на отдельный баланс. Если распорядительными документами подразделение уполномочено вести собственный баланс, возврат имущества должен производиться с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты».

Бухгалтер отразит это следующей проводкой:

ДЕБЕТ 79 субсчет «Расчеты по выделенному имуществу»
КРЕДИТ 41

Переданы товары на баланс головной организации.

Если отдельный баланс аптека не ведет, то счет 79 не применяется. В этом случае контроль операций между головным подразделением и обособленным обычно производится с помощью вспомогательных счетов рабочего плана счетов.

Расстаемся с работниками

Прежде всего, не позднее чем за два месяца до начала ликвидационных мероприятий и расторжения трудовых договоров аптека обязана сообщить о принятом решении в органы службы занятости. Если решение о ликвидации может привести к массовым увольнениям, то срок для уведомления увеличивается до трех месяцев (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1).

ПРЕДУПРЕЖДАЕМ ОБ УВОЛЬНЕНИИ

Расторгая трудовые договоры, следует руководствоваться правилами, предусмотренными для ликвидации организации. Об этом сказано в статьe 81 Трудового кодекса РФ.

Однако эта норма справедлива, только если подразделение находится в другой местности, то есть за границами города, поселка и т. п. (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2). Если же оно находится в пределах одного населенного пункта с головной фирмой, то уволить работников можно только по сокращению штата.

В любом случае не менее чем за два месяца каждого работника персонально под роспись предупреждают о предстоящем увольнении. Однако в случае сокращения фирма обязана предложить увольняемому лицу имеющуюся вакантную должность. Чтобы избежать возможных исков со стороны работников о нарушении процедуры увольнения, лучше это делать в письменной форме.

ПРОИЗВОДИМ ВЫПЛАТЫ

Уволенным следует выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка. А если в двухмесячный срок бывший работник не трудоустроится, то и этот период также оплачивается исходя из среднемесячного заработка, но уже за вычетом выходного пособия (ст. 178 Трудового кодекса РФ).

Кстати, аптека может с письменного согласия работника уволить его досрочно, не дожидаясь истечения двух месяцев с момента предупреждения. Но тогда увольняемому положена дополнительная компенсация. Она равна величине средней зарплаты, исчисленной пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 Трудового кодекса РФ).
Также работнику необходимо выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска.

УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВЫПЛАТ

В бухгалтерском учете все денежные суммы, выплаченные работнику в связи с увольнением, признаются расходами по обычным видам деятельности. Это следует из пунктов 5 и 8 ПБУ 10/99. Их начисление отражается проводкой:

ДЕБЕТ 20 (23, 25, 26 ...) КРЕДИТ 70
- отнесены на затраты выплаты работникам, связанные с увольнением.

В налоговом учете выплаты учитываются в составе расходов на оплату труда согласно пунктам 8, 9 статьи 255 Налогового кодекса РФ.
В налоговую базу по ЕСН указанные выплаты не включаются (подп. 2 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ). Они также не облагаются и взносами в ПФР (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ).

А вот в новом году облагать страховыми взносами компенсацию за неиспользованный отпуск придется (подп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Поскольку суммы выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск поименованы в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России (утвержден постановлением Правительства РФ от 7 июля 1999 г. № 765), они не включаются в базу при исчислении страховых взносов от несчастных случаев на производстве.

Пункт 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ также освобождает выходные пособия от обложения НДФЛ. Однако это не распространяется на компенсацию за неиспользованный отпуск.

Снимаем торговую точку с учета

Поскольку по местонахождению любого аптечного учреждения оборудованы стационарные рабочие места, с точки зрения налогового законодательства оно признается обособленным подразделением (п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ). Рассмотрим нюансы, на которые стоит обратить внимание при ликвидации и снятии его с учета.

СООБЩАЕМ В ИНСПЕКЦИЮ

При ликвидации подразделения нормы пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ требуют в течение месяца представить в налоговые органы по местонахождению организации сообщение о его закрытии по установленной форме. К сообщению прикладываются копии документов, подтверждающих прекращение деятельности торговой точки.

Правда, штраф за нарушение этого срока небольшой. Для фирмы он составляет 50 руб. (п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ). Могут наказать и руководителя на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В месте, где находится закрываемая аптека, ее тоже необходимо снять с налогового учета. Для этого в инспекцию по местонахождению подается заявление по форме № 1-4-Учет также с приложением копий документов о ликвидации.

Срок для подачи такого заявления не установлен. В то же время в течение 10 дней со дня его подачи налоговый орган обязан снять обособленное подразделение с учета (п. 5 ст. 84 Налогового кодекса РФ). Однако если это подразделение подвергнется налоговой проверке, то срок снятия его с учета продлится до ее окончания.

ПРОВЕРКА ПРИ ЛИКВИДАЦИИ

Проверить аптечную точку могут только по региональным и (или) местным налогам. Это оговорено пунктом 7 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Данный пункт содержит еще одну важную оговорку - выездная проверка может быть проведена только в отношении филиалов и представительств организации. Проводить самостоятельную проверку обособленных подразделений, которые не являются таковыми, налоговый орган не вправе (письмо Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-327).

В то же время арбитражные суды занимают противоположную позицию. Они отмечают, что главным условием для возможности проведения выездной проверки является постановка обособленного подразделения на учет в налоговом органе (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 августа 2008 г. № Ф08-4572/2008). Так что если аптека попытается оспорить решение инспекции о проверке подразделения, не являющегося филиалом, то суды скорее всего примут сторону налоговиков.

Порядок налогообложения

Теперь рассмотрим вопросы, связанные с исчислением налогов ликвидируемого подразделения.

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Налог на прибыль (авансовые платежи) ликвидируемой аптеки рассчитывается по итогам того отчетного периода, когда подразделение было снято с учета по своему местонахождению. Когда налог в бюджет субъекта РФ уплачивается по местонахождению этого подразделения в соответствующей доле, размер последнего платежа определяется в общеустановленном порядке. То есть исходя из доли прибыли, приходящейся на это подразделение в этом отчетном периоде. Полученная сумма налога к доплате перечисляется в бюджет по местонахождению ликвидированного объекта.

Если организация к тому же уплачивает ежемесячные авансовые платежи исходя из предполагаемой прибыли, то сразу после приказа о ликвидации она вправе скорректировать свои бюджетные обязательства, представив в инспекцию уточненные декларации (письмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-03-04/1/258).

Порядок расчета налога при закрытии аптеки, входящей в группу обособленных подразделений, аналогичен порядку, изложенному выше. Однако в этом случае подавать уточненную декларацию не надо (письмо Минфина России от 10 августа 2006 г. № 03-03-04/1/624). Если же ликвидируется подразделение, через которое налог уплачивается в региональный бюджет, то нужно выбрать новое ответственное подразделение. В течение десяти дней после окончания отчетного периода о принятом решении необходимо уведомить налоговые органы (письмо ФНС России от 18 марта 2009 г. № 3-2-09/66@).

«ЗАРПЛАТНЫЕ» НАЛОГИ И ВЗНОСЫ

Пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса РФ обязанность уплачивать ЕСН по своему местонахождению возложена только на те обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и самостоятельно начисляют выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Если аптека удовлетворяет этим критериям, то уплачивает ЕСН по ее местонахождению (письмо Минфина России от 20 июня 2006 г. № 03-05-01-04/168).

В этом письме также отмечено, что до вынесения инспекцией решения о снятии обособленного подразделения с учета НДФЛ с сумм, выплаченных работникам, следует перечислять в бюджет по местонахождению подразделения.

Порядок уплаты представления отчетности по пенсионным взносам, а также по взносам в ФСС России такой же, как и по ЕСН.

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

Законодательство не предусматривает специального порядка представления отчетности по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам, если обособленное подразделение закрыто в течение календарного года. Финансовое ведомство предлагает в таких случаях применять порядок, установленный пунктом 3 статьи 55 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-05-04-01/43).

Иными словами, не позднее 30 календарных дней с даты окончания отчетного периода, в котором торговая точка ликвидирована, аптека должна уплатить налог и представить в инспекцию по местонахождению подразделения вместо расчета по авансовому платежу декларацию. При этом в налоговых декларациях, заполняемых в отношении закрытой аптеки, реквизиты (КПП, код налогового органа и код места представления декларации) указываются по ее местонахождению. Причем поступить так необходимо, даже если закрытое подразделение уже снято с учета в налоговых органах по своему местонахождению (письмо Минфина России от 19 июня 2009 г. № 03-05-04-01/44).