Более двух трех раз. Не внушай ближнему более двух раз. Ограничение политической конкуренции

Многие в последний месяц обнаружили в себе живейший интерес к конституционному праву. Яростно обсуждают, как понимать норму части третьей статьи 81 Конституции о невозможности занимать должность президента РФ «более двух сроков подряд». И взахлеб цитируют определение Конституционного суда от 5 ноября 1998 года — точнее, фразу о том, что «два срока полномочий подряд <…> составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации <…> не допускает».

Споры эти отнюдь не теоретические — речь о том,

может или не может, в соответствии с Конституцией и определением КС, Владимир Путин не только баллотироваться в президенты в четвертый раз, но и занимать свою нынешнюю должность, ведь «два срока подряд» он уже отбыл в 2000—2008 годах.

И налицо попытка Ксении Собчак кандидатом в президенты на нынешних выборах (правда, как и следовало ждать, немедленно Верховным судом).

Попытаемся разобраться — тем паче, что большинство из спорящих вряд ли помнит, почему и в какой обстановке принималось определение КС. В Конституционный суд тогда по инициативе фракции «Яблоко» обратилась группа депутатов (представляли их в КС Алексей Захаров и Елена Мизулина), попросившая о трактовке указанной статьи Конституции.

Суть дела была проста: на 2000 год были запланированы президентские выборы, и часть сторонников Бориса Ельцина яростно доказывала, что раз Борис Николаевич был избран в 1991 году президентом РСФСР, а не России, и до принятия Конституции, то его избрание в 1996 году является первым, с которого начинается отсчет тех двух сроков, которые нельзя президентствовать «подряд». И, следовательно, в 2000 году он может избираться еще раз.

КС встал на их сторону — в противном случае оставалось бы непонятным, президентом какой страны Ельцин был в 1993—1996 годах. При этом в 1991—1993 годах это была та же самая страна, просто в декабре 1991 года специальным законом было изменено ее название — с «РСФСР» на «Российская Федерация», и соответственно президент РСФСР стал именоваться президентом РФ. А потому срок правления в 1991—1996 годах, конечно же, идет «в зачет» двух указанных сроков.

Решение КС имело важнейшие последствия — Ельцин, поняв, что избираться в 2000 году не сможет, начал поиски преемника, которые известно, чем закончились.

Теперь вернемся к спорам нынешним — и фразе из определения КС о «конституционном пределе».

Можно (и, на мой-то взгляд, именно это — верная позиция) трактовать ее как абсолютный максимум — если кто-то замещал должность президента два срока подряд, то больше избираться ему нельзя. Это означает неконституционность четвертого срока Владимира Путина. Более того, ставится под сомнение его нынешний срок — ведь вопрос о том, может ли он избираться в третий раз, после «рокировки», должен был встать еще в 2012 году. Но тогда почему-то об определении КС 1998 года никто не вспоминал…

Впрочем, есть и другая трактовка части третьей 81-й статьи: после перерыва в правлении, можно опять избираться президентом, не нарушая Конституцию. И эту позицию, — исходя из буквального понимания норм права (а суды только так обычно их и применяют), — отстаивают достаточно много юристов. В том числе те, которые скептически относятся к действующему президенту, а значит, в этом случае он имеет право в 2018 году избираться снова. И бороться с ним надо на выборах, не уповая на назначенный по его же представлению Верховный суд.

Во всяком случае профессор Виктор Шейнис — один из участников Конституционного совещания, которое разрабатывало проект Конституции 1993 года, — говорит, что тогда никому и в голову не приходила подобная возможность: более актуальными были совсем другие проблемы. Кстати, формулировку «не более двух сроков подряд» (ранее обсуждался вариант без слова «подряд», то есть — абсолютный запрет быть президентом больше двух сроков, независимо от перерывов), по словам Шейниса, предложили Сергей Алексеев, Сергей Шахрай и Анатолий Собчак.

Наконец, поставим мысленный эксперимент.

Представим себе, что президент Имярек отбывает первый срок, а затем уступает место преемнику. Затем избирается на второй срок и… после него опять уступает место преемнику, может быть, даже тому же самому. Потом избирается на третий срок, потом опять уступает место… При этом «двух сроков подряд» у него нигде нет, «конституционный предел» ни разу не превышен, не придерешься. А президент сидит в Кремле четвертый раз и после очередной «рокировочки» собирается на пятый: получается, что «предел» не является серьезным препятствием для монополии на власть.

Авторы Конституции могли жестко закрепить сменяемость власти — стоило лишь написать «не более двух сроков» без всяких «подряд». И тогда сегодня никто бы не спорил о том, как трактовать 81-ю статью Конституции.

Резюмируем: убрать слова «подряд» из Конституции, по мнению Григория Явлинского, — одна из приоритетных задач будущей конституционной реформы. До тех пор, пока не проведена более кардинальная реформа — с вычеркиванием самой президентской должности из «штатного расписания» российской власти. Вместе со спорами, сколько раз можно ее занимать.

Владимир Путин идет на выборы в четвертый раз. Законно ли это? Многие ссылаются на давнее решение Конституционного суда, вроде бы посчитавшего, что два срока подряд - и точка, никаких «а можно потом еще немножко». Давайте разберемся.

Сначала - собственно Конституция. П. 3 ст. 81: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

Наиболее ясно тезис о том, что Путин нарушил Конституцию, сформулировал еще перед его третьими выборами Андрей Илларинов. Он ссылался на определение КС от 5 ноября 1998 г. N 134-О «По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации».

Дело было громким: тогда депутаты Госдумы обратились в КС с просьбой дать толкование положений Конституции применительно к правлению Бориса Ельцина (кстати Госдуму в КС представляла Елена Мизулина).

КС тогда, однако решил все четко - и не в пользу Ельцина: «Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий Президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго «Заключительные и переходные положения», не допускает».

Понятно, что Илларионов в своих рассуждениях вспоминает не о Ельцине: он обращает внимание только на фразу о том, что два срока составляют «конституционный предел» - а значит, никаких третьих и четвертых сроков после паузы в виде Медведева у Путина быть не может.

Тут, однако, согласиться не можем уже мы. Читать оба предложения из решения КС нужно вместе: они относятся именно и только к случаю Бориса Ельцина.

Значит, к слову «подряд» придираться бесполезно, все законно? - А вот тут как посмотреть. Сразу два взгляда на него предложил в 2001 году Верховный суд. Тогда прокурор Якутии пожаловался на якутскую Конституцию: там было написано, что «никто не может быть избран на должность Президента Республики более двух раз». Как же так, - удивился прокурор, - президент всей России может избираться через паузу, а президент Якутии - нет? Суд решил, что да, неправильно, слова «подряд» не хватает, разночтение.

Впрочем, в том же своем постановлении ВС привел и ровно противоположное мнение, рассказав о «принципиальных положениях, определяющих на федеральном уровне избрание главы государства. Так, запрет на избрание одного и того же лица Президентом РСФСР более двух раз был установлен ст. 121.2 Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции от 24 мая 1991 г.), а Президента РФ - ст. 81 ныне действующей Конституции РФ».

Буквально: плюрализм мнений в одном и том же решении.

Не нужно забывать, что КС РФ - орган не столько судебный, сколько политический. Последние 20 лет во многих западных странах именно такие органы занимаются продвижением передовой политики. Скажем, в США Верховный суд самостоятельно создал антидискриминационное законодательство. КС РФ является точно таким же органом в системе судов.

При желании КС мог бы запретить третьи, четвертые и прочие сроки для одного человека, можно придумать много подобных конструкций, например: «...исходя из Духа Конституции РФ, а также сути демократического построения государства должна быть обеспечена сменяемость руководящих органов, поэтому ст. 81 Конституции РФ должно обеспечивать реализацию этого важнейшего принципа демократического государства. Таким образом, в настоящий момент Конституция РФ устанавливает запрет на избрание одного и того же лица Президентов РФ более двух раз».

Однако такой смелости для КС наше нынешнее «разделение властей» не предполагает

Не хотелось поднимать эту тему, потому как для меня она казалось очевидной, но учитывая, что данная тема всплыла в блоге уважаемого мной Андрея Илларионова (http://aillarionov.livejournal.com/390689.html), дам с профессиональной точки, некоторые разъяснения, почему нет основании говорить, что Путин не может избираться третий раз на должность Президента.

Я не сторонник Путина, но, как говорится: истина дороже.

Итак, начнем с пресловутой части 3 статьи 81 Конституции РФ.

«3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.»

Казалось бы, понимание этого предложения должно быть однозначным, что не допускается более двух сроков подряд занимать определенную должность. Но нет, сторонниками иной точки зрения, приводится в качестве аргумента определение Конституционного Суда РФ от от 05.11.1998 №134- О "По делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации". При этом суть этого определения не рассматривается а выдергивается из контекста одна фраза: «Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает.»

Этого определения, я коснусь позднее, а, сперва, все же посмотрим на часть 3 статьи 81 Конституции РФ.

Не вдаваясь в подробности правил толкования права (закона), остановимся на том, что норма, записанная в законе, выражает волю законодателя. Говоря простым языком: законодатель, прописывая определенное предложение, имел в виду определенный смысл или замысел, который он вкладывал в это предложение. Сразу оговоримся, что ни один законодатель не вкладывает «двойной» смысл в норму права, если, конечно, не действует под чьим-то принуждением.

При разработке и принятии действующей Конституции принуждения не было. Было два варианта. Они то и помогут нам понять волю законодателя. Этот способ толкования в юриспруденции называется историческим.

Прежде всего, стоит обратиться к истории возникновения института президентства в нашей стране.


Институт президентства был введен в СССР путем внесения изменений в Конституцию СССР от 14 марта 1990 года.

Об ограничении пассивного права - права быть избранным на должность президента СССР в Конституции СССР была следующая норма: «Одно и то же лицо не может быть Президентом СССР более двух сроков.».

В РСФСР институт президентства был введен в Конституцию позднее: 24 мая 1991 года. Эти изменения уже имели иное изложение: «Одно и то же лицо не может быть Президентом РСФСР более двух сроков подряд.» (ст.121.2).

Итак, на лицо разница между изложенными статьями, которая делает явным смыл слова «подряд», то есть по сравнению с вариантом Конституции СССР, Конституция РСФСР ограничивала только возможность избрания на два срока подряд, предоставив возможность избираться в дальнейшем, по истечении срока (сроков), когда на должность президента избран другой кандидат.

Такая же разница была и в проекте конституции РФ, один из которых разрабатывался конституционной комиссией, другой - администрацией Президента.

В проекте, разработанном конституционной комиссией, были те же ограничения пассивного избирательного права относительно должности Президента, что и, ранее, в Конституции СССР: « Никто не может быть избран на должность Президента РФ более двух раз.» (ст.93 проекта). Президентский же проект, действующий сейчас, расширил пассивное избирательное право, в корне переделав смысл: «… не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Как видим, здесь речь идет даже не об избрании, а о занятии должности двух сроков подряд, тем самым смысл нормы в корне изменился. То есть речь идет о том, что количество избраний не ограничено, а вот занимать должность подряд больше двух сроков запрещено.

Итак, исходя из исторического толкования, воля законодателя, выраженная в приведенной выше норме Конституции, определяется достаточно просто: избираться сколько угодно раз, но занимать должность не более двух сроков подряд.

Теперь перейдем к структуре законодательных актов. На первом месте по верховенству стоит Конституция, за ней по иерархии следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные законы дают легальное и полное описание норм, установленных в Конституции. Проще говоря, разъясняют детали тех или иных норм и прав, закрепленных в Конституции. И не должны противоречить ей. Пока нормы федерального закона не оспорены или их неконституционность не выявлена в ходе правоприменительной практики (что встречается больше как нонсенс), федеральный закон считается соответствующим Конституции и обязательным к применению.

Для ст.81 Конституции существует два нормативных акта, которые разъясняют ее положения. Это ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» и ФЗ «О выборах Президента…».

И что же говорит ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» относительно возможности избираться Президентом РФ? Ст.4 говорит следующее: «Федеральным законом могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность (Президент РФ - ст.2) более установленного количества сроков подряд…» То есть речь идет не об абсолютном ограничении пассивного избирательного права запрещением избираться должность более определенного количества раз, а о временном ограничении пассивного избирательного права, выраженного в ограничении права на занятие должности подряд несколько сроков.

Так как здесь идет отсылка к иному Федеральному закону, а именно ФЗ «О выборах Президента…» смотрим, что написано в нем (ст.3): «Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.» Вот вам и последнее, и еще более полное, уточнение нормы, содержащейся в ч.3 ст.81 Конституции.

А как же определение Конституционного Суда, про которое речь шла вначале?

Прежде всего обратимся к ФКЗ «О Конституционном суде».

Статья 71: «Итоговое решение Конституционного Суда Российской Федерации по существу любого из вопросов, перечисленных в пунктах...4 (толкование Конституции) части первой статьи 3 настоящего Федерального конституционного закона, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Российской Федерации.»

Цитируемый же акт Конституционного Суда называется определением, следовательно, в качестве толкования нормы права (ст.81), содержащейся в Конституции, он рассматриваться не может.

Дальше смотрим, о чем вообще была речь в этом определении: «Государственная Дума просит разъяснить, является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, избранного до вступления в силу ныне действующей Конституции Российской Федерации и осуществлявшего установленные Конституцией Российской Федерации полномочия со дня ее вступления в силу, сроком, предусмотренным статьей 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, т.е. является ли срок осуществления полномочий Президента Российской Федерации, указанный в пункте 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации, первым из двух сроков, предусмотренных ее статьей 81 (часть 3). Государственная Дума полагает, что на следующих выборах на должность Президента Российской Федерации может быть избрано лишь лицо, не занимавшее ранее эту должность.» То есть речь идет о взаимосвязи двух статей и порядке исчисления срока (считать ли первый срок Ельцина первым сроком в понимании ч.3 ст.81). Но речи о том, что данная норма является аналогом нормы, закрепленной ранее в конституции СССР и проекте конституции РФ («Никто не может быть избран на должность Президента более двух раз») не идет.

И что же отвечает Конституционный суд в резолютивной части определения? Он отвечает на тот вопрос, который был перед ним поставлен: «Производство по делу о толковании статьи 81 (часть 3) и пункта 3 раздела второго "Заключительные и переходные положения" Конституции Российской Федерации прекратить в связи с отсутствием неопределенности в их понимании, поскольку в соответствии с ними Президент Российской Федерации до выборов в июне - июле 1996 года осуществлял свои полномочия первый срок и был в 1996 году избран на второй срок подряд.» Ни слова о толковании этой нормы в ином смысле….

Ну а цитируемую так часто фразу надо тоже читать в совокупности со всем текстом: «Отсутствует неясность в понимании того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством действующий Президент Российской Федерации занимает свою должность второй срок подряд. Два срока полномочий подряд, о чем идет речь в статье 81 (часть 3) Конституции Российской Федерации, составляют конституционный предел, превышения которого Конституция Российской Федерации, включая пункт 3 ее раздела второго "Заключительные и переходные положения", не допускает.» То есть речь идет о том, что действующий президент (Ельцин) не может избираться на следующих выборах. И ничего более.

Так что с формальной юридической точки зрения говорить о нелегитимности избрания или выдвижения Путина оснований нет. А вот с фактической точки зрения, учитывая, что президентская власть, как была, так и оставалась у Путина, несмотря на формального Президента, - наоборот. Однако получить формальных доказательств этого сейчас невозможно.

Неконституционность третьего срока Путина May 12th, 2012

Об этом многажды сказано, но я повторю (повторение - мать учения).

Путин - незаконный президент, т.к. это его третий срок, а Конституция ограничивает пребывание одного и того же лица в должности президента только двумя сроками.

Конституция РФ, ст.81, п.3: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд».

Два срока подряд он уже был, всё остальное - БОЛЕЕ, т.е. нарушение Конституции.

Оппоненты, защищающие третий срок Путина, говорят, что главное здесь слово "подряд". (Мне смешно, честное слово. В какой школе для умственно отсталых они учились?)
1) Если бы слово "подряд" было главным, то оно стояло бы поближе к началу предложения. Например, так: «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации подряд более двух сроков» - малое изменение, а каков результат! Кстати, оппоненты, когда их просишь разъяснить своими словами смысл данной статьи, именно так и говорят, помещая слово "подряд" в начало. (Коротко получается смысл п.3: Подряд - не больше двух .) Почему же в Конституции так не написали?!
Если главное слово "ПОДРЯД", то смысл - в установлении ограничения лишь на характер (прерывный или непрерывный) следования сроков пребывания одного лица в должности президента. А количественное ограничение в два срока - это второстепенное ограничение (сколько подряд?), не оно главное, потому что общее количество сроков не ограничивает.
Подряд - главное смыслообразующее слово, два срока - его характеристический предикат (сколько подряд?) Схема: Подряд → максимум 2 срока.

2) Если же главные слова "НЕ БОЛЕЕ", то смысл - в установлении количественного ограничения на общий срок занятия одним лицом должности президента (2 срока), причём идущих подряд (дополнительное ограничение на характер их следования). (Коротко получается смысл п.3: Не больше двух, причём подряд .) (Медведев прозевал и опять стать президентом уже не сможет.) Максимум 2 срока - главное смыслообразующее "слово", подряд - его характеристический предикат. Схема обратная первой: Максимум два срока → подряд

И ещё раз (повторение - мать учения:). В Конституции ясно сказано о запрете занимать должность Президента более ДВУХ сроков подряд. НЕ БОЛЕЕ→ ДВУХ сроков→ подряд! Выделены главные слова. Порядок следования слов отражает степень их важности. Сначала - "не более", потом уточнение (конкретизация, предикат) первого порядка - "двух", потом уточнение ещё более низкого порядка - "подряд". Подряд - это уточнение о характере следования двух (максимально возможных) сроков.

Возражение "А НЕ подряд можно сколько угодно!" в таком случае не является логически корректным. Следующая аналогия хорошо покажет его логическую ошибочность. Допустим, что в Конституции было бы сказано "Не более двух сроков НЕ подряд". То есть можно два срока, но с обязательным перерывом. Здесь "не подряд" - уточнение порядка следования двух сроков. Вот теперь особенно наглядно видна абсурдность аргумента "Там же написано "не подряд", значит подряд можно сколько угодно сроков!" (Аналогия "А если Не подряд, то можно сколько угодно сроков!")

P.S. Факт остаётся фактом: данное положение Конституции сформулировано плохо, раз допускает разночтения и прямо противоположные выводы о возможности или невозможности 3-го (4-го, 5-го...) срока, и требует редактирования для однозначности толкования.

P.P.S. Мне говорят, что важно знать, что имели в виду писавшие Конституцию. Отчасти согласен. Пусть написано, например, "дважды два четыре". И пусть выяснилось, что те, кто писали, имели в виду "пять". Тогда нужно внести поправку (переписать), а не оставлять как было, читая "четыре", а подразумевая "пять". Считаю необходимым обратиться к депутатам с предложением о внесении изменений в п.3 ст.81 Конституции РФ. Тем более, что последние события заставляют усомниться: А так ли хорошо работает этот пункт в существующей редакции и принятом сегодня понимании? Даёт ли он требуемые гарантии сменяемости власти?

P.P.P.S. Аналогия. Подряд - это "за один раз", одно и то же лицо - "в одни руки". В советские времена, помню, мама заставляла становиться в очередь несколько раз, потому что давали по 2 пачки масла в одни руки. Купишь 2 пачки - и опять обманом ещё 2 пачки, с перерывом, так сказать.

Как же, однако, быть человеку, который пытается вразумить другого, донести до него правду? Хорошо, если ему попался такой верующий, который действительно смирился и поступил по совету. Человек, который так ведет себя, вносит мир в общение между людьми, между христианами. Но если этого нет, если в ответ на вразумление звучат тысячи оправданий?

Мы с вами, православные, как духовные лесорубы. Есть у нас такая духовная пила, и мы пилим ею ближнего до тех пор, пока из него сок не пойдет. Это характерно для нашей среды. Как вовремя остановиться, чтобы ближний от наших вразумлений добрых не верещал, не плакал и не стенал, а у нас при этом гордость не развивалась? Для этого тоже есть соответствующий святоотеческий совет. Гласит он следующее: внушать ближнему не более двух раз. Святыми отцами это выверено. Если человек что-то повторит более двух раз, вслед за этим в его душе появится неприязнь, потом раздражение, потом гнев.

Как же быть? Как быть в этой ситуации – ближний не слушается? Требуется донести до сознания человека очень важное жизненное обстоятельство – объяснить что-либо ребенку, члену семьи, сослуживцу – да не получается. Святые отцы говорят: скажи два раза и остановись. Иначе в твою душу придет раздражение, в твою душу придет гнев, и ты уже будешь не по-христиански вразумлять ближнего, а со страстью, с неприязнью. И вместо вразумления может получиться ссора.

А ссора кому выгодна? Человекоубийце-дьяволу. Богу ссора не нужна. Лучше худой мир, чем добрая ссора. Лучше семья, которая сохраняется, чем разваленная семья. Лучше друзья, которые поддерживают отношения, чем друзья, которые косятся друг на друга. Лучше сообщество людей, где есть мир, пускай худой мир, слабый, но мир, чем вражда, ссора и неприязнь друг к другу. Это нужно понимать. И беречь то, что дает нам Господь.
Поэтому вот вам два совета святоотеческих, весьма наставительных для обеих сторон – для вразумляющего и для вразумляемого. Повторим их еще раз.

Первый совет: не вразумляй более двух раз, не пытайся насиловать волю другого своей волей. Скажи два раза, а дальше все положи на волю Божию. Жди, когда Господь вразумит человека, когда Он откроет его сердце и душу для того, чтобы твои слова легли на благую почву. Будешь дальше насиловать человека – получишь гнев, раздражение, ссору, и, мало того, будешь воспитывать гордыню в собственной душе.

И второй совет – для вразумляемого: ни при каких обстоятельствах не старайся оправдываться. Кому нужны твои оправдания? Никому они не нужны. Ими ты будешь только отталкивать от себя ближнего, будешь вызывать в нем уныние, ссориться с ним, отдаляться от него, потеряешь друга. Поэтому не нужно, не нужно оправдываться. Прав ты или не прав, никого не интересует. Бог видит все. Бог видит твое сердце, твою душу. Скажи три простых слова смирения: «Прости, благослови и помолись обо мне».

Прот. Сергий Филимонов