Обзоры судебной практики верховного суда российской федерации. Сроки действия амнистии и сроки её применения - разные юридические понятия, которые нередко путают

Амнистия к 70-летию Победы : какие статьи попадают в 2015 году

Совет по правам человека разработал Проект амнистии к 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне. Согласно статье 103 Конституции РФ правом объявления амнистии обладает Госдума. Предложение о проведении амнистии в 2015 году основывается на исторических традициях Российской Федерации и имеет целью укрепление государственной власти.

По мнению председателя Совета Михаила Федотова продолжительные сроки заключения не способствуют возвращению осужденного к быстрой адаптации и полноценной жизни. Об этом же свидетельствует и статистика: чем меньше срок наказания, тем меньше вероятность рецидива. На вопрос о том, будет ли амнистия в 2015 году, ответил заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности Эрнест Валеев. По его словам, амнистия к 70-летию Победы будет точно, однако более подробная информация по этому поводу будет доступна позже.

Проект амнистии к 70-летию Победы ещё разрабатывается. Уже известны категории заключённых, которые попадают под амнистию.

Предпосылки к амнистии

Одной из предпосылок к амнистии является сокращение за последние два года числа сотрудников уголовно-исполнительной системы: в 2013-2014 г.г. их количество снизилось на 27000 человек. Вместе с тем наказание отбывают много людей, совершивших малозначительные преступления. Немаловажную роль играет и текущая бюджетная политика: в условиях предельной экономии на оплату продовольствия и материально-бытового обеспечения на одного осужденного приходится около 100000 рублей.

Совет по правам человека предлагает освободить 200000 человек (в начале 2015 года в заключении находятся 672000). В 2000 году под амнистию попало столько же заключенных, и это не спровоцировало резкий подъем преступности. Снижение числа заключенных позволит России перейти с 10-го места на 30-ое по количеству отбывающих наказание на 100000 жителей.

Амнистия в 2015 году

Административная амнистия, которую предполагает Проект, в России ранее не реализовывалась. Затронет она преимущественно интересы граждан, совершивших административные правонарушения с не истекшими сроками погашения штрафов. По словам председателя СПЧ Проект был направлен в администрацию президента, но ответ пока не поступал.

Правозащитники предлагают освободить из заключения несколько категорий заключенных:

отбывающих срок до трех лет;

участников боевых действий, отбывающих срок до пяти лет;

лиц, впервые совершивших преступление;

беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей или детей инвалидов;

мужчин и женщин пенсионного возраста;

инвалидов 1 и 2 группы;

лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания и т.д.

С полным перечнем категорий осужденных , а также узнать, какие статьи попадают под амнистию, можно ознакомиться в Проекте постановления об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Также поступило предложение освободить часть осужденных за умышленно совершенные преступления, при условии, что они отбыли некоторый срок, или урезать неотбытую часть срока. Согласно Проекту срок для условно осужденных сократится почти в два раза, а вместе с ним уменьшатся штрафы и сроки обязательных работ. Помимо этого Проект обещает прекращение производства по делам, наказание по которым не сопряжено с лишением свободы и не превышает трех лет.

На амнистию к 70 летию Победы не могут рассчитывать категории осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления:

убийство;

похищение человека;

изнасилование;

терроризм;

бандитизм;

измена родине;

коррупционные преступления.

Исключениями не стали статьи за организацию и участие в массовых беспорядках, сюда же попадают статьи, призывающие к сепаратизму и экстремизму, а также экономические преступления. Представители Совета по правам человека утверждают, что под амнистию в 2015 попадут и те, кто находится на свободе: подследственные и под подпиской о невыезде.

Какие статьи не попадают под амнистию

64, 65, 66, 102;

213.2, 213.3, статья 240 (пункт «в») УК РСФСР;

105, 111, 117 (часть 2), 122 (часть 3), 126 (части 2 и 3), 127 (часть 3), 127.1 (часть 3, пункт «а»), 127.2 (часть 3), 128 (часть 2);

131 и 132 (части 2 - пункты «а» и «б», 3-5части), 162 (части 3-4), 166 (часть 4), 205 (часть 2 - пункт «б», часть 3), 206 (часть 2 - пункты «в» - «е», части 3-4);

209, 210 (часть 2 - пункты «в» и «г»), 211 (часть 3);

221 (часть 3), 226 (часть 2-4), 227 (часть 3), 228 (часть 3), 228.1 (части 3-5), 229 (части 3-4), 229.1 (часть 4), 230 (части 3 и 4);

275, 276 и 278;

277, 279, 281, 285 (часть 3), 286 (часть 3), 290 (части 4-6), 295;

301 (часть 3), 317, 321 (часть 3), 333 (часть 2 - пункты «б» и «в»), 334 (часть 2 - пункты «б» и «в»), 335 (части 2 и 3), 353, 355, 356, 357, 358, 359 (часть 2) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Нынешний год обещает стать самым масштабным по количеству амнистированных лиц, которые находятся в заключении, под следствием или условно наказаны. Согласно подготовленного проекта , на свободу выйдут тысячи граждан, преступивших закон. Включая в список потенциальных претендентов на освобождение, государство законодательно устанавливает статьи УК РФ, по которым будет проведена амнистия. Только строгое соответствие указанному перечню с соблюдением прочих условий даст возможность выйти на свободу раньше срока.

Концепция амнистии 2019 года

Самый высокий процент досрочно освобожденных представляют пенсионеры, инвалиды, беременные женщины и женщины с детьми. Тем не менее, перечисленные категории граждан не выйдут по амнистии, если вмененная им статья не попадает в список допустимых. В каждом конкретном случае комиссией по досрочному освобождению будет рассматриваться совокупность условий, позволяющих и не допускающих возможность выхода на свободу конкретного гражданина. Например, если кормящая мать находится в местах лишения свободы по статье за особо тяжкие преступления, нарушает режим, имеет не первый срок, то она не попадет под амнистирование.

Для разработки перечня условий освобождения привлекаются компетентные работники депутатского корпуса, представители Совета по правам человека, другие государственные и общественные организации. Требуется учитывать пожелания пострадавших, членов их семей и заинтересованных лиц. Органам юстиции, правоохранительным органам не должно прибавиться работы после массового освобождения заключенных и подследственных. Найти допустимый баланс и привести все требования в полное соответствие закону - вот что необходимо при разработке Указа об амнистии.

Кого коснется амнистия 2019 года

Масштаб предполагаемого освобождения из мест заключения и от уголовной ответственности обширен. Счастливое освобождение по воле государства коснется до миллиона человек. Основные категории граждан, которые первыми имеют шанс досрочно выйти на свободу:

Пенсионеры, несовершеннолетние, женщины с детьми (беременные), инвалиды всех групп нетрудоспособности, граждане, имеющие заслуги перед государством;
осужденные в первый раз на срок до пяти лет за умышленные преступления;
граждане, имеющие срок наказания до 10 лет, если они отбыли треть срока;
лица, отбывающие наказание за непредумышленные преступления, совершенные по неосторожности;
условно осужденным испытательный срок может быть отменен или уменьшен;
находящимся под следствием гражданам может быть снято уголовное преследование, закрыто дело.

Некоторые послабления режима предполагается предоставить тем, кто останется отбывать срок. Это может быть разрешение на дополнительное свидание, телефонный разговор, продуктовую посылку вне очереди, подачу ходатайств. Государство делает подобные послабления для разных категорий осужденных, без прямой зависимости от возможного досрочного освобождения.

Впервые будет рассматриваться вопрос об амнистии заключенных, осужденных по экономическим и уголовным статьям, покрывшим ущерб потерпевшим и государству. Такая категория граждан ранее не имела права на досрочное освобождение и отбывала наказание на общих основаниях. Новшеством станет освобождение диссидентов и представителей оппозиции, впервые включенных в списки амнистированных. Амнистия будет проведена с момента подписания Указа Президента и продлится установленный законом срок - шесть месяцев. На свободу осужденные будут выходить постепенно, вопрос о дате освобождения решается индивидуально для каждого амнистированного.

1. Вопрос: Распространяется ли содержащийся в подпунктах 7 и 8 пункта 1 Постановления об амнистии запрет на применение акта об амнистии к лицам, осужденным по ч. 1 ст. 157 УК РФ?

Ответ: Нет, не распространяется, так как в случае совершения деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 157 УК РФ, сам несовершеннолетний не является непосредственным объектом преступного посягательства.

2. Вопрос: Имеются ли какие-либо иные, кроме установленных пунктом 13 Постановления об амнистии, ограничения на применение данного Постановления?

Ответ: Да, при применении Постановления об амнистии необходимо учитывать также требования пункта 10 Постановления о порядке применения амнистии.

3. Вопрос: Имеются ли основания для применения акта об амнистии в случае, когда лицо обвиняется в совершении совокупности преступлений, не все из которых подпадают под действие Постановления об амнистии?

Ответ: Нет, не имеется. Акт об амнистии применяется не к преступлению, а к лицу при условии отнесения его к одной из категорий амнистируемых. В связи с этим и с учетом положений пунктов 10, 11 Постановления о порядке применения амнистии акт об амнистии не подлежит применению в отношении указанного лица, если хотя бы на одно из преступлений, входящих в совокупность, распространяются ограничения на применение амнистии.

4. Вопрос: Применяется ли Постановление об амнистии к осужденному за преступление, совершенное до вынесения предыдущего приговора, по которому он не может быть освобожден от наказания вследствие акта об амнистии?

Ответ: Нет, не применяется. В соответствии с ч. 1 ст. 17 и ч. 5 ст. 69 УК РФ совокупность преступлений имеет место и в случае, когда после вынесения судом приговора по делу установлено, что осужденный виновен еще и в другом преступлении, совершенном им до вынесения приговора суда по первому делу. С учетом содержания ответа на предыдущий вопрос Постановление об амнистии на такого осужденного не распространяется.

5. Вопрос: Вправе ли суд на основании пункта 5 Постановления об амнистии при вынесении приговора освободить от наказания осужденного, которому назначается наказание в виде лишения свободы на срок менее 1 года?

Ответ: Исходя из положений пункта 5 Постановления об амнистии в его взаимосвязи с подпунктом 1 пункта 1 Постановления о порядке применения амнистии освобождение осужденных от наказания по данному основанию возлагается на исправительные учреждения и следственные изоляторы, исполняющие наказание в виде лишения свободы, а не на суды. Вместе с тем не исключается возможность применения судом акта об амнистии по данному основанию в том случае, когда суд при назначении наказания принимает решение о зачете в срок лишения свободы периодов, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 308 УПК РФ, в результате чего неотбытая часть наказания в виде лишения свободы на день окончания исполнения Постановления об амнистии составит менее одного года.

6. Вопрос: Подлежит ли прекращению уголовное дело на основании подпункта 3 пункта 6 Постановления об амнистии в отношении лица, совершившего преступление небольшой тяжести, если санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы, однако данный вид наказания не может быть применен к лицу в соответствии с положениями ч. 1 ст. 56 УК РФ?

Ответ: Нет, не подлежит, поскольку подпункт 3 пункта 6 Постановления об амнистии предполагает прекращение уголовных дел в отношении подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, за которые санкцией статьи Особенной части УК РФ не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

7. Вопрос: Следует ли в судебном решении о применении акта об амнистии к осужденному, которому назначено дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством, указывать на то, что осужденный не освобождается от дополнительного наказания? Снимается ли с осужденного в этом случае судимость на основании пункта 12 Постановления об амнистии?

Ответ: В судебном решении об освобождении осужденного от основного наказания в силу акта об амнистии следует со ссылкой на пункт 11 Постановления об амнистии указать, что дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортным средством (лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортным средством1 ) подлежит самостоятельному дальнейшему исполнению. Судимость с такого осужденного не снимается.

____________________________________________
1 В настоящее время лицам, осужденным по статье 264 УК РФ (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 528-ФЗ), может быть назначено дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в том числе связанной с управлением транспортным средством).

8. Вопрос: Должно ли судебное решение, по которому осужденный освобождается от наказания на основании акта об амнистии, содержать указание о снятии с него судимости?

Ответ: Да, должно. В силу пункта 12 Постановления об амнистии несудимыми считаются лица, освобожденные от наказания на основании пунктов 1 - 4 и 7 - 9 данного Постановления, поэтому для правильного определения правовых последствий применения акта об амнистии в судебном решении обязательно указывается на снятие судимости с лица, к которому данный акт применен.

9. Вопрос: Распространяются ли установленные подпунктом 5 пункта 13 Постановления об амнистии ограничения на лиц, в отношении которых после 2005 г. уголовные дела прекращались с освобождением от уголовной ответственности в соответствии с актами об амнистии и которые вновь совершили умышленные преступления?

Ответ: Ограничения, установленные данным подпунктом, распространяются только на лиц, которые в порядке помилования или на основании актов об амнистии освобождались от наказания, что следует также и из положений пункта 17 Постановления о порядке применения амнистии. К лицам, ранее освобождавшимся вследствие актов об амнистии от уголовной ответственности и вновь совершившим умышленные преступления, указанные ограничения не относятся.

10. Вопрос: Что следует понимать под «совершением умышленного преступления во время отбывания наказания» по смыслу подпункта 4 пункта 19 Постановления о порядке применения акта об амнистии, и каким процессуальным документом это должно подтверждаться: постановлением о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемого, либо приговором суда, вступившим в законную силу?

Ответ: Факт совершения осужденным нового умышленного преступления во время отбывания наказания должен подтверждаться на день вступления в силу акта об амнистии постановлением органа предварительного расследования о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию либо вступившим в законную силу итоговым судебным решением (постановлением о прекращении уголовного дела по нереабилитирующему основанию или обвинительным приговором). При отсутствии на указанный день такого процессуального документа акт об амнистии подлежит применению.

11. Вопрос: Применяется ли Постановление об амнистии к лицу, совершившему умышленное преступление в период испытательного срока при условном осуждении, если за новое преступление ему до вступления в силу данного Постановления новым приговором также назначено наказание условно?

Ответ: Нет, не применяется. В соответствии с подпунктом 5 пункта 19 Постановления о порядке применения амнистии осужденные, совершившие умышленные преступления в течение установленного судом испытательного срока, в период отсрочки отбывания наказания либо в течение оставшейся неотбытой части наказания после применения к ним условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, считаются злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания независимо от вида и размера назначенного им нового наказания, и согласно подпункту 6 пункта 13 Постановления об амнистии на таких лиц акт об амнистии не распространяется по обоим приговорам.

12. Вопрос: Обязан ли председательствующий по своей инициативе при наличии к тому оснований разъяснить обвиняемому порядок применения акта об амнистии и прекращения уголовного дела в случае, если обвиняемый либо его защитник не заявили ходатайство о применении к лицу акта об амнистии? Требуется ли согласие осужденного на освобождение от наказания в связи с применением к нему акта об амнистии?

Ответ: Исходя из взаимосвязанных положений п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 27, п. 1 ст. 254, п. 1 ч. 2 ст. 38917 УПК РФ непрекращение уголовного дела судом вследствие акта об амнистии, если обвиняемый против этого не возражал, признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона, влекущим отмену или изменение обвинительного приговора. В связи с этим даже при отсутствии ходатайства сторон суд обязан разъяснить обвиняемому возможность прекращения уголовного дела в соответствии с актом об амнистии и выяснить отношение к этому обвиняемого, после чего, в зависимости от наличия или отсутствия возражений обвиняемого, продолжить производство по делу в обычном порядке либо прекратить его. Получение согласия осужденного на освобождение от наказания в связи с применением к нему акта об амнистии уголовно-процессуальным законом не предусмотрено.

13. Вопрос: Каков порядок рассмотрения представления уголовно-исполнительной инспекции о применении акта об амнистии в отношении осужденного, которому назначено наказание по приговору мирового судьи?

Ответ: Представление уголовно-исполнительной инспекции о применении акта об амнистии в отношении лица, осужденного мировым судьей, рассматривается этим мировым судьей при условии проживания или пребывания осужденного на территории данного судебного участка.

14. Вопрос: Какова территориальная подсудность материалов по представлению уголовно-исполнительной инспекции об освобождении от наказания вследствие акта об амнистии условно осужденных и осужденных, отбывание наказания которым отсрочено?

Ответ: Согласно подпункту 3 пункта 1 Постановления о порядке применения амнистии, в отношении условно осужденных и осужденных, отбывание наказания которым отсрочено (за исключением осужденных, отбывание наказания которым отсрочено в порядке статьи 821 УК РФ), вопрос о применении акта об амнистии решается судом по представлению уголовно-исполнительной инспекции, осуществляющей контроль за их поведением. Поскольку такой контроль ведется, как правило, по месту жительства либо месту пребывания осужденных, применение акта об амнистии возлагается на суд по месту осуществления контроля за их поведением.

15. Вопрос: Какова территориальная подсудность материалов о применении Постановления об амнистии к лицам, условно-досрочно освобожденным от дальнейшего отбывания наказания до вступления в силу данного Постановления?

Ответ: В соответствии с ч. 6 ст. 79 УК РФ контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений. Учитывая, что, как и в случаях, указанных в ответе на предыдущий вопрос, такой контроль должен вестись по месту жительства либо месту пребывания (службы) осужденного, применение акта об амнистии возлагается на суд по месту осуществления контроля за его поведением.

16. Вопрос: Применяются ли положения акта об амнистии к лицу, осужденному к наказанию, не связанному с лишением свободы, при наличии сведений о том, что в производстве данного или другого суда имеется представление уголовно-исполнительной инспекции о замене назначенного ему наказания на лишение свободы? Является ли такой осужденный злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания?

Ответ: На основании подпункта 3 пункта 19 Постановления о порядке применения амнистии злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания следует считать только осужденных, в отношении которых до вступления в силу акта об амнистии уже принято судебное решение о замене наказания на лишение свободы. Поэтому, если представление уголовно-исполнительной инспекции о замене неотбытого наказания на лишение свободы на день вступления в силу Постановления об амнистии не рассмотрено либо поступило в суд после 24 апреля 2015 г. и не имеется других ограничений для применения акта об амнистии, в отношении такого осужденного акт об амнистии подлежит применению, а производство о замене осужденному назначенного наказания на лишение свободы – прекращению.

17.Вопрос: Не имеется ли противоречия в условиях применения акта обамнистии, изложенных в подпункте 5 пункта 16 и в подпункте 5 пункта 19 Постановления о порядке применения амнистии, поскольку в силу первого положения при применении акта об амнистии не учитываются судимости за преступления, за которые наказание назначалось условно или с отсрочкой отбывания наказания либо исполнения приговора, если впоследствии осужденный не направлялся в места лишения свободы для отбывания назначенного наказания, в то время как в силу второго положения – на осужденных, совершивших умышленные преступления в течение установленного судом испытательного срока, в период отсрочки отбывания наказания, акт об амнистии не распространяется как на злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания?

Ответ: В данном случае какое-либо противоречие отсутствует. В подпункте 5 пункта 16 Постановления о порядке применения амнистии речь идет не о той судимости, в отношении которой решается вопрос о возможности применения акта об амнистии, а о предыдущих судимостях осужденного, имеющих правовое значение в качестве условий применения акта об амнистии.

Судебная коллегия по уголовным делам
Верховного Суда Российской Федерации

Управление систематизации законодательства
и анализа судебной практики Верховного Суда
Российской Федерации

24 апреля Госдума РФ утвердила президентские законопроекты об амнистии 2015 года, приуроченной к Юбилею Великой Победы. Эта амнистия должна стать наиболее многочисленных за последние двадцать лет, и предусматривает освобождение из мест лишения свободы около 70 000 человек из 670 000 заключенных, находящихся сегодня в различных исправительных учреждениях. Помимо этого, согласно утвержденному законопроекту, амнистированными могут оказаться не менее 200 000 человек, осужденных условно. Закон вступил в силу уже 1-го мая и в скором времени большая часть амнистированных в самое ближайшее время выйдет на свободу.

Проект амнистии к 70 летию победы

Конечно, 70-летие Дня Победы — это достаточно веская причина для амнистии, но нельзя не забывать и о других серьезных основаниях для ее проведения. Во-первых, на сегодняшний день в местах заключения находится множество людей, отбывающих наказание за достаточно малозначительные преступления, и которые уже успели ощутить на себе несовершенство российского законодательства. Тем более, согласно статистическим данным, вероятность рецидива после отбытия небольших сроков наказания ничтожно мала. Во-вторых, немаловажную роль сыграл и затянувшийся кризис экономики, не позволяющий увеличить расходы на содержание заключенных.

Кто будет амнистирован в 2015 году

Основная цель любой амнистии состоит в том, чтобы по возможности компенсировать излишнюю строгость уголовного права в стране, особенно по отношению к тем, чьи правонарушения нельзя квалифицировать как тяжкие. Кроме того, впервые право на амнистию получили отцы, в одиночку воспитывающие детей-инвалидов и детей, не достигших совершеннолетнего возраста.
Амнистия 2015 года касается лиц, впервые отбывающих наказание за нетяжкие преступления, срок заключения которых не превышает 5 лет. Освобождению подлежат следующие категории граждан:
— пенсионеры;
— лица, которые страдают тяжкими формами заболеваний (туберкулез, рак и т.д.);
— несовершеннолетние;
— инвалиды 1-ой и 2-ой группы;
— беременные женщины;
— лица, получившие опасные дозы радиации при аварии на Чернобыльской АЭС;
— участников боевых действий с небольшими сроками наказания.
Амнистии подлежат и лица, совершившие непреднамеренные преступления по неосторожности, но только в тех случаях, когда срок их наказания не превышает пяти лет.

Какие статьи УК не подпадают под амнистию?

Утвержденный законопроект приводит и перечень статей, не подпадающих под амнистию. К ним относятся такие тяжкие преступления, как преднамеренное убийство, бандитизм, изнасилование, разбой, похищение человека, терроризм, коррупционные преступления, экстремизм, измена родине и др.
Кроме того, не будут амнистированы лица, которые отбывают наказание за мошенничество, незаконный оборот наркотиков и взрывчатых веществ. Исключены из перечня статей, подлежащих амнистии и осужденные за нарушение правил дорожного движения, следствием чего стала смерть двух и более людей, а также лица, отбывающие срок в местах лишения свободы за различные виды экономических преступлений.

Одной из предпосылок к амнистии является сокращение за последние два года числа сотрудников уголовно-исполнительной системы: в 2013-2014 гг. их количество снизилось на 27000 человек. Вместе с тем наказание отбывают много людей, совершивших малозначительные преступления. Немаловажную роль играет и текущая бюджетная политика: в условиях предельной экономии на оплату продовольствия и материально-бытового обеспечения на одного осужденного приходится около 100000 рублей.

Совет по правам человека предлагает освободить 200000 человек (в начале 2015 года в заключении находятся 672000). В 2000 году под амнистию попало столько же заключенных, и это не спровоцировало резкий подъем преступности. Снижение числа заключенных позволит России перейти с 10-го места на 30-е по количеству отбывающих наказание на 100000 жителей.

Закон и какие статьи попадают под амнистию

Госдума практически единогласно приняла в первом чтении проект постановления об амнистии в честь 70-летия Победы , внесенный президентом. В окончательном виде документ примут 24 апреля, а в силу он вступит ещё до 1 мая. Согласно статье 103 Конституции РФ, правом объявления амнистии обладает Госдума. Предложение о проведении амнистии в 2015 году основывается на исторических традициях Российской Федерации и имеет целью укрепление государственной власти.

По мнению председателя Совета Михаила Федотова, продолжительные сроки заключения не способствуют возвращению осужденного к быстрой адаптации и полноценной жизни. Об этом же свидетельствует и статистика: чем меньше срок наказания, тем меньше вероятность рецидива.

Амнистия в 2015 году

Административная амнистия, которую предполагает Проект, в России ранее не реализовывалась. Затронет она преимущественно интересы граждан, совершивших административные правонарушения с неистекшими сроками погашения штрафов.

Правозащитники освободят из заключения несколько категорий заключенных:

  • участников боевых действий, отбывающих срок до пяти лет;
  • лиц, впервые совершивших преступление;
  • беременных женщин и женщин, имеющих несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • мужчин и женщин пенсионного возраста;
  • инвалидов 1 и 2 группы;
  • лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, препятствующими отбыванию наказания и т. д.

Ознакомиться с полным перечнем категорий осужденных, а также узнать, какие статьи попадают под амнистию, можно ознакомиться в Проекте постановления об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне.

Проект постановляет о свободить от наказания условно осужденных. Помимо этого Проект обещает прекращение производства по делам, наказание по которым не сопряжено с лишением свободы.

На амнистию к 70-летию Победы не могут рассчитывать категории осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления:

  • убийство;
  • похищение человека;
  • изнасилование;
  • терроризм;
  • бандитизм;
  • шпионаж;
  • измена родине;
  • коррупционные преступления.

Исключениями не стали статьи за организацию и участие в массовых беспорядках, сюда же попадают статьи, призывающие к сепаратизму и экстремизму, а также экономические преступления. Представители Совета по правам человека утверждают, что под амнистию в 2015 попадут и те, кто находится на свободе: подследственные и под подпиской о невыезде.

По амнистии в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на свободу вышли более 33 тысяч человек. Об этом заявил Валерий Максименко - временно исполняющий полномочия замглавы ФСИН России. "По состоянию на 22 мая освобождено 33 604 человек, в том числе 4099 человек, осужденных к лишению свободы, содержавшихся в исправительных колониях", - цитируют Валерия Максименко РИА Новости.

15 человек были освобождены из воспитательных колоний – дополнил Максименко. Также амнистия коснулась 28327 человек, состоявших на учете в уголовно-исполнительных инспекциях. Кроме того, из СИЗО вышли 1163 человека.

Ранее сообщалось, что амнистия продлится полгода. За этот период на свободу планируют отпустить до 60 тысяч человек.

Какие статьи не попадают под амнистию?

  • 64, 65, 66, 102;
  • 213.2, 213.3, статья 240 (пункт «в») УК РСФСР;
  • 105, 111, 117 (часть 2), 122 (часть 3), 126 (части 2 и 3), 127 (часть 3), 127.1 (часть 3, пункт «а»), 127.2 (часть 3), 128 (часть 2);
  • 131 и 132 (части 2 – пункты «а» и «б», 3-5части), 162 (части 3-4), 166 (часть 4), 205 (часть 2 – пункт «б», часть 3), 206 (часть 2 – пункты «в» - «е», части 3-4);
  • 209, 210 (часть 2 - пункты «в» и «г»), 211 (часть 3);
  • 221 (часть 3), 226 (часть 2-4), 227 (часть 3), 228 (часть 3), 228.1 (части 3-5), 229 (части 3-4), 229.1 (часть 4), 230 (части 3 и 4);
  • 275, 276 и 278;
  • 277, 279, 281, 285 (часть 3), 286 (часть 3), 290 (части 4-6), 295;
  • 301 (часть 3), 317, 321 (часть 3), 333 (часть 2 – пункты «б» и «в»), 334 (часть 2 – пункты «б» и «в»), 335 (части 2 и 3), 353, 355, 356, 357, 358, 359 (часть 2) Уголовного кодекса Российской Федерации.