Меры инженерной защиты населения от чс таблица. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеристика защитных сооружений

Мероприятия по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного характера включают строительство специальных сооружений и убежищ, способных укрыть людей во время развития опасного природного процесса и полностью защитить их от угрозы; повышение устойчивости зданий и сооружений воздействию природной стихии; защитные инженерные мероприятия (противосейсмические, противооползневые и др.); эвакуационные мероприятия; мероприятия медицинской защиты. Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и территорий определяются на основании прогнозов состояния природной опасности соответствующих территорий.

Строительство укрытий

Строительство специальных укрытий и убежищ осуществляется в тех случаях, когда здания, сооружения, дамбы или другие инженерные сооружения неспособны защитить население от природных опасностей. Защитные объекты должны возводиться в легко доступных местах, где имеется большое скопление населения, которое могло бы в предельно сжатые сроки укрыться в этих объектах. Так, например, в Японии был учтен страшный опыт Токийского землетрясения 1923 г. и ядерных бомбардировок 1945 г. Разработанная и реализованная национальная программа строительства в городах сети бомбоубежищ позволяет в каждом из них укрыть до 20 тыс. человек. С учетом этого, а также других мер население Японии в настоящее время считается одним из самых защищенных от природных и техногенных катастроф.

Повышение устойчивости зданий и сооружений достигается совершенствованием проектных решений и применением новых более прочных строительных материалов. Такое строительство признано социально приемлемым и экономически оправданным. Несмотря на то, что стоимость его может повышаться до 60%, а иногда и больше по сравнению с обычным строительством, получаемый эффект несравнимо выше.

Изменившиеся в последние годы требования к безопасности людей ведут к ужесточению строительных норм по стойкости зданий и сооружений. Во многих развитых странах в настоящее время реализуется стратегия строительства, в соответствии с которой строительные объекты и сооружения, подвергающиеся опасным стихийным бедствиям, при всех обстоятельствах не должны выходить из режима нормального функционирования. Так, например, в США национальная стратегия смягчения последствий стихийных бедствий предусматривает разработку новых сооружений на основе такой технологии, которая способна обеспечивать устойчивость ко всем видам катастроф. В первую очередь эти требования относятся к строительству всех федеральных зданий и жизнеобеспечивающих объектов.



Важное значение имеют разработка генеральных планов застройки населенных пунктов и ведение градостроительной политики с учетом природных особенностей регионов и отдельных территорий, подверженных действию опасных природных явлений. С этой целью осуществляется зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного риска. Выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможных опасных геологических явлений.

Гидротехнические сооружения должны возводиться таким образом, чтобы в зону возможного катастрофического затопления попадало минимальное количество объектов социального и хозяйственного назначения. В районах возможного катастрофического затопления не допускается размещение населенных пунктов и важных промышленных объектов, а также размещение зданий и сооружений в опасных зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, зонах возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры. В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, оползней, селей, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки площади и элементы инфраструктуры. В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью в 7–9 баллов, как правило, должны проектироваться одно- и двухсекционные жилые дома высотой не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками.

Смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного характера способствуют разработка и совершенствование технологических методов: разработка проектов, создание строительных материалов, совершенствование технологий строительства, выбор соответствующих конструктивных и технологических решений, компенсирующих опасные воздействия.

Сегодня практически во всех странах на основе мирового опыта с учетом региональных и национальных особенностей каждой страны разработаны строительные нормы и правила (СНиП). Соблюдение строительного законодательства является обязательным для всех организаций независимо от их подчиненности и формы собственности.

Помимо СНиП, содержащих основные правила ведения строительных работ, строительными ведомствами различного уровня выпускаются рекомендации по строительству с учетом специфических особенностей отдельных регионов и видов строительства. В этих документах имеются рекомендации по хозяйственному использованию сейсмоопасных, оползнеопасных, подтопляемых и других территорий, подверженных различным природным опасностям.

Инженерно-технические мероприятия по защите территорий планируются и осуществляются в районах опасных природных процессов независимо от ведомственной принадлежности защищаемой территории и объектов. Мероприятия инженерной защиты должны обеспечивать предотвращение, устранение или снижение до допустимого уровня отрицательного воздействия опасных природных процессов на защищаемые территории, здания и сооружения. Экономический эффект инженерной защиты определяется размером предотвращенного ущерба территории или сооружению за вычетом затрат на осуществление защиты. В настоящее время имеются примеры строительства уникальных защитных сооружений, требующих огромных финансовых затрат. Так, например, в Нидерландах вдоль морского побережья возведены дамбы протяженностью на десятки километров, которые защищают от катастрофических морских штормов почти 50% территории страны, где проживает около 60% населения.

Противосейсмические мероприятия, направленные на снижение разрушительного воздействия землетрясений, включают:

строительство зданий и сооружений в сейсмически опасных районах в соответствии с нормами сейсмостойкости;

усиление несущих конструкций существующих зданий и сооружений (фундаментов, стен, перекрытий) с учетом сейсмического риска для соответствующей территории;

изменение существующей законодательной базы строительства в сейсмоопасных районах, уточнение принципов и системы сейсмозащиты и др.

К противооползневым и противообвальным мероприятиям относятся:

изменение рельефа и формы склона в целях повышения его устойчивости;

искусственное понижение уровня подземных вод;

закрепление грунтов различными способами;

строительство удерживающих сооружений (подпорные стены, свайные конструкции и столбы и др.).

В группу противоселевых мероприятий входят:

селезадерживающие сооружения (бетонные, каменные плотины, плотины из грунтовых материалов);

селепропускные сооружения (каналы, селеспуски);

селенаправляющие сооружения (направляющие и ограждающие дамбы);

стабилизирующие сооружения (каскады запруд, подпорные стены, дренажные устройства);

селепредотвращающие сооружения (регулирующие паводок плотины).

Противолавинными мероприятиями являются:

профилактические мероприятия (организация службы мониторинга, прогноза и оповещения, искусственно регулируемый сброс лавин);

лавинопредотвращающие сооружения и мероприятия (снегоудерживающие заборы, стенки, щиты, решетки);

лавинозащитные сооружения (направляющие - стенки, искусственные русла; тормозящие и останавливающие - холмы, траншеи, дамбы), пропускающие (галереи, эстакады).

Мероприятиями по противодействию наводнениям служат:

перераспределение максимального стока между водохранилищами, переброска стока между бассейнами и внутри речного бассейна;

ограждение территорий дамбами (системами обвалования);

увеличение пропускной способности речного русла (расчистка, углубление, расширение, спрямление русла).

Предупредительными инженерно-техническими мероприятиями по защите от наводнений являются:

строительство защитных сооружений (плотин, дамб, обвалований);

реконструкция существующих защитных сооружений;

использование противопаводковых емкостей водохранилищ с целью срезки пика половодий и паводков.

Комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычай­ных ситуациях включены мероприятия инженерной защиты. Особенностью этих мероприятий является то, что они осуществляются не только для непосредст­венной защиты населения, но и для защиты территорий.

По некоторым оценкам рационально спланиро­ванные, подготовленные и реализованные мероприя­тия инженерной защиты обеспечивают снижение возможных людских потерь и материального ущерба на 30%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - на 70%.

Характеристика защитных сооружений.

В системе защиты населения важное место занимают коллективные защитные сооружения (убежища и укрытия).Защитные сооружения - это инженерные сооружения, специально предназначенные для коллективной защиты рабочих и служащих предприятий, учреждений, а также населения от поражающих факторов ЧС.

Убежище - это инженерное сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых в нем людей от воздействия всех поражающих факторов ЧС: световое излучение, проникающая радиация, ударная волна, отравляющие вещества (0В) и аварийно-опасные химические вещества (АОХВ), бактериальные средства (БС), высокие температуры в зонах пожаров, обломки разрушенных зданий.

Противорадиационное укрытие (ПРУ) - это защитное сооружение, обеспечивающее защиту укрываемых от светового излучения, воздействия ударной волны малой мощности (до 0,2 кг/см 2) и значительно ослабляющее воздействие проникающей радиации.

Простейшие укрытия - это защитные сооружения, обеспечивающие защиту укрываемых от летящих обломков, светового излучения, а также снижающие воздействия ионизирующего излучения и ударной волны. К ним относятся щели (открытые и перекрытые), траншеи, подземные переходы улиц и т.п.

Убежища и ПРУ обычно строятся заблаговременно (заранее в мирное время), по специальным строительным нормам и правилам «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций». При отсутствии ЧС они используются в хозяйственных целях (как склады, бытовые помещения, учебные классы, столовые, буфеты и т.д.). В зависимости от места расположения убежища бывают встроенные в здания и отдельно стоящие.

Убежище должно иметь не менее двух выходов, расположенных в противоположных его концах. Встроенное убежище должно иметь аварийный выход.

Основные требования к убежищам: наличие равнопрочных ограждающих конструкций, выдерживающих заданные нагрузки от ударной волны, наличие систем жизнеобеспечения и ФВУ, экономичность.В зависимости от степени защиты убежища делят на пять классов: к первому классу относятся убежища, способные выдержать нагрузку во фронте ударной волны 5 кг/см2 и более; ко второму - 3 кг/см2; к третьему - 2 кг/см2; к четвертому - 1 кг/см2; к пятому классу - 0,5 кг/см2.

Фильтровентиляционная система должна работать в двух режимах : чистой вентиляции и фильтровентиляции. В первом режиме воздух очищается от грубодисперсной радиоактивной пыли, во втором - от остальных радиоактивных осадков, а также от АОХВ и БВ и аэрозолей.

При расположении убежища в месте, где возможен сильный пожар или загазованность АОХВ, может предусматриваться режим полной изоляции помещений убежища с регенерацией воздуха в них.

В убежище оборудуются различные системы жизнеобеспечения. Электроснабжение обычно осуществляется от внешней электросети, а при необходимости и от автономного электроисточника - защищенной дизельной электростанции. Убежище должно иметь телефонную связь и репродукторы, подключенные к радиотрансляционной сети.

Водоснабжение и канализация убежища обеспечиваются на базе общих водопроводных и канализационных сетей. Помимо этого, в убежище предусматриваются аварийные запасы воды и приемники фекальных вод, которые должны работать независимо от состояния внешних сетей. Отопление осуществляется от общей отопительной сети.

В помещениях убежища размещаются дозиметрические приборы, приборы химической разведки, защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструментов, средства аварийного освещения, запас продовольствия и воды, медицинское имущество.

Для медико-санитарного обеспечения в защитных сооружениях вместимостью до 150 чел. работают 2 сандружинницы, в сооружениях вместимостью до 600 чел. предусмотрен санитарный пост (4 сандружинницы или 1 медицинская сестра и 3 сандружинницы), при вместимости более 600 чел. - врачебный медицинский пункт (1 врач и 4 сандружинницы в смену при двухсменной работе). Для санитарного поста необходима площадь не менее 2 м 2 , для врачебного медицинского пункта -9м 2 .

Быстро возводимые убежища должны иметь как минимум: помещения для укрываемых; места для размещения фильтровентиляционного оборудования (простейшего или промышленного изготовления); санузел и аварийный запас воды. В них оборудуются вход, выход и аварийный выход (лаз). Для строительства быстро возводимых убежищ применяются сборный железобетон, элементы коллекторов инженерных сооружений городского подземного хозяйства.

Направленных на предотвращение или предельное снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников чрезвычайных ситуаций.

Необходимость подготовки и осуществления мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обусловливается:
  • риском для человека подвергнуться воздействию поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, и ;
  • предоставленным законодательством правом людей на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Мероприятия защиты населения являются составной частью предупредительных мер и мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций и, следовательно, выполняются как в превентивном (предупредительном), так и оперативном порядке с учетом возможных опасностей и угроз. При этом учитываются особенности расселения людей, природно-климатические и другие местные условия, а также экономические возможности по подготовке и реализации защитных мероприятий.

Мероприятия по подготовке страны к защите населения проводятся по территориально-производственному принципу. Они осуществляются не только в связи с возможными чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, но и в предвидении опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их, поскольку значительная часть этих мероприятий эффективна как в мирное, так и военное время.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Комплекс мероприятий по защите населения включает:
  • оповещение населения об опасности, его информирование о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуационные мероприятия;
  • меры по инженерной защите населения;
  • меры радиационной и химической защиты;
  • медицинские мероприятия;
  • подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Организация оповещения населения

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности . Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — “Внимание всем!”. Услышав этот звук (сигнал), люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый . Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Основной способ оповещения и информирования населения — передача речевых сообщений по сетям вещания. При этом используются радиотрансляционные сети, радиовещательные и телевизионные станции (независимо от форм собственности). Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Система оповещения города. Верхнее звено системы оповещения крупного города, как правило, устанавливается в органе управления ГОЧС города, где организовано постоянное дежурство ответственных лиц.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокрытия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения.

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1 000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В чрезвычайных ситуациях используются все виды вещания на основе перехвата программ вещания, который осуществляется соответствующими органами управления ГОЧС с помощью специальной аппаратуры. Для оповещения населения и объектов в городе Москве создана система централизованного оповещения для всех зон города (Москва разбита на 46 зон), установлено 1 240 электросирен и 840 уличных громкоговорителей. Для оповещения и информирования населения Москвы в чрезвычайных ситуациях будут использоваться Первый и Третий канал телевидения, радио УКВ, программы “Маяк”, “Европа+”, “Авторадио”, “Эхо Москвы”, “Москва и москвичи”. Московская система оповещения управляется оперативным дежурным Центра управления кризисными ситуациями.

Эвакуационные мероприятия

Эвакуация относится к основным способам защиты населения от чрезвычайных ситуаций, а в отдельных ситуациях (катастрофическое затопление, радиоактивное загрязнение местности) этот способ защиты является наиболее эффективным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:
  • видам опасности — эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, возможного катастрофического затопления и других;
  • способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;
  • удаленности — локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
  • временным показателям — временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная (до 1 месяца); продолжительная (более 1 месяца).
  • В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Заблаговременная эвакуация населения опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия.

Экстренная эвакуация населения из опасного района — при возникновении чрезвычайной ситуации.

Необходимость эвакуации и сроки ее осуществления определяются комиссиями по чрезвычайным ситуациям. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям. Для кратковременного размещения эвакуированного населения предусмотрено использование служебно-бытовых помещений, клубов, пансионатов, лечебно-оздоровительных учреждений, туристических баз, домов отдыха, санаториев, а также садово-огороднических товариществ. В летнее время возможно кратковременное размещение в палатках.

Эвакуация осуществляется по производственно-территориаль-ному принципу. Планирование, организация и проведение эвакуации населения возложены на эвакуационные органы и органы управления ГОЧС. Планы эвакуации являются частью планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

На все население, подлежащее эвакуации, по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях и организациях составляются эвакуационные списки. Не занятые в производстве члены семей включаются в списки по месту работы главы семьи. Эвакуационные списки составляются заблаговременно.

Укрытие населения в защитных сооружениях

Укрытие населения в защитных сооружениях при возникновении мирного и военного времени имеет важное значение, особенно при возникновении трудностей и невозможности полной эвакуации населения из больших городов, а в сочетании с другими способами защиты обеспечивает снижение степени его поражения от всех возможных поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций различного характера.

Защитное сооружение — это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения.

Защитные сооружения классифицируются по:
  • назначению — для укрытия техники и имущества; для защиты людей (убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия);
  • конструкции - открытого типа (щели, траншеи); закрытого типа (убежища, противорадиационные укрытия).

Надежным способом защиты людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени являются убежища.

Убежища — это защитные сооружения, в которых в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от воздействия современных средств поражения, поражающих факторов природных и техногенных катастроф.

Для защиты населения от чрезвычайных ситуаций могут использоваться защитные сооружения гражданской обороны, которые создают необходимые условия для сохранения жизни и здоровья людей не только в условиях военного времени, но и чрезвычайных ситуациях различного характера. Они обеспечивают защиту при радиационных и химических авариях, задымлениях, катастрофических затоплениях, смерчах, ураганах и т. п.

В убежищах могут быть развернуты пункты жизнеобеспечения аварийно-спасательных формирований и населения: питания, обогрева, оказания медицинской помощи, сбора пострадавших и другие.

Наращивание фонда защитных сооружений осуществляется путем:
  • освоения подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;
  • постановки на учет и в случае необходимости дооборудования имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособления горных выработок и естественных полостей для защиты населения и материальных средств;
  • возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа.

В последнее время установлен также порядок использования защитных сооружений гражданской обороны. В мирное время они могут использоваться для нужд предприятий, учреждений, организаций и обслуживания населения. Предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности, на балансе которых находятся защитные сооружения гражданской обороны, обеспечивают сохранность конструкций и оборудования, а также поддержание их в состоянии, необходимом для приведения в готовность к приему укрываемых в сроки до 12 часов.

В Москве на сегодняшний день имеется 7 057 защитных сооружений . Из них в интересах экономики и обслуживания населения используется 77%.

Учитывая, что защитные сооружения являются эффективной защитой населения от чрезвычайных ситуаций различного характера, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях, руководители предприятий должны планировать и осуществлять мероприятия по поддержанию в исправном состоянии имеющиеся защитные сооружения, готовности к использованию в установленные сроки, по дальнейшему накоплению защитных сооружений до требуемых объемов.

Использование средств индивидуальной защиты

Средства индивидуальной защиты (СИЗ) - это предмет или группы предметов, предназначенные для защиты (обеспечения безопасности) одного человека от радиоактивных, опасных химических и биологических веществ, а также светового излучения ядерного взрыва.

По предназначению СИЗ подразделяется на средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) и средства защиты кожи (СЗК), принципу защитного действия — на средства индивидуальной защиты фильтрующего и изолирующего типов.

К средствам индивидуальной защиты органов дыхания относятся противогазы, респираторы и простейшие средства защиты типа противопыльных тканевых масок и ватно-марлевых повязок.

К средствам защиты кожи — специальная защитная одежда, изготавливаемая из прорезиненных и других тканей изолирующего типа, а также бытовая одежда из полиэтиленовых и других влаго- и пыленепроницаемых материалов.

Фильтрующие средства индивидуальной защиты обеспечивают защиту органов дыхания и кожи либо за счет поглощения вредных примесей, содержащихся в атмосфере окружающего воздуха, специальными химическими поглотителями, либо за счет осаждения крупных аэрозолей и твердых вредных примесей в атмосфере на мелкопористых тканевых материалах.

Средства защиты изолирующего типа производят защиту органов дыхания за счет подачи в организм человека чистого воздуха, получаемого с помощью автономных систем без использования для этих целей наружного воздуха. Защита кожи в данном случае обеспечивается полной ее изоляцией от окружающей среды.

Доступными для населения являются гражданские противогазы, которые накапливались и хранились на специальных складах для обеспечения защиты населения в военное время. Главное их предназначение — защита органов дыхания от отравляющих веществ и радиоактивной пыли. Это противогазы ГП-5 и ГП-7. Но они не обеспечивают защиту от ряда АХОВ, поэтому изготавливаются специальные патроны ДПГ-1 ДПГ-3 для защиты от аммиака, хлора, фосгена и других. Патрон защитный универсальный ПЗУ-К обеспечивает защиту органов дыхания как от окиси углерода, так и ряда АХОВ. Но выпуск дополнительных патронов в настоящее время крайне ограничен по причине отсутствия средств на их производство.

Задача федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, органов управления ГОЧС — обеспечение накопления необходимого количества средств индивидуальной защиты и своевременность их выдачи населению при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Медицинские мероприятия по защите населения

Медицинские мероприятия по защите населения представляют собой комплекс мероприятий (организационных, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и др.), направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи, а также на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в районах чрезвычайных ситуаций и местах размещения эвакуированного населения.

Объем и характер проводимых мероприятий зависят от конкретных условий обстановки, особенностей поражающих факторов источника и самой чрезвычайной ситуации и включают в себя применение соответствующих профилактических и лечебных средств (радиозащитных препаратов, снижающих степень лучевого поражения; антидотов (противоядий) от химически опасных веществ; противобактериальных средств; дегазирующих, дезактивирующих и дезинфицирующих растворов; перевязочных и обезболивающих средств).

В состав медицинских средств индивидуальной защиты включены химические, химиотерапевтические, биологические препараты и перевязочные средства, предназначенные для предотвращения или ослабления воздействия на человека поражающих факторов источников и самих чрезвычайных ситуаций. Эти средства могут использоваться самостоятельно, либо в порядке взаимопомощи.

К табельным медицинским средствам индивидуальной защиты относятся аптечка индивидуальная АИ-2; индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-10, ИПП-11); пакет перевязочный медицинский (ППМ).

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях в качестве важной составной части входят мероприятия инженерной защиты. Особенностью инженерной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является то, что она используется не только для защиты населения, но служит также важным направлением обеспечения защиты территорий.

Инженерная защита населения и территорий - это комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, проводимых заблаговременно, а также в оперативном порядке и направленных на предотвращение или максимальное снижение потерь населения при возникновении чрезвычайных ситуаций путем обеспечения укрытия и жизнедеятельности населения в защитных сооружениях, предотвращения, устранения или снижения до допустимого уровня отрицательного воздействия поражающих факторов стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф.

Мероприятия инженерной защиты регламентируются рядом нормативных документов, основным из которых является СНиП 2.01.51-90 "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны". Несмотря на то что нормы этих мероприятий в значительной мере определены с учетом потребностей военного времени, выполнение некоторой части из них содействует защите населения и территорий от стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Этим нормативным документом определены требования к планировке, размещению и строительству защитных сооружений гражданской обороны, объектов экономики, зданий, сооружений, инженерных систем с учетом необходимости обеспечения их безопасности в условиях как военных опасностей, так и чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Кроме этого основополагающего для инженерной защиты документа введены в действие:

  • - порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" проектов строительства СП 11-107-98;
  • - порядок разработки и состав раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации для территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований СП 11-112-2001.

Соблюдение требований этих нормативных документов позволяет снизить людские потери и материальный ущерб, создать условия для успешного проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

По некоторым оценкам, рационально спланированные, подготовленные и реализованные мероприятия инженерной зашиты обеспечивают снижение возможных людских потерь и материального ущерба до 30%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - до 70%.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе:

  • - оценки характеристик возможной опасности;
  • - учета категорий защищаемого населения;
  • - результатов инженерно-геодезических, геологических, гидрометеорологических изысканий;
  • - схем инженерной защиты территории (генеральных, детальных, специальных);
  • - учета особенностей использования территории.

В современных условиях наблюдается тенденция инженерную защиту населения и территорий строить путем образования единой территориальной системы (комплекса) сооружений и мероприятий. При этом к основным мероприятиям инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относят:

  • - укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном под защитные сооружения подземном пространстве городов (подвальных помещениях, цокольных этажах, подземных пространствах объектов торгово-социального назначения, метрополитенах и др.);
  • - использование в качестве жилья мест работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;
  • - использование при соответствующих чрезвычайных ситуациях отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;
  • - укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых ими в оперативном порядке самостоятельно проведена герметизация;
  • - предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ путем обваловки или заглубления емкостей с АХОВ;
  • - возведение и эксплуатация инженерных защитных сооружений от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

Определенную роль в проведении инженерной защиты населения могут сыграть защитные сооружения гражданской обороны (убежища и противорадиационные укрытия), фонд которых был создан для защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Эти сооружения могут быть успешно использованы для защиты населения в условиях некоторых чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Универсальность защитного сооружения в мирное и военное время заложена в самом его определении. Защитное сооружение в настоящее время определяется как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также воздействия современных средств поражения.

В мирное и военное время используются следующие виды защитных сооружений (ЗС):

  • - специальные фортификационные сооружения (СФС);
  • - войсковые фортификационные сооружения (ВФС);
  • - защитные сооружения гражданской обороны (ЗС ГО).

Эти виды защитных сооружений могут использоваться как для защиты войск, населения, техники, материальных ценностей, так и для оборудования пунктов управления. Общие сведения о составе ЗС приведены на рис. 9.1.

Рис. 9.1. Общие сведения о составе защитных сооружений

Для защиты населения разработаны различные по конструкции, защитным свойствам и срокам строительства защитные сооружения гражданской обороны.

Защитные сооружения гражданской обороны классифицируются по следующим признакам:

  • - времени возведения;
  • - месту расположения;
  • - вместимости;
  • - защитным свойствам;
  • - материалу конструкций;
  • - обеспечению электроэнергией;
  • - обеспечению фильтровентиляционным оборудованием;
  • - характеру использования в мирное время.

Убежища возводятся заблаговременно, а также в оперативном порядке при военной угрозе или в военное время. Сооружения, возводимые в оперативном порядке, называются быстро возводимыми.

Убежища могут быть встроенными в другие здания и сооружения, а также отдельно стоящими (рис. 9.2) Они могут быть заглубленными и полу заглубленными. Убежища могут размещаться в районах городской застройки, на объектах экономики, в метрополитене, подземном пространстве городов, в горных выработках и естественных подземных полостях.

По вместимости убежища подразделяются на малые (до 150 человек), средние (150-500человек) и большие (более 500 человек).

Важнейшей мерой по жизнеобеспечению убежищ является их воздухоснабжение. В большинстве убежищ оно осуществляется в двух режимах: чистой (прямой) вентиляции (1 режим) и фильтровентиляции (2 режим). При втором режиме фильтровентиляционное оборудование защищает помещения убежищ от проникновения в них радиоактивных, отравляющих и некоторых аварий но химически опасных веществ. Кроме таких убежищ к началу 1990-х годов в стране был также накоплен значительный фонд убежищ с тремя режимами вентиляции.

Эти убежища строились в местах возможной опасной загазованности воздуха продуктами горения, вблизи химически опасных объектов, атомных станций, в зонах возможного катастрофического затопления. Третий режим вентиляции этих убежищ предусматривает полную или частичную изоляцию помещений убежища с регенерацией внутреннего воздуха. Убежища стремя режимами наиболее перспективны для защиты персонала и населения в мирное время.

Рис. 9.2. Отдельно стоящее убежище, построенное с учетом использования его в мирное время под гараж: 1 - помещение фильтровентиляционного оборудования; 2 - тамбур-шлюз с защитно-герметическими дверями (ворогами); 3 - помещение для укрываемых; 4 - помещение для электрогенераторов с дизельными установками; 5 - вентиляционный оголовок с защитными устройствами для отсекания ударной волны; 6 - помещение санузла с резервуаром для воды

Однако в настоящее время концепция использования защитных сооружений гражданской обороны в интересах защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера пока не сформирована. Это обусловлено тем, что при возникновении большинства природных и техногенных бедствий защитить от них людей с помощью этих защитных сооружений даже в убежищах с тремя режимами вентиляции без их предварительного дооборудования достаточно трудно.

Наибольшую перспективу применения имеют, как говорилось, защитные сооружения, обладающие режимом полной изоляции, поскольку они эффективны для защиты населения во время радиационных и химических аварий, а также при массовых пожарах. В этих же целях могут быть использованы убежища с режимом фильтровентиляции, если этот режим обеспечивает очистку поступающего в защитное сооружение воздуха. Эти сооружения могут найти применение также для укрытия людей от ураганов и смерчей при условии заблаговременного получения штормового предупреждения. При чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера защитные сооружения гражданской обороны могут использоваться не только для защиты людей, но и для дислокации оперативных органов управления, размещения населения и персонала, эвакуированных из зон чрезвычайных ситуаций, складирования ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения и гуманитарной помощи.

Определенные трудности использования защитных сооружений гражданской обороны связаны также с установленным порядком применения их по двойному назначению. Дело в том, что имеющийся фонд этих сооружений независимо от ведомственной принадлежности должен использоваться для хозяйственных, культурных и бытовых нужд без ущерба для выполнения задач по предназначению. Для освобождения защитных сооружений в военное время от размещавшегося в них имущества организаций отводится 12 часов. При чрезвычайных же ситуациях, например, при радиационных и химических авариях, как правило, возникает необходимость занять защитные сооружения в значительно более короткие сроки.

В настоящее время постановлением Правительства Российской Федерации определен порядок использования объектов и имущества гражданской обороны, в том числе защитных сооружений приватизированными предприятиями, учреждениями, организациями. В соответствии с этим постановлением защитные сооружения остаются в собственности государства и должны поддерживаться в готовности к использованию по предназначению.

Высокую эффективность в деле защиты населения и территорий имеет проведение инженерно-технических мероприятий по защите от неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов, предусматривающих возведение и эксплуатацию соответствующих защитных инженерных сооружений. К ним относятся мероприятия по защите от землетрясений, противооползневые и противообвальные инженерные мероприятия, меры по защите от селей, противолавинные инженерные мероприятия, противокарстовые мероприятия, меры инженерной защиты берегов морей, водоемов и водотоков, инженерно-технические мероприятия по защите от затоплений и другие.

Инженерные мероприятия по защите от землетрясений заключаются в сейсмическом микрорайонировании и соблюдении норм проектирования и строительства зданий и сооружений в сейсмических районах. При этом принимаются меры по исключению размещения в сейсмоопасных районах опасных производств, строительству и реконструкции потенциально опасных объектов с учетом сейсмичности территорий, повышению сейсмостойкости ранее возведенных без ее учета зданий и сооружений, снижению опасности возникновения во время землетрясения вторичных факторов поражения.

Противооползневые и противообвальные инженерные мероприятия включают;

  • - изменение рельефа склонов в целях планировки откосов, уменьшения крутизны склонов, повышения их устойчивости, а также регулирование стока поверхностных вод, искусственное понижение уровня подземных вод, их перехват с помощью дренажных систем;
  • - строительство удерживающих сооружений (банкет, террас, подпорных и поддерживающих стен, опоясок, анкерных креплений, тоннелей, крытых ограждений, свайных рядов) особенно в тех местах, где склоны подрезаются дорогами;
  • - устройство направляющих стенок для изменения движения обвальных пород;
  • - осуществление взрывов для обеспечения управляемого схода оползней и обвалов.

Защита от селей предусматривает;

  • - мониторинг и прогнозирование образования селевых потоков, своевременное оповещение населения об их угрозе;
  • - предупредительные срабатывания селевых озер и возведение селе предотвращающих сооружений (плотин, регулирующих паводок, водосбросов);
  • - сооружение селесдерживающих плотин, селепропускных каналов, селеспусков, селенаправляющих и ограждающих дамб и шпор, стабилизирующих сооружений (каскадов, запруд, дренажей, террас, подпорных стенок).

К противолавинным инженерным мероприятиям относятся:

  • - мониторинг и прогнозирование схода снежных лавин, оповещение населения об угрозе их схода;
  • - предупредительный спуск лавин;
  • - строительство лавинопредотвращающих сооружений (снегоудерживающих и снегозадерживающих заборов, стен и др.);
  • - строительство лавинозащитных сооружений (направляющих стенок, русел, лавинорезов, тормозящих надолбов, траншей, дамб, пропускающих галерей, навесов, эстакад).

Противокарстовые инженерные мероприятия проводятся путем:

  • - заполнения карстовых полостей;
  • - водоснижения и регулирования режима подземных вод;
  • - организации поверхностного стока.

Инженерная защита берегов морей, водохранилищ, озер и рек предусматривает :

  • - строительство набережных и шпунтовых стенок;
  • - покрытие берегов (монолитное и сборное из плит и блоков);
  • - устройство откосных сооружений (набросанных или уложенных);
  • - возведение струенаправляющих дамб.

К основным инженерно-техническим мероприятиям по защите от затоплений и подтоплений относятся:

  • - искусственное повышение поверхности территории;
  • - спрямление и углубление русел рек и их расчистка;
  • - устройство дамб;
  • - отвод поверхностных и подземных вод;
  • - строительство дренажных систем.

Для решения всего комплекса задач по инженерной защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера перспективна разработка программ инженерной защиты населенных пунктов России от воздействия опасных природных и техногенных явлений и процессов. Реализация таких программ позволит существенно повлиять на состояние природной и техногенной безопасности в стране.

Инженерная защита - комплекс организационных и инженер­но-технических мероприятий по предотвращению ЧС и уменьше­нию их масштабов, а также последствий в случае возникновения. Основная цель этой защиты - предотвращение людских потерь и уменьшение материального ущерба, создание условий для неот­ложных аварийно-спасательных работ. Инженерная защита населения основывается прежде всего на строительстве и использовании в зонах вероятных разрушений, радиационного и химического загрязнения защитных сооруже­ний - убежищ и укрытий. Укрытие населения в этих сооружениях - наиболее эффек­тивное и универсальное мероприятие защиты от поражающих факторов всех природных и техногенных ИЧС, а также во время ведения боевых действий. Убежища - наиболее надежные защитные сооружения: они обеспечивают защиту от всех механических, тепловых, радиаци­онных, химических и биологических факторов. Противорадиационные укрытия (ПРУ) - сооружения, предназ­наченные для защиты от внешнего облучения, непосредственно­го попадания на кожу, одежду, обувь радиоактивной пыли, ка­пель АХОВ, биологических средств. ПРУ ослабляют излучение в десятки -сотни раз. Для защиты используются конструкция ПРУ, его заглубление и грунтовая обсыпка, простейшие системы филь-тровентиляции и герметизации. К ПРУ относятся специально возводимые сооружения, соору­жения хозяйственного назначения (погреба, гаражи, овощехра­нилища), приспособленные для укрытия людей. Укрытия обычно вмещают от 50 до 300 человек, нормы на одного человека по пло­щади и объему те же, что и для убежищ. В целях решения всего комплекса вопросов инженерной защи­ты в ЧС разработана комплексная программа «Инженерная защи­та городов и населенных пунктов России от воздействия опасных природных и техногенных процессов». Ее выполнение позволяет существенно повысить защиту населения и территории в ЧС. Радиационная и химическая защита населения. Радиационная защита. Радиационная защита - это комплекс организационных, инженерно-технических и специальных меро­приятий, направленных на предупреждение или максимальное ос­лабление воздействия ионизирующих излучений на людей и умень­шение радиоактивного загрязнения окружающей среды до допу­стимых уровней. Она обеспечивает состояние защищенности лю­дей от вредного для них воздействия ионизирующих излучений и является основным механизмом достижения радиационной без­опасности. Следовательно, основная цель радиационной защи­ты - это обеспечение радиационной безопасности населения и персонала РОО. Осуществление радиационной защиты основывается на следу­ющих принципах: непревышение допустимых пределов индивидуальных доз об­лучения населения и персонала от всех источников ионизирующих излучений; запрещение всех видов деятельности с использованием ионизи­рующих излучений, при которых получаемая для людей и обще­ства в целом польза не превысит риска возможного вреда от допол­нительного к естественному радиационному фону облучения; поддержание на возможно низком уровне индивидуальных доз и числа людей, подвергшихся облучению.

Основными задачами радиационной защиты являются: .предупреждение о возникновении аварии на РОО; ограничение радиационных последствий аварии.

Первая задача решается на этапах проектирования, размещения, строительства и нормального функционирования РОО. При этом предусматривается проведение ряда организационных и инженер­но-технических мероприятий, к основным из которых относятся: размещение РОО с учетом риска возникновения природных чрезвычайных ситуаций и возможных последствий аварии; специальные меры по предупреждению аварий и ограничению распространения выбросов радиоактивных веществ за пределы санитарно-защитной зоны; меры по защите персонала радиационных опасных объектах и близживущего населения. При размещении в конкретной местности предусматриваются ограничения по минимальному расстоянию между АЭС и насе­ленными пунктами: населенный пункт с населением до 50 тыс. человек размещает­ся не ближе 8 км от АЭС; город с населением от 500 тыс. до 1 млн человек - не ближе 30 км; город с населением более 2 млн человек - от 100 км и более. 96 При размещении POO должны учитываться сейсмичность тер­ритории, ее геологические, гидротехнические и ландшафтные условия. Меры по предупреждению аварий и ограничению распростра­нения выбросов включают в себя: использование быстродействующих систем защиты, прерыва­ющих неконтролируемое развитие процессов в ядерном реакторе; создание нескольких барьеров безопасности, препятствующих выходу радиоактивных продуктов при взрывных процессах; качественная подготовка персонала РОО; создание санитарно-защитной зоны вокруг РОО. Специальные меры по защите персонала РОО и населения в примыкающих к АЭС районах предусматривают создание: системы автоматизированного мониторинга радиационной об­становки; автоматизированной локальной сети оповещения на РОО; защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укры­тий и т.п.) в 30-километровой зоне от АЭС. При аварии на РОО проводятся мероприятия по защите насе­ления в условиях радиационной ЧС и по ликвидации последствий аварии, которые рассмотрены ниже.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Опасность пора­жения людей в чрезвычайной ситуации радиационного характера обусловлена дозой облучения: внешнего гамма-излучения от загрязненной местности; внутреннего, возникающего при попадании радиоактивных веществ внутрь организма через органы дыхания и через пищева­рительный тракт. Роль этих факторов и соответствующее противодействие им зависят от фазы развития аварии. Обычно рассматривают три фазы. Ранняя фаза развития аварии - время от начала аварии до момента прекращения выброса радиоактивных веществ в атмо­сферу и окончания формирования радиационного загрязнения ме­стности. Продолжительность этой фазы может составлять от не­скольких часов до 10 сут. Средняя фаза - от момента завершения формирования РЗМ до задействования всех мер защиты и жизнеобеспечения на­селения. Длительность фазы может составлять от нескольких суток до одного года. Поздняя фаза- длится до завершения (прекращения не­обходимости) выполнения защитных мер. Фаза завершается од­новременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения на РЗМ и переходом к обычному санитарно-радиаци-онному контролю радиационной обстановки. Определение границ зон загрязнений и проведение защитных мер на ранней фазе аварии проводится по данным радиационной 4 Киршин 97 разведки и планируется на основании действующих «Критериев для принятия решения о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора», утвержденных Минздравом России (табл. 6.1). Если ожидаемые дозы достигают или превосходят верхний уро­вень, то приведенные в табл. 6.1 меры обязательны, даже если они связаны с нарушением деятельности населения. Продолжи­тельность ранней фазы 10 сут, она установлена на основе опыта аварии на Чернобыльской АЭС. Для принятия решений о режимах поведения населения, ха­рактерных для среднего и позднего этапов развития аварии, на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, о дез­активации населенных пунктов и их реабилитации по уточнен­ным данным радиационной разведки и радиационного контроля определяются районы РЗМ и находящиеся в них населенные пун­кты. При получении данных о плотности загрязнений, Ки/км2, из разных районов на карте административной территории прово­дится зонирование РЗМ, т. е. нанесение соответствующих зон. Границы этих зон устанавливаются в зависимости от определен­ных плотностей загрязнения территорий. С учетом изменения ра­диационной обстановки не реже чем раз в три года эти границы пересматриваются решением Правительства России. Для этих зон определяется величина годовой эффективности дозы, которая может быть получена населением при отсутствии радиационной защиты, и планируются меры защиты. По опыту ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС выделяют определенные зоны РЗМ и соответствующие им мероприятия по защите населения и территорий. На территориях, где годовая доза не превышает 0,1 рад, про­водится обычный контроль загрязнения среды и сельскохозяй­ственной продукции, по результатам которого оценивается годо­вая доза. Проживание населения и хозяйственная деятельность на этой территории по радиационным факторам не ограничивается, и территория не относится к зонам РЗМ. Плотность загрязнения по цезию-137 в этой зоне 1 - 5 Ки/км2. На территориях, где годовая эффективная доза превышает 1 рад, устанавливается зона РЗМ. Зона радиационного контроля -территория, на ко­торой годовая доза составляет от 0,1 до 0,5 рад. В этой зоне осуще­ствляется радиационный мониторинг природной среды и сельс­кохозяйственных продуктов, контроль облучения населения. Ис­пользуются средства снижения доз (защиты кожи и органов дыха­ния, йодная профилактика). Зона проживания с правом на отселение - часть территории с плотностями загрязнения 5-15 Ки/км2 по цезию-137, годовой дозой от 0,5 до 2 рад. Осуществляются те же меры защи­ты, что и в зоне радиационного контроля. Добровольный въезд в эту зону для постоянного проживания не ограничивается. Въезжа­ющим разъясняется риск ущерба здоровью, обусловленный дей­ствием радиации. Зона отселения - территория с плотностью загрязне­ния 15 - 40 Ки/км2. Среднегодовая доза превышает 2 рад. Въезд в зону для постоянного проживания запрещен. Осуществляются меры радиационной и медицинской защиты. Запрещается проживание детей, лиц репродуктивного возраста. Зона отчуждения - территория с чрезвычайно опасным РЗМ. Плотность загрязнения более 40 Ки/км2, годовая доза более 5 рад. В зоне не допускается постоянное проживание, хозяйствен­ная деятельность и природопользование строго регулируются. При временном пребывании используются средства индивидуальной защиты, режим радиационной защиты и другие меры. Проводимые в зонах РЗМ защитные мероприятия могут при­водить к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территорий, т.е. являются вмешательством, влекущим за собой не только эко­номический ущерб, но и неблагоприятное воздействие на населе­ние. Поэтому при принятии решений о характере вмешательства (защитных мероприятиях) руководствуются специальными прин­ципами: предлагаемое вмешательство должно принести населению боль­ше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате сни­жения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать стоимость вмешательства и возможный (прежде всего социальный) вред от него (принцип обоснования вмешательства); 99 форма, масштабы и длительность вмешательства должны быть выбраны такими, чтобы чистая польза от снижения дозы за выче­том ущерба, связанного с самим вмешательством, была бы мак­симальной (принцип оптимизации вмешательства). Таким образом, при организации непосредственной радиаци­онной защиты населения основные усилия сосредоточиваются на исключении или уменьшении воздействия ИИ, что достигается: укрытием в защитных сооружениях; использованием средств индивидуальной защиты; сокращением времени пребывания в зонах РЗМ, вплоть до эва­куации; специальной обработкой (дезактивацией); применением лекарственных профилактических средств. Действия населения при радиационной аварии и в условиях ра­диоактивного загрязнения местности. Услышав сигнал оповещения «Внимание всем!», необходимо включить средства вещания (теле­визор, радиоприемник, проводное радио), прослушать информа­цию и действовать в соответствии с ней. Если рекомендации для конкретной обстановки отсутствуют, то следует защитить органы дыхания (платком, шарфом и т.п.) и по возможности быстро ук­рыться в ближайшем здании, лучше всего в собственной квартире. В помещении следует: сменить верхнюю одежду и обувь и поместить их в пластиковые пакеты или пленку; плотно закрыть окна, форточки, двери, выключить вентиля-i цию; I включить средства вещания и быть готовым к приему инфор­мации; при наличии бытового измерителя загрязнения периодически проводить измерения. Герметизировать помещения (подручными средствами заделать щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия) и надежно укрыть продукты питания (открытые продукты поместить в полиэтиленовые пакеты, запастись водой в закрытых сосудах, продукты и воду разместить в холодильнике, закрытых шкафах, кладовках). При получении указаний следует провести йодную профилак­тику (подручное средство - 3 - 5 капель 5 % раствора йода на стакан воды для взрослых; 1 - 2 капли на 100 г воды для детей до двух лет; прием повторить через 5 -7 ч). Строго соблюдать прави­ла личной гигиены: открытые участки тела мыть с мылом не­сколько раз в день. Помещение следует оставлять только в крайних случаях и на короткое время. При выходе на улицу защищать органы дыхания и кожу табельными, а при их отсутствии - подручными средствами. После каждого возвращения следует переодеваться. 100 Необходимо подготовиться к возможной эвакуации, для чего должны быть наготове: средства индивидуальной защиты, в том числе подручные; одежда и обувь по сезону, нижнее белье; однодневный запас продовольствия, медикаменты; документы, деньги и другие необходимые вещи. Перед выходом из помещения для эвакуации надо отключить холодильник, все электрические и газовые приборы, перекрыть воду, выбросить все скоропортящиеся продукты. На загрязненной местности нельзя снимать средства защиты, поднимать пыль, запрещается курить, принимать пищу, лежать, садиться; двигаться следует по задерненной почве или по асфаль­ту. Периодически проводится дезактивация средств защиты, одежды и вещей путем осторожного обтирания или обтряхивания, а так­же обтирание и обмывание открытых участков кожи. После ради­ационного контроля необходимо переодеться. В районах загрязне­ния можно употреблять продукты питания только после проведе­ния радиационного контроля или продукты, находящиеся в гер­метичной упаковке. Соблюдение норм и правил поведения в условиях РЗМ являет­ся важной защитной мерой, снижающей риск радиационных по­ражений.

Памятка для населения Действия граждан при проведении общей эвакуации

Среди способов защиты населения большое значение имеет эвакуация населения из опасных районов и размещение в загородной зоне. Эвакуация проводится организованно и в максимально сжатые сроки комбинированным способом (всеми видами транспорта и пешим порядком) через сборные эвакопункты (СЭП) по территориально-производственному принципу. Успешное выполнение эвакуации во многом зависит от личной организованности и дисциплины населения, от знания им своих обязанностей. При подготовке к эвакуации

1. Надо знать номер сборного пункта, его адрес, номер телефона, способ эвакуации (транспортом или пешим порядком).

2. Следуя на сборный пункт после получения извещения об эвакуации, необходимо: - взять с собой документы, деньги, обувь, одежду, в том числе и теплые вещи, независимо от времени года, постельное белье и туалетные принадлежности, медикаменты, индивидуальные средства защиты, продукты питания (консервы, сухари и др.) на 2-3 дня, нож, спички, термос или бутылку с водой, но не более 50 кг. общего веса на человека; -продукты питания уложить в чемоданы, рюкзаки, сумки или завернуть в свертки, удобные для переноса и транспортировки. К каждому месту прикрепите бирки с указанием своей фамилии и инициалов, адреса жительства и конечного пункта эвакуации. В этом случае больше вероятности, что вещи не потеряются; -детям дошкольного возраста вложить в карманы или пришить к одежде записки с указанием фамилий, имен, отчеств и мест жительства или работы родителей; - в квартире выключить все осветительные и нагревательные приборы, закрыть краны водопроводных и газовых сетей, окна и форточки По прибытии на СЭП 1. Выполнять все указания администрации. 2. Пройти регистрацию, запомнить № эшелона или № колонны, время отправления.

3. Лично познакомиться со старшим вагона или колонны.

4. Узнать место посадки на транспорт или построения колонны или маршрут движения.

5. На посадку следовать организованно под руководством старшего по посадке.

6. При построении пеших (автоколонн)колонн спокойно занять место в колонне по команде старшего колонны.

В пути следования 1. На марше в пешем порядке или на транспорте строго соблюдать правила поведения, объявленные старшим колонны. 2. При следовании пешим порядком соблюдать дисциплину марша во время движения, на привалах и в промежуточных пунктах. Соблюдать меры маскировки и пожарной безопасности, быть готовым к укрытию. 3. При следовании транспортом не выходить из него без разрешения старшего колонны. По прибытии в пункт эвакуации 1. Пройти регистрацию на приемном эвакуационном пункте и в сопровождении старшего убыть к месту расселения. 2. Эвакуируемые не имеют права самостоятельно без разрешения местных эвакуационных органов выбирать пункты и места для жительства и перемещаться из одного района в другой. 3. Все эвакуируемые должны оказывать помощь друг другу. Взрослое население при эвакуации должно оказывать всяческую помощь