Организация поисково спасательных работ в горах. Поисково-спасательные и транспортировочные работы. Адыгейский ПСО по Республике Адыгея

История спасательной службы в горах и её организация в современных условиях

Необходимость в спасательных службах в горах существовала уже давно. Ещё в 19 веке началось активное продвижение людей в горы, и, к сожалению не всегда пребывание людей в горах заканчивалось благополучно. Так на Кавказе первой крупной катастрофой можно назвать переход Новороссийского драгунского полка в обход Крестового перевала во время Русско-Турецкой войны.

В марте 1853 года, передвигаясь по маршруту сел. Коби – сел. Каркуча - пер. Бусарчильский, при спуске с последнего один из эскадронов попал в лавину, при этом 3 офицера и 31 солдат оказались под снегом, из них 14 человек погибло. Также погибло 28 лошадей.

Необходимо отметить, что снежно-ледовые обвалы, лавины, сели и связанные с ним наводнения до середины 19 века часто и надолго прерывали движение по Военно-Грузинской дороге. На то время это была единственная хорошая дорога, соединявшая центр Северного Кавказа и Закавказье.

До наших дней сохранились тропы обхода над дорогой от р. Кистинки до Казбеги, а вплоть до 1917 года существовал Терский отдел Кавказского округа путей сообщения со своими казармами, будками, наблюдателями и т.п.

Надо сказать, что главной задачей 19 века для администрации крепости Владикавказ было бесперебойное и безопасное передвижение по Военно-Грузинской дороге. Для этого на перевале были построены приюты, держали горных проводников. Так на Крестовом перевале длительное время спасателями-проводниками работали несколько поколений Бидаровых – их можно назвать первыми спасателями Осетии.

Начало первых профессиональных поисковых работ в горах Кавказа было положено выдающимся английским альпинистом-путешественником Дугласом Фрешфильдом в 1889 г., когда он возглавил и проводил поисковые работы пропавших в горах в 1888 г. альпинистов Донкина и Фокса.

Д.Фрешфильд был отважным горовосходителем, сумевшим за один сезон 1868 года совершить великолепный дубль – первовосхождение на Казбек и первопрохождение на Эльбрус с Юга (Вост. вершину), и он сумел через год отыскать лагерь погибших альпинистов под Коштантау.


Возникновение организованной индустрии горных путешествий на Кавказе в начале 20 века потребовало создания класса проводников, наблюдателей, спасателей для обслуживания туристов. Возникла необходимость строительства приютов, хижин и троп вдоль туристических маршрутов.

В 1901 г. возникло Русское горное общество в 1903 г. - Владикавказское горное общество. Вопросы безопасности и разбор несчастных случаев в разных горных системах подробно освещались в географических изданиях, трудах, сборниках горных обществ.

Так, в “Ежегоднике Кавказского Горного общества за 1905 г.”, разбирался несчастный случай на Барт-Корте, когда в обычной экскурсии на спуске по осыпи от Ермоловской хижины в августе 1904 г. погиб гр. Котельников. Сам председатель Русского горного общества делал подробный анализ и выводы: “Действия проводников и спасателей были верными, а несчастный случай произошёл по вине пострадавшего, легкомысленно не пожелавшего выполнять указания проводников”.

Смутный период 1915-1924 гг. практически свёл на нет все достижения в области горного туризма предыдущей эпохи. Приюты и хижины пришли в упадок или были разрушены, кадров для работы в горах не стало. Но в 1925 году с бандитизмом на Кавказе было покончено, и в стране вновь зародился широкий интерес к горным путешествиям.


С середины 20-х годов, момента зарождения альпинизма и горного туризма в СССР, возникла проблема оказания помощи, спасения и контроля в горах, т.к. среди десятков любителей горной природы появились и многочисленные группы “Интуриста” с непредсказуемыми маршрутами и не подчиняющиеся никаким правилам и постановлениям.

Точно так же, бесконтрольно, нигде не регистрируясь, на свой страх и риск, действовали первые отечественные спортивные группы в горах, и для их нормальной работы требовалось создание единой организации по горным путешествиям.

В 1929 г. возникло “Общество пролетарского туризма и экскурсий” с отделениями в союзных республиках. Началось строительство турбаз и альплагерей. В целях безопасности была введена классификация горных маршрутов, а степень подготовки самих альпинистов с 1934 года стала оцениваться значками “Альпинист 1 и 2 ступени” и “Мастер Советского альпинизма”.

К 1940 году в стране действовало около 40 альпинистских лагерей, подготовивших более 100 тысяч альпинистов. Регулярно работали школы инструкторов, и достаточно чётко была налажена работа горноспасательных пунктов на Кавказе, где трудились: А.Гусев А.Малеинов А.Золотарёв Н.Гусак А.Дурнов и другие.

Развитие массовости в альпинизме и горном туризме привело к усложнению маршрутов восхождений, к выбору более трудных путей подъёма и прохождению сложных перевалов. В целях безопасности и для постепенного роста спортивного уровня альпинистов в 1946 году были введены спортивные разряды по альпинизму.

Несчастные случаи в горах 1951-1956 гг. (вершины Пассионария, Домбай, Щуровского, пик Победы и др.) поставили спортивное руководство страны перед необходимостью создать единый контролирующий орган. Он нужен был для предупреждения и профилактики чрезвычайных ситуаций с альпинистами, а также возможности спасения попавших в беду, т.к. все эти несчастные случаи вызвали большую негативную оценку у руководства страны. В альпинизме СССР возникла предпосылка для создания КСП, и в 1958 г., по решению, ВЦСПС, для координации и руководства действиями спасательных отрядов альплагерей (состоящих из самих же альпинистов) были созданы постоянно действующие Контрольно–спасательные пункты – КСП.

В 60-х годах, через 15 лет после создания КСП, такая же реакция ВЦСПС на большое количество несчастных случаев с неуправляемым кланом т.н. спортивных туристов вызвала образование системы Контрольно-спасательных служб – КСС, через 15 лет после создания КСП.

В подготовку, организацию и обучение кадров инструкторов и спасателей КСП много сил вложил Ф.А.Кропф (1914-2004гг), который, с 1935 г. по 1993 г., работал в системе альпинизма. Он же создатель основного пособия для спасателей “Спасательные работы в горах”, написанного в 1975 г. и актуального и востребованного до сих пор, т. е. через 30 лет после выпуска книги!

После создания КСП для подготовки кадров ввели курсы обучения на жетон “Спасательный отряд” и ежегодные соревнования спасательных отрядов альплагерей на скальном рельефе. В дальнейшем подобные соревнования стали проводиться и в системе КСС.

Система КСП помогла стабилизировать и упорядочить выпуск альпинистских групп на восхождения. Все группы на восхождениях имели радиосвязь (5 сеансов в день, плюс аварийное и контрольное прослушивание), группы наблюдения и взаимодействия. В случае крупных аварий КСП имело право организовать и привлекать на спасательные работы почти любых спортсменов в альплагере.

Большое учебно-методическое значение имели проведение разборов и зачет восхождений, разбор несчастных случаев, их профилактика, наблюдение за учебными занятиями, контроль объективно опасных горных объектов и маршрутов данного района, организация и проведение поисково-спасательных работ.

Больше всего неприятностей в работу КСП вносили аварии с внеплановыми, “дикими” туристами, и внелагерными альпинистскими мероприятиями, т.к. их деятельность заведомо шла в обход инструкций и указаний КСП. Доходило до того, что работникам КСП приходилось мобилизовать, в ущерб спортивным планам, спортивные составы альплагерей, для ведения масштабных поисково-спасательных работ по поиску или спасению отдыхающих.

Аналогичная ситуация возникла и в работе КСС, где дополнительные трудности были не только из-за большого количества групп в сезон, но из-за отсутствия радиосвязи с этими группами. Также не всегда хватало квалифицированных кадров спасателей и транспорта. Иногда были периоды, когда число аварий в горах с туристами и альпинистами значительно возрастало, а руководство ВЦСПС требовало усиления контроля над спортивными группами (вплоть до ограничения доступа их в горы) с целью уменьшения числа несчастных случаев (т.н. закрытые районы).

Для индустрии спортивного туризма и альпинизма это был серьёзный удар, но при тех нормах финансирования и материального обеспечения, видимо, по-другому и быть не могло. Несмотря на все эти трудности, общественные спасательные отряды, укомплектованные добровольцами, которые, в основном и работали в КСП и КСС, проводили десятки, а иногда и сотни работ в год. При этом количество погибших на территории СССР, до начала демократизации, составляло в среднем около 50 человек в год. Сейчас же если только на территории России в год выходит такая же цифра, то год считается “удачным”.

После развала Советского Союза и самой структуры ВЦСПС финансирование КСП и КСС фактически закончилось. Одновременно с этим началось образование МЧС. В конце 1990 года группа депутатов добивается создания в РСФСР Российского корпуса спасателей, и 27 декабря (сейчас это День Спасателя) принимается соответствующее решение. Но только в августе 1992 г. был образован Государственный Комитет по Чрезвычайным Ситуациям (ГКЧС), который объединил КСП и КСС.

Работники КСП и КСС вместе со своей материальной базой перешли в ГКЧС. Ещё через 3 года, присоединив к себе войска Гражданской обороны, ГКЧС реорганизуется в МЧС.

Начиная с 1992 г. функции спасения людей в России, в том числе и в горах, берёт на себя эта организация. Но работа спасателей МЧС стала существенно отличаться от работы спасателей в СССР, для которых главным было предотвращение несчастных случаев в горах, контроль безопасности восхождений и организацией учебного процесса альпинистов, спасение попавших в беду.

Спасатели МЧС, может быть, осуществили мечту многих поколений спасателей – общественников, работавших в КСП и КСС – они смогли, занимаясь любимым делом, получать за это деньги и небольшие льготы от государства. С появлением МЧС в Перечне Профессий наконец-то появилась профессия “Спасатель”.

Но спасатели сегодняшнего дня, получающие за свою работу в среднем 6-7 тысяч рублей (на апрель 2006 г.), должны быть спасателями-универсалами. Они должны уметь оказывать помощь, и не только в горах, но и под водой, на воде, и в техногенных катастрофах. Исключением по зарплате и по необходимости быть универсалами, являются только т.н. муниципальные спасатели. Они входят в состав городских спасательных служб, которые за последние 5-7 лет были образованы почти в каждом крупном городе России. Сфера деятельности муниципальных спасателей - Дорожно-Транспортные Происшествия, промальп на захлопнувшихся дверях, кошечки на деревьях и собачки посреди реки, иногда техногенные аварии и водолазные работы. При всём этом зарплата, как правило, в 1,5-2 раза выше, чем у спасателей на федеральном бюджете (а если город или край богатые - то и больше).

Спасение же людей за пределами города падает на плечи федеральных спасателей, которых во всей России около трёх тысяч.

В последнее время, правда, в некоторых субъектах РФ намечается, а кое-где уже осуществилось, создание краевых, областных, республиканских спасательных отрядов на местном бюджете, которые будут оказывать помощь по всей территории субъекта, т.е. и в горах, если они есть на территории этого края или республики. Но человек, хорошо разбирающийся в альпинизме, прекрасно понимает, что спасателя, безаварийно работающего на маршрутах 6-й, или даже 4-5-й категории, за год-два не подготовишь. А таких спасателей нужно не 20 и не 30 человек, поскольку спасатели - тоже люди, и они могут, как не странно, болеть, им нужно заниматься другими работами, ездить на обучение, повышать свой спортивный уровень, ходить в отпуска, наконец. И кто скажет, сколько нужно спасателей для Приэльбрусья, где в прошлом году через Эльбрусский ПСО прошло, только зарегистрированных, более 2000 групп. Вот иногда и складывается такая ситуация, что не везде физически успевают быть спасатели, не на всех ЧС оказать помощь. Зато потом бывает повод во всех околоальпинистских изданиях, на многочисленных форумах в Интернете склонять МЧС (случай на Коштантау во время гибели альпинистов на Чемпионате России в 2000 году Уллутау в 2004 году).

Стоит вообще отметить, что в 21 веке изменилась психология, принципы и этика восходителей. За редким исключением, бравада, риск и пренебрежение опасностями и погодой стали главными мотивами пребывания в горах. Современные туристы и альпинисты это, очень часто, люди, сознательно ищущие неприятности на свои головы в погоне за пресловутым адреналином. Это стремление изо всех сил поддерживается печатными изданиями, кино, и даже рекламой различных товаров, далёких от гор, воспевающих экстремальные ситуации и смертельный риск. Если ты не рисковал на “единичке” или “двойке” - значит ты не экстремал! И, к сожалению, спасательные отряды и службы в горах сейчас - последний оплот на пути таких людей, потерявших чувство опасности в горах. Хотя МЧС и не может не пускать туристов и альпинистов куда - либо, поскольку у нас в стране свобода передвижения. У спасателей остаётся только право регистрировать группы, уходящие в горы, и то не все удосуживаются зайти в ПСО и дать информацию. Хотя в Правилах совершения восхождений в горах Ответственный за Безопасность (раньше это был начспас) обязан согласовывать работу альпинистского мероприятия с поисково-спасательным отрядом МЧС РФ в районе нахождения. Часто за помощь и консультации спасатели получают небрежные ксерокопии маршрутных документов (без схем и карт). По ним, в случае ЧС, невозможно будет определить, где находится группа. Так же часто можно увидеть и услышать игнорирование любых замечаний по маршруту, стремление к анархическим путешествиям по горам в любых направлениях и комбинациях (одно “затаскивание”, по другому и не скажешь, детей из детдома, директором (батюшкой), для совершения на Западной вершине Эльбруса торжественной литургии). Чего стоит и кому он нужен, этот подвиг!?

Несмотря на все эти проблемы, Министерство по Чрезвычайным Ситуациям, никогда не отказывает в помощи ни своим, ни иностранным гражданам, какими бы правдами и не правдами они оказались в горах. В течение нескольких минут группа спасателей выдвигается к месту ЧС.

На Кавказе все республиканские ПСО, являющиеся филиалами Южного Регионального ПСО, который базируется в Сочи, иногда вынуждены работать на крупных поисковых работах по очереди, из-за большой нагрузки на спасателей, так как некоторые работы растягиваются на несколько недель. Пример – майские работы 2004 года по поиску группы ульяновских туристов на Эльбрусе с Севера, и транспортировке тел с высоты 5100 м. Поисково-спасательные работы в мае 2006 года по поиску и транспортировке тел российской и украинской групп с высоты 5400 метров по Южному склону Эльбруса.

(есть и такой вид спорта), чаще всего не пригоден для многочасовых подъёмов в горах с грузом и выполнения спасательных работ в тяжёлых погодных условиях высокогорья. В 2006 году, возможно, будет, создан Высокогорный Спасательный отряд МЧС России, с современным альпинистским снаряжением и средствами связи. В него войдут спасатели Кавказа на федеральном бюджете, имеющие альпинистские разряды и звания. Планируется количество спасателей – до 60 человек, с поочерёдными дежурствами в ущельях Кавказа, с дальнейшим спортивным ростом спасателей. В Ставрополе в апреле 2006 г. появился вертолёт для проведения работ, в том числе и в горах.

Горами называются обширные территории со складчатой и складчато- глыбовой структурой земной коры, поднятые до нескольких тысяч метровнадуровнем моря и характеризующиеся в своих пределах резкими колебаниями высот. Горы занимают 12% всей земной поверхности . Климат гор отличается большой суровостью. Для него характерны резкая смена погоды с большими перепадами температур в течение суток, достигающими десятков градусов. Температура обычно снижается с повышением высоты примерно на 0,5-0,7° С через каждые 100 м. В дневное время суток в горах постоянно дуют так называемые горно-долинные ветры устремленные вверх по долинам и отрогам. Ночью охлажденные воздушные массы движутся вниз по горным склонам. Перепаду температур также способствует солнечная радиация. Это ускоряет таяние снегов, вызывая лавины. Чистый горный воздух почти без потерь пропускает солнечные лучи. Поэтому фиолетовая и ультрафиолетовая часть спектра солнечного излучения гораздо интенсивнее в горах, чем в долинах. Перепады температур вызывают активные атмосферные процессы. Поднимающийся прогретый воздух смешиваясь с холодным, приводит к образованию мощных грозовых облаков и выпадению значительного количества осадков. Постоянно изменяющийся температурный режим и наличие влаги разрушают горы, и они постепенно осыпаются вниз обвалами, оползнями, камнепадами. С повышением высоты понижается атмосферное давление и уменьшается парциальное давление кислорода в воздухе. Так, на высоте 5500 м атмосферное давление почти вдвое меньше, чем на уровне моря.
Горы считаются одним из наиболее опасных для человека природных ландшафтов. Опасности в горах подразделяются на две группы: объективные, связанные с самой природой гор, и субъективные, в основе которых лежат личностные качества человека.

К природным опасностям в горах относятся горный рельеф, холод, сильныйветер, туман, снежно-ледяное покрытие, лавины, камнепады, скалы, снежныекозырьки, лед, трещины, горные реки, пещеры, карнизы.

К личностным опасностям в горах относятся незнание опасности, ошибочная оценка ситуации, недостаточный уровень подготовки, перенапряжение, неправильные действия, пренебрежение опасностью, отсутствие или неправильное использование оборудования и снаряжения, преувеличение своих возможностей, несогласованность действий. Наибольшей опасности в горах подвергаются люди, занимающиеся видами спорта, основой которых является преодоление препятствий, а риск - одним из главных побудительных мотивов к действиям. К этой категории людей относятся альпинисты, горные туристы, спелеологи, горнолыжники, путешественники по горным рекам на плавсредствах (байдарки, плоты, надувные лодки). Огромному риску подвергаются неорганизованные и неподготовленные туристские группы. Опасные ситуации также могут возникнуть с людьми, выполняющими различные работы в горах: геологами, картографами, инструкторами, спасателями, обслуживающим персоналом турбаз и альпинистских лагерей, а также с постоянно или временно проживающими в горах людьми (местные жители, отдыхающие и др.). Несмотря на все мероприятия, проводимые для повышения безопасности людей, находящихся в горах, количество ЧС. возникающих в горной местности, остается на стабильно высоком уровне.

Основными ЧС в горах являются: переохлаждение (замерзание), падение со скал, ледников, склонов, попадание в лавину, камнепад, обвал, горную реку, трещину, невозможность самостоятельного передвижения, отклонение от маршрута, воздействие метеорологических факторов, зависание на веревках, блокирование людей в пещерах, травмы на горнолыжных трассах, аварии на канатно-кресельных дорогах, падение техники (автомобили, самолеты, вертолеты).

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования к спасателям , участвующим в ПСР. Они должны:
- знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим;
- иметь хорошую физическую подготовку, высокую выносливость и работоспособность, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно быструю скорость реакции;
- уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор;
- обладать чувством долга и ответственности.

Главным принципом организации и проведения ПСР в горах является принцип единоначалия . Он основан на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ. Состав спасательного отряда и его руководитель подбираются с учетом квалификации и опыта работы. Чем сложнее и опаснее ПСР, тем выше должна быть квалификация руководителя и спасателей.

Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей. Средства связи выбираются так, чтобы они наилучшим образом соответствовали своему назначению. Для обеспечения связи на отдаленных расстояниях используют стационарные радиостанции, а непосредственно на месте проведения работ - переносные радиостанции. Для поддержания радиодисциплины в эфире все переговоры должны быть краткими, четкими и ясными.
В оснащение спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки.

Основными ЧС в горах являются следующие: переохлаждение (замерзание), падение со скал, ледников, склонов, попадание в лавину, камнепад, обвал, горную реку, трещину, невозможность самостоятельного передвижения, отклонение от маршрута, воздействие метеорологических факторов, зависание на веревках, блокирование людей в пещерах, травмы на горнолыжных трассах, аварии на канатно-кресельных дорогах, падение техники (автомобили, самолеты, вертолеты).

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования спасателям, участвующим в ПСР. Они должны:

Знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим;

Иметь хорошую физическую подготовку, высокую выносливость и работоспособность, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно быструю скорость реакции;

Уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор;

Обладать чувством долга и ответственности.

Главным принципом организации и проведения ПСР в горах является принцип единоначалия. Он основан на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ.

Состав группы и ее руководитель подбираются с учетом квалификации и опыта работы.

Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей.

Средства связи выбираются так, чтобы они наилучшим образом соответствовали своему назначению. Для поддержания связи на отдельных расстояниях используют стационарные радиостанции, а непосредственно на месте проведения работ переносные радиостанции.

Для поддержания радиодисциплины в эфире все переговоры должны быть краткими, четкими и ясными.

В оснащении спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки.

К вопросам взаимодействия с другими организациями относятся обеспечение ПСР транспортом (при отсутствии своего транспорта), административное содействие местных органов исполнительной власти, получение необходимой информации (справки о состоянии дорог, метеорологические сводки и прогнозы и т.д.). К ПСР могут быть подключены туристы, горнолыжники, спелеологи, военнослужащие и местные жители, то есть люди, не имеющие специальной экипировки и физической подготовки.

Поисково-спасательные работы начинаются с поисковых работ, которые, на каком бы горном рельефе не проводились, должны быть проведены в кратчайшие сроки. Чем быстрее будут найдены пострадавшие, тем меньше вероятность летального исхода. После сбора необходимых данных, установления возможного места пребывания (исчезновения) группы или человека, определения границ района поиска, начинаются ПР.


Поиск может осуществляться одновременно несколькими способами:

Поиском с воздуха, если метеоусловия и удаленность района поиска позволяют это;

Поиском наземными группами;

Продолжением сбора дополнительных сведений о пропавшей группе через местное население, органы власти и другие организации, находящиеся в районе поиска.

Наиболее эффективным в поисковых операциях является применение вертолетов, что позволяет:

Сократить время, необходимое для обнаружения пропавшей группы или человека;

Уменьшить количество членов поисковых отрядов;

За короткое время обследовать большие по площади территории.

Ограничениями для использования вертолетов в ПР являются:

Сложные метеорологические условия;

Порог высоты полета вертолета до 6000 м, а с совершением посадок и взлетов - 4500 м.

При поисковых работах, как правило, применяют два варианта:

Маршрутный поиск, том числе по запасному маршруту;

Неопределенный поиск.

Если маршрут движения группы известен, то поиск начинают с конечной точки маршрута, т.е. навстречу движения группы. Возле каждого предмета, вызывающего внимание, вертолет снижается или совершает кратковременную посадку. Тщательно изучается и проверяется природа явлений, напоминающих сигналы, подаваемые с земли (дым, солнечные зайчики, символические изображения на поверхности земли и т.п.). При полете внимательно просматривается местность по обе стороны от линии маршрута. Наблюдатели, сидящие по левому и правому бортам должны время от времени меняется местами в связи с большой зрительной нагрузкой.

Горные вершины осматриваются с вертолета, снижающегося или поднимающегося по спирали. Осмотр начинают с вершины или с подножия горы.

Для более детального изучения следов группы на маршруте движения возможна высадка нескольких спасателей с борта вертолета. Из-за возможного ухудшения метеорологических условий члены спасательного отряда должны быть готовы к автономному существованию и иметь при себе необходимый минимум средств жизнеобеспечения.

Если детальное изучение маршрута не дало положительных результатов, то просматриваются все возможные пути отклонения группы от маршрута. При этом задействуется максимально возможное количество воздушных судов и наблюдателей для охвата поиском больших территорий.

Поиски наземными спасательными отрядами проводятся, как правило, одновременно с организацией поисковых работ с воздуха. По различным причинам наземные ПР могут начаться гораздо раньше, чем поиск с воздуха.

Если позволяют условия, спасательные отряды с помощью транспортных средств доставляются в различные точки маршрута и каждый отряд начинает тщательный поиск на заданном отрезке маршрута. Каждому отряду или группе устанавливают маршрут движения, возможные отклонения от него для просмотра боковых хребтов, долин, рек и т.п. Размер района поиска определяется с учетом рельефа местности, сложившихся или ожидаемых метеоусловий, физической и тактической подготовки членов спасательных отрядов, количества дней, отведенных для поиска, и количества груза для автономного существования.

Наземные группы обследуют те участки маршрута или района, где наиболее вероятно, исходя из ранее проведенного анализа, может оказаться пропавшая группа или человек.

Экипировка наземных спасательных отрядов зависит от возложенных на них конкретных задач, состава группы, от физико-географических особенностей района, времени года, метеорологических условий, сложности маршрута и ряда других специфических условий.

В случае разделения поискового отряда на отдельные группы, минимальный состав которых должен быть 3-4 человека, каждая группа должна иметь:

Необходимое снаряжение для автономного существования в полевых условиях;

Неприкосновенный запас (15-20 % от общего количества продуктов);

Средства связи и сигнализации;

Контрольный срок возвращения в базовый лагерь, маршруты поиска, карты местности.

При проведении ПР спасателям приходится передвигаться по различным горным ландшафтам. Для сохранения сил и снижения риска при длительных переходах и преодоления сложных участков местности необходимо соблюдать режимы дыхания и передвижения.

Равномерное дыхание - основополагающий фактор при длительных нагрузках. На тяжелых подъемах ритм согласуется с частотой шагов (например, шаг левый - вдох, правый - выдох). На один цикл дыхания может приходиться и больше шагов (в разреженном воздухе, при прокладывании следов в глубоком снегу). Равномерность в ходьбе и дыхании позволяет сохранить силы. При продолжительных нагрузках и для предотвращения перенапряжения организма нужно вдыхать воздух носом. Такой вдох снимает перенапряжения.

Длина шага определяется крутизной подъема. На плоском пологом рельефе шаги удлиняются, на крутизне укорачиваются. При ходьбе нужно по возможности опираться на всю подошву, располагая ее горизонтально. В некоторых случаях нужно ходить на носках, например, при подъеме прямо вверх по травянистому склону крутизной 35 0 . Склоны средней крутизны при отсутствии тропинок оптимальнее проходить серпантинами. При этом мокрые крутые травянистые склоны и участки, покрытые землей или глиной, требуют повышенного внимания при прохождении.

Поднимаясь по травянистому склону, ногу ставят на всю ступню, чтобы увеличивать сцепление подошвы ботинка с травой, с возрастанием крутизны свыше 10 0 носки ног при подъеме разворачивают (подъем "елочкой"). Чем круче подъем, тем на больший угол надо разворачивать ноги. При спуске ступня ставится прямо, всей подошвой, слегка согнутые ноги пружинят при спуске по мягким крутым склонам каблуки крепко вбиваются в грунт. При спуске бегом по крутому склону делаются маленькие быстрые шаги.

Центр тяжести при подъеме и спуске надо удалять подальше от склона, угол положения нагрузки должен быть как можно более тупой. На травянистых склонах слишком большой крутизны предпочтительно идти в кошках с ледорубом.

Движение по осыпям и моренам сопряжено с опасностью камнепадов. При подъеме для опоры ног по возможности нужно выбирать крупные обломки и блоки, наступать на которые необходимо ближе к склону, чтобы не нарушать их устойчивого положения. Движение по прочной осыпи совершается прямо вверх или, с возрастанием крутизны, небольшими зигзагами по наиболее безопасным и удобным местам. Спускаться наискось или прямо вниз. По "живой" осыпи нужно двигаться наискось, чтобы случайно сорвавшийся камень не причинил вреда находящимся ниже по осыпи спасателям. Если наискось идти нельзя, то поднимаются прямо вверх, идя как можно ближе друг к другу и достаточно медленно. Наиболее опасны осыпи, расположенные на скальных основаниях или образованные движущимися ледниками. Также большой осторожности требует передвижение по осыпям в дождь или туман, т.к. резко увеличивается опасность камнепадов. Прежде чем перенести тяжесть тела на ногу, ее прежде утапливают и утверждают в осыпи. По осыпи, состоящей из мелких камней, можно спускаться, сползая вместе с ними. Если вниз начинает двигаться большая масса камней, следует быстро переместиться на соседний участок осыпи. Если большой камень не удалось задержать или кто-нибудь увидел летящий сверху камень, надо предупредить товарищей возгласом "Камень!". Возглас должен быть громким и четким, но без панических интонаций. От летящего вниз камня необходимо отступить в сторону или пригнуться. От камнепада следует укрываться за ближайшими скалами или крупными камнями. От большого количества мелких камней на открытом месте можно защититься рюкзаком, поднятым над головой.

При движении по снежным склонам надевают защитные очки, штормовой костюм, рукавицы, высокогорные ботинки с триконями или кошками, на мягком снегу - ботинки с рифленой подошвой.

При движении по мягкому снегу "прогоняют" подошву ботинка по поверхности снега, что увеличивает сцепление с ним подошвы. При движении по склону с мягким снегом нажимом подошвы постепенно, избегая сильного удара, вытаптывают ступени, стремясь их не разрушить. В фирне ступени выбивают рантом ботинка, а в сильно смерзшемся, глубоко промороженном фирне вырубают лопаткой ледоруба. На твердом фирне прекрасно держат кошки. При насте ступени выбивают ударом носка ботинка и затем уплотняют снег под настом.

Как правило, на снежном склоне действует принцип "двух точек опоры", и лишь на очень крутых склонах и глубоком рыхлом снегу ледоруб заглубляется в него, и создается третья точка опоры.

Соблюдается вертикальное положение тела, что предотвращает разрушение ступеней. "Прижиматься" к склону нельзя, т.к. возможно разрушение ступеней. Идти желательно след в след, при этом идущего впереди необходимо регулярно сменять. В лавиноопасных зонах необходимо избегать длинных траверсов, чтобы не подрезать снежный наст и не вызвать сход лавины.

Заметивший лавину подает возглас "Лавина сверху (слева, справа)". При этом необходимо отойти на край потока и спрятаться за препятствие (скалу, камень, дерево и др.). Закрыть рот и нос шерстяной шапочкой, платком, чтобы не задохнуться. Если от лавины уйти невозможно, то необходимо освободиться от любых грузов (рюкзак, лыжи и др.) и всеми силами стремиться удержаться на склоне или поверхности потока снега. После чего плавными движениями подбираться к краю лавины и выбираться за ее пределы.

По некрутому склону прямо вверх поднимаются "елочкой", выбивая ступеньки внутренним рантом ботинок. На нелавиноопасных крутых склонах возможен подъем зигзагообразно. При подъемах "в лоб" снежных склонов (что уменьшает вероятность возникновения лавин) ступеньки выбивают носками ботинок. Ледоруб при этом держат перед собой, почти по головку воткнутым в снег. Хорошо утвердившись обеими ногами на новых ступеньках, можно переносить ледоруб выше по склону.

Спускаться по некрутому склону спиной к нему, делая небольшие шаги и вминая каблуками снег. Спуск по крутому склону аналогичен подъему, но в обратной последовательности. По твердому фирну и обледенелому склону спускаются, применяя кошки; на опасных склонах идут со страховкой в связках.

На некрутых, нелавиноопасных склонах спуск может осуществляться скользящим шагом или глиссированием (скольжением). При спуске глиссированием на обеих ногах штычком альпенштока (ледоруба) опираются сзади себя. Глиссирование с тяжелым рюкзаком, по крутым склонам (круче 40 0) не допускается.

При движении по ледовым склонам до 30 0 поднимаются "в лоб", "елочкой", разворачивая ступни ног, как при движении по травянистому склону. Ногу ставят на лед, несильно ударяя о его поверхность сразу всеми зубьями кошек, кроме передних; по крутым склонам (до 40 0) идут зигзагом. Корпус при этом необходимо держать вертикально, не приближая его к склону. Штычком ледоруба двумя руками опираются на склон.

На склоне круче 40 0 поднимаются на четырех передних зубьях, вгоняя в лед ударом ноги пару носовых зубьев. Вторая пара передних зубьев прочно врезается в лед под весом человека, не давая соскользнуть носовым. Нога немного согнута в колене, ступня находится почти горизонтально. Поднимаются по правилу "двух точек опоры", при этом опираясь о лед клювом ледоруба.

Траверсируют крутой склон и спускаются по нему, двигаясь лицом к склону. По некрутым склонам можно опускаться спиной к склону, опираясь о лед штычком ледоруба сбоку, несколько сзади, нога ставится на все зубья сразу, за исключением передних.

Ступени начинают вырубать, когда склон крут и опасность срыва резко возрастает. Ступени вырубают двумя руками ледорубом. Расстояние между ступенями 15-20 см. Вырубка ступеней требует большого физического напряжения, поэтому необходима частая смена между вырубающими ступени и идущими за ними. На ледовых гребнях вырубают ступени прямо по гребню или по более пологому его склону.

Большую сложность может представлять передвижение по скальным участкам. На камнепадоопасных маршрутах необходимо использовать защитный шлем (каску). Существует несколько основных правил движения по скалам.

1. Прежде чем двигаться по скальному участку, нужно наметить и просмотреть путь движения, изучить расположение сложных участков, запомнить расположение удобных зацепок для рук и ног, найти безопасные участки для отдыха, учесть камнепады и другие опасности, наметить ориентиры, варианты обходов.

Если очевидно, что опасность непреодолима или дальнейшее передвижение сопряжено с неоправданным риском - необходимо искать более легкий вариант пути. Следует помнить, что, попав в труднопроходимое место, особенно на спуске, вернуться обратно будет еще труднее.

2. Прежде чем опереться рукой или ногой о выступ, надо проверить его прочность: осмотреть, нет ли трещин, мха, песка, нажать на выступ, не поддастся ли, покачать в разные стороны. Все это делается осторожно, чтобы не пораниться и не сбросить камень на людей, находящихся ниже. Непрочно лежащие камин сбрасывают в сторону.

3. Необходимо иметь три точки опоры. Прежде чем перенести ногу на новый выступ, надо, чтобы другая нога и обе руки нашли прочные опоры. Когда обе ноги стоят прочно и одна рука имеет хорошую опору, другой рукой нащупывают следующую зацепку. Только при таких условиях можно уверенно передвигаться, без риска внезапно искать очередную опору или зацепку. Если выступ или камень при опробовании обломится или оборвется, при трех точках опоры срыва не произойдет.

4. Стремиться двигаться главным образом за счет усилий мышц ног (они гораздо сильнее мышц рук). Ступать при подъеме на опоры, проверенные руками; руки, как правило, поддерживают равновесие тела. Лазание нагружает и утомляет более всего внутреннюю часть ступни и пальцы ног, но опираться на скалу коленом не следует: можно сорваться.

5. Основная работа рук - захват опоры (верхней, боковой и нижней) пальцами и ладонью.

6. Лазать следует плавно, без рывков, мягко, пластично, сохраняя равновесие и сберегая силы. Уметь нагружать и расслаблять различные группы мышц, меняя характер движения, чередовать работу с отдыхом.

7. Каждую надежную опору нужно использовать максимально. Не допускать чрезмерно длинного шага, быстрее утомляющего мышцы.

8. Надо стремиться идти маршрутом, близким к линии падения воды (наиболее короткий путь наверх).

9. На высоте действовать осмотрительно и обдуманно.

По ступенчатым скалам подниматься, как по лестнице, берясь руками за скалы, опираясь о них и поддерживая равновесие, но не прилегая слишком близко к поверхности скалы. Сила сцепления подошвы с неровностями скалы возрастает при отклонении от нее туловища. Использование для движения по скалам расщелин, трещин и "каминов" основано на использовании силы трения, требующем большой координации движений и значительных физических усилий.

Трещина (расщелина) может быть использована для быстрого преодоления участка трудных скал. Подъем осуществляется попеременным заклиниванием рук и ног, распорами рук, как бы раздвигающих края расщелины.

Камины проходятся с применением распоров. В узком камине используются распоры колено-ступня, в более широком - спина-колено, в широком - спина-ступни.

Спуски со скал наиболее опасны, обычно из-за своей технической сложности. По несложным, некрутым ступенчатым скалам спускаются спиной к склону так, чтобы были видны путь спуска и точки опоры. По крутым скалам спускаются лицом к склону, просматривая путь сбоку или между ногами. Наиболее употребительные способы с применением веревки - спортивный, на карабинах и способ Дюльфера.

Когда характер преодолеваемого рельефа вызывает сомнения в возможности задержаться при срыве собственными силами, спасатели должны связываться по два-три человека в связки и осуществляют взаимную страховку. В зависимости от порядка движения и расположения партнеров по связке различают страховку одновременную, когда партнеры по связке двигаются одновременно, и попеременную, когда один из партнеров двигается, а второй его страхует. Выйдя наверх и осуществляя страховку партнера, спасатель производит верхнюю страховку. Страховка осуществляется с помощью альпенштока, ледоруба, веревок. Спасатель должен владеть возможно большим количеством способов вязки узлов, чтобы в зависимости от обстоятельств выбрать для привязывания веревки нужный.

При проведении спасательных работ в горной местности необходимо поскорее извлечь пострадавших из опасной зоны: камнепада, лавины, замкнутого пространства, оказать посильную медицинскую помощь, психотерапию. Транспортировка пострадавших по используемым для ее организации средствам подразделяется на:

Вьючную;

Механизированную.

Наиболее щадящими видами являются механизированные способы транспортировки.

Ручная транспортировка предпочтительнее с использованием специальных, а не импровизированных средств. Пострадавший обязательно должен фиксироваться к носилкам, поскольку тряска, возникающая при транспортировке, и усталость спасателей могут привести к его падению с носилок и получению дополнительных повреждений. Переноска на руках вдвоем или даже вчетвером может осуществляться только на небольшие расстояния, т.к. идет очень сильная нагрузка на руки спасателей.

Вьючная транспортировка является более быстрой, чем ручная, но ее минус – в большой сложности организации.

Спасатели должны быть готовы к тому, что при всем многообразии видов транспортировки в наличии всегда будет иметься лишь малая часть из них.

Любая транспортировка неблагоприятно влияет на состояние пострадавшего, поэтому важное значение имеют вопросы транспортной иммобилизации и подготовки больного к транспортировке.

При выборе способа эвакуации следует, кроме всего прочего, прогнозировать и возможные препятствия (при авиаперевозках – грозовой фронт, при наземной транспортировке – завалы, пожары, обвалоопасные участки и т.д..).

Поисково-спасательные работы могут считаться завершенными в оперативном отношении только по возвращении спасателей и транспортных средств на исходные базы. Пострадавшие доставляются на базы их размещения или в медицинские учреждения. Использованное в операции снаряжение проверяется, приводится в порядок и сдается на хранение .


Фото с вертолета предоставлены Арсением Болдыревым, компания «Хелиэкшн»

Онлайн-сервис Save Pro Life проанализировал страховые случаи при занятиях альпинизмом, треккингом и горным туризмом, произошедшие с застрахованными через www.saveprolife.ru путешественниками. Мы считаем, что приведённые в публикации цифры помогут вам выбрать подходящий страховой полис для занятий этими горными видами спорта!

Многие любители гор уже знают, что при выборе страховки для путешествия в отдаленные горные районы мира, в первую очередь, стоит обратить внимание на прописанные в ней риски по проведению эвакуационных или поисково-спасательных работ в горах с помощью вертолёта. Расходы по страховому случаю могут быть значительными, и не все российские страховые компании берут на себя обязательства по их выполнению.


Фото из архива Анны Ханкевич, восхождение на Денали, Аляска, 2016 г.

Перед покупкой страхового полиса нужно внимательно прочитать правила страхования, проверить наличие формулировки в них и только тогда приобретать полис. Желательно, чтобы условия по эвакуации и спасению вертолётом были дополнительно прописаны в страховом полисе. Если этого нет, то продавца или страховую компанию можно попросить включить данную формулировку в страховой полис.

Стоимость страхового полиса для занятий горными видами спорта или отдыха может быть в 5 раз дороже стоимости обычной туристической страховки. Связано это прежде всего с тем, что страховые компании постепенно накапливают опыт страхования экстремальных видов спорта и отдыха и для каждого рода занятия устанавливают свой повышающий коэффициент. Сотрудники компаний, а именно андеррайтеры, внимательно изучают статистику по убыточности направлений страхования. Если направление продаж признано дорогим, то и цены на страховку повышаются или продажи совсем закрывают. Страховая компания принимает во внимание не только убыточность рода занятия, но и страны, где чаще всего происходят страховые случаи по тому или иному направлению.

Итак, в топ стран по числу несчастных случаев в горах в 2017 году попало четыре государства!

Самой дорогой страной из расчета средней стоимости расходов по страховому случаю стали в порядке убывания: Таджикистан, Непал, Киргизия, Россия. Самая посещаемая альпинистами и другими любителями горных путешествий страна – Россия (Кавказ), и самое большое число страховых случаев произошло именно здесь!

Самые распространенные травмы в горах во время занятий альпинизмом, треккингом, горным туризмом (в 2017 году):
Травмы конечностей (переломы, ушибы, ссадины)
Обморожения (пальцев рук, ног)
Горная болезнь
Высокогорный отёк лёгких или пневмония
Отёк головного мозга
Другие травмы

При выборе страховки для гор смотрим район, смотрим способы связи и выбираем подходящий страховой полис, включающий эвакуацию и поисково-спасательные работы.

Рассмотрим таблицу по эвакуации вертолётом в горной местности с застрахованными в 2017 г.

В Таджикистане стоит обратить внимание на дороговизну эвакуационных работ вертолётом в районе поляны Москвина, где располагается Международный альпинистский лагерь «Памир Пикс» – самая удобная отправная база для восхождений на пики Коммунизма и Корженевской. Здесь лимит на эвакуационные работы составит 15 000 долларов США. Компания «Памир Пикс» сама координирует проведение эвакуационных работ при страховом случае.

Один из популярнейших горных районов мира для альпинистов и горных туристов – Киргизия. Стоимость работ в этих местах в среднем достигает порядка 7 000 долларов США.

Важно отметить, что у МЧС Кыргызстана нет своего вертолёта и команды горных спасателей. В любых спасательных операциях в горных районах задействован вертолёт Вооруженных Сил Киргизской Республики. Поэтому при обращении в МЧС время проведения спасательной операции значительно увеличивается. Бесплатно МЧС не предоставляет вертолёт, и эффективнее обращаться напрямую в компанию «Ак-Сай Трэвел», в свою очередь компания ведет переговоры по выделению вертолёта для организации спасательных работ при наличии у туриста подходящего страхового полиса.

Даты пребывания
Нитку маршрута
Копии страховых полисов
Обговорить возможности связи
Сообщить контактные данные родственников

При посещении Непала нужно обратить внимание на горный район, куда вы отправляетесь. В Непале работает достаточное число коммерческих вертолётных компаний, и стоимость их работ зависит от удаленности места нахождения туриста к столице Непала Катманду, где сосредоточены основные квалифицированные клиники.

Рассмотрим среднюю стоимость эвакуационных работ вертолетом в горных районах Непала.

2008 года

Участники: К участию приглашаются альпинисты с 1 разрядом и выше

Кандидат на участие в УТС сдает в ФАР письменную работу и заполненную анкету (см. также Критерии отбора участников).

Кандидат предоставляет медицинскую справку

При поступлении кандидат сдает зачет по физической подготовке.

Участникам необходимо приехать на место сборов со всем необходимым личным снаряжением. Желательно иметь страховой полис.

Тренерский состав: Определяется и утверждается решением Правления ФАР

Документы

об окончании

обучения: После прохождения аттестации и сдачи экзаменов участники получают документы государственного образца (свидетельство о повышении квалификации, удостоверение, книжку и жетон спасателя) и награждаются номерным жетоном «Спасение в горах»;

Финансирование: - участник оплачивает проезд к месту проведения УТС и обратно*

Участник оплачивает оргвзнос. В оргвзнос входит оплата проживания, питания, оплата работы преподавателей, атрибутика.

Размер оргвзноса определяется организаторами не позднее чем за 2 месяца до начала УТС.

Утверждено

Положения о знаке «Жетон «Спасение в горах»

1. Общая часть

Настоящее Положение устанавливает:

Понятие о жетоне «Спасение в горах» (жетон);

Порядок выполнения требований для награждения жетоном;

Порядок присвоения и лишения жетона.

2. Жетон «Спасение в горах»:

Учрежден Федерацией альпинизма России (ФАР) с целью повышения уровня подготовки спасателей профессиональных аварийно-спасательных формирований и общественных альпинистов-спасателей в обеспечении безопасности альпмероприятий (АМ) и оказания помощи терпящим бедствие в горах.

Имеет вид нагрудного знака с порядковым номером с надписями на русском («Спасение в горах») и английском («Mountain rescue») языках.

Наличие присвоенного жетона является обязательным условием для выпуска альпиниста на первое восхождение по маршруту 6А категории сложности*.

3. Требования к лицам, награждаемым жетоном

Иметь 1-й разряд по альпинизму;

- сдать экзамен и быть аттестованным комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей при органе исполнительной власти субъекта РФ (далее – аттестационная комиссия).

Пройти обучение на специализированном учебно-тренировочном сборе (далее – УТС);

4. Порядок награждения жетоном

После прохождения УТС и сдачи экзамена участнику выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

Награждение жетоном «Спасение в горах» производится лицом, уполномоченным ФАР.

Для внесения награжденных жетоном в единый реестр ФАР, организацией, проводившей УТС, на каждого участника в Правление ФАР предоставляются:

Учетная карточка альпиниста

Свидетельство об окончании УТС.

Цветная фотографии 3*4 см (1 шт.)

Альпинисты, награжденные жетоном, а также получившие жетон до момента вступления в силу настоящего положения и прошедшие переаттестацию, включаются в реестр.

5. Ответственность обладателя

Награжденный жетоном несет дисциплинарную ответственность за проступки, несовместимые с данным званием.

Решением Правления ФАР альпинист может быть лишен жетона.

6. Особые случаи

В случае утраты для получения дубликата в Правление ФАР предоставляются:

Заявление с объяснением обстоятельств утраты, ходатайство региональной ФА, цветное фото (3х4) см.

Решения по вопросам, не оговоренным данным Положением, принимаются Правлением ФАР и согласуются с МЧС РФ.

* - настоящее требование вступает в силу с 01.01.2008 г.

Утверждено

Конференцией Федерации альпинизма России

Положение о специализированном учебно-тренировочном

сборе по подготовке на жетон «Спасение в горах»

Подготовка к организации и проведению квалифицированных поисково-спасательных работ на всех формах горного рельефа и в иных условиях с использованием альпинистской техники.

Повышение квалификации руководящего состава и участников альпмероприятий (АМ) в деле организации и проведении работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в горной местности.

2. Проводящие организации

Специализированный учебно-тренировочный сбор (далее - УТС) проводятся организациями, уполномоченными Правлением Федерации альпинизма России по согласованию с МЧС РФ.

3. Виды подготовки (обучения) на УТС

Форма обучения - очная.

УТС проводится на местности с наличием всех форм горного рельефа, сроком не менее 10 календарных дней.

4. Требования к руководящему и тренерскому составу

Руководитель сборов - иметь опыт хозяйственного обеспечения АМ.

Старший тренер - КМС, инструктор-методист по альпинизму I категории, имеющий жетон "Спасательный отряд" или являющийся аттестованным спасателем

Ответственный за безопасность (ОБ) - КМС, инструктор-методист II категории, имеющий жетон "Спасательный отряд" или являющийся аттестованным спасателем.

Тренер - КМС, инструктор-методист III категории, имеющий жетон "Спасательный отряд" или являющийся аттестованным спасателем.

Врач - медицинский работник с высшим медицинским образованием .

Старшему тренеру, ОБ и всему тренерскому составу иметь опыт участия и проведения поисково-спасательных и транспортировочных работ в горах.

5. Требования к участникам УТС

Возраст - не моложе 20 лет.

Спортивная квалификация - 1-й разряд по альпинизму.

Кандидат на участие в сборах предоставляет в организацию, проводящую УТС:

Паспорт,

Книжку альпиниста,

Паспорт спортсмена (классификационный билет),

Учетную карточку альпиниста,

2 цветных фото 3х4 см.,

Заключение по результатам медицинского освидетельствования о годности к работе в экстремальных условиях1,

Справку о прохождении обучения по программе первоначальной подготовке спасателя МЧС России;

Заявление в комиссию по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей при органе исполнительной власти субъекта РФ по месту проведения УТС (далее – аттестационная комиссия).

Прим.: 1 – медицинское освидетельствование проводится в соответствии с приказом Минздрава РФ № 90 от 01.01.2001 г., формулировка записи «годен к работе спасателем».

6. Программа подготовки

6.1. Проводится по Программе подготовки «Организация и проведение поисково-спасательных работ в горной местности и иных условиях с использованием альпинистской техники».

6.2. Программа подготовки является специально-технической программой дополнительного образования , утверждается Правлением ФАР и согласовывается с Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке.

7. Сроки и порядок утверждения сборов

7.1. Документы на утверждение проведения УТС подаются в Правление ФАР не позднее одного месяца до начала работы.

7.2. Перечень подаваемых документов.

Ходатайство проводящей организации на разрешение проведения УТС.

Список руководящего и тренерского состава с указанием – ФИО, года рождения, спортивного разряда (звания), инструкторской категории (с номером удостоверения), номера жетона «Спасательный отряд» и (или) удостоверения спасателя, города проживания.

Список участников с указанием – ФИО, года рождения, спортивного разряда по альпинизму, города проживания.

Место и сроки проведения УТС.

Календарный план УТС.

8. Отчетные документы

8.1. Для утверждения итогов УТС проводившая организация в течение месяца с момента окончания направляет в Правление ФАР следующие отчетные документы:

Отчет старшего тренера о выполнении Программы подготовки,

Список работавших тренеров,

Протокол решения аттестационной комиссии,

9. Документы об окончании УТС

9.1. Участникам, окончившим сборы, выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца.

10. Финансирование.

11.1. Финансирование затрат на проведение УТС проводится заинтересованными организациями и (или) из личных средств участников.

11.Особые условия.

11.1. Решения по вопросам, не оговоренным данным Положением, принимаются Правлением ФАР и согласуются с МЧС России.

УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО

Конференцией Межведомственной комиссией по

Федерации альпинизма России аттестации аварийно-спасательных

по их подготовке МЧС России

протокол МАК №1 п. II

Программа подготовки

«Организация и проведение поисково-спасательных работ

в горной местности и в иных условиях

с использованием альпинистского снаряжения»

1. Введение

Программа разработана в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Правилами проведения соревнований и совершения восхождений в горах» Росспорта РФ, решениями ежегодной Конференции и Правления Федерации альпинизма России и регламентирует дополнительную специально-техническую подготовку общественных альпинистов-спасателей и руководителей альпинистских мероприятий.

Настоящая программа является дополнительной специально-технической и разработана в соответствии с «Программой первоначальной подготовки спасателей РФ» от 01.01.2001 г.

Проводящими организациями могут быть конкретизированы и расширены некоторые разделы, внесены дополнительные вопросы, особенно при проведении практических занятий и тренировок.

Расчет часов по предметам обучения программы подготовки спасателей (всего 100 часов)

Прим.:

1 - При проведении занятий по медицинской и психологической подготовке учитываются знания, полученные при теоретических и практических занятиях по «Программе подготовке альпинистов», утвержденной ФАР.

2. Перечень разделов, тем и видов занятий программы подготовки спасателей

РАЗДЕЛ 1. БЕЗОПАСНОСТЬ В АЛЬПИНИЗМЕ 4

Тема 1. Статистика несчастных случаев в горах

Учебные вопросы:

Анализ данных СТК ФАР

Тема 2. Особенности гор и возникновения опасностей в горах. 1 - -

Учебные вопросы:

Опасности, обусловленные природой гор

Опасности непогоды и высокогорного климата

Тема 3. Анализ технических приемов в горах, при которых происходят 2 - -

несчастные случай.

Учебные вопросы:

Объективные и субъективные причины несчастных случаев в горах

Ошибки при вязании узлов

Ошибки при движении по скалам

Ошибки при движении по снегу и льду

Ошибки при организации страховки и самостраховки

Ошибки при спуске по веревке

РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СТРУКТУРА СПАСАТЕЛЬНОЙ

СЛУЖБЫ В ГОРАХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 3

Тема 1. Организация профилактическо-спасательной службы в 1 - -

горах в СССР

Учебные вопросы:

История создания службы. Жетон «Спасательный отряд»

Тема 2. Организация и структура поисково-спасательной службы 1 - -

Учебные вопросы:

История создания ПСС МЧС. Структура и функции.

Нормативные акты, регулирующие проведение спасательных работ.

Права и обязанности спасателя.

Тема 3. Организация спасательных служб в горах за рубежом 1 -

РАЗДЕЛ 3. СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ В ГОРАХ 11

Тема 1. Классификация спасательных операций 1 - -

Учебные вопросы:

Классификация спасательных операций

Виды спасательных работ

Тема 2. Организация спасательных операций 1 - -

Учебные вопросы:

Предварительные организационно-профилактические мероприятия

Спасательные отряды: головной, транспортировочный,

вспомогательный. Структура и функции.

Тема 3. Планирование и тактика спасательных операций. 3 - -

Учебные вопросы:

Выход поисковых групп и спасательных отрядов

Определение тактики. Выбор организационной схемы. График работ.

Организация сигнализации и связи

Особенности тактики спасательных операций малыми группами

Неопределенный поиск. Маршрутный поиск. Поиски в лавине.

Спасательные операции на стенных маршрутах. Спуск сверху.

Подъем снизу. Продвижение сбоку.

Особенности тактики спасательных операций при высотных восхождениях

Тема 4. Техническое обеспечение спасательных операций 2 4 -

Учебные вопросы

Снаряжение. Общие сведения.

Подручные средства

Специальное снаряжение. Тросовое. Лебедки. Носилки. Акья.

РАЗДЕЛ 4. СПАСАТЕЛЬНО-ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЕ

РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОДРУЧНЫХ СРЕДСТВ 18

Тема 1. Снаряжение 2 4 -

Учебные вопросы:

Узлы, беседки, обвязки. Веревочные носилки.

Системы закрепления веревки

Системы торможения

Наращивание веревок

Полиспастные системы

Тема 2. Технические приемы 2 4 - Учебные вопросы:

Подъем к пострадавшему

Спуск пострадавшего

Подъем пострадавшего

Траверсирование участков склона

Тема 3. Транспортировка пострадавшего 2 4 - Учебные вопросы

Транспортировка на простом рельефе небольшой крутизны

Транспортировка по крутым и обрывистым склонам

Транспортировка по сложному скальному рельефу

Транспортировка по травянистым склонам

Взаимодействие групп при большой протяженности спуска

Особенности спасательных работ при восхождении в двойке

РАЗДЕЛ 5. СПАСАТЕЛЬНО-ТРАНСПОРТИРОВОЧНЫЕ 14

РАБОТЫ НА СНЕЖНО-ЛЕДОВОМ РЕЛЬЕФЕ

И В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ. ЛАВИННАЯ ПОДГОТОВКА.

Тема 1. Особенности спасательно-транспортировочных 2 4 -

работ на снежном и ледовом рельефе

Учебные вопросы:

Спасательные работы в районе ледников. Подъем из трещин.

Транспортировка по снежным склонам.

Особенности спасательных работ зимой

Тема 2. Организация и проведение спасательных работ в лавинах 2 6 -

Учебные вопросы:

Виды снега. Механизмы образования лавин.

Преодоление лавиноопасных склонов.

Правила поведения при попадании в лавину.

Техническое обеспечение и средства безопасности в лавинах.

Лавинные датчики («бипперы»). Лавинные зонды.

Тактика и методы проведения поисковых работ в лавинах

Поисковые работы силами участников группы.

Поисковые работы силами спасательного отряда.

РАЗДЕЛ 6. ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД 8

Тема 1. Горные реки 1 - -

Учебные вопросы:

Зависимость уровня воды в горных реках от различных факторов.

Наводнения. Сели.

Тема 2. Организация переправ 1 6 -

Учебные вопросы:

Виды переправ.

Транспортировка пострадавшего через водные преграды

РАЗДЕЛ 7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ ГРУПП 4

И АЛЬПИНИСТОВ В ГОРАХ С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ МЧС,

СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ И ДРУГ С ДРУГОМ.

Тема 1. Радиосвязь при проведении спасательных работ

Сигналы бедствия

Тема 2. Взаимодействие с подразделениями МЧС 1,5 - -

Тема 3. Взаимодействие с авиацией 1,5 - -

РАЗДЕЛ 8. МЕДИЦИНСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА 10 5 5 -

Тема 1. Основы анатомии и физиологии человека

-Тема 2. Средства оказания первой медицинской помощи

Тема 3. Первая медицинская помощь при травмах и травматическом шоке

Тема 4. Первая медицинская помощь при кровотечениях

Тема 5. Первая медицинская помощь при горной болезни и

острых заболеваниях

Тема 6. Первая медицинская помощь при вывихах и переломах костей .

Синдром длительного сдавливания.

Тема 7. Основы сердечно-легочной реанимации

Тема 8. Первая медицинская помощь при ожогах и отморожениях

Тема 9. Первая медицинская помощь при несчастных случаях

Тема 10. Первая медицинская помощь пострадавшим с острыми

расстройствами психики

Тема 11. Морально-психологические основы статуса спасателя

в горной местности

Учебные вопросы:

Безопасность – основа горовосхождений. Важность профилактики

несчастных случаев в горах.

Подбор партнера при занятиях альпинизмом и горным туризмом

Психологические качества необходимые спасателю.

Правила поведения в спасательном отряде.

Тема 12. Психологическая подготовка спасателей к действиям

в экстремальной ситуации

Учебные вопросы:

Страх и его проявления.

Методы психологической подготовки

Методы управления психическим состоянием

Приемы рациональной организации труда и отдыха при ведении

спасательных работ.

РАЗДЕЛ 10. РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ 4 - 4 -

РАЗДЕЛ 11. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОСТАВЛЕНИЕ

ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНА СПАСАТЕЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

РАЗДЕЛ 12. СДАЧА ЭКЗАМЕНА И СОРЕВНОВАНИЯ 20 4 16 -

3. Перечень разделов программы подготовки руководителей и ответственных за безопасность альпинистских мероприятий

1. Правовые основы деятельности общественных аварийно-спасательных 1 - 2

формирований

2. Организация деятельности ответственного за безопасность 4 - 2

альпинистского мероприятия, руководителя аварийно-спасательного

формирования.

3. Руководство проведением поисково-спасательных работ 6 4 2

в горной местности с использованием альпинистской техники.

Взаимодействие общественных аварийно-спасательных формирований

и подразделений МЧС.

4. Спасательный фонд альпинистского мероприятия: организация, хранение

5. Расследование причин несчастных случаев и нарушений правил 2 2 -

горовосхождений. Составление отчета о несчастном случае.

6. Организация альпинистских общественных аварийно-спасательных 1 1 3

формирований и подготовка для них кадров.

Цель подготовки общественных альпинистов-спасателей и руководителей альпинистких мероприятий – дать необходимый объем знаний и выработать практические навыки, позволяющие им квалифицированно выполнять спасательные работы на всех формах горного рельефа в любых условиях обстановки, в т. ч. при ограниченных возможностях наличных сил и средств.

Это достигается:

Четкой организацией и качественным проведением всех занятий;

Приданием занятиям практической направленности;

Высоким уровнем методической подготовки преподавателей;

Наличием соответствующей учебной базы.

Ответственный за безопасность альпинистских мероприятий обязаны:

Кандидат на участие в сборах при поступлении сдает зачет по физической подготовке:

Бег, 3 км – не более 14 минут

Подтягивание на перекладине - 12 раз

Отжимание от пола - 40 раз

Упражнение на пресс (наклоныраз

Приседание на ноге (пистолетикраз

При не выполнении нормативов кандидат не зачисляется на обучение.