Какую роль в жизни государства играет право. Понятие и сущность права, его роль в жизни общества. Соотношение государства и права. Варианты организации работы

Право - такая же великая общечеловеческая ценность, как и мораль. Мораль и право неразрывно взаимосвязаны. Они воздействуют на наше поведение, регулируют его почти с одинаковой силой. Они определяют меру свободы нашего поведения, но такой свободы, которая не идет в ущерб окружающим.

Право связано с юридическими законами и с государством. О государстве вообще вы уже довольно много знаете из истории, а также из первой части данного курса.

Важным достижением мировой цивилизации ученые считают правовое государство. Если определить очень коротко, то правовое государство - это такое государство, которое главной своей задачей ставит защиту прав и свобод человека, его жизни и благосостояния. Думается, что государств, в полной мере решивших эту задачу, нет еще нигде в мире, это скорее идеал.

Но некоторые демократически развитые государства добились ощутимых успехов в защите своих граждан.

Россия, встав на демократический путь развития, также поставила цель создать правовое государство. Правовое государство признает за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно.

Гражданин и государство . С понятиями «личность», «гражданин», «право», «государство» вы уже знакомы.

Все эти понятия взаимосвязаны. Каждый человек, развиваясь, осваивая культуру, осознавая сущность и значение моральных требований, руководствуясь ими, становится личностью. У каждого человека есть права и обязанности по отношению к семье, окружающим людям, коллективу, обществу, государству. Для характеристики личности с точки зрения ее прав, свобод и обязанностей употребляют понятие «гражданин». Связь человека с обществом и государством замечательно выражает гордое старинное словосочетание - «гражданин Отечества».

Когда в нашем Отечестве на свет появляется человек, он сразу получает гражданство - по праву рождения, так сказано в специальном законе о гражданстве.

Гражданством называют правовую связь человека с государством. Это значит, что и у вас лично, и у государства, в котором вы живете, есть взаимные права и взаимные обязанности. Вы имеете возможность пользоваться всеми правами, которые записаны в специальных государственных правовых документах (Конституции - основном законе страны, других законах), например правом на образование, на участие в культурной жизни и т. д. Вместе с тем есть у вас и обязанности: вы обязаны соблюдать законы, установленные государством, и уважать права других людей. Вы обязаны платить налоги и охранять природу. И конечно, вашим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества. Но и государство должно подчиняться законам, действовать в рамках своих законных прав, а также нести ответственность перед гражданином: ведь права и обязанности, ответственность, как мы отметили выше, взаимны.

Потребность в порядке и справедливости . Давно, очень давно поняли люди громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей раздоры, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом, гибнут люди, гибнет природа, скитаются по земле бездомные беженцы, разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь... И ведь это не только события древней истории. Достаточно внимательно присмотреться к современным событиям, в том числе на территории государств, входивших в состав СССР.

Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли - помогать преодолевать их мирно, культурно, как мы теперь говорим, цивилизованно. Постепенно, в ходе истории, сложились общеобязательные правила (нормы права), которые точно указывали всем и каждому, как следует поступать в той или иной жизненной ситуации, какие у человека есть возможности в обществе и в чем состоит его ответственность перед людьми.

Нормы права внесли в жизнь общества начала всеобщего согласия, гражданского мира, диалога, договоренности. Право соединило в себе несколько смысловых значений. Одно связано с понятием «править», «управлять», «регулировать» (отношения между людьми и общественный порядок). С помощью норм права осуществляется правление, управление в государстве: устанавливается правильный, единый, равный для всех порядок. Если кто-нибудь нарушает созданный с помощью права порядок, то на него находят «управу», т. е. заставляют считаться с установленными нормами.

Другое связано со справедливостью, с правдой. Право всегда ориентирует людей на правду, справедливость. Не случайно многие юридические (правовые) документы в старину так и назывались - «Правда» («Русская Правда», «Салическая Правда»).

Есть и третье смысловое значение, но о нем - позже.

Норма права. Закон . Когда государство принимает ту или иную правовую норму, оно утверждает, или, говоря точным языком юристов, закрепляет, ее в официальном письменном документе. Такие документы называют нормативными (или правовыми) актами, это может быть конституция, закон или подзаконные акты - указы, постановления и т. д. Поэтому и нормы права различаются в зависимости от того, в каком документе они закреплены: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта.

Чтобы было понятнее, поясним, что закон - это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой. Сила законов объясняется тем, что их принимает высшая законодательная власть - парламент (в России он называется Федеральное Собрание) или же непосредственно народ страны - путем референдума (прямого голосования избирателей). Законы подразделяют на основной (конституция) и обыкновенные. А подзаконные нормативные акты издаются президентом (указы), правительством (постановления), министерствами (приказы и инструкции и т.д.). Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

Теперь вам понято, почему ведущую роль среди нормативных актов играют нормы закона - конституционные нормы (основного закона) и нормы обыкновенных законов.

В чем же основной смысл правовой нормы? Главное ее предназначение - регулировать общественные отношения, поведение людей (в форме дозволения, предписания или запрета). Каждая норма содержит четко установленную меру (объем) определенных прав и обязанностей. Этим она и осуществляет свою функцию регулирования: изучишь текст нормы - узнаешь свои возможности и обязанности. Если норма принята государством, ее требования обязаны соблюдать все - и отдельные лица, и организации. Она становится общеобязательной. Государство же строго следит за ее исполнением, а в случае необходимости может и заставить соблюдать.

Таким образом, норма права есть охраняемое государством общеобязательное правило, которое регулирует общественные отношения, поведение людей, устанавливая определенные права и обязанности.

Сравнивая норму права с другими известными вам социальными нормами (обычаем, моралью), вы без особых усилий назовете ее отличительные особенности - закрепленность в законе (или других нормативных актах); общеобязательность; обеспеченность силой государства.

Система права, отрасли права . Нормы права регулируют все важнейшие сферы жизни общества. Всю совокупность норм права данной страны называют системой права. Она подразделяется на отдельные большие группы прав - отрасли права.

Каждая отрасль права представляет собой совокупность (группу) правовых норм, которые регулируют отдельную сферу (область, круг) близких по своему характеру (однородных) общественных отношений. Поясним: например, трудовое право - это отрасль права, регулирующая сферу трудовых отношений; семейное право - отрасль, регулирующая сферу семейных отношений, и т. д.

В России система права охватывает около 30 отраслей. Важнейшие из них - конституционная отрасль права (она регулирует сферу общественных отношений, связанных с устройством государства и правовым положением человека); гражданское право (регулирует главным образом сферу имущественных отношений); административное право (его нормы регулируют общественные отношения в сфере государственного управления).

Существует и другое деление системы права: на частное и публичное. Под частным правом понимают всю совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей. А публичное право представляет собой совокупность отраслей, защищающих общий (публичный) интерес, благо всего государства. Понятно, что разграничение права на частное и публичное достаточно условно, поскольку частный и публичный интересы взаимосвязаны. На последующих уроках мы вернемся к этим видам права.

Итак, право - особый социальный регулятор. Оно обычно исходит от государства (т. е. создается законодательными или другими компетентными органами государства) и закрепляется в законе или другом нормативном акте. Установленное государством право принято называть позитивным, т. е. положительным, реально существующим, действующим правом. Но право, конечно, нельзя свести к отдельному закону, норме. Право - это совокупность всех принятых государством общеобязательных норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций (в том числе и государственных).

Мера свободы . Каким же путем право устанавливает порядок и справедливость в обществе?

Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей.

Давайте глубже вникнем в смысл этой формулировки. Мера - это то, что помогает сделать точный расчет и ответить на вопрос: сколько, какое количество, какой объем, размер и т. д. Право точно указывает, сколько свободы дано человеку.

Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей (а все другие люди, естественно, должны уважать ваши права). Право и только право способно точно указать, сколько и какие права имеет человек, или, иначе говоря, какие у него правовые, юридические, возможности: что ему можно делать, как следует поступать в обществе, что для него допустимо, осуществимо, от чего он должен быть защищен и т. д. Все это четко указано в нормах права, например в статьях Всеобщей декларации прав человека. Нарушение прав человека, ограничение его правовых возможностей - это нарушение его свободы. Вместе с тем право четко определяет юридические обязанности гражданина, запреты, ответственность. Взаимосвязь прав, свобод и обязанностей великолепно выразил И. Кант в своем категорическом императиве (абсолютно обязательном, повелительном требовании) права. Вот его примерный смысл: поступай так, чтобы свобода твоих поступков была совместима со свободой каждого и со всеобщими законами.

Все наши права (т.е. мера наших правовых возможностей, мера свободы) точно определены и записаны в правовых документах, прежде всего в документах, принятых ООН,- Всеобщей декларации прав человека, Международной хартии прав человека, а также в Конституции Российской Федерации и других юридических документах, касающихся прав человека.

Естественное право . А теперь - о третьем смысловом значении права. С древнейших времен многие мыслители утверждали, что есть такое право, которое никем не создается и не «даруется» - ни государством, ни монархом, ни церковью. Оно существует объективно, естественно, из самой природы человека, общества, окружающего мира. Его так и называют - естественное право. Оно принадлежит человеку от рождения уже потому, что он человек. И никто не может его отнять у человека - это неотъемлемое, прирожденное право людей. Оно включает, например, право на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу, право на собственность и др. Государство таких прав не создает. Не может же оно издать закон, в котором с такого-то числа разрешит людям жить... Но государство может включить нормы естественного права в свои законы. И этим подчеркнет, что признает такие нормы, гарантирует их соблюдение и защиту.

Естественное право не всегда бывает закреплено в законах той или иной страны. В таком случае (для этих стран) естественное право существует в виде образца, правового идеала, к которому следует стремиться.

В наши дни естественное право наиболее полно представлено в тех документах ООН, о которых мы сказали выше. Когда страна подписывает эти документы и включает их положения в свое национальное законодательство (прежде всего конституцию), естественное право из образца, идеала становится реально действующим юридическим документом, требования которого должны соблюдать все. Так встречаются позитивное и естественное право. К теме естественного права мы еще вернемся.

Право и закон . Приходилось вам задумываться над вопросом: существует ли различие между правом и законом, или они абсолютно совпадают?

Строго говоря, над этим вопросом человечество размышляет еще с античных времен. В современной науке есть разные позиции. Одни ученые утверждают, что право и закон абсолютно совпадают, что любой принятый закон - это всегда и есть право. Эти ученые не делают различия между правом и законом.

Другие доказывают, что право и закон не всегда совпадают, что закон не всегда является правом. Ведь государство, рассуждают эти ученые, может принять и неправовой, несправедливый закон - закон, не опирающийся на право. Право же - это мера свободы, оно выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости. Вот в этом и состоит различие: закон может быть несправедливым, а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом, превращается в свою противоположность - произвол.

Несправедливый закон нельзя отнести к праву. Его так и называют - неправовой закон, а в народе говорят - «дикий», «драконовский». Граждане, если они способны защитить свои права, должны добиваться отмены такого закона и принятия другого, правового, справедливого.

В правовом государстве все законы должны быть правовыми.

    Основные понятия

  • Гражданин, гражданство, государство, социальные нормы.

    Термины

  • Право, правовой (нормативный) акт, нормы права, система права, частное и публичное право.

Вопросы для самопроверки

  1. Каковы основные назначения права в обществе?
  2. В чем смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?
  3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?
  4. Чем вы объясните потребность общества в четкой упорядоченности деятельности людей?
  5. Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чем их сходство и различие?

Задания

  1. В статье 59, части 1 Конституции РФ записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Объясните, как вы понимаете, почему рядом со словом «обязанность» стоит слово «долг», причем слово «долг» стоит первым. Почему слово «Отечество» написано с большой буквы? Как вы понимаете смысл слов «защита Отечества»?
  2. Гражданство как правовая связь гражданина и государства предусматривает взаимные права и взаимные обязанности гражданина перед государством и государства перед гражданином.

    Подумайте, в чем состоят основные обязанности гражданина перед государством и в чем основные обязанности государства перед гражданином. Объясните.

  3. Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы - группировать по отраслям права, как говорят юристы. Отраслей права тоже получается много. Судите сами: есть гражданское право - совокупность норм, определяющих личные права граждан; есть государственное право - собрание норм, регулирующим государственную жизнь; есть трудовое право - оно регулирует трудовые отношения; есть семейное, административное право и т. д. - по самому названию можно судить, какие стороны общественной жизни регулируют эти отрасли права.

    Объясните, почему существует множество отраслей права. Как вы оцениваете необходимость иметь их в одной стране в таком количестве?

  4. Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточните, как вы понимаете это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чем состоит общечеловеческая ценность права?
  5. Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Раскройте эти позиции и выскажите ваше отношение к ним. Как вы полагаете, почему важно разобраться в этом вопросе?
  6. Подумайте, в чем И. Кант видит абсолютно обязательное требование права, т. е. его суть.

«Роль права в жизни человека, общества, государства»

1 Ожидаемые результаты

Предметные:

В результате занятия обучающиеся

усвоят понятия: «закон», «право», «естественное право», «позитивное право», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль права», «институт права»;

смогут приводить примеры действия правовых норм;

поймут, каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства;

смогут связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

Метапредметные:

В результате изучения темы обучающиеся

приобретут умение воспринимать и оценивать различные подходы к пониманию права;

приобретут способность критически осмысливать информацию из разных источников.

Личностные:

В результате изучения темы учащиеся

осознают ценность права;

смогут занимать собственную аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права;

смогут соотносить свои поступки с нормами права.

2 Место темы в системе учебных занятий

С темы начинается вторая глава, посвящённые изучению права. Знания о понятиях, введённых на уроке, будут расширяться по мере освоения следующих параграфов главы.

3 Оборудование и материалы

Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2014. § 8 . 2) Конституция РФ. 3) Конституция Республики Мордовия. 4) Портреты И. Канта, В.С. Соловьева. 5) Схемы: 1. «Норма права». 2. «Нормативно-правовой акт». 3. «Характеристика отраслей российского права». 4. «Система права». (Схемы распечатаны и перед уроком получены учащимися).

4 Перечень вопросов для обязательного рассмотрения

Основное назначение права в обществе. В чём смысл понятия право. Естественное право.

Потребность в порядке и справедливости. Мера свободы.

Норма права. Закон.

Система законодательства.

Право и закон.

5 Опорные знания

Даты и события: 10 декабря 1948 года - Всеобщая декларация прав человека, 12 декабря 1993 года - принятие Конституции РФ, 21 сентября 1995 года - принятие Конституции Республики Мордовия.

Понятия: гражданин, государство, гражданство, права человека, основной закон государства, конституция, декларация, обязанности гражданина.

6 Организация учебной деятельности

Учитывая тот момент, что тема «Роль права в жизни человека, общества, государства» является первой в главе, целесообразно провести урок в форме изучения новой темы.

Варианты организации работы:

Комбинированный урок, включающий в себя объяснение учителя, самостоятельную работу обучающихся с материалами параграфа как индивидуально, так и в группах, работу со схемами, беседу.

Ход урока

Мотивационный блок.

В проведении мотивационной части занятия важным становится вступительное слово учителя и опора на знания учащихся, полученные в результате изучения тем «Правовое государство», «Гражданское общество и государство», «Участие граждан в политической жизни». Учитель напоминает о правовой связи каждого из присутствующих на уроке с государством (Российской Федерацией и Республикой Мордовией) и о правах человека. Учащиеся называют права человека.

В качестве мотивации можно предложить ситуацию выбора. Учитель, обращается к учащимся: В каком бы государстве вы хотели жить?

Можно сказать о своих опасения, связанных с тем, что у девятиклассников могло зародиться недоверие к «высоким материям», к общественно-политическим идеям и категориям. Вдруг, такое понятие как «справедливость права» кажется пустым звуком. Но, если спросить, в каком государстве вы хотели бы жить, вы непременно ответите: «в самом справедливом, в таком государстве, где обеспечиваются все права и свободы человека, где действует сильный закон, которому подчиняются и граждане и власть». Вы видите, вроде бы и не сложно понять, зачем нужно право. А можем мы назвать страну, в которой бы не сложилась система права? Учащиеся ответят, что такой страны нет.

Перед учителем стоит задача дать учащимся не только знания о правовом государстве, но и сформировать у них ценностные ориентиры. В этом плане целесообразно обратиться к высказыванию В.Гюго «Для меня не важно, на чьей стороне сила; важно то, на чьей стороне право».

Проблемный блок.

Учитель ставит вопросы: Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись? Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод? Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий), ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству. Данный отрезок занятия проводится в форме мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается сделать вывод о регуляторах, определяющих меру свободы нашего поведения. В случае затруднений с формулировкой вывода, учитель просит учащихся обратиться к учебному материалу (с. 65-67), а также напоминает, что некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах - религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Учитель подчеркивает, что со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства - основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Девятиклассники читают статью 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Учащимся предлагается, используя их жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

Учитель подводит обучающихся к выводам:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Информационно-аналитический блок.

Особое внимание следует уделить работе с понятиями «право», «норма права». Проводится работа с учебным словарем (с. 203). Данные понятия являются базовыми, поэтому дается дополнительное определение права. Право - регулятор поведения человека, выражающий меру его свободы и обеспеченный деятельностью государства (Сморгунов Л.В. Политология/ СПб., 1996.)

Дальнейшая работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа работает по высказыванию В.С. Соловьева, содержащееся в методическом аппарате учебника «Говорят мудрые» (с. 73), вторая группа анализирует мнение русского философа В.В. Зеньковского (учебник, с. 67), третья группа - отрывок из работы правоведа Е.Н. Трубецкого (учебник, с 68). Задача каждой группы сравнить мнение о праве автора того отрывка, который им достался, с определением, данным современным политологом Л.В. Сморгуновым. Предложенное задание должно стимулировать аналитическую деятельность учащихся. Выслушав ответы каждой группы, учитель подводит обучающихся к выводам:

Право четко устанавливает меру свободы людей. Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право определяет меру должного поведения людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

Учащимся предлагается работа по источникам: Конституции России или Конституции Мордовии. Суть работы: найти во второй главе Конституции РФ или второй главе Конституции Республики Мордовия статьи, содержащие обязанности гражданина, номера статей записать в тетрадь. Учитель обращает внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Дополнительный материал для хорошо подготовленных учащихся.

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. (История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. — М.: Издательство "Зерцало", 2000. — С. 223.)

Право как сложная система включает в себя множество норм права. Учитель просит учащихся обратить внимание на третий пункт параграфа «Норма права. Закон».

Проводится работа со схемой «Норма права».

По завершению работы со схемой учащимся предлагается задание: привести пример нормы права, проиллюстрировать один (по выбору) из признаков нормы права.

Так как учащиеся располагают таким источником конституционного права как Конституция, то можно посоветовать им привести пример нормы конституционного права.

Учитель ставит перед классом задачу: сравнить норму права с другими социальными нормами. Используется метод мозгового штурма.

Могут быть приняты следующие варианты различия норм права и норм морали:

Нормы права всегда закреплены в государственных правовых документах, нормы морали существуют в сознании людей, в учениях моралистов.

Нормы права обеспечиваются силой государства, соблюдение моральных норм обеспечивается благодаря совести и общественному мнению.

Несоблюдение норм права приводит к применению государственных санкций, несоблюдение норм морали - к общественному порицанию и мукам совести.

Менее подготовленные учащиеся могут воспользоваться материалами учебника (с. 70)

Сравнение норм права с другими социальными нормами позволяет подчеркнуть его особую роль как социального регулятор.

Далее учитель фокусирует внимание учащихся на том, что право должно воплощаться (выражаться) в законах и подзаконных актах. Рассматривается схема (учебник с. 69) или можно продемонстрировать следующую схему:

После работы по схеме формулируются выводы: есть конституционные нормы, нормы закона и подзаконного акта. Законы подразделяются на основной (Конституция) и обыкновенные. Все подзаконные акты исходят только из законов и не могут им противоречить.

В третьем пункте параграфа также рассматривается понятие нормативного акта. Выделяем определение закона (с. 69). Структурируем учебную информацию в виде новой схемы.

Важно организовать работу со схемой, чтобы обучающиеся смогли уяснить суть каждого понятия. Учитель обращается к девятиклассникам с вопросами: Что означает такой признак закона как «закон обладает высшей юридической силой»? Какой орган законодательной власти принимает законы?

Приступая к изучению четвёртого пункта темы «Система законодательства» учитель говорит о том, что всю совокупность норм права называют системой права. В систему права входят прежде всего отрасли права. Учащиеся должны самостоятельно, работая по материалам учебниками, дополнить схему:

Завершив работу по схеме, учащиеся знакомятся с понятием институт права (учебник с. 71). Приводят примеры институтов конституционного, гражданского, уголовного, семейного, административного, трудового права.

Рефлексивный блок. Проверку достигнутых результатов целесообразно провести, обратившись к последнему разделу параграфа «Право и закон». Важно подвести учащихся к практическим выводам.

Существует ли различие между правом и законом? Или они абсолютно совпадают?

Учащиеся высказывают своё мнение.

Возможные ответы: «Любой принятый закон - это есть право»

«Закон не всегда является правом»

«Государство может принять несправедливый закон»

«Несправедливый закон нельзя отнести к праву»

Подводятся выводы: Понятия «закон» и «право» являются взаимосвязанными, их нельзя разрывать и тем более противопоставлять. Но их нельзя и отождествлять. По своему содержанию понятие «право» шире, чем понятие «закон». В качестве обоснований могут быть приведены следующие: право находит своё выражение не только в законах, но и в подзаконных актах нормативного характера и в соответствующих судебных решениях; право — это не только законы сами по себе, но и их действие, право может проявляться и в незаконодательной форме: существуют и естественное право, всеобщие права человека; действующее законодательство определённой страны может носить и неправовой характер, то есть нарушать неотъемлемые права человека.

Граждане должны защищать свои права, добиваться принятия справедливых законов.

Домашнее задание : § 8. Задания 1,2.

Хорошо подготовленные учащиеся получают дополнительные задания:

1. Предлагается завершить работу над схемой «Отрасли права», начало которой было положено на уроке. Перед учащимися ставится проблема: Как вы думаете, почему отрасли права в данной схеме разделены на две части. Учащиеся должны понять, что отрасли права делятся на отрасли частного и публичного права.

Роль права в жизни обществ а. Правовое государство

Право - система общеобязательных норм (правил) поведения установленныхили санкционированные государством и обеспеченных его принудительной силой.

Но наряду с подобным нормативным подходом, который подчеркивает зависимость права от государственной воли, в юридической науке существуют и другие взгляды. Так, ряд ученых рассматривает право как содержащуюся в общественном сознании систему понятий об общеобязательных правилах поведения, правах и обязанностях человека, запретах, условиях их возникновения и реализации. Право носит оценочный характер, являясь нормативно закрепленной спра ведливостью . Государство же, опираясь на право, формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном.

Признаки права:

1) общеобязательность - требования права обязательны для исполнения всеми, кому они адресованы, независимо от отношения к ним тех или иных лиц;

2) формальная определенность - нормы права устанавливаются государством в специальных актах, точно и в деталях отражают требования к поведению людей;

3) обеспеченность исполнения права принудительной силой государства (в необходимых случаях);

4) многократность применения - нормы права рассчитаны на неограниченное количество случаев.

Функции права :

    право, являясь универсальным регулято ром общественных отношений , закрепляет основы существующего строя.

    обязывая совершать активные положительные действия, право способствует раз витию общественных отношений .

    устанавливая права и обязанности конкретных лиц, организаций, право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности.

    право выступает в качестве критерия правомерного и неправомерного, поведения людей и их коллективов, является основанием применения мер государственного принуждения к нарушителям правопорядка.

    право играет и важную воспитательную роль , развивая в людях чувства справедливости, добра, гуманности.

Таким образом, право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стояли древнегреческие философы Платон и Аристотель , но отражение концепция правового государства получила в работах И. Канта и Ш. Монтескье .

Правовое государство - такое государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границax, обеспечивая правовую защищенность своих граждан.

Признаки правового государства:

1) верховенство закона , «связанность» государства законом - все государственные органы, должностные лица, общественные объединения, граждане в своей дея­тельности обязаны подчиняться требованиям закона. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их;

2) соблюдение и охрана, прав и свобод человека - государство должно не только провозгласить при­верженность этому принципу, но и закрепить фундаментальные права человека в своих законах, гаранти ровать их и реально защищать на практике;

3) последовательно проведенный принцип разделения властей , создание системы «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимный контроль друг за другом всех ветвей власти;

4) взаимная ответственность государства и гражданина - нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответственности, не взирая при этом на личность правонарушителя. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правого государства являются :

    многообразие форм собственности , свобода предпринимательства

    эко номическая независимость и само стоятельность индивида (только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере);

    режим демократии , конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

    высокий уровень политиче ского и правового сознания людей , политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

    создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства , которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

    гражданское общество , т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.

2 вариант.

Правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности, и подчиняющее власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью определяются в таком государстве конституцией, которая выступает своего рода «общественным договором» между народом и властью. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями.

Правовое государство формировалось постепенно, на базе соответствующих идей и элементов государственности, некоторые из которых появились еще в глубокой древности. Сам термин «правовое государство» утвердился в XIX веке в трудах немецких юристов К. Т. Велькера, Р. фон Моля и др.

Существует два подхода к пониманию экономической основы правового государства:

    ассоциация правового государства с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого наемного труда;

    полная противоположность первого подхода или, говоря словами Томаса Мора: «При частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни о благополучии всего общества, ни о наилучшем устройстве государства».

Идеи правового государства присутствовали в работах Платона, Аристотеля, Цицерона, Локка, Монтескье, Канта, Радищева, Герцена и др.

Признаки правового государства:

наличие развитого гражданского общества;

максимальное обеспечение прав и свобод человека;

ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности, общественного порядка, созданием благоприятных правовых условий для хозяйственной деятельности;

правовое равенство всех граждан;

верховенство закона во всех областях жизни общества и государства; всеобщность права, его распространение на всех граждан, организации и учреждения, в том числе на органы государственной власти;

эффективная работа правоохранительных органов и высокий авторитет судебной власти;

разделение властей;

создание антимонополистического механизма;

верховенство конституционного закона, его прямое действие;

суверенность государственной власти;

суверенитет народа, конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета;

единство прав и обязанностей граждан;

приоритет в государственном регулировании гражданских отношений метода запрета над методами дозволения («разрешено все, кроме запрещенного»).

Гражданское общество представляет собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов.

Право возникает в государственно организованном обществе, как основной нормативный регулятор общественных отношений. Обычаи, моральные и религиозные нормы первобытного общества отходят на второй план, уступая место правовому регулированию общественных отношений.

Признаки права:

1) Общеобязательность - право представляет собой единственную в государстве систему правил поведения, которые обязательны для всех субъектов общественных отношений (физические лица, юридические лица, организации и т.д.);

2) Формальная определённость – правила поведения устанавливаются и санкционируются государством в официальных актах, которые подлежат единообразному толкованию;

3) Интеллектуально волевой характер - право выражает общую волю граждан государства, обусловленную объективными интересами и потребностями личности, социальных групп и общества в целом;

4) Гарантированность государства - государство создаёт необходимые условия для реализации права, как системы общеобязательных правил поведения;

5) Обеспеченность охрана государства - реализация права обеспечивается государством посредствам охраны его предписаний от нарушений, принудительной силой мерами юридической ответственности;

6) Нормативность – все общеобязательные правила поведения выражаются в правовых нормах;

7) Системность – право выступает, как совокупность правовых норм, которые расположены в определённой системе, состоящей из относительно самостоятельных групп норм;

8) Государственно регулятивный характер - право является государственным регулятором общественных отношений.

Право – это система выраженных в правовых нормах общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются, санкционируются государством в официальных актах, выражают общую волю населения, охраняются мерами юридической ответственности и выступают государственным регулятором общественных отношений.

Право, как совокупность общеобязательных правил поведения представляет собой позитивное право и состоит из правовых норм. Правовая норма – это первичный элемент права, это образец или модель типового общественного отношения, который устанавливается государством. Определяет границы возможного или должного поведения в общественных отношениях.

Признаки нормы права:

1) Общность и формальная определённость - это общие правила поведения, образец, модель типового общественного отношения, который устанавливается, санкционируется государством в официальных актах;

2) Общеобязательность - это правила определяющее границы возможного или должного поведения всех потенциальных субъектов типовых общественных отношений;

3) Предоставительно - обязывающий запрещающий характер - норма права является повелительным предписанием имеющим характер дозволения, обязывания или запрета;


4) Охранительный характер - повелительное предписание в любом случае находиться под охраной государства, вследствие того, что оно установлено государством, предусмотрены и меры государственного принуждения в случае его нарушения;

5) Определённость - это определённый метод воздействия, на типовые общественные отношения включающий обстоятельства при которых применяется норма, взаимные права и обязанности участников отношений, а так же санкции за невыполнение обязанностей;

6) Конкретность - это полнота и точность указания на признаки правил поведения;

7) Неперсонифицированность – означает, что норма права распространяется на неопределённый круг лиц;

8) Норма права выступает государственным регулятором типового общественного отношения.

Каждая норма права имеет свою структуру, состоящую из 3ёх взаимосвязанных элементов:

- Гипотеза – это предположение, в котором указывается при каких условиях следует руководствоваться данным правилом;

- Диспозиция – это распоряжение, в котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии условий предусмотренных гипотезой, то есть само правило поведения;

- Санкция - это взыскание, в котором определяется, какие меры государственного взыскания или принуждения, могут применяться, к нарушителя правила предусмотренного диспозицией.

Моделью логической структуры нормы права является словесная схема, если то иначе (if then else).

Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивно-охранительные функции лишь при наличии всех трёх структурных элементов. В связи с этим необходимо помнить, что норма права не тождественна статье нормативно правового акта. Норма права – это логически завершенное правило поведения, а статься нормативно правового акта – это внешняя форма её изложения. В статье нормативно правового акта может содержаться часть нормы или часть её элемента, поэтому в целом норма права может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно правовых актов.

Важнейшим средством организации общественной жизни являются социальные нормы .

Социальные нормы – это правила регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях, они обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничноефункционирование общества в соответствии с потребностями его развития и характеризуются следующими признаками:

1) Они являются правилами поведения людей, по мнению определённых коллективов, различных организаций или государства;

2) Это правила поведения общего характера;

3) Это не только общие, но и обязательные правила поведения людей в обществе (В необходимых случаях они обеспечиваются принуждением).

Все социальные нормы делятся по двум основаниям:

1) По способу их установления или создания;

2) Посредством охраны их от нарушения.

Выделяют следующие виды социальных норм:

1) Нормы права - это правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством;

2) Нормы морали (нормы нравственности)- это правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением;

3) Нормы общественных организаций - представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренными уставами этих организаций;

4) Нормы обычаев – это правила поведения сложившиеся в определённой общественной среде и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенности в том, что они исполняются в силу привычки ставшей естественной жизненной потребностью жизни человека;

5) Нормы традиций - выступают в виде наиболее обобщённых и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определённой сферы жизнедеятельности человека, традиции бывают: семейные, национальные и т.д.;

6) Нормы ритуалов – представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия.

Соотношения права и морали – это важнейшая проблема любого государства. В нашей стране нормы права закреплены в актах государственных органов. Моральные нормы и принципы содержаться в сознании людей, находят своё отражения в произведениях литературы, искусства и СМИ. Для оценки поведения используют критерии, правомерно или не правомерно или имеет юридическое значение. Иные критерии содержаться в моральных нормах. Оценка моральных норм – это морально или аморально, плохо или хорошо, честное или нечестно. Реализация правовых норм в необходимых случаях обеспечивается специальным государственным аппаратом, а соблюдение норм морали контролируется общественным мнением или пресекается с помощью общественного порицания. Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью.

В жизни любого государства, общества и каждого человека важную роль отыгрывает такое явление, как право. Без этой системы ни одно общество не смогло бы существовать мирно и упорядоченно, и ни одно государство не смогло бы развиваться.

Роль права в жизни общества и человека

Системой общеобязательных правил, установленных и охраняемых государством, называют правом. Именно эта система правил выражает индивидуальные и общие интересы всех граждан государства.

Право выступает в роли регулятора общественных отношений, оно защищает права граждан и государства. Именно по этой причине невозможно представить существование и функционирование страны без системы права, так как в обратном случае общественные отношения не будут упорядочены должным образом.

Демократические государства, которыми и являются большинство современных развитых стран, не имеют возможности осуществлять какой-либо вид деятельности вне системы общеобязательных правил. В обязанности права входит регулирование внутренних взаимоотношений в государственном механизме и оформление структуры государства.

Также при помощи права закрепляют форму государственного устройства, политический режим и форму правления определенного государства. Право определяет компетенцию государственных органов и компетенцию должностных лиц, которые и представляют государственные органы.

Правом определяется, как должен быть организован госаппарат и общеобязательные права и обязанности граждан конкретного государства.

Посредством права осуществляется государственная правотворческая деятельность, которая, в свою очередь, определяет потребность в регламентации (юридического характера) определенных отношений. Таким образом, при помощи правотворческой деятельности государства создаются законы, указы и иные рациональные юридические формы.

С другой стороны, именно право регламентирует государственную деятельность - придает ей юридическую форму и вводит ее в рамки юридических требований.

Это означает, что посредством права закрепляются интересы наций и тех народностей, которые населяют многонациональное федеративное государство.

И внешние, и внутренние функции государство реализовывает при помощи права. И во многом успешность реализации той или функции государства зависит от того, насколько она полномерно закреплена правом.

Право же осуществляет свои функции с двух сторон: и со стороны граждан, и со стороны государства. На государство право воздействует при взаимоотношениях с населением, а само государство осуществляет воздействие через правовую систему (в пределах правовых требований). И именно правом определены пределы вмешательства государства в жизнь граждан.

Гражданин и гражданство

Гражданин – это лицо, которое связанно с определенным государством политико-правовой связью. Правовое положение гражданина определенного государства намного выше, нежели лиц без гражданства и иностранцев, так как они обладают большим объемом прав и свобод.

Государство – это институт политической системы, главной функцией которого является организация и контроль совместных действий и отношений лиц, которые проживают на территории страны, а также защита их прав и свобод.

Гражданин и государство связаны между собой стабильной политической и правовой связью.

Гражданство – это устойчивая политическая и правовая связь государства и человека. Она выражается в существовании взаимных прав и обязанностей.