Дворовые проезды. Как определить прилегающую территорию, и действуют ли ПДД на таких участках? Наказания за нарушение ПДД на прилегающей территории

Правила дорожного движения распространяются не только на трассы, городские и проселочные дороги, но отдельной статьей в ПДД стоят правила о передвижении в пределах дворовых территориях и жилых зонах населенных пунктов. Это такие же неукоснительные требования, которые необходимо исполнять, как и остальные правила, но почему-то эти правила повсеместно нарушаются как водителями, так и пешеходами (жильцами дворовых территорий).

Поэтому данная статья будет полностью посвящена исполнению правил дорожного движения в наших городских дворах. Начнем с того, что посты ГИБДД в жилых дворах не выставляются, даже не делаются выборочные рейды, поэтому говорить о соблюдении каких-либо правил во дворах не приходится, точнее сказать их просто никто даже и не знает. Более того, водители, которые когда-то учили правила и как-то сдавали их, спустя несколько лет езды по беспредельным дворам сами уже не помнят, что им можно, а что нет. А ведь правильный порядок передвижения по жилым зонам в первую очередь исходит от водителей, а пешеход начнет их соблюдать так же, как и на улице.

В российских правилах дорожного движения есть специальный раздел, в котором говорится о правилах езды на транспортном средстве в жилых дворах, он так и называется «Движение в жилых зонах». Кроме того, о правильном передвижении говорится и на других страницах ПДД, поэтому в данной статье будут приведены абсолютно все пункты правил, которые относятся непосредственно к передвижению во дворах. Также для острастки будут указаны возможные меры наказания за нарушение тех или иных правил. Некоторые водители запоминают правила только тогда, когда видят цифры с нулями за штраф или срок, на который они могут лишиться прав.

В чем отличие дворовой территории и жилой зоны

Большинство водителей не знают о том, что дворовая территория и жилая зона имеют некоторые существенные различия, и для каждого из этих понятий есть правила, поэтому стоит твердо понять отличие между этими определениями. В правилах дорожного движения в пункте 17.4 говорится, что все пункты этого раздела, называемого «Движение в жилых зонах» полностью переносятся и на формулировку «дворовые территории». Тем не менее, сами понятия не одинаковые и это разные площади, хотя и там, и там живут люди. Для различия в правилах движения есть даже разные визуальные знаки, это означает, что жилая зона отличается от дворовой территории. Что касается понятия «дворовая территория», то четкой формулировки и пояснения в ПДД просто нет.

Тем не менее, дворовая территория может входить в площадь жилой зоны, в свою очередь жилая зона также может быть определенной частью дворовой территории. Видимо поэтому в правилах дорожного движения, в разделе 17 были внесены объединяющие пункты правил и для территорий и для зон, хотя различие от этого понятнее не стало. Но остальные разделы правил движения нельзя подводить под единую черту, они касаются только определенной территории, о которой непосредственно идет речь в отдельно взятом пункте правил.

Сам знак «Жилая зона» сегодня не так-то и часто можно встретить на российских просторах, некоторые водители вообще его никогда не видели, а иные говорят, что раз в жизни видели. Учитывая такую таинственную редкость знака «Жилая зона», стоит остановить внимание в этой статье на привычном и часто встречаемом знаке «Дворовая территория».

Парковка во дворе

Начнем с того, что говорят правила о правильной парковке во дворе жилого дома. Для начала нужно сказать, что все правила движения по дорогам распространяются и на жилой двор, но при этом учитывая особенность места, добавляются еще специфические:

  • запрещено стоять во дворе с заведенным двигателем;
  • также и грузовым автомобилям запрещено парковаться во дворах.

В правилах так и написано, что стоянка во дворе при работающем двигателе запрещается. Казалось бы, как отличить стоянку от временной остановки и как это классифицировать. Тем не менее есть четкое ограничение, если в течение пяти минут в автомобиль никто не садится или же авто не находится под загрузкой, но при этом работает двигатель, то это считается стоянкой. Здесь могут многие возмутиться и напомнить о холодном времени года. Но и тут действуют те же правила, если, к примеру, зимой вы на дворовой стоянке прогреваете автомобиль более чем пять минут, то это прямое нарушение ПДД, если вы будете замечены ГИБДД, то получите соответствующий штраф.

Также в дворовых территориях запрещена парковки и стоянка грузовиков, с общей массой превышающей 3.5 тонн, это автомобили автоматически относящиеся к С категории транспортных средств. Справедливости ради стоит отметить, что для их парковки во дворах есть или должны быть специальные места с разметкой и знаком. Тем более запрещено размещение автомобилей на газонах, для этого также предусмотрен штраф, его величина регулируется по Закону РФ и в зависимости от региона, но измеряется он тысячах рублей.

Правила выезда из дворовых территорий

Стоит знать, что для выезда из дворовых территорий или жилых зон есть определенные правилами движения требования. Выезжая из дворовой территории, водитель обязан пропустить всех, кто в этот момент принимает участие в передвижении рядом, впереди или позади автомобиля. При этом абсолютно неважно кто, как и куда двигаются участники движения, также неважно пешие они, или, к примеру, на велосипеде, необходимо пропустить всех.

Проезд насквозь чрез жилую зону

По правилам дорожного движения проезд через дворовые территории и жилые зоны сквозняком запрещен, но при этом кто может вас в этом уличить, если вы проезжая, остановитесь во дворе и не выключая двигатель двинетесь через 10 секунд дальше. В таком случае никто и никак не обвинит вас в нарушении правил и штрафовать вас не за что.

Скорость проезда в жилой зоне

По действующим правилам пункт 10.2 передвигаться в жилых зонах и дворовых территориях позволено со скоростью не более чем 20 км/ч. Если вы превысите скорость и будете пойманы, вам грозит штраф по классификации «превышение скоростного режима», но с пометкой на дворовой территории. Тем не менее, эта пометка вам никак не поможет, потому как строгость одинакова для всех нарушений, в зависимости от превышенной скорости водитель может быть оштрафован или же лишится прав вообще, если скорость будет, к примеру, 80 км/ч.

Во дворе пешеход главный

Согласно правилам дворового движения, в дворовых территориях пешеходы имеют право передвигаться не только по тротуарам и пешеходным дорожкам, но и по проезжей части двора. Даже в этом случае они имеют большее преимущество, чем автомобиль, поэтому водителю нужно уступить пешеходу дорогу в жилой зоне.

Но и для пешеходов есть правила передвижения, пешеход не должен создавать на проезжей части двора помехи движению, которые не имеют особенного обоснования. Например, просто стоять на проезжей части и не пропускать автомобиль, или поставить там диван и наслаждаться природой, это будет нарушением. Также начинающим автолюбителям стоит знать, что обучаться вождению во дворах запрещено, кроме того, это реально опасно и для себя, и для окружающих.

Предусмотренные законом штрафы за нарушения в жилых зонах

В случае нарушения скоростного режима в жилой зоне, штраф будет зависеть от той скорости, на которую водитель превысил, как и в случае с обычным превышением от 100 рублей и до нескольких тысяч или же вплоть до лишения на полгода прав. Вообще существует таблица, регламентирующая превышение скорости в км/ч с соответствующим наказанием. В случае других возможных нарушениях в дворовых зонах, на данный момент предусмотрен штраф в размере 500 рублей, хотя это условно и за некоторые нарушения штраф может быть больше.

Стоит отдельно напомнить, что еще с июля месяца 2012 года, были пересмотрены штрафы для городов С.-Петербург и Москва, здесь размеры штрафов значительно больше от 3000 рублей, для остальных городов 1500 рублей.

На просторах родного отечества автомобилистам нечасто приходится сталкиваться со знаком Жилая зона - многие водители вообще видели его лишь на картинках во время обучения в автошколах. Соответственно, далеко не каждый может сразу вспомнить о том, какие ограничения предусматривает этот указатель. В последние годы, в связи с резким увеличением количества автотранспорта и затруднением обычной жизнедеятельности людей, данный указатель начинает устанавливаться более активно.

К сожалению, для большинства автовладельцев алгоритм действий при пересечении этого знака до сих пор окончательно неясен. Отсюда - многочисленные нарушения ПДД, которые легко можно отнести к категории грубых, нервозность водителей и пешеходов, которые присутствуют в жилой зоне. Часть автовладельцев считают, что при въезде во двор жилого дома, перед которым не установлен соответствующий указатель, каким-либо образом менять свое поведение они не обязаны и преимуществ своих они не теряют. На самом деле это совершенно неверно. На придомовой территории действителен статус для жилой зоны, а говорящие об этом знаки устанавливать не обязательно.

Так что же означает знак Жилая зона

Установленный дорожный знак жилая зона обязывает водителя любого транспортного средства практически полностью поменять поведение. Первое, что необходимо понять водителю транспортного средства - после пересечения знака жилая зона он теряет абсолютно все преимущества, действующие ранее перед пешеходами, поскольку здесь «правят бал» только они. Пешеход, находящийся в жилой зоне имеет право беспрепятственно передвигаться в любом месте проезжей части, а любое авто должно уступать им дорогу. Это же относится и к велосипедистам - они также «главнее» автомобилистов.

Знак Жилая зона ограничивает скорость любого ТС до 20 км/ч. Автомобилисту следует знать, что здесь продолжает сохранять актуальность система штрафов за превышение, аналогичная той, что работает и на дорогах общего пользования. Т. е. в зависимости от конечной скорости превышения, можно расстаться с суммой от 500 рублей и выше, а также лишиться права управления ТС на срок до года. Определенные ограничения имеются и на сам факт проезда по территории, отмеченной соответствующими указателями как жилая зона - проезжать ее без остановки запрещено. Т. е. на въезде потребуется полностью остановить ТС на 15-30 секунд, лишь после этого можно двигаться дальше.

Особые требования в жилой зоне распространяются и на маневрирование. Оно допускается лишь при выраженной необходимости, к примеру, при заезде в тупик и невозможности совершать дальнейшее движения не совершив разворот транспортного средства. Не все так просто и с простым, казалось бы, выездом из жилой зоны на общую магистраль. Водитель ТС обязан пропускать любого - будь то пешеход или мотоциклист, который может двигаться в любом направлении.

Стоит отметить, что знак жилой зоны не допускает здесь учебной езды. Инструктор должен это знать, и составлять маршрут таким образом, чтобы исключить заезд в жилые зоны, которые обозначены специальными указателями. Если же по каким-либо причинам учебный автомобиль не может продолжать движение без въезда на такую территорию, инструктор обязательно должен принять управление на себя, и лишь после выезда на обычную дорогу вновь может доверить управление ученику. Более подробно об этом можно узнать, посмотрев видео:

Жилая зона - особые требования к парковке

Помимо вышеперечисленных особенностей, знак дорожного движения Жилая зона требует и соблюдения особых условий в отношении автомобилей. Сразу следует сказать, что существуют места, где стоянка автотранспорта категорически запрещена. К ним относятся:

  • газоны и клумбы;
  • любые участки даже не огороженные, где присутствуют зеленые насаждения;
  • детские игровые площадки.

В случае нарушения этого требования законом предусмотрен очень серьезный штраф - до 5000 рублей, а если автомобиль-нарушитель принадлежит юридическому лицу сумма увеличивается до 100 000 рублей. Многие автолюбители не знают и то, что в жилой зоне нельзя оставлять автомобиль с работающим двигателем более, чем на пять минут. Таким образом, автовладельцы, прогревающие зимой двигатель свыше этого времени, могут быть оштрафованы на сумму до 3500 рублей.

Особые требования отмечаются и в отношении грузового автотранспорта, относящегося к категории «С» - даже если двигатель авто заглушен, оставлять грузовик в жилой зоне дольше, чем на пять минут не допускается. Это относится даже к тем машинам, которые разгружаются, к примеру, при перевозке мебели. Исключение из такого строгого правила допускаются, но лишь если на придомовой территории выделена специальная площадка для стоянки грузовых ТС, снабженная соответствующими указателями и разметкой.

Где устанавливается знак жилая зона

Наиболее часто знак жилая зона располагается в начале спальных районов или в зоне расположения большого числа частных или малоэтажных домов. Чтобы понять, что означает дорожный знак Жилая зона, нужно вспомнить о накладываемых им ограничений:

  • предельной скорости движения на всей территории действия этого указателя;
  • невозможности оставлять авто как попало;
  • процессу въезда и выезда с территории.

Многие водители, въезжая на придомовую территорию, не отмеченную знаком жилой зоны, не считают ее за таковую, и продолжают чувствовать себя хозяином положения - не уступают дорогу пешеходам или велосипедистам, паркуются в неположенных местах и серьезно нарушают скоростной режим. Следует знать, что несмотря на возможное отсутствие соответствующего указателя, любая территория, расположенная во дворе многоквартирных домов приравнена к жилой зоне, и на ней действуют аналогичные требования ПДД.

Конечно, сотрудниками ГИБДД крайне редко осуществляется патрулирование таких зон, чем и пользуются нарушители. Несмотря на это, следует понимать, что любой местный житель вправе вызвать на место нарушения инспекторов, которые непременно зафиксируют этот факт, составят протокол об административном правонарушении. Особенно часто приходится сталкиваться с неправильной парковкой транспортных средств, водители которых не считают нарушением, к примеру, оставить машину непосредственно на детской площадке или на разбитом жильцами газоне.

С каждым годом движение в мегаполисах становилось более интенсивным, ведь число машин неуклонно растет. Приобретая новый автомобиль, многие даже не задумываются о том, где будут его парковать, будучи уверенными, что достаточно оставить его во дворе.

А ведь это крайне важный вопрос не только с точки зрения недовольных соседей, но и с точки зрения закона. Мы часто отвечаем на вопросы автолюбителей о том, как законно парковаться во дворе, и чего следует избегать, чтобы не получить справедливое наказание.

○ Правила парковки во дворах.

Начать следует с определения того, что такое эта самая «дворовая территория». Сразу отметим, что Правила Дорожного Движения дают не желаемого четкого понятия. При этом раздел 17, посвященный движению в жилых зонах, распространяется на дворовые территории, о чем прямо сказано в п. 17.4:

  • «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.»

Поэтому остается лишь довольствоваться общим правовым определением дворовой территории, как пространства, ограниченного зданиями по периметру, внутри которого, как правило, размещаются детские площадки, места для отдыха, зеленые насаждения, местные проезды к домам, школам, детским садам и пр. Но есть одно существенное отличие - она не обозначается знаком 5.21 (жилая зона) и 5.22 (окончание жилой зоны), а потому водителю нужно быть внимательным и понимать что в остальном здесь действую все правила движения и парковки транспорта в жилой зоне.

Так п. 17.2 ПДД ясно говорит:

  • «В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.»

То есть главное и самое частое нарушение по данному пункту парковка грузовиков и стоянка с работающим двигателем. Последнее особенно актуально в холодный период для любителей «прогреть двигатель», загрязняя окружающую среду и мешая спать жителям прилегающих домов.

Стоит обратить внимание еще на несколько важных пунктов касающихся парковки, которые актуальны во дворах. П. 1.2 ПДД дает определение остановки и стоянки, что весьма важно ведь п.17.2 говорит именно о стоянке автотранспорта:

  • «"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
    "Стоянка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.»

КоАП РФ установил дополнительные запреты парковки, которые касаются и дворовых территорий. Обычно проезды здесь узкие, а потому паркующиеся умудряются мешать не только проезду других автомобилей, но и обычным пешеходам и матерям с колясками, что уж говорить о технических службах. Тем не менее, ч.8 ст. 20 .4 КоАП устанавливает отвесность за нарушение правил пожарной безопасности. То есть, если оставленная машина будет мешать проезду пожарников можно готовиться оплатить штраф.

○ Штрафы за неправильную парковку во дворе.

КоАП РФ так же не дает определения дворовой территории, но устанавливает ответственность за нарушение правил движения в жилой зоне в ст. 12.28 КоАП РФ

То есть, если вашу машину обнаружит инспектор ГИБДД, припаркованную с нарушением вышеописанных правил, можно готовиться заплатить штраф в 1000 рублей, а в столичных городах и все 3000 . Ровно так же накажут за парковку на тротуаре по дворе, ведь часто из-за припаркованных машин просто нельзя провезти детскую коляску.

Но этим дело может не ограничиться. Надо признать, что не так часто ГИБДД патрулирует дворы, особенно в маленьких городах, но если же произошло что – то опасная ситуация окажется серьезнее. Например, в случае пожара и невозможности проезда служебной машины к возгоранию, нерадивому автолюбителю могут применить ч.8 ст. 20.4 КоАП:

  • «Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей ; на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.»

Но это возможно лишь в случае, если нарушение зафиксирует пожарная инспекция, она легко назначит штраф до 2000 рублей.

Дворы часто оборудованы зелеными насаждениями, в том числе газонами. ПДД или КоАП не содержат определения газона или штрафа за парковку на нем. Эти вопросы решают органы местной власти, определяя размер штрафа за такие нарушения. В большинстве городов эта сумма фиксирована, так в Санкт – Петербурге рядовой автовладелец заплатит от 3000 до 5000 штрафа. В других регионах, как например, в Самаре, заставят оплатить ущерб насаждению. В любом случае так поступать не стоит.

Еще один аспект проблемы – сквозное движение через жилую зону. Официально оно запрещено п. 17.2 ПДД. Но мало кто из водителей хоть раз не пытался объехать «пробку» через ближайший двор. Правила запрещают лишь сквозной проезд, а само движение со скоростью 20 км в час разрешено П.10.2 ПДД:

  • «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.»

Значит нужно лишь избавить от понятия «сквозное». Достаточно остановиться на несколько секунд и вот, вы уже добропорядочный водитель, которых ничего не нарушил. Но остановку, конечно, нужно делать с учетом описанных правил.

В отсутствие автовладельца в любом из перечисленных случаев, авто могут эвакуировать, особенно если оно мешает проездку или работе уборочных или пожарных машин, а значит придется оплатить пребывание на штрафстояке.

Кроме того, нарушители часто уверены, что если их не застал сотрудник ГИБДД, то они обязательно останутся безнаказанными, но ч. 4 ст. 28.1 КоАП:

Теперь есть даже сайты, куда можно загрузить фото и видео доказательства нарушения.

А потому угрозы соседей нажаловаться на автовладельца, который по утрам по полчаса прогревает авто, вполне реальны.

Многие водители транспортных средств имеют трудности с въездом и выездом из дворов, стоянок, парковок и прочих подобных мест. Особенно это проблема актуальна для начинающих. Чтобы не получить штраф и не лишиться водительского удостоверения, следует знать, что представляет собой прилегающая территория. Ведь именно к этому термину относятся и парковки, и жилые зоны, и АЗС.

Что является прилегающей территорией

ПДД отвечает на этот вопрос следующим образом: это участок дороги, находящийся в непосредственной близости к проезжей части, не подходящий для сквозного движения. К нему относятся стоянки, заправочные станции, дворы и прочее. Движение в данном участке дороги определяется ПДД. Прилегающая территория позволяет въезжать на нее и выезжать, но, как уже упоминалось, через нее проехать не получится.

Как определить прилегающую территорию

Распространенное заблуждение - считать пересечение проезжей части и прилегающей территории перекрестком. Их нужно научиться отличать. Ведь для проезда перекрестка существуют определенные правила (ПДД). Прилегающей территории, в свою очередь, свойственны другие, отличные от них правила. Поэтому во избежание наказания со стороны ГАИ, водитель должен четко знать и те и другие.

Чтобы научиться их отличать, в первую очередь следует вспомнить определение и признаки обоих участков. Если перед вами - пересечение дорог, на котором присутствуют светофоры и знаки, значит, вы находитесь на перекрестке. Такие отличия прописаны в Также, согласно ПДД, только на и пешеходных переходах устанавливаются светофоры. Располагать их на прилегающей территории не позволяют правила. То же самое о дорожных знаках гласят ПДД. Прилегающая территория (въезд и выезд) не оснащена ними. Поэтому эта зона не относится к перекресткам. На прилегающей территории нет ни тротуаров, ни проезжей части.

Зная, какие существуют признаки перекрестка, проще его узнать. А значит, и отличить от вышеупомянутой зоны. Однако в реальных условиях на дороге не всегда, к сожалению, можно быстро осознать, что же находится перед вами.

Сложности вызывает и дворовая территория. Ведь на ней имеются тротуары, но дорожные знаки отсутствуют. Она схожа с прилегающей, однако не является ею. Правила передвижения по данной зоне прописаны отдельно в общем своде ПДД. Запреты на дворовой территории такие же, как и на прилегающей. Одним из отличий является то, что пешеход на первой имеет право передвигаться как по тротуару, так и по проезжей части. Но это совершенно не значит, что они безнаказанно могут мешать проезду транспортных средств.

Движение на прилегающей территории

Правила проезда по данному участку по большей части сводятся к запретам. Только соблюдая их, можно совершать движение по прилегающей территории. ПДД воспрещают на таком участке:

  • передвигаться на транспортном средстве со скоростью выше двадцати километров в час;
  • проводить обучение вождению;
  • оставлять транспортное средство с заведенным двигателем на срок более пяти минут;
  • оставлять грузовые автомобили, общей массой превышающей три с половиной тонны.

Плюс ко всему, не стоит устраивать стоянку для автомобилей на газонах. Мало того что это является бескультурьем, так еще и преследуется законом.

Говоря о стоянке, стоит отметить, что так называемый парковочный карман, который находится в десяти метрах от жилого дома, также попадает под определение "прилегающая территория".

Водитель транспортного средства, передвигаясь по данному участку, должен уступать дорогу всем пешеходам. Чтобы вас не настигло наказание, следует выполнять этот пункт ПДД. Прилегающая территория не имеет преимуществ перед проезжей частью.

Выезд

Осуществление данного маневра выполняется по одному правилу. Пропустить всех участников движения, а затем совершить выезд с прилегающей территории. ПДД указывает на то, что помимо автомобилей, движущихся слева направо, необходимо уступить дорогу пешеходам, велосипедистам и транспортным средствам, перемещающимся справа налево.

ПДД: разворот с прилегающей территории

Не всегда удается осуществить желаемые маневры, и причиной тому является узкая проезжая часть или оставленные припаркованными транспортные средства. Здесь на помощь приходит имеющаяся рядом прилегающая территория. Здесь можно выполнить разворот. Естественно, сделать это нужно с учетом правил, и не стать помехой для других транспортных средств, которые передвигаются по проезжей части.

Прилегающая территория может находиться как справа, так и слева. Техника выполнения разворота в связи с ее местонахождением разнится.

  • Прилегающая территория расположена справа. Проезжаете чуть вперед. Останавливаетесь. Пропускаете автомобили, если таковые есть, затем задним ходом, не создавая помех, въезжаете на нее. При таком движении у вас есть возможность правильно оценить обстановку на главной дороге. Оказавшись на прилегающей территории, включаете левый поворот и в просвете автомобильного потока осуществляете выезд из нее согласно ПДД.
  • Прилегающая территория расположена лева. Этот маневр выполнить немного сложнее, чем предыдущий. Включите сигнал поворота. Транспортное средство должно находиться в крайнем левом ряду. Если необходимо, пропустите встречные автомобили. Затем передом заезжаете на прилегающую территорию. Старайтесь подъехать максимально близко к правой стороне. После того как ваше транспортное средство полностью съехало с главной дороги, остановитесь. Теперь аккуратно, не создавая помех, выезжаете задом с прилегающей территории.

Парковка

Стоянка и остановка транспортных средств на примыкающей территории выполняется так же, как и на остальных участках проезжей части. Согласно знакам и разметке, осуществляется парковка на прилегающей территории. ПДД для стоянки и остановки автомобиля не зависят от принадлежности участков дороги к той или иной категории. То же самое можно сказать о наказаниях за неправильную парковку.

Наказания за нарушение ПДД на прилегающей территории

Проезд по данным участкам осуществляется согласно А так как они есть, значит, и существуют наказания за их нарушение.

Так, парковки и заправочные станции, а точнее, их въезды и выезды, обозначены дорожными знаками. Поэтому если транспортное средство проехало в противоположном направлении, то это расценивается как езда по встречной полосе. За данный проступок водитель может лишиться возможность управлять автомобилем на полгода или обязан будет уплатить штраф в пять тысяч рублей.

Иногда на пересечении прилегающей территории и проезжей части установлен запрещающий знак. Он относится к дороге. Несоблюдение правил обернется штрафом в пятьсот рублей.

На прилегающей территории чаще всего нарушается запрет на сквозной проезд. За этот проступок водитель понесет наказание в виде штрафа в полторы тысячи рублей.

Остальные нарушения на прилегающей территории чреваты такими же последствиями, как и несоблюдение ПДД на остальных участках дороги: превышение допустимой скорости, управление транспортным средством в нетрезвом виде и так далее.

На стоянке есть возможность быть оштрафованным, если вы заняли место для инвалидов. В случае, когда транспортное средство человека с ограниченными возможностями не обозначено специальной наклейкой, он также будет наказан.

Пешеход на данном участке всегда прав, так гласят ПДД. Прилегающая территория - особая зона, водители просто обязаны на этом участке уступать дорогу гражданам.

Осуществляя выезд с прилегающей территории, следует остановить свое транспортное средство в непосредственной близости к главной дороге - это позволит водителю видеть движение в обоих направлениях.

При осуществлении разворота с прилегающей территории, находящейся слева, очень важно правильно оценивать ситуацию. Так, вам первоначально необходимо въехать на нее передом, но, допустим, там идет пешеход. В итоге вы останавливаетесь для того, чтобы его пропустить, и автомобиль располагается поперек встречной полосы. Таким образом, вы создаете помеху движению других транспортных средств. Поэтому перед тем как сворачивать на прилегающую территорию, посмотрите, нет ли там приближающихся пешеходов, автомобилей или животных.

Многие водители очень удивлялись, заметив инспектора с «Визиром» в руках во дворе: кто решил контролировать скорость в жилой зоне? Но итог замеров оказался довольно настораживающим. Превышают практически все: кто на 5 км/ч, кто на 8, кто на 9. За это ответственность не предусмотрена, хотя на такой скорости можно убить пешехода или велосипедиста. Были еще двое водителей, которые успели на маленьком отрезке разогнать автомобили до 31 км/ч. Некоторые из них даже не знали, сколько разрешено ехать в жилой зоне. Сразу заметим, что никто протоколы не составлял, штрафы не выписывал, в водительские талоны записи не делал. Инспекторы объясняли: это скорее предупреждающий рейд по аварийным дворам, где фиксировались ДТП, в том числе с пострадавшими.

Водитель служебного автомобиля ГАИ, но в «гражданском исполнении», паркуется в одном из дворов по ул. Шаранговича. Инспектор с «Визиром» занимает удобную позицию - так, чтобы можно было контролировать скорость сразу в двух направлениях. При появлении машины направляет радар. Получилось, что измерялась скорость абсолютно всех автомобилей, въезжающих в эти два двора.

- Вот Peugeot едет 24 км/ч. У внедорожника 26 км/ч. Opel разогнался до 27 км/ч, - объявлял периодически сотрудник ДПС.

Формально это превышение скорости. Но привлечь к ответственности за такое нарушение нельзя. Она наступает только при +10 км/ч. То есть ездить по дворам 29 км/ч без штрафных последствий вполне можно, что и делают автомобилисты, привычно прибавляя к законному максимуму +9 км/ч. Правда, в данном случае есть один существенный нюанс: на такой скорости во дворах убивают людей и такие происшествия не единичные!

Вечером жильцы начинают возвращаться с работы и трафик заметно возрастает. Кстати, вот еще одно наблюдение: интенсивность движения во дворах недооценена. За полчаса, что мы находились во дворе, проехало около сотни автомобилей. Три машины в минуту! Это больше, чем на проселочной дороге где-нибудь под Минском.

- Останови-ка этот Volkswagen Polo, - просит напарника инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Руслан Чимбур.

Водитель возмущен. Удивляется еще больше, когда инспекторы показывают на экране «Визира» его скорость: 29 км/ч. Тут же выясняется, что ранее мужчину останавливали за превышение скорости на 20 км/ч и выше. Причем несколько раз, потому что в водительском талоне указана часть 4 статьи 18.13 КоАП (она действует за повторность).

- Так то на магистрали было. Сам бог велел, - обиженно замечает водитель.

- А знаете про случай в соседнем дворе? - спрашивают сотрудники ДПС.

Выясняется, что мужчина не слышал про аварию, произошедшую 29 мая этого года. Тогда был совершен на 11-летнего мальчика. Как описывали ситуацию очевидцы, школьник выскочил на Volkswagen Passat и ударился о его кузов в районе стойки. Нога оказалась под колесом. У ребенка диагностировали открытый перелом обеих костей голени. Свидетели говорили, что скорость была небольшой - водитель притормозил перед ямкой.

- Автотехническая экспертиза установила, что сидевший за рулем не располагал технической возможностью применить меры экстренного торможения, - рассказала об итогах разбирательства руководитель пресс-службы Минской ГАИ Татьяна Харлинская. - Поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано. Однако это скорее исключение. Гораздо чаще именно автомобилисты признаются виновными в дворовых ДТП с участием пешеходов.

Во время рейда детей во дворе тоже было много. Ребятишки помладше играли под присмотром взрослых, сильно ограничивавших их передвижение. Дети постарше (многие считают 10-летних детей взрослыми и с легкостью отпускают поиграть во дворе) чувствовали себя более свободно. Могли выехать на роликовых коньках из-за машины или бегать между припаркованными автомобилями. Дети воспринимают двор как игровую территорию, тогда как для водителей он является дорогой к месту парковки. Это главные причины возникновения конфликта.

- Будьте, пожалуйста, внимательным в следующий раз при выборе скорости, - просит водителя Volkswagen инспектор ДПС спецподразделения Минской ГАИ Денис Деруго, возвращая документы.

Мужчина облегченно вздыхает и уезжает. А инспекторы обращаются к детям: «Почему выходите из-за автомобилей? Где ваши родители?» Смущенные ребятишки спешат домой.

Еще некоторое время после этого радар работает вхолостую: 24, 25, 26 км/ч. По нашим наблюдениям, нарушают 90% водителей. Ощущение, что порог опасности у большинства снижен.

Правда, в какой-то момент машины вдруг стали ехать заметно меньше 20 км/ч. Явно произошла предсказуемая реакция, из окон за инспекторами стали пристально наблюдать. Несколько раз к нам подходили встревоженные жильцы с вопросом: что случилось? А один из водителей стал фотографировать сотрудников ДПС на камеру телефона. Для людей измерение скорости во дворах было очень непривычным зрелищем.

- У горожан близость дома создает мнимое ощущение безопасности, - считает Татьяна Харлинская. - Ведь рядом твой подъезд, сюда выходят окна квартиры. Если ты знаешь каждый пятачок, то ничего не случится. А вот и нет! Минские дворы населяют пешеходы, велосипедисты, автомобилисты, и здесь также происходят аварии. Цифры говорят сами за себя: с начала этого года на таких территориях в Минске случилось 31 учетное ДТП, в результате 3 человека погибло, 29 получили травмы. Поэтому мы рекомендуем всем участникам дорожного движения быть максимально внимательными друг к другу. В частности, водителям следует обратить внимание, что в любую минуту откуда-нибудь может появиться пешеход, а пешеходам, особенно в условиях интенсивного движения во дворах, необходимо следить за появлением автомобилей и смотреть по сторонам.

Ну а мы едем в другой аварийный двор. Переулок Корженевского, 6. Тут часто регистрировались столкновения автомобилей. Обходилось без жертв. Но на карте аварийности это место помечено красным цветом. Прямо на въезде установлен «спящий полицейский». Его размещение нелогично: проехав искусственную неровность, водители начинают разгоняться. А там закругление и подъем - обзор ограничен припаркованными машинами. Многие стремятся побыстрее проскочить участок - до появления встречного автомобиля. Иначе придется уступать, сдавать назад, маневрировать…

- Извините, как-то так получилось, - объясняет водитель Volkswagen Golf.

Его автомобиль двигался со скоростью 31 км/ч. Если бы кто-то резко выбежал из подъезда, то он бы не успел остановить машину.

- А с какой скоростью нужно ездить по дворам? - спрашивают инспекторы.

- Не более 20 км/ч, - с ходу дает правильный ответ мужчина.

Здесь такая же ситуация, как на ул. Шаранговича. Многие едут с небольшим превышением, за которое привлечь к ответственности нельзя. Особенность извилистого переулка в том, что де-факто это дворовая территория. На въезде даже установлен знак 5.38 «Жилая зона». Но де-юре это улица, поэтому покрытие на ней хорошее. Есть несколько прямых участков, на которых водители превышают скорость. На одном из них и проводился радарный контроль.

Следующим остановленным оказывается водитель BMW (его скорость - 31 км/ч). Он также в курсе действующих ограничений и не спорит с нарушением. Талон его испещрен записями о превышении скорости: 2-я, 3-я и даже 4-я части статьи 18.13 КоАП. Вот еще одна характерная деталь: чаще по дворам двигались быстрее положенного те, кто нарушает и на магистралях. Эти люди, входящие в группу риска, настроены на быструю езду.