О правовом обучении в вооруженных силах российской федерации. Правовое воспитание военнослужащих

Ты берешь МиГ-31, который поднялся в небо в 1975-м году, вешаешь под него “Искандер”, разработка которого началась в 1987-м, и говоришь, что это новенький российский “Кинжал”, хотя это старенькая советская “Ока-У”, которой накрасили губы и аккуратно побрили ноги. Ты вынимаешь “Армату”, несчастную младшую сестру умершего во младенчестве Т-95, ведешь ее под руку, спотыкающуюся, на параде, и после парада откладываешь в долгий красный ящик с кистями и бахромой. Вместо нее у тебя будут все те же Т-72 с разноцветными заплатами легких ненапряжных модернизаций, старое, доброе, надежное оружие на тот случай, если НАТО вдруг пойдет на нас биатлоном. Если войной - то нет.

Американцы не устраивают парадов, они, тихонько сопя, переделывают свои “Абрамсы” в версию M1A2 SEP v.3 с новой броней и израильской активной защитой. Которые справятся и с “Арматой”, если она вдруг доковыляет до внятной серии. Икать от страха никто не начал, как бы этого ни хотела угловатая соплеусая молодежь на военно-онанистических форумах и тусовках. Сценаристов, государь, у тебя намного больше, чем инженеров с конструкторами. Твой волшебный цилиндр бездонный, из него прыгают на сцену хищные подводные беспилотники и странствующие ядерные ракеты, лазерные “пересветы” и урановые “челубеи”, это все торжественно и красиво, все мы любим Союзмультфильм, но, государь… Недавно твоя армия наконец-то получила долгожданные новые автоматы АК-12. Села и зарыдала. 2500 штук . На миллион юзеров. И ничего нового, кроме вывешенного ствола и режима стрельбы с отсечкой, все тот же старый добрый чертов “калаш”, недорогое, простое и удобное оружие для тех, кого бабы с легкостью нарожают, ежели что.

Твои мечи, государь, давно уже не куют. Их перековывают из древних ржавых мечей седобородые советские старцы. Поэтому чем реже ты потрясаешь ими, тем меньше вероятность, что они рассыпятся у тебя в руках. Твои передовые технологии писаны на воде тенями от вил. Йотафон. Ё-мобиль. Йотанк. Ёстребитель пятого поколения, от совместной разработки которого не так давно отказалась Индия. У злобной гадящей англичанки есть в строю самолеты пятого поколения. У крошечного Израиля. У нелепой Австралии. У смешной Норвегии. А у великой России есть лишь прототипы и предсерийные образцы. И нет станков, чтобы делать на них современное оружие, и нет заводов, чтобы делать эти станки, и закупает эти станки великая Россия ажно в КНДР . Приплыли. На галере. Которой ты командуешь, государь, надо отдать тебе должное, уверенно и спокойно. Совершенно не смущаясь отсутствием весел и присутствием всех якорей на дне.

Советский Союз занимал ключевые позиции в науке всю вторую половину XX века, что не помешало современной России остаться на задворках технологического развития. Особенно остро это переживает космическая отрасль: страна утратила лидерские позиции в исследовательской сфере, затем потеряла рынок создания коммерческих космических спутников, а теперь роняет спутники и ракеты. Страдающая от десятилетий хронического недофинансирования, истощенная чехардой руководства и постоянной сменой планов развития отрасль пока еще что-то может, но верить в ее будущее все сложнее. Почему обслуживающие российский космос предприятия близки к краху и как выживают их сотрудники - разбиралась «Лента.ру».

В Минобороны России разгорается очередной скандал: выяснилось, что скрытность атомных подводных лодок, на обеспечение которой за все годы существования СССР, а затем и РФ, были затрачены миллиарды бюджетных средств, существует лишь в головах адмиралов. Потенциальный стратегический противник в лице США даже не утруждает себя поисками российских подводных лодок: каким-то непостижимым образом они ему видны и так, пишет издание "Военно-промышленный курьер" .

То, что секретные маршруты стратегических российских атомных подводных лодок, для США вовсе не секретны, выяснилось в ходе недавних учений в Баренцевом море. По сути это означает, что, в случае начала глобального конфликта, вся морская часть российской "ядерной триады" может быть ликвидирована точечными ракетными ударами практически мгновенно: АПЛ даже не успеют перевести в боевое положение.

Офицеры-подводники из Североморска наложили траекторию полета американского разведывательного корабля «Орион» на карту расположения наших АПЛ в ходе учений, - пишет журналист "ВПК" Максим Климов. - И все десять точек поворота его маршрута приходились аккурат на места расположения наших подлодок. То есть он их даже не искал, а всегда направлялся к конкретной точке. «Орион» выходил без каких-либо галсов точно на нашу АПЛ, сбрасывал буй и шел к следующей.

При этом, констатирует издание, чисто волюнтаристское перераспределение финансирования ВМФ России в пользу подводного флота держит на голодном пайке как надводное кораблестроение, так и морскую авиацию. К примеру, возможности разработанного еще в 1961 году противолодочного самолета Ил-38, призванного находить под водой американские АПЛ, близки к нулю, когда дело касается современных малошумных объектов - в частности, атомных подводных лодок класса Seawolf. При этом даже недавняя модернизация технологии поиска (старую систему "Ленинец" заменили на "Новеллу", впрочем, все равно сделанную по принципам 70-х годов ХХ века) положения не спасла - американских стратегических ракетоносцев россияне по-прежнему не видят.

Как США удается выполнять эту задачу - российские военные пока не понимают. Очевидно, речь идет о каких-то спутниковых технологиях, позволяющих американцам отслеживать российские АПЛ даже на большой глубине. Однако факт остается фактом: все они видны в Пентагоне с точностью до метра, и, в случае начала большой войны, будут мгновенно уничтожены, не успев выпустить ядерные ракеты.

От знания офицерами подразделения духовных и информационных потребностей личного состава и умения целеустремленно и творчески применять на практике широкий диапазон традиционных и новых методов информирования во многом зависит эффективность воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.

Информирование – это деятельность органов военного управления, должностных лиц воинской части, направленная на предоставление личному составу социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации.

Цель информирования – доведение до военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала информации, обеспечивающей поддержание устойчивого морально-психологического состояния и успешное выполнение задач, стоящих перед воинской частью.

Основные задачи информирования:

Доведение до личного состава официальных решений органов государственной власти по вопросам общественно-политической и экономической жизни страны, военного строительства и международной обстановки;

Усиление информационно-воспитательного влияния на укрепление единоначалия, поддержание устойчивого морально-психологического состояния, воинской дисциплины и правопорядка в войсках (силах);

Предотвращение политизации воинских коллективов, особенно в период подготовки и проведения выборов органов государственной власти;

Формирование системы моральных качеств, норм, принципов и убеждений воинов, развитие нравственных мотивов сознательного и добросовестного выполнения воинского долга;

Использование информирования в интересах изучения общественного мнения и настроений военнослужащих;

Доведение и разъяснение личному составу передового опыта лучших специалистов воинской части.

Планирование тематики информирования осуществляет заместитель командира воинской части по воспитательной работе (офицер по общественно-государственной подготовке и информированию) с офицерами, гражданским персоналом – на месяц, с другими категориями военнослужащих – на неделю.

Информирование предусматривает:

Разъяснение политики, решений и документов федеральных органов власти по военным и другим вопросам;

Разъяснение требований Конституции и законов Российской Федерации, военной присяги, общевоинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ, командиров (начальников) по поддержанию высокой боевой готовности воинских частей;

Доведение социально-политической обстановки и важнейших событий в стране, регионе дислокации;

Разъяснение военно-политической обстановки в мире, ее изменениях и особенностях развития;

Доведение общественно-политической ситуации, обстановки, событий в воинских частях и подразделениях;

Разъяснение направлений и конкретных фактов негативного информационно-психологического воздействия на военнослужащих, его целей и ожидаемых последствий.

Видами информирования также являются: единый день информирования; правовое информирование; военно-техническое информирование; информирование в особых условиях.

Единый день информирования – это комплекс мероприятий, проводимых ежемесячно в воинской части с участием руководящего состава органов военного управления по различным вопросам жизнедеятельности Вооруженных Сил.

Правовое информирование предусматривает:

Доведение и разъяснение действующих и принимаемых законов о деятельности Вооруженных Сил, правах, льготах, обязанностях и ответственности военнослужащих и гражданского персонала;

Разъяснение требований военной присяги, общевоинских уставов, приказов командиров (начальников), а также положений, наставлений и других документов, регламентирующих различные сферы жизнедеятельности военнослужащих;

Анализ состояния правопорядка, воинской дисциплины, мер по ее укреплению, пропаганда передового опыта лучших подразделений воинской части;

Разъяснение законодательства по вопросам социально-экономической защиты военнослужащих, членов их семей, порядка реализации действующих нормативных актов.

Военно-техническое информирование предусматривает:

Доведение до военнослужащих основных направлений военно-технической политики государства, перспектив развития техники и вооружения войск и сил флота;

Информирование о наиболее важных для поддержания боевой готовности воинских частей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по совершенствованию техники и вооружения;

Доведение передового опыта лучших специалистов, добившихся высоких показателей в работе на технике, активно участвующих в изобретательской и рационализаторской работе.

Информирование в особых условиях (в военное время, в боевой обстановке, на войсковых учениях, морских походах, при ликвидации последствий стихийных бедствий) предусматривает:

Доведение и разъяснение поставленных перед Вооруженными Силами, воинскими частями и подразделениями боевых и других задач, а также хода и практических результатов их выполнения;

Доведение опыта военнослужащих, добившихся лучших результатов при исполнении служебных обязанностей, выполнении боевых и других задач;

Доведение и разъяснение подвигов, мужественных и благородных поступков военнослужащих, гражданского персонала, боевых традиций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Подготовка к информированию включает:

1. Предварительный план своего выступления, который дает направление для подбора материала, исходя из заданной темы.

2. Подбор материала и его изучение, отбор непосредственно того, что относится к теме. Для этого надо ознакомиться с соответствующими публикациями, выписать цифры и наиболее показательные факты, подобрать поучительные примеры из практики учебы и службы личного состава, чтобы увязать информирование с жизнью подразделения.

Следует избегать использования непроверенных фактов и необдуманных прогнозов.

3. Окончательный план своего выступления с логическим построением основных мыслей и доказательств, выводами и задачами.

4. Использование имеющихся технических средств.

Информирование обычно осуществляется методом рассказа, когда излагается содержание темы, а затем следуют ответы на вопросы. Но если информирование затрагивает вопросы жизни самого подразделения, оно может проходить в форме беседы.

Большое значение имеет начало информирования. Цель его – привлечь внимание к теме. Поэтому его следует построить на ярком примере, сообщении интересного факта, цитаты.

При изложении материала надо стремиться, чтобы мысли были последовательны, логически связаны друг с другом. Варианты изложения бывают различны. Можно изложить основные мысли и факты по теме, а затем предложить присутствующим высказать свое мнение. Можно сначала зачитать какую-нибудь статью, а потом развернуть разговор вокруг нее.

Не следует превращать информирование в служебное совещание или инструктаж. Здесь неуместны безапелляционные поучения, назойливые наставления, скучный монолог. Следует всячески вовлекать в разговор присутствующих путем постановки таких вопросов, которые заставляют думать, искать ответ, спорить.

Материал следует излагать в легкодоступной для понимания форме, простым разговорным языком с использованием ярких примеров, интересных фактов и цифр, пословиц и поговорок.

Не следует подменять информирование чтением газеты. Если есть необходимость что-то зачитать, то прочитанный материал надо сопроводить соответствующим собственным комментарием.

Для поддержания внимания и повышения интереса при изложении материала можно использовать карту, наглядные пособия, технические средства обучения и воспитания.

Заключение информирования представляет собой краткое обобщение материала и четкие практические выводы, носящие ориентирующий и мобилизующий характер.

Также, в интересах информирования, пропаганды передового опыта, обучения и воспитания военнослужащих, в подразделениях активно используются возможности средств массовой информации.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации


В целях осуществления эффективных мер по воспитанию высокой правовой культуры военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствованию правовой работы, укреплению законности и правопорядка, улучшению правовой подготовки личного состава, реализации обязательств Российской Федерации по распространению знаний о международном гуманитарном праве*
_______________
* Приказ Министра обороны 1990 года N 75.

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителям центральных органов военного управления, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации:

считать правовое обучение и обучение нормам международного гуманитарного права составной частью боевой подготовки, одним из важнейших средств укрепления законности и правопорядка в Вооруженных Силах Российской Федерации, совершенствования правовых знаний военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Уделять особое внимание правовому обучению командиров воинских частей (кораблей), их заместителей, начальников штабов;

принять надлежащие меры по обеспечению воинских частей и подразделений необходимым количеством нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных нормативных правовых актов, другой справочной литературой.

Обеспечить библиотеки воинских частей подпиской на периодические издания по правовой тематике - Собрание законодательства Российской Федерации, журналы "Право в Вооруженных Силах", "Ориентир".

Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, Бюллетень Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие необходимые юридические издания рекомендовать к подписке, исходя из финансовых возможностей органов военного управления.

Создать в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации кабинеты военного законодательства, а в Домах офицеров, клубах и библиотеках воинских частей - уголки военного законодательства, в которых должны содержаться нормативные правовые акты, необходимые для изучения правового минимума, международные нормативные правовые акты, учебно-методическая и другая литература по правовым вопросам.

3. Начальнику Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации организовать в установленном порядке освещение в печати передовой опыт по проведению правового обучения, регулярно публиковать информацию о новых нормативных правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, методические рекомендации и ответы на правовые вопросы.

4. Начальнику Главного управления по работе с личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации организовать внесение изменений в Нормы коллективной подписки на периодические издания для личного состава воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к директиве Министра обороны Российской Федерации 2009 года N Д-97).

5. Признать утратившими силу приказы Министра обороны Российской Федерации:

1999 года N 333 "О правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации ";

2008 года N 313 "О правовых актах Министерства обороны Российской Федерации по вопросам правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации" .

Министр обороны
Российской Федерации
генерал армии
С.Шойгу

Приложение. Инструкция о правовом обучении в Вооруженных Силах Российской Федерации

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 7 декабря 2013 года N 878

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция определяет цели, задачи, организацию и основные формы правового обучения* в Вооруженных Силах Российской Федерации.
_______________
* Далее в тексте настоящей Инструкции, под правовым обучением понимается система мероприятий по правовой подготовке и воспитанию военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Правовое обучение направлено на усвоение военнослужащими и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации правового минимума, норм международного гуманитарного права в целях осуществления повседневной служебной деятельности, соблюдения законности, повышения уровня правовой культуры и правового воспитания.

3. Основными задачами правового обучения являются:

повышение уровня правового воспитания и правовой культуры военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

изучение законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, норм международного гуманитарного права, обязательных для Российской Федерации, необходимых для осуществления служебной деятельности, реализации прав и свобод военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и исполнения ими своих обязанностей.

II. Организация правового обучения

4. Общее руководство правовым обучением осуществляет Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации осуществляет методическое руководство проведением правового обучения. Правовым департаментом Министерства обороны Российской Федерации ежегодно в соответствии с Примерным перечнем тем для изучения законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации (приложение к настоящей Инструкции) разрабатывается перечень нормативных правовых актов, которые необходимо знать личному составу Вооруженных Сил Российской Федерации установленных категорий, который утверждается директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (правовой минимум) и подлежат изучению ими в системе правового обучения и правового воспитания.

5. Организация правового обучения включает:

анализ состояния правового обучения и правового воспитания в воинской части, выработку направлений дальнейшей работы и разработку программ для проведения занятий;

изучение нового законодательства Российской Федерации, новых нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации;

разработку и утверждение планов правовой подготовки и правового воспитания военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

осуществление контроля за проведением мероприятий правового обучения.

6. Организацию правового обучения и непосредственное руководство им в воинских частях* осуществляют командиры (начальники) и органы воспитательной работы при непосредственном участии подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации.
_______________
* Далее в тексте настоящей Инструкции под воинскими частями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, предприятия, учреждения, организации и военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации.


В целях обеспечения изучения личным составом нормативных правовых актов устанавливаются правовые минимумы для всех категорий военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовые минимумы устанавливаются:

для офицеров;

для прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин;

для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;

для лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

Правовые минимумы содержат Конституцию Российской Федерации , законодательные акты Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, приказы и директивы Министра обороны Российской Федерации и его заместителей, международные нормативные правовые акты, составляющие основу международного гуманитарного права. Решениями главнокомандующих видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующих родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, руководителей органов военного управления в правовые минимумы могут включаться нормативные правовые акты с учетом специфики вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, центральных органов военного управления.

8.* Офицеры, прапорщики, мичманы 1 раз в 2 года, а также перед назначением на высшие должности сдают зачеты по соответствующему правовому минимуму.
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


Зачет по правовому минимуму включает в себя два этапа:

проверку теоретических знаний нормативных правовых актов правового минимума на основе контрольного опроса;

решение практических задач с использованием нормативных правовых актов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

Контрольные вопросы и практические задачи по правовому минимуму разрабатываются органами воспитательной работы совместно с подразделениями юридической службы видов и родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, военных округов (флотов), центральных органов военного управлений.

Для приема зачетов приказом соответствующего командира назначается комиссия, в состав которой входят представители командования, органов воспитательной работы, юридической службы.

Командиры воинских частей (и им равные и выше) сдают зачеты по правовым минимумам комиссиям вышестоящих органов военного управления.

По результатам сдачи зачетов по правовому минимуму офицерами и прапорщиками (мичманами) издается приказ командира воинской части.

Уровень правовой подготовки офицеров и прапорщиков (мичманов) отражается в аттестационном материале.

С военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, сержантов и старшин, гражданским персоналом Вооруженных Сил Российской Федерации не реже 1 раза в год проводится контрольное собеседование, в ходе которого выявляется уровень их правовых знаний.

Для повышения уровня правовой подготовки военнослужащих на основе индивидуального задания командира (начальника) организуется самостоятельная работа по изучению правового минимума.

III. Формы правового обучения

9. Для организации правового обучения устанавливаются:

обязательная форма обучения;

факультативная форма обучения.

В органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации правовое обучение проводится:

с офицерами, прапорщиками (мичманами) - в системе командирской подготовки;

с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, - в системе общественно-государственной подготовки;

с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, - в системе общественно-государственной подготовки и в часы воспитательной работы.

В военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации с курсантами и слушателями правовое обучение проводится при изучении гуманитарных и социально-экономических дисциплин в соответствии с предусмотренными учебными планами и программами.

Факультативно правовое обучение проводится:

с офицерами - на курсах подготовки и повышения квалификации при высших учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации, плановых правовых информированиях, лекциях и в беседах по правовым вопросам с привлечением должностных лиц подразделений юридической службы Вооруженных Сил Российской Федерации;

с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин, военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации - в рамках лекториев правовых знаний при Домах офицеров, клубах, единых дней правовых знаний, вечеров вопросов и ответов и других мероприятий правового характера.

Информирование всего личного состава по правовым вопросам может проводиться по местному радиовещанию, средствами наглядной агитации, в форме вечеров вопросов и ответов, на страницах периодической печати, при проведении юридических консультаций и иных формах правового и информационного обеспечения.

IV. Методическое и материальное обеспечение правового обучения

10. Правовой департамент Министерства обороны Российской Федерации, командование и органы воспитательной работы военных округов (флотов) с привлечением подразделений юридической службы и во взаимодействии в установленном порядке с органами военной прокуратуры и военными судами обеспечивают разработку научно-методических рекомендаций по осуществлению правового обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

11. В методических кабинетах правового воспитания при Домах офицеров, клубах создаются уголки военного законодательства с подборками необходимой правовой литературы.

Директор правового департамента
Министерства обороны
Российской Федерации
О.Безбабнов

Приложение. Примерный перечень тем для изучения нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации

Приложение
к Инструкции (п.4)

1. Основы государственно-правового устройства.

1.1. Права и свободы человека и гражданина, гражданство.

1.1.1. Порядок рассмотрения обращений граждан.

1.2. Федеративное устройство, территориальное деление, разграничение компетенции.

1.3. Федеральные органы государственной власти.

1.4. Выборы, избирательная система, референдумы.

2. Общие вопросы хозяйственной деятельности.

2.1. Основы гражданского, земельного права, основы гражданского и арбитражного процессов, основные положения о сделках и представительстве.

2.2. Государственный заказ, государственные нужды.

3. Труд, трудоустройство, занятость населения.

3.1. Общие вопросы.

3.2. Трудовой договор.

3.3. Рабочее время, время на отдых.

3.4. Дисциплина труда, трудовой распорядок.

3.5. Порядок рассмотрения трудовых споров.

3.6. Прохождение государственной гражданской службы.

4. Социальная защита, пенсии, компенсации.

4.1. Социальная защита военнослужащих и членов их семей.

4.2. Социальная защита лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

4.3. Социальная защита отдельных категорий военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

4.4. Пенсии военнослужащим и их семьям, гражданскому персоналу.

5. Здравоохранение.

5.1. Общие вопросы охраны здоровья военнослужащих.

6. Оборона, воинская обязанность и военная служба.

6.1. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска.

6.2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими и лицами гражданским персоналом.

6.3. Подготовка и переподготовка кадров.

6.4. Материальное обеспечение военнослужащих и социальная защита военнослужащих.

6.5. Военная служба и военная обязанность.

6.5.1. Военнослужащие и их статус.

6.5.2. Прохождение военной службы по контракту.

6.5.3. Награды, почетные звания, нагрудные знаки.

7. Правоохранительные органы.

7.1. Прокуратура, военная прокуратура.

7.2. Органы дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации.

7.3. Борьба с терроризмом, экстремизмом.

7.4. Воинская дисциплина и правопорядок. Служба войск.

7.4.1. Общие вопросы воинской дисциплины.

7.4.2. Виды ответственности военнослужащих.

8. Уголовное право.

8.1. Общие вопросы.

8.2. Преступления против личности.

8.3. Преступления в сфере экономики.

8.4. Преступления против военной службы.

9. Международное право, международные отношения.

9.1. Договоры о защите мира.

9.2. Законы и обычаи войны.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Организованная, систематическая и целенаправленная деятельность органов военного управления, командиров (начальников) всех степеней, должностных лиц органов военной юстиции и органов воспитательной работы по привитию военнослужащим правовых знаний, формированию у них уважения законов как социальной ценности, выработке у них потребностей, привычек и навыков правомерного поведения.

П.в.в. является важным фактором и условием укрепления законности и воинского правопорядка, предупреждения правонарушений среди всех категорий военнослужащих. П.в.в. является составной частью системы воспитательной работы в ВС РФ и органически связано с другими видами воспитания (воинским, нравственным, политическим и т.д.).

П.в.в. осуществляется путем разъяснения и изучения действующего законодательства, а также путем воздействия на правовое сознание военнослужащих практикой применения правовых норм.

В процессе П.в.в. основным предметом, на который направлены усилия субъектов воспитания, является правовое сознание военнослужащих, которое представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, переживаний и представлений отдельных военнослужащих, больших и малых групп военнослужащих о действующем праве, правосудии, законности и правопорядка, а так же о том, каким они должны быть.

Свое проявление правовое сознание военнослужащих находит в основном на уровне правовой психологии (обыденном правосознании) в суждениях, эмоциях, настроениях, привычках, стереотипах поведения.

Негативным явлением в сфере индивидуального правового сознания военнослужащих являются правовой нигилизм и правовой инфантилизм. Правовой нигилизм - это активная противоправная позиция (направленность) личности, которая проявляется в нигилистическом отношении к праву в целом, в убеждении, что его требования и запреты носят лишь формальный характер, а руководствоваться следует своими желаниями и интересами. Закон сравнивается с преградой, которую надо обойти или преодолеть. Правовой инфантилизм выражается в незрелости и примитивности правосознания, равнодушии к праву. Он является показателем недостаточной правовой социализации индивида, т.е. неполного усвоения им правовых норм, ценностей и образцов поведения в правовой сфере. Указанные деформации правового сознания военнослужащих являются важными факторами, детерминирующими противоправное поведение отдельных военнослужащих и круговую поруку в воинских коллективах.

Правовое сознание военнослужащих в значительной степени влияет на состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделениях и частях РВСН, требует постоянных воспитательных воздействий со стороны командиров (начальников) всех степеней, офицеров органов воспитательной работы и органов военной юстиции. Воздействие на правовое сознание военнослужащих осуществляется с использованием таких средств, как: поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); последовательная, и целенаправленная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; создание действительной системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей; деятельность органов военной юстиции; участие личного состава в работе по укреплению законности и правопорядка.

Основными средствами П.в.в. в условиях воинских частей (учреждений, организаций) являются: правовая пропаганда; правовое обучение; правовое самообразование. Правовая пропаганда осуществляется в ходе проведения информирования, лекций и бесед по правовым вопросам, которые планируются и проводятся в часы информационно-воспитательной работы. Правовое обучение осуществляется в процессе изучения правовых дисциплин в соответствии с учебными планами военно-учебных заведений; изучения правовых вопросов в системе командирской подготовки офицерского состава; изучения тем по правовой подготовке в системе общественно-государственной подготовки всех категорий военнослужащих; проведения методических сборов и семинаров по правовым вопросам. Правовое самообразование осуществляется путем систематической самостоятельной работы каждого военнослужащего по изучению законодательства и практики его применения. Систематическое повышение правовых знаний каждым военнослужащим является одной из важных задач в работе по укреплению правопорядка и воинской дисциплины в войсках (силах). Самостоятельное изучение военнослужащими нормативных правовых актов РФ, воинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ и практики их применения является основной формой правовой подготовки военнослужащих.

П.в.в. организуется и проводится непрерывно, согласованно и систематически в процессе боевой подготовки, боевого дежурства, повседневной жизнедеятельности частей и соединений РВСН.


Плановое информирование проводится:
офицеров - 2 раза в месяц по 30 минут;
военнослужащих, заступающих на боевое дежурство, - в день, предшествующий заступлению, по 20 минут;
солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту, прапорщиков (мичманов), слушателей (курсантов) военно-учебных заведений - 1 раз в неделю по 30 минут;
солдат (матросов) и сержантов (старшин), проходящих военную службу по призыву, - 2 раза в неделю по 30 минут, в утреннее время, в дни, когда нет занятий по общественно-государственной подготовке; военно-техническое информирование - 1 раз в месяц по 30 минут перед проведением парково-хозяйственного дня, кроме того, организуется ежедневный просмотр и прослушивание информационных теле- и радиопрограмм;
лиц гражданского персонала - 1 раз в месяц по 1 часу.
В ходе боевых действий, учений, полевых (морских) выходов (походов), выполнения задач в составе миротворческих сил, а также при выполнении других задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации информирование проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее 3 раз в неделю по 20 минут.
Тематика информирования определяется органами воспитательной работы, заместителями командиров (начальников) воинских частей по воспитательной работе.
Военнослужащие и лица гражданского персонала, находящиеся за пределами Российской Федерации (в дальних морских походах), оперативно информируются о событиях в России, политической обстановке в мире.
Единые дни информирования военнослужащих планируются и проводятся:
в военных округах (на флотах), объединениях - ежеквартально;
в соединениях - 2 раза в квартал;
в воинских частях и военно-учебных заведениях - ежемесячно.
15. В воспитательных целях с учетом специфики решаемых задач используются возможности местного радиовещания, радиоузлов Домов офицеров, офицерских и солдатских (матросских) клубов, ротная стенная печать, средства наглядной агитации.
В воинских частях организуется подписка на газеты и журналы; систематически проводятся тематические обзоры газет и журналов, обсуждение наиболее острых публикаций.
В местах, определяемых командирами (начальниками), оборудуются витрины (стенды) для газет.
В подразделениях и воинских частях выпускаются:
радиогазеты (в воинских частях, военно-учебных заведениях) - по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю;
стенные газеты (в ротах и им равных) не реже 1 раза в месяц;
сатирические и фотогазеты (в родах и им равных) - по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 месяца;
боевые листки, листки-молнии (во взводах и им равных) - по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю (в караулах - 2 раза в течение службы).
Редколлегии стенных, сатирических и фотогазет избираются на общих собраниях военнослужащих. Редакторы боевых листков (листков-молний) назначаются командирами взводов (и им равными).
16. В ротах (и им равных), отдельных подразделениях оборудуются комнаты (каюты) информирования и досуга.