О порядке утверждения и представления арбитражному суду кандидатуры арбитражного управляющего - членов САУ «Авангард. Ознакомление кредиторов с документами Требования к кандидату в арбитражные управляющие

Арбитражный управляющий — это ключевая фигура при банкротстве предприятия.

К моменту написания этой статьи Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в дальнейшем «закон о банкротстве») уже 13 лет.
За это время он претерпел 68 редакций с учётом 3-х последних, которые ещё не вступили в силу.

Но для многих людей арбитражный управляющий остаётся загадочной, непонятной фигурой, чуть ли не кем-то, кто пытается «наловить рыбу в мутной воде».

В этой статье кратко даны ответы на вопросы:

  • каковы функции арбитражного управляющего?
  • Каковы «разновидности» этих участников банкротства предприятия?
  • Каковы требования к арбитражным управляющим в России?
  • Каков порядок их назначения?
  • Что такое саморегулируемая организация арбитражных управляющих ?

Функции арбитражного управляющего во время процедур, применяемых при банкротстве

Самой общей, основной задачей арбитражного управляющего является цивилизованное решение проблемы, вызванной несостоятельностью должника.

Во время проведения процедур, применяемых при банкротстве (часть 1 статьи 27 закона «О банкротстве»), арбитражные управляющие осуществляют различные функции. Эти функции зависят от конкретной процедуры.

Наблюдение

На стадии наблюдения арбитражный управляющий имеет статус временного управляющего (статья 2 закона «О банкротстве»). Его обязанности прописаны в части 1 статьи 67 закона «О банкротстве». Если обобщить, то временный управляющий обязан выяснить, есть ли возможность поправить финансовые дела должника, восстановить его платежеспособность.

На стадии финансового оздоровления арбитражный управляющий именуется административным управляющим (статья 2 закона «О банкротстве»). Основная функция арбитражного управляющего на этой стадии — контролирующая. Он:

  • ведёт реестр требований кредиторов,
  • контролирует выполнение плана финансового оздоровления, графика погашения долга, перечисления средств кредиторам и другое (часть 3 статьи 83 закона «О банкротстве»).

Внешнее управление

Внешний управляющий — арбитражный управляющий, который фактически руководит должником после введения внешнего управления (часть 1 статьи 94 закона «О банкротстве»). Особенность этой процедуры в том, что прежнее руководство должника отстраняется от работы (часть 1 статьи 94 закона «О банкротстве»). Внешний управляющий:

  • ведёт бухгалтерский, финансовый, статистический отчёт,
  • разрабатывает план внешнего управления,
  • ведёт реестр требований кредиторов (часть 2 статьи 99) и другое.

Основная цель этой стадии — восстановить платежеспособность должника.

Если кредиторы принимают решение обратиться в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом (часть 3 статьи 118 закона «О банкротстве») и суд удовлетворяет это ходатайство, то открывается конкурсное производство (часть 1 статьи 124 закона «О банкротстве»). Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего (часть 1 статьи 127 закона «О банкротстве»).

Конкурсный управляющий руководит должником (часть 1 статьи 129 закона «О банкротстве»). В статусе конкурсного управляющего арбитражный управляющий наделён очень широкими полномочиями:

  • распоряжаться имуществом должника;
  • увольнять работников;
  • искать, выявлять и возвращать имущество должника, которое находится у третьих лиц;
  • требовать возврата задолженности перед должником и другое (часть 2 статьи 129) и т.д.

Интересно: в статье 2 закона «О банкротстве» прописан также финансовый управляющий, но он участвует в деле о банкротстве физического лица, гражданина. Поэтому финансовый управляющий в этой статье не рассматривается.

Как стать административным управляющим в России

Эти требования установлены статьёй 20 закона «О банкротстве». Требования к арбитражному управляющему следующие:

  • он должен быть гражданином Российской Федерации;
  • должен быть членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (часть 1 статьи 20 закона «О банкротстве»).

На этом требования к арбитражному управляющему заканчиваются. А вот для того, чтобы стать членом СРО арбитражных управляющих , придётся выполнить ещё несколько условий, а именно:

  • иметь высшее образование;
  • иметь стаж работы руководителем не менее 1 года;
  • стажироваться в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2-х лет;
  • сдать теоретический экзамен по специальной программе;
  • не иметь дисквалифицирующего наказания за совершение административного правонарушения;
  • не иметь судимости за умышленное преступление;
  • не быть исключённым из СРО арбитражных управляющих в течение 3-х лет до момента подачи заявления на членство (часть 2 статьи 20);
  • заключить договор обязательного страхования ответственности;
  • уплачивать установленные СРО взносы, в том числе взносы в компенсационный фонд (часть 3 статьи 20).

Порядок назначения арбитражных управляющих

Этот порядок установлен статьёй 45 закона «О банкротстве».

В Арбитражный суд подаётся заявление о признании должника банкротом. В этом заявлении указывается наименование и адрес СРО, из числа членов которой нужно определить временного управляющего (часть 2 статьи 37 закона «О банкротстве»).

Указанная СРО получает определение арбитражного суда о принятии заявления и представляет суду информацию: соответствует кандидатура арбитражного управляющего требованиям или нет. СРО обязана сделать это в течение 9-ти дней (часть 4 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если кандидатура управляющего удовлетворяет установленным требованиям, арбитражный суд утверждает этого кандидата (часть 5 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если в течение 14-ти суток с момента получения определения арбитражного суда СРО не подаст в суд информацию о кандидатуре, суд откладывает рассмотрение вопроса на 30 дней. Заявитель имеет право в течение этого времени обратиться в другую СРО (часть 7 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Если же кандидатура управляющего не представлена в течение 3-х месяцев, то арбитражный суд прекращает производство (часть 9 статьи 45 закона «О банкротстве»).

Обратите внимание: порядок назначения арбитражного управляющего описан в общих чертах. Ситуация осложняется, если, например, арбитражному управляющему требуется допуск к государственной тайне.

Требования к СРО арбитражных управляющих

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих — это некоммерческая организация (часть 1 статьи 21 закона «О банкротстве»). СРО включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. При этом СРО должна выполнить несколько требований:

  • у неё должно быть не менее 100 членов;
  • её участники должны в сумме провести не менее, чем 100 процедур банкротств;
  • она должна иметь компенсационный фонд;
  • должны быть разработаны стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих;
  • она должна иметь органы управления и специализированные органы (часть 2 статьи 21).

Что ещё нужно знать об арбитражном управляющем

В редакции закона «О банкротстве» от 03 декабря 2008 года было требование о том, что арбитражный управляющий обязан иметь регистрацию индивидуального предпринимателя. Однако в редакции закона от 1 января 2014 года этого требования уже не имелось. В настоящее время арбитражный управляющий может не быть индивидуальным предпринимателем.

Законодательство России о банкротстве развивается. К ключевой фигуре этого процесса — арбитражному управляющему — предъявляются всё более серьёзные требования.

Это позитивные изменения, поскольку они отсекают от рынка неквалифицированных лиц. Благодаря строгим требованиям закона «О банкротстве» на рынке услуг арбитражных управляющий остаются честные и достойные профессионалы.

УТВЕРЖДЕНО

Решением Наблюдательного совета Некоммерческого партнерства

Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «РАЗВИТИЕ»

(НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ»)
(
Протокол № 50 от 08.04.2009 г.)

ПОЛОЖЕНИЕ

о деятельности Партнерства

по представлению кандидатур арбитражных управляющих

для утверждения в делах о банкротстве

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), Уставом и внутренними документами Некоммерческого партнерства Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «РАЗВИТИЕ» (далее – Партнерство).

1.2. Настоящее Положение определяет порядок деятельности Партнерства по представлению кандидатур арбитражных управляющих для утверждения в делах о банкротстве.

2. Общий порядок деятельности Партнерства при получении запроса о представлении кандидатуры арбитражного управляющего.

2.1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего (далее – запрос ) Партнерство представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» применительно к установленной форме (приложение № 1 к Положению).

2.2. В случае получения запроса, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, Партнерство осуществляет выбор и представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

2.3. Партнерство обеспечивает свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается Партнерством на коллегиальной основе.

2.4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения запроса Партнерство направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

2.5. Партнерство несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

2.6. В случае, если арбитражный управляющий – член Партнерства освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения члена Партнерства, Партнерство представляет в арбитражный суд кандидатуру другого арбитражного управляющего – члена Партнерства для утверждения в деле о банкротстве.

2.7. Партнерство не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

В случае, если арбитражный управляющий – член Партнерства, кандидатура которого указана в запросе, либо иные арбитражные управляющие — члены Партнерства, изъявившие желание быть утвержденными в деле о банкротстве, не имеют допуска к государственной тайне установленной формы и наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего, Партнерство не позднее чем в течение девяти дней с даты получения запроса сообщает об этом в арбитражный суд.

2.8. Указанные в данном разделе мероприятия организуются и осуществляются аппаратом Партнерства (далее – Аппарат) и (или) Региональными комитетами Партнерства (далее – Комитет, Региональный комитет Партнерства).

3. Требования к арбитражному управляющему – члену Партнерства в целях его утверждения в деле о банкротстве.

3.1. При утверждении арбитражного управляющего – члена Партнерства в деле о банкротстве, в котором на него возлагаются полномочия руководителя должника, на него в процессе утверждения распространяются все требования, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для руководителя такого должника.

В случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего в деле о банкротстве связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, член Партнерства должен иметь допуск к государственной тайне по форме, соответствующей форме допуска, необходимой для исполнения полномочий руководителя данного должника и соответствующей высшей степени секретности сведений, обращающихся на предприятии должника.

3.2. В качестве временных управляющих, административных управляющих, внешних управляющих или конкурсных управляющих не могут быть утверждены в деле о банкротстве арбитражные управляющие – члены Партнерства:

которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

которые полностью не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в ранее проведенных процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и факт причинения которых установлен вступившим в законную силу решением суда;

в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве;

которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами;

которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

которые не имеют допуска к государственной тайне установленной формы.

3.3. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов вправе выдвигать к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве дополнительные требования, установленные законодательством.

4. Порядок выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

4.1. В целях организации и осуществления выбора кандидатуры арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве Партнерство формирует специализированный орган – Комитет по назначениям Партнерства.

4.2. Структура и порядок работы Комитета по назначениям Партнерства определяются внутренними документами Партнерства.

5. Порядок работы Аппарата и Территориального комитета Партнерства при получении запроса о представлении кандидатуры арбитражного управляющего.

5.1. Все поступающие в Партнерство запросы (в том числе из Комитетов и от арбитражных управляющих Партнерства) в тот же день регистрируются в делопроизводстве Партнерства с проставлением учетного номера и даты поступления. Комитеты и арбитражные управляющие Партнерства при получении запроса не из Аппарата обязаны немедленно его представить в Аппарат.

5.2. Все поступившие запросы Аппарат в течение рабочего дня направляет по электронной почте или другим доступным способом в Комитет для доведения арбитражным управляющим Партнерства и организации представления кандидатуры арбитражного управляющего.

5.3. Реализация запроса постоянно контролируется Аппаратом и Территориальным комитетом Партнерства.

5.4. Поступивший в Комитет запрос в течение рабочего дня доводится Председателю Территориального комитета и арбитражному управляющему, указанному в данном запросе.

При получении запроса, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, Комитет уточняет у указанного арбитражного управляющего всю необходимую информацию и представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и необходимые документы и материалы, применительно к установленной форме (приложение № 1 к Положению).

В случае получения запроса, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, Комитет доводит его до своих членов, уточняет их согласие и возможность утверждения в деле о банкротстве и подготавливает проекты документов, необходимых для представления кандидатуры арбитражного управляющего по данному запросу. Данные мероприятия осуществляются в течение трех дней с момента получения запроса. Результаты проведенных мероприятий, согласия арбитражных управляющих и подготовленные документы немедленно представляются в Аппарат и Комитет по назначениям Партнерства.

В течение пяти дней со дня поступления запроса Комитет обязан доложить в аппарат о готовности представления кандидатуры арбитражного управляющего.

5.5. Комитет по назначениям Партнерства осуществляет выбор кандидатуры арбитражного управляющего на основании поступившего запроса и информации представленной Территориальными комитетами Партнерства и арбитражными управляющими Партнерства.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего оформляется, как правило, протоколом заседания Комитета по назначениям Партнерства, который направляется в Аппарат и в Территориальный комитет Партнерства, член которого выбран для утверждения в деле о банкротстве.

5.6. После получения протокола заседания Комитета по назначениям Партнерства Территориальный комитет Партнерства не позднее чем в течение девяти дней с даты поступления запроса в аппарат Партнерства окончательно оформляет, регистрирует и направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию и материалы о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

5.7. Информацию и материалы подписывает Председатель Регионального комитета Партнерства или лицо, его замещающее.

5.8. На Региональный комитет Партнерства возлагается полная ответственность за своевременное, качественное и полное представление всех необходимых документов в соответствующие инстанции.

5.9. Не позднее следующего дня после отправки информации и материалов о кандидатуре арбитражного управляющего, Комитет представляет в Аппарат точную копию отправленной информации и материалов, а также документов, подтверждающих отправку информации и материалов адресатам. Направление информации и материалов в Аппарат означает их представление в арбитражный суд и другие необходимые инстанции.

Подлинники документов, подтверждающие направление (сдачу) информации материалов о кандидатуре арбитражного управляющего в арбитражный суд и в другие инстанции, хранятся в Комитете до завершения процедуры банкротства или освобождения (отстранения) арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

После получения указанных копий запрос снимается с контроля в Аппарате Партнерства.

5.10. Региональный комитет Партнерства несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих – членах Партнерства.

5.11. Указанные в данном разделе мероприятия в необходимых случаях проводятся без запроса о предоставлении кандидатуры.

5.12. Комитет, представивший кандидатуру арбитражного управляющего, обязан контролировать ход дела о банкротстве, при необходимости представлять в арбитражном суде интересы арбитражного управляющего и Партнерства.

5.13. После утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, но не позднее трех дней со дня получения, Комитет обязан представить в Аппарат соответствующее решение (определение) арбитражного суда об утверждении арбитражного управляющего или документальную информацию о его неутверждении.

5.14. В настоящем Положении под днем получения запроса понимается день поступления запроса в аппарат (дата, указанная в учетном штампе). В случае поступления запроса из официальных инстанций непосредственно в представительство (филиал, комитет) — днем получения запроса считается день поступления запроса в представительство (филиал, комитет).

Приложение:

  1. Информация о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным статьями 20 и 20.2 ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)»

Приложение № 1

ОБРАЗЕЦ

ИНФОРМАЦИИ ОБ АРБИТРАЖНОМ УПРАВЛЯЮЩЕМ

Исх. № ____

от 29.06.09г.

«О представлении информации об арбитражном управляющем

для утверждения в деле о банкротстве ООО «Потоп»

На основании поступившего запроса и в соответствии с ст. 45 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) Некоммерческое партнерство Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «РАЗВИТИЕ» (НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ»), включенная в единый государственный реестр СРО АУ 26.02.2007г. за №0024, представляет информацию об арбитражном управляющем – члене НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ» Петровой Валентине Ивановне в целях утверждения ее временным управляющим ООО «Потоп» и подтверждает ее полное соответствие требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Информация об арбитражном управляющем Петровой Валентине Ивановне:

гражданка Российской Федерации;

является членом НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ» (свидетельство о членстве: серия 01 07 № 0060, выдано 01.04.07г.);

зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство: серия 50 № 010038701, выдано 01.11.06г.; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе: серия 50 № 004429809, выдано 28.01.03г.);

имеет высшее образование (диплом БВС 0228828, выдан 25.06.99г.);

имеет стаж руководящей работы не менее чем один год в совокупности, что подтверждается трудовым договором от 16.02.07г. и приказами;

сдала теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих (свидетельство АВ № 1274, регистрационный номер 11/009915, выдано 02.02.06г.);

прошла стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего (свидетельство № 133, выдано 02.08.06г.);

не имеет судимости за преступления в сфере экономики, за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (справка № Н/6-3599 от 09.08.07г.), а также за совершение умышленного преступления;

не имеет наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

заключила договор страхования ответственности на случай причинения убытков (страховой полис № 0686В93000505, выдан 16.11.06г.);

осуществляла следующие процедуры банкротства:

Приложение:

  1. Личное дело Петровой В.И., на ________ листах.
  2. Заявление о согласии Петровой В.И., на 1 листе.
  3. Протокол, на 1 листе.
  4. Копия доверенности Председателя Регионального комитета НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ», на 1 листе.

Председатель Регионального комитета

НП СРО АУ «РАЗВИТИЕ» А.А. Соколов

Примечание:

Указанные в приложении документы не являются обязательными.

УТВЕРЖДЕНО

решением Совета

Ассоциации

«Саморегулируемая организация

арбитражных управляющих

Центрального федерального округа»

___________________________________________

Председатель Совета Ассоциации

П О Л О Ж Е Н И Е
о порядке отбора кандидатур
арбитражных управляющих для представления
арбитражным судам в целях утверждения их
в деле о банкротстве

Статья 1. Общие положения

Во исполнение Федерального закона от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» настоящее Положение устанавливает правила, определяющие порядок отбора кандидатур арбитражных управляющих из числа членов Ассоциации «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих Центрального Федерального округа» (далее – Ассоциация).

Статья 2. Порядок отбора кандидатур арбитражных управляющих

1. Отбор кандидатур из числа членов Ассоциации для их представления арбитражным судам в целях утверждения в деле о банкротстве осуществляет Комиссия Ассоциации по отбору кандидатур арбитражных управляющих из числа членов Ассоциации для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве, являющаяся специализированным органом Ассоциации и создаваемая по решению Совета Ассоциации.

В Комиссию Ассоциации входят:

    центральная комиссия по отбору кандидатур членов Ассоциации для их представления арбитражным судам в целях утверждения в деле о банкротстве (далее – центральная комиссия), образуемая Советом Ассоциации в количестве не менее пяти человек; региональная комиссия по отбору кандидатур членов Ассоциации для их представления арбитражным судам в целях утверждения в деле о банкротстве (далее – региональная комиссия), образуемая по решению Совета Ассоциации в каждом субъекте (субъектах) РФ, на территории которого проживают и/или осуществляют свою профессиональную деятельность арбитражные управляющие – члены Ассоциации.

Руководство работой Комиссии Ассоциации по отбору кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве осуществляет Директор Ассоциации, который является Председателем Комиссии. Председатель Комиссии является Председателем центральной комиссии.

Центральная комиссия осуществляет свои функции по месту нахождения Ассоциации.

Региональные комиссии образуются на территории субъекта (субъектов) РФ, в количестве не менее трех человек, по представлению собрания членов Ассоциации, проживающих и/или осуществляющих свою профессиональную деятельность в субъекте (субъектах) РФ. Руководство работой региональной комиссии осуществляет региональный представитель Ассоциации, который является председателем региональной комиссии.

Срок полномочий комиссий не ограничен. Комиссии могут быть расформированы Советом Ассоциации.

Члены комиссий осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

2. К исключительной компетенции центральной комиссии относится отбор кандидатур арбитражных управляющих для осуществления процедур банкротства в отношении следующих должников: градообразующих предприятий и организаций; финансовых организаций; стратегических предприятий и организаций.

Кроме того, к исключительной компетенции центральной комиссии относится отбор кандидатур арбитражных управляющих:

а) для представления их в арбитражные суды регионов, где региональная комиссия не сформирована.

б) для представления их в арбитражные суды регионов, отличных от тех территорий, на которых проживают и/или осуществляют свою профессиональную деятельность арбитражные управляющие.

в) для представления их в арбитражные суды РФ в целях утверждения в делах о банкротстве предприятий-должников, заявителями (кредиторами) по которым являются России», .

К компетенции региональной комиссии относится отбор кандидатур арбитражных управляющих для представления их в арбитражные суды того региона, на работу в котором Директор выдал доверенность региональному представителю.

В отдельных случаях по решению Директора Ассоциации отбор кандидатур арбитражных управляющих для представления в арбитражные суды региона, где сформирована региональная комиссия, может осуществляться центральной комиссией.

3. Основанием для начала процедуры отбора кандидатур арбитражных управляющих является получение Ассоциацией, в том числе его региональным представителем, запроса о представлении кандидатуры в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов.

4. При поступлении региональному представителю запроса о представлении кандидатуры на предприятия, указанные в п.2, он не позднее следующего дня после поступления запроса обязан направить копию запроса по факсимильной связи Председателю центральной комиссии.

Председатель центральной комиссии созывает заседание, на котором определяется кандидатура арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации, которые выразили согласие на утверждение в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Председатель центральной комиссии информирует регионального представителя о поступивших запросах о предоставлении кандидатур на предприятия, указанных в п.2, расположенные на территории соответствующего субъекта РФ, а также о принятом решении о кандидатуре арбитражного управляющего.

Региональный представитель, получивший запрос о представлении кандидатуры, обязан не позднее следующего дня после поступления запроса:

    информировать всех членов Ассоциации, проживающих и/или осуществляющих свою деятельность в субъекте (субъектах) РФ, которые могут претендовать быть выбранными в качестве кандидатуры арбитражного управляющего, и предлагает выразить свое согласие на утверждение в качестве арбитражного управляющего в деле о банкротстве; созвать заседание региональной комиссии.

5. Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины ее членов. Решения принимаются путем проведения голосования простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Каждый член комиссии имеет один голос. Решения оформляются протоколом, который должен быть подписан всеми членами комиссии, участвовавшими в заседании, не позднее следующего дня после заседания.

На заседании комиссии могут присутствовать заинтересованные лица.

6. Комиссия отбирает кандидатуру, соответствующую требованиям, предусмотренными ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов.

В случае получения запроса о представлении кандидатуры арбитражного управляющего, не содержащего дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего, комиссия проводит отбор кандидатур арбитражного управляющего из числа членов Ассоциации, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего.

7. Если на представление кандидатуры выразили свое согласие более одного члена Ассоциации, преимуществом пользуются члены Ассоциации, в наибольшей степени соответствующие дополнительным требованиям, содержащимся в запросе, а в случае получения не содержащего дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего запроса – обладающие более высокими профессиональными качествами. При невозможности определить кандидатуры исходя из этих критериев, принимается во внимание наличие или отсутствие у членов Ассоциации неснятых дисциплинарных взысканий ; количество незавершенных процедур банкротства на дату заседания комиссии; количество назначений (утверждений) каждого члена Ассоциации арбитражным управляющим в деле о банкротстве; своевременность и полнота уплаты членских взносов ; регулярность предоставления отчетности; своевременное обновление справок и иных документов, имеющих срок действия.

В случае конфликта интересов центральной комиссии и региональной комиссии, приоритетным является решение центральной комиссии.

8. Не позднее чем через девять дней с даты получения определения арбитражного суда или протокола собрания кредиторов о представлении кандидатуры арбитражного управляющего, центральная комиссия или региональная комиссия направляет информацию о соответствии выбранной кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», мотивированное заключение о соответствии выбранной кандидатуры дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов (при их наличии), протокол заседания соответствующей комиссии, а также согласие выбранной кандидатуры на утверждение арбитражным судом в деле о банкротстве в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику способом, обеспечивающим доставку в течение 5 дней с даты направления.

9. При получении определения арбитражного суда или протокола собрания кредиторов, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, центральная комиссия или региональная комиссия не позднее чем через девять дней направляет информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», мотивированное заключение о соответствии указанной кандидатуры дополнительным требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в определении арбитражного суда или протоколе собрания кредиторов (при их наличии), а также согласие указанной кандидатуры на утверждение арбитражным судом в деле о банкротстве в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику способом, обеспечивающим доставку в течение 5 дней с даты направления.

10. Направляемый пакет документов, указанный в п. 8 и 9, должен быть подписан Директором Ассоциации (если вопрос об отборе кандидатуры рассматривался центральной комиссией) или региональным представителем (если вопрос об отборе кандидатуры рассматривался региональной комиссией).

11. Судебный акт, принятый арбитражным судом по итогам рассмотрения вопроса об утверждении члена Ассоциации арбитражным управляющим, направляется региональной комиссией в центральную комиссию не позднее следующего дня после его получения.

Статья 3. Рассмотрение жалоб на действия (бездействия) региональной комиссии и центральной комиссии

1. Жалобы, поступившие на действия (бездействия) центральной и региональных комиссий или Директора Ассоциации в связи с осуществлением им обязанностей, предусмотренных настоящим Положением, рассматриваются Советом Ассоциации.

2. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее десяти дней со дня ее поступления. Заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения его жалобы не позднее семи дней со дня принятия решения.

3. Региональная комиссия, региональный представитель, центральная комиссия, Директор Ассоциации, действия которых обжалуются, обязаны передать относящиеся к жалобе документы Совету Ассоциации не позднее пяти дней со дня получения Советом Ассоциации сообщения о поступившей жалобе.

Статья 4. Ответственность за нарушение порядка отбора кандидатур арбитражных управляющих

Члены центральной комиссии и региональной комиссий могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в порядке, предусмотренном Уставом Ассоциации и Положением о членстве, в следующих случаях:

    нарушение установленных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и настоящим Положением требований к порядку отбора кандидатур арбитражных управляющих, порядку и срокам направления документации, подтверждающей соответствие кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»; непредставление в арбитражный суд документации, подтверждающей соответствие кандидатуры требованиям, предусмотренным ст. 20 и 20.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Статья 5. Заключительные положения

1. Настоящее Положение вступает в силу с момента его утверждения Советом Ассоциации и действует неопределенный срок.

2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся по решению Совета Ассоциации.

3. «Положение о порядке отбора кандидатур арбитражных управляющих для представления арбитражным судам в целях утверждения их в деле о банкротстве», утвержденное 13 июля 2012 г. (протокол заседания Совета ПАУ ЦФО № 2) утрачивает силу с момента утверждения настоящего Положения.

Статья 127. Конкурсный управляющий. 1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, и размер вознаграждения конкурсного управляющего, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

2. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства.
Комментарий к статье 127
1. При принятии решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего. Одна из основных фигур в конкурсном производстве - конкурсный управляющий, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства органы управления должника отстраняются от выполнения практически всех своих функций. Он выполняет функции по управлению и распоряжению имуществом должника и к нему переходят права и обязанности руководителя и иных органов должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом.
Конкурсный управляющий назначается в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона. В соответствии с данной статьей после получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего и в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе (далее - список кандидатур). В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям - с учетом их профессиональных качеств.
В случае получения не содержащего требований к кандидатуре арбитражных управляющих запроса о представлении кандидатур арбитражных управляющих заявленная саморегулируемая организация проводит отбор кандидатур арбитражных управляющих из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В списке кандидатур должны быть указаны три кандидатуры в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.
Заявленная саморегулируемая организация обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатур арбитражных управляющих.
Решение о включении арбитражных управляющих в список кандидатур принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.
Заявленная саморегулируемая организация не позднее чем через пять дней с даты получения запроса о представлении кандидатур арбитражного управляющего, содержащего требования к кандидатуре арбитражных управляющих, направляет список кандидатур, содержащий сведения о профессиональных качествах арбитражных управляющих и мотивированное заключение об их соответствии требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику.
Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре из арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры требованиям ст. 20 Закона о банкротстве.
В случае если должник и (или) заявитель (представитель собрания кредиторов) не воспользовались правом отвода, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном заявленной саморегулируемой организацией.
В случае непредставления арбитражному суду заявленной саморегулируемой организацией списка кандидатур в пятидневный срок арбитражный суд обращается в регулирующий орган, который обязан в течение семи дней с даты получения обращения арбитражного суда обеспечить представление списка кандидатур другими саморегулируемыми организациями из числа включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Вместе с тем в течение года со дня вступления в силу Закона о банкротстве утверждение кандидатуры арбитражного управляющего, в частности конкурсного управляющего, осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 15 и 45 Закона о банкротстве, или собрание кредиторов может определить и представить арбитражному суду три кандидатуры арбитражных управляющих. Должник при этом вправе заявить отвод одной из представленных кандидатур, а регулирующий орган - исключительно мотивированный отвод одной или нескольким кандидатурам в случае их несоответствия требованиям п. 4 ст. 231 Закона о банкротстве. В тех случаях, когда руководитель должника отстранен от должности, право на отвод одной из кандидатур арбитражного управляющего реализуется представителем учредителей (участников) должника либо представителем собственника имущества должника - унитарного предприятия, а не соответствующим арбитражным управляющим. Арбитражный суд утвердит ту кандидатуру арбитражного управляющего, в отношении которой не заявлен отвод. В случае замены арбитражного управляющего по делам, производство по которым возбуждено до вступления в силу Закона о банкротстве, назначение нового арбитражного управляющего должно производиться также в изложенном выше порядке. Определение о назначении конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном ч. 3 ст. 223 АПК РФ.
По Закону о банкротстве 1998 г. арбитражный суд по ходатайству конкурсного управляющего, одобренному собранием кредиторов или комитетом кредиторов, был вправе назначить нескольких конкурсных управляющих. Закон о банкротстве теперь не предусматривает такой возможности, хотя необходимость в назначении нескольких конкурсных управляющих может возникнуть, в частности, в случаях нахождения части имущества должника за границей, расположения имущества должника в разных регионах страны, длительной болезни управляющего.
2. Вознаграждение конкурсному управляющему за осуществление им своих полномочий устанавливается в соответствии со ст. 26 Закона. Практика показала, что размер вознаграждения управляющего, как правило, равняется размеру заработной платы руководителя организации-должника. Вместе с тем размер вознаграждения конкурсного управляющего, конечно, зависит от целого ряда факторов, в частности, от сложности и масштабности предстоящей работы, месторасположения должника, наличия имущества у должника. Размер вознаграждения конкурсному управляющему устанавливается в рублях в твердой сумме и утверждается арбитражным судом. При этом арбитражный суд оценивает обоснованность размера вознаграждения. Поскольку размер указанного вознаграждения утверждается арбитражным судом, представляется возможным уменьшение арбитражным судом данного вознаграждения при его несоразмерности, в частности, всему имуществу должника, но до 10 тыс. рублей. Конкурсный управляющий получает вознаграждение за каждый месяц осуществления им своих полномочий, причем размер ежемесячного вознаграждения определяется собранием кредиторов с последующим утверждением арбитражным судом, если иное не установлено Законом о банкротстве, и оно должно составлять не менее 10 тыс. рублей. Размер вознаграждения конкурсного управляющего при банкротстве отсутствующего должника определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 227 Закона). В случае отстранения арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей вознаграждение может не выплачиваться. Указанное вознаграждение выплачивается за счет имущества должника, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве, собранием кредиторов или соглашением кредиторов.
3. Конкурсный управляющий осуществляет свои функции до момента завершения конкурсного производства, т.е. до даты внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр юридических лиц.

Порядок утверждения арбитражного управляющего

Утверждение временного управляющего

В заявлении о признании должника банкротом, независимо от кого обращается с таким заявлением: должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган, - указывается саморегулируемая организация арбитражных управляющих.

Согласно п. 3 ст. 42 Закона о банкротстве в определении о принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд указывает СРО, определенную лицом, подавшим заявление, из числа членов которой будет утвержден временный управляющий.

Определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в СРО. Это определение для СРО будет являться запросом о представлении кандидатур арбитражного управляющего. Арбитражный суд также может составить запрос как отдельный документ, содержащий в себе просьбу о представлении кандидатур временного управляющего, соответствующего требованиям Закона о банкротстве, предъявляемым к арбитражным управляющим, и дополнительным требованиям, указанным в заявлении о признании должника банкротом. Такой запрос арбитражный суд направляет в СРО с приложением определения, так как обязанность арбитражного суда направить определение о принятии заявления о признании должника банкротом в заявленную СРО установлена п. 4 ст. 42 Закона о банкротстве.

После получения запроса о представлении кандидатур временного управляющего СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве временного управляющего для проведения процедуры наблюдения в отношении конкретного должника. В списке должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.

Уровень профессиональных качеств кандидатур арбитражного управляющего СРО определяют самостоятельно.

Не позднее чем через пять дней с момента поступления запроса СРО направляет список кандидатур в арбитражный суд, заявителю и должнику.

Вопрос о назначении арбитражного управляющего решается арбитражным судом в заседании по рассмотрению обоснованности требований заявителя к должнику, дата которого назначается арбитражным судом в определении о принятии заявления о признании должника банкротом. Если заявление подано самим должником, то арбитражный суд в определении о принятии заявления и введении наблюдения указывает дату проведения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении временного управляющего.

В соответствующем судебном заседании должник и заявитель вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Обосновывать решение об отводе, указывать и пояснять причины заявленного отвода лица, обладающие правом отвода, не обязаны. Оставшаяся после отводов кандидатура утверждается арбитражным судом.

В случае если лица, имеющие право отвода, не воспользовались этим правом, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

Непредставление СРО арбитражному суду списка кандидатур в течение пяти дней с даты получения запроса о представлении кандидатур влечет за собой обращение арбитражного суда в регулирующий орган, который направляет запрос в другую СРО .

Утверждение административного, внешнего, конкурсного управляющего

Утверждение административного, внешнего, конкурсного управляющего производится арбитражным судом по тем же правилам, что и назначение временного управляющего, то есть в соответствии с требованиями ст. 45 Закона о банкротстве. Единственным отличием от порядка назначения временного управляющего является то, что СРО выбирается собранием кредиторов, а не определяется заявителем по делу о банкротстве. Кроме того, правом отвода будут обладать не должник и заявитель, а должник и представитель собрания кредиторов .